Кратко об основных положениях и идеях гештальтпсихологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Кратко об основных положениях и идеях гештальтпсихологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Гештальт-психология: история и исследования

История возникновения

17 декабря 1924 г. один из основателей гештальтпсихологии, берлинский профессор Макс Вертгеймер, выступил на собрании Научного общества И. Канта с лекцией об основных положениях своей теории. В этой лекции им был предельно ясно и точно сформулирован тезис, являющийся краеугольным камнем в здании гештальтпсихологии. Вертгеймер заявил: «Есть сложные образования, в которых свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого». Эта идея, сама по себе не новая, даже древняя, легла в основу научного направления, весьма влиятельного в мировой, особенно европейской, психологии первой трети нашего века. Впоследствии научная школа распалась, и интерес к гештальттеории угас. Однако по сей день идеи гештальтпсихологии продолжают оказывать косвенное влияние на многие научные школы и направления, сам термин «гештальт» отнюдь не списан в архив и постоянно употребляется в разном контексте.

Слово «гештальт» — немецкое, приблизительно переводится как «структура», однако точных эквивалентов ни в одном европейском языке не имеет, а потому прямо заимствуется из немецкого. Впервые его ввел в научный лексикон X. Эренфельс в статье «О качестве формы» (1890); посвященной исследованию восприятия. Эренфельс выделил специфический признак гештальта — свойство транспозиции (переноса): в нашем восприятии мелодия остается той же самой при переводе ее в другую тональность; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т. п. Однако специальной теории гештальта Эренфельс не создал.

История гештальтпсихологии ведет начало с выхода работы Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера сложилась Берлинская школа гештальт-психологии, костяк которой составили также Курт Коффка и Вольфганг Кёлер и к которой тесно примыкали доцент Берлинского университета Курт Левин, создавший собственную школу, и крупный невролог Курт Гольдштейн. Относительно независимая школа гештальтпсихологии сформировалась также в Граце (Австрия).

20-е годы ознаменовались серьезными экспериментальными достижениями гештальтпсихологии. Они касались главным образом процессов зрительного восприятия, хотя выводы делались гораздо более широкие. Разные формы гештальтов изучались на материале восприятия кажущегося движения, формы (в том числе отношений «фигуры-фона»), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены так называемые факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют «напрашивающиеся», наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в один гештальт, например, трех движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях) и др. В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля — закон прегнантности, т. е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации.

Эксперименты Келера

Принципиальное значение имели эксперименты Келера на курах с целью проверить, что является первичным — восприятие целого или элементов. Животное дрессировалось на выбор более светлого из двух оттенков серого. Затем следовал критический опыт: в новой паре темная поверхность заменялась более светлой. Животное продолжало выбирать более светлую из этой комбинации, хотя ее не было во время дрессировки. Поскольку отношение между светлым и темным в критическом опыте сохранялось, значит, оно, а не абсолютное качество определяло выбор. Следовательно, элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. Тот факт, что такие структуры свойственны курам, означал, что структуры являются первичными примитивными актами.

Исследования мышления

В гештальтпсихологии экспериментально исследовалось также мышление. По мнению Келера, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. С чисто описательной точки зрения для этой формы поведения характерно использование предметов в соответствии с их отношением друг к другу и в реорганизации поля. Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, если все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия. Относительно специфически человеческого мышления Вертгеймер указывает: условием переструктурирования ситуации является умение отказаться от привычных, сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения — инсайта.

Развитие гештальтпсихологии

В 1921 г. Коффка сделал попытку приложить общий принцип структурности к фактам психического развития и построить на его основе теорию психического развития в онтогенезе и филогенезе. По его мнению, развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образования все более и более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами. Уже мир младенца в какой-то мере гештальтирован. Но структуры младенца еще не связаны друг с другом. Они, как отдельные молекулы, существуют независимо друг от друга. По мере развития они вступают в соотношения друг с другом. На этой основе подвергалась критике теория трех ступеней развития в филогенезе Карла Бюлера за то, что она представляет психическое развитие как состоящее из различных, не связанных друг с другом единым принципом ступеней.

В том же 1921 году Вертгеймер, Келер и Коффка основывают журнал «Психологические исследования» (Psychologische Forschung). Здесь публикуются результаты экспериментальных исследований этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Важное значение имели обобщающие статьи Вертгеймера «К учению о гештальте» (1921), «О гештальттеории» (1925). В 1926 г. Левин пишет статью «Намерения, воля и потребности» — экспериментальное исследование побуждений и волевых актов. Эта работа имела принципиальное значение: гештальтпсихология приступила к изучению наиболее трудно поддающихся экспериментированию областей. Все это очень поднимало влияние гештальтпсихологии. В 1929 г. Келер прочел курс лекций в Америке, впоследствии изданный в виде книги «Гештальтпсихология». Эта книга представляет систематическое и, наверное, лучшее изложение данной теории.

Читайте так же:  Почему мне завидуют люди и как от них защититься

Книга Вертгеймера фактически была последним «громким залпом» гештальтпсихологии. Как самостоятельное научное направление гештальтпсихология перестала существовать. Однако ее идеи в той или иной степени были восприняты самыми разными течениями и школами. Они оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школы «New Look»), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальт-терапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др.

Все о психологии

Психология, статьи по психологии

Гештальтпсихология основные положения. Понятие гештальтпсихологии.

Понятие и основные идеи гештальтпсихологии.

Они выдвинули следующие идеи гештальтпсихологии:

История возникновения и развития гештальтпсихологии.

Основные идеи, факты и принципы гештальтпсихологии.

Поскольку перцептивные процессы считаются врожденными, объясняя при этом особенности функционирования коры головного мозга, возникает необходимая объективность, превращающая психологию в объяснительную науку. Анализ проблемных ситуаций, а также способы их решения позволили Вертгеймеру выделить несколько этапов процессов мышления:

[1]

  • Возникновение направленного чувства напряженности, мобилизирующего творческие силы каждого человека;
  • Проведение анализа ситуации и осознания проблемы для создания единого образа сложившейся ситуации;
  • Решение сложившейся проблемы;
  • Принятие решения;
  • Стадия исполнения.

Опыты Вертгеймера раскрыли отрицательное влияние привычных методов восприятия структурных отношений. Публикуемые издания рассматривают анализ творческого мышления (его механизмов) и проблемы творчества в науке.

Кратко об основных положениях и идеях гештальтпсихологии

Гештальтпсихология зародилась в Германии в начале 20-го века.

Данное направление основано на идее о целостности сознания человека.

Что такое эмоциональная терапия Н.Линде и А.Эллиса? Узнайте об этом из нашей статьи.

Гештальт — определение простыми словами, значение слова

Гештальт — это теория восприятия.

Само слово «гештальт» переводится как «фигура», «форма», «структура», «образ».

Но подобный перевод не отображает глубинной сути понятия, описывающего обширную категорию.

Слово «гештальт» является ключевым элементом в гештальтпсихологии. Оно обозначает определенную форму организации отдельных частей или структуру, посредством которой сумма индивидуальных элементов превращается в целое.

Пример: Завидев кошку, человек воспринимает ее как единое целое, называемое «кошкой». Он не делит ее на лапки, усы, хвост, голову и т.д.

Что это за направление в психологии?

Гештальтпсихология — это одно из самых неоднозначных и обсуждаемых направлений на Западе.

Суть его заключается в том, что индивидуум воспринимает окружающую реальность не как набор отдельных фрагментов или единиц, а как мир упорядоченных сочетаний взаимно расположенных предметов и/или их частей.

Исходя из этого, к работе с сознанием и его изучению следует подходить целостно, не расчленяя его (сознание) на элементы.

Предмет исследования

Когда научная школа находилась на этапе становления, предметом гештальтпсихологии было феноменальное поле.

Затем внимание сместилось с восприятия на попытки объяснить мыслительные механизмы.

Основатель

Основоположником данного направления стал немецкий психолог Макс Вертгеймер, гештальтпсихология для которого была новой и эффективной формой психоанализа. Работали над развитием гештальтпсихологии такие представители, как Курт Левин, Вольфганг Келлер и Курт Коффки.

Основные идеи, положения, принципы, понятия

Центральный тезис или идея гештальтпсихологии: «Целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей».

[3]

Отец-основатель гештальтпсихологии рассматривал мышление как последовательную смену гештальтов, т.е. видение одной и той же проблемы под разными углами. Из этого вытекают основные положения направления психологии:

  1. Все психические процессы имеют определенную структуру и такое качество, как целостность. Структуру можно разбить на элементы, но они будут вторичны по отношению к целому. Т.е. сознание — это сложная структура, где все единичное тесно связано между собой и образует цельность.
  2. Константность восприятия. Как бы ни менялись условия восприятия, некоторые объекты/явления/предметы и присущие им свойства будут восприниматься одинаково и неизменно по отношению к самим себе.

Ключевые принципы гештальтпсихологии, определяющие научную школу:

  • близости (все, что находится рядом, воспринимается в совокупности);
  • схожесть (все, что имеет сходство по форме, цвету и объемам воспринимается в совокупности);
  • целостность (восприятие стремится упростить и довести до цельности);
  • замкнутость (фигуры должны обладать формой);
  • смежность (близкое расположение стимулов во временном и пространственном поле);
  • единая зона (гештальт формирует актуальное восприятие ровно, как и пережитый опыт вместе с научением).
  • О становлении психологии, как науки о сознании человека, читайте здесь.

    • закон фона и фигуры (фигуры воспринимаются как единое и завершенное, а фон как нечто непрерывное, расположенное на последующем за фигурой плане);
    • закон транспозиции (психика реагирует не на единичные раздражители, а на их соотношение);
    • закон прегнантности (при наличии альтернативных вариантов человек склоняется к восприятию самой элементарной и стабильной фигуры);
    • закон константности (все стремится к постоянству);
    • закон близости (стремление к объединению в единое целое объектов, смежных в пространстве и времени);
    • закон замыкания (когда человек встречается с непонятным, мозг пытается преобразовать данный объект во что-то доступное).

    к содержанию ↑

    Достоинства и недостатки

    К плюсам гештальтпсихологии можно отнести проработку таких важных проблем, как восприятие, память, мышление и межличностных коммуникаций.

    Также были затронуты и подробно рассмотрены проблемы творческого мышления.

    Читайте так же:  Почему люди так часто разводятся

    Был выявлен феномен «инсайта» как концентрации на целостности структуры ситуации.

    Через исследование восприятия были выявлены законы «фигуры», «транспозиции» и т.д.

    Основной минус гештальтпсихологии — это небольшой теоретический потенциал, который был исчерпан уже к 30-ым годам.

    При этом не все выводы и интерпретации в направлении обоснованы (например, вопрос изоморфизма). Часть положений гештальтпсихологии имеет достаточно нечеткую формулировку.

    Кто такой гештальт-терапевт?

    Гештальтист — кто это? Гештальт-терапевт — это специалист, который помимо базового психологического образования обучился также по направлению гештальтпсихологии.

    Гештальт-терапевт или гештальтист помогает клиентам:

    • осознать повторяющиеся механизмы поведения, которые блокируют успех в том или ином вопросе;
    • отследить, как повторяющиеся модели поведения проявляются в ситуациях;
    • научиться менять свои привычные модели поведения, т.е. выбирать между привычной и замещающей моделью;
    • нести ответственность за собственный выбор;
    • получать положительные эмоции от совершенного выбора.

    Отцом гештальт терапии является ученый Фриц Перлз.

    Каковы основные направления и задачи социальной психологии? Ответ вы найдете на нашем сайте.

    Описание метода терапии

    Гештальттерапия акцентирует внимание человека на текущем моменте и на процессах, протекающих в данную минуту в данном месте.

    Терапия развивает осознанность, ответственность и возвращает способность к переживанию внутренних чувств и эмоций, зачастую подавленных.

    Она развивает образ индивидуума на базе пяти сфер:

    • физическая;
    • эмоциональная;
    • рациональная;
    • социальная;
    • духовная.

    Гештальттерапия берет на вооружение самые различные методы, включая словесные и практические, подключая речь, чувства, фантазию, сновидения, двигательную активность, тело и т.д.

    Целью терапии является снятие внутренних блоков и стимулирование развития, «включение» саморегуляции.

    Базой для этого становится осознанное восприятие цикла контакта с внутренним и окружающим миром, а также полноценное «проживание» эмоций.

    Гештальт-терапевты считают нормальным, если длительность терапии составляет 2 года. Далее сеансы следует прекратить.

    Гештальтпсихотерапия помогает справиться с непережитым горем, за счет принятия и проработки сильных страданий. Она помогает решить проблемы коммуникации с детьми и родителями, избавиться от разрушающих установок, пережить конфликтные ситуации.

    По своей сути гештальттерапия и гештальтпсихотерапия идут в неразрывной связке, сообщаясь методами и подходом.

    Гештальт-консультирование также рассматривают в рамках гештальт-подхода. Технику работы с человеком при этом разделяют на технику диалога и проективную технику (работа с фантазией, снами, воображением и т.д.).

    Методики и техники

    Благодаря гештальт-подходу можно разрушить невротические механизмы.

    Борьба с ними происходит по определенным правилам.

    И большую роль в этом играет разбор определений, которые становятся отправной точкой для начала терапии:

    Все эти понятия — формы прерывания контакта в гештальт терапии.

    Психотерапевтический процесс в гештальттерапии требует соблюдения некоторых условий:

    1. Употребление местоимения «Я» и отказ от «мы», «он», «она», «они».
    2. Отказ от глаголов «не могу» и «не хочу» в пользу «должен» и «предпочитаю».
    3. Раскрытие потенциала и смысла слова «это».
    4. Прямое обращение вместо описаний людей в третьем-лице.
    5. Отказ от вопроса «почему» и замена его на вопрос «как», чтобы из рассуждений уйти в чувственную сторону.
    6. Замена вопросительных формулировок на утвердительные.

    Технические процедуры в гештальт-терапии называют играми.

    Это различные действия, которые активируют различные чувства и переживания, отчужденные части личности с помощью воплощения в реальности мысленных образов.

    Очень часто в гештальт-терапии встречается техника «пустого стула». Эта техника помогает выявить и усилить скрытые чувства.

    Пустой стул в этом случае как бы занимает какой-либо человек, отношение к которому для участника гештальттерапии остается не до конца объяснимым. В результате прием катализирует воображение.

    Когда происходит прерывание контакта в гешальттерапии (клиент не испытывает чувств или не замечает их, не понимает своих желаний и их природы, эмоции идут на спад) терапевт задает наводящие вопросы:

    [2]

    • «Что ты ощущаешь?»
    • «Что происходит у тебя в теле?»
    • «Какие эмоции преобладают в твоей голове?» и т.д.

    Это помогает вернуть контакт.

    Терапевт также делится своими собственными чувствами, чтобы клиент мог использовать эти чувства как среду для дальнейшей реакции.

    Примеры упражнений

    «Челночное движение»

    Клиент переживает события прошлого этапами, как бы по ступенькам возвращаясь в предыдущий день.

    Человек визуализирует травмирующее событие, заново его переживает и закрывает тем самым гештальт.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    «Противоположные ассоциации»

    Клиент и терапевт поочередно называют понятие. Сначала — негативное, потом тоже понятие в связке с позитивной ассоциацией. Например, сочетание понятия «слезы» и «слезы радости».

    «Верх и низ»

    Упражнение применяется в условиях групповой терапии. Один стоит на стульчике, другой встает перед ним на корточки. Затем участники меняются местами и делятся эмоциями/ощущениями.

    «Лицо»

    Клиент ложится и пытается почувствовать свое лицо, рот, нос, лоб. Затем он, не влияя на выражения своего лица и не изменяя его, пытается осознать данное выражение. Сосредотачиваясь на нем необходимо также улавливать непроизвольные изменения в лице.

    В результате клиент переживет несколько разных настроений.

    «Антиквариат»

    Клиенту необходимо мысленно представить, как он заходит в антикварный магазин и покупает там вещь. Затем он сливается с этой вещью, представляя себя антикварным объектом. От имени этого предмета он рассказывает свои историю, раскрывает секреты бывших хозяев и описывает свои чувства/эмоции будучи антикварной вещью.

    «Два стула»

    Случается так, что человек чувствует противоречия межу собственными эмоциями.

    С одной стороны он испытывает острое раздражение, а с другой стороны раскаяние за негативные эмоции. Сценариев может быть масса. Упражнение «два стула» помогает разобраться в себе.

    Клиент поочередно садиться на «злой» и «добрый» стул, отыгрывая за каждую сторону своей личности. В процессе человек может прочувствовать противоречивые эмоции и выйти из конфликта, закрыв гештальт.

    Читайте так же:  Когнитивное расстройство у человека

    Обучение и практика

    Гештальт тренинги и курсы гештальт-терапии очень популярны на данный момент, так как методы и техники терапии можно применять самостоятельно, без строгого контроля со стороны терапевта. Однако для этого необходимо обладать базой знаний по теме.

    Даже групповые и частные занятия дают хорошую и крепкую базу для последующей самостоятельной проработки своих чувств и эмоций. Все дело в том, что запускается процесс саморегуляции психики и развивается осознанность.

    Гештальтерапия помогает не только решать проблемы психологического и эмоционального характера. Она также способствует развитию творческого потенциала, раскрытию личности и тренировке воображения. Сегодня терапия (групповая и частная) применяется даже как профилактика.

    Что такое гештальт-терапия? Основы гештальт-терапии в этом видео:

    Конец XIX в. охарактеризовался нарастанием кризисных явлений в психологической науке. В настоящее время основным методом изучения сознания была интроспекция. К этому времени во многих городах Европы работают психологические учреждения, созданные по образцу лаборатории Вильгельма Вундта. Его подход к изучению психологических явлений назвали структурализмом, поскольку Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Структурализм и функционализм сыграли важную роль на данном этапе развития психологии. Поскольку любая научная точка зрения является систематическим подходом к соответствующей научной дисциплины, оба эти направления стали рассматриваться как конкурирующие между собой психологические школы. Однако до 1920 года оба они были вытеснены тремя поздними школами бихевиоризмом, гештальтпсихологией и психоанализом. Если бихевиоризм был популярен в Америке, то гештальт и психоанализ зародились и распространились в Европе.

    Принципы и основные положения гештальтпсихологии

    Основные положения

    Гештальтпсихология (нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основанная Максом Вертгеймером в 1912 году.

    Первичными данными гештальтпсихологии являются целостные структуры (гештальт), что в принципе не выводятся из образующих их компонентов. Гештальт присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура / фон) [1, с. 56].

    Гештальт — пространственно — наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем ее. Но если состав ее элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же. «Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорциональная ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт » [2, с. 48].

    Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре ее внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (частями отсутствуют) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаем целую букву.

    Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймер, Курту Коффка и Вольфгангу Келеру, которые выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несведение его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивает многообразие отдельных явлений.

    Все вышеперечисленные свойства восприятия — константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и проявляют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы.

    Гештальтпсихология

    «Тебе надо закрыть гештальт!» — модный совет, который направо и налево раздают окружающим доморощенные эксперты. И чаще всего понимают значение ставшего уже общеупотребительным термина неправильно. Чтобы разобраться в сути данного феномена и так ли необходимо его «закрывать», следует обратиться к психологии восприятия, или гештальтпсихологии. Кратко и понятно о том, что это такое, расскажем прямо сейчас.

    Психология восприятия для «чайников»: ключевые понятия, фигуры, идеи

    Гештальтпсихология — направление науки о психической деятельности, пытающееся объяснить процессы мышления и восприятия. Одним из его предшественников был австрийский философ и психолог Кристиан фон Эренфельс, который и ввел понятие «гештальт» (от нем. gestalt — форма, структура, образ) в 1890 г. Ученый настаивал, что человек не способен воспринимать материальные объекты напрямую: мы взаимодействуем с информацией при помощи органов чувств (прежде всего зрения) и дорабатываем ее в сознании. Под гештальтом Эренфельс понимал некий целостный образ, несводимый к сумме его компонентов.

    Основатели гештальтпсихологии

    Идея Эренфельса получила развитие в начале XX в. благодаря его студенту Максу Вертхаймеру (Вертгеймеру). Экспериментальным путем немецкий психолог доказал: человеческий мозг воспринимает физический мир не как отдельные фрагменты — кусочки мозаики, — а как упорядоченные, целостные структуры, т. е. гештальты. Например, когда мы любуемся картиной в Эрмитаже, то не замечаем каждый мазок художника, а видим цельное произведение искусства. И именно эта общая комбинация форм и цветов нас впечатляет.

    Кроме М. Вертхаймера, огромный вклад в создание и развитие теории гештальтпсихологии внесли В. Келлер, К. Коффка, К. Дункер, К. Левин и др.

    Предмет гештальтпсихологии

    Главное, что исследует психология восприятия, — сознание как динамическую структуру, все компоненты которой взаимодействуют друг с другом.

    Изначально адепты нового направления ограничивались изучением феноменального поля, т. е. совокупности переживаний субъекта в данный момент времени («здесь и сейчас»). Однако довольно скоро тематика их работ расширилась и обратила взгляд на другие психические явления. Так, в аспекте проблем гештальтпсихологии мышление — это поочередная смена гештальтов. Иными словами, одно и то же событие может рассматриваться с разных точек зрения. Также представителей данного подхода волновали вопросы памяти, творческого мышления, динамики личностных потребностей и пр.

    Читайте так же:  Примеры психологических игр для студентов и взрослых

    Основные законы гештальтпсихологии

    Если в воспринимаемом образе присутствуют какие-то пробелы, наш мозг автоматически заполнит недостающие части.

    Треугольник без углов все равно воспринимается как треугольник: наше сознание «замкнет» промежутки.

    Транспозиции (переноса)

    Психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Яркий пример действия этого закона — эксперимент, проведенный Куртом Коффкой.

    Исследователь предлагал детям найти конфету в одной из двух чашек, прикрытых картонкой. Лакомство всегда находилось под темно-серой крышкой, под черной не было ничего. В повторном эксперименте испытуемым пришлось выбирать не между черной и темно-серой картонкой, а между темно-серой и светло-серой. Дети выбирали последнюю, поскольку ориентировались не на определенные цвета, а на соотношение «светлое — более светлое» .

    Прегнантности, или хорошей конфигурации

    Отражает одну из основных идей гештальтпсихологии — стремление человеческой психики к стабильности. Когда мы видим образ, то сразу же придаем ему наиболее простую, понятную для нас форму.

    Сознание группирует расположенные на одной линии элементы в наклонную черту, а другие воспринимаются нами как разрозненные и беспорядочные.

    Фигуры и фона

    Особенность человеческой психики — видеть один аспект гештальта как фигуру (замкнутое целое), а другой как фон.

    «Ваза Рубина» — классический пример взаимоисключающих отношений фигуры и фона: когда объектом являются лица, ваза отходит на задний план, и наоборот.

    Константности

    Образ стремится к стабильности и постоянству даже при изменении сенсорного ряда (воздействия на на наши органы чувств).

    Положение двери в пространстве меняется, но она все равно воспринимается одинаковой.

    Объекты, расположенные рядом, наш мозг стремится объединить в группы.

    Правую часть изображения мы видим как три столбика.

    Законы, они же принципы гештальтпсихологии, определяют целостность и упорядоченность восприятия. В действительности, было сформулировано более ста положений, но самые значимые из них — близость, замкнутость, транспозиционность, упрощенность, фигура-и-фон, а также постоянство характеристик.

    Методы гештальтпсихологии

    Помимо традиционного наблюдения, гештальтпсихологи активно применяли экспериментальные способы изучения. Например, разработанный Карлом Дункером метод «рассуждения вслух». Его суть заключалась в том, что испытуемый должен был проговаривать свои мысли во время решения какой-либо задачи. Этот процесс фиксировался, а затем анализировался психологом.

    Новый метод обогатил науку такими понятиями, как «проблемная ситуация», «инсайт» (внезапное озарение) и др. Впоследствии эти термины перекочевали из психологии в гештальт-терапию.

    Гештальт-терапия

    Во второй половине прошлого века на основе гештальтпсихологии возникло новое психологическое течение, родоначальники которого переосмыслили идеи своих предшественников. Предметом изучения гештальт-терапии стал человек как целостная система (особенности его мышления и восприятия, характерные формы поведения, желания и потребности), а понятие «гештальт» трансформировалось в синкретический образ определенного события.

    Основатели метода, психотерапевты Фриц и Лора Перлз, разработали теорию потребностей и их удовлетворения. Суть ее довольно проста: наша жизнь состоит из гештальтов. Конфликт в общественном транспорте, взаимоотношения с родителями, разговор с начальником, романтическое увлечение — все это гештальты. Они могут появиться внезапно, в любую минуту, независимо от нашего желания, возникают из потребностей (часто неосознаваемых) и нуждаются в немедленном удовлетворении.

    Что такое незакрытый гештальт?

    Это незаконченная в прошлом ситуация, которая искажает наше восприятие мира и ограничивает в действиях, тем самым порождая разные эмоциональные проблемы: страх, недовольство собой и окружающими, депрессию, апатию и пр. Незакрытый гештальт провоцирует навязчивое желание вернуться и «переиграть» болезненное событие. В результате человек, сам того не осознавая, начинает повторять знакомый сценарий в изменившихся обстоятельствах. Например, инициирует в новых отношениях конфликты, неразрешенные с прежним партнером.

    По сути, от гештальтпсихологии это направление психотерапии взяло идею переструктурирования человеческого опыта «здесь и сейчас» и приведения личности к устойчивому, целостному, гармоничному состоянию. Пожалуй, самая известная техника гештальт-терапии — упражнение «пустой стул». Напротив пациента ставят стул, просят представить некий объект, вызывающий эмоциональную реакцию, и поговорить с ним. Это может быть человек, с которым связана конфликтная ситуация, одна из субличностей (например, внутренний критик) и даже физическое ощущение (боль, страх и пр.). Смысл методики: все, что вы представляете в роли собеседника, всегда имеет важное значение и потенциально является незакрытым гештальтом. Также данная техника позволяет психологу выявить эмоции и качества, которые пациент отрицает или игнорирует.

    Общая психология

    Основные направления психологии

    1. Бихевиоризм

    Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

    Читайте так же:  Пищевое поведение

    Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Он предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию. Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий. Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Иван Петрович Павлов. Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.

    Джон Уотсон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции – страх, гнев и любовь. Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные (эксперимент с крошкой Альбертом).

    Ученый Хантер Уильям создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной. Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал. Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.

    Другой ученый – Лешли Карл с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.

    Другие течения бихевиоризма:

    Теория связей Торндайка

    Оперантный бихевиоризм Скиннера

    Следуя тому же направлению, американский бихевиорист Б.Скиннер выделил в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное, второй тип обусловливания – оперантное обусловливание. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение.

    Голуби не сумеют играть в пинг-понг, если не сформировать у них это поведение методом «дискриминационного научения», т.е. последовательным избирательным поощрением отдельных действий, ведущих к желаемому результату. Подкрепление может быть распределенным случайно либо следовать через определенные интервалы времени или в определенной пропорции. Случайно распределенное подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение – заработная плата – удерживает человека на службе. Пропорциональное поощрение – настолько сильное подкрепление, что экспериментальные животные в опытах Скиннера буквально загоняли себя до смерти, стараясь заработать, например, побольше вкусной еды. Наказание, в отличие от поощрения, является отрицательным подкреплением. С его помощью нельзя научить новому типу поведения – оно лишь заставляет избегать уже известных действий, за которыми следует наказание. Скиннер стал инициатором программированного обучения, разработки обучающих машин и поведенческой терапии.

    Когнитивный бихевиоризм Толмена

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    В отличие от Скиннера и других сторонников главенствующей роли связи «стимул – реакция», Э.Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью С-Р. Фундаментальным законом научения он считал овладение «знаком-гештальтом», т.е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт» (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Толмен, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище. Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и как ее найти. Толмен доказывал свою теорию экспериментами по нахождению подопытными животными нужного места: крысы направлялись к одной и той же цели независимо от того, каким путем были приучены перемещаться. Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему «целевым бихевиоризмом»

    Источники


    1. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. — М.: Юрайт, 2014. — 400 c.

    2. Чекалова, Елена Первый год замужем. Счастье есть и любить (с автографом автора) / Елена Чекалова , Юлия Рублева. — М.: АСТ, 2015. — 304 c.

    3. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. — М.: Феникс, 2016. — 416 c.
    4. Ильин, Валерий Психология взросления. Развитие индивидуальности в семье и обществе / Валерий Ильин. — М.: Этерна, 2011. — 336 c.
    5. Камаровская, Елена Как сделать из обычного мужа образцового отца / Елена Камаровская. — М.: Питер, 2018. — 176 c.
    Кратко об основных положениях и идеях гештальтпсихологии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here