Методы развития мышления, начиная с дошкольного возраста

Сегодня мы рассмотрим тему: "Методы развития мышления, начиная с дошкольного возраста" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста

Образное мышление считается основополагающим, и даже можно сказать, что оно является главным среди остальных типов мышления у детей дошкольного возраста. Именно от образного мышления будет зависеть уровень подготовленности ребенка к поступлению в первый класс, освоение им школьной программы. Для того, чтобы ваш малыш умел проявлять фантазию и смекалку, необходимо как можно больше с ним заниматься. Как же это сделать? По какой методике работать? Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете в нашей статье.

Необходимость развития образного мышления

Развитие образного мышления у дошкольников как младшего, так и старшего возраста крайне необходимо для того, чтобы:

  • научить ребенка находить решения каких-либо задач, использовать различные образы для наглядного представления той или иной ситуации;
  • привить малышу любовь и тягу к прекрасному, а именно, к искусству, литературе, музыке;
  • развить умение визуализировать рассказ другого человека, представляя его в картинках.

улучшить образное мышление у детей можно при помощи развивающих игр

[2]

Способы развития наглядно-образного мышления

Мышление у дошкольников обычно формируется в следующем «направлении»: восприятие информации переходит в наглядно-действенное мышление, а затем в наглядно-образное и логическое, то есть вначале ребенок пытается понять ту или иную ситуацию, потом прокручивает у себя в голове вероятные действия, далее представляет, и только потом пытается объяснить, почему происходит так, а не иначе. Развитие каждого из этих типов мышления пригодится малышу при обучении в школе, поможет ему лучше воспринимать и усваивать школьные предметы, а особенно технические, например, физику или геометрию. Существует несколько основных способов и упражнений, благодаря которым, можно помочь ребенку развить в себе эти навыки. Давайте рассмотрим каждое из них более детально.

Основные методы

Самыми эффективными способами развития образного мышления у дошкольников являются:

  • прогулки на природе с примечанием чего-то интересного и особенного, происходящего вокруг вас в данный момент времени;
  • экскурсии в различные музеи, на выставки;
  • путешествия по городам с изучением местных достопримечательностей;
  • игры с мозаикой и пазлами как простыми, так и сложными;
  • рисование с натуры или по описанию какого-либо объекта;
  • создание абстрактных рисунков, например, нарисовать то, что нельзя увидеть — мелодию, мысль, вкус, радость, грусть, восторг;
  • занятия с пластилином, глиной, гипсом;
  • сравнение предметов различных по форме, размеру, цвету;
  • поделки из цветного картона, бумаги, фольги, дерева;
  • рисование с использованием различных материалов: акварели, карандашей, масляных мелков, гуаши.

Занятия по развитию необходимо выстраивать по следующей схеме:

  • покажите ребенку как вы справились с тем или иным заданием, например, нарисовали, слепили, увидели;
  • поясните свои действия;
  • попробуйте разбить занятия на самостоятельную работу и совместную;
  • предложите малышу выполнить задания без использования примера.

Занятие с дошкольником должно проводиться в тихой и спокойной обстановке, мотивируя ребенка на достижение необходимого результата. Всегда хвалите малыша и подбадривайте его.

Упражнения

Для того, чтобы развить у ребенка наглядно-образное мышление, необходимо использовать различные упражнения, проводимые в игровой форме. Далее мы рассмотрим самые результативные и популярные из них.

«Угадай, что это»

Для проведения этого задания вам понадобятся следующие предметы:

Взрослый берет коробочку и говорит малышу: «Давай узнаем, что в ней лежит». Затем показывает ребенку все игрушки по очереди и просит его их запомнить. Педагог накрывает мячик, кубик, куклу, зайчика и собачку тряпочкой или салфеткой и начинает описывать какой-то один предмет, попросив ребенка угадать то, о чем он говорит. Например, «Круглый, катится, прыгает, его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет». Если малыш не смог угадать, то взрослому необходимо еще раз показать данную игрушку и повторить упражнение. После правильного ответа, ребенку необходимо описать выбранный им предмет. Такое действие следует проводить с каждой игрушкой. Это упражнение прекрасно тренирует память, внимательность и образное мышление.

«Кто где живет?»

Для этого упражнения необходимо подготовить несколько картинок с животными и местами их обитания, например, медведь — берлога, зайка — норка, птичка — гнездышко, бобер — плотина. Покажите ребенку данные изображения, объясните суть задания и попросите запомнить, где живет какое-то определенное животное. Затем спросите: «Кто где живет?», показывая картинки поочередно. Такое задание формирует зрительную память и расширяет кругозор.

«Ищем мячик»

Для выполнения этого задания необходимо подготовить 5 резиновых мячей разных размеров и цветов: красные и красные с белой полоской (маленький и большой), зеленый с белой полоской (маленький и большой), 1 большой синий.

Педагог показывает ребенку каждый мячик поочередно и просит их запомнить. Затем мячи накрывают тряпочкой. После этого один из мячей описывается в виде простого рассказа, например, «Петя пришел во двор с большим красным мячом — найди тот мяч, который принес Петя». Взрослый убирает тряпочку и дает ребенку время на обдумывание. После того, как малыш сделал свой выбор, его просят объяснить почему он поступил так, а не иначе. Это упражнение тренирует зрительную память и развивает логическое мышление.

«Угадай и нарисуй»

Для правильного выполнения этого задания необходимо подготовить альбом или листок бумаги, карандаши и интересные загадки о чем-либо. Педагог загадывает ребенку какое-то слово, это может быть животное, что-то съедобное, а затем просит отгадать. Если малыш правильно отвечает на вопрос, то взрослый просит его изобразить на листе бумаги тот предмет, который был загадан. Такое упражнение отлично тренирует воображение, развивает фантазию и образное мышление.

рисование помогает развить образное мышление

«Найди половинку»

Для проведения игры «Найди половинку» необходимо напечатать несколько картинок с различными изображениями и разрезать их пополам. Например, это может быть гриб, машина, геометрические фигуры. Педагог раскладывает на столе в хаотичном порядке данные изображения и просит малыша найти их половинку. Это задание тренирует внимательность, сообразительность и наглядное представление о чем-либо.

Читайте так же:  Депрессия в декрете

«Что у них общего?»

Простое логическое задание «Что у них общего?» проводится с целью формирования у ребенка зрительной памяти, логического и образного мышления. Педагог должен подготовить несколько предметов, которые имеют что-то общее, например, кукла, мишка, мячик, машинка — это игрушки или самолет, автомобиль, пароход, поезд — это техника. Таким образом, ребенок учится классифицировать предметы, определяя их в одну группу на основе каких-либо общих признаков.

«Нарисуй картинку»

Для проведения данного упражнения понадобятся: несколько карточек с изображением птиц, млекопитающих, рыб, а также 3 конверта и карандаши. Педагог говорит: «Мои картинки кто-то перепутал — помоги мне разобрать их». Затем ребенок должен разложить карточки по 3 конвертам, причем так, чтобы в них оказались картинки, имеющие что-то общее между собой. После того, как малыш выполняет это задание, взрослый просит его изобразить на каждом конверте то, что в нем лежит. Эта игра формирует зрительную память, учит ребенка быть внимательным и наглядно мыслить.

«Где круг, а где овал?»

Взрослый называет ребенку различные предметы круглой и овальной формы, а затем спрашивает, что из перечисленного можно назвать кругом, а что овалом. Например, «Яблоко -круглое, а яйцо — овальное», «Какой формы апельсин, дыня, лимон?». Такое упражнение тренирует пространственное мышление и учит малыша думать.

«Что можно есть, а что нельзя?»

Для проведения данной игры необходимо заготовить несколько картинок, на которых будут изображены съедобные и несъедобные предметы, например, машина, дудочка, колбаса, морковь, ручка. Педагог показывает ребенку поочередно картинки и просит сказать, что из них можно есть, а что нет. Это задание развивает у ребенка сообразительность, внимательность и скорость мышления.

«Что может быть только внизу, а что только наверху?»

Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, что может быть только наверху, а что внизу. Например, «Посмотри наверх, что ты там видишь? — правильно, люстру» или «Посмотри вниз, что там? — верно, ковер». По аналогии, педагог просит малыша привести подобные примеры. Это упражнение развивает смекалку, воображение и образное мышление.

«Что бывает только сладким?»

Преподаватель просит малыша называть ребенку только то, что может быть только сладким в следующем формате: «Я называю сладкие продукты, а если я скажу неправильно, то ты говоришь стоп». Например, малина, конфета, сахар, дыня, лимон. Ребенок должен сказать: «Стоп!» при слове «лимон». Такое упражнение тренирует скорость мышления и внимательность.

«Скорее отвечай»

Для проведения этого задания вам пригодится небольшой мячик. Итак, вы встаете и говорите малышу: «Я буду называть различные цвета, а когда брошу тебе мяч, то ты должен назвать какой-нибудь предмет такого оттенка быстро, не задумываясь». Например, желтый, ребенок начинает искать в комнате что-то желтого цвета. Также использовать можно не только оттенки, но и материалы, из которых сделаны предметы, к примеру, деревянный, пластмассовый. Эта игра развивает наглядно-образное мышление, внимание и сообразительность.

«Чем они похожи?»

Преподаватель просит малыша найти два похожих предмета и рассказать об их общих чертах. К примеру, вы говорите: «Трава-огурец». Что у них общего? Ребенок должен ответить: «Они зеленые» или же «Солнце-лимон» — они круглые и желтые. Это упражнение формирует зрительное представление о разнообразных предметах, зрительное мышления и память.

«Убери лишнее»

Взрослый называет несколько слов, например, «чашка, машина, цветок, одуванчик, роза, клевер, василек» и просит ребенка убрать лишние из них. Малыш должен ответить, что сюда не подходят чашка и машина, так как все остальное — это цветы. Обязательно просите ребенка обосновать свой выбор, то есть по каком принципу он провел группировку тех или иных предметов. Данное упражнение развивает логическое мышление, смекалку и усидчивость.

«Какой это звук?»

Преподаватель просит ребенка назвать повторяющийся звук. Это упражнение на внимательность и сообразительность. К примеру, вы говорите: «ши-ши-ши — у меня карандаши или но-но-но — вот на дереве гнездо», затем спрашиваете: «Какой звук повторялся?». Малыш должен ответить: «Ш» или «Н».

Занятия по развитию образного мышления необходимо проводить регулярно для закрепления полученных знаний. Ведь, чем чаще вы будете заниматься со своим ребенком, тем быстрее появится первый результат. В нашей статье вы познакомились с достаточно простыми упражнениями, которые можно с легкостью выполнять в домашних условиях. Главное, запаситесь терпением, и тогда у вас все получится.

Развитие мышления в дошкольном возрасте

В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Работа с образами и представлениями делает мышление ребенка внеситуативным и значительно расширяет границы познания.

Изменение мышления дошкольника связаны прежде всего с установлением взаимосвязи между мышлением с речью. Эта взаимосвязь приводят к:

  • 1. появлению рассуждения,
  • 2. взаимоотношению практической и умственной деятельности,
  • 3. бурному развитию мыслительных операций.

Попробуем рассмотреть эти изменения. Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие вопросов у ребенка приобретают познавательный характер, это говорит о том, что дошкольник стремления познавать мир.

Ребенок пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между признаками и назначением объекта. Существует некий перелом, который наступает примерно в пять лет. В этот период развитие понимания причинности идет по трем направлениям:

  • · Во-первых, ребенок переходит от выделения внешних причин, начинает понимать внутренние.
  • · Во-вторых, понимание причин заменяется объяснением.
  • · В-третьих, ребенок начинает отражать не единичную причину, а обобщенную закономерность.

Понимание причинности говорит о чувствительности к противоречиям, это можно проследить, когда дошкольник замечает в них несоответствие с действительностью.

Область задач, которые решает ребенок, расширяется за счет знаний, полученных от взрослого или в собственной деятельности, при наблюдении. Вследствие этого, приобретение знаний является не самоцелью умственного воспитания, а его средством и условием развития мышления. Ребенок пытается анализировать свой опыт, устанавливает сходства со своими знакомыми, что приводит к формированию его собственным умозаключениям.

Читайте так же:  Нервозность и раздражительность

В конце дошкольного возраста у ребенка складывается некая картина мира и задатки мировоззрения. В это время познание действительности у ребенка происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.

Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, по отношению с ранним детством. Он замечает даже не значительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в словах.

Далее у дошкольника изменяется характер обобщения. Ребенок переходит от оперирования внешними признаками к раскрытию более существенных для предмета признаков. Высокий уровень обобщения помогает ребенку освоить классификацию, которая предполагает отнесение объекта какой-либо группе на основе общих для объектов признаков. Умение классифицировать предметы зависит от освоения обобщающих слов, увеличение знаний об окружающем мире и от умения выделять признаки свойственные предметам. Ребенок более точно обобщает те предметы, которые использовались в его личном опыте. Он сначала выделяет те предметы, с которыми происходит активное взаимодействие. С возрастом возникает более сложная классификация и отличие различие групп, например, дикие и домашние животные.

Развитие мыслительных операций приводит к формированию у ребенка умозаключения. Сначала ребенок, работает с общим положением, но обосновать его не может или дает случайные объяснения. Постепенно он переходит к правильным выводам.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

[1]

  • — ребенок решает мыслительные задачи в представлении
  • — мышление становится вне ситуативным;
  • — освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач;
  • — детские вопросы выступают как показатель развития любознательности;
  • — устанавливается взаимосвязь умственной и практической деятельности, в этом случае, практические действия возникают на основе рассуждения;
  • — ребенок меньше использует готовые связи и «открывает» новые, сложные логические цепочки;
  • — появляются попытки объяснения явлений и процессов;
  • — экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

В дошкольном возрасте, при познавательном общении со взрослыми, появляются многочисленные вопросы «Почему?», касающиеся различных сфер действительности. От того как взрослый относится к детским вопросам, зависит дальнейшее развитие мышления. Отвечая на детские вопросы, необходимо предоставить дошкольнику возможность самому, но с помощью взрослого, найти требуемый ответ, а не подавать знания в готовом виде. Главная задача — научить дошкольника думать, рассуждать. Данная позиция взрослого дает толчок для формирования самостоятельности мышления. Достоверность, определенность и немногословность ответов, но в то же время их исчерпывающий характер, подтвержденный примерами и наблюдениями, способствует дальнейшему развитию любознательности у дошкольников. А равнодушное отношение взрослого к вопросам снижает познавательную активность дошкольника. Необходимо внимательно относиться к детским вопросам, и побуждать ребят спрашивать.

Важная и наиболее сложная проблема умственного развития детей — формирование у них активности и самостоятельности мыслительной деятельности. Один из эффективных путей формирования названных качеств — организация проблемного обучения, разработанного известными учеными И. Я. Лернером, А. М. Матюшкиным.

«В процессе умственного развития ребенка 4-6 лет тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и логическая. Данные формы образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может превалировать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс в целом приобретает соответствующий характер». [13, с 96].

Тесная взаимосвязь наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления позволяет говорить об общих закономерностях развития мыслительной деятельности у дошкольников. Вместе с тем каждая форма характеризуется своими особыми средствами и способами осуществления и выполняет специфические функции в общем процессе умственного развития детей. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление подготавливают становление речи и неразрывно связанных с речью элементов логического мышления. В свою очередь, развитие простейших логических операций существенно влияет на перестройку допонятийных форм мышления.

Следует научить ребенка сравнивать, обобщать, анализировать, организуя наблюдения, экспериментирование, ознакомление с художественной литературой. Когда дошкольника побуждают подробно, развернуто объяснять явления и процессы в природе, социальной жизни, то рассуждение превращается в способ познания и решения интеллектуальных задач. И тут взрослому важно проявить терпимость и понимание необычных объяснений, которые дает дошкольник, всячески поддерживая его стремление проникнуть в сущность предметов и явлений, установить причинно-следственные связи, узнать скрытые свойства. Подчеркнем, что развитие связной речи у ребенка способствует развитию его мышления, придавая ему обобщенный и осознанный характер. Если не научить ребенка устанавливать взаимосвязи, то он долго будет находиться на уровне чувственно воспринимаемых фактов.

Овладение способами мышления и усвоение системы знаний позволяет ребенку более эффективно решать интеллектуальные проблемы. Это усвоение следует рассматривать не как самоцель, а как средство развития мышления. Механическое запоминание информации, копирование поведения взрослых рассуждений не дает развития мышления дошкольника. В.Л.Сухомлинский говорил: « . Не обрушивайте на ребенка лавину знаний. — под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». [22, с 165].

Психология

Last update 05:53:05 AM GMT

[3]

Развитие мышления у дошкольников

Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже.

Читайте так же:  Как помириться с девушкой

Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой ло­гики рассуждений. Своеобразие детской мысли прослеживается в эксперименте Л.Ф. Обуховой, повторившей некоторые вопросы Ж. Пиаже для наших детей.

Андрей О. (6 лет 9 мес.). «Почему звезды не падают?» — «Они маленькие, очень легкие, они вертятся как-то на небе, это не вид­но, только по телескопу видно». «Почему ветер дует?» — «Потому что ведь надо помогать на парусниках в спорте, он дует и помога­ет людям».

Слава Г. (5 лет 5 мес.). «Откуда луна на небе появилась?» — «А может быть, ее построили?» «Кто?» — «Кто-нибудь. Ее по­строили или она сама выросла.» «А звезды откуда появились?» — «Взяли и выросли, и сами появились. А, может, луна появилась из света. Луна светит, но она холодная». «Почему луна не падает?» — «Потому что она на крылышках летает, а, может быть, там такие веревки и она висит. »

Илья К. (5 лет 5 мес.). «Откуда сон приходит?» — «Когда смот­ришь что-нибудь, он в мозги зайдет, а когда спишь, то он из моз­гов выходит и через голову прямо в глаза, а потом он уходит, ве­тер его сдувает и он улетает». «Если кто-нибудь с тобой рядыш­ком будет спать, он сможет увидеть твой сон?» — «Наверное, мо­жет, потому что он может, наверное, через мое зрение проходить к маме или папе».

-Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных услови­ях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого — понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. В одном из американских иссле­дований детям 4 лет показывали игрушки — 3 автомобиля и 4 га­ража. Все машины стоят в гаражах, а один гараж остается пустым. Ребенка спрашивают: «Все ли машины стоят в гаражах?» Обычно дети говорят, что не все. По этому неверному ответу нельзя судить о непонимании ребенком понятия «все». Он не понимает другое — поставленную перед ним задачу. Маленький ребенок считает, что, если есть 4 гаража, значит, должно быть и 4 машины. Из этого он делает вывод: четвертая машина есть, только куда-то пропала. Следовательно, для него «взрослое» утверждение — все машины стоят в гаражах — не имеет смысла.

Лучший способ добиться правильного решения — так организо­вать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в част­ности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бро­сать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угады­вали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные пред­положения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, в благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблю­дает доступные его пониманию факты, он может логически пра­вильно рассуждать.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Так, напри­мер, 5-летний ребенок уже приобретает такое отвлеченное поня­тие, как «живое существо». Он легко и быстро относит к «живым» крокодила (для этого ему нужно всего 0,4 секунды), но слегка затрудняется, относя к этой категории дерево (думает 1,3 секунды) или тюльпан (почти 2 секунды). Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме. Скажем, 3-летнему ребенку значительно труднее представить себе понятия «день» и «час», чем 7-летнему. Это выражается, в частности, в том, что он не может оценить, как долго ему придется ждать маму, если она обещала вернуться через час.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобще­нию, установлению связей. Возникновение ее важно для дальней­шего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто произ­водят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особен­ности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние приз­наки (маленький предмет — значит, легкий, большой — значит, тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет, и т.д.).

Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 176 с. С. 91-93.

1.4 Развитие мышления в дошкольном возрасте

У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т.е. производить простейшие умственные операции. Важнейшую роль в умственном развитии ребёнка играет воспитание и обучение.

Развитие мышления ребёнка-дошкольника неразрывно связано с развитием его речи, с обучением его родному языку. В умственном воспитании дошкольника всё большую роль играют, наряду с наглядным показом, словесные указания и объяснения родителей и воспитателей, касающиеся не только того, что ребёнок воспринимает в данный момент, но и предметов и явлений, о которых ребёнок впервые узнаёт при помощи слова. Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются ребёнком (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в представлениях ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.

Читайте так же:  Виды, примеры и значение стереотипов в современном обществе

Мышление приобретает у дошкольника характер связного рассуждения, относительно независимого от непосредственных действий с предметами. Теперь перед ребёнком можно поставить познавательные, мыслительные задачи (объяснить какое либо явление, отгадать загадку, решить какую-либо головоломку). [ А. В. Запорожец. «Психология», М., Учпедгиз, 1953 г.]

Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. [Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 176]

Ребенок 3-6 лет занимается разными видами деятельности, которые обогащают его знания о предме­тах и их свойствах. Дошкольник все более самостоятельно выби­рает и применяет различные способы и приемы решения встав­ших перед ним практических задач. Специальные исследования мышления дошкольника показали, что на этом возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к ум­ственному. Вместе с переходом процесса мышления во «внутрен­ний план» (интериоризация) происходит перестройка практиче­ского действия. Предлагая детям 3—6 лет составить из плоскост­ных фигурок на фоне (сад, полянка, комната) картинку (А. А. Люблинская, З. С. Решко), починить испортившуюся игрушку (А. А. Люблинская, З. А. Ганькова), выбрать орудие, чтобы достать из вазы конфетку (И. М. Жукова), или удержать на столике с наклонной поверхностью шарик (А. А. Веигер), исследователи получили данные, позволяющие сделать некото­рые общие выводы.

Младшие дошкольники (3-4 года) не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. Дети сразу приступают к действенному решению за­дачи, делая порой беспорядочные, «шарящие» пробы. Не видя существующих в действительности связей (в частно­сти, пространственных) и грубо нарушая их, трех-, четырехлетние дети составляют порой совершенно бессмысленные картины.

Таким образом, конкретно данную задачу дети этого возра­ста решают пробовательными действиями, а получаемый резуль­тат осмысливают лишь после завершения действия.

У детей среднего дошкольного возраста осмы­сливание задачи и способы ее решения совершаются в самом процессе действия. Речь пяти-, шестилетних детей обыч­но служит опорой, или аккомпанементом, выполняемого действия (Л. С. Выготский).

У детей старшего дошкольного возраста (6—7 л.) снова изменяются отношения чувственного восприятия, практического действия и речи. Теперь, лишь взглянув на кар­тинки, ребенок мысленно их комбинирует. Он может, не прибегая к практическим манипуляциям фигурками, решить в уме предло­женную задачу. После решения, найденного в уме, ребенок быстро распо­лагает фигурки на определенном фоне. Его рассказ после выпол­ненного действия по существу повторяет то, что он сказал в самом начале опыта. Действие уже ничего не добавило к решению задачи. [Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для сту­дентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. – 415 с. С. 243]

Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития. Ребёнок должен прийти из детского сада в школу с интересами к приобретению новых знаний, с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы. [ А. В. Запорожец. «Психология», М., Учпедгиз, 1953 г.]

Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. [ Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов.-7-е издание, стереотип.-М.:Издательский центр «Академия», 2003.-с.193.]

Мышление дошкольника: виды и методики развития

Мышление ребенка, проходя через определенные этапы возрастных периодов, выдерживает серьезные изменения. Малыш развивается, растет. Вместе с антропометрическими данными ребенка меняются психические процессы: внимание, память восприятие, мышление. Дошкольник изучает мир, воздействует на окружающие предметы, растет словарный запас. Из несмышленого непоседы он превращается в ребенка, способного на серьезные умозаключения.

Развитие мышления дошкольника

Чтобы выяснить, каким образом ребенок воспринимает окружающий мир, нужно знать, как малыш на определенном этапе жизни осмысляет полученную информацию и систематизирует ее.

Понимание возрастных закономерностей развития мыслительных процессов сделает общение дошкольника и взрослого более приятным и продуктивным.

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько этапов и претерпевает ряд изменений. Родителям нужно знать о видах мышления, которые соответствуют возрастным особенностям.

Грамотно подобранные игры, совместная деятельность оказывают положительное влияние на формирование мышления малыша и его интеллектуальных способностей.

Виды мышления

Наглядно — действенное

Такой вид мышления соответствует раннему периоду жизни ребенка (от 1,5 до 2 лет). Этот возрастной этап характеризуется изучением окружающего мира с помощью рук. Малыш разбирает, изучает, иногда ломает игрушки в процессе исследования. Так формируются представления о мире вокруг.

Если активные действия ребенка направлены на изучение окружающих его предметов, можно говорить о наглядно-действенном образе мышления.

Задача взрослых на этом этапе — не мешать стремлению малыша к исследованию, дать возможность ему самостоятельно изучать предметы находящиеся вокруг.

Нельзя забывать, что в процессе изучения ребенок способен сломать, повредить и даже пораниться сам. Родителям необходимо поощрять желание познавать новое, но при этом должны быть предприняты меры безопасности.

Наглядно — образное

Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до 7 лет. Это не значит, что предыдущий полностью исчезает. Помимо имеющихся навыков исследования окружающей действительности дошкольник мыслит, используя образы. В этот возрастной период проявляется активная способность к рисованию. в ход идут все подручные материалы: от камушков на улице до маминых губных помад на новых обоях.

Рисуя предмет, юный исследователь представляет образ, его существенные признаки, которые остались в памяти, старается передать характерные черты. На этом этапе важно воплощать в действительность появляющиеся в его сознании образы.

Читайте так же:  Деструктивное поведение

Творческое

Определяет способность к творчеству — созданию креативных, нестандартных решений. Самостоятельно развивать творческие способности дошкольник не в состоянии, поэтому во многом от желания родителей зависит появление в нём творческого начала.

В отличие от предыдущих видов — творческий вид не зависит от возрастных особенностей и интеллектуальных способностей ребенка.

Важным условием для появления творчества становятся свойственные любому ребенку такие формы психической деятельности, как фантазия и воображение. Нужно создать обстановку, в которой маленькому человечку комфортно будет развивать свои творческие порывы. Виды творчества разнообразны: изобразительное, музыкальное, декоративно — прикладное, хореографическое. литературное.

Взрослые должны помнить, что неспособных к творчеству детей — нет. Даже те дети, которые отстают в развитии от сверстников, способны находить необычные творческие решения задач при условии, что этому способствуют занятия с родителями и педагогами.

Пространственное

Этот вид является базой для дальнейшей учебной и, впоследствии, трудовой деятельности. Развивать пространственное мышление нужно для правильной ориентации в пространстве, появления в сознании образов, и умения использовать их при решении задач.

Юным исследователям необходимо помочь правильно воспринимать формы, размеры объектов, расположение их относительно друг друга, движение их в пространстве.

Логическое

Точно так же, как и пространственное мышление, является фундаментом для дальнейшего полноценного интеллектуального развития.

Если малыш не овладел логическим мышлением, он будет испытывать трудности в обучении. В результате пострадает не только здоровье непоседы, но и исчезнет живой интерес к познанию окружающего мира.

Инженерное

Данный вид мышления приобщает детей к науке, повышает интерес к работе ученых, исследователей, расширяет кругозор через экспериментальную деятельность, конструирование, создает предпосылки к техническому творчеству.

Современные дети большинство информации получают с экранов телевизоров, а не через «руки». Опыты и эксперименты учат нестандартно мыслить и находить ответ на сложные вопросы.

Средства развития мышления

Дошкольный период характеризуется тем, что ведущим видом деятельности является игра. Именно в дидактической игре непоседа проще усваивает новые знания, умения. С помощью игровых моментов легче привлекается и удерживается внимание, происходит изучение и запоминание нового материала. Процесс игры вызывает интерес, возбуждает активность, способствует развитию мышления.

Формирование мышления дошкольников

Развитие мышления у дошкольника определяется способностью применять универсальные мыслительные операции, присущие мышлению: внимание, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Малыш учится сопоставлять существенные и несущественные признаки предмета. Необходимо, чтобы он понимал важность процесса.

Этот способ позволяет разбить на части исследуемый предмет, выделить его составляющие компоненты. Например, ребенок с легкостью называет части дома: крыша, труба, окно, дверь и т.д.

Обратная анализу мыслительная операция, то есть в процессе синтеза дошкольник объединяет отдельные элементы в целое. Примером может служить навык связного чтения.

Характерно для дошкольника в возрасте 6 лет. Появляется по мере накопления словарного запаса и использования в речи обобщенных понятий.

Классификация

Мыслительная операция, которая позволяет находить похожие и отличительные признаки тех или иных предметов, понятий и явлений.

Методики развития мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы ребенок был успешен в учебе, важна своевременная систематическая подготовка. Если малыш посещает дошкольное учреждение, образовательная программа детского сада предусматривает работу по развитию мышления.

Однако, родители в состоянии сделать общение со своим ребенком продуктивным и интересным, используя небольшие развивающие задания.

«Найди лишнее». Найди среди предложенных слов лишнее, объясни решение. (Тренируем обобщение)

  • Килограмм, час, секунда.
  • Тетрадь, стакан, ложка.
  • Кастрюля, рюкзак, сумка.

«Ищи пару». (Тренируем анализ, сравнение)

Используется детское лото с парами похожих карточек. Один ребёнок (ведущий) берёт карту и, не открывая ее другим, рассказывает, что на ней видит. Другие рассматривают свои карточки, находят похожий по описанию предмет на карточке. Если описание совпало с отгадкой, пару карт выводят из игры, игра продолжается дальше.

Память и внимание — важные психические процессы, которые влияют на интеллектуальное развитие непоседы. Поэтому, развивая мышление, необходимо использовать задания и на развитие внимания и памяти.

«Один признак на всех» (развиваем мышление, речь, пассивный и активный словарь, внимание)

Нужно назвать как можно больше предметов, которые имеют этот признак (например, высокий). Для этого нужно ответить на уточняющий вопрос: «Что бывает высоким?» (гора, дерево, шкаф, здание т.д.)

«Что пропало» (тренируем память)

Занятие не требует особой подготовки для проведения. Находящиеся перед ребенком предметы прикрываются непрозрачной тканью, один или несколько игрушек прячут. Затем ткань убирают. Задача дошкольника определить, что исчезло.

Заключение

Дошкольный возраст — период, когда совершенствуются важные психические процессы, умения, навыки ребенка, необходимые ему в дальнейшей жизни. Освоение разных видов мышления способствует развитию интеллектуального уровня и гармоничному формированию личности.


Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Источники


  1. Джил, Зарин Секреты еврейской матери / Зарин Джил. — М.: Карьера Пресс, 2013. — 174 c.

  2. Энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Квадрат, 2013. — 480 c.

  3. Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек / И.В. Вачков. — М.: Ось-89, 2016. — 176 c.
  4. Лаундес, Лейл Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Лейл Лаундес. — М.: «Издательство «Добрая книга», 2016. — 400 c.
  5. Марти, Лэйни Преимущества интровертов / Лэйни Марти. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 368 c.
Методы развития мышления, начиная с дошкольного возраста
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here