Личностные кризисы

Сегодня мы рассмотрим тему: "Личностные кризисы" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Возрастные кризисы личности

Опираясь на представления З. Фрейда о психосексуальном развитии человека, Э. Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, — недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполно -ценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распадению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Формирование идентичности предполагает принятие подростком системы ценностей, существующей в обществе. Бывает, что по каким-то причинам общество не может предложить достойную целостную систему высших ценностей. Депривация высших ценностей — одна из основных причин экзистенциальных фрустраций человека любого возраста. В подростковом же возрасте данная депривация, а также некоторые другие депривационные факторы обусловливают экзистенциальный (смысложизненный) кризис, который может привести к неврозам, депрессиям, попыткам решить проблемы путем употребления алкоголя, наркотиков и даже путем суицида. Возможно формирование самоопределения по негативному сценарию: уход в криминальные группировки, увлечение псевдорелигиозными течениями и т. п. Другой вариант — нежелание решать экзистенциальные проблемы, бегство от них («диффузия идентичности», по Э. Эриксону), что проявляется в инфантилизме.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

В молодости человек ориентирован на получение профессии, создание семьи. Основная задача возраста, по Э. Эриксону, — научиться общаться с людьми, строить близкие отношения, не боясь потерять свою идентичность. Корни экзистенциальной депривации лежат в противоречивости двух тенденций. С одной стороны, у человека в этом возрасте есть стремление к построению близких отношений, с другой — возникает желание оградить «свою территорию», свое «Я». Последнее может привести к избеганию межличностных отношений, к излишней поглощенности собой, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции.

Кризис 30 лет иногда называют кризисом смысла жизни. Фактически это первый период, когда человек задается вопросом о правильности своего существования, а именно: соответствует ли его жизнь его сущностным мотивам? И если не находит положительного ответа либо эти мотивы не определены, возникает глубинное чувство утраты смысла, связанное с ощущением пустоты.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Кризис 40 лет (или кризис середины жизни) считается одним из самых ярких и значимых. Человек оценивает свою жизнь на предмет того, правильно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Это период, когда экзистенциальные проблемы предстают во всей своей остроте. Перед лицом надвигающейся старости и невозможности что-либо кардинально изменить такая рефлексия может привести к депрессиям, неврозам и т. д. В этот период некоторые пробуют «начать жить заново», обрести новые смыслы, пытаясь выйти из состояния экзистенциальной депривации.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Экзистенциальная депривация (утрата смысла жизни) характерна не только для периодов возрастных кризисов. Она может быть обусловлена индивидуальными особенностями жизни человека.

Ситуация глобализации в современном мире приводит к депривации экзистенциальных потребностей значительной части населения, в том числе молодежи. Отсутствие общей, стабильной системы ценностей, недейственность закона, сложности экономической адаптации — все это создает ценностный вакуум, приводит к потере смыслов. Как следствие — появление «альтернативных» ценностей, реализующихся в форме криминальной деятельности, в том числе и так называемых идеологических объединений — скинхедов и т. п.

Для эпох перемен как нельзя более подходят слова Э. Фромма о том, что человеческая агрессивность провоцируется не столько раскрепощением инстинктов, сколько подавлением экзистенциальных потребностей: в свободе, в чувстве идентификации, в ценностных ориентациях и объекте почитания, в ощущении исторических корней, в чувстве единения, в возможности реализовать свои творческие способности.

[1]

Личностные кризисы

Человеческая жизнь многообразна и интересна, но она не всегда идет по обычной прямой. Как правило, в жизни появляются все новые маршруты, напоминающие такие геометрические фигуры, как синусоиды и параболы. Многие люди постоянно развиваются, путем приложения различных усилий. Тем не менее, даже в случае самой успешной карьеры, на пути встречаются преграды в виде личностных кризисов. Причем для каждого карьериста, эти кризисы протекают с разными последствиями.

Читайте так же:  Что делать, если муж раздражает советы психолога женщинам

Кризисы могут быть временными, отражающими и ситуационными. Отражающие кризисы человек испытывает на определенном этапе развития личности, а ситуационные возникают в результате каких-либо обстоятельств, связанных с личностными конфликтами. Очень часто на протяжении долгого карьерного роста, приходиться переживать оба кризиса. И каждому человеку, их придется испытать на себе и справиться с кризисом самостоятельно.

Каждый человек начинает создавать карьеру еще с ранних лет своей жизни, обучаясь в школах. Там он впервые начинает понимать о том, что собой представляет «конкуренция», а так же слышит из уст родителей, как необходимо добросовестно и старательно учиться. Ведь только путем постоянного и упорного труда, можно «выбиться в люди» и добиться огромных успехов. Многие люди оценивают, как других, так и себя по бальной шкале или системе координат. Каждый человек набирает необходимую сумму баллов, получая за это бонусы и положительные эмоции. Существуют и исключения, когда не все выбирают такой путь, оставаясь на той же ступени развития. Как правило, такие люди довольствуются малым, а другие могут скатиться вниз, теряя шанс на дальнейший успех.

1. Первый кризис постигает начинающего карьериста в период школьных лет. На этом этапе жизни, каждый человек должен определиться для себя, кем он станет в будущем и по какой тропе ему пойти. Со стороны молодому человеку интересно все, но и выбирать нужно, что-то одно. А с другой стороны, давит родительский авторитет – ты должен хорошо учиться, что бы стать тем-то. Многие возлагают огромные надежды на светлое будущее. Но, по окончанию школы, многие так и не могут определиться с будущим выбором профессии. Обычно они не знают, какую сферу деятельности им выбрать и поэтому идут наугад, так сказать за компанию, беря за основу социальную моду или обычную случайность.

Кризис профессиональной идентификации чаще всего проявляется разочарованиями при выборе специальности, трудностью адаптации в обучении, невозможностью определиться, постоянным поиском, что ведет к одновременным стремлениям в различные сферы деятельности. Выход из кризисной ситуации происходит самостоятельно: то есть, окончательно утверждается выбранная стезя и начинается завоевание главных позиций в учебной среде.

2. Следующий жизненный кризис наступает в период окончания высшего учебного заведения. Этот кризис проявляется в первой самостоятельности и уходе из родительского дома. На этом жизненном этапе, уже понятно, по какой профессии работать, искать ли новое занятие или сменить вид деятельности. На ум могут прийти только такие мысли: зачем зря потрачено столько времени на освоение никому ненужной профессии, ведь в самом начале были другие наклонности, в этом виноваты родители, друзья и т.д. Кроме того, не стоит связывать получение высшего образования с будущей работой. Довольно таки часто практика не совпадает с теорией, а многие, погрузившись в профессию, могут быть разочарованы таким трудом, особенно его результатами, что приводит к резкой смене специальности.

3. Кризис тридцатилетнего возраста является универсальным и экзистенциальным, затрагивающим основы человеческого существования. Этот возраст является первым серьезным этапом, на котором можно подводить итоги и результаты достигнутой цели. Однако многие люди, с грустью на лице понимают о том, что уже не добиться того, чего можно было сделать раньше. Разрушаются последние надежды и мечты на лучшую жизнь. В этом случае самооценка резко упадет, а возможно приведет к плачевным последствиям. Тридцатилетний возраст – это то, время, когда уже достигнуты серьезные успехи в карьерном росте, период получения высоких должностей и принятие самостоятельных решений. Одна треть жизни осталась позади, и что же будет дальше? Пришло время думать о личных приоритетах. Многие задаются вопросом, а можно ли начать все с начала или придется остаться на том же уровне, без какой-либо перспективы? Если человек достиг карьерных высот, и он исчерпал все свои возможности, стоит ли менять его жизненные стереотипы?

И определенная часть людей, действительно меняет: сотрудники офиса становятся служителями храма, учителя идут в бизнесмены, спортсмены и актеры политиками и т.д. Постепенно кризис преодолевается, и жизнь снова обретает яркие краски.

Однако другая часть людей, может не выдержать проблемы, связанной с выбором профессии, что ведет к высокому риску депрессий, семейных разводов, суицидов, ненормального поведения и других зависимостей.

Примерные семьянины кардинальным образом меняют собственную жизнь. Они бросают жен и детей, и меняют социальный статус. Таким образом, происходит некая перезагрузка человека, меняются жизненные ценности. Кризис тридцатилетнего возраста имеет и свои гендерные отличия. Мужчины чаще всего идут по прямому пути в карьерном росте, и все остальное отводят на задний план, а женщины зачастую не могут определиться между карьерой и семьей. Успешная и независимая бизнес-леди или спокойная, заботливая и самостоятельная хозяйка? Многим женщинам приходиться решать данный вопрос. Особенно ценным, считается возможность эффективного совмещения карьерного роста и роли домашней хозяйки. Однако и то и другое требует больших энергетических нагрузок.

4. Кризис максимального достижения – удел избранных людей.

Каждый человек стремится к определенной цели и заветной мечте. Она ведет вперед, но когда достигнут олимп и человек получает все, о чем он мог только мечтать, перед ним образуется бездна. И зачем нужна была эта гонка? Вместо радости и счастья достигнутого успеха, приходит полное опустошение и ощущение неудовлетворенности. Особенно это проявляется там, где промелькнула другая половина жизни и достигнут карьерный пик. Дальше уже некуда стремиться. Этот возраст примерно составляет около 40-42 лет. Можно радоваться успеху, получить депрессию или же перестроить все и сойти с карьерной лестницы, наслаждаясь обычной жизнью. Ведь когда люди стремились достигать свои цели, они думали только об одном – покое, настоящем отдыхе, радости жизни и ценности времени.

Читайте так же:  Могут ли вопросы быть глупыми

5. Кризис среднего возраста, как правило, наступает с приходом юбилея и половины прожитых лет. На этом этапе наступает подведение итогов и результатов.

Кардинальное изменение вроде бы не грозит, так как и годы уже не те, жизнь была отдана одному делу. Теперь остается пожинать собственные плоды и вспоминать бурную молодость. В этот период времени, приходят новые увлечения и занятия, путешествия с семьей и др. Вся энергия вкладывается в новое поколение – передача бесценного опыта, лекции и семинары, мастер-классы. Это время написания кратких мемуаров и автобиографий. Главное осознать это качество жизни и воспользоваться накопленным опытом.

Глубокий личностный кризис может спровоцировать такие ситуации: неожиданное увольнение, что станет сильным ударом по репутации и самооценке. Человек должен разобраться в себе, соответствует ли он занимаемой должности, все ли у него в порядке с личными качествами или может, чему-то следует поучиться. Отрицание, глубокий уход в себя, депрессия и уныние станут спутниками данного состояния. Сильный и волевой человек сможет пережить кризис без помощи психолога и перелистнет на следующую страницу. А слабый человек будет рассматривать ее до малейших подробностей, утопая в полном отчаянии от безысходности.

Проигрыш в борьбе за желаемую должность, невозможность справиться со своими обязанностями, выбор между семьей и работой, неумение идти по головам других конкурентов, конфликт между нравственностью, необходимостью и целесообразностью. Однако как поступить: быть таким же, как и все или радикально поменять жизненные позиции? Пойти против всех или стать членом команды? Стать чужой пешкой в шахматной партии или самостоятельно бороться против всех? Каждый человек постоянно делает выбор, осознано или неумышленно, и каждый шаг становится следствием некоторых причин. Как говорится: «Что посеешь, то и пожмешь». Так же и в построении собственной карьеры, «враги прошлого» всегда будут напоминать, и терзать душу, мешая наслаждаться радостью и успехом, властью, и положением.

В другой обычной ситуации: карьерист поймет, что достоин намного большего, но не может этого получить. Уже нет того источника развития, впереди только непроходимая стена, отчего человека начинает уходить к конкурентам в другую фирму или компанию, или же создает небольшое, но собственное дело.

Главная проблема многих руководителей: деньги не приносят радости, популярность не приносит счастья, а положение дел не придает уверенности в завтрашнем дне. А ответственность продолжает расти, сковывая движения, но как таковых их уже нет, остались только лишь шатания и ползки из одной стороны, в другую.

Личностные кризисы абсолютно естественны. Они и являются настоящим источником развития и перерождения, формируя толчок к дальнейшему прогрессу, если грамотно обдумать и прожить их, ощущая перспективу роста и видя для себя новые пути и горизонты.

Иногда пережить их в одиночку не получается, и тогда стоит обратиться за помощью к специалисту: квалифицированному психологу или врачу-психотерапевту, готовому помочь обрести новое дыхание жизни.

© 2015. Доктор Алексей Вилков. © Copyright. Все права защищены. 18+

Личностные кризисы. Выпуск 2010-01-28

Вот было все нормально, а потом — ни с того, ни с сего — что-то внутри случилось, и все поехало куда-то под откос.

Это — личностный кризис.

Личностные кризисы — периодически, без явных внешних причин возникающее временное личностное нездоровье, которое объясняют особенностями внутренней динамики личностного развития человека.

Напомним, личностное нездоровье — это состояние невозможности развиваться прежним образом. Это блоки на пути развития, потеря ориентиров развития, возвращение к более примитивным моделям поведения, моменты личностной деградации.

Сам по себе личностный кризис не является негативным состоянием.

Гусеница застывает в куколку — у нее личностный кризис. Она выпорхнула бабочкой — кризис преодолен. Расстроенных этих процессом — не было. Развивающееся производство временно остановилось в связи с необходимостью перестройки технологического процесса — да, это естественный и закономерный момент кризиса и условие дальнейшего роста. Все в порядке, все довольны.

Если человек развивается на позитивной мотивации и склонен к позитивному мировосприятию, личностный кризис негативными переживаниями и невротическими реакциями не сопровождается.

Прежний вариант развития исчерпался. Классно! Ищем новые варианты.

Если человек развивается на негативной мотивации и склонен к негативному мировосприятию, личностное нездоровье почти всегда начинает сопровождаться душевным нездоровьем, и личностный кризис превращается в психологический кризис. Как психологический кризис, личностный кризис — это уже дисгармония в душевной жизни человека (и, как следствие, в его жизни в целом), это длящееся невротическое состояние (конкретно недовольство собой и жизнью), импульсивные жизненные решения, характерные для человека-ребенка.

Сложившееся словоупотребление

В России «личностные кризисы» обычно понимаются одновременно и как «психологические кризисы», что, скорее всего, связано с особенностями российской культуры: массовый негативизм населения делает это реальностью. Дальнейшая статья, строго говоря — уже не о личностных, а о психологических возрастных кризисах взрослых людей, но в связи с устоявшимся словоупотреблением мы сохраним здесь прежнее название: «личностные кризисы».

Распространенность личностных кризисов

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По описаниям, личностные кризисы преимущественно распространены у мужчин.

Почему — пока не ясно. Может быть, если женщина склонна к негативным переживаниям, она делает это без перерывов, а для мужчин это менее характерно? Другая возможная причина — большая стрессоустойчивость женщин.

Нет никаких данных, свидетельствующих о том, что личностные кризисы — обязательная составляющая жизни и личностного развития каждого взрослого человека.

Переживание личностных кризисов мужчинами и женщинами

Во время личностных кризисов мужчины чаще женщин испытывают отчаяние, агрессию по отношению к окружающим и к себе, а также больше фиксированы на телесных ощущениях; в то время как женщины чаще говорят о чувстве одиночества и о боязни одиночества. Женщины в кризисе чаще жалуются на несправедливость жизни, мужчины размышляют о ее смысле и смысле собственного существования. Мужчины переживают кризисный период более тяжело и чаще склонны к суициду. Замечено также, что даже если женщина переживает кризис тяжелее, объективно выходит она из кризиса легче.. (см. В.В.Козлов. Личностный кризис — структурные и гендерные особенности. http://www.zi-kozlov.ru/articles/1120-personalitycrisis)

Читайте так же:  Отношения между родителями и детьми

Возрастные личностные кризисы

Гейл Шихи выдвинула предположение, что для личностные кризисы посещают нас каждые семь лет. В сильно упрощенном виде: 16 лет «Я не маленький!», 23 года — «Я полноценный взрослый», 30 лет — «Мечты юности несостоятельны», 37 лет — кризис середины жизны, замаячила Смерть, и так далее. Смотри →

Что делать, если у вам кажется, что у вас личностный кризис?

Если вы застопорились, потеряли ориентиры, но голова на месте и в душе в целом порядок — пока все в порядке. Если вы поняли, что развивались не туда — можно порадоваться, что наконец это стало понятно. Теперь можно скорректировать свой жизненный путь и иди бодро дальше.

Почему бодро? — А зачем по другому?

Если же личностный кризис перерос в кризис душевный, психологический, то не торопитесь переживать, не торопитесь с эмоциональными выводами. Лучше — начните действовать. Смотри →

Личностные кризисы и развитие личности

Личностные кризисы можно рассматривать как определенный этап в развитии личности, однако:

  • исследования показывают, что позитивная оценка результатов кризиса для личности (переосмысление жизни, открытие новых горизонтов) — вещь достаточно редкая, не более 5%.
  • необходимо учесть, что личностный кризис — результат развития личности на негативной мотивации, и более предпочтительно вырабатывать не позитивное отношение к личностным кризисам, а ориентировать людей на позитивную мотивацию в своем личностном росте и развитии. Смотри →

Психотерапевтам: педагогика употребления понятия

Понятие «личностный кризис» сформировалось в рамках психодинамического подхода, в настоящее время активно используется как успокаивающее объяснение неврозов, длящегося неадекватного и ошибочного поведения​ взрослых людей.

Раньше говорили осуждающе: «Мужик дурит!», сейчас понимающе покачивают головой: «У мужчины личностный кризис».

[3]

Уместно, умеренно пользоваться этим понятием — полезно, так же как когда-то объяснять маленьким детям: «Это не ты буянишь, это в тебя буянка вселилась». Однако никто не будет списывать на буянку все детские поступки, особенно когда они становятся обычным продолжающимся хулиганством.

Если женщина переживает, агрессивно винит себя и мужа, когда он вдруг потянулся к ресторанам и левым женщинам, то для снижения ее агрессии, возможно, ей стоит объяснить поведение мужа как «У него личностный кризис». Более спокойное, понимающее отношение создаст возможности для более адекватных и взвешенных поступков женщины, создадут лучшие предпосылки для возвращения мужчины в семью и прекращению алкоголизации.

С другой стороны, вызывает тревогу психотерапевтическая тенденция считать, что кризисы неизбежны в жизни любого взрослого человека, чуть ли не показатель того, что он еще развивается, что кризисы обязательно у вас будут с периодичностью (предположим) раз в полгода — с естественным выводом «обязательно идите к психотерапевту». Это уже вредные внушения и проявление больной психотерапии.

Личностный кризис

На протяжении жизни человек сталкивается с различными кризисными, обусловленными его биологическим, психическим и профессиональным развитием.

Возрастные кризисы обусловлены созреванием, перестройкой, старением организма человека. Изменения психических способностей являются следствием возрастных изменений. Значит, правомерно считать возрастные изменения человека, порождаемые биологическим развитием, самостоятельным фактором, детерминирующим возрастные кризисы. Эти кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.

Кризисы профессионального развития вызваны сменой и перестройкой ведущей деятельности (например от учебной к профессиональной). Разновидностью профессиональных кризисов являются творческие кризисы, обусловленные творческой несостоятельностью, отсутствием значимых достижений, профессиональной беспомощностью. Эти кризисы крайне тягостны для представителей творческих профессий: писателей, режиссеров, актеров, архитекторов, изобретателей и др.

Кризисы невротического характера связаны с внутриличностными изменениями: перестройка сознания, бессознательные впечатления, инстинкты, иррациональные тенденции -все то, что порождает внутренний конфликт, рассогласование психологической целостности. Они традиционно являются предметом исследования фрейдистов, неофрейдистов и других психоаналитических школ.

Наряду с названными группами психологических кризисов имеется еще один огромный пласт кризисных явлений, обусловленных значительными резкими изменениями условий жизни. Детерминантами этих жизненных кризисов становятся такие важные события, как окончание учебного заведения, трудоустройство, вступление в брак, рождение ребенка, смена местожительства, уход на пенсию и другие изменения индивидуальной биографии человека. Эти изменения социально-экономических, временных и пространственных обстоятельств сопровождаются значительными субъективными трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания и поведения.

И наконец, следует выделить еще одну группу кризисов, обусловленных критическими обстоятельствами жизни, драматическими, а иногда и трагическими событиями. Эти факторы имеют разрушительный, подчас катастрофический исход для человека. Происходит кардинальная перестройка сознания, пересмотр ценностных ориентации и смысла жизни вообще. Протекают эти кризисы на грани человеческих возможностей и сопровождаются запредельными эмоциональными переживаниями. Их вызывают такие ненормативные события, как потеря трудоспособности, инвалидность, развод, вынужденная безработица, миграция, неожиданная смерть близкого человека, лишение свободы и т.п. Назовем эту группу критическими кризисами.

Первые три группы личностных кризисов имеют относительно выраженный хронологический, возрастной характер. Они являются нормативными; все люди их переживают, но уровень выраженности кризиса не всегда приобретает характер конфликта. Преобладающая тенденция нормативных кризисов — конструктивная, развивающая личность.

Вторые три группы личностных кризисов имеют ненормативный, вероятностный характер. Время наступления, жизненные обстоятельства, сценарии, участники кризиса случайны. Эти событийные кризисы вызваны стечением обстоятельств. Выход из таких кризисов проблематичен. Иногда он бывает деструктивным, и тогда общество получает циников, маргиналов, бомжей, алкоголиков, самоубийц.

[2]

Разумеется, личностные кризисы могут возникать в любом возрасте и предугадать их вряд ли возможно.

Тем не менее у большого числа людей жизненные кризисы возникают приблизительно в одном и том же возрасте, что служит основанием для деления и описания этих стадий развития зрелой личности.

Двадцатилетние обычно имеют дело с выбором карьеры и созданием семьи, намечают жизненные цели и начинают их осуществление. Позже, около тридцати многие приходят к переоценке своих прежних выборов карьеры, семьи, жизненных целей. Порой дело доходит до кардинальной смены жизненных задач, изменения профессии и распада семейных или дружеских отношений. После тридцати лет человек, как правило, переживает период привыкания к новым или вновь подтвержденным выборам. Наконец, на закате карьеры люди сталкиваются с новым кризисом, обусловленным предстоящим отходом от активной деятельности и уходом на пенсию. Этот кризис особенно тяжел для менеджеров, привыкших к повседневной активности, ощущению важности и нужности своей работы, к своей руководящей роли в организации.

Читайте так же:  Послеродовая депрессия

Каждый из описанных возрастных кризисов может влиять на деятельность организации. Однако если кризисы на заре и закате карьеры обычно воспринимаются как естественные, то кризис середины жизни часто кажется парадоксальным и неожиданным. Поэтому мы считаем нужным рассмотреть его более подробно, коснувшись психологических проблем, лежащих в его основании.

Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию называют «десятилетием роковой черты» или «кризисом середины жизни». Её главной характеристикой является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека.

Мечты и планы людей почти всегда имеют некоторые нереалистические черты. К тридцати годам человек уже набирается достаточного опыта, чтобы осознать иллюзорность многих из своих фантазий. Поэтому оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в эмоционально отрицательные тона. Жизнь перестает казаться бесконечной, а время оказывается столь быстротечным, что успеть сделать в жизни что-то важное и стоящее невозможно. Разрыв между мечтами и действительностью неожиданно оказывается неодолимой пропастью. Представление о будущей счастливой и достойной жизни, которая тебя ожидает, сменяется ощущением, что «жизнь прошла мимо» и менять в ней что-либо уже слишком поздно. Еще недавно о тебе могли сказать: «Ну, этот далеко пойдет». Теперь же ты чувствуешь, что время надежд уходит, и хочешь не хочешь, а приходится с горечью констатировать, что уже не станешь ни мэром или сэром, ни членом Думы, ни член-корром, ни даже прорабом в своем родном СМУ.

Освобождение от иллюзий, которое не является чем-либо необычным для тридцатилетнего возраста, может оказаться угрожающим для личности. Данте так описывал свое собственное смятение в этом возрасте:

Земную жизнь пройдя до середины,
Я оказался в сумрачном лесу,
Путь правый
Потеряв во тьме долины.

Биографии многих творческих личностей часто демонстрируют те или иные драматические изменения в их жизни где-то около 35 лет. Некоторые из них, например Гоген, в это время только начали творческую работу. Другие, однако, наоборот, около 35 лет утратили свою творческую мотивацию, а некоторые даже ушли из жизни. Частота смерти многих одаренных или вовсе бездарных людей между 35 и 40 годами ненормально возрастает.

Те же, кто переживают это десятилетие, сохраняя творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения касаются интенсивности их работы: например, блестящая импульсивность сменяется зрелым, спокойным мастерством. Одна из причин — в том, что «импульсивный блеск» молодости требует больших жизненных сил. Хотя бы отчасти это физические силы, так что никто не может сохранять их беспредельно. Ведущий напряженную жизни менеджер к 35 годам должен изменить темп своей жизни и не так «выкладываться и разбрасываться». Таким образом, проблема ограниченности физических сил неизбежно возникает в жизни человека любой профессии.

Многих процесс обновления, который начинается тогда, когда они оказываются перед лицом своих иллюзий и упадка физических сил, в конце концов, приводит их к более спокойной и даже счастливой жизни.

После 50-ти проблемы здоровья становятся более насущными и возникает растущее осознание того, что «время уходит». И люди начинают понимать, что основной недостаток старости в том, что и она проходит, а человек, как рождается, так и уходит из жизни без волос, зубов и иллюзий.

Личностные кризисы

Особенности кризиса развития. Различные подходы к кризису развития.

Возраст — качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития — периодов жизненных трансформаций и переломных моментов, которые сопровождаются психологическим стрессом и трудностями. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий.

Кризисы развития могут отмечаться значительным психическим дискомфортом, иногда даже ставящем под угрозу выживание организма. Такие переходы могут происходить спонтанно, как в случае кризиса середины жизни. Они могут быть вызваны интегративными психотехнологиями, участием в духовной практике. Психологический переход к более высокому уровню благополучия, ясности и зрелости редко протекает плавно и безболезненно. Скорее рост обычно отличается переходными периодами смятения и мучительных вопросов или в экстремальных случаях — периодами дезорганизации и полного отчаяния. Если эти кризисы успешно преодолены, то определенная дезорганизация и хаос могут оказаться средством избавления от ограничивающих, изживших себя жизненных паттернов. Появляется возможность переоценить, «отпустить на волю» старые убеждения, цели, идентификации, образ жизни и принять новые, более перспективные жизненные стратегии. Поэтому психологический кризис — это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост — с другой.

Применительно к кризисам развития решающее значение (о чем свидетельствует само их название) имеет задача «развить» себя, освободиться от всего, что фактически человеку больше не соответствует, чтобы подлинность, истина и действительность, истинное «Я» становилось все более очевидным и действенным.

Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец; см. Малкина-Пых, 2004).

Существует также разное понимание содержания кризиса. По Э. Эриксону кризис есть потенциальный выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития. Термин «кризис» в эпигенетической концепции Эриксона близок по смыслу к тому, который этот термин имеет в биологической науке, в частности в эмбриологии (см. Поливанова, 2000).

Г. Крайг рассматривает критические периоды как периоды, в течение которых должны происходить специфические типы развития (см. Крайг, Бокум, 2004).

Д. Левинсон рассматривает кризис как переходную фазу, в которой способы самореализации оказываются предметом анализа для индивида, новые возможности — предметом поиска (см. Поливанова, 2000).

Читайте так же:  Свободные отношения - что это такое и кому они выгодны

В отечественной психологии термин «кризисы возрастные» введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса. Развитие в такие переломные моменты характеризуется поэтому «свертыванием», «отмиранием». Возникновение нового в развитии есть обязательно одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым (см. Козлов, 2003, Малкина-Пых, 2004).

По Выготскому внешние поведенческие особенности кризиса следующие: границы, отделяющие начало и конец кризисов от смежных возрастов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, его крайне трудно диагностировать; как правило, в середине кризисного периода наблюдается его кульминация, наличие этой кульминационной точки отличает критический период от других; отмечаются выраженные особенности поведения; возможности острые конфликты с окружающими; со стороны внутренней жизни — болезненные и мучительные конфликты и переживания. Таким образом, по Выготскому, кризис представляется кульминацией микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода (см. Поливанова, 2000).

Этапы возрастного кризиса

Выготский ввел деление кризисного возраста на предкритическую, собственно критическую и посткритическую фазы (см. Поливанова, 2000). В предкритической фазе возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). В собственно критической фазе это противоречие обостряется и проявляется, обнаруживая себя, и достигает своего апогея. Затем в посткритической фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между ее составляющими.

Предкритическая фаза состоит в том, что человеку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной, новой идеальной форме. Человеку открылось нечто иное, ожидающее его в будущем, образ нового поведения. До подобного открытия человек довольствуется сегодняшними проблемами и их решениями. В переломные моменты жизни этого оказывается недостаточно. Иное, будущее, предстоящее оказывается привлекательным, притягивающим. Обнаружить это открытие будущего можно лишь косвенно, поскольку оно нерефлексивно.

Далее наступает собственно критическая фаза, состоящая из трех этапов.

На первом этапе происходит попытка непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной форме в реальных жизненных ситуациях. Открыв новое, иное, отсутствующее у него, человек сразу же пытается «попасть» в это другое измерение. Специфика этого этапа связана с особенностями самой идеальной формы, с тем, что идеальная форма существует в культуре не обособленно, не сама по себе, а в разнообразных воплощениях.

Далее наступает этап конфликта — необходимое условие нормального развития в кризисе, позволяющее человеку и окружающим его людям предельно обнажить собственные позиции. Позитивный смысл этого этапа состоит в том, что для человека раскрывается невозможность прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь. До конфликта единственной преградой для материализации идеальной формы остаются внешние ограничители — старые формы жизни и взаимоотношения. Конфликт создает условия для дифференциации этих ограничителей. Посредством конфликта обнаруживается, что часть из них действительно была связана с теряющими свою актуальность табу (и они затем убираются), но какая-то часть была связана и с собственной недостаточностью (неумением, отсутствием способностей). В конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды затем убираются, но остаются внутренние, связанные с недостаточностью собственных способностей. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса. Именно в фазе конфликта происходит обнаружение человеком нового «жизненного значения».

Прежде чем критическая фаза завершится, должен произойти третий этап — рефлексия собственных способностей, должно возникнуть новообразование кризиса. Здесь рефлексия рассматривается как этап кризиса, представляющий собой интериоризацию конфликта между желанием и реальным. Интеллектуальная рефлексия может быть лишь одной из форм рефлексивного отношения к собственным возможностям.

Кризис завершается посткритической фазой, представляющей собой создание новой социальной ситуации развития. В этой фазе завершается переход «реальное-идеальное» и «свое-иное», принимаются новые формы культурной трансляции идеальной формы. Реализуется новая форма — идеальная, а не идеализированная, полноценная, а не формальная.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Основная идея работы с кризисными состояниями личности заключается в следующем: если кризис начался, ему нужно дать пройти все логические этапы, поскольку временное торможение кризисных процессов, а также применение лекарственных средств только растягивают кризис во времени, а не приводят к скорейшему разрешению проблем клиента и выходу личности на новый уровень целостности. Можно управлять процессом переживания кризиса — стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности или, по крайней мере, не шел патологическим или социально неприемлемым путем, таким как алкоголизм, наркомания, токсикомания, формирования лекарственной зависимости, невротизация, психопатизация, суицидальное поведение.

Источники


  1. Хорсанд, Диана 20 самых глупых ошибок, которые совершают семейные пары / Диана Хорсанд. — М.: АСТ, Харвест, 2017. — 224 c.

  2. Юрчук, В. В. Женское искусство околдовывать, соблазнять и обирать мужчин / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2008. — 480 c.

  3. Козлова, А. М. Освобождение от иллюзий. Арт-коучинг на практике. Ваш персональный коучинг успеха (комплект из 3 книг) / А.М. Козлова, Наталья Гуляева Инна , Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 690 c.
  4. Удилова, Ирина История реальной любви. Секреты счастливых отношений. Великолепные отношения (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 608 c.
  5. С.В. Петрушин Любовь и другие человеческие отношения / С.В. Петрушин. — М.: Речь, 2006. — 144 c.
Личностные кризисы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here