Какими свойствами обладает рациональное познание в отличие от чувственного

Сегодня мы рассмотрим тему: "Какими свойствами обладает рациональное познание в отличие от чувственного" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

1)Верно только а.

2)Верно только Б.

3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.

A7. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1)расширяет знания об окружающем мире

2)формирует наглядный образ предмета

3)осуществляется в форме ощущений и восприятий

4)использует логические умозаключения

A8. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом

4)обобщения повседневного опыта

A9. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А.Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.

Б.Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.

1)Верно только а

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A10. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых?

1)современная наука стремится к познанию истины

2)последствия научных исследований становятся все более неоднозначными

3)активизировалась борьба на рынке высоких технологий

4)все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой прибыли от своих исследований

A11. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

А.Для науки характерно постижение закономерностей развитии природы, общества и мышления.

Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание

процессов и явлений действительности.

1)Верно только а

2)верно только Б

3)верны оба суждения

[3]

4)оба суждения неверны

А12. Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается

А13. Верны ли следующие суждения об истине?

А.Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.

Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

1)Верно только а

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А14. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

А15. Рациональное — это познание:

1) с помощью наблюдения

2) прямого контакта

3) с помощью интуиции

4) с помощью мышления

А16. Возможность получения истинного знания отрицается:

А17. Отражение общих и существенных признаков называется:

А18. Методом эмпирического познания не является:

А19. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А20. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина.

Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А21. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:

1) обыденного знания

2) мифологического знания

3) эмпирического знания

А22. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания — получение достоверного знания

1) верно только А

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А23. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:

Речевая деятельность человека прежде всего связана с

А. Чувственным познание

Б. Абстрактным мышлением

1) верно только А

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А24. И абсолютная, и относительная истины:

1) носят объективный характер

2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) могут быть опровергнуты со временем

А25. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:

А26. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путём

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А27. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности

2) чувственного познания

3) рационального мышления

4) игровой деятельности

А 28. Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грамма вещества, оно лишено телесности и чувственной осязаемости

А29. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

А30. Какая из перечисленных наук изучает общество?

А31. Какая из перечисленных наук изучает общество?

А32. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и

сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А33. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная

1) основывается на использовании эксперимента

2) основывается на творческом подходе к работе

3) интеллектуально развивает

[1]

4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А34. И религиозное, и научное знание:

1) имеет объективный характер

2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение

4) предполагает доказательства

А35. Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы

2) установленные факты

3) логические умозаключения

4) результаты наблюдений

А36. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:

А37. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.

Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А38. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этнических групп занимается

4) социальная психология

А39. Отличие социологии от других наук об обществе является

1) изучение людей как представителей человеческого рода

2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

3) изучение общества как целостного явления

4) изучение общества во всей конкретности и многообразии

А40. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире.

Познание 2

1. Рациональное познание в отличие от чувственного

1) присуще только образованным людям

2) формирует понятие о предмете

3) является критерием истины

4) приводит к полезным результатам

2. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения.

Б. Относительной истиной называется неполное знание, вер­ное лишь в определённых условиях.

3. Какой метод получения знаний используется на теорети­ческом уровне научного познания?

1) описание научных фактов

2) проведение наблюдений

3) описание экспериментальных данных

4) выдвижение гипотезы

4. Верны ли суждения о познавательной деятельности ?

А. Рациональное познание отражает существенные свойства предметов и явлений.

Б. В ряде случаев человек приобретает новые знания инту­итивно.

5. Какой из перечисленных примеров относится к житей­ским знаниям?

1) закон падающего бутерброда

2) закон стоимости

3) закон фотоэффекта

6. И чувственное, и рациональное познание

Читайте так же:  Когнитивные расстройства

1) формирует знания и представления о предмете

2) использует логические умозаключения

3) начинается с ощущения

4)даёт наглядный образ предмета

7. Что характеризует понятие как форму рационального познания?

1) отражение общих и существенных признаков познаваемых
предметов и явлений

2) утверждение или отрицание чего-либо о познаваемых
предметах и явлениях

3) отражение отдельных свойств и качеств предметов окру­жающего мира, непосредственно воздействующих на орга­ны чувств

4) процесс получения новых суждений на основе уже имею­щихся согласно законам логического мышления

8. Верны ли суждения о чувственном познании?

А. Чувственному познанию присуще образное отражение

Б. Чувственному познанию присуще использование знаков(обозначений)

9. Назовите три вида познания и приведите примеры

1. Рациональное познание в отличие от чувственного

1) обновляет знания об окружающем мире

2) формирует наглядный образ предмета

3) осуществляется в форме ощущений, восприятия и пред­ставлений

4 использует логические умозаключения

2. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объ­ективные знания о действительности.

Б. Наука создаёт эмоционально-чувственный образ объек­тивной реальности.

3. Отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа, на­зывается

1) понятием 3)восприятием

2) ощущением 4) представлением

4. Какой из перечисленных примеров относится к научным знаниям?

1) мифы о героях

2) мудрость «Тише едешь — дальше будешь»

3) наблюдение: при удалении размеры предмета уменьшаются

4) теория относительности

5. Верны ли следующие суждения о познавательной де­ятельности человека?

А. Человек овладевает знаниями в ходе практической де­ятельности.

Б. Человек овладевает знаниями в процессе изучения основ наук.

6. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

7. Что из перечисленного характеризует эмпирический уро­вень познания?

1) наблюдение отдельных фактов и явлений

2) объяснение изучаемых фактов и явлений

3) фиксация обобщений в форме законов

4 выдвижение и обоснование гипотез

8. И чувственное, и рациональное познание нацелено на

1) теоретическое осмысление действительности

2) приобретение истинных знаний об окружающем мире

3) опровержение существующих научных теорий

4) восприятие окружающего мира

9. Назовите три формы рационального познания и проиллюстрируйте каждую из них примерами

В3.Установите соответствие между характеристиками и формами чувственного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второ­го столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМА ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

A)отражение предметов и их свойств в виде 1) ощущение
целостного образа

Б) сохраняющийся в памяти обобщённый 2) представление

чувственно-наглядный образ предмета

A) отражение в сознании человека отдельных
свойств предметов.

B) В3.Установите соответствие между видом деятельности и его проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

C) ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

D) 1. создание необходимых людям благ A) игра

E) 2. наличие воображаемой обстановки Б) общение

F) 3.обмен информацией, мыслями, чувствами B) труд

G) 4.необходимость специальной подготовки

А8. Игра в отличие от познания

1) носит целесообразный характер

2) доставляет удовольствие

3) является видом деятельности

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

4) носит условный характер

А9. «Судьба человека зависит от расположения на небе звёзд в момент его рождения». Данное утверждение является приме­ром знания

В4.Найдите в приведённом ниже списке формы рацио­нального познания и обведите цифры, под которыми они ука­заны.

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания

С7. Как-то А. Эйнштейн с женой посетили крупную амери­канскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена учёного поинтересовалась предназ­начением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», — сказала супруга учёного.

Назовите два метода научного исследования, о которых идёт речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Назовите формы чувственного познания.

С2. Назовите уровни научного познания.

СЗ. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируй­те на основе трех оснований.

С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проил­люстрируйте каждое на примерах.

С5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действия­ми. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Тете)

1) 0 каком познании ведет речь Гете?

2) Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?

3) Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?

Сб. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему. «Наиболее значи­тельным событием в науке XX века является чувство конца науки. В начале XX века еще возникали новые концепции, которые перево­рачивали представление о мире (квантовая механика, теория относи­тельности, генетика). А во второй половине XX века ничего подобного

не произошло. Спутники, компьютеры, — это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

1) Что понимает один из российских ученых под «чувством конца нау­ки» в XX веке?

В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке? Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры — не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.

проверочная работа по теме «Знание и познание» 10 класс ( с ответами)

Проверочная работа по теме «Знание и познание» с ответами 10 класс

1. И чувственное, и рациональное познание

1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения

4)дает наглядный образ предмета

2. Понятие – это форма мысли, которая

1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на

органы чувств 2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов

и явлений 3)формирует наглядный образ предмета

4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

3. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета

3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения

4. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями

5. Рациональное — это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

6. Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием 2) суждением 3) понятием 4) ощущением

7. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером: 1) обыденного знания 2) мифологического знания 3) эмпирического знания 4) научного знания

8. Обобщение является составной частью 1) производственной деятельности 2) чувственного познания 3) рационального мышления 4) игровой деятельности

9. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная

деятельность учёного: 1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

10. Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом 1) паранаучного знания 2) обобщения жизненного опыта 3) художественного вымысла 4) экспериментальной проверки

Читайте так же:  Вечные дети - кто это такие описание инфантильных людей

11. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали

на органы чувств человека, называются: 1) гипотезами 2) понятиями 3) представлениями 4) мнениями

12. Критериями истины являются: 1) опыт, практика 2) мнение руководства

3) соответствие господствующему в обществе учению 4) соответствие законам логики

13. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление 2) понятие, представление, умозаключение

3) понятие, суждение, умозаключение 4) представление, суждение, ощущение

14. Укажите, что из перечисленного не является формой

чувственного познания: 1) суждение 2) представление 3) ощущение 4) восприятие

В1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.

1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

В2. Установите соответствие между психическими процессами,

участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.

А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

В3. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и

их краткими описаниями.

А) установление сходства или различия предметов

Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части

В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо

Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение

Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках

Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

В4. Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции

(А), а какие – к индукции (В)?

1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы.

Следовательно, свинец и медь проводят электричество.

2) Растению капусте для нормального развития необходим полив.

Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор

также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным

и другим растениям для нормального роста и развития необходим

полив, то есть регулярное естественное или искусственное

внесение в почву определённого количества влаги.

В чем разница между «чувственным и рациональным» и «эмпирическим и теоретическим» познанием?

Чувственное познание основано на познании с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление, а Рациональное познание, или абстрактное мышление, опосредовано знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражается в основных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, отражающих общее, существенное в предметах.

Чувственное и рациональное познание составляют стороны, единого процесса познания. Отражая объект с внешней, поверхностной стороны, чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно не только представлено также восприятиям и ощущениям. Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию. Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, которого оно было бы лишено объективного содержания и с объективным миром, но, кроме того, оно ориентирует и обуславливает чувственное познание. И хотя чувственное познание первично по отношению к мышлению, однако в сформировавшемся познании чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый познавательный процесс.

Эмпирическое познание — это выявляющее и описывающее факты познание, отвечающее на вопрос «как», а теоретическое же познание — сущностное познание, отвечающее на вопрос «почему», на вопрос о внутренних причинах явлений, что в конечном счете дает возможность управлять изучаемыми явлениями и событиями, ускорять их приход или, наоборот, отдалять и предотвращать их, а также предсказывать принципиально новые факты.

Эмпирическое познание в большей мере нуждается в формальной логике, теоретическое также — ив первую очередь — в содержательной. Эмпирическое знание принципиально необходимо, так как теоретический, категориальный анализ должен обязательно основываться на эмпирическом знании. Однако нельзя представлять себе, что переход от эмпирических знаний к теоретическим прост и формален: достаточно, де, накопить нужное количество эмпирических фактов и одно это обеспечит новое качество знания. Дело в том, что теоретическое знание не выводится из эмпирического знания формально-логическим путем, оно выводится диалектическим мышлением, перерабатывающим эмпирическое знание в теоретическое. И переработка эта связана, прежде всего, с нахождением сущности, с возникновением по этому поводу идеи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10070 —

| 7741 — или читать все.

Чувственное познание отличается от рационального тем, что

Первое оперирует фактами, второе – рациональными аргументами

Первое эмоционально, второе – нейтрально

Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума

Первое более адекватно, чем второе

Исходная, простейшая форма чувственного познания

Форма рационального познания:

Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и необходимые свойства

Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается

Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета

Форма эмпирического познания

Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов

Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании

Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности

К важнейшим функциям научной теории можно отнести

Научная гипотеза относится к

Концептуальным средствам познания

Техническим средствам познания

Трансцендентным средствам познания

Физиологическим средствам познания

Данное определение: «Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях» относится к:

Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения

Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях

[2]

Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок

Логический вывод частных следствий из общего положения

Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях

Мысленное или реальное разложение объекта на составные элементы

Процедура мысленного расчленения целого на части

Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое

Метод, не применяющийся в научно-техническом познании

Метод приближенных вычислений наиболее широко используется в

Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон характерно для

Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения»

Автор произведений: «Иметь или быть?», «Человек для себя», «Искусство любить», «Бегство от свободы»

Читайте так же:  Как полюбить жизнь

Впервые определил человека как «общественное животное» (zoon politikon)

2. Рациональное познание в отличие от чувственного:

3. Познание в отличие от труда: >>

2. Рациональное познание в отличие от чувственного: Присуще только образованным людям; формирует понятие о предмете; является критерием истины; приводит к полезным результатам.

Слайд 5 из презентации «Познание»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Познание.ppt» можно в zip-архиве размером 556 КБ.

Похожие презентации

«К познанию России» — Федор: Чертеж земли московской; наше царство Из края в край. Все очень знакомое вроде бы, А глянешь — и сердце горит. Успехов вам в познании нашей великой Родины! М.В.Ломоносова. Учебный комплекс по географии России и своего края, 9 класс. Так что же такое ты, Родина? Какие цели изучения Родины в 9 классе вы поставите для себя лично?

«Чувственное познание окружающего мира» — Возможности чувственного познания ограничены. Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения. Такое познание называют чувственным познанием. Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Чувственное познание окружающего мира. Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств.

«Познание и знание» — Восприятие. Познаем ли мы мир? Нереальные. Абсолютная- Полное, исчерпывающее Знание о сложном объекте. Утверждения, несоответствующие действительности. Виды истины. Суждение. Истина- это… Работу выполнила Васильева Елена. Заблуждения- содержание Знания, несоответствующее Реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

«Чувственное познание» — Отдельные свойства объектов вызывают у нас ощущения. Давайте обсудим. Из чего складываются восприятия? Ель. Какие ощущения вы испытывали, купаясь летом в реке? Например: — запах цветка; — вкус земляники; — тепло; — холод. Какими средствами приема сигналов из внешнего мира обладает человек? Возможности чувственного познания ограничены.

«Рациональное потребление» — Английские маржиналисты. Рациональный потребитель. Иеремия Бентам. Продовольствие. Аксиомы рационального потребления. Основной труд — «Теория политической экономии» (1871). Ординалистский подход (от англ. 9. Рациональное потребление. Герман Госсен. Закон убывающей предельной полезности. Уильям Джевонс (1835—1882), английских экономист, один из авторов теории полезности.

«Предмет познания» — Логически обобщенный образ предмета. Предположение. Сравнение. Специфика познания общества. Анализ. Этапы теоретического познания. Что такое абстрагирование? Абстрагирование. Рационализм (Р. Декарт). Большинство. Методы научного познания. Переход от единичного к общему. Главная задача – объяснение изучаемых явлений.

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зре‑ниe) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Крат ковр еменная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, непосредственно поступающих от органов чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:

1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и до‑статочным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Однако сенситивное познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум).

На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия. По степени общности понятия могут быть менее общими, более общими и предельно общими. В научном познании также выделяют понятия частнонаучные, общенаучные и всеобщие, т. е. философские. По отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыслению и направленности) ученые‑философы выделяют четыре класса понятий:

1) понятия, отражающие общее в предметах;

2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов;

3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;

Следующей формой рационального познания является суждение. Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что‑либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые, в свою очередь, являются элементами суждения. Хотя суждение находит свое выражение только в языке, оно не зависит от конкретного языка и может быть выражено различными предложениями одного и того же языка или разных языков.

Получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления называется умозаключением. Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Название «дедуктивное» происходит от латинского слова deductio (выведение). Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения (от лат. inductio — наведение) располагаются в цепи в последовательности от частных к общим. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь «наводят» на мысль.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание обладает способностью к отражению существенного в предметах, в то время как в результате познания сенситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается от несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс конструирования понятий‑идей, которые затем воплощаются в реальную действительность.

Однако, хотя чувственное и рациональное познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее во многих случаях их бывает недостаточно для решения каких‑либо (и прежде всего научных) проблем. И тогда важную роль в этом процессе приобретает интуиция.

Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких‑либо доказательств. Интуицияэто специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюдениями над людьми как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.

Интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами:

1) неожиданностью решения поставленной задачи;

2) неосознанностью путей и средств ее разрешения;

3) непосредственным характером постижения истины.

У разных людей интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, характеру результата, глубине проникновения в сущность явления или процесса. Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда — в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания. Чувственное познание рациональное познание и интуиция — это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 21 ; Нарушение авторских прав

Какими свойствами обладает рациональное познание в отличие от чувственного?

Познание — один из базовых инструментов человека в повседневной жизни при контакте с окружающим миром.

Оно делится на чувственное и рациональное. В статье рассматриваются их отличие, а акцент делается на объяснении рациональных форм познания и применяемых в нем методов.

О функциях воссоздающего воображения читайте здесь.

Понятие и характеристика

Познание — процесс получения информации из окружающего мира, ее анализ и интерпретация.

В психологии выделяют два основных способа познания: чувственное и рациональное.

Рациональное познание — это такой процесс познавания внешнего мира, при котором человек рассуждает объективно, пользуясь логическими рассуждениями и доводами. Наивысшую точку развития оно приобрело в науке.

Формы рационального познания и их описание

Какие формы познания составляют рациональную ступень? Формы рационального познания классифицируются на простые и сложные.

Разница в количестве прилагаемых мозгом усилий для поиска, обработки информации, а впоследствии — формировании выводов, законов и правил.

В пять главных форм входят:

Под ним понимается совокупность свойств и признаков какого-либо явления или объекта.

Тождественные синонимы — слово, термин.

Понятия используются в устной и письменной речи, составляя основу языка в виде существительных и прилагательных.

Цель — обобщить группу предметов со схожими свойствами. Примеры понятий: «стол», «гипербола», «ускорение», «мышление», «памятник».

Оно же — утверждение. Является совокупностью понятий, объединеных общей мыслью, идеей.

Несмотря на то, что оно является формой рационального познания, суждение может быть субъективным в силу различной интерпретации одних и тех же событий разными людьми.

Поэтому в суждении можно выделить две группы: научно-естественные и бытовые.

Пример научных суждений: «Площадь квадрата равна длине одной из сторон, умноженной на четыре», «Два атома водорода и один атом кислорода составляют молекулу воды». Данные суждения неоспоримы.

С бытовым уровнем иначе.

Например, человек в детстве отравился хурмой — родилось суждение «хурма — отвратительна».

А его близкий друг спокойно употребляет ее в пищу.

В подобных суждениях нередко определяющую роль играет личный опыт, субъективное (индивидуальное) восприятие действительности.

О закономерностях и свойствах внимания вы можете узнать из нашей статьи.

Умозаключение

Основывается на логическом подытоживании ряда суждений. Это формирование принципиально новой информации для индивида, когда он получает данные практическим опытом или на основе теории.

Ряд суждений преобразуется в умозаключение и в будущем может перейти в категорию убеждений человека.

Умозаключение — наивысший уровень мыслительной активности в плоскости рационального познания.

Но при этом оно должно основываться на истинных, объективных данных. Если хоть какая-нибудь порция информации ложная — вывод получится оторванным от реальности.

Например, Славе сказали, что Вася — безответственный человек, который не выполняет обещаний, не держит слово. Спустя время Слава услышал схожее мнение от другого знакомого.

Исходя из отзывов этих людей, информации, предоставленной ими, Слава приходит к умозаключению и сам начинает считать Васю «треплом».

Но вывод может не соответствовать реальности, поскольку лично с Васей он не общался и не мог эмпирическим путем проверить вес его слова.

Возможно, один из сплетников оклеветал Василия из-за зависти, или тот не сдержал общения, но только однажды. При этом в целом, оставаясь ответственным человеком.

Итог один — для объективных умозаключений необходимо критически воспринимать информацию и собирать как можно больше фактов из различных источников.

Опасность ложных умозаключений в том, что они, трансформировавшись в убеждения и став частью общего мировоззрения, могут доставить индивиду проблемы.

В конкретном примере — стать сложностью, препятствием для нормальной коммуникации с Василием из-за уже сформированного, предвзятого отношения Славы.

Основывается на предположении и предполагает ошибочность утверждений.

Если умозаключение — твердое, и редко в дальнейшем видоизменяется, то гипотеза является одним из возможных вариантов, взглядов на реальность.

Собирается набор фактов и ставится под сомнение.

Затем ищут пути доказательства гипотезы, либо ее опровержения. Чаще всего гипотезы проверяют на практике, получая измеримый результат.

Когда гипотеза доказана, когда известна ее точность и проведена проверка в реальной плоскости, она превращается в теорию.

В дальнейшем теория используется для решения стереотипных проблем, сохраняя время, которое могло быть потрачено на получение данных человеком при самостоятельном изучении.

Под способом понимается конкретный набор действий, необходимый для проверки гипотез и формирования новых теоретических знаний. Способы исследования объектов делятся на теоретические и практические (эмпирические).

Список теоретических способов познания:

  1. Дедукция. Метод, при котором умозаключение строится от общего к частному. Основывается на том, что схожие по классификации явления или предметы имеют общие признаки и могут быть уравнены при описании.
  2. Индукция. Противоположный по схеме метод. Выявляются черты одного предмета, и экстраполируется на весь класс, к которому он принадлежит.
  3. Классификация. Сортировка данных по отличительным от других объектов признакам.
  4. Анализ. Прием мышления, суть которого — разбить объект на составляющие части и рассмотреть свойства каждой в отдельности.
  5. Синтез. Обратный анализу метод. Предполагает соединение отдельных свойств в единый объект.
  6. Абстрагирование. Процесс, в котором выделяют только интересующие свойства для изучения, опустив другие.
  7. Формализация. Представление данных в символьном виде (текст, изображения, видеоряд).
  8. Аналогия. Метод, при котором в нескольких объектах обнаруживают схожие характеристики, что позволяет сделать вывод о принадлежности объектов к одному классу.
Читайте также:
  1. A7 Рациональное познание, в отличие от чувственного,
  2. А. Целерациональное поведение
  3. Г) духовно-практической деятельности, направленной на познание сущности и законов объективного мира
  4. ГЛАВА 5. Познание, его возможности и границы
  5. ГЛАВА 6. Научное познание человеком мира
  6. Глобализация современного мира. Россия в глобальном мире.
  7. Гносеология(от греч . gnosis – познание и logos – знание, наука) – см.: теория познания. 1 страница
  8. Гносеология(от греч . gnosis – познание и logos – знание, наука) – см.: теория познания. 2 страница
  9. Гносеология(от греч . gnosis – познание и logos – знание, наука) – см.: теория познания. 3 страница
  10. Гносеология(от греч . gnosis – познание и logos – знание, наука) – см.: теория познания. 4 страница
Читайте так же:  Экспрессивный человек - какой он и каковы причины такого поведения

  • Моделирование. Прием, суть которого — в работе с искусственной копией изучаемого объекта. Применяется при невозможности проверить теорию на практике, либо когда реальный эксперимент опасен, затратен финансово или требует больших временных отрезков на проведение и формулирование выводов.
  • Идеализация. Метод, при котором исследователь выделяет определенное свойство объекта, без которого само существование объекта невозможно. Затем проводится эксперимент, при котором условия существования ключевого свойства уменьшают — и смотрят на изменяющееся поведение объекта.
  • Пользуясь исключительно теоретическими методами, невозможно создать целостную картину, объективно отражающую действительность.

    Можно получить своеобразную абстрактную модель, которая в реальной плоскости может оказаться неработающей, ложной.

    Список эмпирических способов познания:

      Ощущение. Восприятие. Представление. Группа чувственных методов, применяющихся вместе с рациональными способами. Ощущение — отражение сигналов, поступающих в мог при контакте с изучаемым объектом, реализуется через основные органы чувств. Восприятие — формирование целостного суждения об объекте, отношение к нему. Представление — мысленное воображение объекта, с которым приходилось сталкиваться ранее.

  • Наблюдение. Осуществляется в естественных условиях, без вмешательства экспериментатора. Используется для выявления стандартного поведения наблюдаемого объекта или явления.
  • Эксперимент. В отличие от предыдущего способа, осуществляется в специально созданных условиях. Применяется для познания новых вариаций поведения объекта, отличных от натуральных условий.
  • Измерение. Проводится с помощью системы мер и оценок, приборов измерений. Например, длина — сантиметры/линейка, температура — градусы/термометр, скорость — километры в час/спидометр.
  • Сравнение. Сопоставление характеристик одного предмета/явления с другим (как схожим по свойствам, так и резко отличающимся). Может быть направлено на определения качественного различия между объектами, либо, напротив — на поиск общих черт и закономерностей.
  • В чистом виде, эмпирические способы в рациональном познании не применяются. Поскольку важны базовые теоретические знания об объекте исследования.

    Читайте так же:  Как научиться техникам и приемам ведения переговоров

    Поэтому наиболее эффективный вариант — совмещение практического опыта с теорией.

    Чем отличается от чувственного?

    Ключевое отличие рационального познания от чувственного заключается в абстрактности.

    Рацио — абстрактно, то есть не зависит от испытываемых человеком переживаний, личных убеждений, текущего настроения.

    Мозг может представить образ, картинку понятия, опирающегося на объективную реальность. Дважды два всегда равно четырем, а расстояние высчитывается по скорости, умноженной на время.

    Чувственное познание идет от основных органов восприятия человека:

    • глаза (зрение);
    • слуховой аппарат (звук);
    • язык и прочие рецепторы (вкус);
    • нос (запах);
    • кожа (температура, твердость предметов и т.п.).

    Поэтому данный вид познания ограничен, поскольку не может охватить всех явлений окружающего мира. Невозможно понюхать или попробовать на вкус параболу или третий закон Ньютона.

    Чувственное восприятие чаще всего используется в повседневной бытовой жизни и позволяет ориентироваться в пространстве. Оно развивалось в течение всей жизни человечества и определяло нашу выживаемость как вида, являясь ключевым.

    Впоследствии человек стал эволюционировать, был придуман язык, что дало мощный толчок росту и совершенствованию логического, абстрактного мышления. Иными словами — рационального познания.

    Для наиболее эффективного уровня получения информации — лучше всего комбинировать чувственное и рациональное познания. Их совокупность способна сформировать достоверные, соответствующие действительности данные.

    Чем отличаются эмоции человека от его чувств? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Рациональное познание — лекция:

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источники


    1. Егоров, Т. Г. Психология. Учебное пособие для военных учебных заведений / Т.Г. Егоров. — М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 2009. — 206 c.

    2. Воскресение лица, или Обыкновенное чудо. Десять секретов Любви. Косметическая акупунктура (комплект из 3 книг + колода из 40 карт). — М.: ИГ «Весь», 2015. — 524 c.

    3. Морозова, Е. А. Диалоги о семье и браке / Е.А. Морозова. — М.: Сибирская Благозвонница, 2014. — 608 c.
    4. Культура семейных отношений. — М.: Знание, 2017. — 176 c.
    5. Хочу замуж! Как не ошибиться в выборе, притереться характерами и все такое. — М.: Феникс, 2005. — 288 c.
    Какими свойствами обладает рациональное познание в отличие от чувственного
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here