Нарушение когнитивных функций — что это такое

Сегодня мы рассмотрим тему: "Нарушение когнитивных функций — что это такое" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Нарушение когнитивных функций (памяти, речи, восприятия)

Когнитивные функции мозга – это способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать (запоминать, передавать, использовать) внешнюю информацию. Это функция центральной нервной системы – высшая нервная деятельность, без которой теряется личность человека.

Гнозис – восприятие информации и ее обработка, мнестические функции – это память, праксис и речь – это передача информации. При снижении указанных мнестико – интеллектуальных функций (с учетом исходного уровня) говорят о когнитивных нарушениях, когнитивном дефиците.

[2]

Снижение когнитивных функций возможно при нейро-дегенеративных заболеваниях, сосудистых заболеваниях, нейроинфекциях, тяжелых черепно – мозговых травмах. В механизме развития главную роль играют механизмы, разобщающие связи коры мозга с подкорковыми структурами.

Основным фактором риска считается артериальная гипертензия, которая запускает механизмы сосудистых трофических нарушений, атеросклероза. Эпизоды острого нарушения кровообращения (инсульты, транзиторные ишемические атаки, церебральные кризы) способствуют развитию когнитивных расстройств.

Происходит нарушение нейротрансмиттерных систем: дегенерация дофаминэргических нейронов с уменьшением содержания дофамина и ее метаболитов, снижается активность норадренэргических нейронов, запускается процесс эксайтотоксичности, то есть гибели нейронов в результате нарушения нейромедиаторных взаимосвязей. Имеет значение величина повреждения и локализация патологического процесса.

Так, при поражении левого полушария возможно развитие апраксии, афазии, аграфии (неумение писать), акалькулии (неумение считать), алексии (неумение читать), буквенная агнозия (не узнавание букв), нарушается логика и анализ, математические способности, угнетается произвольная психическая деятельность.

Поражение правого полушария проявляется визуально – пространственными нарушениями, невозможностью рассматривать ситуацию в целом, нарушается схема тела, ориентация в пространстве, эмоциональная окраска событий, способность фантазировать, мечтать, сочинять.

Лобные доли мозга играют важную роль почти во всех когнитивных процессах – память, внимание, воля, выразительность речи, абстрактное мышление, планирование.

[3]

Височные доли обеспечивают восприятие и обработку звуков, запахов, зрительных образов, интеграцию данных со всех сенсорных анализаторов, запоминание, опыт, эмоциональное восприятие мира.

Повреждение теменных долей мозга дает разнообразные варианты когнитивных нарушений – расстройство пространственной ориентации, алексию, апраксию (неспособность выполнять целенаправленные действия), аграфию, акалькулию, нарушение ориентации – лево – право.

Затылочные доли – это зрительный анализатор. Ее функции – поля зрения, цветоощущение и узнавание лиц, образов, цветов и взаимосвязь объектов с цветовой гаммой.

Поражение мозжечка вызывает мозжечковый когнитивный аффективный синдром с притуплением эмоциональной сферы, расторможенным неадекватным поведением, нарушениями речи – снижением беглости речи, появление грамматических ошибок.

Приичины когнитивных расстройств

Когнитивные нарушения могут носить временный характер, после черепно-мозговой травмы, отравления и восстанавливаться в интервале времени от дней до лет, а могут иметь прогрессирующее течение — при болезни Альцгеймера, Паркинсона, сосудистых заболеваниях.

Сосудистые заболевания головного мозга — наиболее частая причина когнитивных расстройств разной степени выраженности от минимальных расстройств до сосудистой деменции. Первое место в развитии когнитивных нарушений занимает артериальная гипертензия, далее окклюзионные атеросклеротические поражения магистральных сосудов, их сочетание, усугубляющееся острыми нарушениями кровообращения – инсультами, транзиторными атаками, нарушения системного кровообращения- аритмии, сосудистые мальформации, ангиопатии, нарушения реологических свойств крови.

Нарушение метаболизма при гипотиреозе, сахарном диабете, почечной и печеночной недостаточности, недостатке витамина В12 , фолиевой кислоты, при алкоголизме и наркомании, злоупотреблении антидепрессантами, нейролептиками, транквилизаторами может вызвать развитие дисметаболических когнитивных расстройств. При своевременном выявлении и лечении они могут быть обратимы.

Поэтому если Вы сами заметили у себя какие-то появившиеся интеллектуальные отклонения — обратитесь к врачу. Не всегда сам больной может сообразить, что с ним что-то не так. Человек постепенно утрачивает способность ясно мыслить, запоминать текущие события и при этом отчетливо помнит давние, снижается интеллект, ориентация в пространстве, характер изменяется на раздражительный, возможны нарушения психики, нарушается самообслуживание. Родственники могут первыми обратить внимание на нарушения повседневного поведения. В таком случае – приведите больного на обследование.

Обследование при нарушении когнитивных функций

Для определения наличия когнитивной дисфункции учитывается исходный уровень. Опрашивается и пациент и родственники. Имеют значения случаи деменции в роду, травмы головы, употребление алкоголя, эпизоды депрессии, принимаемые лекарственные препараты.

Невролог при осмотре может обнаружить основное заболевание с соответствующей неврологической симптоматикой. Анализ психического состояния проводится по различным тестам ориентировочно неврологом и углубленно психиатром. Исследуются внимательность, воспроизведение, память, настроение, выполнение инструкций, образность мышления, письмо, счет, чтение.

Широко используется краткая шкала MMSE (Mini-mental State Examination) – 30 вопросов для ориентировочной оценки состояния когнитивных функций – ориентировки во времени, месте, восприятия, памяти, речи, выполнение трехэтапной задачи, чтения, срисовывания. MMSE используют для оценки динамики когнитивных функций, адекватность и результативность терапии.

Легкое снижение когнитивных функций – 21 – 25 баллов, тяжелое 0 – 10 баллов. 30 – 26 баллов считается нормой, однако следует учитывать исходный уровень образования.

Более точная клиническая рейтинговая шкала деменции (Clinical Dementia Rating scale – CDR) основана на исследовании нарушений ориентации, памяти, взаимодействий с окружающими, поведения в быту и на работе, самообслуживания. По этой шкале 0 баллов – это норма, 1 балл – легкая деменция, 2 балла – умеренная деменция, 3 – тяжелая деменция.

Шкала — Батарея лобной дисфункции используется для скрининга деменций с преимущественным поражением лобных долей или подкорковых церебральных структур. Это более сложная методика и определяются нарушения мышления, анализа, обобщения, выбора, беглость речи, праксис, реакцию внимания. 0 баллов – тяжелая деменция. 18 баллов – самые высокие когнитивные способности.

Читайте так же:  Агрессивное поведение подростков

Тест рисования часов — простой тест, когда больного просят нарисовать часы – циферблат с цифрами и стрелками, указывающими определенное время может использоваться для дифференциальной диагностики деменции лобного типа и при поражении подкорковых структур от альцгеймеровской.

Для больного с наличием приобретенного когнитивного дефицита необходимо проведение лабораторного обследования : анализ крови,липидограмма, определение тиреотропного гормона, витамина В 12, электролитов крови, печеночные пробы, креатинин, азот, мочевина, сахар крови.

Для нейровизуализации поражения головного мозга применяют компьютерную и магнитно-резонансную томографию, доплерографию магистральных сосудов, электроэнцефалографию.

Больной обследуется на наличие соматических заболеваний – гипертонической болезни, хронических заболеваний легких, сердца.

Проводится дифференциальный диагноз сосудистой деменции и болезни Альцгеймера. Болезнь Альцгеймера характеризуется более постепенным началом, постепенным медленным прогрессированием, минимальными неврологическими нарушениями, поздним нарушением памяти и исполнительных функций, кортикальным типом деменции, отсутствием нарушений ходьбы, атрофией в области гипокампа и височно – теменной коры головного мозга.

Лечение нарушений

Обязательно лечение основного заболевания!

Для лечения деменции применяют донепезил, галантамин, ривастигмин, мемантин (абикса, мема), ницерголин. Дозировки, длительность приема и схемы подбираются индивидуально.

Для улучшения когнитивных функций применяют лекарственные препараты разных фармакологических групп, обладающих нейропротекторными свойствами – глицин, церебролизин, семакс, сомазина, цераксон, ноотропил, пирацетам, прамистар, мемоплант, сермион, кавинтон, мексидол, милдронат, солкосерил, кортексин.
Обязательно лечение гиперхолестеринемии. Это способствует снижению риска развития когнитивных дисфункций. Это соблюдение диеты с пониженным содержанием холестерина – овощи, фрукты, морепродукты, нежирные молочные продукты; витамины группы В; статины – липримар, аторвастатин, симватин, торвакард. Исключить курение, злоупотребление алкоголем.

Консультация врача невролога по теме когнитивные нарушения

Вопрос: полезно ли разгадывать кроссворды?
Ответ: да, это своеобразная «гимнастика» для мозга. Нужно заставлять мозг работать – читать, пересказывать, запоминать, писать, рисовать…

Вопрос: возможно развитие когнитивных нарушений при рассеянном склерозе?
Ответ: да, структуру дефицита когнитивных функций при рассеянном склерозе составляют нарушения скорости обработки информации, мнестические нарушения (кратковременной памяти), нарушения внимания и мышления, зрительно – пространственные нарушения.

Вопрос: что такое «вызванные когнитивные потенциалы»?
Ответ: электрическая реакция мозга на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Нейрофизиологический метод вызванных когнитивных потенциалов — это запись биоэлектрических реакций мозга в ответ на выполнение умственной задачи при помощи электроэнцефалографии.

[1]

Вопрос: какие препараты можно принимать самостоятельно при легкой рассеянности, нарушениях внимания и памяти после эмоциональных перегрузок?
Ответ: глицин по 2 таблетки рассасывать под языком или препараты гинко-билобы (мемоплант, гинкофар) по 1 таблетке 3 раза в день, витамины группы В (нейровитан, мильгамма) до 1 месяца или ноотропил – но тут дозировку назначит врач в зависимости от возраста и заболевания. А лучше сразу обратиться к врачу – Вы можете недооценить проблему.

Диагностика нарушениий когнитивных функций

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

тельностьПервый этап диагностики деменции заключается в выявлении когнитивных нарушений и оценке их тяжести (синдромальный диагноз). Для исследования когнитивных функций используют клинические методы (сбор жалоб, анамнеза больного) и нейропсихологические тесты. В идеале каждый больной с жалобами когнитивного характера должен пройти подробное нейропсихологическое исследование, однако на практике это едва ли возможно. Поэтому неврологам, психиатрам и врачам других специальностей рекомендуется во время беседы с больным самостоятельно применять так называемые скрининговые шкалы деменции, занимающие относительно небольшое время и довольно простые в проведении и интерпретации. Наиболее часто используют краткую шкалу оценки психического статуса и тест рисования часов.

Краткая шкала оценки психического статуса

Ориентировка во времени

Назовите дату (число, месяц, год, день недели, время года)

Ориентировка в месте

Где мы находимся (страна, область, город, клиника, комната)?

Повторите три слова: лимон, ключ, шар

Серийный счёт (например, от 100 отнять 7) — пять раз

Припомните три слова (прозвучавших при проверке восприятия)

Что это такое? (Больной должен назвать показанные ему предметы, например, ручку и часы.)

Повторите фразу: «Никаких если, никаких но»

Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол

Прочитайте вслух то, что написано («Закройте глаза»), и выполните это

Придумайте и напишите какое-нибудь предложение

Срисуйте данный рисунок

Общая сумма баллов составляет 0-30.

Инструкции и интерпретация

Общий результат теста получают суммированием результатов по каждому из пунктов. 24 балла и менее характерно для деменции.

Тест рисования часов

Попросите больного на нелинованной бумаге нарисовать круглые часы со стрелками на циферблате, указывающими определённое время (например, без 15 минут 2). Пациент рисует часы самостоятельно (без подсказок), по памяти (не глядя на реальные часы). Результат оценивают по 10-балльной системе.

  • 10 баллов — норма, нарисован круг, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время.
  • 9 баллов — незначительные неточности расположения стрелок.
  • 8 баллов — более заметные ошибки в расположении стрелок (одна из стрелок отклоняется от нужного времени более чем наХшин час).
  • 7 баллов — обе стрелки показывают неправильнее время.
  • 6 баллов — стрелки не выполняют свои функции (например, нужное время обведено кружком или написано в числовом виде). .
  • 5 баллов — неправильное расположение чисел на циферблате (они следуют в обратном порядке, т.е. против часовой стрелки, или расстояние между числами неодинаковое).
  • 4 балла — утрачена целостность часов, часть чисел отсутствует или расположена вне круга.
  • 3 балла — числа и циферблат не связаны друг с другом.
  • 2 балла — деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно.
  • 1 балл — больной не делает попыток выполнить инструкцию.
Читайте так же:  Настойка валерианы инструкция по применению

Интерпретация: менее 9 баллов — признак выраженных когнитивных нарушений.

Далее следует также оценить, как влияют когнитивные нарушения на повседневную деятельность больного. Для этого необходимо получить информацию о его профессиональной деятельности, хобби и увлечениях, степени самостоятельности при социальном общении, домашних обязанностях, пользовании бытовой техникой, самообслуживании. Информацию, полученную от больного, желательно проверить у его родственников, друзей или сослуживцев, так как для ранних стадий деменции весьма характерна диссимуляция: больные скрывают свой дефект или преуменьшают его выраженность. При наличии реальных трудностей в повседневной деятельности можно говорить о собственно деменции, в противном случае синдромальный диагноз должен быть сформулирован так: «лёгкие когнитивные нарушения» или «умеренные когнитивные нарушения».

Второй этап диагностического поиска — дифференциальная диагностика деменции и состояний, имитирующих деменцию, таких как псевдодеменция и делирий.

По определению, деменция — выраженные первичные когнитивные нарушения, не связанные причинно-следственной связью с эмоциональными расстройствами или нарушениями уровня бодрствования или сознания.

Депрессивная псевдодеменция — когнитивные и/или поведенческие нарушения, вторичные по отношению к депрессии. Такие расстройства могут приводить к затруднениям повседневной деятельности и имитировать деменцию, однако они не имеют органического субстрата и регрессируют при нормализации настроения.

Признаки наличия у больного депрессии:

  • угнетённое или подавленное состояние, отмечаемое большую часть времени в течение последнего месяца или больше;
  • чувство безысходности, выраженное недовольство своей жизнью, отсутствие желания жить, частые мысли о смерти, суицидальные высказывания;
  • трудности засыпания или ранние утренние пробуждения, происходящие почти каждую ночь;
  • хронические головные боли (>15 дней в мес) или постоянная тяжесть в голове, не позволяющая сосредоточиться;
  • сильное беспричинное волнение, особенно по вечерам, беспокойство, раздражительность, приводящая к частым конфликтам в семье или на работе;
  • выраженное ухудшение аппетита, потеря массы тела при отсутствии соматических причин этого;
  • выраженная обеспокоенность по поводу снижения памяти при нормальных или почти нормальных результатах нейропсихологических тестов.

Наличие клинически значимой депрессии — основание для консультации и наблюдения психиатра и проведения соответствующей терапии. При этом людям пожилого возраста следует избегать препаратов с выраженным антихолинергическим эффектом, таких как трициклические антидепрессанты. Препараты указанной фармакологической группы оказывают негативное воздействие в отношении когнитивных функций. Поэтому более предпочтительны селективные ингибиторы обратного захвата серотонина или ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина. По некоторым данным, эти препараты, напротив, способствуют улучшению когнитивных функций.

Регресс когнитивных расстройств на фоне назначения антидепрессантов свидетельствует о вторичном характере нарушений высших мозговых функций по отношению к депрессии. В этих случаях справедлив диагноз псевдодеменции. Если, несмотря на хороший антидепрессивный эффект, когнитивные расстройства сохраняются, речь идёт о сочетании истинной деменции и депрессии, что возможно при сосудистой и смешанной деменции, болезни Паркинсона и других заболеваниях с поражением подкорковых базальных ганглиев с деменцией, в начальных стадиях болезни Альцгеймера, лобно-височной деменции. В этих случаях необходима повторная оценка нарушений, клинико-лабораторное и инструментальное исследование. Таким образом, дифференциальную диагностику псевдодеменции и истинной деменции в сочетании с депрессией осуществляют ex juvantibus на основании результатов соответствующей терапии.

Делирий — острое состояние спутанности сознания с выраженными мнестико-интеллектуальными нарушениями. Заподозрить делирий следует во всех случаях острого или подострого развития когнитивных нарушений и при наличии заметных колебаний выраженности расстройств, например, в зависимости от времени суток. Обычно делирий сопровождается дезориентировкой в месте и времени, психомоторным возбуждением и психопродуктивной симптоматикой в виде бреда и галлюцинаций. Однако указанные признаки не всегда присутствуют. Обязательным считают наличие выраженных когнитивных нарушений, связанных с помрачением или спутанностью сознания.

Основные причины делирия в пожилом возрасте следующие.

  • Дисметаболические нарушения; дегидратация, печёночная или почечная недостаточность, гипоксия, гипо- или гипергликемия, острые интоксикации.
  • Инфекционные заболевания: пневмония, мочевая инфекция, любая инфекция с высокой лихорадкой.
  • Травма: черепно-мозговая травма, в том числе лёгкая, переломы конечностей.
  • Оперативные вмешательства, особенно с использованием общей анестезии.
  • Декомпенсация сердечной или дыхательной недостаточности.

При установлении причины делирия и своевременной коррекции дисметаболических или иных нарушений уровень сознания больного восстанавливается, что сопровождается значительным улучшением когнитивных функций. Однако когнитивные способности редко возвращаются к предделириозному состоянию. Чаще после выхода из состояния острой декомпенсации пациенты демонстрируют некоторое снижение когнитивных функций по сравнению с исходным уровнем.

Третий этап диагностического поиска — установление нозологического диагноза деменции. С этой целью осуществляют клинико-лабораторное и нейровизуализационное обследование больных.

Читайте так же:  Муж тиран – что делать, как от него избавиться

Нозологическую диагностику следует начинать с поиска так называемой потенциально обратимой деменции. Потенциально обратимой деменцией называют состояние, когда своевременная диагностика и правильное лечение могут привести к полному или почти полному регрессу нарушений. По статистике, не менее 5% деменции бывают потенциально обратимыми. К ним относят такие виды:

  • деменцию, вторичную по отношению к системным дисметаболическим расстройствам (дисметаболическая энцефалопатия);
  • деменцию при опухолях головного мозга или других объёмных процессах;
  • деменцию при нормотензивной гидроцефалии.

Основные причины дисметаболической энцефалопатии следующие:

  • гипотиреоз;
  • дефицит витамина В12 или фолиевой кислоты;
  • печёночная недостаточность;
  • почечная недостаточность;
  • хроническое гипоксическое состояние;
  • отравление солями тяжёлых металлов;
  • алкоголизм и наркомания;
  • лекарственные интоксикации (антихолинергические препараты, трициклические антидепрессанты, нейролептики, бензодиазепины и др.).

Минимальный объём исследований, необходимый для выявления этих причин, заключается в следующих мероприятиях:

  • общий анализ крови и мочи;
  • биохимическое исследование крови с определением концентрации креатинина, азота мочевины, активности печёночных ферментов, при возможности — содержания витамина В12 и фолиевой кислоты, гомоцистеина;
  • лабораторное исследование функций щитовидной железы (содержание трийодтиронина, тироксина, тиреотропного гормона, антител к тиреоглобулину).

Применение методов нейровизуализации позволяет диагностировать такие потенциально обратимые поражения головного мозга, как нормотензивная гидроцефалия и опухоль головного мозга.

Клинические и визуализационные признаки нормотензивной гидроцефалии

Нарушение когнитивных функций — что это такое?

Видео (кликните для воспроизведения).

Когнитивные нарушения относятся к числу самых распространенных неврологических симптомов. Возникновение таких расстройств указывает на наличие нарушений работы головного мозга.

В результате прогрессирования патологического состояния происходит изменение рационального познания мира.

Понимание вопроса, когнитивные нарушения — что это такое, будет легче, если предварительно изучить информацию о причинах таких расстройств и их симптоматике.

Что такое когнитивный диссонанс? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие и определение

В широком смысле когнитивные нарушения представляют собой отклонения в функциях головного мозга человека, отвечающих за познавание, понимание, восприятие и осознание определенной информации, полученной из окружающей среды.

В некоторых случаях такие расстройства наблюдаются при наличии серьезных заболеваний неврологической этиологии.

Когнитивные нарушения могут быть связаны со следующими функциями головного мозга:

  • регуляция произвольной деятельности;
  • все виды памяти;
  • гнозис (отнесение предметов к определенной категории);
  • восприятие информации;
  • концентрация внимания;
  • интеллект;
  • речевая активность;
  • праксис (способность применять знания на практике);
  • психомоторная функция.

к содержанию ↑

Дефицит или недостаточность

Когнитивная недостаточность или дефицит является формой утраты когнитивных функций.

Степень симптоматики зависит от скорости прогрессирования отклонения. В первую очередь когнитивная недостаточность отражается на оперативной памяти, скорости обработки полученной информации, концентрации внимания и способности быстро менять вид деятельности.

При наличии критичного уровня нарушений возникает риск развития расстройства личности и дезадаптации человека в социальной и профессиональной среде.

Этапы когнитивного дефицита:

  1. Умеренные когнитивные нарушения (склонность к тревожно-депрессивным состояниям).
  2. Деменция легкой степени (в домашних условиях человек чувствует себя лучше, чем в коллективе).
  3. Деменция умеренной степени (нарушение повседневной активности, появление первых симптомов когнитивных нарушений).
  4. Тяжелая деменция (проявление основных симптомов когнитивных нарушений).

к содержанию ↑

Список искажений

Когнитивные искажения представляют собой систематические ошибки в мышлении, возникающие при определенных ситуациях. Шаблонные отклонения или паттерны являются примером сложившегося на эволюционном уровне, ментального поведения.

Искажения такого типа могут возникать по причине необходимости адаптации к определенной ситуации или отсутствия конкретных навыков мышления.

Устранение данной проблемы является отдельным направлением в психотерапии и основным объектом в когнитивной психотерапии. Всего зафиксировано свыше 120 когнитивных искажений, разделенных на несколько групп.

Искажения, имеющие связь с принятием решений и поведением в определенных ситуациях:

  • иррациональное усиление (привязанность к направлению, выбранному ранее);
  • амплификация (при составлении плана достижения цели вкладывается чрезмерное количество усилий);
  • подчинение авторитету (человек не способен руководствоваться собственным мнением и подчиняется конкретному лицу, которое считает авторитетом);
  • непринятие потери (расстройство от потери превышает радость от находки одного и того же предмета);
  • и пр.

Искажения, основой которых являются стереотипы:

  • эффект чрезмерной уверенности (человек в значительной степени переоценивает свои возможности и умения);
  • иллюзия кластеризации (наличие тенденции видеть схемы-образы там, где они отсутствуют);
  • каскад доступной информации (искажение представляет собой коллективную веру в факты, которые были озвучены многократно);
  • эффект телескопа (неправильная ориентация во времени, недавние события воспринимаются как далекие и наоборот);
  • иллюзорная корреляция (наличие ошибочной веры во взаимосвязь каких-либо событий или действий, которых нет на самом деле);
  • и пр.

Искажения, обусловленные социальной средой:

  • эффект ореола (при восприятии человека ключевую роль играет один факт, например, привлекательная внешность связывается с идеальным характером);
  • искажение в пользу своей группы (человек прислушивается к мнению только тех, кого считает членом определенной группы);
  • искажение гомогенной оценки людей из другой группы (члены своей группы обладают более внушительным набором способностей и навыков, чем представители других групп);
  • иллюзия прозрачности (искажение в переоценке понимания другими людьми и завышение собственной способности понимать их);
  • и пр.

Искажения, причиной которых является нарушение памяти:

  • криптомнезия (в широком смысле искажение представляет собой ложное приписывание собственного авторства);
  • ретроспективное искажение (прошлые события фильтруются через реальность, ложное навязывание предсказуемости определенным ситуациям);
  • благодетель (человек возлагает на себя ответственность за благоприятные исходы событий и отрицает свое причастие, если итог стал отрицательным);
  • кажущееся постоянство (у человека откладывается в памяти определенные позиции окружающих людей, но при том он не допускает вероятности их изменения);
  • эгоцентрическое искажение (преувеличение прошлых результатов, события выглядят ярче, чем были на самом деле);
  • и пр.
Читайте так же:  Какие бывают средства общения в психологии

Коротко о когнитивных искажениях, причинах их появления и классификации в этом видео:

Особенности развития у детей

К развитию когнитивных нарушений у детей в большинстве случаев приводит критичная нехватка витаминов в организме (при отсутствии врожденных заболеваний головного мозга).

Спровоцировать отклонения могут также последствия инфекционных заболеваний или отсутствия контроля рациона питания.

Риск нарушения когнитивных функций может возникнуть в период внутриутробного развития (самым распространенным фактором является гипоксия плода, приводящая к кислородному голоданию организма).

Особенности когнитивных нарушений у детей:

  1. Нарушение когнитивных функций головного мозга у детей может стать причиной дезадаптации ребенка в обществе (в детском саду, школе и пр.).
  2. Подобные нарушения является причиной отклонений в формировании речи, и спровоцировать снижение концентрации внимания.
  3. Эмоциональные нарушения могут стать причиной развития отклонений в навыках учебы и восприятия необходимой информации.

к содержанию ↑

Причины возникновения

Одной из самых частых причин возникновения когнитивных нарушений считаются сосудистые заболевания головного мозга.

Возникнуть риск развития отклонений может в результате геморрагического его поражения, мультиинфарктного состояния, церебральной ишемии хронического типа или инфаркта стратегической локализации.

Определенные функции головного мозга начинают работать с нарушениями или полностью утрачивают себя.

Дополнительно спровоцировать когнитивные отклонения могут многочисленные факторы, касающиеся негативного воздействия внешней среды или прогрессирования конкретных патологий.

Спровоцировать когнитивные нарушения могут следующие факторы:

  • прогрессирование опухолей головного мозга;
  • серьезные отклонения в системе метаболизма;
  • нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера и пр.);
  • недостаточность кровоснабжения головного мозга;
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • ликвородинамические нарушения;
  • алкоголизм и наркомания (в запущенных стадиях развития);
  • нейроинфекции и заболевания демиелинизирующего типа;
  • результат серьезных гормональных сбоев;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • последствия инфекционных заболеваний;
  • результат патологий, связанных с сосудами;
  • возрастные изменения организма.

к содержанию ↑

Классификация и виды

В медицинской практике когнитивные нарушения подразделяют на три основные группы — легкая, умеренная и тяжелая степень.

В первом случае нарушения будут незначительными (может наблюдаться ухудшение памяти, чрезмерная утомляемость и затруднения в решение каких-либо задач).

Умеренная форма сопровождается ухудшением сразу нескольких когнитивных функций.

В тяжелой стадии возникают серьезные проблемы с восприятием окружающего мира (у пациента наблюдается большинство характерных симптомов когнитивных расстройств).

Классификация синдрома в зависимости от этиологии:

  • органические нарушения (патологические процессы приобретают необратимую форму);
  • функциональные отклонения (нарушения носят временный характер);
  • нейрокогнитивные нарушения (свойственны для органических психических расстройств).

к содержанию ↑

Симптоматика когнитивных нарушений отличается разнообразием и включает в себя многочисленные признаки отклонений в работе определенных функций головного мозга.

Интенсивность проявлений зависит от степени их поражения и наличия сопутствующих заболеваний. Первые симптомы могут напоминать специфические черты характера человека, но с течением времени они будут становиться ярко выраженными неврологическими отклонениями.

Симптомами когнитивных нарушений являются следующие факторы:

  • бред (ложные умозаключения, имеющие устойчивый характер);
  • нарушения пищевого поведения;
  • зрительные или слуховые галлюцинации;
  • уменьшение активности мыслительного процесса;
  • дневная сонливость в сочетании с ночной активностью;
  • признаки апатии;
  • ухудшение памяти;
  • двигательная активность, не имеющая цели;
  • нарушение ориентации в месте, где человек находится впервые;
  • снижение концентрации внимания;
  • утрата чувства тактичности;
  • чрезмерная раздражительность и агрессивность.

О причинах и симптомах когнитивных нарушений вы можете узнать из видео:

Методы лечения

Лечением когнитивных нарушений занимается врач невропатолог. На основании данных, полученных при обследовании пациента, терапия назначается в индивидуальном порядке.

Ключевую роль играет причина возникновения патологических состояний.

Терапия может включать в себя прием специальных медикаментов, занятия с психологами или логопедами, посещение процедур оздоровления организма.

В комплекс терапии могут входить следующие варианты лечения:

  • ноотропные препараты (Энцефабол, Пирацетам);
  • витаминно-минеральные комплексы (Глицин);
  • средства с нейропротекторными свойствами (Милдронат, Церебролизин);
  • препараты против деменций (Донепезил, Мемантин);
  • медикаменты против гиперхолестеринемии (Симвастатин, Торвакард);
  • психотерапевтические процедуры (назначаются в индивидуальном порядке);
  • соблюдение безхолестериновой диеты.

Когнитивные нарушения имеют тенденцию к постепенному прогрессированию. Если вовремя не начать их лечение, то последствия кардинально изменят качество жизни пациента.

При осложнениях такие люди полностью дезадаптированы и не могут выполнять элементарные бытовые действия самостоятельно. Если возник риск возникновения таких нарушений, необходимо в кратчайшие сроки обратиться к невропатологу.

Каковы основные признаки потери когнитивных функций, какие методы лечения существуют? Узнайте об этом из видео:

Когнитивные расстройства: симптомы, профилактика и лечение

Иногда мы забываем, где оставили ключи. Ища их по квартире целый день, удивляемся своей рассеянности и невнимательности, даже не подозревая, что это могут быть первые симптомы нарушения нормальной работы головного мозга. Так называемые когнитивные расстройства часто проявляются у людей пожилого возраста. Но бывает и так, что от них страдают молодёжь и даже дети.

Когнитивные расстройства. Что это такое?

Для начала давайте заглянем глубже в наш мозг. «Серые клетки» исполняют много положенных на них обязанностей, благодаря их активной работе мы физически двигаемся и умственно развиваемся. Важными в жизни каждого человека являются когнитивные функции мозга, без которых мы не могли бы познавать окружающий мир. В первую очередь с их помощью мы воспринимаем, понимаем и перерабатываем полученную в процессе познания информацию. Это одно из проявлений высшей нервной деятельности, без которой человек никогда бы не был личностью.

Читайте так же:  Качества личности

Факторы риска

Даже если вам ещё далеко до пенсии, вы не застрахованы от этой неприятности, которая может внезапно обрушиться на вашу голову, а именно на то, что находится в её середине — мозг. Главными факторами риска нарушения когнитивных функций являются тяжёлые черепно-мозговые травмы и отравления — в этом случае болезнь будет временной, от нескольких дней до 2-3 лет.

Более тяжёлую форму недуга человек может заполучить при болезнях Паркинсона, Альцгеймера, сосудистых заболеваниях. В этом случае расстройство когнитивных функций будет иметь прогрессирующий характер. Болезни сосудов — основная и самая частая причина утраты способности познавать окружающий мир.

Основные симптомы

Первыми тревожными ласточками станут проблемы на работе. Поначалу вам просто лень трудиться, вы чувствуете усталость, мозг в прямом смысле отказывается думать и анализировать. Новые данные не воспринимаются, становится тяжело делать выводы. В более тяжёлых формах нарушаются речевые функции: человек не может сформулировать мысль, ему трудно подобрать слова и просто говорить.

Все эти проявления говорят о том, что нужно немедленно обращаться к невропатологу. Только квалифицированный специалист может поставить точный диагноз и назначить правильное и эффективное лечение.

Лёгкое когнитивное расстройство

Представляет собой патологии работы мозга, которые характеризуются сосудистой деменцией. Если вовремя не лечить, недуг проходит несколько этапов развития: начиная с незначительных нарушений памяти и заканчивая полным слабоумием. При лёгкой форме болезни пациент не может долго удерживать внимание на одном предмете, неспособен длительное время проводить за умственной работой, чувствует повышенную утомляемость.

Умеренное когнитивное расстройство

Между лёгкими и тяжёлыми нарушениями врачи диагностируют и умеренную форму заболевания. Когнитивные функции у человека становятся менее выраженными, более слабыми, чем подразумевает норма для его возраста, но они пока не переходят в деменцию — слабоумие. Больной обнаружит, что ему тяжело считать, запоминать только что произнесённые собеседником фразы и даже слова, ориентироваться на местности. От таких нарушений, обнаруженных на ранних стадиях, легко избавиться с помощью обыкновенных медикаментов. Лечение когнитивных расстройств назначает врач-невропатолог, принимая во внимание консультации психиатра и других специалистов узкого профиля.

Если заболел ребёнок

Как ни странно, но даже дети могут испытать на себе все неудобства и тяготы этого заболевания. Обычно у самых маленьких пациентов причиной нарушений становится элементарный авитаминоз. Употребляя консервированные, сладкие и другие вредные продукты, ребёнок игнорирует овощи и фрукты, полезные крупы, мясо и рыбу. В результате не получает всех необходимых витаминов. Как следствие развиваются когнитивные расстройства у детей: плохая успеваемость в школе, невозможность повторить или воспроизвести увиденное, услышанное или прочитанное, отсутствие концентрации и интенсивного мышления на уроке.

Когнитивная терапия расстройств личности напрямую зависит от причины возникновения нарушений. В любом случае направлена она должна быть на коррекцию патологических изменений в деятельности головного мозга. Помимо того что медики лечат основное заболевание, для улучшения когнитивных функций они могут назначить препараты нейропротекторных свойств: «Семакс», «Глицин», «Цераксон», «Кавинтон», «Ноотропил» и другие.

Обязательно назначают лекарства от гиперхолестеринемии. Это предупреждает развитие когнитивных нарушений, служит профилактикой их дальнейшего прогресса. Если же у пациента выражена деменция, то могут назначить средства «Ницерголин», «Галантамин», «Мемантин», «Донепезил». Когнитивная психотерапия расстройств личности также помогает облегчить общее состояние больного. Ему рекомендовано соблюдать диету без холестерина: есть морепродукты, овощи и фрукты, молоко и творог. Курение и употребление алкоголя нужно полностью исключить.

Мнение неврологов

Видео (кликните для воспроизведения).

Они утверждают, что очень полезным занятием при когнитивных нарушениях является разгадывание кроссворда. Такой досуг — гимнастика для мозга. Разгадывая, вспоминая, сопоставляя, мы не только предупреждаем развитие отклонений, но и лечим их, если они уже проявили себя. Также медики советуют читать стихи и учить их на память, рисовать, вязать, мастерить. Эти занятия станут реабилитацией ваших «серых клеток» и дополнят общую назначенную терапию.

Источники


  1. Норна, Ирина Освобождение от иллюзий. 7 секретов счастливой женщины (комплект из 2 книг) / Ирина Норна , Наталья Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 544 c.

  2. Семья. Книга для чтения. Книга 2. — М.: Издательство политической литературы, 2008. — 528 c.

  3. 10 целей, которые преследует женщина, вступая в брак. — М.: Харвест, АСТ, 2005. — 524 c.
  4. Леонов, В. Как правильно воспитать своего мужа / В. Леонов. — М.: Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2013. — 248 c.
  5. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. — М.: Феникс, 2016. — 416 c.
Нарушение когнитивных функций — что это такое
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here