Методы определения акцентуации характера по личко

Сегодня мы рассмотрим тему: "Методы определения акцентуации характера по личко" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Основные методики определения акцентуации характера

Учение об акцентуациях характера непрерывно развивается с конца 60-х годов, когда появились первые монографии Карла Леонгарда по этой теме. Впоследствии ряд психологов развивали и совершенствовали методы диагностики акцентуаций и их характеристики. В настоящее время активно используются несколько вариантов типологии акцентуаций и тестов для их определения.

Самыми используемыми у нас являются методики, предложенные самим Карлом Леонгардом, модификация его опросника Г. Шмишеком, а также переработанный вариант, созданный А. Личко. В данной статье мы рассмотрим особенности каждой методики тестирования.

Опросник Карла Леонгарда

Теория акцентуированных личностей была сформулирована Леонгардом в 1968 году. В монографии «Акцентуированные личности» он предположил, что характерологическую картину каждого человека составляет некое «ядро» основных черт личности, окруженное несколькими менее яркими дополнительными характеристиками.

Именно это «ядро» и определяет картину личности, а при слишком выраженном его проявлении называется акцентуацией характера. Леонгард рассматривал акцентуации как нейтральные характеристики. Они могли как способствовать личностному росту, так и приводить к деградации носителя. Конкретные проявления акцентуаций, по мнению Леонгарда, зависели от внешних обстоятельств.

Методика Леонгарда для выявления акцентуации характера состоит из 88 вопросов, предполагающих ответ «да» или «нет». Далее результаты обрабатываются специальным образом, для разделения ответов по 10 шкалам акцентуаций.

Методика Леонгарда-Шмишека

Этот способ диагностики акцентуаций представляет собой модификацию авторской методики «Определение личностно-характерологических акцентуаций» Карла Леонгарда. Так же, как оригинальная, она содержит 88 вопросов, относящихся к разным вариантам акцентуации характера. Тест предполагает только ответы «да» или «нет». Основные отличия – в формулировке текста вопросов – Г. Шмишек её изменил, оставив неизменным количество и способ подсчёта результатов.

В варианте Шмишека вопросы носят более общий характер для охвата большего количества жизненных ситуаций и соответственно большей достоверности теста. Например, вопрос «Способны ли вы восхищаться, восторгаться чем-то?» заменен на “Можете ли вы сильно воодушевляться?».

После подсчёта результатов тестов по Леонгарду и по Шмишеку получают 10 цифр, соответственно 10 шкалам акцентуаций. Это шкалы следующих типов: экзальтированный, ригидный, возбудимый, дистимный, циклотимный, демонстративный, педантичный, тревожный, эмотивный, экзальтированный. Результаты теста обычно для наглядности оформляют в виде графика.

Методика Личко

А. Е. Личко переработал и дополнил характеристики акцентуированных личностей. Первое издание его монографии о психопатиях и акцентуациях характера вышло в 1977 году. Основной объём исследований отечественного психиатра был посвящен работе с подростками. А. Е. Личко воспринимал концепцию акцентуаций характера не так, как Карл Леонград. Он считал акцентуации слабо выраженным вариантом психопатий, не вызывающим нарушения социальной адаптации. Соответственно была переработана классификация типов акцентуации характера. Тест А.Е. Личко предназначен для работы с группами детей и подростков. Опросник в нём расширен и включает 143 вопроса, относящихся к 10 шкалам акцентуаций и 11 шкале для контроля правдивости ответов. Вопросы в тесте заранее сгруппированы по типам акцентуаций для удобства подсчёта.

Соответствие типов акцентуации у разных авторов

В связи с большой распространённостью всех трёх вариантов опросника может возникнуть путаница из-за различия в названиях типов акцентуации. Для её устранения предлагаем вам таблицу, соотносящую классификации Личко и Леонгарда. В варианте теста Шмишека типология аналогична типам по Леонгарду.

Название типа по Леонгарду

Название типа по Личко

Эмотивный Лабильный Гипертимный Гипертимический Дистимный Неустойчивый (депрессивный) Циклоидный Аффективно-лабильный Застревающий Параноид Возбудимый Эпилептоид Тревожный Тревожный Демонстративный Истероид Педантичный Астенический Интравертированный Шизоид Экстравертированный (конформный) Экзальтированный

Для экзальтированного и экстравертированного типов нет аналогов в классификации А. Е. Личко. При этом для них имеются отдельные типы расстройств личности в американской классификации болезней DSM. Экстравертированному типу соответствует расстройство по типу зависимой личности, а экзальтированному – диссоциальное расстройство.

Результаты всех трёх методик позволяют с высокой достоверностью судить о наличии или отсутствии акцентуации характера. Однако даже ярко выраженную по результатам теста акцентуацию нельзя рассматривать как диагноз. Акцентуация – это только особенность личности, которую следует учитывать при выборе сферы деятельности или досуга. А проявления акцентуации зависят от психологической зрелости личности и в некоторой мере – от окружения. Конечно, акцентуации влияют на жизнь своих носителей, но управляет своей жизнью всё же сам человек.

Описание типов акцентуации характера по классификации Личко

Теория акцентуированных личностей Леонгарда быстро доказала свою достоверность и полезность. Однако использование её было ограничено возрастом испытуемых – опросник для определения акцентуации рассчитан на взрослых испытуемых. Дети и подростки, не имея соответствующего жизненного опыта, не могли ответить на ряд вопросов теста, поэтому их акцентуации оказалось затруднительным определить.

Решением этой проблемы занялся отечественный психиатр Андрей Евгеньевич Личко. Он модифицировал тест Леонгарда для определения акцентуаций с целью применения его в детском и подростковом возрасте, переработал описания типов акцентуации, изменил названия для некоторых из них и ввёл новые типы. А. Е. Личко считал более целесообразным изучать акцентуации у подростков, так как большинство из них формируется до подросткового возраста и ярче всего проявляется именно в этот период. Описания акцентуированных характеров он расширил за счёт информации о проявлениях акцентуаций у детей и подростков, изменении этих проявлений по мере взросления. Перу А. Е. Личко принадлежат фундаментальные монографии «Подростковая психиатрия», «Психопатии и акцентуации характера у подростков», «Подростковая наркология».

[1]

Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко

А. Е. Личко первым предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», мотивируя это тем, что нельзя объединять все личностные особенности человека определением только акцентуации. Личность – гораздо более широкое понятие, включающее мировоззрение, особенности воспитания, образованности, реагирования на внешние события. Характер же, являясь внешним отражением типа нервной системы, служит узкой характеристикой особенностей поведения человека.

Акцентуации характера по Личко — временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка. При этом многие из них могут переходить в психопатии или сохраняться на всю жизнь. Путь развития акцентуации определяется её выраженностью, социальным окружением и видом (скрытая или явная) акцентуации.

Как и Карл Леонгард, А. Е. Личко считал акцентуации вариантом деформации характера, при которой чрезмерную выраженность приобретают отдельные его черты. Это повышает чувствительность личности к определённым видам влияний и затрудняет адаптацию в некоторых случаях. При этом в целом способность к адаптации сохраняется на высоком уровне, а с некоторыми видами влияний (не задевающими «места наименьшего сопротивления») акцентуированные личности справляются легче обычных.

Читайте так же:  Неврозы у детей

Акцентуации А. Е. Личко рассматривал как пограничные между нормой и психопатией состояния. Соответственно, их классификация основана на типологии психопатий.

А. Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конморфный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный.

Гипертимный тип

Люди с этой акцентуацией – отличные тактики и плохие стратеги. Находчивы, предприимчивы, активны, легко ориентируются в быстро меняющихся ситуациях. Благодаря этому могут быстро улучшить своё служебное и общественное положение. Однако в отдалённом времени часто теряют положение из-за неумения продумывать последствия своих действий, участия в авантюрах и неправильного выбора товарищей.

Активны, общительны, предприимчивы, настроение всегда хорошее. Дети этого типа подвижны, непоседливы, часто проказничают. Невнимательные и слабо дисциплинированные, подростки этого типа учатся нестабильно. Часто возникают конфликты со взрослыми. Имеют множество поверхностных увлечений. Часто переоценивают себя, стремятся выделиться, заработать похвалу.

Циклоидный тип

Циклоидная акцентуация характера по Личко характеризуется высокой раздражительностью и апатичностью. Дети предпочитают находиться в одиночестве дома вместо игр в компании сверстников. Тяжело переживают любые неприятности, раздражаются в ответ на замечания. Настроение меняется от хорошего, приподнятого, до угнетённого с периодичностью в несколько недель.

При взрослении проявления этой акцентуации обычно сглаживаются, но у ряда лиц могут сохраняться или надолго застревать в одной стадии, чаще угнетённо-меланхоличной. Иногда наблюдается связь перемен настроения с временами года.

Сенситивный тип

Отличается высокой чувствительностью как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям. Подростки не любят активных, подвижных игр, не проказничают, избегают больших компаний. С посторонними боязливы и стыдливы, производят впечатление замкнутых. С близкими знакомыми могут быть хорошими товарищами. Предпочитают общаться с людьми младше или старше их. Послушные, любят родителей.

Возможно развитие комплекса неполноценности или сложности с адаптацией в коллективе. Предъявляют высокие моральные требования к себе и коллективу. Имеют развитое чувство ответственности. Усидчивы, предпочитают сложные виды деятельности. Очень тщательно подходят к выбору друзей, предпочитают старших по возрасту.

Шизоидный тип

Подростки этого типа замкнуты, общению со сверстниками предпочитают одиночество или компанию старших. Демонстративно равнодушны и не интересуются общением с другими людьми. Не понимают чувств, переживаний, состояние окружающих, не проявляют сочувствия. Собственные чувства также предпочитают не проявлять. Сверстники часто не понимают их, и поэтому настроены к шизоидам враждебно.

Истероидный тип

Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны. Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание кому-то другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих. Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий. При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников.

Конморфный тип

Дети и подростки конморфного типа отличаются отсутствием собственного мнения, инициативы, критичности. Они охотно подчиняются группе или авторитетам. Их жизненный настрой можно охарактеризовать словами «будь как все». При этом такие подростки склонны к морализаторству и очень консервативны. Ради защиты своих интересов представители этого типа готовы на самые неблаговидные поступки, и все эти поступки находят объяснение и оправдание в глазах конморфной личности.

Психастенический тип

Подростки этого типа характеризуются склонностью к размышлениям, самоанализу, оценке поведения окружающих. Их интеллектуальное развитие опережает сверстников. Нерешительность у них сочетается с самоуверенностью, суждения и взгляды безапелляционны. В моменты, когда необходима особая осмотрительность и внимательность, они склонны к импульсивным поступкам. С возрастом этот тип мало изменяется. Часто у них возникают обсессии, служащие средством преодоления тревоги. Также возможно употребление алкоголя или наркотиков. В отношениях мелочны и деспотичны, что мешает нормальному общению.

Паранойяльный тип

Не всегда типы акцентуации характера по Личко включают этот вариант акцентуации в силу его позднего развития. Основные проявления паранойяльного типа появляются к 30-40 годам. В детстве и подростковом возрасте для таких личностей характерна эпилептоидная или шизоидная акцентуация. Основная их черта – завышенная оценка своей личности, а соответственно наличие сверхценных идей о своей исключительности. От бредовых эти идеи отличаются тем, что воспринимаются окружающими как реальные, хотя и завышенные.

Неустойчивый тип

Подростки проявляют повышенную тягу к развлечениям, безделью. Отсутствуют интересы, жизненные цели, их не волнует будущее. Часто их характеризуют как «плывущих по течению».

Читайте так же:  Классификация стилей общения в психологии

Эмоционально-лабильный тип

Дети непредсказуемы, с частыми и сильными перепадами настроения. Поводы для этих перепадов – незначительные мелочи ( косой взгляд или неприветливая фраза). В периоды плохого настроения требуют поддержки близких. Хорошо чувствуют отношение к себе окружающих.

Эпилептоидный тип

В раннем возрасте такие дети часто плаксивы. В старшем – обижают младших, мучают животных, издеваются над теми, кто не может дать сдачи. Для них характерны властность, жестокость, самолюбие. В компании других детей стремятся быть не просто главным, а властителем. В группах, которыми они управляют, устанавливают жестокие, самодержавные порядки. Однако их власть держится в значительной мере на добровольном подчинении других детей. Предпочитают условия жесткой дисциплины, умеют угодить руководству, завладеть престижными постами, которые дают возможность проявить власть, установить свои правила.

Методика проведения теста на акцентуацию характера по Леонгарду

Однозначной классификации характерологических проявлений личности не существует в связи с большим разнообразием черт характера, их вариативностью как в качественном (преобладание тех или иных особенностей), так и в количественном (разная сила проявления каждой черты) выражении. Крайние границы нормы количественного выражения характера принято называть акцентуациями. Самые яркие проявления этих граничных особенностей сведены в 10 типов, которые и являются видами акцентуации.

[3]

Так как акцентуированные личности не относятся к патологическим, проявления акцентуации в повседневной жизни у них минимальны или отсутствуют. Они появляются в моменты, требующие активного участия или полного подавления акцентуированных черт. Остальные неурядицы, даже достаточно тяжелые, переносятся акцентуированными личностями абсолютно так же, как гармонично развитыми, а иногда даже легче или эффективнее. В крайне неблагоприятных обстоятельствах акцентуация может привести к изменению поведения или психопатологическому перерождению личности. Однако это не является основанием для рассмотрения акцентуированных личностей как больных. Напротив, информация о наличии акцентуации позволяет предупредить негативные сценарии жизни для таких людей.

Особенности методики Леонгарда

Первой из методик определения преобладающих черт характера стал тест Леонгарда на акцентуацию характера. Опросник включает 88 вопросов, касающихся различных жизненных ситуаций, мнения человека о самом себе, его поведения в детстве по сравнению с взрослым возрастом, предпочитаемых видах деятельности, эмоциональных реакциях, отношению к миру и людям. На вопросы допускается отвечать только «да» или «нет», делать это следует максимально быстро, не раздумывая. Все вопросы равнозначны, правильных и неправильных ответов на них не существует.

Вопросы относятся к 10 шкалам соответственно акцентуациям. Это дистимный, циклотимный, гипертимный, застревающий, возбудимый, экзальтированный, педантичный, демонстративный, эмотивный, тревожный типы. Подробные их характеристики вы можете найти в других наших статьях.

Вопросы, относящиеся к одному типу акцентуации, распределены по всему тексту опросника. Поэтому для интерпретации результатов используется специальная таблица, согласно которой за каждый ответ «да» или «нет» начисляется определённое количество баллов по одной из шкал. Для приведения набранных баллов к одному стандарту для каждой шкалы имеется свой коэффициент. Полученное число и характеризует наличие или отсутствие акцентуации. Его обычно изображают в виде графика, на котором наглядно видно преобладание одного или нескольких типов акцентуации.

В результатах теста возможно значение от 0 до 24 баллов по каждой из 10 шкал. Они распределяются следующим образом:

  • от 0 до 6 баллов – черта характера не выражена,
  • от 7 до 12 баллов – средняя выраженность,
  • от 13 до 18 баллов – имеется склонность к данной акцентуации,
  • от 19 до 24 баллов – данная черта характера акцентуирована.

Тест Леонгарда на акцентуацию характера предназначен для работы с взрослыми. Обычно к 20-25 годам выраженность личностных особенностей снижается, поэтому по результатам менее 50% опрошенных имеют склонность или явную акцентуацию.

Выявление акцентуированной личности помогает скорректировать условия жизни и работы таким образом, чтобы минимизировать количество конфликтов и спорных ситуаций. В долгосрочной перспективе такая коррекция существенно уменьшает количество расстройств личности и психосоматических заболеваний.

Лекция 16. Диагностика акцентуаций характера

Акцентуация характера (личности) – понятие, введенное К.Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. По словам одного из ведущих исследователей данной проблемы А.Е.Личко: «Когда количественная выраженность той или иной черты характера оказывается у крайней границы нормы, возникает акцентуация характера». Акцентуации характера отличаются от психопатий отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях, социальной дезадаптации. Акцентуациям характера свойственна уязвимость личности по отношению не к любым, а лишь к определенного рода травмирующим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления», при сохранении устойчивости к другим.

В обычных условиях та или иная акцентуация может явно не проявляться в поведении и не препятствовать социальной адаптации. Но если психическая травма, стресс или просто трудная ситуация в жизни задевает место «наименьшего сопротивления», «ахиллесову пяту» данного типа, то возникают разного рода срывы – от невротических реакций до состояний тяжелой и длительной дезадаптации. Все другие воздействия на человека, не направленные на наиболее уязвимые места его личности, обычно переносятся им без осложнений. В соответствии со сказанным, различают явные и скрытые акцентуации, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья. Часто встречаются смешанные формы акцентуаций характера .

Определив тип акцентуации, можно уяснить, какие трудности социальной адаптации испытывает человек, какие побуждения в мотивационной сфере являются у него ведущими, а также прогнозировать поведение, особенно в осложненных ситуациях.

Наиболее часто используются:

Методика изучения акцентуаций личности по Леонгарду

Читайте так же:  Как понять, что парень разлюбил

1.Опросник Шмишека основан на типологии К.Леонгарда и позволяет диагностировать перечисленные выше акцентуации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

К.Леогард выделял следующие типы акцентуации характера, темперамента, личности: демонстративный, педантичный, застревающий (аффективно-застойный), возбудимый, гипертимический, дистимический, аффективно-лабильный, экзальтированный, тревожный, эмотивный,

2.Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е.Личкоявляется еще одной методикой класса личностных типологических опросников. ПДО предназначен для диагностики акцентуаций характера и психопатий у подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

В опросник включены фразы, разбитые на 25 тем. В число тем вошли: оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы и др.), отношение к близким, окружающим (родителям, друзьям, школе) и к некоторым иным аспектам (критике, наставлениям, социальным нормам и др.). ПДО включает 25 таблиц-наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.). В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов. Некоторые из предлагаемых фраз-ответов индифферентны, то есть не имеют диагностического значения.

Методика проведения исследования.

С испытуемым проводится два исследования. В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе №1. Если в каком-нибудь наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов. Во втором исследовании предлагается в тех же таблицах выбрать наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационный лист № 2.

В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. Если число отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудностях работы с вопросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, о негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы.

Обычно для проведения каждого исследования требуется от получаса до часа времени. Исследования можно проводить одновременно с небольшой группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться друг с другом или подсматривать выборы друг друга.

При получении регистрационных листов необходимо сразу же проверить, не поставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и предложить испытуемому сократить их число, а если отказов 7 и более — попытаться их уменьшить.

Образцы регистрационных листов приводятся далее.

ПДО не пригоден для обследования подростков при наличии выраженной интеллектуальной недостаточности (так называемая пограничная умственная отсталость не препятствует обследованию) или острого психотического состояния с нарушениями сознания, бредом, галлюцинациями и т.п., а также при выраженном психическом дефекте шизофренического, органического и других типов.

Методика оценки результатов.

Результаты обследования определяются с помощью кода шкалы объективной оценки. Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов (Г, П, Л и т.д.).

Прочерк в графах, где проставлены балы, означает, что данный выбор является неинформативным.

Сдвоенные и строенные буквенные символы (например, АА в выборе № 5 на тему «Самочувствие» в первом исследовании, ШШШ в выборе № 3 на тему «Отношение к одиночеству» во втором исследовании) означают, что за этот выбор начисляется два или три балла в пользу соответствующего типа.

За один выбор могут начисляться баллы в пользу двух и более типов (например, ГН за выбор № 1 на тему «Настроение» в первом исследовании означает, что 1 балл начисляется в пользу гипертимного, а 1 балл — в пользу неустойчивого типов).

В шкале объективной оценки предусмотрены также следующие дополнительные показатели:

Д — диссимуляции действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать черт характера;

В — черт характера, встречающихся при органических психопатиях;

Е — отражения в самооценке реакции эмансипации;

d — психологической склонности к делинквентности (только для подростков мужского пола);

М — черт мужественности;

Ф — черт женственности в системе отношений.

Кроме того, на основании числовых баллов в теме «отношение к спиртным напиткам» может быть дана оценка психологической склонности к алкоголизации (V).

Для подсчета баллов удобно строить график. На нем баллы в пользу каждого типа и каждого показателя, полученные в первом и втором исследовании, суммируются арифметически, то есть они откладываются на графике. К ним приплюсовываются дополнительные баллы на основании оценки построенного графика.

На приведенном ниже в качестве примера графика знаком X отложены баллы в пользу каждого типа и каждого показателя за выборы в тесте ПДО. Знаком + отложены дополнительные баллы на основании оценки построенного графика (в пользу типа Ш 1 балл за К — 1 и 1 балл за d=6).

График обработки результатов исследования ПДО

+
+
X
X X
X X X
X X X X X X X X X X
X X X X X X X X X X X X X X
X X X X X X X X X X X X X X
X X X X X X X X X X X X X X X X X X X
Г Ц Л А С П Ш Э И Н К О Д Т В Е d М Ф

Оценку графика удобно производить в следующем порядке.

Определение конформности.

Определение негативного отношения к исследованию.

Определение возможной склонности к диссимуляции.

Определение повышенной откровенности

Акцентуация характера по Личко: положительные и отрицательные черты каждого типа

Акцентуированных людей называют неординарными личностями, а в некоторых ситуациях, когда они не в состоянии поддерживать конструктивное взаимодействие — людьми со странностями. В связи с большим количеством критериев нормы и патологии, в психологии нет строго определенных рамок между нормальным и акцентуированным поведением. Чрезмерно проявляющиеся черты характера являются крайней степенью нормы: они находятся на границе с психопатологией, если их выраженность не достигает клинических проявлений.

Читайте так же:  Стрессовые ситуации приводят к расстройству режима питания у подростков

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, которая выражается в специфике межличностных взаимодействий, отношении к себе, труду и образе жизни в целом. Характер наряду с темпераментом отражает тип нервной системы человека. Он наблюдается в общении и различных видах деятельности, определяет значимые поступки человека и его поведение в привычных и нестандартных обстоятельствах.

Акцентуация характера проявляется в отклонениях поведенческих реакций человека, связанных с его психикой. Это разновидность искажения характера, когда отдельные его черты особенно выражены. Личность становится чрезмерно чувствительной к некоторым видам психологических воздействий, что затрудняет или даже в некоторых ситуациях делает невозможным взаимодействие с окружающими. Такие отклонения считаются нормой, хотя и находятся на грани с патологией.

Например, тревожность как черта характера имеется почти у всех людей. Она проявляется, когда человек попадает в нестандартную ситуацию, новую обстановку.

Но если поведение характеризуется немотивированной тревогой, постоянным беспокойством за себя и близких и это влияет на его отношения с другими людьми и трудовую деятельность, тогда имеет место акцентуация характера. Нет повода говорить о психической патологии у этого человека. Но в неблагоприятных жизненных обстоятельствах акцентуация может привести к отклонению от нормы, развитию тревожного невроза и психосоматическим расстройствам.

Акцентуации ярче всего выражаются у подростков и в ранней юности. 12–18 лет — это период становления характера, с которым связано понятие «юношеский максимализм»: полярность мышления («все или ничего»), чрезмерная эмоциональность, категоричность, отсутствие гибкости и способности к компромиссам.

Часто акцентуации являются временным явлением и постепенно уходят по мере того, как подросток взрослеет, накапливая опыт конструктивного взаимодействия с окружающими и решения проблем.

Выделяют две степени акцентуации характера:

  1. 1. Явная акцентуация близка к психопатологии, это крайняя граница нормы. Особенность характера выражена чрезмерно, может создавать проблемы в общении и трудовой деятельности. В неблагоприятных обстоятельствах (конфликт, стресс) проявляется в неадекватном поведении, дезадаптации. С возрастом особенность слегка сглаживается, компенсируется, но демонстрируется довольно отчетливо. Человек достаточно социально адаптирован, если его деятельность соответствует возможностям и способностям.
  2. 2. Скрытая акцентуация является вариантом нормы. Человек хорошо социально адаптирован. В привычной обстановке черта характера выражается слабо, но ярко или неожиданно для окружающих проявляется в стрессовых ситуациях, специфических обстоятельствах, при психологических травмах.

Акцентуация во многом влияет на выбор рода занятий и определяет, насколько комфортно человек будет чувствовать себя в коллективе.

Существуют классификации типов характера отечественных и зарубежных авторов: Э. Кречмера, У. Шелдона, Э. Фромма, К. Леонгарда, А. Е. Личко. Достоверную типологию акцентуированных характеров взрослых людей разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Психиатр Андрей Евгеньевич Личко в 1977 году переработал его опросник с целью определения акцентуаций в детском и подростковом возрасте. Это было рационально, так как многие акцентуации развиваются в детстве или в юности.

Типология Личко широко применяется и для выявления акцентуаций у взрослых людей. Личко полагал, что это временные состояния психики, которые способны изменяться или вовсе исчезнуть с течением времени. Однако многие из них сохраняются на всю жизнь и могут развиться в патологии. Это зависит от степени выраженности акцентуации, образа жизни и воспитания человека, жизненных обстоятельств и социального окружения.

В каждом типе акцентуации имеются характерные только для него, не совпадающие с другими типами «болевые точки». Поэтому акцентуации ярко выражаются только при определенных ситуациях, направленных на «болевые точки» именно этого типа характера. Трудности, не затрагивающие слабые места, не вызывают нарушений эмоциональных реакций, поэтому задачи вне «слабого звена» акцентуированные личности способны решать даже лучше других.

[2]

В таблице представлены 11 типов акцентуации характера по Личко. Некоторые названия образованы от названий психических заболеваний (шизоид, истероид и т. п.), но это не должно смущать: акцентуация характера не является психопатологией.

Знание типов акцентуации (на основании психодиагностических методик) дает возможность подобрать наиболее подходящий род деятельности или профессию, выстроить бесконфликтные отношения. Эта информация применяется в сфере разработки программ психотерапевтической реабилитации, повышения эффективности различных видов психотерапии (индивидуальной, групповой, директивной, арт-терапии и др.), с целью облегчения социальной адаптации.

Тип акцентуации характера необходимо учитывать:

  • родителям;
  • менеджерам по персоналу, руководителям компаний;
  • педагогам, психологам, работникам социальной сферы;
  • медицинским работникам.

Акцентуированные личности должны заниматься тем делом, которое позволит им быть «на своем месте».

Например, гипертимный и истероидный типы называют демонстративными. Они отличаются умением хорошо рассказывать, обладают высокой активностью, умеют убеждать, а истероиды способны подстраиваться к собеседнику, быстро ориентируются в ситуации. Такие люди могут работать в сфере продаж, педагогике, на телевидении и в театре. А с обязанностями аналитика или с исследовательской деятельностью они не справятся. Настойчивый и упрямый эпилептоид горячо убедит начальство в пользе нового проекта. Психастенический тип любит выполнять работу, требующую точности и аккуратности.

Человеку могут быть свойственны черты нескольких типов, которые будут проявляться в разных ситуациях. Большинство людей не имеют выраженной акцентуации.

Важно не приписывать себе или окружающим какую-либо акцентуацию, выявив похожие черты или пройдя тестирования. Человек склонен подстраивать свое поведение и деятельность под данные ему характеристики, а следование чужому шаблону в течение долгого времени может нанести вред психике. Утверждать наличие акцентуации и определить ее вид может только психолог после досконального изучения личности.

Акцентуации характера. Основные положения типологии К.Леонгарда. Типы акцентуаций характера по А.Е.Личко.

Акцентуация характера

– чрезмерная интенсивность индивидуальных черт характера человека, которая подчеркивает своеобразие реакций человека на воздействующие факторы или конкретную ситуацию.

Читайте так же:  Причины и последствия психических расстройств у подростков

По степени выраженности можно выделить два вида акцентуаций характера:Явная акцентуация характера — крайний вариант нормы. Черты характера достаточно выражены в течение всей жизни. Скрытая акцентуация характера — обычный вариант нормы. Черты характера этого типа проявляются в основном при психотравмах.

Они могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.

замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такой человек обычно выступает инициатором, активной стороной. Он стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе; особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем, обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен; иногда чрезмерно самонадеян, често­любив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе. Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко

Истероидный тип Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны. Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание кому-то другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих. Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий. При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников. Конморфный тип Дети и подростки конморфного типа отличаются отсутствием собственного мнения, инициативы, критичности. Они охотно подчиняются группе или авторитетам. Их жизненный настрой можно охарактеризовать словами «будь как все». При этом такие подростки склонны к морализаторству и очень консервативны. Ради защиты своих интересов представители этого типа готовы на самые неблаговидные поступки, и все эти поступки находят объяснение и оправдание в глазах конморфной личности.

Психастенический тип Подростки этого типа характеризуются склонностью к размышлениям, самоанализу, оценке поведения окружающих. Их интеллектуальное развитие опережает сверстников. Нерешительность у них сочетается с самоуверенностью, суждения и взгляды безапелляционны. В моменты, когда необходима особая осмотрительность и внимательность, они склонны к импульсивным поступкам. С возрастом этот тип мало изменяется. Часто у них возникают обсессии, служащие средством преодоления тревоги. Также возможно употребление алкоголя или наркотиков. В отношениях мелочны и деспотичны, что мешает нормальному общению.

Паранойяльный тип Не всегда типы акцентуации характера по Личко включают этот вариант акцентуации в силу его позднего развития. Основные проявления паранойяльного типа появляются к 30-40 годам. В детстве и подростковом возрасте для таких личностей характерна эпилептоидная или шизоидная акцентуация. Основная их черта – завышенная оценка своей личности, а соответственно наличие сверхценных идей о своей исключительности. От бредовых эти идеи отличаются тем, что воспринимаются окружающими как реальные, хотя и завышенные.

Неустойчивый тип Подростки проявляют повышенную тягу к развлечениям, безделью. Отсутствуют интересы, жизненные цели, их не волнует будущее. Часто их характеризуют как «плывущих по течению». Эмоционально-лабильный тип Дети непредсказуемы, с частыми и сильными перепадами настроения. Поводы для этих перепадов – незначительные мелочи ( косой взгляд или неприветливая фраза). В периоды плохого настроения требуют поддержки близких. Хорошо чувствуют отношение к себе окружающих. Эпилептоидный тип В раннем возрасте такие дети часто плаксивы. В старшем – обижают младших, мучают животных, издеваются над теми, кто не может дать сдачи. Для них характерны властность, жестокость, самолюбие. В компании других детей стремятся быть не просто главным, а властителем. В группах, которыми они управляют, устанавливают жестокие, самодержавные порядки. Однако их власть держится в значительной мере на добровольном подчинении других детей. Предпочитают условия жесткой дисциплины, умеют угодить руководству, завладеть престижными постами, которые дают возможность проявить власть, установить свои правила.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Понятие о способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Структура и уровни развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. Задатки и их роль в развитии способностей и талантов.

Источники


  1. Диана, Ричардсон Сердце тантрического секса. Уникальный путеводитель к любви и сексуальной радости / Ричардсон Диана. — М.: София, 2011. — 554 c.

  2. Холмогорова, А. Б. Клиническая психология. В 4 томах. Том 1. Общая патопсихология / А.Б. Холмогорова. — М.: Академия, 2010. — 464 c.

  3. Б. Мандель Сердцу не место в пятках / Б. Мандель. — М.: Попурри, 2006. — 812 c.
  4. Ефимова, Н. С. Психология общения / Н.С. Ефимова. — М.: Форум, Инфра-М, 2017. — 192 c.
  5. Тасуева, Татьяна Королева мужских сердец. Мужчина и Женщина. Мужчина vs Женщина (комплект из 3 книг) / Татьяна Тасуева и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 784 c.
Методы определения акцентуации характера по личко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here