Какова структура и компоненты общения в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Какова структура и компоненты общения в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Какова структура и компоненты общения в психологии?

Человек находится в социуме, с которым вынужден контактировать, обмениваться знаниями, содействовать — то есть, общаться.

Что такое общение в психологии и какова его структура?

Что такое барьеры общения в психологии и как их преодолеть? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие общения в психологии: кратко

Общение — это такая форма человеческой деятельности, которая приводит к возникновению контакта, обеспечивающего взаимный эмоциональный обмен между партнерами, а также характеризуется взаимодействием между ними.

В психологии существует множество определений общения, однако все их объединяют следующие качества:

  • общение может представляться, как отдельный вид человеческой деятельности;
  • оно может входить в разнообразную деятельность, как ее составляющие элементы;
  • оно является одной из различных форм взаимодействия людей.

Общение — это достаточно сложный процесс, подразумевающий установление и поддерживание контактов между людьми, а его многоплановость сделала необходимым структурирование его отдельных аспектов.

Какова его структура?

Что такое психологическая структура общения? Различные психологи выделяли разную структуру общения — совокупность элементов, складывающих в целом весь процесс общения.

Описание структуры может касаться и общих элементов, и в отдельности каждого из них.

Универсальной является структура общения, выделенная советским и российским психологом, профессором и членом РАО Галиной Михайловной Андреевой.

Она предложила выделить три структурных компонента процесса общения:

  • коммуникативная сторона — обмен информацией между людьми;
  • интерактивная сторона — взаимодействие между партнерами;
  • перцептивная сторона — взаимопонимание между участниками общения.

Все вместе они составляют процесс общения различных видов — социально ориентированного (например, лекции перед группой), предметно ориентированного (при профессиональной деятельности), а также личностного общения.

Компоненты и их характеристика

Передача информации

Несмотря на достаточно простое определение — обмен информацией, данная сторона имеет ряд нюансов.

Известным психологом Выготским упоминалось, что мысль не бывает тождественна значению слов, ее выражающих.

Поэтому у общающихся должно быть сходное понимание и восприятие ситуации, что достигается посредством включения общения в какую-либо общую сферу деятельности.

Помимо этого, между общающимися могут возникать препятствующие коммуникации барьеры в виде различий, например, в религиозном или политическом плане, допускающих различную интерпретацию одного и того же события, различающегося мировоззрения и личностных качеств партнеров — например, застенчивости, недоверия, скрытности, замкнутости.

Углубляясь в структуру коммуникативного общения, можно обозначить два типа информации — побудительную (например, совет или приказ) и констатирующую (не предполагающую изменения в поведении).

Сама информация имеет такой качественный показатель, как убедительность.

При этом способствуют повышению доверия к передаваемой информации следующие факторы:

  • Логика. Исходный посыл должен восприниматься человеком, как истина, а вся последующая информация логически вытекать из данного посыла. При этом, чем короче логическая цепочка выводов, тем убедительнее будет информация.
  • Желаемость. Информация будет восприниматься не так критично, если она нравится человеку или же сообщающий ее партнер симпатичен собеседнику.
  • Эмоциональность — убеждающая сила информации в порядке возрастания от рукописного текста, сообщения по радио, телевидения, публичного выступления, разговор тет-а-тет.
  • Непосредственное участие собеседника.
  • Если рассказчик имел непосредственное отношение к излагаемой им информации, она воспринимается менее критично.

  • Ассоциативность. Несколько по отдельности убедительно звучащих высказываний будут еще более убедительны, если связать их единой логической цепочкой.
  • Безразличие. Если воспринимающий информацию человек безразличен к ней, сила ее убедительности для него значительно снижается.
  • Информация любого вида передается посредством знаковых систем. Грубо их можно представить, разделив на вербальную и невербальную.

    Вербальная информация подразумевает человеческую речь:

  • Смысловое значение слов и составленных из них фраз. При этом важна точность употребленного слова, а также правильность составления фразы в целом.
  • Звуки речи — темп речи (от замедленного, плавного до быстрого), тембр голоса (мягкий, бархатный), тон (низкий или высокий), а также дикция и интонационные особенности фразы.
  • Выразительность речи — специфические звуки, выражающие эмоции — плач, смех, кашель, паузы в беседе и прочие.
  • Невербальную информацию можно представить жестами следующих типов:

    1. Иллюстрирующие — указывающие (вытянутый указательный палец), рисующие те или иные картины (вот такой высоты, вот такой ширины), кинетографы (движения всего тела), жесты-отмашки.
    2. Регулирующие — жесты, которые выражают отношение человека к чему-либо (например, кивание головой или отрицательное покачивание ей из стороны в сторону, улыбку и т. д.).
    3. Жесты-эмблемы, заменяющие различные слова в общении (например, помахать рукой в знак прощания).
    4. Адаптационные — жесты, подтверждающие контакт между общающимися (похлопывания по плечу, поглаживания, касания).

    к содержанию ↑

    Взаимодействие

    Процесс общения представляется как взаимодействие людей, предполагающее какой-либо определенный результат.

    Межличностное взаимодействие — это изменение в поведении одного контактирующего человека, как реакция на действия второго.

    Интерактивная сторона общения — это структура, рассматривающая компоненты общения, связанные со взаимодействием людей при выполнении каких-либо задач.

    Совместную деятельность лучше рассмотреть через призму возникающих в ее процессе конфликтов. В качестве разных реакций на конфликты выделили следующие стили поведения в подобных ситуациях:

      Уступка. При этом в процессе конфликта уступающий человек жертвует своими интересами для того, чтобы сохранить взаимоотношения со своим партнером, инициирующим конфликт.

    Данная позиция возможна, когда уступающий партнер не имеет шансов выиграть конфликт в прямом противоборстве, а долгосрочные перспективы общения для него важнее, чем решение данного конфликта в его пользу.

    Избегание. Это уход, уклонение от конфликта, при котором уклоняющийся партнер не высказывает своего мнения, жертвуя своими интересами, так как не имеет возможности выиграть конфликтную ситуацию.

  • Борьба. Подразумевает открытое противостояние индивидуума противоборствующим сторонам конфликта. Данный подход возможен, когда решение конфликта в пользу индивидуума является очень значимым в данной ситуации. При этом для того, чтобы сохранить свои интересы, человек идет на открытую конфронтацию, использует давление и принуждение, а также все остальные возможности влияния на оппонентов.
  • Взаимодействие. При этом стиле реагирования обеими сторонами определяются наиболее взаимовыгодные условия сотрудничества, разрабатываются такие подходы, при которых обе конфликтующие стороны окажутся в выигрыше.
  • Читайте так же:  Визуализация желаний

    Возможен такой подход, у конфликтующих есть достаточно времени для разработки различных вариантов решений, а также при согласии обеих сторон выбрать подобный путь урегулирования конфликтов.

  • Компромисс. В этом случае обе стороны уступают друг другу так, чтобы прийти к общему мнению. Данный стиль реагирования приемлем, когда нет выхода, кроме как пожертвовать интересами обеих сторон.
  • к содержанию ↑

    Восприятие

    При общении особую важность составляет взаимопонимание партнеров.

    Это означает не только понятие мотивов действия другого человека, но и разделение его общих целей и установок.

    При этом между личностями возникают отношения, которые часто бывают взаимными — от симпатии и влюбленности до раздражения и неприязни.

    Воспринимая другого человека, пытаясь расшифровать его мотивы, мы осознаем себя путем идентификации и рефлексии себя посредством другой личности.

    Эмоциональная идентификация человеком самого себя с другой личностью, когда один человек ставит себя на место другого, называется эмпатией.

    С восприятием другого человека могут возникнуть сложности при наличии следующих факторов:

    1. Наличие предубежденного отношения человека к тому или иному типу личности, что делает невозможным построение формата общения, основанного на реальном взаимодействии.
    2. Стремление как можно быстрее оценить того или иного человека, дать ему характеристику по первичным признакам — внешнему виду, манере речи.
    3. Впечатление на основе какого-либо частного поступка или свойства характера человека, которое затем переносится на человека в целом.

  • Проекция своих собственных качеств и эмоций на другого человека.
  • Постоянство первичной оценки качеств человека, несмотря на изменение в его поведении.
  • Понятие структуры общения позволяет не только разделить ее на отдельные составляющие компоненты, но и лучше понять принцип построения взаимоотношений с человеком, а, значит, иметь возможность наладить более эффективное взаимодействие с ним и существенно повысить качество самого общения.

    Место общения в системе отношений человека и структура общения:

    Структура и функции общения.

    Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и поведения.

    Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего, это семья и профессиональная группа, которые пользуются сложившимися культурно-историческими и профессиональными шаблонами поведения. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические и другие эталоны и стереотипы общения.

    Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют этот процесс.

    Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению является очень упрощенным.

    Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них поступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.

    Поведенческая сторона общения служит целям соглосования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.

    Психологическая же структура общения включает в себя четыре компонента:

    Мотивационно-целевой компонент представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами общения членов могут быть:

    потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении;

    потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение;

    потребности, вытекающие из совместно решаемых задач.

    общение вербальная коммуникация психология

    Соотношение мотивов общения от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.

    Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действия., оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.

    Коммуникативный компонент общения в узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, индивиды обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т.д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:

    если в кибернетических устройствах информация только передается, то в условиях человеческого общения она не только передается, но и формулируется, уточняется, развивается;

    в отличии от простого «обмена информацией» между двумя устройствами в общении людей он сочетается с отношением друг к другу;

    характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера;

    коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. В обыденном языке это значит, что люди «говорят на одном языке».

    Интерактивный компонент общения состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.

    Перцептивный компонент общения проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимном изучении и оценке ими друг друга. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.

    Читайте так же:  Как заново влюбить в себя мужа

    Функции общения. Общение выполняет определенные функции. Их шесть:

    1. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение часто выступает самой важной потребностью.

    2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека.

    3. Функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

    4. Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

    5. Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности.

    6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека. (4)

    Общение и его структурные компоненты

    Общая характеристика общения. Общение — одна из основных категорий психологии. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате взаимодействия, общения с другими людьми. Это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

    В результате общения происходит влияние одного человека на другого, реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу Действий.

    В процессе общения формируются, проявляться и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства.

    Можно выделить главные трактовки общения: общение — вид самостоятельной человеческой деятельности; общение — атрибут других видов человеческой деятельности: общение — взаимодействие субъектов.

    Структурные компоненты общения. Основными структурными компонента и общения (но Г. М. Андреевой) являются: коммуникативная структура (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами); интерактивная структура (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивная структура (означает процесс восприятия друг друга партнерами но общению и установления на этой основе взаимопонимания).

    Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева, выделяют следующие компоненты коммуникативной деятельности: предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении — стремление человека к познанию и оценке других люден, к самопознанию; действия общения — единицы коммуникативной деятельности, целостные акты, адресованные другому человеку (инициативные и ответные действия); задачи общения — цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения — операции, с помощью которых осуществляются действия общения: продукты общения — образования материального и духовного характера, получаемые в итоге общения.

    Интерактивная сторона общения выражается во взаимодействии партнеров при организации и осуществлении совместной деятельности, при этом имеют значение мотивы и цели общения каждой из сторон, их взаимодействие, виды взаимодействия — содружество, конкуренция, конфликт.

    Перцептивная сторона общения выражается в восприятии партнерами друг друга. Основными механизмами взаимопонимания являются:
    1) идентификация — способ понимания другою человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;
    2) апереотипизация — классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, категориям, стереотипам;
    3) рефлексия — осмысление субъектом того впечатления, которое он произвел на партнера но общению;
    4) обратная связь — получение адресатом информации о том, какое взаимодействие он оказал иа партнера, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

    Какова структура и компоненты общения в психологии?

    30. Структура общения

    В структуре общения различают:

    1) коммуникативную сторону;

    2) интерактивную сторону;

    3) перцептивную сторону.

    Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.

    Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:

    1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;

    2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;

    3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;

    4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);

    5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера.

    Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:

    1) субъект общения – коммуникатор;

    2) объект общения – реципиент;

    3) предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;

    4) действия общения – единицы коммуникативной активности;

    5) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

    6) продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.

    Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.

    Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.

    1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:

    2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:

    Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

    1) степень единства подходов к решению проблем;

    2) понимание обязанностей и прав;

    3) способы решения возникающих проблем и др.

    Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

    Структурные элементы социальной перцепции:

    1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;

    2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;

    Читайте так же:  Гаптофобия - что это такое, и почему возникает страх

    3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

    В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

    Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    1) особенности субъекта:

    а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;

    в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;

    г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;

    д) психическое состояние;

    е) состояние здоровья;

    ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;

    з) ценностные ориентации;

    и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.

    2) особенности объекта:

    а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;

    б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.

    3) отношения между субъектом и объектом восприятия;

    4) ситуация, в которой происходит перцепция.

    Глава 9. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

    1. Понятие общения. Содержание, цель, средства общения.

    2. Межличностное общение и его барьеры.

    3. Психологическое пространство общения.

    4. Психологическое влияние и его основные виды.

    Понятие общения. Содержание, цель, средства общения

    Понятие общения. Общение – это сложный и многоплановый процесс взаимодействия двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

    Выделим главную идею, определяющую наш подход к общению, которое не обязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности, оно может выступать в качестве самостоятельного и автономного процесса. Общение представляет для человека самостоятельную ценность, не ограниченную совместной деятельностью. Любой из нас может вспомнить множество жизненных ситуаций, когда общение состоялось, но оно не было вызвано потребностью в совместной деятельности. Потребность в общении (т.е. потребность в аффилиации) является базовой, без её реализации человек погибает и как биологический вид, и как личность. С учетом сказанного выделим то место, которое занимает общение в структуре личности.

    Место общения в структуре личности:

    · общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми, удовлетворение которой связано с возникновением чувства радости; эта потребность занимает самостоятельное место в структуре личности;

    · общение помогает личности развивать её самосознание, а именно: формировать «Я» концепцию, обогащать представление личности о себе и отношение к себе.

    Ключевые понятия, используемые для понимания природы общения: «контакт», « отношение», «коммуникация», взаимодействие».

    Наиболее точным понятием для понимания общения как социально-психологического феномена является понятие «контакт» (соприкосновение), что осуществляется с помощью языка и речи.

    В понятии «отношение» находит выражение система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающего мира и с самим собой.

    Коммуникация – это процесс двустороннего обмена информацией, преследующего цель взаимное понимание. Если взаимопонимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась.

    Взаимодействие – это процесс взаимного влияния субъектов общения друг на друга, следствием чего выступает и взаимная обусловленность и взаимосвязь.

    Содержание, цель и средства общения.

    В общении принять выделять содержание, цель и средства.

    Содержание общения – это информация об объективных и психологических фактах от одного человека к другому в процессе межличностных контактов.

    По содержанию общение может быть представлено как: а) когнитивное (обмен знаниями); б) кондиционное: обмен психическими состояниями (например, эмоциями), в результате чего включается процесс воздействия друг на друга; в) мотивационное – обмен потребностями, установками, интересами; г) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями и навыками.

    Выделим в содержании общения следующие компоненты:

    1. Когнитивная составляющая или аспект общения – связан с процессами межличностного восприятия и познания на основе на основе вербальной и невербальной системы.

    2. Аффективная составляющая или аспект общения связан с регуляцией психоэмоциональных состояний личностей.

    3. Интерактивная составляющая ориентирована на поведенческую сферу личности и связана с регуляцией поведения личности в группе.

    Цель общения: удовлетворение различных потребностей и общение ради его самого.

    Поцелям (мотивам) общение разделяется на модальное и диктальное общение:

    · Модальное общение имеет место тогда, когда мотивы общения лежат в пределах самого общения и люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений».

    · Диктальное общение – передача информации, побуждение партнера по общению, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку – в этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами.

    Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Способы передачи информации разнообразны: телесный контакт, язык, знаки, символы, письменность и т.д.

    По средствам общения выделим вербальное и невербальное общение.

    [1]

    Вербальное общениеосуществляется с помощью речи, оно является доминирующим у человека. Это связано с тем, что речь обладает безграничными возможностями кодирования и передачи информации, выражения психических состояний, построения многообразных вариантов построения психологического взаимодействия.

    Речь принято дифференцировать на несколько видов: устную, письменную, внутреннюю.

    Различие письменной и устной речи:

    · письменные тексты пишутся по свои правилам (четкие формулировки, полнота информации, логика изложения). Если законы эти не учтены, то излагаемая информация может быть трудной для восприятия.

    · акт речевого общения включается взаимосвязанные между собой процессы: а) произнесение речи; б) её восприятие; в) понимание речи.

    Восприятие устной является смысловым, т.е. включает в себя понимание того, что слышим.

    Умение слушать необходимо для решения многих задач. Неумение слушать – один из самых серьезных недостатков в общении.

    Ошибки, мешающие услышать и понять собеседника:

    · Недостаток внимания, его отвлечение.

    · Преждевременная оценка услышанного и желание обобщить факты без получения всей необходимой информации.

    · Приписывание своих мыслей говорящему.

    · Желание доминировать, настоять на своем, подавив собеседника.

    · Стремление полностью захватить инициативу, не давая собеседнику возможности высказаться, что сопровождается перебиванием, стремлением договорить за своего партнера.

    Читайте так же:  Что делать, если мама не любит меня психология и последствия

    Невербальное общение осуществляется на основе неречевых средств:

    · кинетических (мимика, жесты, пантомимика);

    · паралингвистических (особенности голоса);

    · экстралингвистических (особенности говорения: паузы, покашливания, темп и т.д.);

    · пространственное расположение партнеров: занимаемое место, дистанция и др.;

    · визуальных (выражение глаз);

    · физических прикосновений и поглаживаний;

    · одежда и другие компоненты оформления внешнего вида.

    Правила эффективного невербального общения:

    · Не вторгайтесь без необходимости в личное пространство собеседника, которое составляет около 1-2 м.

    · Поддерживайте зрительный контакт, но не смотрите на собеседника слишком пристально. Отсутствие зрительного контакта воспринимается как незаинтересованность или неуверенность в себе, слишком пристальный взгляд как стремление подавить.

    · Стремитесь к тому, чтобы ваши движения и реакции в резонанс с движениями и реакциями вашего собеседника. Этим вы показываете свой интерес и внимание как к своему собеседнику, так и его словам.

    · Избегайте закрытых поз (руки, скрещенные на груди, пальцы рук, сжатые в кулак, прикрывание рта рукой и т.д.).

    · Наблюдайте за позой, мимикой, жестами, голосом, дистанцией и ориентацией корпуса собеседника.

    11. Понятие общения. Структура и функции общения.

    Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

    Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

    Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

    коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия); информационная (обмен информацией между людьми); когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии); эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью); конативная (управление и коррекция взаимных позиций); креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

    В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

    инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия); синдикативную (общение оказывается средством объединения людей); самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста); трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

    экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний); социального контроля (регламентации поведения и деятельности); социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

    В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

    Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

    Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

    Существует целая группа приемов привлечения внимания:

    прием “нейтральной фразы”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих. Прием “завлечения” — говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться. Прием установления зрительного контакта — пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

    Первая группа приемов поддержания внимания — приемы “изоляции”. Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Третья группа приемов поддержания — приемы акцентировки

    Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

    С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт, люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель — это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго — состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго — состояний как “ребенок — ребенок”, “взрослый — взрослый”, “родитель — ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго — состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

    Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то — нравится нам внешне этот человек или нет. Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо. При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола.

    Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

    Общение. Структура общения

    Категория общения является базовой для социально-психологической науки. Вследствие сложности данного явления, существует множество подходов к его рассмотрению.

    В отечественной психологии общение как психологическое явление включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание на него воздействия и т.д. По сути дела, общение есть реализация всей системы отношений человека — и общественных и межличностных.

    [3]

    Общение – это форма социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности (А. И. Гончаров).

    Общение – это взаимодействие двух или более людей с целью обмена информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера; с целью влияния на других людей.

    Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.

    Читайте так же:  Неправильная моторика и осмысления приводит к имбецильности

    Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения.

    Основные компоненты структуры общения:

    · потребности, мотивация и цели;

    · способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;

    Раскроем более подробно содержание некоторых из них.

    Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.

    Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши.

    У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

    Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

    У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

    Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

    Кодирование информации — это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

    У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это — язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио-и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

    Все средства общения можно разделить на пять групп:

    а) лингвистические (речевые);

    б) оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);

    в) паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность);

    г) экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);

    д) пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

    Рассматривая динамику общения, можно выделить следующие фазы этого процесса:

    1. Возникновение потребности в общении (необходимо сообщить или узнать информацию) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения).

    2. Вхождение субъекта в коммуникативную ситуацию.

    3. Ориентировка в ситуации общения и личности собеседника.

    4. Планирование содержания и средств общения.

    5. Занятие определенной позиции по отношению к партнеру по общению.

    6. Фаза взаимоинформирования, взаимодействия.

    7. Восприятие и оценка ответных реакций собеседника.

    8. Корректирование направления, стиля, методов общения.

    9. Фаза выхода из контакта.

    Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным.

    [2]

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8181 —

    | 7872 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Источники


    1. Мартинова, Маргарита Почему мы развелись / Маргарита Мартинова. — Москва: Машиностроение, 2013. — 144 c.

    2. Игрок в гольф и миллионер. Посланник (комплект из 2 книг). — М.: ИГ «Весь», 2013. — 480 c.

    3. Хоментаускас Семья глазами ребенка / Хоментаускас. — М.: Рама Паблишинг, 2010. — 441 c.
    4. Хемфельт, Роберт Выбираем любовь. Как победить созависимость / Роберт Хемфельт , Пол Майер , Фрэнк Минирт. — М.: Триада, 2012. — 352 c.
    5. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. — М.: Мысль, 2011. — 176 c.
    Какова структура и компоненты общения в психологии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here