Ментальность общества

Сегодня мы рассмотрим тему: "Ментальность общества" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

МЕНТАЛЬНОСТЬ

Литература:

1. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. M., 193C;

2. Он же. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937;

3. Февр Л. Бои за историю. М., 1991;

4. Гуревич А.Я . Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993;

5. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992;

6. История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996;

7. Lefevre G. La Grande peur de 1789. Suive de «Les foules révolutionnaires». P., 1988;

8. Europäische Mentalitätsgeschichte. Hauptthemen in Einzeldarstellungen, hrsg. von P.Dinzelbacher. Stuttg., 1933;

9. Mentalitäten im Mittelalter: methodische und inhaltliche Probleme, hrsg von F.Graus. Sigmaringen, 1987;

10. Duby G. Histoire des mentalités. – В кн.: Histoire et ses méthodes. Sous la dir. De Ch. Samaran. P., 1961;

[1]

Менталитет и ментальность

Ментальность — образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы.

И.Гр.Яковенко: Ментальность задает некоторые интенции, познавательные и объяснительные модели, которые не сознаются человеком, но, тем не менее, оформляют его мысли, побуждения, чувства определенным образом. Когда мы говорим о цивилизационной специфике или о национальной ментальности, национальном характере, мы говорим об особой конфигурации, которая и задает эти характеристики.

По образному выражению И.В. Герасимова: «Мода не термин «менталитет» во много раз превосходит и опережает опыт реального прикладного освоения этой гипотезы» 1 . Однако данный термин прочно укрепился не только в научном обороте, но и в живой речи и, скорее всего, не столько по причине моды, сколько потому, что в русском языке нет понятия, полностью адекватного ему.

[3]

В данной статье термин «ментальность» используется как понятие, производное от другого ныне модного термина «менталитет». По мнению ряда исследователей, менталитет — то же, что и традиционное сознание, то есть — система мировоззрения, основанная на этнической картине мира, передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах.

Таким образом, ментальность — это некое свойство традиционного этнического сознания особым образом отражать (и выражать своим поведением) определенную этническую картину мира.

Этническая картина мира, в свою очередь, — это представления человека о мире, сформировавшиеся на основании определенных культурно-ценностных доминант. Представления эти отчасти осознаваемые, отчасти бессознательные. В целом этническая картина мира есть проявление защитной функции в ее психологическом аспекте.

Ментальность, таким образом, выступает как совокупность бессознательных комплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Эти бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Последний специфичен для каждой этнической культуры. Ментальность — это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.

Данное понимание проблемы близко классическим взглядам, выраженным А.Я. Гуревичем, который определял «ментальность» как «психический инструментарий», «духовную оснастку», «специфическую структуру сознания», «осознание людьми самих себя, природного и социального окружения»; как не сформированные явно, не высказанные эксплицитно, не вполне осознанные в культуре умственные установки, общие ориентации и привычки сознания; как расхожую психологию и миропонимание, способ мировосприятия. Существуют и другие удачные определения, которые автор в большой мере разделяет.

[2]

Обратим внимание на еще одно различие между ментальностью и идеологией — различие в темпоральном аспекте. Разные структуры сознания развиваются по-разному — некоторые из них становятся устойчивыми для многих поколений, другие — исчезают на протяжении жизни одного поколения людей. Ф.Бродель выделяет три типа исторического времени — время большой протяженности, время средней протяженности и краткий срок. Если развитию политики соответствует “краткий срок”, а экономики “время средней протяженности”, то ментальность существует во “времени большой протяженности” как наиболее устойчивая и малоподвижная структура сознания. “Мы подходим здесь к вопросу об отношениях между краткой реальной историей, и долгой историей интеллектуальных феноменов. Их соотношение очень сложно. Тем не менее, ясно, что интеллектуальные феномены следует включить в историю “большой длительности” и большого пространства”. Ж. Ле Гофф отмечал, что “инерция является исторической силой исключительного значения. Менталитеты изменяются более медленно, чем что-нибудь другое, и их изучение учит, как медленно шествует история”. В этой связи интересным представляется высказывание К.Маркса о том, что “традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых”.

Если идеология, с теми или иными отклонениями, в целом развивается поступательно, так сказать линейно, то в рамках ментальности представления изменяются в форме колебаний различной амплитуды и вращений вокруг некой центральной оси. В основе подобного движения и развития идеологии и ментальностей лежит определенный образ жизни. Так, идеологические теории, вырабатывались преимущественно интеллигенцией, как правило, живущей в городах, ритм жизни которых был гораздо динамичнее в сравнении с патриархальной и отчасти застойной, цикличной (в зависимости от сельскохозяйственного календаря) жизнью в деревне. С развитием же сельских школ, определенного уровня грамотности в деревне, с появлением предназначенной для крестьян литературы, в деревню проникают определенные элементы идеологии, способствующие социальной трансформации крестьянского образа жизни и ускорению темпов его развития.

Итак, ментальность — весьма насыщенное содержанием понятие, отражающее общую духовную настроенность, образ мышления, мировосприятие отдельного человека или социальной группы, непрорефлексированное или недостаточно осознанное, большое место в котором занимает бессознательное.

Модель характерного для своей эпохи восприятия и осмысления действительности состоит из большого количества элементов, зачастую противоречащих друг другу и не сводится т о л ь к о к отражению внешней реальности. Во многом она формируется уже существующими на ментальном уровне обычаями, “предрассудками” и суевериями, символами и нормами поведения, надеждами и фобиями наряду с материальными интересами, соотношение с которыми в каждом конкретном случае различно. Ментальность отражает тот пласт общественного и индивидуального сознания, в котором фактически отсутствуют систематизация, рефлексия и саморефлексия, а отдельные идеи являются не результатом деятельности индивидуального сознания, а представляют собой неосознанно и автоматически воспринятые установки, общие в целом для той или иной эпохи и социальной группы, обусловленные коллективными детерминантами представления и верования, традиции, имплицитно содержащиеся в сознании ценности, установки, мотивы и модели поведения, лежащие в основе рационально построенных и логически осмысленных концепций, теорий, идеологических систем.

“МЕНТАЛИТЕТ” — КАК ОДНО ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА.

С конца 80-х годов начинается бум интереса к комплексному подходу в осмыслении прошлого и настоящего. С введением в научный оборот таких понятий как культура повседневности, образ жизни, культурно-историческая парадигма, социодинамика культуры и т.п., выявился единый предмет социальной и культурной истории — ценностно-смысловой континуум общественного развития.(10) .

Складывающееся в результате представление об истории как социокультурном процессе приводит к образованию особых многозначных понятий, которые оказываются применимыми равнозначно как к социально-историческому, так и к культурно-историческому процессу. Но самым загадочным из вновь возникших слов стало слово “менталитет”, получившее широчайшее распространение.(11) . Это абстрактное и емкое понятие пришло на помощь обществоведам, став панацеей, единственно правильным объяснением всех существующих проблем. И все это в ситуации, когда данная область знаний оставалась фактически неизученной. Сложившаяся ситуация и заставила обществоведов наметить основные подходы в изучении ментального измерения истории.

Какое же содержание , на сегодняшний день, ученые вкладывают в понятие менталитет. Анализ литературы по проблемам ментальности, а она поистине огромна, убеждает, что целесообразно рассмотреть основные направления в определении данного термина.(12) .

Читайте так же:  Влюбилась в женатого мужчину, полюбил замужнюю девушку психология отношений

I. Определение “менталитета” с позиций исторической психологии звучит следующим образом. Менталитет — это обобщение всех характеристик отличающих ум, образ мышления.

Наибольших успехов в исследовании менталитета достигла французская историческая школа “Анналов”. М. Блок и Л. Февр, которые ввели в лексикон понятие “менталитет” обращали внимание своих коллег на тот пласт сознания, который в силу своей слабой отрефлектированности не получал прямого отражения в источниках, а потому и постоянно ускользает из поля зрения историков.(13) . По мнению последователей данного направления, в человеческом сознании, в той или иной форме, находят свое преломление самые разные проявления бытия, закрепляясь в системе образов, представлений, символов. Именно поэтому изучение образа мыслей людей, способов и форм организации мышления, конкретных и образных картин мира, запечатленных в сознании, рассматривается, или как возможность понять логику исторического процесса, как в целом, так и применительно к отдельным историческим феноменам.

Приверженцами этой точки зрения на менталитет, в нашей стране, стали представители культурологической школы А. Я. Гуревича.(14) . Менталитет, по мнению Гуревича, представляет собой тот уровень общественного сознания. На котором мысль не отделена от эмоций, от ментальных привычек и приемов сознания, — люди ими пользуются, обычно сами того не замечая, т.е. бессознательно.(15).

II.Социокультурный подход трактует менталитет — как совокупность представлений, воззрений, “чувствовании” общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, которые влияют на исторические и социокультурные процессы. Другими словами, менталитет — это некая интегральная характеристика людей, живущих в отдельной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него.(16).

На сегодняшний день, ученые-обществоведы переходят к комплексным трактовкам понятия менталитет. Этот подход объединяет историко-психологическую и социокультурную трактовки данного термина. Эта точка зрения исходит из положения о человеке, как части культуры. Представляющей собой совокупность практикуемых данным обществом основных способов производства и взаимодействия с природой, деятельности социальных институтов и других регуляторов современной жизни, а также включающая в себя верования, иерархию ценностей, мораль, особенности межличностного поведения и самовыражения, тот или иной язык, способы передачи опыта через поколения.(17).

Менталитет может рассматриваться как способ и метод изучения общественных и цивилизационных структур исторического процесса в целом, т.е. изучение менталитета выступает как метод исторического познания. Гораздо большее прикладное значение имеет изучение менталитета конкретной эпохи, конкретной социальной группы или класса. В этом случае часто употребляют не термин “менталитет”, а термин “ментальность”. Отличие этих терминов состоит в том, что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение, а ментальность может относиться к самым различным социальным стратам и историческим временам.(18). Следует отметить, что употребление этих двух терминов еще не устоялось. Есть исследователи, которые применяют их как равнозначные. Именно такой подход мы встречаем в материалах круглого стола , проведенного журналом Вопросы философии в 1993 году.(19).

Одной из проблем стала типологизация менталитета. Исследователи выделяют следующие типы ментальностей:

1). Индивидуальная ментальность.

Следует обратить внимание на наличие континуетета между данными типами ментальностей (см. Схему 1).

Так, например групповая ментальность в социокультурном контексте — это отражение совокупного культурно-исторического, национального и социального опыта, преломляемого в сознании конкретной личности.(20).

Широко ведутся исследования и по внутренней структуре менталитета.

1) партикулярная культура 2) “духовная самость”
3) социальный отклик 4) мета социальный уровень

1). Партикулярный уровень или бессознательное отражает общие тенденции частной жизни и во многом обуславливает формирование личности и ее социальных ролей, а также характер взаимоотношений с другими индивидами. Это привычные бытовые отношения, ритуалы, социальные нормы, ценности, оценки — словом, отчасти нерефлексируемый мир социальных взаимодействий.

2). “Духовная самость” — культура конкретной социальной общности, ее специфика, адаптивные способности. Все это осуществляется на рефлексивном уровне.

3). Социальный отклик — это реакция общности или индивида на политику, государственную власть, реформы и т.п.

4). Метасоциальный уровень — это этнокультурная ориентация вовне с параллельным обращением внутрь себя (например национальная идея, которая имеет, к тому же, большое последействие ). (21).

Как видим, данная предложенная структура менталитета во многом перекликается с предложенной выше классификацией ментальностей. Предлагаются и другие классификации, характеризующие содержательную сторону менталитета.

1). Материальные факторы быта.

2). Поведенческие стереотипы.

3). Эмоциональное и художественное восприятие мира.

4). Лингвистические факторы.

5). Рациональное восприятие мира.

6). Мировоззренческие факторы.

7). Общественные настроения ( политические, религиозные и т.п.).

Таким образом мы видим, что в понятие “менталитет” включены как элементы обыденного сознания, так и теоретического сознания. Это делает трактовку понятия “менталитет” близкой к трактовке понятия “ общественное сознание”, которое понимается как массовое ( наличное, реальное сознание в определенном, исторически обусловленном сочетании синтезирует элементы обыденного и теоретического сознания.

В определении и изучении менталитета не существует устоявшейся методологии. Некоторые обществоведы усматривают в этой размытости не только уязвимость, но и определенное преимущество — методологическую пластичность, которая открывает перед исследователем новые возможности.(22). Во всяком случае, многочисленные попытки ввести понятие “менталитет” в какие-то более или мнение жесткие рамки, так и не увенчалось: в одних случаях оно смыкается с распространенным, но столь же не четким понятием “общественное сознание”, а в других сводиться к описанию простейших психических реакций.

Ментальность общества

Человек рождается в обществе, в определенном государстве, где бытуют свои традиции, взгляды на жизнь, этикет, правила и законы. Ребенок является чистым листом бумаги, который пока еще никак не смотрит на мир. Однако по мере его взросления общество, которое сначала родителей вынуждает заниматься его воспитанием, заставляет всех взрослых взращивать в одном ребенке определенные взгляды, представления о добре и зле, желания и реакции. Это и называется ментальностью общества, которое формируется с самого детства и развивается в течение всей жизни у каждого читателя интернет-журнала psytheater.com.

Ментальность – это определенная направленность работы мышления, реакций и взглядов человека, который является частью того общества, в котором он находится. Он должен перенять общественные взгляды, мировоззрение, правила приличия и понятия, чтобы быть частью своей нации, жить в обществе и быть принятым в ней.

Самое интересное заключается в том, что ментальность всегда исключает индивидуальность. Человек может в одиночку думать все, что ему вздумается, но когда он попадает в среду других людей, контактирует или берет что-то от общества, он должен жить по их правилам.

Представьте себе поле. Светит солнышко, травка зеленая растет. По полю идет пастух, перед ним движется стадо баранов и овец. Что делает пастух, если вдруг кто-то выбивается из стада? Он бьет его кнутом. Куда движется стадо? Туда, куда ведет пастух. Куда придет стадо? Туда, куда хочет прийти пастух. Что будет делать стадо? То, что позволит пастух, а иначе будет применен кнут.

Это является яркой картиной того, как система (государство, общество, мировая элита, лидеры этого мира) управляют многочисленными народами и странами. Людей много живет на этой планете, но большая их часть является стадом, и лишь единицы являются теми самыми пастухами, которые дают свободу или бьют кнутом тогда, когда им это захочется.

Человек живет в системе, то есть среди людей, в обществе, является частью некоего государства. Как только человек рождается, его никто не спрашивает, чего он хочет, как он смотрит на этот мир, что хотел бы уметь делать и т. д. Наоборот, его с пеленок уже начинают обучать тому, чего он должен хотеть, как должен жить, каким должен быть, к чему обязан стремиться и т. д. Обратите внимание, что родители не спрашивают ребенка, как он бы хотел решить ту или иную спорную ситуацию. Они ему уже рассказывают, что он должен делать, чтобы решить вопрос.

Читайте так же:  Книги по детской психологии для родителей, которые стоит прочитать

С самого детства вас учили, воспитывали, прививали, то есть программировали на тот образ жизни, который позволит вам выжить в том мире, в котором вы появились. Следует понимать, что родители и учителя тоже являются частью системы. Их тоже воспитывали в той или иной манере, после чего заставили вас обучать тому же. Люди должны быть стадом, винтиками, управляемыми. И чтобы этого достичь, нужно привить им определенные ценности, которые они будут отстаивать, то есть саморегулироваться. Попробуйте сходить в туалет на глазах у других людей или начать петь песни на деловом совещании. Вас тут же остановят. Это и есть тот способ саморегуляции, когда каждый отдельный член общества является тем, кто судит, и тем, кого судят другие.

Вся эта возня происходит внутри стада, где есть главные и подчиняемые. А что же делает пастух? Пастух выполняет ту регулирующую роль, которая не смогла выполнить система? Если вдруг вы захотите стать индивидуальностью (например, быть толстым, безработным, бедным и требовать при этом к себе уважение), то общество вам быстро даст понять, что вы никому в таком виде не нужны. А если вдруг вам удастся переубедить общество в том, что можно ничего не делать и быть при этом счастливым человеком, и если это будет идти вразрез с тем, что желают от вас видеть лидеры общества, то вас тут же хлестнут кнутом, чтобы вы вернулись в стадо.

Никому не нужны индивидуальности. Желательно, чтобы все люди были воспитаны в ракурсе патриотизма и части целого общества. Вы должны быть управляемыми. Вы должны быть послушными. Вы должны быть таким человеком и жить такой жизнью, которое вам предлагается обществом. А если вы будете идти своим путем, то вас тут же «ударят кнутом».

Что такое ментальность?

Ментальность исключает индивидуальность. Человек должен смотреть на мир, жить и действовать по определенным правилам, реагировать так, как это принято в том обществе, в котором он живет. Ментальность – это социополитическое наследие, которое формируется столетиями и внедряется в головы каждого, кто принадлежит определенной стране.

Ментальность – это направленность в мышлении отдельного человека, который живет в социуме. Ментальность – это показатель того, как нужно думать, реагировать и действовать в определенных ситуациях. Ментальность – это укоренившиеся взгляды, традиции, праздники, шаблоны и стереотипы, которые невозможно изменить одному человеку. Более того, ментальность хоть и меняется со временем, но это происходит очень долго, пока новые поколения полностью не избавятся от тех догм, которыми пользовались их предки.

Ментальность – это многогранное понятие, поскольку невозможно вложить в него все, что оно под собой подразумевает. Ментальность – это понятия, традиции, взгляды и шаблоны поведения, реакций, которые приняты в определенной национальной среде. Каждая нация обладает своей ментальностью, которая в некоторых аспектах однозначно отличается от ментальности другого этноса. Каждый человек волен жить и думать так, как ему удобно, но в пределах той ментальности, которая бытует в обществе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ментальность является культурным наследием, особенностью психологического развития народа, а также шаблонами поведения и эмоциональных проявлений данного этноса. С самого детства ребенок сталкивается с правилами и обычаями, которые в обязательном порядке демонстрируют родители, другие родственники, окружающие.

Ментальность позволяет человеку определиться с тем, к чьему народу он принадлежит. Нередко люди мигрируют в другие страны по причине того, что их образ жизни и взгляды на мир не совпадают с традициями общества, но во многом перекликаются с ментальностью другого народа. Человеку легче жить там, где его мировосприятие совпадает с ментальностью целого народа. Если происходит противоречие между взглядами одного человека и целого государства, тогда индивид начинает искать более удобную среду для своего обитания.

Многое создается для масс, а не для человека.

  • Телевидение. Как бы вам того ни хотелось, но телевидение направлено на большие массы людей. Все, что там показывается, предназначено для большинства, а не для отдельных индивидов. А что желает большинство? Веселье, страсти, будоражащие истории, скандалы, диссонансные события и т. д. Сейчас людей больше интересует несправедливость, нежели достижения те или иных людей. На сегодняшний день больше пользуется спросом все, что замешано на сексе, деньгах и власти, а не на литературе, медитациях или спокойной семейной жизни. Все, что будоражит, пользуется спросом. Вот почему современное телевидение предоставляет то, что человеку, который желает быть успешным, гармоничным и счастливым, смотреть не нужно и не интересно. Можно даже сказать, что успешный человек не смотрит телевизор, поскольку он идет по пути меньшинства, а не по пути большинства, на которых и ориентировано телевидение.
  • Массовые мероприятия. Концерты, массовые мероприятия, митинги и т. д. – все это также направлено на массовую аудиторию. Вы никогда не увидите успешного богатого человека на таких мероприятиях. Также вы никогда не увидите там гармоничных, спокойных и счастливых людей. Пока ищущие приключений люди толпятся на концертах, успешные люди занимают это время отдыхом на природе или посиделками в красивом ресторане. Следует понимать, что большинство людей ищет шума, веселья, хаоса, поскольку в их собственных жизнях нет разнообразия. В то время как успешные люди, которые умеют жить полноценной жизнью, уже имеют все возможности жить разнообразно и весело.
  • Увлечения. Самое удивительное, что и здесь люди умудряются все делать ради масс, а не ради самих себя. Человек увлекается футболом, интересуется религией, занимается спортом, посещает салоны красоты, постоянно сидит на диетах, покупает дорогие автомобили. Вы думаете, что он делает счастливым себя? На самом деле это не так. Все его увлечения направлены на то, чтобы стать частью толпы. Фанат религии или футбола просто хочет быть частью некой группы людей. Он хочет показать, что он такой же «классный», как и они все, что правильный и его можно за это уважать. Любые увлечения, направленные на поддержание красоты своего тела, тоже во многом предназначены для того, чтобы получать восхитительные отзывы от окружающих. Конечно, человеку приятно видеть свою красоту в зеркале, но в основном она направлена на то, чтобы нравиться другим людям.

Многое создается для масс, а не для человека. Следует понимать, что человек, ориентированный на массы (удовлетворяет желания окружающих людей, вступает в какие-то группы, посещает массовые мероприятия и т. д.), на самом деле является несчастным. Присоединяясь ко всему перечисленному, человек пытается разнообразить свою жизнь, которую он сам лично не может сделать полноценной. Он не успешен. Он не является зрелым человеком, даже если его биологический возраст перешагнул 30-летний рубеж. Жизнь такого человека монотонна, неинтересна и полна неудач, поэтому он пытается разнообразить ее принадлежностью к каким-то группам или посещением массовых мероприятий.

Но такой образ жизни успешные люди не ведут по той простой причине, что они уже делают то, что им действительно нравится. Они не пьют алкоголь, если он им не по вкусу, не смотрят футбол, если он их не вдохновляет, не посещают концерты, если им не нравится музыка, и т. д. Успешные люди уже живут разнообразной жизнью. Они — зрелые и самодостаточные люди, которым не нужны суррогаты счастья. Они сами умеют делать себя счастливыми людьми. Поэтому они являются нарушителями традиций и правил (ведь успеха они тоже достигли благодаря нарушению принятых традиций и правил). Они могут не праздновать праздник, если этого не хотят, могут сыграть свадьбу без белого платья, могут создать свой собственный праздник, который подразумевает активный отдых, а не посиделки за столом. Успешные люди – люди без общественных традиций и правил. Они сами себе создают ту жизнь с теми традициями и правилами, которые им интересны и удобны.

Читайте так же:  Что делать если парень охладел

Как говорится, «рамки придуманы для тех людей, которые не умеют думать своей головой». Поэтому большинство людей живет одинаково. И лишь успешные люди живут так, как того хочется им.

Ментальность разделяется на следующие виды:

  1. По строению общества: античное, средневековое и пр.
  2. По половому и возрастному признакам: мужское, женское, подростковое.
  3. По религии: иудаизм, ислам и пр.
  4. По расовому различию: азиатское, монголоидное и пр.
  5. По интеллектуальному развитию: интеллигенция, простолюдины и пр.
  6. По политическому режиму: тоталитарное, демократическое и пр.

перейти наверх

Ментальность общества

Ментальность невозможно ни пощупать, ни описать, ни ощутить. Это целое наследие народа, которое может выражаться в материальных и нематериальных вещах. Ментальность внедряется в голову каждого человека, который рано или поздно начинает контактировать с окружающими людьми. Проживая длительное время в одной социальной среде, человек вынужден сталкиваться с особенностями его мировоззрения, традициями, обычаями, правилами и этическими, законодательными нормами. Чтобы продолжать функционировать в обществе и не противоречить ему, человек вынужден не просто изучать его менталитет, но и принимать его.

На каждого человека давит окружающая среда в лице родителей, школы и прочих институтов, общества, друзей, политики и пр. Человек вынужден понимать и принимать тот менталитет, который объединяет всех людей, окружающих его. Он может выбрать другой менталитет, чтобы уехать в другую страну. Однако это не избавляет личность от необходимости придерживаться определенных правил, ограниченно воспринимать мир и обладать шаблонами.

Менталитет – это мировоззрение, шаблоны и поведенческие паттерны целого народа, которые формируются столетиями с момента появления данной нации. В зависимости от географического размещения, особенностей психики и исторических событий, которые происходили с нацией, формируется то или иное направление в менталитете.

Ментальность — образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы.

И.Гр.Яковенко: Ментальность задает некоторые интенции, познавательные и объяснительные модели, которые не сознаются человеком, но, тем не менее, оформляют его мысли, побуждения, чувства определенным образом. Когда мы говорим о цивилизационной специфике или о национальной ментальности, национальном характере, мы говорим об особой конфигурации, которая и задает эти характеристики.

Этническая картина мира, в свою очередь, — это представления человека о мире, сформировавшиеся на основании определенных культурно-ценностных доминант. Представления эти отчасти осознаваемые, отчасти бессознательные. В целом этническая картина мира есть проявление защитной функции в ее психологическом аспекте.

Ментальность, таким образом, выступает как совокупность бессознательных комплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Эти бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Последний специфичен для каждой этнической культуры. Ментальность — это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.

Данное понимание проблемы близко классическим взглядам, выраженным А.Я. Гуревичем, который определял «ментальность» как «психический инструментарий», «духовную оснастку», «специфическую структуру сознания», «осознание людьми самих себя, природного и социального окружения»; как не сформированные явно, не высказанные эксплицитно, не вполне осознанные в культуре умственные установки, общие ориентации и привычки сознания; как расхожую психологию и миропонимание, способ мировосприятия.

Ментальность (вариант 2)

МЕНТАЛЬНОСТИ (МЕНТАЛИТЕТ) — (от лат. mens, mentis — ум, мышление, рассудительность, образ мыслей, душевный склад) — совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Как любой социальный феномен, ментальности исторически изменчивы, но изменения в них происходят очень медленно.

Социальный психолог видит в ментальностях (менталитете) взаимосвязанные психологические реакции, представления и качества, несущие в себе остатки опыта предыдущих поколений, «самопонимание групп» (Ю.Митке) как синтез сознания и коллективного бессознательного.

Социальный историк считает ментальностями обобщенный способ восприятия мира, манеру чувствовать и думать, характерную для людей определенной эпохи.

Социолингвист считает ментальностью семантическую матрицу, предопределяющую смысловые реакции культурных субъектов. С точки зрения лингвистики, в изучении ментальностей важно подчеркивать роль языка, моделирующую сознание.

Общей характерной чертой ментальностей — в отличие от доктрин и идеологических конструкций, представляющих собой законченные и продуманные системы, — является их открытость, незавершенность, континуальность, диффузная природа, «разлитость» в культуре и обыденном сознании. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки каждого из людей, сколько внеличную сторону общественного сознания. Субъектом ментальностей является не индивид, а социум. Они проявляются в словесном языке (вербальной культуре общества) и языке жестов, в поведении, обычаях, традициях и верованиях.

Понятие ментального позволяет соединить аналитическое мышление, развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами. Ментальное связывает многочисленные оппозиции — природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Особенно продуктивно понятие ментальностей используется для анализа архаических структур и давно ушедшего времени с характерными для него формами мифологического мировосприятия.

В современном гуманитарном знании понятие ментальностей приобрело расширительный смысл и употребляется не только для обозначения тех или иных культурных стереотипов, типичных для больших социальных групп или характеристики духовной настроенности всего общества, но и для толкования образа мыслей, верований, «навыков духа» небольшой группы людей.

Духовная жизнь молодежи.

Духовная жизнь молодежи – сфера общественной жизни этой социально-демографической группы, призванная обеспечить условия и средства ее становления как субъекта производства духовных и физических сил; социокультурное пространство, связанное с духовной деятельностью, реализацией интеллектуально-духовных потребностей, потреблением духовной культуры; сфера индивидуального и группового сознания, отражающая высшие духовные и нравственные ценности.

Молодежь выступает важнейшим субъектом воспроизводства духовной жизни, способным наследовать и воспроизводить социокультурные образцы, трансформировать их с учетом, изменившегося социального опыта на основе собственного инновационного потенциала и передавать будущим поколениям, внося тем самым свой вклад в развития общества.

В современном обществе, отличающимся динамичностью, молодежь все чаще отвергает традиционный опыт, чем усваивает. Это отразилось и на духовной жизни молодежи: во-первых, в уходе от морального кодекса, на котором воспитывались предыдущие поколения. Это проявляется в снижении значимости существующих в обществе традиционных норма и стилей жизни как образцов правильного поведения. Во-вторых, в трансформации духовных ценностей, т.е. в распаде прежних. В-третьих, в результате неопределенности реорганизации духовного пространства.

В механизме саморегуляции духовной жизни молодежи наблюдается ряд особенностей, связанных с внутренними противоречиями современной структуры в силу сплетения традиционных ментальных структур с новыми глобальными социокультурными образцами и стилями жизни и размытостью ценностно-нормативного сознания.

Доминирующими тенденциями изменения духовной жизни молодежи в условиях трансформирующегося общества и дестабилизация механизма социокультурной регуляции являются:

1) Дифференциация и индивидуализация сознания молодежи;

2) Плюрализация и либерализация ее ценностных ориентаций;

3) Переориентация духовных ценностей с нематериальных на материальные;

4) Коррозия моральных оснований саморегуляции в молодежной среде.

Социальная идентификация молодежи приобретает противоречивый характер, что обусловлено размыванием социальных статусов, ценностно-нормативных структур и интересов молодежи как основы их социальной идентификации. В этих условиях новые основания социальной идентичности молодежи формируются под влиянием культуры, основанной на сиюминутных образцах жизнедеятельности, исключающих устойчивые ценностно-нормативные комплексы, общественно значимые ценности и смыслы, долгосрочные эмоциональные привязанности, с одной стороны, и подчиняющиеся идее расширенного потребления, удовольствия и впечатления как новые основания социальной идентичности, с другой.

Читайте так же:  Как правильно расстаться с женатым мужчиной

34. Понятие молодежной культуры и субкультуры.

Субкультура — система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) — понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).

Современное общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и субкультур, находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодежная субкультура, различные профессиональные субкультуры и др.). Каждый человек принадлежит к какой-то субкультуре, хотя субкультуры большинства людей не имеют ни самоназвания, ни системы символов, обозначающих их границы. Правдоподобное предположение состоит в том, что самоидентификация и символика проявляются лишь вместе с необходимостью быстро и эффективно отличить своих от чужих. Если ранее культура не делилась на так ярко выражено на «взрослую» и «молодежную» (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т. п.), то теперь у «отцов» и «детей» появились серьёзные отличия и в ценностных ориентациях и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Такие субкультуры, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Более узким понятием, близким к субкультуре, но не подменяющим её, является фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. Однако большинство фэндомов не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.

Также с понятием субкультуры иногда путают понятие хобби — увлечения человека каким-либо занятием (см. геймеры, хакеры, и т. п.). Сообщества людей с общим хобби могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

Русская ментальность через призму постсоветского российского общества

философские науки

  • Сабирова Лиля Андреевна , кандидат наук, старший преподаватель
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт
  • Похожие материалы

    Перед русским человеком XXI веке встали глобальные вызовы и проблемы. Русскому человеку необходимо этнически сохраниться, сохранить и развивать свою национальную культуру, национальное самосознание. Под понятием «русский человек» мы подразумеваем собирательный образ представителей русского этноса. Более детальное изучение ментальности русского человека нужно для рефлексии, самосознания, самопонимания русским человеком себя как активного члена общества — представителя великой русской нации и грамотного, адекватного восприятия истории нашей страны.

    Вопрос ментальности русского человека несет в себе своевременный посыл для более пристального внимания в силу социальных, экономических, политических обстоятельств в XXI веке. Русская ментальность постсоветской эпохи — это умонастроение русского человека, субъекта российского государства с момента распада СССР по настоящее время. Носителем русской ментальности является русский человек. Помимо понятия «ментальность» для обозначения русского национального характера используется понятие «менталитет». «Ментальность» применяется когда речь идет о человеке- единичном представителе этноса или же об этническом собирательном образе. Под менталитетом мы понимаем умонастроение не собирательного этнического образа, а этноса в целом.

    В русской ментальности усилилось утилитарно-прагматическое отношение к природным ресурсам. Природа преимущественно для него-это кладовая ресурсов из которой нужно извлечь пользу для обеспечения своего жизненного существования. В русской ментальности начала более усиленно проявляться потребительская культура. Отношение носителя русской ментальности- русского человека выражено в повышенной тревожности, боязни экологических бедствий. Русский человек пока еще с трудом готов предпринять конкретные практические действия по защите окружающей природной среды обитания, организовать давление на органы власти, представителей дирекции экологически неблагоприятных производств с целью заставить их решать экологические проблемы конкретного региона. Его экологическое поведение и экологическая культура в большинстве случаев определяется через призму комфорта и экономического благополучия. В нем доминируют потребительские установки по отношению к природной среде, он пассивным образом участвует в решении экологических проблем. Русский человек пока не осознает необходимость личного участия в решении экологических проблем, у него сохраняется патернализм и личное иждивенчество. [9].

    Предприимчивость, патернализм, презрение к властным структурам, индивидуализм, инициативность и предпринимательская жилка характерны и для русского человека, представляющего другие социальные слои населения России (рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию). Однако их усвоение (или развитие и возрождение) шло с трудом, параллельно с чувством неудовлетворенности, приверженности к дезорганизованности и политической пассивности, склонности к пьянству. У представителей крестьянства и рабочих сохранилась любовь к социалистическому сознанию, ностальгия по советскому прошлому. [6]

    В ментальности русского человека-интеллигента появилась неуверенность в завтрашнем дне, ощущение своей ненужности в рыночном обществе и подчиненное значение в российском обществе, желание эмигрировать из России. Интеллигенция продолжает составлять важный компонент российского общества. Классическими чертами русской интеллигенции были приверженность к аскетичному образу жизни, отвращение к духовному мещанству, сострадание нуждающимся, ощущение своей оторванности от народа, стремление служить народу, рациональное сознание, любовь к утопиям, склонность к самокопанию и катарсису. Под духовным мещанством понимается нравственная тупость, равнодушие к людям, преклонение перед сильными мира сего, приспособленчество, любопытство, умственная ограниченность. Под катарсисом понимается процесс нравственного анализа и духовного очищения. Под утопией понимается общественный идеал, который не может реализоваться на практике. [6]

    В тоже время интеллигенция стала более коммерциализованной, у нее появилось желание хорошо и дорого «продаваться». Среди интеллигенции возросла коррупция. Интеллигенция как класс стала «растворяться», благодаря реформам, политической ситуации и появлению нового социального слоя, который А.И. Солженицын и Д.С. Лихачев назвали «образованцами». [3,7 ] У образованцев есть высшее образование, научное мышление, они могут быть знакомы с произведениями элитарной культуры, но в отличие от интеллигенции образованцы имеют более плохие манеры, они наглее и не всегда обладают врожденным чувством уважения к человеку и чувством тактичности. У образованцев больше развита потребительская культура, приоритетная ориентация на материальное обогащение любой ценой. Помимо этого образованцам присуще духовное мещанство.

    Русский человек в начале либерально-рыночных реформ активно поддержал переход российского государства от авторитарного типа к демократическому типу. Он стал чаще и активнее участвовать в выборах власти и «группах давления» на власть, формировать определенные добровольные организации гражданского общества, свободнее выражать свое мнение. Однако незавершенность демократических реформ привела к тому, что ему не удалось до конца избавиться от надежд на то, что государство решит все его личные проблемы, распределит по справедливости общественные блага, т.е. его авторитарно-патриархальная и патерналистская ментальность в целом сохранилась. [6]

    Помимо негативных качеств в русской ментальности развиваются и позитивные качества. Например, дух предпринимательства, патриотизм и национальное самосознание, свободолюбие, способность добровольно подчинить свои личные интересы интересам общества, самокритичность. Русскому человеку чужда западная модель демократии, ему ближе идеал древнерусского вече и свобода духа.

    После краха Советского союза русский человек обрел выбора в сфере культуры, ему стали доступы примитивные образцы массовой культуры, ориентированные только на удовлетворение низменных потребностей. Русский человек, как оказалось, в основном не способен ориентироваться в огромном информационном поле, наполненными противоречивыми мнениями, разными нравственными нормами.

    Возрастание роли православной религии в современном российском обществе привело к определенному возрождению религиозности русского человека. Это выразилось, в самоидентификации русского человека в качестве православного человека, в росте его интереса к православию. Вместе с тем, возросло влияние на русского человека и различных тоталитарных сект, сектантских движений. Для большинства из них характерно наличие апокалиптических элементов в вероучении, находящих благоприятную почву в ментальности русского человека. В тоже время православие пока еще не смогло заполнить духовную пустоту русского человека. Русский человек в девяностые годы ХХ века не был готов к духовному и социальному краху и новым проблемным вызовам. Возможно, что это одна из причин быстрого распространения увлечения лженаучными явлениями (хиромантией, экстрасенсорикой, астрологией, спиритизмом и т.п.) и сектантством. Вновь возросла тяга русского человека к первобытному, природному язычеству, о которой писал еще Н.А. Бердяев [2].

    Постепенный переход к рыночному, демократическому и правовому государству осуществляется противоречивым образом, в любое время возможен откат или к реставрированному социализму, или к авторитарному обществу. В последнее время у русского человека возросла ностальгия по советским временам и социалистическому устройству. Среди молодежи растет интерес к большевизму, коммунизму и соответственно к «левым» партиям и движениям. Русский человек резко негативно относится к нечестно нажитому богатству и не равномерному распределению национальных богатств, социальному неравенству, у него сохраняется чувство социальной несправедливости.

    Ментальность явление устойчивое, но, тем не менее и она подвержена изменениям, хотя, называя эти изменения нужно быть предельно тактичным, потому-что нельзя определенно говорить о будущем ментальности русского человека. Правильнее говорить об определенном изменении в ее структуре, о большей выраженности тех или иных ментальных свойств русского человека.

    В ментальности выделяют базовые качества — ядро, которые формируются столетиями и являются устойчивыми и качества временные- периферию. Изменение «ядра» русской ментальности происходит на протяжении огромных периодов общественного развития, под влиянием коренных преобразований в обществе (в отдаленной перспективе можно надеяться, например, на снижение уровня противоречивости ментальности русского человека, на гармонизацию коллективного и индивидуального в ней).

    В социально-философской литературе вопрос о сценарии развитии русской ментальности является актуальным и дискуссионным. Мы поддерживаем точку зрения Б. П. Шулындина. Б. П. Шулындин разработал три основных сценария возможного развития событий в России, затрагивающих изменение ментальности русского человека:

    • преобразование русского менталитета в общечеловеческий и исчезновение русского народа;
    • противодействие русского менталитета курсу реформ и восстановление классической ментальности русского человека;
    • корректировка экономического курса с учетом сохранения сущностных черт ментальности русского человека (этот сценарий Б.П. Шулындин считал основным и желательным для России) [10,С. 50-53.].

    Русскому человеку следует попытаться усовершенствовать следующее:

    1. формирование приоритетного правового отношения к социальной действительности;
    2. тренировка дисциплины воли и чувства в разумных пределах;
    3. преобразование отрицательных качеств в положительные;
    4. культ здравомыслия с анализом реальной ситуации;
    5. ориентир на принцип меры во всем;
    6. развитие духовности, самоуважения в совокупности с уважением и адекватным терпением к другим национальностям и культурам;
    7. обретение себя как востребованной личности с личностным включением в общественную жизнь;
    8. сохранение себя как человека, осмысливая и осознавая себя достойным гражданином нашей Родины.
    9. воспитывать в себе рациональную любовь к природе. 1
    10. осуществить переход от безразличия к своей индивидуальности к обретению себя. (В.С. Барулин) [1].
    11. развить преимущественно духовную область (Д.С. Лихачев) [3, С.7];
    12. использовать на благо свой духовный потенциал. По мнению, В. В. Трушкова русскому народу еще предстоит создать общезначимую национальную идеологию, соответствующую современным условиям и в то же время не порывающую с прошлым» [8, С.124].

    Исторически сложилось так, что восемьдесят процентов проживающих в России — это люди русской национальности. Однако далеко не все те, кто идентифицирует себя русским знает русскую ментальность и может назвать те, черты, которые отличают русскую ментальность, от ментальности англичанина, например. Поэтому русскую ментальность нужно изучать.

    Важно рассматривать русскую ментальность во всей полноте и сложности проявления и учитывать ее особенности при проведении социально-экономических реформ в современном российском обществе. При их проведении важно опираться на присущие русскому человеку позитивные ментальные свойства: патриотизм, державность, терпимость, доброта, широкая натура, жизнеспособность, стремление к идеалу, духовность, вера в высокое предназначение России, справедливость.

    Список литературы

    1. Барулин, В.С. Российский человек в ХХ веке. Потери и обретения себя / В.С. Барулин. – СПб. : Алетейя, 2000. – с.410
    2. Бердяев, H.A. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев. – М.: Наука, 1990. – 224 с. – С.7
    3. Лихачев, Д.С. О национальном характере русских . // Вопросы философии. – 1990. № 4. – С. 5-12.
    4. Опрос ВЦИОМ: русскому характеру присущи доброта, пьянство и лень.URL: http://www.nr2.ru/society/36403.html- 14.01.2014.
    5. Полежаев, Д.В. Русский менталитет: опыт социально-философского анализа: автореф. дис…докт. филос. наук: 09.00.11 / Полежаев Дмитрий Владимирович; Волгоградс. Гос. ун-т. – Волгоград, 2011. – 42 с., с.698.
    6. Сабирова Л.А. Своеобразие проявления русской ментальности в конкретно — историческом контексте общественного развития. дисс. … канд. филос. наук: 09.00.11./ Сабирова Л.А. Мордовский гос. ун-т им. Н.П.Огарева. – Саранск. 2014. – 164 с.
    7. Солженицын, А.И. Россия в обвале / А.И. Солженицын. – М.: Русский путь, 2006. – 104 с.
    8. Трушков, В.В. Современный рабочий класс России в зеркале статистики // Социологические исследования. – 2002.–№ 2., с.124
    9. Щелкунов М.Д. Российская национальная идея: с надеждой в будущее / Российская идея: сущность, содержание, развитие // Материалы межвузовской конференции. – Казань: Изд-во КГУ, 1997. – 110 с.
    10. Шулындин, Б.П. Русский менталитет в сценариях перемен . // Социологические исследования, 1999. – № 12. – С. 50-53.

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Читайте так же:  Как быть, если молодой человек или девушка не хочет отношений

Источники


  1. Зацепин, В. О жизни супружеской / В. Зацепин. — М.: Молодая Гвардия, 2012. — 144 c.

  2. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. — М.: СПб: Пирожкова, 2013. — 224 c.

  3. Одергон, Арлин Отель Война. Психологическая динамика вооруженных конфликтов / Арлин Одергон. — М.: Энигма, 2008. — 512 c.
  4. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи. Учебное пособие-практикум / А.Г. Лидерс. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2015. — 552 c.
  5. Вагин Психология выживания в современной России / Вагин, Игорь. — М.: АСТ, 2016. — 352 c.
Ментальность общества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here