Компьютерная психотерапия как профилактика суицидального расстройства

Сегодня мы рассмотрим тему: "Компьютерная психотерапия как профилактика суицидального расстройства" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Психотерапия

До революции в нашей стране мысли Фрейда интересовали очень многих. Именно в России приступили к выпуску первого регулярного издания, посвященного психоанализу. Художник С. Панкеев, который стал прообразом главного действующего лица в произведении «Степной волк» Г.Гессе, был одним из первых практикантов, обучавшихся у основателя психоанализа.
В 1912-1925 годах в России появился целый ряд изданий, который назвали «Библиотекой психоанализа и психотерапии». Начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось прекращением существования психотерапии в нашей стране. Связанно это было с общественной политикой государства.

Только в психиатрии еще осталось место для знатоков психоанализа. В 70-х психолог Борис Кравцов начинает постепенное воскрешение психотерапии, но лишь в 80-е возникает секция психоанализа Ассоциации психологов-практиков, а также первые психоаналитические группы. Естественно, что психотерапия того времени не превышает уровня психотерапии времен З.Фрейда. Новые исследования западных специалистов, которые ранее не были доступны, теперь осваиваются в ускоренном темпе. Задача интернет-журнала о психотерапии psytheater.com подробно и доступно рассказать о всех нюансах этой лечебной области.

    Варианты коммуникации Существуют различные виды процессов взаимодействия людей между.
  • Стороны общения 787 Психология общения
  • Абулия как психическое расстройство 2390 Заболевания
  • Детская пиромания 1517 Мании

Вся информация, размещенная на страницах сайта является собственностью ее авторов и владельцев проекта. Копирование информации без активной обратной ссылки на сайт psytheater.ru строго ЗАПРЕЩЕНО и преследуется по 146 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации и Международным законом об авторских правах.

Внимание! Убедительная просьба не воспринимать справочную информацию сайта как указания к действию в лечении того или иного заболевания. Для постановки точного диагноза и лечения необходимо обращаться к специалистам.

Психологическая помощь при суициде

Суицид-осознанное лишение человеком себя жизни. Первыми формами суицида были ритуальные самоубийства. Они встречались у Шумеров, в древней Индии, у кельтов, населявших во втором — первом тысячелетии до н.э. значительную часть современной Западной и Центральной Европы. С распространением христианства отношение к суициду изменилось: все христианские конфессии рассматривают его как тяжкий грех, вызов Божественному правосудию. Ислам и Иудаизм так же осуждают лишение себя жизни. В ряде мусульманских стран (Египет, Иран, Пакистан) уровень самоубийств один из наиболее низких в мире.

Стремление осмыслить природу суицидов, дать этому теоретическое обоснование уходит своими корнями в глубокое прошлое. В настоящее время выделяют три основные теоретические концепции: психопатологическую, психологическую и социальную.

Сторонники психопатологической концепции утверждают, что самоубийство является проявлением острого или хронического психического расстройства (авторы). Делалась попытка выделить самоубийство в отдельную нозологическую единицу, предполагались различные медикаментозные и терапевтические методы лечения суицидентов. В настоящее время эта концепция представляет больше исторический интерес.

Согласно психологической концепции ведущим и основным в формировании суицидальных тенденций является психологический фактор. В психоаналитическом подходе суицид рассматривается как проявление «инстинкта смерти», который может проявляться в агрессии и, как частный случай, в аутоагрессии. Экзистенциальные психологи полагают,что основная причина самоубийств — «экзистенциальный вакуум», утрата смысла жизни. Поведенческая теория исходит из понятия «рефлекса цели». И.П. Павлов писал: «. жизнь перестает призывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто в записках, оставляемых самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна..Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжительное задерживание, торможение.рефлекса цели».

Однако роль психологических факторов необходимо рассматривать в совокупности с социальными и биологическими факторами. Основоположник социологической концепции Э. Дюрхгейм считал, что в основе суицидального поведения лежит снижение и неустойчивость социальной интеграции. Дальнейшее развитие этой концепции связано с работами А.Г. Амбрумовой, с точки зрения которой, суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта.

Совокупность суицидентов представлена тремя диагностическими категориями: больные психическими заболеваниями, пограничными нервно-психическими расстройствами, практически здоровые. Количественное соотношение 1,5:5:1.

У всех суицидентов, независимо от их диагностической принадлежности, обнаруживаются объективные и субъективные признаки социально-психологической дезадаптации личности. Объективная дезадаптация проявляется изменением поведения человека в среде ближайшего социального окружения. Субъективно дезадаптация проявляется широким диапазоном от негативно окрашенных переживаний (тревога, горе, обида, душевная боль и другие) до выраженных психопатологических синдромов (астения, дисфория, депрессия).

В динамике суицида выделяют две фазы: предиспозиционную и суицидальную (с момента зарождения суицидальных тенденций до покушения на жизнь). Для перехода предиспозиционной фазы в суицидальную решающее значение имеет конфликт. Конфликт образуется из двух разнонаправленных тенденций, одна из которых основная, актуальная в данный момент, потребность человека, другая — препятствие к ее удовлетворению. Исходя из этого, различают: внутренний, внешний и смешанный конфликты.
Конфликт подвергается генерализации, трансформации и переносу.

Генерализация конфликта — расширение круга лиц, связанных с локальным источником первоначального конфликта.

Трансформация — заключается в том, что на основе первичного конфликта в одной сфере возникает вторичный, производный от него конфликт в иной среде.

Перенос конфликта — изменение направления конфликтной реакции с истинного агента на замещающий его объект из другой среды отношений.

Суицидогенный конфликт так же проходит две фазы. Первая (предиспозиционная) является предпосылкой суицидального акта и может быть обусловлена разными причинами:
• Реальными (у здоровых людей);
• Психотическими (при патологических переживаниях у лиц с аффективными, бредовыми, галлюцинаторными синдромами).

Независимо от того, какими причинами он обусловлен, конфликт для субъекта имеет характер реальности, сопровождается тягостными переживаниями.

Вторая (суицидальная) фаза конфликта представляет собой парадоксальный процесс его устранения за счет саморазрушения субъекта. Переход первой фазы во вторую происходит через «критический пункт», который характеризуется:
• Значительным ограничением количества известных субъекту вариантов его разрешения;
• Субъективной оценкой различных альтернативных вариантов разрешения конфликта как неэффективных или неприемлемых.

Читайте так же:  Самооценка личности

Суицидальным поведением называют любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. К внутренним формам суицидального поведения относят: мысли, представления, переживания, суицидальные тенденции — замыслы и намерения. Возникновению суицидальных тенденций предшествуют антивитальные переживания, в которых еще нет четких представлений о суициде, но есть отрицание жизни: «Не живешь, а существуешь», «Жить не стоит».

Различают три ступени перехода внутренних форм суицидального поведения во внешние:
1. Пассивные суицидальные мысли. Фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни.
2. Суицидальные замыслы (активная форма): придумывается время и место суицида, его форма.
3. Суицидальные намерения. На этом этапе к замыслу присоединяется волевой компонент.

Переход от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидальным. Пресуицидальный период может протекать как аффективно-напряженный, либо аффективный компонент может быть редуцирован. К внешним формам суицидального поведения относятся: суицидальная попытка и завершенный суицид.

А.Г. Амбрумова и В.А. Тихоненко выделяют два основных типа суицидальных попыток: истинные и демонстративно-шантажные. О последнем может свидетельствовать выбор малоопасных способов самоубийства, попытка совершения суицида на глазах у других.

Среди психологических и социально-психологических факторов суицида (по А.Е. Личко) можно выделить:
• потеря любимого человека,
• состояние переутомления,
• уязвленное чувство собственного достоинства,
• разрушение защитных механизмов личности в результате зависимого поведения.

А.Г. Амбрумова, классифицируя мотивы и поводы суицидальных поступков, выделяет:
• личностно-семейные конфликты;
• состояния психического здоровья;
• состояния физического здоровья;
• конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента;
• конфликты в профессиональной или учебной сфере;
• материально-бытовые трудности;
• другие виды мотивов.

Другими факторами суицидальной опасности могут выступать пол, возраст, семейное положение, образование и профессиональный статус. Суициды чаще всего встречаются в возрастной группе от 45 до 65 лет, групповой высокого риска являются подростки и молодые люди в возрасте от 12 до 24 лет, мужчины 20-30 лет, представители обоих полов старше 50 лет и особенно старше 60 лет.

Уровень суицидов у мужчин в 3-4 раза выше, чем у женщин; у женщин в 3 раза выше уровень суицидальных попыток.

Чаще всего суициды совершают люди, не состоявшие в браке, разведенные, вдовые, бездетные и проживающие в одиночестве.

Среди совершивших суицид больше всего лиц с незавершенным образованием и низким профессиональным статусом, безработных, а так же лиц с высоким профессиональным статусом. Наиболее высокий риск суицидов у врачей (психиатров, психотерапевтов, анестезиологов), музыкантов, юристов, низших офицерских чинов.

Психологическая помощь при суициде представляет собой следующие последовательные этапы работы [29]:
1. кризисная поддержка;
2. кризисное вмешательство;
3. повышение уровня социально -психологической адаптации. Первая помощь при потенциальном суициде — это распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях. Одно из важных отличий суицидоопасного состояния — ощущение себя «вне» общества. В связи с этим, важнейшим принципом кризисной поддержки при суициде является не избегание темы суицида.

Кризисная поддержка начинается с установления эмпатического контакта, отношений доверия. Важно проявлять интерес, не оценивая и не осуждая, не пытаясь переубедить собеседника. Установление терапевтического контакта требует, чтобы клиент был выслушан терпеливо и сочувственно, необходимо создать у клиента уверенность в том, что психолог компетентен в вопросах оказания психологической помощи, разобрался в особенностях индивидуального кризиса пациента и готов применит адекватные виды помощи. Эмпатический контакт способствует ликвидации чувства эмоциональной изоляции и безнадежности.

Раскрытие суицидоопасных переживаний происходит в условиях безусловного принятия клиента, что повышает его самовосприятие, сниженное в результате психологического кризиса. Важно поддержать отреагирование пациентом подавляемых эмоций, это снижает аффективную напряженность. Не имеющий прямого отношения к кризисной ситуации материал может быть временно проигнорирован с помощью избирательного выслушивания, что способствует кризисной ориентации психологической помощи. В процессе беседы следует обращать пристальное внимание на факторы суицидального риска: одиночество, наличие хронического заболевания, потерю близкого в недавнем прошлом, наличие предшествующих суицидальных попыток.

Целесообразно бывает прямо спросить у человека, есть ли у него желание умереть. С другой стороны важно прояснить антисуицидальные установки: «Что удерживает Вас в жизни?».

Мобилизация адаптивных навыков проблемно-решающего поведения производится путем актуализации антисуицидальных факторов и прошлых достижений, повышения самоуважения и уверенности в своих возможностях в разрешении кризиса.

Заключение терапевтического контракта предусматривает локализацию кризисной проблемы, формулированию ее в понятных человеку терминах, соглашение с ним о кризисной ориентации психологической помощи, сроках работы, разделении ответственности. Важно заключить антисуицидальный договор о том, что клиент не совершит суицид в течение времени психологической работы.

Кризисное вмешательство включает в себя рассмотрение неопробованных ранее способов разрешения кризисной ситуации, выявление неадаптивных психологических установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса, коррекцию неадаптивных психологических установок.

Полезно исследовать вместе с клиентом систему его самоподдержки через рисунок или беседу: «кто или что поддерживает меня в моей жизни?». Можно обратить внимание на то, насколько часто человек обращается к тем или иным формам самоподдержки. Очень важно бывает проговорить и попробовать неизвестные ранее способы разрешения кризисной ситуации, при этом внимание следует уделять навыкам самоанализа и самонаблюдения.

Большое значение имеет физическая активность человека, занятия спортом (бег, плавание) позволяют снизить физическое напряжение, дает эмоциональную разрядку.

Мощным терапевтическим приемом оказания помощи является предоставление им помощи другим людям, оказавшимся в еще более сложной ситуации. Это позволяет переключиться с собственных переживаний на переживания другого человека. В результате такой помощи возникает бесценный опыт который является базой для решения собственных проблем.

Повышение уровня социально-психологической адаптации представляет собой тренинг неопробованных ранее способов проблемно-решающего поведения, выработку навыков самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных психологических установок, расширение сети социальной поддержки путем привлечения к психокоррекционной работе значимых лиц из микросоциального окружения человека.

Читайте так же:  Приступы ярости

Стадия начинается только после того, как клиент принял определенное решение об изменении своей позиции в конфликте. Формат работы может быть как групповой, так и индивидуальный. Основными методами психологической помощи могут являться коммуникативный тренинг с использованием проблемных дискуссий, ролевой тренинг, психодрама, гештальт подход.

Окончание кризисной помощи является короткой, но важной фазой работы. На заключительном этапе суммируются достижения клиента, составляются реалистические планы на будущее, обсуждается, каким образом опыт выхода из данного кризиса может помочь в преодолении будущих кризисов. Определяется потребность в долговременной психотерапии и в случае необходимости вырабатывается мотивация к ее проведению. Окончанию кризисной работы посвящается одна-две встречи, так как быстрое завершение может усилить тревогу клиента по поводу прекращения. Если тревога все же возрастает, нужно разделить это переживание и исследовать ее причины.

Важно отметить, что психологическая работа с суицидентами требует опытности и представляет собой большой риск, поскольку вероятность суицида (несмотря на контракт) может оставаться высокой. В связи с этим начинающим и малоопытным психологам-консультантам рекомендуется передавать своих клиентов более опытным товарищам в случае, если они диагностируют суицидальную активность.

Профилактика суицидального поведения при компьютерной зависимости

Профилактика суицидального поведения при компью­терной зависимости особенно актуальна в подростковом возрасте, так как именно в этот период жизни суицидальный риск наиболее высок. Профилактические мероприятия наи­более результативны среди тех подростков, у кого уход от реальности еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведе­ния в тяжелых спорах с потребностями среды, кто потенциально может быть вовлечен в разные виды аддик- тивной реализации.

Недостаточная эффективность профилактических и кор­рекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи компьютеров не расце­нивают признаки, характеризующие риск развития компьютерной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформи­рованной зависимости.

Кроме того, пользователи компьютеров, их родители и учителя не достаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических ме­рах, направленных на ее предотвращение.

Первичная профилактика направлена на улучшение пси­хической адаптации учеников, их межличностных

отношений, на ознакомление с признаками развития ком­пьютерной зависимости и ее возможными последствиями.

С учетом проведенных исследований нами были выделе­ны следующие технологии первичной профилактической работы (табл. 11.3).

Таблица 11.3.

[1]

Технологии первичной профилактики компьютерной зависи­мости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот, 2006)

Технологии Херактеристика
Информационные — публикации;

— социальная поддержка

Образовательные — просветительские программы;

— программы обучения родителей;

— программы обучения педагогов, психоло­гов, социальных работников;

— программы обучения работников ком­пьютерных клубов;

— обучающие программы для учащихся школ, лицеев и колледжей

Занятости — клубная работа;
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— временное трудоустройство

Продолжение таблицы 11.3.
Технологии Характеристика
Коррекции се­мейных отно­шений — формирование взаимоотношений, спо­собствующих полноценному воспитанию ребенка;

— общие интересы всех членов семьи, эмо­циональная поддержка, психологическая защита

Религиозные — культура религиозных чувств, осознание высших духовных и моральных ценностей

Вторичная профилактика основана на познании личнос­ти компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития ком­пьютерной зависимости и восстановление личностного и социального статусов пациента.

ГЛАВА 8. Суицидальное поведение при аффективных расстройствах

«Не бывает самоубийства без депрессии»

Аффективные расстройства являются наиболее суицидо­опасными среди всех психических и поведенческих расстройств. Их высокий суицидальный потенциал обуслов­лен тем, что в структуре подавляющего большинства аффективных расстройств присутствует депрессия.

У большинства депрессивных пациентов суицидальные мысли носят пассивный характер, то есть они «суицидально латентны» (Р. Тёлле, 1999). Как правило, эти люди хотят «уснуть и не проснуться» и «быстро умереть». Приведу лишь несколько примеров из дневников и писем писателей, не со­вершавших суицидальных попыток, но имевших явные признаки «латентного суицида».

«Повеситься или утонуть казалось мне как бы похо­жим на какое-то лекарство и облегчение». (Гоголь — Плетневу, 1846).

«Я живу скверно, чувствую себя ужасно. Каждое утро встаю с мыслью: не лучше ли застрелиться . ». (Салты­ков-Щедрин — Пантелееву, 1886).

«В день двадцать раз приходит мне на ум пистолет. И тогда делается при этой мысли легче. » (Некрасов — Тур­геневу, 1857).

«Все мне опротивело. Мне кажется, я бы с наслаждени­ем сейчас повесился,— только гордость мешает. ». (Флобер, 1853).

«Я прячу веревку, чтоб не повеситься на перекладине в моей комнате, вечером, когда остаюсь один. Я не хожу больше на охоту с ружьем, чтоб не подвергнуться искуше­нию застрелиться. Мне кажется, что жизнь моя была глупым фарсом». (Л. Н. Толстой, 1878.— Л. Л. Толстой. Правда о моем отце.)

Компьютерная психотерапия как профилактика суицидального расстройства

Суицидальное поведение

Эта информация помещается мною, как отклик на душевную боль тех, кто имеет в своём жизненном опыте соприкосновение с печальными и трагическими случаями добровольного ухода из жизни (иначе – самоубийства, суицида

), а также для тех, для кого такой материал может оказаться крайне важным, нужным и своевременным для предотвращения надвигающейся беды. Отчасти это и ответ пользователю Форума – Наташе, по её посту суицид и родственники .

Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска, оказание медико-психологической помощи конкретной личности. Психологическая превенция суицида (предотвращение суицидального поведения) осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи близким людям.

Психологическую помощь человеку с уже сформированным суицидальным поведением принято называть кризисной интервенцией . Ведущим методом в этом случае выступает кризисное консультирование, а его целью — удержание человека в живых.

Согласно результатам исследований Всероссийского научно-методического Центра суицидологии (Москва) ► покушения на самоубийство совершаются:
• здоровыми людьми;
• лицами с пограничными нервно-психическими расстройствами;
• страдающими психическими заболеваниями.

Читайте так же:  Зачем нужны эмоции основные функции и свойства в психологии

Для первых двух групп, прежде всего, предназначена телефонная служба медико-психологической помощи — Телефон экстренной психологической помощи (Телефон доверия). Кризисное консультирование также осуществляется в условиях специализированных центров и кабинетов. Для страдающих психическими заболеваниями имеются суицидологические кабинеты при психоневрологических диспансерах и специализированные отделения психиатрических больниц.

Особенно актуальна психологическая помощь людям с острыми суицидальными реакциями , подавляющее большинство которых является практически здоровыми людьми. Суицидоопасные реакции проявляются на нескольких уровнях личностного функционирования. В аффективной сфере это интенсивные отрицательные эмоции (тревога, одиночество, отчаяние, тоска, обида). В когнитивной области возникает неадаптивная концепция ситуации с пессимистической оценкой настоящего и будущего, с искаженным восприятием времени. Нарушения личностной идентификации затрагивают самооценку, снижают способность принимать решения, нарушают уверенность в переносимости аффективного напряжения. Поведение часто бывает импульсивным, непродуктивным. Считается, что период острых суицидальных реакций в среднем длится около месяца.

Главная цель неотложной помощи — предотвратить дальнейшее развитие реакции и покушение на самоубийство. Для этого человеку требуется помощь в овладении ситуацией, а также коррекция неадаптивных личностных установок, обусловливающих развитие кризисных состояний и суицидальных тенденций. Мы должны исходить из того, что кризис — следствие не столько обстоятельств, сколько негативного отношения к ним. В большинстве случаев имеет место ситуация, когда семейные, профессиональные или социальные ценности обладают большей значимостью, чем собственная жизнь. Наблюдается стойкая фиксация на психотравмирующих событиях.

Шаги неотложной помощи — кризисной интервенции.

Решающее значение имеет первый шаг — беседа (1,5-2 часа). Первая важная задача — установление контакта и достижение доверия. Для этого необходимо убеждать клиента в эмоциональном принятии («Что бы я мог сделать для вас?»), поощрять открытое выражение мыслей и чувств с помощью сострадательной эмпатии, уменьшать напряжение через «выговаривание».
На данной стадии также необходимо провести оценку обстоятельств и степени угрозы суицида.

Угроза суицида «1» — у обратившегося были суицидальные мысли, но он не знает, как и когда он их осуществит («Я больше так не могу. »; «Лучше бы я умер. »).

Угроза суицида «2» — у обратившегося есть суицидальные мыслеи план, но он говорит, что не собирается покончить жизнь немедленно («У меня уже есть таблетки снотворного, и если ничего не изменится к лучшему. »).

Угроза суицида «3» — обратившийся либо собирается тут же покончить с собой (нож или таблетки лежат рядом, если он звонит по телефону), либо в процессе разговора, либо сразу после него.

В последнем случае (если угроза реальна и решение принято) беседа может быть направлена на достижение решения об отсрочке его выполнения.

В первых двух случаях целесообразно и возможно реализовать второй шаг — интеллектуальное овладение ситуацией. С помощью специальных вопросов и утверждений необходимо преодолеть чувство исключительности ситуации: «Такие ситуации встречаются нередко». Также с помощью включения актуальной ситуации в контекст жизненного пути следует снять ощущение ее внезапности и непреодолимости. Уменьшить остроту переживания можно с помощью подчеркивания, что есть время на обдумывание, или концентрации на предыдущих достижениях и успехах. На данном этапе беседы также используются такие приемы, как повторение содержания высказывания, отражение и разделение эмоций, вербализация суицидальных переживаний, поиск источников эмоций («Что именно вас так беспокоит?»).

Третий шаг — заключение контракта — планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации и наиболее приемлемых для пациента. Например, при необратимых утратах возможен поиск лиц из ближайшего окружения, с которыми пациент смог бы сформировать новые значимые отношения. На этом этапе важно препятствовать уходу пациента от сути кризиса и от поиска позитивных альтернатив (прием «фокусирования на ситуации»). Основные приемы: интерпретация (гипотезы о возможных способах разрешения ситуации); побуждение к планированию и оформление ясного конкретного плана; удержание паузы («одобряющее молчание») с целью стимулирования инициативы пациента и предоставления необходимого времени для проработки.

Четвертый шаг — активная психологическая поддержка и повышение уверенности в своих силах. Ведущие приемы на этом этапе: логическая аргументация, убеждение, рациональное внушение, актуализация личностных ресурсов. На завершающем этапе кризисной работы следует также обсудить то, каким образом Преодоление данной психотравмирующей ситуации будет полезным для преодоления жизненных трудностей в будущем.

Таким образом, ведущая задача кризисной интервенции — Коррекция суицидальных установок человека . Результатом работы должны стать следующие убеждения клиента:

• тяжелое эмоциональное состояние временно и улучшится ходе терапии;
• другие люди в аналогичных состояниях чувствовали себя также тяжело, а затем их состояние полностью нормализовалось-
• жизнь его нужна родным, близким и друзьям, а его уход из жизни станет для них непоправимой утратой, тяжелой травмой.

[2]

В крайнем случае, можно попытаться убедить суицидента в том, что каждый человек имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение этого важнейшего вопроса лучше отложить на несколько дней или недель, чтобы спокойно его обдумать. В целом эффективность работы с суицидальным поведением зависит от точности выявления суицидального риска и мотивации суицидальных намерений.

Помимо оказания кризисной помощи , целесообразна дальнейшая работа, ориентированная на более глубокие личностные изменения — поственция и вторичная интервенция. На данном этапе возможно применение различных методов и методик. Хорошо зарекомендовали себя позитивная и когнитивная психотерапия, логотерапия, аксиопсихотерапия, терапия творческим самовыражением, духовная психотерапия (оказание помощи посредством духовных методов воздействия на личность с использованием религиозных убеждений и установок, в Православной традиции, к примеру – это исполнение определённых ритуалов и обрядов, имеющих своей целью привести человека к примирению с самим собой и Богом, восстановить утраченное доверие к окружающему враждебному миру).

Работая с людьми, имеющими суицидальные проявления, особенно важно проявлять деликатность и уважать право личности на собственный выбор .

Парадоксальность ситуации превенции (предотвращения) суицида заключается в том, что в свете современных гуманистических взглядов любой взрослый человек действительно имеет право распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению, но другие люди при этом имеют право помочь ему пересмотреть свое решение.

Помощь в случаях суицидального поведения на фоне психических расстройств (психические заболевания, алкоголизм, наркомания) осуществляется в соответствии с Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1993, в ред. Федерального закона от 21.07.98 N 117-ФЗ). В других странах СНГ – на основании соответственно действующих законов на их территории.

Читайте так же:  Как достичь цели

В заключение следует добавить, что рассмотренные стратегий интервенции основных форм отклоняющегося поведения носят обобщенный характер и требуют адаптации к конкретной ситуации и личности .

Рекомендуемая литература

Перечень литературы сотавлен из числа изданий, наиболее доступных в библиотеках, но может быть дополнен более современными, чему буду признателен тем пользователям, которые смогут проделать эту значимую работу по внесению как этих, так и других интересных дополнений в этот материал вообще.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

Психотерапия повторных попыток суицида

20 апреля 2012 , Елена , Комментарии к записи Психотерапия повторных попыток суицида отключены

Пациентов с пограничным расстройствам личности, склонным к повторяющимся попыткам суицида или парасуицида, нужно просить перед каждым сеансом заполнять дневниковые карточки, в которых есть вопросы, связанные с попытками самоубийства или парасуицида, а также с суицидальными намерениями и мыслями. Заполнение этих карточек нужно для того, чтобы не пропустить суицидальную идеацию, так как пациенты не всегда говорят о ней психотерапевту, поскольку на сеансе их занимают другие проблемы. Реакция психотерапевта на осуществленное суицидальное поведение повлияет на вероятность суицидального поведения в будущем, поэтому психотерапевту нужно действовать очень осторожно.

Первый шаг при реагировании на осуществленное парасуицидальное поведение – провести детальную и тщательную поведенческую оценку. Такая оценка всегда проводится на очередном сеансе индивидуальной психотерапии. Иногда поведенческий анализ может растянуться на целый сеанс, но обычно для его проведения требуется 15-20 минут (если меньше, это говорит о том, что одна из сторон – пациент или психотерапевт – избегает данной темы). Затем терапевт и пациент обсуждают, какие альтернативные виды поведения могут быть применены в следующий раз. Поведенческий анализ и анализ решений в оптимальном случае переходят в планирование предотвращения рецидива – подход, разработанный Аланом Марлаттом для лечения от алкогольной зависимости.

Использование этих стратегий не имеет исключений, их использование не зависит от того, какую степень медицинского риска несет поведение, не зависит от настроения пациента или его готовности к сотрудничеству, как и от настроения терапевта, от наличия других, более актуальных кризисных ситуаций. Эти стратегии не исключаются и тогда, когда пациент не может ответить на вопрос о суицидальной или парасуицидальном поведении. В этом случае психотерапевт анализирует цепь событий до того момента, когда память пациента прерывается, а затем переходит к следующему звену. Если имеет место кризисное суицидальное поведение, которое требует немедленного внимания, осуществленная попытка суицида или парасуицид переходит на второе по приоритетности место. Со временем, когда выявятся типичные активаторы суицидального поведения, поведенческий анализ пойдет быстрее.

Поведенческий анализ (и в меньшей степени анализ решений) может считаться поведенческой коррекцией. По ряду причину обсуждение попыток самоубийства и парасуицида в прошлом может иметь характер отрицательного подкрепления. Такое обсуждение требует усилий, пациент должен концентрировать внимание, а не болтать обо всем, что придет на ум. Часто мысли и разговоры о попытке самоубийства вызывают стыд. Обсуждение суицидального поведения означает также, что другие, важные для пациента тема, могут не обсуждаться из-за нехватки времени.

До стабилизации изменений крайне важно подкреплять несуицидальные реакции на события, которые вызывали суицидальные реакции в прошлом. Однако зачастую единственным свидетельство этих несуицидальных реакций служит отсутствие или снижение суицидального поведения. Мой опыт показывает, что многим терапевтам трудно заниматься суицидальным поведением пациента, если оно отсутствует. Поскольку эта тема в целом имеет характер отрицательного подкрепления как для пациента, так и для терапевта, иногда кажется, что проще ее проигнорировать. Однако анализ того, как пациент избегает суицидального поведения, особенно при выраженной суицидальной идеации, парасуицидальных побуждения и общей подавленности, может дать психотерапевту возможность положительного подкрепления альтернативного поведения по решению проблем.

Во время сеанса необходимо предпринимать следующие действия.
1. Оценка частоты, интенсивности и серьезности суицидального поведения.
Первый шаг при реагировании на осуществленное суицидальное поведение – получить подробное описание: что именно говорил и делал пациент, как он говорил и делал это и при каких обстоятельствах.

[3]

Что касается парасуицидальных действий, психотерапевт выясняет точные характеристики парасуицидального поведения (например, в каком месте на теле пациента находятся порезы, насколько они глубоки, или какие именно медикаменты принимал пациент и в каком количестве), особенности окружения (пациент был один или присутствовали другие люди), физические последствия, необходимую медицинскую помощь, присутствие или отсутствие намерения умереть и осознанные намерения, которые были у пациента в тот момент. Следует тщательно оценить степень фактического риска для жизни или медицинский риск определенного случая парасуицида.

Следует проанализировать частоту и эмоциональную интенсивность суицидальной идеации со времени предыдущего контакта. Нет необходимости в обсуждении каждого случая продолжительной суицидальной идеации или парасуицидальных побуждений, однако значительные изменения в сторону убывания или возрастания нужно изучать. Периодически следует выяснять, не запланировал ли пациент самоубийство и не располагает ли он средствами, необходимыми для реализации плана.

2. Проведение цепного анализа.
Цепной анализ должен быть последовательным и не упускать ни одной детали. Нужно собрать достаточно подробностей для того, чтобы выяснить средовые события, эмоциональные и когнитивные реакции и внешние действия, которые привели к кризисному поведению, а также последствия такого поведения (и, следовательно, функции, которые данные поведение выполняло).

Читайте так же:  Персона нон грата

Отправная точка анализа – момент, который пациент определяет как начало суицидального кризиса, либо момент появления первой мысли или побуждения совершить самоубийство, угрожать самоубийством либо прибегнуть к парасуицидальным действиям. Одно из непрямых последствий такой подробной и конкретной оценки состоит в том, что вопросы психотерапевта (например, «И когда вы подумали о самоубийстве, до того или после?», «В то мгновение вам хотелось наложить на себя руки, или это чувство появилось позже?», «Вы сказали, что вам захотелось себя убить, потому что он собирался уйти к другой женщине. Это чувство – желание убить себя или умереть – появилось именно в ту секунду, когда он сказал о своем уходе, или же после того, как вы начали задумываться о том, что значит его уход для вас?») дают пациенту понять, что вопреки его представления суицидальные реакции не обязательно напрямую связаны с данным моментом или событием.

3. Обсуждение альтернативных решений.
Когда проблемная ситуация выделена, психотерапевт и пациент должны обсудить альтернативные решения, к которым мог бы прибегнуть пациент. Психотерапевту всегда нужно упоминать, что одним из решений проблемы могло быть перенесение болезненных последствий ситуации, в том числе негативного аффекта. Необходимо также подчеркнуть, что всегда есть несколько решений проблемы, даже самой сложной.

4. Подчеркивание негативных последствий суицидального поведения.
Психотерапевт должен перечислить сам или подвести пациента к формулировке фактических или потенциальных негативных результатов суицидального поведения. Очень важно, чтобы пациент начал понимать негативные межличностные последствия как суицидальных попыток, так и парасуицидальных действий. Пациенту может понадобится много времени, чтобы осознать эмоциональное воздействие своего поведения на других людей, а также серьезное отношение окружения к его суицидальному поведению.

Даже если суицидальные действия имели место в отсутствие других людей и негативное средовое влияние не очевидно, психотерапевт должен обратить внимание пациента на тот факт, что суицидальное поведение не может служить средством решения проблем, даже если оно помогает добиться временного облегчения или получить необходимую помощь от окружения. Следует обсудить негативное влияние суицидальных попыток и парасуицидального поведения на самооценку пациента. Психотерапевт должен указать, что суицидальные мысли как реакция на жизненные трудности – форма избегания и лишь отвлекают внимание от разрешения возникающих проблем. Суицидальные угрозы или подготовка к суициду могут отвлечь внимание пациента от поиска более эффективных решений, а также привести к дальнейшим негативным последствиям.

5. Подкрепление несуицидальных реакций.
Подкрепляющие факторы должны включать повышенную доброжелательность по отношению к пациенту, более свободные психотерапевтические сеансы и больший контроль пациента за распределением времени сеанса. Обычно эффективны внимание и позитивная обратная связь, однако психотерапевт должен следить за тем, чтобы похвала не была принята за недостаточное понимание продолжающихся эмоциональных страданий пациента. Сообщения пациента о сильной эмоциональной боли на фоне низкой суицидальной идеации или слабых парасуицидальных побуждений должны встречаться психотерапевтом с таким же вниманием, как и сообщения о высокой суицидальной идеации. Если пациенту нужно будет добиваться активной помощи и заботы психотерапевта посредством суицидальных попыток, то оно, конечно, будет продолжаться. Кроме того, пациенту может потребоваться заверение в том, что психотерапевт не собирается заканчивать терапию только из-за того, что его суицидальное поведение пошло на убыль.

6. Обязательства пациента по несуицидальному плану поведения
Психотерапевт должен помочь пациенту составить план действий по избежанию суицидального поведения в будущем при встрече с подобными проблемными ситуациями. Зачастую пациент утверждает, что решением проблемы может быть исключительно попытка самоубийства. Здесь возможны два варианта. Во-первых, психотерапевт может поговорить с пациентом об его обязательстве сделать все возможное для избежания суицидального поведения для того, чтобы дать время психотерапии подействовать и дать результат по облегчению его страданий. Во-вторых, терапевт может предложить альтернативные виды несуицидального поведения и заручиться согласием пациента опробовать эти виды поведения в качестве эксперимента. Один из видов альтернативного поведения – обращаться за помощью до того, как прибегать к суицидальным действиям.

7. Валидация страданий пациента.
Независимо от того, каким неразумным и необоснованным может показаться суицидальное поведение, психотерапевт всегда должен выражать свое понимание невыносимой психологической бои, которая толкнула пациента на парасуицид или вызвала суицидальную идеацию. Очень легко увлечься неприятием суицидального поведения как способа решения проблем и проигнорировать чувства, которые привели к такому поведению. Парасуицид в этом плане отличается от суицида только тем, что в нем нет стремления к прекращению жизни.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

(Марша М. Лайнен Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности)

Источники


  1. Лемайте, Кристина Как сделать карьеру, или Психология общения на работе / Кристина Лемайте. — М.: Научная книга, 2018. — 356 c.

  2. Немов, Р. С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 892 c.

  3. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.
  4. Банана, Ватсьяяна Кама с утра для игрушечных обезьянок / Ватсьяяна Банана. — М.: Питер, 2014. — 641 c.
  5. Стил, Лилия Я — женщина. Современная энциклопедия женщины / Лилия Стил. — М.: Рипол Классик, 2017. — 512 c.
Компьютерная психотерапия как профилактика суицидального расстройства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here