Когнитивно-бихевиоральный подход к терапии аарона бека

Сегодня мы рассмотрим тему: "Когнитивно-бихевиоральный подход к терапии аарона бека" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Когнитивно-бихевиориальный метод психотерапии

Когнитивно-поведенческая или когнитивно-бихевиорильная терапия одно из популярных в наши дни направлений практической психологии которое возникло вследствие комбинации идей и практик бихевиоризма и представлений о том, что источником проблем индивида в обществе, а также и его психологических проблем является ошибочные представления (убеждения, стереотипы, мнения) об окружающем мире и своем месте в нем.

Когнитивная психология и бихевиоризм — две основы когнитивно-поведенческого метода.

Долгое время последователи бихевиориальной психологии считали, что в исследовании сознания человека необходимо опираться только на непосредственные данные, которые можно наблюдать и подвергнуть впоследствии научному анализу. Таким образом была выстроена схема, которой в течении десятилетий руководствовались психологи — бихевиористы.

Это так называемая связка СТИМУЛ-РЕАКЦИЯ, выраженная в формуле S=>R.

При этом, сами процессы происходящие в человеческом сознании здесь не исследовались (а по факту игнорировались), акцент был сделан исключительно на наблюдаемых со стороны (а значит подтверждаемых) явлениях, а именно, поведенческим реакциям людей на раздражитель (стимул).

Исходя из подобной стратегии, за почти столетие существования данных методик было обнаружено множество научно доказанных закономерностей поведения людей и выработаны методики воздействия на человека, позволяющие поставить диагноз и скорректировать поведение в стороны более адаптивного, а значит и менее травмирующего психику.

Часть этих методик, которые использовались именно для оказания психологической помощи пациентам со временем превратились в целый раздел практической психологии, который стал называться — поведенческой психотерапией. Этот метод существует и пользуется популярностью и по сей день.

Когнитивная психотерапия.

Аарон Бек и Альберт Эллис

Следует сказать и о второй составляющей метода, а именно, когнитивной терапии. Она была создана в 50-60 годы 20 века, а в ее основе лежали труды Аарона Бека, Альберта Эллиса и Джорджа Келли. Помимо основной идеи метода о которой было сказано выше, когнитивное направление в сравнении с психоанализом обладало и ярко выраженным преимуществом. Ведь когнитивная терапия занимала куда меньше времени чем психоанализ при как минимум не меньшей эффективности. И тому была объективная причина — к огнитивные терапевты почти не занимались анализом бессознательных процессов, что занимало огромное время в психоанализе.

Вместо этого, совместно с клиентом терапевты выявляли ошибочные установки мышления, проясняли клиенту почему эти ошибки приводят к дезадаптивному поведению, а оно в свою очередь к социальным и личностным проблемам, после чего инициировали процесс перемен на сознательном уровне, или иначе, изменения в когнитивной структуре сознания. Далее, если эти перемены приводили к смене дезадаптивного поведения на адаптивное, терапия считалась успешной, а желаемый результат достигнутым. Все это происходило как правило куда быстрее чем в психоанализе, ведь количество психологических сессий в когнитивной терапии не превышало тридцати.

Существенное влияние на работы Аарона Бека оказали идеи гуманистической психологии, такие как естественное живое общение с клиентом, эмпатия, недирективность, однако со временем недирективность вылилась в свою противоположность, когда терапевт напрямую указывал клиенту, как на ошибки мышления и на их последствия, так и на то, что тому следовало делать, чтобы избежать проблем в дальнейшем. Таким образом, в отличие от гуманистической психологии, когнитивная психология является выраженно директивной.

Конечно, такой подход был вполне оправдан в рамках логики самого метода, ведь если гуманистическая терапия акцентировала внимание на чувствах человека, то когнитивно-бихевиориальная очевидно обращалась к способам мышления. С другой стороны, директивность по отношении к клиенту существенно ускоряла процесс работы, ведь на многие вопросы отвечал сам терапевт, а не клиент.

Основные принципы когнитивного метода.

Поведение индивида полностью определяется внешними факторами и его представлениями об окружающем его мире. Более того, то, как индивид видит окружающую реальность зависит от способа его мышления, а этот способ в свою очередь определяется всем его предыдущим опытом в результате которого он и научился мыслить именно так. Если человек мыслит негативно или неадекватно ситуации, или же его мышление основано на ошибочных представлениях об окружающем мире, то и его поведение часто бывает неадекватным ситуации, что приводит к социальным и психологическим проблемам.

Отсюда вытекает и основная задача метода когнитивно — бихевиориальной терапии — научение клиента адаптивному мышлению и соответственно поведению. При этом в центре внимания лежит именно решение конкретных проблем, перемены в личности не акцентируются.

Когнитивно поведенческие подходы в психотерапии.

В рамках когнитивно — поведенческого метода различают несколько основных подходов, это

— когнитивная терапия Аарона Бека

— рационально-эмоциональная терапия Альберта Эллиса

— социально-когнитивный подход Альберта Бандуры

— поведенческая терапия Михаила Покрасса

— работа с навыками Ричарда Нельсон-Джонса

— мультимодальная терапия Арнольда Лазаруса

— психолингвистический подход Геннадия Шичко.

Когнитивная Психотерапия Аарона Бека

Содержание:

  1. Рождение когнитивной терапии
  2. Модель анализа проблемы
  3. Когнитивные ошибки
  4. Структура когнитивной терапии
  5. Техники когнитивной реструктуризации
  6. Развитие и направления когнитивной терапии

Что такое Автоматические Мысли?

Изначально Аарон Бек был психоаналитиком.

И однажды в процессе техники свободных ассоциаций его пациент начал высказывать гневные, критикующие мысли по отношению к психоаналитику. Бек спросил его о чувствах и пациент ответил, что чувствует глубокую вину за всё сказанное. Исследуя как гнев вызвал чувство вины, пациент сказал, что в процессе критики он параллельно внутри себя слышал: «Зря я это сказал… Я не прав… Он прервёт мою психотерапию… Зачем я это ему говорю… Критиковать плохо…Я не должен этого говорить…».

Так Аарон Бек открыл для себя на второй уровень мыслей. Эти мысли связывали критику психоаналитика с чувством вины. В дальнейшем такие мысли он назвал «автоматическими».

Автоматические мысли – это внутренний процесс комментирования всего происходящего. Они проявляются сами по себе. Их не нужно «думать», они появляются машинально. В повседневной жизни мы не замечаем их, потому что они очень быстро проскальзывают мимо осознания.

Развив теорию влияния автоматических мыслей на эмоции, Аарон Бек разработал первый структурированный метод психотерапии депрессии. В то же время Альберт Эллис параллельно пришёл к аналогичным идеям. Вместо автоматических мыслей в его подходе рационально-эмотивной психотерапии уделялось больше внимания иррациональным убеждениям.

Читайте так же:  Управление мыслями

Базовая модель анализа проблемы в когнитивной терапии

Классический бихевиоризм рассматривал поведение как стимул > реакция (S>R).

Когнитивный подход добавил между стимулом и реакцией некий когнитивный оперант

Так появилась модель стимул > оперант > реакция (S>O>R). Для простоты её чаще называют аббревиатурой ABC

ABCActivators > Beliefs > Emotional Consequences.

Проблема состоит из активирующей ситуации, эмоциональная реакция на которую обуславливается нашими когнитивными процессами: автоматическими мыслями, убеждениями, когнитивными искажениями.

A: начальник недоволен выполненной работой

B: теперь меня точно уволят; я не смогу найти новую работу; будет нечем платить за жильё

C: уныние, отчаянье

ABC-модель когнитивной терапии

Когнитивные ошибки

Содержание автоматических мыслей указывает на когнитивные ошибки – стереотипные искажения в восприятии и интерпретации событий

  1. Максимализм – оценка событий, людей и поступков в двух крайностях, отсекая промежутки и компромиссы
  2. Надумывание – избыточное обобщение, вывод на недостаточных основаниях
  3. Катастрофизация – предсказание будущего в наиболее худшем исходе, без учёта других вариантов
  4. Должествование – жесткие ожидания и стандарты, выход за рамки которых воспринимается как ошибка
  5. Оярлычивание – наделение себя и других глобальными характеристиками, которые включают в себя изначально отсутствующие характеристики
  6. Предсказание – уверенность в знании того, как мыслят другие люди
  7. Фильтрация – избирательность восприятия и обращение внимания только на подтверждающее текущую точку зрения

Развитие Когнитивной Терапии

Расширенный ABC-анализ

  1. Активирующим событием для реакции может быть не только нечто снаружи, но и сами наши внутренние реакции. То как мы отреагировали становится стимулом для дальнейших реакций. Наши эмоции, чувства, мысли – так же могут быть активаторами фильтруемые когнитивными процессами. Например, мы можем переживать не только по из-за конфликта в семье, но и из-за того что не можем просто успокоиться после конфликта или из-за того, какие идеи лезут в голову.
  2. Когнитивные процессы фильтрующие восприятие и выбор реакции разделились на множество уровней. Кроме автоматических мыслей и глубинных убеждений появились промежуточные убеждения, когнитивные схемы, мета-когниции, когнитивные искажения. Разные ветви когнитивной психотерапии направлены на работу с разными уровнями
  3. Реакцией на событие могут быть эмоции, поведение, чувства, физиологические ощущения и мысли

Направления когнитивной терапии

Когнитивная терапия развивается и сегодня. В ней существует много направлений работающих с разными когнитивными процессами

Уровни когнитивных процессов

Общая структура когнитивной терапии

  1. Вводная часть. До клиента доводится понимание влияния мыслей на эмоции. Клиент обучается замечать и осознавать автоматические мысли
  2. Анализ проблемы. Проблема разбирается на ABC – исследуются активаторы, которые запускают эмоции. Отлавливаются автоматические мысли, которые связывают активатор с эмоцией.
  3. Выявление убеждений и ошибок мышления. Исследуются общие закономерности в автоматических мыслях и глубинные убеждения.
  4. Реструктуризация мыслей и убеждений. Процедуры по проверке и изменению выявленных стереотипов мышления. Убеждения подвергаются экспериментальной проверке, интерпретирующим мыслям ищутся альтернативные объяснения, рассматриваются все плюсы и минусы мышления таким образом.

Техники когнитивной реструктуризации

Нисходящая стрелка

  1. Наверху листка пишем дезадаптивную мысль
  2. Под мыслью пишем: Если бы это было правдой, как бы оно на тебе сказалось? Что это бы означало для тебя? Для других? Для мира? И что тогда?
  3. Полученный ответ записываем под вопросом
  4. С полученными ответами повторяем процедуру 2-3 до выявления самого глубинного убеждения стоящего за мыслью

За и против

  1. Выписываем все плюсы и минусы мышления сквозь выявленное убеждение.
  2. Возле каждого плюса и минуса пишем значимость по 10-бальной шкале.
  3. Полученные баллы со стороны плюсов и минусов складываем, получая обобщённые последствия мышления этим убеждением

Эксперимент

  1. Ищем способ проверить эмпирическую достоверность суждения: измерить, спросить, посчитать вероятность исходов, найти научные факты, просто попробовать
  2. Проверяем
  3. Делаем вывод

Основательность убеждения «у меня никогда не будет девушки, просто потому что мужчин больше, чем женщин» можно проверить следующим образом:

  1. Через официальные демографические данные по населенному пункту
  2. По количеству зарегистрированных в ВКонтакте мужского и женского пола по городу
  3. Подсчитав соотношение процента одиноких парней и одиноких девушек среди своих знакомых
  4. Просто посчитать сколько за один час в ближайший торговый центр зайдет парней и сколько девушек

Сократический диалог

Для расширения объективного взгляда на ситуацию задайтесь следующими вопросами по отношению к дисфункциональным мыслям

  1. Какие доказательства истинности?
  2. Есть ли исключения? В чём можно усомниться?
  3. Что доказывает противоположное?
  4. Они основываются на фактах или чувствах?
  5. Я обращаю внимание на все факты, или только на те, что подтверждают мою точку зрения? Почему да? Почему нет?
  6. Не преувеличиваю ли я? Почему да? Почему нет?
  7. Не упираюсь ли я в крайности?
  8. Надежён ли автор суждения? Почему да? Почему нет?
  9. Могут ли доказательства истолкованы иначе? Почему да? Почему нет?
  10. На каких допущениях основано доказательство?
  11. Как бы на эту ситуацию взглянули другие люди? Почему?
  12. Что самое лучшее может произойти? Что самое худшее? Какой исход самый вероятный?

Activators > Beliefs > Consequences > Disputation > Energization

Активаторы > Верования > Следствия > Диспут > Эффект

Стандартная техника изменения эмоций через изменение способа объяснения. Побочным эффектом приучает к самонаблюдению и уходу от черно-белого мышления с помощью шкалирования

Более подробно о том, как проходит когнитивная терапия при депрессии, я рассказываю в этой лекции:

Как выйти из депрессии: Когнитивная терапия Аарона Бека

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам, иначе депрессии, изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. О причинах, симптомах депрессии и возможных способах избавления от нее — читайте далее.

Читайте так же:  Как успокоить девушку или удивить парня словами на расстоянии

Аарон Бек высказывает принципиально новый подход к коррекции эмоциональных нарушений отличный от традиционных школ психоанализа и поведенческой терапии. Определение понятия когниция — это психологический процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием. Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам, иначе депрессии, изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Необходимо научиться видеть в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить. Только определив или исправив ошибки мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоактуализации.

Главная идея когнитивной психокоррекции

Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа.

Личность по А. Беку формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (мировоззрение). Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации (сравнении и нахождении сходства) со значимыми другими. Каждый человек формирует собственную концепцию себя (представление о себе), других, мира и концепцию своего существования в мире.

Схемы являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными при действии определенных стимулов, стрессов или обстоятельств. Схемы могут быть как адаптивными, так и дисфункциональными.

В «когнитивную триаду депрессии» входят:

— негативное представление о себе («Я неприспособленный, никчемный, всеми отверженный неудачник»);

— негативный взгляд на мир (Человек убежден, что мир предъявляет чрезмерные требования к нему и воздвигает непреодолимые барьеры на пути к достижению целей и что в мире нет ни удовольствия, ни удовлетворения);

— нигилистический, негативный взгляд на будущее (Человек убежден, что переживаемые им трудности непреодолимы. Из ощущения полной безнадежности могут рождаться суицидные мысли).

Таким образом, эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства рассматриваются как вытекающие из когнитивных структур и являющиеся следствием актуальных когнитивных процессов (в которых в качестве промежуточных переменных выступает мысль-когниция).

Психологические нарушения связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления А. Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции, т.е. когнитивные искажения, являются причиной ложных представлений и самосигналов и, как следствие, неадекватных эмоциональных реакций.

Когнитивные искажения — это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся:

1. Персонализация — склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений. Например, люди с повышенной тревожностью считают, что многие события, совершенно с ними не связанные, касаются их лично или направлены против них лично.

2. Дихотомическое мышление. В таком случае человек склонен мыслить крайностями в ситуациях, задевающих его чувствительные места, например самооценку, при вероятности подвергнуться опасности. Событие обозначается только в черных или белых красках, только как хорошее или плохое, прекрасное или ужасное. Такое свойство называется дихотомическим мышлением. Человек воспринимает мир только в контрастных красках, отвергая полутона, нейтральное эмоциональное положение.

3. Выборочное абстрагирование (извлечение). Это концептуализация (возведение в положение правила, закона) ситуаций на основе детали, извлеченной из общего контекста, при игнорировании другой информации. Например, на шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая наклонилась к другому человеку, чтобы лучше его расслышать.

4. Произвольные умозаключения — бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения. Например, работающая мать в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: «Я — плохая мать».

5. Сверхгенерализация — неоправданное обобщение на основе единичного случая. Например, человек сделал ошибку, но думает: «Я всегда все делаю неправильно». Или после неудачного свидания женщина делает вывод: «Все мужчины одинаковы. Они всегда будут ко мне плохо относиться. У меня никогда ничего не получится в отношениях с мужчинами».

6. Преувеличение (катастрофизация) — преувеличение последствий каких-либо событий. Например, человек думает: «Если эти люди обо мне плохо подумают — это будет просто ужасно!»; «Если я буду на экзамене нервничать — я обязательно провалюсь и меня сразу выгонят».

Этапы когнитивной коррекционной работы, помогающие выйти из депрессии

1. Сведение проблем — идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. Это касается как симптоматики (соматической, психологической, патопсихологической), так и собственно эмоциональных проблем. Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи, который и запускает всю цепь символов.

2. Осознание и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности. Неадаптивная когниция — это любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющих решение какой-либо проблемы. Неадаптивные когниций носят характер «автоматических мыслей»: возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно. Для человека они имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. «Автоматические мысли» непроизвольны, не привлекают внимания человека, хотя и направляют его поступки.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для распознавания неадаптивных когниций используется прием «коллекционирование автоматических мыслей». Человеку предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, он может распознать их и зафиксировать.

3. Отдаление — процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором человек рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления. После того как он научился идентифицировать свои неадаптивные когниции, ему необходимо научиться рассматривать их объективно, т.е. отдалиться от них.

Отдаление повышает способность проводить границу между мнением, которое надо обосновать («я считаю, что. «) и неопровержимым фактом («я знаю, что. «).

Отдаление развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему. Путем обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей облегчается дистанцирование человека от них, формируется навык видения в них гипотез, а не фактов.

Читайте так же:  Астенический синдром причины, диагностика и лечение

В процессе отдаления человеку становится более ясным путь искажения восприятия события.

4. Изменение правил регуляции правил поведения. Для регуляции своей жизни и поведения других людей человек, подверженный депрессии, использует правила (предписания, формулы). Эти системы правил в значительной степени предопределяют обозначения, истолкование и оценку событий. Те правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для человека.

Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо видоизменить их, сделать менее генерализованными — обобщенными, менее персонифицированными — связанными с ним лично, более гибкими, больше учитывающими реальную действительность.

Содержание правил регуляции поведения собирается вокруг двух основных параметров: опасности — безопасности и боли — удовольствия.

  • Ось опасности — безопасности включает события, связанные с физическим, психологическим или психосоциальным риском.

[2]

Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска.

Например, человек, руководствующийся правилом «Будет ужасно, если я окажусь не на высоте», испытывает трудности в общении из-за неясного определения понятия «быть на высоте», и с этой же неопределенностью связана его оценка эффективности своих взаимодействий с партнером. Свои предположения о неудаче человек проецирует на восприятие его другими, т.е. считает, что таким его воспринимают другие.

Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности — безопасности, сводятся к восстановлению у человека контакта с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вербализацией (четким словесным описанием) новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций.

  • Правила, центрированные вокруг оси боли — удовольствия, приводят к гипертрофированному преследованию определенных целей в ущерб другим.

Например, человек, следующий правилу «Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым», обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду зависимости от этого правила. После выявления таких позиций человеку необходимо осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер. Необходимо понять, что человек был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами.

Классификация поведенческих правил:

1. Правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у человека положительные или отрицательные эмоции (например: «Немытые овощи канцерогенны»).

2. Правила, связанные с воздействием стимула (например: «После развода все будет по-другому»).

3. Поведенческие оценки (например: «Так как я заикаюсь, никто меня не слушает»).

4. Правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: «При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине», «У меня нет больше надежды»).

5. Правила, связанные с воздействием реакции (например: «Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа»).

6. Правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: «Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым»).

5. Перемена отношения к правилам саморегуляции.

6. Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими.опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Когнитивная психотерапия Аарона Бека

Публикации Аарона Бека появились несколько позже, чем работы Эллиса, и можно заметить очень много общего в их теоретических построениях и практике. Как и Эллис, Бек подчеркивает значение когнитивных переменных (мыслей и стоящих за ними убеждений и установок) в регуляции поведения и эмоциональной жизни человека. В своих теоретических построениях он опирается на следующие четыре положения, в которых нельзя не заметить сильное влияние Эллиса.

Практическая работа Бека начинается — первый этап — с «заполнения пробела» между объективной ситуацией, в которой оказался клиент, и болезненными реакциями (возникшими вследствие специфического неадаптивного видения реальности и планирования действий).

Заполнение пробела состоит в тщательном анализе вербальных или визуальных образов, а также лежащих в их основе убеждений, установок, представлений. Задача терапевта состоит в том, чтобы понять субъективную картину мира клиента и выводы, которые он для себя из этой картины автоматически делает.

В выявленных таким образом автоматических мыслях часто можно обнаружить систематические когнитивные ошибки, которые несут ответственность за психологические нарушения, приводящие к дезадаптации. Бек называет целый ряд таких систематических ошибок.

Произвольное умозаключение. Люди часто делают поспешные выводы, не имея к тому достаточных оснований. Пример: вывод «Я ошибся в выборе профессии» после плохой оценки на экзамене в университете.

Избирательное восприятие — чрезмерное внимание к несущественным деталям и игнорирование иной, более существенной, информации. Пример: женщина обращает внимание на низкие оценки дочери по алгебре и не замечает отличных оценок по всем другим предметам. Вывод: «Ребенок ни к чему не способен».

Преувеличение (обобщение) — склонность делать глобальные выводы на основании единичных событий. Пример: заключение «Меня никто не любит» после ссоры с матерью, или «Я просто урод» после единичного вежливого отказа со стороны симпатичной девушки.

Преуменьшение — тенденция недооценивать существенные достижения. Пример: утверждение «Мне это ничего не стоило, ведь мне это нравится» после завершения сложнейшего горного восхождения.

Персонализация — привычка связывать внешние события с собственными действиями. Пример: у преподавателя болит зуб, вывод, который делает студент: «Он зол на меня, поскольку я много прогуливал».

Дихотомическое мышление — склонность впадать в крайности при оценке событий. Пример: утверждение: «Если мой проект не будет принят, значит, я — плохой архитектор».

Конечно, названные когнитивные ошибки часто выступают в тех или иных комбинациях и дополняют одна другую. Но привлечение внимания клиента к ним часто помогает ему самому выделить неадаптивные автоматические мысли.

Читайте так же:  Техники нлп для начинающих

На втором этапе терапевт добивается дистанцирования клиента от его автоматических мыслей. То есть от клиента добиваются способности рассматривать его собственные автоматические мысли как продукт его мыслительной деятельности и отличать в качестве такового от объективной реальности. Это помогает клиенту произвести в дальнейшем проверку достоверности своих автоматических мыслей. Это не всегда оказывается простым делом, поскольку людям свойственно считать свои мысли абсолютно достоверными, хотя они склонны делать из единичных фактов глобальные выводы (обобщать при недостаточном количестве наблюдений), а также применять полученное знание к абсолютно неподходящим ситуациям.

Для проверки достоверности и формирования новых, более достоверных автоматических, мыслей Бек использует целый ряд техник, которые условно можно подразделить на вербальные и поведенческие.

Поведенческие техники когнитивной терапии, по А. Беку, состоят в изменении нерациональных мыслей человека посредством изменения его поведения. Если человек получает более эффективные способы поведения, то он и чувствует себя лучше. Задача поведенческих техник также может состоять в том, чтобы посредством реальных жизненных переживаний продемонстрировать клиенту ложность или неточность его представлений о себе и о своем будущем. Самая простая форма состоит в формулировании некоторой поведенческой задачи, с которой, по его мнению, он никогда не справится. Конечно, нужно позаботиться о том, чтобы поставить перед клиентом посильную задачу.

Вербальные техники когнитивной терапии заключаются в совместном с пациентом поиске нерациональных убеждений, демонстрации при помощи логических выкладок ложности этих убеждений, помощи в формировании новых интерпретаций и взглядов.

Для этого Бек использует следующие приемы.

Сократовский диалог. Серией вопросов клиента побуждают к проверке своих автоматических мыслей, поиску альтернативного объяснения событиям. Пример: «А что еще могло заставить его так действовать?», «Как можно по-другому это объяснить?»

Фиксация когнитивных ошибок. После знакомства клиента с типичными когнитивными ошибками ему помогают обнаружить их признаки в автоматических суждениях.

Декатастрофизация. Проверяются предположения клиента о том, что «если это произойдет, он этого просто не переживет».

Реатрибуция. Проверяются предположения о том, кто (или что) в действительности несет ответственность за те или иные события.

Децентрация. Клиенту показывают, что далеко не всегда он является центром внимания и что другие люди довольно быстро забывают события, которые ему самому кажутся принципиально важными, постыдными или сильно задевающими других.

Переформулирование и фиксация рациональных реакций. Научив клиентов формулировать более рациональные и адаптивные реакции, им предлагается фиксировать новые формулировки в специальных дневниках, закрепляя эту привычку.

Имажинация. Клиентам предлагается в воображении проверить свои предположения, например, представив, что произойдет в результате тех или иных событий.

[3]

Суть этих приемов можно пояснить на следующих примерах.

Пациентка с тяжелой формой депрессии длительное время находится в клинике, убеждена сама и убеждает других, что она так слаба, что совершенно не в силах ухаживать за собой и скоро умрет.

Терапевт предлагает ей эксперимент: сможет ли она усилием воли заставить себя присесть на кровати. С задачей пациентка легко справляется. (Несложный навык здесь как бы «отщеплен» от ее мыслей о собственной неполноценности и уверенности в скорой смерти.) Увеличивая сложность заданий, терапевт постепенно добивается того, что пациентка сама выходит в туалет, а через 2 недели — весело болтает, прогуливаясь в саду вместе с другими «безнадежными» пациентками.

Пациент с сильным страхом публичного выступления убежден, что он нигде и никогда ни слова не сможет произнести «на публике». Терапевт предлагает ему сначала просто постоять у закрытой двери, ведущей на сцену, и дождаться, когда сердцебиение успокоится. Затем пациент просто выходит на сцену и несколько минут стоит перед аудиторией пациентов, не раскрывая рта. Спустя некоторое время он уже в состоянии представиться публике и рассказать о том, как он раньше боялся публичного выступления.

В клинику к Беку поступила на лечение 25-летняя домохозяйка с периодически повторяющимися суицидальными попытками. Главные ее страдания связаны с убеждением в том, что жить ей больше не стоит, что ее проблемы непреодолимы, что ее положение безвыходно. Есть только один способ избавиться от этих страданий — смерть. Терапевт предлагает пациентке игру, в которой она будет объяснять, почему она заслуживает смерти, а он попытается взять на себя роль адвоката. Состоялся примерно следующий разговор.

Пациентка (в роли прокурора): Для нее суицид может стать лучшим средством бегства от жизни.

Терапевт (в роли адвоката): Это справедливо для любого человека и не может быть достаточным поводом для того, чтобы умирать.

Пр-р: Но ее жизнь так несчастна, что ее невозможно больше выносить.

Ад-т: До сих пор она выносила эту жизнь, может быть, сможет потерпеть еще. Она не всегда была несчастна в прошлом, и нет никаких доказательств того, что она будет несчастна в будущем.

Пр-р: Но она — настоящая обуза для всей ее семьи!

Ад-т: Но убийство не разрешит эту проблему, только новым бременем ляжет на ее семью.

Пр-р: Она эгоистична и ленива!

Ад-т: А сколько процентов американцев ленивы и эгоистичны?

Ад-т: Значит, примерно 20 миллионов американцев лентяи. Но это не значит, что они должны умереть только поэтому. Нет причин выделять нашу пациентку из их числа и считать, что именно ей нужно умереть. Не думаете ли вы, что лень и апатия могут быть симптомами болезни?

Ад-т: Я хочу отметить, что у нас не убивают людей только за то, что они за-болели. Может быть, если пройдет депрессия, пройдет и лень с апатией.

Работа Бека наиболее широко известна в связи с терапией депрессий, причину которых Бек видел в когнитивной триаде неадаптивных автоматических мыслей, включающей негативные мысли о самом себе («мне в этой жизни ничего не удалось, я абсолютно никчемный человек»), негативные мысли о мире («ничего в этом мире сделать нельзя») и негативные мысли о будущем («ничего хорошего меня в будущем не ждет»). Вся работа Бека была направлена на анализ рациональности автоматических мыслей и их коррекцию в направлении большей рациональности. В зону внимания Бека здесь попадает уже несколько больший набор когниций: наряду с нерациональными убеждениями мы можем здесь увидеть негативные мысли о самом себе и о мире, а также нереалистичные ожидания.

Читайте так же:  Как намекнуть девушке на отношения или предложить встречаться

Современная тенденция развития когнитивной терапии состоит в том, что в зоне внимания терапевтов оказывается все более широкий круг когнитивных процессов, включая память, внимание, мышление, механизмы принятия решения и построения комплексных планов поведения.

Примером практического применения таких все более и более усложняющихся схем может служить работа Дона Мейхенбаума.

Когнитивно-бихевиоральная терапия

Психотерапия может проводиться по разным направлениям. Одним из наиболее актуальных и развивающихся на сегодняшний день течением является когнитивно-бихевиоральная терапия.

В основе данного метода лежит принятие того, что причины проблем необходимо искать в себе, в собственных мыслях и оценке окружающих, а также самого себя. Эмоциональные реакции негативного характера появляются как ответ на определенную ситуацию лишь потому, что в глубинном сознании человека существует некая внутренняя оценка. Чтобы разрешить проблему, понадобится изменить оценку сложной ситуации.

Отличия бихевиоральной (поведенческой) терапии от других направлений психологии

Любой вид психотерапии направлен на изменение личности пациента. Это глубинная работа, требующая от психотерапевта большой отдачи. Существует большое количество направлений психотерапии, каждый из которых имеет свои особенности:

• гештальттерапия на первое место выдвигает «Я» пациента, призывая удовлетворять свои потребности и желания в момент их возникновения любыми социально приемлемыми способами. Считается, что различного рода психологические проблемы возникают у человека тогда, когда он не следует своим желаниям, а пытается соответствовать идеалу, навязанному ему окружающими людьми;

• психоанализу подвергаются оценке сновидения пациента, а также ассоциации, которые вызывают различные предметы, люди и ситуации;

• арт-терапия позволяет разрешить психологические проблемы путем воздействия художественных методов. Пациенту предлагают рисовать, лепить и т.д.

Также существуют и другие направления, но только бихевиоральная терапия позволит человеку обнаружить в глубинном сознании иррациональную логику и предупреждения.

align=»justify»>Внутренние убеждения ставятся под сомнение, им дается новая оценка. Для достижения таких результатов психотерапевт задает пациенту много разных вопросов, некоторые из них являются каверзными, другие – смешными или просто идиотскими.

[1]

В результате когнитивно-поведенческой терапии пациент психолога получает возможность взглянуть на свои внутренние убеждения со стороны и понять абсурдность некоторых из них. Пересмотр своей оценки окружающего мира, людей и самого себя позволяет избавиться от таких психологических расстройств, как депрессия и тревожность, а также повысить самооценку и уверенность в своих силах.

Методы, используемые в когнитивно-поведенческой психотерапии

Все сеансы терапии по данному методу проходят в виде беседы, в ходе которой пациенту предлагается провести эксперименты и ответить на ряд вопросов. Это может быть индивидуальная терапия или групповые сеансы, которые больше напоминают тренинг, направленный на улучшение психологического состояния пациента сейчас и в будущем.

Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств проводится с использованием таких методов:

1. Когнитивная реструктуризация позволяет снизить тревожность пациента. Это достигается путем оценки своих страхов и реальности. Клиент психотерапевта самостоятельно заполняет таблицу, в которую вписывается пугающая его ситуация. Затем ему предлагается спрогнозировать несколько наихудших вариантов развития событий. Когда этот этап будет завершен, необходимо вспомнить похожие ситуации из прошлого и описать реальный их исход. Для большей наглядности, страхам присваивается коэффициент вероятности в процентах, после чего пациент может увидеть, что его самые страшные опасения были не оправданными.

2. Сократовский (сократический) диалог может использоваться не только в ходе психотерапии, но и в любой другой беседе. Этот метод использовал Сократ в ходе занятий со своими учениками. Сначала необходимо согласиться с оппонентом, затем поставить под сомнение его правоту, после чего аргументировать свои мысли. Умелое использование этого метода позволяет разрешить любую спорную ситуацию.

3. Когнитивный континуум позволяет работать с полярным мышлением. Условно говоря, пациенты уверены, что бывает только белое и черное, но в ходе сеанса выясняется, что существует много оттенков серого.

4. АВС-анализ. Каждая ситуация, происходящая с нами в жизни (А) приводит к возникновению мыслей и внутреннего разговора (В). В зависимости от внутренних убеждений возникает реакция (С). В схеме А→В→С главную роль играют наши убеждения, именно от них зависят мысли, возникающие в ответ на ситуацию, приводящие к негативным или положительным эмоциям.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Также психотерапевты, практикующие когнитивно-бихевиоральный метод коррекции психических расстройств, используют и другие методы в своей работе. Данное направление активно развивается, появляются новые труды, разработки и методики.

Источники


  1. Крэйг, Стивен 6 мужей для каждой жены. Меняйтесь вместе, если хотите остаться вместе! / Стивен Крэйг. — М.: София, 2017. — 352 c.

  2. Вагин Психология выживания в современной России / Вагин, Игорь. — М.: АСТ, 2016. — 352 c.

  3. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.
  4. Норна, Ирина Освобождение от иллюзий. 7 секретов счастливой женщины. Женская энциклопедия (комплект из 3 книг) / Ирина Норна , Наталья Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 597 c.
  5. Священник Лоргус Андрей Влюбленность, любовь, зависимость. Как построить семейное счастье? / Священник Лоргус Андрей. — М.: Никея, 2016. — 720 c.
Когнитивно-бихевиоральный подход к терапии аарона бека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here