Каким бывает наше настроение и от чего оно зависит

Сегодня мы рассмотрим тему: "Каким бывает наше настроение и от чего оно зависит" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Урок-здоровья в 3-м классе «Поговорим про настроение»

Цели урока:

  • выяснить вместе с детьми, что такое настроение, каким оно бывает и от чего зависит;
  • подвести детей к мысли, что настроение – составная часть здоровья человека и о нём тоже надо заботиться;
  • обсудить с детьми способы поднятия, улучшения здоровья;
  • помочь детям развивать коммуникативные способности.

Оборудование к уроку:

  • фотовыставка портретов разных людей с разным настроением;
  • карточки слов – «кирпичики» различных настроений;
  • толковый словарь Ожегова;
  • у детей на партах: любимая мягкая игрушка, зеркальце, стихотворение Л.Охотницкой, сказка-притча, карточка настроения, «сердечки» из цветной бумаги;
  • красивая корзинка (на дне её спрятаны сладости – сюрприз).

1. Выведение темы урока:

– Вы догадаетесь, если прочитаете данные на доске слова и найдёте среди них лишнее: строительство, перестройка, Стройся! застроить настроение, строители, пристроился, строительный
– Что же можно строить?
– А настроение строить можно? (Возник проблемный вопрос!) Выносим это слово в тему нашего урока – поговорим про настроение

2. Постановка цели урока:

а) – На какие вопросы про настроение вы хотели бы сегодня получить ответы?

б) Учитель: (подводя итог всему сказанному детьми): а действительно:

Что такое настроение? Где оно живёт?
Как оно ложится спать? Когда оно встаёт?
Что же ему нравится? А что ему вредит?
Кто же постарается, всё это объяснит?

– Вот давайте все вместе и постараемся найти ответы на эти вопросы:

в) Вывешивается план на доску:

1. Что такое настроение?
2. Каким оно бывает?
3. От чего зависит настроение?
4. Как его исправить?

3. Поиск ответов на поставленные вопросы:

а) – Так что же такое настроение?

После ответов детей вывешиваю на доску толкование слова из толкового словаря Ожегова:

«Настроение – это внутреннее душевное состояние человека».

– Ребята, у каждого из вас на парте листок:

В начале урока: плохое, так себе, нормальное, хорошее, отличное.

В конце урока: плохое, так себе, нормальное, хорошее, отличное.

– Отметьте ваше душевное состояние, ваше настроение именно сейчас.

б) Каким оно бывает?

После ответов детей выставляю на доску карточки слов в 2 группы и предлагаю прочитать полушёпотом:

  • бодрое, радостное, весёлое, активное, деловое, великолепное, отличное, праздничное, нормальное, спокойное, хорошее, чудесное,
  • грустное, унылое, тревожное, беспокойное, сердитое, плохое, тоскливое, хмурое, подавленное, ужасное, печальное, мрачное

– Почему я разделила их на 2 группы? Какая из них вам больше нравится?
– Обратите внимание на «галерею» настроений (дана на фотовыставке на стенах класса), обратите также внимание на лица гостей и друг друга: на какие лица вам приятно смотреть, хочется смотреть? Почему?
– Значит, как-то влияет наше настроение на здоровье?

в) – Из каких «кирпичиков» можно сложить хорошее настроение?

Вместе с ответами детей выкладываю «кирпичики» на наборном полотне и предлагаю для самостоятельного прочтения:

успех удача
встреча с друзьями
любимая игрушка
хорошая отметка в дневнике
мультфильм
домашнее животное
исполнение желания
смешной рассказ
неожиданный сюрприз
доброе слово
лёгкий танец

– Но эти кирпичики хорошего настроения такие хрупкие! Их так легко разрушить! Чем? Как? От чего же портится наше настроение?

Аналогично выкладываю после ответов детей:

беспокойство
неуверенность
ожидание неизвестного
плохая отметка
расставание
плохое самочувствие
боязнь получить плохую отметку
недовольство взрослых
грубое слово
плохая погода

– Знаете, люди с разным настроением совершенно по-разному смотрят на мир. Вот послушайте.

Звучит стихотворение М.Щеловановой – читает подготовленный ученик:

[3]

– Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро!!
Сегодня скучное утро!!
И, кажется, будет дождь…

– Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро!!
Сегодня весёлое утро!!
И тучи уходят прочь!!

– Итак, причиной хорошего и плохого настроения являются:

[2]

Хорошее

Плохое

музыка горе улыбка скука добрые слова обида шутка злое слово смех плохая отметка домашние животные болезнь

Вывод: разные причины влияют на настроение.

– Говорят, у людей с разным настроением даже походка разная. Попробуем изобразить.

– А иногда бывает и так, что настроения совсем нет. Вот послушайте. (Читают монтаж подготовленные дети)

Когда нет настроения,
Не спорятся дела,
В душе печаль и скука,
Тоска, тоска, тоска.
Когда нет настроения,
Не хочется варенья,
Не видно наслаждения
Пейзажем из окна.

Когда нет настроения,
Уныло день течёт.
И даже воскресенье
Мне в радость не идёт.
Когда нет настроения,
Не хочется читать,
Играть на фортепьяно,
Не тянет рисовать.

Когда нет настроения,
В кровати я лежу,
Ни сладкое варенье,
Ни вкусное печенье
Я в рот не положу.
Когда нет настроения,
Не в радость угощения,
А хочется чего-то,
Чего на свете нет…

– А можно ли сделать так, чтобы настроение было всегда хорошим?
Наша жизнь прекрасна и удивительна. В ней каждый день происходит что-то хорошее, встречаются удивительные люди, которые отличаются добрыми поступками. Люди, которые замечают это, способны и уверенны. У них всегда все получается. Их любят. А некоторые из нас чаще замечают тревожное, печальное, принимают близко к сердцу плохие события, и мы недовольные и раздражённые, с кем-нибудь ссоримся, на кого-то обижаемся. Все это может закончиться болезнью.
Реально ли поднять себе настроение? Да. На то оно и настроение, чтобы его настраивать! Только этому надо учиться.
Самый первый и простой совет:
Утром встать на 15 минут раньше и сделать зарядку. Она даёт заряд бодрости. У вас появится ощущение собственной силы, уважение к своему телу. А это всегда придаёт настроение в любую погоду и при любых обстоятельствах.
Напишите на листке большую букву «Я», и вниз в столбик перечислите все качества, какими бы вы хотели обладать. Пофантазируйте. Пишите всё в утвердительной форме. Читайте их каждое утро после зарядки. Ваше настроение станет очень хорошее.
А перед выходом из дома, посмотри в зеркало. Улыбнитесь своему отражению, скажите что-нибудь приятное
Здоровый отдых, крепкий сон, физическая бодрость способствуют «поднятию» настроения.

Читайте так же:  Каким бывает мировоззрение или мировоззренческий взгляд

Здоровье и хорошее настроение школьников можно улучшить не только с помощью упражнений, подключив занятия спортом, но и с помощью. школьной столовой.

Анкета.

1. Часто ли у вас бывают спады и подъёмы настроения?
2. Влияет ли погода на ваше настроение?
3. Влияет ли отношение ваших одноклассников на настроение?
4. Влияет ли отношение родителей на ваше настроение?
5. Влияет ли отношение учителей на ваше настроение?
6. Содержание книг, кинофильмов, мультфильмов влияет ли на ваше настроение?
7. От чего зависит хорошее настроение?
8. От чего может испортиться ваше настроение?

4. Поиск способов улучшения, исправления настроения:

а) Давайте дадим друг другу советы: как исправить, улучшить настроение. Может быть, «кирпичики» вам помогут…

– Зачем, для чего надо к этому стремиться?

б) А я предлагаю вам выполнить и запомнить два очень простых упражнения для исправления настроения.

Упражнение 1 называется «Послушай меня».

Возьми свою любимую мягкую игрушку, сядь удобно, посади её рядом или перед собой, расскажи ей про своё плохое настроение, пожалуйся ей, кто тебя обидел, кто тебя не понял…

Упражнение 2 называется «Свет мой, зеркальце…»

Возьми зеркальце или встань перед зеркалом, посмотри на себя унылого, грустного, тоскливого и поэтому несчастного и некрасивого, а теперь весело подмигни себе, улыбнись, скажи сам себе добрые, ласковые слова.

[1]

5. Сделаем вывод: так можно ли «построить» настроение?

Рекомендации по улучшению настроения, чтобы не возникало проблем с учёбой и в общении с одноклассниками и учителями.

Поднять настроение можно, если:

6. Итог урока

а) Снова отметьте на листке ваше теперешнее настроение.

Давайте сравним: изменилось? У кого-то улучшилось? Это значит, что настроение – очень хрупкая штука, легко меняется, и как важно уметь беречь его, своё и тех, кто нас окружает, поддерживать хорошее настроение.

б) Напишите на листке-«сердечке»: чего бы вам прямо сейчас очень хотелось для улучшения настроения (сразу соберу ответы в корзинку).

в) Самостоятельное чтение (а затем вслух в лицах) сказки-притчи: (Приложение 1)

г) Помните в сказке «Золушка» принц сказал: «я не волшебник, а только учусь». Я тоже не волшебница, но мне кажется, я немножко угадала ваши желания и приготовила вам маленький сюрприз (угощу всех детей сладостями, которые «вдруг оказались» в корзинке).

д) Возьмите это стихотворение домой, дайте прочитать родным, а ещё лучше – повесьте его на видном месте и время от времени всей семьёй читайте вслух! (Л.Охотницкая, «Жизнь прекрасна») (Приложение 2)

Приложение 1

Сказка-притча

Как-то раз встретились два Настроения – Весёлое и Грустное.
– Почему все люди вокруг радуются тебе и всегда ждут с нетерпением, а меня никто не любит, все боятся и даже опасаются? – спросило Грустное Настроение.
– Потому что я уважаю людей, приношу им радость, делаю их весёлыми и счастливыми. А ты заставляешь всех плакать, огорчаться, печалиться. Я живу для людей, а ты – только для себя, – уверенно ответило Весёлое Настроение.

Приложение 2

Жизнь прекрасна!

А жизнь прекрасна, несмотря
На чьи-то злые речи.
Пусть что угодно говорят –
Мир светел и беспечен.

Прекрасны яблоня в саду
И солнце в небе ясном,
Четыре времени в году –
И все они прекрасны.

Прекрасны травы и цветы,
И люди с тёплым взглядом,
Прекрасны светлые мечты,
Печалиться не надо.

Поверим в счастье и в добро,
И жизнь нас не обманет,
Плохое всё уже прошло,
Всё лучшее – настанет.

Каким бывает наше настроение и от чего оно зависит?

И будет мне счастье

Настроение, настроение, ты не зимнее, не осеннее. Так какое ж ты, настроение?

Надо сказать, что в семнадцать лет «весеннее» настроение меня посещало крайне редко. Даже весной. Мешающий мне жить пессимизм, непонятно откуда берущаяся грусть-тоска – всё это побуждало меня понять, откуда оно берётся, это настроение, и от чего оно зависит?

Вряд ли у меня когда-нибудь была развёрнутая депрессия, но точно имела место дисфория, то есть сниженное настроение. А ещё случались перепады, причин которых понять в то время я не могла. Но жить с плохим настроением мне не хотелось, это как-то неправильно. И я стала активно искать возможность себе его поднять.

По глупой юной наивности я считала, что настроение напрямую зависит от внешних факторов. Вот, например, добьюсь я чего-то в жизни, и будет мне счастье. Я ставила перед собой цели, и я их добивалась. И что? В первые часы – кайф. А затем, как и предопределено природой, – опустошение. Вот он – синдром достижения! После того как желания мои сбывались, а настроение если и поднималось, то ненадолго, я вынуждена была присмотреться к другим людям да призадуматься.

Хотелось найти ответ: почему это Машка с Наташкой так часто смеются? Почему они видят мир в радужном свете? Что, у них жизнь легче, или они сумели добиться большего, чем я? Совсем даже нет. Почему Женька всегда спокоен, уравновешен, уверен в себе? Почему талантливый разгильдяй Андрей так беспечен? Причём Андрюшка с детства такой. Женька рассказывал, что в детстве они с Андреем жили в одной коммунальной квартире и учились в одном классе. Женька – отличник, а Андрей – двоечник и уже тогда разгильдяй. Когда родители мальчишек уходили на собрание, то Андрею стоило бы пригорюниться. Но ничуть не бывало: этот разгильдяй и двоечник веселился и носился по квартире… вплоть до звонка в дверь. И только тут он сникал и встречал родителей с опущенной головой. Удивительно! Но он сам говорил про себя: я не могу долго переживать, полежу на диване, немножко попереживаю – и всё.

Читайте так же:  Структура и компоненты человеческого сознания в психологии

И потихоньку, не инсайтом, ко мне пришло понимание, что настроение, конечно, зависит от внешних обстоятельств, но гораздо меньше, чем восприятие этих обстоятельств зависит от настроения. Бывает, что реальность одна, а вот восприятие этой реальности у разных людей разное. А потому настроение, пожалуй, можно сравнить с очками. У кого-то розовые очки, и всё для него в розовом цвете!

Конечно, в основном розовые очки – у наивняка-молодняка. Мне посчастливилось близко общаться с людьми, которым при рождении добрая фея подарила очки с линзами, окрашивающими мир в яркий цвет. Настроение у них всегда приподнятое, всё у них в жизни отлично. На их субъективный взгляд.

Что этих, «с солнышком внутри», отличало от других? Отсутствие обидчивости, агрессивности, мстительности, злопамятности. А ещё неистребимое желание всех оправдать, в поступке каждого видеть хорошее.

Почему они такие, может быть, и впрямь прилетели с Солнца? Я нашла для себя объяснение и с вами им поделюсь. Иначе зачем весь этот огород горожу?

Я полагаю, что настроение человека не зависит напрямую от внешних обстоятельств и даже внутреннего самочувствия. Тогда от чего же оно зависит, почему люди такие разные?

Вот, например, недавно услышанный мною диалог двух пенсионерок. Одна жалуется: пенсия маленькая. А другая радуется: но ведь платят же!

Первое, что приходит на ум, – тип темперамента. Даже учитывая, что чистых сангвиников, меланхоликов и прочих типов в природе нет, мы всё-таки знаем, что сангвиники – весёлые, жизнерадостные ребята, холерики – честолюбивые, упорные индивиды. Флегматикам всё по фиг, им главное – покой и порядочек. Меланхолики – чувствительные, эмпатичные, ранимые, физически порой слабаки, но зато самые сильные духом.

Древние мудрецы поделили всех людей на эти четыре группы по преобладающей в организме человека жидкости. Ну, вы знаете: сангвис – кровь, холе – жёлчь, флегма – что-то вроде лимфы, мелайна холе – чёрная жёлчь. Мне тоже кажется, что особенности темперамента определяются какими-то биологическими субстанциями. Эта «биология» даётся человечку от рождения, а потому есть детки, которые просыпаются с улыбкой, а есть малыши, которые просыпаются в слезах.

Но теперь это уже не загадка, мы с вами знаем, что гормональный статус определяет настроение человека, а настроение, в свою очередь, окрашивает события нашей жизни в тот или другой цвет. Дети веселятся и смеются потому, что у них в семь раз больше серотонина, чем у взрослых. А когда серотонина практически совсем нет, человек не может радоваться. Как мне говорила одна интеллигентная петербурженка восьмидесяти лет: «Смотрю я на залив, я знаю, что это очень красиво, и помню, что раньше эта картина вызывала у меня восторг, а теперь – ничего. В душе пусто, никаких эмоций».

Я, конечно, не Гиппократ и не Аристотель, но мне думается так. Кто весел, тот смеётся – это серотониновый тип. Кто хочет, тот добьётся – адреналиновый. У влюбчивого – избыток амфетамина. Если недостаточно вырабатывается окситоцина, то у молодой мамы, например, никак не получается полюбить своего малыша. И не её это вина! Дефицит женских половых гормонов – и молодая женщина погружается в послеродовую депрессию. А уж во время климакса этот дефицит провоцирует обидчивость, плаксивость, утомляемость.

В общем, если нет у человека ярких цветов в восприятии мира, если всё грустно, серо, депрессивно, то провоцируется это паскудство дисбалансом гормонального статуса. Так что, дорогие мои друзья, настроение наше в большей степени определяется тем, что происходит у нас внутри, чем тем, что окружает нас снаружи.

Но, возразите вы, нельзя же отрицать факт, что есть не только обстоятельства, но и люди, которые успешно портят нам настроение.

Самое первое место среди них занимают те, которых часто называют энергетическими вампирами. Может, они и вампирят, но мне кажется, они не столько схватывают чужую энергию, сколько выбрасывают свою – ярко выраженную негативную. У них внутри накапливается раздражение. По-моему, это опять же гормональные дела. Конечно, настроение при этом у вампирчиков портится, и они стремятся за счёт других его поправить. Способ известен – скандал.

Мне «посчастливилось» работать в одном медицинском учреждении, которым руководила, а скорее господствовала в нём, такая вампирша. С утра, чтобы прийти в нормальное состояние, ей необходимо было в кого-нибудь затолкать своё раздражение. Все сотрудники это знали и как мыши прятались по углам. Облегчало положение то, что стоило ей проораться, разрядиться, напиться чьей-нибудь крови, и вампирша становилась нормальным человеком.

Певица, заслуженная артистка одной из наших бывших республик, не стесняясь признавалась в своих вампирских наклонностях: «Мне с утра нужно непременно с кем-то поскандалить, иначе я не человек».

Что же делать, как избавиться от домогательств садюги? Психологи напридумывали множество приёмов. Все, вероятно, их знают: например, представить садюгу голым; воздвигнуть посредством своего чудесного воображения стеклянную стену или красивый водопад между собой и вампиром; посылать (молча, про себя) куда подальше скандалиста; уйти в себя – читать стихи или молитвы, и тому подобное. В общем, не давать садюге достать вас до печёнки. Не демонстрировать поведение жертвы. Вы же знаете, что мучитель не может обойтись без жертвы.

А можно я поделюсь своим опытом? С кем бы я ни работала, с кем бы ни общалась, любой мой партнёр знал: стоит только на меня гавкнуть, как я тут же произведу изъятие себя из сферы общения. Вы знаете, срабатывало всегда и везде.

Читайте так же:  Как быстро влюбить в себя любую красивую девушку

Быть не в духе – некрасиво

Мы часто думаем о том, как защититься от дурного настроения, дурных манер других людей. Но вы знаете, господа, я нахожусь в таком возрасте, что уже больше думаю о том, как бы мне самой кому-нибудь не испортить настроение. Я ещё живу на этом свете, но мыслями часто перемещаюсь на тот. И прекрасно понимаю, что там у меня никто не поинтересуется: а кто это, душенька, портил вам настроение? Наоборот, строго спросят с меня за каждого, кого я заразила своим плохим настроением.

Иметь плохое настроение для меня как-то уж совсем не комильфо. Это я поняла давно, а поскольку настроение моё, особенно с утра, хорошим не бывало, то мне волей-неволей приходилось его поднимать.

Прежде чем каждый из нас займётся этим достойным делом, необходимо понять, что портит нам настроение. Начну сначала, начну с себя.


В дошкольном детстве я побывала в руках у четырёх нянек, и никто из них отнюдь не был Ариной Родионовной. Естественно, моё настроение очень зависело от мнений и оценок окружающих. А ведь всем не угодишь!

Если у вас такая же проблема, то она решаема. Только работать с собой нужно каждый день: напоминать себе, что ты не пряник и не можешь всем нравиться. И, может быть, вам удастся достичь таких высот, как Коко Шанель или Фаине Раневской. «Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще» (Коко Шанель). «Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную, счастливую жизнь» (Фаина Раневская).

Я пишу о себе с надеждой на то, что, может быть, мой опыт кому-то пригодится. Моя подружка с горшка, самый лучший человек на свете, всю жизнь жила по принципу: плохое настроение – только для себя. Она своё плохое настроение ни на ком не срывала, она его скрывала. Но и не пыталась с ним справиться. И вот даже сейчас она признаётся, что до сих пор у неё на душе камень. А я – боролась, с детских лет боролась. Но боролась не с плохим настроением, а за хорошее.

Когда я пошла в школу и, слава богу, избавилась от нянек, то интуитивно поняла, что общение лечит. И обзавелась большим количеством подружек. Надо сказать, это очень женский способ повышения настроения. Только подружек нужно выбирать весёлых и с устойчивой нервной системой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что ещё мне помогало поднимать настроение, особенно с утра? У меня от природы плохие волосы. Как говорила моя подружка Танька: если бы у меня были такие волосы, я бы повесилась. Но я выбрала другой путь.

Я приучила себя вставать за два часа до выхода из дома и делала всё, чтобы никому и в голову не пришло, будто у меня плохие волосы. А ещё в советские времена была замечательная тушь за 40 копеек. Более эффективная, чем все современные заморские штучки. С этой тушью ресницы становились как у куклы. Так я с утра поднимала себе настроение: реснички накрасишь, чубчик завьёшь, и красотуля.

Один из самых действенных способов поднятия настроения – это действие на контрасте. Каждый может испытать это на себе. Если вам дома тоскливо, выберитесь в промозглую ветреную погоду на улицу и получите эффект вытрезвителя. А потом вернитесь в тёплый дом…

Назову и некоторые другие, сугубо женские способы поднятия настроения. Это разговоры по душам. Женщине ведь главное – выговориться. И, конечно, для многих (но не для меня) это шопинг. Ну и, естественно, если вам плохо внутри, постарайтесь сделать ярко и красиво снаружи. Цвет оказывает очень сильное влияние на нашу психику. И если ваше настроение подвержено сезонным колебаниям и в холодное время года вам грустно, потому что на улице темно и серо, – добавьте ярких красок и света в свой дом. Пусть не солнечного, хотя бы электрического.

Не только детям, но и взрослым полезны для психического здоровья смешные яркие плюшевые игрушки. Посмотрите на болельщиков на футболе или биатлоне, в каких шлемах с рогами, с клоунскими носами, с трещотками, свистульками и другими смешными прибамбасами они приходят болеть за своих. И всё это делается для поднятия настроения! Себе и другим.

По моему глубокому убеждению, настроение во многом определяется гормональным статусом, так что мы с вами имеем возможность увеличить выработку хороших, «весёлых» гормонов. Как? Да вы знаете. Улыбаться пять-десять минут с утра, даже через не могу и не хочу. Читать, смотреть что-нибудь смешное, радоваться и хохотать. Обниматься с любимыми и дорогими, пусть даже усатыми и хвостатыми, не менее шести раз в день. И, конечно, любить. То есть испытывать самое лечебное чувство на свете – любовь.

«Оставь меня, старушка»

Уважаемые господа, я хотела убедить вас, что у каждого есть обязательство перед собой и перед другими – поднимать своё настроение. Быть угрюмым, раздражённым – стыдно. Но чтобы поднимать себе настроение, нужно выбрать способы, подходящие лично вам.

Один пример. Во всех рекомендациях по улучшению настроения специалисты первым делом называют физические упражнения в качестве самого действенного средства. Для кого-то это так. У кого-то организм поощряет физическую активность выработкой допамина. А многие, как я, терпеть не могут никакой спорт, а тем более утреннюю зарядку. Но зато организм поощряет меня допамином за любую интеллектуальную деятельность, даже такую простую, как раскладывание пасьянса.

Позаботьтесь и о настроении вашего ближнего круга. Это благое дело ещё и чрезвычайно выгодно для вас. Тяжко жить с человеком, который вечно не в настроении. Но поднять его можно только тому, кто имеет желание избавиться от плохого расположения духа. Вы наверняка знаете людей, которым их плохое настроение просто в кайф. С удовольствием раздражаются, жалуются, всем недовольны.

Читайте так же:  О логико-интуитивном и других типах интровертов

А мы поступим просто: обойдём безнадёжных и поможем нуждающимся. При этом будем учитывать гендерные различия. Джентльмены или просто мужики должны твёрдо знать, что для женщины главное – выговориться, выплеснуть эмоции. Поэтому слушаем, выражаем сочувствие и не затыкаем рот, переводя разговор на другое. И не оправдываемся тем, что это делается на автомате. Женщине плевать на ваш автомат, ей нужно сочувствие. Мужчине трудно это понять, потому что он судит по себе.

Женщина тоже судит по себе. И с самыми благими намерениями начинает лезть мужу в душу, чем вызывает его раздражение. Поэтому специальная информация для милых дам: мужик с испорченным настроением замыкается в себе. Ему нужно время для внутреннего погружения, чтобы взять себя в руки и самостоятельно разобраться в проблеме. Даже если муж смотрит футбол, читает газету, сидит у компьютера, то большой процент его внутреннего внимания сконцентрирован на проблеме. Нужно оставить его в покое. Как об этом просит Иван Васильевич: «Оставь меня, старушка, я в печали». Спустя какое-то время эмоция приглушается и находится решение.

Мы разные, но мы вместе. И чтобы быть вместе, мы должны понимать, что мы разные.

А универсальный способ поднять настроение – это смех и улыбка. Поэтому, как призывал Мюнхгаузен из пьесы Григория Горина: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

Урок здоровья «Поговорим про настроение»

Цели урока:

  • выяснить вместе с детьми, что такое настроение, каким оно бывает, от чего зависит;
  • подвести детей к мысли, что настроение – составная часть здоровья человека и о нём тоже надо заботиться;
  • обсудить с детьми способы поднятия, улучшения здоровья;
  • помочь детям развивать коммуникативные способности.

Оборудование к уроку:

  • фотовыставка портретов разных людей с разным настроением;
  • карточки слов – “кирпичики” различных настроений;
  • толковый словарь Ожегова;
  • у детей на партах: любимая мягкая игрушка, зеркальце, стихотворение Л.Охотницкой, сказка-притча, карточка настроения, “сердечки” из цветной бумаги;.
  • красивая корзинка (на дне её спрятаны сладости-сюрприз).

вы догадаетесь, если прочитаете данные на доске слова и найдёте среди них лишнее:

строительство, перестройка, Стройся! застроить настроение

строители, пристроился, строительный

= что же можно строить? А настроение строить можно? (возник проблемный вопрос!)

= выносим это слово в тему нашего урока – поговорим про настроение

2. Постановка цели урока:

а) на какие вопросы про настроение вы хотели бы сегодня получить ответы?
б) учитель: (подводя итог всему сказанному детьми)

А действительно: Что такое настроение? Где оно живёт?

Как оно ложится спать? Когда оно встаёт?

Что же ему нравится? А что ему вредит?

Кто же постарается, всё это объяснит?

Вот давайте все вместе и постараемся найти ответы на эти вопросы:

в) вывешивается план на доску:

1. Что такое настроение?
2. Каким оно бывает?
3. От чего зависит настроение?
4. Как его исправить?

3. Поиск ответов на поставленные вопросы:

а) так что же такое настроение?

(После ответов детей вывешиваю на доску толкование слова из толкового словаря Ожегова:

“Настроение – это внутреннее душевное состояние человека”.

= ребята, у каждого из вас на парте листок:

В начале урока

: плохое, так себе, нормальное, хорошее, отличное.

В конце урока

: плохое, так себе, нормальное, хорошее, отличное.

Отметьте ваше душевное состояние, ваше настроение именно сейчас.

б

) Каким оно бывает? (после ответов детей выставляю на доску карточки слов в 2 группы и предлагаю прочитать полушёпотом):

= почему я разделила их на 2 группы? Какая из них вам больше нравится?

= обратите внимание на “галерею” настроений (дана на фотовыставке

на стенах класса), обратите также внимание на лица гостей и друг друга:

на какие лица вам приятно смотреть, хочется смотреть? Почему?

Значит, как-то влияет наше настроение на здоровье?

в

) из каких “кирпичиков” можно сложить хорошее настроение?

(Вместе с ответами детей выкладываю “кирпичики” на наборном полотне и предлагаю для самостоятельного прочтения):

= но эти кирпичики хорошего настроения такие хрупкие! Их так легко разрушить! Чем? Как? От чего же портится наше настроение?

(Аналогично выкладываю после ответов детей):

= Знаете, люди с разным настроением совершенно по-разному смотрят на мир.

Вот послушайте (звучит стихотворение М.Щеловановой – читает подготовленный ученик):

– Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро!!
Сегодня скучное утро!!
И, кажется, будет дождь…
– Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро!!
Сегодня весёлое утро!!
И тучи уходят прочь!!

Говорят, у людей с разным настроением даже походка разная. Попробуем изобразить.

= А иногда бывает и так, что настроения совсем нет. Вот послушайте.

(Читают монтаж подготовленные дети)

Когда нет настроения,
Не спорятся дела,
В душе печаль и скука,
Тоска, тоска, тоска.
Когда нет настроения,
Не хочется варенья,
Не видно наслаждения
Пейзажем из окна.
Когда нет настроения,
Уныло день течёт.
И даже воскресенье
Мне в радость не идёт.
Когда нет настроения,
Не хочется читать,
Играть на фортепьяно,
Не тянет рисовать.
Когда нет настроения,
В кровати я лежу,
Ни сладкое варенье,
Ни вкусное печенье
Я в рот не положу.
Когда нет настроения,
Не в радость угощения,
А хочется чего-то,
Чего на свете нет…

а) Давайте дадим друг другу советы: как исправить, улучшить настроение.

Может быть, “кирпичики” вам помогут…

= зачем, для чего надо к этому стремиться?

б) А я предлагаю вам выполнить и запомнить два очень простых упражнения для исправления настроения.

=

упражнение 1 называется “Послушай меня”.

Возьми свою любимую мягкую игрушку, сядь удобно, посади её рядом или перед собой, расскажи ей про своё плохое настроение, пожалуйся ей, кто тебя обидел, кто тебя не понял…

Читайте так же:  Не могу спать ночью как быстро уснуть, если не спится

= упражнение 2 называется “Свет мой, зеркальце…”

Возьми зеркальце или встань перед зеркалом, посмотри на себя унылого, грустного, тоскливого и поэтому несчастного и некрасивого, а теперь весело подмигни себе, улыбнись, скажи сам себе добрые, ласковые слова.

6. Итог урока:

а) Снова отметьте на листке ваше теперешнее настроение.

Давайте сравним: изменилось? У кого-то улучшилось? Это значит, что настроение – очень хрупкая штука, легко меняется, и как важно уметь беречь его, своё и тех, кто нас окружает, поддерживать хорошее настроение.

б) напишите на листке-“сердечке”: чего бы вам прямо сейчас очень хотелось для улучшения настроения (сразу соберу ответы в корзинку).

в) самостоятельное чтение (а затем вслух в лицах) сказки-притчи: (Приложение 1)

г) помните в сказке “Золушка” принц сказал: “я не волшебник, а только учусь”.

Я тоже не волшебница, но мне кажется, я немножко угадала ваши желания и приготовила вам маленький сюрприз (угощу всех детей сладостями, которые “вдруг оказались” в корзинке).

д) возьмите это стихотворение домой, дайте прочитать родным, а ещё лучше – повесьте его на видном месте и время от времени всей семьёй читайте вслух!

Значение слова «настроение»

1. обычно с определением. Душевное состояние. Приподнятое настроение. Унылое настроение.Генерал был в самом торжественном настроении и ораторствовал при громком смехе присутствующих. Достоевский, Идиот. [Ливенцев] знал, что подбор тех или иных слов в письме — дело минутного настроения. Сергеев-Ценский, Лютая зима. [Нина Глазычева] разговор начала не сразу —, давала время приглядеться, понять ее настроение. Тендряков, Не ко двору. || Хорошее расположение духа. Испортить настроение.

2. Направление мыслей, взглядов, интересов, чувств и т. п. кого-, чего-л. Антивоенные настроения. Частнособственнические настроения.[Дроздов], как злая осенняя муха, жужжал целые часы о диком буйстве солдат — о бунтах крестьян, возбуждаемых солдатами, о настроениях в городе. М. Горький, Рассказ о герое.

3. с неопр. Расположение, склонность, желание делать что-л., заняться чем-л. — У меня нет настроения учить тебя уму-разуму. В. Беляев, Старая крепость. [Молодцов:] Есть настроение поговорить. Арбузов, Потерянный сын.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Настрое́ние — достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Настроения принято отличать от аффектов, чувств и эмоций.

Может означать также:

эмоциональное состояние, которое вызывает какой-либо объект или явление (например, картина или мелодия). В таком случае говорят о настроении этого объекта (настроении картины, настроении мелодии).

систему ожиданий и стремлений, установок, желаний кого-либо (социальной группы как политического ресурса, человека как рабочей единицы и тому подобного). Синонимом этого значения является слово «настрой».

НАСТРОЕ’НИЕ, я, ср. 1. Внутреннее психическое состояние, расположение (у человека или группы лиц, массы). Веселое н. Хорошее н. Мрачное н. В обществе бодрое н. Упадочные настроения в буржуазной литературе. 2. с инф. Расположение, склонность делать что-н., заняться чем-н. (разг.). У меня нет настроения петь. Она сегодня не в настроении играть. 3. Положение, состояние дел в торговле, на промышленном рынке (торг.). На берлинской бирже н. вялое.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Каким бывает настроение:
(определения приводятся в именительном падеже)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пузырь — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «настроение»:

Синонимы к слову «настроение»:

Предложения со словом «настроение»:

  • Внешне это проявляется в унынии, депрессии, плохом настроении, апатии, раздражении и гневе, обиде на себя и других.
  • Он покажет вам лишь причины вашего дурного настроения.
  • Он лёг спать в очень мрачном настроении, проснулся на следующее утро тоже не в духе. Но, придя в школу, сразу развеселился.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Дополнительно:

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источники


  1. Гилберт, Элизабет Самая лучшая жена / Элизабет Гилберт. — М.: Рипол Классик, 2009. — 935 c.

  2. Марина, Нефедова 12 семейных историй. Счастье быть вместе / Нефедова Марина. — М.: Никея, 2015. — 276 c.

  3. Никитина, Юлия Сексуальность, либидо, здоровье. Упражнения для развития чувственности / Юлия Никитина. — М.: Книжкин дом, 2011. — 809 c.
  4. Норна, Ирина Освобождение от иллюзий. 7 секретов счастливой женщины (комплект из 2 книг) / Ирина Норна , Наталья Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 544 c.
  5. Арнольд, Ольга Почему убегают мужчины / Ольга Арнольд. — М.: Эксмо-Пресс, Яуза, 2007. — 176 c.
Каким бывает наше настроение и от чего оно зависит
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here