Классификация и примеры социально-психологических явлений и процессов

Сегодня мы рассмотрим тему: "Классификация и примеры социально-психологических явлений и процессов" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Классификация социально-психологических явлений

Широта и глубина взаимодействия человека с другими людьми различна, поэтому социально-психологические явления многообразны.

Б.Д. Парыгин первым в нашей стране предпринял попытку классифицировать социально-психологические явления. Он говорил о семи компонентах составляющих предмета социальной психологии.

[3]

1. Особенности проявления всех компонентов индивидуальной психологии — потребностей, интересов, воли и т.д. – в коллективе и массе людей. 2. Формы психической общности и структурно-психологические особенности различных социальных групп. 3. Способы общения и социально-психологического взаимодействия индивидов внутри группы и групп между собой. 4. Особенности механизмов мотивации поведения индивида в группе и в совокупной деятельности членов различных групп. 5. Особенности психологического механизма отражения социальной среды и ее воздействие членами различных социальных групп и массой людей. 6. Закономерности группового и коллективного поведения. 7. Законы динамики и формирования общественной психологии различных социальных групп, слоев и классов общества.

Ковалев А.Г. считает, что следует сначала определить объекты социально-психологического исследования (малые и большие группы, а также личности). Это будет основным критерием классификации феноменов общественной психики (то есть классифицировать через «носителей» явлений).

Автор приводит следующую классификацию:

1. Феномены общественной психики, которые свойственны малым группами их характеризуют (групповые цели, мотивы, групповые мнения, психологический климат);

2. Феномены общественной психики, которые характеризуют личность как члена групп и коллективов(роль и статус личности в группе, ее ценностные ориентации, установки, уровень притязаний и т.д.);

3. Те явления общественной психики, которые присущи большим социальным группам(общественное мнение, умонастроение масс, национальный темперамент и характер, нравы и т.д.).

4. Как самостоятельная подструктура феноменов общественной психики выделяются явления общения и психологического воздействия (убеждения, внушения, подражания, конформизма и др.).

5. Все эти явления общественной психики: во-первых, направляют дела и поступки конкретных личностей (это потребности, интересы, взгляды, установки, традиции, обычаи и пр.), а, во-вторых, влияют на степень эффективности этих дел и поступков за счет использования потенциальных сил и способностей.

Психологические явления в больших социальных группах

Для общей классификации психических явлений в больших группах можно использовать подход, предложенный Е. В. Шороховой (см. Социальная психология, 2002). По аналогии с общей психологией эти явления могут быть разделены по сферам психики на когнитивные, мотивационные, аффективные и регулятивно-волевые групповые психические явления, приобретающие в психологии больших групп свою специфику.

Второй структурный элемент психологии больших групп — мотивационная сфера или сфера потребностей. Она проявляется в общегрупповой мотивации, групповых потребностях, ценностях, интересах, целях, установках и идеалах. При этом потребности составляют в известном смысле базисную характеристику психологии человека и групповой психологии. Классы и большие социальные группы в психологическом отношении отличаются друг от друга прежде всего своими групповыми потребностями, интересами и идеалами.

Как элемент общественной психологии потребности возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп представляет деление групповых потребностей на два вида:

  • • потребности группы как системы, нуждающейся в определенных минимальных условиях поддержания своей жизнедеятельности и функционирования;
  • • потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. потребности, типичные для группы.

Потребности второго рода, типичные, «массовые» для данной группы, возникают как из необходимости функционирования группы, так и из общности социальной среды, в которой находятся члены данной группы (Кузьмин, Семенов, 1979). Для психологии больших групп в каждый конкретный период общественно-исторического развития значим закон развития потребностей, ибо происходит изменение соотношения индивидуальных и коллективных потребностей, развитие высших по своей природе социально-психологических потребностей (потребности в труде, в общении, познавательные и эстетические потребности и др.).

С потребностями в психологии больших групп органически связаны групповые интересы. В сфере интересов субъективно отражаются материальные условия существования общности, находит выражение направленность психики и деятельности, стремление к удовлетворению потребностей и групповым коллективным действиям. Психологически интерес переживается и проявляется в виде эмоционально окрашенного сознательного стремления к некоторому объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности.

Групповые интересы отражают как потребности общества в целом и его экономические отношения, так и потребности отдельных социальных групп, их экономическое положение в структуре общества. Интересы стимулируют разные формы деятельности групп. В общественной деятельности интерес, как правило, осознается, и его удовлетворение выступает как цель теоретической и практической деятельности людей. Различают экономические, политические, духовные интересы. В разных общественно-исторических условиях по-разному соотносятся интересы общества, отдельных больших групп (классов, наций), малых групп и отдельных личностей. При этом групповой интерес выступает как побудитель деятельности, детерминанта поведения людей.

В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном выборе формы группового поведения в конкретных социальных условиях. В них выражаются цели деятельности групп и личностей, их отношение к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности. Это личностно обусловлено уровнем притязаний, оценкой реальных возможностей и психологических условий.

В целом в групповых ориентациях выражается специфика развития общности в определенный общественно-исторический период. Г. Г. Дилигенский (1975) выделил семь типов ориентаций, проведя тщательный анализ их характеристик в капиталистическом обществе:

  • • ориентация на сохранение существующего положения (прожить как-нибудь, остаться на поверхности);
  • • карьеристский тип ориентации (выбиться в люди, сделать карьеру, добиться успеха в пределах данной социальной общности);
  • • профессиональный тип ориентации (расширить дело, добиться большей независимости, власти, влияния);
  • • гедонистическая ориентация (ориентация на досуг, развлечения, получение удовольствия);
  • • ориентация на материальное потребление (потребительская ориентация);
  • • социально-патологическая (асоциальная) ориентация;
  • • ориентация на самоактуализацию личности;
  • • конкурентная ориентация (на борьбу за определенные социальные идеалы).
Читайте так же:  Как успокоить девушку или удивить парня словами на расстоянии

С подобными типами личностно-групповых ориентаций можно встретиться и в нашем обществе.

Групповые идеалы выступают высшей формой побудителя социальной деятельности. Идеал в социально-психологическом плане — это образец, высшая цель, последняя ступень стремлений отдельной личности или социальной общности. Идеал историчен, он социально детерминирован определенным уровнем развития производительных сил и характером групповых и личностных отношений и отражает чаяния общностей (классов, наций) на каждом этапе развития. Поэтому идеалы могут быть реальными, нереальными, быть тождественны идее социального прогресса, добра, справедливости, направлять социальную активность людей во всех сферах их жизнедеятельности.

Групповые потребности, интересы и ценности социальных групп составляют основу общегрупповой мотивации. Они выступают непосредственными стимулами и мотивами деятельности и поведения людей, определяя направленность групповой и личностной активности.

Аффективная сфера психологии больших групп состоит из социальных чувств, эмоций и групповых настроений. При этом сам термин «социальные чувства» неоднозначен. С одной стороны, речь идет о чувствах, отражающих типичные для конкретной группы эмоционально-оценочные отношения к фактам, ситуациям и явлениям социальной действительности, проявляющимся в жизни общества. С другой — социальные чувства являются индикаторами объединения людей в социальные общности. В обоих случаях эти отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлиянии, взаимодействии.

Общественные настроения выступают одним из важных феноменов психологии больших групп, в них находят отражение отношения и оценка людьми состояния объективных процессов общественного развития и состояния общества в целом. В отечественной социальной психологии большое внимание изучению общественных настроений уделено в работах Б. Д. Парыгина (1999). В качестве особенностей коллективных настроений, по сравнению с индивидуальными, автор выделяет их преимущественную социальную обусловленность, большую степень социальной детерминированности. Возникновение коллективных настроений является главным образом продуктом всей системы социально-экономических, политических и идеологических отношений. В них фактор личностного физического и психического самочувствия отступает на задний план перед социальными факторами (условиями материальной жизни людей, их отношениями на производстве, в быту и т. д.).

Общественное, групповое настроение не является простой суммой настроений входящих в группу людей, оно обладает способностью к многократному увеличению интенсивности проявления благодаря эффекту группового заражения (см. ниже). Групповое настроение является наиболее типичным компонентом групповой психологии не только потому, что оно, в отличие от других элементов психики, функционирует постоянно, но еще и потому, что наиболее ярко проявляет себя в группе и с тем большей силой, чем больше социальная группа (Парыгин, 1999).

Деятельностную сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. Для деятельности больших социальных групп специфическими являются цели и субъекты деятельности, ее структура и ее формы. Профессиональная и общественная деятельность, социальные движения существенно различаются по своему социальному назначению.

Все перечисленные сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны, и их сочетание проявляется в таких групповых феноменах, как характеристика типичной личности представителя определенной общности и психический склад общности.

Психический склад выступает как наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных общностей. Так, социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов. Он формируется в конкретных условиях под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентаций, в которых проходит процесс социализации членов групп. Характер с определенной логикой и последовательностью детерминирует одни поступки и исключает другие.

Традиции представляют собой исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения и отношений людей. Они определяют общее направление группового функционирования в жизнедеятельности групп. В рамках традиций осуществляется преемственность тех или иных социально значимых форм поведения в типичных ситуациях, в различных сферах деятельности, сознательно поддерживающих, закрепляющих те или иные отношения. Другим составным элементом психического склада общности являются обычаи. Обычай представляет собой прочно установившиеся в той или иной социальной группе правила поведения и реагирования на определенные события, осуществление общественно значимых действий (в трудовой деятельности, быту, семейной жизни, в социально значимых событиях в жизни человека — рождение, свадьба, праздники и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом неких ценностей, выработанных общностью, приучает уважать их. Обычай воспитывает определенное отношение к группе, к личности.

Элементом психического склада больших социальных групп, близким к социальным обычаям, являются групповые предрассудки, психологическая характеристика которых дана в гл. 3.2 настоящей книги. Предрассудки определяют отношения данной социальной группы к тем или иным природным или социальным явлениям. Бытовавшее до некоторого времени мнение, что предрассудки — удел недостаточно образованных, малокультурных людей с ограниченным мировоззрением, не соответствует действительности. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у большинства социальных групп и выполняют вполне определенные социальные функции. Общественно опасными являются национальные и религиозные предрассудки, особенно, когда эти предрассудки объединяются в коллективном сознании.

Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ их жизни. Образ жизни — это совокупность устоявшихся (типичных для определенных социально-экономических отношений) форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сфере. В образе жизни общности, человека находят выражение отношения к обществу, труду, другим общностям и другим людям, к себе. Эти отношения связаны с мировоззрением, ценностными ориентациями, жизненными позициями, социальными и личностными установками, потребностями, стилем жизни и поведения.

Классификация социально-психологических явлений

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (личности), а ее предметом — определенные социально-психологические феномены.

Социально-психологические феномены можно классифицировать по многим основаниям: по принадлежности к различным социальным общностям и субъектам, по отнесенности к тем или иным классам психологических явлений, по устойчивости, по степени осознанности и т.д.

Читайте так же:  Муж изменяет и врет как заставить его признаться в измене

Главной выступает классификация социально-психологических феноменов по принадлежности к различным социальным общностям и субъектам.

Во-первых, обычно выделяют социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях людей, к которым относятся большие и малые социальные группы.

В больших группах — нациях (этносах), социальных классах, религиозных конфессиях, политических и общественных институтах (организациях) — возникают и функционируют сложные социально-психологические феномены, которые получили названия «психология нации», «классовая психология», «религиозная психология», «психология политики».

В малых группах функционируют и проявляются в основном такие социально-психологические явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции.

Во-вторых, кроме организованных общностей, существуют и общности неорганизованные (или слабо организованные), под которыми принято понимать толпу и другие разновидности скопления людей. Социально-психологические явления, которые здесь возникают, называют массовидными, а поведение людей — стихийным. К таким явлениям обычно относят психологию толпы, психологию паники и страха, психологию слухов, психологию массовых коммуникационных процессов (психологию воздействия), психологию рекламы и др.

В-третьих, социальная психология изучает также и личность, которая является субъектом взаимодействия и общения с другими людьми.

По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на рационально осмысленные (социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции), эмоционально упорядоченные (социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера) и Асовидные (стихийные), функционирующие в обычных или необычных условиях (например, конфликтных, экстремальных).

[2]

По этому же критерию социально-психологические феномены можно рассматривать как явления, как процессы и как образования, — все зависит от того, какие цели преследуются при их изучении. Например, социальные чувства — это эмоциональная составляющая поведения и деятельности людей (явление), имеющая свою динамику (процесс) и включающая в себя их различные настроения, состояния и переживания (сложное образование).

По устойчивости социально-психологические явления делятся на: динамичные (например, различные виды общения), относительно изменчивые (например, мнения и настроения) и статичные (например, обычаи, традиции) (Сухов А.Н., 1995).

И, наконец, по степени осознанности социально-психологические явления могут быть осознанными и неосознанными.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

ТЕМА 2: Социально психологические явления. Основные

законы их формирования и функционирования (18ч.)

1. Массовидная психика как отражение условий жизни общества.

2. Структура массовидной психики.

3. Закон подражания.

4. Общественное мнение и настроение.

5. Традиции, обычаи, привычки.

7. Совместная деятельность.

9. Межличностные отношения.

1. Массовидная психика как отражение условий жизни.

2. Структура массовидной психики.

Существует некая сфера социальной реальности, которую принято обозначать понятиями «массовая психика» или «общественная пси­хология».

Общественная психология очень сложна, многогранна и не имеет чётких границ. Попытаемся хотя бы приблизительно обозначить структуру этого явления и дать краткую характеристику его элемен­тов.

Обобщая многочисленные исследования, можно сказать, что в общественной психологии выделяют прежде всего группу психических явлений,которую можноназвать системой побуждений или мотивов по­ведения и деятельности масс. Ковалев А.Г. относит сюда социальные потребности, интересы и формирующиеся на их основе социальные уста­новки и чувства, убеждения и идеалы.

Вторая группа психических явлений называется процессами. Процесс, в отличие от свойства, динамичен. 0н возникает под влиянием события, того или иного социального воздействия, развёртывается и имеет конец, который, однако, дает начало новому процессу.

Психические процессы — это общественные чувства, эмоции, мышление, память, воображение, воля. Процессы, многократно повторяясь, образуют специфические свойства познавательной и волевой деятельности людей.

Таким образом у массы формируется определённый угол зрения при восприятии, что обычно называют вкусом, формируется определённый стерео­тип мышления, характерный для тех или иных социальных групп. [ 19 ]

Подражание относится к механизмам, способам воздей­ствия людей друг на друга, в условиях массового пове­дения. В процессе подражания осу­ществляется не простое принятие внешних черт поведения друго­го человека или массовых психических состояний, но воспроизве­дение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принад­лежит так называемая теория подражания.

Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внут­реннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, под­ражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Анализ этих различных видов подражания позво­лил сформулировать законы подражания, среди которых, напри­мер, имеются следующие: подражание осуществляется от внутрен­него к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обря­дам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королев­скому двору ) и т.д. [ 1, 22 ]

4. Общественное мнение и настроение.

Общественное мнение – выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение групп социальных к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы. Возникает как продукт осознания назревших, требующих решения социальных проблем и проявляется в сопоставлении или даже столкновении различных взглядов и позиций по обсуждаемому вопросу, в одобрении, поддержке или же отрицании, осуждении тех или иных действий, поступков или линий поведения. Субъектом мнения общественного выступают большие группы социальные – классы, нации и народы. Его высшая форма – мнение общенародное — в основном совпадающие суждения всего народа. Мнение общественное формируется под влиянием всех средств массового воздействия (радио, пресса, телевидение), хотя могут возникать стихийно, под влиянием конкретных жизненных обстоятельств и ситуаций.

Настроение общественное (настроение массовое) – преобладающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени. Не только самое массовидное явление психологии социальной, но и одна из наиболее значительных сил, побуждающих людей к деятельности, отпечатывающихся на поведения различных групп и слоев общества, а также классов, наций и даже народов. Проявляется во всех сферах социальной жизнедеятельности. Одна из форм настроения общественного – настроение массовое, способное захватить и объединить в единое движение (социальные или политические) самые различные социальные слои, группы и классы обществ. Настроение общественное характеризуется – 1). определенной предметной направленность: политическое, религиозное настроение и пр.; 2). характером и уровнем эмоционального накала: апатия, депрессия – подъем, энтузиазм. [ 14, 16 ]

Читайте так же:  Решение в трудной ситуации что делать, когда не знаешь, как поступить

5. Традиции, обычаи, привычки.

Психический склад массовой психики раскрывает­ся в привычках и обычаях, а также в традициях группы.

Традиция – исторически сложившиеся, передаваемые через поколения формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности представления. Традиция складывается на основе тех форм деятельности, что неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу. С изменением ситуации социального развития той или иной общности традиция может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Традиция – важный фактор регуляции жизнедеятельности.

Привычки и обычаи склады­ваются под влиянием определенных жизненных условий, но в даль­нейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы пове­дения. Анализ привычек и обычаев есть собственно социально-психологическая проблема. [ 1 ]

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающее в ре­зультате общения.

Общение можно рассматривать как способ объединения ин­дивидов, а также как способ их развития.

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнооб­разно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непо­средственном и опосредованном, вербальном (словесном) и не­вербальном и т.д.

Различают также межличностное и массовое общение. Меж­личностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах постоянных по составу участников. Массо­вое общение — это множество непосредственных контактов не­знакомых людей, а также коммуникация, опосредованная раз­личными видами средств массовой информации. [ 24 ]

7. Совместная деятельность.

Совместная деятельность (СД) — орга­низованная система активности взаимодействующих индиви­дов, направленная на целесообразное производство (воспроиз­водство) объектов материальной и духовной культуры.

Психологическая структура СД включает ряд составляющих: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совмест­ной деятельности — центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект). Общая цель может распадаться на более частные и конкретные зада­чи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъ­екта к цели. Обязательным компонентом психологической структу­ры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент совместной деятельности — совме­стные действия, т.е. такие её элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру совместной деятельности завершает общий резуль­тат, полученный ее участниками.

Видео (кликните для воспроизведения).

Мотивация — это процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации. Другими словами, мотивировать — значит создать влечение или потребность, побуждающие нас действо­вать с определенной целью. Потребность выступает как внут­ренний, а цель — как внешний аспект мотивации. Под мотивами в этом случае обычно понимают активные дви­жущие силы, определяющие поведение человека. Мотивировать людей — значит затронуть их важные интересы, создать им ус­ловия для реализации себя в процессе жизнедеятельности.

Не существует какого-то одного, лучшего способа мотивации. То, что оказывается эффективным при мо­тивировании одних людей, может быть совершенно несущест­венным для мотивации других.

С давних пор было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач, стоящих перед организацией. [ 24 ]

9. Межличностные отношения.

Отношения, возникающие между людьми в процессе их об­щения, совместной практической и духовной деятельности, оп­ределяются как общественные отношения. Примерами таких отношений могут, быть производственные, политические, пра­вовые, нравственные, религиозные, психологические и др.

Психологические отношения между людьми принято подраз­делять на официальные и неофициальные в соответствии с той организацией, где они формируются. Официальные отношения санкционированы, оформляются документально и контролиру­ются обществом или отдельными его представителями. Неофи­циальные отношения могут признаваться и даже поощряться формальными организациями, но они не регулируются доку­ментально.

Различают еще деловые и личные (или межличностные) от­ношения. Деловые отношения связаны с учебной или трудовой совместной деятельностью и определяются ею. Личные отноше­ния могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанными с взаимодействием).

Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения. Такие отношения охватывают зна­чительный круг явлений, но все они могут быть квалифициро­ваны с учетом трех компонентов взаимодействия: 1) восприятия и понимания людьми друг друга, 2) межличностной привлека­тельности (притяжение и симпатия), 3) взаимовлияния и пове­дения (в частности, ролевого). [ 24 ]

Классификация социально-психологических явлений

1. По принадлежности к разным общностям и субъектам:

1) Социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях:

а) в больших группах: нациях (этносах), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных институтах (организациях).

б) в малых группах: межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции.

2) Социально-психологические явления, возникающие в неорганизованных общностях (слабо организованных), под которыми принято понимать толпу и другие разновидности скопления людей. Явления, которые здесь возникают, называют массовидными, а поведение людей – стихийным. К ним относят психологию толпы, психологию паники и страхов, психологию слухов, психологию массовых коммуникативных процессов (психологию воздействия), психологию рекламы и т.д.

3) Социальная психология изучает личность, т.к. она в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные общественные и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль – социальная психология личности.

2. По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на:

Читайте так же:  Депрессия перед месячными

1) рационально осмысленные – социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и их групп;

2) эмоционально-упорядоченные – социальные чувства и настроения, психологический климат и атмосфера;

3) массовидные (стихийные).

3. По устойчивости социально-психологических явлений:

1) динамичные – например, различные виды общения;

2) динамико-статичные – например, мнения и настроения;

3) статичные – например, обычаи, традиции.

4. По степени осознанности:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ

Читайте также:

  1. B) форма теоретического осмысления какого-либо явления
  2. IП. Работа в малых группах
  3. IП. Работа в малых группах
  4. Oпределение РАЗЛИЧНЫХСФер’ОИДОв ДЛЯ
  5. V 1: Индивидуально-психологические особенности личности
  6. V 1: Познавательные психические процессы
  7. Автоматизируемые процессы
  8. Агломерационные процессы. Виды агломераций, механизм формирования
  9. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
  10. Акцентуации характера и их проявления в противоправном поведении. 1 страница
  11. Акцентуации характера и их проявления в противоправном поведении. 2 страница
  12. Акцентуации характера и их проявления в противоправном поведении. 3 страница

Стили педагогического руководства

Педагогическое общение — это особенное общение, специфи­ка которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.

[1]

Первое экспериментальное психологическое исследова­ние стилей руководства было проведено в 1938 г. немецким психологом Куртом Левином. Он выделил:

1. Авторитарный. Общая тенденция к жесткому управ­лению и всеобъемлющему контролю выражалась в следующем. Преподаватель значительно чаще, чем в других группах, прибегал к тону приказа, делал резкие замечания. Характерными были также нетактичные замечания в адрес одних участников и беспричинные, необоснованные похвалы других. Авторитарный преподаватель определял не только общие цели деятельности и задание, но и указывал способы выполнения его, жестко решая, кто с кем будет работать.

2. Демократический. Оценивались факты, а не личность. Но главной особенностью демократического стиля оказалось активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации. В результате у участни­ков развивалась уверенность в себе и стимулировалось самоуправление. При этом стиле в группе возросла общительность и доверительность взаимоотношений.

3. Попустительский (либеральный). Педагог по сути дела самоустранился от ответственности за происхо­дящее. Было выполнено меньше всего работы, да и качество ее остав­ляло желать лучшего. Важно было и то, что участники отмечали низкую удов­летворенность работой в группе попустительского стиля, хотя никакой ответ­ственности за нее не несли, а работа скорее напоминала игру.

Психология общества имеет свою сложную структуру, в которую обычно включают системообразующий и системно-динамический слои, а также базовые компоненты.

Системообразующий слой включает в себя явления, задающие качественное своеобразие психологии общества и определяющие основные особенности ее как целостности. Они и причина консервативности, трудной изменчивости, «верности» длительному историческому опыту и выводам из него. К ним относятся общественные интересы, потребности, убеждения, идеалы, память, верования, традиции, обычаи и т. д.

Системно-динамический слой состоит из постоянно возникающих и исчезающих проявлений психологии общества и являющихся следствием изменений, происходящих в нем. К нему относится смена общественного мнения, настроений, ожиданий, решений.

Базовые компоненты психологии общества представляет собой непосредственное ее содержание и включают в себя общественное сознание и самосознание, духовно-психологическую культуру, менталитет народа, социально-психологический климат и общественную активность.

Общественное сознание — это результат материальной, духовной и психологической жизни общества, его материального, социального и исторического развития.

Общественное самосознание представляет собой психологическую самоидентификацию населения как общества, характеризующуюся осознанием им своей целостности и своеобразия отличия от населения других государств.

Духовно-психологическая культура — исторически определенный уровень (степень) развития духовных сил и возможностей народа, системы доминирующих в нем духовных ценностей. Обычно в ней выделяют культуру ценностей, отношений, норм поведения, мышления, нравственности, воспитанности, языка, национальной символики (гербы, флаги, гимны, традиции, обычаи, ритуалы), культуру искусства, социальную, политическую, правовую и др.

Менталитет народа — исторически сложившийся психологический склад мышления, образ мыслей, оценок, духовных установок, привычных социальных предпочтений ц вкусов людей, живущих в обществе.

Психологический климат в обществе — проявление общественной психологии как благоприятной или неблагоприятной для жизни и деятельности населения, его групп и граждан.

Общественная активность — это реальная практика поведения населения, оцениваемая с социальных позиций и направленности на обеспечение сбалансированности интересов личности и группы.

Общество состоит из социальных групп, представляющих собой устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных между собой системой налаженных отношений, регулируемых общими интересами, ценностями и нормами. Классификация групп очень важна для психологии, поскольку она отражает специфику отношений между людьми.

Большие группы — общности людей, существующие в масштабах страны, государства и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. Большие группы обычно всегда имеют ярко выраженные особенности:

• они постоянно развиваются и совершенствуются;

• они имеют свои сугубо специфические интересы;

• они вырабатывают для себя и для всех своих членов набор социальных норм и требований к их представителям, регулирующих внутреннее и внешние взаимодействие;

• они имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру.

Обычно различают классы, этносы (нации), политические общественные организации, религиозные конфессии.

Предприятия, местные организации, территориальные общности (жители одного района, города) можно назвать средними социальными группами.

Малые группы — небольшие общности, члены которых имеют непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения.

Микрогруппы — группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между их членами.

Организованные группы — группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время.

В отличие от них неорганизованные группы такой структуры и налаженных отношений не имеют и являются или только что созданными, или существующими непродолжительное время. Психологические явления, возникающие в неорганизованных общностях, обычно называют массовидными, т.е. возникающими стихийно в общностях людей. К ним обычно относят панику, психологические особенности массовой коммуникации, поведение людей в толпе, психологию рекламы и распространения слухов.

Читайте так же:  Секрет любви

Кроме того, различают психологические механизмы, с помощью которых строится взаимодействие, общение и взаимоотношение людей в группах. К ним относят подражание и заражение. Подражание — это психологический процесс следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимствовании и воспроизведении внешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей. Заражение представляет собой психологический механизм передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта, отражающий их подверженность определенным состояниям и психологическому воздействию (влиянию) со стороны других людей.

Различают также формальные и неформальные группы. Первые имеют заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно официально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами.

Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий.

Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Их часто называют диффузными.

Высокоразвитые группы — это группы давно созданные отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системы отношений, сплоченности и т.д. Обычно их называют коллективами.

Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях.

Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально состоят и трудятся.

Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.

Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д.

Первичные группы — группы, в которых осуществляются постоянные личные непосредственные контакты между всеми людьми.

Вторичные группы — это группы, состоящие из ряда первичных. В последних обычно нет постоянных личных контактов между всеми людьми.

К психологическим явлениям, возникающим в группах относят: общесоциальные процессы, явления и процессы, возникающие в больших, малых группах и в неорганизованных общностях, явления, относящиеся к личности.

Общесоциальные процессы представляют собой феномены, которые обеспечивают проявление психологии многих людей, независимо от их принадлежности к конкретным социальным группам. К ним относят: взаимодействие, социальную перцепцию, взаимоотношения, общение.

Взаимодействие — это процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи.

Социальная перцепция (синоним: социальное восприятие) — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.

Общение — это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей.

Психологические явления и процессы, возникающие в больших группах, представляют собой феномены, проявляющиеся при общении, взаимодействии и взаимоотношениях людей в классовых, этнических (национальных), политических и религиозных общностях.

Классовая психология (психология различных классов) — это психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений представителей различных классов, а также социально-психологические особенности представителей последних. Обычно к этому виду явлений относят психический склад класса, а также специфику мотивации, настроений, отношений, поведения его представителей.

Национальная (этническая) психология — это психологические явления, характеризующие взаимодействие, взаимовосприятие, общение и взаимоотношения представителей различных этносов (наций), а также их национально-психологические особенности.

Политическая психология (политико-психологические феномены) — это психологические явления и процессы, характеризующие деятельность и поведение людей в борьбе за власть и в интересах конкретных политических организаций и являющиеся составной частью общественной психологии, с помощью которой осмысливается система политических отношений в государстве. В свою очередь, политика (политические отношения) представляет собой организационную

Религиозная психология — это психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений верующих в Бога людей. К религиозной психологии обычно относят религиозную веру, мотивы, ценностные ориентации, чувства, настроения и специфику общения верующих, а также их культовое и ритуальное поведение.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 312 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи. Учебное пособие-практикум / А.Г. Лидерс. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2015. — 552 c.

  2. Чопра, Маллика Все, о чем ребенок хочет спросить… и спрашивает. Мысли многодетной мамы вслух, или полуночные записки на подгузниках. Самое главное, чему стоит научить ребенка / Маллика Чопра , Дарья Федорова. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 624 c.

  3. Руденко, А. М. Психология делового общения / А.М. Руденко. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2016. — 264 c.
  4. Котова, А.К. Как стать правой рукой шефа: настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2013. — 260 c.
  5. Дрентельн, Е. С. Этюды о природе женщины и мужчины. Основания полового и женского вопросов в их взаимной связи / Е.С. Дрентельн. — М.: Либроком, 2011. — 304 c.
Классификация и примеры социально-психологических явлений и процессов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here