Лечение арт-терапией

Сегодня мы рассмотрим тему: "Лечение арт-терапией" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Лечение арт-терапией

Юлия, давайте начнем все же с достаточного отвлечённого вопроса: как считаете, важно ли творчество современному человеку? Мы, кажется, часто забываем мечтать и видеть радость в простых вещах.

Не только важно, но и должно стать неотъемлемой частью жизни современного человека. Как раз творчество и позволяет начать снова мечтать, находить радость в простых мелочах. Это самый эффективный, безвредный и действенный способ расслабления на сегодняшний момент. Тем более, уже доказанный факт, что когда женщина занимается творчеством, она входит в гармонию со своей женской природой.

Что такое арт-терапия? Что-то пограничное между психологией и творчеством? И эффективнее ли она, чем классическая консультация у психолога?

У арт-терапии достаточно широкое понимание и каждый трактует его по-своему. Термин «Арт-терапия» пришел к нам от англоязычных народов, а именно из Великобритании и США. Там в кругу художников родилось это понятие, ведь первыми арт-терапевтами были именно они. Дословно арт-терапия переводится, как «терапия искусством» или «исцеление через искусство». И видов у нее очень много: педагогическая арт-терапия, арт-педагогика, арт-психотерапия, клиническая арт-терапия и т.д.

Все чаще психологи стали внедрять в свои консультации элементы арт-терапии и начали отмечать положительную динамику в понимании эмоций и помощи в проживании состояний человеку. Ведь не всегда получается озвучить боль и внутреннюю травму, а в рисунке «отмолчаться» не получиться. Творчество помогает снять внутренние контролирующие блоки.

А стоит ли прийти на такой сеанс здоровому человеку, без психологических трудностей? Чем сможете увлечь?

В профессиональном кругу психологов есть такой термин, как условно здоровый человек. Мы все же не роботы, и не можем по щелчку переключаться. Порой накопленные эмоции, частые стрессы, недосыпания да обычная рутина может повлиять на состояние человека. Он может находиться в состоянии «выжатого лимона» и мечтать только об одном – выбраться на море. Но проблемы то никуда не делись.

Человек меняет внешнюю обстановку, а внутренний мир у него остается прежним. Арт-терапевтические занятия как раз и помогают поддерживать и сохранять состояние психологического здоровья.

На занятиях арт-терапевт всегда предлагает спектр материалов, как говорится, куда рука потянется. Ведь кому-то нравится работать с красками, а кому-то с глиной (последняя очень хорошо помогает «прожить» эмоцию гнева), а кто-то и не притронется к фольге, а будет пересыпать песок в руках.

На таких занятиях взрослые чем-то напоминают детей, которые попали в волшебный мир игрушек, где возможно потрогать и попробовать все, без ограничений.

Как здорово снова почувствовать себя ребенком! А вообще дети и взрослые в арт-терапии: насколько отличается возрастная методика?

Все зависит от запросов. Как правило, первая консультация ознакомительная. Арт-терапевт выслушивает клиента и уже подбирает необходимые методики, материалы, выстраивает ход работы. Чем младше возрастная группа, тем упражнения и задания должны быть проще и понятнее, а время на работу короче – от 15 до 30 минут.

Со взрослыми время увеличивается и материалы усложняются, так сказать, все больше применяется полимодальный подход. Во время сеанса может быть включена музыка, приглушен свет, выданы разнообразные материалы, задана тема или предлагается выполнение заданий на свободную, произвольную тематику.

Итак, прихожу я на первый в своей жизни сеанс арт-терапии. Что меня ждет?
Как проходит занятие?

На ознакомительном сеансе и в дальнейшем выстраиваются отношения доверия. Это, пожалуй, 80% успеха в нашем деле. Ведь если человек не доверяет специалисту, вряд ли контакт и плодотворная работа заладятся. Сразу начать что-то выплескивать на бумагу могут далеко не все люди.

Одним из упражнений для знакомства может послужить рисование собственного имени. Так человек представляет самого себя, заявляет кто он. Кстати, даже такой простой рисунок уже может о многом рассказать про человека. Рисунок – это всегда повесть, история, диалог.

А если я так себе художник?

В арт-терапии есть еще одно понятие, как «творческое самовыражение». На занятиях люди не копируют друг друга, здесь нет основной задачи — выставить свои картины на выставку (хотя творческие работы выставляются), а важно выразить «голосом материалов» себя, и художественные навыки уже имеют второстепенное значение.

Кстати, интересно про результат арт-терапии. Финальная картинка у каждого человека получается разной, даже если занятие в группе? Или все рисуют одно и то же?

[3]

Безусловно, разной. Даже если задается тема одна для всей группы, каждый выражает ее своим исключительным языком. У каждого из нас образное мышление работает по-своему, на один и тот же предмет каждый даст свое описание. Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так и нет одинаковых рисунков, поделок.

Арт-терапия и настроение – лечение искусством

Любой творческий процесс помогает в самовыражении справиться с проблемами, развивать и проявлять своё поведение и чувства, уменьшить стресс и повысить самоуважение.

Вам необязательно быть талантливой личностью или художником, чтобы получить преимущества профессионалов, которые постоянно погружаются в искусство. Для вас искусство может стать помощником в решении проблем.

«Лечение искусством» (арт-терапия) помогает людям в разных ситуациях: психологи применяют его во время консультаций, врачи – для реабилитации после физических и психологических травм, а простые люди – для снятия стресса, улучшения настроения и познания себя. Давайте подробнее рассмотрим пользу от «лечения творчеством» или арт-терапии.

Содержание:

Что такое арт-терапия?

Что такое арт-терапия Арт-терапия – одна из форм экспрессивной терапии, которая использует процесс художественного самовыражения для улучшения физического, психического и эмоционального благополучия человека.

В мире, где существует множество способов общения и самовыражения, арт-терапия – способ инновационный и эффективный. Одним из основных различий между арт-терапией и другими формами общения является то, что последние используют для общения слова и язык. Часто люди не способны выразить себя и свои чувства в ограниченном диапазоне.

Читайте так же:  Сколько длится и когда заканчивается депрессия

Прелесть искусства как терапии состоит в том, что оно способно помочь человеку выразить своё эмоциональное состояние через многие виды творчества. Есть экспрессивные формы художественного самовыражения (например, актёрская игра). В остальных случаях можно применять живопись, графику, фотографию, скульптуру и множество других видов визуального искусства.

Арт-терапия облегчает психологическое напряжение, улучшает настроение и используется как способ самопознания. Иными словами, это «творческое» решение беспокоящей вас проблемы.

В каких случаях применяется арт-терапия

Арт-терапия для лечения стресса Арт-терапия применяется для лечения широкого спектра психических расстройств и психологического стресса.

Также она применяется в сочетании с другими психотерапевтическими методиками, такими как когнитивно-поведенческая терапия и индивидуальная терапия.

Вот некоторые ситуации, в которых используют «лечение творчеством»

  • Склонность к постоянному стрессу среди взрослых и детей;
  • Проблемы с психическим здоровьем;
  • Черепно-мозговая травма;
  • Ограниченные возможности обучения у детей;
  • Поведенческие и социальные проблемы у детей;
  • Для детей и взрослых, переживших травматические события;
  • Для поднятия настроения.

Люди, испытавшие определённую проблему, могут выразить свои эмоции и переживания сквозь призму художественного самовыражения, используя различные методы: рисование, скульптуру, фотографию, графику и т.д. Всё это возможно провести в домашних условиях, предварительно закупив необходимые инструменты. Во время сеансов арт-терапии акцентируется внимание на внутреннем опыте человека, его чувствах, восприятии и воображении. Необязательно создавать шедевры, главное – научиться комфортно проявлять свои переживания. Цель оправдывает средства, а ваша цель – привести себя в порядок.

Приёмы арт-терапии для борьбы с плохим настроением

Как упоминалось ранее, эта техника помогла многим людям справиться с симптомами стресса, с депрессией и плохим настроением.

С помощью простых приёмов вы можете восстановить себя за считанные минуты, вот некоторые из них.

  1. Изотерапия — один из методов арт-терапии Возьмите фломастеры, ручку или карандаши, чистый лист бумаги и сядьте поудобнее. На несколько минут закройте глаза и прислушайтесь к себе, затем начните рисовать на бумаге спонтанные, абстрактные линии, фигуры, сюжеты. Важно расслабить кисть руки и не задумываться над сюжетом рисунка, просто рисуйте то, что подсказывает вам настроение. Лучше рисовать левой рукой, чтобы рисунок получился спонтанным и отвлечённым. Перенесите свои переживания на лист бумаги, рисуйте, пока пространство листа полностью не заполнится линиями и изображениями. Не хватает одного листа, чтобы выразить свои эмоции, берите ещё один и продолжайте рисовать до тех пор, пока не почувствуете в теле расслабление и внутреннее равновесие.
  2. Глинотрепия как метод арт-терапии Для выполнения следующего приёма понадобится пластилин или цветная глина. Выберите свои любимые цвета. Начните придавать материалу форму, при этом проговаривая то, что вас беспокоит. Когда изделие будет готовым, мысленно или словесно «попрощайтесь» с ним и со всем тем негативным, что вы вложили в него. Это может быть слепок или образ человека, животного, вымышленного существа, предмета. Избавившись от него, вы обретете мир в душе и поднимите себе настроение.
  3. Отпустите вашу проблему Напишите на воздушном шаре вашу проблему (в нескольких словах, одним словом, нарисуйте соответствующий смайлик) и выпустите его в небо, тем самым «отпуская» всё плохое.
  4. Освободитесь от всего плохого с помощью открытки Ещё один творческий приём для развития фантазии и снятия стресса. Смастерите открытку, которую никогда не будете отправлять. Вы всё ещё расстроены и держите обиду? Создайте открытку причудливой формы, напишите на ней текст, но никогда её не отправляйте. Лучше выбросьте эту открытку, вместе с ней освобождаясь от прошлого.

Методы арт-терапии

Арт-терапия предлагает множество методов, которые существуют для психологической коррекции и воздействуют на психоэмоциональное состояние.

Музыкотерапия — лечение музыкой Методика арт-терапии базируется на тезисе, что каждый раз, когда человек лепит, рисует или пишет, его внутреннее «Я» отражается в этих зрительных образах.

Метод арт-терапии это синтез искусства и психотерапии для осуществления психологической помощи.

Арт-терапия имеет ряд направлений и методов, в основе которых лежат разные виды творческой деятельности.

Давайте рассмотрим некоторые методы арт-терапии.

  • Музыкотерапия – «лечение» музыкой. Известно, что прослушивание определённых музыкальных произведений или музыкальных инструментов освобождают сознание человека от страха, апатии, испуга, гнева и других отрицательных эмоций.
  • Цветотерапия. Практическое применение цветообразов благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние человека, помогает провести взаимосвязь эмоциональных переживаний с цветом.
  • Рисуночная терапия (изотерапия). Побуждает к спонтанности и проявлению креативности с помощью процесса рисования, помогает в личностном развитии и при борьбе с плохим настроением.
  • Фототерапия. Как форма визуального искусства создаёт фотографические образы с целью достижения терапевтического эффекта. Технологии фототерапии: галерея образов, фоторепортаж, слайд-терапия, метафорический портрет. Применяется как помощь в повторном переживании отрицательного опыта, как «отражение» жизни человека и его проблем.
  • Библиотерапия (сказкотерапия) – помогает образовать связи между литературным произведением и поведением человека в реальной жизни. Перенос нереальных смыслов в реальность позволяет расширять рамки обычной жизни и справляться с любыми переживаниями.
  • Игротерапия. Цель игровой терапии – получить возможность «прожить» в игре волнующие ситуации, не меняя при этом свои поведенческие навыки. Часто применяется для коррекции поведения детей и подростков.

Арт-терапия, или «лечение искусством» базируется на убеждении, что в процессе вовлечения в искусство человек поддерживает изменения в своём внутреннем мире, прорабатывает травматический опыт прошлого, решает внутренние конфликты. Она предоставляет уникальную возможность использовать невербальное общение для безопасного выражения своих чувств, преодоления стрессовых ситуаций, улучшения взаимоотношений с окружающими.

Перечисленные методы арт-терапии каждый может выбрать на своё усмотрение. Все они прекрасно помогают и не требуют существенных материальных затрат. Если ваше настроение ухудшилось, вы не в состоянии преодолеть агрессию, гнев, уныние, страх, то обращение к искусству. Арт-терапия — простой и прекрасный путь к решению этих проблем.

Занимайтесь терапией с помощью искусства (арт-терапией) и хорошего Вам настроения!

Видео: Арт-терапия — открытие себя

Что такое Арт-терапия?


Что такое арт-терапия?

Арт-терапия (art therapy) — одно из направлений терапии творчеством (англ., art therapies), наряду с музыкальной терапией, танцевально-двигательной терапией и драматерапией, вид лечебной или помогающей деятельности, осуществляемой специалистом (арт-терапевтом) на основе занятий изобразительным искусством.

Читайте так же:  Шизоаффективное расстройство

Арт-терапия может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, реабилитации, развития личности, групп и сообществ, адаптации и достижения более высокого качества жизни.

Где она применяется?

Арт-терапия подходит для решения чрезвычайно широкого круга задач.

Арт-терапия является очень ценной и даже незаменимой психологической помощью детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, имеющими нарушения в развитии. С ребенком легче наладить контакт посредством игр и рисунка.

Арт-терапия активно внедряется в школы — не только специальные, но и массовые, для проведения занятий с детьми и подростками группы риска школьной дезадаптации, имеющими проблемы в обучении и отношениях со сверстниками и педагогами. Арт-терапия также может использоваться в школах при проведении различных тренингов — общения, формирования жизненно-важных навыков, развития творческих способностей и других.

  • При заболеваниях и зависимостях

Ранее всего арт-терапию начали применять в психиатрических учреждениях, первоначально — в качестве вида занятости больных, а затем — для поддержки и реабилитации пациентов с разными психическими расстройствами, наркотической и алкогольной зависимостью. Арт-терапия таких больных в большинстве случаев дополняет медикаментозное и другие методы лечения.

[1]

Арт-терапия также применяется у пациентов с соматическими и психосоматическими заболеваниями на разных этапах их лечения и реабилитации.

Арт-терапия сейчас также внедряется как средство помощи людям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями, поскольку даже при повышенной вероятности неблагоприятного исхода, хронических и неизлечимых состояниях она способна значительно облегчить душевное состояние клиента, наладить отношения между близкими людьми, наполнить смыслом и новым качеством каждую минуту жизни.

  • Пожилым и престарелым людям

Арт-терапия также становится все более важным инструментом психологической и социальной помощи пожилым и престарелым людям, позволяя им реализовать свой творческий потенциал, жить более активной и приносящей удовлетворение жизнью, преодолевать одиночество и передавать свой жизненный опыт.

Кто такие арт-терапевты?

В нашей стране, как и во многих других странах, арт-терапия признана одной из форм психологической и социальной помощи, и как вид лечебной деятельности (психотерапии). Заниматься лечебной деятельностью с применением арт-терапии могут сертифицированые психотерапевты.

Применять арт-терапию в качестве формы психологической и социальной помощитакже могут психологи, занимаясь психологическим консультированием, а также другие специалисты (художники, педагоги). Однако, для того, чтобы со знанием дёла применять арт- терапию, гарантировать клиентам качественную помощь, и психотерапевт, психолог или иной специалист должны пройти специальный курс дополнительной профессиональной подготовки (переподготовки).

В некоторых странах (США, Великобритания) арт-терапия является самостоятельной медицинской профессией. Чтобы стать арт-терапевтом и получить право работать по этой специальности в медицинских или образовательных учреждениях или заниматься частной практикой, необходимо пройти специальное обучение, рассчитанное на два или три года (магистратуру по арт-терапии и программу дополнительного профессионального образования).

Арт-терапевты владеют специальными приемами психологического «сопровождения» клиентов в ходе занятий изобразительным искусством, обучены проводить всестороннюю оценку их состояния, использовать различные художественные приемы и программы для достижения наилучших лечебно-профилактических, реабилитационных и развивающих эффектов.

Важное значение для успешных занятий арт-терапией имеет наличие у специалиста, наряду с психологической и клинической подготовкой, специального художественного образования, опыта художественно-творческой деятельности.

Как стать арт-терапевтом?

Для того, чтобы со знанием дела применять арт-терапию, использовать ее эффективно, необходимо пройти специальные курсы подготовки. Такие курсы существуют как в Российской Федерации, так и за рубежом. Они различаются как по продолжительности, так и по качеству получаемого образования. Как правило, для того, чтобы получить право заниматься арт-терапевтической деятельностью, требуется пройти специальную образовательную программу, рассчитанную не менее чем на два года обучения, а в последующем — и специальную процедуру сертификации и лицензирования.

Арт-терапевт в Москве. Присутственная арт-терапия

Терапия творческим присутствием

Терапия творческим присутствием (ТТП, присутственная арт-терапия) – метод психотерапии, основу которого составляет практика творческого присутствия.

Терапия творческим присутствием является практическим исследованием себя-и-своей жизни (чувств, отношений, мыслей, установок, смыслов, выборов, поведения, приводящих к имеющимся жизненным трудностям).

Целью является поиск и обретение оснований и возможностей для иных способов жить.

Само это исследование является изменяющим!
Оно подготавливает и обеспечивает условия для внутренних изменений, которые в этих условиях становятся возможными. Изменения происходят самостоятельно в ходе нашей ненасильственной исследовательской деятельности.

Творческое присутствие

— практика, помогающая восстановить способность переживать, проживать трудные чувства, состояния (что зачастую непросто в суете повседневной жизни), и через это найти путь к разрешению своих жизненных трудностей.

Важно понимать, что трудности сами по себе состоят не столько в неких жизненных обстоятельствах, сколько в том, как мы их переживаем, то есть в способе отношения к ним и особенностях нашей деятельности – в нашем способе жизни. Именно из нашего способа жизни и рождаются те или иные психологические проблемы.

В практике творческого присутствия мы, обращаясь к переживанию, не только проживаем проблемные для нас чувства, состояния, но и исследуем жизненные обстоятельства (внутренние и внешние), в которых возникает и существует проблема, и открываем и осваиваем новые способы жизни, «способы переживать», которые и приводят к разрешению проблемы.

Другими словами, в практике присутственной арт-терапии мы осваиваем такую личностную позицию, при которой проблемы становятся разрешимыми, а мы — способными к их разрешению.

Присутственная арт-терапия — метод глубокой психотерапевтической работы с людьми, испытывающими самые различные психологические трудности и проблемы:

  • тревоги, страхи/фобии, панические атаки,
  • трудности выбора, потеря смысла жизни,
  • депрессивные состояния, психосоматические проблемы,
  • переживание потери, одиночества, стыда, вины, обиды.
  • трудности в отношениях, недовольство собой,
  • творческие и возрастные кризисы

Метод показал свою эффективность в индивидуальной работе с клиентами, на занятиях терапевтических групп, а также самостоятельной работой множества людей.

С 2014 года в ИКПиК (ФПК-Институт, г. Москва) проводится учебно-терапевтический семинар «Присутственная арт-терапия».

Читайте так же:  Нелюбимая работа – привыкать или уйти

Основы метода изложены в учебном пособии : Ляшенко В.В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия. — М.: «Психотерапия», 2014.

Индивидуальная арт-терапия

Важно осознавать, что психотерапия не бывает мгновенной. Это относительно длительный процесс. Только в этом случае можно говорить о глубокой психологической работе, ведущей не только к симптоматическим улучшениям, но и к разрешению проблем, повышению внутренней согласованности, социальной приспособленности, творческой самореализации. Продолжительность терапии может быть различной: от 10 до 40 сессий (в некоторых случаях она требует и большей продолжительности). Всё индивидуально.

Прохождение курса Терапии творческим присутствием позволит вам:

  • развить чувствительность к себе, научиться осознавать свои чувства, состояния;
  • осознать причины своих трудностей и найти пути их разрешения,
  • освободиться от тех внутренних оков, которые сдерживали жизненную силу,
  • разрешить внутренние конфликты, прекратить борьбу с самим собой, научиться самопринятию,
  • научиться создавать близкие отношения, лучше понимать другого человека,
  • создать условия для внутреннего созревания новых выборов, открывающих новые жизненные перспективы и возможности.

Практика присутственной арт-терапии проста и естественна, и это обстоятельство — один из залогов её эффективности. Её можно считать способом путешествия по своему внутреннему миру, миру своей души. Я при этом помогаю и сопровождаю вас в вашем путешествии, выполняя роль проводника и собеседника, с которым вы можете разделить все тяготы своего путешествия.

Такая психотерапия способствует росту вашей независимости (в том числе и от меня, психотерапевта), самостоятельности, ответственности, инициативности. Вы открываете свой собственный способ разрешения психологических проблем и улучшения качества жизни! (См. отзывы) .


Терапия творческим присутствием (ТТП) — это не занятие каким-либо видом искусства! Рисунок не является самоцелью: мы занимаемся не «рисованием», хотя практика осуществляется именно через рисование. Рисунок в нашем случае – лишь эффективное средство, способ и повод для сосредоточения на себе, своих чувствах, переживаниях, смыслах — для нашего углубленного внимания к самим себе, лишь способ нашего путешествия к самим себе.

На наших занятиях (индивидуальных или групповых) вы будете учиться не какому-либо виду искусства (обучение любому из видов искусств не является арт-терапией), а будете учиться взаимодействовать со своим переживанием, с чувствами, состояниями, смыслами, и разрешать свои психологические затруднения.

Обучение арт-терапии в Москве

В нашем Центре проводятся обучающие семинары и курсы по арт-терапии совместно с «Арт-терапевтической Ассоциацией» (А.И. Копытина). Программы повышения квалификации по арт-терапии предназначены для психологов, педагогов, художников, студентов и всех, кто хочет научиться арт-терапии. У нас вы сможете получить необходимые теоретические знания и практические навыки арт-терапии для работы с детьми и взрослыми. Мы приглашаем вас освоить методики и техники арт-терапии из первых рук от ведущих специалистов международного уровня.

Ищете дистанционное обучение арт-терапии? Центр Арт-терапии совместно с Арт-терапевтической Ассоциацией проводит также дистанционное обучение арт-терапии >> Смотрите расписание курсов

Обучающие семинары и курсы А.И. Копытина

24-25 августа. Миникурс «Базовые техники арт-терапии в работе с детьми».

Даты занятий: 24-25 августа с 11:00 до 18:00. В рамках данного мини-курса участники освоят базовые практические техники использования арт-терапии в работе с детьми. Курс поможет психологам, педагогам, художникам пополнить копилку эффективными и увлекательными методиками арт-терапии. По окончанию выдается сертификат Арт-терапевтической Ассоциации. Подробнее о семинаре.

Ведущая: Анфиса Чуганская — к.п.н., детский психолог, арт-терапевт, преподаватель, автор более 40 научных статей, а также нескольких книг для детей, член Российского Психологического Общества.

Стоимость: 8000 руб. При регистрации до 1 августа 7500 руб.

Занятия проходят в творческом уютном пространстве около м. Кропоткинская.

С 28 сентября — Курс «Арт-терапия детей и подростков. Диагностика, коррекция, профилактика, работа с особенностями развития» Модуль 1.

Даты занятий: 28 сентября-27 октября. В рамках данного курса участники освоят методические основы и практические техники использования арт-терапии в работе с детьми и подростками в самых актуальных областях. Курс поможет психологам, педагогам, художникам и арт-терапевтам освоить новые инструменты для профессионального использования, расширить свои практические навыки и компетенции. Занятия проходят с 11:00 до 18:00. Научный руководитель: А.И. Копытин. По окончанию выдается сертификат Арт-терапевтической Ассоциации, возможно вступление в Ассоциацию, получение удостоверения о повышении квалификации.

Расписание семинаров:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

28 сентября — А. Чуганская «Основы арт-терапии в работе с детьми».
29 сентября — Л. Яковчик — «Игра и сказка в арт-терапии».

5 октября — О. Левковская — «Диагностика в арт-терапии».
6 октября — И. Коваленко — «Основы семейной арт-терапии».

19 октября — А. Чуганская — «Помощь детям в больнице с помощью методов арт-терапии».
20 октября — Л. Яковчик — «Драматерапевтические техники в арт-терапии».

26 октября — Л. Шарафиева — «Эко-арт-терапия в работе с детьми и семьями».
27 октября — С. Гааб — «Танец и движение в работе с детьми и подростками».

Стоимость: 25 000 руб. При регистрации до 15 августа 23 500 руб.

С 29 сентября — Курс «Терапия Творческим Самовыражением в консультировании, психокоррекции, психотерапии».

6 семинаров по воскресеньям с 11:00 до 18:00.
Даты: 29 сентября, 6, 13, 20, 27 октября, 3 ноября.

Участники курса освоят методики Терапии Творческим Самовыражением для работы с разными клиентскими группами, научатся включать методики ТТС в свою работу и комбинировать их с арт-терапевтическими техниками. По окончании выдается сертификат Арт-терапевтической Ассоциации.

Ведущая: Ольга Борисовна Левковская — клинический психолог, врач-психотерапевт ГБУЗ «НПЦ психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой», преподаватель кафедры детской и подростковой психиатрии и психотерапии, арт-терапевт.

Стоимость: 19 000 руб. При регистрации до 15 августа — 17 500 руб.

Глина и скульптура в арт-терапии

Глина считается одним из основных материалов арт-терапевтической работы. Она предоставляет огромные возможности для работы с различными аудиториями клиентов. Однако обращение к глине требует определенных навыков, практики и знаний технологических особенностей ее использования. Участники познакомятся с технологическими приемами и тонкостями работы с глиной и узнают психологические методы использования этого уникального материала в арт-терапевтической работе с разными аудиториями.
Читайте так же:  Мышление богатых и бедных людей

И.А. Бурганов — «Скульптура в арт-терапии. Автопортрет»

Участники познакомятся с технологическими приемами и тонкостями работы с глиной и узнают психологические методы использования — техники работы с различными скульптурными портретами и автопортретами. В процессе двух занятий участники смогут создать скульптурный автопортрет. Занятия проходят на станках в профессиональной скульптурной мастерской.

Открыта предварительная запись на осень. Получить дополнительную информацию о семинаре и записаться можно по телефону: 8 (495) 999 43 90.

Групповая арт-терапевтическая супервизия с А.И. Копытиным.

Приглашаем практикующих и начинающих специалистов на супервизии. В группе рассматриваются вопросы, касающиеся планирования и проведения арт-терапии с разными клиентами, своих действий и личностных реакций, оценки эффектов арт-терапии и другие вопросы. Даты проведения супервизий: 28 сентября. Для участия необходима предварительная запись.

Индивидуальные супервизии проводятся по предварительной записи. Информация по тел. 8 (495) 999 4390.

[2]

Мастерская Юнгианской арт-терапии

Семинары знакомят с теоретическими основами и техниками глубинно-психологического подхода в арт-терапии, связанными с представлениями аналитической психологии К.-Г. Юнга, архетипической психологии. Практическая работа связана с использованием разных техник использования цвета в арт-терапии в качестве инструментов работы со сновидениями и фантазиями, динамической работы с образами.

Двухдневный семинар «Cauda Pavonis: целостность, отраженная в цвете. Использование цвета в Юнгианской арт-терапии» 2, 3 марта 2019 года. Занятия с 11:00 до 18:00.

Ведущая: Марина Алексеева — аналитический психолог, кандидат РОАП/ IAAP, арт-терапевт, сэндплей-терапевт RST — AST (США), преподаватель психологии.

Двухдневный семинар «Работа с Мандалой в Юнгианской арт-терапии» 25-26 июня Занятия с 11:00 до 18:00. Стоимость 8000 руб. Ведущий А.И. Копытин. Открыта регистрация.

Получить дополнительную информацию и записаться можно по телефону: 8 (495) 999 43 90.

Арт-терапия в работе с детьми и подростками

Летний компакт-курс по арт-терапии детей и подростков.

Даты занятий: 3-7 июля 2019 г. В рамках данного цикла семинаров участники освоят методические основы и техники практического использования арт-терапии для работы с детьми и подростками в самых актуальных областях — от психологической помощи в больницах до ведения групп самоопределения подростков. Курс поможет психологам, педагогам, художникам и арт-терапевтам освоить новые инструменты для профессионального использования в работе с детьми, расширить свои практические навыки и компетенции. Занятия проходят с 11:00 до 18:00. Научный руководитель: А.И. Копытин. По окончанию выдается сертификат Арт-терапевтической Ассоциации.

3 июля — Л. Яковчик — «Арт-терапия и кинезиология. Техники психологической коррекции и профилактики»
4 июля — Л. Яковчик — «Арт-терапия и сказкотерапия в работе с эмоциональными нарушениями у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

5 июля — И. Коваленко — «Телесно-ориентированные техники арт-терапии в работе с детьми и подростками»
6 июля — А. Чуганская — «Техники арт-терапии для работы со «сложными чувствами» (обида, вина, тревога, гнев, детские воспоминания)»

7 июля — Л. Шарафиева — «Методы эко-арт-терапии в работе с детьми и подростками»

Стоимость: 16 500 руб. При регистрации до 25 июня — 15 500 руб.

Регистрация по телефону +7 (495) 999 4390.

Прошедшие программы:

Курс «Игровая терапия, центрированная на ребенке»

Курс «Современная практико-ориентированная арт-терапия» 1 семестр

Курс «Арт-терапия: спектр методов» весна 2019

Курс «Арт-терапия детей и подростков» весна 2019

Зимняя Школа Арт-терапии 2019 — Посмотрите описание семинаров Зимней Школы.

Курс «Терапия Творческим Самовыражением» осень 2018

Курс «Системная Семейная арт-терапия» — посмотреть подробнее

«Арт-терапия: спектр методов» с 10 ноября 2018 г. — посмотреть подробнее

«Арт-терапия детей и подростков»

«Арт-терапия: спектр методов» с 10 февраля 2018 г. — посмотреть подробнее

Летняя Школа Арт-терапии 2018 — посмотреть подробнее

Компакт-курс по детской арт-терапии

«Арт-терапия детей и подростков», осень 2017 — посмотреть подробнее

Летняя Школа Арт-терапии 2017 — посмотреть подробнее
… … …

«Арт-терапия: спектр методов», зима 2016 — посмотреть подробнее

ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В ЛЕЧЕНИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Если ссылаться на словарь (или любой другой источник), то арт-терапия – это метод лечения нервных и психических заболеваний средствами искусства и самовыражения в искусстве [2; 3; 4; 6]. Ключевое слово -«искусство». Оно и понятно из названия.

Сейчас в интернете свободно можно найти множество диагностических методик, связанных с арт- терапией. Большинство из них предназначены только для работы психолога. Занятия арт-терапией могут быть индивидуальными и групповыми. Это всегда набор заданий, которые имеют конкретную психотерапевтическую цель. Можно, конечно, и самим найти методику, порисовать и самого себя протестировать и проанализировать. Очень хорошо помогает тем, кто любит «самокопания»: и расслабился, порисовав, и голову загрузил (в хорошем смысле слова). Иногда это очень полезно, глядишь, что-то новое о себе узнаешь. А если серьезно, то арт-терапия только рисованием не ограничивается, в это понятие входит и арт-терапия в узком смысле слова (рисуночная терапия), и другие ее виды, которые представлены в Табл.1 [1].

Благотворное воздействие на психику и ее

Чтение специально подобранной

Нормализация и оптимизация

Обсуждение трактовок сказки,

придумывание сказок, инсценирование

Активизация воображения, выражение

Использование музыки – активное (игра

на инструментах) и пассивное (слушание)

Преодоление внутренних конфликтов,

достижение внутренней гармонии

Разыгрывание какого-либо сюжета,

изображение частной жизни человека и его конфликта с обществом

Реинтеграция личности, расширение

сознания, диапазона поведенческих стратегий и др.

Использование движения и танца как

посредника в психотерапевтическом процессе

Развитие личности, улучшение

самочувствия, обучение более зрелым способам построения взаимоотношений

Изготовление кукол, кукольный театр

Формирование эмоционального контакта,

снятие напряжения, коррекция моделей жизненных ситуаций, развитие психических процессов и др.

Использование деревянного подноса,

песка, воды и коллекций миниатюрных фигурок, включающих в себя объекты из окружающего мира

Снятие внутреннего напряжения на

бессознательно-символическом уровне, повышение уверенности в себе, открытие новые пути развития

На практике чаще используют именно первый вариант, т.е. рисуночный метод, т.к. для него легко найти материалы и также легко переместить результат. Действительно, где Вы видели, чтобы психолог на сеанс нес с собой мешок с песком? Хотя на это было бы забавно посмотреть…

Читайте так же:  Средства общения

Рисуночные методики удобны в плане диагностики, т.к. когда «творение» лежит «перед носом», то можно подольше посидеть, посмотреть и ничего не упустить из виду, что может произойти в драматерапии, к примеру. Но если есть возможность записать сей процесс на камеру, то коррекция также будет весьма эффективна. В общем, кому как удобно.

Так что же собственно нужно корректировать психологу?

Показания для проведения арт-терапии выделяют следующие: трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная

«Я-концепция», низкая самооценка [3].

Эмоции, эмоции и еще раз эмоции. Уж куда без них? Рисование – это хороший способ снять эмоциональное напряжение. Кстати, сам термин «арт-терапия» ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны [1].

В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, или инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы.

Оно и сейчас так, только в дополнение к этим взглядам существуют и более свежие. Согласно К. Рудестаму, задачи арт-терапии выделяют на данный момент следующие: дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам; облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода; получить материал для психодиагностики; проработать подавленные мысли и чувства; установить контакт с клиентом; развить самоконтроль; сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах; развить творческие способности и повысить самооценку [5].

Многогранность метода арт-терапии позволяет с успехом его применять при коррекции и лечении таких сложных нарушений, как психосоматические.

Психосоматикой является направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. В основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Такая предрасположенность может оказывать влияние на выбор поражаемого органа или системы [4].

В этом контексте арт-терапия также рассматривается как совокупность методов психологического либо психофизического воздействия с помощью изобразительной деятельности на пациентов с разной психической и соматической патологией с целью их лечения, профилактики и реабилитации [2]. Обычно, если психолог имеет дело с психосоматическими больными, то чаще их «поток» идет от врачей, не нашедших источник заболевания.

Основной задачей психолога в работе с психосоматическими нарушениями является проработка внутренних конфликтов, нашедших свое проявление в теле человека, а именно в его внутренних органах и тканях.

Эффективность арт-терапии в работе с психосоматическими заболеваниями определяется тем, что процесс консультирования становится гораздо более интересным, клиент не сильно загружается поступающей к нему информацией и дает волю своим действиям, обнажая, тем самым, свои внутренние конфликты перед психологом.

С помощью методов арт-терапии (рисуночных методов или комплексного воздействия) чаще всего снижаются неосознаваемые агрессивные тенденции клиента, тревожность, выявляется депрессивный фон, какие- то психологические травмы (возможно почти забытые), или же клиент просто дает выход своим эмоциям для дальнейшей более продуктивной работы.

Арт-терапия обычно используется при: бронхиальной астме, эссенциальной гипертонии, желудочно- кишечных болезнях, язвенном колите, ревматоидном артрите, нейродермите, сахарном диабете, при сексуальных расстройствах, заболеваниях пищеварительной системы (анорексия, булимия, ожирение) и при многих других заболеваниях с психологическим фактором возникновения.

Следует также отметить, что арт-терапия работает с врожденной способностью человека к творчеству и игре. С возрастом большинство из нас теряет, забывает этот способ снятия напряжения и контакта со своим «Я», своим внутренним миром. Но мы можем его вспомнить и разбудить в себе снова детскую способность к игре. Творческая игра – способ отдыха и самовыражения и вместе с тем глубокий, но довольно интересный способ решить свои проблемы. Мы не «копаемся в себе», а играем, творим, оживляя себя, наполняя и выражая жизнь цветом, линиями, звуками и движением [6].

Так что берите в руки краски, карандаши и рисуйте, может даже у кого-то откроется к этому талант.

Список литературы

1. Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. М.: «Эксмо», 2003. 380 с.

2. Копытин А.И. (сост. и ред.) Арт-терапия. Хрестоматия. СПб. : «Питер», 2001. 320 с.

3. Копытин А.И. (ред.) Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг. М.: «Когито-Центр», 2008. 288 с.

4. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. М. : «Эксмо», 2008. 992 с.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: «Питер», 2000.

Источники


  1. Кичаев, Александр Как сохранить семью. Харизматичный лидер. Переговоры с удовольствием. Энергия контакта (комплект из 4 книг) / Александр Кичаев. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 415 c.

  2. Хорват, Франтишек Любовь, материнство, будущее / Франтишек Хорват. — М.: Прогресс, 2010. — 629 c.

  3. Маркова, Надежда За пределами одиночества / Надежда Маркова. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 208 c.
  4. Б. Мандель Сердцу не место в пятках / Б. Мандель. — М.: Попурри, 2006. — 812 c.
  5. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. — М.: Феникс, 2016. — 416 c.
Лечение арт-терапией
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here