Компенсация и гиперкомпенсация в психологии – понятие

Сегодня мы рассмотрим тему: "Компенсация и гиперкомпенсация в психологии – понятие" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Компенсация и гиперкомпенсация в психологии – понятие

Психика человека не выдерживает давление, которое исходит из внешнего мира, поэтому вырабатывает различные защитные механизмы, направленные на самозащиту. Компенсация (или ее чрезмерное проявление – гиперкомпенсация) является одним из способов самозащиты психикой. Рассмотрим понятия, примеры и психологию в интернет-журнале psytheater.com.

[2]

У каждого человека есть определенные представления о самом себе. Недостатки, как реальные, так и мнимые (надуманные), становятся причиной того, что человек начинает компенсировать. Чтобы понять, что это такое, приведем список синонимов данного понятия:

[1]

Другими словами, если человек воспринимает определенные стороны своей личности как недостатки, он будет различными способами их устранять и превращать в достоинства. Примеров этого процесса существует большое количество. Например, мужчина маленького роста может приобретать себе вещи больших размеров (автомобили, дома и пр.). Он может даже женщин выбирать высокого роста, таким образом компенсируя свой недостаток.

Например, девушка, которая считает себя некрасивой, будет долго и упорно изучать науку собственного преображения. Она может много краситься, совершать на своей голове различные прически, одевать немыслимую одежду. Она якобы пытается скрыть свои недостатки, но тем самым их еще больше усиливает, пытаясь высмеять стереотипные представления о женской красоте.

Очень ярким примером становятся одинокие люди, которые заводят себе кошечек, собачек и прочих животных. Компенсация может произойти в семье, где у супругов нет детей. Люди, которые жаждут детей, могут заводить домашних животных, чтобы за ними ухаживать.

Что такое компенсация в психологии?

Компенсация в психологии – это защитный механизм, когда психика заставляет человека компенсировать, замещать или устранять те проблемы, которые вызывают негативную эмоциональную реакцию. Следует обратить внимание на то, что лично сам человек должен воспринимать как негативное, плохое, неприятное для себя. Если взять пример с детьми, то есть люди, которые нормально себя чувствуют при их отсутствии. Если же какой-то индивид страдает из-за своей несостоятельности в роли родителя, он будет искать различные способы, где сможет проявить свои нереализованные наклонности.

Компенсация – это способ защиты себя от того, что человек считает плохим и неприятным для себя. Как именно будет происходить компенсация, зависит от возможностей человека, его характера и условий жизни.

Ярким примером того, что такое компенсация, является замена продуктов. Когда у человека нет доступа к определенным продуктам либо он садится на диету, возникает необходимость в поиске другой еды, которая насытит организм нужными веществами.

Периодически каждому хочется съесть что-нибудь вредное и запить чем-нибудь неполезным. Газировки, алкоголь, копчености, фаст-фуд – все отрицательно сказывается на организме. Но почему он требует такой пищи? На самом деле организм требует не конкретной еды, а определенных микроэлементов, которые в ней содержатся. Это позволяет не употреблять вредные продукты, а заменять их полезной едой.

Чем заменить вредные продукты?

  • Желание съесть мороженое говорит о недостатке в организме триптофана и кальция. Данные минералы можно добрать из употребления таких продуктов, как мясо курицы, кролика или индейки.
  • Ненасытная тяга к шоколаду говорит о нехватке магния. Его можно пополнить путем съедения гречки, кедровых орешков, листового салата, кешьи.
  • * Любовь к кофе, которая наблюдается у многих людей, говорит о недостатке серы и фосфора в организме. Данные микроэлементы можно пополнить путем употребления семечек, молока и клюквы.
  • * Газировка и жареные блюда являются самыми любимыми не только детьми, но и взрослыми. Это указывает на нехватку кальция, который пополняется такими продуктами, как сыр, кунжут, брокколи, молодой картофель.
  • * Пиво и квас являются излюбленными мужскими напитками. Ими нередко балуются сами женщины. О чем это говорит? О недостатке азота, который содержится в рыбе и орехах.
  • * Копчености привлекают тех, кому не хватает жиров в организме. Их можно легко пополнить, если употреблять йогурт, ряженку, кефир.

Тяга к вредным продуктам проявляется по причине их приятного аромата и вкусовых добавок. На самом деле организм просто требует пополнения запасов тех или иных микроэлементов. Сбалансированное питание как раз и направлено на то, чтобы человек употреблял все продукты, чем и компенсировал бы недостатки. Если правильно питаться, то есть кушать полезные продукты, тогда и тяга к вредным блюдам исчезнет.

Компенсация в психологии – это способ дополнения недостающего или замена плохого хорошим. Обычно компенсация происходит в других сферах жизни, а не в той, в которой возникла проблема. К примеру, мужчина, который недоволен своим социальным положением, может самоутверждаться в своей семье. Будучи неудачником в социуме, он будет главным в семье, командовать своей женой, даже бить ее за непослушание.

Гиперкомпенсация зачастую происходит в той же сфере, в которой человек замечает за собой недостатки. Например, при плохих способностях красиво петь человек начнет усиленно тренироваться, ходить на занятия по вокалу, выступать в коллективе своих друзей, даже пробоваться на различных конкурсах.

Компенсация на первый взгляд может показаться приемлемой. Однако главной ее проблемой является то, что человек зачастую не искореняет свой недостаток, пустоту, а наоборот, еще более усиливает. Так, мужчина может жить с бедными родителями, убедившись в том, что бедность – это зло, порок, горе. Теперь, будучи взрослым, он старается всеми силами разбогатеть. Он может достигать успеха, у него может все получаться. Только при этом:

  1. Он продолжает ощущать себя бедным, что его раздражает и толкает на новые поиски достижения богатства.
  2. Он раздражается каждый раз, когда сталкивается с бедностью. К примеру, временные трудности могут «выбить его из колеи», может запить.
  3. Он бесится при любой ситуации, когда в его окружении попадаются бедные люди.

Другими словами, мужчина вроде перестал быть бедным, только не решил проблему с самой бедностью, которая периодически может возникать в его жизни. При компенсации человек обычно не решает свою внутреннюю проблему, а просто бежит от нее в попытках о ней забыть, завуалировать, прикрыть какими-то вещами. Это можно сравнить с попыткой наклеить новые обои на старые в надежде на то, что они не отпадут, или желанием прикрыть дыру в стене шкафом в надежде на то, что в комнате станет теплее.

Очень легко запутаться в таком чувстве, как любовь. Здесь психологи выделяют самые многообразные способы замены настоящей любви. Людям кажется, что они любят или их любят, а на самом деле это не так.

  • Можно любить не человека, а его возможности и качества. Так, мужчины выбирают женщин по их красоте, а женщины – по наличию у мужчин больших сумм денег. Когда они находят желаемое, они говорят: «Я тебя люблю!».
  • Можно любить за то, что вас любят. Другими словами, вы на самом деле не любите партнера, однако благодарны ему за то, какие чувства проявляет он к вам.
  • Можно воспринимать страсть или влюбленность за любовь. О том, почему данные чувства не являются любовью, можно прочитать в других статьях.
  • Можно любить за то, какой статус человек дает. Нередко супруги сохраняют семью ради детей или желания сохранять статус замужних и женатых людей, а сами при этом говорят, что любят друг друга.
Читайте так же:  Основные методы обработки данных в психологии

Нежелание и невозможность человека признаться себе в отсутствии чувств заставляют его искать доказательства хоть чего-то приятного и приемлемого. Нередко люди заблуждаются не в отношении собственных чувств, а касательно любви партнеров. Приведем в качестве примера такую поговорку, как «Бьет – значит, любит». Человек готов поверить в то, что любовь проявляется именно таким образом, если не готов признаться в истинности чувств своего партнера и уйти от него.

Компенсация – психологическая защита

Компенсация – это всего лишь способ психики защитить саму себя. А начинается все с самого детства, когда каждый человек начинает понимать, что ему нужно делать и каким быть, чтобы наконец-то чувствовать себя нужным, полноценным, одобряемым. Например, ярким примером этого является жизнь богатых людей. Каждого человека затачивают на мысль о том, что их будут больше любить, уважать и ценить, если они будут богатыми. Неважно, как они живут сейчас. В будущем, когда они станут самостоятельными, единственное, чем они должны заниматься, — это стремиться к заработку больших денег.

Компенсацию можно назвать притворством – способностью человека надевать маски и быть другим, не собой. А все почему? Потому что он боится. Когда человек испытывает страх, неуверенность в себе, злится, волнуется, он непременно надевает «маску», чтобы не показывать своих эмоций. Может, он делает это для того, чтобы не вызвать отрицательных эмоций у других людей. Может, он просто старается быть всегда и во всем хорошим. Может, он придерживается каких-то правил этикета. Человек не показывает своего истинного лица – те чувства, которые он действительно испытывает. А боязнь не показать свое истинное лицо заставляет человека притворяться.

Человек притворяется, когда боится. Страх может касаться чего угодно: показать свои эмоции, вызвать к себе неприязнь, обидеть другого человека или показаться некультурным. В головах людей находится множество причин, из-за которых они надевают «маски»: улыбаются, когда грустят, смеются, когда не весело, общаются, когда хотят помолчать, и т. д.

Если вы когда-нибудь долгое время притворялись, то вам известно ощущение усталости, которое вы испытываете, приходя домой и расслабляясь. Очень тяжело постоянно притворяться. Можно сказать, что это – стресс для вашего организма. Человек, который притворяется, не только часто оказывается несчастным, но еще и быстро стареет, устает, чаще болеет. Почему человек, который притворяется, несчастен? Потому что он сам себе не позволяет быть собой. В противном случае человек не притворялся бы, позволяя себе проявлять свои истинные эмоции и мысли.

Человек притворяется, когда боится. Скажите, а у кого нет страхов? Все люди чего-то боятся. Но это еще не говорит о том, что вы должны притворяться. Лучше разобраться с собственными страхами, чем быть управляемыми ими. Потратьте время на то, чтобы больше не бояться, нежели постоянно надевать «маску» только от того, что вам страшно. Ведь спокойно идет по жизни тот человек, который больше не боится или, по крайней мере, знает свои страхи и умеет с ними справляться, когда они начинают выходить наружу.

Гиперкомпенсация — что за реакция в психологии

Избавиться от чувства неполноценности помогает гиперкомпенсация – один из защитных механизмов психики человека. Как и все бессознательные механизмы защиты, эта реакция не идеальна. Она не решает проблему, а маскирует, и в любой момент может дать сбой или усугубить состояние личности.

Что такое гиперкомпенсация

Термин «гиперкомпенсация» ввел австрийский психолог Альфред Адлер. Дословно это слово переводится как «сверхвозмещение».

Гиперкомпенсация – утрированное проявление качества, вызывающего чувство неполноценности и позволяющее превозноситься над другими. Это часто бессознательный, не управляемый человеком, механизм. А иногда личность сама признает, что хочет доказать, отомстить, превзойти. Примеры гиперкомпенсации:

  • навязчивость и болтливость стеснительного человека;
  • сексуальная распущенность девушки, боящейся близких отношений;
  • демонстративное и неадекватное поведение неуверенного в себе человека;
  • агрессия пассивного и слабого человека;
  • рискованное поведение нерешительного человека;
  • стремление хилого парня набрать мышечную массу, чтобы «навалять» обидчикам.

При гиперкомпенсации личность прикладывает чрезмерно много сил для преодоления своего реального или вымышленного дефекта (комплекса), что выливается в его противоположность. Притом последнюю, крайнюю степень противоположности. Например, человек, чувствующий свою зависимость и несамостоятельность, превращается в тирана.

Вышедшая из-под контроля гиперкомпенсация вредит личности. Она отправляет девушек на операционный стол пластического хирурга, заставляет мужчин постоянно рисковать своей жизнью, чтобы подтвердить мужественность и т. д.

Встречаются и положительные проявления гиперкомпенсации. Те, кто боялся высоты, становятся скалолазами, а те, кто боялся собак – дрессировщиками тигров. Или ребенок, затравленный одноклассниками, становится выдающимся ученым.

Гиперкомпенсация и компенсация

Компенсация – схожий с гиперкомпенсацией механизм защиты, но в этом случае возникает стремление к успеху в другой сфере.

Например, низкий рост мужчины компенсируют большими автомобилями или длинноногими моделями. А маленький Наполеон по той же причине стал завоевателем. Или женщина, не реализовавшаяся как личность, уходит в воспитание детей и ведение хозяйства.

Конечно, это не строгий критерий и не показатель. Нельзя говорить, что любая домохозяйка или мужчина с большим автомобилем компенсируют свое «уродство». Все-таки психология не точная наука. Но факт остается фактом: как у человека с плохим зрением обостряется слух, так у слабого физически человека обостряется стремление к интеллектуальному развитию.

Этот тип защиты несет меньше опасностей. Особенно при корректной компенсации. Например, когда непривлекательная внешне девушка умеет расположить к себе за счет интеллектуальных способностей.

Причины гиперкомпенсации

Источник гиперкомпенсации – комплекс неполноценности. Он в свою очередь формируется в детстве. Причиной убежденности личности в собственной дефектности становится что угодно, но всего можно выделить две группы:

  • реальный физический недостаток;
  • вымышленный недостаток.
Читайте так же:  Признаки влюблённости девушки

Переживания по поводу реального недостатка формируются на основе критики окружения, упреков, замечаний, оскорблений. Лишний вес, родимые пятна, кривые зубы, инвалидность – частые причины детской травли.

Вымышленные недостатки и чувство общей ущербности формируется при разрушающем семейном воспитании, чаще гиперопеке или отвержении. Свою лепту вносит насилие в школе, непринятие ребенка классом. В общем, чувство беспомощности и незащищенности, нелюбви – источники комплекса неполноценности.

Стоит отметить, что отдельное влияние оказывают авторитеты. Девушка может никак не реагировать на реплики о лишнем весе, пока ее в этом не упрекнет возлюбленный. Результат – травма, гиперкомпенсация в виде анорексии.

Влияние социальных стереотипов, попытки «причесывать всех одним гребнем», игнорирование индивидуально-личностных особенностей также способствует формированию чувства ущербности и невозможности достижения успеха в жизни без тех качеств, которых не хватает индивиду. В результате он старается развить те способности, задатков к которым, возможно, и нет. Вместо того, чтобы продуктивно реализовать себя в то сфере, к которой есть склонности.

Признаки гиперкомпенсации

Неотъемлемыми элементами гиперкомпенсации являются:

В зависимости от компенсируемой черты добавляется громкая речь, вызывающее поведение, распущенность или вычурный внешний вид. Тот, кто сомневается в собственной эрудиции, вечно умничает, вставляет свои «пять копеек». А спросишь у него что-то подробнее – мнется, так как кроме верхушек и иллюзии знаний пока ничего не выучил. А бывает и наоборот, человек действительно настолько умен, что превращается в зануду.

Гиперкомпенсация вынуждает человека унижать других, заставлять почувствовать себя никчемными. Сферы и способы реализации такого стремления разные, но цель везде одинаковая. Личность с гиперкомпенсацией чувствует себя значимой только в условиях превосходства над другими, их унижения.

Таким образом, гиперкомпенсация предполагает избавление от недостатка и развитие в этой сфере еще на несколько шагов. Кому-то это помогает добиться успеха в жизни, а кому-то портит жизнь. Гиперкомпенсация – трансформация комплекса неполноценности в комплекс превосходства над другими людьми.

Гиперкомпенсация не дает личности расти и развиваться, строить полноценные отношения. Вместо продуктивного взаимодействия человек занят тем, что самоутверждается за чужой счет. Постепенно он оказывается в одиночестве, изолирован от общества. Это перетекает в неврозы и депрессии, психические расстройства. Гиперкомпенсация требует больших личностных затрат, что со временем приводит к моральному и физическому истощению.

Защитный бессознательный механизм гиперкомпенсации нужно заменять рациональным решением проблем. То есть преодолением комплекса неполноценности и адекватной личностной самореализацией (искусство, наука, спорт, кулинария, мода и т. д.).

9. Понятие о компенсации, декомпенсации, гиперкомпенсации и псевдокомпенсации

Компенсация– это возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При компенсации возможно вовлечение новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении.

Компенсация дефекта рассматривается как сложный синтез социальных и биологических факторов, определяющими среди которых является деятельность и социальные отношения, в которые вступает человек в процессе этой деятельности.

У человека процессы компенсации заключаются не столько в биологической адаптации организма, сколько в формировании способности действий и усвоения соц-го опыта в условиях сознательной целенаправленной деятельности. Ведущую роль в процессах компенсации играет сознание, обусловленное социальными отношениями. Таким образом компенсация у человека связана с развитием всех сторон личности.

Теоретические основы и принципы компенсации при нарушении функций разрабатывались на основе учения Сеченова и Павлова о ВНД, психологами Выготским, Анохиным и др.

Рассматривая сущность процессов компенсации Выготский приходит к выводу о двустороннем характере последствий дефекта: с одной стороны происходит недоразвитие функций, непосредственно связанных с органическим дефектом, с другой возникают компенсаторные механизмы.Достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или слепой ребенок достигает этого иным способом иными путями и средствами, поэтому особенно важно знать своеобразие пути по которому следует повести ребенка.

Выготский выделяет несколько вариантов компенсаторного развития ребенка:

1.реальная компенсация – возникает в ответ на более или менее реально учитываемые трудности.

2.фиктивная – установка настороженности, подозрительности, мнительности как компенсация защиты себя от возникающих трудностей. Такую компенсацию можно назвать также бредовой

3.бегство в болезнь — т.е ребенок может прикрываться своей слабостью, начиная культивировать в себе болезнь, дающую ему право требовать повышенного внимания к себе

Декомпенсация – возрастные кризисы, психогенные ситуации, соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нервные стрессы и переутомление могут привести к срыву нервной системы и декомпенсации, когда у ребенка снижается работоспособность, нарушаются темпы развития (усвоение учебного материала замедляется, изменяется отношение к окружающим, к учебе, внимание становится неустойчивым, возможности памяти).

Гиперкомпенсация – подчеркнутая защитная компенсация имеющейся или мнимой физической или психологической неполноценности Ч, при которой Ч пытается преодолеть ее прикладываю для этого значительно большие усилия, чем требуется.

Псевдокомпенсация – шантаж окружающих своими болезнями, чтобы вызвать сочувствие и получить поблажки.

На способ компенсации влияет обстановка в которой воспитывается ребенок, а самое главное – семья.

10. Олигофрения как модель психического недоразвития.

Типичной моделью психического недоразвития является олигофрения. По этиологии ее можно разделить на 2 основные группы:эндогенная (генетическая) и экзогенная.

Этиология олигофрении: эндогенные факторы

Сюда прежде всего относится патология хромосомного набора. В настоящее время описано более 200 видов хромосомных аберраций, обусловливающих олигофрению. Как известно,наиболее часто из них встречаетсятрисомия в 21-й паре аутосом (болезнь Дауна),частота которой составляет 1 : 700 новорожденных.Среди аномалий половых хромосом(синдромы Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера и др.)слабоумие чаще всего наблюдаетсяпри синдроме Клайнфельтера (в 50 % случаев).

Большая роль в возникновении генетических форм олигофрении —врожденные нарушения обмена:аминокислот,металлов,солей,жиров и углеводов.

Этиология олигофрении: экзогенные факторы

Возникновение экзогенных форм олигофрении связано споражением мозга: инфекциями,травмами,асфиксией.

В настоящее время этому фактору отводится меньшая роль, так как обнаружено, что неблагополучные роды чаще бывают при плоде, неполноценном уже внутриутробно.

Этиология олигофрении: экзогенные факторы в раннем детстве

Олигофрения, обусловленная поражением мозга в раннем детстве,связана с заболеваниемменингитом.

Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целомс преимущественной незрелостью его коры,в первую очередь —лобных отделов итеменных отделов

Количественный показатель умственной отсталости (IQ)

На основании тестов интеллектадети, при IQ ≤ 70, составляют группу умственно отсталых:дебилы — 50–70;имбецилы — 35–50;идиоты — 20 и ниже.

Однако для диагностики структуры дефекта этих данных недостаточно, так как сходные количественные показатели могут наблюдаться при различных вариантах психической недостаточности.

Видео удалено.
Читайте так же:  Эмоции человека
Видео (кликните для воспроизведения).

Основные клинико-психологические законы олигофренииГ. Е. Сухаревой (1959) были сформулированыдва основных клинико-психологических законанервно-психического недоразвития (олигофрении):Тотальность;Иерархичность.

Понятие «тотальность» означает, чтов состоянии недоразвития находятсявсе нервно-психические и в определенной мере дажесоматические функции, начиная отврожденной несформированности ряда внутренних органов:порок сердца,нарушение строения желудочно-кишечного трактаи других систем,недоразвития роста,костной, мышечной и других систем,несформированностисенсорики и моторики,эмоций и кончаянедоразвитием высших психических функций, таких, какречь,мышление,формирование личности в целом.

Однако принцип тотальности психических нарушений при олигофрении нуждается в известных ограничениях, когда это касается легких форм умственной отсталости. Больные дети показывают иногда более высокие результаты, чем можно было от них ожидать. Чаще всего это наблюдается в области сенсомоторного интеллекта.Иерархичность нервно-психического недоразвития выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления.

11. Олигофрения -группа заболеваний, характеризующихся врождённым или приобретённым в раннем детстве психическим недоразвитием.. Олигофрения — тотальное непрогредиентное психическое недоразвитие, наступившее вследствие диффузного поражения коры головного мозга.

Типичной моделью психического недоразвития является олигофрения. По этиологии ее можно разделить на 2 основные группы:

Олигофрения: эндогенная (генетическая), экзогенная.

Этиология олигофрении: эндогенные факторы Сюда прежде всего относится патология хромосомного набора. В настоящее время описано более 200 видов хромосомных аберраций, обусловливающих олигофрению. Как известно, наиболее часто из них встречается трисомия в 21-й паре аутосом (болезнь Дауна), частота которой составляет 1 : 700 новорожденных.

Среди аномалий половых хромосом синдромы Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера и др.) слабоумие чаще всего наблюдается при синдроме Клайнфельтера (в 50 % случаев). Большая роль в возникновении генетических форм олигофрении — врожденные нарушения обмена аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводоввследствие врожденной неполноценности ферментных структур.

Этиология олигофрении: экзогенные факторы

Возникновение экзогенных форм олигофрении связано с поражением мозга инфекциями, травмами, асфиксией.

В настоящее время этому фактору отводится меньшая роль, так как обнаружено, что неблагополучные роды чаще бывают при плоде, неполноценном уже внутриутробно.

Этиология олигофрении: экзогенные факторы в раннем детстве

Олигофрения, обусловленная поражением мозга в раннем детстве, связана с заболеваниемменингитом, менингоэнцефалитом, возникшим как в результате нейроинфекции, так и тяжелых форм общесоматических инфекций:дизентерии, кори,скарлатины и т. д.

Определенное место принадлежит :черепно-мозговым травмам, реже — опухолям.

Структура дефекта при олигофрении обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры, в первую очередь — лобных отделов и теменных отделов

Ядерный признак: психическая инактивноть в результате диффузного поражения коры головного мозга. Ядерная олигофрения проявляется в двух главных особенностях:

недоразвитие носит тотальный характер и касается не только интеллектуальной деятельности и личности, но и всей психики в целом;

при тотальном психическом недоразвитии на первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактного мышления, психическая инактивность и плохая обучаемость.

В структуре деятельности при олигофрении:

несформированность (отсутствие) целеполагания;

крайняя неосознанность (отсутствие) мотивации;


отсутствие ориентировочного этапа;

свернутость (неадекватность) программы;

трудности (невозможность) переноса при обучении.

Структура дефекта при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций. Иерархичность — в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления. Мышление при олигофрении имеет конкретный, ситуационный характер: дети испытывают наибольшие затруднения в процессах обобщения, в понимании причинно-следственных отношений.

В старшем дошкольном возрасте они не справляются с заданиями на дифференциацию предметов по существенным признакам, в связи с чем особые затруднения испытывают в заданиях на классификацию, выделение четвертой «лишней» картинки, при понимании скрытого смысла рассказа. Недостаточность абстрактного мышления обусловливает трудность в усвоении детьми счета и особенно в решении задач. Не понимая смысла задач, они решают их часто механически, с трудом воспринимают помощь взрослого.

Степени умственной отсталости: дебильность, имбецильностъ, идиотия.

Согласно МКБ-10, умственная отсталость — состояние задержанного Или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных.

Легкая умственная отсталость.Умеренная умственная отсталость. Тяжелая умственная отсталость. Глубокая умственная отсталость

По степени тяжести психического недоразвития различают три группы олигофрении:

Идиотия — наиболее глубокая степень. Характеризуется практически полным отсутствием речи (запас слов до 20) и глубоким слабоумием. Больные не понимают окружающих; тянут, что попадет им в рот; сидя в кровати, однообразно бессмысленно производят одни и те же движения туловищем.

Имбецильностъ — средняя степень. При имбецильности больные владеют речью, но обычно косноязычны, их запас слов невелик, могут приобретать простейшие знания и заниматься элементарным трудом. Часто вспыльчивы, могут быть агрессивны. Нередко у них повышено половое влечение.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дебильность — легкая степень. При дебильности имеет место конкретный уровень мышления, затруднение абстрагирования, затруднение обучения, Больные недостаточно критичны в отношении своих возможностей. Выделяют три степени дебильности: легкую, умеренно выраженную и выраженную. Выраженность слабоумия прямо пропорциональна степени обучаемости, а также ослаблению памяти. В поведении больные могут быть легко возбудимы и повышенно внушаемы.

Компенсация и гиперкомпенсация в психологии – понятие

Популярные Фобии

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Консультации

    • Петр к записи Как пережить смерть мамы
    • Александр к записи Констелляция
    • валентина к записи Маниакально-депрессивный психоз
    • Татьяна к записи Признаки измены жены
    • Ведмеш Н.А к записи Как пережить разрыв отношений
  • Пройдите наш опрос

    Компенсация в психологии

    Компенсация в психологии – это механизм защиты психики, направленный на самостоятельное преодоление негативных качеств, реально существующих или субъективно воспринимаемых человеком. Прибегая к нему, личность пытается компенсировать свои недостатки, развивая другие, уравновешивающие либо замещающие черты. Так человек малого роста, переживающий об этом, стремится к высокому социальному положению, предпринимая для своей цели значительные усилия и получает в итоге желаемое благодаря своей повышенной мотивации. А девочка, не пользующаяся признанием у сверстников, не принятая в детскую компанию, будучи подростком, начинает экспериментировать с внешностью и во взрослой жизни может стать известной моделью. Окружающие не догадываются при этом уже о ее детских комплексах, ставших залогом успеха. Однако компенсация бывает и сверхвыраженной, чрезмерной, тогда она именуется гиперкомпенсацией.

    Читайте так же:  Что такое маниакально-депрессивный психоз

    Что такое компенсация в психологии?

    Термин компенсация введен Фрейдом, а дальнейшее развитие получил в работах Адлера, родоначальника индивидуальной психологии, в какой он рассматривал компенсацию как стратегию личности.

    Механизмы компенсации и гиперкомпенсации в учении Адлера рассматривались как ключевые понятия.

    Компенсация в психологии определение – это попытка восполнить недостающие черты личности, свой физический или психический недуг, реальный или мнимый.

    Психологическая компенсация предполагает, что я пытаюсь восполнить свой недостаток часто в иной сфере.

    Компенсация в психологии примеры: если я не умею рисовать, то усиленно начинаю заниматься делом, что получается лучше, например, физикой.

    Гиперкомпенсация в психологии предполагает, что мои усилия будут направлены в ту же сферу – я начну еще старательней учиться рисовать. Лучшим наглядным примером гиперкомпенсации в психологии это являются паралимпийские игры, в которых за счет значительных, преувеличенных усилий люди достигают успеха в проблемной для них физической области.

    Компенсация в психологии это важная тема, затрагивающая не только сам механизм возобладания над недостатками видимыми, объективно существующими, что относится к недугам физического плана. Но также рассматривающая особенности восприятия себя и выбранную на основании этой самооценки стратегию поведения, поскольку компенсация часто касается вымышленных недостатков, заниженной, неадекватной самооценки.

    Так ребенок, получивший от воспитательницы детского сада установку, что он плохой, и принявший ее, как часто бывает, если и другие значимые взрослые как-то подтвердили это, в школе, университете, на работе, всю последующую жизнь может доказывать окружающим, что он хорош. При этом это не решает проблему в корне, механизм защиты лишь ситуационно снижает напряжение, но не устраняет его.

    Часто действительная причина остается внутри неизменной, даже охраняемой от своего разрешения благодаря компенсации – уже ставший взрослым мужчина по-прежнему чувствует себя плохим, неудовлетворен собой. Пока он напряжен и переживает острую фазу конфликта с собой, как следствие, и с социумом – психика защищает его посредством механизма компенсации. Когда же напряжение снижается, и освобождаются ресурсы для внутренней психологической работы – человек задумывается о корне проблемы, и на этом этапе может начать решать ее, обратившись за помощью к психологу.

    Однако запрос может быть сформулирован и противоположным образом – человек может переживать сложности в достижении своих компенсаторных целей, обвиняя, например, окружающих в невозможности дать ему желаемое, плохом отношении. Ему будет думаться, что проблема в окружающих, или он действительно плохой, недостойный человек. Поэтому целью психолога будет привести человека к пониманию механизма работы его психики по компенсаторному принципу, раскрыв действительную причину и попытки ее преодолеть. Как только человек перестанет чувствовать себя плохим – психологическая компенсация перестанет быть нужной. Так, механизм компенсации, как все виды психологических защит, не является верным способом разрешения проблемы, он направлен лишь на временное поддержание психологического баланса и указывает на травму.

    Компенсация в психологии примеры из жизни имеются и в женских стратегиях поведения. Примером может послужить девочка, в детстве принявшая на себя роль недостойной чего-то хорошего, воспринимающая других людей по умолчанию выше себя, достойными получать хорошее, а себя – нет. Поэтому она начинает реализовывать эту стратегию, в своем травматичном опыте чувствуя себя недостойной в детском саду, школе, а во взрослой жизни может стать главным бухгалтером, чтобы иметь достойную зарплату.

    У нее развилась компенсация, что она должна ощущать себя достойно, всячески стараясь соответствовать своему образу жизни на высоком уровне и в отношениях, и в соцсетях, из множества фотографий выбирая одну, и то, обрабатывая ее фильтрами. В окружение она постарается выбирать также на ее взгляд достойных людей, попасть в высшее общество, закрытые клубы, получить статусные регалии.

    Но чем усерднее она это делает, чем дольше реализует стратегию, призванную лишь компенсировать ее внутреннее чувство неудовлетворенности, тем больше находит она подтверждений, что недостойна – по умолчанию быть счастливой, любимой, богатой. Она пытается приобрести символы достоинства, что-то, за что, как кажется, она получит поощрение. Сюда относятся пластические операции, статусные тренинги, дорогие товары, демонстрация денег. Однако телефонов, как говорится, все больше, а счастье не наступает, и здесь она может задуматься о неверности своей стратегии в корне, что является первым шагом к излечению.

    Компенсация – психологическая защита

    Принцип компенсации лежит в базе нашей психики – она пытается возместить то, чего нам очень сильно не хватает. Множество людей, думая, что проживают свою настоящую жизнь, на деле живут в попытках добыть некое признание и одобрение окружающих, чтобы ощущать себя важными, нужными и значимыми.

    Для любого принципиально важно чувствовать себя полноценно и наполненно. И соцсети являются тому демонстрацией. Непрестанное нахождение в сети, записи о местонахождении в интересных местах, только удачные фотографии себя, статусных товаров и даже еды – словно крик о помощи, своеобразное «примите меня», «поймите меня», «полюбите меня». Мы видим бизнесменов, которые достигают огромных целей, кладут жизнь к тому, чтобы просто получить одобрение. Практически каждый достигнувший успеха движим внутренней силой. Внутри себя человек воспринимает себя неполноценным, что, включая механизм компенсации, он пытается возместить, доказать прежде самому себе – с ним все хорошо. Получая одобрение окружающих – он утверждается в себе. А не получая – испытывает огромный дискомфорт и стресс. Однако невозможно получать всегда лишь одобрение, будут те, кто оказались всегда на большей высоте. Также человек, отчаянно пытающийся компенсировать и получать высокую оценку окружающих – становится заложником льстецов, испытывает сложности в построении подлинных, бескорыстных дружеских и любовных отношений.

    Уже в детстве мы свыкаемся с оценками окружающих, принимая их за объективные. Первые травматичные, шоковые ситуации, когда ребенок принял позицию, что с ним что-то обстоит не так, чаще забываются, и впоследствии при каждом последующем повторении негативной оценки человек лишь утверждается в своей неполноценности. А поскольку осуждают, принимают решение, хорош ли он, окружающие, то и формируется четкое ощущение, что получить одобрение можно лишь от них. И он тратит жизнь на то, чтобы произвести нужное впечатление, понравиться. Он может заниматься делом и даже преуспеть, но оно не будет делом его жизни, такая личность может всю жизнь чувствовать, что проживает ненастоящую, искусственную жизнь.

    Компенсация указывает на нашу травму, словно симптом помогает обнаружить болезнь. Поставив цель разобраться с корнем психологической неудовлетворенности, перестаньте стремиться получить одобрение окружающих, словно таблетку от чувства внутренней неполноценности, а обратитесь к ранним травмам, что заставили вас выбрать стратегию компенсации. И лишь затем выбирайте направление в жизни, дело, которое будет являться вашим внутренним призванием.

    Читайте так же:  Танатофобия - что это за боязнь у человека

    Явление гиперкомпенсации в психологии

    Гиперкомпенсация – это психологический феномен, проявляющийся при наличии реальной или надуманной физической или психической неполноценности человека, которую он стремится преодолеть, компенсировать, прикладывая максимальные усилия.

    Описание феномена

    Психологический термин «гиперкомпенсация» ввел в науку Альфред Адлер, основываясь на принципах фикционализма. Основоположником фикционализма является философ Ганс Файхингер, утверждавший, что цели и поведение большинства людей в мире базируются на ложных социальных «фикциях» (например, «у всех людей равные возможности», «чтобы добиться успеха, нужно приложить максимум усилий»), которые не всегда соответствуют реальному положению дел.

    Адлер подумал, что, поддаваясь данным фикциям, человек может достичь успеха двумя путями. В первом случае используется метод компенсации. Психология человека, использующего данную защитную форму, основывается на том, что он начинает интенсивно развивать тот навык, к которому у него есть задатки и способности, таким образом компенсируя недостатки.

    Например, крепкий, здоровый ребенок начинает работать над своей физической формой, вместо того чтобы посвятить время наукам. В итоге в спорте он достигнет высоких результатов, а вот неуспешность в интеллектуальном развитии доставит ему неприятности – ему будет трудно усваивать программу и продвигаться в процессе обучения.

    Гиперкомпенсация заключается в том, что человек стремится развить те данные, которые у него являются дефектными или слабо развитыми. Более всего данный феномен распространен среди людей, имеющих реальные физические недостатки. Истории известны следующие примеры.

    Ольга Скороходова (1911–1982) в возрасте 5 лет после заболевания менингитом полностью потеряла зрение, а затем постепенно и слух. Тем не менее данные дефекты не помешали ей закончить МГУ имени М. В. Ломоносова и стать первым в мире слепоглухим научным сотрудником. Ольга была советским ученым-дефектологом, литератором, педагогом и создала серию научных работ, посвященных теме воспитания и обучения слепоглухих детей.

    Людвиг Ван Бетховен (1770–1827), талантливый композитор, который в 26 лет теряет слух. После этого он становится замкнут, угрюм, однако это не мешает ему создавать свои самые известные произведения.

    Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935), в 10 лет переболев скарлатиной, теряет слух, однако, несмотря ни на что, становится советским ученым-самоучкой, основоположником теоретической космонавтики и разрабатывает конструкцию первой космической ракеты.

    Ник Вуйчич (1982) родился без рук и ног, однако благодаря своему упорству и вере в свои силы научился плавать, пользоваться компьютером, играть в футбол, закончил университет, создал семью и стать первым в мире мотивационным оратором по теме «Психология успеха» с синдромом тетраамелии.

    Майлз Хилтон-Барбер (1948) с детства мечтал стать летчиком, как его отец, однако в 21 год полностью потерял зрение из-за наследственной болезни. Тем не менее в 55 лет он становится первым в мире слепым пилотом, совершившим перелет на легкомоторном самолете из Великобритания в Австралию.

    Данные примеры имеют позитивный эффект в развитии и самореализации человека, однако психология знает немало негативных последствий. Чаще всего они выражаются в негативном, ненавистном отношении к обществу и ощущении своего собственного превосходства. Подобная реакция гиперкомпенсации развивается в случае, когда желание доказать свою полноценность становится самоцелью – только унижая других, он может чувствовать свою значимость.

    Психология секса может описать один из примеров сверхкомпенсации – феномен донжуанизма. Мужчина активно распространяет о себе славу героя-любовника, неустанно завоевывает сердца женщин, однако как только дело доходит до интимной связи, он их бросает. Таким образом он компенсирует свои комплексы или физические недостатки в данной сфере.

    [3]

    Причины возникновения и способы избавления

    Адлер выделил три причины, способствующие развитию негативной гиперкомпенсации в раннем детстве:

    1. Физические недостатки. При неверных установках родителей или общества ребенок начинает воспринимать физические недостатки как препятствия. Даже добившись успеха в жизни, такой человек может продолжать негативно воспринимать окружающий мир, так как считает, что общество считает его неполноценным.

    2. Излишняя опека со стороны родителей. В детстве родители могут проявлять излишне много заботы и любви к своему ребенку, вследствие чего у него может развиться завышенная самооценка. Когда такой ребенок впервые сталкивается с реальным миром, он чувствует себя «изгнанным из рая», так как общество не оказывает ему сверхвнимания и почета.

    3. Жесткое воспитание. Директивное воспитание приводит к развитию бессердечности. Ребенок, воспитанный подобным образом, во всех видит врагов и брезгливо относится к людям.

    С 20 века и по сей день актуальна тема гиперкомпенсация в психологии, как избавиться от ее негативных последствий, хотят узнать миллионы людей. Психологи в своей работе используют следующую схему:

    • Работа над осознанием наличия у себя неправильных, ошибочных суждений о мире и себе (фикции).
    • Устранение ложных целей и ценностей, основанных на данных фикциях.
    • Определение новых, позитивных жизненных целей.

    Главная задача терапии человека с феноменом сверхкомпенсации заключается в раскрытии его истинного потенциала и предназначения. Именно благодаря этому меняется психология клиента с негативной установки повышения самооценки за счет унижения на доказательство значимости за счет личных реальных и важных для личности достижений. Автор: Екатерина Липатова

  • Источники


    1. Зберовский Андрей Викторович Если изменил или ушел муж, а вы желаете вернуть его обратно в семью / Зберовский Андрей Викторович. — М.: Поликом, 2015. — 511 c.

    2. Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. Учебник и практикум / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. — Москва: Наука, 2015. — 424 c.

    3. Зубова, А. В. Семейная дипломатия. Между невесткой и свекровью… / А.В. Зубова. — М.: Феникс, 2015. — 224 c.
    4. Теплицкий, А.Ю. Зеленый коридор. Таможенные правила. Трудовое законодательство. Жилищное право. Семейное право. Нотариат / А.Ю. Теплицкий, А.Б. Гурович, Е.Г. Карпова. — М.: Л. ИКА Здравствуйте, 2011. — 128 c.
    5. Мельников, Илья Как найти спонсора / Илья Мельников. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 144 c.
    Компенсация и гиперкомпенсация в психологии – понятие
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here