Когнитивный диссонанс

Сегодня мы рассмотрим тему: "Когнитивный диссонанс" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Когнитивный диссонанс

Явление когнитивного диссонанса, обнаруженное и эмпирически обоснованное Леоном Фестингером в 50-х годах прошлого столетия, лежит в основе многих личностных профессиональных проблем: мотивации, принятия решений, общения, потери и сохранения индивидуальности в группе, самоанализа и самооценки субъекта. В процессе профессиональной деятельности неизбежно возникает внутренний конфликт, связанный с противоречиями в целях личных и профессиональных, несоответствием ожиданий и результата и др. Фестингер Л. объяснил это явление через исследование того, каким образом человек оценивает сам себя в условиях отсутствия объективного(социального) стандарта.

По Фестингеру когнитивные элементы познания человека могут быть взаимосвязаны и не взаимосвязаны, быть постоянными или находиться в противоречии (дистантными), тогда может иметь место когнитивный диссонанс, порождая в субъекте желание уменьшить или устранить диссонанс. Степень когнитивного диссонанса определяется важностью элементов, состоящих в противоречии. Диссонанс вызывает у индивида чувство психологического дискомфорта, которое необходимо идентифицировать, исследовать и устранять, а не привыкать жить в нем. Это явление позволяет нам понять, что что-то не так, диссонанс становится слабым сигналом появления возможных серьезных проблем.

Есть два способа избавиться от диссонанса за счет увеличения числа и значимости согласованных элементов, второй способ изменить диссонансный элемент.

Когнитивный диссонанс- это явление психологического дискомфорта, связанное с внутренним несоответствием элементов, Фестингер Л. сравнивает его с голодом, фрустрацией или неравновесием.

В ходе исследований показано, что возникновение диссонанса мотивирует субъекта к его уменьшению и вызывает стремление активно избегать ситуации и информации, которые могут вести к его возрастанию.

В ходе целенаправленной деятельности часто возникает диссонанс, например, в ситуациях, когда:

— субъекты совершают поступки, которые не соответствуют их мыслям, которые противоречат убеждениям, входящим в их систему ценностей;

— диссонанс со знанием, мнением или представлением

человека относительно собственного поведения;

— мы принимаем решения, которые противоречат нашим целям;

— приходится выстраивать коммуникацию с людьми, чьи взгляды мы не разделяем

— человек становится очевидцем непредсказуемых событий – планируемая важная встреча под угрозой срыва из-за непредвиденного обстоятельства;

— когда ему становится известна какая-либо новая информация, которая может изменить систему знаний- человек, совершенно уверенный в неэффективности профессиональных блогов в согласовании вопросов, случайно наталкивается на статью с убедительным описанием ее преимуществ и сталкивается с неизбежным применением этого средства, как единственного в некоторой ситуации.

В любой из перечисленных ситуаций, в системе знаний индивида пусть на короткое мгновение, но возникнет диссонанс. Основную проблему составляет не сиюминутное проявление диссонанса, а когда он становится устойчивым.

Когнитивные элементы – это факторы определяющие индивидуальную картину действительности субъекта. Эта реальность может быть

физической, социальной или психологической, но в любом случае знание более или менее точно отображает ее.

Другими словами, элементы знания соответствуют по большей части тому, что человек фактически делает или чувствует, и тому, что реально существует в его окружении. В случае мнений, убеждений и ценностей реальность может состоять в том, что думают или делают другие.

Основные положения когнитивного диссонанса:

  1. Если два когнитивных элемента релевантны по отношению друг к другу, то характер отношения между ними является либо диссонантным, либо консонантным.

Определение: два элемента, взятые по отдельности, находятся в диссонантном отношении, если отрицание одного элемента следует из другого. Можно сказать, что X и Y находятся в диссонантном отношении, если не X следует из Y.

  1. Степень диссонанса (или консонанса) увеличивается вместе с увеличением важности или значения, входящих в данную когнитивную систему элементов.
  2. Степень диссонанса, существующего между двумя системами когнитивных элементов, напрямую зависит от взвешенной пропорции тех релевантных отношений между двумя системами, которые являются диссонантными. Термин взвешенная пропорция используется здесь потому, что каждое релевантное отношение было бы оценено в зависимости от важности элементов, включенных в данное отношение. Степень возникающего диссонанса — очень важная переменная при определении интенсивности стремления к уменьшению диссонанса.

Ключевыми процессами профессиональной деятельности, в которых возникает диссонанс:

— после принятия решения

— ролевые отношения в профессиональных группах;

— выполнение указаний после вынужденного согласия.

Принятие решений и после

Во время принятия решений по схеме выбора из ряда альтернатив, ни одна из альтернатив не может быть абсолютно хороша, иначе ситуации выбора не было. Как правило, есть ряд критериев по которым одна альтернатива хороша, однако по другим – другая альтернатива может быть признана хорошей. В ходе этого важно пользоваться схемными методами для сравнения и полностью принимать свой выбор, даже если в последствии он окажется неудачным.

Рост диссонанса при принятии и решений:

  1. Величина диссонанса, возникающего после принятия решения, возрастает с увеличением важности решения и в случае относительной привлекательности отклоненных альтернатив.
  1. Величина диссонанса, возникающего после принятия решения, уменьшается с увеличением числа когнитивных элементов, соответствующих тождественным характеристикам выбранных и отклоненных альтернатив.

Следствием сомнений и объективной невозможности сделать рациональный выбор является диссонанс, возникающий после принятого решения, так как несоответствие результатов ожиданиям заставляет возвращаться к невыбранным альтернативам.

В частности, Л. Фестингер рассматривает основные способы, с помощью которых диссонанс, возникающий после принятия решения, может быть уменьшен:

1) изменение или аннулирование решения – психологический прием, который состоит в убеждении себя и других в том, что все сделали все от них зависящее при принятии решения или используя другие приемы.

2) изменение привлекательности имеющихся альтернатив – как наиболее прямой и распространенный способ уменьшения диссонанса. Диссонанс в основном возникает из-за существования когнитивных элементов, заключающих позитивные элементы отвергнутой альтернативы и негативные – выбранной. Соответственно устранение некоторых элементов в когнитивной картине альтернатив или фиксация позитивных – позволяет избавиться от диссонанса.

3) установление совпадения когнитивных элементов альтернатив.

Феномен вынужденного согласия

В этом случае несоответствие вызвано противоречиями с собственными убеждениями, например, публичные заявления не имеют ничего общего с истинными воззрениями. Основные причины по Фестингеру Л. состоят в том, что внешнее изменение поведения, не сопровождающееся соответствующими изменениями во внутренней системе взглядов индивида, происходит при наличии следующих условий.

  1. Вынужденное согласие возникает в ситуации, когда в качестве средств принуждения используется угроза наказания за неподчинение; при этом индивид, на которого направлена эта угроза, не имеет достаточных возможностей исключить себя из данной ситуации. В таких обстоятельствах индивид сталкивается с необходимостью выбора между двумя альтернативами: либо проявить уступчивость, либо подвергнуться наказанию. Если угроза наказания воспринимается как более сильная, чем возможность любой формы сопротивления, то индивид приходит к заключению, что ему следует продемонстрировать подчинение, и поэтому он внешне изменяет свое поведение. При отсутствии воздействия дополнительных факторов индивид имеет возможность продолжать придерживаться той же самой системы взглядов, что и прежде.
  2. Вынужденное согласие вызывается и обещанием награды за требуемое поведение. Если награда является достаточно привлекательной для преодоления собственного сопротивления, индивид может продемонстрировать подчинение, с тем чтобы получить ее. При этом внутренняя система взглядов индивида остается неизменной и, следовательно, будет противоречить внешним формам поведения.
Читайте так же:  Как свести мужчину с ума

Когнитивный диссонанс — что это простыми словами

Словосочетание «когнитивный диссонанс», вероятно, на слуху у каждого человека. Однако не каждый индивид знает, что это такое. А как вы отреагируете на то, если я скажу, что каждый человек, независимо от возраста, многократно в жизни испытывал это состояние в большей или меньшей степени?

Вы заинтересовались, уважаемый читатель? Тогда предлагаю перейти к чтению основного материала этой статьи и навсегда уяснить для себя, что такое когнитивный диссонанс. А также чем он опасен и опасен ли; как с ним справляться, и опять же нужно ли это.

Описание феномена

Прежде всего, хотелось бы прояснить смысл термина «когнитивный». В нашем случае речь идет о психических процессах человека, обеспечивающих нам рациональное познание. То есть когнитивными компонентами разума является:

Говоря утрированно, это знания, умения и навыки человека, обеспечивающие ему комфортную жизнь в социуме и с самим собой (но об этом позже). Таким образом, можно сказать, что в совокупности это наше умение жить.

Например, гражданин Петров ведет свой бюджет. Он знает, что в этом месяце у него были непредвиденные расходы, что слегка пошатнуло его, но вот друзья предлагают сходить развеяться. Петров считает свои средства и понимает, что поход отменяется, так как иначе он не сможет заплатить за квартиру. То есть воспользовавшись всеми когнитивными процессами, он принял разумное решение.

Диссонанс – рассогласованность. Тогда когнитивный диссонанс – рассогласованность психических процессов. Например, опыта и восприятия, мотивов и убеждений. Или, говоря еще проще, нарушение душевного баланса. Чаще всего встречается несоответствие «хочу/не хочу» и «должен».

В феномене когнитивного диссонанса можно выделить несколько опорных пунктов, упрощающих понимание этого явления:

  1. Несогласованность или противоречивость двух компонентов (мыслей, убеждений, решений и так далее).
  2. Противоречие может возникнуть только между звеньями одной цепи, то есть оба состояния имеют общий предмет (проблему). Например, «Я должен навестить своего родственника, но я не хочу этого делать, так как не могу простить ему старую обиду». Или душевные муки о том, что нужно было съездить, когда все уже сделано (дата пропущена). Предмет (проблема) – родственник. Противоречивые элементы – личные желания и социальные установки.
  3. При понимании возникшего противоречия личность начинает испытывать психический дискомфорт («Не знаю, что делать. Меня буквально разрывает на части от непонимания того, как правильнее будет поступить» — знакомо, неправда ли?).
  4. После осознания дисбаланса начинаются поиски решения. Решение – изменение одного из противоречащих компонентов.
  5. В оригинальной теории говорится о «подгонке» личностных установок и взглядов под уже совершенное действие. Однако современное понимание феномена душевного противоречия не исключает противоположного.

Несколько факторов усиливают противоречивость: субъективность (последствия должны быть неприятны или неприемлемы для самого человека), публичность, признание человеком ответственности за нежелательный результат своих действий. Последнее стоит пояснить.

Представим человека, страдающего алкоголизмом, но пытающегося бросить. При срывах он не ссылается на неблагополучное детство, а признает собственную слабость силы воли. У человека без внутренней ответственности (контроля) когнитивный диссонанс возникнуть не может. Говоря упрощенно, он всегда найдет себе оправдание.

В первоначальной теории когнитивного диссонанса ведущая роль отводилась самоубеждению, соотношению установок и поведения человека.

Согласно автору теории, поведение способно влиять на установки ровно так же, как установки на поведение. Пример: «Я уже делал так не раз, смысл что-то менять. Тем более если он (она) все равно считает меня негодяем».

Итак, когнитивный диссонанс может возникнуть на фоне лжи, обмана, подлого поступка. То есть это чувство стыда и неуважения за содеянное человека к самому себе после совершения аморального (по личным меркам) поступка.

Пример маленького диссонанса – лживая фраза. Решить этот конфликт просто – сказать правду. Более опасный вариант диссонанса наглядно опишет следующая ситуация.

  • Полицейскому во время операции пришлось стрелять в ребенка.
  • Или такой случай: в больницу поступил многократно судимый нацист (фашист как участник субкультуры). С одной стороны, медицинские работники давали клятву Гиппократа и не могут позволить умереть человеку (кем бы он ни был), с другой – он убил много людей и, вероятно, сделает это еще не раз. Какое бы решение ни принял врач, высока вероятность развития диссонанса.
  • Нелегко приходится и тем людям, чья профессия связана с хранением тайн. Например, работа психолога. Мучаясь внутренними противоречиями, человек может посетить психолога и «выбросить» на него свои муки. Но что если речь идет о многократных убийствах или готовящемся теракте? Что с этой информацией делать психологу? С одной стороны – кодекс и правило конфиденциальности, а с другой – гражданский долг. Увы, когнитивный диссонанс неизбежен.

Но далеко не только в профессиональной ситуации возникает «подвешенное» состояние. От него не застрахован никто. Если прочитав предыдущий материал, вы убедились, что испытываете состояние внутренней рассогласованности, то читайте далее о том, как разрешить эту ситуацию.

Как решается

Облегчить или полностью устранить когнитивный диссонанс можно несколькими путями. Предварительно стоит уточнить, что диссонанс может быть как внутриличностным противоречием, так и межгрупповым или между группой и личностью. Итак, что же можно предпринять:

  • Принятие своих действий (или действий группы) и изменение личностных убеждений (изменение отношения к ситуации).
  • Изменение окружающей среды (расстаться с друзьями, если их поведение не соответствует вашим убеждениям).
  • Изменение собственного поведения согласно прежним установкам.

Однако недостаточно хотеть преодолеть противоречие. На пути к психологической гармонии может возникать целый ряд препятствующих этому факторов:

  • потери от изменения поведения (ломка при избавлении от зависимости, финансовые потери при смене работы с начальником-тираном, но хорошей оплатой);
  • двойственное отношение к собственному поведению или необходимости изменения ситуации (в кафе стали плохо готовить, но не хочется расставаться с друзьями, а те в свою очередь не хотят менять локацию);
  • невозможность изменения поведения (нередко противоречие возникает на фоне особенностей темперамента (свойств психики), которые изменить нельзя, или других психофизиологических особенностей);
  • невозможность изменения внешних обстоятельств, среды (например, вы пожалели о продаже дома, но новый хозяин не хочет заключать обратную сделку).
Читайте так же:  Делинквентное поведение

Если изменить условия жизненной задачи нельзя, то остается только изменить свое отношение. «Не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней». Знакомая фраза? Это и есть путь достижения внутреннего согласия. Ну а если можете менять ситуацию, то меняйте ее!

Информация к размышлению и выводы

Итак, когнитивный диссонанс – это специфический вариант конфликта, возникающий в ситуации выбора и решаемый через изменение мировоззрения (убеждений) личности или наоборот поступков. Напоследок хочу познакомить вас с несколькими интересными фактами по теме.

Таким образом, когнитивный диссонанс – это внутреннее противоречие мотивов, потребностей, поступков и убеждений. В основном возникает в ситуации выбора. Устраняется с помощью взвешиваний всех «за» и «против» для каждого варианта и убеждения себя в собственной правоте (если выбор уже сделан) либо изменения условий, вызывающих рассогласованность когнитивной сферы личности.

И напоследок еще кое-что. Помните, в начале статьи я обещала сказать, опасен ли когнитивный диссонанс? В определенной степени да. А чем опасен? Внутренней тревогой, напряжением, раздражительностью, депрессией, апатией, агрессией и другими негативные психологическими состояниями. Они в свою очередь могут вызвать ухудшение взаимоотношений с семьей, на работе, в любви; формирование вредных привычек; деградацию личности и так далее (накапливать как снежный ком дополнительные проблемы, включая психосоматические). Потому бороться с этим состоянием нужно. А как? Правильно! Менять себя или окружающую среду. Ну, а этот вопрос требует детального изучения конкретного случая.

Психологического здоровья вам и отсутствия когнитивных диссонансов! Благодарю за уделенное внимание.

ТЕОРИЯ ДИССОНАНСА КОГНИТИВНОГО

Содержание:

Найдено 13 определений термина ТЕОРИЯ ДИССОНАНСА КОГНИТИВНОГО

ТЕОРИЯ ДИССОНАНСА КОГНИТИВНОГО

Ее исходное положение: диссонанс — это негативное побудительное состояние, возникающее, когда субъект одновременно располагает логически или психологически противоречивыми знаниями, мнениями или понятиями о некоем объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от коего субъект стремится избавиться путем изменения одного из элементов диссонансных знаний либо путем введения нового элемента. Так противоречивым знаниям приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или установок социальных.

Позднее Фестингер определил диссонанс как следствие недостаточного оправдания выбора. Стремясь усилить оправдание поступка, человек изменяет либо поведение, либо свое отношение к объектам, с коими связан поступок, либо обесценивает значение поступка для себя и других. Позже рядом исследователей «эффекты диссонансные» были переосмыслены в информационных терминах и представлены как частный случай функционирования схем каузальных (-> атрибуция каузальная).

В теории диссонанса когнитивного считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный системой когнитивной, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность системы когнитивной зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.

КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ТЕОРИЯ

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА

Состояние когнитивного диссонанса возникает, когда мы осознаем, что действуем или действовали без достаточных на то оснований, в противоречии со своими аттитюдами и убеждениями, когда личностный смысл деятельности и поступков, в терминах А. 77. Леонтьева, неясен или же неприемлем для нас. Т. к. д. утверждает, что из возможных способов интерпретации и оценки одной и той же ситуации (объектов) и своего поведения в ней человек выбирает те, которые вызывают меньше беспокойства, угрызений совести. Подходящий для иллюстрации Т. к. д. пример переинтерпретации смысла выполняемой деятельности приводил Леонтьев: заключенные-революционеры, которых принуждали копать ямы, естественно, воспринимали эту работу как бессмысленную и неприятную; когнитивный диссонанс был устранен тем, что узники переинтерпретировали работу символически: они стали считать, что роют могилу царизму. Благодаря этой идее появился приемлемый личностный смысл деятельности.

В ряде пунктов Т. к. д. совпадает с идеями теорий атрибуции и когнитивного баланса, которые разрабатывал австрийско-амер. психолог Фриц Хайдер (Heider, 1896-1988), опираясь на принципы гештальт-психологии. (Б. М.)

Теория когнитивного диссонанса

Категория. Когнитивная теория, объясняющая особенности мотивационных процессов.

Специфика. В ней логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта — за счет изменения существовавших знаний или социальных установок. В теории когнитивного диссонанса считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний. Были сформулированы следующие положения:

— между когнитивными элементами может возникнуть диссонанс;

— существование диссонанса ведет к стремлению его редуцировать или воспрепятствовать его усилению;

— проявление этого стремления включает или изменение поведения, или изменение знаний, или селекцию информации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Было выделено пять областей, где важную роль может играть редукция когнитивного дисбаланса: конфликт после принятия решения, вынужденный поступок, селекция информации, несогласие с убеждениями социальной группы, неожидавшиеся результаты действий.

Критика. Основная критика была направлена на то, что в данной теории рассматривалось лишь два диссонирующих элемента.

Что такое когнитивный диссонанс и что с ним делать

Когда реальность вызывает слишком много вопросов, в мозгу нарастает дискомфорт. Или по-научному: возникает когнитивный диссонанс. Чтобы не напрягаться и восстановить гармонию, мозг изобретает уловки восприятия: блокирует невыгодную информацию, находит нужные доказательства, успокаивает, убаюкивает. Этим свойством нашего мозга без зазрения совести пользуются окружающие. Так что знание уловок поможет не просто понять себя получше, но и противостоять манипуляции.

Что такое когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс — это состояние мысленного или психологического дискомфорта, вызванное столкновением конфликтующих идей, поступков, убеждений, эмоций или чувств. Возникает, когда человек получает неожиданную информацию, отличную от его прошлого опыта. Или когда становится свидетелем непредсказуемых действий, необъяснимых событий. В основе механизма когнитивного диссонанса лежит простая, но частая ситуация: наличие двух взаимоисключающих желаний.

Диссонанс является противоположностью баланса, к которому стремится наш мозг. Согласно теории баланса люди предпочитают гармонию и последовательность в своих знаниях о мире. Психике тяжело находиться в состоянии тревожного несоответствия. Поэтому, чтобы уменьшить психологический дискомфорт от внутреннего конфликта, человек меняет свое мнение, придумывает оправдание изменению, а впоследствии изменяет и поведение. Так он сохраняет свое душевное равновесие.

Читайте так же:  Игромания болезнь

Парадокс состоит в том, что чем больше человек отстаивает свое поведение, тем более охотно меняет свои убеждения при смене обстоятельств. Например, в минуты опасности, после катастроф атеисты становятся истовыми верующими. Поговорка «в окопах атеистов нет» как раз об этом. Что еще? Непримиримые мачо-женоненавистники после женитьбы становятся заботливыми мужьями, а патриоты после эмиграции в другую страну активно перестают любить бывших соседей.

Как наш мозг уменьшает дискомфорт при когнитивном диссонансе

Допустим, вы курите и получаете информацию о вреде курения. Существует 4 способа сохранить душевное равновесие.

  1. Изменить поведение: «Я бросаю курить, чтобы сохранить здоровье свое и своих близких».
  2. Обосновать свою привычку, добавить новые факты: «Я буду выкуривать меньше сигарет или заменю их менее вредными».
  3. Изменить самооценку или важность принятия решения: «Если я брошу курить, поправлюсь (стану обозленным). От этого мне и моим родным будет еще хуже».
  4. Игнорировать данные, которые противоречат убеждениям: «Я знаю курильщиков, доживших до 90 лет. Так что сигареты не такие уж вредные».

Перечисленные механизмы помогают не только избежать внутреннего напряжения, но и уйти от межличностных осложнений. Так, например, мы жалуемся незнакомым людям на супругов, тем самым снимает внутреннее напряжение. Поступив плохо, ищем союзников. Придумываем оправдания измены супругов, не замечаем некрасивые поступки детей. Или наоборот – преуменьшаем карьерные достижения конкурентов, объясняя их банальным везением, лицемерием, блатом.

Теория когнитивного диссонанса и ее доказательства

Определение когнитивного диссонанса – одно из базовых понятий в психологии. Автором теории и множества экспериментов стал американский психолог Леон Фестингер (1919-1989). Он сформулировал определение и две основные гипотезы:

  • Гипотеза 1: испытанный человеком в определенной ситуации мысленный дискомфорт будет мотивировать его в дальнейшем избегать подобных ситуаций.
  • Гипотеза 2: испытывающий психологический дискомфорт человек любыми способами будет стремиться к уменьшению мысленного дискомфорта.

По мнению автора теории причинами когнитивного диссонанса могут быть логически несовместимые вещи, культурные обычаи, противостояние мнения одного человека общественному мнению и болезненный прошлый опыт. То есть пословица «обжегся на молоке, дует на воду» как раз описывает нежелание человека повторить негативный или болезненный прошлый опыт.

Теорию Леона Фестингера подтверждают эксперименты и исследования активности мозга, проведенные на томографе. Во время эксперимента испытуемому создавали условия для простейшего когнитивного диссонанса (показывали листок красного цвета и называли другой цвет) и сканировали активность мозга на томографе. Результаты томографии показали, что при внутреннем конфликте активизируется цингулярная кора головного мозга, отвечающая за контроль определенной деятельности, выявление ошибок, мониторинг конфликтов, переключение внимания. Потом условия эксперимента усложнялись, испытуемому давались все более противоречивые задания. Исследования показали: чем меньше оправданий для своего действия находит испытуемый, тем большее напряжение испытывает, тем больше возбуждается эта область мозга.

Когнитивный диссонанс: примеры из жизни

Когнитивный диссонанс возникает каждый раз, когда возникает необходимость сделать выбор или высказать мнение. То есть диссонанс – это обыденное, ежеминутное явление. Любые решения: выпить утром чай или кофе, выбрать в магазине товары того или иного бренда, заключить брак с достойным претендентом, будут провоцировать дискомфорт. Степень неудобства зависит от значимости его составляющих для человека. Чем значимость выше, тем сильнее человек стремится к нейтрализации диссонанса.

Например, наиболее болезненный когнитивный диссонанс возникает тогда, когда кто-то попадает в иную культурную среду. Например, у женщин, уехавших с мужем мусульманином на его родину. Отличия в менталитете, одежде, поведении, кухне, традициях с самого начала вызывают сильный дискомфорт. Для уменьшения напряжения женщинам приходится изменять представления о собственных традициях и принимать новые правила игры, диктуемые местным социумом.

Зная такую особенность человеческой психики, политики, духовные лидеры, рекламщики, продавцы используют ее для манипуляций. Как это работает? Когнитивный диссонанс вызывает не только дискомфорт, но и сильные эмоции. А эмоции являются мотиваторами, вынуждающими человека совершить определенный поступок: купить, проголосовать, вступить в организацию, пожертвовать. Поэтому социальные агенты из нашего окружения постоянно провоцируют когнитивный диссонанс в нашем мозгу, чтобы повлиять на наше мнение и поведение.

Самые показательные примеры можно увидеть в рекламе:

  • Купите наш продукт, ведь вы этого достойны.
  • Любящие родители покупают своим детям шоколад/воду/игрушки/сметану нашего бренда.
  • Настоящие лидеры уже подписались на наш канал/прочитали новую книгу.
  • Хорошие хозяйки пользуются нашим средством для мытья полов/печки/стекол.
  • Эта книга настоящий бестселлер, неужели вы еще ее не читали.

Итак, диссонанс свершился. Мозг закипает от напряжения и ищет способы уменьшить неприятные ощущения, выйти из сложившейся ситуации, погрузиться в состояние спокойствия. Если нужное решение не находится или ситуация решается деструктивно, напряжение не уходит. А в состоянии постоянной тревожности можно дойти до невроза или вполне реальных психосоматических заболеваний. Поэтому проявление диссонанса игнорировать нельзя, но стоит поискать пути его ослабления.

Как ослабить когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс заложен в нашей подкорке на генетическом уровне. Более того, дискомфорт при принятии решений испытывают даже приматы. Поэтому полностью избавиться от него получится только одним путем – полностью закрыться от социума. Но тогда исчезнет радость отношений, общения, познания нового.

Но не все так категорично. Игра на эмоциях, искусственное создание дискомфорта, мотивация, влияние – все это не природные явления, а придуманные людьми технологии. А то, что придумал один человек, может разгадать другой. Несколько полезных советов помогут подправить психологические «установки по умолчанию», чтобы не попадать в ловушки мозга так часто.

Поменять установки, мешающие нам жить

Установки – это утверждения, которые мы переняли у значимых для нас людей. Причем переняли только на веру, без доказательств. Например, родители говорили: «уважения достойны только те, кто отлично учится. Все троечники или двоечники – просто неудачники». Когда с такой установкой мы приходим на встречу выпускников, испытываем настоящий «взрыв мозга». Троечник владеет собственным бизнесом, а отличник довольствуется скромной должностью в офисе.

[2]

Что делать с неправильными установками? Научиться менять на нейтральные. Выписать на листке бумаги все установки, которые мешают жить, и зачеркнуть их жирной линией. Ведь жизнь непредсказуема.

Подключить здравый смысл

Опытные рекламщики знают, что люди готовы автоматически следовать за авторитетом, поэтому в рекламе задействуют популярных личностей: певцов, актеров, футболистов. В жизни мы также охотно подчиняемся авторитетам: родителям, учителям, полицейским, политикам. Диссонанс ощущается наиболее болезненно, когда мы сталкиваемся с несимпатичными поступками таких людей. Как только мы начинаем искать оправдания таким поступкам, еще более усугубляем ситуацию.

Читайте так же:  Что является предметом изучения возрастной психологии

Как не искать оправдания другим? Не доверять всему сказанному или увиденному. Почаще задавать вопросы: почему? кому это выгодно? что творится на самом деле? Ведь авторитеты – люди со своими недостатками и слабостями.

Добавить каплю цинизма

В жизни существуют истины, которые мы отказываемся признавать и постоянно наступаем на одни и те же грабли. Например, постоянно помогая взрослым детям, мы не даем им повзрослеть. Или: мы нужны окружающим только тогда, когда приносим им выгоды. Или: человек, которого мы считаем идеалом, может совершать некрасивые поступки. Или: хотя деньги счастья не обеспечат, но с ними намного проще развиваться, реализовываться, помогать родным, путешествовать.

Разве цинизм помогает быть счастливее? Дозированный цинизм, критичность, чувство юмора вряд ли сделают человека циником. Зато они помогут снять розовые очки доверия.

Когда мозг очищается от старых программ и установок, перестает верить всему сказанному и обучается критически мыслить, в жизни начинаются трансформации. Без лишнего напряжения уходит физическая боль, исчезает преувеличенная эмоциональная реакция на раздражители, возникает желание самостоятельно оценить происходящее. Но главное – мы перестаем бояться ошибок неправильного выбора. Ведь не все в жизни можно измерить с помощью знаков «больше», «меньше» или «равно».

Выводы

  • Когнитивный диссонанс – это психологическое напряжение при несоответствии ожиданий и реальной жизни.
  • Единственного правильного решения не существует. Чтобы избавиться от постоянных мук выбора и связанного с ним напряжения, стоит разработать собственные правила игры и получить уникальную способность быть самим собой.
  • Любое неприятное напряжение вызывает желание нейтрализовать дисбаланс наиболее комфортным или простым способом. Это самооправдание, изменение убеждений, смена поведения.
  • Социальное окружение целенаправленно вызывает в нас дисбаланс, чтобы вынудить поступить нужным образом. То есть манипулирует.
  • Наша природа базируется на том, чтобы быть любознательными и образованными. Немного критики, цинизма и чувства юмора помогут выжить.

Когнитивный диссонанс

Понятие «когнитивный диссонанс» введено американским психологом Леоном Фестингером (1957). Согласно этой теории, мы чувствуем напряжение (диссонанс), когда две мысли или два убеждения (когниции) психологически несовместимы. Это происходит, когда мы решаемся сказать или сделать что-то, в отношении чего у нас смешанные чувства. Чаще теорию когнитивного диссонанса используют для объяснения поведения, вызванного рассогласованием между поступком и убеждениями.

Диссонанс в таких случаях – это неприятное напряжение, возникающее вследствие несоответствия какого-либо поведенческого акта, в котором мы участвуем, нашим установкам. Переживая диссонанс, человек ощущает потребность уменьшить или устранить его, и, тем самым, избавиться от неприятного напряжения. Существует три способа достижения консонанса.

Первый способ – аннулировать, или изменить поведение таким образом, чтобы оно соответствовало убеждениям. Этот способ часто бывает невозможно осуществить, поскольку поступок уже совершен.

Второй способ – игнорирование диссонанса или конструирование правдоподобных оправданий, позволяющих объяснить поступок влиянием внешних сил.

Третий способ достижения консонанса – такое изменение убеждений, чтобы новые установки оправдывали поведение.

Исследования когнитивного диссонанса позволили выявить некоторые психологические закономерности его протекания. Знание этих закономерностей позволяют осуществлять целенаправленное влияние на установки и убеждения людей.

Поведение, противоречащее установкам, часто является причиной смены установок. Когда человек, обладающий определенным убеждением, совершает действие, противоречащее этому убеждению, возникает когнитивный диссонанс. Поскольку уже совершенное действие отменить невозможно, консонанс может быть достигнут либо вытеснением воспоминания об этом действии из сознания, либо конструированием (атрибутированием) правдоподобной причины (случайность, вынужденость и др.), либо изменением исходного убеждения. В эмпирических исследованиях выявлен целый ряд факторов, повышающие вероятность изменения установки после осуществления несовместимого с ней поведения (Фестингер, Карлсмит 1959; Аронсон 1963; Линдер, Купер 1967 и др.).

  1. Поведение должно быть необычным, непривычным (раньше этого никогда не делал).
  2. Награда, обещанная за поведение, не должна быть настолько высокой, чтобы послужить оправданием поступку (действует не из-за награды).
  3. Не должно складываться впечатления, что он действует ради избегания угрозы (не из страха перед наказанием или лишением награды).
  4. Поступок воспринимается человеком, как совершенный в результате свободного выбора.
  5. Чем больше человек проявляет настойчивость и преданность самостоятельно избранной линии поведения, тем вернее изменятся его установки.
  6. Диссонанс и вызываемые им изменения установок возрастают, если человек мог предвидеть или предвидел последствия своего поступка и когда он считает, что несет за них ответственность.
  7. Если осуществление поведения требует существенных усилий и затрат, он скорее будет его оправдывать, изменяя свои убеждения.

Теория когнитивного диссонанса позволяет, таким образом, прогнозировать последствия поведения, не соответствующего установкам, и разрабатывать стратегии воздействия на вредные и неконструктивные установки. Эта теория опровергает широко распространенные житейские представления о том, что меры принуждения являются эффективным средством воспитания. Угроза применения наказания за невыполнение требований, противоречащих убеждению человека, или обещание награды за их выполнение не приводит к изменению убеждений. Если человек подчиняется требованию под влиянием внешнего давления, его поведение может измениться, но эти изменения будут непрочными, неустойчивыми, поскольку он объяснит их влиянием внешних сил, которыми он не может противостоять. Установки изменяются тем больше, чем меньше человек воспринимает себя действующим под давлением.

Теория когнитивного диссонанса послужила толчком к разработке методов недирективного воздействия на убеждения, используемых в пропаганде, рекламе, педагогике, психотерапии.

  • Социальная психология/ Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс – СПб.: Питер, 2004.
  • Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние – СПб.: Питер, 2000.

[3]

Когнитивный диссонанс

УДК: 616.85 – 616.89

Крымский инженерно-педагогический университет.

Когнитивный диссонанс больных с тревожно-фобическими расстройствами.


В статье представлены когнитивные особенности больных с тревожно-фобическими расстройствами. Исследован феномен когнитивного диссонанса, его развития в тесной связи с механизмами психологической защиты, клинические проявления. Представлен рекомендованный комплекс психотерапевтических интервенций.

Ключевые слова: тревожно-фобические расстройства, когнитивный.

Цель настоящего исследования – изучение феномена когнитивного диссонанса при тревожно-фобических невротических расстройствах.

Задачи исследования:

  1. Изучение преморбидных когнитивных особенностей больных, интрапсихического конфликта, ведущих механизмов психологической защиты.
  2. Исследование механизмов формирования когнитивного диссонанса.
  3. Изучение феноменологии проявлений когнитивного диссонанса, их связь с изменениями в структуре психологических защит пациента.
  4. Исследование когнитивных механизмов пациента, направленных на устранение (уменьшение) когнитивного диссонанса.
  5. Разработка рекомендаций по психотерапевтическим интервенциям больных с тревожно-фобическими расстройствами.

Материал исследований. Исследование проводилось нами в 2013-2014 годах на материале 50 больных тревожно-фобическими расстройствами (32 женщины и 18 мужчин). Средний возраст группы – 32,4±3,8 лет. Средняя давность заболевания – 1,8±0,3 лет. 35 больных обратились впервые в жизни. Распределение по диагностическим рубрикам: генерализованное тревожное расстройство (F41.1) – 28 больных (18 женщин, 10 мужчин); тревожно-фобическое расстройство (F40.8) – 12 (8 и 4); агорафобия (F40.0) – 5 (3 и 2); паническое расстройство (F41.0) – 5 (3 и 2).

Читайте так же:  Кратковременная память

Результаты исследований.

— интерпретация физиологических проявлений эмоций как знаков физической и психической организменной катастрофы;

— восприятия как пароксизмальных вегетативных расстройств как символов полной потери контроля над собой и ситуацией, следствия тяжелых и угрожающих заболеваний;

— поведенческий регресс, отказ от притязаний, индукция альтруистического отношения со стороны знаковых лиц, усиление зависимых отношений;

— редукция процессов самосознания, уходы в метафизический и мистический способы отражения реальности, символизм мышления;

— вышеуказанные механизмы приводят к редукции жизненной активности, избеганию ситуации, которая, в принципе, могут вызвать психоэмоциональное напряжение, напоминать о внутреннем психологическом конфликте.

  1. У пациентов формируется фобически-соматоцентрическая внутренняя картина болезни, что позволяет ослаблять когнитивный диссонанс. Исходя из этой модели, пациент воплощает мероприятия, направленные на диагностику и лечение его тяжелой болезни. Однако, недопонимание близких и несоответствие медицинских данных предъявляемым жалобам усиливает когнитивный диссонанс. В качестве защиты от страха больными активно используется ритуализация поведения, поиск альтернативных моделей понимания и терапии их расстройств (биоэнергетическая, эзотерическая, религиозная), аддиктивное поведение (интоксикации, нехимические зависимости). Как следствие, отмечается высокий риск коморбидных депрессивного расстройства, различных зависимостей, формирование патохарактерологического развития личности с подменой мировоззренческих ориентаций, что усугубляет нарастающую дезадаптацию.
  2. Учитывая приведенные особенности когнитивной сферы больных с тревожно-фобическими расстройствами, нами рекомендован следующий комплекс психотерапевтических интервенций:

— авторитарная суггестия с целью создания формата безопасности, надежности и терапевтического оптимизма;

— уважительное и вдумчивое погружение в экзистенциальные переживания пациента с целью обеспечения высокого комплайенса и глубокого понимания проблем пациента;

— систематическая рациональная терапия, направленная на понимание пациентом сущности его расстройства, взаимосвязи психологических и соматических факторов, характеристик симптомов, необходимости психологической терапии и целенаправленной деятельности самого больного;

— поиск первичного интрапсихического конфликта, проработка негативных эмоциональных переживаний, анализ объектных отношений и их реконструкция в ходе психоаналитической психотерапии;

— когнитивно-поведенческая терапия, направленная на осознание ошибок мышления и ложных умозаключений, реструктуризация поведения с целью коррекции ригидных установок и патологических приспособительных стратегий; осознание неконструктивных психологических защит, поиск и внедрение адаптивных альтернатив;

— способствование личностному росту и самоуважению пациентов, закладка основ для формирования «собственного внутреннего психотерапевта».

Выводы.

Проведенное исследование демонстрирует комплексность и системность когнитивных нарушений при тревожно-фобических расстройствах. Когнитивный диссонанс является наиболее ярким их воплощением и маркирует переходные этапы от психологической проблемы к психическому расстройству и углубление последнего по мере взаимодействия личности с болезнью. В большинстве случаев, стратегии пациентов по совладанию с когнитивным диссонансом неэффективны и ведут к его углублению. Психотерапевтические интервенции при когнитивном диссонансе в структуре тревожно-фобических расстройств должны включать в себя комплекс разнонаправленных методик с учетом феноменологической сложности и многозначности исследуемого психопатологического явления.

Литература

  1. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб: Ювента. – 1999. – 318 с.
  2. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер. – 2006. – 794 с.
  3. Фрейд А. Психология и защитные механизмы. – М.: Педагогика пресс. – 1993. – 68 с.
  4. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Класс. – 1998. – 480 с.
  5. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – СПб: Питер. – 2002. – сс. 7-182.
  6. Руководство по психиатрии. Под ред. А.С. Тиганова. – М. – 1999. – в 2х томах.
  7. Жмуров В.А. Психические нарушения. –М.: МЕДпрессинформ. – 2008. – 1015 с.

The cognitive dissonance of patients with anxious-phobic disorders.

Cognitive dissonance appears as a сconsequence of intrapsychical conflict. Psychological discomfort reproduces subject’s attempts to decrease its intensity. Both strategies are being carried out in a two ways: cognitive – manipulations with conflictive opinions; unconsciousness – installation of psychological defensive mechanisms. Interest to the problem of cognitive dissonance at anxious-phobic disorders is caused by high popularity of this disorder and efficacy of cognitive therapy.

Cognitive dissonance was developing as a consequence of chronical micro-social-stress, causing the conflict between moral-ethical norms and high level of negative emotions. There are next psychological defensives in a premorbid: repression, suppression, isolation of affect, shifting of affect, intellectualization and acting-out.

Manifestation of the disorder was marked by anxious paroxysms and somatoform vegetative dysfunction. Acute cognitive dissonance created the shifting of psychological defenses: somatization, dissociation, acting-out, running to disease, regression, rationalization.

[1]

In the cases of anxious-phobic disorders cognitive dissonance generates shifting of psychical conflict into the somatic-vegetative sphere; transformation of ethic and psychological problem into existential and biochemical phenomena.

The inner picture of the disease is characterized by phobic somatocentric variant, thus the disadaptation, provokes ritualization, behavioral regression and addiction.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

We have worked out complex program psychotherapeutical interventions in the light of described phenomenological peculiarities of cognitive dissonance of this category of patients.

Источники


  1. Руденко, А. М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.

  2. Жизель, Аррюс-Ревиди Незрелые родители и взрослые дети / Аррюс-Ревиди Жизель. — М.: Питер, 2015. — 864 c.

  3. Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие / В.В. Гребнева. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 192 c.
  4. Правдина, Наталия Я люблю секс! Любовь — страна, где сбываются мечты. Уникальная энциклопедия счастья. Книга 1 / Наталия Правдина. — М.: АСТ, Астрель, 2016. — 304 c.
  5. Дж. Кинг Необузданные гормоны: С юмором о женских проблемах (пер. с англ. Рубцова В.) Серия: Популярная психология / Дж. Кинг. — Москва: Гостехиздат, 1998. — 288 c.
Когнитивный диссонанс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here