Когнитивные возможности — это важнейшие функции человеческого мозга

Сегодня мы рассмотрим тему: "Когнитивные возможности — это важнейшие функции человеческого мозга" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Когнитивные функции и возраст человека

Развивай мозг с молоду вместе с Wikium.ru, ведь когнитивные функции предопределяются уже с самого младенческого возраста, когда ребенок сначала устанавливает эмоциональный контакт со взрослым, а затем постепенно, с его помощью, начинает манипулировать предметами. Он открывает для себя их явные и скрытые свойства. Далее, в период с года до трех, мышление, память и остальная когнитивная сфера начинают развиваться особенно интенсивно. Ребенок всё берёт в руки, достаёт самые интересные вещи с самых дальних полок и создаёт тем самым большие неудобства родителям. Однако, для нормального развития это ему необходимо. Тем самым он расширяет свои взаимодействия с миром, исследует его, и на выходе формируется наглядно-действенное мышление. Он учится решать поставленную задачу путем реального, физического преобразования ситуации, взаимодействуя с вещами и предметами. Важную помощь в этом, конечно же, играет возможность ребенка ходить, появляющаяся в конце первого года жизни и постепенное развитие речи.

Так, ребенок переходит в дошкольный возраст (3-6 лет), где главной его деятельностью является игра. Казалось бы, что игры – занятие абсолютно бесполезное и обеспечивающее лишь беззаботное детство, однако, это не так. Детские игры – это обязательное условие нормального развития ребенка, как в плане овладения общественными взаимоотношениями, так и в плане развития его когнитивной сферы. Игра – это воссоздание человеческой деятельности, позволяющая дошкольнику усвоить социальные нормы и правила. Одно из основных свойств, вырабатывающееся в течение игры, напрямую влияющее на дальнейшее развитие когнитивных функций – это произвольность, то, благодаря чему ребенок получает возможность в дальнейшем планировать и регулировать свою деятельность.

Что касается мышления, то тут помимо наглядно-действенного, на первый план выступает наглядно-образное мышление, то есть способность решать поставленную задачу с помощью представления предметов и ситуаций, вместо реального манипулирования ими. В дошкольном возрасте происходит переход к понятийному интеллекту, ребенок начинает понимать причины явлений, учится рассуждать. Очень активно в этом возрасте так же развивается воображение. Кроме того, значительные изменения происходят в структуре памяти ребенка – он начинает пользоваться знаками и средствами запоминания, что значительно расширяет его возможности. Внимание становится устойчивым. И всё это возможно благодаря игре. Очень важно, чтобы родители обращали на это внимание и старались развивать когнитивные способности дошкольника с помощью специально подобранных игр. Тогда процесс обучения для ребенка будет простым и интересным.

В итоге, с вполне достаточной сформированностью восприятия, памяти, внимания, воображения и речи ребенок в возрасте 6 лет готов идти в школу.

Основа учебной деятельности – усвоение системы научных понятий. В течение обучения, в школе у ученика формируется словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память (образная и вербальная), произвольное внимание, письменная речь. Школьник учится анализировать – выделять из целого части, составляющие его компоненты. Важной вехой в школьном обучении является развитие абстрактного мышления (умения выделять существенные признаки предметов, отвлекаясь от их наглядных свойств), и дивергентного мышления, т.е. решения задач в виде генерирования сразу множества решений (что является основой творческого мышления). Так же важным новым образованием в когнитивной сфере подростка является появление когнитивного стиля, т.е. формирование устойчивых познавательных стратегий, используемых при запоминании и мышлении.

Так, к концу школы выполняется вся основная часть формирования когнитивных функций. В дальнейшем, происходит уход в профессиональную сферу деятельности, развитие отдельных выбранных умений и навыков, поддержание интеллектуального уровня.

Наш мозг активно развивается лишь до 21 года, но это вовсе не значит, что после этого возраста стоит опускать руки и ничего больше не делать для развития когнитивной сферы. Усиленная умственная деятельность заставляет клетки нашего мозга работать активнее и вовлекаться в формирование новых связей, что способствует более длительному сохранению высокого уровня когнитивных способностей. Это важно учитывать, поскольку с возрастом наблюдается снижение операционно-динамического, подвижного интеллекта, то есть способности решать новые задачи независимо от предыдущего опыта, мыслить логически. Однако, предметно содержательный интеллект, представляющий собой способность использовать накопленный опыт и усвоенные навыки, возрастает. Не стоит забывать, что возможности обучения и приобретения нового опыта достаточно велики в любом возрасте (и даже в старости) – именно поэтому стоит всегда уделять внимание развитию своих когнитивных функций.

Когнитивные функции и когнитивные нарушения

Слово «когнитивный» – научный термин и нечасто встречается в повседневной речи. Однако указывает он на хорошо знакомые каждому человеку способности – способности, которые связывают нас с окружающим миром и позволяют составить представление о нем.

К когнитивным (познавательным) функциям относят:

внимание — способность поддерживать необходимый для познания уровень психической активности;

восприятие — способность строить на основе информации, поступающей от органов чувств, целостные образы и представления;

гнозис — способность опознавать формируемые образы и относить их к категориям разума;

память — способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить полученную информацию;

интеллект — способность производить действия с усвоенной информацией (анализировать, сопоставлять, оценивать, обобщать, использовать для решения задач);

речь — способность общаться с использованием символической знаковой системы (языка);

праксис — способность формировать и включать в деятельность двигательные навыки, а также строить, заучивать и автоматизировать последовательности движений.

Все перечисленные ниже способности связаны с деятельностью головного мозга, а также зависят от общего состояния организма. Поэтому при нарушениях развития мозга, при его повреждениях, при сбоях в его работе, вызываемых воздействием иных заболеваний или сильных эмоциональных состояний, качество когнитивных функций снижается по сравнению с исходными личными показателями человека и/или по сравнению со средними возрастными показателями для представителей его группы. Заметное снижение качества называют когнитивными расстройствами.

Когнитивные нарушения отрицательно сказываются на достижениях человека в самых разных сферах его жизни: повседневной бытовой, учебной, профессиональной, социальной. В зависимости от степени проявления когнитивных расстройств ученые выделяют разные уровни их тяжести.

Когнитивная (познавательная) функция мозга

Рубрика: 1. Общая педагогика

Дата публикации: 07.03.2016

Статья просмотрена: 302 раза

Библиографическое описание:

Рахматов А. А. Когнитивная (познавательная) функция мозга [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9971/ (дата обращения: 26.07.2019).

Читайте так же:  Как правильно соблазнять мужчину в домашних условиях, на работе, в интернете

Когнитивная функция является сложным и не до конца понятным и изученным феноменом. Проводятся различные исследования для оценки познавательных функций, таких как память, острота умственного восприятия, способность концентрировать внимание, способность к обучению и к мобилизации, быстрота мышления.

Современное общество нуждается в специалистах, способных к инициативной, творческой, самостоятельной, динамичной деятельности, которые могут легко адаптироваться в ситуациях нового вида, быстро обеспечивают в полной мере переработку обширной информации, находят пути решения производственных задач, используют коммуникативно-творческие способности на предприятии.

Деятельность в условиях современного производства требует от инженера профессионального обучения, применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. Эти требования прописаны проектом «Национальной Доктрины образования в РФ», т. е. становится необходимым развитие и формирование творчески активной молодежи, обладающей гибким умом и креативным мышлением.

Творчество предполагает новое видение, новые решения и подход, т. е. готовность к самоизменению, к накоплению творческих способностей, включающих когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты и характеризующиеся высокой степенью овладения знаниями, умениями и навыками.

Развитие творческих способностей является одной из важных задач в подготовке специалиста, помогающих будущему специалисту принимать эффективные решения, реализовывать инновационную деятельность.

Современный образ жизни и конкурентные взаимоотношения подразумевают, что сохранение ясности ума является таким же приоритетом, как и сохранение здоровья тела.

В настоящее время 24 млн. человек во всем мире страдают от слабоумия и 60 % из них проживают в развивающихся странах. К 2040 году их будет 70 %, а общее количество будет удваиваться каждые 20 лет.

Считается, что глобальные затраты, прямые и косвенные, связанные с болезнью Альцгеймера и другими формами слабоумия, составляют 248 миллиардов долларов США.

Такие распространенные заболевания как сердечно-сосудистые, диабет 2 типа, высокое давление, ожирение влияют на познавательные способности.

Поэтому необходимо успешно противостоять этой возрастающей проблеме. Кроме уменьшения риска развития мозговых сосудистых нарушений необходим активный здоровый образ жизни, чтобы предотвратить ухудшение познавательной функции.

Человек обладает способностью к познавательной функции с рождения, т. е. способен к изучению или запоминанию определенного количества информации. Обычно эта способность измеряется коэффициентом умственного развития (IQ). Способность учиться замедляется постепенно, но познавательная функция сохраняется у здоровых людей почти до конца жизни.

Еще Платон считал мышление главным когнитивным процессом. Психология относит к мышлению активную сторону познания. С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга.

Для совершенствования аналитическо-синтетических способностей можно использовать шахматы, стоклеточные и русские шашки, сложные карточные игры.

Гиподинамия ухудшает показатели высшей нервной деятельности, продуктивность умственной деятельности снижается, резко ухудшается внимание, увеличивается общее время выполнения умственных операций.

Ведущие педагоги-преподаватели всегда считали самостоятельную работу одним из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов, развития ответственности и творческих способностей. Основной задачей организации самостоятельной работы студентов заключается в создании условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.

Современному инженеру требуется оперативное мышление, он должен уметь быстро проанализировать поступившую информацию, принять правильное решение, а также быстро его реализовать.

В энциклопедическом словаре «Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика» 2005 г. написано, что оперативное мышление — деятельность по решению практических задач в быстроменяющихся условиях на основе моделирования человеком состояний объектов трудовой деятельности и приводит к формированию в конкретной ситуации схем (плана) действий по управлению.

Существует комплекс упражнений, девизом которого является: от движения к мышлению. Правильное выполнение комплекса упражнений активизирует умственные способности, улучшает контроль и регуляцию деятельности, стимулирует совершенствование познавательных функций, решает эмоциональные проблемы.

Сравнительная диагностика до и после выполнения комплекса подтверждает улучшение памяти, внимания, моторики, повышение работоспособности и снижение утомления. Доведенные до автоматизма движения способствуют созданию новых нейронных нитей, что расширяет резервные возможности мозга.

В комплекс упражнений входят элементы следующих методик:

 Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга»;

 Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга»;

 Массаж профессора И.Н. Ауглина;

 Кинезиологические упражнения А.П. Сиротюк.

Для гимнастики мозга необходимы координационные упражнения с постепенным их усложнением.

Для примера приведем упражнение для гармонизации межполу- шарных отношений, развития внутреннего контроля: стоя, сжав ладони в кулак поднять вверх большие пальцы и следя за ними чертить в воздухе знак бесконечности двумя руками одновременно.

[3]

Массаж проводится в волосистой части головы, ушей, щек, лба, подбородка, век, носа.

Считается, что 6 продуктов улучшают функцию мозга: грецкие орехи, морковь, ягоды, рыба, кофе и чай, шпинат.

Мозг особенно уязвим к воздействию свободных радикалов, вырабатываемых в процессе метаболических превращений. А грецкие орехи содержат большое количество антиоксидантов, которые компенсируют повреждения, вызванные свободными радикалами организма в ДНК клетках мозга.

Морковь содержит высокий уровень соединения называемого лютеолин, который может снизить потерю памяти. Лютеолин содержится в оливковом масле, перце, сельдерее, ромашке.

Минералы железа, йода, витамины группы В играют важную роль в когнитивной функции.

Ягоды, богатые витаминами, улучшают память.

В рыбе много жирных кислот омега — 3, которые замедляют ухудшение познавательной функции мозга.

Кофе и чай улучшают когнитивную функцию мозга.

Шпинат, содержащий витамины С и Е, улучшает познавательные способности и стимулирует мозговую функцию.

Внимание является лишь свойством различных психических процессов, одним из компонентов познавательной деятельности человека. Свойства внимания: концентрация, объем, устойчивость, переключение, распределение. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.д.), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

Инженеру необходимы такие качества внимания как способность одновременно воспринимать несколько объектов (объем внимания), выполнять одновременно несколько действий (распределение внимания), быстро переносить внимание с одного объекта на другой (переключение внимания), умение сосредоточиться на одном объекте (концентрация внимания), быть способным удерживать требуемую интенсивность внимания в течение длительного времени (устойчивость внимания).

Труд инженера требует хорошую оперативную и долговременную память.

[1]

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначающая сохранять, накапливать и воспроизводить информацию, которая в настоящее время ежедневно растет.

Существуют различные типы памяти: сенсорная (зрительная, моторная, звуковая, вкусовая, болевая), образная, эмоциональная и мн. др.

Читайте так же:  Симптомы и признаки шизофрении у женщин и девушек

Большинство исследований доказывают, что память человека улучшается вплоть до 20-25 лет, затем держится на одном уровне до 40-45 лет, в 50 отличается наибольшей восприимчивостью, после чего начинает угасать.

Нервное истощение моментально сказывается на памяти, т. к. память — живой динамический процесс, который требует условий полного здоровья головного мозга, его бесперебойной работы буквально на клеточном уровне. Процессы запоминания информации регулируются посредством работы нейромедиаторных систем в головном мозге.

Для улучшения памяти поможет обучение скорочтению, развитие внимательности, ассоциативное мышление.

  1. Комарова Т. К. Психология внимания. Учебно-методическое пособие. Гродно : ГрГУ, 2002.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2001.
  3. Некрылова В.В. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига. М., 2000.
  4. Никиткин В.А., Крылова Л.М., Пшеничников А.Ф., Крамской С.И. Физическая культура в строительных вузах. Учебник М., 2010.
  5. Роговин М.С. Проблемы истории памяти. М., 1977.
  6. Улъяшина О.Н. Проблема оценки качества сформированности творческих способностей студентов профессионально-педагогического вуза. Теоретические и методологические проблемы современного образования. Материалы IX Международной научно-практической конференции. 2012.

Похожие статьи

Особенности мышления при локальных поражениях мозга

Ключевые слова:нарушение мышления, когнитивные расстройства, интеллектуальная деятельность, нейропсихологии.

Мышление — это интегративная функция человека, которая требует для своей работы активацию практически всех зон мозга, которые находятся.

Влияние физических упражнений на умственную деятельность.

Физические нагрузки вызывают перестройки различных функций организма, воздействуют на умственную работоспособность, внимание, оперативное мышление, объем переработанной информации.

Пантогам в лечении когнитивных расстройств у детей

Действительно, так называемые высшие когнитивные функции: восприятие, память, внимание, сенсомоторная деятельность, аналитико — синтетические процессы — являются основой психосоциального развития ребенка.

Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация».

Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация» как операционные механизмы мышленияпознавательной способности младшего школьника.

От 3 месяцев до 30 месяцев: предметом деятельности является вокальные упражнения с голосовым аппаратом.

Когнитивные нарушения у больных с нарушениями мозгового.

Недостаточность когнитивных функций проявляется нарушением памяти, речи, счета, пространственно-временной ориентации, снижением способности к абстрактному мышлению, признаками замедления мышления.

Ноотропы как лекарственные средства, влияющие на высшие.

В основном, функции ноотропных препаратов направлены на улучшение: память, восприятие, внимание, мышление, ориентацию, активность. В детской практике показаниями к назначению ноотропов являются задержка психического и речевого развития, умственная отсталость.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности.

Выделены основные определения мышления как высшей формы познавательной деятельности.

Если в этом умственном процессе играет роль отвлеченное свойство, то оно лишь на «мгновение» привлекает наше внимание, а затем сменяется чем-нибудь иным и.

Гигиена учебного процесса как фактор повышения умственной.

Видео (кликните для воспроизведения).

Высокая умственная нагрузка негативно влияет на высшую нервную деятельность, ухудшаются функции внимания, памяти, восприятия [4]. Вопросы утомления, работоспособности.

Индивидуальные особенности мышления | Статья в журнале.

Основная функция мышления — познание сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними, что

Мышление как высшая форма познавательной деятельности.

К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.

Когнитивные функции. Просто о сложном.

Задумывались ли Вы когда-нибудь над тем, почему судьбы людей так отличаются друг от друга, ведь мы все устроены одинаково? Так почему же, несмотря на это, один человек достигает в жизни успеха, а у другого не получаются, казалось бы, самые простые вещи?

Конечно, все дело в работе мозга. А точнее, в его способности обрабатывать поступающую информацию. Давайте посмотрим, как это происходит.

Представьте, что смотрите на движущийся автомобиль.

Ваши глаза устроены не сложнее видеокамеры. Они всего лишь умеют воспринимать свет и преобразовывать его в поток сигналов. Чтобы эти сигналы обрели определенный смысл, Ваш мозг должен проделать огромную дополнительную работу.

Прежде всего, он должен распознать контуры автомобиля на фоне окружающих его предметов и сравнить полученную форму с миллионами других, хранящихся в Вашей памяти. Только задумайтесь над тем, что Вы можете сделать это за доли секунды, и Вы поймете, какими удивительными способностями обладаете. Более того, Вы сможете сделать это даже если на улице темно, а автомобиль виден только частично.

Этот процесс называется «восприятие», и его результатом будет образ автомобиля в Вашем сознании.

Образ – это гораздо больше, чем просто картинка. Ваши глаза передают Вам всего лишь плоский силуэт с двумя колесами, в то время как образ включает в себя все, что Вы знаете об автомобилях. Вы понимаете, что это – транспортное средство, что у него 4 колеса, что он железный и очень тяжелый, а также то, что если Вы вдруг с ним столкнетесь, то Вам может не поздоровиться. Но и это еще не всё!

Ваш мозг непрерывно занимается предсказанием будущего! Едва заметив машину, он тут же рассчитает вероятность вашего столкновения. Для этого, на основании видимого углового размера машины и Ваших знаний о её настоящей длине, он определит расстояние, оценит скорость и направление движения и выполнит все необходимые расчеты, результатом которых станет Ваше решение: продолжить путь или притормозить.

Это включилось в работу мышление – способность выполнять с образами различные операции и прогнозировать последствия. Именно благодаря мышлению Вы способны планировать свои действия.

Описанные процессы памяти, восприятия и мышления настолько сложны, что ни один, даже самый мощный, современный компьютер не может справиться с ними так же хорошо, как Ваш мозг. Тем не менее, и его возможности не безграничны.

Мозг не может анализировать абсолютно все, что Вы видите и слышите. Ему ежесекундно приходится выбирать, какие из поступающих сигналов нужно обрабатывать, а какие можно пропустить.

Этот механизм называется «внимание». Благодаря ему, анализу подвергается только самая важная в данный момент информация. Так, например, если на пути вдруг возникнет препятствие (к примеру, столб или яма), Ваше внимание мгновенно переключится на него, и мозг тут же рассчитает новый маршрут движения. Однако если по какой-то причине внимание будет отвлечено на что-то другое – быть беде, поскольку в Вашем внутреннем мире, в отличие от реального, это препятствие просто не будет существовать!

Восприятие, память, внимание и мышление вместе называются «когнитивными» или «познавательными» функциями. Это то, что делает нас разумными. Однако, если физиологическое строение у разных людей примерно одинаковое, то о когнитивных функциях такого сказать нельзя. Даже у людей одного возраста их параметры могут очень сильно отличаться. Во многом именно это обуславливает выбор профессии и то, каких успехов люди достигают.

Читайте так же:  Становление экспериментальной психологии и виды экспериментов

Когнитивные функции развиваются у человека, начиная с рождения, вплоть до 20 – 25 лет, после чего, при отсутствии тренировки, их уровень остается практически неизменным. После 40 – 50 лет они начинают постепенно угасать. Вначале это не так заметно, поскольку ухудшение познавательных функций с легкостью компенсируется более рациональным их использованием за счет имеющегося жизненного опыта. Однако, чем старше человек становится, тем сложнее ему дается эта компенсация, и в результате он начинает ощущать существенное снижение качества жизни. Это проявляется в первую очередь неспособностью выучить новые знания, освоить новый прибор, запомнить или понять что-либо, и т.п.

До недавнего времени считалось, что мозг может развиваться только в детстве, а удел взрослого человека – беречь то, что есть. Существует даже популярная фраза «нервные клетки не восстанавливаются».

[2]

Однако современные исследования показали, что это не так. Нервные клетки могут заменяться новыми так же, как и любые другие. Более того, этот процесс происходит в мозгу каждого человека постоянно и независимо от возраста. Также не является неизменной и структура связей между нервными клетками. А ведь именно от этих связей зависит то, насколько эффективно мозг может выполнять различные операции.

Если Вы систематически выполняется некую умственную работу, то Ваш мозг перестраивает сам себя таким образом, чтобы выполнять ее более эффективно. Если же, наоборот, Вы позволяете мозгу лениться, то со временем он утрачивает свои качества. Что работает – то развивается.

Вот почему так важно тренировать когнитивные функции, и сделать это можно, например, при помощи Битрэйники – системы специальных онлайн-тренажеров, созданных в виде игр. Эти игры, в отличие от простых головоломок, адресно задействуют различные свойства восприятия, памяти, внимания и мышления. Таким образом, развив их в игре, Вы сможете получить преимущества и в реальной жизни.

CogniFit — Человеческий мозг

Для моих тренировок

Для оптимизации работы с пациентами

Для использования членами моей семьи

Для оптимизации работы с учениками

Для проведения научных исследований

Пожалуйста, подтвердите, что тренировки и/или тесты предназначены для вас. Вы создадите персональную учётную запись. Этот вид учётной записи разработан специально для того, чтобы помочь вам оценить и тренировать ваши когнитивные способности.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам, предназначенным для ваших пациентов. Вы создадите учётную запись для управления пациентами. Эта учётная запись специально разработана в помощь специалистам в области здравоохранения (врачам, психологам и т.д.) для диагностики когнитивных расстройств и вмешательства.

Подтвердите, что вы хотите предложить когнитивные тренировки и/или тесты вашим родным или друзьям. Вы создадите семейную учётную запись. Эта учётная запись создана для того, чтобы члены вашей семьи получили доступ к тестам и тренировкам CogniFit.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для участников вашего исследования. Вы создадите учётную запись для исследователей. Эта учётная запись специально разработана в помощь учёным при исследовании когнитивных областей.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для ваших учеников. Вы создадите учётную запись для управления учениками. Эта учётная запись специально разработана в помощь при диагностике и лечении когнитивных расстройств у детей и учащейся молодёжи.

При регистрации и использовании CogniFit вы соглашаетесь с тем, что вы прочитали, поняли и принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности CogniFit.

Человеческий мозг

Получить доступ к клиническим упражнениям для тестирования мозга

Стимулируйте ваш мозг, тренируйте мозговые функции

Восстановление и улучшение регенерации мозга. Попробуйте!

Что такое мозг?

Что такое головной мозг? Мозг — это сложный орган, который является частью Центральной Нервной Системы (ЦНС). Он расположен в передней и верхней части черепной полости, а также присутствует во всех позвонках. В черепной коробке мозг плавает в прозрачной жидкости, называемой спинномозговой жидкостью, которая даёт ему как физическую защиту, так и иммунитет.

Мозг — это мышца? Мы часто слышим, что для того, чтобы не атрофироваться, мозг, как и мышцы, должен тренироваться. Несмотря на это, важно помнить, что головной мозг не является мышцей. Мозг состоит не из миоцитов, а из миллионов нейронов, связанных между собой при помощи аксонов и дендритов. Каждый по отдельности и все вместе они регулируют функции нашего мозга и тела. Наше дыхание, питание и сон, способность рассуждать, влюбляться и спорить, — всё это контролируется нашим мозгом.

Зачем нужен мозг? Функции мозга

Мозг является главным органом ЦНС, контролирующим и регулирующим большинство функций человеческого организма. Начиная от жизненно важных, таких, как, например, дыхание или сердечные ритмы, сон, голод, жажда, до высших функций: рассуждение, память, внимание, контроль эмоций и поведение.

Мозг регулирует все производимые нами во сне и наяву действия: когда мы дышим или глотаем, смотрим, слушаем, что-то трогаем или пробуем, читаем или пишем, поём или танцуем, думаем в тишине или говорим, любим или ненавидим, ходим или бегаем, планируем или действуем спонтанно, представляем или создаём, и т.д. Составим список основных функций мозга:

  • Контроль жизненных функций: контроль температуры тела, артериального давления, частота сердечных сокращений, дыхание, сон, питание.
  • Приём, обработка, интеграция и интерпретация всей полученной от органов чувств информации: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
  • Контроль движений и поз тела: ходьба, бег, речь, стояние на месте.
  • Отвечает за наши эмоции и поведение.
  • Позволяет нам думать, рассуждать, чувствовать, быть.
  • Контролирует высшие когнитивные функции: память, обучаемость, восприятие, исполнительные функции…

«Люди должны знать, что из мозга, и только из мозга возникают наши радости, удовольствия, смех и шутки, точно так же как и наши горести, боль, печаль и слёзы. Благодаря мозгу мы приобретаем мудрость и знания, видим и слышим, отличаем уродливое от прекрасного, плохое от хорошего, вкусное от пресного. Из-за мозга мы сходим с ума и бредим, нас одолевает страх и ужас. Нам приходится всё это терпеть, когда мозг нездоров. В связи с чем я придерживаюсь мнения, что этот человеческий орган обладает огромной властью” Гиппократ (IV в. до н.э.) «О священной болезни».

Читайте так же:  Что делать, если муж раздражает советы психолога женщинам

Гиппократ догадался, что человеческий мозг является одним из самых сложных, загадочных и в то же время совершенных творений природы. В своё время Гиппократ и его современники даже не могли себе представить как далеко мы продвинемся в изучении мозга. Благодаря технологическим достижениям в нейровизуализации, медицине, биологии, психологии и нейронауках в целом мы смогли разгадать важнейшие тайны анатомии мозга и его функций. Однако до сих пор существует множество секретов и вопросов, на которые пока нет ответа.

Отделы головного мозга

Характеристика человеческого мозга

Сколько весит человеческий мозг? Какого он размера? Сколько нейронов в мозге?

  • Кора головного мозга людей является одной из самых сложных и развитых. Она не только крупнее, чем у животных, но и образует сложную структуру, формируя борозды и извилины, придающие ей характерный сморщенный вид.
  • Человеческий мозг весит около 1,4-1,5 кг, а его объем достигает 1130 и 1260 кубических сантиметров у женщин и мужчин соответственно.
  • Мозг (и спинной мозг) покрыты оболочками, называемыми мозговыми оболочками, защищающими мозг от ударов по черепу.
  • Для большей защиты мозг «плавает» в спинномозговой жидкости.
  • Считается, что мозг состоит из более чем 100 миллионов мозговых клеток, главным образом глиальных клеток и нейронов.

ГЛИАЛЬНЫЕ КЛЕТКИ:Это самый распространенный тип клеток ЦНС. Эти клетки обладают способностью деления в головном мозге взрослого человека (нейрогенез), что необходимо для правильного функционирования мозга. Эти клетки оказывают основную структурную поддержку нейронов; покрывают их аксоны миелиновой оболочкой с целью улучшения синаптической трансмиссии (шванновские клетки); играют важную роль в клеточном питании; участвуют в регенерации и восстановлении нервных клеток, иммунных механизмах, поддержании гематоэнцефалического барьера и т.д. Существуют различные типы глиальных клеток: астроциты, олигодендроциты и микроглиальные клетки. В периферической нервной системе это шванновские клетки, клетки-сателлиты, макрофаги:

  • Серое вещество мозга преимущественно составляют сомы и дендриты нейронов.
  • Белое вещество — это зона, в которой доминируют аксоны нейронов. Эта субстанция беловатого цвета из-за миелинового покрытия аксонов.

Как работает головной мозг?

Головной мозг работает путём передачи информации между нейронами (и другими рецепторными или эффекторными клетками) посредством электрохимических импульсов. Эта передача информации происходит во время синапса. При синапсе нейроны и клетки контактируют между собой, посредством химических разрядов и электрических импульсов обмениваясь нейротрансмиттерами, активирующими или тормозящими действия другой клетки. Терминали аксона являются пресинаптическими элементами нейронной коммуникации, через которые нейрон устанавливает связи с дендритами, сомой и даже другими аксонами.

Передача информации между нейронами длится миллисекунды. Одновременно и скоординированно происходят сотни соединений, которые позволяют нам адекватно воспринимать информацию, понимать её и отвечать окружающему миру.

Развитие человеческого мозга

Как развивается человеческий мозг? Развитие человеческого мозга начинается в эмбрионном периоде и заканчивается в юношеском возрасте. Спустя лишь 4 недели после зачатия начинает образовываться нервная трубка, из которой в дальнейшем сформируется мозг и спинной мозг. Именно тогда начинаются процесс клеточной пролиферации, миграции и дифференциации, в результате которых сформируется мозг. Нейроны производятся в нервной трубке и затем покидают её, чтобы стать частью важнейших отделов мозга, затем дифференциируются и специализируются в зависимости от функций, которые они будут выполнять.

Подсчитано, что в дородовый период вырабатывается более 250000 клеток головного мозга за минуту. На самом деле, при рождении у младенца уже имеются все необходимые нервные клетки, однако эти клетки ещё не связаны между собой. В течение первых двух лет эти связи начинают формироваться генетически, при этом в основном за счет взаимодействия с окружающей средой и в зависимости от полученных стимулов. Процессы миелинизации (процесс, при котором нервные волокна покрываются изоляционным слоем жира, упрощающим передачу информации) способствуют тому, что это происходит быстрее, и отвечают за увеличение размера мозга.

От 0 до 12 месяцев: у младенцев еще не развит спинной мозг и ствол головного мозга, поэтому они реагируют только на рефлекторные стимулы и выполняют только базовые функции выживания такие, как сон, питание или плач. В процессе взаимодействия с окружающей средой они устанавливают новые связи и быстро учатся смотреть в нужном направлении, повторять согласные звуки, понимать речь.

До 3-х лет мозг уже достигает 80% объема мозга взрослого человека, кроме того, лимбическая система и кора головного мозга уже достаточно развиты. Это позволяет детям распознавать и выражать эмоции, играть, начать считать и разговаривать. Поэтому считается, что до этого возраста мозг обладает максимальной пластичностью — до такой степени, что даже если одна из его областей будет повреждена, другая, возможно, примет на себя её функции (хотя она пока еще может не специализироваться в этом).

Мозг не прекращает развиваться даже по прошествии юности: дольше всего созревают лобные части мозга, отвечающие за поведение, мышление, решение проблем и т.д.

Однако, даже если созревание мозга заканчиватся в юности, в мозге продолжают происходить процессы нейрогенеза (создание новых нейронов), и могут устанавливаться новые связи с помощью тренировки и усиления нейронных связей. Это является основой пластичности мозга.

Возможно ли тренировать и улучшить способности мозга? Как вам в этом может помочь CogniFit

Благодаря пластичности мозга, а также его способности устанавливать новые связи и усиливать старые, мы можем улучшить наши когнитивные навыки. Когнитивная тренировка и стимуляция, которую предлагает «КогниФит», сможет вам в этом помочь.

Когнитивные функции: что это такое

Большинство мозговых функций тесно взаимосвязано с работой центральной нервной системы. Именно эти два элемента отвечают за управление телом и разумом. Взаимосвязанная работа этих систем осуществляет жизненно важные функции организма. Существуют базовые функции человеческого организма, такие как сон, стремление к размножению, дыхание и сердцебиение. Помимо этого, существуют высшие функции, которые «включаются» во время ведения разговора или воспоминаний. Каждый отдел головного мозга отвечает за определенный функциональный набор. За базовые функции отвечают такие элементы, как мозжечок, варолиев мост и продолговатый мозг. Высшими функциями головного мозга управляют полушария и лобные доли мозговой коры.

Слово «когнитивный» – научный термин и нечасто встречается в повседневной речи

Что означает термин «когнитивные функции»

После того как был рассмотрен порядок работы человеческого мозга, можно перейти к вопросу о том, что такое когнитивные функции. Данный термин используется для описания умственных процессов, благодаря которым человек получает возможность воспринимать, передавать, анализировать и запоминать различную информацию. Благодаря этим процессам, человек получает возможность взаимодействовать с окружающим миром.

Читайте так же:  Подростковая любовь

Ежедневно человеческий мозг находится в активном состоянии. Приготовление завтрака, чтение книг, управление транспортом и ведение светских бесед осуществляется благодаря миллиардам сложных вычислений. Связи между нейронами в различных областях головного мозга позволяют наладить контакт человека с окружающей его средой. Таким образом, когнитивные функции отвечают за коммуникационный контакт не только между людьми, но и окружающими объектами.

Довольно часто при разговоре о высших когнитивных функциях, упоминаются когнитивные навыки, предназначение которых лежит во взаимодействии с окружающим миром. Несмотря на то что каждый из этих навыков рассматривается отдельно, большинство из них имеют прочную взаимосвязь и различные пересечения. Когнитивные функции мозга человека включают в себя:

Каждый из вышеперечисленных навыков включает в себя несколько подгрупп, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Как используются данные функции

Разбирая вопрос о том, когнитивные функции, что это такое, следует уделить особое внимание использованию набора этих навыков. Ежедневно человеческий мозг принимает участие в выполнении огромного количества физических задач. Каждая из этих задач требует миллиона расчётов, которые выполняются за доли секунды различными областями мозга. В качестве примера использования когнитивных навыков давайте рассмотрим следующие ситуации:

Приготовление пищи сопровождается множественными когнитивными способностями. Для того чтобы приготовить еду, необходимо вспомнить рецепт и уделить внимание степени готовности различных ингредиентов. Таким образом, мозг грамотно распределяет свою активность и ежесекундно решает множество поступающих задач. Определенные мозговые отделы отвечают за общение с окружающими людьми. Способность слушать и понимать собеседника, далеко не все когнитивные навыки, которыми сопровождается беседа. Во время разговора между людьми активируются такие способности, как концентрация и внимание. Именно благодаря этим навыкам коммуникационного общения, человек получил возможность общаться с окружающими его людьми.

Управление автотранспортом довольно сложный процесс, который требует собранности и повышенной концентрации. В активации этого навыка принимают участие миллионы нейронных связей, которые отвечают за широкую гамму когнитивных способностей. Многие люди считают, что расслабленные автоматические действия не включают в себя использование когнитивных навыков. Однако, данное мнение ошибочно. Данные способности принимают прямое участие в данном процессе, так как без них человек бы никоим образом не проявлял свою активность.

Когнитивные нарушения отрицательно сказываются на достижениях человека в самых разных сферах его жизни

Как когнитивные навыки связаны с мозговыми отделами

Давайте перейдем к вопросу, как когнитивные способности взаимосвязаны с определенными мозговыми отделами. Данный функционал является особым участком головного мозга, который обладает собственной группой нейронов. Предназначение этих нейронов – передача определенных нервных импульсов. Снижение когнитивных функций может быть вызвано нарушениями циркуляции крови, черепно-мозговыми травмами и злокачественными новообразованиями в области мозга.

Большинство из познавательных навыков формируется в области коры головного мозга. Ученые подразделяют этот отдел на три основные зоны:

  1. Ассоциативную – отвечающую за обеспечение связи между сенсорными и моторными навыками. Помимо этого, эта зона определяет реакцию сознания на импульсы, исходящие из сенсорной области.
  2. Моторная – отвечает за различные движения человеческого тела.
  3. Сенсорная – отвечает за обработку сигналов, поступающих от органов чувств.

Лобные доли принимают непосредственное участие в логическом и абстрактном мышлении, произношении и восприятии речи, а также в планировании совершаемых движений. Затылочная доля отвечает за анализ зрительной информации, а височная за слуховые ощущения. В самом центре расположена система, занимающаяся анализом сенсорных чувств. Существуют определенные мозговые отделы, которые отвечают за навыки, необходимые для выживания. К таким навыкам относятся проявление эмоций, обоняние и память.

Существуют даже мозговые отделы, которые занимаются перераспределением всей поступающей информацией, что способствует слаженной работе всего организма.

Средний мозг выполняет одну из главных задач и отвечает за осознание собственной личности. Помимо этого, данный отдел отвечает за адаптивное поведение. Передача нервного импульса между отделами осуществляется при помощи нейромедиаторов. К этим элементам относятся адреналин, серотонин, ацетилхолин и многие другие вещества. Именно эти микроэлементы отвечают за скорость различных когнитивных процессов.

Когнитивная деятельность — это способность выполнять такие функции головного мозга, как внимание, память, язык, визуально-пространственное восприятие и исполнительные функции

Различные нарушения мозговой активности

Нарушение когнитивных функций может иметь разную степень выраженности. Существует ряд определенных факторов, которые влекут за собой изменения в мозговой активности. К таким факторам относятся черепно-мозговые травмы, инфекционные и онкологические заболевания. Помимо этого, определенное влияние на работу головного мозга имеют сердечно-сосудистые патологии, такие как атеросклероз, инсульт и инфаркт.

Немаловажную роль в вопросе нарушения когнитивных способностей имеют дегенеративные заболевания, такие как болезнь Паркинсона или Альцгеймера. Развитию различных нарушений в сфере работы головного мозга способствуют проблемы с метаболизмом и функциональностью иммунной системы.

Довольно часто тип нарушения зависит от формы воздействия определенных факторов. Некоторые навыки подлежат полному восстановлению при правильном подходе к терапии заболевания. Однако сама результативность лечения напрямую зависит от своевременности обращения за медицинской помощью.

Видео (кликните для воспроизведения).

<iframe src=»https://www.youtube.com/embed/BZGPRXdzje0?enablejsapi=1&autoplay=0&cc_load_policy=0&iv_load_policy=1&loop=0&modestbranding=0&rel=1&showinfo=1&playsinline=0&autoh >

Источники


  1. Анатолий, Некрасов Проектируем счастливую семью. Семьеведение / Некрасов Анатолий. — М.: АСТ, 2012. — 512 c.

  2. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — Москва: Машиностроение, 2017. — 771 c.

  3. Лаврик, О.В. Настоящему мужчине / О.В. Лаврик. — М.: Аргумент Принт, 2013. — 538 c.
  4. Стил, Лилия Я — женщина. Современная энциклопедия женщины / Лилия Стил. — М.: Рипол Классик, 2017. — 512 c.
  5. Марк Гангор Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.
Когнитивные возможности — это важнейшие функции человеческого мозга
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here