Мотивация личности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Мотивация личности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Мотивация личности в психологии

Мотивация личности, по определению отечественных психологов, это опредмеченная потребность. Иначе говоря, это система, приводящая человека в движение.

Она мобилизует его внутренние резервы, организует и направляет их на полезную – а иногда и жизненно важную – деятельность, отвечает за ее стабильность. Она заряжает энергией, окрыляет, ведет к успеху.

Тех, у кого ее в избытке, называют харизматиками. Их энергия вызывает удивление и восхищение. Они способны сделать возможным невозможное. Их очень немного – около 2 %. Чаще приходится встречать людей пассивных, ленивых, апатичных, у которых «не хватает мотивации».

Что же это за Perpetuum Mobile такой – мотивация – и может ли обычный человек овладеть им? Давайте посмотрим, что думают на этот счет психологи.

«Мотивация и личность» А. Маслоу

Так называется бестселлер, написанный психологом-гуманистом Абрахамом Маслоу. Это одна из самых мотивирующих книг, когда-либо созданных на земле. В ней в доступной форме изложена концепция природы человека, его движущих сил и ориентиров. Автор подводит читателя к выводам, помогающим стать реализованной и здоровой личностью.

Данная теория мотивации базируется на иерархии базовых потребностей. Если изобразить ее в виде пирамиды, то вершиной окажется потребность в самоактуализации, или самовоплощении, обретении своей идентичности, полном раскрытии природных потенций, личностном росте.

Основанием пирамиды являются «дефицитарные» потребности – в еде, сне, воздухе, воде, – без которых невозможно само существование Homo. Их удовлетворение открывает дорогу прочим потребностям, занимающим промежуточное положение между основанием и вершиной пирамиды:

  • в безопасности: свободе от страха, защите от нестабильности;
  • в любви: привязанности, защите от одиночества ;
  • в уважении окружающих: их признании, славе, а также самоуважении;
  • в познании: понимании мира, приближении к истине;
  • в эстетике: красоте слова, звука, красок, формы, движения.

Вместе с автором книги «Мотивация и личность» Маслоу, читатель делает ряд важнейших открытий:

  1. В большей степени удовлетворяются потребности низшего уровня.
  2. Удовлетворение базовых потребностей в детстве вырабатывает иммунитет к фрустрации в зрелом возрасте.
  3. Систематическое неудовлетворение базовых потребностей грозит психопатологией.
  4. Дефицит любви, красоты, знаний не менее пагубен для человеческого организма, чем дефицит витаминов.

Самоактуализация личности – главная ее движущая сила и залог душевного здоровья. Но для ее реализации требуются социальные условия, гарантирующие соблюдение фундаментальных прав и свобод личности

Невозможно постичь натуру человека, не поняв, что ему нужно от жизни, что он в ней ищет.

В отличие от психоаналитиков и последователей бихевиоризма, утверждавших, что нами руководят инстинкты (страх, секс, голод), Маслоу считал: главный мотиватор человека разумного – максимальное раскрытие личностного потенциала.

Его теория имеет в психологии столь же революционное значение, как в биологии идеи Дарвина, в физике – законы Эйнштейна, в астрономии – учение Галилея.

Мотивация деятельности личности и ее эффективность

Процессуальная теория Porter and Lawler, разработанная психологами Л. Портером и его учеником Э. Лоулером, является популярной не менее, чем содержательная теория Маслоу. Она показала зависимость результативности труда от удовлетворенности работника.

Ее тремя китами являются:

  • валентность – уровень ценности вознаграждения для определенного индивида;
  • инструментальность – мера понимания работником важности порученного ему задания, установление им связи между качеством труда и возможным вознаграждением/наказанием;
  • ожидания – оценка сотрудником своих реальных возможностей.

Данные параметры позволяют измерить эффективность мотивации деятельности личности, ее желания добиться наилучших результатов своей работы.

Выводы напрашиваются сами собой: затраченные усилия, а следовательно, и плодотворность труда, зависят:

  • от способностей и компетентности работника;
  • от осознания им значимости своей роли;
  • от удовлетворения им предложенным вознаграждением.

При этом достижение успеха может мотивироваться не только внешним поощрением – прибавкой к жалованью либо подъемом по карьерной лестнице, – но и внутренней потребностью сотрудника в самоуважении, получении удовлетворения от мастерски выполненной работы.

Мотивация поведения личности и самомотивация

Американскому писателю-философу Р. Баху принадлежит мудрое наблюдение: каждый из нас является в этот мир с проектом собственной судьбы и набором инструментов, но мало кто помнит, куда он подевал весь этот арсенал.

Действительно, в юные годы мы все полны наполеоновских планов. Почему же многие из них так и не дожидаются часа своего воплощения? Психологи утверждают: мы мало заботимся о собственной мотивации.

Для тех, кто не знает, в чем она заключается, приведем 5 ключевых заповедей самомотивации:

  1. Жизнь слишком коротка, чтобы лениться, бояться , обрезать крылья своим мечтам.
  2. Нацеленность и самодисциплина – родные сестры увлеченности, и только вместе они – дети успеха .
  3. Самокритика полезна лишь в одном случае – если надо возбудить в себе азарт.
  4. Препятствия – это то, что возникает перед взглядом, отведенным от цели.
  5. Чтобы мотивации хватало надолго, нужно ее, как душ, принимать каждый день.

Вывод

Ключ к счастью, здоровью, успеху – а это и есть мотивация поведения личности – в ваших собственных руках. От каждого из нас зависит, кем он станет: режиссером своей жизни или актером, играющим в чужой пьесе.

Мотивация поведения, деятельности и развития личности

Мотивация является ведущей силой, толкающей человека на совершение действий. Кто-то может сказать, что многие люди совершают действия неосознанно, без какой-либо мотивации. На самом деле это не так. Абсолютно любая деятельность движима какими-то внутренними мотивами человека, которые возникают в нем на протяжении всего его развития. То, что личность не осознает своих мотивов или не понимает, как и чем она мотивируется, еще не говорит о том, что мотивации нет.

Мотивация является спутницей любого поступка человека. Вот почему нередко нужна помощь психолога на сайте psymedcare.ru, чтобы понять, чем вы мотивируетесь, поскольку только изменение мотивов способно побудить человека на совершение нужных ему действий. Хотите измениться? Нужно начать с изменения своих поступков. А если не получается изменить свои поступки, тогда нужно понять, что вами движет, чтобы изменить собственную мотивацию.

Какого человека сложнее всего мотивировать? Есть один такой человек – это вы сами. Чаще всего сложнее мотивировать самого себя. Можно вдохновить, мотивировать, побудить на действия других людей. Но сложнее всего заставить себя делать что-то, что до этого не делалось.

Трудно отказаться от своих привычек, сложно сменить одну работу и научиться другому виду деятельности, страшно изменить свой стиль в одежде и образе. Когда человеку приходится мотивировать самого себя, это сложнее сделать, поскольку сам же человек начинает испытывать страхи и просчитывать риски. Сложно мотивировать, когда сам мотиватор начинает опровергать возможность совершения того или иного действия.

Читайте так же:  Астенический синдром

Почему легче мотивировать других людей, нежели самого себя? Поскольку когда вы мотивируете другого человека, то полностью уверены в его успехе. Вы приводите множество доводов того, почему человек должен что-то в себе изменить, где-то больше начать работать, на что-то решиться. Тот, кого вы мотивируете, полон страхов, сомнений и нерешимости. Он готов ничего не делать, нежели лицом к лицу сталкиваться с неизвестностью, страхами и трудностями. Но тут вы – мотиватор, который говорит: «У тебя все получится. Действуй, несмотря на трудности. Ты достигнешь лучших результатов». И поскольку у мотивируемого человека есть желание что-то изменить в своей жизни, то желание плюс ваша уверенность в успехе побеждают все страхи и сомнения.

Это все намного сложнее сделать, когда вы сами чего-то хотите, но в то же самое время находите множество оправданий, почему этого не нужно делать. В таком случае побеждают страхи и сомнения, поскольку желание еще не является гарантом вашего успеха, если вы начнете действовать.

Таким образом, какого человека сложнее всего мотивировать? Самого себя. Поэтому обретайте большую силу мотивировать самого себя либо ищите тех людей, которые поверят в ваш успех и смогут вас смотивировать на преодоление страхов и достижение целей.

Что такое мотивация личности?

Мотивацией личности называется внутренний толчок, побуждающий человека на совершение действия. Однако не каждое побуждение приводит к совершению действий. Многое зависит от человека и других факторов, в которых индивид должен действовать.

Мотивация – это внутренний толчок, который базируется на многих факторах: потребности, убеждения, желания, страхи и пр. Условно мотивацию можно разделить на автоматическую и осознанную:

  1. Автоматическая мотивация базируется на рефлексах, безусловных и условных, а также на привычных ритуалах, которые уже сформированы внутри человека. Индивид уже рождается с определенным потенциалом – его потребности, инстинкты, желания толкают на совершение действия. Однако по мере жизни у него развиваются условные рефлексы – когда при определенных условиях у человека возникает конкретное желание и, соответственно, совершение конкретного действия. Под ритуалами можно понимать привычки – действия, которые человек много раз отрепетировал и теперь совершает неосознанно при определенных обстоятельствах.
  2. Осознанная мотивация включает силу воли, когда человек намеренно совершает действия, которые будут формировать у него новые ритуалы.

Механизм появления мотивации достаточно просто:

  1. Сначала возникает ситуация с определенными обстоятельствами, в которых человек начинает испытывать внутренние желания, потребности и даже эмоции, переживания.
  2. Все, что возникло внутри человека, толкает его на совершение конкретных действий.
  3. Человек совершает действия для достижения определенного результата.
  4. Когда потенциал использован и цель достигнута, тогда мотивация пропадает.

Однако человек не всегда является безвольной марионеткой в руках своих неосознанных желаний. Человек может «тормозить» себя на пути совершения действий. Он может чувствовать желание что-то сделать, но применять силу воли, чтобы этого не делать. Также человек может менять свою мотивацию, что возможно лишь при осознании первоначальной мотивации.

Как вы сами себя «тормозите»? Вспомните рекламу «Сникерс», где говорится про то, чтобы «не тормозить себя». Если посмотреть глубже, то речь идет о том, чтобы у человека ежедневно были силы, энергия и желание действовать в направлении к своей цели. Но если проблем с осознанием цели и ее постановкой нет, то вот откуда взять энергию, чтобы начать действовать?

[2]

Как вы сами себя «тормозите»? Как вы сами себе мешаете начать действовать и просто идти к своей цели? Давайте рассмотрим два распространенных способа «самоторможения»:

  1. Упрекать и критиковать себя.
  2. Бояться совершить ошибку, не преуспеть при первой же попытке.

Люди часто упрекают себя и критикуют. Сначала это делают другие люди, которые якобы ведомы добрыми побуждениями, говорят вам о том, чего у вас нет или что вы упустили, из-за чего можете не мечтать о своей цели. А потом уже подключаетесь вы к этому процессу, когда изо дня в день находите в себе все больше недостатков, то есть причин, из-за которых можете ничего не делать и унывать. Как в таких условиях могут появиться силы и энергия?

Перестаньте себя критиковать! Вы несовершенны? Ну, и что! Вы чем-то не обладаете? Что вам мешает приобрести недостающее! Признайте уже наконец-то, что любые причины, которые вы находите, являются оправданиями. Все можно обрести, развить, а на что-то даже не нужно обращать внимания. Перестаньте себя упрекать и критиковать! Сосредоточьтесь на том, что вы хотите достичь, и действуйте.

Как вы сами себя «тормозите»? Некоторые люди начинают испытывать страхи перед той неизвестностью, в которую им придется вступить. Кто-то начинает сомневаться в собственных силах. Но есть и те люди, которые опускают руки, когда в первый же день своих попыток не достигли целей моментально. Это все звучит немного по-детски. Но как оказывается, многие люди, будучи взрослыми, ведут и чувствуют себя, как дети.

[3]

Прекратите сомневаться в себе! Прекратите мечтать о том, что ваша цель тотчас же воплотится, только потому что вы что-то сделали для ее достижения. Порой нужно ждать. Порой нужно систематически выполнять какие-то действия. Порой нужно пройти определенный этап развития цели. Ведь даже для того, чтобы ребенок родился, родители ждут 9 месяцев, пока он приобретет форму человеческого тела со всеми присущими ему органами. Поэтому перестаньте бояться. Более того, приучите себя к мысли о том, что без трудностей и совершения ошибок иногда не обойтись. Это все естественно и нормально. Но вы учитесь. Просто не нужно унывать и думать, что все кончено. Ведь это снова похоже на поведение капризного ребенка, который хотел из грязи и воды сделать суп, а он оказался невкусным.

Мотивация личности по Маслоу

Абрахам Маслоу описал в своей работе, чем человек мотивируется. Он утверждал, что человек является вечно желающим существом. Он никогда не испытывает чувства удовлетворенности. После достижения одной цели у него сразу или через малое количество времени возникает другое желание. Поскольку человек не может быть довольным постоянно, у него одна потребность возникает после удовлетворения другой, это заставляет его быть постоянно активным, движимым.

Читайте так же:  Как найти подходящую тему для разговора с девушкой

Личность по Маслоу постоянно чем-то мотивирована. Могут меняться мотивации, но сама мотивация никуда не исчезает. Он разработал пирамиду потребностей, согласно которой утверждает, что лишь при удовлетворении низших потребностей человек будет мотивирован более высокими желаниями. Так, к примеру, человек никогда не будет задумываться о смысле жизни или о написании картины, если он голоден или живет на территории сейсмической активности. Пока человек не удовлетворит потребности своего тела, он не будет думать о высоких материях.

Потребности личности по Маслоу:

  1. На первом месте стоят элементарные физиологические потребности в утолении голода, жажды, испражнении и пр.
  2. На втором месте стоят потребности в обеспечении себе безопасности, когда человек строит дом, чтобы в нем укрываться, окружает себя сильными людьми, сам тренирует свое тело, чтобы уметь себя на физическом уровне защищать.
  3. На третьем месте стоят потребности социального уровня, когда человек задумывается о любви, дружбе, желании иметь с кем-то отношения, общаться и пр.
  4. На четвертом месте человек испытывает желание получать определенное отношение к себе: уважение и одобрение окружающих, любовь, признание, также уважать самого себя.
  5. На пятом месте стоят потребности познания, когда человек испытывает интерес к окружающему миру, познает его, изучает.
  6. На шестом месте стоят потребности эстетического плана, когда человек стремится к гармонии, красоте, порядку.
  7. И на самом последнем месте стоят потребности духовного порядка, когда человек желает развивать в себе определенные качества, постигать духовные истины, становиться просветленным человеком и пр.

Маслоу утверждает, что человек переходит на следующий уровень потребностей лишь после удовлетворения более низших желаний. Если низшие желания не удовлетворяются, тогда человек застревает на этом уровне и не продвигается вверх.

Невозможно утверждать однозначно, чем человек движим, поскольку одно действие может быть продиктовано различными потребностями. Например, желание покушать может быть продиктовано чувством голода, стремлением успокоиться или составить компанию другому индивиду.

Мотивация поведения личности

Поведение человека всегда целенаправленно, независимо от того, понимает личность свои желания или нет. Обычно мотивация всегда эмоционально насыщенная. Человек всегда стремится к тому, что его эмоционально волнует.

В основе мотивации поведения лежат:

  1. Интересы – эмоциональные целенаправленности на конкретные объекты, которые связаны с удовлетворением постоянных потребностей индивида.
  2. Желания (цель) – это возникающая потребность, которая может быть осознанной для человека. Индивид начинает испытывать эмоциональную потребность в объекте, который ранее его не волновал.
  3. Намерение.
  4. Влечение – социальные направленности, которые формируются в процессе жизни.
  5. Стремление.
  6. Установки.
  7. Страсти – аффективные эмоциональные состояния, когда человека влечет к чему-то помимо его воли и сознательного желания. Причем страсть доминирует над волей человека.

перейти наверх

Мотивация деятельности личности

Мотивом является осознанное желание человека, которое считается им необходимым, поэтому он направляет все действия на его реализацию. Однако мотивов у человека может быть много. Одни из них являются ведущими, другие – второстепенными. Если между мотивами возникает конфликт, тогда человек от чего-то отказывается или меняет свои мотивы.

Мотивировка не является мотивацией. Мотивировка – это попытка человеком объяснить мотивы своих бессознательных действий, которые осуществляются на уровне инстинктов и внутренних потребностей.

Мотивация деятельности базируется на установках – постоянные явления в психике человека, которые делают его готовым к определенному поведению. Установки базируются на стереотипах, которые освобождают человека от необходимости принимать решение.

Мотивация управляет человеком, который редко подвергает ее сомнениям и корректировке. Сначала человек действует, а потом анализирует, все ли он сделал правильно. Если кто-то желает управлять другими людьми, тогда он должен влиять на их мотивы, изменять их, что позволит людям с легкостью совершать действия, которые нужны человеку.

Мотивация личности

Реферат Мотивация Личности.docx

Цель данной работы: предпринять попытку обзорного изучения мотивации личности. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • Выделить основные понятия мотивации и мотива;
  • Изучить основные концепции мотивации;
  • Проанализировать теорию иерархии потребностей А. Маслоу.

Проблемам мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий, как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). При написании данной работы были использованы как научные и учебные издания, так и психологические материалы, написанные современными авторами.

  1. Мотивация и мотивы личности. Понятия и терминология
    1. Основные трактовки мотива

В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотиваций. В связи с таким положением было целесообразно определить, что такое «мотив» и каковы семантические границы этого понятия.

В ряде работ «мотив» рассматривается только как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Так, Ж. Годфруа (Годфруа Ж., 1992) пишет, что «мотив» — это соображение, по которому субъект должен действовать. Еще более резко говорит Х. Хекхаузен: это лишь «конструкт мышления», т.е. теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен. (Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского; Предисловие Л.И. Анцыферовой, Б.М. Величковского. — М.: Педагогика, 1986. — 392 с.) Неудивительно, что в его 2-томной монографии за мотив принимаются либо потребность (потребность во властвовании, называемая им «мотивом власти»; потребность в достижении — «мотив достижения»), либо личностные диспозиции (тревожность и др.), либо внешние и внутренние причины того или иного поведения (оказание помощи, проявление агрессии).

Действительно, в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены, такие, как:

  • намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович);
  • потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен);
  • желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик);
  • морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев);
  • психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов);
  • предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев);
  • установки (А. Маслоу);
  • условия существования (К. Вилюнас);
  • побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин);
  • соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).

Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив- это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

(http://psychol.ras.ru/; см. сайт Института психологии РАН);

(http://www.pirao.ru/; см. сайт Психологического института РАО);

(http://www.psy.msu.ru/; см. сайт факультета психологии МГУ).

Рассмотрим основные трактовки мотивов., согласно трудам отечественных и зарубежных научных деятелей.

Мотив как цель (предмет). Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется действие, т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека. Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям — смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А.Н. Леонтьев) (Хрест. 6.1).

[1]

Мотив как потребность. Эта точка зрения на мотив, высказанная Л.И. Божович, А.Г. Ковалевым, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном, дает ответ на вопрос, «почему» осуществляется активность человека, поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека к преобразованию среды с целью удовлетворения нужд. Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы, «зачем» и «для чего» человек проявляет эту активность.

Читайте так же:  Как сохранить зрение при рассеянном склерозе

Мотив как намерение. Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: «чего он хочет достичь?», «что и как хочет сделать?» и тем самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанное с осознанием средств достижения цели. То, что намерение обладает побудительной силой очевидно, однако оно не раскрывает причины поведения.

Мотив как устойчивое свойство личности. Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека в той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. Подобной точки зрения придерживаются и ряд отечественных психологов, в частности К.К. Платонов, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин.

Мотив как побуждение. Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив — это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка — внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В.И. Ковалев определяет мотивы как осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т.е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив — это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности (Ковалев В.И., 1988).

Попытка найти при определении мотива одно единственно определенное — невозможно, поскольку поведение как системное образование, обусловлено системой. Для правильного понимания психологического содержания мотива необходимо использовать все перечисленные..

    1. Основные трактовки понятия мот ивация

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив, в отличие от мотивации, — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно- побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.

Читайте так же:  Как заставить себя работать

Различают внутреннюю и внешнюю мотивации. Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

При внутренней мотивации награду за свои действия человек, что называется, «имеет в самом себе»: чувство собственной компетенции, уверенность в своих силах и намерениях, удовлетворение от своего труда, самореализации. Внутреннюю мотивацию усиливает положительная обратная связь в форме похвалы, одобрения и т.п. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.). Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Если человек работает из-за денег, то деньги являются внутренним мотиватором, если же преимущественно из-за интереса к работе, то деньги выступают внешним мотиватором.

Можно выделить следующие особенности внешней и внутренней мотивации:

  • внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя — качества;
  • если внешняя мотивация (как позитивная, так и негативная) не достигает «порогового» значения или снимается вообще, внутренняя мотивация усиливается;
  • при замене внутренней мотивации внешней первая, как правило, уменьшается;
  • рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

Мотивация поведения личности

Мотивация – это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. (Так, например, могут возникнуть пищевая, половая, познавательная, защитная и другие виды мотивации.)

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных чувственных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма. (Сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу.) Внешние раздражители становятся стимулами, т. е. сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма. Мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы – программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте.

Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. То, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. При этом одни эмоции выполняют стратегическую функцию – являются индикатором потребностей, значимости определенного класса объектов, другие связаны с определением значимости отдельных условий, обеспечивающих достижение объекта потребности. Являясь непосредственным «определителем» значимости, полезности или вредности тех или иных явлений, эмоции обеспечивают соответствующую энергетическую мобилизацию организма на соответствующее взаимодействие индивида с этими объектами.

Мотивационные состояния

Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что регулируются второй сигнальной, обобщенной системой ценностных ориентации личности. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.

К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Интерес – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека (от лат. interest – имеет значение). Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.

«Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интересов. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета.

Интерес – мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей.

Однако связь интересов с потребностями не прямолинейна, иногда она не осознается. Интересы бывают прямые и опосредованные, возникающие в связи со средствами достижения целей.

Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).

Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов.

Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантилизмом, утилитарностью. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения.

Желание – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы:
1) естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха и т. п.),
2) естественные, но не необходимые (например, сексуальные желания),
3) желания ни естественные, ни необходимые.
Перечень этой, третьей, группы желаний необъятен: желания, связанные с честолюбием, жаждой славы, власти, лидерства, первенства, превосходства над другими людьми и т. п. Однако и первые две группы желаний человека не безупречны – они могут быть гипертрофированными, непомерно интенсивными, не знающими границ своего удовлетворения. Желание связано со стремлением – повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.

Страсть – очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.

Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т. п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, отдельным видам трудовой деятельности и т. п.). «Полное отсутствие страстей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти – это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа – благородством».

Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов называется влечением. Влечения могут быть естественными и сформированными в социальных условиях.

Читайте так же:  Психозы вызывают психические зависимости

Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере могут регулироваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания. «Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит на мышление, приковывает его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход».

В ряду инстинктивных, органических влечений установлена следующая последовательность в порядке возрастания силы их напряженности:
1) ориентировочные реакции,
2) сексуальное влечение,
3) голод (пищевое влечение),
4) жажда,
5) влечение материнства.

Влечения человека в отличие от инстинктов животных отличаются социальной обусловленностью. Чем более глубоко социализирован человек, тем более дисциплинированы его влечения. Ослабление психики, психическая деградация ведут к усилению инстинктивных побуждений. (Так, в структуре преступности значительное место занимают необузданные сексуальные влечения, удовлетворяемые преступным, насильственным способом.)

Одна из основных особенностей развитого человеческого сознания – способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений. Для этого индивид должен подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, произвести выбор между ними. Этот выбор осуществляется иерархически организованной ценностной системой личности.

Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной.

Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение (в юридической терминологии – «умысел») – это сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.

В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения, как и потребности, обладают динамическими свойствами – силой, напряженностью и др. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения. Сознательным обоснованием намерения является мотив.

Термин «мотив» в переводе с латинского означает побуждение, однако не всякое побуждение является мотивом; поведение может побуждаться чувствами, установками. Одни побуждения осознаются, другие не осознаются. Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Если понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения (в том числе и малоосознанные и подсознательные), то мотив – сознательно сформированные, понятийно оформленные побуждения.

Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами – иерархией мотивов При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение.

Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение – смысл.

Мотивы могут вступать в противоречие с объективными возможностями их реализации, с социальной регламентированностью поведения. В таких случаях у социализированной личности происходит или подавление мотива, или его изменение – изыскание новых, социально допустимых целей деятельности. (Мотивы следует отличать от мотивировки – оправдательных высказываний по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.) Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (ошибочно иногда трактуемой как «бессознательные мотивы»).

Установка – состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях; это нейродинамически закодированная устойчивая модель поведения. Установка – наиболее константная, устойчивая основа поведения человека.

Различаются два вида установки – общая и дифференцированная (фиксированная). Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная – по отношению к индивидуализированным объектам.

Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, объединяет его сознательную и подсознательную сферы, определяет меру возможного поведения человека в различных жизненных ситуациях, «норму его реакции».

Установка лежит в основе поведенческих стереотипов, стабилизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях В ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) установки обусловливают инертность поведения, не учитывая изменения в обстановке, люди действуют шаблонно.

Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Различаются смысловые, целевые и операционные установки.

Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Смысловые установки индивида особенно интенсивно формируются в референтной (значимой) для него микросреде. В напряженных ситуациях установки начинают доминировать.

Возникнув в рамках одной деятельности, установки переходят и в другие сферы деятельности, обусловливают взаимодействие субъектов со сходными объектами в широком спектре однотипных ситуаций.

Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда ведет к ригидности, негибкости поведения.

Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для индивида средств.

В сложном механизме регуляции поведения сознательные его компоненты (цели, мотив, решения, программирование, выбор средств реализации) непрерывно взаимодействуют с подсознательными, установочно стереотипными компонентами.

Итак, побудительный и целеобразующий механизм человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов – направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются интересы, желания, стремления, страсти, влечения и подсознательные установки Сознательным же компонентом волевого, целенаправленного поведения являются мотивы поведенческих актов, интегрирующие в себе общую направленность личности

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Направленность личности в значительной мере определяет ее способности и характер.

Источники


  1. Боб Идеальный брак / Боб, Шери Стритовы. — М.: АСТ, Астрель, 2006. — 288 c.

  2. Ошо Мужчина и женщина. Мир в гармонии и целостности. Мужчина и женщина. Секреты взаимности в астрологии и психологии. Танец энергий. Мужчина и женщина (комплект из 3 книг) / Ошо, Хайо Банцхаф , Бриджит Телер. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 688 c.

  3. Леонтьев, А. Лекции по общей психологии / А. Леонтьев. — М.: Смысл, Академия, 2010. — 520 c.
  4. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 2. Внимание и память / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2016. — 262 c.
  5. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений / Р.Р. Калинина. — М.: Речь, 2014. — 352 c.
Мотивация личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here