Какие бывают потребности у человека базовые виды

Сегодня мы рассмотрим тему: "Какие бывают потребности у человека базовые виды" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Виды потребностей

Потребность – это необходимость, нужда чего-либо для человеческой жизнедеятельности. Существует разнообразие видов потребностей человека. Рассматривая их, несложно заметить, что есть такие, без которых жизнь просто невозможна. Другие не столь важны и без них запросто можно обойтись. Кроме того все люди разные и нужды у них тоже разные. Существует несколько классификаций видов потребностей личности.

Первым, разобравшимся в этом вопросе и выявившем роль человеческих нужд, был Абрахам Маслоу. Он назвал свое учение «иерархической теорией потребностей» и изобразил в виде пирамиды. Психолог дал определение понятия и классифицировал виды потребностей. Он структурировал данные виды, расположив их в восходящем порядке от биологических (первичных) и до духовных (вторичных).

  1. Первичные – это врожденные потребности, они направлены на осуществление физиологических нужд (дыхание, пища, сон)
  2. Вторичные – это приобретенные, социальные (любовь, общение, дружба) и духовные надобности (самовыражение, самореализация).

Эти виды потребностей по Маслоу взаимосвязаны. Вторичные могут появиться только при условии удовлетворения низших потребностей. То есть человек не может развиваться в духовном плане, если у него неразвиты физиологические потребности.

Более поздняя классификация была основана на первой версии, но немного усовершенствована. Согласно этой классификации были выделены следующие виды потребностей в психологии:

Кроме того в психологии применяется следующая характеристика видов потребностей:

  • целостные и фрагментарные потребности. В целостном виде присутствует три стороны потребности: объективная нужда, чувство нехватки и побуждающее напряжение. Фрагментарные – это те, в которых одна из этих составляющих отсутствует;
  • низшие и высшие. Низшие – это естественные потребности человека, высшие – духовные
  • психологические и физиологические. К психологическим относится потребность в принятии, в общении. Физиологические направлены на удовлетворение жизненных нужд;
  • базовые и нет. Базовые – основные виды потребностей, без которых существование невозможно, а без не базовых можно обойтись.
  • реальные и выдуманные. Реальные потребности – это здоровые, адекватные запросы. Выдуманные – это те, в которых нет особой нужды, человек сам себе придумывает нереальные, несвоевременные нужды.

Разбираясь в своих потребностях, вы никогда не ошибетесь, что вам действительно жизненное необходимо, а что лишь является минутной слабостью или прихотью.

ЕГЭ. Человек

Тема 4. Потребности

Потребности. Каждый знает в общем-то, что это такое — то ,чего каждый из нас желает иметь и получить. В принципе, верно. Но давайте научным языком изложим суть данной темы: что же такое потребности и какими они бывают.

Что такое потребности?

Потребности — это осознаваемая нужда человека в чём-либо, в том, что необходимо ему поддержания жизнедеятельности организма и развития его личности. По-моему, достаточно простое и легко запоминающееся определение.

Однако не все потребности приносят пользу человеку. Поэтому с точки зрения необходимости и пользы потребности бывают:

  • подлинные ( разумные, истинные) — это потребности, без которых человек либо просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития( духовные).
  • Ложные (неразумные, мнимые) — это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически( алкоголизм, наркомания, тунеядство)

Виды потребностей

Существует несколько классификаций потребностей. По наиболее распространённой выделяют следующие виды потребностей:

Виды потребностей Примеры
биологические , то есть ествественные, врождённые, природные еда, , воздух, сон, воспроизводство и др.
материальные жилище, одежда, украшения и др.
социальные общение, оценка обществом деятельности человека, труд.
духовные( познавательные, культурные, идеальные) учение, формирование мировоззрение, познание мира, общества и самого себя, поиск идеала, смысла жизни, нравственных ценностей и др.

Американский психолог А. Маслоу выстроил потребности в виде своеобразной пирамиды: чем ближе потребность к основанию пирамиды, тем более необходимой она является. Все последующие нужны при удовлетворении предыдущих.

Пирамида потребностей Маслоу А.Х.

  • Первичные потребности:
  • Физиологические( удовлетворение природных инстинктов, это: жажда, голод, отдых, воспроизводство, дыхание, одежда, жилища, двигательная активность)
  • Экзистенциальные( от лат. существование, это потребность в защищённости, безопасности, это уверенность в завтрашнем дне, страхование , комфорт, гарантия занятости)
  • Вторичные потребности:
  • Социальные( потребность жить в обществе, принадлежать к определённой социальной группе: общение, привязанность, внимание к себе, забота о других, участие в совместной деятельности)
  • Престижные (потребность в уважении, признании, служебный рост. А.Маслоу не случайно в особый вид потребностей выдели престижные, так как человеку очень важно мнение общества, окружающих. Любая похвала приятна людям, появляется желание выполнить что-то ещё более качественно.
  • Духовные( самовыражение, самореализация через творчество, познание, учение, самоутверждение и др.)

Человеческие потребности имеют ряд особенностей:

  • все потребности взаимосвязаны
  • невозможно удовлетворить все потребности
  • безграничность потребностей
  • потребности не должны противоречить нравственным устоям общества.

Меняется человек- другими становятся некоторые из его потребностей. Даже в отдельно взятом обществе на определённом этапе развития могут существовать свои потребности. Потребности определяются и природной, и социальной сущностью человека.

Да, человеческой деятельностью и поступками движет желание удовлетворения своих потребностей. Важно выделить для себя приоритеты, чётко знать, чего человек хочет и для чего это ему нужно. И не нужно забывать, что потребности у человека безграничны, все удовлетворить на 100% не хватит всей жизни. Так что выбор зависти от каждого, от уровня его воспитания, развития, от среды, в которой он живёт, от тех ценностей, которые являются важными для его окружения. Важно, чтобы потребности были подлинными, не позволяйте, ребята, мнимыми потребностями овладеть вашей душой и сознанием. Живите, наслаждаясь жизнью, даря радость близким и любимым людям.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Какие потребности есть у человека

«Мы – это наши желания» — сказал однажды отец психоанализа Зигмундт Фрейд. Согласитесь, трудно с этим поспорить, ведь каждое желание берет свое начало в потребности, и поэтому именно потребности могут говорить за людей гораздо красноречивей, чем они сами. Проще говоря: «Скажи мне, что тебе необходимо, и я скажу тебе, кто ты» — перефразируем всем известную поговорку. Пробегитесь мысленно по кругу своих друзей и знакомых. С большей долей вероятности среди них найдется коллега, вечно ноющий о том, что он перерос свою должность, или подруга, одержимая идеей, во что бы то ни стало, выйти замуж. Да и мы сами, чего уж греха таить, иной раз так похожи в своих желаниях. И сколь уникальными мы бы ни были, но, как и многие, мы хотим быть сытыми, любимыми и уважаемыми людьми. Наверное, пришло время разобраться, какие потребности есть у человека.

В 1943-м году увидела свет, так называемая, теория мотивации Абрахама Маслоу, которая описала, какие бывают потребности у человека, и представила их в виде пирамиды с пятью ступенями. В ее основе легли базовые, физиологические потребности, на верхушке же расположились потребности духовные. Смысл теории заключается в поэтапной реализации потребностей – от простых к сложным. Проще говоря, до тех пор, пока мы не удовлетворим потребность соответствующую ступени, на которой мы находимся, то переход на следующую, более высокую, будет невозможен. Итак, какие потребности бывают у человека?

Читайте так же:  Психология счастливой жизни какое может быть счастье

Физиологические потребности

К ним относятся самые примитивные, такие как: пища, питьё, жильё, одежда, сексуальное удовлетворение. Словом, всё то, что является базовым набором, способным обеспечить комфортную физиологическую сторону жизни человека. Неудовлетворенные низменные потребности человека становятся доминантой в его поведении, делая невозможным восхождение человека на вторую ступень пирамиды.

Потребность в безопасности и стабильности

Роль этой потребности в жизни человека столь велика, что в ходе ее изучения была выделена целая отрасль – психология безопасности. К потребностям этого уровня была отнесена как потребность в безопасности самого индивида, основанная на инстинкте самосохранения, так и потребности более высокого уровня, такие как безопасность его близких, основанная на эмпатии. К ним так же можно отнести потребность в законности, системности и уверенности в будущем. Только спокойный и уверенный в завтрашнем дне человек начнет испытывать потребности следующего порядка.

Потребность в принадлежности

Говоря о потребностях в принадлежности, прежде всего стоит обратить внимание на потребность в обретении социальных и эмоциональных связей. К ним можно отнести потребность в общении, потребность быть частью общности – семьи, группы или трудового коллектива, испытывать привязанность, желание быть любимым и заниматься с кем-либо совместной деятельностью. Потребности этой ступени считаются переходными от примитивных к высшим.

Потребность в уважении

Для этой ступени характерны потребности, которые выделяют человека из общности и персонализируют его достижения. В первую очередь это потребность в самоуважении и признании со стороны значимых для индивида людей – родных, коллег, друзей. К потребностям этой ступени можно отнести так же доверие, обретение социального статуса и престижа, карьерное продвижение.

Потребность в самореализации

Потребности этой ступени считаются наивысшими и носят нравственный и духовный характер. К ним относится реализация накопленных знаний и умений, выражение себя в творчестве, развитие собственной личности и реализация своих целей.

На практике это выглядит приметно так: человек, удовлетворивший голод и обзаведшийся кое-каким жильем, начинает подумывать, с кем бы это жилье разделить, и создает семью. Тем самым, совершает переход на более высокую ступень своей собственной потребностно-мотивационной пирамиды шаг за шагом, до тех пор, пока не найдет достойную работу и не добьется признания и уважения. Такой человек доберется до самой ее верхушки. Все удовлетворенные потребности упраздняются сами собой и открывают дрогу новым, более высокого порядка, при этом психика человека переходит на качественно новый уровень, тем самым, человек растет и совершенствуется. Но иногда в этой отлаженной системе что-то ломается. Не реализовав свою потребность в чем-то важном, человек рискует «застрять» на достигнутом, и преждевременно завершить свое восхождение к вершине этой условной пирамиды.

И если Вы до сих пор не понимаете, почему Вашу одинокую сотрудницу больше занимают банальные сплетни о новом симпатичном начальнике отдела, чем обсуждение выставки концептуального искусства, просто вспомните, какие потребности есть у человека. И не требуйте большего от того, кто пока ещё не ступил с Вами на одну ступень.

Базовые потребности человека

У человека девять базовых потребностей. Эти потребности есть у каждого человека, даже если человек не чувствует их в себе.

Первые четыре потребности — это потребности для выживания:

1.тепло,

2.защита,

3.пища,

4.безопасность.

Удовлетворение этих базовых потребностей возвращает нам состояние комфорта и спокойствия.

Ещё пять потребностей:

5. в стимулах и поглаживаниях;

6. любви, создании круга близких людей, привязанности и принадлежности к определённой социальной группе;

7. самоактуализации (осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощении «себя»);

8. уважении и признании в значимом сообществе через самореализацию, которая одновременно доставляет удовольствие самому человеку и приносит пользу другим людям;

9. в духовном развитии.

Для начала человеку необходимо решение о том, что у него есть эти девять потребностей.

Далее необходимо провести ревизию потребностей: определить в какой степени удовлетворена (не удовлетворена) каждая потребность.

Затем составить план удовлетворения каждой потребности. Вторым взрослым решением о потребностях должно быть решение о том, что человек будет делать для удовлетворения каждой потребности. И выполнять это решение независимо от внутреннего состояния.

1. Потребность в тепле. Это потребность в телесном температурном комфорте. Многие взрослые люди, как это ни странно, не умеют одеваться по погоде. Я часто вижу, как люди съёживаются от холода, идут по улице быстро, напряжённо, стараясь поскорее оказаться в помещении. Или, наоборот, потеют и мокнут, так что от них неприятно пахнет. При этом им самим некомфортно. Они делают себя неприятными для других, реализуя тем самым неосознанную сценарную установку «Не будь близким». Таким людям нужно осознать и научиться правильно удовлетворять потребность в тепле. Т.е. одевать себя так, чтобы не терять комфорт.

2. Потребность в защите. Эту потребность в детстве удовлетворяют родители. Для взрослых людей эту потребность удовлетворяют законы (конституция, гражданский кодекс, трудовой кодекс, жилищный кодекс и т.д.) и государство (участковый, милиция, суд, муниципальные органы, органы здравоохранения и т.д). Для удовлетворения этой потребности взрослый человек должен изучить законы, узнать о наличии и функциях государственных органов. Так, чтобы точно знать, куда и по какому вопросу обращаться. Требовать защиты от другого человека, например, от мужа, родителей и т. д. для взрослого человека ненормально. Мы можем попросить помощи у близкого человека в конкретной ситуации, но не должны «навешивать» на близких людей родительские функции и ожидания.

3. Потребность в пище. Для удовлетворения этой потребности недостаточно просто есть так, как приучили в детстве. Нужно добыть информацию о потребностях организма в определённых веществах, исследовать особенности своего организма, разработать для себя правила здорового питания и выполнять эти правила.

4. Потребность в безопасности. За удовлетворение этой потребности в детстве отвечают родители и собственный инстинкт ребёнка в самосохранении. Взрослому человеку нужно пересмотреть свой образ жизни и привычки (привычку переходить дорогу, водить машину, пользоваться острыми предметами, электроприборами и т.д.). Если есть привычки, которые потенциально могут привести к опасности, повреждениям, потере здоровья, нужно отказаться от них и научиться делать те же дела по-другому.

5. Потребность в стимулах и поглаживаниях. Для поддержания своей неопсихики (Взрослого эго-состояния), т.е. способности к произвольным усилиям и осознанности, в «рабочем» состоянии человеку необходимо постоянно тренировать её. Тренировка неопсихики происходит при стимулировании восприятия. Стимулирование восприятия происходит при взаимодействии человека с окружающим его миром с помощью органов чувств. Всего у человека пять органов чувств: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), кожа (орган осязания), язык (орган вкуса). Человеку жизненно необходимы стимулы, иначе его неопсихика деградирует.

Вот цитата Эрика Берна о необходимости стимулирования неопсихики.
«….Способность человеческой психики поддерживать согласованные эго-состояния зависит, по-видимому, от меняющего потока сенсорных стимулов. Это наблюдение является психобиологическим основанием социальной психиатрии. Сформулированное в структурных терминах, оно состоит в том, что сенсорные стимулы необходимы для обеспечения целостности неопсихики и археопсихики. Если поток перекрывается или становится монотонным, видно, что неопсихика понемногу дезорганизуется («мышление человека ухудшается »); это обнажает нижележащую археопсихическую деятельность («он показывает ребячливые эмоциональные реакции »); в конце концов и археопсихическое функционирование тоже становится дезорганизованным («он страдает галлюцинациями »). Это описание эксперимента на сенсорную депривацию.
Можно показать, что у неопсихики наступает истощение катексиса в случае стимульной социальной и структурной депривации, сравнив пациентов, лежащих в плохих и хороших государственных больницах. По существу доказано, что результатом такой депривации является архаическая внушаемость, что делает ее сильнейшим оружием в руках жестоких лидеров в борьбе с непримиримыми личностями….»

Читайте так же:  Развитие ребенка по месяцам до года

Самые «качественные» для тренировки неопсихики стимулы человек получает в процессе общения. Никакая компьютерная игра (а в них люди играют как раз для получения стимулов) не сравнится в этом смысле с общением. Общение – самый эффективный тренажёр для неопсихики. Поэтому люди, не имеющие личностных расстройств, чувствуют жажду стимулов как жажду общения. В изоляции люди испытывают беспокойство и успокаиваются, когда получают «гарантию» общения. Гарантия общения – это признание нас другими людьми, внимание к нам со стороны других людей. Единица внимания, признания – это поглаживание.
Резюме. Потребность в стимулах является жизненно важной потребностью. Она называется жаждой стимула. Люди, не имеющие личностных расстройств, чувствуют жажду стимулов как жажду поглаживаний.

Подробнее об этой потребности можно прочитать в книгах:
1. Стюарт Я., Джойнс В. «Современный транзактный анализ». пер. с англ. СПб., 1996, глава «Жажда стимула».
2. Берн Эрик «Трансакционный анализ и психотерапия». Перевод с англ., СПб., издательство , 1992, глава VIII СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ, раздел 1. Теория социальных контактов.

В настоящее время я работаю над продолжением статьи.

С уважением, Ирина Летова.

Все права на копирование текстов защищены и принадлежат мне, Ирине Летовой.

Информация от юриста. На основании Федерального закона Российской федерации «Об авторском и смежных правах» (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данном разделе, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данные тексты представлены исключительно в ознакомительных целях. Копируя и сохраняя тексты, вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ.

Все авторские права на данные тексты сохраняются за правообладателем. Любое коммерческое и иное использование текстов без согласия Ирины Летовой запрещено.

Физиологическая потребность — базовые нужды человека

Термин «физиологическая потребность» слышали многие. Но объяснить, что это, под силу не всем. Статья поможет лучше понять, что подразумевается под этим простым, казалось бы, понятием, чем различаются потребности взрослого и ребенка, а также как не позволить потребности стать зависимостью.

Что такое физиологические потребности

Физиологические потребности человека – это важнейший двигатель поведения как индивидуума, так и целых народов. С истории нам известно, как спасаясь от голода, на неурожайных землях племена шли войной на своих соседей, отбивая их поля и скот. Жажда заблудившихся в пустыне могла толкнуть их на убийство, ели бы между ними и водой встал другой человек. Поэтому о важности этих нужд человека спорить никто не будет. Однако, не только ими, к счастью, живет человек. Иначе совершенно ничего не отличало бы нас от живущих инстинктами животных. В чем же, кроме еды и воды, нуждается человек? Смотрим ниже.

Какие потребности есть у человека кроме физиологических? Пирамида Маслоу

Это понятие трактуется во многих отраслях науки по-разному. Известнейший американский психолог А. Маслоу создал даже так называемую «пирамиду потребностей». Это своеобразная модель мотивации человека. Даная пирамида приобрела огромную популярность, ее буквально по кирпичикам растащили маркетологи, психологи и психиатры, создатели рекламы и светила менеджмента. Однако сам профессор никогда не использовал ее для объяснения своих теорий. Физиологические потребности человека им считались ведущими, только при их патологическом неудовлетворении. Проще говоря, еда становится главной для человека при ее (возможно длительном) отсутствии. Если же индивид сыт, то та потребность уступает место более высоким и ценным.

В основе схемы мы видим физиологические нужды человека, такие как голод и жажда, а также ключевые половые инстинкты (или либидиозные, как называл их великий Фрейд).

На втором месте безопасность. Понятие в некоторой мере размытое, оно включает в себя всем известное понятие комфорта, уюта, стабильности места обитания (дома), защищенность от внешних факторов и возможных врагов. И только на третьем месте стоят социальные нужды, то есть об их удовлетворении человек задумается после насыщения и пребывания в комфорте. То есть физиологическая потребность есть ключевой. После социальных (общение, забота, общие дела) на четвертом уровне схемы изображены так называемые «престижные», или потребности в престиже, то есть в уважении и самоуважении (связаны или нет эти понятия, предоставим разбираться психологам). Венец пирамиды – духовные потребности.

Зачем нужно удовлетворять физиологические потребности

Удовлетворение потребностей по Маслоу идет снизу вверх. То есть только при максимально полном удовлетворении низшей ступени возможен переход к высшей. Духовное и социальное развитие человека важно, но во власти голода ему просто будет не до них. Данные схемы использовались тиранами и полководцами в древних державах еще до нашей эры. Голодными людьми управлять проще, чем сытыми. Неудовлетворенные физиологические потребности организма человека избавляли его возможности мыслить и тем более стремиться к свободе или независимости. К счастью, тирания и рабовладельческий строй сегодня почти искоренен, однако магической по истине тайной пирамиды завладели маркетологи и креэйторы (создатели рекламы). Свои тексты они строят, воззывая к низшим инстинктам человека.

Физиологические потребности ребенка

Зачем нам даны физиологические нужды? Ответ прост – для выживания. Не обладая данными потребностями, выжить и жить мы бы просто не смогли. Человек уже рождается с данными нуждами. Особенно ярко это можно увидеть на примере новорожденных. Прием пищи для малыша обычно вызывается требовательным громким криком. И это понятно, ребенок не может сказать или потребовать необходимое иным способом. Ключевые нужды малыша — это еда, материнское тепло (что замещает сразу несколько потребностей нашей пирамиды: в безопасности и социальном контакте), хороший сон и нормальное самочувствие. При удовлетворении данных нужд ребенка мы получим спокойное улыбающееся дитя, желающее поиграть и увидеть что-то интересное; при неудовлетворении – непрерывно кричащий и плачущий комочек, напоминающий раненое животное.

Физиологические потребности взрослого

Нужды взрослого во всем повторяют потребности ребенка, только к ним прибавляется еще один особо важный инстинкт – размножения (половой, либидиозный). Этот «основной инстинкт» при его неудовлетворении способен превратить человека в настоящего агрессора. При адекватном гормональном фоне, конечно. Сейчас из-за загрязнения окружающей среды, плохого питания и других факторов эта потребность у многих приглушена. Однако есть и люди, у коих она превышает другие нужды, что толкает их на преступление. К счастью, таких единицы, и они, скорее всего, имеют в анамнезе психиатрические патологии.

Читайте так же:  Приступы ярости

Что же касается людей здоровых, где эта физиологическая потребность стоит на подобающему ей месте, то стоит сказать, что неправильным является как преуменьшение ее важности, так и преувеличение. Последнее свойственно кинематографу и эстрадным «попсовым» звездам, апеллирующим своим видом и творчеством к этому древнему инстинкту. Здесь очень важным является здоровое адекватное отношение. Интимные отношения важны для человека, но не значит, что нужно предаваться им при любой возможности. Идеальным вариантом является брак или стабильные отношения с любимым человеком.

Пища. Как не позволить потребности перерасти в зависимость

Голод и жажда, как мы говорили выше, была даже причиной войн и кочевой жизни наших древнейших предков. К счастью, в цивилизованных странах понятие голода знакомо только из учебников истории. В массовой культуре же пропагандируется другая крайность – постоянное похудение, таблетки для снижения аппетита, оздоровительное голодание стали модными и востребованными вещами. Но люди, идущие на поводу реклам, часто не осведомлены о том, что бороться с заложенными природой краеугольными камнями чревато последствиями как для здоровья физического, так и психологического. На фоне массовой погони за идеальным телом все больше и больше возникает клинических случаев булимии (психическое или физиологическое нарушение, характеризуемое постоянным желанием принимать пищу) и анорексии (отказ от пищи, обусловленный психологическими нарушениями личности). Стоит не забывать, что неудовлетворенная потребность организма способна стать зависимостью и манией.

Здоровый сон как важнейшая из потребностей

Сон стоит в одном ряду с потребностями в еде и воде, удовлетворении полового инстинкта и дыхании. Однако многие преуменьшают его значение, что делается зря. Пример Наполеона, спавшего несколько часов в сутки, померкнет, если вспомнить о неустойчивой психике и панических атаках этого исторического персонажа. Хотите испытать на себе эти «радости»? Вряд ли. Нехватка и отсутствие сна лишают психологического комфорта, понижают болевой порог (делают нас более чувствительными к боли), отрицательно влияют на работоспособность. Неудовлетворенная физиологическая потребность в сне может привести даже к зрительным и слуховым галлюцинациям. Более того, недоспавший человек, работающий с механизмами или транспортом, может быть смертельно опасен для окружающих фазой микросна (явление, когда не знавший отдыха и сна длительное время мозг человека «отключается» на доли секунды).

В заключение

Физиологические потребности, среди которых нужда в еде и воде, здоровый сон, интимные инстинкты, несомненно, важны для человека. Только удовлетворив эти базовые потребности, он сможет перейти к более высоким, духовным целям. Не нужно потакать своим чрезмерным пристрастиям, например, в еде, но и бороться с заложенными природой инстинктами неразумно. Без потерь из этой борьбы вы не выйдете. Секрет же счастливой жизни в гармонии и золотой середине.

14. Классификация потребностей.

Потребности общества, и прежде всего экономические потребности как основа всего общественного производства, объективны. Осознанные обществом, социальными классами, группами и индивидами потребности выступают в качестве их интересов.

В зависимости от исследовательских задач применяются различные основания для деления потребностей на группы:

Основная проблема – все классификации рассматривают определенные стороны потребностей и нет полной классификации. Её пытался построить Бестужев-Лада, но…

Качественное и количественное разнообразие потребностей породило множество классификаций потребностей. Их можно классифицировать по разным признакам.

Но для начала определимся с тем, что мы понимаем под понятием «классификация». Классификация — от лат. classis разряд + facere делать:

1) система соподчинённых понятий какой-либо области знаний, используемая как средство установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектах;

2) упорядоченная совокупность понятий, распределённых по классам на основании их отношений, структура классификации обычно представляется в виде таблиц или схем;

3) процесс упорядочения или распределения понятий по классам с целью отражения отношений между ними и составления классификационной схемы.

При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.

[1]

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чаще всего сейчас встречаются следующие классификации:

1. По сферам деятельности:

2. По субъекту потребностей:

3. По объекту потребностей

4. По функциональной роли:

5. По уровню удовлетворения

потребности минимального уровня

потребности базового уровня

потребности уровня роскоши

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить».

6. По степени рациональности

потребности рациональные (разумные и нормальные)

потребности иррациональные (неразумные)

7. По степени эластичности

жесткие (потребность в пище, например)

эластичные (потребность в ювелирных украшениях, например)

Интересна классификация К.Обуховского, изложенная в книге «Психология влечений человека». Она включает в свой состав: потребность безопасности, потребность признания, потребность дружбы, потребность нового опыта.

С.Н.Паркинсон писал: «Когда Адам и Ева вкусили запретного плода, они были изгнаны из рая не затем, чтобы лишить их познания добра и зла (в этом отношении ущерб они уже понесли), а чтобы помешать им найти еще и древо жизни, вкусив плоды которого, они обрели бы бессмертие. Так что Адам и Ева оказались за вратами рая, наделенные смертностью как наследственной, родовой чертой. Кроме того, они познали целый ряд устойчивых стимулов, который с тех пор увеличился лишь на один. Нарушить запрет Адама и Еву побудило стремление к: а) еде (и крову), б) красоте, в) знанию, г) сексу и д) озорству. Эти соображения (плюс одно – забота о статусе) и есть основные потребности».

А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.

Реализация потребности в безопасности.

Потребность в общении, любви со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах.

Читайте так же:  Дебрифинг – в психологии и критических моментах

Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.

Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью.

А. Маслоу представил потребности в виде пирамиды

5. Потребности в самореализации (потребность в развитии своих способно­стей).

4. Потребности в уважении (уважение со стороны других людей и самоуваже­ние).

3. Социальные потребности (потребности в любви, дружбе, общении).

2. Потребности в безопасности (защита от врагов, болезней).

1. Физиологические потребности (еда, одежда, жилье).

Э.Фромм выделяет две группы потребностей. Одна – утоление голода, жажды, сон и т.д. – то есть физиологически обусловленные потребности самосохранения. Они составляют такую часть натуры человека, которая требует удовлетворения при любых условиях и поэтому является первичным мотивом человеческого поведения.

Другая группа потребностей, столь же важных, хотя и не коренящихся в физиологических процессах, но составляющих самую сущность человеческого бытия – это потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества. Чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению, также как физический голод – к смерти. Индивид может жить среди людей, но при этом испытывать чувство полной изолированности; если это переходит какую–то грань, то возникает умственное расстройство шизофренического типа.

Одна из современных концепций потребностей человека следующая:

Критерием выделения потребностей является сама структура человека, где можно выделить биофизическую, психофизиологическую и психо–социальную подсистемы индивида, оптимальное взаимосвязанное функционирование которых обеспечивает его выживание и развитие.

Следовательно, на основе фундаментальной потребности в собственном воспроизводстве и развитии выделяем три пересекающиеся и взаимодействующие группы потребностей: биофизиологические (удовлетворение которых обеспечивает выживание и развитие организма); психофизиологические (связанные с темпераментом и психическими свойствами личности); социально–психологические (продиктованные местом и ролью индивида в социальных группах и общностях).

В группе биофизиологических потребностей выделяются:

Потребность в биологически полноценном питании, обеспечивающем воспроизводство вещественно–энергетических структур организма;

Потребность в постоянно поступающей информации о состоянии внешней среды и самого организма;

[3]

Потребность в безопасности

Половой инстинкт, «прорастающий» в других измерениях человека в виде сексуальной потребности и потребности в любви.

Психофизиологический комплекс потребностей включает в свой состав:

Потребность в материальном комфорте;

Потребность в общении и контактах;

Потребность в эмоциях, впечатлениях и развлечениях;

Потребность в смене видов деятельности.

Социально–психологические потребности отражают нужду человека в принадлежности к определенной социальной группе и объединяют:

Потребность в идентификации, или, пользуясь другой терминологией, потребность в вере, убеждениях, идеалах;

Потребность в статусе, то есть в занимании определенного места в социальной группе;

Потребность в персонализации, то есть в обладании возможности влиять на других людей, оставить свой след, «впечатать» себя в коллективную память;

Потребность в новом социальном опыте, без которого невозможно жить в постоянно меняющихся условиях. (Внешне эта потребность выступает как потребность в обучении, как информационная потребность и т.д. Одной из форм выражения этой фундаментальной потребности является потребность в оперативном освоении новых способов жизнедеятельности и в регулярном обновлении уже используемых способов. Среди социальных систем, призванных удовлетворять эту потребность, самоопределяются и различные системы коммуникации, в том числе и массовой);

Потребность в смысле жизни, которая иногда обозначается как потребность в самоуважении.

Все эти потребности взаимодействуют друг с другом, отражаются одна в другой, а иногда и превращаются одна в другую. Поэтому человек может быть искренне убежден, что он желает одного, в то время как подлинным источником его активности является совсем другая, подчас неосознаваемая потребность.

Количество фундаментальных человеческих потребностей, как было сказано выше, невелико, однако количество предметов (явлений, процессов), которые могут эти потребности удовлетворить, не поддаются никакому перечислению. И самое главное, одна и та же потребность может быть удовлетворена совершенно разными предметами и способами и наоборот, один и тот же предмет может быть использован для удовлетворения разных потребностей.

Длительное использование одного и того же предмета (или способа) удовлетворения потребности делает его настолько привычным, что возникает потребность именно в этом предмете или именно в этом способе. При этом все другие предметы или способы, даже в тысячу раз лучшие, могут просто не замечаться.

Базовые потребности человека.

Мотивация людей исходит из ряда базовых потребностей, свойственных человеку как биологическому виду, практически неизменных и генетических, или инстинктивных, по происхождению. Это своеобразное фундаментальное положение характеризует теоретическую позицию Маслоу. Потребности, согласно Маслоу, носят не чисто физиологический, но также и психологический характер. Они образуют подлинную внутреннюю природу каждого представителя вида «человек», но они слабы, легко искажаются и подавляются неправильным научением, привычками или традициями. Одним из основных источников активности личности являются потребности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом.

Потребность—состояние индивида, которое возникает в условиях переживания им нужды в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступает источником его активности.

В связи с этим процесс удовлетворения потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения человеком такой формой деятельности, которая определяется уровнем общественного развития. Потребности человека имеют общественно-личный характер, что выражается в том, что для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы и нуждается в определенных условиях.

У человека девять базовых потребностей . Эти потребности есть у каждого человека , даже если человек не чувствует их в себе.

Первые четыре потребности — это потребности для выживания: тепло, защита, .пища, безопасность.

Удовлетворение этих базовых потребностей возвращает нам состояние комфорта и спокойствия.

Ещё пять потребностей: в стимулах и поглаживаниях; любви, создании круга близких людей, привязанности и принадлежности к определённой социальной группе; самоактуализации (осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощении «себя»); уважении и признании в значимом сообществе через самореализацию, которая одновременно доставляет удовольствие самому человеку и приносит пользу другим людям; в духовном развитии.

Согласно Маслоу, некоторая характеристика может считаться базовой потребностью, если она удовлетворяет следующим условиям:

1 Ее отсутствие ведет к заболеванию

2. Ее наличие предотвращает заболевание

3. Ее восстановление излечивает заболевание.

4. В определенных, весьма сложных, ситуациях свободного выбора субъект предпочитает удовлетворение именно данной потребности

5. У здорового человека она может быть пассивна, функционировать на низком уровне или функционально отсутствовать

Физиологические потребности

Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Субъект, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности. Маслоу пишет:

Для человека, который сильно и опасно голоден, не существует других интересов, кроме еды. Она ему снится, он ее вспоминает, о ней думает, ей посвящены его чувства: только ее он воспринимает и только ее хочет. О таком человеке действительно можно сказать, но он жив хлебом единым».

Маслоу говорит, что было бы возможно, хотя, вряд ли особенно полезно, составить длинный список физиологических потребностей: длина его зависит от того, насколько конкретным его хотели бы сделать. Можно было бы, например, показать, что в число влияющих на поведение физиологических потребностей можно включить различные сенсорные удовольствия, связанные со вкусом, запахами, поглаживанием и т.п. Далее, хотя физиологические потребности выделить и идентифицировать легко, чем потребности более высокого уровня, но и их нельзя рассматривать как отдельные, изолированные явления. Например, человек, думающий, что он голоден, в действительности может испытывать недостаток любви, или безопасности, или неудовлетворенности какой-либо иной потребности. Напротив, некоторые люди удовлетворяют (или пытаются удовлетворить) потребность в еде посредством иной деятельности, например, курения или питья воды. Таким образом, все человеческие потребности взаимосвязаны.

Читайте так же:  Причины и методы коррекции провалов в памяти у стариков, молодых и детей

Маслоу соглашается с бихевиористами в том, что физиологические потребности оказывают мощное влияние на человеческое поведение. Но это происходит только до тех пор, пока они не удовлетворены. Однако для многих людей в цивилизованном обществе эти низшие потребности хорошо удовлетворяются. «Но что происходит с человеческими желаниями, когда вдоволь хлеба и живот полон? — спрашивает Маслоу и отвечает: — Сразу всплывают другие (более высокого уровня) потребности, и уже они, а не физиологические нужды управляют организмом. А когда и они в свою очередь удовлетворены, на первый план опять выходят новые (еще более высокого уровня) потребности и т.д. Именно это мы имеем в виду, утверждая, что базовые человеческие потребности организованы в иерархию относительного преобладания». Маслоу полагает, что на протяжении своей жизни человек практически всегда желает чего-либо, он является «желающим животным» и «редко достигает состояния полного удовлетворения, разве что на короткое время. Как только одно желание удовлетворено, на его месте появляется другое».

Потребности в безопасности

Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности. Поскольку у здорового нормального взрослого они обычно удовлетворены, их легче понять, наблюдая детей или взрослых-невротиков.

Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Как отмечает Маслоу, теперь субъект «..будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели. Он будет желать этого больше всего на свете и может даже забыть, что, когда был голоден, смеялся над любовью как чем-то нереальным, необязательным или неважным».

Любовь, как понимает ее Маслоу, не должна смешиваться с сексуальным влечением, которое может рассматриваться как чисто физиологическая потребность. Он говорит: «Обычно сексуальное поведение детерминируется многими факторами — не только сексуальной потребностью, но и другими, прежде всего потребностями в любви и привязанности». Ему нравится характеристика любви, данная Карлом Роджерсом, связывавшим ее с потребностью «быть глубоко понимаемым и глубоко принимаемым».

А между тем, констатирует Маслоу, отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциала индивида. Клиницисты неоднократно обнаруживали, что младенцы требуют любви. Многие исследователи в области психопатологии рассматривают неудовлетворенную жажду любви как главную причину плохой приспособленности. «Любовный голод, — утверждает Маслоу, — это дефицитарное расстройство, подобное соляному голоду или авитаминозу. Никто не ставит под сомнение, что мы нуждаемся в йоде или в витамине С. Данные, говорящие о том, что мы нуждаемся в любви, на мой взгляд, точно того же типа.»

Любовь, согласно Маслоу, предполагает отношения между двумя людьми, включающие взаимное доверие. Собственно говоря, здесь налицо отсутствие страха, падение защит. Любовь часто ослабляется, когда один из партнеров боится, что его слабости и недостатки будут обнаружены. Карл Меннингер так описывает эту проблему: «Любви не так мешает чувство, что нас недооценили, как страх, более или менее ощущаемый каждым, что другие увидят нас сквозь маску, которая сдерживает наши чувства и которая накладывается на нас условностями и культурой. Именно это побуждает нас остерегаться интимности, поддерживать дружеские отношения на поверхностном уровне, отказываться оценивать других из боязни, что они слишком точно оценят нас».

Маслоу говорит: «Любовь требует, чтобы ее и давали, и получали. Мы должны понимать любовь; мы должны быть способны учить ей, создавать ее, предсказывать ее, или же мир будет поглощен враждебностью и подозрительностью».

Потребности в оценке

Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других. Первая категория охватывает такие потребности, как желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы. Уважение со стороны других включает такие понятия, как престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка. Оценочные потребности в основном игнорировались Зигмундом Фрейдом, но на них обратил внимание Альфред Адлер. Субъект с адекватной самооценкой более уверен в себе и благодаря этому более производителен. При заниженной самооценке индивид испытывает чувства приниженности и беспомощности, что может обескураживать его и даже вести к невротическому поведению. Как пишет Маслоу: «Наиболее устойчивая и, следовательно, наиболее здоровая самооценка основывается на заслуженном уважении со стороны других, а не на обусловленной внешними обстоятельствами известности и лести».

[2]

Маслоу считает теоретически возможным, что стремление к свободе может относиться к числу базовых психологических поребностей, но указывает на недостаточность адекватных научных данных в поддержку этого взгляда. «Исходя из широко известных клинических данных, — говорит он, — мы можем допустить, что человек, познавший подлинную свободу (не ту, за которую пришлось заплатить отказом от безопасности и уверенности в себе, а ту, которая построена на базе адекватной безопасности и уверенности), не позволит охотно или легко ее отобрать. Но мы не знаем, так ли это для человека, рожденного в рабстве.»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. Хочу замуж! Как не ошибиться в выборе, притереться характерами и все такое. — М.: Феникс, 2005. — 288 c.

  2. Руденко, А. М. Психология делового общения / А.М. Руденко. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2016. — 264 c.

  3. Настоящая любовь. Влюбленность — начало любви. — М.: Издательство Белорусского Экзархата — Белорусской Православной Церкви, 2013. — 240 c.
  4. Нарушевич, Руслан Консультации психолога. Семья, дети, работа. Ведическая психология. Книга 2 / Руслан Нарушевич. — М.: Ведананда, 2013. — 416 c.
  5. Общая психология. Тексты. Введение. Том 1. Книга 2. — М.: Когито-Центр, 2013. — 728 c.
Какие бывают потребности у человека базовые виды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here