Механизмы восприятия пространства в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Механизмы восприятия пространства в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Закономерности процесса восприятия времени и движения в психологии

Человек познаёт окружающий мир постоянно, с самого рождения.

Восприятие пространства, времени и движения происходит на основании определённых закономерностей.

Что такое наглядно-образное наглядно-действенное мышление? Узнайте об этом из нашей статьи.

Восприятие

Как известно, материя характеризуется именно этими 3 формами существования, без их восприятия человек не в состоянии объективно познавать окружающий мир.

А без реального, объективного познания любая человеческая деятельность, даже самая простая, может оказаться просто невозможной.

Представьте себе ребёнка, который абсолютно не способен анализировать слуховые, зрительные ощущения, осязать предметы и чувствовать их запахи. Его будут просто пугать любые явления, он не сможет ориентироваться в пространстве.

Однако уже давно доказано, что, даже находясь ещё в утробе матери, он способен воспринимать звуки и чувствовать поглаживания. Позже появится восприятие пространства и другие.

[3]

Рассмотрим механизм их возникновения и особенности.

Пространства

Самую большую информацию о пространстве даёт нам зрение. Но это не значит, что и остальные органы чувств в процессе не участвуют. Органы слуха, вестибулярный аппарат, даже кожно-мышечная система дополняют увиденную информацию о пространстве.

Какие-то из способностей оценивать своё положение в пространстве являются врожденными для любого живого организма, но абсолютное большинство из них приобретается в процессе жизненного опыта и передвижения.

Впрочем, на этот счёт существуют разные мнения.

Нативисты утверждают, что человек уже рождается со способностью воспринимать пространство, ведь окружающей среды без пространства нет, к другим условиям приспосабливаться нет смысла.

Однако есть ещё течение генетистов, которые уверены, что воспринимать пространство человек учится постепенно. Например, маленькие дети не всегда верно определяют расстояние до предмета.

А слепые, которые обретали зрение после операции, а не с рождения, первоначально воспринимали мир, как набор светящихся плоских шаров.

Так или иначе, есть разные формы восприятия пространства:

  1. Восприятие величины — любопытно, что оно учитывает не только размеры увиденного предмета, но тут же оценивает его удалённость, в результате мы не оцениваем удалённый предмет, как маленький, хотя он таковым кажется.
  2. Восприятие формы — взрослея, ребёнок уже по форме предмета определяет его свойства за счёт получаемого опыта.
  3. Восприятие объёмности — оно достигается за счёт бинокулярного зрения, когда мы смотрим на окружающее двумя глазами, но и, закрыв один глаз, человек ощущает объёмность, благодаря полученным ранее знаниям, игре света и тени и контрастности.

  • Восприятие удалённости и глубины предметов — человек способен реально оценивать удалённость предмета или явления на расстоянии до 2,5 км.
  • Восприятие воздушной и линейной перспективы — здесь большую роль играет глазомер, у каждого человека он развит по-разному, есть статический глазомер, который позволяет определить расстояние до неподвижного предмета, а есть динамический, — тут уже приходится оценивать нахождение объекта движущегося.
  • к содержанию ↑

    Это понятие включает в себя осознание человеком продолжительности, темпа, ритмичности и последовательности определённых событий.

    Оценка временного отрезка — чувство не врождённое, оно стабилизируется в результате познания свойств времени и единиц его измерения.

    Оно тоже имеет разные формы:

    1. Восприятие продолжительности определённых явлений — интересно, что оно зависит от эмоционального и физического состояния человека, чем организм активнее и здоровее, тем быстрее, кажется, течёт время, при бездействии и эмоциональном угнетении создаётся впечатление, что оно течёт медленно.
    2. Восприятие объективной последовательности явлений — человек реально разделяет события на уже состоявшиеся, проходящие сейчас и ожидаемые, происходит ощущение необратимости временного потока: мы можем вернуться в то место, где что-то произошло, но попасть в то же время уже не состоянии.

  • Восприятие темпа — человек в состоянии оценивать скорость сменяющих друг друга явлений.
  • Восприятие ритма — мы в состоянии воспринимать так называемые ритмические фигуры и оценивать их, различая, например, ритм вальса и диско.
  • Есть ещё один любопытный эффект восприятия времени. Оно словно меняется с возрастом. Пожилому человеку часто кажется, что время течёт неоправданно быстро, особенно в тёплое время года.

    Объяснения этому есть. Во-первых, с годами именно тепло в летние месяцы воспринимается, как наиболее комфортное для жизни, в этот период старики меньше страдают различными недомоганиями. Поэтому им и кажется, что хорошее время года уходит слишком быстро.

    К тому же, обменные процессы в стареющем организме замедляются, пожилой человек по этой причине и делает всё медленнее.

    Поэтому на то, что он раньше мог выполнить, скажем, за полчаса, уходит уже час. Вот и кажется дедушке или бабушке, что время почему-то стало идти быстрее.

    Оно производится и объясняется только движением глаз. Мы, скажем, способны одинаково воспринимать предметы, которые движутся в противоположные стороны.

    Но глаза-то одновременно в разные стороны двигаться не могут.

    Немецкий психолог Вильгельм Вунд выдвинул и обосновал теорию физиологической психологии в качестве отдельной науки.

    Он расчленял сознание на отдельные элементы и изучал связи между этими элементами.

    В Лейпциге в местном университете Вунд создал первую на планете лабораторию экспериментальной психологии. Именно там была заложена основа изучения восприятия и реакции организма на внешние раздражители, в том числе, и на движение.

    Учёному удалось выяснить, что восприятие движения может возникать и при полном его отсутствии.

    Оказалось, что если демонстрировать человеку отдельные неподвижные элементы движения какого-нибудь предмета с минимальными паузами, возникнет полное ощущение его движения. На этом сегодня основан принцип работы кинематографа.

    На этом основании Вунд и выдвинул теорию, что человек воспринимает движение, как набор определённых положений предмета, которые быстро друг друга сменяют.

    Но есть и другая теория, её выдвинул исследователь М. Вертгеймер. Он считал, что движение человек воспринимает, как единое целое. Ведь не слушаем же мы музыку, как набор определённых нот.

    Наверное, восприятие движения у человека развивается по связи и того, и другого принципа.

    И в этой категории восприятия есть свои составляющие:

  • характер движения предмета может говорить о его состоянии, если автомобиль едет с обычной поступательной скоростью, мы его оцениваем нормально, если двигается рывками — настораживаемся, характером движения может быть отталкивание, сгибание и пр;
  • форма — человек способен чётко различать прямолинейное и круговое;
  • амплитуда — размах движения может быть полным или неполным;
  • направление — мы имеем возможность оценить движение вверх, вниз, направо или налево уже с первых его минут;
  • продолжительность — может быть кратким или длительным;
  • скорость, — как правило, человек сразу подразделяет движение предмета на быстрое или медленное;
  • ускорение — его мы тоже вычисляем быстро, оно бывает резким, прерывистым, с видимыми замедлениями.
  • Что относится к индивидуальным особенностям мышления? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Анализаторы

    Зрительные

    Восприятие движения на зрительном уровне может быть точным и неточным. Это зависит от следующих конкретных факторов:

    • предмет должен находиться на близком расстоянии; чем он удалённее от глаз наблюдателя, тем выше погрешность;
    • если объект развивает движение параллельно лучам зрения человека, реально оценить характер и скорость его движения намного труднее, чем оценка при движении перпендикулярном;
    • центральное зрение точнее оценивает характер и прочие параметры движения, чем периферическое;
    • попробуйте движением глаз следовать за предметом — так восприятие будет объективнее, чем при неподвижном взоре;
    • если рядом с движущимся предметом будет неподвижный объект, параметры движения можно будет определить намного легче;
    • доказано, что регулярные занятия по определению скорости движения предмета, расстояния до него сделают последующие наблюдения наиболее близкими к реальным параметрам.
    Читайте так же:  Женская мудрость как наладить отношения с мужем или молодым человеком
    Мышечно-двигательные ощущения

    Они играют основное значение, когда человек объективно оценивает движения не постороннего предмета, а своего тела.

    Механизм этой оценки довольно многообразен:

    • в комплексе всех подобных оценок ведущую роль играют мышечные ощущения самого человека;
    • в сухожилиях человека расположены очень чувствительные рецепторы, их раздражение — тоже сигнал о характере движения;
    • такой же сигнал подают и суставы.

    Так мы довольно реально воспринимаем не только вектор и скорость своих движений, но и просто положение отдельных частей нашего тела, а также тяжесть предметов, которые мы пытаемся поднять и степень сопротивления их нашим движениям.

    Осязательные ощущения

    Их подразделяют на три группы:

    • ощущения, которые мы чувствуем непосредственно при совершении какого-то движения;
    • ощущение прикосновений и степени силы их воздействия;
    • давление от нескольких точек соприкосновения на различных участках тела.

    При помощи осязания мы можем давать реальную оценку тому или иному предмету:

  • его величину;
  • форму;
  • вес;
  • мягкость или твёрдость.
  • Наконец, органы осязания помогают человеку анализировать положение в пространстве как постороннего предмета, так и собственного тела.

    Органы осязания служат при движении своеобразным контролёром движений индивидуума, чтобы это передвижение не нанесло ущерб организму.

    Это первый сигнализатор наличия препятствия или опасности, например, в темноте.

    Органические

    Ощущения различных органов человеческого организма тоже сигнализируют о характере движения. Например, одни из сильнейших таких сигнализаторов — болевые ощущения. Если они проявляются на мышечном уровне, это говорит о перегрузке, слабой физической подготовке, усталости.

    И, наоборот, ощущение лёгкости движений, свобода передвижения говорит о готовности организма к предлагаемым нагрузкам.

    Это свойство организма широко используется при подготовке спортсменов или в восстановительной терапии с применением лечебной физкультуры.

    Большое значение имеет ощущение равновесия.

    На некоторых физических работах или во время выполнения физических упражнений человеку приходится выполнять внезапные повороты, резкие движения, внезапные наклоны.

    Однако координация движения у разных людей тоже выражена по-разному.

    Её недостаток может вызвать потерю ориентации и неправильную реакцию на необходимость именно правильным образом в данной ситуации двигать конечностями или поворачивать голову, наклонять туловище.

    Восприятие человеком окружающего мира — процесс сложный и до конца ещё не изведанный. Однако дальнейшее изучение этого процесса наверняка приблизит нас к разгадке многих тайн нашего бытия.

    Что такое кинестетические чувства и ощущения? Читайте об этом здесь.

    Восприятие времени — основы общей психологии:

    Механизмы восприятия пространства в психологии

    Люди интересовались восприятием объектов в пространстве издавна.

    В Древней Греции считалось, что объекты можно видеть, потому что они испускают то, что представлялось непрерывным рядом чрезвычайно тонких «мембран» в их собственном образе. Они попадают в поле зрения и сливаются с воспринимаемой картиной.

    Столетия экспериментальных исследований привели к более обоснованной концепции, в которой пространство описывалось в терминах трех измерений или плоскостей: высоты (вертикальная плоскость), ширины (горизонтальная плоскость) и глубины (сагиттальная плоскость).

    Что относится к индивидуальным особенностям мышления? Читайте об этом здесь.

    Пространственное восприятие — познавательный психический процесс, посредством которого люди и другие организмы осознают относительное положение своих собственных тел и объектов вокруг них.

    Знания о внешней среде помогают мыслить в двух и трех измерениях, что позволяет визуализировать объекты с различных углов и узнавания их независимо от той перспективы, с которой их видно. Восприятие состоит:

    • из восприятия формы, величины, объема предметов, называемое протяженными свойствами;
    • из восприятия положения, места среди других предметов и их удаленности от наблюдателя.

    Многие психологи, занимающиеся перцептивной функцией, считают, что изучение пространственного восприятия быстро становится самостоятельной областью психологии.

    Это особое поле в психологии концентрируется на факторах, способствующих оценке организации объектов в среде (на сигналах к восприятию глубины, движения, формы, цвета и их взаимодействии).

    Это важно для движения и ориентации в окружающем мире. Кроме того, психологи анализируют особенно интересные специальные проблемы, такие как амодальное восприятие (например, как человек воспринимает, что существует шесть сторон куба, хотя только три из них можно увидеть одновременно).

    Три измерения (вертикальная, горизонтальная и сагиттальная плоскости) пересекаются под прямым углом, и их единственная ось пересечения определяется, как находящаяся в воспринимаемом трехмерном пространстве, то есть в глазах воспринимающего индивида.

    Люди обычно не воспринимают бинокулярное пространство (отдельный визуальный мир от каждого глаза), но вместо этого видят так называемое циклопическое, как если бы образы из каждого глаза сливались, чтобы произвести одно визуальное поле.

    Плоскости делят пространственную зону на различные сектора: «вверху» или «внизу» (горизонтальная), «впереди» или «позади» (вертикальная), «справа» или «слева» (сагиттальная).

    Восприятие в широком смысле означает регистрацию (захват) предметов и событий внешней среды, их сенсорный прием, понимание, идентификация и словесный термин, подготовка к реакции стимула.

    Механизмы перцепции человека позволяют ему видеть, слышать, чувствовать вкус, запах, прикосновение и изменения температуры. Это также чувство осознания (окружающей среды).

    Большинство людей получают основную часть знаний о своем окружении через зрение, в то время как баланс или равновесие (вестибулярное чувство), занимает следующее место по важности.

    Например, в состоянии полной темноты ориентация человека на местности зависит главным образом от сенсорных данных, полученных от вестибулярных стимулов.

    Визуальные стимулы доминируют в человеческом понимании окружающего мира, потому что зрение — это чувство расстояния, оно может снабжать информацией из очень отдаленных точек окружающей среды, достигая самих звезд.

    Слух также считается чувством расстояния, как и обоняние. Хотя площадь, которую они охватывают, значительно более ограничена, чем зрительная.

    Все остальные чувства, такие как осязание и вкус, считаются проксимальными чувствами, потому что они обычно передают информацию об элементах, которые вступают в прямой контакт с индивидуумом.

    Пространственное восприятие относится к врожденным функциям, но окончательное формирование происходит во время накопления жизненного опыта взаимодействия с предметами и их передвижением.

    Восприятие пространства служит основой восприятия движения.

    Как воспринимают информацию глаза? Можно сравнить сетчатку (заднюю поверхность внутренней части глаза) с пленкой в камере, линзу (внутри глаза) — с линзой камеры. Как и в камере фотографа, картинка, проецируемая из окружающей среды на сетчатку, перевернута.

    Однако человек не оценивает изображение как перевернутое.

    Вместо этого механизмы восприятия человека заставляют видеть мир правильно.

    Точная природа этих механизмов остается неясной, но процесс мировосприятия включает, по крайней мере, две инверсии:

    1. оптическую инверсию изображения на сетчатке;
    2. перцептивную инверсию, связанную с нервными импульсами в зрительных тканях мозга.
    Читайте так же:  Этапы развития мотивационной сферы личности

    Исследования показывают, что человек может адаптироваться к новому набору визуальных стимулов, которые значительно отличаются от ранее изученных.

    Эксперименты проводились с людьми, которым давали очки, менявшие измерения изображений (правое на левое или верхнее на нижнее).

    Поначалу испытуемые теряют ориентацию, но после длительного ношения искажающих очков они учатся безошибочно оценивать окружение, переориентируясь на окружающую среду, пока объекты снова не воспринимаются правильно. Процесс меняет направление, когда очки снимаются.

    Сначала основные визуальные измерения представляются субъекту обратными, но через короткое время происходит другая адаптация, и субъект переориентируется на более ранние, хорошо изученные, нормальные визуальные сигналы и снова принимает окружающую среду как нормальную.

    Понимание глубины и расстояния зависит от информации, передаваемой через различные органы чувств.

    Сенсорные сигналы указывают на расстояние, на котором объекты в окружающей среде расположены от воспринимающего индивида и друг от друга.

    Такие чувственные модальности, как зрение и слух, передают сигналы глубины и расстояния и в значительной степени независимы друг от друга.

    Каждая модальность сама по себе может производить последовательное восприятие расстояний объектов. Однако обычно индивид полагается на сотрудничество всех органов чувств (так называемое интермодальное восприятие).

    Виды и характеристики

    Пространственное восприятие в первую очередь мы понимаем как зону вокруг нас (объекты, элементы, люди и т. д.). Но оно также включает в себя часть мышления, так как именно в нем соединяются все наши переживания.

    Пространственное осознание состоит из двух процессов:

    • экстероцептивные процессы — способность осознавать свои отношения с окружающей средой. Они создают представления о нашем мире через чувства;
    • интероцептивные процессы — осознание отношений с самим собой, которые создают представления о нашем теле, его положении и ориентации в пространстве.

    Люди не могли бы ориентироваться в окружающей среде, если бы была только информация, поступающая через различные органы чувств, она не смогла бы обеспечить познавание природы, соответствующее ее физической «реальности».

    Без некоторой степени достоверности в отношении физического пространства нельзя искать пищу, убегать от врагов или даже общаться.

    Достоверное мироощущение заставляет человека испытать раздражители таким образом, что бы они были стабильными.

    Мы воспринимаем объекты в окружающей среде как имеющие относительно постоянные характеристики (размер, цвет и т. д.), несмотря на значительные различия в стимульных условиях.

    Но не всякая оценка внешней среды истинна. Она часто может не соответствовать реальности.

    Эксперименты показали, что три основные пространственные плоскости доминируют над способностью человека локализовать визуальные объекты в близлежащем окружении.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Часто объекты могут восприниматься как лежащие ближе к этим основным измерениям или планам, чем они есть на самом деле. Часть объяснения этих перцептивных расхождений в зрительном опыте может заключаться в силе тяжести.

    Если бы вся масса сенсорной информации, доступной в данный момент, воспринималась достоверно, поток данных мог бы привести воспринимающего к дезориентации.

    Другими словами, некоторая степень избирательности в восприятии определяет выживание индивида.

    В идеале информация об окружающей среде осознается только так, как она соответствует целям, потребностям или физиологическому состоянию человека в данный момент.

    Методика «часы» — описание и суть

    Эта методика используется для оценки восприятия пространственных признаков, обнаружения нарушения этих процессов.

    Тест на рисование часов был первоначально разработан в начале 1900-х годов для оценки состояния солдат, которые получили ранения в затылочную или теменную доли головы.

    Подобные травмы часто приводили к трудностям составления изображений правильно с соответствующим количеством частей правильного размера и ориентации. Шаг за шагом было доказано, что проба работает.

    Существует много различных методов для выполнения и оценки теста рисования часов, некоторые из которых имеют сложные системы.

    Клиницист дает пациенту лист бумаги с отпечатанным кругом диаметром около 10 см и просит нарисовать часы. Если у пациента есть какие-либо вопросы, врач повторяет те же действия и не дает других указаний.

    Пациент может делать это столько времени, сколько захочет, чтобы завершить задачу.

    Результат считается нормальным, если пациент включил большинство из 12 чисел в правильной ориентации по часовой стрелке.

    Еще один тест врач может провести двумя способами:

    1. Попросить сделать рисунок в соответствии с данными инструкциями. Больной получает чистую открытку, на которой нужно нарисовать часы, указывающие время 11.10.
    2. Попросить скопировать заранее нарисованные часы. Копия должна быть идентичной.

    Как правило, берется во внимание форма циферблата, порядок нарисованных цифр, направление, являются ли они внутри или снаружи щит, или только по одной стороне часов, или появляться дополнительные, ненужные цифры.

    Например, пациенты с шизофренией часто навязчиво пытаются пометить каждую минуту на циферблате часов, что делает рисунок нечитаемым и полным каракулей.

    Следующий тест проводится с помощью бланка с изображением 42 циферблатов. На них нарисовано по одной цифре возле любого часа, куда указывает стрелка. Циферблат произвольно повернут на какое-то количество градусов.

    Тестируемому предлагают определить, какое время показывают стрелки. В зависимости от ответов выставляются баллы, и производится анализ восприятия человека.

    Методика стала инструментом, используемым для обнаружения когнитивных нарушений, связанных, прежде всего, с ранней стадией Альцгеймера.

    При этой болезни нарушается как самостоятельное рисование часов, так и расположение стрелок на готовом циферблате.

    Выявление начала болезни позволяет подготовить лучшую стратегию борьбы с ней, применить соответствующее лечение, предоставить хороший уход за пациентами, чтобы остановить развитие болезни.

    Пространственное восприятие важно и полезно для людей всех возрастов, так как эту познавательную способность постоянно используют. Например, во время движения, работы, рисования и т.п.

    Плохое пространственное восприятие влияет на то, как человек определяет отношение своего тела к окружающей среде, осознает расположение предметов вокруг него.

    Сущность и особенности восприятий. Характеристика восприятия пространства, времени и движения

    Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении (рис. 3.5).

    Восприятие — не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

    Рис. 3.5. Виды восприятия

    Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями человека.

    Непреднамеренное восприятие — это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

    Организованное восприятие (наблюдение) — это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

    Неорганизованное восприятие — это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

    [1]

    Физиологическая основа восприятия. Она вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи (рис. 3.6).

    Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-детекторы соответствующих мозговых центров анализаторов. Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам.

    Читайте так же:  Список самых распространенных и самых странных фобий

    По сравнению с ощущениями, восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

    Нейроны-детекторы — высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель.

    Рис. 3.6. Физиологические основы восприятия

    «Рефлекс на отношение» — физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и особенности отношений между ними.

    В результате в мозге формируется отчетливый образ, полученный в результате анализа одновременного воздействия многочисленных раздражителей. Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их свойства (рис. 3.7).

    Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

    Предметность восприятия — способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

    Апперцепция — это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.

    Рис. 3.7. Свойства и особенности восприятий

    Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т.д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование.

    Константность восприятия — это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

    Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно раньше.

    Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

    Большое значение в функционировании, восприятии и проявлении их свойств играют физические характеристики самих предметов и психофизические закономерности их проявления в ходе собственно восприятия человеком. По этой причине пространство, форма, величина, глубина, удаленность, линейная и воздушная перспектива должны правильно отражаться органами чувств.

    Восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся (рис. 3.8).

    Рис. 3.8. Восприятия пространства

    Восприятие формы, объемности и величины предметов — это сложный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.

    Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения.

    Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изменения толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда, в очень ограниченных пределах.

    Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз в фиксируемом предмете.

    Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и другие. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.

    Восприятия могут быть неправильными или искаженными — иллюзиями.

    Зрительные иллюзии — это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Известно много видов зрительных иллюзий.

    Некоторыми из них являются:

    • а) переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной;
    • б) неправильное восприятие величины предмета (объекта). Например, высокий человек рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружают ли их большие или меньшие; одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга, при этом предмет, расположенный ближе, кажется меньше, а далекий — больше своей действительной величины.

    Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

    Восприятие времени — это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального, самостоятельного анализатора времени нет. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время (рис. 3.9).

    Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе. Однажды воспринятое явление останется в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

    Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 секунды путем специальной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

    Рис. 3.9. Восприятие времени и движения

    Восприятие темпа — это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков).

    Восприятие ритма — это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

    Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего воспринимают:

    • 1) характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т.п.);
    • 2) форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т.п.);
    • 3) амплитуду (размах) движения (полная, неполная);
    • 4) направление движения (направо, налево, вверх, вниз);
    • 5) продолжительность движения (краткое, длительное);
    • 6) скорость движения (быстрое или медленное движение; при циклических движениях — быстрый или медленный темп);
    • 7) ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое).

    Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.

    Восприятие пространства

    Восприятие пространства включает в себя:

    Читайте так же:  Понятие, принципы и приемы эффективного общения

    — восприятие расстояния между объектами,

    — восприятие величины объектов,

    [2]

    — восприятие формы объектов.

    — мы оцениваем примерное расстояние до виднеющегося газетного киоска (мы еще раздумываем — идти до него или нет),

    — мы оцениваем расстояние от газетного киоска до киоска с мороженым (у нас в планах сначала купить газету, а потом мороженое),

    — прохожий показывает нам рукой в сторону ближайшей станции метро (мы сопоставляем направление вытянутой руки с местностью),

    — вдали показались две темный фигуры, мы присмотрелись — фигуры маленькие, возможно, что это дети,

    — присмотрелись к форме силуэтов, точно — дети.

    Восприятие пространства занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все объекты материального мира находятся в пространстве, также в пространстве происходят и разного рода явления, например стихийные бедствия или выборы в парламент. Пространственные свойства присущи всем предметам и многим явлениям.

    Если берется один объект, то к его пространственным свойствам относятся величина и форма. Если объект рассматривается в связи с другими объектами, то сюда добавляется положение в пространстве, направление, расстояния.

    Восприятие пространства — очень сложный процесс. Так, чтобы лишь оценить величину объекта, требуется сопоставить величину его изображения на сетчатке глаза с расстоянием до объекта. Чем больше изображение предмета на сетчатке глаза и чем при этом отдаленнее объект, тем большим он нам кажется.

    Если взять два одинаковых объекта, например стулья, и один разместить ближе, а другой дальше, то эти стулья мы будем воспринимать одинаковыми по размеру. В этом случае размер изображения стульев на сетчатке будем различаться, однако наш мозг выполняет корректировку по расстоянию. Если взять два разных по величине объекта, например обычный стул и детский стульчик, и большой предмет разместить метрах в десяти от наблюдателя, а маленький — прямо под носом, то размер отображения маленького объекта на сетчатке может быть больше изображения большого, однако мы все равно видим, что маленький стул меньше большого.

    Природа не наградила нас абсолютно точным восприятием размера объектов. Указанная выше корректировка осуществляется точно на расстоянии до 10-15 метров. Размеры более отдаленных объектов мы оцениваем значительно грубее. Нас выручает жизненный опыт. Наблюдая фигуру взрослого человека, стоящего на расстоянии ста метров от нас, мы понимаем, что он не может быть высотой пятьдесят сантиметров или трех метров. Если вдали мы видим менее очевидные объекты, например некий растущий куст, то мы оцениваем его размер в сравнении с рядом находящимися объектами. Нечего и говорить, что природа не одарила нас возможностью оценить хотя бы с точностью до порядка размеры небесных тел: луны, солнца и тем более звезд.

    Способность довольно точно воспринимать размер объекта вне зависимости расстояния от него получило название явления константности восприятия размера.

    Зрительное восприятие, хотя и очень хорошо справляется со своими обязанностями, тем не менее далеко от идеала. Помимо того, что на значительном удалении размеры объектов становится угадать сложнее, имеется и ряд других «недоделок».

    Эти проблемы наиболее очевидно проявляются при наблюдении за так называемыми зрительными иллюзиями. Так, например, вертикальные линии нам кажутся больше таких же, но горизонтальных. Это объясняется тем, что мы, хотя и живем в трехмерном пространстве, тем не менее больше локомоций (движений всего тела целиком) совершаем в плоскости: ходим, бегаем, плаваем, едем на транспорте. Даже самолет большую часть времени проводит в горизонтальном полете.

    Светлые объекты нам кажутся несколько больше темных. То, что расположено рядом с крупным объектом, кажется меньше. Выше расположенные объекты кажутся больше. Если рядом разместить трехмерный шар и двухмерный круг одинакового диаметра, то круг будет казаться больше. Есть и другие иллюзии.

    Существует также константность восприятия формы. Если книгу повернуть боком, то нам не кажется, что некогда широкая книга стала размером с закладку. Также если собеседник слегка отвернул свое лицо — нам не кажется, что его лицо моментально стало безобразным. Физиологический механизм обеспечения константности восприятия формы изучен еще не до конца.

    Восприятие формы в значительной степени зависит от нашего жизненного опыта. Если мы видели в своей жизни тысячу канализационных люков, то наблюдая сбоку очередной люк, изображение которого на сетчатке глаза имеет форму эллипса, а не круга, мы тем не менее более, чем уверены, что люк круглый. Хотя (теоретически) люк мог бы быть в форме эллипса.

    Наше восприятие как бы поворачивает вещи, расположенные под углом. Своим сознанием мы уже понимаем истинную форму предметов. Мы идем по улице и видим круги и прямоугольники, а не эллипсы и параллелограммы. Это тоже одна из самых интересных особенностей нашего восприятия. Она почти целиком базируется на нашем жизненном опыте, потому что сугубо аналитически было бы очень сложно повернуть объект. Для того, чтобы можно было бы развернуть аналитически крышку колодца, надо было бы: оценить ширину эллипса, высоту эллипса, расстояние до самой ближней точки эллипса, расстояние до самой отдаленной точки эллипса. Даже если бы наше восприятие было способно с высокой точностью оценить эти величины, потребовалась бы обработка этой информации, весьма сложная. Однако мы уже знаем, что канализационные крышки круглые, поэтому отбрасываем все варианты эллиптических крышек и таким образом получаем, что диаметр круглой крышки равен ширине видимого эллипса. Этот замечательный результат дается лишь благодаря нашей способности вертеть в восприятии и сознании наблюдаемые объекты.

    С отдалением воспринимаемого объекта его форма упрощается для нас, исчезают мелкие детали, углы скругляются. Это объясняется тем, что расстояние между сторонами прямоугольника возле его вершин мы видим в этих случаях под столь малым углом зрения, что перестаем его воспринимать, и вершины прямоугольника как бы втягиваются вглубь, т. е. углы закругляются.

    В восприятии пространства активно участвует бинокулярное зрение. Бинокулярный эффект обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами и когда оба глаза смотрят на один и тот же предмет, изображение этого предмета па сетчатке левого и правого глаза будет несколько различно. Одно и то же мы видим под разными углами зрения. К тому же, что интересно, один глаз может видеть то, что не видит другой.

    Можно провести небольшой эксперимент. Наблюдая большую толпу людей, например в метро или на площади, можно попеременно открывать один глаз и закрывать другой. Можно заметить, что некоторые люди, стоящие в отдалении, видны лишь одним глазом. В этом, кстати, состоит одна из основных проблем просмотра трехмерных фильмов через анаглифические очки (красно-синие): некоторые мелкие объекты могут замерцать красным или синим цветом, потому что для одного глаза изображение на пленке существует, а для другого нет.

    Бинокулярное зрение — не единственная возможность, дающая нам способность оценивать расстояние до объектов. Если по той или иной причине человек смотрит лишь одним глазом, он все равно может оценивать расстояние до объектов. Дело в том, что глаз — оптическая система, как и объектив он вынужден перестраиваться для восприятия разных по удаленности объектов. Хрусталик напрягается и расслабляется (что называется аккомодацией), чтобы обеспечить адекватное сведение лучей. По величине этого напряжения наше восприятие также способно ориентироваться.

    Читайте так же:  Стратегии и технологии рационального поведения в конфликтной ситуации

    В этом, кстати, кроется вторая и самая критическая проблема так называемых 3d-фильмов. Дело в том, что современные технологии позволяют обманывать лишь бинокулярное зрение. Второй механизм остается не задетым — в начале сеанса глаз фокусируется на экране, и больше хрусталик свою форму существенно не меняет. Бинокулярное зрение для восприятия более точный и «авторитетный» инструмент, однако если его долго обманывать, возникает так называемая «3d-слепота» (трехмерные фильмы опять начинают казаться плоскими).

    При восприятии пространства значение имеет свет и тень на наблюдаемых объектах. Особенно это важно при восприятии формы объектов. Если мы, например, вдали видим большой круглый объект неизвестного характера, то это может быть шар или цилиндр, лежащий боком. Если на круглом объекте мы не видим игры теней, то делаем вывод, что это, скорее всего, цилиндр. Если игра теней есть, при этом характерная для шара, делаем вывод, что это шар.

    Игра теней настолько важна в животном мире, что некоторые живые существа в процессе эволюции обрели способность маскироваться с помощью манипулирования своей раскраской. У маскирующегося животного выступающие части (например спина) становятся более темными, а впадины наоборот осветляются. Бабочки наоборот с помощью раскраски своих крыльев делают их более объемными и заметными.

    Восприятие пространства не ограничивается лишь зрительным восприятием. Также активно задействован слуховой и вестибулярный аппарат. Известно, что летучие мыши используют ультразвуковую локацию окружающего пространства, чтобы не врезаться в препятствия. То же делают и некоторые птицы, например стрижи саланганы, хотя уже и с помощью обычных звуков. Человек, конечно, обычно так не делает (хотя в некоторых случаях это оправдано, например при изучении пещер) — в основном мы применяем слух для определения направления на источник звука и оценки расстояния до него.

    Вестибулярный аппарат, который, как известно, расположен во внутреннем ухе и имеет вид трех (по числу размерностей пространства) заполненных жидкостью изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях. Когда человек меняет положение головы, заполняющая каналы жидкость перетекает, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения). Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвнгательпыми мышцами, и каждое изменение в нем вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. При быстрых изменениях положения тела в пространстве наблюдаются пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом.

    Существует и обратная связь между зрением и вестибулярным аппаратом. При продолжительной ритмической смене зрительных раздражений (например при длительном взгляде на вращающийся барабан с частыми поперечными полосами) возникает состояние неустойчивости, сопровождающееся тошнотой. Взаимосвязь вестибулярного и глазодвигательного аппаратов, проявляющаяся в оптико-вестибулярных рефлексах, входит в качестве одного из самых существенных компонентов в систему восприятия трехмерного пространства.

    Важно понимать, что восприятие пространства не делится на восприятие «визуального пространства» и «слухового пространства». Мы воспринимаем одно пространство. Визуальные, слуховые и прочие сигналы тесно переплетаются между собой, интегрируются в общую картину.

    Восприятие пространства не ограничивается лишь восприятием расстояния, размеров и форм отдельных объектов. В восприятии пространства важную роль играет восприятие расположения предметов по отношению друг к другу, что еще более усложняет восприятие пространства. Такой сложный комплекс механизмов, обеспечивающих восприятие пространства, требует, естественно, столь же сложной организации мозгового аппарата, осуществляющего центральную регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестетического и вестибулярного анализаторов.

    Если немного копнуть в историю психологии, то в ней, как пишет С.Л. Рубинштейн, было две позиции по отношению к восприятию пространства. Было два лагеря: нативисты и генетисты. Сторонники нативизма считали, что восприятие пространства врожденно. Имелась при этом в виду врожденность не идеи пространства в духе априоризма, а аппаратов для его восприятия. По существу утверждалось, что пространство имеет первичный, не производный по отношению к чувственному содержанию характер.

    Генетисты утверждали, что восприятие пространства и в особенности третьего измерения, глубины, является продуктом развития, личного опыта. В понимании генетистов это означало, что оно есть нечто производное, получающееся в результате если не ассоциации, то слияния (В. Вундт) непространственных элементов — ощущений, в результате постепенно развивающегося истолкования сенсорных локальных знаков.

    «Нативисты в доказательство своего тезиса указывали на то, что еще никогда никому не удалось констатировать наличие совершенно непространственных восприятии или ощущений: каждое чувственное качество воспринимается всегда где — то, т. е. в какой — то пространственности. Основной аргумент генетистов заключался в том, что восприятие пространства, в частности оценка расстояний, у детей, например, менее совершенна, чем у взрослых (пример сына В. Прейера, который тянулся ручкой, чтобы достать луну), и с возрастом развивается. Для разрешения вопроса пытались прибегнуть к помощи патологии. Наблюдения над восприятием пространства оперированных слепорожденных показали, что, когда пациент через двое суток после операции впервые открыл глаза, он видел «световое поле», через несколько дней — «полупрозрачные водяные шары», являвшиеся кругами светорассеяния от неправильной аккомодации. Но и через несколько недель удаленность видимых предметов оценивалась оперированными больными еще очень неточно: плоскостных и трехмерных фигур (круг и шар) они не различали; перспективного уменьшения отдаленных предметов на картине не понимали; движущиеся предметы казались им больше покоящихся. Нормальное восприятие пространственных свойств и отношений устанавливалось лишь постепенно, шаг за шагом.

    Трудно решить, в чью пользу говорят эти результаты. Нативист мог бы сослаться на то, что с самого начала воспринималось «световое поле»; восприятие было пространственно. Но генетист мог констатировать, что восприятие пространства лишь постепенно уточнялось».

    Литература

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

    Источники


    1. Нескуба, И. Б. Почему уходят мужья? Анатомия замужества и одиночества / И.Б. Нескуба. — М.: Феникс, 2005. — 256 c.

    2. Харриет Лернер Всё сложно / Харриет Лернер. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 288 c.

    3. Нарушевич, Руслан Консультации психолога. Семья, дети, работа. Ведическая психология. Книга 1 / Руслан Нарушевич. — М.: Ведананда, 2013. — 424 c.
    4. Руденко, А. М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.
    5. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения. Учебник / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.
    Механизмы восприятия пространства в психологии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here