Как улучшить чью-то успеваемость мотивации к учебе

Сегодня мы рассмотрим тему: "Как улучшить чью-то успеваемость мотивации к учебе" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Как повысить у ребенка мотивацию к учебе. 9 СОВЕТОВ для занятых родителей

Как повысить у ребенка мотивацию к учебе. 9 СОВЕТОВ для занятых родителей


фото: Татьяна Джемилева

Давайте, для начала посмотрим, что может ребенку мешать развивать в себе сферу мотивации?

1. Низкая самооценка

Дети, неуверенные в себе и своих достижениях, как правило, очень боятся ошибок и избегают неудач любым способом. Одни вешают на себя ярлык «глупых», у других «вечно отказывает память», некоторые все время плачут и расстраиваются, а кто-то даже ведет себя агрессивно. Все это – последствия страха быть «плохим» для своих родителей и окружения. Не самая адаптивная позиция, но, неосознанно, многие дети ее придерживаются.

2. Завышенная самооценка

Дети, которых «перехвалили», либо те, которым дается все легко, так же далеко не всегда замотивированы на учебу. Часто такие дети избегают сложных новых решений, потому что не привыкли проигрывать или справляться с трудностями. Ребенку комфортно, когда все получается и ему очень сложно бывает справиться с новыми, действительно сложными заданиями.

3. Соматические расстройства

Бывает и так, что ребенок просто физически не готов к обучению. Ранний возраст зачисления в школу, болезненность, астения (постоянная усталость), низкий эмоциональный уровень. Мотивация может отсутствовать у таких детей просто вследствие того, что организм все силы бросает на улучшение самочувствия ребенка. Здесь важно, в первую очередь, заняться здоровьем ребенка, а затем уже школьными делами.

4. Жесткий родительский контроль или безразличие родителей

Это две стороны одной медали. Ребенок, который находится под постоянным давлением родителей (такая ситуация может сложиться и с очень строгим учителем), боится получить плохую оценку. Этот страх полностью поглощает сознание ребенка и на мотивацию просто не остается сил. Родители же, воспитывающие ребенка в относительно «расслабленной» обстановке, желая дать ему свободу выбора, не могут научить чадо самоконтролю. Часто такие дети впоследствии вообще не видят смысла в учебе. Эти родители во многом ответственны за то, чтобы научить ребенка тому, что есть некоторые правила, соблюдение которых обязательно для успешной учебы.

5. Отсутствие личного примера

Чему может научиться ребенок, если у него перед глазами нет примера должного поведения. Нельзя требовать от ребенка желания учиться, если родители сами ничем не интересуются и не развиваются. Не важно, что вы делаете, какова ваша профессия, но вы должны постоянно открывать перед ребенком мир. Нужно вместе удивляться, искать приключений или осваивать новые навыки. Не важно, что это будет: получение очередного высшего образования, путешествия или эксперименты на кухне.

Так что же делать с ребенком?
Как поселить в его голову желание к знаниям, научить его самоконтролю и мотивировать на успехи в учебе.

Я хочу предложить вам несколько хороших действенных способов, которые обязательно сработают. Я не понаслышке знаю, что сложно совмещать, работу, домашние дела и еще и контролировать детскую учебу.

[3]

Поэтому предлагаю способы, которые не займут у вас много времени и внимания. Единственным условием является регулярность, ваша собственная организованность и избегание вышеперечисленных ошибок.

1. Организуйте график

Звучит громко, и не всегда выполнимо. Но это очень важно, составить график учебы. Желательно сделать это в письменном или печатном виде, в таком, который будет понятен ребенку. Включите в график школьные занятия, отметьте время посещения секций, время на выполнение школьных заданий и, обязательно, «плюшки», то есть то время, которое ребенок может потратить на себя.

Вот, например, график моей 8-летней дочери

2. Организуйте досуг

Оставьте время для мультиков и игр. Если вы противник интернета и телевизора – пусть рисует, читает, мастерит, гуляет во дворе, пусть просто бегает по дому и выкрикивает громкие песни. Главное – время отдыха должно обязательно перемежать и учебную деятельность. Учитывайте возраст ребенка. Младший школьник не может делать уроки больше 30-40 мин без перерыва. Ребенку в средней школе по силам заниматься час. Уставший ребенок – это совсем не то, чего мы добиваемся.

Составить график – полдела. Теперь важно вам самим, в течение не одной недели (в зависимости от возраста), контролировать его выполнение. Иногда можно, исходя из состояния ребенка и каких-то домашних дел, сделать поблажку. Только не злоупотребляйте этим и старайтесь каждый раз обоснованно говорить ребенку, почему график сегодня не соблюдается.

Я не сторонник платных домашних заданий. Больше всего дети обычно нуждаются во внимании. Обещайте за следование графику и успехи в учебе – развлечения вечером или в выходной. Может быть, это будет настольная игра, совместная прогулка, поход в зоопарк или просто вкусный семейный ужин со сладостями. Поверьте, самая лучшая мотивация – это время родителей.

5. Помогайте со сложными заданиями

Школьная программа рассчитана на среднего ребенка, к тому же, учитывая сложности со сферой внимания у детей, они часто не могут сделать некоторые упражнения. Не нужно решать задачи самим, достаточно помочь понять вопрос учебника или привести пример похожего решения. Научите (если он не умеет) пользоваться словарем, искать дополнительные знания в интернете (но, не готовый результат!), покажите, что можно еще раз прочитать учебник.

6. Развивайте интеллект ребенка

Самый простой, хоть и не бесплатный способ – записать ребенка в школу развития. Но можно и самостоятельно дома развивать способности и интеллект. Для этого вам нужно периодически скачивать в интернете задания: ребусы, лабиринты, логические игры или просто купить пару сборников для развития. Таких сейчас на рынке очень много.

Как не странно, но такое простое действие, как похвала, дается родителям с трудом. Хвалить не вредно! Только не нужно часто хвалить ребенка за то, к чему он никаких усилий не приложил. Например, за то, какой он: красивый, милый, хороший, единственный и умный. Эта абстракция лишь завышает уровень требований к себе. Хвалите за достижения. За самые маленькие, но очевидные: вовремя проснулся, не забыл про математику, сам справился с задачкой, сделал мало ошибок в предложении…

8. Ругайте правильно

Ругать не запрещено, но здесь, как и с похвалой нужна мера. Если ребенок не следует правилам (если он нормальный ребенок, то он и не может это делать постоянно), лишайте его обещанных в четвертом пункте радостей. Только, пожалуйста, всегда делайте это с оглядкой на возраст и реальные способности ребенка.

Самое плохое, что вы можете сделать для ребенка – это постоянно переживать из-за его учебы. Дети очень чувствуют состояние родителей. И им совсем не хочется, чтобы мама плакала из-за плохих оценок или падала в обморок от помарок в тетради. «Легкий перфекционизм», конечно, никому еще не мешал. Но слишком мотивированый «здоровьем» матери ребенок – будет потом очень страдать.

Читайте так же:  В чем причины перепадов настроения у мужчин, женщин или детей

Если вам не хватило информации, или ваш случай не подходит под общее описание. Или, может быть, вы хотели обсудить лично вопросы, связанные с плохой учебой ваших детей. Я жду вас на консультации.

Можно всегда написать мне в личном сообщении или просто позвонить по телефону или скайпу

Рейтинг — один из методов повышения мотивации учащихся к обучению

Рейтинг – довольно-таки распространённая в последние годы система позволяющая осуществлять контроль результатов процесса обучения, систематизировать информацию об успехах учеников.

В нашей школе первоначально рейтинг осуществлял организующую функцию: помогал сделать результаты учебно-воспитательного процесса открытыми и доступными для всех желающих, являлся показателем учебной деятельности детей для родителей, ну и, конечно же, служил инструментом повышения мотивации для самих ребят.

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Проанализировав различные подходы к повышению учебной мотивации учащихся, в школе была создана рейтинговая система оценивания. На начальном этапе — это средний балл успеваемости учащегося по всем предметам за неделю (предметы не выделяются), а также средний балл успеваемости класса за неделю. С одной стороны, ученики имели возможность сравнить свои результаты успеваемости с остальными результатами по школе, увидеть свое местоположение относительно других. С другой стороны, учащиеся сравнивали себя с собой.

Как это происходило. Результаты рейтинга были представлены на информационном стенде каждую неделю. Причем, информация подавалась в различных видах: таблица, график. Итоги рейтинга за неделю обновлялись, а график динамики успеваемости каждого ученика и класса достраивались с учетом новых данных по рейтингу. Еженедельно в школе проводилась линейка, на которой объявлялись результаты рейтинга за прошедшую неделю, после чего всю информацию учащиеся могли увидеть на стенде.

Интерес учеников к рейтингу был очевиден. Они подходили к стенду, сравнивали свою позицию, высказывали свое мнение.

Влияние учебного рейтинга на повышение мотивации к обучению было отмечено педагогами. Учащемуся создавалась зона успеха: он мог повысить свой рейтинг, получая хорошие оценки по различным предметам. Но не только с другими учениками мог сравнивать себя учащийся. Одна из таблиц не стенде отражала личное продвижение каждого в учебном пространстве школы (отмечалось определенным цветом в таблице).

Результаты рейтинга оказались важными и для родителей. Придя в школу, каждый родитель мог увидеть все оценки своего ребенка за неделю, динамику его учебного рейтинга, и местоположение на фоне успеваемости всей школы.

Анализируя результаты работы по введению рейтинга, можно отметить его положительное влияние на мотивацию учащихся к обучению (о чем говорит повышение коэффициента качества знаний), а также считать рейтинг одним из инструментов управления учебно-воспитательным процессом, т.к. картина успеваемости каждого ученика очень прозрачна.

Но, несмотря на повышение учебной мотивации учащихся, было отмечено, что только учебных результатов не достаточно, воспитание также является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В связи с этим педагогический коллектив школы решил продолжить работу с рейтингом, разработав дополнительные составляющие и критерии оценивания учащихся и в эту работу включить как педагогов, так и самих учащихся.

В процессе работы с рейтинговой технологией возникло множество вопросов и проблем. Например, есть ребята, которым тяжело даётся учебная деятельность, даже при большом желании они не смогут занять ту нишу в рейтинге, на которую им хотелось бы претендовать. А есть такие, которые без проблем справляются с учёбой, но их поведение или равнодушие к делам школы вызывает негодование. По результатам учебной деятельности в выигрыше всегда одни и те же. В таком случае рейтинг сам себя дискредитирует, становится никому не интересным.

После долгих поисков, обсуждений, мы приняли следующее решение. Рейтинг должен стимулировать учащихся к постоянному росту их достижений, стать одним из основных инструментов в формировании и развитии познавательной мотивации, чувства успеха. Таким образом, решили изменить критерии составления рейтинга.

С понедельника, придя в школу, каждый ученик имеет по 10 баллов за поведение и 10 баллов за прилежание. С правилами прилежания и поведения дети знакомы с начала учебного года (подписывают соответствующий договор об их соблюдении). Бесспорно, это момент доверия каждому, задача ученика – сохранить эти баллы до конца недели. И здесь уже кто как проявит себя. Каждый учитель оценивает учебную деятельность ребят, их поведение и прилежание за неделю, заполняя соответствующие таблицы. Затем информация обобщается, и результаты доводятся до сведения детей. Классные руководители составляют по своим классам графики повышения или понижения рейтинговых результатов детей, используют эту информацию на классных часах, в процессе индивидуальных бесед с ребятами, родителями

Но в любом случае, учитывая не только учёбу, но и другие показатели (участие в общественной жизни школы, отношение к одноклассникам, взрослым, поведение), каждый имеет шанс подняться в рейтинге. Мотивационный эффект налицо.

В конце года мы планируем подвести итог рейтинговой деятельности и внести изменения в критерии. Хотелось бы отразить общественную деятельность учащихся шире, поощрять их инициативу, может быть, введём систему бонусов.

Как мотивировать себя на учебу 12 золотых советов

Вы хотите стать успешным человеком, добиться многого в жизни для этого надо много учиться и получать знания, которые вам пригодятся в дальнейшем. Но вам неохота лишний раз сидеть за книгами и изучать необходимую для вас информацию. Хочется погулять, посмотреть кино или пообщаться с друзьями.

Как начать мотивировать себя на учебу? С чего начать мотивацию самого себя?

Психологи изучили эту проблему и пришли к выводу что людям, которые хотят себя замотивировать на учебу надо дать двенадцать основных советов

Совет 1. Друзья, на которых можно равняться

Посмотрите на людей, которые вас окружают, среди них есть не совсем удачливые люди и есть удачные и везучие по жизни. Обратите внимание на друзей, у которых все хорошо складывается в жизни.

Проанализируйте, что помогло им добиться успеха у жизни? Успех, хорошая работа, уважение, продвижение по службе все это приходит не сразу, а постепенно и благодаря вашим знаниям.

Благодаря полученным знаниям человек создает себе дорогу в жизнь.

Совет 2. Друг и вы конкуренты

Найдите себе друга, который тоже, как и вы хочет учиться, получать знания и в будущем устроиться на хорошую работу.

[1]

Если вы с другом будете делиться своими достижениями и даже немного хвастаться друг перед другом, это не плохо. Конкуренция в получении хороших знаний никогда никому не навредит, а даже наоборот промотивирует вас получать еще больше необходимых знаний.

Совет 3. Наставник старше вас

Хорошо если вас сможет мотивировать на хорошую учебу человек старше вас, это может быть преподаватель, родители, просто близкий знакомый.

Читайте так же:  Как вернуть любимого

Старайтесь задавать на лекции больше вопросов, чем больше вы будете узнавать нового, тем лучше вы замотивируете себя на учебу.

Не надо стесняться задавать вопросы профессору или преподавателю он вам ответит с радостью ведь человек, который задает вопросы, считается целеустремленным, нацеленным на результат.

Совет 4. Мотивация это ваша цель

Когда у человека есть цель кем он хочет стать в жизни, хорошим преподавателем, врачом, инженером, он будет стараться учиться получать необходимые знания, потому что они нужны ему в жизни, ведь без знаний он не сможет вылечить человека как врач или построить производство, как инженер.

Поставьте перед собой цель кем вы хотите стать это ваша мотивация и учитесь выбранной профессии.

Совет 5. Поставьте цель и оценивайте себя

Составляйте список задач на каждый день и придерживайтесь этого списка. Если вы поставили на сегодня цель выучить конспекты, вы обязательно должны это сделать, после выученного материала не забывайте себя наградить, купите себе шоколадку или погуляйте с подружкой.

Достигнутая цель всегда должна быть оценена и награждена пусть простой конфеткой или шоколадкой.

Совет 6. Мотивация на учебу через скетчноутинг

Многие люди осознают и понимают, что главное, чтобы добиться чего-то в жизни это надо получить знания и много учиться, но порой так тяжело заставить себя открыть книгу, начать ее читать, изучать.

Как можно справиться с этой проблемой? Возьмите книгу Майка Роде «Скетчноутинг. Пособие по визуализации идей».

Главная суть этой книги, что вы можете писать не только лекции, но и составлять смешные ментальные карты с разными интересными цитатами, смешные рисунки, смайлики и так далее.

Совет 7. Мотивация через порядок и эстетичность

Попробуйте мотивировать себя через порядок и эстетичность. Приберите на своем столе, разложите все красиво и удобно. Купите новые тетрадки, ручки, карандаши.

Создайте себе уют и красоту на рабочем столе, поставьте что-то красивое, приклейте над столом цель вашей жизни, смотрите на нее и стремитесь к ней.

Совет 8. Идеальные условия для учебы

Создайте себе идеальные условия для учебы отключите телефон, телевизор окружите себя покоем, создайте себе тишину, если мешают соседи или шумно на улице воспользуйтесь берушами, они хорошо помогают.

В спокойной обстановке вы хорошо сосредоточитесь и выучите много материала.

Если вы любите заниматься под музыку, включите спокойную не отвлекающую мелодию и учите под нее.

Совет 9. Никогда не сравнивайте учебу с развлечениями

Если вы будете сравнивать учебу с прогулкой по улице или с какими-то развлечениями, то вы никогда не сможете себя замотивировать на хорошую учебу.

Учебу для вашего будущего никогда не сравнивайте с минутными слабостями.

Совет 10. Начинайте учиться

Сколько можно уговаривать и придумывать разных доводов для мотивации на учебу хватит, возьмите себя в руки и садитесь за книги. Что значит, не хочется, есть слово «надо» садитесь и занимайтесь.

Учеба нужна в первую очередь для вас, а не для ваших родственников друзей и родителей.

Совет 11. Делайте все заранее

Вам надо выучить или написать какую-то работу, не тяните до последнего дня начинайте делать ее заранее, чтобы уложиться в сроки.

В последний момент могут случиться непредвиденные ситуации, отключат интернет или зададут много по другому предмету, не затягивайте выполнение заданий и делайте их раньше.

Совет 12. Ставьте реальные цели

Научитесь планировать свою учебу, ставьте реальные цели и достигайте их. Не надо делать всю работу, за один день которую вам задали на неделю, умейте распределять объем работы и выполнять его.

Очень часто люди не соизмеряют свои силы и нагружают себя неправильно, от этого сильно устают, и получается упадок сил.

Научитесь нагружать себя равномерно, тогда не будет усталости, и мотивация сама будет присутствовать в вас.

15 советов от студентов элитного учебного заведения в Гарварде

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Заключение

Путей мотивации очень много выберите для себя самый подходящий путь и начинайте учиться в полную силу. Ваши знания это ваше будущее. Желаем вам удачи.

Читайте так же:  Могут ли вопросы быть глупыми

Как повысить мотивацию к учебе?

Исследования показывают, что мотивация к учебе неразрывно связана с успеваемостью учащихся, а у заинтересованных школьников появляется больше шансов получить положительный и полезный опыт.

Двигатель прогресса?

Мотивация — это желание делать что-то. Это важный элемент в определении и достижении целей. По наблюдению психологов и социологов, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта и на 70-80% — от мотивов. Поэтому педагогов и родителей волнует вопрос, как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию.

В настоящее время вопрос формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуален в педагогике и психологии. Проблемы, связанные с отсутствием мотиваций к учебе у ребенка, влекут за собой различные последствия. Снижение познавательной активности в подростковом возрасте зависит от отклоняющегося поведения. В силу своего возраста подростки недооценивают значение и важность учебы.

Зачастую родители обращаются за советом к специалистам. В вопросе о том, как мотивировать ребенка к учебе, психологи сходятся в едином мнении, что мотивационная сфера школьников корригируется через эмоционально-волевую сферу, получение положительных эмоций при выполнении учебных заданий, преодоление школьных страхов.

Формирование учебной мотивации может оказать положительное влияние на уровень обучения и оценки учащихся. Мотивированный студент или школьник будет легче проходить этапы обучения и выполнять все необходимые задачи для обеспечения успеха. Это позволит им учиться более сосредоточенно и с большей концентрацией. Мотивация особенно полезна, когда есть некоторые трудности во время учебы, она дисциплинирует человека, помогает сосредоточиться, чтобы еще больше повысить академические успехи. Поэтому современные учебные заведения ставят перед собой множество задач по мотивации учебной деятельности.

Кроме того, учебная мотивация имеет долгосрочную перспективу. Современная жизнь требует постоянно получать новые навыки и совершенствовать имеющиеся. Уже недостаточно быть специалистом в одной области. Поэтому важно, чтобы в школьное время дети научились мотивироваться, были готовы получать знания и удовольствие от процесса обучения. С такой установкой любой будет успешно справляться как с обучением в высшем учебном заведении, так и с дальнейшей карьерой.

Не хочу учиться

Учебная мотивация возникает в результате взаимодействия как сознательных, так и бессознательных факторов, таких как сила желания или потребности, стимул или ценность вознаграждения цели, а также ожидания индивида и его сверстников. Причины могут быть разными. Школьная программа рассчитана на средние способности детей. В то время как один ребенок справляется с ней успешно, другому приходится прикладывать больше усилий и стараний. Поэтому возникают ситуации, когда дети не хотят ходить в школу, делать уроки и стремиться к высоким отметкам.

Мотивация студента к обучению может пропасть из-за разочарования в специальности, которую он выбрал. Нередко занятия в высшем учебном заведении не оправдывают былые ожидания. Столкновение со сложными дисциплинами, трудности выстраивания отношений в новом коллективе — все это приводит к тому, что студенты теряют интерес к учебе.

За мотивацию обучения школьников и студентов отвечает педагогический состав учебного заведения. При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников. Для образовательного процесса крайне важен не только настрой и профессионализм преподавателя, но и желание учащегося получать и усваивать переданную информацию, т.е. мотивация к обучению. Индивидуальный подход к ученику со стороны учителя, сотрудничество с родителями, развитие дисциплины и усовершенствование учебной программы может изменить ситуацию в лучшую сторону.

Проанализируем различные полезные практические методы по стимулированию и мотивации учения.

Сила целей

Один из эффективных методов, который можно применять в процессе учебной мотивации, заключается в том, чтобы правильно обозначить продуманные цели и задачи. Они могут быть как краткосрочные (например, предстоящий экзамен), так и долгосрочные (например, достижения, которые необходимы для учебы в университете). Цели и задачи — одни из лучших источников мотивации, поскольку они будут вдохновлять человека. К примеру, мотивация студентов не пропускать занятия зачастую исходит из желаемой цели получить так называемый зачет «автоматом» за посещения. Согласно методике изучения мотивации, положительным побочным эффектом цели является то, что она резко увеличивает настойчивость человека. Кроме того, разумно выбранные цели вдохновляют на более высокие результаты.

Важно ставить реальные цели и сроки. Каждая достигнутая цель приведет к повышению самооценки и будет способствовать новым свершениям.

Важные советы по настройке цели:

  1. Цели следует записывать.
  2. Необходимо избегать возникновения неопределенности, отрицания и необходимости.
  3. Сложные цели надо разбивать на основные цели и подцели.
  4. Следует записывать все средства по достижению цели.
  5. Визуализация достижения цели поможет подкрепить желание и настойчивость.

Метод пряника

Акт вознаграждения, как еще один метод мотивации, чрезвычайно важен. На самом деле учебная мотивация может принести удовлетворение, положительный эффект которого является колоссальным. Именно поэтому, если встал вопрос о том, как повысить мотивацию к учебе, не стоит забывать о соответствующей награде после достижения цели. Получая вознаграждение за усилия, когда цель достигается, мозг вызывает положительные эмоции, что приводит к осознанию: за старания будет получена положительная награда. На сознательном или подсознательном уровне приходит понимание, что наибольшие усилия приведут к еще большему удовлетворению.

В соответствии с формулой «большое усилие + достижение цели = удовлетворение» мозг начинает связывать тяжелую работу с удовлетворением, а не с отрицательными факторами. Вы будете ассоциировать предстоящие задачи и необходимые действия для достижения цели как еще один шанс получить вознаграждение (= положительные эмоции). Как результат мотивация учения повышается или поддерживается на высоком уровне до достижения цели. Кроме того, готовность оплачивать так называемые расходы (например, усилия, время) для достижения цели будет повышаться ввиду желаемого и долгожданного вознаграждения.

Особенно эффективна данная техника при работе с детьми. Нередко родители школьников задаются вопросом, как мотивировать ребенка делать уроки. Не следует регулярно заставлять его, применять наказания или прочие методы. Они не будут эффективны. Школьная мотивация важна, без нее ученик не сможет успешно усваивать учебный материал. Поэтому психологи советуют поощрять детей. Каждый родитель сможет найти подход к своему ребенку и найти то, что сможет его обрадовать.

Развитие учебной мотивации посредством этой техники будет успешным только при соблюдении простых, но важных правил: конечная цель = большая награда, а простая цель (т.н. подцель) = маленькая награда. Важно понимать, что вознаграждения при неудачах не предусматриваются. Если не достигнута поставленная задача, не будет получена награда. Она предоставляется только после достижения цели, а не в любое время этого процесса.

  1. Награду следует определить тогда, когда цель будет задана.
  2. Амбициозные задачи требуют выдающихся вознаграждений, и наоборот.
  3. Награду нельзя получить при неудачных попытках.
  4. Вознаграждение поступит только после достижения цели, не раньше и не позже.

Окружающая атмосфера

Мотивация учебной деятельности студентов и школьников во многом зависит от их взглядов и мыслей о школе или вузе. Например, если студент определяет университет как место, где он сталкивается с ежедневными тревогами и подвергается психологическим страданиям со стороны преподавателей или коллег, он не сможет быть мотивированным к хорошей учебе.

Читайте так же:  Девушка требует внимания как уделять ей время и проявлять заботу

Позитивное отношение к учебному заведению, одноклассникам, сокурсникам и преподавателям поможет сохранить академическую мотивацию на высоком уровне. А вот отрицательные чувства, возможно, ее погубят. Во время учебы учащиеся сталкиваются с негативными эмоциями, такими как гнев, беспокойство и разочарование. Эти чувства могут значительно снизить мотивацию. Поэтому, если родители думают, как мотивировать подростков на учебу, следует быть внимательными к данному фактору и исключить подобные проблемы. А учащимся советовать отказаться от встречного негативного поведения. Надо стараться превращать отрицательные эмоции в еще большую мотивацию. Направлять гнев в другое благоприятное русло.

Интерес превыше всего?

Еще один очень эффективный элемент, наличие которого поможет повысить мотивацию к обучению у подростков, — это интерес к предмету. Если развить неподдельный интерес к предмету изучения, желание узнавать все больше повысится.

Для мотивации школьников и студентов проводят экскурсии, открытые уроки и встречи, внедряют в учебный процесс инновационные технологии — все, что поможет заинтересовать и увлечь. Поэтому в начальных классах большинство занятий проводятся в форме игры, чтобы привлечь детей. Существует огромная разница между интересным заданием и тем, которое надо выполнить в силу обстоятельств.

[2]

Родители также должны поддерживать все познавательные увлечения ребенка с раннего возраста: посещать публичные лекции, выставки по интересующей ребенка тематике, учитывая при этом возраст. Таким образом, процесс мотивации учебной деятельности можно запустить еще в дошкольном возрасте.

Часто можно услышать от учеников, что изучаемое в школе в дальнейшей жизни им не понадобится. Если ребенок не считает, что изучаемый предмет имеет практическую значимость и пользу, он не захочет его освоить. Из этого следует, что нужно продемонстрировать то, почему важен школьный предмет. Надо проводить связи с реальной жизнью. Показывая, что материал с занятий используется людьми в повседневной жизни, можно развить к нему интерес.

Важные шаги для развития интереса:

  1. Необходимо продолжать изучение предмета за рамками аудиторных занятий.
  2. Следует исследовать необычные моменты предмета.
  3. Нужно знакомиться с интересными книгами, журналами или статьями по теме.

Надо просто начать

Многих школьников и студентов интересует вопрос о том, как мотивировать себя на учебу. Ответ состоит в следующем: надо начать учиться прямо сейчас, несмотря ни на что.

Этот метод работает, когда дело касается самомотивации. Важно выйти из зоны комфорта, независимо от того, есть ли усталость или интересен ли учебный материал. Это первый шаг на пути к успеху. Почему это важно?

Принуждение позволит освободить разум от любых негативных мыслей, побуждающих к лени. Как только вы начнете, мозг привыкнет к своим задачам. Теперь это станет естественной средой и зоной комфорта. Мотивация учения — это трудоемкий и длительный процесс, к которому нужно быть готовым.

Это переломные моменты. Они решают, что будет дальше: взлет или падение. Либо трудность будет пройдена, а цель станет реальнее и ближе, либо ничего не изменится к лучшему и состояние неудовлетворенности вернется снова. Кроме того, выполнив необходимое задание, всегда можно вернуться к отдыху и любимым делам.

Каковы итоги?

Мотивация является важной частью любого процесса. Быть мотивированным — значит, верить во что-то настолько сильно, чтобы быть готовым много работать и пройти трудный путь для достижения поставленных задач и конечной цели.

Хотя некоторые ученики и студенты врожденно более мотивированы, чем другие, есть много методов, с помощью которых можно повысить уровень мотивации. Мотивация к обучению может быть приобретена самостоятельно либо привита кем-то. Исследования показывают, что можно влиять на собственные уровни мотивации и самоконтроля. Но нельзя забывать о безусловной роли взрослых — родителей и учителей. Однако родители часто не делают ничего, чтобы вызвать у собственного ребенка интерес к учебе. Процесс мотивации — это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей.

В детском возрасте не так сложно создать мотивацию к познанию нового, к учебе. Способствовать повышению мотивации учения в подростковом возрасте уже сложнее. В такой период, когда рушатся все идеалы и появляются новые авторитеты, сложно найти общий язык с подростками, не говоря уже о том, чтобы мотивировать их к учебе. Во всем этом процессе главное — правильный подход. В случае если родители чувствуют, что не справятся с такой задачей самостоятельно, лучше обратиться к специалистам. По вопросу, как мотивировать ребенка на учебу, советы психологов идентичны. Самое важное — не допускать применения таких методов, как шантаж, запреты и наказания. Потеря доверия только усугубит проблему. В таких ситуациях эффективны различные методы мотивации, с помощью которых можно повысить интерес и стремление к учебе.

Как развить у учащихся мотивацию к обучению

В процессе формирования интересов в обучении особую сложность представляют ученики, которые испытывают неудачи в учении. Эти неудачи являются психологическим барьером к становлению интереса, активности и самостоятельности.

Очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения, насыщая свою деятельность приёмами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся. В этом случае учитель опирается на использование объективно привлекательных свойств предметов, явлений, процессов (эффектный опыт, яркий факт, неожиданные сравнения, парадоксальные явления, впечатляющее слово).

Исследования последних лет показывают, что использование интереса как средства обучения можно осуществлять с различной силой его влияния на обучение и воспитание:

  1. Занимательность. Связана с использованием таких средств, которые обладают объективно броскими свойствами, вызывающими у школьников ориентировочные действия непосредственно. Сила этого средства особенно сказывается в коллективах, не приученных к интенсивной умственной деятельности.
  2. Игровые процессы. В обучении можно также считать средством интереса к обучению, но их потенциал более значителен по сравнению с занимательностью, так как ученик сам включается в деятельность, накапливает познавательный опыт, решая игровые задачи.
  3. Наглядные приёмы обучения. Вызывающие интерес учащихся также можно отнести к использованию познавательного интереса как средства обучения. Наглядные приёмы могут осуществлять своё влияние на мотивацию интереса.

Причины снижения интереса

Неоспорим тот факт, что отношение к учителю в школе у старшеклассника становится не столь ревностным, каким мы его видим у младших школьников и подростков. Естественно, это доставляет немало огорчений и учителям и родителям. У старшего школьника притупляется чувство ожидания новизны, связанное с обучением в школе. Со школой теперь соперничают многие средства массовой информации: радио, ТВ, пресса, Интернет и т.д., из которых выросшие школьники выбирают именно то, что лежит в сфере их познавательных интересов.

Только постоянный поиск нового, систематическое совершенствование процесса обучения, передового опыта, анализ причин недостатков в избранных путях – есть единственно правильный выход в теории обучения и деятельности учителя.

Старшеклассники выражают своё отношение к этой проблеме так:

  • «Неинтересно заниматься, когда задают много на дом»
  • «Учителя думают каждый только о своём предмете» и т.д.
Читайте так же:  Как избавиться от компьютерной зависимости у подростков

Учителя делают это не из злого умысла, а из добрых побуждений, а у учеников эти побуждения, преломляясь, вызывают множество негативных характеристик: верхоглядство, безответственность, равнодушие, негативизм. И кроме этого формируется психологический барьер между учеником и учителем.

Занимательность – внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по формированию интересов слабоуспевающих факт немаловажный.

Чтобы школьник, отстающий в учении, внутренне мотивировано решал выдвинутые перед ним задачи, необходимо поставить его в позицию активного участника коллективного учебного труда. В процессе разрешения этой задачи активная позиция слабоуспевающего ученика обеспечивается: вариативностью заданий, работой по предложенному плану, привлечением этих учащихся к ответам на более лёгкие, наводящие вопросы, тактичным исправлением ошибочных высказываний, ободрением, поддержкой, поощрением.

Стремление школьников к успеху является огромным переживанием и очень сильной мотивационной тенденцией. Это стремление характеризует каждого школьника независимо от того, успевает он или нет. Для поддержания стремления к достижениям на уроках необходимы ситуации успеха. А, обращаясь к слабоуспевающим, надо стараться выбирать такие моменты, когда учитель уверен в положительном результате деятельности ученика.

Для того чтобы вселить веру слабоуспевающему ученику в свои силы, учителя могут обратиться к приёму авансирования доверия. Этот приём состоит в специальных поручениях или заданиях из той сферы деятельности, которая по убеждению отстающих им малодоступна (подготовить таблицу к уроку, найти сообщение и т.д.). С этого может измениться отношение к предмету, вызовет у ученика чувство собственного достоинства, желание оправдать доверие.

Опора на интересы учащихся позволяет связать процесс учения с волнующими их делами и опытом учащихся.

Важным средством коррекции взаимоотношений слабоуспевающих и учителей, стимулом развития познавательного интереса является поощрение. Отстающие в учении подростки привыкли за результаты своей деятельности чаще всего выслушивать наставления и нарекания учителей. Но слабоуспевающие дети в большинстве своём чувствительны к доброму слову, оно укрепляет в них веру в свои силы, вызывает старание и эмоциональный подъём. Очень важно для такого подростка услышать похвалу в начале и в процессе выполнения задания, так как одобрение стимулирует умственные усилия, вселяет уверенность в свои возможности. Учителям необходимо помнить, что слабоуспевающему ученику не сразу даются его усилия, необходимы терпение, настойчивость и такт. Даже малейшие сдвиги в учении таких учащихся надо замечать и отмечать.

Формирование мотивации учения – огромная проблема современной школы. Мотивация включает в себя много разных побуждений. Возрастные особенности при этом надо не только учитывать, но и из ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАДО ИСХОДИТЬ С САМОГО НАЧАЛА.

Стимулы, применяемые мною на уроках технологии:

  • оценка, запись благодарностей в дневник, словесное поощрение, групповая работа, назначение консультантов (помощников учителя), выставка лучших работ, юмористическая минутка, физкультминутка, психологический настрой на урок, практическое применение знаний в жизни;
  • разноуровневые задания, дозированные домашние задания, сравнение результатов с прошлыми, проблемно – поисковая ситуация, элементы соревнования и ВСЕГДА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ УЧИТЕЛЯ.

Стимулирование познавательной деятельности [«Завуч» №8, 2003г.].

Стимулы:

  1. Оценка.
  2. Запись благодарностей в дневник.
  3. Словесное поощрение.
  4. Групповая работа.
  5. Назначение консультантов.
  6. Выставка лучших работ.

5-е классы — похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористических минуток, взаимопроверка.

6-е классы – познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки.

7-е классы – познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированные домашние задания, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.

Мнимые стимулы: обещание поставить «5», отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку), ссылки учителя на усталость, плохое самочувствие.

СТИМУЛЫ I ПОРЯДКА:

«Поощрение деятельности учащихся».

  1. Оценка.
  2. Яркая, образная эмоциональная речь учителя.
  3. Словесная похвала (молодец, умница и т.д.).
  4. Перспективы (практическое применение знаний в дальнейшем).
  5. Организация коллективной деятельности.
  6. Разноуровневые задания.
  7. Усложнение задания (выход на креативный уровень).
  8. Сравнение успехов ученика с его прежними результатами.
  9. Анализ учебных результатов учащегося учителями.
  10. Положительный пример.

СТИМУЛЫ II ПОРЯДКА:

«Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением».

  1. Занимательная ситуация.
  2. Дозированное домашнее задание.
  3. Познавательная игра.
  4. Использование элементов соревнования.
  5. Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося.
  6. Креативная минутка.
  7. Оценка достижений учащегося на родительском собрании.
  8. Громкая демонстрация итогов деятельности ученика (чтение лучших сочинений классу).
  9. Проблемно-поисковая ситуация.
  10. Опора на анализ жизненных ситуаций.

СТИМУЛЫ III ПОРЯДКА

«Своевременная оценка деятельности учащихся».

  1. Контролируемое доверие.
  2. Задания практического характера.
  3. Юмористическая минутка.
  4. Запись благодарностей в дневник.
  5. Взаимоконтроль.
  6. Учебная дискуссия.
  7. Выставка лучших работ учащихся по итогам урока (четверти, года).
  8. Рейтинг по результатам учебной деятельности.
  9. Решение задач и проблем профессиональной направленности.
  10. Рецензия товарища на результат деятельности учащегося.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве одного из потенциально эффективных средств развития познавательного интереса и активности учащихся сегодня выступают информационно-коммуникационные технологии. Представление учебного материала с помощью компьютерных средств, использование сети Интернет в качестве источника информации и т.д. оживляют образовательный процесс, делая его ярким, запоминающимся и интересным для ученика. Особое внимание в этой связи хотелось бы уделить возможностям сети Интернет. В большинстве случаев глобальную сеть используют как дополнительный источник информации, не используя в полной мере других его потенциальных образовательных возможностей. Вместе с тем, Интернет сегодня является актуальным средством коммуникации, предоставляя широкий спектр возможностей организации взаимодействия субъектов образовательного процесса (образовательные форумы, телеконференции, чаты и др.), привлекающих не только содержанием, но и самим процессом коммуникации. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть в рамках специально организованного исследования возможностей Интернет-взаимодействия как средства развития познавательного интереса учащихся.

Источники


  1. Носов, С. С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие / С.С. Носов. — М.: Флинта, 2013. — 149 c.

  2. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.

  3. Ледлофф, Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности / Ж. Ледлофф. — М.: Генезис, 2014. — 208 c.
  4. Диана, Ричардсон Сердце тантрического секса. Уникальный путеводитель к любви и сексуальной радости / Ричардсон Диана. — М.: София, 2011. — 554 c.
  5. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи. Учебное пособие-практикум / А.Г. Лидерс. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2015. — 552 c.
Как улучшить чью-то успеваемость мотивации к учебе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here