Классификация, список и описание психических расстройств

Сегодня мы рассмотрим тему: "Классификация, список и описание психических расстройств" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

(список рубрик главы V МКБ-10)

F0 Органические, включая соматические, психические расстройства:

F00 — болезнь Альцгеймера

F01 — сосудистая деменция

F02 — другая деменция (болезни Пика, Крейтцфельда—Якоба, Паркинсона, хорея Гентингтона, СПИД и др.)

F03 — деменция неуточненная

180 Раздел II. Общие вопросы психиатрии

F04 — амнестический (Корсаковский) синдром неалкогольный

F05 — делирий неалкогольный

F06 — другие расстройства (галлюциноз, бред, кататония и пр.)

F07 — органическое расстройство личности

F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребле­ния психоактивных веществ:

F13 — седативные и снотворные средства

F15 — психостимуляторы и кофеин

F18 — летучие растворители

F19 — другие или сочетание вышеуказанных

Характер расстройства обозначается 4-м знаком:

F1*.0 — острая интоксикация

F1*.1 _ употребление с вредными последствиями

F1*.2 — синдром зависимости

F1*.3 — синдром отмены

F1*.5 — другой психоз (галлюциноз, параноид, депрессия)

F1*.6 — амнестический (Корсаковский) синдром

F1*.7 — резидуальное психическое расстройство (деменция; расстройство личности)

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства:Р20 — шизофрения, в частности выделяют формы:

F20.4 — постшизофреническая депрессия ,

Также выделяют типы течения:

F20*.1 — эпизодический с нарастающим дефектом

181 Глава 13. Классификация психических расстройств

F20.*2 — эпизодический со стабильным дефектом

F20.*3 — эпизодический ремиттирующий.

F20.*4 — неполная ремиссия

F20.*5 — полная ремиссия

F20.*9 — период наблюдения менее года

F21 — шизотипическое расстройство

[1]

F22 — хронические бредовые расстройства

F23 — острые и транзиторные бредовые расстройства

F24 — индуцированный бред

F25 — шизоаффективные психозы

F28 — другие неорганические психозы

F29 — неуточненный бредовый психоз

F3 Аффективные расстройства:

F30 — маникальный эпизод

F31 — биполярный психоз

F32 — депрессивный эпизод

F3З — рекуррентное депрессивное расстройство

[2]

F34 — хронические расстройства настроения

F4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные рас­стройства:

F40 — тревожно-фобическое расстройство

F41 — панические атаки и другие тревожные состояния

F42 — обсессивно-компульсивное расстройство

F43 — реакция на стресс и расстройства адаптации

F44 — диссоциативные (конверсионные) расстройства

F445 — соматоформные расстройства

F48 — неврастения, деперсонализация и другие

F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими наруше­ниями и физическими факторами:

F50 — расстройства приема пищи

F51 — неорганические расстройства сна

F52 — половая дисфункция

F53 — расстройства послеродового периода

F54 — психосоматические расстройства

F55 — злоупотребление средствами, не вызывающими зависимо­сти

F6 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых:

F60 — специфические расстройства личности (психопатии), в том числе:

182 Раздел II. Общие вопросы психиатрии

F60.0 — параноидное (паранойяльное)

F60.3 — эмоционально неустойчивое

F61 — смешанные и другие расстройства личности

F62 — изменения личности вследствие психотравмы, психичес­кой болезни и пр.

F63 — расстройства привычек и влечений

F64 — расстройства половой идентификации

F65 — расстройства сексуального предпочтения

F66 — расстройства сексуального развития и ориентации

F68 — другие (симуляция, синдром Мюнхгаузена и пр.)

F7 Умственная отсталость:

F70 — легкая умственная отсталость

F71 — умеренная умственная отсталость

F72 — тяжелая умственная отсталость

F73 — глубокая умственная отсталость

F8 Нарушения психологического развития:

F80 — нарушение развития речи

F81 — расстройства развития школьных навыков

F82 — нарушение развития двигательных функций

F83 — смешанные расстройства развития

F84 — детский аутизм и общие расстройства развития

F88 — другие расстройства развития

F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте:

F90 — гиперкинетическое расстройство

F91 — расстройства поведения

F92 — смешанные расстройства поведения и эмоций

F93 — тревожные, фобические и другие расстройства

F94 — расстройства социального функционирования

F95 — тикозные расстройства

F98 — энурез, энкопрез, заикание, расстройства питания

F99 — неуточненное психическое расстройство

183 Глава 13. Классификация психических расстройств

В заключение следует отметить, что ориентация на нозологический принцип систематики психических расстройств свойственна в той или иной мере практически всем национальным классификациям. Такая тенденция четко обозначена в отечественной психиатрии. Примером этого может служить выделение С.С. Корсаковым полиневротического алкогольного психоза, позже названного его именем. В этом заболевании присутствуют основные признаки его нозологической самостоятельности: специфическая этиология и типичная клиническая картина. Примером классификации, построенной по возможности с нозологических позиций, является классификация, разработанная в Научном центре психического здоровья РАМП. В ней выделяются две основные группы психических заболеваний, включающие подгруппы.

2. Экзогенные психогенные

Обычно для эндогенных заболеванийтипичен спонтанный характер возникновения болезни, т. е. отсутствие какого-либо внешнего фактора, который мог бы вызвать расстройство психики. Однако в некоторых случаях бывает трудно определить роль того или иного внешнего воздействия в развитии болезни, поскольку, помимо собственно причинных факторов, наблюдаются случайные, несущественные события.

Поэтому другим признаком эндогенных заболеваний является аутохтонное, т. е. не зависящее от изменений внешних условий, течение болезни. Течение эндогенных заболеваний обычно связано не столько с сиюминутными изменениями микросоциальной ситуации, метеорологических условий или соматического здоровья, сколько с внутренними глобальными общебиологическими перестройками в работе мозга. В большинстве случаев в развитии эндогенных заболеваний значительную роль играет фактор наследственности. И хотя психические болезни не представляют собой фатальной наследственной патологии, однако практически всегда удается проследить роль наследственной предрасположенности, которая реализуется в виде особого типа психофизиологической конституции.

Читайте так же:  Как завязать общение с парнем по переписке и о чем поговорить

Понятие экзогенных расстройств охватывает широкий спектр патологии, обусловленной внешними физическими, химическими и биологическими факторами (травмой, интоксикацией,

184 Раздел II. Общие вопросы психиатрии

гипоксией, ионизирующим излучением, инфекцией). В практической психиатрии обычно к данным расстройствам относят и наблюдаемые при соматических заболеваниях вторичные нарушения психики. Действительно, клинические проявления соматогенных заболеваний практически не отличаются от других экзогенных причин, поскольку мозг практически одинаково реагирует на гипоксию или интоксикацию, какой бы причиной она ни была вызвана.

Психогенные заболевания обусловлены в первую очередь неблагоприятной психологической ситуацией, эмоциональным стрессом, микро- и макросоциальными факторами. Важным отличием психогенных заболеваний является отсутствие конкретных органических изменений в мозге.

Ниже приводится систематика психических расстройств, разработанная в Научном центре психического здоровья РАМН (А. В. Снежневский, 1983; А. С. Тиганов, 1999).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Классификация психических расстройств.

Психическое заболевание — результат сложных и разнообразных нарушений деятельности различных систем организма человека, с преимущественным поражением головного мозга, основными признаками которого являются расстройства психических функций, сопровождающиеся нарушением критики и социальной адаптации.

Этиология большинства психических болезней остается в значительной мере неизвестной. Неясно соотношение в происхождении большинства психических болезней наследственности, внутренне обусловленных особенностей организма и вредностей окружающей среды, иначе говоря, эндогенных и экзогенных факторов. Патогенез психозов также исследован лишь в общем виде. Изучены основные закономерности грубой органической патологии головного мозга, воздействие инфекций и интоксикаций, влияние психогенных факторов. Накоплены существенные данные о роли наследственности и конституции в возникновении психических заболеваний.

Какой-либо одной причины, вызвавшей психические болезни, нет и не может существовать. Они бывают врожденными и приобретенными, полученными в результате травматических повреждений головного мозга или вследствие перенесенных инфекций, обнаруживаются в самом раннем или преклонном возрасте. Одни из причин уже выяснены наукой, другие пока еще точно не известны. Рассмотрим основные из них.

Внутриутробные травмы, инфекционные и другие болезни матери во время беременности, и как следствие, — «уродства» новорожденного. В результате нервная система и в первую очередь головной мозг формируются неправильно. У некоторых детей происходит отставание в развитии, а иногда и непропорциональный рост мозга.

Наследственные факторы, обусловленные неправильным расхождением хромосом. В частности, нерасхождение 21-й хромосомы вызывает болезнь Дауна. Современная генетика считает, что информация, определяющая строение организма, заключена в хромосомах — образованиях, имеющихся в каждой живой клетке. В клетках организма у человека 23 пары хромосом. Аномалии в системе 21-й пары и являются причиной болезни Дауна. Однако, в подавляющем большинстве случаев речь идет о наследственной предрасположенности к психическим заболеваниям.

Поражение головного мозга вследствие перенесенной черепно-мозговой травмы, нарушения мозгового кровообращения, прогрессирующего склероза сосудов мозга и других болезнях. Перенесенные в любом возрасте контузии, ранения, ушибы, сотрясения мозга могут привести к психическим нарушениям. Они проявляются либо сразу же, непосредственно после травмы (психомоторное возбуждение, потеря памяти и др.), либо спустя какое-то время (в виде различных отклонений, в том числе и судорожных припадков).

Инфекционные заболевания — сыпной и брюшной тиф, скарлатина, дифтерия, корь, грипп и, особенно, энцефалиты и менингиты, сифилис, поражающие в первую очередь головной мозг и его оболочки.

Действие токсических, ядовитых веществ. Это прежде всего алкоголь и другие наркотики, злоупотребление которыми может привести к возникновению психических расстройств. Последние могут возникать при отравлении промышленными ядами (тераэтилсвинец), при неправильном употреблении лекарственных препаратов (большие дозы акрихина и т. д.).

Социальные потрясения и психотравмирующие переживания. Психическая травматизация может быть острой, чаще связанной с непосредственной угрозой жизни и здоровью заболевшего или его близких, а также хронической, касающейся наиболее значимых и тяжелых для данной личности сторон (честь, достоинство, социальный престиж и т. д.). Этим так называемым реактивным психозам свойственна четкая причинная зависимость, «звучание» волнующей темы во всех переживаниях больного и относительная кратковременность.

Многочисленные исследования показали, что на психическое состояние человека влияют также тип личности, индивидуальные черты характера, уровень интеллекта, профессия, внешняя среда, состояние здоровья и даже ритмичность естественных отправлений.

В большинстве случаев в психиатрии принято деление заболеваний на «эндогенные», т. е. возникшие, исходя из внутренних причин (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз), и «экзогенные», спровоцированные воздействием окружающей среды. Причины последних выглядят более очевидными. Патогенез большинства психических болезней может быть представлен только на уровне гипотез.В большинстве отечественных классификаций психических болезней неизменно приводятся три основных вида патологии психики:

1) эндогенные психические болезни, в возникновении которых участвуют экзогенные факторы;

2) экзогенные психические болезни, в возникновении которых участвуют эндогенные факторы;

3) состояния, обусловленные патологией развития.

Клинические картины психических заболеваний не являются постоянными. Они изменяются с течением времени, причем степень изменений и темп этой динамики могут быть различны. Изменение клинической картины болезни, состояния больного имеют большое судебно-психиатрическое значение, так как экспертам важно знать, каковы были болезненные проявления психики во время совершения правонарушения, в период следствия или экспертизы. Эксперты должны учитывать также дальнейшее течение болезни, ее прогноз, что важно при решении вопроса о назначении и отмене мер медицинского характера, при освидетельствовании осужденных,

Читайте так же:  Личное пространство – место, где я могу позволить себе все

Существует множество классификаций психических расстройств, но нет ни одного, которое строилось бы на одном общепринятом критерии.

Действующая формальная классификация приведена в статье МКБ-10 Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения.

Ниже приведено деление психических заболеваний, которым пользуются в практической психиатрии последние сто лет. К этим заболеваниям относятся «Органическое заболевание мозга» (чаще его называют «Психоорганический синдром», что и правильнее, по сути), эпилепсия, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз.

Психоорганический синдром. Психоорганический синдром (органический психосиндром) — состояние психической слабости, обусловленное органическим поражением головного мозга (сосудистых заболеваниях головного мозга, поражениях центральной нервной системы, при сифилисе, черепно-мозговых травмах, различных интоксикациях, хронических нарушениях обмена веществ, при опухолях и абсцессах головного мозга, энцефалите). Но особенно часто психоорганический синдром возникает при атрофических процессах головного мозга в предстарческом и старческом возрасте (болезнь Альцгеймера, старческое слабоумие). В наиболее лёгкой форме психоорганический синдром представляет собой астеническое состояние со слабостью, повышенной истощаемостью, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания, снижением работоспособности. При тяжёлых формах психоорганического синдрома на первое место выступает интеллектуально-мнестическое снижение, доходящее до степени слабоумия (деменция).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Так как ключевым моментом при слабоумии, вызванном психоорганическим синдромом, является нарушение памяти, то нарушения интеллекта у больных проявляются в первую очередь, ухудшается в различной степени способность к приобретению новых знаний, снижается объём и качество знаний, полученных в прошлом, ограничивается круг интересов. В дальнейшем присоединяется ухудшение речи, в частности устной (уменьшается словарный запас, упрощается структура фраз, больной чаще использует словесные шаблоны, вспомогательные слова). Важно отметить, что нарушения памяти распространяются на все её виды. Ухудшается запоминание новых фактов, то есть страдает память на текущие события, снижается способность сохранять воспринятое и возможность активизировать запасы памяти.

Клинические проявления эпилепсии отличаются исключительным многообразием. В данной статье рассматривается только характерный эпилептический дефект (эпилептическое слабоумие — epileptic dementia).Ключевым компонентом эпилептического слабоумия является нарушение мышления. Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез, сравнения, обобщения, абстракцию и конкретизацию с последующим образованием понятий. Больной теряет способность отделять главное, существенное от второстепенного, от мелких деталей. Мышление больного становится все более конкретно-описательным, причинно-следственные отношения перестают быть для него понятными. Больной вязнет в мелочах, с большим трудом переключается с одной темы на другую. У больных эпилепсией обнаруживается ограничение называемых предметов рамками одного понятия (называются одни лишь домашние животные в качестве одушевлённых либо мебель и окружающая обстановка в качестве неодушевлённых). Инертность протекания ассоциативных процессов характеризует их мышление как тугоподвижное, вязкое. Оскудение словарного запаса часто приводит к тому, что больные прибегают к образованию антонима путём прибавления к заданному слову частицы «не». Непродуктивное мышление больных эпилепсией иногда называют лабиринтным.

В данной статье рассматривается только характерный шизофренический дефект (шизофреническое слабоумие — dementia praecox). Это слабоумие характеризуется эмоциональным оскудением, достигающим степени эмоциональной тупости. Дефект заключается в том, что у больного не возникают эмоции вообще и (или) эмоциональная реакция на продукцию мышления извращена (такое несоответствие содержания мышления и эмоциональной оценкой его называют «расщеплением психики»).

При развитии психических расстройств (продуктивной симптоматики, то есть мании или депрессии) психической функции под названием «Аффект» дефекта (слабоумия) не наступает.

Теория единого психоза.

Нарушения аффекта могут стать и причиной своеобразного, характерного только для нарушений аффекта, бреда (такой бред называют «вторичным»). Маниакальное состояние вызывает бред величия, а депрессия является первопричиной идей самоуничижения. Другой довод в пользу теории единого психоза — то обстоятельство, что между шизофренией и маниакально-депрессивным психозом существуют промежуточные, переходные формы. Причём не только с точки зрения продуктивной, но и с точки зрения негативной, то есть определяющей диагноз заболевания, симптоматики. Для таких переходных состояний существует общее правило, которое гласит: чем больше в эндогенном заболевании расстройства аффекта по отношению к продуктивному расстройству мышления, тем последующий дефект (специфическое слабоумие) будет менее выражено. Таким образом, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз являются один из вариантов течения одного и того же заболевания. Только шизофрения — это самый злокачественный вариант течения, так как она приводит к развитию выраженного слабоумия, а маниакально-депрессивный психоз самый доброкачественный вариант течения единого эндогенного заболевания, так как в этом случае дефект (специфическое слабоумие) не развивается вообще.

Классификация, список и описание психических расстройств

Иерархия: «различные симптомы» — «синдром» — «нозологический диагноз».

Классификация психических заболеваний проводится, прежде всего, на основании:
— причины (нозология)
— основного психопатологического синдрома
— течения

Основой современной психиатрической классификации является концепция Крепелина: объединение «отдельных единиц болезни» в одну систему, одновременно учитывая общую клиническую картину, ее подверженность терапевтическому влиянию и этиологию.

Триадная система психиатрии: разделение на экзогенные, эндогенные и психогенные расстройства (патогенетическая триада)
— экзогенные расстройства: наличие органического первичного (свойственного мозгу) или вторичного (с участием головного мозга) заболевания
— эндогенные расстройства: биологические факторы (наследственность) имеют центральное значение для патогенеза
— психогенные расстройства: каузальное значение психодинамических и реактивных факторов

Долгое время генетико-биологическим (эндогенным) психозам, которые первично обусловлены реактивно-психогенными психосоциальными факторами, противопоставлялись неврозы и психосоматические расстройства.

Читайте так же:  Инсайт – что это такое в психоанализе и психологии

Понять данное утверждение поможет следующая схема:
1. (Эндогенные) психозы:
— Неясная этиология
— Протекают по собственным законам
— С потерей реальности
— Дезинтеграция личности формально новые, качественно аномальные
— Интенсивность/масштаб расстройства

2. Неврозы:
— Психогенное происхождение
— Психодинамические конфликты
— Травмирующее воздействие окружающей среды (приобретенные)
— Смысловая закономерность (возникновение, течение)
— «Страх»

Иерархический метод в психиатрической диагностике иллюстрирует так называемое правило слоев Ясперса: самый глубокий слой имеет решающее значение для диагноза!

Современные диагностические системы МКБ-10 и DSM-IV являются чисто описательными, исходят из элементов, расположенных между синдромальными и нозологическими классификациями.
В настоящее время ведутся дискуссии о пространственных концепциях (гипотеза о качественном спектре против ограниченных категориальных единиц).

Основные категории МКБ-10 по психическим расстройствам

Основой является мультикондициональность психических расстройств (взаимодействие многих релевантных этиологических факторов), отсюда вытекает неспецифичность психических симптомов относительно каузальных факторов, что привело к отказу от классического термина невроза.

Классификация психических расстройств, согласно МКБ-10 и DSM-IV

МКБ-10 DSM-IV
Органические, включая симптоматические, психические расстройства (F0)
Психические и поведенческие расстройства, вызванные психотропными веществами (F1)
Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства (F2)
Аффективные расстройства (F3)
Невротические, обусловленные стрессом и соматоформные расстройства (F4)
Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (F5)
Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых (F6)
Снижение интеллекта (F7)
Общие расстройства развития (F8)
Поведенческие и эмоциональные расстройства, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте(F9)
Психические расстройства, неуточненные (F99)
Обусловленные органическими причинами психические расстройства
Расстройства, вызванные психотропными веществами
Шизофрения, бредовое (параноидное) расстройство, психотические расстройства, не входящие в иные группы заболеваний
Аффективные расстройства
Страхи, соматоформные расстройства, диссоциативные расстройства, расстройства адаптации
Сексуальные расстройства, расстройства сна, соматические состояния, при которых важную роль играют психические факторы
Личностные расстройства, нарушения импульсного контроля, не входящие в иные группы расстройств, мнимые расстройства
Расстройства, которые обычно начинаются в в раннем детском, детском или подростковом возрасте

Поэтому «невротическое расстройство» классифицируется следующим образом:
• Страхи и панические расстройства/фобии
• Обсессивные расстройства
• Реакции на стресс и адаптационные расстройства
• Диссоциативные расстройства (конверсионные расстройства)
• Соматоформные расстройства (соматизированное расстройство, ипохондрическое расстройство, соматоформная вегетативная дисфункция и соматоформное болевое расстройство).
К данной группе относятся также функциональные, психовегетативные/ психосоматические расстройства, наиболее часто встречающиеся во врачебной практике

В соответствии с прежней психоаналитической терминологией среди психогенных расстройств выделяют, в первую очередь, неврозы и психосоматические заболевания:
• Реактивные расстройства (реакции на стресс/нагрузку, посттравматические реакции, соматопсихические расстройства)
• Невротические расстройства
• Психосоматические заболевания в узком смысле слова. Психосоматозы представляют собой соматические заболевания, сопровождающиеся видимыми морфологическими изменениями, происхождение и течение которых очевидно и существенно обусловлено психическими факторами (дифференциальная диагностика: конверсионный невроз) — «священная семерка» Александера: язва, колит, астма, гипертония, артрит, нейродермит, гипертиреоз
— этиология: мультифакторный генез, взаимодействие генетических, иммунологических, аллергических, воспалительных, дегенеративных и психосоциальных факторов
— психосоциальный стресс и межличностные конфликты содействуют развитию соматически-психопатологических процессов (ослабление иммунной защиты, аллергические воспалительные реакции)
— к объяснительным моделям относятся, кроме прочих, конверсионная модель Фрейда, теория стресса Селье, концепция алекситимии и теория учения

Важно: В центре рассмотрения психосоматики находятся индивидуальные биографические/психодинамические факторы.

Важно: МКБ-10 и DSM-IV-TR, в качестве актуальных классификаций являются описательными, не зависящими от причин, ориентированными на психопатологию и течение и предлагают максимальную возможность для отражения различных аспектов и измерений заболевания.

Тенденционная значимость соматических и психических факторов в патогенезе психосоматических заболеваний в широком смысле (Hoffmann, Holzapfet)

Мультифакторный этиопатогенез можно проиллюстрировать при помощи многоосной классификации:
• Ось I: клинические расстройства
• Ось II: личностные расстройства
• Ось III: медицинские факторы болезни
• Ось IV: психосоциальные проблемы и проблемы, обусловленные окружающей средой
• Ось V: глобальная оценка функционального уровня

В последние годы большое значение приобрел так называемый функциональный прием: в центре находится функциональная способность, «результат» болезни, например, в качестве «относящегося к пациенту конечного пункта». Признание получила также классификация ICF: Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.

Перспективы: будущие классификации, возможно, будут основываться на генотипе, нейробиологическом фенотипе, типе поведения, факторах окружающей среды и терапевтических целях.

Обзор ICF (Международная классификация функционирования):
1. Классификация функций тела:
• Ментальные/психические функции
• Иные функции

2. Классификация структур тела:
• Структуры нервной системы
• Иные структуры тела

3. Классификация деятельности и участия:
• Обучение и применение полученных знаний
• Общие задачи и требования
• Коммуникация
• Мобильность
• Самообслуживание
• Бытовая жизнедеятельность
• Межличностные контакты и отношения
• Значимые сферы жизни
• Общественная, социальная и гражданская жизнь

4. Классификация факторов окружающей среды.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Классификации психических расстройств отражают в краткой форме достижения психиатрии, методологию этой науки, перспек­тивы ее развития, теоретические основы и практические подходы.

Одни классификации предназначаются для теоретических, дру­гие — для клинико-диагностических, а третьи — для статистиче­ских целей. Принципы, на которых строились систематики, по ме­ре развития психиатрии менялись. Первоначально они основыва­лись на преобладающих психопатологических проявлениях, т. е. по синдромологическому принципу.

Классификация В. Morel (1857) пронизана идеями о вырожде­нии (дегенерации), согласно которым синдромы, отмечаемые у родственников, утяжеляются из поколения в поколение.

Читайте так же:  Особенности пассивно-агрессивного расстройства личности

W. Grisinger (1867) в своей систематике различные психопато­логические проявления рассматривал как стадии одного и того же единого психоза.

Е. Krepelin (1899) создал нозологическую классификацию, в которой впервые появились психические болезни, имеющие определенную этиологию, динамику развития клинической карти­ны и исход. Эта систематика с учетом национальных особенностей наук стала прототипом клинических классификаций нервно-пси­хических заболеваний в нашей и некоторых других европейских странах. Нозологические систематики нередко критикуются на том основании, что сегодня неизвестны причины почти всех психиче­ских расстройств, а потому и невозможно их группировать, осно­вываясь на том, что еще не открыто. Другой упрек этому подхо­ду — чрезмерное увлечение клиническими описаниями в ущерб изучению личности, ее истории развития и ее участию в болезнен­ном процессе.

A. Meyer (1922) выявлял типы реакций личности (эргазии), являющиеся результатом приспособления к определенным услови­ям жизни, и вместо болезней группировал их. Американские клас­сификации психических болезней были основаны на этих идеях. Эти систематики основаны на антинозологических позициях, при которых размываются границы между нормой и патологией. В них не делается различий между основными и сопутствующими факто­рами, участвующими в возникновении психических расстройств, многими психиатрами они оцениваются скептически.

Международная классификация психических расстройств детского возраста.В 1969г. создана первая международная классификация психических расстройств детского возраста [Rut-terM., LebovidS., EisenbergL. et al]. В ней предложена трехосевая классификационная схема, где первая ось — клинический психиатрический синдром, вторая ось — интеллектуальный уровень, третья ось — сопутствующие или этиологические факторы. Не- совершенство этой систематики видят в отсутствии связи с класси­фикацией психических заболеваний взрослых, в недостаточной клинической дифференцированности и разграничении ряда рубрик [Ковалев В. В., 1995]. В следующей классификации детских психи­ческих расстройств [Rutter М., Shaffer D., Shepherd M., 1975] были

учтены замечания и введена четвертая ось — биологических факторов. В 1988г. была предложена еще одна — пятая ось — психосоциальная. Таким образом, классификация детских психиче­ских расстройств стала многоосевой.

Первая ось — клинический психиатрический синдром.

0. Нормальные отклонения.

1. Адаптационные реакции.

2. Специфические расстройства развития.

3. Поведенческие расстройства.

4. Невротические расстройства.

6. Расстройства личности.

7. Психосоматические расстройства.

8. Другие клинические синдромы.

9. Проявления легких психических отклонений.

Вторая ось — интеллектуальный уровень.

0. Нормальные варианты интеллекта.

1. Легкая отсталость.

2. Умеренная отсталость.

3. Тяжелая отсталость.

4. Глубокая отсталость.

5. Отсталость, степень которой невозможно оценить.

6. Неизвестно, отсталый ребенок или нет.

Третья ось — биологигеские (соматигеские) факторы.

0. Неневрологические состояния.

1. Инфекционные и постинфекционные иммунологические забо­левания центральной нервной системы.

2. Новообразования (опухолевые) и сосудистые заболевания.

3. Нарушения питания и обмена веществ, поражающие централь­ную нервную систему.

4. Хромосомные аномалии.

5. Врожденные пороки центральной нервной системы.

6. Семейные наследственные и дегенеративные заболевания цент­ральной нервной системы.

7. Специфические нарушения развития.

8. Хронические неврологические синдромы.

9. Нарушения органов чувств, спинного мозга и периферических нервов.

Четвертая ось — сопутствующие влияния.

Пятая ось — психосоциальная.

0. Нормальная психосоциальная ситуация.

1. Нарушенные внутрисемейные отношения.

2. Психические расстройства, отклонения или инвалидность у воспитателей детей.

3. Неадекватная или искаженная внутрисемейная коммуникация.

4. Плохое качество воспитания.

5. Нарушенное непосредственное окружение.

6. Неблагоприятные жизненные события.

7. Социальные стрессоры.

8. Хронические межперсональные трудности, связанные со шко­лой или работой.

9. Стрессогенные события, ситуации, вызванные инвалидностью или расстройствами, имеющимися у ребенка.

В этой классификации почти не использована нозологи-чески-этиологическая ось, а заболевания заменены отдельными симп­томами или группой симптомов.

Отечественная классификация детских психических рас­стройств.В. В. Ковалев и О. Д. Сосюкало (1984) предложили для клинико-диагностических целей классификацию, основанную на четырех осях.

1. Патогеттигески-дтамигеская ось систематизирует психи­ческие расстройства: а) патологические реакции и неэволютивные состояния; б) нарушения психического развития и эволютивные патологические состояния; в) болезненные процессы.

2. Патогенетигески-уровневая ось обозначает: а) психотиче­ский уровень; б) непсихотический уровень.

3. Клинико-нозологигеская ось позволяет отнести психическое расстройство к тому или иному заболеванию (шизофрения, эпи­лепсия, органические заболевания головного мозга, психогенные заболевания головного мозга).

4. Клинико-синдромологигеская ось определяет синдромы забо­леваний: формы шизофрении (кататоническую, гебефреническую, простую, параноидную), клинические варианты неврозов (невроз страха, истерический невроз, невроз навязчивости, астенический невроз) и т. п. К сожалению, в этой классификации не нашли мес­та оценка интеллектуального уровня, неврологические и соматиче­ские расстройства, личностные особенности больного ребенка и социальные влияния.

Американская классификация (DSM-IV, 1994),используе­мая во многих странах, предназначена для систематизации психи­ческих расстройств у взрослых и детей. Она оценивает психиче­ского больного по пяти главным осям:

ось 1 — клинические синдромы;

ось 2 — расстройства личности, умственная отсталость;

ось 3 — соматические заболевания;

ось 4 — психосоциальные проблемы;

ось 5 — наивысший уровень функциональной адаптации в течение истекшего года.

Из 17 разделов DSM-IV первый посвящен расстройствам мла­денческого, детского или подросткового возраста. Он состоит из 10 подразделов:

1) умственная отсталость;

2) расстройства обучения;

3) расстройство развития моторных навыков;

4) расстройства общения;

5) общие расстройства развития;

6) расстройство с дефицитом внимания и расстройство с де­структивным поведением;

7) расстройства пищевого поведения в младенчестве и в ран­нем детстве;

8) расстройства в виде тика;

9) расстройства, связанные с выделениями организма;

10) другие расстройства младенческого, детского или подрост­кового возраста.

Одна из задач этой диагностической системы — создание об­легчающего диагностику инструмента связи как между специали­стами, участвующими в лечении, воспитании и коррекционной пе­дагогике, так и между учреждениями. Другая важная зада­ча — способствовать целостному подходу к анализу психических расстройств у детей .на основе многоосевой систематики.

[3]

В заключение следует подчеркнуть, что без знания классифи­кационных рубрик систематик и понимания их содержания невоз­можно овладеть элементами детской психопатологии, уметь пра­вильно оценивать психическое состояние детей и плодотворно об­суждать их проблемы со всеми, кто воспитывает и защищает их интересы.

Читайте так же:  Психологические фильмы с глубоким смыслом список лучших

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

Классификация, список и описание психических расстройств

Обобщенный подход к классификации расстройств личности: личностные расстройства как экстремальный вариант личностных свойств пять глобальных сфер исследования личности:
— невротизм (дефицит эмоциональной стабильности)
— экстраверсия/интроверсия (ориентация вовне/внутрь себя)
— ригидность(добросовестность)
— открытость для экспериментов
— уживчивость/совместимость или агрессивность

Категориально-типологический подход к классификации расстройств личности:
Описание комплексных, типичных моделей поведения, операционализированная диагностика в соответствии с МКБ-10:

10 специфических типов расстройств личности определяются по следующим признакам:
шизоидное расстройство личности:
• уплощенная эффективность, недоверие, робость, замкнутость, ангедония, эмоциональная холодность
• дефицит межличностных отношений, люди-«одиночки»
• отсутствие уважения социальных условностей и приличий
• часто имеются общие черты с параноидными РЛ

шизотипическое расстройство личности:
• эксцентричное поведение
• холодный, неприступный аффект
• дефицит межличностных отношений
• социальная изоляция
• возможно появление убеждения в наличии выдуманных отношений, странных идей, которые не соответствуют критериям бреда о часто одновременное развитие страхов и депрессии

параноидное расстройство личности:
• чрезмерная восприимчивость (чувствительность)
• недоверие
• легкая ранимость, повышенная самооценка
• склонность к патологической ревности
• сварливость, скандальность, настойчивость
• избегание близких контактов

обсессивное (ананкастическое) расстройство личности:
• перфекционизм, потребность контролировать
• ярко выраженная добросовестность
• чрезмерная боязнь совершить ошибки, нерешительность
• ригидность и своенравие
• часто наблюдаются подавленное настроение и тревога

тревожное (избегающее) расстройство личности:
• длительная напряженность и обеспокоенность
• потребность в близости, признании и безопасности о легкая уязвимость, неуверенность в себе
• избегание близких социальных контактов
• избегание ситуаций потенциальной опасности, введение определенных ограничений в образ жизни

обусловленное (зависимое) расстройство личности:
• нерешительность, беспомощность о зависимость, уступчивость по отношению к другим о страх быть брошенным
• подчинение собственных нужд потребностям других
• ощущение собственной некомпетентности и слабости
• часто проявляется в комбинации с тревогой, депрессией, психастеническими и шизотипическими расстройствами личности

нарциссическое расстройство личности:
• нарциссическая личность «суперэлегантна», эгоцентрична, легко уязвима («казаться лучше, чем быть на самом деле»)
• расстройство: доведенное до патологии самолюбование (грандиозность в фантазиях и в поведении)
• нестабильное чувство собственной самоценности (повышенная готовность к разочарованиям и уязвимость)
• дефицит эмпатических способностей
• нарушение межличностных отношений

истерическое расстройство личности:
• соблазнительно-привлекательная, «расфуфыренная», при этом скорее не популярная среди окружающих
• менее уязвимая
• легко внушаемая

асоциальное расстройство личности:
• неуважительная, импульсивная модель поведения о низкая фрустрационная толерантность
• дефицит чувства ответственности и эмпатии о неуважение общественных норм и законов, криминальное поведение

эмоционально нестабильное расстройство личности

Пограничное расстройство личности

пассивно-агрессивное расстройство личности:
• пассивное противостояние требованиям, предъявляемым к собственному поведению, при умышленной несостоятельности, блокировке, «забывчивости» и сварливости

возбудимое (раздражительное) расстройство личности:
• неожиданные, взрывные эмоциональные всплески, вспышки гнева

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В классификации DSM-IV расстройства личности представлены тремя группами, сформированными исходя из доминирующих, наиболее выразительных индивидуальных и социально важных особенностей:
группа А: параноидные, шизоидные, шизотипические расстройство личности; больные описываются как «странные» и «эксцентричные»
группа В: истерические, нарциссические, асоциальные/антисоциальные, пограничные расстройство личности; «драматические», «эмоциональные» и «капризные»
группа С: неуверенные в себе, зависимые, обсессивные, пассивно-агрессивные расстройства личности; «боязливые» и «трусливые»

Источники


  1. Ван, Пелт Н. Найти и удержать / Ван Пелт Н.. — М.: Источник Жизни, 2002. — 971 c.

  2. Карнеги, Дейл Как завоевывать друзей. Осознанность. Интуиция. Разум. Близость. Зрелость (комплект из 6 книг) / Дейл Карнеги , Ошо. — М.: Попурри, ИГ «Весь», 2010. — 439 c.

  3. Ильин, Валерий Психология взросления. Развитие индивидуальности в семье и обществе / Валерий Ильин. — М.: Этерна, 2011. — 336 c.
  4. Кичаев, Александр Как сохранить семью. Источник любви (комплект из 2 книг) / Александр Кичаев , Свагито Р. Либермайстер. — Москва: РГГУ, 2012. — 688 c.
  5. Немов, Р. С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 892 c.
Классификация, список и описание психических расстройств
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here