Копинг-стратегии у подростков, поведение в стрессовых ситуациях

Сегодня мы рассмотрим тему: "Копинг-стратегии у подростков, поведение в стрессовых ситуациях" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Копинг-стратегии у подростков, поведение в стрессовых ситуациях

Совладание личности с трудными жизненными ситуациями (копинг-поведение, от англ. «to cope» – справляться, совладать с чем-либо) изучается с 50–60 гг. XX в., в зарубежной и отечественной психологии. В 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» использовал понятие «копинг» для описания стратегий совладания со стрессом и с другими вызывающими тревогу событиями [5].

В различных теориях копинг-поведения выделяют следующие базисные стратегии:

1. Стратегия разрешения проблем – это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

2. Стратегия поиска социальной поддержки – это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

3. Стратегия избегания – это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем [6].

В последние годы проблема преодоления сложных жизненных ситуаций активно исследуется в процессе самых разных видов деятельности и на разных этапах онтогенеза.

Исследователи установили возрастные закономерности развития копинг – стратегий. Другими словами, в использовании копинг-стратегий существует определенная возрастная динамика – с увеличением возраста повышается вероятность использования активных проблемосовладающих поведенческих стратегий.

Подростковый возраст, это один из периодов в развитии человека, которому свойственны беспокойство, противоречивость чувств, тревога, агрессивность, меланхолия. Подростки сталкиваются с различными трудными жизненными ситуациями: проблемы, связанные со здоровьем, финансовые проблемы, межличностные проблемы, проблемы, связанные с обучением в школе и т.д.

Исследование Фроловой С.В. показало, что как в младшем, так и в старшем подростковом возрастах наименее представленными в поведенческом репертуаре совладания с кризисными ситуациями оказываются стратегии сотрудничества и альтруизма, придание смысла происходящему, поиск эмоциональной поддержки и эмоциональная разрядка. Автор предполагает, что такие поведенческие возможности еще не развиты у подростков. Это отражается на качестве социально-психологического взаимодействия в трудных ситуациях [6].

Эффективность совладания с неблагоприятными жизненными событиями зависит не только от удачного выбора стратегии, но и от индивидуальных особенностей личности, в частности от уровня жизнестойкости личности. Жизнестойкость определяется как интегральная личностная черта, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей. Жизнестойкость включает в себя три компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска, которые развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее [2].

Цель данного исследования состояла в выявлении различий в стратегиях преодоления трудных ситуаций подростков с различным уровнем жизнестойкости.

Гипотеза исследования: чем выше уровень жизнестойкости у подростков, тем больше они склонны к активным и просоциальным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций, чем ниже уровень жизнестойкости у подростков, тем больше они склонны к пассивным, асоциальным стратегиям преодоления.

В исследовании приняли участие подростки, мальчики и девочки 12–13 лет, учащиеся шестых, седьмых классов средней общеобразовательной школы г. Владикавказа.

Материалы и методы исследования

В эмпирическом исследовании использовался следующий методический инструментарий:

1) опросник жизнестойкости (С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева), выявляющий общий показатель жизнестойкости и показатели отдельных компонентов – вовлеченности, контроля и принятия риска.

2) личностный опросник «SACS» (С. Хобфолла в адаптации В.А. Чикер), выявляющий стратегии и модели копинг-поведения. Опросник выявляет следующие девять моделей поведения: «ассертивные действия», «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки», «осторожные действия», «импульсивные действия», «избегание», «манипулятивные действия», «асоциальные действия», «агрессивные действия», которые соотносятся с активными, пассивными, просоциальными, асоциальными, прямыми и непрямыми стратегиями преодоления стрессовых ситуаций.

При обработке данных использовались статистические методы: Т-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции r-Пирсона.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе измерения уровня жизнестойкости подростков, мы получили результаты, согласно которым в исследованной выборке 46,3 % подростков имеют высокий и выше среднего уровень жизнестойкости и 53,7 % подростков имеют уровень жизнестойкости ниже среднего и низкий. Таким образом, выборка была разбита на 2 группы по уровню жизнестойкости путем сравнения полученных показателей каждого респондента со значениями жизнестойкости по критерию возраста (средние по возрастным группам), которые приводятся в описании методики С. Мадди [1, с. 19].

Сравнив по уровню жизнестойкости мальчиков и девочек, мы выявили, что уровень жизнестойкости в целом у мальчиков чуть выше, чем у девочек, особенно по компоненту «принятие риска». В табл. 1 приведены средние значения по уровню и компонентам жизнестойкости в исследованной выборке.

Средние значения по методике С. Мадди в группах мальчиков и девочек с высоким и низким уровнем жизнестойкости

мальчики с высоким и выше среднего уровнем жизнестойкости

девочки с высоким и выше среднего уровнем жизнестойкости

мальчики с низким и ниже среднего уровнем жизнестойкости

девочки с низким и ниже среднего уровнем жизнестойкости

Копинг у подростков – поведение в стрессовой ситуации

Стресс – естественное ощущение каждого человека, которое возникает практически на каждом шагу. Чем больше человек сталкивается с новым и неизведанным, тем больше стресса он переживает. Поведение в стрессовой ситуации зависит от многих факторов, которые заложены в самом человеке. Копинг является одной из таких моделей поведения, которая направлена на устранение стресса. Часто к такой модели поведения прибегают подростки.

Жизнь любого человека наполнена стресса. Обычно стрессовые ситуации возникают в отношениях, в новых ситуациях, при необходимости что-то менять и по мере развития. Подростки сталкиваются с настоящим миром, от которого их уже не ограждают мамы и папы. Здесь дети обучаются копинг-поведению, поскольку их стресс часто связан с отношениями с ровесниками, половым созреванием, неустойчивостью своих эмоций, неуспешностью в учебе, а также с проблемами в любви.

Есть стресс, с которым индивид способен справиться, поскольку он ему знаком, постоянен, малозначителен. Однако есть стрессовые ситуации, которые вызывают сильнейшее напряжение внутри индивида, практически выходят за пределы его возможностей. Здесь и возникают копинг-поведение – стратегии действий, которыми человек пытается справиться со стрессом. Если это не получается сделать в одиночку, тогда можно обратиться за помощью психолога на сайте psymedcare.ru.

Что такое копинг?

Копингом называется поведение человека в стрессовой ситуации, когда он пытается справиться с возникшими переживаниями на уровне когнитивного, поведенческого и эмоционального. Человек пытается сохранить свое внутреннее равновесие и целостность путем устранения внешних или внутренних факторов, которые и создали стресс, с которым человек не может справиться, вызывает напряжение, которое выходит за пределы человеческих возможностей.

Стрессовая ситуация вызывает определенное поведение у индивида, а также целый ряд эмоциональных переживаний. Многое зависит от того, насколько значимой для индивида становится ситуация. Человек в стрессовой ситуации выражает свое истинное отношение, его эмоции выплескиваются в полную силу. Копинг-поведение характеризуется такими особенностями:

  • Значимые чувства и их интенсивность.
  • Напряженность психики.
  • Изменение мотивации и самооценки.
  • Внутреннее переживание, что зависит от значимости ситуации, ее переоценка, желание справиться с травмой.
Читайте так же:  Если нравится сиреневый цвет что это значит в психологии

В стрессовой ситуации человек преимущественно пытается совладать с самим собой, собственными эмоциями, что осуществляется через те действия, которые он совершает. Это зависит от его личностных качеств, направленности действий и даже целей. Многие специалисты пытались классифицировать копинг-стратегии, однако это становится абсолютно невозможным, поскольку у каждого индивида есть свой набор механизмов.

Копинг-стратегии

Копинг-стратегией называется комплекс действий, которые человек совершает в определенной стрессовой ситуации. Можно сказать, что это определенная привычная схема, к которой человек прибегает в стрессовой ситуации, чтобы как можно быстрее от нее избавиться, поскольку никому не нравится находиться в напряжении, испытывать внутренний дискомфорт.

Условно выделяют две модели копинг-стратегий:

  1. Проблемно-ориентированные – направлены на то, чтобы решить проблему, начать совершать действия, чтобы устранить стрессовую ситуацию.
  2. Эмоционально-ориентированные – человек концентрируется на эмоциях, собственных переживаниях, пытается их проанализировать, устранить или просто поддается их влиянию.

В стрессовой ситуации люди достаточно часто не думают, а просто реагируют и действуют. Таким образом, копинг-поведение зачастую основывается на инстинктивных проявлениях. Если животные входят в ступор, убегают, атакуют, то человек:

Копинг-механизмами называются стратегии поведения, которые предполагают адаптацию личности к стрессовой ситуации. Когда нечто угрожает человеку на физиологическом, психическом, социальном или личностном уровне, тогда он вынужден адаптироваться, быть способным совладать с собой и уметь находить верные способы поведения. Это происходит на трех уровнях:

[3]

  1. Когнитивное – прекращение обдумывания последствий кризиса, переключение внимания на позитивную тематику, игнорирование проблемы или уменьшение ее значимости, влияния на человека, проявление стойкости, принятие ситуации, сравнение ситуации с ранее случившимися, изучение информации, которая поможет устранить ситуацию, придание ситуации нового смысла, делание вид, будто ничего не случилось.
  2. Эмоциональное – уход в себя, подавление эмоций, самоизоляция, проявление злости и агрессии, выражение возмущения, перекладывание ответственности, самобичевание, противостояние, фатализм, сохранение равновесия, спокойствия и самообладания, раздражительность.
  3. Поведенческое – забота о других, уход с головой в работу, отвлечение, смена деятельности, избегание, альтруизм, думание в первую очередь о собственных интересах, удовлетворение потребностей, компенсирование, реализация своих желаний, поиск понимания и поддержки, стремление побыть наедине и в спокойствии, поиск сотрудничества.

Таким образом, копинг-механизмы делятся на конструктивные и неконструктивные, активные и пассивные, адекватные и неадекватные.

Если человек намерен вместе с психологом решить свою стрессовую ситуацию, он должен работать в следующих направлениях:

  • Терпеливость.
  • Сотрудничество с психологом.
  • Адекватное игнорирование некоторых стрессовых моментов.
  • Желание получить поддержку.
  • Противостояние проблеме.
  • Проявление самообладания.
  • Нахождение чего-то юмористического в ситуации.
  • Эмоциональная разрядка.

Копинг-механизмы являются своеобразными защитными способами человека справиться со стрессовой ситуацией. Даже при установлении доверительных отношений с психологом не всегда удается полностью справиться с внутренним напряжением, поэтому эффективным становится разработка копинг-поведения.

Также специалисты выделяют копинг-ресурсы – те возможности, которые позволяют человеку сохранить психическое здоровье и смириться со стрессовой ситуацией. К ним относят:

  1. Внешние ресурсы – материальная, эмоциональная и моральная помощь других людей.
  2. Внутренние ресурсы – умения и способности человека.
  3. Материальные и социальные.

Хорошим копинг-ресурсом специалисты называют оптимистичный подход. Однако нужно быть умеренно оптимистичными, поскольку чрезмерно позитивный взгляд на ситуацию приведет к ее неадекватному восприятию.

Самоэффективность также помогает в преодолении стресса. Она предполагает, что человек убежден в том, что у него есть все способности и ресурсы для совладания со стрессовой ситуацией. Теперь ему остается только собраться, найти новые возможности или решения.

Ресурсы влияют на то, как индивид будет вести себя в стрессовой ситуации. К примеру, если у человека нет друзей, тогда он не будет искать поддержки у окружающих людей в момент стресса, а, к примеру, будет полагаться только на себя.

Базовые копинг-стратегии делят на три группы:

  1. Решение проблемы – человек начинает перебирать все имеющиеся у себя ресурсы с целью устранить проблему. Он берет ответственность на себя за то, чтобы решить проблему.
  2. Социальная поддержка – человек начинает решать проблему, прибегая к советам и рекомендациям других людей. Он убежден, что сам не справится, не уверен в том, что его знания верны и ресурсов хватит для решения проблемы, поэтому заручается поддержкой и помощью других людей.
  3. Избегание – человек закрывается в себе, никому не рассказывает о проблеме, не считает нужным контактировать с другими людьми, при этом не решает проблему, делает вид, будто ничего не случилось. Человек может начать употреблять алкогольные или наркотические средства, уходить в зависимости, чтобы таким образом забыть о проблеме. Если индивид заболевает, тогда может не лечиться, чтобы за этим не наступило время, когда нужно решать проблему. Если все способы не работают, тогда человек может решить совершить суицид. К данной стратегии человек прибегает, если недостаточно развит личностно, а также не обладает внешними ресурсами.

Специалисты рекомендуют прибегать сразу к трем моделям поведения. В одних ситуациях подойдет одна копинг-стратегия, в другой – другая. Если человек варьирует варианты, тогда он становится более способным справиться с различными ситуациями.

Копинг – поведение в стрессовой ситуации

Поскольку люди по-разному ведут себя в стрессовой ситуации, достаточно трудно классифицировать копинг-стратегии. Однако это попытались сделать Лазарус и Фолкман, разработав следующую классификацию:

  • Стремление решить проблему, составление плана, готовность прилагать усилия, что должно помочь справиться со стрессом.
  • Совершение действий с использованием агрессии, конфронтации, враждебности.
  • Принятие на себя ответственности за возникновение ситуации и ее решение.
  • Проявление самоконтроля по управлению собственными эмоциями и действиями.
  • Нахождение положительного в сложившейся ситуации.
  • Поиск поддержки у других людей.
  • Попытка дистанцироваться, уменьшить значимость ситуации, сделать ее несуществующей, избежать.
  • Целенаправленное избегание проблемы и всех ее последствий.

перейти наверх

Копинг стратегии у подростков

Подростки являются пока неповзрослевшими взрослыми людьми, и именно в их жизни начинаются значительные перемены, к которым они вынуждены приспосабливаться. Их эмоциональная сфера еще не развита. Вместе с тем они становятся все более самостоятельными и взрослыми.

Подростки начинают постепенно отдаляться от родителей, отстаивая свою самостоятельность. При этом они продолжают нуждаться в их поддержке и понимании. Все же главными мерилами остаются сверстники и общество. Подросток желает занимать почетное место среди друзей, поэтому нередко идет у них на поводу. Вместе с тем подросток постепенно сталкивается с обществом, в котором существуют свои правила и законы.

Именно в подростковом возрасте вырабатываются основные копинг-стратегии, которые были рассмотрены выше. Многое зависит от успешности подростка в школе, его статуса среди друзей, атмосферы внутри семьи и отношений с родителями.

Читайте так же:  Что делать, если не можешь отпустить бывшего из сердца и мыслей

Копинг-поведение помогает человеку быстро реагировать на стресс и порой действовать шаблонно. Насколько эффективными являются эти стратегии, уже зависит от тех результатов, которые в итоге достигаются человеком. Можно менять свои копинг-стратегии. Однако это потребует сильной воли и сознательного подхода, особенно в тот момент, когда на человека воздействует стресс и хочется поступить привычным образом (убежать, сделать вид, что ничего не происходит, переложить ответственность и т. д.).

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант т.А.Крюковой)44

Данный опросник включает в себя перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг- стрессовых поведенческих стратегий.

Инструкция.Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведите, пожалуйста, кружком одну из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации.

Тест «Инвентаризация симптомов стресса»

Частота использования заданных типов поведения

Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях

1. Стараюсь тщательно распределить свое время.

2. Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.

3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.

4. Стараюсь быть на людях.

5. Виню себя за нерешительность.

6. Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.

7. Погружаюсь в свою боль и страдания.

8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации.

9. Думаю о том, что для меня самое главное.

10. Хожу по магазинам, ничего не покупая.

11. Стараюсь больше спать.

12. Балую себя любимой едой.

13. Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.

14. Испытываю нервное напряжение.

15. Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше.

16. Говорю себе, что это происходит не со мной.

17. Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.

18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.

19. Испытываю эмоциональный шок.

20. Покупаю себе какую-нибудь вещь.

21. Определяю курс действий и придерживаюсь его.

22. Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.

23. Иду на вечеринку.

24. Стараюсь вникнуть в ситуацию.

Частота использования заданных типов поведения

Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях

25. Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать.

26. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.

27. Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся.

28. Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся.

29. Иду в гости к другу.

30. Беспокоюсь о том, что я буду делать.

[1]

31. Провожу время с дорогим человеком.

32. Иду на прогулку.

33. Говорю себе, что это никогда не случится вновь.

34. Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках.

35. Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.

36. Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

38. Испытываю раздражение.

39. Решаю, что теперь важнее всего делать.

40. Смотрю кинофильм.

41. Контролирую ситуацию.

42. Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.

43. Разрабатываю несколько различных решений проблемы.

44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.

45. Отыгрываюсь на других.

46. Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.

47. Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.

48. Смотрю телевизор.

Обработка и интерпретация результатов.

Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.

Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.

Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3,6, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.

Ведущий считается та стратегия (или несколько стратегий) копинг- поведения по которым респондент набрал максимальное количество баллов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Можно подсчитать субшкалу отвлечения из 8 пунктов, относящихся к избеганию: 9, 11, 12, 18, 20, 40, 44, 48. Субшкала социального отвлечения может быть подсчитана из следующих 5 пунктов, относящихся к избеганию: 4, 29, 31, 35, 37. (Обратите внимание, что пункты избегания 3, 23 и 32 не используются в субшкалах отвлечения и социального отвлечения.)

Изучение использования копинг стратегий у подростков, занимающихся спортом

психологические науки

  • Брусенская Дарья Сергеевна , студент
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
  • Похожие материалы

    «Спорт — это жизнь. Это любовь, страсть, надежда и вера. Это тяжкие минуты горя и счастливые минуты радости. Это то, что соединит всех нас. Навсегда. Пламя в наших сердцах. Спорт — это всё. » (Неизвестный автор)

    Спорт неразрывно связан с двигательной активностью личности, которая определяется:

    • выраженной мотивационной направленностью;
    • высоким уровнем требований к совершенству двигательных навыков при выполнении деятельности;
    • высоким уровнем требований к личностным качествам и психическим состояниям, адекватным условиям, в которых действует индивид.

    [2]

    Двигательная активность (в форме занятий физической культурой и спортом) является ведущим фактором устойчивого развития индивидуальности субъекта, что определяет его психическое и физическое здоровье [3].

    Человек, занимающийся спортом, является, одновременно, субъектом и объектом собственной сознательной целенаправленной деятельности. Самопознание, самоконтроль и самосовершенствование являются ведущими качествами личности спортсмена, независимо от вида спорта, которым он занимается. Так же во время занятий спортом формируются определенные способы поведения и реакции на стрессовые факторы.

    В связи с вышеупомянутым, специалисты до сих пор пытаются объяснить, чем обусловлено данное поведение в конкретной ситуации. На лидирующие позиции вышли два противоположных мнения:

    1. человек умеет прогнозировать поведение других людей и выбирает стратегию своего поведения в зависимости от этого;
    2. человек принимает решение как ему поступить, опираясь на свои сильные и слабые стороны характера [1].

    Умеет ли человек прогнозировать поведение других или опирается только на свои индивидуально-психологические качества, он так или иначе в своей жизнедеятельности активно использует различные способы совладающего поведения, а именно копинг-стратегии для нейтрализации, преодоления или избегания стрессовых факторов.

    Проблема копинг-стратегий изучается многими учеными в разных дисциплинах. Понятие копингов впервые было введено Р. Лазарусом и С.Фолкманом в рамках транзактной модели стресса. В этой теории сформулировано положение о том, что стресс и переживаемые эмоции – это результат взаимодействия средовых процессов и человека. Под копингом понимаются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности[4].

    Волевые качества личности, например такие как, самообладание и настойчивость, позволяют человеку выбрать, по его мнению, оптимальную стратегию его поведения, чтобы преодолеть стрессовый фактор.

    Стрессовый фактор играет большую роль в спорте. Спорт предполагает постоянную конкуренцию и напряженный тренировочный процесс для достижения высоких результатов.

    Р. Лазарусом было выделено 8 копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различной психической деятельности:

    Для нашего исследования были взяты спортсмены, занимающиеся большим теннисом. Теннис или большой теннис — вид спорта, в котором соперничают либо два игрока («одиночная игра»), либо две команды, состоящие из двух игроков («парная игра»). Задачей соперников (теннисистов или теннисисток) является при помощи ракеток отправлять мяч на сторону соперника так, чтобы тот не смог его отразить, при этом, чтобы мяч не вылетел за поле игры [2].

    Мы остановились на использовании копинг-стратегий в жизненных ситуациях у подростков, которые занимаются спортом.

    В исследовании принимали участие учащиеся подросткового возраста, занимающиеся большим теннисом в теннисном клубе «Макс» и учащиеся 9-х и 10-х классов средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением английского языка г. Заречного Свердловской области. Из них 26 – девочек, 36 мальчиков. В дальнейшем учащиеся были поделены на две группы:

    • учащиеся, занимающиеся профессиональным спортом от года;
    • учащиеся, не занимающиеся спортивной деятельностью.

    Проведя исследование, мы получили следующие результаты. У подростков, занимающихся спортом, преобладают следующие копинг-стратегии: самоконтроль, принятие ответственности. Реализуя эти стратегии, как в спортивной деятельности, так и в жизненных ситуациях подросток может контролировать свое поведение, не поддаваться панике и не впадать в депрессию. В спорте эти навыки особенно необходимы для достижения успеха. Однако копинг-стратегия самоконтроль в связи с подавлением и сдерживанием эмоций, может представлять личность, как черствую, безэмпатичную и равнодушную. Выраженность копинг-стратегии принятие ответственности может формировать у личности чрезмерное неоправданное стремление к самобичеванию, самообвинению и самокритики, а также хронической неудовлетворенностью собой.

    У подростков, не занимающихся спортом, преобладают такие копинги, как бегство-избегание и поиск социальной поддержки. Это говорит о том, что при возникновении стрессового фактора большинство подростков предпочитают избегать проблему, не думать о ней, фантазируют, уклоняются от нее. Личности, которые часто используют данный копинг, в стрессовых ситуациях могут проявлять инфантильные формы поведения. Другая же часть испытуемых пытается привлечь внешние факторы для преодоления проблему, ждут сочувствия и сопереживания со стороны окружающих. Такие личности ориентированы на взаимодействие с людьми и ждут от них конкретной действенной помощи.

    По результатам исследования можно сделать вывод о том, что подростки, занимающиеся спортом, в своей жизни используют конструктивные копинг-стратегии, умеют собраться с силами в нужный момент, осознают свои ошибки и исправляют их, в отличие от подростков, не занимающихся спортом.

    Это связано с тем, что именно спортивная деятельность активно участвует при формировании у подростков копинг-стратегий, которые помогают преодолевать различные трудности, стрессовые факторы и влияние конкуренции. Спорт положительно влияет на поведение человека, помогает формировать положительные качества личности, а также использовать в своей жизни адаптивные способы совладания со стрессовыми факторами. Но нельзя забывать, что использование каждого копинга должна быть умеренным, а не чрезмерным, чтобы это не приводило к проблемам дезадаптации личности.

    Список литературы

    1. Абабков В. А. Защитные психологические механизмы и копинги: анализ взаимоотношений. – СПб.: Речь, 2004.
    2. Гороховский В. Л. Большой теннис // Для всех и для каждого. 2004. № 1. С. 156-159.
    3. Киселев Ю.Я. Контроль за эмоциональным состояниям и псих. Активностью процессе сам. занятий виз. культурой и спортом. М.: 1988. 200с.
    4. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг–процессы. – М.: Медицина, 1966.

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Копинг-стратегии у подростков, поведение в стрессовых ситуациях

    Автор: Комарницкая Светлана Олеговна

    Организация: МОБУ «Лицей №3»

    Населенный пункт: Оренбургская область, г. Оренбург

    Современный человек повсеместно сталкивается со стрессом и противостоит ему. Воздействие одной и той же стрессовой ситуации, оказывает на каждого индивида различное влияние. Стресс может оказывать как конструктивное, так и деструктивное воздействие на деятельность человека, включая даже полную ее дезорганизацию. Для того, чтобы предотвратить подобного рода воздействие и обеспечить поддержание внешнего и внутреннего благополучия личность применяет копинг-стратегии, направленные на устранение ситуации психологической угрозы и стресса. Особенно остро стрессовым воздействиям подвержены подростки в силу своих возрастных и психических особенностей. Поэтому изучение способов совладающего поведения в подростковом возрасте приобретает особую актуальность.

    В результате проведенного теоретического анализа мы пришли к следующим выводам.

    Подростковый возраст — это критический период развития личности, во время которого происходит значительная перестройка структуры личности подростка, его отношения к самому себе, сверстникам и взрослым людям. Все происходящие изменения, соответствие или несоответствие стандартам, принятым в данной группе в этот период, осознаются подростком и глубоко переживаются. Это может усугубить общую неуравновешенность и привести к возникновению множества психологических проблем. Умение противостоять им во многом определяется степенью стрессоустойчивости подростка. В литературе подчеркивается, что стрессоустойчивые подростки выбирают конструктивные способы решения возникающих трудностей, а подростки с низким уровнем стрессоустойчивости деструктивные способы [1].

    Стрессоустойчивость — системная динамическая характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессорному воздействию или совладать со многими стрессогенными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности [2]. При воздействии стресса на человека с пониженным уровнем стрессоустойчивости происходят нарушения во всех сферах жизнедеятельности человека. Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском ресурсов, помогающих личности в преодолении стрессовых ситуаций, эти ресурсы во многом определяются реализуемыми личностью копинг-стратегиями.

    Копинг-стратегии — это непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека [3].

    Среди всего многообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные (адаптивные, функциональные, эффективные) и неконструктивные (дезадаптивные, нефункциональные и неэффективные) копинг-стратегии [2].

    Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. К конструктивным копингам относятся: достижение цели собственными силами; обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем; тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения; изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором); изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов [3].

    Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «отодвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия. К неконструктивным копингам относятся: механизмы психологической защиты; импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами; агрессивные реакции и т.п. [3].

    Целью данной работы является изучение копинг-стратегий подростков с разным уровнем стрессоустойчивости.

    Мы предполагаем, что подростки с высоким уровнем стрессоустойчивости будут склонны применять конструктивные (адаптивные) способы совладания со стрессом, а нестрессоустойчивые подростки – неконструктивные. В нашем исследовании, направленном на изучение копинг-стратегий подростков с разным уровнем стрессоустойчивости приняли участие 37 человек, средний возраст которых составляет 14,6 лет, из них 18 девочек и 19 мальчиков.

    В качестве диагностического инструментария выступили методика изучения стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона и опросник стратегий импунитивного поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях А.А. Васищева.

    Для подтверждения достоверности полученных данных был применен t-критерия Стьюдента.

    В результате изучения стрессоустойчивости подростков были получены следующие данные. Высокий уровень стрессоустойчивости наблюдается у 19% испытуемых, они характеризуется высоким контролем эмоций, низкой подверженности стрессовым воздействиям и адекватным отношением к стрессу. Они способны справляться с трудностями сами, подвергают анализу трудности и причины их возникновения. Могут долгое время работать с большим напряжением сил. При возникновении стрессовых ситуаций способны легко адаптироваться к ним.

    Для большинства испытуемых (46%) характерен средний уровень стрессоустойчивости, который проявляется в адекватном отношении к стрессу, но в тоже время обнаруживается подверженность стрессовым воздействиям.

    Низкий уровень стрессоустойчивости наблюдается у 35% испытуемых. Для подростков с низким уровнем стрессоустойчивости характерна подверженность стрессовым воздействиям и необъективность оценки стресса. При воздействии стрессоров они испытывают тревогу, не способны справиться с поставленной задачей, не успевают принимать адекватные решения в требуемом темпе.

    Для нашего исследования по изучению копинг-стратегий значимыми являлись группы испытуемых с высокими и низкими показателями стрессоустойчивости.

    Изучив копинг-стратегии в группе стрессоустойчивых подростков, мы выяснили, что наиболее предпочитаемыми из них являются поиск помощи, настойчивость и юмор. Поиск помощи предполагает обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем (родителям, друзьям, психологам или другим специалистам). Настойчивость проявляется в том, что подростки упорно стремятся к достижению поставленной цели, не отступая и прикладывая усилия, чтобы добиться намеченного. Стратегия юмора предполагает переосмысление проблемы с подчеркиванием ее смешных сторон.

    Наименее предпочитаемыми стрессоустойчивыми подростками копинг-стратегиями являются – уход, фантазии и нерешительность. Фантазия позволяет достичь желаемого хотя бы в воображении, а возникающие при этом положительные эмоции дают силы для существования в трудных жизненных ситуациях. Однако, следует отметить, что фантазирование может привести к избеганию реальности и неспособности перейти к реальным действиям при решении возникающих проблем. Стратегия ухода предполагает стремление подростка избегать возникающих стрессовых ситуаций и самоизолироваться, т.е. отдалиться от других, что часто связано с ожиданием возможного осуждения со стороны окружающих. Нерешительность проявляется в стремлении отложить принятие решения либо не принимать его совсем.

    Изучив копинг-стратегии в группе нестрессоустойчивых подростков, мы выяснили, что наиболее предпочитаемыми из них являются самообвинение, отрицание, осторожность. Самообвинение характеризуется повышенным чувством вины, стремлением принять чрезмерную ответственность за происходящее на себя, представлением о том, что источником стрессовой ситуации является сам подросток. Отрицание – это отказ принять тот факт, что случилось стрессовое, травмирующее событие, т.е. информация, которая угрожает самосохранению, самоуважению или социальному престижу личности подростка, не воспринимается. Отрицание как неконструктивная копинг-стратегия характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности. Осторожность проявляется в желании не совершать опрометчивых поступков, обдумать ситуацию и принять взвешенное решение.

    Наименее выраженные копинг-стратегии нестрессоустойчивых подростков – самоизменение, позитивное мышление и контроль эмоций.

    Самоизменение как стратегия совладающего поведения предполагает рассмотрение возникающих стрессов как источника личностного роста, приобретения ценного жизненного опыта и изменения к лучшему. При этом самовосприятие изменяется в сторону представления о себе как о более сильном, уверенном и зрелом человеке. Позитивное мышление – стремление увидеть в любой ситуации плюсы, положительные стороны. При этом отметим, что данная стратегия может быть эффективной в случае, если от человека мало что зависит. Однако, она может стать деструктивной, если потерять концентрацию в нужный момент и перестать реагировать на стрессоры. Контроль эмоций предполагает подавление эмоциональных реакций человеком. Данная стратегия позволяет рационально подойти к преодолению стрессовой ситуации и не чувствовать боли, тревоги и других негативных переживаний, однако, злоупотребление контролем эмоций может привести к эмоциональной отстраненности и несвоевременному реагированию на стресс.

    Проведенный статистический анализ позволил нам утверждать, что подростки с высоким уровнем стрессоустойчивости более склонны применять конструктивные копинг-стратегии, а нестрессоустойчивые подростки – деструктивные. Т.о. гипотеза нашего исследования подтвердилась.

    В качестве ближайших перспектив исследования считаем целесообразным разработку программы по развитию у подростков эффективных способов совладания со стрессом.

    1. Абрамова, С.М. Возрастная психология. М., Высшая школа, 2001. 319с.
    2. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336с.

    Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных/ под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. 319 с.

    Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей (стр. 1 из 13)

    1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования психологических защит и копинг-поведения у детей подросткового возраста из неблагополучных семей

    1.1 Психологические защитные механизмы как психологический феномен

    1.2 Копинг-поведение и его связь с защитными механизмами

    1.3 Влияние семьи на формирование защитных механизмов и копинг-поведения у детей подросткового возраста

    1.4 Психолого-педагогические средства формирования защитных механизмов и совладающего поведения у подростков

    2. Эмпирическое исследование психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей

    2.1 Организация исследования

    2.2 Анализ результатов исследования по методике Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»

    2.3 Анализ результатов исследования по методике способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана

    2.4 Анализ результатов исследования по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»

    2.5 Рекомендации по формированию эффективных психологических защитных механизмов и совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей

    Актуальность. Психологическая защита – неосознаваемый психический механизм, направленный на минимизацию отрицательных переживаний человека, регулирующий поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. С другой стороны, он часто выступает как преграда личностного развития.

    Большинство защитных механизмов формируется в раннем детстве, позволяя ребенку закрыться, спрятаться от внешних трудностей и опасностей. Основополагающей детерминантой психического развития ребенка являются отношения в семье, нарушение которых часто приводит к дисгармонии эмоционального развития личности, патопсихологии, гипертрофии психологических защит у ребенка. Неоспоримо, что семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей в значительной мере определяют уровень психического здоровья ребенка.

    Актуальность и значимость исследования проблемы формирования психологических защит и копинг-механизмов связана и с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе, которые оказывают влияние на процесс развития личности и ее социализации. Особенно важно это влияние в переходный период развития. Социальные перемены в государстве и семье ведут к возрастанию эмоционального дискомфорта, внутренней напряженности у подростков, которые испытывают как собственные трудности, так и, отраженно, сложности близких взрослых. В связи, с чем возрастает интерес к изучению формирования механизмов психологических защит, способствующих поддержанию стабильности и эмоционального принятия подростками себя и своего окружения.

    Психологические защиты и механизмы совладания (копинг-поведение) рассматриваются как важнейшие формы адаптационных процессов реагирования индивидов на стрессовые ситуации. Ослабление психического дискомфорта осуществляется в рамках неосознанной деятельности психики с помощью механизма психологических защит. Копинг-поведение используется как стратегия действий личности, направленной на устранение ситуации психологической угрозы.

    Изучению проблемы формирования и определения роли защитных механизмов в развитии личности посвящены работы З. Фрейда, К. Хорни, А. Фрейд, А. Маслоу, Ф. Перлза и др. В отечественной психологии исследованием психологических защит у человека занимались Д.Н.Узнадзе, В.Н. Мясищев, Ф.В. Бассин, Е.Л. Доценко, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольская, P.M. Грановская и др. Исследованием стратегий совладания занимались Е.Р. Исаева, Р. Лазарус, В.Н. Мясищев, Н.А. Сирота, Э. Хайма, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк.

    Проблема. Определение особенностей психологических защит и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей позволит расширить представление о причинах, лежащих в основе их деструктивного поведения и описать способы преодоления их негативных последствий.

    Обозначенные актуальность и проблема стали основанием для выбора темы исследования: «Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей»

    Объект исследования – психологические защитные механизмы и копинг-стратегииу подростков.

    Предмет исследования – особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей.

    Цель исследования – обосновать проблему изучения психологических защитных механизмов и копинг-механизмову подростков из неблагополучных семей, разработать рекомендации по формированию эффективных защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей.

    1. Рассмотреть проблему изучения механизмов психологической защиты и копинг-поведения в науке;

    2. Исследовать основные механизмы психологической защиты и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей.

    3. Описать влияние семьи на формирование защитных механизмов и копинг-поведения у детей подросткового возраста.

    4. Разработать рекомендации по формированию эффективных психологических защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей.

    Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:

    – подростки из неблагополучных семей склонны снимать возникшее напряжение с помощью неконструктивных механизмов психологических защит в отличие от подростков из благополучных семей;

    – подростки из неблагополучных семей чаще используют неэффективные стратегии совладания в трудных ситуациях по сравнению с подростками из благополучных семей.

    Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов психологами, социальными педагогами при определении путей оптимизации психического развития у подростков из неблагополучных семей с целью формирования у них более эффективных механизмов психологических защит и копинг-стратегий.

    Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы, синтез, обобщение – теоретические методы; тестирование, опрос, качественный анализ результатов исследования – практические методы исследования.

    База исследования: МОУ СОШ № 73 г. Владивостока.

    Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (49 наименований), приложения.

    подростковый защитный механизм совладание

    психологических защит и копинг-поведения у детей подросткового

    возраста из неблагополучных семей

    1.1 Психологические защитные механизмы как психологический

    Своему происхождению термин «психологическая защита» обязан 3. Фрейду и являлся самым первым выражением динамической позиции в психоаналитической теории. Впервые этот термин появился в 1894 г. в работе Фрейда «Защитные нейро-психозы» и был использован для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов [47].

    Цель психологической защиты – снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом. Механизмы психологической защиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное напряжение [2].

    Как отмечают И.М. Никольская, Р.М. Грановская, проблема психологической защиты содержит в себе центральное противоречие между стремлением человека сохранить психическое равновесие и теми потерями, к которым ведет избыточное вторжение защит [34].

    Единой классификации механизмов психологической защиты не существует, хотя имеется множество попыток их группировки по различным основаниям. По мнению Б.Д. Карвасарского, все защиты можно разделить на несколько групп [48].

    В первую группу входят защиты, которые не производят переработки информации, но либо ее вытесняют, либо подавляют, либо блокируют или отрицают. Вытеснение – механизм, описанный Фрейдом в 1895 г., и означает перевод травматического содержания из сознания в бессознательное. Как и другие защитные механизмы, вытеснение начинает создавать проблемы, во-первых, если оно не справляется со своей функцией – удержания мыслей вне сознания; во-вторых, если оно стоит на пути позитивных аспектов жизни; в-третьих, если действует при исключении других, более удачных способов преодоления трудностей. С экономической точки зрения этот механизм является дорогостоящим, т.к. вытесненный материал должен удерживаться в области бессознательного. Близкими к вытеснению считаются механизмы перцептивной защиты (искажение информации, повышение порогов чувствительности), подавление как более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожной информации; в отличие от вытеснения, которое направлено на репрезентации, подавление направляется на аффекты, блокирование – торможение мыслей, эмоций, действий, отрицание – отвергание ситуаций, конфликтов, игнорирование неприятной информации.

    Во вторую группу входят защиты, направленные на искажение содержания мыслей, чувств, поведения личности. Это — рационализация, при помощи которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства, подлинные мотивы которых остаются в тени. Этот термин был введен Э. Джонсом в статье «Рационализация в повседневной жизни». Традиционным примером защиты является рационализация по типу «сладкого лимона» и «кислого винограда». Иными словами, если с человеком случается неприятность, он может ее «подсластит », сделав не такой травматической (например, рассматривать свой неуспех как важную составляющую жизненного опыта), или наоборот, если он не получает чего-то приятного, то может сделать его менее значимым, «кислым» (например, желаемую, но недоступную работу оценить как неинтересную и малооплачиваемую).

Читайте так же:  Популярные методики для диагностики агрессивности басса-дарки и других авторов

Источники


  1. Культура семейных отношений. — М.: Знание, 2018. — 176 c.

  2. Гэри, Чепмен Семья, о которой ты мечтаешь. Пять способов сделать ее реальностью / Чепмен Гэри. — М.: Библия для всех, 2015. — 968 c.

  3. Кардер, Дэйв Семейные секреты, которые мешают жить / Дэйв Кардер и др. — М.: Триада, 2016. — 464 c.
  4. Леонов, Н. И. Психология делового общения / Н.И. Леонов. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. — 256 c.
  5. Грюйер, Фредерика О счастье физической любви. Как обогатить свою сексуальную жизнь / Фредерика Грюйер. — М.: Этерна, 2014. — 206 c.
Копинг-стратегии у подростков, поведение в стрессовых ситуациях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here