Содержание
- 1 1)Верно только а.
- 2 Познание 2
- 3 проверочная работа по теме «Знание и познание» 10 класс ( с ответами)
- 4 В чем разница между «чувственным и рациональным» и «эмпирическим и теоретическим» познанием?
- 5 Чувственное познание отличается от рационального тем, что
- 6 2. Рациональное познание в отличие от чувственного:
- 7 Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция
- 8 Какими свойствами обладает рациональное познание в отличие от чувственного?
1)Верно только а.
2)Верно только Б.
3)Верны оба суждения.
4)Оба суждения неверны.
A7. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1)расширяет знания об окружающем мире
2)формирует наглядный образ предмета
3)осуществляется в форме ощущений и восприятий
4)использует логические умозаключения
A8. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом
4)обобщения повседневного опыта
A9. Верны ли следующие суждения о социальном знании?
А.Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.
Б.Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.
1)Верно только а
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
A10. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых?
1)современная наука стремится к познанию истины
2)последствия научных исследований становятся все более неоднозначными
3)активизировалась борьба на рынке высоких технологий
4)все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой прибыли от своих исследований
A11. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?
А.Для науки характерно постижение закономерностей развитии природы, общества и мышления.
Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание
процессов и явлений действительности.
1)Верно только а
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А12. Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается
А13. Верны ли следующие суждения об истине?
А.Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.
Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.
1)Верно только а
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А14. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:
А15. Рациональное — это познание:
1) с помощью наблюдения
2) прямого контакта
3) с помощью интуиции
4) с помощью мышления
А16. Возможность получения истинного знания отрицается:
А17. Отражение общих и существенных признаков называется:
А18. Методом эмпирического познания не является:
А19. Верны ли суждения:
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.
1) верно только А
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
А20. Верны ли суждения:
А. Противоположностью истины может быть другая истина.
Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.
1) верно только А
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
А21. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:
1) обыденного знания
2) мифологического знания
3) эмпирического знания
А22. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:
А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов и явлений.
Б. Цель научного познания — получение достоверного знания
1) верно только А
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
А23. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:
Речевая деятельность человека прежде всего связана с
А. Чувственным познание
Б. Абстрактным мышлением
1) верно только А
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
А24. И абсолютная, и относительная истины:
1) носят объективный характер
2) всегда находят подтверждение на практике
3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете
4) могут быть опровергнуты со временем
А25. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:
А26. Верны ли следующие суждения о ложном знании?
А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.
Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путём
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А27. Обобщение является составной частью
1) производственной деятельности
2) чувственного познания
3) рационального мышления
4) игровой деятельности
А 28. Сознание идеально, а это значит:
1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир
2) сознание есть поток душевных переживаний
3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни
4) в сознании нет ни грамма вещества, оно лишено телесности и чувственной осязаемости
А29. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:
А30. Какая из перечисленных наук изучает общество?
А31. Какая из перечисленных наук изучает общество?
А32. Верны ли следующие суждения?
А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.
Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и
сложностью изучаемого объекта.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А33. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная
1) основывается на использовании эксперимента
2) основывается на творческом подходе к работе
3) интеллектуально развивает
4) ставит целью открытие нового, достоверного знания
А34. И религиозное, и научное знание:
1) имеет объективный характер
2) необходимо человеку для рациональной деятельности
3) может передаваться из поколения в поколение
4) предполагает доказательства
А35. Только в состав научного знания входят:
1) экспериментально обоснованные выводы
2) установленные факты
3) логические умозаключения
4) результаты наблюдений
А36. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:
А37. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.
Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность выводов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А38. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этнических групп занимается
4) социальная психология
А39. Отличие социологии от других наук об обществе является
1) изучение людей как представителей человеческого рода
2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека
3) изучение общества как целостного явления
4) изучение общества во всей конкретности и многообразии
А40. Верны ли суждения о познании?
А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.
Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире.
Познание 2
1. Рациональное познание в отличие от чувственного
1) присуще только образованным людям
2) формирует понятие о предмете
3) является критерием истины
4) приводит к полезным результатам
2. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения.
Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определённых условиях.
3. Какой метод получения знаний используется на теоретическом уровне научного познания?
1) описание научных фактов
2) проведение наблюдений
3) описание экспериментальных данных
4) выдвижение гипотезы
4. Верны ли суждения о познавательной деятельности ?
А. Рациональное познание отражает существенные свойства предметов и явлений.
Б. В ряде случаев человек приобретает новые знания интуитивно.
5. Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям?
1) закон падающего бутерброда
2) закон стоимости
3) закон фотоэффекта
6. И чувственное, и рациональное познание
1) формирует знания и представления о предмете
2) использует логические умозаключения
3) начинается с ощущения
4)даёт наглядный образ предмета
7. Что характеризует понятие как форму рационального познания?
1) отражение общих и существенных признаков познаваемых
предметов и явлений
2) утверждение или отрицание чего-либо о познаваемых
предметах и явлениях
3) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств
4) процесс получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления
8. Верны ли суждения о чувственном познании?
А. Чувственному познанию присуще образное отражение
Б. Чувственному познанию присуще использование знаков(обозначений)
9. Назовите три вида познания и приведите примеры
1. Рациональное познание в отличие от чувственного
1) обновляет знания об окружающем мире
2) формирует наглядный образ предмета
3) осуществляется в форме ощущений, восприятия и представлений
4 использует логические умозаключения
2. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности.
Б. Наука создаёт эмоционально-чувственный образ объективной реальности.
3. Отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа, называется
1) понятием 3)восприятием
2) ощущением 4) представлением
4. Какой из перечисленных примеров относится к научным знаниям?
1) мифы о героях
2) мудрость «Тише едешь — дальше будешь»
3) наблюдение: при удалении размеры предмета уменьшаются
4) теория относительности
5. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности человека?
А. Человек овладевает знаниями в ходе практической деятельности.
Б. Человек овладевает знаниями в процессе изучения основ наук.
6. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.
Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.
7. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?
1) наблюдение отдельных фактов и явлений
2) объяснение изучаемых фактов и явлений
3) фиксация обобщений в форме законов
4 выдвижение и обоснование гипотез
8. И чувственное, и рациональное познание нацелено на
1) теоретическое осмысление действительности
2) приобретение истинных знаний об окружающем мире
3) опровержение существующих научных теорий
4) восприятие окружающего мира
9. Назовите три формы рационального познания и проиллюстрируйте каждую из них примерами
В3.Установите соответствие между характеристиками и формами чувственного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМА ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
A)отражение предметов и их свойств в виде 1) ощущение
целостного образа
Б) сохраняющийся в памяти обобщённый 2) представление
чувственно-наглядный образ предмета
A) отражение в сознании человека отдельных
свойств предметов.
B) В3.Установите соответствие между видом деятельности и его проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
C) ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
D) 1. создание необходимых людям благ A) игра
E) 2. наличие воображаемой обстановки Б) общение
F) 3.обмен информацией, мыслями, чувствами B) труд
G) 4.необходимость специальной подготовки
А8. Игра в отличие от познания
1) носит целесообразный характер
2) доставляет удовольствие
3) является видом деятельности
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
4) носит условный характер
А9. «Судьба человека зависит от расположения на небе звёзд в момент его рождения». Данное утверждение является примером знания
В4.Найдите в приведённом ниже списке формы рационального познания и обведите цифры, под которыми они указаны.
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания
С7. Как-то А. Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена учёного поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», — сказала супруга учёного.
Назовите два метода научного исследования, о которых идёт речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них
Задания уровня С
Дайте развернутый ответ.
С1. Назовите формы чувственного познания.
С2. Назовите уровни научного познания.
СЗ. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.
С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.
С5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Тете)
1) 0 каком познании ведет речь Гете?
2) Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?
3) Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?
Сб. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему. «Наиболее значительным событием в науке XX века является чувство конца науки. В начале XX века еще возникали новые концепции, которые переворачивали представление о мире (квантовая механика, теория относительности, генетика). А во второй половине XX века ничего подобного
не произошло. Спутники, компьютеры, — это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».
1) Что понимает один из российских ученых под «чувством конца науки» в XX веке?
В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке? Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры — не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.
проверочная работа по теме «Знание и познание» 10 класс ( с ответами)
Проверочная работа по теме «Знание и познание» с ответами 10 класс
1. И чувственное, и рациональное познание
1)формирует знания и представления о предмете
2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения
4)дает наглядный образ предмета
2. Понятие – это форма мысли, которая
1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на
органы чувств 2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов
и явлений 3)формирует наглядный образ предмета
4)фиксирует различные комбинации ощущений человека
3. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета
3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения
4. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями
5. Рациональное — это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления
6. Отражение общих и существенных признаков называется:
1) сознанием 2) суждением 3) понятием 4) ощущением
7. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером: 1) обыденного знания 2) мифологического знания 3) эмпирического знания 4) научного знания
8. Обобщение является составной частью 1) производственной деятельности 2) чувственного познания 3) рационального мышления 4) игровой деятельности
9. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная
деятельность учёного: 1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания
10. Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом 1) паранаучного знания 2) обобщения жизненного опыта 3) художественного вымысла 4) экспериментальной проверки
11. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали
на органы чувств человека, называются: 1) гипотезами 2) понятиями 3) представлениями 4) мнениями
12. Критериями истины являются: 1) опыт, практика 2) мнение руководства
3) соответствие господствующему в обществе учению 4) соответствие законам логики
13. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?
1) ощущение, восприятие, представление 2) понятие, представление, умозаключение
3) понятие, суждение, умозаключение 4) представление, суждение, ощущение
14. Укажите, что из перечисленного не является формой
чувственного познания: 1) суждение 2) представление 3) ощущение 4) восприятие
В1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.
1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей
А. Объективная истина
2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире
Б. Относительная истина
3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности
В. Абсолютная истина
4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент
5. Информация, соответствующая действительному положению вещей
В2. Установите соответствие между психическими процессами,
участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.
А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности
Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов
В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира
Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей
Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств
Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств
В3. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и
их краткими описаниями.
А) установление сходства или различия предметов
Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части
В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо
Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение
Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках
Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов
В4. Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции
(А), а какие – к индукции (В)?
1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы.
Следовательно, свинец и медь проводят электричество.
2) Растению капусте для нормального развития необходим полив.
Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор
также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным
и другим растениям для нормального роста и развития необходим
полив, то есть регулярное естественное или искусственное
внесение в почву определённого количества влаги.
В чем разница между «чувственным и рациональным» и «эмпирическим и теоретическим» познанием?
Чувственное познание основано на познании с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление, а Рациональное познание, или абстрактное мышление, опосредовано знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражается в основных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, отражающих общее, существенное в предметах.
Чувственное и рациональное познание составляют стороны, единого процесса познания. Отражая объект с внешней, поверхностной стороны, чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно не только представлено также восприятиям и ощущениям. Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию. Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, которого оно было бы лишено объективного содержания и с объективным миром, но, кроме того, оно ориентирует и обуславливает чувственное познание. И хотя чувственное познание первично по отношению к мышлению, однако в сформировавшемся познании чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый познавательный процесс.
Эмпирическое познание — это выявляющее и описывающее факты познание, отвечающее на вопрос «как», а теоретическое же познание — сущностное познание, отвечающее на вопрос «почему», на вопрос о внутренних причинах явлений, что в конечном счете дает возможность управлять изучаемыми явлениями и событиями, ускорять их приход или, наоборот, отдалять и предотвращать их, а также предсказывать принципиально новые факты.
Эмпирическое познание в большей мере нуждается в формальной логике, теоретическое также — ив первую очередь — в содержательной. Эмпирическое знание принципиально необходимо, так как теоретический, категориальный анализ должен обязательно основываться на эмпирическом знании. Однако нельзя представлять себе, что переход от эмпирических знаний к теоретическим прост и формален: достаточно, де, накопить нужное количество эмпирических фактов и одно это обеспечит новое качество знания. Дело в том, что теоретическое знание не выводится из эмпирического знания формально-логическим путем, оно выводится диалектическим мышлением, перерабатывающим эмпирическое знание в теоретическое. И переработка эта связана, прежде всего, с нахождением сущности, с возникновением по этому поводу идеи.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10070 —
Чувственное познание отличается от рационального тем, что
Первое оперирует фактами, второе – рациональными аргументами
Первое эмоционально, второе – нейтрально
Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума
Первое более адекватно, чем второе
Исходная, простейшая форма чувственного познания
Форма рационального познания:
Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и необходимые свойства
Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается
Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета
Форма эмпирического познания
Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов
Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании
Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности
К важнейшим функциям научной теории можно отнести
Научная гипотеза относится к
Концептуальным средствам познания
Техническим средствам познания
Трансцендентным средствам познания
Физиологическим средствам познания
Данное определение: «Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях» относится к:
Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения
Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях
Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок
Логический вывод частных следствий из общего положения
Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях
Мысленное или реальное разложение объекта на составные элементы
Процедура мысленного расчленения целого на части
Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое
Метод, не применяющийся в научно-техническом познании
Метод приближенных вычислений наиболее широко используется в
Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон характерно для
Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения»
Автор произведений: «Иметь или быть?», «Человек для себя», «Искусство любить», «Бегство от свободы»
Впервые определил человека как «общественное животное» (zoon politikon)
2. Рациональное познание в отличие от чувственного:
2. Рациональное познание в отличие от чувственного: Присуще только образованным людям; формирует понятие о предмете; является критерием истины; приводит к полезным результатам.
Слайд 5 из презентации «Познание»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Познание.ppt» можно в zip-архиве размером 556 КБ.
Похожие презентации
«К познанию России» — Федор: Чертеж земли московской; наше царство Из края в край. Все очень знакомое вроде бы, А глянешь — и сердце горит. Успехов вам в познании нашей великой Родины! М.В.Ломоносова. Учебный комплекс по географии России и своего края, 9 класс. Так что же такое ты, Родина? Какие цели изучения Родины в 9 классе вы поставите для себя лично?
«Чувственное познание окружающего мира» — Возможности чувственного познания ограничены. Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения. Такое познание называют чувственным познанием. Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Чувственное познание окружающего мира. Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств.
«Познание и знание» — Восприятие. Познаем ли мы мир? Нереальные. Абсолютная- Полное, исчерпывающее Знание о сложном объекте. Утверждения, несоответствующие действительности. Виды истины. Суждение. Истина- это… Работу выполнила Васильева Елена. Заблуждения- содержание Знания, несоответствующее Реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.
«Чувственное познание» — Отдельные свойства объектов вызывают у нас ощущения. Давайте обсудим. Из чего складываются восприятия? Ель. Какие ощущения вы испытывали, купаясь летом в реке? Например: — запах цветка; — вкус земляники; — тепло; — холод. Какими средствами приема сигналов из внешнего мира обладает человек? Возможности чувственного познания ограничены.
«Рациональное потребление» — Английские маржиналисты. Рациональный потребитель. Иеремия Бентам. Продовольствие. Аксиомы рационального потребления. Основной труд — «Теория политической экономии» (1871). Ординалистский подход (от англ. 9. Рациональное потребление. Герман Госсен. Закон убывающей предельной полезности. Уильям Джевонс (1835—1882), английских экономист, один из авторов теории полезности.
«Предмет познания» — Логически обобщенный образ предмета. Предположение. Сравнение. Специфика познания общества. Анализ. Этапы теоретического познания. Что такое абстрагирование? Абстрагирование. Рационализм (Р. Декарт). Большинство. Методы научного познания. Переход от единичного к общему. Главная задача – объяснение изучаемых явлений.
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция
Читайте также:
|
Пользуясь исключительно теоретическими методами, невозможно создать целостную картину, объективно отражающую действительность.
Можно получить своеобразную абстрактную модель, которая в реальной плоскости может оказаться неработающей, ложной.
Список эмпирических способов познания:
- Ощущение. Восприятие. Представление. Группа чувственных методов, применяющихся вместе с рациональными способами. Ощущение — отражение сигналов, поступающих в мог при контакте с изучаемым объектом, реализуется через основные органы чувств. Восприятие — формирование целостного суждения об объекте, отношение к нему. Представление — мысленное воображение объекта, с которым приходилось сталкиваться ранее.
В чистом виде, эмпирические способы в рациональном познании не применяются. Поскольку важны базовые теоретические знания об объекте исследования.
Поэтому наиболее эффективный вариант — совмещение практического опыта с теорией.
Чем отличается от чувственного?
Ключевое отличие рационального познания от чувственного заключается в абстрактности.
Рацио — абстрактно, то есть не зависит от испытываемых человеком переживаний, личных убеждений, текущего настроения.
Мозг может представить образ, картинку понятия, опирающегося на объективную реальность. Дважды два всегда равно четырем, а расстояние высчитывается по скорости, умноженной на время.
Чувственное познание идет от основных органов восприятия человека:
- глаза (зрение);
- слуховой аппарат (звук);
- язык и прочие рецепторы (вкус);
- нос (запах);
- кожа (температура, твердость предметов и т.п.).
Поэтому данный вид познания ограничен, поскольку не может охватить всех явлений окружающего мира. Невозможно понюхать или попробовать на вкус параболу или третий закон Ньютона.
Чувственное восприятие чаще всего используется в повседневной бытовой жизни и позволяет ориентироваться в пространстве. Оно развивалось в течение всей жизни человечества и определяло нашу выживаемость как вида, являясь ключевым.
Впоследствии человек стал эволюционировать, был придуман язык, что дало мощный толчок росту и совершенствованию логического, абстрактного мышления. Иными словами — рационального познания.
Для наиболее эффективного уровня получения информации — лучше всего комбинировать чувственное и рациональное познания. Их совокупность способна сформировать достоверные, соответствующие действительности данные.
Чем отличаются эмоции человека от его чувств? Ответ узнайте прямо сейчас.
Рациональное познание — лекция:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники
Егоров, Т. Г. Психология. Учебное пособие для военных учебных заведений / Т.Г. Егоров. — М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 2009. — 206 c.
Воскресение лица, или Обыкновенное чудо. Десять секретов Любви. Косметическая акупунктура (комплект из 3 книг + колода из 40 карт). — М.: ИГ «Весь», 2015. — 524 c.
Морозова, Е. А. Диалоги о семье и браке / Е.А. Морозова. — М.: Сибирская Благозвонница, 2014. — 608 c.- Культура семейных отношений. — М.: Знание, 2017. — 176 c.
- Хочу замуж! Как не ошибиться в выборе, притереться характерами и все такое. — М.: Феникс, 2005. — 288 c.
Приветствую Вас на нашем ресурсе. Я Ирина Самойлова. Вот уже более 6 лет занимаюсь психологией. В настоящее время являюсь специалистом и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать их проблемы.
Все материалы для сайта тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте — всегда необходима обязательная консультация у специалистов.