Мозговой штурм – технология метода

Сегодня мы рассмотрим тему: "Мозговой штурм – технология метода" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Мозговой штурм – технология метода

Проблемы возникают в любой сфере жизни. И здесь остается только выбирать, какими способами они будут устраняться. Психология предлагает такой метод решения проблем как в личной жизни, так и на рабочем месте, как мозговой штурм. Интернет-журнал psytheater.com рассмотрит технологию метода.

Принцип мозгового штурма заключается в том, что над решением проблемы думают несколько людей. Конечно, можно в одиночку провести мозговой штурм, однако вариантов решения проблемы будет намного меньше, нежели участвовать в обдумывании решений будет сразу несколько людей.

В процессе обдумывания проблемы не отвергаются и поощряются любые варианты, которые возникают в головах участников. Нет ни правильных, ни неправильных вариантов решения проблемы. Вначале записывается все, что только приходит на ум. А затем, уже на этапе рассмотрения предложенных вариантов, приведенное анализируется и критикуется.

Что такое мозговой штурм?

Мозговой штурм – это популярный и эффективный метод решения возникающих проблем. Обычно применяется на рабочем месте, когда собирается коллектив экспертов, порой из различных областей, чтобы исключить нахождение только тех вариантов, которые приняты в решении проблемы.

Мозговой штурм – это творческое решение проблемы, когда ставится вопрос и на него люди, участвующие в процессе, дают свои ответы. Эксперты могут быть из разных областей и профессий. При этом все ответы принимаются и записываются. На начальном этапе рассмотрения вариантов все, даже самые нереальные и непредсказуемые варианты записываются. Какая-либо критика исключается в данном процессе.

Лишь после того, как все возможные и пришедшие в голову варианты были предложены, участники переходят к следующему этапу. Здесь уже эксперты и специалисты в области рассматриваемого вопроса анализируют все варианты, которые были предложены, и критикуют, выбирая лишь те, которые, как им кажется, являются более эффективными. Отбираются лишь те варианты, которые получили больше голосов со стороны специалистов.

Мозговой штурм получил такую популярность, поскольку дает поразительные результаты. Чем больше участников принимает участие в процессе рассмотрения вариантов решения проблемы, тем больше их будет предложено. Причем хорошими могут стать те предложения, которые были сделаны специалистами из других областей. Свежий взгляд на проблему и иное мышление способны подтолкнуть на нахождение новых вариантов.

Мозговой штурм не делит варианты решения проблемы на правильные и неправильные. Вначале все, даже самые немыслимые способы, считаются приемлемыми и правильными. В итоге участники раскрываются и выражают свое мнение, что может поспособствовать нахождению такого решения проблемы, к которому не могут прийти специалисты, руководствующиеся стандартными способами решения проблем.

Проблем много, и всех их можно решить различными способами. Их сначала нужно найти и выявить, что способно сделать несколько людей, нежели один индивид.

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма стал очень популярным за счет своей эффективности. Обычно в учебных заведениях и на рабочих местах применяется данный метод, хотя он может оказаться полезным и при решении повседневных проблем.

Мозговой штурм – это творческий подход в решении проблем, когда человек не ограничивается в способах устранения вопроса. Чем больше участников, тем больше вариантов будет предложено. Здесь отсутствуют ограничения, нормы и порядки. Можно предлагать все что угодно, лишь бы это было связано с рассматриваемой проблемой.

В процессе мозгового штурма возможно появление вариантов, которые заинтересуют самих участников, и они начнут выдвигать идеи на основе понравившихся вариантов. Это вполне возможно и позволительно. Если какая-то идея развивается и преобразовывается, то можно выдавать на ее основе свои идеи.

Если проблема слишком большая, тогда следует ее разделить на этапы, которые будут соответствовать отдельным вопросам. После чего вопросы рассматриваются участниками для ее решения.

Проблемы – обязательная часть жизни любого человека. Даже работая или владея неким бизнесом, индивид сталкивается с производственными проблемами, требующими своего решения. И в данном случае, когда какой-то вопрос хочется решить правильно, необходимо иметь в виду множество вариантов его решения. Вот почему так важно соблюдать правило «Круглого стола».

«Круглый стол» (он же «Мозговой штурм») — это метод решения проблемы, когда имеется множество вариантов выхода из ситуации. Эти варианты могут предлагаться как большим, так и малым количеством людей. Главное во всем этом процессе — иметь множество различных вариантов решения проблемы.

Обычно у людей получается находить не более двух вариантов выхода из ситуации, когда они сталкиваются с некой проблемой. Это ошибочный метод. Вы должны обладать большим количеством вариантов решения, чтобы иметь возможность выбрать наиболее правильный для себя в конкретной ситуации. Обладая лишь двумя вариантами (чаще всего одним), вы ограничиваете свои возможности. На самом деле в любой ситуации существует более двух вариантов решения вопроса. Пусть они будут противоречить друг другу, это даже хорошо. Но вы должны знать, что можете поступить одним образом, другим, третьим, четвертым и т. д., получая тот или иной результат.

«Мозговой штурм» — способ решения проблемы, когда вы выбираете из множества вариантов тот, который вам наиболее подходит. Только так можно достичь каких-то успешных результатов, когда вы не ограничены в действиях, а вольны выбирать из всего многообразия то, что вам нравится.

Технология мозгового штурма

Мозговой штурм был разработан в рабочей сфере, где было отмечено, что из количества рождается качество, а также вердикт в отношении отдельных идей откладывается на потом.

Итак, технология мозгового штурма заключается в том, что каждый участник процесса выдвигает свои идеи того, как бы он решил возникшую проблему. Каждому участнику позволяется говорить все, что только приходит на ум. Позволяется полет фантазии и включение воображения. Даже самые нереальные и невозможные в условиях материального мира варианты принимаются. Главное правило – отсутствие критики и границ в рассмотрении вариантов.

Желательно, чтобы в процессе принимало участие сразу несколько людей. Если это закрытая группа, тогда подбираются лица той области, где возникла проблема. Специалисты выдвигают свои идеи и предположения. Однако не всегда специалист может смотреть на ситуацию широко. Порой люди, которые вовсе не связаны с той областью, где возникла проблема, своим неограниченным мышлением могут предложить интересные варианты. Если есть такая возможность, тогда для мозгового штурма выбираются специалисты из различных областей.

Все варианты решения проблемы, которые будут предложены, записываются и не оцениваются. Критика запрещена! Любая идея может считаться правильной на первом этапе ее выдвижения.

В процессе мозгового штурма лучше исключить присутствие начальства или людей, скептически настроенных на проблему. Участники не должны чувствовать себя зажатыми, боязливо или ограниченно. Они не должны думать, что проблему не решить. Вот почему следует исключить из процесса все факторы, которые могут этому способствовать.

[1]

Необязательно, чтобы люди друг друга знали, поскольку порой сплоченность группы заставляет их думать коллективно, а не индивидуально. Количество людей при мозговом штурме может составлять от 6 до 12.

Читайте так же:  Как влюбиться в парня, если хочется

Этапы мозгового штурма

Мозговой штурм состоит из трех этапов:

  1. Первый этап предварительный, который включает подготовку, набор участников и постановку вопроса.
  2. Второй этап – генерация идей. На данном этапе каждый участник должен отключиться от своих страхов, комплексов и ограничений. Все возможно. Все позволительно. Включайте фантазию и творческий подход, думайте о проблеме как о ситуации, которую можно легко решить. Поначалу обычно предлагаются варианты решения проблемы, которые достаточно часто используются в подобных ситуациях. Предлагаются банальные, типичные и простые методы решения. Однако когда все типичные варианты исчерпаны, участники начинают задумываться. И тогда они постепенно начинают выдвигать идеи, которые ранее не приходили на ум. Один участник своей идеей может подтолкнуть другого на новую идею, и таким образом можно разработать новый вариант решения проблемы.
  3. Третий этап – анализ и выбор решения проблемы. Здесь рассматриваются варианты, которые были предложены участниками во время мозгового штурма, выбираются самые вероятные и наилучшие методы.

Для проведения мозгового штурма обычно формируются две группы. Одна группа будет выдвигать идеи, а вторая – выбирать наилучший вариант того, как проблему решить. Делается это для исключения предвзятого отношения участников к выбору решения проблемы. Ведь людям свойственно считать свое мнение единственно правильным. На последнем этапе участники, которые выдвигали идеи на втором этапе, могут просто акцентировать внимание на своих идеях, которые ими были предложены. Таким образом, чтобы исключить такое выборочное поведение, участники для мозгового штурма участвуют лишь на втором этапе, а на третьем этапе выбираются специалисты, которые объективно рассматривают каждый предложенный вариант.

Виды мозгового штурма

Мозговой штурм может проводиться по-разному:

  1. Прямой мозговой штурм уже рассмотрен выше.
  2. Обратный мозговой штурм – когда в имеющихся изделиях и услугах участники пытаются найти недостатки, чтобы их улучшить.
  3. Двойной прямой мозговой штурм – когда процесс останавливается на втором этапе, участники расходятся на несколько дней, а затем снова собираются, чтобы вновь рассмотреть проблему и предложить варианты, которые к ним пришли в голову уже после первого мозгового штурма.
  4. Обратно-прямой мозговой штурм – когда участники рассматривают недостатки предложенных вариантов, возможное развитие событий после их применения.
  5. Индивидуальный мозговой штурм – когда человек сам выдвигает идеи и записывает на листочке.
  6. Брейнрайтинг – когда участники записывают свои идеи, а не высказывают их вслух.

Также участникам процесса могут быть предложены уже составленные другими людьми идеи, чтобы они были рассмотрены и на их основе предложены новые варианты.

Мозговой штурм не только позволяет всем работникам почувствовать собственную значимость для фирмы, но и найти наиболее верное решение проблемы. Специалисты обычно имеют определенный набор идей, которыми они пользуются при решении типичных проблем. Чтобы найти новый способ решения проблемы, порой нужен свежий взгляд со стороны, в чем и помогает мозговой штурм.

Мозговой штурм на уроке: описание метода, примеры

Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Подготовка к проведению мозгового штурма

Для начала нужно определиться с темой и целью урока, конкретизировать учебную задачу. Затем планируется общий план занятия, время, отводимое на каждый из этапов. Важно подобрать ряд вопросов для разминки, и разработать критерии оценки и выбора «лучшего» предложения.

Правила и этапы проведения мозгового штурма на уроке

При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы. Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются анализом. Соответственно, группы работают по очереди.

Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков.

Этапы проведения мозговой атаки на уроке

  • Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
  • Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
  • Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.
Читайте так же:  Алкогольный психоз

Рекомендации

  • Для применения мозгового штурма необходимо подбирать темы и задачи, которые интересны детям и способны развивать их исследовательский потенциал. Для этого важно, чтобы проблема имела большое количество возможных решений. Таким образом, появляются новые подходы к изучению темы.
  • Специалисты отмечают, что при работе с детьми, особенно младшими школьниками, они могут дружно повторять одну и ту же мысль, перефразируя ее по-своему. Нужно направить их в нужное русло, попросить предложить что-то свое.
  • В случае если учащиеся не проявляют активности, можно обратиться к кому-то из них лично. Желательно для этой цели выбрать наиболее активного ребенка.
  • Причинами неудачи применения метода мозгового штурма на уроке может быть либо то, что тема детям не интересна, либо то, что они боятся проявлять активность.

Преимущества и недостатки

Использование метода мозгового штурма имеет ряд преимуществ. Он способствует развитию:

  • творческого и аналитического мышления;
  • коммуникативных навыков. Дети учатся не только высказывать свои мысли, формулируя их четко и ясно, но и слушать своих одноклассников, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи;
  • фантазии и воображения;
  • навыки позитивной, адекватной критики — дети учатся высказывать свое мнение и принимать мнение других.

Еще одним достоинством данного метода является отсутствие необходимости предварительной подготовки от коллектива.

К недостаткам метода можно отнести невозможность применения для сложных дискуссионных вопросов. Процессом достаточно трудно управлять и практически неосуществимо направить его к нужному решению. К тому же он не имеет критериев оценки высказываний и иногда возникают трудности при выборе наиболее перспективного, интересного предложения.

Область применения, темы

Метод мозгового штурма может применяться в любой области знаний. При этом возрастных ограничений не имеется. Он одинаково интересен и эффективен будет в детском саду, школе, ВУЗе.

Учитель может выбрать практическую любую тему к изучению, как в рамках определенного предмета, так и для внеклассной программы. Например: «Что такое загадки?», «Определение прогноза погода при помощи самодельных устройств», «Здоровье человека». Так же можно использовать метод для решения отдельных задач. Например, гусиные лапки. Некогда Россия переправляла гусей в Европу своим ходом. Основная проблема состояла в том, что лапки птиц очень нежные и их легко было поранить. Что придумали русские купцы, чтобы избежать этого?

Мозговая атака способствует вызову интереса к теме и определению целей ее изучения. Работа при этом становится более занимательной и эффективной, а ребята проявляют свои творческие способности.

Примеры применения мозгового штурма на уроках

На уроке истории методом мозгового штурма можно рассмотреть тему: «Внешняя политика». Учитель формулирует вопрос: «Что такое внешняя политика государства и на что она может быть направлена?».

[3]

Дети предполагают: «Это отношения одного государства с другими», «Завоевания», «Торговля», «Обмен знаниями», «Обмен ресурсами», «Совместное производство», «Совместная защита от общего врага».

В ходе обсуждения желательно прийти к тому, что все эти направления деятельности имеют важны для жизни государства. И то, какое из них будет предпочтительным — будет зависеть от определенных условий.

[2]

На уроке литературы при изучении темы «Теория стихосложения» учитель предлагает детям проанализировать известные стихи и предположить, по каким принципам они могут строиться. Дети в ходе работы должны прийти к тому, что рифмоваться между собой могут разные строки, что значение имеет ударение в соответствующих слогах.

Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Стратегия «Мозговая атака» на уроке. Варианты проведения мозгового штурма

В чем суть мозговой атаки, как педагогической технологии? Какие разновидности мозгового штурма можно применять на уроках в школе? Этапы работы, плюсы и минусы стратегии. В статье представлены примеры использования технологии «мозговая атака».

Историческая справка

Мозговой штурм как технология, позволяющая получать новые идеи для бизнеса, была разработана в 1953 г. американским изобретателем, психологом и предпринимателем А. Осборном. Этот вид организованных групповых дискуссий оказался довольно эффективным для генерации оригинальных идей.

Задолго до Осборна похожая стратегия использовалась на парусных судах. В трудных, опасных ситуациях созывался корабельный совет, на котором по порядку высказывались все. Причем предложение своего решения проблемы выдвигал сначала юнга, а потом, по возрастанию ранга доходила очередь до капитана. Прозвучавшие идеи обсуждались, для воплощения в реальность выбирались лучшие.

Мозговая атака. В чем суть?

Сущность «брейнсторминга» заключается в «стихийном» (следует из названия) разрушении имеющихся стереотипов, создании абсолютно новых решений, шаблонов.

Благодаря групповой форме взаимодействия участников мозгового штурма возможность высказаться получает каждый.

Мозговая атака, в зависимости от разновидности, имеет 2-3 этапа:

  • Выдвижение идей (возможны любые предложения, мысли, даже фантастические). Запрещена любая критика.
  • Обсуждение прозвучавших предложений. Отбор, ранжирование лучших идей.
  • Выбор самой удачной идеи / генерация новой на основе списка лучших мыслей.

Преимущества и недостатки стратегии «мозговой штурм»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Плюсы

Минусы

  • Равноправие участников процесса.
  • Наглядность: постоянная фиксация идей.
  • Положительная мотивация, создаваемая соревновательным духом коллективной работы.
  • Развитие познавательного интереса.
  • Зацикливание на прозвучавшей идее, повторение похожих предложений.
  • При неправильном делении класса на группы возможно доминирование лидеров, минимальная доля участия остальных.
Читайте так же:  Право на собственные мысли и суждения

Как избежать минусов, применяя мозговую атаку? Учесть психологические особенности учащихся, сформировать группы из детей разного уровня учебной подготовленности, четко спланировать направления поиска.

Виды мозговой атаки

Существует несколько разновидностей мозговой атаки / штурма (МШ):

  • классический/ прямой (описание выше);
  • теневой;
  • обратный;
  • комбинированный;
  • индивидуальный;
  • челночный;
  • МШ на доске;
  • «соло» ;
  • визуальный;
  • брейнрайтинг.

Характеристика разновидностей мозгового штурма, примеры их использования

Обратный мозговой штурм

Ученикам предъявляется образец выполненной работы с определенным количеством недостатков, недочетов. Задача участников дискуссии:

  • найти недостатки,
  • разработать план/ проект новой работы, где недочеты будут устранены.

Например, детям предлагается неудачный пример скворечника. Вместе они определят, в чем ошибки мастера, разработают чертеж «правильного» скворечника.

На уроке географии ученикам выдается макет местности, топографическая карта этой же местности с ошибочным размещением объектов. Предлагается короткая история о заблудившейся девочке, которой нужно было, пользуясь картой, пройти от леса до реки и т.д. Почему девочка заблудилась? Найдите ошибки в обозначениях на карте, составьте правильную карту местности.

Теневой МШ

Существование такого вида мозгового штурма обусловлено психологическими особенностями отдельных учащихся, которые не в состоянии во время дискуссии проявить свои творческие способности. В таком случае, класс делится на две группы: активную, теневую. Активная группа генерирует идеи, представители «теневого кабинета» молчат, наблюдают со стороны, письменно фиксируют возникающие в ходе обсуждения собственные предложения.

Следующим этапом записи обеих групп передаются экспертам, которые осуществляют выборку наилучших идей, улучшают понравившиеся или разрабатывают новые на основе предоставленных предложений.

Комбинированный МШ

Прямой, обратный, теневой мозговой штурм могут использоваться в различных комбинациях.

Чтобы активизировать, усилить мыслительную деятельность участников, применяют двойную прямую мозговую атаку. Работа по одной проблеме осуществляется на двух уроках, интервал между ними должен быть в несколько дней. В промежутке между первым и вторым прямым мозговым штурмом подсознание продолжает генерировать идеи.

Комбинацию обратного и прямого мозгового штурма применяют для анализа выполненной работы, выявления ее недостатков на первом этапе, разработки принципиально нового проекта на втором этапе.

Индивидуальный мозговой штурм

Мозговая атака индивидуального типа схожа с коллективным прямым брейнстормингом. Один человек генерирует, записывает собственные идеи (4-9 мин.). Анализ, выборку лучших идей желательно делать через несколько дней.

Этот метод можно комбинировать с коллективным мозговым штурмом. Первый этап: запись собственных идей по проблеме — в качестве домашнего задания перед уроком, на котором планируется групповое обсуждение того же вопроса (второй этап).

Челночный МШ

Эта разновидность мозговой атаки придумана для людей, чьи критические способности не дают развить собственные идеи. С учетом этих особенностей класс делится на группы. Одна группа, разработав свои предложения, передает их группе «критиков». После обработки, улучшения самых перспективных идей, задача доопределяется, передается вновь первой группе. Такой взаимообмен идеями можно проводить в классной параллели.

МШ на доске

Идеально подходит для этапа целеполагания на уроке по ФГОС. Учитель задает наводящие вопросы, учащиеся высказывают свои предположения по поводу темы, задач урока, способов их достижения, пунктов плана работы. Результаты мозговой атаки учитель фиксирует на доске.

Этот вид мозгового штурма может быть как индивидуальным, так и коллективным. Учитель задает глобальный вопрос, информацию по которому ученики будут собирать в течение всего периода изучения определенной темы в учебнике. Возникающие идеи, предложения дети фиксируют на специальных карточках / в тетради. Запустить «штурм» можно в начале темы, а результаты обсудить в конце.

Визуальный МШ

Суть метода в зарисовке возникающих идей. Пример: ученикам предлагается изречение, наиболее полно отражающее суть / проблему урока.

Первый этап: Дети в группах обсуждают смысл фразы, делают к ней иллюстрацию, вкладывая в нее свое понимание проблемы. Это может быть коллаж идей.

Второй этап: представители каждой группы выходят к доске, показывают свои зарисовки, аргументируют такое изображение изречения.

Третий этап: совместно выдвигаются идеи, содержащие наилучшие предложения, делается общая зарисовка.

Брейнрайтинг

Принцип технологии брейнрайтинга отличается от прямого мозгового штурма, тем, что все участники записывают идею на листке бумаге, далее каждый передает свой листок следующему, тот прочитывает, дописывает свою мысль, возникшую после прочтения. Весь процесс должен занимать не более 15 минут. Обсуждение и критика идей начинается только после последней записи.

Использование стратегии мозговой атаки в соответствии с новым ФГОС вполне оправдано. Технология развивает самостоятельность учеников, познавательную активность, повышает учебную мотивацию. Используются разные формы работы: индивидуальный, групповой, коллективный. Применение мозгового штурма возможно на любом этапе урока, если такой тип работы способствует достижению поставленной цели.

Источники информации

  • 1) Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. Панфилова А.П.
  • 2) Попова М.Н. «Приемы и стратегии в педагогических технологиях на различных этапах урока. Мозговой штурм» http://nsportal.ru/ https://goo.gl/N6BWhb

Об авторе: Меркулова Светлана Владимировна, учитель английского и немецкого языка.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Техники мозгового штурма в инновациях

Разработка инновационной стратегии компании и реализация локальных инновационных проектов связаны с регулярными управленческими исследованиями и проблемами, возникающими практически на каждом этапе данных процессов. Принятие решений с позиции проблемно-ориентированного мышления требует от менеджмента привлечения специальных форм коллективной работы. Мозговой штурм (МШ) является одним из действенных средств креативной групповой деятельности, как нельзя кстати подходящим к инновации.

Возникновение и становление метода

Как и любая популярная методика, практика мозговой атаки или мозгового штурма обросла целым рядом легенд и мифов. Одна из подобных историй гласит, что еще во времена древних нормандских викингов существовала традиция собираться всей командой в центре ладьи с целью быстрого поиска выхода из критической ситуации и по кругу выражать свои идеи. Каждый из воинов, начиная с самых младших и заканчивая вождем, по очереди выкрикивал видение решения, а кормчий подводил итог и делал выбор. Представляется, что подобный «велосипед изобретался» в каждом поколении и в каждой нации, потому что правила его укладываются в логику обыкновенного здравого смысла в управлении людьми.

Читайте так же:  Зацикленность как перестать думать о человеке, который тебе нравится

С развитием менеджмента как научной методологии многие управленческие средства стали закрепляться за авторами в видоизмененных интерпретациях. Особенно это ярко проявилось в американском научном творчестве прошлого столетия. Метод мозгового штурма – яркое метафоричное название инструмента коллективной активации креативного мышления, которое журналист, писатель и менеджер Алекс Осборн ввел в деловую культуру Запада в 40-50-х годах. Название техники «мозговой штурм» (Brainstorming), стало популярно сначала в Америке, затем в Европе. К слову сказать, данный метод коллективной генерации идей широко применялся в НИИ, КБ СССР, но его чаще называли методом мозговой атаки.

Правила мозгового штурма в советские годы несколько отличались от современных. Однако и темп жизни в научных учреждениях, особенно в период застоя, был ниже. Волею судеб в 80-х годах я присутствовал на одном из таких мероприятий, проводимого в КБ отраслевого института в сфере машиностроения. Два конкурирующих отдела работали над родственными проектными задачами. В одном из ключевых проектов возникла техническая проблема, с которой никак не могла справиться группа разработчиков. На техническом Совете КБ было предложено провести сборный семинар на тему «Повышение скорости разработки узла L с одновременным повышением качества выходных параметров агрегата М». Формой семинара была избрана мозговая атака.

Надо признать, что лучшие руководители советской формации прекрасно разбирались в тонкостях управленческой психологии и даже иногда педагогики. И именно социально-психологические закономерности деловых коммуникаций играли (и по сей день играют) ключевую роль для повышения креативности на совещаниях. Проводить мозговой штурм в тот момент был назначен ГИП по проблемной теме. Цели и задачам мероприятия он уделил первоочередное внимание. После их успешной формулировки с начальником отдела кадров был тщательно обсужден и подобран состав участников семинара.

Методика мероприятия предполагала формирование двух групп: генерации идей и их отбора. В первую вошли опытные и молодые конструктора, технологи из обоих отделов (численность – 10 участников), во вторую приказом были назначены три члена научно-технического совета и два заместителя руководителя института. В назначенное время на семинар были приглашены участники группы генерации. Прозвучал доклад одного из ведущих конструкторов по ходу ОКР и возникшим затруднениям. Затем слово взял ГИП. Очень доступно и спокойно он изложил, что сейчас коллегам предстоит высказать свои мысли о том, какое решение ускорит проектирование без потери качества изделия. Было наложено табу на любого рода критику.

На следующем этапе началась дискуссия без критических замечаний, которая продолжалась один час. Выступали вразнобой, все высказываемые идеи протоколировались секретарем. Назначили пятиминутный перекур, во время которого обсуждение обрело более острый характер, возросла активность неформальных лидеров коллектива, возник спор. Постепенно дискуссия перешла в комнату проектировщиков. ГИП мягко, но твердо направил выступающих, напомнив ключевую проблему, цель и задачи семинара. Так прошло еще 30 минут мозгового штурма. Всего было сгенерировано около 40 предложений, они анонимным списком легли на стол ведущему. ГИП подвел итог семинара и поблагодарил присутствующих за участие.

Через день собралась группа оценки идей. Мозговой штурм был продолжен на новой фазе, значительно спокойнее, чем предыдущий этап. Члены группы пришли уже подготовленными с пометками на полях заблаговременно предоставленных им списков. Один из заместителей директора сделал предложение по критериям отбора идей, и полемика сначала развернулась вокруг этого вопроса. Когда же он был улажен, дискуссия и голосование прошло быстро и продуктивно. Что обратило на себя внимание в тот момент? Было ощущение, что процедура затянута и слишком медленная, но результат оказался весьма добротным, а решение эффективным.

Принципы и правила мозговой атаки

За прошедшие десятилетия в России изменился не только строй, но и управленческая культура. Скорости деловых событий резко возросли, производительность труда в национальных масштабах снизилась, деловая культура стала куда как более пестрой. Технологии коммуникаций получили значительное развитие, но и качество контактов ухудшилось. Ответственность решающих задачи лиц стала в принципе ниже, креативность сместилась в область личных интересов в ущерб интересам дела. Поэтому-то есть ощущение, что качество вырабатываемых решений в 70-80-е годы было выше не только у нас в стране, но и на Западе. Однако есть одно интересное «НО»: изощренность и результативность такого метода, как мозговая атака, стала почти безупречной!

Причина кроется в общем усложнении ведения бизнеса, увеличении числа факторов риска, в глобализации деятельности и открытости экономики. Настоящий тренд объективен и неотвратим, особенно в условиях инновационного вызова и многократного обострения конкуренции на международных рынках. Мозговой штурм распространен в менеджменте, но его потенциал еще далеко не исчерпан в экономике инновационного типа, поскольку проблемных зон становится только больше. Прогнозирование и постановка инновационной задачи, оценка, ранжирование и управление рисками, НИР и ОКР, функциональные переходы к коммерциализации и процессуальные циклы – все это только увеличивает число применения метода.

Под дискуссией для целей рассматриваемой темы мы договоримся понимать публичное обсуждение проблемы, связанной с инновацией, которое допускает или запрещает спор между участниками, основанный на аргументации высказываемого тезиса-суждения. Правилами мозговых штурмов допускается дискуссионная форма, в которой спор сведен на нет, поскольку в споре очень сложно при оппонировании не впасть в критику, являющуюся для данной методики недопустимой. Критика является ключевым ступором креатива в коллективной творческой деятельности.

Цель мозгового штурма – получить нетривиальный результат решения проблемы за счет разделения этапов генерирования и отбора идей. Задачей первого этапа является получение максимального числа предложений без их фильтрации и критического анализа на предмет «дикости», абсурдности, неадекватности, невыполнимости и т.п. Результатом этапа отбора являются идеи, получившие формулировки, готовые для перехода к фазе планирования. Принципы организации и проведения мозговой атаки состоят в следующем.

  1. Смена привычной обстановки, выездной характер мероприятия для целей результативности.
  2. Принцип особого энергетического (психоэмоционального) настроя ведущего и участников.
  3. Поиск интерактивного эффекта «перекрестного опыления», когда предыдущие выступления побуждают на новое выражение позиции.
  4. Поиск идей, а не строительство планов.
  5. Принцип приоритета количества перед качеством идей.
  6. Принцип отказа от субъективной оценки на этапе генерирования идей.
  7. Принцип пресечения полемики со стороны оппонентов любого типа.
  8. Принцип фокусировки на проблеме и теме обсуждения.
  9. Принцип равноудаленности ведущего от участников в обеих группах.
Читайте так же:  Секрет любви

Правила проведения мозгового штурма на этапе генерирования идей состоят в следующем:

  • наложение табу на критику предложений в любой форме (вербальной и невербальной);
  • создание внутренних состояний и особой атмосферы с небольшим позитивным настроем;
  • правило расположения участников по кругу с общим визуальным контактом;
  • ведущий и помощник держатся вместе возле доски или флипчарта;
  • ограждение мероприятия от организационных сбоев, обеспечение его плавности;
  • поощрение высказываемым суждениям и идеям, особенно носящим характер инсайта, фантазии и креатива, выражаемым в краткой форме;
  • проведение этапа с поддержкой свободы ассоциаций и творческого настроя;
  • ограничение временного регламента 1 астрономическим часом;
  • правило завершения штурма на позитивном настрое и на подъеме;
  • объявление перерыва в случае снижения активности участников.

Алгоритм применения метода

На правилах, описанных в предыдущем разделе, базируется стадия генерирования идей. Но перед этим этапом существует еще масса задач, которые обязан выполнить постановщик задачи и назначенный ответственным за совещание ведущий. Основные этапы мозгового штурма предваряет большая подготовительная работа так называемого нулевого этапа , его последовательность состоит из действий:

  • формулирование ключевой проблемы, которую призван решить мозговой штурм;
  • определение целей совещания генерирующей группы;
  • отбор и выбор кандидата на роль ведущего совещания;
  • постановка и принятие задачи мозговой атаки;
  • коррекция задачи в ходе ее проработки на этапе отбора идей;
  • подбор участников в группу генерирования идей;
  • подбор аналитиков в группу оценки и формализации идей;
  • подбор участников в группу генерирования контридей (для отдельных модификаций метода);
  • подготовка помещения, техники, доски, принадлежностей;
  • назначение секретаря совещания и распределение ролей между участниками;
  • подготовка сценария мероприятия (в некоторых случаях);
  • психологический настрой ведущего на совещание.

Первый этап – генерирование идей. Место и время проведения основного совещания имеет значение, поскольку требуется создание особой атмосферы мероприятия и специального настроя участников на работу с тем, чтобы их ничего не отвлекало от погружения в творческий процесс. Метод мозгового штурма чаще всего подробно описывает именно этап генерирования, что не совсем полно отражает суть техники. Данный этап значительно проще провести в территориально обособленном месте, например, в отдельно снятом конференц-зале в отдалении от офиса компании. Порядок его выполнения в полноценном варианте состоит из следующих шагов.

  1. Представление участников (если в этом есть необходимость). Ведущий обрисовывает проблему, цель, задачи мероприятия. Иногда по проблеме с коротким докладом выступает один из участников мероприятия для лучшей ориентации присутствующих.
  2. «Разогревающее» мероприятие, повышающее психоэмоциональную активность участников (микротренинг, техника психоэвристического стимулирования). Выполняет привлеченный HR или специализированный тренер.
  3. Круговое генерирование идей с кратким протоколированием на доске или флипчарте.

При проведении мозговой атаки естественным образом проходит смена нескольких стадий: «разогрев», моменты исчерпания креативности, всплески, угасание творческого потенциала, завершающая стадия генерирования. Мозговому штурму на данном этапе в обязательном порядке следует придавать плавность хода, «рваный режим» совещания допускать нельзя. Многие неопытные ведущие спешат, искусственно ускоряют темп мероприятия, это ошибка. Лучшие результаты достигаются при размеренном ходе событий и спокойном обсуждении идей.

Второй этап мероприятия выполняется другой группой экспертов-аналитиков и следует задаче анализа отбора ценных идей из списка, наработанного группой генерирования. Основные стадии данного этапа представлены на схеме ниже.

Классификация видов мозгового штурма

Рассматриваемая нами методика со временем постепенно развивается и претерпевает модификации, и в настоящее время число разновидностей метода достаточно велико. Связано это с попытками нивелировать присутствующие в нем недостатки и усилить достоинства. Главным его достоинством является доступность и высокая вовлекающая сила, которая проявляется в большинстве случаев грамотного подхода к технике. Основные плюсы и минусы метода вынесены в отдельную таблицу, представленную далее.

Какие можно выделить виды мозгового штурма? Наиболее широкое распространение имеет традиционный или классический метод. Его отличительными чертами являются быстрый сбор, короткая длительность, объединение в одну сессию этапов генерирования и отбора идей. В последние годы развитие также получили следующие разновидности мозгового штурма.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По существу рассмотренный в настоящей статье метод является универсальным средством нахождения критических мест и поиска решений для управленческих исследований в инновационных проектах, в прогностике, в идентификации и факторном анализе рисков. Кроме того, он является одним из самых полезных инструментов проектной практики в целом, когда PM нуждается в быстрой и продуктивной мобилизации команды на оригинальный выход в ситуации. При освоении метода рекомендую начинать его применение с классической (прямой) формы. По мере достижения успеха в базовой модификации можно смелее прибегать к использованию развитых методов, что, безусловно, принесет новые более значимые эффекты.

Источники


  1. Я и моя семья. — М.: Феникс, 2014. — 320 c.

  2. Жизель, Аррюс-Ревиди Незрелые родители и взрослые дети / Аррюс-Ревиди Жизель. — М.: Питер, 2015. — 864 c.

  3. О чем молчат предки. Осознанное замужество и материнство. Как сохранить семью, или Когда лучше развестись. Разбитая семья (комплект из 3 книг + DVD-ROM). — М.: ИГ «Весь», Хорошо, 2014. — 672 c.
  4. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия, 2013. — 192 c.
  5. Юрчук, В. В. Женское искусство околдовывать, соблазнять и обирать мужчин / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2008. — 480 c.
Мозговой штурм – технология метода
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here