Методика определения акцентуации характера по карлу леонгарду

Сегодня мы рассмотрим тему: "Методика определения акцентуации характера по карлу леонгарду" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Основные методики определения акцентуации характера

Учение об акцентуациях характера непрерывно развивается с конца 60-х годов, когда появились первые монографии Карла Леонгарда по этой теме. Впоследствии ряд психологов развивали и совершенствовали методы диагностики акцентуаций и их характеристики. В настоящее время активно используются несколько вариантов типологии акцентуаций и тестов для их определения.

Самыми используемыми у нас являются методики, предложенные самим Карлом Леонгардом, модификация его опросника Г. Шмишеком, а также переработанный вариант, созданный А. Личко. В данной статье мы рассмотрим особенности каждой методики тестирования.

Опросник Карла Леонгарда

Теория акцентуированных личностей была сформулирована Леонгардом в 1968 году. В монографии «Акцентуированные личности» он предположил, что характерологическую картину каждого человека составляет некое «ядро» основных черт личности, окруженное несколькими менее яркими дополнительными характеристиками.

Именно это «ядро» и определяет картину личности, а при слишком выраженном его проявлении называется акцентуацией характера. Леонгард рассматривал акцентуации как нейтральные характеристики. Они могли как способствовать личностному росту, так и приводить к деградации носителя. Конкретные проявления акцентуаций, по мнению Леонгарда, зависели от внешних обстоятельств.

Методика Леонгарда для выявления акцентуации характера состоит из 88 вопросов, предполагающих ответ «да» или «нет». Далее результаты обрабатываются специальным образом, для разделения ответов по 10 шкалам акцентуаций.

Методика Леонгарда-Шмишека

Этот способ диагностики акцентуаций представляет собой модификацию авторской методики «Определение личностно-характерологических акцентуаций» Карла Леонгарда. Так же, как оригинальная, она содержит 88 вопросов, относящихся к разным вариантам акцентуации характера. Тест предполагает только ответы «да» или «нет». Основные отличия – в формулировке текста вопросов – Г. Шмишек её изменил, оставив неизменным количество и способ подсчёта результатов.

В варианте Шмишека вопросы носят более общий характер для охвата большего количества жизненных ситуаций и соответственно большей достоверности теста. Например, вопрос «Способны ли вы восхищаться, восторгаться чем-то?» заменен на “Можете ли вы сильно воодушевляться?».

После подсчёта результатов тестов по Леонгарду и по Шмишеку получают 10 цифр, соответственно 10 шкалам акцентуаций. Это шкалы следующих типов: экзальтированный, ригидный, возбудимый, дистимный, циклотимный, демонстративный, педантичный, тревожный, эмотивный, экзальтированный. Результаты теста обычно для наглядности оформляют в виде графика.

Методика Личко

А. Е. Личко переработал и дополнил характеристики акцентуированных личностей. Первое издание его монографии о психопатиях и акцентуациях характера вышло в 1977 году. Основной объём исследований отечественного психиатра был посвящен работе с подростками. А. Е. Личко воспринимал концепцию акцентуаций характера не так, как Карл Леонград. Он считал акцентуации слабо выраженным вариантом психопатий, не вызывающим нарушения социальной адаптации. Соответственно была переработана классификация типов акцентуации характера. Тест А.Е. Личко предназначен для работы с группами детей и подростков. Опросник в нём расширен и включает 143 вопроса, относящихся к 10 шкалам акцентуаций и 11 шкале для контроля правдивости ответов. Вопросы в тесте заранее сгруппированы по типам акцентуаций для удобства подсчёта.

Соответствие типов акцентуации у разных авторов

В связи с большой распространённостью всех трёх вариантов опросника может возникнуть путаница из-за различия в названиях типов акцентуации. Для её устранения предлагаем вам таблицу, соотносящую классификации Личко и Леонгарда. В варианте теста Шмишека типология аналогична типам по Леонгарду.

Название типа по Леонгарду

Название типа по Личко

Эмотивный Лабильный Гипертимный Гипертимический Дистимный Неустойчивый (депрессивный) Циклоидный Аффективно-лабильный Застревающий Параноид Возбудимый Эпилептоид Тревожный Тревожный Демонстративный Истероид Педантичный Астенический Интравертированный Шизоид Экстравертированный (конформный) Экзальтированный

Для экзальтированного и экстравертированного типов нет аналогов в классификации А. Е. Личко. При этом для них имеются отдельные типы расстройств личности в американской классификации болезней DSM. Экстравертированному типу соответствует расстройство по типу зависимой личности, а экзальтированному – диссоциальное расстройство.

Результаты всех трёх методик позволяют с высокой достоверностью судить о наличии или отсутствии акцентуации характера. Однако даже ярко выраженную по результатам теста акцентуацию нельзя рассматривать как диагноз. Акцентуация – это только особенность личности, которую следует учитывать при выборе сферы деятельности или досуга. А проявления акцентуации зависят от психологической зрелости личности и в некоторой мере – от окружения. Конечно, акцентуации влияют на жизнь своих носителей, но управляет своей жизнью всё же сам человек.

Методика проведения теста на акцентуацию характера по Леонгарду

Однозначной классификации характерологических проявлений личности не существует в связи с большим разнообразием черт характера, их вариативностью как в качественном (преобладание тех или иных особенностей), так и в количественном (разная сила проявления каждой черты) выражении. Крайние границы нормы количественного выражения характера принято называть акцентуациями. Самые яркие проявления этих граничных особенностей сведены в 10 типов, которые и являются видами акцентуации.

Так как акцентуированные личности не относятся к патологическим, проявления акцентуации в повседневной жизни у них минимальны или отсутствуют. Они появляются в моменты, требующие активного участия или полного подавления акцентуированных черт. Остальные неурядицы, даже достаточно тяжелые, переносятся акцентуированными личностями абсолютно так же, как гармонично развитыми, а иногда даже легче или эффективнее. В крайне неблагоприятных обстоятельствах акцентуация может привести к изменению поведения или психопатологическому перерождению личности. Однако это не является основанием для рассмотрения акцентуированных личностей как больных. Напротив, информация о наличии акцентуации позволяет предупредить негативные сценарии жизни для таких людей.

Читайте так же:  Как избавиться от бессонницы в домашних условиях

Особенности методики Леонгарда

Первой из методик определения преобладающих черт характера стал тест Леонгарда на акцентуацию характера. Опросник включает 88 вопросов, касающихся различных жизненных ситуаций, мнения человека о самом себе, его поведения в детстве по сравнению с взрослым возрастом, предпочитаемых видах деятельности, эмоциональных реакциях, отношению к миру и людям. На вопросы допускается отвечать только «да» или «нет», делать это следует максимально быстро, не раздумывая. Все вопросы равнозначны, правильных и неправильных ответов на них не существует.

Вопросы относятся к 10 шкалам соответственно акцентуациям. Это дистимный, циклотимный, гипертимный, застревающий, возбудимый, экзальтированный, педантичный, демонстративный, эмотивный, тревожный типы. Подробные их характеристики вы можете найти в других наших статьях.

Вопросы, относящиеся к одному типу акцентуации, распределены по всему тексту опросника. Поэтому для интерпретации результатов используется специальная таблица, согласно которой за каждый ответ «да» или «нет» начисляется определённое количество баллов по одной из шкал. Для приведения набранных баллов к одному стандарту для каждой шкалы имеется свой коэффициент. Полученное число и характеризует наличие или отсутствие акцентуации. Его обычно изображают в виде графика, на котором наглядно видно преобладание одного или нескольких типов акцентуации.

В результатах теста возможно значение от 0 до 24 баллов по каждой из 10 шкал. Они распределяются следующим образом:

  • от 0 до 6 баллов – черта характера не выражена,
  • от 7 до 12 баллов – средняя выраженность,
  • от 13 до 18 баллов – имеется склонность к данной акцентуации,
  • от 19 до 24 баллов – данная черта характера акцентуирована.

Тест Леонгарда на акцентуацию характера предназначен для работы с взрослыми. Обычно к 20-25 годам выраженность личностных особенностей снижается, поэтому по результатам менее 50% опрошенных имеют склонность или явную акцентуацию.

Выявление акцентуированной личности помогает скорректировать условия жизни и работы таким образом, чтобы минимизировать количество конфликтов и спорных ситуаций. В долгосрочной перспективе такая коррекция существенно уменьшает количество расстройств личности и психосоматических заболеваний.

Тест Леонгарда — определение типа личности online

Результат теста Леонгарда:

Акцентуация характера по каждому типу диагностируется в случае превышения 12-балльного уровня.

Акцентуированные личности не являются психопатологическими, они просто характеризуются выделением ярких черт характера.

1. Гипертимы: 0 баллов.

2. Возбудимые: 0 баллов.

3. Эмотивные: 0 баллов.

4. Педантичные: 0 баллов.

5. Тревожные: 0 баллов.

6. Циклотимные: 0 баллов.

7. Демонстративные: 0 баллов.

8. Неуравновешенные: 0 баллов.

9. Дистимные: 0 баллов.

10. Экзальтированные: 0 баллов.

Гипертимический тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность — с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Плохо переносит одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая.

Возбудимый тип. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует.

Эмотивный тип (эмоциональный). Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение.

Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью.

Тревожный тип (психастенический). Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях.

Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).

Демонстративный тип. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках.

Неуравновешенный тип. Основная черта этого типа — чрезмерная стойкость эмоций, сочетающаяся со склонностью к формированию сверхценных идей.

Дистимический тип. Этот тип является противоположным гипертимическому типу, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, заторможенностью. При выраженности этой шкалы (18-24) балла читайте статью депрессивная акцентуация личности.

Экзальтированный тип (лабильный). Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

Расширенный опросник Шмишека

Стандартная, наиболее распространенная версия теста Леонгарда-Шмишека состоит из 88 вопросов.
Впервые русскоязычная адаптация выполнена В. М. Блейхером в 1973 году.
Существует большое количество более поздних вариантов перевода опросника, здесь приведен один из них.

Пройти тест Леонгарда-Шмишека, 88 вопросов

Расширенная версия состоит из 98 (или 97, в зависимости от источника) вопросов.
Дополнительно введена шкала искренности ответов.

Пройти расширенный тест Леонгарда-Шмишека, 98 вопросов

Адаптация детской версии выполнена И. В. Крук в 1975 году.
От взрослого варианта отличается только формулировкой вопросов.

Пройти детский вариант теста Леонгарда-Шмишека, 88 вопросов

В качестве результатов во всех версиях приводятся:

  • значения десяти шкал акцентуаций с краткими интерпретациями;
  • подробные описания акцентуированных типов личности;
  • возможные интерпретации сочетаний шкал по книге Ю. В. Кортневой.

Особенности реализации:

  • краткие и подробные результаты, приводится интерпретация сочетаний шкал;
  • удобная онлайн-версия: ответы в один клик, большие кнопки для тач-экранов;
  • доступны все подробности расчётов для использования в учебных целях;
  • для каждого результата формируется короткая ссылка, которой можно поделиться;
  • совершенно бесплатно и анонимно, регистрация не требуется.
Читайте так же:  Как быть и что делать, если в тебя влюбился мальчик

Карл Леонгард
• Акцентуированные личности
М.: Эксмо-Пресс, 2001, ISBN 5-04-008782-9

Это, пожалуй, самая популярная книга по психиатрии. Ее автор, К. Леонгард (1904-1988), выдающийся немецкий психиатр, невролог, психолог, известен широкой публике, прежде всего, как автор концепции об «акцентуациях характера». Данное понятие не только прочно укоренилось в лексиконе специалистов, но и в некоторой степени стало достоянием той части читающей аудитории, которую принято называть «мыслящей» и «интересующейся».

Рассказывая об акцентуированных личностях – здоровых людях, но стоящих близко к границе между нормой и патологией, Леонгард выбрал такой стиль изложения и построения материала, благодаря которому книга тоже оказывается на границе между серьезной научной монографией и работой, предназначенной для широкой публики.

Написанная живым языком, с пояснением имеющейся терминологии, книга представляет интерес как для специалистов, прежде всего психологов и психиатров, студентов медицинских, психологических, педагогических вузов, так и всех интересующихся проблемами психологии личности.

Ю. В. Кортнева
• Диагностика актуальной проблемы
Методика Леонгарда-Шмишека
М.: ИОИ, 2004, ISBN 5-88230-151-3

В основе интерпретативного подхода лежит принцип использования психометрического парадокса, позволяющий успешно работать с неустойчивыми данными, высоко нагруженными по социальной желательности.

Практическое руководство по тесту Леонгарда-Шмишека содержит подробное описание методики, отдельных шкал и их сочетаний. В рабочих материалах содержится текст опросника, приводятся примеры интерпретации профилей в рамках консультативной ситуации.

Руководство адресовано профессиональным психологам и студентам, получающим подготовку в области психодиагностики, а также специалистам, работающим в области консультирования и ассесмента.

Н. И. Шевандрин
• Основы психологической диагностики
М.: Владос, 2003, ISBN 5-691-00991-5, 5-691-00992-3

В учебнике раскрывается специфика работы практического психолога. Учебник состоит из трех частей.

В первой части приводится методика типичных диагностических процедур, рассматриваются психометрические основы психодиагностики .многомерные методы анализа и интерпретации данных, роль ЭВМ в психодиагностике.

Во второй части приводится характеристика межличностных отношений, продемонстрирована связь коррекционных и терапевтических процедур применительно к социально-психологическим проблемам.

Третья часть приводит сведения о развитии и современном состоянии психодиагностики личности и образовательных систем. В практикумах и приложениях дан широкий перечень диагностических средств, предложены рекомендации по психокоррекции и развитию личности и групп.

Учебник адресован студентам высших учебных заведений, будет полезен и практическим психологам.

Анализ акцентуации по тесту Леонгарда (стр. 1 из 3)

1. Сущность понятия «характер» и его основные составляющие

2. Акцентуация черт характера

3. Анализ акцентуаций по Леонгарду (социологический аспект)

Изучение характера человека является важной составной частью психологии. Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях неодинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности. Можно наряду с другими людьми испытывать те же трудности, выполнять с равным успехом свои обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть при этом мягким, уступчивым или жестким, нетерпимым человеком, веселым или грустным, уверенным или робким, уживчивым или неуживчивым. Одинаковые по смыслу критические замечания школьникам делаются одними педагогами всегда в мягкой, вежливой, доброжелательной форме, а другими — грубо и бесцеремонно. Все это связано с характерологическими особенностями каждого отдельного человека.

Целью данной работы является провести анализ акцентуации по тесту К. Леонгарда.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить сущность понятия «характер» и его основные составляющие;

— рассмотреть акцентуацию черт характера;

— провести тестирование на основе теста К. Леонгарда.

1. Сущность понятия «характер» и его основные составляющие

В переводе с греческого «характер» — это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе (5).

Под характером принято понимать совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе (2, 4). Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими (2).

В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Последний представляет собой динамическую сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальныепридают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. (2, 6). Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

2. Акцентуация черт характера

Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико и, во всяком случае, превышает тысячу наименований. Поэтому перечисление и описание варьируемых черт характера нецелесообразно, к тому же четкая классификационная схема (кроме самого общего отнесения их к одному из указанных выше отношений личности) в психологии отсутствует. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт (3, 5). При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена. Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера данного индивида, могут переноситься им без напряжения и срывов, не доставляя никаких неприятностей ни окружающим, ни ему самому. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но сведение ее к патологии неправомерно.

Типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом (1). Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы имподчиниться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это — пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — с дистимной.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

Тест Леонгарда — определение типа личности online.

Если Вы согласны с утверждением, выделите «Да», если не согласны — «Нет».

Онлайн-консультация автора метода «Психоалгоритм»:

Галина Илья Юрьевич! Спасибо огромное за Ваши сессии, в которых мне посчастливилось принять участие. Благодаря им, я стала уверенней во многих вопросах и ситуациях, которые раньше вызывали тревогу и обеспокоенность. Вы научили меня справляться с этим за короткий временной интервал. Приятно иметь дело с профессионалом высокого уровня!

Анна Илья Юрьевич, трудно подобрать слова, чтобы выразить вам свою благодарность за вашу помощь. Я вспомнила, в каком состоянии и с какими мыслями встречала прошлый год, 2017. Помню те чувства горечи, тревоги, которые не выходили из меня ни в каких обстоятельствах. Наконец-таки, я оставила это желание саморазрушения и теперь могу дышать по-другому. Спасибо вам!

Татьяна Спасибо, Илья Юрьевич, за консультацию. Действительно, она позволила взглянуть на мою жизненную ситуацию под другим углом. Еще раз спасибо!

Владимир Спасибо большое за консультацию! Действительно я замечал, что воспоминания всплывают в то время, когда у меня плохое настроение или раздражительность, но я не мог понять, что это защитный механизм. Постараюсь при его следующем появлении рассуждать уже о том, что же именно вызывает раздражение, вместо того, чтобы погрузиться в воспоминания.

Дарья Большое спасибо за помощь! Я очень рада, Вы помогли мне понять себя и указали мне новый путь, чтобы улучшить свою жизнь!

Читайте так же:  Обидела мужа или парня как правильно попросить у него прощения

Опросник акцентуаций личности (по К. Леонгарду).

Цель: направлен на определение доминирующей акцентуации темперамента, характера и стиля мышления. Наиболее эффективен для экспертной оценки указанных параметров личности.

Общие теоретические положения: основывается на типологии акцентуаций личности по Карлу Леонгалду.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Область применения: подростковый возраст.

Организация: индивидуальная или групповая.

Краткое описание методики: состоит из 72 утверждений, которые опрашиваемый должен принять («Да») или отвергнуть («Нет») как соответствующие или несоответствующие его поведению.

Обработка результатов: учитываются лишь утверждения, на которые испытуемый (или эксперт) ответил утвердительно («Да», соответствуем моему (или оцениваемого) поведению). В таблице приведены шифры акцентуаций и номера утверждений, которые соответствуют этим акцентуациям.

Различные утверждения в разной степени отражают выраженность акцентуаций, поэтому следует присваивать им разные баллы (они также указаны в таблице).

Руководствуясь описанной шкалой, подсчитывается общая сумма баллов, набранных испытуемым, и определяются типы акцентуаций темперамента (05–10 (шифр)), характера (01–04) и стиля мышления (11–12).

Краткое описание шкал:

Типы акцентуаций личности по Леонгарду.

01. Демонстративный – развитая способность к вытеснению из памяти неприятных сведений и фактов, вследствие чего корректируются все сферы деятельности.

02. Злопамятный – преобладает стойкость эмоциональных состояний гнева или страха, которые держаться очень долгое время, хотя никакие новые переживания их не активизируют.

03. Педантичный – неприятные факты, травмирующие переживания часто довлеют в памяти; негибкость, инертность психических процессов.

04. Возбудимый – в основе поведения преобладают влечения, инстинкты и неконтролируемые побуждения, приводящие к разрядке в большей мере физической, нежели духовной.

05. Оптимист – приподнятость настроения, жажда деятельности, словоохотливость, живость мышления и возникновение идей по ходу беседы.

06. Циклический – сменяются, чередуясь, состояния энергичности и подавленности.

Читайте так же:  Саморазвитие как начать новую жизнь и изменить себя

07. Пессимист – низкий основной уровень настроения, сосредоточенность больше на негативных сторонах жизни, чем на положительных.

08. Экзальтированный – резкие переходы от восторга по поводу радостных событий к тревоге и отчаянию по поводу негативных.

09. Тревожный – тревожность, повышенная робость и пугливость.

10. Мягкосердечный – повышенная чувствительность и глубина переживаний в области тонких эмоций, связанных с проявлениями душевности, гуманности и отзывчивости; впечатлительность.

11. Экстраверт – больше обращен в сторону восприятий, чем представлений, может легко поддаваться влиянию окружения, стимулам извне.

12. Интроверт – живет не столько восприятиями и ощущениями, сколько своими представлениями. Внешние события на него влияют мало. Склонен к раздумьям, но слабая готовность к деятельности.

* примечание: названия акцентуаций представлены в виде общеупотребительных (бытовых) терминов, а не в клинических понятиях.

Выходные данные: Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999.

1. Определение акцентуированного выражения черт человека (тест К.Леонгарда –– Н.Шмишека).

Цель: изучение (выявление) акцентуации характера.

Общие теоретические положения: основывается на типологии акцентуаций личности по Карлу Леонгалду.

Область применения: подростковый возраст.

Организация: индивидуальная или групповая.

Краткое описание методики: состоит из 88 вопросов, на которые возможно 2 варианта ответа: «Да» или «Нет».

Обработка результатов: по ключу, за каждое совпадение = 1 балл. Полученные баллы по каждой шкале умножаются на определенный индекс (это необходимо для того, чтобы уравновесить ответы (привести их в единую систему отсчета), т.к. количество вопросов в разных шкалах – разное).

[3]

В результате выявляется 4 степени выраженности акцентуаций:

0-14 баллов – норма, т.е. акцентуация не выражена.

15-20 баллов – скрытая акцентуация (тенденция).

20-24 балла – явная акцентуация.

Краткое описание шкал:

Типы акцентуаций личности по Леонгарду.

1. Демонстративный – легкость установления контактов, любят быть в центре внимания, склонны к фантазированию, очень неглубоки в чувствах, стремятся к лидерству, артистичны; эгоизм, лицемерие, хвастовство.

2. Застревающий – умеренная общительность, занудность, склонность к нравоучениям, упорство, целеустремленность; инициатор в конфликте; очень мнительны, уязвимы; долго «застревают» на какой-то проблеме.

3. Педантичный – редко вступают в конфликты, скорее пассивны в конфликтах, много формальных требований к себе и др., аккуратны, скрупулезны, склонны действовать по плану, педантичны; аккуратны, но брезгливы; занудны, нуждаются в заботе; рано формируются моральные ценности, остро реагируют на отношение окружающих, очень тревожны.

4. Возбудимый – низкая контактность, замедленность в реакциях, неуживчивы, властность, активны в конфликте, равнодушны к будущему; нередко бывают добросовестны, аккуратны в спокойном состоянии.

5. Гипертимный – радужный, активный тип; могут быть безответственными.

6. Дистимический – подавленность настроения, серьезность, пессимизм, заниженная самооценка, обостренное чувство справедливости, пассивность.

Читайте так же:  В чем заключается работа психолога в школе функции и задачи специалиста

7. Тревожно-боязливый – низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение.

8. Аффективно-экзальтированный – контактны, словоохотливы, влюбчивы; очень остро все переживают, очень быстрая перемена настроений, очень улыбчивы, склонны восторгаться, восхищаться.

9. Эммотивный – узкий круг общения, редко сами вступают в конфликты, эмоциональность, чувствительность, тревожность, гуманность, сопереживание др., доброта, сострадательность, очень сентиментальны.

10. Циклотимный/аффективно-лабильный – частая смена настроения – то (+), то (–); зависимы от внешних обстоятельств, с возрастом преобладают (–).

* не учитывает экстравертированный и интровертированный типы.

Тест-опросник 16PF.

Автор: Р.Кеттелл (адаптация А.Г. Шмелева, В.И. Пихолько, А.С. Соловейчика).

Цель: оценка степени выраженности 16 личностных черт.

Общие теоретические положения:

Область применения: с 16 лет.

Организация: индивидуальная или групповая.

Процедура обследования: обычно предполагает проведение 2-х сеансов-обследований: вначале с использованием одной формы теста (А, С, Е — по уровню образования), затем, как правило, в другой день — соответ­ствующей параллельной формы (В, D, F).

Краткое описание методики: Наиболее часто применя­емые формы А и В включают перечень из 187 вопросов, отнесенных к одному из 16 факторов; предполагает 3 ответа: а), б) и в). В письменном варианте для проведения требуются комплект тестовых буклетов с инструкцией испытуемо­му и списком вопросов.

Обработка результатов: стандартная: по ключу.

* Во втором факторе совпадение с ключом равно 1 баллу.

В остальных факторах совпадение с «б» равно 1 баллу, а совпадение с буквами «а» и «в» по ключу равно 2 баллам.

После проведения обследования подсчитывается количество «сырых» баллов по разным шкалам. После присвоения баллов за ответы по всем вопросам данной шкалы определяется общая сумма баллов по конкретной шкале. Далее «сырые баллы» переводятся в стены. Использование шкалы стенов позволяют соотнести результаты конкретного испытуемого с данными выборки людей, на которой стандартизировался тест.

[2]

Учитываются различия по возрасту и полу.

Результаты делятся на 4 уровня выраженности: 0 – 3 стена, 4 стена, 7 стенов, 8 – 10 стенов.

Краткое описание шкал:

ПЕРВИЧНЫЕ ФАКТОРЫ

А – Аффектотимия (сердечность доброта) – шизотимия (обособленность, отчужденность)

В – Высокий интеллект — низкий интеллект

С – Сила «Я» (эмоциональная устойчивость) — слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость)

E – Доминантность (настойчивость, напористость) – конформность (покорность, зависимость)

[1]

F – Сургенсия (беспечность) — десургенсия (озабочен­ность)

G – Сила «Сверх – Я» (высокая совестливость) — слабость «Сверх -Я» (недобросовестность) .

Н – Пармия (смелость) — тректия (робость)

I – Премсия (мягкосердечность, нежность) —харрия (суровость, жестокость)

L – Протенсия (подозрительность) — алаксия (доверчи­вость)

М – Аутия (мечтательность) — праксерния (практи­чность)

N – Искусственность (проницательность, расчетливость) — безыскусственность (наивность, простота)

О – Гипотимия (склонность к чувству вины) — гипертимия (самоуверенность)

Q1 – Радикализм (гибкость) — консерватизм (ригид­ность)

Q2 – Самодостаточность (самостоятельность) — социабельность (зависимость от группы)

Q3 – Контроль желаний (высокий самоконтроль поведе­ния) — импульсивность (низкий самоконтроль поведения)

Q4 – Фрустрированность (напряженность) — нефрустрированность (расслабленность)

ВТОРИЧНЫЕ ФАКТОРЫ

Определяются по специальным формулам расчета; делятся на 2 степени выраженности – низкие баллы и высокие баллы.

F1 – Приспособленность в отличие от тревоги

F2 – Интроверсия в отличие от экстраверсии

F3 – Хрупкая эмоциональность в отличие от реактивной уравновешенности

F4 – Подчиненность в отличие от независимости

Тест-опросник 14PF.

Область применения: юношеский возраст (8–11 класс).

Краткое описание методики: состоит из 142 вопросов, на которые возможно 3 варианта ответа.

Краткая характеристика шкал:

Новая шкала D

– Возбудимость (беспокойство, нетерпеливость) –– Флегматичность (спокойствие, уравновешенность).

Шкала L = обозначается J.

Отсутствуют шкалы: M, N, Q1.

Тест-опросник 12PF.

Область применения: детский вариант (8–12 лет).

Краткое описание методики: опросник состоит из 120 пар утверждений, из коорых необходимо выбрать одно, наиболее характерное для испытуемого. В некоторых случаях предлагается 3 варианта ответа: в бланке необходимо написать нужное слово (в основном, это вопросы на интеллект).

Краткая характеристика шкал: в отличие от 16PF

Новая шкала D

– Возбудимость (беспокойство, нетерпеливость) –– Флегматичность (спокойствие, уравновешенность).

Отсутствуют шкалы: L, M, N, Q1, Q2.

Билет 36.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источники


  1. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.

  2. Любовь знаменитых женщин (комплект из 3 книг). — Москва: Наука, 2014. — 960 c.

  3. Аминов, И. И. Психология делового общения / И.И. Аминов. — М.: Омега-Л, 2016. — 304 c.
  4. Энциклопедия русской и европейской кухни. В трех книгах. Книга 3. — М.: Дорваль, ЛИГА, 2017. — 208 c.
  5. Энциклопедия русской и европейской кухни. В трех книгах. Книга 3. — М.: Дорваль, ЛИГА, 2017. — 208 c.
Методика определения акцентуации характера по карлу леонгарду
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here