Логическое мышление

Сегодня мы рассмотрим тему: "Логическое мышление" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Книги и учебники по логике и логическому мышлению

На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:

Оглавление:

«Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода

Учебник «Прикладная логика» Николая Николаевича Непейводы является простейшим пособием по современной математической логике. Книга рекомендована Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Прикладная математика», «Математика», «Лингвистика», «Психология» и «Философия». Учебник дает подробное и комплексное описание прикладной логики, а также логического аппарата, систематически используемого для решения конкретных практических задач.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

«Учебник логики». Георгий Иванович Челпанов

«Учебник логики» Георгия Ивановича Челпанова – является одним из самых известных в России. Он был написан выдающимся русским философом и логиком, отмечен премией Петра Великого и еще в дореволюционный период пережил девять изданий. Когда в СССР после войны было решено включить логику в перечень предметов средней школы, первым учебником стало издание труда Г. И. Челпанова в сокращенном варианте. Сам автор говорил о книге, что она предназначена не только для гимназий, но и для самообразования.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

[2]

«Краткий курс логики: искусство правильного мышления». Дмитрий Алексеевич Гусев

Этот труд Дмитрия Алексеевича Гусева посвящен детальному анализу аристотелевской (или формальной) логики – научной области о получении знания на основе применения законов и правил мышления. Прекрасно подойдет учащимся старших классов, всем интересующимся логикой. Книга написана простым и понятным языком. Несомненным плюсом книги является размещение в конце тестовых заданий и сборника занимательных логических задач и головоломок, благодаря которым мы и любим логику.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

«Логика». Евгений Акимович Иванов

В основу учебника положены лекции, прочитанные автором – Евгением Акимовичем Ивановым, доктором философских наук, профессором. Книга специально адаптирована для будущих юристов. Материал (иллюстрации, описанные примеры) также подобран соответственно потребностям целевой аудитории.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

«Логика. Учебник для юридических вузов». В. И. Кириллов, А. А. Старченко

Учебник переиздавался больше пяти раз и сегодня остается одним из лучших материалов для самоподготовки и подготовки к экзаменам в рамках изучения логики студентами юридических специальностей. Последний нюанс нашел в книге достаточное обоснование – ключевые моменты проиллюстрированы на примерах из юридической практики. Темы раскрыты кратко и по существу, как и должно быть в учебнике логики. В то же время материал излагается просто и доступно.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

«Логика для юристов» (со сборником задач). А. Д. Гетманова

Учебник посвящен тем аспектам логики, которые широко применяются юристами и правоведами. Он предназначен для изучения логики на юридических факультетах и отделениях по маркетингу, в юридических вузах, юридических колледжах, а также для изучения права в общеобразовательных школах. Подойдет для студентов, юристов, учителей, слушателей в системе повышения квалификации и всех интересующихся проблемами логики и юриспруденции.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

«Логика. Учебник для гуманитарных факультетов». А. А. Ивин

Рекомендованный Министерством образования учебник логики для вузов, студенты которых изучают науки гуманитарного цикла. Этому заданию подчинена структура и поднимаемые в тексте проблемы логики. Особое внимание уделяется логическому анализу естественного языка, проблеме понимания и искусству полемики и дискуссии. Структура и подбор тем позволяют моделировать курс логики соответственно объему учебного времени и профилю учебного заведения.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

«Логика. Учебник для средней школы». С. Н. Виноградов, А. Ф. Кузьмин

Советский учебник 1954 г. одобренный Министерством просвещения РСФСР. «В труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении – везде и всегда необходимо правильное, т. е. определённое, непротиворечивое, последовательное, обоснованное, мышление. Без правильного мышления, которое осуществляется с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни общаться с другими людьми». В простой и доступной форме этот школьный учебник и должен был дать основы знаний о логике.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

«Логика. Конспект лекций». Д. А. Шадрин

Книга-шпаргалка с лекциями, которые по утверждению авторов имеют ответы на самые распространенные вопросы зачетов и экзаменов. Конспект лекций составлен в соответствии с общегосударственным стандартом по указанной дисциплине; призван помочь систематизировать полученные ранее знания и успешно сдать экзамен или зачет по логике.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Отзывы и комментарии

Если вы знаете и другие полезные учебники по логическому мышлению или хотите поделиться своим мнением об описанных выше книгах, можете оставить комментарий в форме ниже.

Логические игры

Игры на логику и мышление применяются в педагогике с целью обучения уже достаточно давно: разработаны отдельные уроки и даже учебные схемы, полностью основанные на развитии полезных навыков через игру. Арсенал применяемых при этом логических игр велик – от древнейших шахмат до приложений с задачами и головоломками для современных мобильных платформ, играть в которые любят и взрослые, и дети. Несомненным их плюсом является наглядность, полезность, доступность и интересность, порой граничащая с гениальностью. К тому же это легко – онлайн флеш игры открыли в данном отношении новую эпоху.

Сегодня, даже не выходя из дома, каждый, кто имеет доступ к Интернету, сможет занять себя в часы досуга, разрешив несколько головоломок со спичками, или отгадав парочку загадок. Находкой для родителей станут детские онлайн игры, которые с пользой для мышления и ума помогут занять девочек и мальчиков всех возрастов. В целом, логические игры – отличная образовательная стратегия, помогающая стимулировать обучение. Поэтому мы решили написать о них более подробно.

[1]

Оглавление:

Геймификация

Геймификация (игрофикация) – термин лишь недавно пришедший с английского языка в русский. В самом широком понимании это – использование игровых подходов и игровой механики в неигровых ситуациях для повышения степени вовлеченности и решения поставленных задач. Методы геймификации стремятся воздействовать на естественные склонности человека к конкуренции, достижениям, самовыражению. Сегодня этот принцип широко распространен в маркетинге и онлайн торговле для привлечения и удержания клиентов.

Читайте так же:  Личностный рост

Игрофикация учебного процесса является также прогрессивным направлением в образовании ХХІ века. Речь идет не только о классическом образовании, но и об обучающих программах повышения квалификации и онлайн курсах. Например, корпорация «Microsoft» выпустила игру «Ribbon Hero 2», как сопутствующий своему пакету офисных программ продукт. Игра была призвана помочь пользователям научиться эффективно использовать MS Office и стала одним из самых популярных проектов Microsoft Labs. «KhanAcademy», известный образовательный Интернет-портал, также широко практикует игры в своих программах. Не отстает и Нью-Йоркский департамент образования, который успешно реализует идею школы «Quest to Learn», где весь процесс обучения происходит с помощью игр.

В то же время, применение игр в процессе обучения чему-либо – не изобретение современности, хотя последняя и шагнула несколько вперед в этом отношении, значительно расширив возможности их применения. Еще в начале XVII века Я. А. Коменский обратил внимание на важность дидактической игры. Сегодня ученые располагают подтвержденными экспериментально сведениями о том, что практика обучения с привлечением логических и других игр на мышление способствует повышению интереса к предмету, росту продуктивности, активности и сообразительности. Но игра важна не только поэтому. Жизнь учит нас, что теория без практики ничего не стоит. По сути, игра как раз и предназначена для того, чтоб показать как «работает» знание и научить его применять.

Также нужно упомянуть и тот факт, что логические, психологические и другие игры важны не только в процессе обучения детей. Они широко применяются на тренингах, семинарах по повышению квалификации и эффективности для взрослых, поскольку позволяют сразу увидеть практическую пользу от полученных знаний. Используют игру и в других областях – многие работодатели, желая выявить лучших кандидатов при трудоустройстве, предлагают игровой конкурсный отбор, где нужно решить предложенный кейс (наиболее известный пример – корпорация Google Inc.). Даже в маленьких компаниях резюме зачастую проверяют и, чтобы выяснить наличие указанных аналитических способностей, HR-менеджер может предложить разгадать загадку или головоломку.

В это слабо верится, но взрослые часто не могут сделать то, с чем ребенок справляется за несколько минут. Поэтому, не только для профессионального развития, но и для саморазвития в целом, решение самых простых задачек на логику и мышление играет важную роль. Оно помогает отточить такие полезные навыки как память, внимание, устный счет, развить творческие способности.

Онлайн-игры

В этом блоке мы собрали некоторые игры, головоломки и задачи, реализованные в качестве онлайн флеш-приложений. Помимо того, что это удобно, здесь представлен широкий выбор логических игр, подходящих для всех возрастов и тренирующих разные навыки.

Головоломка «6 лягушек»

В основе этого приложения – достаточно известная математическая головоломка про 6 лягушек. Суть в том, чтобы поменять 3 зеленых лягушки местами с 3 коричневыми. Эта online флеш игра может показаться многим детской и легкой, но, попробовав выполнить условие, свое мнение они, как правило, меняют. Утверждается, что человек со средним показателем IQ (100-110 баллов) должен находить ответ за 3 минуты.

Развивает: логическое мышление, навыки устного счета.

Пятнашки – нестареющая классика, логическая игра, достойно занимающая свое место рядом с кубиком Рубика. Перейдя по ссылке, вы сможете сыграть в online флеш игру на основе этой всемирно известной головоломки, которая в механическом варианте знакома не одному поколению. Несмотря на то, что сегодня появилось множество вариантов пятнашек, классический остается наиболее популярным и любимым.

Развивает: абстрактно-логическое и пространственное мышление, память, внимательность.

Поймай кота

Игра «Поймай кота» – отличная игра для проверки вашей способности решать нестандартные задачи, а также хорошая возможность потренировать свои навыки поиска креативных решений. Эта online флеш игра, разработанная знаменитой японской дизайнерской лабораторией Gamedesign, выглядит достаточно просто, но выиграть в нее бывает сложно. Убедитесь сами: попробуйте не упустить кота за игровое поле.

Развивает: творческие способности, умение находить нестандартные решения.

Головоломка «Квадрат» – это простая онлайн флеш игра для тренировки интеллектуальных навыков, которая подойдет как взрослым, так и детям. В игре 9 уровней, объединенных в 3 блока в соответствии с их архитектурой и сложностью. Задача игрока – зачеркнуть одной ломанной непрерывной линией все пустые ячейки квадрата – выполняется не так легко, как может показаться на первый взгляд. Убедитесь сами.

Развивает: пространственное и абстрактно-логическое мышление, память.

Судоку – оnline флеш игра на основе знаменитой головоломки с числами. Она была популяризована в 1986 г. японским журналом «Nikoli», впервые регулярно начавшим ее печатать, но всплеск международного признания пришелся на 2005 г. С тех пор головоломки судоку заняли прочное место в печатных журналах и газетах, выходят отдельными сборниками, стали видом досуга и интеллектуального спорта.

Развивает: логическое мышление, память, внимание, навыки устного счета.

Больше интересных и полезных игр и головоломок ищите в специальном разделе нашего блога.

Некомпьютерные игры и головоломки

Несмотря на информационный век, многие логические игры остаются для поклонников любимыми в их физическом воплощении. Это связано с тем, что некоторые из них не получили качественных аналогов в облике компьютерных программ, а в другие намного интереснее и приятней играть «вживую», общаясь и переживая. Вот примеры таких игр, в которые можно сыграть с друзьями и получить не только удовольствие, но и пользу.

Шахматы – это не только спорт, но и наука, и даже искусство. Многие видные политические деятели и полководцы http://4brain.ru/liderstvo/cases.php страстно любили играть в шахматы, а их биографы отчасти этим фактом объясняли успех, которого они достигли. Действительно, шахматы – это не только самая старая и известная логическая игра, а и упражнения в тактике и стратегии, требующие и развивающие наблюдательность, терпение и комбинационное зрение. Больше об этой гениальной игре читайте в Википедии.

Кстати, есть версии и для менее терпеливых поклонников шахмат, буллит и блиц, где партия длится не больше 15 мин. Также известно множество шахматных задач и головоломок, придуманных любителями этой игры. Попытаться решить одну из самых популярных – задачу 8 ферзей – вы можете у нас на сайте.

Для многих знакомство с шахматами началось именно с игры в шашки. Правила в них более простые, а в разновидность шашек – русские шашки – можно играть на шахматной доске 8х8. Этот вариант был наиболее известен в СССР, но в мире насчитывается большое количество поклонников разных вариаций игры: от международных, где используется игровое поле 10х10, до национальных шашек (английских, американских – pool checkers, чешских, турецких и других). Количество игроков также варьируется от 2 до 4.

Читайте так же:  Женские хитрости как удержать мужа

Несмотря на то, что играть в шашки не сложно, а партии в них не длинные, для победы нужна внимательность, стратегическое и тактическое мышление. Кстати, правила игры в разные шашки можно легко найти в Интернете, так что смело принимайтесь за освоение новой версии, когда стандартная русская вам надоест.

Крестики-нолики

Благодаря своей простоте, граничащей с гениальностью, крестики-нолики и сегодня остаются одной из любимых игр всех скучающих на парах, уроках, конференциях, совещаниях. Это «сетевая» логическая игра на двоих эпохи, когда о компьютерах даже не слышали, остаётся популярной и любимой. Так что, если у вас с другом/подругой выдалась свободная минутка, берите чистый лист, ручку, чертите игровое поле и принимайтесь за сражение. На этой и этой страницах мы, к слову, собрали рекомендации к тому, как выиграть в крестики-нолики.

Головоломки и задачи со спичками

Головоломки со спичками уже давно используются в качестве задач для развития логики и творческого мышления. Популярность подобных заданий обусловлена удобством использования и доступностью материала, из которого составляются занимательные геометрические и арифметические фигуры. Разгадывать такие головоломки можно дома, на работе, на улице или в дороге: достаточно найти ровную поверхность для выкладывания нужных схем из спичек. Логические игры на перекладывание спичек бывают простыми и сложными, поэтому они подходят как для детей младших классов (несмотря на то, что «спички детям не игрушка»), так и для взрослых.

У нас на сайте вы можете проверить свои силы онлайн в нескольких видах таких головоломок: с геометрическими фигурами и математическими выражениями.

Коллективные логические игры

На протяжении многих лет на ТВ остаются популярными разные интеллектуальные шоу и состязания, самые известные из которых – «Что? Где? Когда?», «Самый умный» и другие. Они позволяют нам узнавать много нового и интересного, обогащать свои знания. Но перенести их в жизнь в первоначальном виде и сыграть с друзьями не всегда удается. Тем не менее, полезным и забавным будет, если, как во взрослой компании, так и с детьми, вы просто предложите разгадывать детские загадки или логические задачки посложнее.

В компании весело и с пользой провести время также помогут настольные игры по типу «Монополии», предназначенной для людей всех возрастов. Она не только хорошо развивает мышление, память, внимание, навык устного счета у детей, усидчивость и терпение, но и учит социальному взаимодействию, переговорам с целью убеждения.

Логические формы мышления

В психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.

Понятие

– это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.

Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими (рис. 3).

Понятия
Общие
Единичные
Конкретные
Абстрактные
Эмпирические
Теоретические

Рис. 3. Классификация понятий

Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название.

Единичное понятие – это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Следует отметить, что любые общие понятия возникают лишь на основе единичных предметов и явлений. Поэтому формирование понятия происходит не только посредством уяснения каких-либо общих свойств и особенностей группы предметов, но в первую очередь через приобретение знаний о свойствах и особенностях единичных предметов.

Конкретное понятие – понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать. Например, понятие «кора головного мозга».

Абстрактное понятие – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать. Например, понятие «психическое развитие».

Теоретическое понятие – понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).

Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.

Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Суждение

– основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.

Суждения образуются двумя способами:

1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

2) опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.

Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными (рис.4).

Суждения
Истинные
Ложные
Общие
Единичные
Частные

Рис. 4. Классификация суждений

Истинное суждение – это объективно верное суждение(например, «Диплом о высшем образовании выдается студенту после нескольких лет успешного обучения в вузе»).

Ложное суждение – суждение, не соответствующее реальности.

Общее суждение – утверждение чего-либо (или отрицание) относительно всех предметов данной группы, данного класса (например, «Все наркоманы – потенциальные преступники»).

Частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к некоторым предметам (например, ««Некоторые студенты пропускают занятия без уважительной причины»).

Единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету («Студент Сергей Мохов дважды провалил экзаменпо профессиональной психологии»).

Умозаключение

– форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии (рис. 5).

Умозаключения
Дедуктивные
Индуктивные
По аналогии

Рис. 5. Классификация умозаключений

Видео (кликните для воспроизведения).

Дедуктивные умозаключения – умозаключения, в которых рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу.Индуктивные умозаключения – умозаключения, в которых рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.Умозаключения поаналогии – это такие умозаключения, в которых вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Виды мышления

Выделяют различные виды мышления (рис. 6).

По форме
По характеру решаемых задач
По степени развернутости
По степени новизны и оригинальности
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Абстрактно-логическое
Практичес-кое
Теоретичес-кое
Интуитивное
Дискурсивное
Продуктивное
Репродуктивное
Словесно-логическое
Виды мышления

Рис. 6. Виды мышления

Читайте так же:  Настойка валерианы инструкция по применению

Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

В наглядно-образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные (у музыкантов – слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этомвиде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.

Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении субъект, оперируя логическими понятиями, может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой. Теоретическое мышление использует преимущественно понятийную и образную форму мышления.

Теоретическое образное мышление использует для решения задачи не понятия, суждения или умозаключения, а различные образы. Теоретическое понятийное мышление осуществляется главным образом на основе логических рассуждений.

Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности. Оно осуществляется и достигает определенного результата путем использования мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и т.д.).

Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.

Особенно велика роль дискурсивного мышления при доказывании виновности лица в совершении преступления, при установлении причин преступности, при решении других вопросов, требующих глубокого анализа, вскрытия внутренних связей и противоречий в исследуемых явлениях, фактах.

Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Это особая форма бессознательной деятельности мозга.

Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.

Продуктивное, или творческое, мышление – мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.

Индивидуальные особенности
и качества мышления

В современной психологии большое внимание уделяется изучению индивидуальных и профессиональных особенностей мышления.

Мышление развивается в процессе индивидуального развития. При этомчто-то определяется генотипом, а что-то – в процессе обучения и социализации. Понятно, что ученик, посещающий специализированную школу с математическим уклоном, имеет больше шансов развить своимыслительные способности, чем ученик музыкальной школы. С другойстороны, имеется множество фактов, указывающих на наличие одаренности в области мышления, которая проявляется очень рано. Поэтомупсихологическая наука говорит об индивидуально-личностной детерминации мышления.

Мышление как высшая психическая функция зависит от множествапсихологических и биологических причин. На нее влияют тип ВНД,уровень вегетативного и гормонального баланса, характер работы человека, его социальное окружение, уровень образования, мотивации,установки и характер. Поэтому существует такое понятие, как индивидуальный стиль мышления, по которому люди отличаются друг отдруга.

Мышление характеризуется такими качествами, как глубина, самостоятельность, гибкость, критичность, быстрота (рис. 7).

Глубина
Самостоятельность
Гибкость
Критичность
Быстрота
Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса
Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности
Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи
Отражается способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности
Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени
Качества мышления

Рис. 7. Индивидуально-личностные особенности мышления

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8738 —

| 7143 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Логическое мышление

Логическое мышление – это способ познания и отражения действительности на абстрактном уровне. Эволюционными ступеньками, ведущими к нему, являются практически-действенный и наглядно-образный типы мыслительных процессов.

Так, появлению геометрии как теоретической науки предшествовала практика измерения земельных участков и возникновение в уме человека образов различных пространственных фигур.

Каждому взрослому человеку присущи все три способа мышления. Как правило, один из них является доминирующим, в зависимости от того, что превалирует в умственной активности – действие, образ или слово.

Словесно-логическое мышление и его специфика

Абстрактное мышление – это высшая ступень интеллектуальной деятельности. Оно формируется у человека примерно к 7 годам. Тогда он и отправляется в школу, чтобы овладевать теоретическими знаниями.

До 1,5 лет ребенок мыслит на основе опыта манипулирования различными предметами. От 1,5 до 7 лет он учится оперировать визуальными образами. В это время закладывается фундамент логического мышления – формируется речевой аппарат.

Человеческая речь – не что иное, как система кодов, способных выразить отвлеченные понятия. На их основе и развивается способность мыслить абстракциями, то есть категориями, отсутствующими в природе.

Задачи, которые решает отвлеченное словесно-логическое мышление:

  • всестороннее исследование объектов действительности;
  • обнаружение всеобщих связей;
  • создание научных концепций и теорий;
  • систематизация опыта, обеспечивающего преобразовательную человеческую деятельность.

Формируясь на практической платформе, такой способ мышления отличается определенной долей теоретической самостоятельности. Базируясь на предыдущих знаниях, он позволяет расширить интеллектуальный багаж как отдельного индивида, так и всего человечества.

Логические формы мышления

Словесным выражением абстрактных умственных моделей являются:

Понятия

Это мыслеформы, передающие отличительные характеристики объектов познания, связи между ними. Они материализуются в отдельные слова или словосочетания. В научном мире понятия образуют терминологию каждой отрасли знаний.

В зависимости от содержания, понятия бывают:

  • конкретными – передающими образ предмета как совокупность всех его признаков: «дом», «сад», «лес»;
  • абстрактными – отражающими отдельные признаки предметов, существующие в сознании в отрыве от конкретных объектов: «доблесть», «воля», «трусость».

В зависимости от объема, различают понятия:

  • единичные – являющиеся отражением объектов, находящихся в предметной среде в одном экземпляре: «Минск», «солнце»;
  • общие – объединяющие в себе несколько единичных понятий: «город», «звезда»;
  • сборные – отражающие совокупность индивидуальных объектов: «листва», «ансамбль».
Читайте так же:  Причины депрессии у подростков

Различные соотношения объема и содержания мыслеформ позволяют составить следующую классификацию понятий:

  • сопоставимые – имеющие сходство в отдельных признаках: «круг» и «овал» – плоские фигуры, очерченные гладкой замкнутой прямой;
  • несопоставимые – лишенные родового сходства: «шар» и «квадрат».
  • совместимые – предполагающие хотя бы частичное тождество;
  • несовместимые – подразумевающие несовпадение объемов.

Суждения

Эти логические формы мышления отражают межпредметные связи путем их отрицания либо утверждения. Истинные суждения, в отличие от ложных, отрицают признаки, не свойственные предметам, и утверждают присущие им качества.

[3]

Суждения, строящиеся на утверждении или отрицании независимо от всяких условий, считаются категорическими.

Умозаключения

Данные продукты мыслительного процесса являются выводами, сделанными на базе нескольких суждений. На этом верхнем ярусе логические формы мышления разделяются на:

  • индукцию – вывод, сделанный в результате хода мыслей от частного к общему;
  • дедукцию – вывод, к которому приводит мышление от общего к частному;
  • аналогию – вывод, получаемый при мышлении от частного к частному и нахождении при этом сходных элементов.

Как развить логическое мышление?

Занятия по формированию логических навыков следует проводить уже с дошкольного возраста. От их результативности зависит социальная адаптация ребенка, его успеваемость в учебе, а главное – психическое здоровье.

Как развивать логическое мышление у детей? Специалисты рекомендуют задействовать доступные малышам игровые формы:

  • возведение пирамидок;
  • создание моделей из конструкторов;
  • отгадывание загадок;
  • составление паззлов;
  • настольные и ролевые игры.

Как развивать логическое мышление у взрослых? Тренировки ума , как и физические упражнения, лучше всего начать с элементарных и приятных приемов. Основные способы повышения IQ у взрослых:

  • решение игровых задач типа кроссвордов во всех их разновидностях: классических, скандинавских, американских, японских и прочих;
  • распутывание ребусов, математических головоломок;
  • овладение премудростями популярных настольных игр: шашек, нардов, шахмат;
  • занятия физикой, математикой, информатикой и другими точными науками;
  • просмотр, а лучше чтение детективов таких мастеров этого жанра, как А. Кристи, Ж. Сименона, С. Жапризо, Дж. Чейза.

Постепенно, усвоив азы логики, можно переходить к практике: производить анализ бытовых проблем, пытаться решить их с позиций индукции и дедукции, докапываться до причин и следствий политических событий.

Перейдя на «ты» с логикой, можно будет успешно справляться со многими житейскими и карьерными трудностями, своевременно устранять конфликты, находить общий язык с партнерами и защищать себя от влияния недоброжелателей.

Логическое мышление

Одной из ведущих форм мышления является логическое. Оно не рождается в человеческой голове вместе с его появлением. Логическое мышление требует развития, в противном случае человек будет просто оперировать другими мыслительными операциями. Вот почему с детства каждого ребенка следует упражнять через игры на развитие. Однако отсутствие хорошо развитого логического мышления можно компенсировать и во взрослом возрасте.

Все взрослые люди оперируют логикой, что с древнегреческого языка переводится как «умение рассуждать», «наука о мышлении». С рождения человек не обладает логическими связями. Он оперирует инстинктами и воображением. По мере взросления ребенок набирается определенных знаний, понятий, которыми потом оперирует при рассуждениях и делании выводов.

Логически мыслить умеют все люди, которые прошли через детсадовское и школьное обучение. Примерами логического рассуждения являются:

  1. Причинно-следственные связи. Из абрикосовой косточки может вырасти только абрикосовое дерево и никакое больше.
  2. Временная направленность. Перед настоящим всегда следует прошлое, а после – будущее.
  3. Дедукция и индукция. Например, с наступлением зимы приходят холода; если на улице холодно, наступила зима.
  4. Относительность понятий «большой» и «маленький». Маленький можно уместить в большом, но никак не наоборот.
  5. Чтобы достичь конкретного результата, необходимо совершить определенный алгоритм действий. Если алгоритм нарушится, тогда результат будет другим.

Что такое логическое мышление?

Что такое логическое мышление? Интернет-журнал psytheater.com рассматривает логическое мышление как мыслительный процесс, в котором участвуют четкие и конкретные понятия. Человек таким образом принимает решения, делает умозаключения, применяет ранее полученные знания и опыт, а также подвергает анализу имеющиеся данные.

Логическое мышление помогает находить ответы на поставленные вопросы, отделять важное от несущественного, выискивать аргументы и вариации решений, которые будут самыми оптимальными и удобными. Человек с помощью логики находит новые решения уже случающихся проблем. Если раньше решения не помогали, тогда человек может разработать новые варианты.

Логика строится на фактах и понятиях, которые доказаны или можно доказать. Чем больше человек знает, тем больше связей и вариаций он может увидеть. Однако нередко люди используют свои знания для формирования шаблонных суждений, что приводит их к ограниченности. Логическое мышление не связано с шаблонностью, хотя и способствует его развитию.

Логическое рассуждение связано с фактами, доказательствами, четкими понятиями, которые уже имеют свою научную базу. Это больше связано с науками и никоим образом с религией. Логическое мышление может быть ошибочным, что связывают с отсутствием каких-то знаний, информации или расстановкой неверных причинно-следственных связей. Если же учтены все данные и связи, тогда человек приходит в верному решению или выводу посредством логического мышления.

Вместе с тем логическое мышление не всегда предполагает только определенный мыслительный процесс, у которого есть четкие алгоритмы и операции. Есть такое понятие, как гибкость мышления. Логическое мышление может быть гибким. Оно заключается не в том, что человек прибегает к неустановленным истинам и фактам, а в том, что он усматривает новые связи, познает новую информацию, движется в постижении новых знаний и опыта.

Успешные люди являются обладателями гибкого мышления. Они не живут по правилам, но порой все же позволяют себе действовать согласно принципам и законам. Они используют каждую новую возможность, но все-таки иногда говорят «нет». Они не консервативные люди, но и не бросаются в омут новых обстоятельств. Они балансируют на грани того и другого.

Гибкость мышления предполагает, что вы не живете по четко установленным правилам. Вы позволяете себе попробовать нечто новое и только тогда сказать, нужно оно вам или нет. Вы не можете сказать, каким человеком являетесь, потому что постоянно меняетесь и в какие-то периоды жизни начинаете делать то, чего ранее не делали. Вы ходите не только по любимым магазинам, но и посещаете только что открывшиеся. Вы носите не один стиль одежды, а позволяете себе экспериментировать. Вы не «консервируете» себя определенными убеждениями и рамками, а позволяете себе выбирать, как лучше поступить в той или иной ситуации. А ситуаций бывает много, как и вариантов действий.

Читайте так же:  Что такое близнецовый метод в психологии

Развивайте в себе гибкость логического мышления. Это значит, что вам не нужно думать стереотипно, однозначно, но и не следует бездумно соглашаться на что-либо. Думайте, но при этом перебирайте варианты и выбирайте то, что правильным будет именно для вас. И здесь не нужно слушать никого, кроме самого себя. Поступайте всегда так, как считаете нужным, даже если это противоречит общественным правилам, принципам и морали.

Словесно-логическое мышление

Мышление и речь идут рука об руку. Чем развитее становится мышление, тем лучше оперирует человек своей речью. Чем многообразнее становится речь, тем большими понятиями человек может руководствоваться в процессе мышления. Словесно-логическое мышление основано на том, что человек не может думать никак иначе, как терминами и понятиями, которые имеют четкую словесную форму.

Оба процесса взаимосвязаны. Человек мыслит (нередко образами). Если он может выразить собственные мысли через слова, тогда он их больше осознает и понимает. Когда человек что-то говорит, он до этого мыслит. Если ему даются новые понятия, тогда он позволяет своим мыслям обогащаться новыми картинами и образами.

Развитием словесного-логического мышления занимаются с детства, чтобы человек постепенно привыкал к определенным конструкциям и понятиям. Вот почему в процессе мыслительной операции используются различные формы мышления.

Логические формы мышления

Логические формы являются результатами мышления, которыми оперирует человек. Здесь выделяют такие:

  1. Сравнение. Данным инструментом пользуются многие люди, особенно когда сравнивают себя с другими. Сравнение предполагает нахождение отличий или схожестей в конкретных предметах или явлениях. Здесь нередко выстраивается классификация, подводятся понятия «хуже»/«лучше», «плохой»/«хороший».
  2. Анализ. Предполагает под собой разделение одного объекта на составляющие характеристики, чтобы в дальнейшем ими оперировать.
  3. Синтез. Предполагает под собой объединение определенных понятий и характеристик в один объект, целое.
  4. Абстрагирование. Данный процесс позволяет отвлечься от менее значимых и несущественных характеристик нескольких предметов или одного объекта с целью выделения одного или нескольких значимых. Именно по значимым характеристикам создаются понятия, которыми потом пользуется человек для рассуждения и делания выводов.
  5. Обобщение. Это объединение нескольких событий, явлений или предметом по конкретным общим признакам или характеристикам.

Основными формами мышления являются:

  • Умозаключение – процесс, когда делается вывод на основе нескольких суждений или понятий. Делится на:
  1. Дедукцию – размышление от общих случаев к частному.
  2. Индукцию – размышление от единичных случаев к общему выводу.
  3. Умозаключение по аналогии – вывод, основанный на частичной схожести между объектами.
  • Понятия включают в себя конкретную группу явлений, объектов, событий, которые обладают общими свойствами или характеристиками. Они объединяются одним словом или фразой, которыми в дальнейшем люди оперируют, чтобы передать главную суть своей мысли. Понятие бывает:
  1. Общим – объединение многих объектов по общему признаку.
  2. Единичным – указывает на объект, у которого имеются определенные свойства, присущие только ему.
  3. Конкретным – можно легко идентифицировать.
  4. Абстрактным – трудно идентифицируется, может быть недоказуемым, непознанным.
  5. Теоретическим – объединение общих и единичных свойств.
  6. Эмпирическим – сопоставление, что позволяет найти одинаковые объекты в одной группе.
  • Суждение – отрицание или согласие связей между феноменами или объектами. Формируется двумя способами:
  1. Непосредственно, то есть при восприятии объекта.
  2. Опосредованно, то есть путем размышления или умозаключения.

Суждение бывает ложным (не соответствующим действительности), общим (отрицание или согласие с утверждением касательно всей группы объектов), частным (утверждение относительно некоторых объектов одной группы) и единичным (утверждение в виде согласия или отрицания относительно конкретного предмета или явления).

В логическом мышлении нередко участвуют эмоции, которые могут как стимулировать процесс, так и искажать его. Вот почему выводы могут быть неправильными, поскольку основаны не на логических суждениях, а на эмоциях, которым человек нередко является подверженным.

Игры для развития логического мышления

Поскольку развитием логического мышления необходимо заниматься с детства, родителям следует прибегать к различным играм и упражнениям, которые помогают в данном процессе. Здесь подойдут различные стратегические игры, например, шахматы, шашки, «Реверси» или «Эрудит». Помогают в развитии логики отгадывание загадок, когда даются определенные характеристики предмета, который необходимо отгадать.

Нахождение аналогий, расшифровка анаграмма, поиск лишнего слова, сравнение предметов по определенным качествам и многое другое позволяют развивать логическое мышление у самых маленьких детей. Более того, современный мир дает многочисленные гаджеты, через которые можно играть в различные игры, скачав их из Интернета.

Полезными являются задачки различной направленности. Здесь можно использовать как математические задачки, так и решение обычных жизненных ситуаций. Хорошо прибегнуть к разгадыванию детективных историй, где необходимо применять все формы мышления.

Читайте побольше детям книг, обсуждая вместе с ними, как бы дальше могли разворачиваться события. В сложных ситуациях тренируйте детей находить несколько вариантов решения проблемы. Полезной считается тренировка левой руки, которая отвечает за развитие правого полушария мозга.

Свежий воздух и полноценное питание, физические нагрузки помогут в активации деятельности головного мозга. Хорошее кровоснабжение поможет в лучшем запоминании и оперировании процессами. Итог зависит от усердности родителей и интереса самих детей к развивающим играм.

Логическое мышление очень важно в жизни человека. Оно помогает в продвижении по карьерному росту, нахождении решений любых сложностей и проблем, устранении желания окружающих причинить вред, избегании страха перед неизвестностью и во многом другом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. — М.: Феникс, 2016. — 416 c.

  2. Толстая, Наталья Золотой ключик к счастливому дому / Наталья Толстая. — М.: АСТ, 2014. — 320 c.

  3. Столяренко, Л.Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко. — М.: Феникс, 2015. — 376 c.
  4. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.
  5. Костин, Э. Д. Совместимость, межличностные отношения / Э.Д. Костин. — М.: АВТОР, 2012. — 266 c.
Логическое мышление
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here