Мозговой штурм

Сегодня мы рассмотрим тему: "Мозговой штурм" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Мозговой штурм

«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.

Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма и людьми, работающими индивидуально, Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. Однако на сегодняшний день не существует доказательств в пользу более высокого качества идей, генерируемых группами.

В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм» (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма. К последним, в частности, относится т.н. «блокирование продуктивности»: поскольку участники группы представляют идеи поочередно, то люди в ожидании своей очереди могут передумать или испугаться публично высказывать свою идею, либо просто ее забывают.

Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть чётко сформулирована.
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
* Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Типичные ошибки:
1. Смешение штурма и совещания

Часто процедуру мозгового штурма изображают примерно так: собрались менеджеры по персоналу. Посидели пару часов, в свободной обстановке поговорили на тему мотивации. Посмеялись. И выписали на доску 3 идеи.

Таким образом, мозговым штурмом назвают некое развязное совещание а-ля посиделки творческой интеллигенции в курилке.

ОШИБКА! Мозговой штурм – это не совещание, не диспут и не сеанс психотерапии. Коллективное провозглашение банальностей по команде ведущего «Ну, товарищи, смелее, высказывайтесь, у нас на повестке дня мозговой штурм» по определению не может дать нового качества идей (а это то, что на самом деле требуется, если, конечно, обсуждается не вопрос «куда нам поехать на выходные», а сложная профессиональная проблема).

2. Сложная задача не раздроблена на более простые.

О чем часто забывают при решении творческих задач: задачи эти бывают очень разных уровней сложности. Условно говоря, 1-й уровень сложности (имеется в ввиду известная классификация творческих задач создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера): придумать слоганчик для рыбного киоска на рынке. А если проблема очень сложная?

Например, «разработать сценарий избирательной кампании депутата Госдумы». Задача явно распадается на множество нетривиальных подзадач: «Как найти спонсоров?», «Как организовать работу агитаторов?» «Как пресечь попытки оппонента, поддерживаемого местной администрацией, сфальсифицировать результаты голосования?» и т.п. Если же эту проблему попытаться штурмовать в формулировке «Как победить на выборах», то и получим в результате что-нибудь вроде «устроить государственный переворот».

Мозговой штурм, вероятно, эффективен при решении относительно простых задач «в один-два хода». Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии очень сильного дробления на подзадачи.

Понятно вместе с тем, что в таком случае затраты времени на проведение штурма значительно возрастают.

3. Отсутствие разогрева.

Как мы уже написали, для начала штурма недостаточно бодрого возгласа Ведущего «Смелее, выдавайте Ваши неожиданные идеи!». Представьте себе, что штурм проводится на некой фирме. Участники штурма – усталые, отягощенные проблемами люди, кто-то из них только что пообедал, у кого-то болит голова. Среди участников — и руководители, и подчиненные (часто пишут, что участники должны быть примерно одинаковы по статусу, на практике это не всегда возможно). И от ведущего требуется в частности, чтобы на какое-то время подчиненный забыл, что он подчиненный.

Чтобы «выровнять» участников, привести их в нужное эмоциональное состояние, нужна, во-первых, соответствующая обстановка.

* погасить свет и проводить штурм при свечах.
* проводить штурм (если это возможно) ночью, после 24:00.
* перед штурмом всем участникам принять по 30 грамм хорошего коньяка (я серьезно!).

Далее, чтобы обсуждение «завелось», как и в спорте, необходима разминка, или разогрев, так называемое «психологическое выравнивание» участников. С этой целью вбрасывается некая нейтральная, простая тема (не относящаяся к основной). Скажем, очень легко спровоцировать обсуждение, если начать с вопроса: “Как звали Александра Сергеевича Пушкина?” Затем берется долларов пятьдесят – и раздается по доллару, за любую реплику участника с места. По свидетельствам очевидцев, во время такой процедуры в коммерческих фирмах некоторые участники начинают счастливо хохотать. Вот тут и начинается основная тема.

Читайте так же:  Понятие, виды и функции восприятия в психологии

* Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
* Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
* Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9068 —

| 7212 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Описание «Мозгового штурма»

Мозговой штурм (англ. – brainstorming) — интерактивная образовательная технология, которая предполагает стимулирование творческой активности обучающихся, направленной на решение проблемы/задачи посредством поиска и развития разнообразных вариантов/идей в условиях свободного обмена ими по мере возникновения у обучающихся.

Технология заключается в подборе преподавателем проблемы/задачи, не имеющей однозначного решения. Обучающимся предлагается в установленный срок высказать как можно большее количество вариантов решения с их последующим анализом, обсуждением и выбором наиболее оптимального в условиях поставленной задачи.

В реализации мозгового штурма и достижении поставленных целей преподавателю важно создать и поддерживать комфортную рабочую атмосферу, атмосферу доброжелательности и уважения, исключать любые проявления критики и оценки, поддерживать активность обучающихся, интенсивную работу (без длительных пауз, заминок) во время генерирования идей и последующего их анализа и обсуждения.

Свободный обмен идеями между участниками предполагает выполнение основных правил мозгового штурма:

отсутствие критики: безоценочное отношение к предложенным идеям способствует раскрепощению обучающихся, что позволяет им предложить максимальное количество идей за ограниченный промежуток времени;

поощрение нестандартных идей: последующий анализ и развитие таких идей часто позволяет найти оригинальное решение без привлечения дополнительных ресурсов;

равноправие участников: каждый участник должен знать, что его идея будет услышана и рассмотрена;

фиксация всех высказанных идей: все идеи, высказанные вслух, следует записывать на доску, флип-чарт, диктофон и т.д. дословно за автором высказывания;

время для инкубации: участникам штурма необходимо предоставить время на обдумывание, анализ, систематизацию и критику всех высказанных идей.

Технология мозгового штурма может использоваться для решения разнообразных учебных задач: для развития творческих и коммуникативных способностей обучающихся, критического и аналитического мышления, вовлечения обучающихся в активную работу на занятии, организации их совместной учебно-познавательной и исследовательской деятельности.

Мозговой штурм имеет множество вариаций и характеризуется значительной гибкостью в технологии его проведения. В зависимости от цели и условий применения мозговой штурм может быть разным по длительности – от 10-15 минут до 1 астрономического часа – и объединять разное количество участников. Оптимальное количество участников мозгового штурма – от 5 до 10 человек. При большем количестве целесообразно деление обучающихся на группы.

В технологии мозгового штурма можно выделить следующие этапы: подготовительный и мотивационно-ориентировочный, основной и рефлексивно-оценочный.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАПЫ

Заключаются в подготовке преподавателя к мозговому штурму. Состоит из следующих шагов:

1. Определение места реализации мозгового штурма в учебном процессе:

на начальном этапе – для включения их в активную работу на занятии, мотивации к обучению и др.;

в середине изучения темы– для понимания материала студентами, выявления аспектов, требующих дополнительного разбора, проработки.

2. Определение проблемы/задачи для решения в ходе мозгового штурма, определение цели мозгового штурма.

Требования к проблеме/задаче:

— предполагает несколько вариантов решения;

— предполагает нахождение решения в течение отведенного времени.

3. Определение критериев, которым должно соответствовать оптимальное решение. Критерии определяются в зависимости от цели мозгового штурма (например, оригинальность, экономическая выгодность, возможность реализации в имеющихся условиях/применимость и др.).

4. Определение конечного результата, который должен быть достигнут по итогам мозгового штурма.

Результат мозгового штурма зависит от цели его проведения, может заключаться в выборе одного/нескольких вариантов оптимального решения проблемы/задачи. Оптимальных решений может быть несколько, с разной комбинацией критериев, которым они соответствуют. Например, экономически выгодное решение, но требующее больших временных затрат или быстро реализуемое решение, но более дорогое и т.п.

5. Определение технологии проведения мозгового штурма:

— подготовка задания для актуализации знаний обучающихся перед началом мозгового штурма: эвристические задачи, экспресс-опрос и др. (при необходимости);

— определение формата работы обучающихся в процессе мозгового штурма:

> с делением на группы (по 5-6 человек): участники группы выдвигают и фиксируют идеи, обсуждают их внутри группы, результаты обсуждения озвучивает представитель группы; преподаватель (ведущий) переходит от группы к группе и координирует их работу;

> без деления на группы.

— определение порядка выдвижения обучающимися идей:

> высказывание идей по очереди;

> свободное высказывание идей в любое время.

— определение способа фиксации идей:

> обучающиеся фиксируют идеи на карточках, выданных перед началом мозгового штурма (на одну карточку записывается одна идея);

> преподаватель (ведущий) фиксирует идеи на доске, ватмане, флипчарте и др.;

> специально назначенные «секретари» из числа обучающихся (2-3 человека) фиксируют все предложенные идеи.

— определение способа оценивания выдвинутых идей относительно заданных критериев:

> оценка по баллам (с присвоением числовых значений и определением среднего значения);

> оценка соответствия варианта критерию. Например, каждая идея отмечается значками:

+ + — полностью соответствует критерию;
+ — соответствует частично;
0 — не соответствует критерию.
Оценивание идеи может осуществляться в ходе совместного обсуждения всеми участниками мозгового штурма, группой экспертов или самим преподавателем. Отбираются идеи, отмеченные значками «++» по каждому критерию.

6. Подготовка материалов и оборудования, необходимых для проведения мозгового штурма (карточки, бумага, маркеры и др.).

7. Информирование обучающихся о специфике мозгового штурма, правилах его проведения.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Заключается в реализации мозгового штурма. Состоит из следующих шагов:

Читайте так же:  Целеполагание – технология и процесс

1. Актуализация знаний обучающихся перед началом мозгового штурма (экспресс-опрос, эвристические задачи и др.) (при необходимости).

2. Сообщение обучающимся проблемы/задачи для решения в ходе мозгового штурма, а также цели мозгового штурма, критериев для выбора оптимального решения;

Задача преподавателя – обеспечить верное понимание цели мозгового штурма каждым обучающимся.

3. Генерация идей обучающимися и их фиксация.

Задача преподавателя – побудить обучающихся взглянуть на проблему/задачу с иной точки зрения, поощрять выдвижение наиболее нестандартных, абсурдных идей.

4. Контроль за соблюдением правил в ходе мозгового штурма, координация хода мозгового штурма (контроль времени, следование плану, оказание помощи в случае необходимости).

5. Анализ предложенных идей, их комбинирование и совершенствование.

Задача преподавателя – способствовать глубокой проработке обучающимися каждой выдвинутой идеи (возможно объединение схожих вариантов, их развитие, повышение качества и т.п.).

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Состоит в оценке результатов мозгового штурма и выборе оптимального варианта решения рассмотренной проблемы/задачи. Состоит из следующих шагов:

1. Оценка предложенных обучающимися идей относительно заданных критериев.

Задача преподавателя – предложить обучающимся пересмотреть выдвинутые идеи относительно заданных критериев.

2. Отбор лучших идей.

Обучающиеся рассказывают о самых лучших идеях по итогам их оценки. Лучшие идеи оформляются на специальном стенде или в виде рекомендаций.

3. Выбор оптимального варианта решения проблемы/задачи, рассмотренной в ходе мозгового штурма.

Обучающиеся совместно с преподавателем оценивают и анализируют отобранные идеи и выбирают наиболее оптимальный вариант в условиях поставленной задачи.

4. Самооценка обучающихся об участии в мозговом штурме.

5. Сопоставление преподавателем целей мозгового штурма с полученными результатами.

6. Формулирование выводов об эффективности проделанной работы.

7. Самооценка преподавателя о проведении мозгового штурма, достижении поставленных целей.

Дополнительные источники информации:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2. Глобин А.Н., Крылова М.Н. Методы прямого и обратного мозгового штурма в обучении инженерному творчеству // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2617;

3. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: учеб. пособие / А.П. Панфилова. — 3-е изд. — М.: Флинта, 2012. — 320 с.

При копировании материалов обязательна ссылка на: Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Харитонова О.В., Багаутдинова А.Ш., Джавлах Е.С. Интерактивные технологии в образовательном процессе Университета ИТМО. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Университет ИТМО, 2017. — 100 с.

Мозговой штурм

Мозговой штурм (метод мозгового штурма) – форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем. Этот метод широко применяется в различных сферах деятельности. Под названием «мозговой штурм» объединяют варианты коллективной работы в ходе которой создаются новые идеи или просто сопоставляются известные факты.

Часто встречающиеся ситуации, для которых применяется метод мозгового штурма это генерирование различных идей в короткий отрезок времени, разработка нестандартных идей, нахождение решений в ситуации, когда решение не может быть получено логическим путем, систематизация информации, когда она беспорядочна и распределена между несколькими источниками, объединение и сплочение команды участников мозгового штурма.

Рекомендуем приобрести :

15.05.2019 В раздел «Аккредитация» добавлена информация о комлекте документации СМК лаборатории.

26.04.2019 В раздел «Аккредитация» добавлена информация по управлению лабораторным оборудованием.

В начале 2019 г. открыт Бизнес-клуб BBI.

Наиболее эффективно мозговой штурм работает именно в группах, при коллективной работе, т.к. в этом случае проявляется эффект взаимодействия участников группы. Размер группы имеет значение, т.к. если группа будет слишком маленькая, то некоторые взаимодействия могут быть потеряны. Если группа будет слишком большая, то это может привести к хаосу.

Мозговой штурм включает в себя следующие действия:

1. Определяется проблема, требующая решения. Проблема должна быть сформулирована ясно, точно и не допускать двусмысленного толкования.

2. Назначается (определяется) куратор сессии мозгового штурма. Для этой роли выбирается человек обладающий навыками организации коллективной работы, имеющий четкое понимание поставленной проблемы и способный быть лидером группы, выполняющей мозговой штурм. При необходимости, может назначаться отдельное лицо для ведения записей по ходу сессии (либо эти записи может делать куратор).

3. Формируется группа численностью от 5 до 8 человек, заинтересованных в решении проблемы. Для группы необходимо подбирать специалистов различного профиля. Нежелательно включать в состав команды людей, имеющих взаимное негативное отношение друг к другу, т.к. в ходе работы они будут мешать команде создавать новые идеи.

4. Участники группы располагаются так, чтобы все они смотрели в одном направлении – на флипчарт или доску. На доске пишется проблема, требующая решения. Таким образом, участники команды будут смотреть на проблему, а не друг на друга. Это позволит создать более комфортную психологическую атмосферу для работы и эффективнее провести мозговой штурм.

5. Во время сессии куратор группы должен следить, чтобы участники группы придерживались основных четырех правил мозгового штурма.

Эти правила помогают управлять работой группы:

  • никакой критики или дискуссий во время генерирования идей. Не допускается никаких негативных высказываний по поводу предлагаемых решений. Участники должны сосредотачиваться на проблеме, а не на критике предлагаемых решений. Оценка решений выполняется после завершения «генерации» идей;
  • нет никаких ограничений. Приветствуются любые, даже самые абсурдные идеи;
  • количество лучше, чем качество. Чем больше идей будет предложено, тем выше шансы на успешное решение проблемы;
  • комбинирование и совершенствование. Для того чтобы получить новые идеи необходимо комбинировать и изменять сделанные предложения. Допустимы даже самые незначительные изменения и неправильные толкования представленных идей.

Куратор должен поддерживать психологически комфортное окружение во время мозгового штурма. В его обязанности входит строгое соблюдение правила «никакой критики», а также предупреждение ситуаций, препятствующих высказыванию идей. Также, необходимо избегать перерывов в работе группы, т.к. они мешают свободному генерированию новых идей.

6. Выполняется групповая работа, в ходе которой участники команды предлагают свои идеи по решению проблемы. Куратор должен следить, чтобы все участники группы включились в мозговой штурм. Для этого, например, слово может передаваться по кругу. Затем, когда все втянутся в работу идеи можно высказывать в свободной последовательности. Участникам команды необходимо представлять одну идею за один раз и избегать возвращения к уже озвученным идеям.

7. По мере того как будут предлагаться идеи ответственный за ведение записей должен регистрировать каждую из них на доске или флипчарте, таким образом, чтобы все участники группы могли их видеть. Мозговой штурм всегда должен сопровождаться записями.

8. Когда поток новых идей начнет сокращаться, можно постараться стимулировать выдвижение идей.

Действия для продолжения работы могут включать:

  • каждый из участников группы может заранее составить свой собственный список идей и представить их, когда закончатся идеи созданные коллективно;
  • на время остановиться и провести пересмотр идей предложенных ранее. Поискать возможности по комбинированию и изменению представленных идей;
  • сделать перерыв. Дать возможность участникам команды отдохнуть, отвлечься от решаемой проблемы. Можно даже отложить мозговой штурм на несколько дней. Это позволит людям добавить новые идей, пришедшие на ум в этот период;
  • провести сессию «безумных идей» когда целью становится создание самых нелепых идей;
  • улучшить наиболее перспективные идеи за счет их обсуждения;
  • использовать комбинацию вариантов из представленных выше действий.
Читайте так же:  Что такое социопатия

9. После завершения «генерирования» идей проводится обсуждение решений, для того чтобы отобрать лучшие. Эти идеи необходимо проанализировать, учитывая возможные ограничения, например, такие как время и стоимость.

10. Если команде не удается прийти к согласию в выборе лучших идей или если участники команды не готовы отдать предпочтение тем или иным идеям, то для отбора идей используется метод консенсуса (система голосования).

После того, как лучшие идеи будут отобраны, куратор должен подтвердить, что принятое решение является коллективным и все участники команды с этим решением согласны. На этом мозговой штурм может считаться завершенным.

Мозговой штурм обладает рядом преимуществ в сравнении с другими методами коллективной работы. В частности, для создания новых идей не требуется привлекать высококвалифицированных специалистов или экспертов, метод является простым для понимания и не требует специальной подготовки участников, позволяет быстро «сгенерировать» новые идеи, предоставляет возможности для участия в решении проблем специалистам различных областей деятельности.

Недостатки метода мозгового штурма связаны с организацией работы группы. Если куратор не сможет контролировать группу, то группа будет отклоняться от установленных правил и работа может оказаться долгой и бесполезной. Другим недостатком может быть «генерирование» идей, которые окажется либо трудно, либо невозможно реализовать.

Мозговой штурм – технология метода

Решить одну проблему можно многими способами. Однако недостатком человеческого мозга является то, что он зачастую зацикливается на одной-двух способах выхода из ситуации. Чтобы увидеть все многообразие вариантов, человеку предлагает испробовать метод мозгового штурма. Данная технология помогает рассмотреть самые немыслимые способы решения ситуации, которая на первый взгляд кажется неразрешимой.

Неразрешимых ситуаций не существует, убеждены специалисты сайта психологической помощи psymedcare.ru. Просто не всегда человек видит, что он может сделать. Просто не всегда те варианты, которые он уже продумывает, ему интересны. Просто не всегда человек смотрит на ситуацию в целом, поэтому не видит других возможностей.

Технология «Мозгового штурма» предназначена как раз для нахождения выхода из любой ситуации, нахождение большого количества вариантов ее решения. Порой благодаря данному способу можно найти такое решение, которое ранее не использовалось, является новшеством для ситуации.

Что такое мозговой штурм?

Мозговым штурмом называется методика обсуждения группой людей одной проблемы с целью нахождения максимального количества вариантов ее решения. Здесь приветствуется творческий подход, нестандартность мышления и безграничность рассмотрения проблемы. Здесь используется метод безоценочного предложения вариантов, когда участники во время мозгового штурма предлагают абсолютно любые, даже самые немыслимые варианты решения проблемы, которые записываются и считаются верными.

Лишь на этапе отбора эффективных вариантов решения проблемы включается критическая часть, когда участники отсеивают нереалистичные решения, а также неэффективные, оставляя лишь те, которые наиболее кажутся правильными.

[3]

Мозговой штурм – это этап безоценочного суждения, когда человек может позволить своей фантазии дать волю. Здесь не будет критики, осуждения или насмешек. Даже самая нелепая идея может оказаться правильной. Однако этого невозможно понять, пока человек не позволяет себе рассуждать безгранично.

Главный принцип мозгового штурма заключается в том, что человек может выдвигать абсолютно любые идеи, конечно, по делу. Они не оцениваются, учитываются, записываются и предлагаются в дальнейшем на рассмотрение. Идеи могут быть банальными, фантастическими, нереалистичными, связанными с другими вещами и т. д. Все это не имеет значения, пока происходит мозговой штурм – ситуация, когда человеческому воображению, сознанию и подсознанию дается полная воля. Все является правильным. Все приветствует. Любая идея может оказаться верной.

Пока происходит мозговой штурм, идеи не критикуются и не анализируются. Однако уже на этапе выбора идеи для решения ситуации включается критическая оценка. Рассматриваются все предложенные варианты, разбираются, анализируются и отсеиваются те, которые экспертами считаются неэффективными.

Мозговой штурм дает поразительные результаты, поэтому его применение предлагается компаниям и даже группе людей, которые столкнулись с какой-то проблемой:

  1. Группа лиц, у которых есть разный опыт и знания, могут выдать больше идей, чем люди с одинаковым мышлением или специализацией.
  2. Во время мозгового штурма, когда людей не ограничивают в выражении своих идей, предлагаются такие варианты, которые являются наиболее эффективными, нежели уже ранее применяемые знания.
  3. Очевидным становится то, как много вариантов существует у одной проблемы, которая на первый взгляд могла казаться неразрешимой.

Итак, нет неразрешимых проблем, просто отсутствуют варианты, которые бы решали ее. Для этого необходимо собрать группу из лиц, которые не похожи по своему мировоззрению, профессиональным знаниям, жизненному опыту и даже образу жизни. Чем разнообразнее контингент, тем лучше, поскольку каждый человек смотрит на ситуацию по-своему (не так, как другие лица).

Затем выдается проблема, которую группа людей должна решить так, как они ее видят и как сами бы ее решали. Здесь позволяется фантазировать, предлагать самые немыслимые решения и варианты, особенно если проблема на первый взгляд кажется неразрешимой. Любая идея, которая выдается одним человеком, может натолкнуть на правильную мысль другого участника процесса.

В результате мозгового штурма оказывается более ста вариантов решения одной ситуации, среди которых можно выбрать наиболее подходящий и эффективный. Причем проблема может быть абсолютно любой из любой сферы жизни.

Метод мозгового штурма

На сегодняшний день многие компании используют метод мозгового штурма – когда собирается компания людей для обсуждения одной проблемы. Здесь отсутствует иерархия, правильность и неправильность мнения. Здесь каждый имеет право выражать свою мысль, доказывать ее, аргументировать. Здесь каждый волен погружаться в самые немыслимые размышления, если он видит в них решение проблемы.

Мозговой штурм – это метод обсуждения группой лиц одной проблемы с целью нахождения многообразия вариантов ее решения. Причем на первоначальном этапе ставится цель просто найти варианты, развить идеи, предложить все, что приходит в голову, без оценок, критики и раздумий.

Мозговой штурм хорош тем, что участники могут наталкивать друг друга на определенные мысли. Обычно отдельный человек мыслит в пределах своего опыта, как бы он решил конкретную задачу. А это говорит о том, что человек знает максимум 3 способа решения ситуации. Когда же происходит обсуждение, человек начинает смотреть на ситуацию более широко. Он уже начинает замечать то, на что его натолкнули другие люди. А это уже позволяет предложить несколько больше способов решения проблемы.

Читайте так же:  Как успокоить нервы

Вместе с тем сам человек может наталкивать людей на определенные мысли. Его идеи побуждают других тоже расширять свое видение ситуации и варианты ее решения.

При мозговом штурме люди выдают варианты, к которым они обычно не пришли бы в одиночку. Вот почему так приветствуется работа в группе с людьми различных направлений в мышлении и мировоззрении, поскольку это позволяет каждому участнику расширять свой взгляд на ситуацию.

Мозговой штурм – это коллективная работа по нахождению нового способа решения вопроса. Он может быть использован абсолютно в любой сфере жизни, не только на работе. К примеру, можно использовать мозговой штурм в школьной программе:

  1. На уроке литературы с целью обсуждения вопроса, о чем говорит автор в своем стихотворении.
  2. На уроке истории с целью нахождения мотивов поступков тех или иных исторических персон.

Мозговой штурм позволяет человеку высказать свое мнение, остаться услышанным и не быть оцененным, откритикованным. Его мнение такое же правильное, как и мнение других участников дискуссии. Все это позволяет человеку раскрепоститься и наконец-то более широкого смотреть на ситуацию, действовать не по шаблону, видеть новые варианты решения любой проблемы.

Технологии мозгового штурма

Основателем мозгового штурма стал А. Осборн, который придерживался двух основных принципов:

  1. Отсутствие оценок на первом этапе, когда выдвигаются идеи.
  2. Качество решения зависит от количества участников, которые ее искали, и идей, которые ими были предложены.

На первом этапе автор предлагал включить свое воображение и полет мыслей. Поначалу людям свойственно думать логически над решением ситуации. Они нередко обращаются к опыту большинства, как такую же ситуацию решали другие люди. Однако автор говорит о том, что для нахождения нового, более качественного решения конкретной ситуации нужно применить воображение. Нужно перестать думать оценками и логикой. Нужно просто позволить себе пофантазировать, даже переместиться в параллельную реальность, где существуют другие законы Вселенной.

Как бы человек решил ситуацию, если бы он ни был ничем ограничен: деньгами, временем, физической силой, сферой влияния и даже законами Вселенной?

Каждая идея, которая выдвигается участником, записывается, считается такой же ценной, как и идеи более приземленные и логичные. Все идеи хороши – их не оценивают. Идеи можно дополнять, корректировать, развивать, но не игнорировать.

Группа из участников может состоять как из людей одной сферы деятельности, так и различных. Хорошо, если между участниками не будет иерархии либо она будет устранена, как и прочие ограничения. В процессе мозгового штурма должны быть устранены все возрастные, половые, иерархические и прочие конфликтные критерии. Все участники равны, ценны и умны.

Количество человек может быть от 6 до 12. Самым оптимальным считается количество в 7 человек. Организаторы должны позаботиться о том, чтобы все участники были заинтересованы в решении вопроса, а также не были скептически настроенными.

Этапы мозгового штурма

Мозговой штурм состоит из 3 этапов:

  1. Подготовительный – здесь оглашается проблема, собирается группа и выбирается ведущий.
  2. Генерация идей. Каждый участник имеет право говорить в любое время, выдавать идеи, которые он придумал, не оценивать и не критиковать ни свои, ни чужие идеи, не ограничивать себя ни в чем.
  3. Отбор, систематизация, оценка. Именно на данном этапе рассматриваются все предложенные варианты, отбираются наиболее лучшие, которые участники должны аргументировать.

На начальном этапе проведения мозгового штурма не следует надеяться на гениальные идеи. Обычно люди начинают с того, что выдают типичные, банальные, простые и уже всем известные варианты решения поставленного вопроса. Однако когда обсуждение логичных ответов достигнет своего финала, а ведущий будет требовать выдачи новых идей, даже самых немыслимых, тогда участники включат свое воображение и начнут выдавать необычные, фантастические и немыслимые идеи.

Виды мозгового штурма

Поскольку многие компании уже пользуются мозговым штурмом, выделяют несколько его видов:

Мозговой штурм является эффективным способом решения любых проблем. Поэтому им могут пользоваться люди в любой сфере жизни и для развития творческого потенциала, расширения своего мировоззрения и подхода к ситуациям.

1.Мозговой штурм

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И СУТЬ МЕТОДА

Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов. В это время совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Ф. Осборн начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей. Метод окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом книги А. Осборна «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления» в 1953 году.

Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются. Осборн столкнулся с обыденной ситуацией, которую большинство из нас не воспринимает как проблему. Несмотря на очевидно высокий интеллектуальный потенциал работников его предприятия, многие обостренно стоящие задачи не решались в течение долгого времени.

Работе над совершенствованием метода помешала война с фашистской Германией. А. Осборн стал военным моряком на судах широко тогда известной серии «Либерти», перевозивших военные грузы в Европу. Эти, «пекшиеся» на стапелях в конвейерном варианте суда были вооружены, что называется, символически и часто становились жертвой первой же торпедной атаки вражеских субмарин, шнырявших по Атлантике. Решив снять напряжение в самое опасное, дневное время плавания, А.Осборн предложил свободным от вахты поиграть в «брейнсторминг» (мозговой штурм, как он назвал свой метод). Моряки, предлагая разные способы защиты от торпед, высказали шутливую мысль: стать всем по борту и «отдуть» торпеду в сторону. Как ни парадоксально, но специально поставленный в следующем рейсе сбоку мощный вентилятор струей воды изменил курс торпеды. Она прошла за кормой, и корабль был спасен. после войны Осборн усовершенствовал свой метод, ставший на какое-то время одним из наиболее известных и применяемых для коллективного поиска решений.

Читайте так же:  Как избавиться от излишнего перфекционизма в себе

В проведении мозгового штурма есть несколько этапов и четкие правила «игры». Этапы состоят из подготовки, проведения штурма, оценки и отбора идей, проработки и развития наиболее ценных из них.

Правила проведения мозгового штурма несложны.

1. Четко формулируется и записывается задача. При необходимости она разбивается на подзадачи. Разрешается использование специальных вопросов: почему это необходимо, где должно быть сделано, кто должен сделать, что конкретно и как должно быть сделано и т.д.

2. Группа делится на генераторов идей (людей, обладающих богатым творческим воображением и фантазией) и экспертов (людей с аналитическим складом мышления, квалифицированных специалистов). Эксперты не принимают участие в поиске решений. Они их затем оценивают.

3. При выдвижении идей запрещена критика в любом виде (словом, мимикой, жестом), наоборот, поощряются шутки, каламбуры, свободная непринужденная форма изложения. Задача — за 30-45 минут обсуждения в быстром темпе получить максимальное число идей. Идеи высказываются без доказательств.

4. Все идеи фиксируются, для чего применяют магнитофон или стенографию (запись).

5. Руководит брейнстормингом ведущий — специалист, имеющий опыт проведения научных дискуссий и постанМетод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

[2]

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

o Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

o Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

o Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

o Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы

· участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

· члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

Метод мозгового штурма (brainstorming или метод мозговой атаки)

Игра в мозговой штурм позволяет бесплатно нащупать методику проведения штурма, вид, этапы, и сценарии проведения мозгового штурма, правила игры, суть и применение мозговой атаки.

Использование метода мозгового штурма и применение мозгового штурма.

Как проводить мозговой штурм ?

Схема проведения штурма и правила очень простые.

Опишите тут свою задачу, и мы все вместе будем искать нестандартное решение.

Главная цель проведения такого мозгового штурма — решение задачи нестандатно, креативно!

[1]

Участие в такой игре (а для многих это работа) — является лучшим примером техники проведения мозгового штурма, нежели просто читать теорию и не иметь возможности применения на практике, в группе.

Люди — лучше чем программа мозгового штурма!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тем более, тут проводятся мозговые атаки на разные темы и сценарии.

Источники


  1. Муратов, С.А. Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем. Учебное пособие для вузов / С.А. Муратов. — М.: Юрайт, 2018. — 279 c.

  2. Гитин, В. Г. Эта покорная тварь — женщина / В.Г. Гитин. — М.: Торсинг, 2015. — 544 c.

  3. Воронова, Мария Клиника измены. Семейная кухня эпохи кризиса / Мария Воронова. — М.: Астрель, Полиграфиздат, Neoclassic, 2011. — 352 c.
  4. Отсутствует Сложности любви. Кризис семьи / Отсутствует. — М.: АВТОР, 2016. — 794 c.
  5. Семья. Книга для чтения. Книга 2. — М.: Издательство политической литературы, 2008. — 528 c.
Мозговой штурм
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here