Когнитивное направление в психологии — что это такое

Сегодня мы рассмотрим тему: "Когнитивное направление в психологии — что это такое" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Когнитивизм

Когнитивная психология

Слово «когнитивный» происходит от латинского слова cognitio — знание. Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода, утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку он находится в мире информации, которую необходимо понимать, оценивать, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие,

2) мысли, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разными, поскольку мысли и чувства, которые испытывает человек, тоже разные.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы на этом заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, так как сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Таким образом, после реакции человек в той или иной степени совершает субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее.

Американский психолог Альберт Эллис считает, что неправильное поведение человека вызвано, прежде всего, иррациональными мыслями, порождаемыми «активизирующей ситуацией». Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых действенных решений. Таким образом, неадаптивные формы поведения мало-помалу замещаются новыми, более эффективными формами, т.е. модификация мыслей приводит к изменению поведения.

[2]

Другой американский ученый Аарон Бек указывал на то, что «то, как люди думают, определяет то, что они чувствуют и как действуют». Патологические эмоциональные состояния и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных» когнитивных процессов, поэтому цель когнитивной терапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации». Бек вычленил и описал феномен «автоматических мыслей», которые связаны с переработкой текущей информации, они непроизвольны, быстротечны, бессознательны и непосредственно ведут к эмоциональным и поведенческим реакциям. Бек отмечает, что при эмоциональных расстройствах (тоскливом, тревожном аффекте, повышенной раздражительности) автоматические мысли отличает ряд специфических особенностей: так, печали ставятся в соответствие мысли о потере, гневу — мысли о нарушении какого-то стандарта, тоске — мысли негативного содержания о себе, мире, людях, будущем (депрессивная триада), страху — мысли о внешней опасности и невозможности с нею справиться в силу собственной несостоятельности.

Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Американский психолог Джордж Келли (1905—1966) — один из основателей этого направления, считал, что любой человек — это своеобразный исследователь, стремящийся понимать, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться.

Каждый человек обладает уникальной конструктной системой, которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами или имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек понимает действительность с «колокольни» своего уникального личностного конструкта. Разница между людьми состоит в том, что они интерпретируют события под разным углом зрения. Человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т.е. люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов. И поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события.

Келли считал, что система конструктов каждого человека уникальна, и люди расходятся во взглядах, потому что каждый действует в пределах своей системы конструктов. Люди организуют свои личностные конструкты иерархически, чтобы свести до минимума несовместимость и несоответствия. Люди отличаются друг от друга не только по числу и типу конструктов, которые они используют в своих суждениях о мире, но также тем, как они организуют свои конструкты. Конструкты организованы в пирамидальную структуру так, что некоторые из них находятся либо в подчиняющей, либо в подчинительной позиции относительно других частей системы. Люди создают различную иерархию личностных конструктов, так, подчиняющие и подчинительные конструкты в системе одного человека не обязательно занимают такое же положение в системе другого человека. Келли предположил, что, если мы знаем, как человек организует свои конструкты, мы можем правильно судить о его поведении, т.е. узнать личность — значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт. Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

Читайте так же:  Виды и признаки нарушения сознания человека

Социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность. Чтобы плодотворно с кем-либо взаимодействовать, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека, надо, чтобы один человек поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение.

Если человек изменит свои конструкты, то он изменит свое поведение и свою жизнь. Конструктная система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать последовательность событий. Келли объяснял возникновение ряда эмоциональных состояний через понятие «конструкты», например состояние тревоги, неопределенности, беспомощности возникает у человека, если он осознает, что присущие ему конструкты не применимы для предвидения событий, с которыми он сталкивается.

Враждебность, склонность вести себя мстительно по отношению к другим возникает тогда, когда человек вместо признания того, что его ожидания насчет других людей нереалистичны и поэтому нуждаются в пересмотре, пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить свое предвзятое мнение. Изменить свои конструкты трудно, страшно и иногда даже невозможно, и поэтому человек пытается изменить мир, других людей, чтобы они соответствовали его предубеждениям и конструктам.

Психические расстройства — «любой личностный конструкт, который обычно повторяется, несмотря на последовательную неполноценность», когда проявляется непригодность системы личностных конструктов для достижения целей человека, т.е. человек не может прогнозировать события, терпит неудачу в познании мира и совлада- нни с ним.

Келли подчеркивал, что люди с общим восприятием мира с большей вероятностью обратят внимание друг на друга и в конце концов станут друзьями, чем те, кто воспринимает мир по-разному.

Когнитивизм в социальной психологии берет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля К. Левина. Исходный принцип — рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида.

Когнитивная социальная психология — это попытки объяснить социальное поведение личности на основе когнитивных моделей. Специфика основной объяснительной модели — идея о том, что все поступки и действия совершаются ради построения связанной, непротиворечивой картины мира в сознании человека.

Основу когнитивной социальной психологии составляют теории когнитивного соответствия. Это класс теорий, разработанных в западной социальной психологии.

Цель — дать объяснение соотношения логичного и алогичного в поведении человека. Фундаментальная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной. Если же это возникает (например, в результате противоречивой информации об одном и том же объекте), то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Теории когнитивного соответствия исходят из положения о том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры. Данная идея развивается такими учеными, как Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Л. Фестингер.

КОГНИТИ́ВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

  • В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 398

    Скопировать библиографическую ссылку:

    [1]

    КОГНИТИ́ВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, ве­ду­щее на­прав­ле­ние экс­пе­ри­мен­таль­ной пси­хо­ло­гии 2-й пол. 20 в., за­ни­маю­щее­ся ис­сле­до­ва­ни­ем по­зна­ват. про­цес­сов – вос­при­ятия, вни­ма­ния, па­мя­ти, обу­че­ния, во­об­ра­же­ния, ре­чи, мыш­ле­ния, а так­же со­стоя­ний соз­на­ния, эмо­ций и мо­ти­ва­ции в кон­тек­сте по­зна­ват. ак­тив­но­сти че­ло­ве­ка.

    Когнитивная психология

    Под понятием когнитивная психология подразумевается раздел психологии, занимающийся исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека. Эта наука родилась как своеобразный протест бихевиоризму, полностью исключавшему из области исследований такие психические функции, как, например, внимание.

    Теория когнитивной психологии

    Суть когнитивной психологии заключается в рассмотрении человека как ученого, строящего гипотезы и схемы, а затем проверяющего их оправданность на практике. Человек выступает как своеобразный компьютер, воспринимающий внешние сигналы в виде света, звука, температуры и других раздражителей через рецепторы, а затем перерабатывающий эту информацию, анализирующий ее и создающий на этой основе шаблоны, позволяющие решать те или иные проблемы и задачи. В основе когнитивной психологии лежит исследование памяти, внимания, ощущений, сознания, воображения и других мыслительных процессов. Все они делятся на познавательные и исполнительные, причем каждый из них состоит из множества структурных составляющих (блоков).

    Особое значение в этой науке уделяется такой практической сфере, как когнитивно-поведенческая психотерапия. Основополагающим понятием данной ветви когнитивной психологии является так называемый конструкт. Он включает в себя особенности речи, мышления, памяти и восприятия и представляет мерило, классификатор восприятия человеком самого себя и других людей. Из конструктов складывается система. Если этот шаблон оказывается неэффективным, то человек со здоровой психикой трансформирует его, либо отказывается от него полностью, ища среди готовых или создавая взамен новый.

    Кому может помочь когнитивная психология?

    Психотерапевты-когнитивисты исходят из предположения, что причиной всех расстройств психики (депрессий, фобий и т.д.) являются неправильные, то есть дисфункциональные конструкты (установки, мнения). Таком образом, основным методом когнитивной психологии в этом плане становится замена В процессе лечения неработающих схем путем создания новых. Делается это под контролем и с помощью психотерапевта, однако врач только инициализирует (стимулирует) процесс, а затем корректируется его течение. Как и во многих других сферах психологии и психиатрии, очень многое здесь зависит от самого пациента.

    Благодаря когнитивной терапии решаются следующие задачи: лечение психических расстройств или уменьшение их проявлений; сокращение риска возникновения рецидива; усиление эффективности медикаментозной терапии; устранение психосоциальных причин или следствий расстройства; коррекция ошибочных конструктов.

    Надеемся, вам понравится:

      • Темная триада личности: кто ее составляет + тест
      • Макиавеллисты: кто это в психологии?
      • Нарциссы: кто это и что их отличает
      • Перверзный нарцисс: кто это и почему он опасен
      • Синдром хорошей девочки: удобна всем, неудобна себе
    Читайте так же:  Как правильно воспитывать ребенка без криков и наказаний

    Когнитивная психология

    Термин «когнитивный» в переводе на русский язык означает познавательный. Когнитивная психология – это психология познания.

    Когнитивное направление в психологии возникло в американской науке в 1960-х годах как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций. В 1967 г. появилась одноименная книга Найссера, давшая название новому направлению психологической науки.

    Появление когнитивной психологии иногда называют своеобразной революцией в зарубежной (прежде всего американской) психологической науке. Действительно, начиная с 1920-х гг. изучение внимания, мышления, восприятия резко затормозилось, а в американской психологии эти процессы фактически вообще игнорировались. В бихевиоризме, доминирующем в американской психологии первой половины XX в., такой взгляд был обусловлен самой трактовкой предмета психологии. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования. Она возвратила в предмет психологии субъективный аспект.

    Сущность когнитивной психологии

    Когнитивная психология – это психология познания, она изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Таким образом, охватываются практически все познавательные процессы – от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения. К основным направлениям когнитивной психологии, получившей за несколько десятилетий широкое распространение во многих странах, относят также обычно исследования по проблемам психологии развития когнитивных структур, по психологии языка и речи, по разработке когнитивных теорий человеческого и искусственного интеллекта.

    Когнитивная психология рассматривает человека как существа, активно воспринимающего, перерабатывающего и продуцирующего информацию, руководствующегося в своей мыслительной деятельности определенными когнитивными схемами, правилами, стратегиями.

    Методом анализа психики как когнитивной системы в когнитивной психологии стал микроструктурный анализ познавательных процессов.

    Когнитивная психология рассматривает человека как познающую систему и интерпретирует протекающие в этой системе процессы как переработку информации по аналогии с переработкой информации в ЭВМ – компьютерная метафора. Сейчас все больше осознается ограниченность подобной аналогии. Однако использование сложных динамических информационных моделей для описания мыслительных процессов сыграло и продолжает играть значительную позитивную роль.

    Серьезное достоинство когнитивной психологии – точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологию к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которому она стремилась много веков. Однако в данном случае, как и в других аналогичных, точность достигается за счет упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики.

    В когнитивной психологии предполагается, что информация перерабатывается поэтапно, причем на каждом этапе, стадии обработки она находится определенное время и представлена в различной форме. Осуществляется ее обработка с помощью разных регуляторных процессов (распознавание образов, внимание, повторение информации и т.д.). При этом отдельные познавательные процессы обеспечивают реализацию разных стадий переработки информации. Поэтому результаты исследований в области когнитивной психологии, как правило, представляют в виде моделей переработки информации. Модели состоят из блоков, каждый из которых выполняет строго определенные функции. Связи между блоками означают путь прохождения информации от входа до выхода модели.

    Жан Пиаже как основоположник когнитивной психологии

    Когнитивная психология началась с трудов выдающегося швейцарского психолога Жана Пиаже, изучавшего интеллект и его развитие в онтогенезе. Его работы нашли отражение во многих трудах этой школы.

    С точки зрения Пиаже, интеллект человека меняется и адаптируется к окружающей среде. Адаптация интеллекта к окружающей среде при восприятии новой информации осуществляется посредством двух основных процессов: ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция – это процесс включения новой информации в качестве составной части в уже существующие у человека ментальные структуры; аккомодация – это изменение существующих ментальных структур в целях объединения старого и нового опыта.

    Теория когнитивного развития Пиаже также предполагает, что развитие интеллекта осуществляется не только путем адаптации, но и посредством организации, то есть построения все более сложных интегрированных мысленных репрезентаций операций. Когнитивное развитие характеризуется количественными линейными изменениями, происходящими в пределах одной стадии, и качественными изменениями на четырех основных стадиях развития интеллекта: сенсомоторной (0-2 года), дооперационной (2-7 лет), стадии конкретных операций (7-11 лет) и стадии формальных операций (11-15 лет).

    Другие основоположники когнитивной психологии

    К числу основоположников когнитивной психологии также относятся Хайдер (теория когнитивного баланса) и Фестингер (теория когнитивного диссонанса).

    Сущность теории когнитивного баланса Хайдера состоит в следующем. Человек стремится к правильному согласованному мнению об окружающем мире. Для достижения такого мнения человек определяет ту или иную основную концепцию (так называемый центр каузальной природы мира), исходя из которой толкует все происходящие события. Данная концепция выступает как ядро, на котором концентрируется внимание человека и вокруг которого все остальные события воспринимаются как поверхностные, менее значимые.

    Сущность теории когнитивного диссонанса Фестингера заключается в том, что человек стремится к согласованной картине мира, и поэтому каждая новая информация, прежде чем быть усвоенной, должна найти свои связи в когнитивной системе этого человека. Если информация противоречит усвоенной системе понятий и образов, возникает существенное психологическое напряжение, называемое когнитивным диссонансом. Когнитивный диссонанс сопровождается возникновением защитных мотивов, направленных на снятие психологического напряжения и приведение новой информации в соответствие с уже имеющейся.

    Заслуги когнитивной психологии

    Несмотря на ряд ограничений и недостатков когнитивной психологии, ее представителями получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов. Кроме того, убедительно показана взаимосвязь различных познавательных процессов. В когнитивной психологии разработано большое количество методик экспериментального исследования познавательных процессов.

    Когнитивная психология

    Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму — ровно потому, что других направлений естественно-научного плана в психологии в то время не существовало. Гештальт-психология к тому времени умерла, а психоанализ и гуманистическая психология к науке отношения не имеют. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации. Наиболее известные представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

    Читайте так же:  Психосоматика язвы желудка

    Предмет когнитивной психологи — модели познавательных процессов. Понятие «когнитивное» (когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия. ) — получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать — назвали когнитивными процессами. Что не получилось — аффективными. На практике «когнитивными» называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации.

    Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность.

    К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями. ). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.

    Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность – это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).

    С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С другой стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в том числе российских ученых (в частности, А. И. Назаров), которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод).

    Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964):

    • Представление о поэтапной переработке информации, т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований.
    • Допущение об ограниченной емкости системы переработки информации. Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи.
    • Вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.

    Вариантом когнитивной теории, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф.Крейк, Р.Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.

    Когнитивность

    Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

    Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

    Когнитивность в господствующих направлениях психологии

    Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивные процессы) находится под серьезным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».

    Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

    Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).

    Читайте так же:  Реактивные психозы

    Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).

    Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.

    Успех когнитивной теории отразился на применении ее в следующих дисциплинах:

    • Психология (особенно когнитивная психология) и психофизика
    • Когнитивная неврология, неврология и нейропсихология
    • Кибернетика и изучение искусственного интеллекта
    • Эргономика и проектирование пользовательского интерфейса
    • Философия сознания
    • Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
    • Экономика (особенно экспериментальная экономика)
    • Теория обучения

    В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

    • Информатика и теория информации, где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект» фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (т.е. к когнитивным процессам)
    • Философия, эпистемология и онтология
    • Биология и неврология
    • Математика и теория вероятности
    • Физика, где эффект наблюдателя изучается математически

    Нерешённые проблемы когнитивной теории

    Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?

    Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?

    Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту — своего хозяина?

    Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?

    Может ли наличествовать связь между скоростью когнитивного процесса и частотой моргания?

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если да, то в чем эта связь заключается?

    Когнитивная онтология

    На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

    На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.

    Когнитивизм — это современное направление в психологии

    В психологии часто встречается такое понятие, как «когнитивизм».

    Что же это такое? Что подразумевает этот термин?

    Простыми словами о теории когнитивного диссонанса здесь.

    Расшифровка термина

    Когнитивизм – это направление в психологии, согласно которому индивиды не просто механически реагируют на события извне или внутренние факторы, а используют для этого силу разума.

    Его теоретический подход состоит в том, чтобы понять каким образом устроено мышление, как происходит расшифровка поступающей информации и как она организовывается для принятия решений или выполнения повседневных задач.

    Исследования связаны с познавательной деятельностью человека, а в основе когнитивизма стоит умственная деятельность, а не поведенческие реакции.

    Когнитивность — что это простыми словами? Когнитивность — термин, обозначающий способность человека к умственному восприятию и переработке внешней информации.

    Понятие когниции

    Основным понятием в когнитивизме выступает когниция, которая представляет собой сам познавательный процесс либо совокупность психических процессов, в которую входит восприятие, мышление, внимание, память, речь, осознание и т.д.

    То есть такие процессы, которые связаны с обработкой информации в структурах мозга и ее последующей переработкой.

    Что значит когнитивный?

    Когда характеризуют что-то как «когнитивный» — что имеют ввиду? Какой это?

    Когнитивный – это значит относящийся тем или иным образом к познанию, мышлению, сознанию и функциям мозга, обеспечивающих получение вводных знаний и информации, формирование понятий и оперирование ими.

    Для лучшего понимания рассмотрим еще несколько определений, непосредственно связанных с когнитивизмом.

    Несколько определений для примера

    Что означает слово «когнитивный»?

    Под когнитивным стилем понимают относительно устойчивые индивидуальные характеристики того, как у различных людей проходит процесс мышления и понимания, как они воспринимают, обрабатывают информацию и запоминают ее, а также способ решения задач или проблем, который выбирает индивид.

    В данном видео разбираются когнитивные стили:

    Что представляет собой когнитивное поведение?

    Когнитивное поведение человека представляют собой мысли и представление, присущие в большей степени именно данному индивиду.

    [3]

    Это поведенческие реакции, возникающие на некую ситуацию после обработки и упорядочивания информации.

    Когнитивный компонент – это совокупность различных установок по отношению к самому себе. В него входят следующие элементы:

    • представление о самом себе;
    • самооценка, то есть оценка этого представления, которая может иметь различный эмоциональный окрас;
    • потенциальная поведенческая реакция, то есть возможное поведение, основанное на представлении о себе и самооценке.

    Под когнитивной моделью понимают теоретическую модель, которая описывает структуру знаний, связь между понятиями, показателями, факторами, наблюдениями, а также отражает как поступает, хранится и используется информация.

    Иными словами, это абстракция психологического процесса, воспроизводящая ключевые моменты по мнению данного исследователя, для его исследования.

    В ролике наглядно демонстрируется классическая когнитивная модель:

    Когнитивное восприятие – это посредник между произошедшим событием и вашим восприятием его.

    Читайте так же:  Симптомы и методы терапии транзиторной глобальной амнезии

    Такое восприятие называют одним из самых эффективных способов борьбы с психологическим напряжением. То есть это ваша оценка события, реакция мозга на него и формирование осмысленной поведенческой реакции.

    Явление, при котором ограничивается возможность индивида усваивать и осмысливать происходящее из внешней среды, называется когнитивной депривацией. К ней относят дефицит информации, ее изменчивость или хаотичность, отсутствие упорядоченности.

    Из-за нее возникают препятствия для продуктивных поведенческих реакций в окружающем мире.

    Так, в профессиональной деятельности когнитивная депривация может привести к ошибкам и мешает принятию эффективных решений. А в повседневной жизни может стать результатом ложных выводов относительно окружающих индивидов или событий.

    Эмпатия – это способность сопереживать человеку, понять чувства, мысли, цели и стремления другого индивида.

    Она подразделяется на эмоциональную и когнитивную.

    И если первая базируется на эмоциях, то вторая основана на интеллектуальных процессах, разуме.

    К самым сложным видам научения относят когнитивное.

    Благодаря нему формируется функциональная структура среды, то есть извлекаются взаимосвязи между ее компонентами, после чего полученные результаты переносятся на реальную действительность.

    К когнитивному научению относится наблюдение, рассудочная и психонервная деятельность.

    Под когнитивным аппаратом понимают внутренние ресурсы познания, благодаря которым образуются интеллектуальные структуры, строй мышления.

    Когнитивная гибкость представляет собой способность мозга плавно переходить от одной мысли к другой, а также обдумывать сразу несколько вещей в одно и то же время.

    Также сюда относят возможность адаптировать поведенческие реакции к новым или неожиданным ситуациям. Когнитивная гибкость имеет большое значение при обучении и решении сложных задач.

    Она позволяет получать информацию из окружающей среды, следить за ее изменчивостью и корректировать поведение в соответствии с новыми требованиями ситуации.

    Когнитивная составляющая обычно тесно связана с «я»-концепцией.

    Это представление индивида о себе и набор неких характеристик, которыми, по его мнению, он обладает.

    Эти убеждения могут иметь различную значимость и меняться со временем. Когнитивная составляющая может базироваться как на объективных знаниях, так и на каком-либо субъективном мнении.

    Под когнитивными свойствами понимают такие свойства, которые характеризуют способности, имеющиеся у индивида, а также деятельность познавательных процессов.

    Когнитивные факторы имеет важную роль для нашего психического состояния.

    К ним относят способность анализировать собственное состояние и факторы внешней среды, давать оценку прошлому опыту и делать прогнозы на будущее, определять соотношение имеющихся потребностей и уровня их удовлетворенности, контролировать текущее состояние и ситуацию.

    Нарушение когнитивных функций — что это такое? Узнайте об этом из нашей статьи.

    Что такое «Я-Концепция»? Клинический психолог пояснит в этом видео:

    Когнитивная оценка является элементом эмоционального процесса, в который входит интерпретация происходящего события, а также собственного и чужого поведения на основе отношения к ценностям, интересам, потребностям.

    В когнитивной теории эмоции отмечается, что когнитивная оценка определяет качество переживаемых эмоций и их силу.

    Когнитивные особенности представляют собой специфические характеристики когнитивного стиля, связанные с возрастом индивида, его полом, местом проживания, социальным статусом и окружением.

    Под когнитивным опытом понимают ментальные структуры, обеспечивающие восприятие информации, ее хранение и упорядочивание. Они позволяют психике в дальнейшем воспроизводить устойчивые аспекты окружающей среды и в соответствии с этим оперативно реагировать на них.

    Когнитивной ригидностью называют неспособность индивида изменить собственное восприятие окружающей среды и представления о ней при получении дополнительной, иногда противоречащей, информации и возникновении новых ситуационных требований.

    Когнитивное познание занимается поиском методов и путей повышения эффективности, совершенствования мыслительной деятельности человека.

    С его помощью становится возможным формирование многогранной, успешной, мыслящей личности. Таким образом, когнитивное познание представляет собой инструмент формирования познавательных способностей индивида.

    К одной из черт здравого смысла относят когнитивные предубеждения. Индивиды часто рассуждают о чем-либо или принимают решения, которые пригодны в одних случаях, но вводят в заблуждение в других.

    Они представляют собой пристрастия индивида, необъективные смещения в оценке, склонность к неоправданным выводам в результате недостаточности информации или нежелания принимать ее к сведению.

    Таким образом, когнитивизм всесторонне рассматривает умственную деятельность человека, исследует мышление в различных изменчивых ситуациях. Данный термин тесно связан с познавательной деятельностью и ее эффективностью.

    О том, как справляться с когнитивными предубеждениями, вы можете узнать из этого видео:

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источники


    1. Добрицкая, Е. А. Как создать и сохранить счастливую семью / Е.А. Добрицкая, И.Л. Копылов. — М.: Современный литератор, 2014. — 416 c.

    2. Сергей, Александрович Муратов Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов / Сергей Александрович Муратов. — М.: Юрайт, 2016. — 773 c.

    3. Котова, А. К. Как стать правой рукой шефа. Настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2016. — 288 c.
    4. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. — М.: МП `Лерокс`, 1998. — 160 c.
    5. Грэй, Джон Марс и Венера: как сохранить любовь / Джон Грэй. — М.: София, 2011. — 160 c.
    Когнитивное направление в психологии — что это такое
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here