Межличностные конфликты примеры и методы профилактики

Сегодня мы рассмотрим тему: "Межличностные конфликты примеры и методы профилактики" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Пути профилактики межличностных конфликтов

Профилактика это предупреждение конфликтов.чье определение?

А. Я. Анцупова считает профилактика комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого либо явления или устранение факторов риска.

К.Ю. Тильманн определяет педагогическую профилактику как создание особых педагогических условий, способствующих снижению и распространению данных явлений в социуме.

По мнению В. И. Загвязинского профилактика — совокупность государственных, общественных, социально-медицинских, и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, возникающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Он выделил виды профилактической деятельности:

Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития конфликтной ситуации.

Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые могут привести к возникновению, обострению конфликтной ситуации.

Третичная профилактика имеет социальную, трудовую, психологическую реабилитацию.

В профилактической работе по предупреждению конфликтов исполь­зуются разнообразные виды и методы психотерапии, методы игровых психотехник, тренинговых занятий, методы групповой психотерапии и др.

Профилактическая работа имеет следующие виды задач:

— владение психологическими приемами и навыками бесконфликт­ного общения;

— владение навыками саморегуляции конфликтных си­туациях;

— владение знаниями, умениями и навыками правильного общения;

— избавление от личностной конфликтности;

— обучение адекватному поведе­нию в сложной конфликтной си­туации;

— владение знаниями и умениями предотвращения последствий конфликтов.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

· направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребёнке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих решением проблем;

· обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

· решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

В профилактике конфликтов большую роль играет личность учителя. Так как стиль взаимодействия учителя служит примером во взаимоотношениях со сверстниками. Учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может просто добрый совет.

Делайте плавные переходы: «следовательно», «поэтому», «как следствие»…Работа с педагогами может проводиться по четырем основным направлениям:

· создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию конфликтных ситуаций, (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей, шефская поддержка старшеклассников, личный пример педагогов и родителей). Данная модель будет работать, если работа будет выстроена как с педагогами, так и с родителями;

· оптимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников. Не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий. Создание «ситуации успеха»;

· устранение социально психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения какихлибо спорных вопросов, создать действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могут обращаться дети, их родители и учителя;

· блокирование личностных причин возникновения конфликтов.

Профилактика конфликтов осуществляется между подростками и родителями, создает нравственно-психологическую атмосферу, которая исключает самую возможность возникновения агрессивных устремлений, ведущих к тяжелому конфликту.откуда взяли? Сами придумали?

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей поддерживать и развивать сотрудничество с детьми, учитывая их возрастные особенности, и эмоциональные состояния.

Конструктивному поведению родителей в конфликтах с детьми может способствовать следующее:

· всегда помнить об индивидуальности ребенка;

· учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

· стараться понять требования ребенка;

· противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

· проявлять постоянство по отношению к ребенку;

· чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

· одобрять разные варианты конструктивного поведения;

· совместно искать выход путем перемены в ситуации;

· ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость;

· дать ребенку возможности прочувствовать негативные последствия его проступков;

· логически разъяснять возможности негативных последствий;

· расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

· использовать положительный пример других детей и родителей.

2. Укрепление взаимодействий образовательного учреждения и родителей в вопросе профилактики конфликтов.

Родителей должны получать советы и рекомендации, изучать характер взаимоотношений в семье, и корректировать методами педагогического воздействия. Школа призвана оказывать влияние на культурно-воспитательный потенциал семьи, осуществлять дифференцированный подход к учащимся, оказывая особое внимание тем, кто не может в семье получить необходимой помощи в учебной работе. Укрепление связи семьи и школы привлечением родителей к выполнению общественной работы с детьми в образовательном учреждении. Важно, чтобы на основе общего дела, интереса крепли духовные связи между детьми и родителями.

Для более успешной реализации деятельности по профилактике конфликтного поведения младших школьников необходимо обратить внимание на формы и методы, направленные на профилактику и предотвращение конфликтов в подростковой среде.если качаете из интернета, меняте местами слова, фразы поправляйте, чтобы программа не показали плагиат.

Профилактика межличностных конфликтов в группе подростков необходима, так как:

1. Межличностные конфликты в школе влияют на успеваемость, психологическое состояние детей.

2. Конфликты способствуют появлению нежелания учиться. Это может выражаться в прогулах, невыполнение заданий, иногда возникает необходимость перейти в другую школу, или вообще бросить учиться.

3. Нарушение педагогического процесса становится следствием конфликтов учеников с учителями.

4. В. А. Сухомлинским отметил, что конфликт это целая беда в образовательном процессе.

5. Межличностные конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы — трудности в учебе, замкнутость, потеря мотивации, фрустрация и т.д.

Чтобы уменьшить количество конфликтов в классе необходимо:

· осуществлять контроль за формированием коллектива, выявлять лидеров;

· определить детей с низким статусом, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуаций успеха»;

· организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;

· формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых — забота, внимание друг к другу (например, в таком классе существовала такая традиция: перед входом в столовую, мальчики образуют живой коридор, пропуская вперед девочек);

Читайте так же:  Активный образ жизни пожилых людей как профилактика стресса

· организация игровой тенденции общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекция взаимоотношений между детьми.

· научить ребенка понимать чувства и позицию других людей, а также направлять его активность в позитивное русло, это направлено на развитие национального самосознания — краеведение, пробуждение интерес к родной истории и к истории вообще — к изучению других культур — ведь каждый народ создал что-то ценное.

Массовые мероприятия — это форма организации внеурочной деятельности с задействованными участниками, например классные часы.

Экскурсии — это посещение достопримечательностей группой или индивидуально. Отличие экскурсии от прогулки в том, что заранее организованное мероприятие. целью которой является сплочение.

Дискуссии — коллективное обсуждение актуальных тем и проблем.

Марафон, тренинги, кружки, секции, которые способствуют объединению интересов.

Рекомендации для подростков при взаимодействии с собеседником:

— соблюдать доброжелательность, спокойствие;

— речь должна быть медленной и внятной, не грубить;

— уметь выслушать собеседника;

— установить с собеседником доверительное отношение (приблизиться, наклониться к нему);

— при наличии собственной вины, признать ее;

— попытаться показать тактично собеседнику, в чем он тоже не прав;

— показать сотрудничество, поддержку;

— разделить с собеседником ответственность за решение проблемы.

Действия педагога в разрешении конфликта подростков:

— нейтралитет, стремление не замечать столкновений между подростками;

— избегание конфликта: педагог убежден, что конфликт показатель его неудач в воспитательной работе с детьми;

— целесообразное вмешательство педагог, опираясь на знания о подростках, анализируют причины возникновения конфликта, принимает решение;

При взаимодействии с участниками конфликта необходимо использовать тактики поведения:

— посредник стремиться вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссного решения;

— посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения.

— давление на одного из участников конфликта: большую часть времени «третий судья» посвящает работе с одним из участников конфликта, доказывая ошибочность его позиции;

— акцентирование внимание на слабых моментах в позициях оппонентов, указывая на их ошибки.

Правила, направленные на преодоление конфликта:

— стараться поставить себя на место конфликтующей стороны;

— не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некий период времени чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегулирование конфликта — это решение вопроса «что делать», а не расследование по принципу «кто виноват»;

— не дайте конфликту разрастись; проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал;

— преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами;

— постарайтесь определить момент для начала переговоров между участниками конфликта, «точки» доверия и уважения между участниками переговоров;

— при обсуждении анализируйте мнение противников, выслушиваете мнение каждого участника конфликта не только для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его учесть; ищите компромисс путем определения общей позиции для оценок;

— конфликт разрешим при твердой готовности обоих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;

— разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия возможно по частям, шаг за шагом.

Так, А. Белкин совместно с Д. Карнеги выделили следующие рекомендации по бесконфликтному общению:

· необходимо перестать думать только о себе, пытайтесь увидеть достоинство в других людях;

· говорите с людьми о их же­ланиях и как их достичь;

· обращайтесь к человеку по имени;

· давай людям почувствовать их значимость;

· уклоняйся от спора;

· чтобы склонить собеседника к своей точке зрения прояви дружеское отношение;

· в разговоре, делайте акцент на вопросах с которыми согласитись;

· сделайте так, чтобы ваш собеседник чувствовал, что идея принадлежит ему;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

· попытайтесь увидеть вещи с точки зрения другого человека;

· при указании на ошибки другого, начните с себя.

Таким образом, можно сделать вывод, что профилактика необходима. Так как она может смягчить последствия конфликта, что скажется на ребенке не отрицательно. Способствует налаживанию благоприятной атмосферы, как в школе, так и в отношениях с родителями. Правила и рекомендации, начат правильно и тактично поступать в конфликтной ситуации, или же на оборот. поможет избежать конфликт. Научить грамотно и лаконично взаимодействовать с оппонентом. Более менее параграф из трех. Необходимо после определения «профилактика», сказать, что работой с одними подростками невозможно ограничиться и нужно выстраивать систему работы: учителя, родители, подростки. И дальше по логике, сначала про работу с учителями рассказываете, потом…..И отформатируйте текст. Исправляйте на выходных. На следующей неделе надо встречаться, разговаривать.

Методы предупреждения межличностных конфликтов

Сколь бы ни были разнообразны конфликты, процесс предотвращения их характеризуется некоторыми общими чертами. Прежде всего, как этап более широкого управленческого процесса он осуществляется в рамках его необходимых условий и принципиальных, проанализированных ранее. Кроме того, ему присущи свои предпосылки, специфические этапы, стратегия и технология.

Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций.

Вся деятельность по предупреждению конфликтов представляет собой одно из конкретных выражений человеческой способности обобщать имеющиеся теоретические и эмпирические данные и на этой основе предсказывать, прогнозировать будущее.

Профилактика конфликта и представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении факторов конфликта и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. Успех этой деятельности определяется рядом предпосылок:

  • 1) знанием общих принципов управления социальными организациями, формулируемых современной теорией менеджмента, и умением использовать их для анализа конфликтных ситуаций;
  • 2) уровнем общетеоретических знаний о сущности конфликта, его причинах, видах и этапах развития, которые формулируются конфликтологией;
  • 3) глубиной анализа на этой общей теоретической основе конкретной предконфликтной ситуации, которая в каждом отдельном случае оказывается уникальной и требующей особого комплекса методов и средств по ее улаживанию;
  • 4) степенью соответствия избранных методов корректировки сложившейся опасной ситуации ее конкретному содержанию; эта адекватность используемых средств реальной ситуации зависит не только от глубины теоретических знаний возможных участников конфликта, но и от их умения опереться на свой опыт и интуицию.
Читайте так же:  Как найти подходящую тему для разговора с девушкой

Из этого следует, что деятельность по предупреждению конфликтов является весьма непростым делом. Поэтому возможности профилактической деятельности не следует переоценивать, хотя ею нельзя и пренебрегать.

Поддержание и укрепление сотрудничества, отношений взаимовыручки является центральной проблемой всей тактики предупреждения конфликта. Ее решение носит комплексный характер и включает методы социально-психологического, организационно — управленческого и морально-этического характера.

Важнейшие из социально-психологических методов, ориентированных на корректировку мыслей, чувств и настроений людей, следующие:

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.

Профилактика конфликтов (стр. 1 из 2)

2.3 Профилактика конфликтов

Именно на предупреждение конфликтов направлены усилия как общественных, так и государственных институтов. Предвидение возможных вариантов развития событий создает условия для результативного управления ими. Прогнозирование возникновения конфликтов является главной предпосылкой эффективной деятельности по их предупреждению. Прогнозирование и профилактика конфликтов — важные факторы, регулирования социальных противоречий.

Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Профилактика конфликтов — это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно разрешать их. Она требует меньше затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.[13]

Наиболее эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его причин. Деятельность по предупреждению конфликтов весьма разнообразна и, кроме того, является деятельностью многоуровневой.

В психологическом, индивидуальном плане устранение причин конфликта тесно связано с воздействием на мотивацию участников и предполагает выдвижение контрмотивов, которые заблокировали бы первоначальные агрессивные намерения конфликтующих сторон. Особое значение имеет предупреждение межличностных криминальных конфликтов, сопряженных с насилием.[I]

Надежный путь предупреждения конфликта — налаживание и укрепление сотрудничества. Конфликтологами разработан ряд методов поддержания и развития сотрудничества:

— согласие, состоящее в том, что возможного противника вовлекают в совместную деятельность;

практическая эмпатия, предполагающая «вхождение» в положение партнера, понимание его трудностей, выражение сочувствия и готовности ему помочь;

— сохранение репутации партнера, уважительное отношение к нему, хотя интересы обоих партнеров в данное время и расходятся;

— взаимное дополнение партнеров, которое состоит в использовании таких черт будущего соперника, которыми не обладает первый субъект;

— исключение социальной дискриминации, которое запрещает подчеркивание различий между партнерами по сотрудничеству, какого-либо превосходства одного над другим;

— неразделение заслуг этим достигается взаимное уважение и снимаются такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды;

— психологическое «поглаживание», которое означает поддержание хорошего настроения, положительных эмоций.

Названные методы поддержания и укрепления сотрудничества, конечно же, не являются исчерпывающими. Но все, что может способствовать сохранению нормальных деловых отношений между людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения, «работает» против конфликта, предупреждает его возникновение, а если он все-таки возникает, — помогает его разрешить.

Сотрудничество в целях предотвращения трудовых конфликтов на предприятиях обычно рассматривается в терминах социального партнерства. В широком понимании оно означает гармонизацию интересов различных классов, слоев, социальных групп, в узком — принцип взаимоотношений между работодателем и наемным работником. В основе социального партнерства лежит компромисс, взаимовыгодные уступки. Оно, как правило, направлено на «профилактику» возможных трудовых конфликтов.[J]

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники социального взаимодействия, руководители организаций, психологи, социальные работники и социальные педагоги — т. е. специалисты, имеющие специфическую профессиональную подготовку в области конфликтов. Она может вестись по четырем основным направлениям:

1) создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций;

2) оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования организаций (важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов);

3) устранение социально-психологических причин конфликтов;

4) блокирование личностных причин возникновения конфликтов.

Профилактика большинства видов конфликтов должна вестись одновременно по всем четырем направлениям.[6]

[2]

Существуют объективные обстоятельства, способствующие профилактике деструктивных конфликтов:

создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации. К ним в первую очередь можно отнести: материальную обеспеченность семьи; условия работы жены и обучения детей; возможность самореализации человека в служебной деятельности; условия работы; взаимоотношения, складывающиеся с подчиненными, сослуживцами, начальниками; здоровье человека; отношения в семье; наличие времени для полноценного отдыха и т.д.

Неустроенный, несостоявшийся, неуважаемый в коллективе и обществе, вечно загнанный, больной человек более конфликтен при прочих равных условиях с человеком, у которого нет этих проблем;

справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации. Если бы материальных благ хватало на всех работников, то конфликты, связанные с их распределением, видимо, все равно были бы, но реже. Причиной сохранения конфликтов было бы возрастание потребностей людей и сама система распределения, существующая в российском обществе. К объективным условиям предупреждения межличностных конфликтов относится справедливое и гласное распределение существующих благ. Это условие в определенной степени одновременно и субъективно. Если дефицитные материальные блага распределять между работниками, во-первых, справедливо, во-вторых, гласно, чтобы исключить слухи, связанные с тем, что кому-то больше заплатили, то число и острота конфликтов, связанных с распределением материальных благ, заметно сократились бы;

разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций. Анализ конфликтов во взаимоотношениях работников показал, что существуют типичные проблемные ситуации социального взаимодействия и типичные предконфликтные ситуации, обычно приводящие к конфликту. Конструктивное разрешение таких ситуаций можно обеспечить, разработав нормативные процедуры, позволяющие сотрудникам отстоять свои интересы, не вступая в конфликт с оппонентом;

[3]

успокаивающая материальная среда, окружающая человека. К факторам материальной среды, способствующим уменьшению вероятности конфликтов, можно отнести: удобную планировку рабочих и жилых помещений, оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности, электромагнитных и других показателей, окраску помещений в спокойные тона, наличие комнатных растений, аквариумов, оборудование комнат психологической разгрузки, отсутствие раздражающих шумов.

Читайте так же:  Психические расстройства у детей

Существует еще ряд объективных условий, влияющих на возникновение конфликтов между людьми. В конечном итоге на состояние организма и психику человека влияет вся материальная среда, с которой он взаимодействует. Следовательно, она опосредованно влияет и на его конфликтность.

К объективно-субъективным условиям предупреждения конфликтов относят организационно-управленческие факторы:

структурно-организационные условия предупреждения конфликтов (оптимизация структуры фирмы, с одной стороны, как организации, с другой — как социальной группы. Максимальное соответствие формальной и неформальной структур коллектива стоящим перед ним задачам обеспечивает минимизацию противоречий, возникающих между структурными элементами организации, и уменьшает вероятность возникновения конфликтов между работниками);

личностно-функционалъные условия предупреждения конфликтов (соответствие работника максимальным требованиям, которые может предъявить к нему занимаемая должность);

ситуативно-управленческие условия (принятие оптимальных управленческих решений и грамотная оценка результатов деятельности других работников, особенно подчиненных).[15]

Для специалистов-конфликтологов, большой интерес представляют и социально-психологические условия профилактики конфликтов. Они более легко поддаются управленческим воздействиям по сравнению с объективными и организационно-управленческими предпосылками.

В тоже время они оказывают заметное влияние на конфликт, вызывая существенные перемены в процессе развития социального противоречия. Социально-психологические условия профилактики конфликтов следует отличать от социально-психологических способов и приемов предупреждения столкновений людей.

Первые связаны с соблюдением основных субъективно-объективных закономерностей социального взаимодействия, нарушение которых приводит к возникновению противоречий, разрешаемых путем конфликтов.

Социально-психологические способы предупреждения конфликтов носят более частный характер. В интересах предупреждения возникновения конкретных конфликтов можно использовать различные приемы, которых гораздо больше, чем условий и способов. Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, когда оно сбалансировано. Есть несколько соотношений, основных балансов, сознательное или несознательное нарушение которых может привести к конфликтам:

баланс ролей (если человек принимает (интернализует) отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит);

баланс взаимозависимости в решениях и действиях (каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости. Каждый, в идеале, стремится делать то, что он хочет и когда хочет. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. Поэтому, если человек считает свою зависимость от нас большей, чем он может допустить, это может служить причиной конфликтного поведения с его стороны);

Способы предупреждения конфликтов (стр. 1 из 4)

1 КОНФЛИКТ: ЕГО ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

2 СТРУКТУРА КОНФЛИКТА

3СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

3.1 Профилактика и прогнозирование конфликтов

3.2 Технология предупреждения конфликтов

3.3 Приемы предупреждения конфликтов

4 ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Термин «конфликт» произошел от латинского conjlictus , что означает буквально «столкновение, серьезное разногласие, спор».

Известно, что у всех конфликтов имеется психологическая составляющая, основанная на специфике внутренней жизни человека, а также его социальных отношениях. Среди специалистов, занимающихся изучением конфликта, нет единой точки зрения по вопросу о том, что он собой представляет. Это обусловлено рядом причин: сложностью самого феномена конфликта, а также неоднозначным пониманием того, чем вызвано его возникновение.

В настоящее время конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах. Он наличествует в столкновениях предлагаемых перспектив развития страны и в повседневной жизни, пронизывая ткань межличностных отношений. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие. Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая себе отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки. Конфликты относятся к наиболее динамично развивающейся области психологии.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

1 КОНФЛИКТ: ЕГО ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

Как показывает практика, конфликт часто ассоциируется с негативными эмоциями и такими состояниями, как напряжение, беспокойство, зависть, ревность, враждебность, обида, досада, боль, травма, стресс, апатия, ярость, гнев и т.д.

Несмотря на то что конфликт стал уже объектом изучения отдельной дисциплины, отношение к нему в обществе в целом меняется не так быстро. Одни люди стремятся избежать конфликта любыми способами, другие доказывают, что в их жизни конфликтов нет, третьи считают, что ругаться, драться с кем-то — это еще не конфликт. Среди имеющихся определений конфликта можно выдвинуть два основных подхода.

Обобщенный (широкий) или конфликтологический, подход рассматривает конфликт как любое столкновение противоположных сторон, сил и т.д. Тогда о конфликте можно говорить как о явлении не только живой, но и неживой природы. В таком случае падение камня на землю, столкновение двух движущихся шаров, удар мячика о теннисную ракетку — все это тоже конфликт. Иными словами, происходит как бы отождествление понятия «конфликт» со столкновением, а «конфликт» и «противоречия» становятся сопоставимыми по объему понятиями.

Другой подход, где конфликт рассматривается как столкновение мнений, позиций, взглядов и т.д., предполагает обязательно наличие субъекта конфликта, т.е. человека, обладающего сознанием, умеющего оценивать себя и свое окружение, умеющего эмоционально откликаться на поступающую информацию, имеющего свое личное мнение. Иными словами, это подход психологический, акцентирующий человеческую сущность взаимодействующих сторон. В этом смысле конфликт — феномен психологический.

В рассмотрении конфликта как психологического феномена можно выделить три основных направления: одно из них aкцентирует в конфликте его поведенческий аспект, другое — восприятие противоречий, а третье рассматривает его как вид взаимодействий.

Направление, акцентирующее поведенческий антагонизм или конфликтные действия, считает их необходимой составляющей конфликта, или, попросту, если есть противоречия, но нет конфликтных действий (драки, сражения, войны и т.д.), то можно считать, что конфликта, собственно, и нет. Конфликт становится таковым только благодаря поведению или совершаемым действиям. Тогда все негативные эмоции, переживания, связанные с тем, что вас обижает, не являются конфликтом.

Другое направление признает наличие конфликта уже при объективно сложившемся антагонизме интересов, целей, мотивов и т.д. Конечно, там, где есть разные точки зрения, возможны столкновения. Люди, имеющие разные цели, ценности, мнения и представления о способах достижения этих целей, о планах и принципах жизнедеятельности и т.д., — потенциальные носители конфликта. Однако, как известно, мы можем придерживаться диаметрально противоположных взглядов, иметь различные мотивы и цели, но при этом не враждовать, не ссориться, не проявлять агрессии. Именно внешняя реализация этих противоречий придает им социальную значимость, возражают авторы первого направления. Мы можем стоять на противоположных позициях и при этом уважительно относиться друг к другу, стремиться найти понимание, общие точки, а можем упорно бороться вплоть до взаимного уничтожения, даже без достаточных на то оснований.

Читайте так же:  Что относится к видам общения в психологии

Третье направление подчеркивает не столько сами противоречия, сколько отношение субъекта к ним, их восприятие. Американский исследователь Д. Майерс в своей книге «Социальная психология» рассматривает этот важный аспект — восприятие конфликта. Он определяет конфликт как «воспринимаемую несовместимость действий или целей» . Очень часто именно воспринимаемая несовместимость не позволяет людям взглянуть на сложившуюся конфликтную ситуацию как на задачу, требующую решения, а их внимание оказывается прикованным к ее неразрешимости. Вспомните, как, возможно, вы сами попадали в ситуации, когда казалось, что по-другому поступить невозможно, а потом оказывалось, что выход был прост и находился так близко.

В понятии «конфликт» исходно, как и в самом конфликте, увязаны противоположности, разные, полярные смыслы. Подобно тому, как истинная точка зрения может существовать, только если с ней сосуществует ложная, добро предполагает существование зла (хорошее — плохое и т.д.).

«Конфликт выступает как биполярное явление — противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон направленной на преодоление противоречия». Один из видных современных теоретиков в области социологии конфликта — Р. Дарендорф считает, что любой конфликт сводится к «отношениям двух элементов». Даже если в конфликте участвуют несколько групп, между ними образуются коалиции, и конфликт вновь приобретает биполярную природу.

Стороны конфликта взаимосвязаны и одновременно противоположны. Невозможно представить себе конфликт двух никак не связанных между собой людей. Наличие общих и одновременно взаимоисключающих интересов, пересекающихся целей, ценностей, мотивов взаимодействий — непременное условие. Противостояние интересов предполагает существование минимум двух несовместимых друг с другом позиций, мотивов и т.д. и невозможность принять общее решение. Эти «полюса» взаимно предполагают друг друга — как левое и правое, добро и зло, высокое и низкое и т.д., а их противостояние становится возможным только во взаимодействии.

2 СТРУКТУРА КОНФЛИКТА

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе. Основные компоненты структуры конфликта:

1. Участники конфликта. В любом конфликте основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица или могут образовывать различные группы.

Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Поэтому выделяют: основных участников конфликта, группы поддержки, других участников.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре.

Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы. В межгрупповом конфликте уход или появление нового участника не влияет на конфликт. В таком конфликте незаменимость относится не к личности, а к группе.

Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что она неправа. Например, если новатор, не сумев бесконфликтно добиться внедрения инновации, идет на противоборство, то оценка его действий будет положительной.

Однако в длительных, затяжных межгрупповых конфликтах сложно определить инициатора. Многие из таких конфликтов имеют свою историю, насчитывающую десятилетия, поэтому сложно бывает выявить тот шаг, который привел к борьбе.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо только своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут происходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием.

6.7. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов

Межличностные конфликты тесно связаны с другими типами конфликтов. Очень часто межличностные конфликты вытекают из внутриличностных проблем: противоречивые тенденции внут­ри личности ведут к столкновениям с другими людьми. Не находя ответов на свои вопросы, человек начинает обвинять других лю­дей в своих сложностях, начиная вести себя неадекватно. Парт­неры по общению, не всегда представляя трудности оппонента, поддаются на провокацию и вступают в конфликт, «закручивая спираль» межличностного конфликта.

Наряду с этим межличностные конфликты включены в стол­кновения другого уровня — внутри- и межгрупповые. К участ­никам конфликта нередко примыкают поддерживающие их сто­ронники, что ведет к расширению социальной среды конфликта. Верно и’обратное предположение: групповое столкновение по принципу «мы — они» делает людей из враждующих группиро­вок личными врагами, что ведет к вырастанию межличностных конфликтов из конфликта организационного или группового. Та­ким образом, внутриличностный, межличностный и групповой конфликты обусловливают друг друга, вытекают друг из друга, образуя кольцевую структуру, как логично отмечает А.С. Кар­мин.

Если возникла конфликтная ситуация, то прежде чем «ввязываться в драку», необходимо серьезно взвесить все воз­можные «за» и «против» в предполагаемом конфликте и задать несколько вопросов: Действительно ли существуют противоре­чия, из-за которых стоит конфликтовать? Возможно ли решить возникшие проблемы другими способами, не прибегая к конф­ликту? Существуют ли гарантии, что вы достигнете желаемых результатов в предстоящем конфликте? Каковы возможные пос­ледствия конфликта? Желательно, чтобы ваш оппонент в пред­полагаемом конфликте с этих же позиций проанализировал воз­никшую конфликтную ситуацию и возможные пути ее развития. Всесторонний анализ конфликтной ситуации способствует на­хождению взаимоприемлемых решений, предотвращает откры­тую конфронтацию сторон и помогает не только сохранить нор­мальные отношения между бывшими оппонентами, но и устано­вить между ними отношения взаимовыгодного сотрудничества.

Читайте так же:  Рекомендации любовницам как увести женатого мужчину из семьи

Избежать конфликта можно также избегая непосредственных контактов с конфликтными людьми, с тем, кто вас чем-то раздра­жает, с теми, кого раздражаете вы. Если в силу тех или иных обсто­ятельств избежать общения с трудными людьми не удается, то во взаимоотношениях с ними следует использовать соответствующий

Одним из методов предотвращения конфликта является са­моустранение от конфликтной ситуации. В соответствии с этим методом следует уклоняться от решения проблем, которые не за­трагивают ваших интересов и ваше участие в их решении ничем не обусловлено. Например, кто-то сильно раздражен и эмоцио­нально возбужден. Вы из лучших побуждений пытаетесь помочь этому человеку, хотя вас об этом не просили. В результате вы мо­жете ввязаться в чужой конфликт и стать объектом для «залпово­го выброса» отрицательных эмоций.

Если межличностный конфликт предотвратить не удалось, то возникает проблема его урегулирования и разрешения. Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания суще­ствующих между индивидами противоречий. Бывают случаи, ког­да один из оппонентов еще не в полной мере осознал причины возникновения проблем. Когда же наличие противоречий осоз­нают обе стороны конфликта, откровенный разговор помогает четче определить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Все это открывает следую­щую стадию в развитии конфликта — стадию совместного поиска вариантов его разрешения.

Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации также предполагает соблюдение ряда условий, например:

отделить реальные причины конфликта от инцидента -формального повода для начала столкновения;

сконцентрировать внимание на существующих проолемах,

а не на личных эмоциях;

действовать по принципу «здесь и сейчас», т.е. решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфлик­та не вспоминая другие спорные события и факты;

‘ • создавать обстановку равного участия в поисках возмож­ных вариантов урегулирования конфликта;

говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;

создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т.д.) и оппоненты не могут или не же­лают идти на диалог, то в качестве первого этапа урегулирования конфликта следует использовать так называемые косвенные ме­тоды урегулирования межличностного конфликта. Рассмот­рим некоторые из них.

[1]

1 Метод «выхода чувств». Оппоненту дают возможность высказать всё, что у нею наболело, и тем самым понижают спро­воцированное конфликтом эмоционально-психологическое на­пряжение. После этого человек в большей степени предрасполо­жен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конф­ликтной ситуации.

2. Метод «положительного отношения к личности», кон­фликтующий, прав он или виноват — всегда страдалец. Надо вы­сказать ему свое сочувствие и дать положительную характери­стику его личным качествам типа: «Вы человек умный, и т.д.». Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.

3 Метод вмешательства «авторитарного третьего». Чело­век находящийся в межличностном конфликте, как правило, не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие в таком деле может некто «третий», пользующийся доверием. Таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.

4 Прием «обнаженная агрессия». В игровой форме в присут­ствии третьего лица оппонентам дают «выговориться о наболев­шем» В таких условиях ссора обычно не достигает крайних форм, и напряжение в отношениях оппонентов понижается.

5 Прием «принудительного слушания оппонента». Кон­фликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с оп­ределенной точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в дейст­вительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становится очевидной, и накал напряженности в их отношении спадает.

Обмен позиций. Конфликтующим предлагают высказы­вать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволя­ет им «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Важным этапом па пути разрешения конфликта является сама готовность к его разрешению. Для успешного разрешения конфлик­та в конечном счете необходимо, чтобы обе стороны проявили же­лание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. В межличностном конфликте сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.

Источники


  1. Муратов, С.А. Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем. Учебное пособие для вузов / С.А. Муратов. — М.: Юрайт, 2018. — 279 c.

  2. Зацепин, В. О жизни супружеской / В. Зацепин. — М.: Молодая Гвардия, 2012. — 144 c.

  3. Панфилова, М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. — М.: Гном, 2016. — 160 c.
  4. Ирина Удилова История реальной любви. Спасаем отношения. Мужчина VS Женщина (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 704 c.
  5. Зорин, П. Г. Гипнотизм и психология общения / П.Г. Зорин, Я.П. Зорин. — М.: Адити, 2018. — 288 c.
Межличностные конфликты примеры и методы профилактики
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here