Классификация и виды эмоций в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Классификация и виды эмоций в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Классификация и виды эмоций в психологии

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет.
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно

с другом, одногрупником.
  • webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
  • Классификации и виды эмоций

    Издавна выделяли 4 вида эмоций: гнев, страх, радость, тоска. Одной из наиболее известных в настоящее время является классификация «фундаментальных эмоций»:

    1. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с информа­цией о возможности удовлетворения или удовлетворении актуальной потребности.

    2. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция в ответ на рассогласование ожидаемого и реального. Удивление хорошо привлекает внимание и если собеседник (больной) начал отвлекаться, то сказав что-то необычное и удивив его, можно снова привлечь его внимание, по крайней мере, на некоторое время.

    3. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении информации о возможной угрозе (реальной или воображаемой).

    4. Тревога – неопредмеченный страх, состояние ожидания неопределенной угрозы. Кроме этого, страх часто рассматривают как реакцию на угрозу физической целостности человека, когда опасности подвергается его жизнь и т.п., в то время как тревога – переживание возникающее при угрозе человеку как социальному субъекту, когда опасности подвергаются его ценности, представление о себе, положение в обществе. Именно повышение тревожности лежит в основе психосоматических расстройств; именно с повышения тревожности начинается развитие невротических и психосоматических заболеваний.

    5. Гнев – отрицательное эмоциональное состояние в ответ на поступление информации о наличие препятствия на пути удовлетворения важной для субъекта потребности. В отличие от страха и тревоги, имеет выраженный стенический (мобилизующий) характер.

    6. Стыд – отрицательное эмоциональное состояние как результат осознания несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности ожиданиям окружающих или собственным представлениям.

    11. Печаль (условно, в 40% случаев люди печалятся о событиях, которые есть плод их воображения; в 35% – о том, что невозможно изменить – например, неумолимо наступающую старость; в 15% – о приходящих событиях, не требующих коррекции; в 10% – возникает тоска без определенных причин).

    Для большей точности описания эмоциональных проявлений существует много понятий, например, для описания разной выраженности однотипных эмоций: испуг – страх – ужас; радость – восторг – экстаз.

    Можно выделить 2 основные группы внешнего выражения эмоций:

    1. Вегетативные проявления – покраснение, побледнение кожных покровов, потливость, похолодание кожи конечностей, расширение зрачков, изменения частоты сердечных сокращений и величины артериального давления и др.

    2. Внешние поведенческие проявления – мимика, пантомимика, жесты, которые могут быть непроизвольными и произвольными (в последнем случае они не всегда соответствуют истинным эмоциональным переживаниям).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8579 —

    | 7400 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    [1]

    Классификация и виды эмоций в психологии

    Существует несколько классификаций эмоциональных процессов по разным критериям.

    1. По знаку эмоции делятся на положительные, отрицательные и амбивалентные. Положительные эмоции (например, радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением потребностей личности, отрицательные (например, печаль, огорчение, гнев и др.) — с неудовлетворением; амбивалентные же эмоции (например, ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.

    2. По модальности (качеству) эмоций выделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека. Данную классификацию эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся «фундаментальными»:

    радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;

    удивление — эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;

    страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;

    гнев — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;

    отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;

    презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;

    страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;

    стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

    3. По силе и устойчивости эмоции делятся на две группы: ситуативные и устойчивые , в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы). Рассмотрим каждую группу по отдельности.

    Эмоциональный тон ощущений — простейшая форма эмоций , сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений как простейшее эмоциональное состояние не является самостоятельным психологическим процессом, а лишь служит своеобразной эмоциональной окраской простых ощущений. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится само ощущение.

    Эмоции , в собственном смысле этого слова, — эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей. Важную роль среди этих эмоций играют переживания радости, огорчения, страха, гнева и другие «фундаментальные» эмоции, возникающие в связи с успехом или неуспехом избранного поведения, совершенных действий, поступков.

    Читайте так же:  Эмоции человека

    Аффект (от лат. аffectus — душевное волнение) — сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемое либо противоречием между его влечениями, стремлениями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляют к человеку. Аффект приводит к дезорганизации сознания. Сознание сужается на объекте аффекта, резко снижается волевой контроль над действиями и поступками, нарушается работа кровеносной и эндокринной систем и т. д. Нарушения сознания в случае аффекта могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события.

    Настроение — сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение — это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий: встреч, удач, принятия решений и т. д. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляет собой эмоциональную реакцию не только на непосредственные последствия событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека, поэтому настроение носит не предметный, а личностный характер .

    Чувства — высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.

    Чувства базируются на определенных ситуативных эмоциях и выражаются также посредством этих эмоций. Так, чувство любви, имея глубоко интимный характер, может выражаться ситуативными эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения. Возникшие как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной среды личности, в свою очередь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, аффектов и настроений.

    Страсть — сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть — это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т.д. Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение . Однако оно, в отличие от страсти, непостоянно, кратковременно . Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности.

    Гройсман А.Л., Медицинская психология:Лекции для врачей слушателей курсов последипломного образования. Части 1 и 2. М.: Издательство Магистр., 1995

    § 2. Классификация чувств и виды эмоций

    По видам чувств различают морально-эстетические и интеллекту-

    альные чувства. Моральные чувства возникают вследствие пережи-

    ваний людьми своего отношения к выполнению нравственных прин-

    ципов (добросовестность, честность, отзывчивость, дисциплиниро-

    ванность). Нарушение норм и правил нравственности, невыполнение

    своего морального долга, общественных обязанностей может выз-

    вать у человека переживания, которые обозначаются как чувства стыда

    Интеллектуальные чувства связаны с умственной деятельностью

    человека и проявляются, например, в пытливости, любознательнос-

    ти, уверенности или сомнениях, в любви к новому или боязни его.

    Интеллектуальные чувства связаны с формированием потребностей

    и интересов, познавательности, но они не только сопровождают ум-

    ственные процессы, но и стимулируют творческую деятельность,

    гармонизируют человека. К. Либкнехт определял сущность эстети-

    ческого чувства как «особое умственное психическое состояние сво-

    еобразного вдохновения, подъема, экстаза, поисков гармонии; это —

    удовлетворение потребностей в совершенстве, в прекрасном». <Либ-

    кнехт К. Мысли об искусстве. — М., 1971. — С. 149.)

    Эстетические чувства — это чувства красоты или, напротив, бе-

    зобразного, трагического и комического, величия и низости и т.п.

    Эстетические чувства вызываются прежде всего самой окружающей

    действительностью, природой, жизнью, людьми и их деятельнос-

    тью. Классические произведения искусства вызывают высокие эсте-

    тические чувства. Эстетические чувства проявляются и при оценке и

    переживании моральных действий людей и их поступков (что отра-

    жается и в речи: «Некрасивый поступок совершил»). Эстетические

    чувства не только созерцательны, они могут оптимизировать и сти-

    мулировать человеческую деятельность. «Эмоции искусства — суть

    умные эмоции. Вместо того, чтобы проявиться в сжимании кулаков

    и в дрожи, они разрешаются в образах фантазии». <Выготский Л.С.

    Психология искусства. — М.: Искусство, 1968. — С. 268.)

    Чувства воспитуемы. Воспитание их заключается в подавлении

    ненужных чувств и укреплении социально ценных и устойчивых пози-

    тивных качеств личности. Эмоционально-волевая и психорегулирую-

    щая тренировки могут способствовать развитию эмоциональной

    возбудимости и являются методом психопрофилактики ненужной

    эмоциональной взвинченности, растерянности и отрицательного дей-

    ствия стрессовых факторов — фрустрации (напряженности), страха

    и т.п., мешающих процессам творческого труда. Под напряженнос-

    тью подразумевают скованность человека, неуверенность, особенно

    мешающую в осуществлении творческой деятельности. Таковы «мы-

    шечные зажимы», «боязнь рампы» у актеров, страх выступления и

    соревнований у спортсменов, растерянность, нарушающие нормаль-

    ный процесс деятельности, причем нарушения психических процес-

    сов (например, внимания, памяти) здесь первичны в отличие от

    напряженности, при которой эти нарушения производны от эмоций.

    Эмоциональные реакции на опасность могут проявляться трево-

    гой и страхом. Страх отличается от тревоги неизвестностью ожида-

    емого исхода. Страх и тревога могут быть адекватными опасности и

    неадекватными, связанными с личностными особенностями человека

    (тревожно-мнительного либо противоположного по характеру). Пани-

    ка является формой стенического (стенос — сила) страха, которая

    может охватить группу людей. Испуг — это внезапно резко выражен-

    Читайте так же:  Осенняя депрессия – как избавиться

    ный страх, возникающий при неожиданном изменении ситуации,

    угрожающем благополучию или жизни человека, но неосознанном для

    ужаса — наиболее сильной степени страха (характерно подавление

    рассудка — «безумный страх’). «Разумный страх» проявляется в виде

    опасения и осторожности и может не мешать, а иногда способство-

    вать осуществлению деятельности. Смелость — есть форма осознан-

    ного и волевого преодоления страха. Храбрость связана с положи-

    тельными стеничеокими эмоциями и переживаниями. Отвага пере-

    живается человеком как социально одобряемый поступок. Мужество

    — сложная и наивысшая форма бесстрашия, связанная с мировоз-

    зренческими установками личности. Понятие героизм — социально

    по содержанию и сопровождается высоким уровнем положительных

    эмоций, имеющих большое общественное значение, например, при

    Классификация видов эмоций подробно дана В.Ф. Матвеевым в

    учебнике «Медицинская психология» (для медучилищ).

    1. Удовольствие. 2. Радость. 3. Ликование. 4. Восторг. 5. Уверен-

    ность. 6. Гордость. 7. Доверие. 8. Симпатия. 9. Восхищение. 10.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Любовь (половая). 11. Любовь (привязанность). 12. Уважение. 13.

    Умиление. 14. Благодарность (признательность). 15. Нежность. 16.

    Самодовольство. 17. Злорадство. 18. Блаженство. 19. Чувство удов-

    летворенной мести. 20. Спокойная совесть. 21. Чувство облегчения.

    22. Чувство удовлетворенности собой. 23. Чувство безопасности. 24.

    1. Любопытство. 2. Удивление. 3. Изумление. 4. Безразличие. 5.

    1. Неудовольствие. 2. Горе (скорбь). 3. Тоска. 4. Печаль (грусть).

    5. Отчаяние. 6. Огорчение. 7. Тревога. 8. Обида. 9. Боязнь. 10. Испуг.

    11. Страх. 12. Жалость. 13. Сочувствие. 14. Сожаление. 15. Досада.

    16. Гнев. 17. Чувство оскорбления. 18. Возмущение (негодование).

    19. Ненависть. 20. Неприязнь. 21. Зависть. 22. Злоба. 23. Злость. 24.

    Уныние. 25. Скука. 26. Ревность. 27. Ужас. 28. Неуверенность (сомне-

    ние). 29. Недоверие. 30. Стыд. 31. Растерянность. 32. Ярость. 33.

    Презрение. 34. Отвращение. 35. Разочарование. 36. Омерзение. 37.

    Неудовлетворенность собой. 38. Раскаяние. 39. Угрызение совести.

    Классификация эмоций

    1.2 Классификация эмоций

    Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, по переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Человек наиболее эмоциональное живое существо, он обладает в высшей степени дифференцированными средствами внешнего выражения эмоций и широким разнообразием внутренних переживаний. Существует множество классификаций эмоций. Кроме того, что их разделяют на положительные и отрицательные, используя критерий мобилизации ресурсов организма, стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос»). Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъём, в то время как астенические – действуют противоположным образом. По потребностям различают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.) от высших эмоций (чувств), социально обусловленных, связанных с общественными отношениями. По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс.

    К. Изард выделил основные, «фундаментальные эмоции». Интерес (как эмоция) – положительное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

    Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была не велика.

    Удивление – эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

    Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого времени представлялось более или менее вероятным. Чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

    Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызываемое препятствием на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

    Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

    Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое не согласованностью жизненных позиций, взглядов и поведения с позициями объекта чувств.

    Страх — отрицательная эмоция, появляющаяся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

    Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

    Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и так далее). Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности).

    Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работ желез внутренней секреции, и особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчётной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле, настроение – это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства. Этой причиной могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность, и конечно, люди.

    Классификация и вид эмоций

    Эмоции это особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся непосредственным переживанием, ощущением принятого и непринятого, отношения человека к миру и людям, процессу и результатам его практической деятельности. К классификациям и видам эмоций относятся: чувства, настроения, аффекты, страсти и стрессы. Это так называемые «чистые эмоции», они включены в психические процессы и состояния человека.

    ЭМОЦИИ представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему и к тому, что с ним происходит. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями мотивами человека. Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмоций, с одной стороны, нашими потребностями, с другой — особенностями ситуаций. Эмоции сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях.

    АФФЕКТЫэто наиболее выраженная эмоциональная реакция. Сильное, бурное и относительно кратковременное состояние, которое может полностью захватить психику человека. Это состояние связано с неуправляемостью, снижению возможного сознательного контроля человека за своими действиями. Аффект развивается в неожиданных, опасных ситуациях, при которых субъект неспособен найти адекватный выход. Аффект может сопровождать положительные эмоции: восторг, воодушевление, безудержное веселье и отрицательные- ярость, ужас, отчаяние, страх, гнев. После аффекта могут наблюдаться упадок сил и раскаяние.

    [3]

    СТРЕСС — возникает в экстремальной ситуации и требует мобилизации всех ресурсов организма и нервно — психических сил. Слабые воздействия не могут вызвать стресс, поскольку он происходит в том случае, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности организма. Небольшой уровень стресса даже полезен, потому что необходим для физической и психической активности. Стресс возникает в результате длительного психологического напряжения, вследствие которого наступает эмоциональная перегрузка.

    Читайте так же:  Внутренняя речь

    Г. Селье — основатель учения о стрессе выделял три стадии стресса: 1. «реакцию тревоги» при которой мобилизуются защитные силы организма;

    2. стадию сопротивления — полную адаптацию к стрессу;

    3.стадию истощения, возникающую в случае, если стрессор силен и воздействует на человека продолжительное время.

    Необходимо отметить, что тяжелыми стрессорами являются: природные катаклизмы, транспортные катастрофы, военные действия, несчастные случаи, события несущие насильственный характер, смерть, пожар и прочие. Не всегда человек реагирует только на реальную опасность, иногда и на угрозу или напоминание о ней. Отсюда вывод, что человек является инициатором и сам аккумулирует стресс.

    СТРАСТЬ— еще один вид сложных эмоций, встречающихся только у людей. Это глубокое, сильное, доминирующее эмоциональное переживание. Страсть способна захватить человека полностью, она может быть пагубной, а может быть великой. С. Л. Рубинштейн писал: «Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на одной цели».

    Собственно ЭМОЦИИ — по сравнению с аффектами более длительное и менее интенсивное состояние. В отличии от аффекта не возникают к концу действия, а смещаются к началу, как бы предвосхищая результат. Эта реакция носит оценочный характер на свершившиеся, возможные и вспоминаемые события, действия, ситуации.

    ЧУВСТВА — по сравнению с эмоциями, более устойчивые психические состояния, имеющие предметный характер и выражают отношение к объектам, воображаемым или реальным. Человек не способен переживать чувство без относительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека мотивирующую роль. В отношении окружающего мира человек руководствуется положительными эмоциями и переживаниями, чтобы усилить или подкрепить свои положительные чувства. В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные, это отношения человека к другим людям; на эстетические это чувства при восприятии искусства, явлений природы; интеллектуальные чувства связанные с познавательной деятельностью; нравственные или эстетические чувства выражают отношение человека к себе, Родине, семье, другим людям; и на практические которые связаны с деятельностью человека.

    НАСТРОЕНИЕ — устойчивое, относительно слабо выраженное эмоциональное состояние. Оно придает эмоциональную окраску всему поведению человека. Настроение зависит от взаимоотношений между людьми, от восприятия событий своей жизни. Оно может быть как положительным, так и отрицательным.

    Все эти виды эмоциональных процессов выполняют различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими его людьми. К тому же каждый из описанных видов эмоций имеет подвиды, которые оцениваются по следующим параметрам: происхождение, продолжительность, интенсивность, воздействие на организм, глубина, осознанность, динамику развития, способу выраженности и прочие. В истории психологических исследований существовала идея объединения эмоциональных состояний, в более компактную систему. В. Вундт полагал, что «Всю систему чувств, можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга.»

    Различные эмоции возникающие у человека, служат для него внутренним сигналом, который ориентирует и направляет последующие мысли и действия. При этом субъект не всегда осознает истинные причины и тем не менее остается уверенным в их основаниях.

    В структуре эмоциональных явлений можно выделить три компонента: предмет, эмоциональное переживание и потребность.

    Предметом возникновения эмоционального переживания становится любое явление, событие. Примером этого могут быть: поступки других людей, природные явления, собственные мысли и прочее. Предмет определяет эмоциональное переживание и не всегда осознается.

    Эмоциональное переживание является субъективной реакцией, которая возникает при столкновении человека с эмоциональной ситуацией. Примером служат: радость, переживание, страх, удивление, восторг и прочие. Эмоциональное переживание возникает непроизвольно и не всегда осознается субъектом. Оно способно менять сознание и внутреннее представление о мире например, восприятие, отношение, внимание, мышление, воображение, память. Оказывает влияние на физиологические процессы всего организма например, сердечно-сосудистые, дыхательные, пищеварительные.

    Потребность или мотив служит внутренним критерием для эмоционального определения значимости чего-либо. Значимость различных ситуаций всегда связана с актуальностью потребностей . Поэтому при их отсутствие эмоции невозможны. Например, если человек замерз, у него множество связанных с этим эмоциональных переживаний созданных соответствующей ситуацией. Как только человек согрелся, соответствующая ситуация перестает быть значимой. Из этого примера можно сделать вывод, что эмоциональные переживания можно рассматривать, как субъективные реакции на значимые для удовлетворения потребностей и мотивов человека жизненно ситуации.

    Многообразие эмоциональных переживаний у человека привели к необходимости их дифференцировать. Так например немецкий философ И. Кант по степени активности выделял два вида эмоциональных состояний: стенические эмоции — переживания повышающие активность личности, и астенические — переживания, снижающие активность личности. Еще Спиноза говорил, что эмоции «…увеличиваю или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее». Действительно, в приподнятом настроении, дело спорится быстрее, энергия переполняющая нас помогает справиться с большим объемом работы и при многое все получается, «работа кипит и дело спорится». В плохом настроении наоборот, ничего не хочется делать, возникает апатия, теряется уверенность в своих силах, «все валится из рук».

    Читайте так же:  Советы и рекомендации психолога что делать родителям гиперактивного ребенка

    Тем не менее, часто присутствует совмещение этих двух видов, поэтому нельзя разделять их на положительные и отрицательные по тому какое влияние они оказывают на организм, повышают или понижают его жизнедеятельность. Эмоциональное состояние в разных условиях может быть стеническим и астеническим . Так страх обычно способствует мобилизации всех ресурсов организма, по прошествии времени наступает упадок сил. Неудовлетворенность совершенными действиями, чувство вины сначала вызывают понижение активности, а затем могут стимулировать рост активности, через стремление исправить положение.

    Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему миру.

    [2]

    Понятие и классификация эмоций

    Введение. 3

    Глава 1. Сущность эмоций. 4

    1.1 Понятие и классификация эмоций. 4

    1.2 Анатомические и физиологические основы эмоций. 6

    1.3 Функции эмоций. 7

    Глава 2. Эмоции человека и эмоции животного. 9

    2.1 Происхождение эмоций – от животного к человеку. 9

    2.2 Мотивация человека и животного. 10

    2.3 Эмоции человека и животного. 11

    Заключение. 16

    Литература: 17

    Введение.

    В настоящее время среди учёных нет единства ни в определении эмоций, ни в их классификации. И это неслучайно. Проявления эмоций могут иметь настолько много оттенков, что порой их очень трудно как-то собрать воедино.

    Актуальность данной темы заключается в том, что люди каждый день испытывают ту или иную эмоцию на протяжении всей своей жизни, но практически никто из них не сможет дать точного определения, что такое эмоция и чем она обусловлена. Используя научную литературу и интернет, мы попытались дать подробное описание эмоциям и их особенностям в психологии и физиологии человека и животного, подкрепив это всё примерами из жизни и исследовательской работой.

    Выполняя данную работу, мы поставили перед собой цель:

    сравнить эмоции человека и животного на примере своих домашних питомцев.

    Этапы работы:

    1) дать определение эмоциям и рассмотреть классификацию эмоций;

    2) определить анатомические и физиологические основы эмоций;

    3) определить функции эмоций;

    4) дать сравнение эмоциям человека и животного (на примере своих домашних питомцев)

    5) подвести итоги, сделать вывод.

    Глава 1. Сущность эмоций.

    Понятие и классификация эмоций.

    Эмоции (франц. émotion, от лат. Emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.

    Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях и имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.

    Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. Радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек «подавлен». Осанка выражает мышечную слабость. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний.

    На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) — возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) — ослабляющие.

    Существует множество различных классификаций эмоций у человека. Они могут различаться по силе переживания, по влиянию их на жизнедеятельность и по содержанию. В основе другой классификации лежат два признака: длительность и степень выраженности того или иного чувства. В зависимости от этого различают настроение, страсть и аффект.

    Настроением

    называется длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного периода. Период продолжительности настроения может быть различным — от 1/2-1 часа до нескольких дней и даже недель. При этом на всем протяжении данного настроения имеет место довольно постоянный основной эмоциональный тон — либо отрицательный, либо положительный.

    Страсть

    — достаточно длительная и одинаково достаточно интенсивная эмоция, имеющая для человека определенную значимость. Сильная и продолжительная страсть может касаться удовлетворения и высших и низших потребностей человека. Она способна и организовать, и стимулировать деятельность человека. Та или иная страсть иногда определяет направление всей нашей жизни (страсть к определенному виду искусства, к спорту, в частности к тем его видам, которые требуют мужества и стойкости, предельного напряжения сил и упорства, например воздушный пилотаж, подводное плавание, альпинизм, парашютный спорт и т.п.).

    Аффект

    — предельно выраженная, но кратковременная эмоция. Аффект представляет собой то исключение, когда возникшее чувство на короткое мгновение как бы ускользает от руководящего влияния рассудка. Причины аффекта — какие-нибудь сильные раздражители, хотя и действующие кратковременно. Поэтому аффект, в противоположность настроению, всегда конкретно направлен. Повышенная эффективность иногда бывает связана с предварительной астенизацией организма (бессилие, слабость). Наблюдаются аффекты ярости, ревности, гнева, радости, горя и др. Аффект обычно сопровождается бурной двигательной реакцией, однако находящейся под контролем рассудка. Такой аффект носит название физиологического.

    Ему противопоставляется патологический аффект, когда в ответ на довольно слабый раздражитель внезапно развивается бурная эмоциональная реакция, в такой степени, что на несколько секунд или минут глубоко помрачается сознание. Поэтому поступки человека, находящегося в состоянии патологического аффекта, носят нелепый характер, психологически необъяснимы.

    Наибольшее значение имеет разделение эмоций на высшие эмоции и низшие. Высшие (сложные) эмоции, или чувства, возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Они появились в результате общественных отношений, трудовой деятельности. Различаются чувства интеллектуальные, моральные, эстетические и праксические.

    Интеллектуальные чувства

    (от лат. intellectus — понимание, ум) возникают в процессе умственной деятельности: любознательность, радость открытия, сомнения в правильности решения задач и т.п.

    Читайте так же:  Что делать с человеком, который постоянно врет

    Моральные чувства

    (от лат. moralis — нравственный) имеют социальную значимость, действенность, обусловлены мировоззрением и порождаются этическими нормами. К ним относятся: чувства симпатии и антипатии, любви и ненависти, долга и совести и т.п.

    Эстетические чувства

    (от лат. aisthesis — чувственность) появляются при создании или восприятии прекрасного.

    Праксические чувства

    (от лат. praxis — действие, деятельность) переживаются при любой трудовой деятельности — чувства успеха, удачи-неудачи и т.п.

    Высшие эмоции затормаживают инстинктивные порывы, подавляют низменные стремления. К высшим эмоциям относятся чувство патриотизма, морального, эстетического удовлетворения, личного достоинства, чувства долга, совести, осознание подавления одного из своих низших чувств и т.п.

    Низшие эмоции (простые, элементарные) в отличие от высших эмоций вытекают из органических потребностей человека, основаны на инстинктах и являются их выражением. К низшим эмоциям относится переживание удовольствия при ощущении сладкого, неудовольствия — горечи во рту; к витальным чувствам следует причислить голод и жажду (точнее, сопровождающие их эмоции), чувство самосохранения.

    Виды эмоций

    Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

    Ученые, которые занимались проблемой эмоций: Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт и др.

    Далее рассмотрим понятие эмоций, а также их основные виды.

    Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

    Основные виды эмоциональных реакций

    1. Аффект. Самый мощный вид эмоций. В целом, аффекты представляют собой очень и интенсивные и кратковременные эмоциональные вспышки. Данная реакция охватывает психикуиндивида в полном объеме, таким образом соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

    Особенность данной эмоциональной реакции состоит в том, что аффект заставляет человека выполнить какое-либо действие, при этом у последнего теряется чувство реальности, из-за чего он не может адекватно оценить данную деятельность. Объяснение данного явления состоит в том, что при аффекте наступает столь сильное эмоциональное возбуждение, которое обычно переходит уже в двигательное возбуждение. Так, могут совершаться различные неосознаваемые действия. Иногда возникает и противоположная реакция – реакция оцепенения.

    Другой особенностью аффекта является изменения функционирования психических процессов. Например, переключение внимания становится крайне низким из-за того, что происходит сосредоточения на предмете, вызывающем столь сильную эмоциональную реакцию. Все остальные раздражители теряют свою силу.

    Ситуации возникновения аффектов:

    • Стихийные бедствия
    • Технологические катастрофы
    • Смерть близких и др.
    • гнев,
    • ярость,
    • ужас,
    • бурная радость,
    • горе,
    • отчаяние.
  • Эмоции. Отличия от аффектов:
    • длительность (эмоции гораздо более длительные состояния)
    • особенности реакции (эмоции рассматриваются как реакция на прошлые, настоящие, реальные и нереальные события).
  • Выделяют основные эмоции:

    • радость (положительное эмоциональное состояние; связано с удовлетворением актуальной потребности);
    • удивление (эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства);
    • страдание (отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей);
    • гнев (отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности);
    • отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами;
    • презрение;
    • страх (отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности);
    • стыд (отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике).
  • Чувства. Эмоции носят характер ориентировочной реакции. Это значит, что они содержат в себе лишь первичную информацию о чем-либо. Они также могут быть осознаваемыми и недостаточно осознаваемыми. В противовес им, чувства обычно более конкретны и глубоки.
    • нравственные, чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

    К нравственным чувствам относят

    1. чувство долга,
    2. гуманность,
    3. доброжелательность,
    4. любовь,
    5. дружбу,
    6. патриотизм,
    7. сочувствие и др.

    К аморальным можно отнести:

    Следует также отметить, что в разных культурах существует различная трактовка морали.

  • эстетические — эмоциональное отношение человека к прекрасному в любой области реальности.
  • интеллектуальные переживания возникают в процессе познавательной деятельности человека.
  • Настроение. Настроение, несомненно, самое длительное из эмоциональных реакций. Однако оно слабое по интенсивности. Специфика настроений – это создание общего эмоционального фона.
  • Некоторые виды настроения:

    • радостное/печальное,
    • веселое/угнетенное,
    • бодрое/подавленное,
    • спокойное/раздраженное и др.

    Настроение, несомненно, зависит от многих факторов. Перечислим основные из них:

    • состояние здоровья,
    • особенности работы желез внутренней секреции,
    • тонуса нервной системы.

    Классификация эмоций

    1. По знаку: положительные (радость) /отрицательные (гнев, отвращение, стыд),
    2. По интенсивности и длительности: эмоции, чувства, настроение и др.
    3. По модальности: радость, удивление, гнев, стыд, страдание и др.
    4. По степени мобилизации организма: стенические и астенические.

    Рисунок 1. «Виды эмоций»

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Источники


    1. Кругляк, Лев Второй шанс счастья. О чем надо помнить, прежде чем еще раз создать семью (комплект из 2 книг) / Лев Кругляк , Юрий Кукурекин. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 576 c.

    2. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений: моногр. / Р.Р. Калинина. — М.: Речь, 2011. — 352 c.

    3. Ципоркина, И. Домашняя дипломатия, или Как установить отношения между родителями и детьми / И. Ципоркина, Е. Кабанова. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. — 304 c.
    4. Психология. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2016. — 406 c.
    5. Уитон, А. Закон о прощении. Источник любви (комплект из 2 книг) / А. Уитон, Свагито Р. Либермайстер. — М.: ИГ «Весь», 2012. — 640 c.
    Классификация и виды эмоций в психологии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here