Механизмы и функции социальной перцепции

Сегодня мы рассмотрим тему: "Механизмы и функции социальной перцепции" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Социальная перцепция, функции. Механизмы.

Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей.

Функции: познания себя, познания партнёров по взаимодействию, установления эмоциональных отношений, организации совместной деятельности.

Механизмы: стереотипизация, идентификация / эмпатия / аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция.

— На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях их или людях, свойственные представителем той или иной социальной группы. Для человека, освоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент настройки, позволяющий человеку экономить психологические ресурсы. Они имеют свою разрешенную сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.

— Идентификация – это социально-психологический процесс познания личности или группы других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положений партнёров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.

Идентификация в противоположность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Её психологический смысл заключается в расширении круга переживаний, обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое ранее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожное и напряженное состояние.

— Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Её почти всегда интерпретирует не только как оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и безусловно как положительное отношение к партнёру.

— Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнёра по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимного личностного отношения. При прочих равных условиях людям легче принимать позицию того человека, к которому они испытывают эмоционально положительное отношение.

Рефлексия – это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнёром по общению. Это не просто знания или понимание партнёра, а знание того, как партнёр понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

13. Общение как коммуникация, особенности.

Коммуникация – это передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуальногоили коллективного) к другому посредством знаков.В более широком смысле коммуникация выступает основой всех без исключениясоциальных взаимодействий, будучи и сама по себе также социальным процессом.

Общение как коммуникация реализуется с учетом отношений между людьми, их установок, целей и намерений. Это приводит не просто к движению информации, но и к уточнению, обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди!

Основные структурные компоненты общения как коммуникации следующие:

— субъект общения: человек, который отправляет в адрес другого

человека коммун и кат (информацию);

— объект общения: партнер по общению, в адрес которого отправляется коммуникат;

— предмет общения: то, что сообщается — содержательная часть коммуниката;

— потребность в общении: стремление человека к познанию и оценки других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке;

— мотивы общения: то, ради чего предпринимается общение;

— действия общения: единицы коммуникативной активности, целостный акт, адресованный другому человеку;

— задачи, общения: та цель, на достижение которой направлены различные действия

в процессе общения;

— средства общения: те операции, с помощью которых осуществляются действия

— продукт общения: образования материального и духовного характера, как итог общения.

Основные формы коммуникации:

1. Монологическая — преобладание высказывания одной личности — субъекта и слушание другой личности субъекта общения.

2. Диалогическая — субъекты общения взаимно активны в высказываниях и слушании.

3. Полилогическая — многостороннее общение, которое чаще всего носит характер

своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и полно стремления максимально эффективно ее реализовать.

Каждый акт общения предполагает, помимо наличия его участников, определен-

ную цель общения, нормы общения, ситуацию, в которой происходит общение.

В ходе коммуникации инициатива общения может принадлежать либо одному из

партнеров, либо им обоим. Важная характеристика коммуникативного процесса — намерение

его участников повлиять друг на друга, обеспечить свою идеальную представленность в другом, т.е. осуществить персонализацию. Необходимые условия для этого — не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Социальная перцепция и ее механизмы.

Общение, как уже говорилось, включает в себя три стороны:

Перцептивная сторону общения — это процесс восприятия людьми друг друга и установление на этой основе взаимопонимания.

Перцепция – это процесс восприятия, способствующий взаимо-пониманию участников общения[1].

Существует ряд механизмов межличностной перцепции, к которым относятся:

· идентификация, эмпатия и аттракция (посредством которых люди осуществляют познание и понимание друг друга);

· рефлексия (познание самого себя в процессе общения);

· каузальная атрибуция (интерпретации поступков и чувств другого человека и прогнозирование его поведения).

В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы воспринимаем и как бы «читаем» его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных. Это чтение проистекает бегло, но позволяет нам понимать его поведение.

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесенных с личностными характеристиками индивида и объяснение на этой основе его поступков. Поскольку в межличностном общении (МО) участвуют два человека, то попеременно они меняются местами. И каждый из партнеров сопоставляет себя с другим. При построении стратегии поведения приходится учитывать не только установки, мотивы, потребности другого, но и то как другой понимает наши потребности,

Читайте так же:  Сильная депрессия

мотивы и установки. Именно эти феномены принято относить к социальной перцепции.

Как происходит и чем характеризуется процесс считывания человека человеком? На что, прежде всего, обращают внимание люди в процессе общения, как случаются неточности и эффекты восприятия?

Психологи считают, что человека прежде всего обращает внимание на:

· мимику (выражение лица),

· способы выражения чувств (экспрессия),

· внешний вид (одежда, прическа),

· особенности голоса и речи.

Увидев внешние признаки (одежду, прическу, макияж), поведение (совершаемые действия, эмоциональные реакции, мимику и т.д.), мы оцениваем то что увидели и делаем умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах своего партнера по общению. Сумма свойств, приписанных партнеру, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему, которое чаще всего носит эмоциональный характер и укладывается в рамки понятий «нравится/не нравится».

Представление о другом человеке зависит от уровня развития самосознания, от внутреннего мира человека, от его возраста.Считается, что дети наиболее ярко воспринимают и ориентированы на внешность (одежда, прическа, наличие отличительных признаков: униформа, очки и пр.), они лучше распознают эмоциональные состояния по выражению лица, чем по жестам. Было установлено, что взаимооценивание учителей и учеников часто не совпадает, поскольку они замечают разные признаки.

Профессия также накладывает отпечаток на процесс восприятия. Так, например, педагоги в значительной степени ориентированы на особенности речи воспринимаемого, милиционеры – на внешний вид, спортивные тренеры – на физическое сложение и т.д.

Очень важную роль в процессе восприятия имеют психологические установки.

Под установкой понимается готовность воспринимать и действовать, понимать и трактовать объект восприятия, мышления или будущих событий определенным образом. Установка действует на уровне бессознательного. Установки складываются в результате прошлого жизненного опыта человека и создают ему как преимущества, так и ограничения.

Психологические установки играют положительную роль, так как они:

· определяют устойчивый, последовательный и целенаправленный характер деятельности, позволяющий сохранить эту направленность в непрерывно меняющейся ситуации.

· освобождают человека от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность при выполнении стандартных процедур или встречавшихся ранее ситуациях.

Психологические установки играют и отрицательную роль, потому что они:

· выступают в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности;

· затрудняют приспособление человека к новым, изменившимся ситуациям.

Установки имеют три измерения:

· когнитивное измерение – это наши мнения, убеждения, это наш взгляд на веши, который является истинным

· аффективное измерение – положительные и отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они собственно и придают эмоциональную окраску установке и ориентируют нас на соответствующее поведение.

· поведенческое измерение установки – реакция человека, соответствующая его убеждениям.

Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается упрощенное устойчивое представление о каких-либо явлениях, предметах, людях. Стереотип – как бы уже привычный нам взгляд, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с этим явлением. Несмотря на то, что стереотипы не всегда точны, они позволяют нам существенно сократить время на то чтобы познать и оценить объект нашего внимания. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны профессиональные, этнические илинациональные стереотипы —представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянской души.

[1]

Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики — это те, которые позволяют отнести Партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенно просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки.

Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам. Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. О превосходстве человека, например, в социальном положении мы обычно судим по ряду таких признаков, как место работы, статус, должность, звание, награды, внешний вид и атрибуты (одежда, украшения, прическа, драгоценности и т.п.), а также манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, смотрит и т.д.). Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу. Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.

Читайте так же:  Как найти свою любовь

Действие фактора привлекательностипри восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики[2]. Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки «личные дела» учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями — красивых и некрасивых детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.

И, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше до которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственным от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом «родстве души» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается схема восприятия по фактору отношения к нам.

Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей как социальных существ главное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении.

Дата добавления: 2016-03-15 ; просмотров: 862 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Механизмы и функции социальной перцепции

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет.
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно

с другом, одногрупником.

  • webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
  • Перцепция – суть субъективизма в познании мира

    Функция психики, позволяющая познавать мир и вырабатывающая его индивидуальное восприятие, это перцепция – суть субъективизма в познании мира.

    Надо отметить ключевую роль функции мировосприятия, в результате которой поступающие через органы чувств сигналы воспринимаются ими и трансформируются, в итоге преобразуется в формируемый психикой неделимый образ.

    Социальная перцепция

    Лишь взаимопонимание между участниками процесса может способствовать пробуждению и последующему развитию в его рамках коммуникативного между ними взаимодействия. Способность понимать и отражать ощущения и свойства друг друга и окружающих, а через них – собственную личность, в значительной степени влияет на процесс взаимного общения, на складывающиеся отношения, а также на способы реализации совместных проектов. Следовательно, общение должно выражаться во взаимном постижении его субъектов друг другом. Подобную составляющую и принято называть перцептивным аспектом общения.

    Одним из наиболее важных феноменов социальной психологии выступает социальная перцепция. В психологии перцепция – это зарождающееся в процессе связанных манипуляций индивидуумов действие, подразумевающее объединенное восприятие и оценку этими индивидами существующих социальных объектов.

    Под понятием перцепции объединяются:

    • персональный процесс мировосприятия отслеживаемых манипуляций;
    • интерпретация осознаваемых причин действий и предвидимые результаты;
    • формирование стратегии личностных поступков;
    • ємоциональное оценивание.

    Межличностную перцепцию предваряет подчиненность эмоциональным реакциям, персональным воззрениям и ориентациям, пристрастиям и личной предубежденности. Суть межличностных отношений существенно отличается от сути отношений общественных. Межличностные всегда имеют эмоциональную окраску, именно поэтому их следует рассматривать как базис психологического комфорта в коллективе.

    Известными и выделяемыми механизмами социальной перцепции являются: эмпатия, идентификация и аттракция. В определенном смысле перцепция подпадает под понятие интерпретирования, при этом трактовки обособленного лица или совокупности лиц всегда обнаруживают зависимость от полученного ранее опыта персоны воспринимающей, от ее системы ценностей, а также от рефлексии (реакции) объекта оценки (созерцания) в рассматриваемый момент времени.

    Различают определяющие функции перцепции: постижение самого себя, партнера по общению, постановка деятельности в коллективе с ориентацией на необходимые эмоциональные установки. Выделение функций перцепции необходимо для осознания сути восприятия, ведь в ходе коммуникаций требуется взаимопонимание для качественного восприятия обмениваемой информации.
    Взаимопонимание лежит в основе социального восприятия, в связи с этим различаются несколько его уровней. На первом – совпадают индивидуальные смыслы и социальные значения, в качестве примера – взаимодействие на уровне профессиональном.

    На втором – совпадают не только смысловые системы, однако наступает еще и удовлетворенность общающихся субъектов возникающими у них при общении эмоциями.
    Наконец на третьем – индивиды столь направленно доверяют один другому, что способствует их взаимной максимальной открытости. В данном случае перестают существовать какие-либо секреты, затрагивающие интересы партнера.

    Социальная перцепция – механизмы

    Вступающие в коммуникации индивидуумы воспринимают партнера по общению как личность, при этом также осознавая себя личностью. Если говорить об общении, как о перцепции, то в этом случае предполагается существование межличностной оценки с восприятием.

    Ниже отдельно обозначим ключевые механизмы социальной перцепции, определяющие понимание и взаимное оценивание друг друга партнерами по коммуникативному общению.

    Каузальная атрибуция (КА) – под ней понимается присутствие подразумеваемых причин действий партнера, в итоге индивид может приписывать ему разнообразные причины поведения, исходя из собственного опыта. КА основана на принципе аналогий и находится в зависимости от личностных самоощущений оценивающего действия партнера индивида.

    Идентификация – речь в данном случае идет о сопоставлении себя с партнером по коммуникациям. В процессе идентификации становятся понятными ценности партнера, его жизненные и иные ориентиры, привычки и желания.

    Читайте так же:  Панический страх – лечение

    Общение – охватывает вопросы, связанные с пониманием партнера одним другого, в частности, особенности взаимно понятных «шифровок».

    Эмпатия – в данном случае речь идет об эмоциональном сопереживании, когда используя систему сигналов, партнеры учатся правильно интерпретировать внутреннее состояние друг друга.

    Аттракция – выражается как некая особая форма постижения объекта коммуникации с выработкой в его направлении стойких позитивных чувств. То есть в данном случае речь идет о привязанности, приятельских или даже более глубоко-интимных отношений.

    Наконец, социальная рефлексия – в данном случае подразумевается осознание личностью собственных персональных качеств и их проявлений вовне, как они воспринимаются обществом.

    Все механизмы, о которых говорили выше, оказывают управляющее воздействие на перцепцию межличностную.

    Эффекты социальной перцепции

    Среди эффектов социальной перцепции наблюдается ряд характерных признаков, затрудняющих природное восприятие взаимодействующих партнеров одного другим. Выделяется пять подобных эффектов.

    Межличностная перцепция опирается на взаимную оценку участников коммуникации, однако в процессе притирки между партнерами формируется прекращение возникновения отклонений в их взаимных оценочных суждениях. Эффект этот называется эффектом ореола. Иными словами, что бы ни делал один из участников партнерства, второй не изменит о нем сложившихся на определенный момент суждение вне зависимости от накопляемого нового опыта общения.

    Эффект социальной перцепции вполне наблюдаем в случае, когда об индивиде складывается некое первое впечатление. При благоприятном первичном ощущении партнера оно переносится чаще всего и на дальнейшее позитивное общение и оценивание. При первом неприятном впечатлении оно тянется и в будущее, провоцируя появление и накопление дальнейших неблагоприятных оценок.

    С этим социальным эффектом взаимосвязаны еще два эффекта, такие как новизна (свежесть) и первичность. Когда сталкиваемся с восприятием какого-то незнакомого нам индивидуума, доминирует эффект первичности. Ему противоположным считается эффект свежести, который состоит в том, что информация, которая получена в заключении контакта, оказывается самой значимой. А вот эффект новизны имеет место в случае восприятия индивида, который был знаком ранее.

    Отдельно выделяется эффект проекции, при его проявлении наблюдается трансляция собственных положительных качеств на объект общения и их ему приписывание, если собеседник неприятен, то он наделяется собственными отрицательными качествами.

    Имеется еще один важный эффект – эффект средней ошибки, который проявляется в стремлении оценивать партнера со смягчением его реальных и заметно доминирующих черт к некоторому среднему.

    Все упомянутые эффекты необходимо распознавать в контексте процесса, который сопровождает восприятие человека человеком и который носит название стереотипизации.

    Как итог всего выше сказанного. Перцепция – это отражение, как вещей, так и реальных обстоятельств в период оказываемого с их стороны воздействия на человеческие органы чувств. Немаловажную роль при этом играет возраст индивида, который воспринимает ту или иную информацию.

    Механизмы перцепции и развитие социальных навыков

    Перцепция (это слово означает «восприятие» в переводе с латыни) — это когнитивный процесс активного прямого отображения человеком разнообразных объектов, явлений, событий и ситуаций. Если же подобное познание направлено на социальные объекты и эффекты, то такое явление называется социальная перцепция. Разнообразные механизмы социальной перцепции ежедневно можно наблюдать в повседневной жизни.

    Упоминания о таком психологическом явлении, как перцепция, встречались ещё в античном мире. Большой вклад в развитие этого понятия внесли философы, физики, физиологи и даже деятели искусства. Но наибольшее значение этому понятию придаётся в психологии.

    Перцепция — это важнейшая психическая функция познания, проявляющаяся в виде сложного процесса получения и преобразования чувственной информации. Благодаря перцепции индивид составляет цельный образ объекта, который воздействует на анализаторы. Другими словами, перцепция — это форма сенсорного отображения. Это явление включает в себя такие характеристики, как выявление отдельно взятых признаков, корректное выделение информации, формирование и точность сенсорного образа.

    Перцепция всегда связана с вниманием, логическим мышлением, памятью. Она всегда зависит от мотивации и обладает определённой эмоциональной окраской. К свойствам любого вида перцепции причисляют структурность, предметность, апперцептивность, контекстность и осмысленность.

    [3]

    Изучение этого явления интенсивно ведут не только представители разных отраслей психологии, но и физиологи, кибернетики, а также другие учёные. В своих дифференциальных исследованиях они широко используют такие методы, как эксперимент, моделирование, наблюдение, эмпирический анализ.

    Понимание того, что собой представляют функции, структура, а также механизмы социальной перцепции, имеет для психологии не только общее, но и практическое значение. Большую роль это явление играет при создании информационных систем, в художественном конструировании, в спорте, педагогической деятельности и многих других сферах деятельности человека.

    Перцептивные факторы бывают как внутренними, так и внешними. К внешним факторам относят интенсивность, размер, новизну, контрастность, повторяемость, движение, а также узнаваемость.

    К внутренним факторам относят:

    • Мотивацию. Индивид видит то, в чём сильно нуждается либо то, что считает очень важным для себя;
    • Установку личностного восприятия. Обычно человек ожидает увидеть то, что уже видел в подобной ситуации ранее;
    • Опыт. Индивид воспринимает то, чему научен прошлым опытом;
    • Характерологические особенности личности. Скажем, на оптимиста какое-то событие производит позитивный эффект, а на пессимиста — неблагоприятный;
    • Я-концепцию. Восприятие ситуации всегда пропускается через личностную призму восприятия себя.

    Взаимодействие с социумом посредством восприятия

    Ещё одним понятием, широко применяющимся в психологии и смежных с ней науках, является такая разновидность нашего восприятия, как социальная перцепция. Так называют оценивание и понимание человеком других людей и самого себя, а также иных социальных объектов. К таким объектам могут относиться разнообразные группы, социальные сообщества. Данный термин появился в 1947 г., а ввёл его психолог Д. Брунер. Появление этого понятия в психологии позволило учёным совсем иначе посмотреть на задачи и проблемы человеческого восприятия.

    Люди — существа социальные. В течение жизни любой человек контактирует с другими людьми огромное количество раз, формируя разнообразные межличностные взаимоотношения. Отдельные группы людей также образуют тесные связи. Поэтому каждый человек оказывается субъектом огромного количества самых разных взаимоотношений.

    Позитивное либо негативное отношение к окружающим людям напрямую зависит от нашего восприятия, а также от того, как мы оцениваем своих партнёров по общению. Обычно во время коммуникации мы оцениваем сначала внешность, а затем уже поведение партнёра. Вследствие этой оценки у нас формируется определённое отношение, делаются предварительные предположения о психологических качествах собеседника.

    Социальная перцепция может проявляться в нескольких формах. Так, в большинстве случаев, социальной перцепцией называют восприятие самим человеком. Любой индивид воспринимает самого себя, а также свою либо чужую группировку. Также существует восприятие членами группы. Сюда относят восприятие в границах своего сообщества либо членов чужой группировки. Третья разновидность социальной перцепции — групповое восприятие. Группа может воспринимать как своего человека, так и членов чужого сообщества. Последний вид социальной перцепции рассматривает восприятие одной группой чужой группировки.
    Читайте так же:  Адаптация и адаптационный потенциал личности в психологии

    Сам процесс такой перцепции можно изобразить в виде оценочной деятельности. Мы оцениваем психологические особенности человека, его внешний облик, действия и поступки. В результате мы складываем о наблюдаемом определённое мнение, формируем чёткое представление о его возможных поведенческих реакциях.

    Перцепция всегда является процессом прогнозирования чувств и поступков окружающих людей. Для полного понимания этого процесса требуется знание особенностей функционирования её механизмов.

    Зависит ли наше восприятие от социума?

    В межличностной перцепции существуют разнообразные половые, классовые, возрастные, профессиональные, индивидуальные различия. Известно, что маленькие дети воспринимают человека по внешности, обращая особенное внимание на его одежду, а также на наличие специальной атрибутики. Ученики также сначала оценивают учителей по их внешнему виду, а вот педагоги воспринимают учеников по их внутренним качествам. Подобные различия встречаются у руководителей и подчинённых.

    Важное значение для перцепции имеет также профессиональная принадлежность. К примеру, педагоги воспринимают людей по умению вести разговор, а вот, скажем, тренер обращает внимание на анатомию человека, а также на то, как он двигается.

    Социальная перцепция сильно зависит от предыдущей оценки нашего объекта восприятия. В интересном эксперименте фиксировались преподавательские оценки 2 групп учеников. Первая группа состояла из «любимых», а вторая — из «нелюбимых» учеников. Причём «любимые» дети специально делали ошибки при выполнении задачи, а «нелюбимые» решали её правильно. Однако учитель, невзирая на это, положительно оценивал «любимых» и отрицательно — «нелюбимых» детей. Приписывание любых характеристик всегда осуществляется по такой модели: людям с отрицательной характеристикой приписываются негативные поступки, а положительным людям — хорошие.

    Первое впечатление

    Психологи выяснили, какие факторы вызывают наиболее сильное впечатление в процессе возникновения социальной перцепции. Оказалось, что обычно люди обращают внимание сначала на причёску, потом на глаза, а затем — на выражение лица незнакомца. Поэтому если вы будете радушно улыбаться своим собеседникам при знакомстве, то они воспримут вас дружелюбно и будут более позитивно настроены.

    Есть 3 основных фактора, влияющих на то, как формируется первое мнение о каждом человеке: это отношение, привлекательность и превосходство.

    «Превосходство» наблюдается тогда, когда личность, в чём-то превосходящая конкретного человека, оценивается намного выше и по остальным характеристикам. Происходит глобальный пересмотр оцениваемой личности. Причём, сильнее всего на этот фактор влияет неуверенное поведение наблюдателя. Поэтому в экстремальной
    ситуации практически все люди способны доверять тем, к кому ранее и близко не подошли бы.

    «Привлекательность» объясняет особенности перцепции для привлекательного по своим внешним данным партнёра. Ошибка перцепции здесь в том, что привлекательную внешне личность окружающие люди часто сильно переоценивают по её социальным и психологическим свойствам.

    «Отношение» рассматривает восприятие партнёра в зависимости от нашего отношения к нему. Ошибка перцепции в этом случае заключается в том, что мы склонны переоценивать тех, кто хорошо относится к нам либо разделяет наше мнение.

    [2]

    Как развить перцептивные навыки

    Д. Карнеги считает, что взаимная сильная симпатия и эффективное дружеское общение возникают благодаря обычной улыбке. Поэтому для развития перцептивных навыков он предлагает, прежде всего, научиться правильно улыбаться. Для этого надо ежедневно выполнять перед зеркалом специально разработанные этим психологом упражнения. Мимика даёт нам настоящую информацию о переживаниях человека, поэтому научившись управлять своей мимикой, мы совершенствуем навыки социальной перцепции.

    Чтобы научиться различать эмоциональные проявления и развивать навыки социального восприятия, также можно использовать методику Экмана. Этот метод заключается в выделении на человеческом лице 3 зон (нос с областью вокруг него, лоб с глазами, рот с подбородком). Проявление 6 ведущих эмоциональных состояний (к ним относятся радость, гнев, удивление, страх, отвращение и грусть) отмечается в этих зонах, что позволяет каждому человеку распознавать и расшифровывать мимические проявления другого человека. Эта перцептивная методика получила широкое распространение не только в обычных ситуациях коммуникации, но и в психотерапевтической практике взаимодействия с патологическими личностями.

    Итак, перцепция — это сложнейший механизм психологического взаимодействия человека и воспринимаемого им объекта. Это взаимодействие происходит под влиянием огромного количества факторов. Характеристиками перцепции выступают возрастные особенности, жизненный опыт человека, специфические эффекты, а также разнообразные личностные свойства.

    Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Функции и механизмы социальной перцепции

    Читайте также:

    1. B.1 Арифметические функции
    2. B.2 Тригонометрические функции
    3. I. Воспитание общением 1 страница
    4. I. Воспитание общением 2 страница
    5. I. Воспитание общением 3 страница
    6. I. Воспитание общением 4 страница
    7. I. Воспитание общением 5 страница
    8. I. Восстановление социальной справедливости
    9. I. ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ. ВВЕДЕНИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ ФУНКЦИИ ОДНОЙ ПЕРЕМЕНОЙ
    10. I. Функции
    11. I. Функции
    12. II. Структура Системы сертификации ГОСТ Р и функции ее участников

    Место общения в системе деятельности. Взаимодействие как организация совместной деятельности.

    Единственным условием, при котором этот содержательный момент может быть уловлен, является рассмотрение взаимодействия как формы организации какой-то конкретной деятельности людей. Общепсихологическая теория деятельности, принятая в отечественной психологической науке, задает и в данном случае некоторые принципы для социально-психологического исследования. Подобно тому как в индивидуальной деятельности ее цель раскрывается не на уровне отдельных действий, а лишь на уровне деятельности как таковой, в социальной психологии смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность.

    Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Так одна из схем предлагает выделить три возможные формы, или модели: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других — «совместно-индивидуальная деятельность» (пример — некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником — «совместно-последовательная деятельность» (пример — конвейер); 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными — «совместно-взаимодействующая деятельность» (пример — спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро) (Уманский, 1980. С. 131). Психологический рисунок взаимодействия в каждой из этих моделей своеобразен, и дело экспериментальных исследований установить его в каждом конкретном случае.

    Механизмы: 1) рефлексия — процесс познания себя при общении с другим индивидуумом; 2) идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация — механизмы взаимного распознавания оппонентов в процессе общения; 3) каузальная атрибуция — процесс прогнозирования изменений в поведении партнера.

    Читайте так же:  Свекровь достала как поставить её на место

    Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 770 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Cоциальная перцепция

    Почему одни люди вызывают у нас симпатию, а других мы старательно избегаем? Что помогает выстраивать романтические, дружеские, деловые отношения и просто радоваться жизни? Все эти вопросы напрямую связаны с феноменом социальной перцепции (восприятия). Разобраться в сути данного психопроцесса, а также его подводных камнях будет полезно тем, кто хочет коммуницировать с окружающим миром более эффективно.

    Понятие, структура, функции межличностного восприятия

    Термин «социальная перцепция» принадлежит американскому психологу Джерому Брунеру и обозначает целостное восприятие людей, групп, сообществ, ситуаций. Исследователь утверждал: межличностное понимание зависит не только от непосредственных характеристик «другого», но и от прошлого опыта, мотивов, целей, личностных черт субъекта. Проще говоря, наши впечатления и выводы об окружающих в большинстве случаев формируются через призму собственного «я».

    Традиционно в понятии социальной перцепции выделяют 3 структурных компонента, каждый из которых влияет на успешность коммуникации:

    • субъект (наблюдатель);
    • объект (наблюдаемый);
    • ситуация восприятия (контекст).

    Субъект воспринимает объект как некую совокупность значимых признаков, или перцептивных крючков. Главные из них — внешность, голос, речь, невербалика (мимика, жесты), походка. Также психологи выделяют возрастные, культурные, эстетические, интеллектуальные, профессиональные и другие особенности социальной перцепции. Например, отечественный исследователь А. А. Бодалев экспериментальным путем установил, что дети вырабатывают представление об окружающих преимущественно на основании их одежды и облика в целом. Подростки склонны дифференцировать характерные внешние признаки, а для взрослого человека более значимо поведение.

    Процесс социальной перцепции можно представить в виде оценочной деятельности, состоящей из 4 последовательных этапов.

    1. Восприятие субъектом характеристик объекта.
    2. Интерпретация полученной информации и выстраивание определенного умозаключения о нем.
    3. Формирование отношения (чаще всего эмоционально окрашенного).
    4. Прогнозирование чужих поведенческих реакций и выбор собственной стратегии поведения.

    К основным функциям социальной перцепции относят познание себя и партнера по коммуникации, установление контакта с коллективом для более эффективной совместной деятельности, создание позитивного микроклимата в группе/сообществе.

    Как мы понимаем, что за человек перед нами? Ученые выделяют 6 главных способов (механизмов) межличностного восприятия.

    Механизмы социальной перцепции

    Стереотипизация

    Оценивание собеседника на базе устоявшегося мнения о нем как представителе определенной социальной группы. Например, принято считать, что все блондинки — глупые, англичане — чопорные снобы, а чиновники — воры и взяточники.

    Каузальная атрибуция

    Если полученной информации об объекте недостаточно для объяснения причин его поведения, мы додумываем то, чего нет в поле восприятия. С данным феноменом связана одна из фундаментальных ошибок социальной перцепции — приписывание собственных мотивов и свойств другим людям.

    Идентификация

    Неосознанное отождествление наблюдателя с наблюдаемым, попытка мысленно поставить себя на место партнера по коммуникации и установить с ним эмоциональную связь.

    Способность понимать и сопереживать. Противоположностью эмпатии является эгоцентризм, т. е. сосредоточенность на личной позиции и неумение правильно истолковать намерения собеседника.

    Самопознание через взаимодействие с окружающими, которое возможно только благодаря способности видеть себя со стороны. Пример рефлексии как механизма социальной перцепции — размышления типа «Почему я отношусь к N хорошо/плохо? Что заставляет меня думать о нем так, а не иначе?».

    Межличностная аттракция

    Форма познания, основанная на устойчивом положительном отношении к объекту и взаимном притяжении. Разновидностями аттракции являются любовь, привязанность, дружба, симпатия.

    Эффекты социальной перцепции

    Эффекты, или когнитивные искажения, — это ловушки мышления, которые мешают нам адекватно воспринимать окружающих. Назовем несколько из них.

    • Ореол (гало-эффект). Перенос общего впечатления о собеседнике на его неизвестные качества.
    • Новизна. В отношении знакомого человека наиболее значимой оказывается последняя (новая) информация.
    • Первичность. Когда речь идет о незнакомце, доминирует первое впечатление, и вся последующая информация подгоняется под нее.
    • Роль. Специфика социальной перцепции часто заставляет нас воспринимать ролевое поведение объекта как черту его личности. Так, получив выговор от начальника, большинство сотрудников сошлется на его скверный характер.
    • Авансирование. Если мы наделяем собеседника определенными качествами, а потом выясняем, что заблуждались, то испытываем разочарование.

    Подытожим: социально-психологическая перцепция — сложный, многофункциональный процесс, который напрямую влияет на наше поведение и обеспечивает межличностные (межгрупповые) отношения с другими людьми.

    Как развить перцептивные способности?

    Навыки перцепции начинают формироваться еще в младенчестве и совершенствуются в течение всей жизни. Особенно важно обладать развитым восприятием работникам сферы обслуживания, образования, здравоохранения, логистики и пр. Огромную роль социальная перцепция играет и на уровне бытового общения.

    Существует множество программ и методик развития перцептивных навыков. Одной из самых известных является FAST, или идентификация эмоций по выражению лица, разработанная американским психологом Полом Экманом. Данная техника основана на выделении трех лицевых зон (брови-лоб, глаза-веки, нос-подбородок), которые позволяют считывать эмоции собеседника и предугадывать его дальнейшие действия.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Автор мирового бестселлера «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейл Карнеги считал, что самый простой способ расположить к себе окружающих — искренняя улыбка. Своим ученикам он предлагал провести эксперимент: улыбаться кому-то в течение недели, а потом рассказать о полученных результатах. На занятии все участники отметили, что позитивная мимика помогала им производить хорошее впечатление, разрешать конфликтные ситуации и находить общий язык с бОльшим количеством людей.

    Источники


    1. Хоментаускас Семья глазами ребенка / Хоментаускас. — М.: Рама Паблишинг, 2010. — 441 c.

    2. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. — М.: МП `Лерокс`, 1998. — 160 c.

    3. Маргарита Заворотняя Русские семьи счастливы по-своему / Маргарита Заворотняя. — М.: АСТ, 2015. — 543 c.
    4. Морозова Елена Диалоги о семье и браке / Морозова Елена. — М.: Сибирская Благозвонница, 2014. — 159 c.
    5. Норна, Ирина Освобождение от иллюзий. 7 секретов счастливой женщины (комплект из 2 книг) / Ирина Норна , Наталья Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 544 c.
    Механизмы и функции социальной перцепции
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here