Мнемоника эффективные приемы запоминания информации

Сегодня мы рассмотрим тему: "Мнемоника эффективные приемы запоминания информации" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Как научиться быстро запоминать новую информацию или иностранные слова с помощью техники Мнемоника?

3.03.2015 Елена Саморазвитие 16 комментариев

Приветствую всех, зашедших в Прекрасный мир! Рада приветствовать вас на своем блоге! Сегодня я приготовила для вас интересную тему, и думаю актуальную в наше время — это техника быстрого запоминания Мнемоника или как ее еще называют Мнемотехника. Необходимость запоминать новую информацию возникает довольно часто, но особенно это требуется в период обучения в школе, институте, на различных курсах. К сожалению, не каждый ученик или студент может похвастаться наличием блестящей памяти. Если вы относитесь к этой категории людей, то ответ на вопрос, как научится запоминать большое количество новой информации, будет для вас актуальным.

Из статьи вы узнаете:

Мнемоника (мнемотехника) – эффективный метод запоминания информации

МНЕМОТЕХНИКА (или мнемоника) – от греческого mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих.

Существует множество методик, позволяющих развить и укрепить память. К наиболее эффективным способам запоминания относится мнемоника или, другими словами, мнемотехника. Впервые я с ней познакомилась, когда еще была студенткой, она мне очень помогла при изучении английского. Тогда все еще удивлялись откуда у меня такая феноменальная память. Принцип действия этой методики основан на способности нашей памяти фиксировать яркие зрительные и слуховые образы гораздо быстрее, чем абстрактные понятия.

Что такое мнемоника

Благодаря мнемонике человек может легко запомнить цифры, слова, таблицы и другие сложные для запоминания вещи с помощью ассоциативных связей. С помощью ярких образов гораздо легче учить иностранный язык и запоминать новые слова, учить химию, математику, физику и другие учебные дисциплины.

Метод такого запоминания информации был хорошо известен людям более тысячи лет назад. Именно с помощью мнемотехники древние жрецы и шаманы хранили в своей памяти огромный объем различных знаний. В наши дни мы также часто пользуемся приемами мнемоники в качестве «народных» методов для запоминания: рисуем на руке крестик, учим стихи про биссектрису и цвета радуги, рисуем в воображении образы литературных персонажей.

Техника быстрого запоминания: как работает мнемоника?

Чтобы понять, как лучше научится запоминать любую информацию с помощью мнемоники необходимо рассмотреть основные приёмы этого метода.

Мнемотехника предусматривает следующие основные приемы:

Рифмизация

Необходимая для запоминания информация интерпретируется в стихотворную форму. Например, знаменитый стишок о теореме Пифагора.

Образование смысловых фраз из заглавных букв

Образование смысловых фраз из заглавных букв — необходимой для запоминания информации. Яркий пример – фраза «Каждый охотник желает знать…» с помощью, которой легко выучить цвета радуги.

Метод зацепок

При использовании этого приема цифры заменяют на похожие по форме предметы. Например, цифра 0 – бублик, 1 – карандаш, 2 – лебедь и так далее. Для запоминания нескольких цифр на помощь призываем свое воображение и представляете ассоциативную картинку.

Допустим, вам нужно запомнить № 407, представляем, что цифра 4 – это стул, цифра 0 – арбуз, а цифра 7 – топор. Вырисовывается следующая картинка: на стуле лежал большой арбуз, который разрезали топором.

Метод связки

В этом приеме информацию связывают с ярким образом или картинкой. Предметы, которые необходимо запомнить становятся главными героями каких — либо действий.

Метод Цицерона

Предметы, которые необходимо запомнить мысленно располагают в знакомой для вас обстановке на определенных местах. Для восстановления в памяти информации достаточно вспомнить помещение с расположенными в нем предметами.

Следует отметить, что мнемотехника – это целая наука со своей совокупностью приемов для запоминания. Поэтому для достижения большего эффекта чаще всего используют несколько приемов одновременно.

Как выучить иностранные слова с помощью приемов мнемоники?

Мнемоника — техника быстрого запоминания

Всем изучающим иностранный язык в процессе учебы необходимо запомнить не одну тысячу новых слов. Применение мнемотехники поможет сделать процесс изучения иностранного языка более быстрым и качественным. Как быстро запомнить иностранные слова при помощи метода мнемонических ассоциаций?

Для этого выполняют следующую последовательность действий:

  • К иностранному слову придумывают звуковую ассоциацию на русском языке;
  • Придумывают сюжет, фразу или историю, в которой используется ассоциация и правильный перевод;
  • Запомнить сюжет или историю;
  • Повторять в течение нескольких дней цепочку из иностранного слова, звуковой ассоциации, придуманной истории и перевода.

Примерные истории к словам для запоминания

half – [ha:f] – половина. Вышел мальчик на улицу с мороженым, а другой мальчик говорит: «Дай укусить!», а сам хааф (half), и половины нет.

knife – [naif] – нож. Почему стал храбрым Наф-Наф? Потому, что держит в руках найф (knife).

eye – [ai] – глаз. Когда в глаз что-то попадает, человек кричит «Ай».

Теперь вы понимаете, что техника Мнемоника — прием эффективного запоминания, который действует моментально!

Придумайте собственные ассоциации и истории – это поможет лучше запомнить изучаемое слово

Мнемоника: эффективные приемы запоминания информации

Умение легко запоминать любую информацию значительно облегчает жизнь.

Существуют приемы и техники, позволяющие развить подобную способность.

О причинах и методах коррекции провалов в памяти читайте здесь.

Мнемоника: определение в психологии

Это совокупность специальных способов и методов, которые облегчают процесс запоминания и расширяют объем памяти.

Человек получает навыки фиксирования в мозгу важных данных при помощи выстраивания определенных ассоциаций: визуальных, чувственных, зрительных образов.

В итоге подлежащие усвоению новые объекты связываются с уже имеющейся информацией.

[3]

Техника мнемоники должна применяться рационально в ситуациях, когда требуется запомнить конкретные сведения при помощи ассоциаций.

Если же возникает необходимость восприятия расширенной информации, требующей тщательного запоминания, то механическое заучивание может принести лишь вред.

Мнемотехника

Это система приемов, направленных на формирование связей между зрительными образами и данными, подлежащими запоминанию.

Подобная система применяется в тех случаях, когда необходимо зафиксировать в мозгу сверхбольшой объем сведений. Например, 100 телефонных номеров, анкетные данные 50 человек из списка.

Читайте так же:  Синий кит - задания, которые убивают

Освоение приемов мнемотехники позволяет с абсолютной точностью воспроизводить последовательность данных. Причем данные могут озвучиваться в прямом, в обратном порядке.

Человек, который демонстрирует способность запоминания больших объемов сведений.

Делает он это при помощи построения ассоциаций, применения определенных алгоритмов.

Например, математические уравнения или физические формулы такие люди усваивают не посредством заучивания, а в результате проецирования конкретных образов отдельных элементов. Каждая цифра или знак обозначает какое-то животное, растение и т.д.

О теориях памяти в психологии и их основоположниках вы можете узнать из нашей статьи.

Мнемонические процессы

Выделяют 4 основных процесса нашей мыслительной деятельности, напрямую связанных с работой памяти.

Запоминание

Оно может иметь кратковременный или долговременный характер. В первом случае в памяти фиксируются текущие сведения, которые с течением времени будут автоматически отброшены за ненадобностью. Например, список дел на день, расписание уроков, поручения начальника и т.д.

Долговременная память позволяет усваивать информацию, имеющую значение на протяжении всей жизни.

Это имена своих близких родственников и даты их рождения, профессиональные знания, нормы поведения и т.д.

Запоминание может происходить на разных уровнях: зрительном, чувственном, слуховом, вкусовом и других.

Причем процесс может осуществляться бессознательно или же осознанно.

Например, при общении с человеком мы бессознательно воспринимаем исходящий от него запах парфюма.

Если на улице встречается прохожий с аналогичным парфюмом, в памяти всплывает ассоциативный образ.

А знакомясь с новым партнером, с которым предстоит в дальнейшем сотрудничать, мы осознанно прилагаем усилия для запоминания его имени и других важных данных.

Сохранение

Продуктивность процесса запоминания напрямую выражается в сохранении усваиваемой информации. Часто зафиксированные сведения мгновенно улетучиваются из мозга или хранятся в нем совсем непродолжительное время.

Это может быть связано с явлением интерференции — один спектр фактов вытесняется другим, поступившим позднее.

Особенно явно подобная проблема проявляется, когда человеку нужно запомнить большое количество схожих между собой сведений.

Восстановление

Этот процесс во многом зависит от характера запоминания сведений.

Так, бессознательно воспринятая информация узнается и восстанавливается гораздо медленнее, чем осознанная.

В психологии существует понятие реминисценции.

Это явление отсроченного воспроизведения материала. Замечено, что восстановление данных происходит гораздо лучше на второй день после запоминания, чем непосредственно в день изучения.

Частая проблема, с которой сталкиваются люди при восстановлении — дополнение реальных данных воображаемыми. Также нередко происходит смешение фактов, полученных из разных источников.

Оно может иметь пассивный или активный характер. В первом случае происходит естественное устранение из памяти фактов, которые потеряли актуальность или долгое время не повторялись.

Во втором случае нежелательные эпизоды или события сознательно блокируются, чтобы оградить психику от травмы.

Какова структура и компоненты человеческого сознания? Ответ вы найдете на нашем сайте.

Система запоминания строится на применении различных техник, приемов и методов с целью усвоения больших объемов сведений.

В качестве объектов приложения усилий выступают цифры, предметы, лица, данные.

Каждый человек должен выявить для себя наиболее подходящие приемы и применять их на практике. Выбор методов напрямую зависит от того, какой тип запоминания доминирует.

Так, при ярко выраженном зрительном восприятии объектов, следует сконцентрироваться на методах проецирования художественных образов. Любая цифра, буква кодируется под видом какого-либо изображения и фиксируется таким образом в памяти.

Если у человека хорошо развито слуховое восприятие, он может работать с информацией при помощи различных напевов или стихотворных форм.

Людям с логическим мышлением больше подходит применение вспомогательных предметов, которые облегчают процесс запоминания.

Выбор методов напрямую зависит от характера информации, которую нужно запомнить.

Техники запоминания цифр помогают фиксировать номера телефонов или машин, адреса, даты исторических событий и т.д. Наиболее популярны следующие способы:

  • Вешалки. Этот метод позволяет запоминать любую последовательность цифр при помощи проецирования зрительных образов, их усвоения. Каждой цифре присваивается по 10 зрительных образов, которые ее отражают. Эти картинки надежно фиксируются в памяти. Когда возникает необходимость запоминания набора цифр, в мозгу выстраивается ряд изображений, составляющих легко запоминающуюся историю. Чтобы каждая цифра гармонично вошла в созданный визуальный образ, применяется одно из 10 ее значений, подходящее лучше всего в данный момент. Например, число 1 означает лес, собаку, солнце, платье и т.д. Число 7 означает свет, облако, разговор, снег и т.д. Чтобы запомнить число17, можно применить значение числа 1 — солнце, и значение числа 7 — свет. Получится солнечный свет.
  • Визуальное восприятие формы. У каждой цифры есть определенная форма, которая вызывает соответствующие ассоциации. Например, 1 — шариковая ручка, 0 — бублик, 2 — лебедь и т.д.
  • При необходимости запоминания набора цифр выстраивается ассоциативный ряд из соответствующих картинок и фиксируется в памяти.

  • Ассоциация с людьми. Каждая цифра обозначает известную личность или хорошо знакомого близкого человека. Причем зрительный образ формируется на основе характерной черты, свойственной человеку. Например, близкий друг соответствует цифре 1 и ассоциируется с гитарой из-за его хобби, а сестра, занимающаяся плаванием, соответствует цифре 2. Соответственно, число 21 — это плавающая гитара. Чем ярче и необычнее будут получаться образы, тем лучше они будут фиксироваться и воспроизводиться в дальнейшем.
  • Ассоциация с хорошо знакомыми цифрами. Это наиболее простой прием, который многие люди используют в повседневной жизни. Например, пин-код банковской карты 0445 человек, рожденный в апреле, может запомнить следующим образом: 04 — месяц его рождения, 45 — год окончания Отечественной войны. В данном случае первая цифра относится к конкретной личности, а вторая означает всем известную историческую дату.
  • к содержанию ↑

    Имена и лица

    Психологи утверждают, что каждый человек испытывает положительную эмоцию во время произнесения его имени.

    Умение быстро запоминать лица и имена новых людей облегчает процесс общения. Эффективные приемы:

    1. Проявление интереса. Во время разговора с незнакомым собеседником следует задавать наводящие вопросы и постоянно обращаться по имени. Это позволяет одновременно получить информацию о человеке, расположить его к себе, запомнить имя. Полученные сведения в дальнейшем послужат материалом для построения ассоциаций.
    2. Сопоставление со знакомым индивидом. Если имя нового знакомого совпадает с собственным именем или ассоциируется с близким родственником, то запомнить его можно подобным образом. Если среди окружения нет людей с таким же именем, можно постараться вспомнить подходящих известных людей: политиков, певцов, актеров и т.д.
    3. Проговаривание модификаций. Услышав имя в первый раз, нужно про себя проговорить все его возможные вариации. Например, Григорий — Гоша, Жора, Гриша. Это позволит лучше закрепить информацию.
    4. Написание. Если под рукой есть лист бумаги, следует при первой возможности написать имя на нем. Важно сконцентрировать внимание на написанном слове, прочитать несколько раз. При отсутствии такой возможности можно мысленно «написать» имя в голове.
    Читайте так же:  Уходя, уходи опасность незавершенного гештальта в отношениях

    к содержанию ↑

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Выучить иностранный язык можно при помощи фонетических ассоциаций. Каждое слово следует заменять в воображении на схожее по звучанию русское слово.

    Например, английское слово walk (гулять) можно запомнить при помощи образа волка, который бегает по лесу.

    Также помогает представление зрительного образа. Нужно научиться абстрагироваться от русского значения слова. Например, чтобы запомнить английское слово smile (улыбка), нужно представлять улыбающийся рот, а не вспоминать русское значение.

    Основные мнемонические приемы:

    1. Смысловые фразы. Начальные буквы слов, подлежащих запоминанию, используются для построения смысловой фразы.
    2. Рифмизация. Нужный материал фиксируется в сознании при помощи отдельных рифмованных фраз или целых стихотворений.
    3. Ассоциация. Применение оригинальных, ярких ассоциаций, которые напрямую связываются с воспринимаемой информацией.
    4. Созвучие. Применение схожих по произношению слов, словосочетаний.

    к содержанию ↑

    Примеры фраз

    Большой популярностью пользуется составление фраз для запоминания нужной информации.

    Самая популярная в нашей стране мнемоническая фраза, которой обучают даже маленьких детей, помогает запомнить в правильном порядке цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова является начальной буквой соответствующего цвета.

    Чтобы самостоятельно составить мнемоническую фразу, нужно представить подходящие образы и сформировать их в запоминающийся текст. Это может быть короткая песенка, стих или просто забавное и необычное предложение.

    Например, человеку нужно запомнить очередность идущих параллельно друг другу улиц города: Дерябина, Московская, Бульварная, Текучева, Туполева, Горького, Козлова. Можно составить такую запоминающуюся фразу: «Два мудреца в большом тазу топили глупую козу».

    Именно абсурдность этого предложения является залогом его хорошего запоминания, так как наша память не любит скуки и однообразия.

    Главное — постоянно повторять придуманную фразу в начале, чтобы она закрепилась на долговременной основе.

    [2]

    При этом очередность закодированной таким образом информации может и не иметь значения. В этом случае важно просто запомнить состав слов в предложении, а перемена их мест значения не имеет.

    Книга «Ум мнемониста»

    Это небольшое по размеру литературное произведение описывает способности человека, обладающего уникальной памятью.

    Герой книги — журналист, легко запоминающий большие последовательности чисел и слов, несвязанных между собой.

    Автор в течение длительного времени наблюдает за жизнью своего героя и делает выводы о том, как развитие мыслительных способностей влияет на формирование определенных личностных качеств.

    Таким образом, применение мнемонических приемов позволяет значительно улучшить процесс усвоения информации.

    Овладение подобными методами позволит легко запоминать числа, имена, лица и другие важные сведения.

    Мнемотехника и мнемоника — что такое? Узнайте об этом из видео:

    Мнемотехники и способы развития памяти

    Человек может помнить события из далекого прошлого, а вот недавние забываются. Психологи объясняют тем, что с кокнретным событием связаны запахи или образы. После представления ассоциации человек вспоминает событие. На такой связи основывается мнемотехника.

    Реальная история о друге Денисе, который обладал очень хорошей памятью и использовал мнемотехники для ее тренировки

    У меня есть друг Денис. Еще со школы у него была отличная память – стихотворения, исторические даты он запоминал без проблем. Сейчас ему 25, память у него не стала хуже. Когда я спросил, как он так быстро и легко запоминает даже сложные цифры, он поделился секретом. Оказывается, он использует мнемотехнику.

    Регулярные тренировки, поиск новых методов – все это дает ему отличный результат. Денис постоянно развивает память мнемотехникой.

    Мнемоническая память и мнемотехники: определение, на чем основаны и принцип работы

    Истоки мнемоники исходят из Древней Греции. Философы и мыслители выяснили, что память зависит от органов чувств. Чем больше эмоций вызывает событие, тем дольше оно сохранится в памяти человека. Как связаны мнемотехника и развитие памяти?

    До настоящего времени мнемонику развивали, совершенствовали, делали действенней. Ранее при помощи этой техники запоминали связные предложения текста, сейчас методика позволяет запомнить информацию любой сложности.

    Мнемотехника – способ развития памяти, облегчающий запоминание информации. Приемы мнемотехники расширяют память, облегчая развитие деятельности мозга. Основывается на нескольких принципах:

    • мозг человека в равной степени обрабатывает информацию о реальном и выдуманном образе;
    • цепочка ассоциаций бывает настоящей и вымышленной. Последние являются сущностью мнемотехниики.

    Вместе с этим термином встречается понятие «мнемоника». Они связаны между собой.

    Выделяют такие виды мнемотехники:

    • классический. Возник на снове ораторского искусства, чтобы упростить запоминание длинных высказываний. Информацию преображали в образы – в одних шифровалась информация, во вторых – фиксировалась последовательность;
    • педагогический. Характерен школьникам и студентам. Сущность – естественное запоминание посредством переписывания, заучивания и повторения;
    • цирковой – интонация, мимика, жесты. Сущность – искусство передачи и расшифровки закодированной информации;
    • спортивный – запоминание чисел;
    • современный. Методы мнемоники тщательно прорабатывают и объединяют в своеобразную систему, направленную на решение узкоспециализированной задачи.

    Мнемотическая память есть у всех, но ею необходимо овладеть. Сверхъестественные способности для этого не нужны. Принцип действия такой методики базируется на способности памяти фиксировать яркий зрительный и слуховой образ быстрее, чем абстрактное понятие.

    • метод запоминания выбирайте наиболее подходящий и соответствующий вашему типу мышления;
    • преобразовывайте инфрмацию в образы;
    • для достижения результата регулярно тренируйтесь;
    • во время тренировки должна быть абсолютная тишина.

    [1]

    Основные принципы мнемотехники:

    • осмысление – осмысливая поступающую информацию, человек запомнит ее надолго;
    • интерес – если информация интересна, она запомнится быстрее;
    • предыдущие знания – если по конкретному вопросу у вас имеются знания, новые сведения запомнятся проще;
    • готовность – запоминается та информация, на которую человек настроился;
    • ассоциации – увеличичвают шансы запомнить материал и воспроизвести его;
    • повторение – пройденный урок повторяют, но не часто;
    • торможение – прежде чем изучать новый материал, делайте паузу;
    • последовательность – факты запоминаются в том порядке, в котором изучались.
    Читайте так же:  Сказкотерапия для детей

    После усвоения мнемотехники вы будете использовать ее до конца жизни.

    Чтобы мнемотическая память надолго сохранила слова или цифры, факты и объекты заменяются на термины с визуальным представлением. То есть, скучные факты заменяются яркими. Помогут в этом специальные мнемотические приемы.

    Основные приемы

    Мнемотехники и способы развития памяти позволяют лучше усвоить новый материал. Приемы мнемоники – такой подход к осмыслению информации, благодрая которому запоминается больше сведений, а процент забывания сводится к минимуму. Техники используются при изучении иностранных языков, понятий, исторических дат, цифр.

    В основе запоминания лежат ассоциации. Для запоминания нового слова соотнесите его с чем-нибудь, проведите ассциативную связь. Как создать ассоциацию:

    • придумывайте первое, что пришло в голову;
    • ассоциация должна быть смешной, необычной;
    • образ должен быть крупным, объемным, цветным – задействуйте все органы чувств;
    • ассоциация должна быть нелогичной;
    • образ должен касаться вас.

    Например, нужно запомнить слова «кавалерия» и «чердак». Представьте, что вы поднялись на чердак и увидели там конницу, на лошадях сидят воины. Вы смотрите на них и думаете, что они здесь делают? Они вам отвечают: а что мы и правда тут забыли? И улетают в окно.

    Следующий прием – «цепочка». Представьте образ и соедините его со следующим. Например, вы пришли в магазин за сыром, порошком и лампочкой. Представьте большую упаковку порошка. В нее залетает лампа, и порошок рассыпается по полу. На лампу нанизывается сыр и тому подобное.

    «Римская комната». Допустим, вам надо запомнить слова – колбаса, лошадь, майонез, лом, яйцо, одеяло, рыба, тетрадь. Задействуйте необычные связи, начиная с коридора. Получится: колбасой закройте щель в замке, лошадь поставьте в углу, майонезом намажьте зеркало, ломом подоприте дверь, яйцо вкрутите в люстру вместо лампочки, одеяло постелите перед дверью вместо коврика. Когда человек откроет дверь, увидит, что рыба лежит на диване и пишет в тетради.

    «Цифробуквенный код» подходит для запоминания цифр, номеров телефона, математического вычисления. Каждой цифре присваивается буква – составляются слова, выражения, рассказы. Возьмем цифры от 0 до 5:

    Теперь на каждую букву подбирается слово и придумывается рассказ.

    «Рифмы» — прием, при котором придумываются пары слов или небольшой стих, содержащий запоминающий материал. Подходит метод и для зарифмовывания цифр:

    • 0 – моль, соль, фасоль;
    • 1 – блин, господин;
    • 2 – слова, трава;
    • 3 – пузыри, подари;
    • 4 – шире, в мире;
    • 5 – опять, зевать, гулять;
    • 6 – сесть, месть;
    • 7 – зачем, гарем;
    • 8 – просим, носим;
    • 9 – делать, сеять.

    Из перечня подобранных слов выбирайте одно и запоминайте для конкретной цифры.

    «Созвучие» — прием, который заключается в подборе одинакового слова. Подходит для выучивания иностранных языков. Для запоминания иностранного слова подбирается русское, схожее с ним по звучанию. Например, «look» (смотреть) похоже на «лук». По этой методике человек запоминает до 60 слов за 1 ч.

    «Вешалка» — методика, суть которой заключатся в придумывании созвучногоряда каждому слову. После чего из них составляют рассказ. К примеру, один – господин, два – голова.

    «Совмещение образа и цифры» — метод, посвященный форме написания чисел. Единица напоминает карандаш или палку, ноль – солнце. Далее составляется интересная история.

    «Метод Цицерона». Элементы привязывают к комнатной обстановке, в которой человек часто находится. Допустим, ребенок должен выучить, в какой последовательности расположены органы дыхания. Картинки вешают на видном месте, ребенок проходит мимо и видит их. Изображения убираются, ребенок восстанавливает их посредством топологических ассоциаций.

    Большинство людей, глядя на ассоциативную цепочку, считают это сложным. Чтобы запомнить дату или числа, приходится сочинять историю. Поначалу процедура кажется трудоемкой, поскольку требуется подключать воображение. Спустя несколько тренировок запоминание пойдет проще.

    Все еще не верите в тренировку памяти мнемотехникой? Попробуйте воспользоваться одним из методов. Информация, изученная мнемотехническими приемами, не забывается, а откладывается в памяти надолго. Увидите, результат вас удивит!

    Практические приемы мнемотехники и тренировки памяти

    Любому человеку приходится помнить определенное количество точных сведений. Мнемотехники позволят вам лучше запомнить любую нужную информацию. Рассмотрим основные мнемотехнические приемы; виды мнемонической информации, что понять, почему один вид запоминается хорошо (образы), другой хуже (тексты), а третий (точные сведения) у многих людей запоминается хуже всего; а также практические упражнения для тренировки памяти на работе.

    1. Кому нужны мнемотехники?

    2. Приемы мнемотехники

    2.1. Прием «цепочка». Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т. д. Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов. Цепочка образов выходит из памяти, появляется в сознании и вновь исчезает в памяти. Всегда образуйте связи по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная — первый образ размещайте слева. Если ассоциация вертикальная — первый образ размещайте внизу. Если образы при соединении проникают друг в друга — помещайте второй образ в первый. При припоминании считывайте образы в том же порядке.

    2.2. Прием «матрешка». Образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа переведите свое внимание на второй образ (первый должен исчезнуть из сознания). Мысленно увеличьте второй образ и создавайте ассоциацию между вторым и третьим образами. И так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. При этом в ассоциации всегда должны быть четко видны только два образа.

    Читайте так же:  Послеродовая депрессия

    Припоминание осуществляется аналогично. Представьте первый образ и ждите, когда из памяти возникнет второй. Переключите внимание на второй, увеличив его,и ждите появления третьего и т. д. Обращаем ваше внимание: этот способ соединения образов применяется очень интенсивно. Его следует тщательно отработать. Первый образ соединяемой пары образов должен быть намного больше второго. При мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары.

    2.3. Прием символизации. Прием символизации применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения. Одно и то же слово может быть по-разному закодировано в образы разными людьми. Но, как правило, удается использовать для кодирования символы, хорошо закрепленные в сознании большинства людей. Символы окружают нас со всех сторон. Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии, по своему звучанию похожи на хорошо знакомые нам слова. Эти слова легко представить в виде зрительных образов, например: фактор — образ «Трактор»; ками (япон. «волосы») — «Камин»; куби (япон. «шея») — «Кубик»; штат Аляска — «Коляска»; деверь (родственник) — «Дверь». Пока вам не нужно запоминать значение незнакомых слов, достаточно зафиксировать в памяти их точное произношение и последовательность.

    Переводя дорожные знаки в смысл, мы занимаемся мнемотехникой. Когда первоклассник заучивает взаимосвязь между значком «А» и звуком «А», он тоже занимается мнемотехникой. Олимпийские пиктограммы символизируют различные виды спорта; всем хорошо знакомы символы мира («Белый голубь»), смерти («Череп»), медлительности («Черепаха»), власти («Корона») и многие другие. При кодировании слова этим приемом следует задать себе вопрос: «Каким зрительным образом я могу это обозначить?»

    Примеры кодирования слов в образы приемом символизации: холод — «Лед», тепло — «Грелка», вечность — «Пирамиды», бесконечность — «Математический знак бесконечности», зима — «Снежинка», весна — «Букет мимозы», лето — «Солнце», осень — «Желтый кленовый лист».

    Мы не можем представить лето вообще. Но можем представить траву. Этот образ легко запомнить.

    Пример: необходимо соединить «Матрешкой» два образа — «Градусник» и «Ведро». Представьте градусник очень крупно. Выделите в нем подобраз «Ртутный столбик». К этому подобразу привяжите мысленно маленькое ведерко. В результате такого соединения образ «Ведро» практически незаметен, если вы представляете градусник обычных размеров. Ведро появляется в нашем воображении только после сознательного выполнения мыслительной операции «Увеличение образа».

    Как не забыть о том, что нужно будет сделать через какой-то промежуток времени? Вообразим, что через 8 дней вы собираетесь поехать поездом, чтобы проведать родителей. Вы хотите не забыть купить шоколад. Каким образом нужно поступить, чтобы не забыть это сделать?

    Вы должны создать ассоциацию между каким-то действием, в котором у вас есть уверенность, что оно произойдет, и покупкой, о которой вы можете забыть.

    В этом примере вы обязательно купите билет на поезд. Каким же образом ассоциировать покупку данного билета с покупкой шоколада? Очень просто: вы должны представить себе, что находитесь у окошка кассы, где продают билеты, и получаете от кассира «гору» шоколада. Эту сцену вы себе сможете вообразить мгновенно. Хорошо увидеть мысленно деталь — кассира, подающего вам в окошко«гору» шоколада. Когда спустя неделю вы придете на вокзал и окажетесь у билетной кассы, можете быть уверены: перед вашим мысленным взором предстанет большое количество шоколада и заставит вспомнить о покупке.

    Другой пример: вам нужно не забыть взять в дорогу электробритву. Быстро представьте себе, что вы хотите побрить волосы на чемодане. Когда вы будете собирать чемодан в дорогу, эта картина самопроизвольно возникнет в вашем сознании.

    Поначалу старайтесь удерживать в памяти нужную картину в течение 20-30 секунд. Позже вы заметите, что на это у вас уходит гораздо меньше времени. Предпочтительно выбирать картинки в движении. Чем больше картинка поражает своей комичностью либо преувеличением, тем быстрее и легче она возникнет в вашем сознании. Подумайте о том, что вам необходимо сделать завтра. Затем постарайтесь связать эти дела с какими-то событиями (вашими обычными действиями), которые обязательно произойдут завтра. Или попытайтесь связать запланированные дела с предметами, на которые вы обязательно завтра посмотрите (ваша зубная щетка, шнурок на ботинке, дверь вашего кабинета и т. д.). Таким образом, вы создадите ассоциации, которые завтра самопроизвольно напомнят вам о том, что и в какой последовательности вы должны сделать.

    3. Виды мнемонической информации

    В мнемотехнике вся запоминаемая информация условно делится на три вида: образную, речевую (текстовую) и точную. К образной информации относятся воспринимаемые человеком зрительные образы, к речевой — воспринимаемая устная речь и читаемые тексты. К точной информации относятся сведения, которые не имеет смысла запоминать приблизительно, которые должны запоминаться со 100 %-ной точностью. Это телефонные номера, даты исторических событий, адреса, термины и понятия, номера автомобилей, шифры и коды, фамилии и имена, другие аналогичные сведения. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов информации и постараемся понять, чем они отличаются друг от друга, почему один вид запоминается хорошо (образы), другой хуже (тексты), а третий — точные сведения — у многих людей очень плохо запоминаются, если не применять специальную технику.

    3.1. Образная информация. Наш мозг «настроен» на образы, оперирует образами и запоминает образы «автоматически». Любой человек может точно вспомнить обстановку своей квартиры, дорогу от дома до работы. Достаточно увидеть первые кадры кинокартины, чтобы сделать заключение, смотрели мы этот фильм или нет. Образы (объекты) воспринимаемого нами мира имеют взаимосвязи, фиксируемые мозгом без нашего сознательного участия и хорошо сохраняющиеся в памяти.

    3.2. Речевая (текстовая) информация. Далеко не любое воспринимаемое человеком слово преобразуется в мозгу в зрительное представление. Воссоздающее воображение рисует в нашем представлении образы, которые в языке обозначаются словами-существительными. Но в языке много слов, передающих не сами образы, а различные отношения между ними. Прочитайте следующее высказывание и проследите, что в этот момент возникнет в вашем воображении: «На огромном. стоит маленький. » Чего-то не хватает в этом высказывании. В воображении создается ощущение пустоты, недосказанности. Воссоздающее воображение — процесс самопроизвольного перевода воспринимаемой речи в зрительные представления с пространственной организацией образов. Это и обеспечивает понимание речи.

    Читайте так же:  Как пережить кризисы у детей полутора, 3 лет и старше

    Слова можно условно разделить на две большие группы: слова, передающие конкретные зрительные образы, и слова, управляющие этими образами в нашем воображении. Назовем их пространственными операторами. Это предлоги, служебные части речи, глаголы и прилагательные. Для этой же цели служат падежные окончания слов. Пространственные операторы, направленные на механизм мышления, воспринимаются мышлением и через него выстраивают образы в нашем воображении в соответствии с воспринимаемым текстом или речью.

    Почему же речь запоминается хуже, чем образы? Во-первых, в речи содержится намного меньше слов-образов, чем в реально воспринимаемом нами мире. Во-вторых, эти образы, создаваемые нашим мозгом на основе слов, не такие мощные, как образы, воспринимаемые через зрительный анализатор. Поэтому при восприятии информации на слух или посредством текста в мозгу образуется меньше взаимосвязей, чем при работе зрения, и эти взаимосвязи намного слабее. Зрительный анализатор — это часть мозга, воспринимаемый образ проходит «нервный путь» от сетчатки глаза до первичной (стриарной) зрительной коры, находящейся в области затылка.

    3.3. Точная информация. Она представляет особый интерес для мнемотехники. Точная информация принципиально отличается от образной и речевой (текстовой). Если рассмотреть ряд случайных цифр, мы не обнаружим в нем ни образов, ни пространственных операторов. При восприятии цифрового ряда в воображении не возникают образы, и аппарат мышления оказывается «выключенным». Мозг пропускает числовой ряд через себя (как бегущая строка движется по экрану) и ничего не запоминает. Он просто не реагирует на такого рода сведения. Человек может лишь воспроизвести последний кусочек информации (5-9 цифр) из только что просмотренного числового ряда.

    Именно точная информация создает человеку проблемы в процессе обучения и в повседневной жизни. Изобретательные школьники и студенты решают их с помощью шпаргалок. Преподаватели же стараются не спрашивать у своих учеников то, чего они сами запомнить не могут. Другими словами, неспособность запоминать точные сведения по молчаливому согласию давно считается нормой. Все программы обучения подстроены под учеников, не умеющих запоминать точно. Если в школе или вузе провести опрос по точной информации, результаты будут плачевными.

    4. Тренируем память на работе

    4.1. Упражнение 1. В начале рабочего дня, спросите себя: «Что я должен(а) сделать сегодня в первую очередь, во вторую, в третью и т.д.?» Если вам не удается в полном объеме ответить на этот вопрос, мысленно воспроизведите страницу ежедневника или электронного календаря, заполненную на данный день. Постарайтесь вспомнить все детали: особенности сокращений, сделанных вами, порядок записей, помарки. Упражнение можно модифицировать следующим образом: в конце рабочего дня вы зрительно «фотографируете» страницу, заполненную на следующий день.

    4.2. Упражнение 2. Разбейте ваш рабочий день на четыре равных промежутка. В каждом из этих промежутков постарайтесь мысленно «сфотографировать» какую-либо конкретную рабочую ситуацию или лицо одного из ваших коллег. Делать это нужно следующим образом. При возникновении определенной ситуации на рабочем месте мысленно «поместите» ее в рамку,наподобие той, что имеют фотографии. Удерживайте ситуацию в «рамке» в течение 3-5 секунд. По прошествии каждого из четырех временных промежутков снова воспроизведите ключевую ситуацию, а затем все события, которые имели место за это время. На следующий день, чтобы вспомнить о своих задачах, вам достаточно будет воспроизвести вчерашнюю ключевую ситуацию. «Ключом» может являться также мысленный портрет одного из ваших коллег.

    4.3. Упражнение 3. Это упражнение из разряда телесно ориентированных. Воссоздайте одно из наиболее ярких позитивно окрашенных состояний, испытываемых вами ранее: успокоения, вдохновения, радости. Проанализируйте все мышечные компоненты этих состояний. Как правило, ими станут приятные ощущения расслабленности мышц лица, шеи и груди и легкого тонуса мышц живота. Однако это общие характеристики. Радость, успокоение, вдохновение имеют большое количество различий. Особенно заметны различия в позе и ритме дыхания. Все различия необходимо также идентифицировать. После того как вы прочувствуете детали каждого состояния, зафиксируйте их. Войдя в одно из состояний, мысленно «прокручивайте» необходимую для запоминания информацию. Для того чтобы вернуться к ней впоследствии, достаточно воссоздать исходное состояние. В самом начале занятий для тренировки памяти предложенным способом целесообразнее использовать нейтральную информацию.

    4.4. Упражнение 4. На своем рабочем столе расставьте предметы не в обычном порядке, а так, чтобы их расположение заставило вас впоследствии обратить на них активное внимание. Соотнесите положение каждого предмета с определенным действием, которое вы должны совершить в скором будущем.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Eкатepинa Eвгеньeвнa Bacильeва — доктор педагогических наук, профессор Poccийской академии естественных наук

    Источники


    1. Харриет Лернер Всё сложно / Харриет Лернер. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 288 c.

    2. Протоиерей, Александр Ильяшенко Кризис в семье. Что угрожает семейному счастью / Протоиерей Александр Ильяшенко. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2011. — 144 c.

    3. Макеев, В. А. Психология делового общения / В.А. Макеев. — М.: Либроком, 2016. — 272 c.
    4. Джуди, Даттон Любовь и секс. Как мы ими занимаемся / Даттон Джуди. — М.: Добрая книга, 2012. — 652 c.
    5. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие / В.Г. Крысько. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. — 200 c.
    Мнемоника эффективные приемы запоминания информации
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here