Когнитивистика — это молодая наука с большим будущим

Сегодня мы рассмотрим тему: "Когнитивистика — это молодая наука с большим будущим" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Когнитивистика — это молодая наука с большим будущим

Когнитивистика – это сравнительно новая область науки, имеющая узкоспециализированную направленность.

Объединяет специалистов различного профиля. В настоящее время активно развивается и накапливает знания.

Что такое когнитивная сфера человека? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие и краткая история

Что такое когнитивистика?

Когнитивистика в широком смысле слова означает совокупность научных дисциплин и исследований, изучающих интеллект и способы хранения, приобретения, изменения и использования знаний.

Узкое определение дал Майкл Айзенк. По Айзенку когнитивистика – это междисциплинарное исследование применения и приобретения знаний.

Существует другое определение, согласно которому когнитивистика – междисциплинарный комплекс научных направлений, изучающих познание и высшие формы мыслительной деятельности и мыслительных процессов.

Объединяет в себе результаты исследований в следующих науках:

  • психология;
  • философия;
  • антропология;
  • теория познания;
  • нейрофизиология;
  • теория искусственного интеллекта.

Когнитивистика возникла в результате противопоставления теории бихевиоризма, предложенной американским психологом Джоном Уотсоном.

Уотсон заявлял, что только поведение должно изучаться с научной точки зрения, сознание не может быть предметом интереса науки.

С начала 1950 годов теория Уотсона утрачивает звание единственно верной.

Джон Миллер предположил, что части информации закодированы и расшифрованы в глубоких пределах разума.

[1]

Позже ученые Джон Маккарти, Герберт Саймон и другие основывают область науки под названием искусственный интеллект.

Впервые термин когнитивистика был употреблен Кристофером Лонге-Хиггинсом в 1973 году.

Когнитивизм — что это в психологии? Читайте об этом здесь.

Известные когнитивисты

В мире есть определенное количество людей, посвятивших себя изучению когнитивистики, и они по праву признаны специалистами в этой области.

[3]

  1. Дэниел Деннет – американский философ и когнитивист. За свою долгую научную деятельность написал множество научных трудов о сознании, свободе воли. В частности он утверждает, что воля и сознание являются иллюзией, они результат физиологических процессов, происходящих в мозге.
  2. Стивен Пинкер – американский ученый, психолингвист, психолог. Пинкер разработал свою теорию усвоения языка. Написал широко известную в научных кругах книгу «Язык как инстинкт», в которой популяризовал труды Ноама Хомского.
  3. Джордж Лакофф – американский лингвист, эксперт в области языкознания. Получил известность как создатель порождающей семантики.
  4. Джерри Фодор – американский философ, экспериментатор в области психолингвистики. Разработал теорию о языке мысли.
  5. Дэвид Чалмерс – австралийский философ и когнитивист. Область специализации затрагивает философию ума и языка. Чалмерс сформулировал понятие проблемы сознания.

к содержанию ↑

Классические методы в основе

В основу когнитивистики заложено два классических метода.

Первый метод именуется символизмом. Основной идеей метода является схожесть между мыслительной деятельностью человека и мышлением компьютера. Компьютер имеет центральный процессор, в котором обрабатывается вся поступающая информация. Человек имеет похожую структуру.

Второй метод носит название коннекционизма. Полностью противоречит первому методу.

Мышление человека невозможно сравнить с мышлением процессора компьютера, потому это данные нейробиологии о мозговой деятельности опровергают это утверждение.

Дать стимул человеческому мышлению могут искусственные нейронные сети.

Список когнитивных расстройств вы найдете на нашем сайте.

Применение знаний на практике

Знания когнитивной науки широко применяют в практической деятельности.

Когнитивисты могут помочь людям с проблемами или нарушениями функций работы головного мозга. Разрабатывается индивидуальная программа лечения, в результате у человека восстанавливаются естественные процессы в головном мозге.

Когнитивистика позволяет создать верную методику для изучения детьми языков или других предметов, требующих активной работы отделов головного мозга.

Разработчики сайтов могут воспользоваться накопленными знаниями когнитивной науки. При размещении рекламы для владельца сайта важно, чтобы рекламный пост был сразу замечен человеком, и он бы заинтересовался предложенным вариантом.

Для этой цели нужно понять, какую организацию имеет человеческое внимание и восприятие, исследовать движение глаз.

Ответы на эти вопросы знает когнитивистика и это помогает владельцам сайтов поместить рекламу с выгодой для себя.

По такому же принципу работают заказчики рекламы на телевидении.

В идеале можно предотвратить развитие заболеваний, если ученые поймут механизм, как посылать мозгу такие сигналы, чтобы он делал то, что требуется организму для нормального функционирования.

Методы современной когнитивистики

Когнитивистика является междисциплинарной наукой, поэтому применяются методы исследования из психологии, нейробиологии, теории искусственного интеллекта и другие.

    Поведенческие эксперименты. Для понимания структуры поведения нужно изучать само поведение. Используются такие приемы, как время реакции, определяет разницу во времени между представлением стимула и получением ответа на него, психофизические ответы, пороговые различия для цветов, тонов, структур. Интересным видом поведенческих экспериментов является глазное прослеживание.

Движение глаз отражает принятие решения во время обдумывания задачи. Контролируя движение глаз, ученым удается изучить, какая информация обрабатывается в установленный срок.

Мозговое отображение. Включает деятельность анализа в пределах мозга, позволяющего выполнять различные задачи. Позволяет связать поведение и функции мозга для понимания процесса обработки информации.

Мозговое отображение проводится в виде компьютерной томографии, электроэнцефалографии, магнитно-резонансной томографии, магнитоэнцефалографии, с помощью таких средств можно понять активность нейронов, выявить какие области мозга быстрее реагируют на информацию.

В группу мозгового отображения входит оптическое отображение. Используются инфракрасные передатчики и приемники. Безопасная технология, позволяет изучать мозг не только у взрослого человека, но и у младенцев.

  1. Вычислительное моделирование. Требуется математическая постановка проблемы. Позволяет понять функциональную организацию познавательного явления.
  2. Из менее популярных методов выделяются динамическая теория систем, нервно-символическая интеграция и модели Bayesian, методы прямой мозговой стимуляции, посмертные исследования.

Когнитивистика является молодой наукой с большим будущим. Ученые делают всё возможное для применения накопленных знаний на практике, а обычные люди с интересом наблюдают за бурным развитием когнитивных наук и приобретают новые знания о познании, процессах мышления.

Что такое когнитивный диссонанс? Ответ узнайте прямо сейчас.

Лекция М. В. Фаликман «Современная когнитивная наука: внутри и вне черепной коробки»:

Когнитивная наука: прошлое, настоящее, будущее

Когнитивная психология — на сегодняшний день одна из наиболее бурно развивающихся областей психологического знания. Она является составной частью когнитивной науки и занимается изучением процессов мышления, внимания, памяти, восприятия и др. Основной вопрос когнитивной психологии — как мы познаем мир, как получаем информацию, перерабатываем и используем ее в своем поведении и деятельности.

Читайте так же:  Как принять свои чувства

Один из родоначальников когнитивной науки Джордж А. Миллер (автор известной статьи о магическом числе 7 ± 2) точно определяет день рождения новой области знания: это 11 сентября 1956 года. В это время в Массачусетском технологическом институте (MIT) проходил симпозиум, на котором собрались такие ученые как А. Ньюэлл и Г. Саймон, представившие доклад, посвященный разрабатываемой ими программе «Логик-теоретик», которая моделировала доказательство математических теорем. Кроме того, на симпозиуме выступили Ноам Хомский — основатель трансформационной порождающей грамматики, Миллер со своей гипотезой об ограниченном объеме рабочей памяти, а также были представлены доклады о проверке теории нейронных ансамблей с помощью новейших на тот момент суперкомпьютеров, о синтаксисе, скорости опознания изображений, теории обнаружения сигналов.

Дж. А. Миллер так говорит об итогах исторического симпозиума:

Некоторые историки науки оценивают результаты этого объединения как смену научной парадигмы и говорят, что произошла когнитивная революция.

С самого начала экспериментальная психология и, в частности, изучение познавательных процессов — мышления, памяти, внимания, восприятия и т.д. — стала одной из шести составляющих новой области знания. Помимо нее ключевыми в структуре когнитивной науки стали философия познания, структурная лингвистика (прежде всего, связанная с именем Хомского), когнитивная антропология (наука о культуре как специфически человеческом способе познания), нейрофизиология, изучающая процессы в мозге, связанные с познанием, а также работы по математическому моделированию познавательных процессов и созданию искусственного интеллекта. Сегодня к ним все чаще прибавляют еще одну область — образование.

Когнитивная наука — показательный пример, говорящий о том, что науки могут не только дробиться в связи с увеличением объема научного знания и его дифференциацией, но и объединяться для достижения новых целей. Ключевое слово для когнитивной науки — междисциплинарность знания. Не случайно рисунок структуры этой области включает связи между ее отдельными составными частями. Это именно тот случай, когда целое не равно сумме своих частей (один из принципов гештальтпсихологии, которая значительно повлияла на когнитивную науку). Объединив знания, средства, методы и теоретические подходы своих наук, ученые-когнитивисты направляют свои усилия на решение фундаментальных вопросов о человеке, его познании и понимании себя самого и окружающего мира.

Сегодня понятие «когнитивная наука» отнюдь не ограничивается изучением познания в классическом смысле. Появляются новые направления, например, среди психологических наук это: когнитивная психология эмоций, изучающая взаимосвязи познания и эмоций; социальная когнитивная наука, в которой рассматриваются все аспекты познания индивида, входящего в сообщество. Существуют когнитивная психофизиология и когнитивная нейронаука. На стыке науки и практики появилось направление нейроэкономики и нейромаркетинга — изучение реакции потребителей на те или иные особенности продукта, которое проводится с использованием методов регистрации активности мозга, движений глаз и поведения. Можно утверждать, что сегодня когнитивизм стал не просто одним из новых модных направлений, но самостоятельной областью теоретического знания и практики, давшим начало новым оригинальным идеям и подходам.

Сообщество ученых-когнитивистов с каждым днем расширяется. Наиболее крупное объединение — Cognitive Science Society, выпускающее журналы Cognitive Science и TopiCS in Cognitive Science. Оно проводит ежегодную международную конференцию (в 2012 году она пройдет в Японии), а также курирует Европейскую конференцию по когнитивным наукам, проходящую раз в два года (в 2011 году она проходила в Болгарии).

В России когнитивная наука представлена Межрегиональной ассоциацией когнитивных исследований (МАКИ), проводящей также раз в два года Международную конференцию по когнитивной науке (следующая пройдет в июне 2012 г. Калининграде), а также рядом научных центров и лабораторий. В Москве регулярно действует Московский семинар по когнитивной науке, организаторами которого является Виртуальная лаборатория когнитивной науки VirtualCogLab (очередное заседание — 27 октября), семинар НУГ по когнитивным исследованиям НИУ ВШЭ, семинар «Нейробиология, нейроинформатика и когнитивные исследования» в НИЯУ МИФИ. В Санкт-Петербурге одним из наиболее крупных центров когнитивных исследований является научная группа В.М. Аллахвердова.

КОГНИТИ́ВНАЯ НАУ́КА

  • В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 398

    Скопировать библиографическую ссылку:

    КОГНИТИ́ВНАЯ НАУ́КА, ис­сле­ду­ет по­зна­ва­тель­ные (ког­ни­тив­ные)про­цес­сы функ­цио­ни­ро­ва­ния моз­га и ме­ха­низ­мы ре­гу­ля­ции по­ве­де­ния у че­ло­ве­ка и жи­вот­ных. К. н. вклю­ча­ет в се­бя ряд об­лас­тей пси­хо­ло­гии (пре­ж­де все­го ког­ни­тив­ную пси­хо­ло­гию ), ин­фор­ма­ти­ки (в осо­бен­но­сти раз­ра­бот­ки в об­лас­ти ис­кус­ст­вен­но­го ин­тел­лек­та , ком­пь­ю­тер­но­го зре­ния и ней­рон­ных се­тей ), лин­гвис­ти­ки ( ког­ни­тив­ная линг­ви­сти­ка ), фи­ло­со­фии, ней­ро­фи­зио­ло­гии, ан­тро­по­ло­гии и др. на­ук, яв­ля­ясь, по­доб­но на­тур­фи­ло­со­фии , мас­штаб­ной по­пыт­кой соз­да­ния еди­ной нау­ки о взаи­мо­свя­зи при­ро­ды и мыш­ле­ния че­ло­ве­ка. От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью ког­ни­тив­но­го под­хо­да яв­ля­ет­ся ак­цент на оп­ре­де­ляю­щей ро­ли зна­ний в ре­гу­ля­ции по­ве­де­ния. Зна­ния по­ни­ма­ют­ся как внут­рен­ние ре­пре­зен­та­ции (мен­таль­ные мо­де­ли) сре­ды и са­мо­го ор­га­низ­ма, ко­то­рые мо­гут быть как осоз­нан­ны­ми (экс­пли­цит­ны­ми), так и не­осоз­нан­ны­ми (им­пли­цит­ны­ми). Сло­во «ког­ни­тив­ный» в уз­ком смыс­ле от­носит­ся к про­цес­сам при­об­ре­те­ния, хра­не­ния и ис­поль­зо­ва­ния зна­ний. В ши­ро­ком смыс­ле сло­ва к не­му от­но­сят так­же «ме­та­ког­ни­тив­ные» зна­ния о зна­нии, со­дер­жа­ния вос­при­ятия, со­цио­куль­тур­ные нор­мы и сте­рео­ти­пы, а ино­гда и моз­го­вые ме­ха­низ­мы, эмо­ции, по­ве­де­ние. Эта мно­го­знач­ность от­ра­жа­ет раз­но­об­ра­зие кон­тек­стов ког­ни­тив­ных ис­сле­до­ва­ний, су­ще­ст­во­ва­ние не­сколь­ких па­ра­дигм, со­от­но­ше­ние ко­то­рых из­ме­ня­ет­ся в хо­де раз­ви­тия ког­ни­тив­ной нау­ки.

    Когнитивная наука: семь принципов для лучшего обучения

    Перед наукой, в том числе когнитивной, долгие годы стоял важный вопрос: как лучше учиться, больше впитывать информации и применять полученные знания? Достигнутые результаты весьма удовлетворительны, но не выдающиеся. В этой сфере пока еще не наступил революционный прорыв. Гарвардский ученый Дениэл Уиллингэм написал книгу под названием «Why Don’t Students Like School?», которая полностью посвящена принципам обучения с позиции когнитивистики.

    Уиллингэм утверждает, что эти принципы:

    • Имеют крепкую научную поддержку: «эти принципы базируются на большом количестве информации, а не на паре исследований».
    • Не зависят от сферы обучения: «это факты работы человеческого мозга, поэтому не имеет значения, изучаете вы испанский или математику».
    • Предлагают не очевидные решения: «учитывая новизну этих принципов, нужны новые методы преподавания и обучения».
    • Несут упущения, если их не применять: «между использованием принципов и не использованием находится большая пропасть. Это не просто теории, их можно применять здесь и сейчас».
    Читайте так же:  Как распознать взгляд влюбленного мужчины или женщины

    Следует сказать, что некоторые из этих принципов достаточно спорные. Однако они имеют место быть хотя бы для того, чтобы подискутировать о них.

    Фактические знания предшествуют навыкам

    Уиллингэм считает, что Эйнштейн ошибался: знания более важны, чем воображение, потому что это глина, из которой можно вылепить любую идею и фантазию. Есть исследования, которые показывают важность знаний — они влияют на то, как мы обучаемся. Без огромного количества информации большинство озарений Эйнштейна были бы невозможны.

    Тщательные исследования показывают, что солидный багаж знаний положительно влияет на скорость обучения, позволяет понять и запомнить больше. С этим трудно поспорить, ведь многие выдающиеся люди тоннами поглощали книги. Вопрос лишь в том, развивались ли с этим их когнитивные способности.

    Уиллингэм утверждает, что вы не сможете научить человека как правильно думать без определенного количества того, что думать.

    Память — это остаток мыслей

    Вы запоминаете то, о чем думаете. Несмотря на первый принцип, просто большого количества информации будет недостаточно. К тому же выделение ключевых слов и фраз не работает, ведь вы не концентрируетесь на смысловой глубине, а вместо этого замечаете только выделенные слова.

    Существует техника Ричарда Файнмана, которая указывает, что человек во время чтения или обучения должен брать небольшие паузы и быстро резюмировать пройденный материал. Данный подход стимулирует обращать внимание на смысл, лежащий в основе, а это именно то, что нужно человеку для обучения.

    Та же проблема с аналогиями и метафорами. Если они созданы для демонстрации поверхностного смысла без углубления в детали, то в них также мало смысла.

    Мы впитываем знания в контексте того, что уже знаем

    Абстрактные предметы вроде математики, физики, финансов или законодательства при изучении кажутся наиболее сложными. Причина в том, что мы изучаем вещи в контексте того, что уже знаем, а абстрактные предметы тяжело поддаются представлению.

    Иногда человеку кажется, что он что-то понял, когда на самом деле это не так. Без понимания сути абстрактной вещи такого утверждать нельзя. Умные ученики прекрасно понимают свои слабости, поэтому выстраивают подмостки (графики, диаграммы) для того, чтобы вникнуть в самую суть.

    Профессионализм требует практики

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Единственный путь стать в чем-то экспертом — это практика. Но что удивительно, некоторые базовые навыки требуют больших усилий, чем сложные.

    Важно, даже будучи профессионалом, время от времени практиковать самые простые вещи.

    Познание принципиально отличается в начале и в конце обучения

    Должны ли вы изучать науку, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты как настоящие ученые? Уиллингэм говорит, что нет.

    Знание о создании чего-либо и знание о приобретении знаний — это совершенно разные вещи. Для большинства дисциплин понимание научных фактов важнее самого научного процесса. Научные факты ближе для нашей повседневной жизни.

    Люди обучаются практически одинаково

    Уиллингэм утверждает, что стили обучения — это глупости. Что не существует никаких визуальных, аудиальных и кинетических учеников. Он также говорит, что это верно и в отношении других теорий обучения.

    Если вы дадите двум людям (аудиалу и визуалу) одну и ту же информацию, выраженную в звуковом и визуальном виде, то результаты покажут, что они запомнили и впитали одинаковое количество информации.

    Это очень спорный принцип, поэтому относитесь к нему с осторожностью. Наверняка вы и сами знаете, что лично вам информацию легче усваивать определенным образом.

    Интеллект можно повысить путем напряженной непрерывной работы

    Интеллект частично зависит от генов и частично от опыта и трудолюбия. Уиллингэм утверждает, что человек может стать умнее, если будет непрерывно повышать свои интеллектуальные способности. Пожалуй, это единственный принцип, который полностью отвечает современным представлениям об интеллекте.

    Новейшие области науки

    Были времена, когда науку было возможно разбить на обширные и довольно понятные дисциплины — астрономию, химию, биологию, физику. Но на сегодняшний день каждая из этих областей становится более специализированной и связанной с остальными дисциплинами, что приводит к возникновению абсолютно новых отраслей науки.

    Предлагаем вашему вниманию подборку из одиннадцати новейших направлений науки, активно развивающихся в настоящем времени.

    Нейропаразитология

    Если вам известно о токсоплазмах, поражающих в основном представителей семейства кошачьих, но также имеющих способность обитать и в других теплокровных существах (в этом числе люди и крысы), то вы знаете о такой науке, как нейропаразитология. Тот факт, что эти жуткие паразиты имеют свою собственную научную дисциплину, показывает их степень распространения в природе.

    Микроскопические паразиты обычно подвергают изменениям поведение носителя соответственно нуждам своей репродуктивной стратегии. Очень часто в данном процессе участвует и 3-я сторона. К примеру, Euhaplorchis californiensis подталкивает рыб к выпрыгиванию из воды для того, чтобы у болотных птиц появилась возможность поймать их и съесть. Черви семейства волосяных обитают внутри кузнечиков, и когда приходит время для ухода от своих носителей, они выбрасывают в их кровь целый химический коктейль, под действием которого кузнечики кончают жизнь самоубийством, прыгнув в воду. А паразиты спокойно уплывают прочь от мёртвых «хозяев».

    Квантовая биология

    Учёные-Физики уже более века знают о квантовых эффектах, таких как способность квантов, к исчезновению в одном месте и появлению в другом, или же одновременно присутствовать в нескольких местах. Однако поразительные свойства квантовой механики применяются не только в физике, но и в биологии.

    Лучшим примером квантовой биологии является фотосинтез: растения, а также некоторые бактерии используют солнечную энергию, для построения необходимых им молекул. Оказывается, что на самом деле фотосинтез опирается на удивительное явление — небольшие энергетические массы «изучают» всевозможные пути для самоприменения, а после «выбирают» эффективнейший из них. Возможно, навигационные способности птиц, мутации ДНК и даже наше с вами обоняние, так или иначе, имеют контакт с квантовыми эффектами. Хотя эта научная область пока довольно умозрительна и оспорима, учёные считают, что перечень однажды взятых из квантовой биологии идей может привести к созданию новых лекарственных препаратов и систем биомимитерики (биомиметрика — является ещё одной новой научной областью, где биологические системы, а также структуры используются непосредственно для создания новейших материалов и устройств).

    Читайте так же:  Буллинг в школе – что такое и как бороться

    Экзометеорология

    В одном ряду с экзоокеанографами и экзогеологами, экзометеорологи заинтересованы в изучении природных процессов, которые происходят на других планетах. Сейчас, когда благодаря телескопам высокой мощности стало возможным изучение внутренних процессов на близлежащих планетах и спутниках, экзометеорологи могут вести наблюдения за их атмосферными, а также погодными условиями. Планеты Юпитер и Сатурн со своими огромными масштабами погодных явлений является кандидатом для исследований, так же как и планета Марс с пылевыми бурями отличающимися своей регулярностью.
    Экзометеорологи берутся за изучение планет, которые находятся за пределами Солнечной системы. И что очень интересно, ведь именно они могут отыскать в итоге признаки внеземного существования жизни на экзопланетах таким путём, как обнаружением в атмосфере следов органики или повышенного уровня СО 2 (углекислый газ) — признака цивилизации индустриального строя.

    Нутригеномика

    Нутригеномика — это наука об изучении сложных взаимосвязей между продуктами питания и экспрессией генома. Учёные этой сферы, стремятся к тому, чтобы понять основную роль генетических вариаций, а также диетических реакций на влияние питательных веществ на человеческий геном.
    Продукты питания действительно оказывает большое влияние на человеческое здоровье — и начинается всё в прямом смысле на микроскопическом молекулярном уровне. Данная наука работает над изучением того, как именно человеческий геном влияет на гастрономические предпочтения, и наоборот. Главная цель дисциплины – это создание персонального питания, которое необходимо для того, чтобы наши продукты питания идеально подходили нашему уникальному генетическому набору.

    Клиодинамика

    Клиодинамика является дисциплиной сочетающей в себе историческую макросоциологию, клиометрику, моделирование долгосрочных соц. процессов на основе математических методов, а также систематизацию исторических данных и их анализ.
    Название науки происходит от имени Клио, греческой вдохновительницы истории и поэзии. Проще говоря, данная наука является попыткой предугадания и описания широких социальных исторических связей, изучением прошлого, а также потенциальным способом предсказывать будущее, например, для прогнозов общественных волнений.

    Синтетическая биология

    Синтетическая биология — это наука по проектированию и строительству новейших биологических частей, устройств и систем. Также она включает в себя модернизацию существующих на данный момент времени биологических систем для колоссального количества их применений.

    Крейг Вентер, один из лучших специалистов в данной области в 2008-м году сделал заявление, что ему удалось воссоздать всю генетическую цепочку бактерии склеиванием её хим. компонентов. Спустя 2 года у его команды получилось создать «синтетическую жизнь» — молекулы цепочки ДНК, созданные с помощью цифрового кода, после напечатанные на специальном 3D-принтере и погружённые в живую бактерию.

    В будущем биологи намерены анализировать разнообразные типы генетического кода для создания необходимых организмов специально для внедрения в тела биороботов, для которых станет возможным производить хим. вещества — биотопливо — абсолютно с нуля. Есть также идея создания искусственной бактерии для борьбы с загрязнением окружающей среды или вакцины для лечения опасных заболеваний. Потенциал у данной дисциплины просто колоссальный.

    Рекомбинантная меметика

    Эта научная область находится на этапе зарождения, но уже на данный момент понятно, что это только вопрос времени — рано или поздно учёным удастся получить наилучшее понимание всей ноосферы человечества (совокупности абсолютно всей известной информации) и того, как информационное распространение влияет практически на все аспекты жизни человека.

    Схоже с рекомбинантной ДНК, в которой разнообразные последовательности геномов собираются вместе, для создания чего-то нового, рекомбинантная меметика занимается изучением того, как одни мемы — идеи, которые передаются от человека к человеку — скорректироваются и объединяются с другими мемами — устоявшимися различными комплексами взаимосвязанных мемов. Это может стать очень полезным аспектом в «социально-терапевтических» целях, к примеру, в борьбе с распространением экстремистских идеологий.

    Вычислительная социология

    Также как и клиодинамика, данная наука изучает социальные явления и тенденции. Основное место в ней занимает использование персональных компьютеров и связанных с ними информационных технологий. Конечно, данная дисциплина получила своё развитие только вместе с появлением компьютеров и распространением интернета.

    Особое внимание уделяется колоссальным информационным потокам из нашей повседневности, например, электронным письмам, телефонным звонкам, комментариям в соц. сетях, покупкам по кредитным картам, запросам в поисковых системах и т д. За примеры работ можно взять исследование структуры соц. сетей и распространения информации через них, или же, изучение возникновений интимных отношений в сети интернет.

    Когнитивная экономика

    В основном, экономика не имеет прямых контактов с обычными научными дисциплинами, но всё может измениться из-за тесного взаимодействия абсолютно всех отраслей науки. Данную дисциплину часто ошибочно принимают за поведенческую экономику (изучением человеческого поведения в сфере экономических решений). Когнитивная же экономика — это наука о направлении наших мыслей.

    Автор блога о когнитивной экономике, Ли Колдуэлл пишет о ней:

    «Когнитивная экономика… обращает своё внимание на то, что на самом деле происходит в голове человека, когда он делает свой выбор. Что собой представляет внутренняя структура принятия решения человеком, что на это влияет, какой информацией в этот момент пользуется наш разум и как она обрабатывается, какие внутренние формы предпочтения у человека и, в итоге, как все эти процессы связаны с поведением?».

    Другими словами, свои исследования учёные начинают на низшем, довольно упрощённом уровне, и создают микромодели принципов принятия решений специально для разработки масштабной модели экономического поведения. Очень часто данная научная дисциплина имеет отношения со смежными областями, к примеру, вычислительной экономикой или же когнитивной наукой.

    Пластиковая электроника

    В основном электроника имеет прямую связь с инертными и неорганическими электрическими проводниками и полупроводниками наподобие меди и кремния. Однако новая отрасль электроники пользуется проводящими полимерами и небольшими проводящими молекулами, в основе которых стоит углерод. В органическую электронику входит разработка, синтез и обработка органических и неорганических функциональных материалов вместе с развитием передовых микротехнологий и нанотехнологий.

    Читайте так же:  Приступ эпилепсии – первая помощь

    Честно говоря, это не совсем новая научная отрасль, первые разработки осуществились ещё в 70-х годах 20-го века. Однако совместить все данные воедино, наработанные за время существования данной науки получилось только недавно, отчасти благодаря нанотехнологической революции. За счёт органической электроники в скором времени могут появиться первые органические солнечные батареи, монослои в электронных устройствах с функцией самоорганизации и органические протезы, которые послужат людям заменой повреждённых конечностей: в будущем, так называемые роботы киборги, вполне возможно, будут иметь в своём составе большую степень органики, чем из синтетики.

    Вычислительная биология

    Если вас одинаково привлекает математика и биология, то данная дисциплина предназначена именно вас. Вычислительная биология – это наука, которая стремится к понимаю биологических процессов посредством математических языков. Всё это в одинаковой степени применяется и для остальных количественных систем, к примеру, физики и информатики. Канадские учёные из Университета Оттавы объясняют, как это стало возможным:

    «Вместе с развитием биологического приборостроения и довольно лёгкому доступу к вычислительным мощностям, биологическим наукам приходится управлять всё большим объёмом данных, а скорость приобретаемых знаний при этом только возрастает. Таким образом, понимание данных сейчас требует строго вычислительного подхода. В то же время, с точки зрения физиков и математиков, биология доросла до такого уровня, когда для теоретических моделей биологических механизмов стало возможным экспериментальное проведение. Это и привело к росту вычислительной биологии.»

    Ученые, которые работают в этой области, анализируют и измеряют абсолютно всё, от молекул до экосистем.

    11 новейших областей науки, о которых важно знать

    Было время, когда науку можно было разбить на обширные и относительно понятные дисциплины — биологию, химию, физику, астрономию. Но сегодня каждая область становится всё более специализированной и при этом тесно связанной с другими дисциплинами, что приводит к появлению совершенно новых отраслей науки. Предлагаем вам подборку из 11-ти новейших научных направлений, активно развивающихся в 21-м веке.

    1. Нейропаразитология

    Если вы знаете о токсоплазмах, в основном живущих в представителях семейства кошачьих, но способных обитать и в других теплокровных, в том числе в людях и крысах, то вы знаете и о нейропаразитологии. Тот факт, что у этих жутких паразитов есть теперь своя собственная научная дисциплина, показывает, насколько они распространены в природе.

    [2]

    Микропаразиты обычно изменяют поведение носителя в соответствии с нуждами своей репродуктивной стратегии. Часто в процессе участвует и третья сторона. Например, Euhaplorchis californiensis заставляет рыб выпрыгивать из воды, чтобы болотные птицы могли поймать их и съесть. Волосяные черви живут внутри кузнечиков, и когда настаёт время покинуть своих носителей, они выпускают в кровь насекомых целый коктейль из химических веществ, вынуждающий кузнечиков покончить жизнь самоубийством, прыгнув в воду. А волосяные черви спокойно уплывают от мёртвых «хозяев».

    2. Квантовая биология

    Физикам уже более ста лет известно о квантовых эффектах, например, способности квантов исчезать в одном месте и появляться в другом, или же находиться в двух местах одновременно. Однако поразительные свойства квантовой механики применимы не только в физике, но и в биологии.

    Лучший пример квантовой биологии — фотосинтез: растения и некоторые бактерии используют энергию солнечного света, чтобы построить нужные им молекулы. Оказывается, фотосинтез на самом деле опирается на поразительное явление — маленькие массы энергии «изучают» все возможные пути для самоприменения, а затем «выбирают» самый эффективный. Возможно, навигация птиц, мутации ДНК и даже наше обоняние так или иначе опираются на квантовые эффекты. Хотя эта область науки пока весьма умозрительна и спорна, учёные считают, что однажды почерпнутые из квантовой биологии идеи могут привести к созданию новых лекарств и биомиметических систем (биомиметрика — ещё одна новая научная область, где биологические системы и структуры используются для создания новых материалов и устройств).

    3. Экзометеорология

    Наряду с экзоокеанографами и экзогеологами, экзометеорологи заинтересованы в изучении природных процессов, происходящих на других планетах. Теперь, когда благодаря мощным телескопам стало возможно изучать внутренние процессы на близлежащих планетах и спутниках, экзометеорологи могут следить за их атмосферными и погодными условиями. Юпитер и Сатурн со своими невероятными масштабами погодных явлений — первые кандидаты для исследований, так же как и Марс с регулярными пылевыми бурями.

    Экзометеорологи изучают даже планеты за пределами нашей Солнечной системы. И что интересно, именно они могут в итоге найти признаки внеземной жизни на экзопланетах путём обнаружения в атмосфере органических следов или повышенного уровня углекислого газа — признака индустриальной цивилизации.

    4. Нутригеномика

    Нутригеномика — это изучение сложных взаимосвязей между пищей и экспрессией генома. Учёные, работающие в этой области, стремятся к пониманию роли генетических вариаций и диетических реакций на то, как именно питательные вещества влияют на геном.

    Еда действительно оказывает огромное влияние на здоровье — и начинается всё в буквальном смысле на молекулярном уровне. Нутригеномика работает в обоих направлениях: изучает, как именно наш геном влияет на гастрономические предпочтения, и наоборот. Основной целью дисциплины является создание персонализированного питания — это нужно для того, чтобы наша еда идеально подходила нашему уникальному набору генов.

    5. Клиодинамика

    Клиодинамика — это дисциплина, сочетающая в себе историческую макросоциологию, экономическую историю (клиометрику), математическое моделирование долгосрочных социальных процессов, а также систематизацию и анализ исторических данных.

    Название происходит от имени греческой музы истории и поэзии Клио. Проще говоря, клиодинамика — это попытка предугадать и описать широкие социальные связи истории — и для изучения прошлого, и как потенциальный способ предсказать будущее, например, для прогнозов социальных волнений.

    6. Синтетическая биология

    Синтетическая биология — это проектирование и строительство новых биологических частей, устройств и систем. Она также включает в себя модернизацию существующих биологических систем для бесконечного количества полезных применений.

    Крейг Вентер, один из ведущих специалистов в этой области, заявил в 2008-м году, что он воссоздал весь геном бактерии путем склеивания её химических компонентов. Два года спустя его команда создала «синтетическую жизнь» — молекулы ДНК, созданные при помощи цифрового кода, а затем напечатанные на 3D-принтере и внедрённые в живую бактерию.

    Читайте так же:  Самореализация личности

    В дальнейшем биологи намерены анализировать различные типы генома для создания полезных организмов для внедрения в тело и биороботов, которые смогут производить химические вещества — биотопливо — с нуля. Есть также идея создать борющуюся с загрязнениями искусственную бактерию или вакцины для лечения серьёзных болезней. Потенциал у этой научной дисциплины просто огромный.

    7. Рекомбинантная меметика

    Эта область науки только зарождается, однако уже сейчас ясно, что это только вопрос времени — рано или поздно учёные получат лучшее понимание всей человеческой ноосферы (совокупности всей известной людям информации) и того, как распространение информации влияет на практически все аспекты человеческой жизни.

    Подобно рекомбинантной ДНК, где различные генетические последовательности собираются вместе, чтобы создать нечто новое, рекомбинантная меметика изучает, каким образом мемы — идеи, передающиеся от человека к человеку — могут быть скорректированы и объединены с другими мемами и мемеплексами — устоявшимися комплексами взаимосвязанных мемов. Это может оказаться полезным в «социально-терапевтических» целях, например, борьбы с распространением радикальных и экстремистских идеологий.

    8. Вычислительная социология

    Как и клиодинамика, вычислительная социология занимается изучением социальных явлений и тенденций. Центральное место в этой дисциплине занимает использование компьютеров и связанных с ними технологий обработки информации. Конечно, эта дисциплина получила развитие только с появлением компьютеров и повсеместным распространением интернета.

    Особое внимание в этой дисциплине уделяется огромным потокам информации из нашей повседневной жизни, например, письмам по электронной почте, телефонным звонкам, постам в социальных сетях, покупкам по кредитной карте, запросам в поисковиках и так далее. Примерами работ может послужить исследование структуры социальных сетей и того, как через них распространяется информация, или же как в интернете возникают интимные отношения.

    9. Когнитивная экономика

    Как правило, экономика не связана с традиционными научными дисциплинами, но это может измениться из-за тесного взаимодействия всех научных отраслей. Эту дисциплину часто путают с поведенческой экономикой (изучением нашего поведения в контексте экономических решений). Когнитивная же экономика — это наука о том, как мы думаем. Ли Колдуэлл, автор блога об этой дисциплине, пишет о ней:

    «Когнитивная (или финансовая) экономика… обращает внимание на то, что на самом деле происходит в разуме человека, когда он делает выбор. Что представляет собой внутренняя структура принятия решения, что на это влияет, какую информацию в этот момент воспринимает разум и как она обрабатывается, какие у человека внутренние формы предпочтения и, в конечном счете, как все эти процессы находят отражение в поведении?».

    Иными словами, учёные начинают свои исследования на низшем, упрощённом уровне, и формируют микромодели принципов принятия решений для разработки модели масштабного экономического поведения. Часто эта научная дисциплина взаимодействует со смежными областями, например, вычислительной экономикой или когнитивной наукой.

    10. Пластиковая электроника

    Обычно электроника связана с инертными и неорганическими проводниками и полупроводниками вроде меди и кремния. Но новая отрасль электроники использует проводящие полимеры и проводящие небольшие молекулы, основой которых является углерод. Органическая электроника включает в себя разработку, синтез и обработку функциональных органических и неорганических материалов наряду с развитием передовых микро- и нанотехнологий.

    По правде говоря, это не такая уж и новая отрасль науки, первые разработки были сделаны ещё в 1970-х годах. Однако свести все наработанные данные воедино получилось только недавно, в частности, за счёт нанотехнологической революции. Благодаря органической электронике у нас скоро могут появиться органические солнечные батареи, самоорганизующиеся монослои в электронных устройствах и органические протезы, которые в перспективе смогут заменить человеку повреждённые конечности: в будущем так называемые киборги, вполне возможно, будут состоять в большей степени из органики, чем из синтетических частей.

    11. Вычислительная биология

    Если вам одинаково нравятся математика и биология, то эта дисциплина как раз для вас. Вычислительная биология стремится понять биологические процессы посредством языка математики. Это в равной степени используется и для других количественных систем, например, физики и информатики. Учёные из Университета Оттавы объясняют, как это стало возможным:

    «По мере развития биологического приборостроения и лёгкому доступу к вычислительным мощностям, биологии как таковой приходится оперировать всё большим количеством данным, а скорость получаемых знаний при этом только растёт. Таким образом, осмысление данных теперь требует вычислительного подхода. В то же время, с точки зрения физиков и математиков, биология доросла до такого уровня, когда теоретические модели биологических механизмов могут быть проверены экспериментально. Это и привело к развитию вычислительной биологии.»

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Ученые, работающие в этой области, анализируют и измеряют всё, начиная от молекул и заканчивая экосистемами.

    Источники


    1. Сытин, Георгий Освобождение от иллюзий. Мысли, творящие женское счастье. Мысли, творящие красоту и молодость женщины (комплект из 3 книг) / Георгий Сытин , Матвеева Наталья. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 992 c.

    2. Лазарус Арнольд Мифы о браке / Лазарус Арнольд. — М.: Будущее Земли, 2008. — 992 c.

    3. Пинт, Александр Люблю — ненавижу, Или любовь как она есть / Александр Пинт. — М.: ИГ «Весь», 2011. — 737 c.
    4. Протоиерей, Александр Ильяшенко Кризис в семье. Что угрожает семейному счастью / Протоиерей Александр Ильяшенко. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2011. — 144 c.
    5. Павлов, И. Как найти время на общение с детьми. Книга для родителей и психологов / И. Павлов. — М.: Генезис, 2016. — 128 c.
    Когнитивистика — это молодая наука с большим будущим
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here