Межличностное общение

Сегодня мы рассмотрим тему: "Межличностное общение" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Межличностное общение и взаимодействие

Люди, состоящие в членах различных групп, неизбежно между собой общаются, что вполне естественно, мало того, закономерно. Складывающиеся межличностное общение и взаимодействие оказываются предметом, который подлежит изучению науки, называемой социальной психологией.

В силу специфических особенностей человека он должен общаться внутри социальной группы, ибо в противном случае, при отсутствии надлежащего контакта между отдельными индивидами, ни одна из человеческих общностей не будет иметь никаких возможностей для реализации совместной деятельности.

Общение и межличностные отношения

В связи с необходимостью осуществления индивидами любой коллективной деятельности возникает потребность в общении, являющемся процедурой, способствующей развитию отношений между личностями.

Буквально каждая возникающая межличностная связь сопровождается стремлением решить три ключевых задачи:

  • развитие межличностных связей;
  • расширение базы взаимопонимания человека человеком;
  • межличностная оценка.

Межличностное общение всегда будет находиться в зависимости от ряда факторов, в частности от таких характеристик личности как: пол и национальность, темперамент и возраст, наконец, состояние здоровья индивида и накопленный им опыт общения. Со временем восприятие окружающего мира каждым индивидом начинает преломляться сквозь призму его образа жизни.

Чем выше уровень социального интеллекта у индивида, тем он более действенен в своей способности определения психического состояния, социального и физического облика окружающих, с которыми ему приходится поддерживать отношения.

Изначально и прежде всего, происходит концентрация внимания человека на физическом, телесном образе индивида, а именно на его характеристиках:

  • физиологических – потоотделении, дыхании, кровообращении;
  • функциональных – позе, осанке, невербальных особенностях;
  • паралингвистических.

Формирование социального облика индивида сопровождается его восприятием на уровне характеристик:

  • экстралингвистических, таких как тембр, высота голоса, его своеобразие;
  • проксемических, касающихся взаиморасположения общающихся;
  • социального оформления личности, выражающегося в одежде, обуви, аксессуарах;

Социальные особенности оказываются более информативными, нежели особенности физического облика. Стоит заметить, что в любом случае работают механизмы, которые препятствуют восприятию неискаженного образа, что существенно ограничивает потенциал непредвзятого постижения окружающих. Речь в данном случае идет о роли первого впечатления, которое в значительной степени оказывает влияние на формирование образа индивида.

Что еще немаловажно, так это включение механизма интерпретации, когда восприятие конкретного индивида сопряжено с использованием накопленного личного опыта. Нередко происходит так, что межличностное познание происходит через отождествление конкретного человека с другим индивидом, в результате чего ему могут приписываться не свойственные ему в действительности мотивы и особенности.

Чем дольше взаимодействуют индивиды, тем глубже их межличностное взаимопроникновение. Вполне естественно, что одной из составных частей взаимодействия являются межличностные связи.

Межличностное общение, его психология

Процедура, при которой осуществляется взаимодействие индивидуумов с целью обоюдного познания, развития взаимосвязей, в результате чего проявляются взаимные влияния на поведение и взгляды участников таких связей, расценивается как психология межличностного общения.

Ведь коммуникации (общение) оказываются одной из ключевых категорий психологии и рассматриваются ею на равных условиях с такими категориями, как:

Что же понимается под общением в психологии? Прежде всего – человеческие отношения, подразумевающие различные конфигурации общей деятельности индивидов. Чаще всего общение и деятельность распознаются как разные стороны социального человеческого бытия, либо общение разбирается как отдельный элемент той или иной деятельности, рассматриваемой в свою очередь как условие общения. Общаясь, люди обмениваются сформировавшимися у них взглядами, возникающими идеями, чувствами.

Сложности межличностного общения и взаимодействия проявляются через возникновение мотивационных и операциональных затруднений, соотносящихся с интерактивной и коммуникативной сторонами общения. Характерными признаками оказываются недостаток желания осмыслить особенности личности собеседника, его интересы и внутреннее состояние. Как следствие – проявление проблем общения со стремлением извлечь выгоду от коммуникации с собеседником через его обман, запугивание или демонстрирования чрезвычайной о нем заботливости.

Молодежная среда и межличностное общение

Переломным периодом процесса эволюции межличностных отношений является подростковый возраст и особенно – юношеский. Именно в этом периоде, в возрасте 14 лет, происходит установление разных отношений к людям пожилого возраста, к собственным родителям, одноклассникам, друзья, учителям, к лицам других национальностей, к людям больным.

Обычно подросток обращен вовнутрь себя, нередко он погружен в собственные фантазии, задумчив. Вместе с тем он часто нетерпим к окружающим, крайне раздражителен, имеет место проявление агрессии. В 16 лет обычно начинается период самопознания с самоутверждением, молодой индивид проявляет свою наблюдательность. Из-за своего предельно критичного отношения к реальности молодые люди многое не приемлют и отрицают.

Молодежная среда, из-за нередкого неумения студентов сострадать, уважать чувства других, наполняется конфликтами, что является причиной дестабилизации эмоционального фона студенческих коллективов. В этом возрасте молодые люди обоих полов часто преступают принципы культуры поведения. Для уклонения от активации подобных ситуаций, взрослые должны стараться не повышать градус общения, придерживаясь уважительного тона. Рекомендовано не использовать в отношении подростков безапелляционных суждений в вопросах, касающихся музыки и моды.

Исключительно добрые отношения являются залогом уравновешенного межличностного общения в молодежной среде, к которому должны стремиться взрослые люди. Избегание скандалов и стремление достижения компромиссов – главная цель взрослых, которым необходимо стараться мягко уступать, не развертывая конфликты с их демонстрацией как можно большему числу окружающих. Именно такой подход будет благоприятствовать налаживанию стабильно хороших отношений.

Межличностное общение и его культура

Развитие межличностных отношений и их культуры, способствует умению верно определять черты человеческого характера с верным восприятием окружающих индивидов, выбором соответствующего стиля и тона общения. Часто одни и те же слова могут при общении с разными людьми, спокойными или возбужденными, провоцировать различную реакцию.

С развитием межличностных отношений формируется и их культура, в основе которой – высокая потребность в глубоко эмоциональном, содержательном общении. Она удовлетворяется в том случае, когда личность способна сопереживать другим людям, воспринимая их мысли и чувства. Для соблюдения культуры межличностного общения важно обладать умением правильно формулировать вопросы, а также уметь на них отвечать исчерпывающе и точно, для чего иметь большой словарный запас и образность речи.

Читайте так же:  Жизненные ценности

Предмет теории межличностного общения

Определение межличностного общения

Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.

Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано, как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:

в нём участвует небольшое количество людей, чаще всего группа из 2-3 человек;

это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в непосредственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь;

это так называемое личностное ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнёра, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.

Основной структурной единицей анализа межличностного общения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Это означает, что каждый из участников общения существенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их к конкретной ситуации общения; содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, деструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.

Определить предметную область межличностного общения помогает семантика слова «общение». Как показывают исследования [Бессонова, Доценко, 1999], в обыденном сознании с этим словом связываются три группы значений:

1) объединение, создание общности, целостности («хорошая компания, друзья»);

2) передача сообщений, обмен информацией («разговаривать, беседовать»);

3) встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер («глубоко понимать друг друга»).

Фиксация выделенных значений посредством особых терминов (например, «межличностный контакт», «межличностная коммуникация», «межличностное взаимодействие», «межличностные отношения») задает систему базовых понятий теории межличностного общения.

Так, понятие «межличностный контакт» — становится одним из инструментов исследования проблемы возникновения условий общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом направлены (физически и психологически) друг на друга. Тем самым они не только признают сам факт существования друг друга, но и вступают во взаимодействие, создавая условия для передачи информации по каналам связи. В соответствии с видом контакта (деловой, душевный) складываются отношения между людьми.

Понятие «межличностная коммуникация» направлено на анализ способов обмена сообщениями между партнерами, их приема и переработки.

Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.

[2]

Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений. Легко заметить, что за каждым из выделенных понятий обнаруживается относительно самостоятельное проблемное поле, отражающее разнообразие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе общения. Для упорядочения этого разнообразия полезными оказываются различные виды классификации. [12]

Межличностное общение – психология межличностных отношений

Человек рождается и живет среди других людей, поэтому общение с ними становится обязательным. Межличностное общение – это один из способов контакта человека с другими людьми. Причем данному способу взаимодействия нужно учиться, чем и занимаются родители с самого рождения ребенка. Общение происходит в непосредственных межличностных отношениях, психология чего до сих пор изучается.

Межличностным общением называется просто словесный контакт двух людей. Носит он различный характер, что зависит от отношений, в которых собеседники находятся, и от ситуации, в которой общение возникает. Однако именно на уровне общения читатели сайта психологической помощи psymedcare.ru развивают свои проблемы, из-за которых потом обращаются к специалистам за помощью.

Следует понять, что основной и главный вид взаимодействия между людьми является общение. С кем бы вы ни столкнулись, а вы с ним в первую очередь пытаетесь поговорить. Именно от того, насколько хорошо вы подберете слова и выразите свои мысли, зависит дальнейшее качество вашего взаимодействия и развития отношений.

Не отдавайте инициативу в чужие руки за исход принятия решения. Если речь идет о том, что вы будете совершать какие-то поступки, от вас будет что-то зависеть, вы желаете достичь некой цели, тогда и инициатива в переговорах должна оставаться за вами. Вы имеете право отказать, если вас не услышали. Вы вправе согласиться, если оппонент учитывает ваши интересы. Вы имеете право менять свои желания, если видите, что не можете договориться с другими людьми. В любом случае от вашей инициативности и активного участия зависит получаемый результат. Если вы передадите инициативу за принятие решения, тогда вас просто сделают рабом для удовлетворения чужих желаний.

Инициатива во время общения должна быть у вас. Конечно, ваш собеседник тоже проявляет инициативу в поддержании разговора, высказывании своего мнения и стремлении достичь собственных целей. Это нормально. Важно другое – то, чтобы у каждого из собеседников оставалась его инициатива и никто ее не подавлял.

Довольно часто манипуляторы получают желаемое посредством того, что подавляют волю своих собеседников. Один из способов этого достичь – отнять инициативу у другого человека. Собеседник должен перестать думать о себе, своих желаниях. Он должен полностью подчиниться воле партнера. Это можно сделать разными способами, например, высмеивать любые сказанные слова или оскорблять оппонента. В любом случае, как только человек перестает бороться за свои желания и пытаться договориться (иначе не собирается сотрудничать с людьми), в тот момент им начинают манипулировать.

Инициатива во время общения должна быть у вас. Вы имеете право отстаивать свои интересы и желания. Вы имеете право договариваться с другими людьми, а не слушаться их указаний. Вы имеете право им отказать, если они не желают выполнять условий, которые вы им выдвигаете. В любом случае вы вправе защищать собственные границы. Это можно сделать путем сохранения собственной инициативы во время общения с людьми.

Читайте так же:  Соматоформное расстройство

Что такое межличностное общение?

Межличностным общением называется неизбежный и обязательный вид контакта одного индивида с другим индивидом. Причем подобный контакт осуществляется абсолютно у всех людей. Данный вид контакта выработан людьми в процессе эволюции и прогрессирования своей жизни. Навряд ли можно было бы многого добиться обычным мычанием или угуканьем. Поэтому человечество придумало речь со своими законами и правилами, которая позволяет в полном объеме выразить свои мысли.

Межличностное общение является обязательным в жизни каждого человека. Однако каждый человек должен не только научиться говорить и понимать значение слов, которые он использует, но и выражать свои мысли, подбирать такие слова, которые будут понятны окружающим. Здесь участие принимают эмоции, которые влияют на интонацию и ударение на определенном слове в предложении.

Речь настолько многообразна, что она заменила некоторые виды деятельности. Теперь человеку остается только овладеть искусством речи, чтобы достичь успеха, обрести друзей и даже влюбить в себя.

Кстати, немаловажную роль общение занимается в деловой сфере, где человек желает преуспеть. Как правильно вести переговоры, чтобы достигать максимального успеха? Как общаться с другими людьми, чтобы они на вас реагировали соответствующим образом? Как переубеждать собеседников и умело с ними договариваться? Абсолютно в любой сфере жизни человек сталкивается с необходимостью общаться с другими людьми. Не только на работе или в бизнесе людям приходится коммуницировать друг с другом, но и в семье, на улице, в транспорте и т. д. Везде, где могут встретиться два человека, возникает коммуникация. Поэтому умение человека общаться с другими людьми значительно влияет на его жизнь, настроение, самооценку и пр.

Почему у многих людей не получается достигать поставленных целей на переговорах, не удается переубедить собеседника и получить от него желаемое? Даже опытный переговорщик не всегда достигает именно той цели, которую он себе поставил. Не забываем про многозначительный факт того, что в общении участвуют как минимум два человека. А это значит, что на 50% итог общения двух людей будет зависеть не от вас, а от вашего собеседника. Вы не всегда сможете предугадать его реакцию на ваши слова, его ответные реплики, не сможете контролировать его эмоции и желания. Поэтому общение тем и сложно, что люди не могут контролировать друг друга. Но они могут контролировать себя.

Вторые 50% того результата, который вы получите по итогам общения с другим человеком, зависит именно от вас. А это значит, что нужно хотя бы понимать самого себя, контролировать свои реакции, эмоции, тщательно и быстро подбирать такие слова, которые помогут вам достичь положительного результата. Даже приходится говорить о том, что вы должны иметь четко поставленную цель перед собой – какой результат вы желаете получить по итогам общения с конкретным человеком? Ведь люди очень редко понимают, чего они хотят получить от других.

Если немаловажным является то, что вы делаете и говорите, какие аргументы приводите и как реагируете на реплики своего оппонента, то значительную роль играют ваши убеждения. С какими убеждениями вы подходите к людям, от которых желаете что-то получить? К примеру, вы хотите познакомиться с девушкой. Вы верите в себя, что достойны той девушки, с которой хотите познакомиться? Вы поддерживаете себя в мысли о том, что вы – ее принц, которого она так долго ждала? Дело в том, что ваши попытки познакомиться с девушкой могут дать негативный результат, если вы постоянно прокручиваете подобного рода мысли: «Я – неудачник… Мне девушки могут отказать… Не каждая на меня посмотрит…» и т. д.

Если вы сами в себе не уверены, если у вас есть убеждения, которые противоречат той цели, которую вы хотите достичь по итогам общения с другим человеком, то вам будет сложнее достичь желаемого. Вы должны быть уверены в том, что: «Девушка хочет со мной познакомиться… Я могу собой заинтересовать… Она ждет, когда я к ней подойду…» и т. д. Вы должны быть сами убеждены в том, что человек или люди, с которыми вы хотите пообщаться и получить от них некое согласие (положительный результат), уже хотят, готовы, намерены его дать. Ваши убеждения непосредственно влияют на ваше поведение, манеру общения, постановку голоса и подбор слов. А ведь именно это слышит и видит ваш собеседник, который реагирует соответствующим образом. И если вы уверены в том, что вы оба хотите достичь того результата, который вы перед собой поставили, то сможете в этом убедить и своего оппонента. А если вы не уверены в общности ваших желаний, то ваша неуверенность будет транслироваться на вашего собеседника, который сможет вам отказать, потому что вы дали ему такое право.

Межличностные отношения и общение

Общение приводит к непременному построению межличностных отношений. Если бы люди не общались, тогда невозможно было бы не то что построение отношений, но и создание целой цивилизации. Межличностное общение базируется на том общении, которое происходит между людьми.

  1. Сначала происходит восприятие человека. Здесь порой не нужны слова, достаточно лишь одного взгляда человека на другого индивида, чтобы понять, хочет ли он с ним общаться и на какую тему с ним можно поговорить.
  2. Затем возникает познание человека. Если общение все-таки начинается, тогда собеседники познают друг друга. Каждый использует свои знания и предыдущий опыт, чтобы понять, кто перед ним стоит. Нередко люди используют ассоциации, когда индивиды по каким-то внешним данным, поведению или манерам им чем-то напоминают других, кого они уже хорошо знают, поэтому их наделяют качествами, которыми обладали эти «знакомые».
  3. Построение отношений. Они зарождаются, если индивиды ведут продолжительную беседу и затем еще несколько раз встречаются, общаются, находя точки соприкосновения. Отношения длятся ровно столько, сколько люди общаются.
Читайте так же:  Боязнь клоунов как называется фобия

Общение зависит от многих факторов: возраста, пола, эмоционального настроения, окружающих обстоятельств, ситуации, в которой оно возникает, образованности, манер собеседников и пр. Отношения тоже имеют свою динамику развития, что зависит от силы эмпатии и интереса партнеров друг к другу.

Тема межличностных отношений является отдельной и очень многогранной, поскольку существует множество видов подобных связей, в каждом из которых есть свои проблемы и трудности.

Психология межличностного общения

Межличностное общение – это вид взаимодействия людей между собой с целью установления, познания и развития отношений. При этом во время общения люди пытаются повлиять на поведение, мысли, настроение, мнение и взгляды своих оппонентов. Также это является одной из составляющих деятельности, в которой люди принимают участия, с целью регуляции поступков друг друга.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В межличностном общении есть множество проблем, с которыми сталкивается человек. Одной из них является общение с врагом. Прекратите общение с врагом. Зачем вам контактировать с человеком, который вызывает у вас лишь раздражение? Вы тратите свои силы и время на то, чтобы что-то доказать своему врагу. Но нужно ли это? От того, что вы перестанете общаться, вы потеряете достигнутый успех?

Успешные люди занимаются своими делами и заботами и не уделяют внимания врагам. Если человек не желает уважительно относиться к другому, тогда лучше прекратить с ним какие-либо контакты. Вам с врагом не есть, не пить и не строить семью. Если свой успех вы достигли своим трудом, тогда от того, что вы перестанете общаться со своими врагами, вы ничего не потеряете.

Прекратите общение с врагом. Ничего полезного от разговоров с ним вы не получите. Зачем вам что-либо кому-то доказывать? Живите своей жизнью, занимайтесь своими делами и будьте счастливы. Не нужно общаться с врагом, вы лишь тратите свое время, которое могло быть потрачено на действия, ведущие к вашему успеху.

Занимайтесь своими заботами, общайтесь лишь с теми людьми, которые вам дороги и чем-то полезны. А враг вам никак не навредит, если вы не будете обращать на него внимания. Занимайтесь достижением успеха, и если вашему врагу что-то от вас понадобится, то он сам у вас это попросит. И тогда вы уже сами будете решать: помогать ему или нет?

Межличностное общение в молодежной среде

Подростковый возраст становится не просто переломным в жизни ребенка, но и периодом, когда он выходит во взрослый мир, где должен отработать все уже имеющиеся навыки. Межличностное общение в данном возрасте становится особенно тяжелым. И причинами появления различных проблем, которые возникают не только у взрослых при общении с подростками, но и в молодежной среде, являются:

  1. Неумение сострадать.
  2. Нежелание уважать окружающих.
  3. Недостаточная воспитанность.
  4. Желание нарушать культуру общения.

Поскольку подросток не способен пока усмирять свой пыл, взрослым нужно находить способы общения с ним:

  • Говорить спокойно, но четко.
  • Избегать категоричности суждений в адрес подростка.
  • Пытаться найти компромисс, уступать.

перейти наверх

Все люди общаются, и здесь нужно учиться искусству словесного контакта, чтобы не создавать конфликтов, которые в основном и разгораются из-за того, что люди не придерживаются культуры и манер.

Межличностное общение

Чтобы что-либо получить от другого человека, индивиду приходится с ним общаться. Межличностное общение происходит на уровне двух людей, которые вступают в диалог по необходимости и желанию. Если межличностное общение длится какое-то время, то оно приводит к появлению отношений между собеседниками. Эти отношения могут быть разными: враждебными, любовными, дружескими и т. д. Понимая психологию построения отношений, можно рассматривать психологию общения.

Интернет-журнал psytheater.com отмечает, что ни один человек не способен избежать межличностного общения. Все начинается с общения с родителями, которые постоянно опекают и ухаживают за малышом. Затем общение возникает с другими детьми, взрослыми людьми. Затем появляются воспитатели и учителя. Затем появляются новые друзья и целые коллективы.

[3]

Нет ни одного человека, которому бы не приходилось общаться с другими людьми. Любое общение с другим человеком можно назвать межличностным. И чем дольше оно длится, тем выше шанс появления отношений.

Что такое межличностное общение?

Человек неизбежно сталкивается с необходимостью поддерживать межличностное общение, которое предполагает словесный контакт с другими людьми. Живя в обществе, человек сталкивается с окружающими, с которыми ведет короткие или длительные диалоги. Однако если человек периодически сталкивается с конкретным индивидом, желает с ним продолжать общение и контактировать, иметь общую деятельность, тогда возникают отношения.

Под межличностными отношениями понимается взаимодействие людей, направленное на достижение определенных целей. В группе тоже возникают межличностные отношения. Если на уровне всего коллектива люди негласно достигают общей цели, то на уровне каждого человека имеется своя цель, которую он ставит перед собой, из-за чего и контактирует с окружающими.

Межличностные отношения играют важную роль в становлении всего общества. Если бы люди не объединялись и не контактировали, тогда не существовало бы цивилизованного общества. Возможно, и людей давно бы не существовало, если бы ни один человек не испытывал потребности нравиться, общаться, сближаться и контактировать с другими людьми.

Межличностные отношения становятся самыми главными в изучении социальной психологии. Причиной тому становится то, что в процессе контакта люди взаимодействуют, совершают поступки, достигают определенных целей. В данном процессе существует очень много нюансов. А также все люди знакомы с такими явлениями, как скандалы, предательство, проблемы, что также происходит на уровне двух и более лиц.

  • Скандал, ссора, спор – это столкновение двух и более мнений, которые противоречат друг другу, не согласуются.
  • Предательство – это использование ресурсов или доверия другого человека ради достижения своей цели, которая, скорее всего, не одобряется тем, кого используют.
  • Проблемы – это разногласия, недомолвки, ситуации, которые предполагают недовольство и неодобрение тех лиц, которые в ней участвуют.
Читайте так же:  Драпетомания и dysaethesia aethiopica

Существует очень много вариантов того, как люди будут взаимодействовать. Если видов отношений не так много, то характер каждых отношений будет уникальным. Отношения строятся двумя людьми, которые привносят в процесс свои желания, интересы, потребности, привычки, взгляды и пр. Таким образом, в некоторой степени отношения могут быть похожи, однако решение проблем и суть конфликтов будут отличаться в каждом конкретном случае.

Межличностные отношения и общение

Межличностные отношения и само общение не формируются просто так. У людей, которые участвуют в процессе, есть определенные потребности и желания, которые и толкают их на создание и ведение определенного вида отношения. Причем сами отношения – это динамическое творение, которое постоянно меняется, в каком-то направлении развивается, что-то отдает участникам и требует. Если люди поддерживают отношения посредством совершения действий, тогда они сохраняются.

Следует понимать, что абсолютно любые отношения разрушаются в тот момент, когда хотя бы один из двух участников процесса перестает уделять внимание и проявлять интерес к контакту. Если он уже ничего не делает в адрес своего партнера, тогда отношения начинают разрушаться, постепенно сходя на нет.

Перед межличностными отношениями ставятся три задачи:

  1. Первая – межличностное восприятие.
  2. Второе – понимание человеком человека.
  3. Третье – формирование отношений и оказание психологического давления.

Межличностное общение базируется на таких особенностях:

  1. Национальность, пол, возраст человека.
  2. Особенности восприятия и воспроизведения речи.
  3. Темперамент, установки, мировоззрение.
  4. Состояние здоровья.
  5. Опыт общения.
  6. Профессиональные и личные особенности.
  7. Цели, интересы, желания.
  8. Уровень образования и интеллектуального развития.

Общение начинается на уровне восприятия внешних особенностей собеседника. Поначалу человек оценивает внешние данные с позиции «нравится/не нравится», «интересно/не интересно», «подходит для определенных отношений/не подходит для желаемых отношений». Оценивается не только внешность собеседника, но и его одежда, аксессуары, запахи, телодвижения, позы и мимика.

Если общение начинается, тогда люди акцентируют внимание на жестикуляции друг друга, голосе, интонации, произносимых словах. Также важно, чтобы собеседники понимали фразы, обращенные друг к другу. Если возникает первое понимание, тогда общение продолжается, что еще больше заинтересовывает собеседников.

Затем общение продолжается лишь на уровне того, как люди понимают друг друга. Происходит это следующим образом: на самом деле люди не могут знать друг друга, поскольку только познакомились и еще не имеют опыта и представлений, однако они используют свой прошлый опыт общения с другими людьми, пытаясь на их примерах приписать друг другу определенные качества, мотивы поведения и слов.

Общение становится успешным, если люди верные предположения выдвигают, желаемое сходится с реальным. Однако немного труднее людям становится общаться, когда они не знают, как реагировать и действовать в ситуациях, с которыми они ранее не сталкивались. Здесь они либо пытаются узнать друг друга, настроиться на новый лад, обучиться новому, либо расстаются, прерывая общение.

Если между людьми зарождаются отношения, тогда они проходят этапы своего развития:

Как быстро пройдут эти этапы, зависит от самих людей. Обычно межличностные отношения зарождаются, если оба участника видят выгоду от продолжения контакта друг с другом. Если выгоды нет, тогда отношения не развиваются, а быстро заканчиваются.

Таким образом, в отношениях люди прибегают к различным способам воздействия друг на друга с одной целью – достичь своих целей. Следует отметить, что цели у каждого человека могут совпадать с желаниями партнера, а могут отличаться. Если цели являются схожими, тогда отношения становятся долгими, поскольку каждый видит выгоду их продолжения и развития. Однако если цели друг на друга у партнеров очень отличаются, тогда отношения могут не иметь своего развития, а быстро окончиться.

Психология межличностного общения

Межличностное общение в психологии выступает самым первым шагом на пути формирования отношений между людьми. Общение является таким видом деятельности, к которому люди прибегают абсолютно на любом этапе развития своих отношений.

В психологии под общением понимается такой вид взаимодействия, когда люди пытаются воздействовать друг на друга, менять установки, получать одобрение и пр. Без влияния (что в некоторых кругах называется манипуляцией) невозможны ни одни отношения. Человек не может взаимодействовать с другой личностью, не пытаясь повлиять на ее решения, мысли, действия. И к этому следует относиться нормально.

Психологам остается только изучать методы манипуляции, чтобы выявлять, к чему они приводят и как от них защищаться, если вредят тому, кем пытаются манипулировать.

Проблемы в общении возникают на двух уровнях:

  1. На уровне мотиваций, желаний, целей.
  2. На уровне достижения желаний и реализации мотивов.

перейти наверх

Межличностное общение в молодежной среде

В подростковом возрасте люди совершенствуют и начинают формировать свои навыки коммуникации с разными группами людей. Межличностное общение состоит не только из контакта со сверстниками. Подросток начинает вырабатывать определенное отношение к разным лицам.

Необходимость становиться самостоятельной личностью сопровождается раздражительностью, нетерпимостью, критичностью, непринятием неприемлемого, что значительно усиливается.

Конфликты со сверстниками у подростка возникают по следующим причинам:

  1. Невоспитанность.
  2. Отсутствие навыков продуктивного общения.
  3. Нежелание проявлять уважение к другим.
  4. Отсутствие или нежелание сострадать.

При общении взрослых с подростком рекомендуется ставить себя на равных и придерживаться доброжелательного тона, пытаясь найти компромисс.

Культура межличностного общения

В межличностном общении случается множество различных ситуаций. Чтобы эффективно выходить из любой ситуации, нужно уметь правильно подбирать тон и слова, которые будут иметь действие в конкретном случае. Также следует обладать большим набором коммуникативных навыков, чтобы оставаться гибкими.

Культура общения предполагает высокий уровень развитости человека и его способности быть гибким во время процесса. Также здесь включается эмпатия, когда человек хорошо понимает мотивы окружающих.

Общение двух людей приводит к появлению отношений, если собеседники проявляют интерес друг к другу, начинают познавать и понимать друг друга, а также желают продолжать контакты, поскольку их личные цели могут быть реализованы за счет друг друга. Воздействие с целью достижения своих целей является нормальным явлением, поскольку иначе у людей нет другого мотива взаимодействовать друг с другом.

Читайте так же:  Самооценка подростка – как повысить

Межличностные отношения бывают настолько разнообразными и непредсказуемыми, как и само общение. Стоит отметить, что помимо всех действий, которые люди совершают, общение занимает самую главную роль. Люди произносят слова и интонационно выражают свое отношение, посредством чего и происходит основное их взаимодействие. А после общения совершаются действия на основе того воздействия, которое возымело над ними верх.

Качество общения влияет на то, какими будут отношения. Психологи изучают две сферы жизни человека, предоставляя услуги по улучшению отношений или общения с целью максимального достижения своих целей не по принципу «победит либо я, либо он», а по принципу «побеждают оба».

[1]

Межличностное общение в организации

Читайте также:

  1. Cущность организации и ее основные признаки
  2. IV. Матричная форма организации
  3. IX. Основы организации управления
  4. Адаптация человека к организации и изменение его поведения.
  5. Административно-процедурная деятельность служит целям организации повседневной работы исполнительного аппарата.
  6. Анализ безубыточности производства и зоны безопасности организации
  7. Анализ бизнес-среды организации
  8. Анализ внешней среды организации
  9. Анализ внешней среды организации
  10. Анализ внутренней среды организации
  11. Анализ возможностей организации
  12. Анализ наличия и движения основных средств и обеспеченности организации ОС

Коммуникативная как разновидность организационного поведения

Современные организации в отличие от тех, какие были во времена Ф.Тейлора, строятся, как правило, с учетом важной социальной потребности личности, потребности членства в группах. В их структуре, идеологии и культуре заложено понимание того, что необходимой формой организационного поведения является межличностное, групповое и межгрупповое общение как внутри организации, так и между организацией и ее социальной средой.

Общение представляет собой межличностный обмен предметной и психологической информацией, а также действиями, услугами и вещами в интересах всех или некоторых участников. Содержанием предметной информации являются знания о предмете разговора или взаимодействия. Психологическая (личностная) информация — это сведения о самих коммуникаторах, их переживаниях (эмоциях), оценках (самооценках), целях и реакциях на отдельные сообщения. Синонимы общения: коммуникация, взаимодействие, интеракция, трансакция, отношения, контакты, переговоры.

Общение отличается от деятельности. В нем не два звена, как в деятельности (субъект и объект), а три — два партнера (как минимум) и предмет взаимодействия. Совместная (коллективная, групповая) деятельность представляет собой синтез общения и деятельности.

Общение мотивируется односторонней или двусторонней потребностью в информации, межличностных услугах и продолжается до тех пор, пока информационные ресурсы сторон не будут выровнены, пока не будет достигнуто согласие, или не сформируется убеждение в его невозможности. Контакт, встреча обычно прекращается после того, как стороны решили свои коммуникативные задачи; кто-то из партнеров получил помощь, в которой он нуждался, оба партнера укрепили свои отношения и т.д.

Эффективный обмен знаниями, предложениями или эмоциями жизненно важен для здоровья любой организации. Почти все, что происходит в организации, требует обмена информацией. Коммуникация встроена во все виды и ситуации поведения людей в организации и является связующим процессом между должностными позициями и подразделениями, а также между организацией и ее внешним окружением.

Особенно интенсивны и многочисленны коммуникации в системе управления, занимая до 90% времени, которое уходит на решение управленческих задач. Высшие уровни управления передают подчиненным информацию о положении дел, приоритетах, оценках и т.п. Нужны также восходящие потоки информации, чтобы управленческие структуры знали, что делается на низших уровнях, каковы текущие и назревающие проблемы.

Организация не может функционировать и без горизонтальных коммуникаций, непосредственно связывающих ее подразделения и отдельных работников, находящихся на одном уровне власти. Коммуникации по горизонтали полезны тем, что помогают наладить взаимодействие, сотрудничество, создать и закрепить партнерские отношения. Взаимопонимание, товарищеские отношения являются важным условием удовлетворенности сотрудников организации и продуктивности деловых взаимодействий.

Процесс общения имеет свою структуру, которая включает прямые и обратные потоки информации. Прямая информация — это наше обращение к партнеру. Обратная — реакция партнера на наше обращение, — какие-либо доступные для восприятия сигналы, которые позволяют нам уяснить, как именно воспринято и понято наше сообщение.

Полноценное общение без обратной информации невозможно. Ее отсутствие означает: или информация не дошла до партнера, или он ее (и ее автора) отвергает. Ничего не получив в ответ на обращение, мы вынуждены корректировать коммуникативные действия, чтобы выяснить, как все же установить необходимый для нас (и, возможно, для партнера) контакт.

Качество обратной информации зависит от обоих участников обмена. Слушающий должен быть достаточно открытым, чтобы не таить свои эмоциональные реакции. Говорящий — достаточно чувствительным и наблюдательным, чтобы не пропускать важные сигналы своего напарника. В литературе описано немало рекомендаций о том, как правильно слушать и как предоставлять партнеру обратную информацию.

| следующая лекция ==>
Пути преодоления межгрупповых конфликтов | Структура общения включает следующие компоненты

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 330 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Толстая, Наталья Золотой ключик к счастливому дому / Наталья Толстая. — М.: АСТ, 2014. — 320 c.

  2. Винокуров, Борис Нагая. История сексуальных катастроф / Борис Винокуров. — Москва: РГГУ, 2012. — 320 c.

  3. А.А. Шутценбергер Практические занятия по психогенеалогии. Раскрыть семейные секреты, отдать долги предкам, выбрать свою собственную жизнь / А.А. Шутценбергер. — М.: Класс, 2016. — 128 c.
  4. Боб Идеальный брак / Боб, Шери Стритовы. — М.: АСТ, Астрель, 2014. — 288 c.
  5. Буровский, А.М. Девочки. Инструкция по применению / А.М. Буровский. — М.: АСТ, 2012. — 506 c.
Межличностное общение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here