Нарушение мышления при шизофрении у детей

Сегодня мы рассмотрим тему: "Нарушение мышления при шизофрении у детей" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Интеллект при шизофрении

Расстройства класса шизофрения – это наиболее распространенные психические расстройства. Шизофрения имеет характерные признаки: легко диагностируется в наше время, однако тяжело поддается лечению.

Шизоподобные расстройства могут развиваться внезапно, у вполне здорового человека. При этом возраст проявления шизофрении охватывает все возрастные группы.

Основные черты расстройств сходного с шизофренией характера включают в себя:

  • Возможность проявления независимо от возраста;
  • Эмоциональная составляющая мобильной восприимчивости ярко выражена;
  • Наличие волевой составляющей мобильной восприимчивости;
  • Наличие интеллектуальной составляющей мобильной восприимчивости.

Признаки и симптомы шизофрении, и шизоподобных расстройств подобного класса включают в себя:

  • Бредовые суждения, слуховые и визуальные галлюцинации, и другие психические патологии, включая продуктивную симптоматику;
  • Снижение жизненных резервов, снижение физического и психического тонуса. Полная апатия, снижение интереса к жизни, включая социальную и физическую сферу человека;
  • Проявление шизофрении приходиться на период между тринадцатью и восемнадцатью годами. За исключением ювенильной шизофрении (проявление которой приходится на младший школьный/дошкольный возраст).

Интеллект при различных видах шизофрении — Аутизм

Аутизм – психическое и соматическое расстройство, которое наличивствует в себе специфику развития интеллекта. Так, интеллектуальные способности при аутизме имеют частичный характер. Человек может являться гением в той или иной области науке.

Однако психическая часть развития аутизма, подразумевает в себе психическое расстройство, которое затрагивает фактор социального общения.

Очень часто шизофрению путают с различными проявлениями аутизма, так как оба этих психических расстройства имеют похожие симптомы.

Интеллектуальная амбивалентность, проявляющаяся при шизофрении, также является отличительной особенностью развития интеллекта в целом. Способность скрывать свою шизофрению, как и способность грамотно и логически обуславливать свою бредовую симптоматику является, первыми признаками преображения интеллекта.

Первые проявления шизофрении, такие же, как и у аутизма. Также в этом у индивидуума начинают проявляться прочие шизоидные признаки, включая: наличие амбивалентности (во всех проявления), галлюцинаций и бреда.

Галлюцинации и бред, которые проявляются в процессе развития данного шизофрении очень часто путают с проявлением бурной фантазии. Все эти факторы очень сильно затрудняют диагностирование болезни. Зачастую вплоть до окончания подросткового возраста, человек может не подозревать о наличии у себя шизофрении.

Шизофрения – воспитание и интеллект

Несмотря на то, что шизофрения напрямую влияет на интеллектуальные способности человека, эта болезнь имеет далеко не самую главную роль.

Так, немаловажную роль в развитии интеллектуальных способностей играет воспитание человека. Люди, обучением которых занимались в детстве гораздо более интенсивно, имеют гораздо меньший риск получить данное психическое заболевание.

Подтверждения этому факту можно найти в различных источниках медицинской и психологической литературы.

Роль воспитания немаловажна, так как она влияет также и на наличие эмоциональной составляющей, которая играет немаловажную роль в дальнейшем развитии интеллекта.

Амбивалентность и Резистивность

Излишняя холодность матери по отношению к своему чаду, усугубляет возможность проявления различных психических расстройств, в том числе и шизофрении. Нельзя недооценивать общий факт наличия стрессов при развитии интеллекта.

При большом количестве стрессов в виду низкой амбивалентности и резистивности индивидуума в младшем школьном возрасте, есть повышенный риск получить не только шизофрению, но и аутизм. Оба этих заболевания в значительной мере влияют на развитие интеллектуальных способностей и особенностей когнитивного восприятия.

Амбивалентность – это способность воспринимать влияние, поддаваясь и видоизменяясь согласно самому влиянию.

Резистивность – способность сопротивляться негативному психическому/физическому влиянию на организм.

Мнения ученых касательно влияния шизофрении на интеллект в значительной мере расходятся. Есть несколько весьма несходных между собой мнений:

    Одна из групп ученых считает, что интеллект при шизофрении страдает весьма в малой степени, или не страдает вовсе. Все связанные с интеллектом нарушения больше затрагивают волевую сферу человека. А аутизм является напрямую нарушением эмоциональной сферы.

Человек с психическим расстройством в большей мере утрачивает свои навыки социального восприятия. (В частности это можно заметить в случаях с параноидальной шизофренией, интеллектуальные способности при которой не затрагиваются, в общем);

Шизофрения достаточно сложно диагностируемое заболевание. Это накладывает определенные ограничение на изучения патогенеза болезни в целом. Можно лишь с полной уверенностью утверждать о первопричинах, которые вызывают нарушения интеллекта.

Несмотря на обилии теорий утверждающих обратное, можно судить о том, что Интеллект при шизофрении сохраняется полностью. Изменяется только само восприятие, которое влияет не на уровень интеллекта, а на сферу его применения.

Так, больной шизофренией использует свои когнитивные ресурсы не для того чтобы вести полный образ жизни, а дл того чтобы логически обосновывать свой бред, или скрывать свою болезнь.

Дофаминовая стимуляция

В виду особенностей протекания шизофрении, стоит сказать о том, что наиболее популярной остается теория, дофаминовой стимуляции.

Дофаминовая стимуляция – основная причина, возникновения и развития многих психических заболеваний. Также именно дофаминовая стимуляция, которая впоследствии вызывает дофаминовую зависимость.

Дофаминовая зависимость является первоисточником для наличия иного рода зависимостей: никотиновой, алкогольной, сексуальной, токсической, адреналиновой, и прочих.

Дофамин является первоисточником для выработки норадреналина и адреналина. А также является гормоном, который может вызвать чувство счастья и наслаждения.

Именно сторонники дофаминовой теории, а также влияние её на течение болезни вывели формулу, которая позволяет в значительной мере облегчить течение шизофрении при помощи препаратов класса: нейролептики, и антипсихотики. Побочным эффектом применения таких препаратов, является состояние хронической депрессии, которое может возникнуть у человека, страдающего от шизофрении. Также именно нейролептики снижают функции когнитивной сферы человека.

Причины нарушения интеллекта при шизофрении

Несмотря на то, что прямого влияния шизофрения на интеллектуальные способности не имеет. Есть ряд сведений, благодаря которым можно судить о том, что именно шизофрения косвенно является основной причиной нарушения интеллекта.

В первую очередь стоит знать, что шизофрения это не только психологическая болезнь, но, а также и весьма тяжелое соматическое заболевание. Во время прогресса болезни, полностью изменяется структура головного мозга, включая те отделы, которые отвечают за интеллект человека.

Важно знать: такие изменения в голове больного происходят не при всех подвидах шизофрении. Параноидальная шизофрения, например, не имеет воздействия на когнитивную составляющую человека.

Читайте так же:  Причины развода

Нейролептики и антипсихотики также являются не последним фактором, который влияет на развитие или деградацию интеллекта. В значительной мере изменяя структуру работы нейронов, и блокируя дофамин, но и напрямую влияют на снижение умственных способностей человека. Рисперидон, оланзапин галопериол в наибольшей мере влияют на интеллект. Однако именно эти препараты дают наибольший эффект, и обладают наименьшими побочными эффектами.

Зависимости наркотического характера, которые возникают при приеме нейролептиков и антипсихотиков, могут напрямую повлиять на уровень интеллекта больше чем любой из вышеперечисленных факторов. Точно известно, что потребление дезоморфина, алкоголя, и прочих психотропных препаратов разрушают мозг.

Причиной возникновения таких зависимостей может стать низкий уровень дофамина.

Для шизофрении свойственно возникновение так называемого эмоционально-волевого дефекта, при котором больной просто не использует свой интеллект. В психиатрии подобное состояние сравнивается с закрытым книжным шкафом, содержимое которого никого не интересует.

Снижению интеллекта при шизофрении способствуют нейролептики, и это подтверждают многие ученые. Но в настоящее время широко используются атипичные нейролептики, которые обладают наименьшей токсичностью, поэтому они имеют меньше побочных эффектов, при их приеме почти не возникает экстрапирамидных расстройств.

Особенности изменения интеллектуальной деятельности при шизофрении

Особенности изменения интеллектуальной деятельности при шизофрении могут не проявляться долгое время. В виду некоторых особенностей организма человека, таких особенностей может не быть вовсе.

Однако если шизофрения протекает достаточно мягко, и наблюдаются стадии ремиссии, интеллект практически не затрагивается.

[1]

В случае же злокачественных вариантов проявления шизофрении (быстро прогрессирующая шизофрения, сопутствующие психические отклонения, которые не позволяют в полной мере использовать атипичные антипсихотики), снижение умственных способностей выражается достаточно явно.

В большинстве случаев, изменяется не уровень интеллекта, сколько проявляется свойства волевого-эмоционального эффекта, когда человек не использует свой интеллект, или использует его в качестве способа скрыть свою болезнь.

В таком случае невозможно скорректировать интеллектуальные способности, однако возможно скорректировать поведения, сделав человека социально вменяемым. Это процесс проводят при помощи специальных психотерапий, которые позволяют больному полностью осознать наличие у себя болезни, что впоследствии способно замедлить развитие болезни и изменить сферу применения интеллекта (в случае эффекта эмоционально-волевой амбивалентности.)

Главной особенностью изменения интеллектуальных способностей заключается в изменении способа, которым составляется логическая цепочка. Это было обнаружено, когда больных шизофренией заставляли решать сложные задачи.

С такими задачами, шизофреники справлялись гораздо быстрее, чем здоровые люди. Однако когда шизофреникам давали, достаточны, просты е задачи, они их не могли решить, так как зачастую искали подвох или создавали почву для дополнительных суждений, которая по очевидным причинам мешала решить поставленную задачу. Такие изменения интеллекта наибольшим образом проявлялись при диагнозе: параноидальная шизофрения. И наименьшим образом такое изменение мышления проявлялось при ювенильной шизофрении.

Ювенильная шизофрения: психическое расстройство класса шизофрения. Основная особенность ювенильной шизофрении: возраст её проявления.

Ювенильная шизофрения проявляется в очень раннем возрасте: известны были случаи, когда такой диагноз ставали детям в возрасте от пяти лет.

При этом далеко не всегда удается поставить правильный диагноз, вместо ювенильной шизофрении очень часто диагностируется психическое расстройство – не уточненный неорганический психоз. Он имеет одну особенность. В виду неточности критериев, определяющих подтипы шизофрении, не уточненный неорганический психоз является самым часто употребляемым диагнозом.

Основная особенность ювенильной шизофрении – отсутствие

бредовых суждений, и изменения когнитивной сферы восприятия человека. Вместо этого человек становиться подвержен галлюцинациям, которые наиболее активно проявляются во время приступов.

Психотерапия как наука в наше время находиться на достаточном уровне развития, для того чтобы провести правильный психоанализ и назначить соответствующую психотерапию, которая поможет максимально корректировать и социализировать больного. В случае если психическое расстройство было правильно и вовремя диагностировано, есть вероятность полного избавления от шизофрении.

Нарушение мышления человека при шизофрении

Одним из симптомов всех психических расстройств и отклонений является нарушение мышления. Шизофрения тоже сопровождается нарушениями мышления, когда человек может неадекватно воспринимать окружающий мир и, соответственно, совершать немыслимые поступки. Поведение человека меняется, поскольку он неадекватно воспринимает окружающую реальность, что может наблюдаться даже у детей. Различают только виды нарушений мышления.

Шизофрения, согласно мнению специалистов сайта психиатрической помощи psymedcare.ru, имеет множество видов своего проявления, что непосредственным образом влияет на то, как работает мышление у индивида. Все это влияет на поведение и характер личности, которая в определенных обстоятельствах может стать опасной для окружающих. Таким образом, во все века ученые пытались объяснить причины возникновения нарушения мышления при шизофрении, в итоге придя к таким выводам:

  1. Генетическая предрасположенность. Шизофрения – наследственное заболевание, при котором нарушенное мышление передается ребенку в 40% случаев, если болен один из родителей, и в 80% — если оба родителя шизофреники. Также у близнецов может проявиться шизофрения в 60-80% случаев, если они являются однояйцевыми, в 25% — при двуяйцевом зачатии.
  2. Непонимание окружающих людей. Поскольку человек при шизофрении по-особенному смотрит на мир, то его внутреннее состояние еще больше усугубляется, если он замечает, что близкие его не воспринимают.
  3. Гормоны. Если в мозгу будет происходить активная выработка серотонина, тогда она будет влиять на работу нервных импульсов, которые отвечают за развитие психического состояния.
  4. Индивидуальные особенности. Каждый человек сталкивается с травмами, стрессами, болезнями и душевными переживаниями. В зависимости от того, как человек к ним относится, развиваются те или иные отклонения.
  5. Задатки к шизофрении. Изначально у человека могут иметься предрасположенности к развитию шизофрении, которые могут не проявиться, если только на человека не повлияют определенные внешние факторы и обстоятельства.

Что такое нарушение мышления?

Одним из функций мозга является мышление. Его расстройство приводит к существенному изменению восприятия окружающего мира. Таким образом, нарушение мышления – это:

  • Неадекватное восприятие окружающего мира.
  • Нарушение процессов обработки информации.
  • Неспособность выявлять связи между предметами и явлениями.
  • Неспособность выявлять свойства предметов и явлений.
  • Искаженное восприятие реальности.
  • Развитие мнимых и ложных суждений и взглядов человека на окружающую действительность.

Если у человека нарушается мышление, тогда оно неизбежно становится фактором развития психической болезни или отклонения. Человек с нарушенными мыслительными операциями просто неспособен нормально воспринимать мир, поэтому его суждения и поведение тоже становятся неадекватными. Даже если все остальные системы функционируют нормально, человек уже не может адекватно воспринимать и существовать в мире, который представляется ему другим, а не таким, каким есть на самом деле.

Читайте так же:  Модификация методики самооценки дембо-рубинштейн а. м. прихожан

Выделяют такие формы нарушения мышления:

  1. Расстройство процессов мышления.
  2. Нарушение операционного функционирования.
  3. Мотивационно-личностное расстройство.

Однако специалисты редко могут четко разграничить данные формы, поскольку зачастую у человека проявляются они в совокупности, где преобладает одна, а остальные ее дополняют.

Мышление – динамический процесс обработки информации и восприятия, оценивания, делания выводов. Мышление может меняться в зависимости от того, как работают анализаторы и каким образом информация поступает в мозг. Если говорить о нарушении мышления при шизофрении, тогда проблема кроется в работе головного мозга. Либо неправильно работают его отделы, либо имеются поражения отделов или долей, либо происходит недостаточное насыщение кровью мозга, либо происходит атрофия тканей и пр. Различные причины вызывают отклонения в работе головного мозга, которые нередко возникают в пожилом возрасте.

Виды нарушения мышления

В зависимости от того, какая именно функция мышления нарушается, возникают определенные виды нарушения:

  1. Операционная функция, которая включает синтез, обобщение, анализ и абстрагирование.

Обобщением называется общность характеристик отдельных предметов, которые могут быть взяты в одну категорию. Обобщение бывает:

  • Категориальное – основываясь на определенных признаках, можно предметы отнести к отдельной категории.
  • Функциональное – предметы объединяются по общему функциональному признаку.
  • Конкретное – предметы относятся к одной категории на основании отдельного признака.
  • Нулевое – перечисление предметов без желания их обобщить.

При нарушении мышления обобщение может стать пониженным или деформированным. При пониженном уровне больной рассуждает о предметах конкретно-ситуационно, поэтому и объединяет их. Можно говорить о таком нарушении лишь тогда, когда ранее его не было у больного. При деформированном (искаженном) обобщении больные рассуждают в общем, находя неестественные связи между предметами.

Нарушения мышления при шизофрении

Шизофренией называется психическое заболевание, при котором человек не способен адекватно реагировать и контактировать с окружающей действительностью. При шизофрении нарушается память и мышление, наблюдается неадекватное поведение, галлюцинации и бред, человек не способен подвергать свои эмоции контролю.

Шизофрения является наследственным заболеванием и обладает прогрессирующим течением. В частности шизофрения меняет личность человека до неузнаваемости. Поскольку индивид не способен адекватно воспринимать окружающий мир, он становится неспособным к социализации. При шизофрении:

  1. Бред и галлюцинации можно устранить путем лечения.
  2. Эмоциональную сферу и мышление невозможно вернуть.

Шизофрения проявляется в:

  • Разорванности речи.
  • Отсутствии логики, из-за чего суждения базируются на мимолетных факторах.
  • Соскальзывании с одной идеи на другую, причем больной не замечает резкого перехода.
  • Неологизмах – придумывании новых вычурных слов.
  • Бесплодном мудрствовании.
  • Придавании чужим словам какого-то тайного смысла.
  • Агрессии и вспышках гнева абсолютно на любого человека по непонятным причинам.
  • Галлюцинациях в виде голосов в голове, которые слышит только больной. Они его могут осуждать, издавать приказы или развлекать, общаться с ним.
  • Бреде, когда больной может общаться с несуществующим человеком или нести всякую чушь.
  • Исключении хобби и увлечений, которыми больной ранее увлекался, из своей жизни.
  • Подозрительности и мании преследования, когда больному кажется, что за ним наблюдают, преследуют, пытаются убить и пр.

Нарушение мышления приводит человека к полному отсутствию гигиены и аккуратности. Индивид даже неадекватно воспринимает погодные условия, поэтому может выйти зимой голым, а летом в теплой шубе и шапке.

Нарушение мышления у детей

У новорожденных детей практически отсутствует мышление и еще не имеет тех форм, которые привычны для взрослого человека. Поэтому нарушение мышления можно отметить по окончанию раннего детского возраста, когда у ребенка уже наблюдаются основные функции мыслительной деятельности:

  1. Возможность переносить имеющийся опыт на новые ситуации.
  2. Склонность к обобщениям.
  3. Проведение манипуляций с предметами, за счет чего ребенок способен устанавливать между ними связи.
  4. Запоминание связей и умение их переносить при решении задач.

Причинами нарушения мышления у детей являются патологии в развитии головного мозга, его поражения или различные недуги. Видами нарушения мышления являются:

  • Разноплановость.
  • Соскальзывание.
  • Разорванность – потеря целенаправленности действий и нарушение связей между объектами. Проявляется в том, что у ребенка развивается бессмысленная речь. У ребенка наблюдается чередование следования и неследования инструкциям при выполнении действий.
  • Опора на скрытые признаки.

При нарушении мышления у ребенка может отмечаться быстрая речи, при которой он перескакивает с темы на тему (при ускорении мышления), или односложность высказываний, ответов (при инертности мышления). В последнем случае про ребенка могут говорить, что у него вообще отсутствуют мысли. Именно инертность не позволяет ребенку усваивать школьный материал в том же темпе, что и здоровые дети, поскольку он очень трудно все запоминает.

Как в итоге можно устранить нарушение мышления при шизофрении?

Что стало причиной и следствием: шизофрения или нарушение мышления? С чего нужно начинать лечение и на что его направлять? Все эти вопросы решаются врачами в процессе диагностики состояния здоровья больного. Проводятся психиатрические консультации, назначается медикаментозное лечение. В итоге восстановить мыслительные процессы не получится, однако при самом удачном исходе больного можно адаптировать к социальным условиям жизни.

Видео (кликните для воспроизведения).

В любом случае, какие бы методы лечения ни применялись, их назначают врачи и следят за динамикой их влияния на больного.

Нарушение мышления при шизофрении у детей

Головной мозг является центром становления человека. Без развития высших психических процессов человек становится похожим на обычное живое существо, которое руководствуется инстинктами. Однако человек способен запоминать, думать, воспроизводить, создавать связи и даже фантазировать, представлять себе предметы без их непосредственного созерцания. Нарушение мышления может происходить при различных психических заболеваниях, в частности, при шизофрении. Интернет-журнал psytheater.com рассмотрит виды нарушения, которые могут прослеживаться у детей.

Мышление – один из высших механизмов головного мозга, которые выделяют человека на фоне остального живого мира. Мышление – это способность размышлять, делать выводы, умозаключения или создавать связи, воспринимать мир определенным образом и создавать внутри себя ценности, контакты между вещами, даже определять, что такое добро и зло, хорошо и плохо.

Читайте так же:  Как заставить любовника тосковать, чтобы удержать его рядом с собой

Таким образом, мышление позволяет человеку становиться более развитым существом, которое может быть слабее остальных представителей живого мира, но быть при этом гибким, проворным, хитрым и неординарным. Если мышление у человека находится в здоровом состоянии, тогда он способен приспособиться к окружающему миру. Однако при таком заболевании, как шизофрения, не приходится говорить о нормальном функционировании мышления. Можно сказать, что именно искаженное функционирование мышления делает человека больным шизофренией, поскольку на всех остальных уровнях он может оставаться здоровым.

Что такое нарушение мышления?

Если мышление начинает функционировать с нарушениями, тогда это становится явно заметно окружающим людям. Человек начинает мыслить и воспринимать окружающую действительность неадекватно, даже фантастически. Нарушение мышления – это искажение восприятия окружающих предметов и явлений, установление связей между ними, которых просто не существует, неспособность выявлять признаки предметов, которые могут их объединять, прекращение нормальной обработки поступающей информации, что в целом заставляет человека видеть мир немного другим, нежели он воспринимается окружающими людьми.

Можно сказать, что при шизофрении человек продолжает жить, как все люди, но в связи с искаженным восприятием окружающей действительности он начинает мыслить, вести себя неадекватно и даже верить в вещи, которых просто не существует.

Все нарушения мыслительной деятельности можно разделить на следующие разновидности:

  1. Расстройство динамики мышления.
  2. Патология операционной функции мышления.
  3. Расстройство мотивационно-личностной составляющей мышления.

Следует понимать, что в рамках одного заболевания мышление редко нарушается лишь в одной области. Достаточно трудно определить, в чем именно человек мыслит искаженно. Порой все три разновидности взаимно развиваются в большей и меньшей степени в одном человеке.

Многие психические заболевания, рассматриваемые в интернет-журнале psytheater.com, отмечаются одной симптоматикой – нарушение мышления. Вот почему следует отличать шизофрению от других заболеваний, которые также сопровождаются рассматриваемой симптоматикой. Наличие других признаков позволяют распознать то или иное психическое заболевание, которое может отличаться в том, как именно у пациента нарушено мышление.

Виды нарушения мышления

Расстройство операционной функции мышления – здесь выделяют такие основные механизмы: обобщение, абстрагирование, анализ и синтез.

Обобщением называется механизм выявления у различных явлений или предметов одинаковые свойства или функции и объединение их в одну категорию. Обобщение может быть:

  1. Категориальным, когда объекты объединяются по существенному признаку.
  2. Конкретным, когда объекты объединяются по конкретным признакам.
  3. Функциональным, когда объекты причисляются к одному виду по функциональному признаку.
  4. Нулевой – когда объекты не объединяются, такого намерения нет ни по каким признакам.

Если происходит нарушение мышления на уровне расстройства операционной функции, тогда возможны различные виды искажений, где основными являются:

  • Снижение уровня обобщения. В данном случае пациенты говорят об объектах прямо. Они их обобщают лишь ситуационно-конкретно, то есть при проявлении в определенной ситуации. Они не способны абстрагироваться, чтобы объединить их по другим признакам. Данный вид нарушения возможен, когда у пациента он и ранее наблюдался, но теперь понизился.
  • Деформация процесса обобщения. Здесь отмечается чрезмерность обобщения и их неадекватность. Пациенты объединяют явления в одну группу на основе ситуации, словесной связи, формальности. При этом нет глубинного понимания и познания. Именно данный вид нарушения проявляется у пациентов при шизофрении.

Если происходит расстройство динамики мышления, здесь выделяют следующие виды нарушения:

  1. Лабильность – когда пациент непостоянно производит определенные операции. Его функция обобщения может постоянно меняться в зависимости от ситуации, мимолетности возникающих обстоятельств, внезапности или даже не имеющих причастности к событиям явлений. Другими словами, связи постоянно меняются, что зависит от происходящего в конкретный момент с пациентом.
  2. Инертность – когда пациент не способен быстро реагировать, переключаться, менять вид деятельности. Умозаключения делаются очень медленно, порой не замечаются глубинные признаки. У пациентов возникают проблемы с выполнением упражнения на опосредование.

Если нарушение мышления затрагивает область мотивационно-личностной составляющей, тогда здесь возникают следующие патологии:

Нарушение мышления при шизофрении

Когда человек перестает взаимодействовать с окружающим миром на уровне объективного восприятия и адекватного реагирования, тогда он становится больным шизофренией. Данное заболевание многогранное и проявляется по-разному. Здесь прослеживается нарушение связи между волей и чувствами, нарушение памяти и мышления, потеря способности адекватно приспосабливаться к окружающему миру, а также наличие галлюцинаций, бреда и неадекватного поведения.

Шизофрения носит наследственный характер и обладает прогрессирующей природой. Обычно люди воспринимают шизофрению как появление галлюцинаций и бреда. Однако данные функции при правильном лечении можно устранить. А вот эмоциональную сферу и функции мышления уже необратимы.

Нарушение мышления становится основным показателем того, что человек болеет шизофренией. При выявлении хоть одного нарушения диагностируется шизофрения. Обычно при данном психическом заболевании человек становится неспособным устанавливать ассоциативные связи. Логическое мышление не нарушается, однако пациент становится неспособным устанавливать адекватные связи между явлениями. Так, суждения становятся мимолетными, быстро меняющимися и разрывными. Сама речь шизофреника становится разорванной, нелогичной и бессмысленной. Сам больной не замечает, что он переходит от одной темы к другой, порой не завершая предыдущую. Однако окружающие могут заметить, что человек говорит, потом резко забывает, о чем шла речь и быстро переключается на другую тему.

Также шизофреники могут заниматься придумыванием фраз и слов, которые не существуют в людской речи. Они постоянно мудрствуют, говорят ни о чем, не имеют цели в разговоре, а также принимают чужие слова, как собственные, то есть перенимают идеи других людей и делают их своими.

Мышление у пациентов с шизофренией является расплывчатым, туманным, несвязным и бессмысленным. Также шизофреники лучше распознают раздражители, которые не имеют существенного воздействия на человека, в то время как здоровые люди замечают раздражители, которые на них непосредственно воздействуют, не замечая менее значительных факторов.

Конечно, выявлять шизофрению лишь по нарушению мышления невозможно. Важны все признаки, которые проявляются у индивида, поскольку под шизофренией может скрываться другое заболевание, которое по своим симптомам похоже на рассматриваемое.

Нарушение мышления у детей

У детей на ранних этапах развития достаточно трудно выявить шизофрению. Однако уже в дошкольном возрасте начинают возникать такие функции головного мозга, как установление отношений между предметами при проведении экспериментов с ними, перенесение ранее полученного опыта в новые обстоятельства, запоминание связей и применение их в новых задачах. Если наблюдается несоответствие развития мышления возрастным рамкам, тогда возможно выявление нарушения.

Читайте так же:  Симптомы и признаки шизофрении у женщин и девушек

Выделяют следующие виды нарушения у детей:

  1. Соскальзывание. Ребенок может мало говорить, отвечать односложно. Его речь становится бессмысленной.
  2. Инертность.
  3. Разноплановость. Ребенок сочетает правильное и неправильное выполнение определенных задач.
  4. Разорванность. Отсутствует порядок и цель в действиях и словах ребенка.
  5. Опора на скрытые признаки.

перейти наверх

Шизофрения является серьезным заболеванием, которое редко имеет окончательное свое излечение. Однако на ранних сроках возможен возврат человека к социальной жизни, к которой он сможет приспособиться. Несомненно, мышление будет нарушено, поэтому нередко уже поставленные на учет пациенты периодически проходят лечение и осмотр у психиатров.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нарушение мышления при шизофрении у детей

Популярные Фобии

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Консультации

    • Петр к записи Как пережить смерть мамы
    • Александр к записи Констелляция
    • валентина к записи Маниакально-депрессивный психоз
    • Татьяна к записи Признаки измены жены
    • Ведмеш Н.А к записи Как пережить разрыв отношений
  • Пройдите наш опрос

    Нарушение мышления

    Нарушение мышления у человека – это расстройство процессов информационной обработки, выявление отношений, связывающих разнообразные явления либо предметы окружающей действительности, отклонения в отражении существенных свойств предметов и в определении связей, которые их объединяют, что порождает возникновение ложных представлений и мнимых суждений об объективно существующей действительности. Выделяют несколько типов нарушения процесса мышления, а именно расстройство динамики мыслительных процессов, патология операционального функционирования мышления и расстройства мотивационно-личностной составляющей мыслительной деятельности. В большинстве случаев, особенности мыслительного оперирования каждого пациента, квалифицировать в рамках одного вида нарушения процесса мышления практически не представляется возможным. Зачастую в структуре патологически измененной мыслительной деятельности пациентов отмечаются сочетания различных видов отклонений, находящихся в неодинаковой степени выраженности. Так, к примеру, расстройство процесса обобщения в ряде клинических случаев сочетается с патологиями целенаправленности мыслительных операций.

    Нарушение мышления являются одними из максимально часто встречаемой симптоматики психических заболеваний.

    Виды нарушения мышления

    Расстройство операциональной функции мыслительной деятельности. Среди основных операций мышления выделяют: абстрагирование, анализ и синтез, обобщение.
    Обобщение является результатом анализа, который вскрывает основные отношения, связывающие явления и объекты. Различают несколько этапов обобщения:
    — категориальный этап, заключается в причислении к виду, основываясь на существенных признаках;
    — функциональный – заключается в причислении к виду, основываясь на функциональных признаках;
    — конкретный – заключается в причислении к виду, основываясь на конкретных признаках;
    — нулевой, то есть операции нет – заключается в перечислении объектов или их функций без намерений обобщить.

    Патологии операциональной стороны мыслительного функционирования довольно многообразны, но можно выделить два крайних варианта, а именно понижение уровня обобщения и деформация процесса обобщения.

    [3]

    В рассуждениях больных при понижении уровня обобщения превалируют прямые представления об объектах и событиях. Взамен акцентирования обобщенных свойств пациенты употребляют конкретно-ситуационные соединения, у них наблюдаются сложности в абстрагировании от конкретных элементов. Подобные расстройства могут протекать в легкой форме, умеренно выраженной и сильно выраженной степени. Такие нарушения обычно отмечаются при умственной отсталости, тяжелом течении энцефалита, при органической патологии головного мозга с деменцией.

    Можно говорить о понижении уровня обобщения исключительно в том случае, когда такой уровень у индивида был ранее, а потом понизился.

    При искажении операциональных процессов обобщения пациенты руководятся чересчур обобщенными свойствами, неадекватными действительным связям между предметами. Отмечается превалирование формальных, мимовольных ассоциаций, а также уход от содержательного аспекта задачи. Такие пациенты устанавливают исключительно формальные, словесные связи, истинное же отличие и похожесть не являются для них проверкой их суждений. Подобные расстройства мыслительной деятельности встречаются у индивидов, страдающих шизофренией.

    При патологии мотивационно-личностной составляющей мыслительной деятельности наблюдаются такие проявления, как разноплановость мыслительных операций, резонерство, некритичность, бред.

    Разноплановость мыслительных операций проявляется отсутствием целенаправленности действий. Индивид не может классифицировать объекты и события, выделить общие признаки. Наряду с этим у них сохранены, такие операции, как обобщение, сопоставление и различение. Также больные воспринимают инструкции, но не выполняют их. Представления об объектах и суждения о явлениях протекают в различных плоскостях, вследствие чего отличаются непоследовательностью. Систематизирование и отбор предметов может совершаться на основе индивидуальных особенностей восприятия, вкусов индивидов и их привычек. Поэтому объективность представлений отсутствует.

    Резонерство можно представить, как нарушение логического мышления, которое проявляется в бессмысленном и пустом многословии.

    Индивид ударяется в продолжительные по времени бесконечные рассуждения, которые не имеют определенной цели и не подкреплены никакими конкретными идеями. Речь индивида, страдающего резонерством, характеризуется разорванностью, изобилует сложными логическими конструкциями и абстрактными понятиями. Зачастую больные оперируют терминами, не понимая их значения. Такие индивиды склонны постоянно терять нить рассуждения, а отдельные фразы в длительных рассуждениях нередко абсолютно между собой не связанны и не несут смысловой нагрузки. В большинстве случаев у больных также отсутствует и объект мысли. Философствования индивидов, страдающих резонерством, носят риторический характер. «Ораторам» с подобным нарушением не требуется ответная реакция или внимание собеседника. Данная патология характерна для шизофрении.

    Именно признаки, указывающие нарушение логического мышления, обладают огромным значением в диагностике психических недугов.

    Некритичность мыслительной деятельности характеризуется ее поверхностностью и незавершенностью. Мыслительный процесс перестает регулировать поведение и действия индивидов и прекращает быть целенаправленным.

    Бред проявляется в качестве умозаключения, суждения или представления, не связанного с информацией, которая поступает из окружающей реальности. Для больного соответствие его бредовых идей действительности не имеет значения. Индивид руководствуется своими умозаключениями, вследствие чего отстраняется от реальности, уходя от нее в бредовое состояние. Таких пациентов невозможно уверить в ложности их бредовых идей, они решительно уверены в их соответствии реальной действительности. По своему содержанию бредовые рассуждения отличаются огромным многообразием.

    Читайте так же:  О чем можно поговорить с девушкой на прогулке, чтобы ей было интересно

    Перечисленные типы нарушения мышления, преимущественно, характерны для умственной отсталости, деменции и шизофрении.

    Нарушения мышления при шизофрении

    Психический недуг, которому присуще грубое расстройство взаимодействия с окружающей действительностью, именуются шизофренией. Состоянию больных шизофренией может сопутствовать неадекватное поведение, различные галлюцинации и бредовые суждения. Для данного недуга характерен распад внутреннего единства чувств и воли, кроме этого отмечается нарушение памяти и мышления, вследствие чего больной индивид не может адекватно приспособиться к социальной среде.

    Шизофрения характеризуется хроническим прогрессирующим течением и имеет наследственную природу.

    Описанный психический недуг разрушительно воздействует на личность субъектов, меняя ее до неузнаваемости. Большинство людей ассоциирует шизофрению с галлюцинациями и бредовыми суждениями, однако на самом деле данная симптоматика вполне обратима, а вот изменения в мыслительных процессах и эмоциональной сфере нет.

    Нарушение мышления психология рассматривает в качестве наиболее часто встречающегося симптома психических заболеваний, в частности шизофрении. При диагностировании того либо иного психического недуга пси­хиатры зачастую руководствуются наличием одного или нескольких видов патологии мыслительной деятельности.

    Основные нарушения мышления имеют формальный характер и заключаются в утрате ассоциативных связей. У индивидов, страдающих шизофренией, изменяется не смысл суждений, а логические внутренние связи суждений. Другими словами происходит не разложение понятий, а нарушение процесса обобщения, при котором у пациентов появляется множество мимолетных, ненаправленных ассоциаций, отображающих весьма общие связи. При прогрессировании заболевания у больных изменяется речь, она становится разорванной.

    Для шизофреников характерно так называемое «соскальзывание», заключающееся в резком непоследовательном переходе от одной идеи к другому суждению. Подобное «соскальзывание» пациенты самостоятельно не в состоянии заметить.

    В размышлениях пациентов зачастую появляются «неологизмы», то есть они придумывают новые вычурные слова. Таким образом, проявляется атактическое (неконкретное) мышление.

    Также у шизофреников наблюдается бесплодное мудрствование, теряется конкретность и обобщенность речи, утрачивается координация между фразами. Больные придают явлениям, чужим высказываниям собственный тайный смысл.

    По данным проведенных экспериментов в сравнении с результатами здоровых индивидов, шизофреники лучше распознают раздражители, являющиеся менее ожидаемыми, а хуже – раздражители, более ожидаемые. Вследствие чего отмечается туманность, расплывчивость, замысловатость мыслительной деятельности больных, что провоцирует нарушения психических процессов при шизофрении. Такие индивиды не могут определить значимые связи, наличествующие между предметами, не выявляют второстепенные конкретно-ситуационные свойства, а актуализируют довольно общие, не отображающие реальной ситуации, зачастую поверхностные, мимовольные, формальные признаки.

    При шизофрении основные нарушения мышления нельзя рассматривать, не учитывая целостную жизнь личности. Нарушения мыслительной деятельности и личностные нарушения взаимосвязаны.

    При шизофрении нарушение памяти и мышления, расстройства внимания, также могут выявляться. Но при отсутствии изменений органического характера в головном мозге данные патологии являются следствиями расстройства мыслительной деятельности.

    Нарушения мышления у детей

    К окончанию раннего возрастного периода у маленьких индивидов складывается интеллектуальная деятельность, включающая способность к обобщениям, перенесению приобретенного опыта из начальных условий в новые, установлению отношений, наличествующих между предметами путем проведения своеобразных экспериментов (манипуляций), запоминать связи и применять их при решении задач.

    Нарушение мышления психология представляет в виде нарушений умственной деятельности, которые возникают при различных недугах или аномалиях развития психики, а также локальных поражениях мозга.

    Мыслительные процессы, протекающие в коре больших полушарий мозга малышей, обуславливает их взаимодействие с социумом.

    Выделяют следующие типы нарушения мышления у детей: соскальзывание, разорванность и разноплановость, опора на скрытые признаки.

    В связи с тем, что мыслительное оперирование – это процесс отображения конкретных признаков объектов, а также отношений, связывающих их, оно ведет к зарождению суждений и воззрений на объективную реальность. Когда наступает расстройство таких представлений, на смену может прийти ускорение мыслительных процессов. Вследствие чего у крох возникает самопроизвольная и быстрая речь, представления быстро меняют друг друга.

    Инертность мыслительной деятельности проявляется в замедление процессов, происходящих в коре полушарий. Речь ребенка характеризуется односложными ответами. О таких детях складывается впечатление, слово у них голова «без мыслей» – совершенно пустая. Подобное расстройство мыслительного функционирования может наблюдаться при маниакально-депрессивном синдроме, эпилепсии либо психопатии.

    Гораздо большим клиническим значением обладает инертность мыслительных процессов с торможением осмысления, сравнительной скудостью ассоциаций, неторопливой и немногословной обедненной речью.

    Инертность мыслительной деятельности ведет к затруднению усвоения больными детьми школьной программы, так как они не в состоянии обучаться в одинаковом темпе со здоровыми малышами.

    Разорванность мыслительного функционирования обнаруживается в отсутствии целенаправленности умственной деятельности, нарушаются отношения, устоявшиеся между объектами или представлениями. Порядок мыслительного оперирования искажается, при этом иногда может сохраняться грамматическая структура фраз, что трансформирует речь, лишенную смысла, во внешне упорядоченное предложение. В случаях, когда теряются грамматические связи, мыслительная деятельность и речь преобразуется в бессмысленный словесный набор.

    Нелогичность (непоследовательность) рассуждений проявляется в чередовании верных и неверных методов выполнения упражнений. Данную форму нарушения мыслительной деятельности легко исправить посредством акцентированного внимания.

    Откликаемость умственного функционирования у детей проявляется изменчивостью способов выполнения упражнений.

  • Источники


    1. Малин, Сюзи Любовь с первого взгляда / Сюзи Малин. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 176 c.

    2. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. — 928 c.

    3. Зайцев, Андрей Социальный конфликт / Андрей Зайцев. — М.: Academia, 2011. — 464 c.
    4. Рюриков, Юрий Яд и мед семьи. Семья и любовь на сломе времен / Юрий Рюриков. — М.: Молодая Гвардия, 2016. — 466 c.
    5. Нарушевич, Руслан Консультации психолога. Семья, дети, работа. Ведическая психология. Книга 2 / Руслан Нарушевич. — М.: Ведананда, 2013. — 416 c.
    Нарушение мышления при шизофрении у детей
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here