Коллективное и личное бессознательное по фрейду, юнгу и другим психологам

Сегодня мы рассмотрим тему: "Коллективное и личное бессознательное по фрейду, юнгу и другим психологам" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Фрейд и Юнг. Бессознательное

Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше)

[2]

Шопенгауэр стал основателем такого течения, как «философия жизни». Жизнь здесь понимается как исходная природная реальность, наделенная собственными формами активности и самоорганизации и противостоящая внешним искусственным схемам логики и разума. В качестве субстанциального принципа жизни выступает воля, понимаемая как бессознательный слепой порыв, стремление к жизни, признающее лишь один закон – собственное желание. Воля первопричина по отношению к разуму, истории и культуре.

Человек – это самое страдающее и нуждающееся существо, где страдание является следствием желания, а бесконечная гонка за жизнь обесценивается осознанием собственной смертности. Своеобразной нравственной пружиной человечности выступает сострадание, благодаря которому человек забывает о собственных нуждах и делает страдание другого своей заботой. В целом, однако, философию Шопенгауэра отличает крайний пессимизм: в своей массе люди злобны и эгоистичны, а этот мир – «наихудший из возможных».

Фридрих Ницше представил наиболее альтернативную классике концепцию рационализма как по содержанию, так и по форме. Шопенгауэровскую идею «воли к жизни» он конкретизирует как «волю к власти». Закон жизни – это «вечное возвращение» (становление, в котором воля всякий раз преодолевает себя, чтобы потом снова к себе вернуться). Поэтизируя силу, Ницше осуществляет тотальную критику существующих форм нравственности и культуры. Констатируя девальвацию высших ценностей, Ницше говорит о том, что «бог умер», а «человек – это то, что должно преодолеть».

№19

Психоаналитическая концепция Фрейдабыла ориентирована прежде всего на выявление глубинных основ человеческого бытия, структурных элементов психики. Он исходил из гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики. «Я» как бы постоянно балансирует между «Оно» и «Сверх-Я». По Фрейду, человек руководствуется двумя принципами: удовольствия и реальности. Разрешение внутренних конфликтов Фрейд видел в сублимации. Сублимация – это процесс переориентации сексуального влечения (либидо) на другую цель, весьма далекую от сексуального удовлетворения.

Постижение бессознательного осуществляется в психоанализе не чем иным, как восстановлением в памяти ранее полученного знания. Завершается познание бессознательного обнаружением «эдипова комплекса» — первоначальных сексуальных влечений.

Значительное внимание Фрейд уделял сновидениям человека, полагая, что силы бессознательного проявляются в них наиболее адекватно.

Карл Густов Юнг разошелся с Фрейдом во взглядах на природу бессознательного. Анализ бессознательного привел Юнга к выводу о неправомерности сведения всех психических импульсов «Оно» к сексуальности. Понятием «либидо» о охватывает все проявления жизненной энергии человека, воспринимаемые последним в качестве бессознательного желания.

«Коллективное бессознательно» предстает у Юнга как совокупность архетипов (прообразов). Архетип, по Юнгу, — это закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений, «дремлющие мысле-формы», присущие от рождения всем. Юнг полагал, что в каждом образе выкристаллизована частица человеческой психики и человеческой судьбы. Архетип есть своеобразная готовность раз за разом воспроизводить те же самые или исходные мифические преставления. Архетипы создают мифы, религии и философии, оказывая влияние на целые народы и исторические эпохи.

Во многом благодаря Юнгу в центр научных исследований психологов и философов были поставлены бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике.

№20

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Психоаналитическая концепция личности

Главное, что отличает аналитическую психологию Юнга (1875-1961) от фрейдовского психоанализа, — разное видение природы либидо. Если Фрейд характеризует либидо, прибегая преимущественно к срокам сферы сексуальности, то для Юнга — это жизненная энергия вообще, в которой сексуальность — лишь одна из ее составляющих.

По Юнгу, первоначальная жизненная энергия либидо оказывает свое влияние на протяжении возмужания и размножения, в определенных видах деятельности — в зависимости от того, что в определенный момент является наиболее важным для конкретного человека.

Юнг отвергает фрейдовское понимание эдипова комплекса. Он объяснял привязанность ребенка к матери как необходимое жизненную потребность ребенка и способность матери ее удовлетворить. Когда ребенок растет, у него появляются сексуальные потребности, которые накладываются на те, которые доминировали в детстве, — потребности в еде. Юнг высказал предположение, что энергия либидо приобретает гетеросексуальных форм только в пубертатный период. Он не исключил вполне наличие сексуальной мотивации в детском возрасте, однако свел сексуальность лишь к одному из многих поездов в психике.

Жизненный опыт Юнга, вероятно, существенно влияет на его убеждения. Мы уже указывали на то значение, которое его интерес к бессознательному имел для определения профессионального призвания. В сексе, то и здесь можно проследить влияние биографических моментов. Юнг не использовал в своем учении понятие эдипова комплекса, так как не имел такого опыта собственных детских переживаний. Он отзывался о своей матери как о достаточно гладкую и неприглядную женщину, а потому и не мог понять, на каком основании Фрейд утверждал, что каждый мальчик чувствует в детстве сексуальное влечение к своей матери.

В отличие от Фрейда, у Юнга не было никаких проблем, связанных со сферой секса. Он также не делал никаких попыток ограничивать свою половую жизнь. У него были сексуальные связи с женщинами-пациентками и ученицами в течение многих лет. «Для Юнга, вполне свободно и слишком активно удовлетворял свои сексуальные потребности, секс в целом играл минимальную роль в понимании человеческой мотивации. Для Фрейда же, измученного собственными невыполнимыми и подавленными желаниями, секс, наоборот, занимал центральное место», — писал Шульц ( 1990).

Еще одно существенное отличие между научными позициями Фрейда и Юнга касается вопроса о направлении факторов, определяющих для формирования личности человека. С точки зрения Фрейда, человек является продуктом своих детских переживаний. Для Юнга человеческую личность формирует не только ее прошлое, но и в такой же степени и собственная цель, ожидания и надежды на будущее. По его мнению, формирование личности вовсе не завершается до пяти лет. Человек может меняться, и иногда довольно значительно, на протяжении всей своей жизни.

Третье, что различает научные взгляды Фрейда и Юнга, заключается в том, что Юнг попытался углубиться в область бессознательного больше, чем это удалось Фрейду. Он придавал еще одного измерения пониманию бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный от своих предков-тва-рин (коллективное бессознательное).

Коллективное бессознательное

Юнг различал два уровня бессознательного: личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Личное бессознательное — сферы бессознательного, включают в себя образование, которые ранее находились в сознании, но впоследствии забывались или вытеснялись.

Читайте так же:  Депрессия после отпуска

Коллективное бессознательное — самый глубокий уровень психической деятельности, включая врожденный опыт прошлых поколений людей, а также предков полу животных.

Непосредственно под уровнем сознания находится личное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких воспринят-тов и другого личного опыта, вытесненного или просто забытого. Этот уровень бессознательного не слишком глубокий, события, которые там станут, легко могут быть восстановлены в сознании.

Содержание личного несвидомого- это сгруппированы в определенные тематические комплексы эмоции, воспоминания, желания и т. Эти комплексы оказываются в сознании как определенные доминирующие идеи — идеи силы или идеи неполноценности — и таким образом оказывают свое влияние на поведение. Комплекс — это как маленькая личность внутри человека. Коллективное бессознательное находится ниже уровня личного бессознательного: оно занимает более глубокий уровень, оно неизвестно индивиду и содержит аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и полуживотный периодов истории человечества. Коллективное бессознательное — это универсальный эволюционный опыт, составляет основу личности человека.

Важно отметить, что опыт в коллективном бессознательном является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его или как-то вспомнить, как это возможно при углублении в личное бессознательное.

Личное бессознательное

Личное бессознательное — поверхностный слой психики — содержит личные содержания индивида, принадлежащие непосредственно самому индивиду, который может делать (и часто делает) их осознанными, а значит, интегрированными в сознание, в Эго. Сюда относятся бывшие содержания сознания, слабоэнергизированные восприятия, не доходящие до порога сознания, или подпороговые впечатления, различные комбинации слабых и неясных представлений, не соприкасающихся с сознательной установкой. Вообще для этого уровня бессознательного характерно, что его содержания, реализованные в сознании, переживаются как принадлежащие Эго, собственному Я.

Философскую основу теории Юнга составляет телеологическое допущение организменной целенаправленности.

Аналитическая психология (англ. analytic psychology) — одно из направлений неофрейдизма, основанное.

​Архетип — вид, способ, с которым бессознательное действует на сознание. Эти «виды действия» (паттер.

Бессознательное в широком смысле — область психического, которая не видится сознанием (неосознаваема.

Коллективное бессознательное — понятие юнгианского психоанализа. Карл Юнг предложил его для обозначе.

Маска или Персона (Persona) — архетип, согласно К. Г. Юнгу, социальная роль, которую человек играет.

По К.Г. Юнгу — (Transcendent function; Transzendente Funktion) — психическая функция, возникающая в.

Бессознательное и сознание

Сознание и бессознательное являются частью нашей психики. Проблема заключается в том, что сознание не может контролировать бессознательное, которое является важнейшей частью человеческой души. Давайте разберемся в этом более подробно.

Сознание и бессознательное по Фрейду

Зигмунд Фрейд был первым ученым, который заявил, что в человеческой душе функционируют незаметные процессы. По его словам, у каждого человека есть внутренняя раздвоенность, которую он не осознает. В бессознательном может находиться только то, что однажды было в сознании, например, мимолетная мысль или сильные переживания, которые забылись. Туда попадают те мысли, которые находятся в конфликте с нашим сознанием. Они непригодны для социума, не имеют должного выхода, то есть по сути ситуации оказываются неразрешенными. Дело в том, что бессознательные переживания продолжают влиять на сознание. Большое количество подавленной энергии может оказать негативное влияние на психику. В бессознательное входят когда-то перенесенные сильные переживания, но они причиняют не так много мучений, как мысли, которые лишают личность душевного покоя.

С рождения в ребенке развивают нравственность. То, что выгодно обществу — хорошо. То, что им не выгодно — плохо. Нам привили совесть, которая «наказывает» нас за «недобрые» поступки и, когда личность обнаруживает в себе «плохое», то всеми силами пытается это скрыть, даже от самой себя. Таким образом бессознательное проявляет себя на фоне внутреннего конфликта. При грамотном воспитании данный конфликт можно снизить. К счастью, наш социум начинает медленно, но верно улучшать воспитательные процессы.

Сознание и бессознательно по Юнгу

Карл Юнг был учеником З. Фрейда. Поначалу он разделял взгляды своего учителя, но по прошествии определенного времени, между ними произошло недопонимание. Юнг считал, что в бессознательное могут попасть не только пережитые мысли, но и те, что переданы по наследству от всего человечества. Он отыскал много подтверждений того, как люди разных культур и национальностей демонстрировали одинаковые психические реакции. Таким образом, он создал новое утверждение — коллективное бессознательное.

Несмотря на смену времени и культур, проблемы отношений с окружающим миром остались те же. Без бессознательного сознание просто не смогло бы существовать. Оно не вредит сознанию, а пытается привести его к балансу. Получается, что коллективное бессознательное содержит определенные модели поведения, в которые человек вкладывает свой опыт. Оно ставит перед человеком проблемы, которые должен решить для выживания и эволюции. Играя с нашей личностью, бессознательное подталкивает ее к психическому развитию, ведь в каждом из нас от природы заложена потребность в развитии более высокого уровня энергетических вибраций, поэтому важно не просто существовать, а выполнять программу психического развития.

Соотношение сознания и бессознательного

Психология сознания и бессознательного существенно различается. Но в целом психика, сознание и бессознательное обеспечивают приспособленность и адаптацию личности к окружающему миру. Проблема в том, что люди пытаются подавить мысли, которые им неприятны, вместо того, чтобы спокойно разобраться в этом. Отсюда начинаются волнение, тревога, паника, которая приводит к психическим расстройствам.

Бессознательное может «разбить» узкое сознание человека. Ему нет дела до его личных проблем, эмоций и целей.

К нам в голову постоянно приходит миллион мыслей и разные вопросы. Не стоит прогонять их. Попытайтесь прислушаться к требованиям своего бессознательного, и оно поможет вам сделать великие открытия для самого себя.

Юнг Карл Густав – коллективное бессознательное и зарождение аналитической психологии

На приеме в Швейцарской клинике преступника поразила поразительное ясновидение проницательность молодого врача. Но это был не ясновидец – тайны его жизни разгадал молодой врач-психиатр — Карл Густав Юнг.

Всего несколько слов – «нож, ударить, бутылка» помогли психиатру проникнуть в личную тайну преступника. Юнг сам поражен результатом. Теперь у него есть ключ от той бездны, в которую он много лет пытается проникнуть.
В семье Юнгов со времен его детства было принято вызывать духов. Как-то раз на таком спиритическом сеансе кузина юнга Юнга заговорила голосом давно умершего деда и передала важную информацию о некоторых членах семьи.

После встречи с духом дедушки спиритические сеансы проводились Юнгом регулярно. Эта кузина Юнга, видимо обладавшая более сильными способностями медиума, чем другие члены его семьи, через которую связывался с живыми потомками дух деда часто передавала информацию, которую она знать не могла, говорила на древних наречиев.
Для юного Юнга – это больше, чем игра. В детстве он был странным ребенком: Юнги жили на краю деревни, рядом с кладбищем. У Карла не было друзей. Он любит играть в свои игры на кладбище, среди могил.
В Юнге живут как будто два человека – один мальчик, другой взрослый господин.
Из воспоминаний К. Юнга: «Этот второй был пожилым человеком. Он жил в 18 в. Носил туфли с пряжками и белый парик. Ездил в наемном экипаже с высокими колесами….». Таким же странным раздвоением страдала мама Юнга. Днем она была обыкновенной женщиной, а вечерами она превращалась в нечто пугающее – мать кажется мальчику мифологическим, магическим существом.
Юнг с детства ощущал, что владеет некой тайной. Эта загадка предопределила его будущее. Он должен нырнуть в эту бездну человеческого подсознания, должен во всем разобраться.

Читайте так же:  Как распознать свою родственную душу признаки

1900 г. Выпускник Базельского университета готовится к встрече с директором психиатрической лечебнице в Беркхольце (Швейцария) – своим будущим шефом – Эйгеном Блейлер (не Йозеф – друг и соратник Фрейда, который наряду с ним считается основоположником классического психоанализа).

Фрейд берет клятву верности у Юнга, которая касается теоретических воззрений. Т.е., он просит его пообещать, что Юнг никогда не отступит от теории инфантильной сексуальности – от того, что создал Фрейд.
В этом был определенный подвох для Юнга, потому что с этой клятвой Юнг лишался возможности развивать свои собственные воззрения и исследования мир мертвых и т.д. Он оказался заложником этого симбиоза с Фрейдом. И ему, конечно это не сильно нравилось.

Юнг чувствует, что этот сон подсказка, ключ к двери, за которой есть ответы на все вопросы, на которые он ищет ответы с детства.
Он просит Фрейда расшифровать его сон. Фрейд спрашивает: «Признайтесь, чьей смерти вы желаете?». В черепах, увиденных Юнгом, Фрейд усмотрел тайное желание смерти. Но у самого Юнга родилась другая трактовка.
Вдруг дом – это область души. Тогда верхний этаж – это повседневная жизнь человека, подвал – его бессознательное, где хранятся скрытые желания и мысли. Но что значат пещеры и черепа.
Благодаря своему сну, Юнг впервые подходит к главному открытию в своей жизни.
Юнг открыл следующий уровень бессознательного. Он предположил, что на этом уровне прячется бездонный океан коллективного бессознательного.

Книга, которую мало кто видел и читал. Он назвал ее своей собственной библией, потому что это, как Библия история про сотворение мира, про сотворение реальности, про связь человека с божественным, так и его библий – это история про сотворение его внутренней реальности.

Юнг и Фрейд Проблема бессознательного

студентка группы ПС-41

Проект «Психологи ХХ столетия»

Проблема бессознательного в работах З. Фрейда и К.Г. Юнга

В данной работе мы рассмотрим взгляды двух известных психологов на проблему бессознательного. Но прежде, мы бегло ознакомимся с биографией каждого из них.

Зигмунд Фрейд – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основатель психоанализа. С 1938 г. жил в Великобритании. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80-х г. ХIХ в. работал в области практической медицины. Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контр-переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений. Фрейд оказал существенное влияние на эволюцию теорий личности — его взгляды на развитие человека, объединённые в рамках психоанализа, до сих пор остаются хорошо известными в психологии.

Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Родился в местечке Кессвил в семье священника. Окончил университеты Базеля и Цюриха, в 1900 году стал работать в клинике для умалишенных при Цюрихском университете. Во время работы в клинике Юнг познакомился с трудами Зигмунда Фрейда, а позднее — и с их автором. С 1907 г. они стали работать в тесном сотрудничестве, продолжавшемся 5 лет. В 1912 году Юнг опубликовал «Психологию бессознательного», в которой опроверг многие из идей Фрейда. В 1921 г. увидела свет работа «Психологические типы», в которой Юнг разделил всех людей на интровертов и экстравертов, а также впервые обосновал свою теорию архетипов.

Ознакомившись с некоторыми биографическими данными З. Фрейда и К.Г. Юнга и их вкладом в науку, мы разберем понятие бессознательного, предварительно рассмотрев истоки его появления.

Психоана́лиз — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом З. Фрейдом. Первая и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, которое возникает в сознании и человеческих отношениях.

К основным положениям психоанализа относятся:

человеческое поведение, опыт и познание, которые во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

эти влечения преимущественно бессознательны;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т.д.;

освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание.

Как мы видим выше, одним основных положений психоанализа является понятие бессознательного – это вытесненная бессознательная психика, не обладающая способностью проникнуть в сознание. Фрейд полагал, что всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали. Психология не обращает внимания на описки и сновидения. Но у них есть причины, доступ к которым закрыт сознанию, поскольку будучи по каким-то причинам вытесненными, они «живут» в бессознательном. Т.е. основной тезис Фрейда звучит примерно так: в бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании.

Юнг считал, что имеет место быть не только бессознательное отдельной личности, но и родовое, национальное, семейное, т.е. коллективное бессознательное. Оно, в отличие от индивидуального, личностного бессознательного, идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. Коллективное бессознательное, по Юнгу, — предпосылка каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Читайте так же:  Примеры и способы разрешения внутриличностных конфликтов

Коллективное бессознательное выражается в архетипах — древнейших психических первообразах, таких как образы отца, матери, мудрого старца и т.п. По мнению Юнга, совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями.

Аналитическая психология Юнга определила бессознательное в виде устоявшихся стереотипов, поведенческих моделей, которые требуют актуализации, но на самом деле являются врожденными.

Ознакомившись с взглядами психологов на проблему бессознательного, можно найти в них как общее, так и различие: если Фрейд апеллировал к бессознательному психическому (индивидуальное бессознательное), то Юнг различал индивидуальное (личное) бессознательное, содержащее чувственные комплексы (общее во взглядах З. Фрейда и К.Г. Юнга), и коллективное (сверхличное) бессознательное, представляющее собой глубинную часть психики (отличие во взглядах З. Фрейда и К.Г. Юнга). Не прибегая к понятию «коллективное бессознательное», Фрейд предпочитал говорить о филогенетическом происхождении бессознательного, об унаследованном, сокращенном повторении развития, пройденного всем человечеством в течение длительного времени, начиная с первобытных времен.

В наше время психологи научной ориентации представлением К. Юнга не пользуются, поскольку оно не проверяемо: экспериментально ни доказать, ни опровергнуть его невозможно. По мнению психологов научной ориентации, коллективное бессознательное – миф, вредная придумка, нежели полезная, поскольку практика его использования говорит о том, что с его помощью обычно снимают с людей ответственность за их антисоциальное поведение. Серьезные исследователи вместо коллективного бессознательного говорят о влиянии культуры, внутри которой мы рождаемся и пропитываемся каждый день.

Говоря о использовании взглядов Фрейда в современном мире, есть факт: согласно исследованиям Американской ассоциации психоаналитиков факультеты психологии на территории США относятся к ней лишь как к историческому артефакту. Ряд авторов отмечают, что с научной точки зрения учение Фрейда мертво и как теория развития, и как терапевтическая техника: эмпирических доказательств прохождения человеком стадий психосексуального развития так и не было получено, также не было получено доказательств того, что трансферы и катарсисы являются причинами эффективности психоаналитической терапии. Никаких доказательств того, что психоанализ является более продуктивным методом лечения, чем иные формы психотерапии, также на данный момент нет.

Психология бессознательного по Юнгу

Не откроем Америки, если скажем, что психология бессознательного по Юнгу – это тема неисчерпаемая и глубокая. Поэтому, чтобы не утонуть, опишем только содержание личного и коллективного бессознательного, причем в последнем возьмем исключительно главные архетипы, которые наиболее интересны и касаются каждого.

Личность человека состоит из трех элементов: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В Эго содержатся все те структуры, которые позволяют человеку считать себя самим собой (ценности, убеждения, насущные проблемы).

Личное бессознательное по Юнгу

В личное бессознательное попало все то, что потеряло актуальность (детские травмы, обиды и воспоминания). Есть в личном бессознательном и комплексы – мысли и чувства, которые хотя и забылись, но не потеряли эмоциональной силы. У каждого эти «пунктики» свои, но все равно интрига закручивается вокруг вечных тем: любви, секса, денег, власти.

Если у человека комплекс, основанный на власти, он тратит много времени на то, чтобы захватить лидерство, быть главным. Хотя, возможно, не во всех ситуациях это нужно. Юнг утверждает, что все содержание личного бессознательного может быть осознанно.

Коллективное бессознательное по Юнгу

Под личным бессознательным скрывается более глубокий пласт психики – коллективное бессознательное. Здесь главным понятием выступает архетип – это наиболее древнее и общее представление человечества.

Архетипы коллективного бессознательного

Архетипы – это такие структуры бессознательного, которые предопределяют ответный отклик на события внешнего мира. Все архетипы осветить задача непосильная, поэтому сосредоточимся на основных.

Персона отвечает за то впечатление, которое мы производим на окружающих, когда находимся в образе – социальной роли. При этом персона обозначает общие качества всех наших возможных ролей и никакую в отдельности. Если данный архетип захватывает власть, то человек, если он начальник, повелевает и дома, и на работе, а близкие не знают, как от него спастись.

Или, наоборот, человек подчиняется на работе и дома, если он мелкая сошка. Доминирование архетипа чревато поверхностностью, субъект сводится к социальным функциям.

Если персона – это то, что мы показывает миру, то тень – это то, что мы от него скрываем. Тень хранит наши самые постыдные мысли и желания, агрессивные порывы. Нетрудно понять, что если тень взяла вверх в психике человека, то офисный планктон превращается в пираний, например, как в фильме и книге «Американский психопат».

Анима и анимус

Еще Фрейд открыл, что люди по природе бисексуальны. Юнг отдает должное этой идее. Анима – это женская составляющая в мужской психике, а анимус, соответственно, мужская часть женской психики. Главное, чтобы анима и анимус не конфликтовали. Каждый человек должен гармонично выражать как свои женские, так и мужские черты – это путь к равновесию личности.

Т.е. для Юнга неприемлемы модели воспитания, когда из девочки растят «девочку-девочку», а из мальчика вылепливают мущинского мужчину. Согласно воззрениям Юнга, это уродует душу.

Самость – это блаженная цель для каждого человека. Под этим термином Юнг понимает состояние абсолютной гармонии человеческого «Я», когда все сознательные и бессознательные элементы образуют единство. Не думайте, что это так уж легко. Самореализоваться можно только в зрелом возрасте и только при условии, что хватает воли, интеллекта и жизненного опыта. В противном случае сбыться не выйдет.

Но отчаиваться не стоит. Как говорил М.К. Мамардашвили, да, идеал сверхчеловека недостижим, но в стремлении к нему мы можем стать хотя бы людьми.

Личное и коллективное бессознательное

Как писал сам Юнг в своей работе «Очерки по психологии бессознательного», «Мы должны различать личное и безличное (или трансличное) бессознательное. Последнее мы называем также коллективным бессознательным именно потому, что оно отделено от личного и является абсолютно универсальным, и потому что его содержания могут быть обнаружены повсюду…»

По Юнгу личное бессознательное содержит те компоненты личности, которые подавлены в результате воспитания и наиболее легко могут стать осознанными. Например:

  • Неосознаваемые воспоминания.
  • Вытесняемые мысли, как правило, болезненные.
  • Подпороговые восприятия.
  • Чувства, не достигшие сознания.
  • Содержания, которые не достигли сознательной степени зрелости, соответствующие фигуре Тени.

Такие травматические бессознательные аффективно заряженные содержания получили название комплексов.

В свою очередь, комплексы могут быть личными, социальными, культуральными. Структура ядра комплекса содержит универсальный архетипический компонент (т.е. все-таки принадлежит к сфере коллективного бессознательного) и личное травматическое содержание.

Читайте так же:  Как расстаться с женатым мужчиной

Граница личного слоя бессознательного проходит на уровне детских воспоминаний. Тогда как коллективное бессознательное уходит своими корнями в период, предшествующий детству, является хранилищем мировой души человечества, а именно вместилищем архетипов. Архетипами Юнг считал образования архаического характера, своего рода схемы поведения, чувствования, переживания, воплощенные в том числе в мифологических мотивах.

[3]

В знаменитых «Тавистокских лекциях» он делится своими впечатлениями от поездки в Америку, где он анализировал сын чернокожих, не исповедующих христианство, но содержащих такие символы, как крест, распятие…Также он проводит параллель между христианским распятием и языческим жертвоприношением божеству солнца через распятие на колесе.

В итоге Юнг делает простой и изящный вывод о том, что разум человека имеет свою историю, как и тело. У младенца есть мозг определенной структуры, сформировавшийся в течение миллионов лет. Следы архаического разума сокрыты внутри структур мозга.

Далее Юнг делится опытом работы в психиатрии, где он активно изучал видения пациентов с диагнозом «шизофрения», наполненные мифологическими надличностными мотивами.

Поэтому на уровне коллективного бессознательного личности отдельных людей также похожи по содержанию, как и тела, если рассматривать их с анатомической точки зрения.

Содержание коллективного бессознательного не контролируется волевыми усилиями. Констелляция («активизация») архетипов коллективного бессознательного в больших социальных, этнических, культурных группах выражается в массовых публичных помешательствах и в ментальных эпидемиях.

Юнг утверждал, что разные уровни национального сознания отражают истории рас, а на глубинном уровне все люди, независимо от этнической принадлежности, «имеют похожие архетипы».

Юнгианский аналитик Мюррей Стайн в своей книге «Юнговская карта души» говорит о «культурном бессознательном», т.е. о некоем общем уровне бессознательного, «связанном с культурой». Оно приобретается в ходе личной истории, но смысл его наполнен общим культурным содержанием. Существующие в нем социальные комплексы не принадлежат лично индивидууму. В итоге в каком-то конкретном обществе масса людей имеет схожие элементы психической организации, характерные для данной традиции. Например, какие-либо унифицированные, единые для всех переживания (к примеру, посещение дошкольных или школьных учреждений) в итоге формируют психические паттерны, программирующие и личное бессознательное.

Культурные стимулы и стереотипы воздействуют на психику через телевидение, через литературу. Они также могут способствуют формированию культурных комплексов, проникающих в личное бессознательное.

Личное бессознательное. Комплексы

Сознание. Структура сознания.

Введение. Краткие биографические сведения.

Введение. Краткие биографические сведения.

Карл Густав Юнг (1875 – 1961) родился в Кессвиле, Швейцария в семье священника. В 1900 г. получил степень доктора медицины в Базельском университете. Интерес к душевной жизни больных шизофренией привел его к знакомству с работами З.Фрейда. Они встретились в Вене в 1907 г. Юнг был встречен как “старший сын” и “кронпринц” психоанализа. В 1910 г. он избирается первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако в 1913 г. два крупнейших психоаналитика разорвали отношения по классическому эдипову сценарию. В следующем году Юнг сложил с себя полномочия президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. Больше Юнг и Фрейд ни разу не встречались.

Энциклопедическая образованность и широчайший круг интересов ученого способствовали созданию удивительной по красоте и сложности психологической теории, в которой разрабатывались многие базовые психологические категории, такие, как сознание, бессознательное, Эго, самость, комплекс и т.д. Как и в творчестве многих выдающихся психологов, в творчестве Юнга можно выделить ряд периодов, на протяжении которых он уделял внимание изучению различных вопросов, касающихся глубин психической жизни индивида. Основываясь как на времени написания работ, так и на общей логике построения Юнгом аналитической теории, начнем знакомство с ней с рассмотрения вопросов, касающихся структуры человеческой психики, соотношения в ней сознательных и бессознательных компонентов.

Сознание. Структура сознания.

[1]

Сознание есть первый психический факт, с которым сталкивается исследователь – психолог. Сознанию присущи дискретность (люди периодически выходят из состояния сознания, например, засыпая) и узость (оно оперирует лишь некоторой частью воспринимаемой информации).

Сознание невозможно представить себе без связи с Эго. Эго – это сложное образование, которое конституируется, во-первых, осознанием собственного тела, собственного существования, и, во-вторых, данными памяти, последовательностью воспоминаний о своем прошлом. Эго – это единица в центре сознания, конгломерат/комплекс психических фактов. Этот комплекс обладает способностью притягивать то, что содержится в бессознательном; он также притягивает впечатления извне, которые, соприкасаясь с Эго, становятся фактами сознания (если нет соприкосновения реального факта/события с Эго, то его нельзя считать сознательным).

Характеризуя Эго, Юнг выделял такое понятие, как Эго-направленность. Она может быть определена как ориентация личности или жизненная установка, фокус внимания, направленный вовне или вовнутрь, на факты окружающего мира или на события внутреннего мира. Эти направленности получили названия экстраверсия и интроверсия. Они сосуществуют в человеке обе одновременно, но одна становится доминирующей, а другая – вспомогательной. Доминирующая функция становится рациональной (тесно связанной с деятельностью сознания, доступной сознательному анализу), тогда как вспомогательная – иррациональной (недоступной сознанию).

В сознании Юнг выделяет несколько функций. Благодаря им сознание может быть ориентировано либо на эктопсихические, либо на эндопсихические факты. Эктопсихика – соотношение между содержанием сознания и данными, поступающими извне. Эндопсихика – соотношение между содержанием сознания и бессознательными процессами. К эктопсихическим функциям принадлежат ощущение, мышление, чувство и интуиция. Отметим, что Юнг вкладывал собственное оригинальное содержание этим терминам. Ощущение – это передача фактов, доступных органам чувств; мышление – знание того, чем является вещь и ее связей с другими вещами; чувство – рассмотрение/обретение/осознание ценности предмета или явления; интуиция – ощущение происходящего, несводимое к рациональному знанию.

Общее отношение между Эго и эктопсихикой можно выразить следующим образом:

М

О Эго И

Ч

Где М – мышление, О – ощущение, Ч – чувство, И – интуиция. Пару функций “мышление – чувство” Юнг называет рациональной парой, другую пару функций “ощущение – интуиция” — иррациональной парой. В центре находится Эго с присущей ему энергией (энергия воли). Воля направлена преимущественно на какую-то одну из четырех функций сознания; такая функция легко доступна сознательному анализу и волевому контролю, более развита и дифференцирована и преимущественно используется индивидом для разработки стратегий поведения. Юнг называет такую функцию приоритетной (ведущей) функцией сознания, а противоположную ей функцию – подчиненной. Юнг считает, что мы являемся цивилизованными людьми в своей ведущей функции; в своей подчиненной функции мы остаемся первобытными людьми.

Читайте так же:  Что это может значить если человек слишком много спит

Подчиненная функция соответствует архаичной части нашей личности, это “открытая дверь”, через которую из подсознания может проникнуть что угодно. Подчиненная функция часто представляет для человека проблему, она находится вне сферы волевого контроля и поэтому действует как бы “сама по себе”; например, человека, чья ведущая функция – интуиция, могут регулярно вводить в заблуждение и повергать в изумление его собственные ощущения, у человека, живущего чувствами, эмоциями, мышление выходит из-под волевого контроля, не он контролирует мышление, а мышление ведет его своими прихотливыми путями. С другой стороны, интеграция подчиненной функции в Эго может дать личности эмоциональный потенциал для дальнейшего роста и изменения.

Ведущая функция принадлежит к одной из пар рациональных или иррациональных функций. Но человек не бывает только рациональным или только иррациональным – каждый из нас использует вспомогательную функцию из другой пары, чем та, к которой принадлежит ведущая.

Данная структура эктопсихики дала Юнгу возможность построения оригинальной теории психологических типов. С помощью двух позиций – экстраверсии – интроверсии и высшей и дополнительной функции можно получить список из 16 основных типов, например, интуитивно-чувствующий интроверт, мыслительно-сенсорный экстраверт и т.п. Эта типология иллюстрирует работу сознания на практике, а также объясняет, почему сознание “работает по-разному” у разных людей.

Эндопсихические функции – память (связывает Эго с тем, что приходит из сознания), субъективные компоненты сознательных функций (реакция/компонент реакции на человека, вещь или ситуацию, обусловленная опытом), эмоции и аффекты (состояния, при которых человеком овладевает то, что у него внутри), инвазии (“вторжения” бессознательного в сознательную деятельность). Соотношение эктопсихики, эндопсихики и Эго можно проиллюстрировать при помощи следующей схемы:

Где А – внешний мир, В – бессознательное, С – эндопсихика, D – эктопсихика.

В зоне С находится “теневой мир”, эго, которое само для себя остается загадкой. Это та часть Эго/сознания, которая постоянно соприкасается с миром бессознательного. По этой причине в нем всегда остается непознанная часть себя, та часть личности, которая содержит в себе потенциал роста.

Индивидуальное бессознательное. Комплексы.

Эндопсихические функции позволяют личности соприкоснуться с “темной стороной души” – бессознательным. Юнг разделяет бессознательное на индивидуальное и коллективное.

Индивидуальное бессознательное, согласно Юнгу, состоит из продуктов инстинктивных процессов, конституирующих личность, забытых или вытесненных фактов, а также информации творческого характера (аналогично понятию бессознательного у Фрейда). Но! Юнг предположил, что материал, находящийся в личном бессознательном не является однородной “смесью” забытых или вытесненных фактов душевной жизни личности; он организован определенным образом. Психические факты, составляющие личное бессознательное, организованы в комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств, воспоминаний. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг различных значимых тем, могут оказать значительное влияние на поведение личности. Тогда “строение” личности можно обозначить следующим образом:

Так называемая “планетарная” структура личности включает в себя Эго как центральное личностное образование, находящееся одновременно и в центре сознания, и целый ряд комплексов, находящихся в отдалении от Эго и вне сознания. Теперь вспомним, что, характеризуя Эго в начале этой лекции, мы также употребляли понятие комплекс. И в этом скрыт глубокий смысл: Юнг действительно полагает, что комплексы и Эго – одной природы, и Эго можно назвать “центральным комплексом” личности. Понятие комплекс опровергает представления о “монолитной” личности. В нас много “Я”, и Эго – лишь одно из них.

Юнг считает, что нет принципиальной разницы между фрагментарной личностью и комплексом: “комплексы – это отколовшиеся души”. Он идет дальше: “комплексы ведут себя как независимые существа”, иногда они даже принимают личностный характер Эго. Личность также может бессознательно идентифицироваться с комплексом (например, с комплексом “хорошей матери”); тогда она ведет себя как “хорошая мать”, либо ощущает на себе влияние “хорошей матери” и связанную с этим подавленность.

Но если между Эго и комплексом нет принципиальной разницы, то не может ли комплекс каким-либо образом занять место Эго? – Юнг отвечает, что может. При определенных условиях комплексы могут “оттягивать” на себя сознание – тогда возникает явление “потери души”, “множественной личности”, “вселения демона,” которого так боялись наши нецивилизованные предки. Согласно Юнгу, человек попадает во власть не демона, но собственного доселе неосознаваемого комплекса, который вытесняет привычное “Я” и становится на его место. Так юнгианскую концепцию “планетарной” личности можно рассматривать как объяснение примитивной демонологии.

В целом, комплекс нельзя рассматривать как нечто патологическое явление. Познание собственных комплексов может обогатить потенциал личности и способствовать ее дальнейшему росту и развитию.

Для изучения содержания бессознательного Юнг предложил воспользоваться, в том числе, ассоциативным тестом. Испытуемому предлагался набор слов-стимулов, к каждому из которых он должен был предложить свою ассоциацию. В ходе тестирования измерялась скорость ответа, частота дыхания и пульса, ошибки при повторении, эмоциональные гримасы, экстра- и паралингвистические вкрапления и т.д. Оказалось, что некоторые (“ключевые”) слова вызывают явления нарушения реакции испытуемых – они либо не хотят, либо не могут дать на них обычную ассоциацию. Юнг предположил, что ключевые слова отражают “профиль проблем” человека, проблем, которые он сам не может осознать и которые, таким образом, находятся в области его личного бессознательного. Иными словами, ассоциативный тест дает исследователю возможность узнать комплексы пациента.

Лекция 20: ПСИХОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.

Вопросы лекции:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Кузина, С.В. Большая книга вранья / С.В. Кузина. — М.: Астрель, 2012. — 146 c.

  2. Б. Мандель Сердцу не место в пятках / Б. Мандель. — М.: Попурри, 2006. — 812 c.

  3. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. — М.: МП `Лерокс`, 2012. — 160 c.
  4. Стил, Лилия Я — женщина. Современная энциклопедия женщины / Лилия Стил. — М.: Рипол Классик, 2017. — 512 c.
  5. Мельников, Илья Как найти спонсора / Илья Мельников. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 144 c.
Коллективное и личное бессознательное по фрейду, юнгу и другим психологам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here