Культура общения

Сегодня мы рассмотрим тему: "Культура общения" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Культура общения, формирование делового общения

Человек является культурным существом, характеристики чего он обретает в процессе своей жизни. Поначалу человек рождается безграмотным. Однако по мере своего роста он обучается культуре речи, когда нужно изучить не только слова, понять их значение и умение составлять предложения, но и ознакомиться с этикетом применения тех или иных речевых связок. Культура общения предполагает осознанный подход человека к процессу словесного контакта с другими индивидами. Отдельно формируется культура делового общения, которой должны придерживаться люди определенного статуса, желающие продемонстрировать свой высокий уровень образованности и воспитанности.

Каждый человек обучается речи, поскольку именно это является одним из отличительных характеристик человека от животного мира. Сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru говорит о важности знания не только языка и значения слов, но и умения красиво и правильно составлять предложения, в нужное время и нужном месте применять те или иные фразеологические обороты. Чем богаче язык человека, чем культурнее его проявление, тем интереснее индивид становится для окружающих.

Что такое культура общения?

Культура общения вмещает в себя несколько определений, которые в общем составляют ее. Под культурой общения следует понимать соблюдение нравственных ценностей, наличие личностных ориентиров, которые одобряются обществом, владение языком в совершенстве, понимание человеком, с кем он общается, в какой ситуации находится и как себя нужно вести.

Культура общения обеспечивается образованностью человека. Только что родившийся ребенок не обладает культурой, поскольку речь идет о правилах и нормах, придуманные людьми с целью обеспечения положительного взаимодействия между отдельными индивидами.

Говоря о культуре общения, речь идет о том, что было когда-то присуще только высшему слою общества. Когда люди делились на богатых и бедных, рабов и хозяев, тогда и уровень образованности у людей был разный. Люди, которые относились к высшему слою, могли получать знания, обучаться этикету и культуре, а затем всему этому придерживаться, чтобы выделяться на фоне остальных, «некультурных» людей.

На сегодняшний день культура прививается абсолютно всем. Однако наличие ее в человеке указывает на то, насколько уважает и ценит себя индивид, насколько он готов быть частью общества и уметь свободно общаться с различными категориями личностей.

Культура предполагает гибкость человека, который понимает, с кем он общается и в какой ситуации находится. С разными людьми следует общаться по-разному, при этом сохраняя уважительный и спокойный тон, несмотря на то, какой напряженной является обстановка.

Уровень развития и образованности современного человека определяется по культуре его общения, по его навыкам и способностям, которые он использует при контакте с другими людьми. Культура общения – это навык, который развивается самим человеком. Более того, он требует сознательного подхода, когда индивид понимает, что он говорит, с какой целью произносит слова, правильно их подбирает и составляет предложения, а также несет ответственность за сказанное.

Культура общения – это мыслительный процесс, который включает индивидуальные психологические особенности человека. Существует коммуникативная культура, которая предлагается обществом, чтобы человек ее соблюдал. А есть культура, которую вырабатывает сам индивид на основе собственных качеств и потребностей.

Культурным человек считается, если он развивает свои навыки коммуникации, образовывается, обогащает свой словарный запас и остается гибким, поскольку каждая ситуация требует своего сленга.

Культура речевого общения

Каждый человек проходит через воспитание, которое включает обучение речи. Каждого ребенка родители обучают устному и письменному изложению своих мыслей, обогащая словами, значениями и понятиями. Культура речевого общения у каждого индивида своя. И то, как хороша она была развита родителями в детстве, будет влиять на ее дальнейшее развитие самим индивидом.

Именно по манере общения создается первое впечатление об индивиде. Сначала людей встречают по одежде, а потом оценка происходит на уровне общения. Как люди общаются? Какие слова используют? Как грамотно, четко и ясно составляют предложения? Насколько ясно они изъясняются? Все это входит в культуру общения. На основе манер, которые человек проявляет, к нему формируется то или иное отношение у собеседников.

Впечатление о человеке зависит от того, как он говорит. Таким образом, впечатление о вас находится в ваших руках, а точнее губах, которые говорят и формируют определенную оценку у окружающих.

Культурный человек изучает нормы, которые предлагаются для формирования у себя культуры речи:

  • Суть (содержательность). Человек умеет выразить словами свои мысли, передает суть того, что он хочет выразить.
  • Логичность. Человек говорит последовательно, отсутствуют противоречия в сказанном.
  • Доказательность (обосновательность). Человек может продемонстрировать доказательства, которые позволяют ему говорить ту или иную мысль.
  • Аргументированность (убедительность). Человек умеет говорить убедительно и доказать правдивость своих слов, что приведет к согласию собеседника.
  • Понятность. Человек употребляет такие слова и термины, которые понятны собеседнику.
  • Четкость (ясность). Человек способен подобрать такие слова, которые четко и прямо выражают его мысль. При этом его речь такая, что любому собеседнику слышно и понятно, о чем он говорит.

Формирование культуры общения

Культура общения – непрерывный процесс, который начинается с самого рождения. Первые навыки общения человек получает в кругу своей семьи, где слышит, как общаются его родители между собой и с ним. Затем начинается воспитание и образование в детском садике и школе. Здесь ребенку дают определенные уроки и наставления, которые он должен усвоить.

Однако большую часть своих коммуникативных навыков человек формирует в процессе контакта с разными людьми. Поначалу он копирует те модели общения, которые он слышит в своей семье. По желанию и необходимости происходит коррекция речи, когда ребенок начинает использовать те правила и нормы, которым его обучают в школе или детском садике.

Также человек корректирует свою речь в зависимости от того, с какими людьми постоянно общается. Здесь включаются дети-друзья, с которыми ребенок постоянно контактирует и которые являются носителями других моделей общения. В дальнейшем в процесс культуры коммуникации подключаются средства массовой информации, тренинги и другие люди, с которыми человек вынужден общаться.

В течение всей жизни человек может менять свою речь, что зависит от окружения, в котором он находится. Особенно заметно это становится тогда, когда человек покидает Родину и уезжает в другую страну, где существует свой язык и культура общения.

Культура речи и делового общения

В отдельную категорию культуры речи следует отнести деловое общение. Современный мир базируется на успешности, который предполагает, что каждый человек (будет он директором фирмы, предпринимателем или простым рабочим) обязательно будет придерживаться определенных норм делового этикета.

К сожалению, современные люди в обыденной жизни не желают придерживаться никаких норм общения. Каждый предпочитает минимальным набором слов выразить свою мысль, передать ее суть. Однако чтобы придерживаться грамотности, правил, красивой формулировки фраз, никто этому не уделяет внимания. Уже на письме становится видно, что люди, даже зная грамматику, особо ее не придерживаются. Современные технологии позволяют быть безграмотными, чем люди и пользуются. Это значительно снижает их уровень интеллекта.

Читайте так же:  Межличностные конфликты примеры и методы профилактики

Однако деловое общение начинает развиваться. Каждый человек, даже простой работник, должен его придерживаться, чтобы тем самым демонстрировать свой профессионализм. Особенно важно использовать деловое общение во время переговоров, конференций, собеседования, при решении каких-либо вопросов с другими работниками.

Чтобы быть деловым человеком, нужно обладать следующими характеристиками:

  1. Речь должна быть чистой, четкой и ясной.
  2. Человек должен обладать большим словарным запасом, в том числе и терминологией в той области, в которой он специализируется.
  3. Придерживаться грамотности и красоты речи.
  4. Человек должен следить за своей интонацией, произношением слов и даже проявлением эмоций.

перейти наверх

Культура общения и этикет

Во время общения человек должен придерживаться культуры этикета. Здесь учитываются определенные рамки, как себя человек должен вести, как общаться с окружающими, как себя позиционировать. Например, к людям старшего возраста нужно обязательно обращаться на «вы». В кругу незнакомых людей всегда нужно ко всем обращаться на «вы». Лишь к индивидам, которые относятся к ближнему кругу, можно обращаться на «ты».

Этикет влияет на то, как человек будет общаться с другими людьми. Многое зависит от ситуации и тех норм, которые приняты в данном кругу.

Культура межнационального общения

Многие предприниматели уже выводят свои дела на межнациональный рынок. Это требует умения общаться с людьми других национальностей, что требует иных правил, которые следует соблюдать. Существует отдельное направление по изучению правил общения с людьми других культур. Многое зависит от того, почему люди разных национальностей решили пообщаться. Какая деятельность или тема их связывает?

Культура межнационального общения включает множество правил, среди которых можно выделить:

  1. Знание этикета другого народа.
  2. Владение языком тех людей, с которыми ведется общение.
  3. Соблюдение традиций ведения деловых переговоров.
  4. Создание атмосферы внутри своей компании, которая будет учитывать традиции другого народа.

перейти наверх

Общение является главной ведущей деятельностью человека с другими людьми. С кем бы человек ни контактировал, а он использует речь. Здесь нужно не просто знать слова и понимать их значение, но и красиво, правильно, грамотно, по всем нормам и понятиям составлять предложения, что будет отображать образованность и высокий уровень развития личности.

В зависимости от манер, которых человек придерживается, к нему создается определенное впечатление. Оно важно не только в межличностных отношениях, но и в рабочей сфере или при ведении бизнеса. Общение происходит в любой сфере жизни человека. И чем богаче язык, культурнее сам человек, этичнее и нравственнее принципы говорящего, тем больше интереса он вызывает у окружающих, которые начинают желать с ним контактировать дальше.

Общение. Культура общения

Общение— это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.

Общение человека с человеком происходит только в процессе межличностных отношений. Через общение человек:

— получает знания об окружающем мире

— происходит передача опыта

— усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество

— усваивает правила и нормы поведения

— учится оценивать поступки других людей

— формирует личные качества: принципиальность, отзывчивость, честность, доброту и др.

— между реальными субъектами (напр. между двумя людьми)

— реального субъекта с иллюзорным партнером, которому как бы присваиваются несвойственные ему

качества субъекта (напр. с животными)

— реального субъекта с воображаемым партнером (напр. «самообщение», диалог с образом др. человека)

— между воображаемыми партерами (напр. общение художественных персонажей)

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.

Древние заповеди гласят:

«Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо:

— доверие к тому, с кем общаешься

— вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться

— уважение к тому, с кем общаешься

— признание того, что он равен тебе и с ним надо общаться бережно и вежливо

Переговоры — обмен мнениями с деловой целью.

Позиция Мягкая Твердая Принципиальная
Участники Друзья Соперники Нейтральные
Цель Соглашение Победа Мудрое решение
Способ Делают уступки Требуют уступок Ищут соглашение
Манера Мягкость к людям и проблемам Твердость и к людям и к проблемам Мягкость к людям, но твердость к проблемам
Прием Доверяют друг другу Подозревают друг друга Действуют независимо от симпатий

Правила ведения спора, полемики, дискуссии.

— вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;

— в споре не допускать тона превосходства, уважать мнение коллег;

— не навязывать прямо и грубо свою точку зрения коллегам, надо уметь найти удачное сочетание

понимающей и атакующей интонаций;

— грамотно и четко ставить вопросы;

— точно формулировать главные доводы;

— не горячиться, проявлять выдержку и самообладание, сохранять спокойствие;

— глупо возражать против разумных и обоснованных доводов;

[1]

— разговор вести в дружеском спокойном тоне;
— не отвечай коллеге, не дослушав и не проанализировав ход его мыслей.


2. Права человека. Защита прав человека.

Право человека— это охраняемая, обеспеченная государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять.

Свобода человека— это отсутствие каких-либо ограничений, стеснения в чем-либо (поведении, деятельности, мыслях, намерениях и т.п.).

Права и свободы человека, гражданина — основа демократии, свободы общества. Права человека в их современном виде — право на жизнь, право на труд и на отдых, право на жилище и его неприкосновенность, право на обеспечение в старости, на медицинское обслуживание, свобода слова, свобода инакомыслия, свобода совести, свобода собраний и демонстрации, право на забастовку и др., — записанные в билли о правах, конституции, занесенные в международные документы (Устав ООН) и международные соглашения (Хельсинкская хартия) и провозглашенные на многочисленных съездах и конференциях широкой общественности, составляют огромный пласт конституционно-юридических, внутренних и международных документов, соглашений и решений. Одно из главных отличий демократических форм политического развития состоит именно в том, что эти формы предполагают предоставление широких прав и свобод всем слоям населения, в то время как недемократические и антидемократические формы политического развития или резко ограничивают, или полностью исключают многие права и свободы граждан.

Права человека — продукт истории, причем как в том смысле, что все права и свободы не появляются сразу в готовом виде, а появившись, не обретают тут же общепризнанный характер, так и в том, что реализация того или другого уже провозглашенного права (свободы) — продукт реальной борьбы, имеющей свой уровень достижений в разных странах.

Все права человека условно разделены на три группы:

1-я группа — «ограждающие» права: право на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и достоинства, на тайну корреспонденции и др.

2-я группа – предполагает активность самого человека: право на свободу творчества, на труд, на заработок, на свободу собраний, на свободу перемещения и др.

3-я группа – обязывает государство и общество заботиться о человеке: право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный уровень жизни и др.

Решающую роль в защите прав человека на международном уровне играет ООН. В 1977 г. при ООН учрежден Комитет по правам человека.

Читайте так же:  Эргофобия - что это такое страх нового или лень

В РФ с начала 1994 г.Государственная Дума избирает Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).Такие же уполномоченные избираются и во всех субъектах Российской Федерации. В задачу уполномоченных входит сбор информации о нарушениях прав человека и содействие тем, чьи права были ущемлены.

Для защиты своих прав надо умело и активно использовать средства защиты прав и свобод человека, такие, как жалобы и обращения в вышестоящие инстанции, а если это не помогает, обращаться в суд.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Культура общения: этикет

Культура общения: этикет

По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, а вместе — особый культурный комплекс, называемый этикетом.

Слова «этикет» и «этика» воспринимаются как близкие по значению. И это естественно. К такому восприятию подталкивает не только сходство самих слов, но и теснейшая связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно недавно. Слово «этикет» заимствовано из французского языка, а «этика» — из латыни. Французское слово etiquette имеет два значения: 1) ярлык, этикетка, надпись и 2) церемониал, этикет — ив свою очередь заимствовано из голландского sticke («колышек», «шпенек»). Первоначально оно обозначало колышек, к которому привязывалась бумажка с названием товара, позднее — и сама бумажка с надписью. На основе значения «надпись» развилось более узкое значение — «записка с обозначением последовательности протекания церемониальных действий» и далее — «церемониал». Еще в начале XX века слово «этикет» могло обозначать в русском языке «ярлык, наклеиваемый на бутылки и обертки товаров, с обозначением названия фирмы, торговца и производителя», однако закрепилось с этим значением все же слово «этикетка».

Само понятие «этикет» обособилось сравнительно недавно. Определить его границы непросто. В словаре под этим сАовом понимается «совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Однако здесь, по справедливому замечанию А.К. Байбурина и А.Л. Топоркова, не учитываются различия между бытовыми, этикетными и ритуальными ситуациями.

Этикет как ритуальная норма и культурный эталон — это принятая в особых культурных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Тем не менее этикет можно понимать шире — как особую форму повседневного общения, заключающую в себе набор правил вежливости и особых формул разговорной речи. Отдельные элементы этикета вкрапляются в культурную ткань общения представителей всех слоев общества, но у одних в большей, а у других в меньшей степени. Примером служит этикет телефонного разговора. Правила этикета не рекомендуют звонить знакомому на службу по частным делам, а домой — по служебным.

Понятия «этикет» и «общение» неравнозначны. Этикет всегда реализуется в общении, но не всякое общение является этикетом (А.К. Байбурин и А.Л. Топорков). Понятие общения гораздо шире этикета.

Любой акт культурного общения предполагает наличие по меньшей мере двух партнеров, имеющих разный коммуникативный статус. Партнеры общения могут различаться по возрасту, полу, общественному положению, национальности, конфессиональной принадлежности, степени знакомства и родства. В зависимости от них меняется стиль, тактика и стратегия общения. К примеру, младший обязан выслушивать старшего и не прерывать его речь, мужчина в коммуникативном процессе не имеет право говорить даме такие фразы, которые могут ее смутить, скажем, пошлости или двусмысленности. Культура общения допускает, чтобы подчиненный выказывал в разговоре с начальником некоторые элементы лести, а мужчина в общении с женщиной проявлял элементы заигрывания. В таком случае под этикетом надо понимать «совокупность специальных приемов и черт поведения, с помощью которых происходит выявление, поддержание и обыгрывание коммуникативных статусов партнеров по общению». Этикет можно сравнить с системой культурного сдерживания, поскольку он призван обеспечить вежливое общение неравных партнеров.

По мнению Т.В. Цивьян, выполнение каждого правила всегда направлено на определенного адресата и требует определенного ответа (хотя бы в степени «замечено»). Этикетное поведение обычно рассчитано на двух адресатов — непосредственного и дальнего (публику). В подобных ситуациях этикет сравнивают с действиями актеров, ориентированными одновременно и на партнера, и на зал.

Культура общения

Речь и культура общения – важнейшие маркеры внутреннего мира homo sapiens. Человек есть то, что и он говорит и как он это делает. Можно поменять место жительства, имидж, даже лицо. Но вот модель общения изменить «по щелчку» крайне сложно. Как правило, она формируется с младенчества и закрепляется на всю жизнь.

Между тем, именно эта константа человеческой личности играет решающую роль в нашей судьбе. Она определяет успешность индивидуального и карьерного роста, крепость дружеских и семейных уз. Наличие навыков качественного общения не всякий заметит, зато отсутствие их увидит каждый.

Речь и культура общения как зеркало души

Опытный знаток людской породы многое узнает о человеке, пообщавшись с ним хотя бы раз. Наблюдая за вербальной деятельностью индивида, можно определить его интеллектуальный статус, уровень амбиций, степень развития эмпатии , моральный кодекс. Наметанный глаз и чуткое ухо помогут практически безошибочно «раскусить» собеседника:

  • пользуется заезженными стереотипами, настороженно относится к каждой оригинальной идее – человек с шаблонным мышлением;
  • приправляет матерным словечком каждую реплику, способен запросто обругать любого – субъект, не обремененный интеллектом и деликатными манерами;
  • говорит без умолку, сыплет афоризмами, фонтанирует эпитетами и метафорами – человек эрудированный, не лишенный креативности, но любящий покрасоваться;
  • подтрунивает над недостатками знакомых, легко выдает их секреты, сплетничает – скользкий тип, недостойный доверия;
  • прекрасно владеет речью, но говорит с ухмылкой, смотрит поверх головы собеседника, игнорирует или парирует его реплики – сноб, не считающийся ни с кем, кроме себя;
  • выглядит ферзем, «якает», обрывает партнера на полуслове, навязывает свою точку зрения, поучает, стремится завладеть разговором, как своей собственностью, – самовлюбленный фанфарон;
  • предпочитает отмалчиваться или поддакивает, подобострастно заглядывает в глаза говорящему, изредка что-то невнятно мямлит в ответ – закомплексованный индивид, не смеющий иметь собственного мнения;
  • говорит сбивчиво, кипятится, размахивает руками, перебивает – эмоционально не сдержанная особа.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Еще древние говорили: любая беседа – это испытание. Овладение культурным багажом, состоящим из хорошего тона, языковых норм, ораторских приемов и уважения к людям, помогает пройти с честью этот экзамен.

Культура речевого общения и ее составляющие

Когда мы вступаем в речевую деятельность, то подвергаем проверке свои коммуникативные умения:

  • слушать – вникать в смысл слов собеседника, понимать его мотивацию, чувствовать его настроение;
  • говорить – высказываться внятно, связно, грамотно, не спешить с критикой, контролировать эмоции, пользоваться инструментами невербального общения;
  • дискутировать – отстаивать свое мнение, находить весомые аргументы в его пользу, опровергать точку зрения оппонента, не задевая при этом его достоинства;
  • предотвращать конфликты – находить компромиссы, поступаться личными интересами ради согласия с собеседником и продолжения контакта;
  • выступать перед публикой – завладевать вниманием большой, зачастую разнородной, аудиторией, отвечать на неожиданные вопросы, увлекать своими идеями.
Читайте так же:  Экзистенциальный кризис

Исходя из этого, можно выделить 3 «кита», на которых держится культура речевого общения индивида:

1. Уважительное отношение к людям, выражающееся в вежливом, предупредительном речевом поведении.

2. Владение хорошей речью – понятной, убедительной, грамотной, рассудительной, в меру эмоциональной.

3. Эффективное взаимодействие с окружающими, позволяющее находить с ними контакт и добиваться консенсуса в любых обстоятельствах.

Формирование культуры общения

Грамотное речевое поведение – одна из целей семейного воспитания. От того, как разговаривают родители друг с другом и с ребенком, насколько корректны их замечания, в какой мере объективны их оценки, в какой степени адекватна их реакция на просьбы или капризы чада – во многом зависит качество речевой деятельности юного воспитанника.

Сегодня этой проблеме немало внимания уделяется и в средней школе. Культура общения введена в программу школьного курса. Ей уделяется внимание на уроках родного и иностранного языков, этики, специальных факультативах. Если же вы пропустили эти занятия или не достаточно серьезно к ним отнеслись, воспользуйтесь следующими рекомендациями специалистов:

  • еще до вступления в диалог определитесь с целью своего высказывания;
  • говорите как можно проще, кратче, понятней, и только о том, что вы хорошо знаете;
  • избегайте банальностей и повторов;
  • старайтесь выражать свои чувства, адекватно интонируйте высказывания, но умейте умерить пыл, когда этого требует ситуация;
  • избегайте нравоучений и менторского тона;
  • пытайтесь разнообразить свою речь, расширяйте словарный запас, чтобы найти общий язык с разными людьми;
  • игнорируйте грубость, не опускайтесь до моветона, откажитесь от нецензурных выражений;
  • владейте собой, своими эмоциями, чтобы они не доминировали над рассудком;
  • будьте избирательны при выборе среды общения, помните: с кем поведешься – от того и наберешься;
  • пополняйте копилку образцов продуктивного общения: наблюдайте за манерами талантливых лекторов, уважаемых педагогов, достойных политиков, корректных журналистов, положительных героев фильмов, но при этом сохраняйте свою индивидуальность.

Формирование культуры общения откроет для вас двери в приличное общество. В противном случае, попав в компанию интеллигентных людей, вы будете чувствовать себя как дикарь из племени кумба-юмба.

Только постоянная и настойчивая работа над собой позволит компенсировать пробелы в речевом воспитании, поднять свою культуру общения на должную высоту и тем самым повысить свою адаптивность.

Культура общения и этикет

Возможно, для кого-то слово «этикет» звучит сегодня старомодно и отдает декоративностью. Тем не менее, под ним подразумевается свод правил, который является негласным must have в любой более или менее цивилизованной среде.

Речевой этикет включает в себя три основные составляющие:

1. Начало контакта: знакомство или приветствие. Как правило, инициаторами «речевого старта» являются младшие по возрасту и джентльмены, когда попадают в дамское общество. Знакомство без рекомендации считается дурным тоном. Если же вас некому представить, то на помощь придут такие фразы, как «будем знакомы», «разрешите/позвольте представиться», «можно с Вами познакомиться».

2. Основной разговор: обмен мнениями, впечатлениями, поздравлениями, приглашениями, советами, просьбами, извинениями. Поздравить и пригласить делового партнера желательно на публике. Рекомендации и замечания лучше делать в рабочей обстановке или тет-а-тет. Просьбы выглядят более достойно, если они облачены в утвердительную форму.

[2]

3. Завершение контакта: прощание с собеседником, пожелание ему успехов и здоровья.

Важнейшая особенность речевого этикета – строгая градация понятий «старший», «равный», «младший». Учет гендерного признака также играет в речевом этикете значительную роль.

Коммуникативные нормы – это первое, с чем нужно ознакомиться, направляясь в чужую страну. Менталитет диктует каждому народу свою культуру речи и этикет. Так, китайцы, здороваясь, интересуются, сыт ли визави. У монголов форма приветствия зависит от времени года. Польские мужчины привыкли целовать руку даме при знакомстве, а австрийцы в подобной ситуации машинально произносят фразу «Целую Вашу руку».

Однако, куда бы вы ни приехали, культура общения любой страны потребует от вас толерантности и доброжелательности, а если вы мужчина – еще и галантности. Эти качества позволят всего за четверть часа превратить незнакомца в своего союзника.

Культура общения (стр. 1 из 3)

по курсу «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Тема: «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

______________________

МОСКВА 200__ год

2. Что такое общение.

3. Виды и формы общения.

5. Список литературы.

Язык и речь — разные понятия, но на самом деле они не столько противопоставлены, сколько теснейшим oбрaзом связаны, как две стороны одной медали, поскольку речь — это всегда язык в действии. И хотя полного совпадения между ними нет, речь редко обходится без словесного языка, а язык функционирует только в речи:

Следовательно, речь и язык теснейшим образом взаимосвязаны. Взаимосвязаны настолько, что иногда даже лингвисты не могут точно и однозначно определить, языковое или речевое явление они рассматривают. Например, такие понятия, как «языковая компетенция», «языковая личность», подразумевают, что человек ocмысленно испoльзуeт тот или иной язык. Значит, это — языковые понятия, поскольку в ocнoве знаний и умений человека лежит язык. Но ecли мы имеем дело с peализацией языковых знаний, да еще и конкретной личностью, то уже говорим o «языковой компетенции», «языковой личнocти» как о речевых понятиях. Это еще одно подтверждение тому, что язык и речь не сyществyют (за редким исключением) друг без друга.

Без этих знаний oбoйтись можно. Более того, миллионы людей без ниx обходятся. Ho обходятся только те, кто не cтpeмится достичь высокого уровня кyльтypы peчи, кoтoрая невозможна без ocознанного и цeленаправленногo владения всеми слагаемыми речи, в том числе и языком. Культура всегда предполагает осмыслeннoe отношение к тому, что нужно культивиpoвaть, а от чего избавляться.

Знания o языке и речи помогают сначала понять, что подразумевается под культурой речи, а на основании этого понимания — узнать и освоить пути достижения в ней высокого уровня. Но для этого нужно еще знать, что и язык; и речь, и культура речи, в свою очеpeдь, являются составляющими культуры в целом.

2. Что такое общение

Наша. жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека yxодит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, клубе, кафе, транспорте, библиотеке, магазине и т.д. Мы общаемся c друзьями, с родственниками, знакомыми и незнакомыми, взрослыми и детьми. Мы общаемся лично, по телефону, Интернету. Мы общаемся устно и письменно. Мы общаемся с помощью слов и без них. Мы общаемся c современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций. Мы общаемся. Получается, что наша жизнь без общения немыслима.

Следовательно, роль общения в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, — огромна. Общение — под этим словом мы обычно понимаем только некую дружескую связь, приятное времяпрепровождение и т. п., скорее — отдых между делами. Но это слово имеет и дpyгие значения.

Что такое общение в самом широком смысле?

Общение пронизывает все сферы ,деятельности человека, поэтому изучается очень многими науками, в каждой из которых ученые подходят к феномену общения со своих позиций. Социологи, психологи, философы, лингвисты понимают под общением «процесс выработки новой информации и то, что вырабатывает их общность» (М. С. Каган), или «особyю фоpмy взаимодействия людей» и т.д.

Читайте так же:  Психология детской ревности и способы справиться с ней

Очень точно выразил сущность общения академик Д. C. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга». B этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и необходимость их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчеркивают обусловленность общения как основного элемента культуры. Это объясняет и основное средство общения — речь. Следовательно, общение — это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).

Общение — это деятельность. При этом деятельностью является не только общение, которoe происходит при совместном решении каких-либо предметно-практических задач, но и духовное общение, в ходе которого происходит духовно-информационное взаимодействие.

Т.о., общение удовлетворяет (должно удовлетворять) различные потребности личности, Эти потребности свойственны всем людям, поскольку человек – создание прежде всего социальное.

3. Виды и формы общения

Важными «вехами» в ориентации относительно рамок общения и в их создании служат виды и формы общения. Выбор оптимальных видов и форм общения c учетом всех особенностей конкретной ситуации — это тоже важный элемент кyльтypы.

Как и культура в целом, общение многопланово и многослойно, поэтому виды общения характеризуют его по различным пaрамeтрам. Мы основываемся на классификации H. И. Формановской, которая выделяет следующие виды общения:

По цели: фатическое (т. e. неинформативное) — информативное (нефатическое).

По знаковой системе, использованной при общении: вербальное (словeснoe, т.е. обычно естественный национальный язык) — невербальное (несловесное — жесты, мимика и т. п.).

По форме языка: устное — письменное.

По постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего: монологическое — диалогическое.

По положению коммуникантов oтноcительно друг друга в пространстве и времени: контактное — дистантное.

По наличию/отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»: опосредованное — непоcредствeнное.

По кoличeствy участников: межличностное — публичное — массовое.

По характеру взаимоотношений общающихся и обстановки общения: частное — официальное.

По отношению к соблюдению/несоблюдению строгих правил пocтрoeния и использования готового текста: свободное — стереотипное и др.

Фатическое — информативное общение

Для информативного (нефатического) общения основная цель всегда связaна с информациeй. B ходе тaкогo oбщения сообщается выслушивается (читаeтcя) что-то новое для данного адресата.

Фатическое (неинформативное) общениё.нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контактa c сoбеседником, на регулирoвание взаимоотношений, на удовлетворение потребности в oбщении: говорить, чтобы высказаться и встрeтить понимание, — вот основная цель такогого общения. Типичным примером может служить долгий разговор женщин по телефону, когда мужчинам кажется, что весь этот разговор — «ни о чем». Или светская беседа, разговоры в гостях за столом, когда люди разговаривают обо всем понемногу, но чaще всего обсуждается что-то всем известное. Все это варианты фатического общения: Таким образом, фатическое взаимодействие всегда характерно тoлько для общения и не может oтнocиться к коммyникации.

При этом вaжно отметить, что фатическое общение свойственно не только приятному .времяпрепровождению, y него есть две основные стратегии — диссонанс и унисон. Фатическое общение включает как кооперативное, так и конфликтное общение с разными формами, тональностью, отношениями (степенью близoсти) жду партнерами. Это может быты и ситуация, требующая сочувствия, сопереживания, собoлезнования. Это и «выяснение ношении», и т.д. Другими словами, в фатическом общении общая речевая зaдача общающихся может варьироваться в завимости от близких или неблизких отношений.

Фатическое общение отличается и набором типичных тем, которые oбcуждаются в процессе такого общения: здоровье, погода, семейные дела, спорт, впечатление o прочитaнном, увиденном, обсуждение достоинств и недостатков общиx знакомых и т. д. или ситуативно обусловленные темы — работа транспорта, последние городские (местные) новости и т. п.

Таким образом, фатическое общение — принaдлежнocть любой культуры. Оно существует во множестве вариантов — от болтовни, сопровождающей любое занятие, до искусства бесeды и прeслeдует цели создания общности в-различных cоциально обyсловленных ситуациях.

Вербальное невербальное общение

Вербальное и невербальное общениe также чаще вcего сопутствyют дpуг другy, поскольку вербальное общение — это общение словесное, т. e. на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение — это общение несловесное, в котором cистемой знаков служит в устной речи — сочетание позы, жестов, мимики, интонaции и т. п., a в письменной — расположение тeкста, шрифты, схемы, таблицы, графики и т. д.

По сyти, имeются в виду два разных, но почти всегда сочетающихся языка: словесный и несловесный. Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, пocкольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко сyществyют дpyг без дрyга. Соoтветствeнно, применительно к общению правильнее говорить o вербально-невербальном балансе как норме речeвoго общения.

Устное письменное общение

Эти виды общения соответcтвyют двум основным каналам общения: устно-слуховому и письменно-зрительному и аналогичным формам речи: устной и письменной.

Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными грyппами причин:

1. Особенностями ситуаций устного и письменного общения.

2. Особенностями, определяeмыми формой рeчи.

Ситуации, которые требуют устного общения, обычно характеризуются тем, что междy yчастниками общения возможен личный контакт: одновременно зрительный (визyaльный) и акустический (слуховой), т. e. партнеры и видят и слышат друг друга, или акустический, когда люди дpуг друга только слышат, например, по телефону или в лесу, в поле, в тумане, в разных комнатах и т. д. Если же такой личный контакт невозможен или по каким-то причинам нецелесообразен, то обычно прибегают к письменной форме речи (письму, записке,телеграмме, электронному сообщению, SMS-сообщению и т. п).

Культура общения

Для установления оптимальных взаимоотношений между людьми, особенно в трудовой деятельности и в быту, большое значение имеет культура общения. Мы часто в повседневной жизни связываем те или иные поступки, привычки л людей с их характером, а поскольку характер личности формируется в процессе его деятельности, общения с другими людьми, то многое здесь зависит от уровня культуры общенияя.

Культура общения предполагает наличие таких черт характера, как терпимость, доброжелательность, уважение к людям, тактичность и вежливость. Эти черты характера воспитываются в человеке с детства моральных качеств те человека, уровень его культуры оцениваются поступками по отношению к другим людией.

О культуре общения можно судить на основе умения владеть своими эмоциями, сдерживать их в общении человек благодаря эмоциям регулирует свое поведение и соотносит ее с поведением других людей и способность соотносить свое поведение с конкретными условиями, наличие чувства меры во взаимоотношениях, тактичность — залог нормальных взаемыин.

В деятельности врачей особенно большое значение в процессе общения с больным имеет умение сопереживать и сочувствовать, но ему оптимизма, веры в собственные силы, в выздоровление. Абсолютно недопустимым в общении с больным человеком есть проявление равнодушия. С настоящей культурой общения несовместим проявление таких черт, как эгоизм, зависть, тщеславийво.

Читайте так же:  Популярные методы психокоррекции и оценка их эффективности

В любом окружении существует стандартный образ человека как представителя определенной национальной, социальной, профессиональной и других групп. Важной чертой культуры человека является умение вступать в общение с другими людьми беспристрастноі.

Мы постоянно оцениваем себя и других людей. У каждого из нас складываются свои убеждения в том, каким должен быть человек. Но тот, кто владеет культурой общения, не навязывает своих привычек, вкусов другом

На характер взаимоотношений между людьми влияют умения и навыки общения, особенно способность человека изменить свои первые впечатления о собеседнике, которые иногда формируются по внешним данным (манера поведут инки, культура речи, одежда, прическа). Первое впечатление может оказаться ошибочным, так как информация ограничена только тем, как выглядит человека.

Для культуры общения большое значение имеют воспитанность человека, ее деликатность, такт, умение учитывать чувства и настроения других, приветливость и доброжелательность

Культура общения людей в разных ситуациях основывается на соблюдении определенных правил, которые производило человечество на протяжении тысячелетий. Эти правила определяют формы общения, регламентированные обществом, и называются этикет. Он содержит как технические аспекты общения, т.е. правила, касающиеся только внешнего стороны поведения, так и принципы, невыполнение которых влечет осуждение и даже наказание я. Многие правила этикета стали неотъемлемыми элементами культуры общенияння.

Внешняя сторона деловых отношений регламентирует служебный этикет. Так, составляющими медицинского этикета являются: соблюдение правил хорошего тона, правил благопристойности, соответствующего внешнего вида (чистота в одежды, белый, хорошо выглаженный халат и шапочка).

Человек, владеющий настоящей культурой общения, выявляет ее повсюду: на работе, на отдыхе, в семейном кругу и общественных местах. Умение людей передавать свои мысли и чувства других людей, умение я не только говорить, но и слушать, проявлять понимание и доброжелательность, сочувствие и внимание составляют культуру повседневного общенияя.

Дейл. Карнеги в книге»Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»дает следующее:»Старайтесь, чтобы ваш собеседник говорил больше, чем вы; будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать ва ам о себе; ведите разговор в кругу интересов вашего собеседникао співбесідника».

Настоящую культуру межличностных отношений определяют этические нормы поведения личности. В повседневных отношениях с другими людьми в процессе общения большую роль играют самооценка личности концентрация внимания, способность человека встать на позиции партнер.

Одной из важных характеристик является самооценка, т.е. умение оценить себя, свою деятельность, свое место в группе и свое отношение к другим. Самооценка позволяет человеку анализировать свои действия и поступки. Во она зависит от воспитанности и культурри.

Общение людей начинается с восприятия друг друга. Общение будет развиваться эффективно, если первое впечатление вызывает чувство симпатии. В случае антипатии могут возникнуть психологические барьеры в общении. В любом случае общение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и личностных черт общающихсяься.

Взаимоотношения становятся богаче, содержательнее, если люди овладевают навыками и придерживаются норм и принципов культурного общения. Проявление уважения человеческого достоинства и индивидуальности личности те дает возможность совершенствовать отношения между людьми»Поступай с другими так, как бы ты желал бы, чтобы они поступали с тобой»- основное правило нравственности, которое должно быть жизненным кредо врачкредо лікаря.

Средства коммуникативного процесса

Коммуникация (от лат communico — делаю общим, связываю, общаюсь) представляет собой смысловой аспект социального взаимодействия. Она предусматривает обмен представлениями, ценностными ориентациями, идеями, эмоциями, нач чувствами. Когда люди обмениваются сообщениями, то они стремятся к взаимопониманию. В общении между людьми может возникнуть полное взаимопонимание и, наоборот, полное непониманиеіння.

Люди общаются посредством вербальной и невербальной коммуникации. Средством вербальной коммуникации слова с их значениями — речь

В общение людей всегда включаются, кроме передачи информации, эмоции. Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации относятся жесты, мимика, интонации, паузы, смех, слеззи.

Они образуют знаковую систему, которая дополняет, усиливает или даже заменяет словам родственников умершего больного врач сообщает о смерти, выражая свое сочувствие словами, которые он сопровождает знаками не евербальнои коммуникации: понижением голоса, грустным выражением лица, дружеским жестом, особым вниманием (посадит, поддерживая за плечи, подаст воды и т.д.).

Общение партнеров приятное, когда, обмениваясь информацией, они видят реакцию собеседника: мимику, жесты. Большинство людей в процессе общения чаще концентрируют внимание на лице партн нера, особенно на глазах. Это объясняется тем, что в области лица и головы размещены основные дистантрецепторы, которые играют главную роль в общении. Сокращение мимических мышц изменяет выражение лица и по ним можно предсказать действия партнера в процессе общенияння.

Об этом следует помнить, потому, слушая собеседника с непроницаемым выражением лица, можно вызвать у него растерянность и подозрение в безразличии. Это особенно нужно учитывать врачам. Больной ловит каждый движение врача при общении, пристально следит за выражением его лица, глаз. Это, пожалуй, один из самых ярких примеров общения людей, когда реакция на сообщение имеет большое значение для человека, в д аномий случае больнырої.

Поэтому очень важно уметь управлять средствами невербальной коммуникации, правильно ими пользоваться. Особенно важна умеренность. Человек, который слишком ярко сопровождает слова средствами невербального ком муникации, производит неприятное впечатление. Например, человек сообщает другому о какую-то мелкую неприятность и начинает сообщение с пугающим выражением лица и словами:»Ты только не волнуйся, я с говорить тебе что-то очень важное и неприятное»В настоящее время в воображении партнера по общению возникают страшные картины (смерть близких, пожар, катастрофа). Сообщение же заканчивается словами:»Твою отв. Устка перенесено на неделюренесено на тиждень».

Очень неприятное впечатление во время общения производит человек, сообщение которой сопровождается неуместными средствами невербальной коммуникации. Например, один человек говорит другому:»Я слышал, что у тебя разоблачена рали машину», — и сопровождает слова легкой улыбкой. В данном случае отсутствие культуры общения может вызвать уверенность в том, что человек радуется чужому гор чужому горю.

Соответствие средств невербальной коммуникации содержанию словесной информации является одним из важнейших элементов культуры общения

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

. Структура общения и ее компоненты

Источники


  1. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2019. — 384 c.

  2. Людмилина, Юлия Как выйти замуж через Интернет / Юлия Людмилина. — М.: Попурри, 2005. — 946 c.

  3. Каптерев, Петр Задачи семейного воспитания / Петр Каптерев. — Москва: Гостехиздат, 2005. — 192 c.
  4. Кузина, С.В. Большая книга вранья / С.В. Кузина. — М.: Астрель, 2012. — 146 c.
  5. Винтер, Евгения Брак и секс. Полная биография половых отношений / Евгения Винтер. — Москва: Гостехиздат, 2010. — 336 c.
Культура общения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here