Нарушение мышления

Сегодня мы рассмотрим тему: "Нарушение мышления" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

нарушения мышления

Категория: Сестринское дело в психиатрии/Клинические проявления основных психопатологических симптомов

Мышление — психический процесс обобщённого отражения существенных сторон предметов и явлений и их внутренних взаимосвязей. Человеческое мышление невозможно без речи и имеет свои логические формы: понятия, суждения, умозаключения.

Различают три вида мышления: наглядно-действительное, образное и абстрактно-логическое (отвлечённое). Мышления является основной составной частью интеллекта.

Симптомы патологии мышления делят на две группы: расстройства содержания и расстройства формы.

Нарушения формы мышления представлены нарушениями его темпа, подвижности, целенаправленности и грамматического строя речи.

Нарушения темпа мышления проявляются ускорением и замедлением.

Ускоренное мышлениеувеличение количества ассоциаций в единицу времени. Отмечается быстрая смена представлений, понятий, идей, многословие в сочетании с повышенной отвлекаемостью. Мышление становится поверхностным, малопродуктивным. Высшей степенью ускорения является симптом скачки идей (непрерывная смена тематики речи в зависимости от предметов, случайно попавших в поле зрения). Ускоренное мышление характерно для маниакального состояния.

Замедленное мышлениеуменьшение числа ассоциаций в единицу времени. При этом больной утрачивает способность быстро отвечать на вопросы, речь его медленная, однообразная. Такое наблюдается при депрессивных состояниях, астении, шизофрении.

Нарушения подвижности мышления проявляются обстоятельностью и вязкостью.

Обстоятельное мышлениеизлишняя детализация, невозможность отделить главное от второстепенного, постоянное застревание на мелочах с последующим возвращением к основной теме мысли. Такое мышление ещё называют лабиринтным.

Вязкость мышлениякрайняя степень обстоятельности. При этом детализация настолько искажает основное направление мысли, что делает её малопонятной, а мышление непродуктивны. Больные теряют способность удерживать центральную линию разговора, не могут самостоятельно вернуться к теме беседы, освободится от побочных ассоциаций.

Эти нарушения отмечаются при эпилепсии, психоорганическом синдроме.

Нарушения целенаправленности мышления могут проявляться: резонёрством, аморфностью и разорванностью.

  • резонёрство — пространные разлагольствования по несущественному поводу. Обычное их содержание — банальные нравоучения, морализованные истины, известные изречения;
  • аморфность — нечёткое использование понятий, при котором грамматически правильная речь приобретает расплывчатый характер. В результате мысль остаётся непонятной окружающим. Различая резонёрство и аморфность, можно сказать, что в первом случае непонятно «зачем», а во втором «о чём» больной говорит;
  • разорванность — отсутствие логической связи между отдельными умозаключениями, суждениями, понятиями. В результате этого уловить смысл речи больного не удаётся, хотя она кажется упорядоченной. При очень выраженной разорванности может нарушаться и грамматический строй речи. При этом речь представляет собой набор случайных слов, обрывков фраз, «словесную окрошку».

Наиболее часто эти симптомы встречаются при шизофрении.

Нарушение грамматического строя речи может проявляться также бессвязностью мышления. Расстройства мышления по содержанию проявляются бредовыми идеями, сверхценными идеями и навязчивыми идеями.

Бредовые идеиболезненно искажённая оценка фактов окружающей действительности, неправильные суждения и умозаключения, не поддающиеся коррекции. Бред является одним из основных признаков психических заболеваний и входит в структуру большинства психотических синдромов.

Бред с пониженной самооценкой характеризуется болезненным преувеличением имеющихся или приписывание себе несуществующих недостатков.

Выделяют бред самообвинения (греховности), когда больные бичуют себя за допущенные «неисправимые ошибки», якобы приведшие к гибели семьи, окружающего мира и другим негативным последствиям.

Бред самоуничтожения — болезненная убеждённость в собственном ничтожестве, приписывание себе исключительных моральных, интеллектуальных и физических качеств.

Ипохондрический бред — патологическая уверенность в наличии неизлечимой болезни. Больной находит у себя все признаки болезни, обращается к различным врачам, просит всесторонне обследовать его и лечить.

Бред с повышенной самооценкой характеризуется преувеличением реальных свойств собственной личности. К этой группе относятся:

  • бред изобретательства — убеждённость в совершении больным гениального изобретения или открытия;
  • бред величия — патологическая переоценка собственных достоинств, возможностей. Больной может считать себя великим поэтом, художником, полководцем;
  • бред богатства — болезненное убеждение в наличии мнимого богатства, ценностей у больного;
  • любовный бред — убеждённость во влюблённости определённых лиц в больного.

Бред преследования отличается убеждённостью в угрозе или вреде личности больного, ожидаемых или причиняемых извне. К этой форме относятся:

  • бред воздействия — патологическая уверенность больного, что он находится под воздействием гипноза, радиации, космических лучей;
  • бред ущерба — убеждённость в том, что больному причиняют материальный урон (порча и подмена вещей, воровство продуктов);
  • бред отношения — уверенность в том, что окружающие люди с подозрением, неприязнью относятся к нему, ущемляют его интересы;
  • бред ревности — убеждённость в неверности сексуального партнёра. Больной стремится найти улики, неверно истолкованные факты.

Сверхценные идеилогически обоснованные, эмоционально окрашенные убеждения, которым больные придают особо важное значение. Часто они являются составным элементом мировоззрения личности. Больной уверен в своей правоте и стремится доказать её любой ценой. В отличие от бреда сверхценные идеи имеют реальную основу. Путём убеждения больного или изменения ситуации их удаётся ослабить или устранить. Сверхценные идеи могут встречаться как самостоятельное расстройство у акцентуированных и психопатических личностей.

Навязчивые идеинепроизвольное возникновение мыслей, не зависящих от воли больного. Эти мысли носят неотступный характер, от них невозможно освободиться, хотя больной оценивает их критически и хочет от них избавиться.

  • навязчивые сомнения — больной постоянно не уверен в правильности и завершённости своих действий, не может принять решение;
  • навязчивые абстрактные мысли — бесплодные мудрствование или «умственная жвачка»;
  • контрастные мысли — их содержание противоречит мировоззрению и морально-этическим принципам личности, вызывая страдания;
  • навязчивые воспоминания — непреодолимые, ненужные в данный момент воспоминания о событиях своей жизни, часто сопровождающиеся чувством стыда и раскаяния.

Навязчивые идеичастный вариант навязчивостей, к которым относят также навязчивые страхи (фобии) и навязчивые влечения. Навязчивости характерны для неврозов.

  1. Справочник медицинской сестры по уходу/Н. И. Белова, Б. А. Беренбейн, Д. А. Великорецкий и др.; Под ред. Н. Р. Палеева.- М.: Медицина, 1989.
  2. Бортникова С. М.,Зубахина Т. В. Нервные и психические болезни. Серия ‘Медицина для вас’. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  3. Кирпиченко А. А. Психиатрия: Учеб. для мед. ин-тов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Выш. шк., 1989.

Симптомы болезни — нарушения мышления

Нарушения и их причины по категориям:

Нарушения и их причины по алфавиту:

нарушение мышления —

Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений Однако в психологии существует множество других определений. Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Мышление — высшая форма отражения объективной реальности в сознании человека. Это обобщенное, осуществляемое посредством слов и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

Читайте так же:  Паллиативная помощь

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из ВПФ. Оно рассматривается как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

При каких заболеваниях возникает нарушение мышления:

Нарушения динамики мышления.

1. Ускорение мышления («скачка идей») Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме, и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т. н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.)

Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течет и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления. В основе скачки идей — повышенная лабильность корковых процессов.

Характерно:
— Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
— Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.
— Мало задумываются над ответом.
— Легко исправляют ошибки, если на них указать.
— Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
— Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.

2. Инертность мышления Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для эпилепсии («первичное нарушение»), эпилептойдной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания. Больные могут менять способа работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения.

3. Непоследовательность суждений. Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания.
• 81 % сосудистые заболевания
• 68 % травма
• 66 % МДП
• 14 % шизофрения (в период ремиссии)

При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.

4. «Откликаемость» У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер.

Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку с кораблем, так как если положить — утонет. Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имён близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания.

Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения.

Создаётся вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью. В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.

Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). У них разный генез:
— откликаемость — следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.
— отвлекаемость — следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры. Образование большого количества временных связей — основа дальнейшей целенаправленной деятельности.

5. Соскальзывание. Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море).

Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.

Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях.

1. Снижение уровня обобщения. В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие.
• 95 % олигофрения
• 86 % эпилепсия
• 70 % энцефалиты

2. Искажение процесса обобщения. Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Чаще встречается у больных шизофренией (67 %) и психопатов (33 %).

Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами. Так в задаче четвертый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объёмами, ограниченными деревянными плоскостями.

Нарушения мотивационного компонента мышления.
1. Разноплановость мышления. Нарушение мышления, обозначенное как “разноплановость”, заключается в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях.

Больные могут правильно усваивать инструкцию. Они могут обобщить предлагаемый им материал; актуализируемые ими знания о предметах могут быть адекватными; они сравнивают объекты на основании существенных, упроченных в прошлом опыте свойств предметов. Вместе с тем больные не выполняют задания в требуемом направлении: их суждения протекают в разных руслах. Речь идет не о том всестороннем, свойственном мышлению здорового человека подходе к явлению, при котором действия и суждения остаются обусловленными целью, условиями задания, установками личности.

При непоследовательности суждений больные на какой-то отрезок времени лишаются возможности правильно и адекватно рассуждать. Больные объединяют объекты в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании личных вкусов, установок. Приведенные данные находятся в соответствии со многими клиническими данными. Анализ историй болезни этих больных, наблюдения за их поведением в жизни и больнице выявили неадекватность их жизненных установок, парадоксальность их мотивов и эмоциональных реакций.

Читайте так же:  Психологическая травма

Поведение больных отклонялось от обычных нормативов. Больной мог не заботиться о своих близких, но он проявлял повышенную озабоченность по поводу “пищевого рациона” своей кошки, другой больной мог оставить свою профессию и, обрекая семью на лишения, занимался тем, что целыми днями расставлял вещи перед фотообъективом, так как, по его мнению, “видение в различных ракурсах приводит к расширению умственного кругозора”.

2. “Резонерство”. Еще более четко выступает роль измененного личностного отношения в структуре того вида патологий мышления, который обозначается в психиатрической клинике как резонерство. Резонерство – склонность к пустым рассуждениям.

Это расстройство мышления определяется клиницистами как “склонность к бесплодному мудрствованию”, как тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Резонерство выступает для психиатров как само нарушение мышления. Разноплановость и резонерство речи находят свое выражение в речи, которая приобретает, по выражению клиницистов, характер “разорванности”. Анализ образцов “разорванной” речи приводит к следующим выводам.

Во-первых, в довольно длительных высказываниях больных нет никакого рассуждения; больные произносят ряд фраз, но не сообщают в них никакой содержательной мысли, не устанавливают никаких, хотя бы ложных, связей между предметами и явлениями.
Во-вторых, в речи больных нельзя обнаружить определенного объекта мысли. Так, больной называет ряд предметов — воздух, материю, художника, происхождение человека, красные кровяные шарики, но в его высказывании нет смыслового объекта, нет логического подлежащего. Приведенные отрывки нельзя изложить другими словами.
В-третьих, больные не заинтересованы во внимании собеседника, они не выражают в своей речи никакого отношения к другим людям. “Разорванная” речь этих больных лишена основных, характерных для человеческой речи признаков, она не является ни орудием мысли, ни средством общения с другими людьми.

Резонерство и разорванность речи наиболее характерны для шизофрении.

Наиболее качественно выраженным расстройством мышления является бред.
Бред – не соответствующие реальности представления и умозаключения, в ошибочности которых патологически убежденного в их правильности субъекта невозможно разуверить. Его содержание может быть самым разнообразным: бред преследования, отравления, ревности, величия и т.д. От обычных человеческих заблуждений бред отличается следующим:
1) он всегда возникает на болезненной основе, это всегда симптом болезни;
2) человек полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей;
3) бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны;
4) бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе влияют на его поведение.

Навязчивые состояния (обсессии) – это такого рода переживания, когда у человека помимо его воли возникают какие-то мысли, страхи, влечения, действия, сомнения (например, навязчивое мытье рук, страх перед числом “3” и т.д.)

По классификации нарушений мышления Б. В. Зейгарник, резонёрство (наряду с разноплановостью и разорванностью) относится к категории нарушений мотивационно-личностного компонента мышления.

Некритичность — утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека.

К каким врачам обращаться, если возникает нарушение мышления:

Вы заметили нарушение мышления? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Euro

lab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Euro lab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас нарушилось мышление? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro

lab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Нарушения мышления

О нарушениях мышления судят, в первую очередь, по высказываниям и суждениям больного, по характеру — строению и манере речи. Обращают также внимание на соответствие высказываний и поступков, особенности поведения.

Симптомы нарушений мышления, общие для психотического и непсихотического уровней

Одним из важных элементов мышления является способность к обощению и категоризации вещей.

Снижение уровня обобщения подразумевает затруднение выявления общих признаков. Представления о предметах и явлениях достаточно примитивны. Они ограничены сугубо конкретными характеристиками, в то время как сложные, неочевидные связи не проявлены. Иначе говоря, суждения лишены признаков обобщения. Например, больным недоступна задача на классификацию по признакам объединения в крупные классы, затрудняется понимание и толкование метафор и пословиц. Проявлением такого снижения является непонимание больным самого смысла предлагаемой задачи. Симптом встречается, в частности, при олигофрении.

Своеобразным антиподом снижения уровня обобщения является искажение процесса обобщения. Симптом подразумевает утрированно-выхолощенную форму обобщения. Если суждения при снижении уровня обобщения не выходят за пределы частных, единичных связей, то при искажении процесса обобщения имеет место «отлет» от связей в извращенно-утрированной форме. В суждениях отражается лишь абсолютно случайная сторона явлений, существенные же отношения между предметами, предметное содержание вещей и явлений игнорируются (выпадают). Например, тарелка, стол и трамвай объединены по принципу «твердости». Если при снижении уровня обобщения субъектам трудно отвлечься от узкой конкретики, мелкой детали, и взглянуть на вещи широко, захватив совокупность признаков, то при искажении процесса обобщения, напротив, субъектам ничего не стоит усмотреть совершенно невероятную и малозначимую связь между вещами (предметами), далекую от реальной сути.

Читайте так же:  Как сохранить зрение при рассеянном склерозе

Разноплановость мышления заключается в несоответствии между собой разных этапов переработки информации. Например, адекватно воспринимаемая и анализируемая информация не соответствует последующим неадекватным выводам и поведению. Больные могут правильно усвоить инструкцию, проанализировать и обобщить предлагаемый им материал, однако на практике не могут реализовать свои выводы. Задания не выполняются в требуемом направлении, поскольку суждения и решения протекают в разных руслах. В жизни это проявляется неадекватностью жизненных установок, парадоксальностью мотивов и эмоциональных реакций, аберрантным поведением. Например, больной мог не заботиться о близких, но он проявлял повышенную озабоченность по поводу пищевого рациона своей кошки.

Нарушение критичности мышления подразумевает неадекватность мыслительной деятельности окружающей реальности и своему поведению, включая ее мотивацию. Больной не может в полной мере правильно оценить свои мысли, чувства и поступки, в том числе социальные последствия своего поведения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Резонерство определяется как склонность к бесплодному мудрствованию, к непродуктивным многоречивым рассуждениям. О таких порой говорят: «Пустослов». Хотя субъект и не обладает нужной глубиной знаний, он более чем уверенно разбрасывается расхожими фразами-штампами. Преобладает формальная логика, стремящаяся уйти от содержательной стороны темы, ее главной сути. Со стороны очевидно стремление субъекта неосознанное стремление подвести любое, даже незначительное явление под какую-то поверхностно-оценочную концепцию. Особенностью резонерства является аффективность высказываний. Речь многозначительна, с неуместным пафосом. Порой только одна эмоциональная интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как типично резонерское. Своеобразна и лексика резонерских высказываний: больные часто используют вводные слова, меняют привычный порядок расположения слов для усиления выразительности речи.

Обстоятельность мышления характеризуется детализацией, вязкостью, застреванием на отдельных деталях. При ответах даже на простой вопрос пациент пытается бесконечно углубляться в мельчайшие подробности. Симптом характерен для тяжелых форм эпилепсии.

Инертность мышления подразумевает замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов. Мышлению трудно перебраться из одной колеи в другую. Мысли накрепко привязаны к текущей теме, и сменить ее нелегко. Переключение с одного вида деятельности на другой затруднено. Отсюда любое изменение условий деятельности затрудняет саму деятельность. Лабильность мышления выступает антиподом его инертности.

Проявляется неоправданно легкой сменой суждений. Характерная особенность — неустойчивость способа выполнения задания, эпизодический сбой на иной путь решения. Нередко сопровождается повышенной отвлекаемостью внимания.

Ускорение мышления, или скачкообразность («скачка идей»), подразумевает возбуждение мышления, приводящее к ухудшению функционирования. Слова не поспевают за полетом мысли. Возникают разрывы связи между мыслями; одна мысль не продолжает другую.

Разорванность мышления указывает на патологическое возрастание комбинирования представлений. По внешним признакам весьма напоминает ускорение мышления. Возникают невероятные ассоциативные связи между самыми разнородными элементами. Речь теряет функцию общения. Уследить за мыслью больного чрезвычайно сложно, так же, как и понять суть его ассоциаций. Симптом свидетельствует о серьезных нарушениях психики.

Замедление мышления проявляется уменьшением количества ассоциаций и замедлением темпа речи. Характерна трудность в подборе слов и формировании общих понятий и умозаключений.

Ментизм синонимичен одновременному наплыву сразу нескольких мыслей. Естественно, эти мысли не всегда могут быть четко высказаны, поскольку одна мешает другой. Зачастую они имеют насильственный характер, в них присутствует элемент «сделанности». Больные обычно осознают трудности обдумывания чего-либо, отмечая наслаивание мыслей одна на другую: «мысли перемешаны в голове, трудно думать».

Шперрунг (нем.) обозначает «закупорку» мыслей. Воспринимается как обрыв мыслей, внезапная пустота в голове, замолкание вследствие внезапного забывания темы разговора. Шперрунг и ментизм характерны для шизофрении и шизотипических расстройств.

Аморфность мышления выражается в неопределенности общего смысла сказанного. Связность речь будто бы сохранена, но отсутствует конкретика и четкость цели (что хочет человек сказать?). Создается впечатление, что пациент «плывет» или «растекается» мыслями, будучи не в состоянии выразить общую идею. Таким лицам трудно прямо ответить на вопрос. Симптом характерен для шизоидной акцентуации и шизоидных расстройств личности.

Предметно-конкретное мышление характерно для лиц с умственной отсталостью. Речь очень примитивна, с формальной логикой. Например, на вопрос, как вы понимаете поговорку «Яблоко от яблони недалеко падает», следует ответ: «Яблоки всегда падают недалеко от дерева».

Тематическое соскальзывание мышления характеризуется внезапным непоследовательным изменением темы разговора. Симптом близок к лабильности мышления.

Инкогерентное (бессвязное) мышление предполагает отсутствие связи между отдельными словами в предложении, часто появляются повторы отдельных слов (персеверации).

Вербигерация. Это высшее проявление разорванности мышления, когда нарушается связь не только между словами, но и между слогами. Пациент может произносить отдельные звуки и слоги стереотипно. Симптом характерен для шизофрении.

Речевые стереотипии выражаются как повторы отдельных слов, фраз или предложений. Пациенты могут рассказывать одни и те же истории, анекдоты (симптом граммофонной пластинки). Иногда речевые обороты сопровождаются затуханием (сокращением формулировки суждения). Например, пациент произносит фразы: «Головная боль меня иногда беспокоит. Головная боль меня иногда. Головная боль меня. Головная боль». Речевые стереотипии характерны для деменций.

Копролалия подразумевает преобладание в речи нецензурных оборотов и фраз, иногда с полным вытеснением обычной речи. Характерна для диссоциативных расстройств личности и проявляется при всех острых психозах.

Симптомы нарушений мышления, характерные для психотического уровня

Патологию мышления обычно рассматривают одновременно с двух точек зрения: расстройства содержания и формы проявления.

К расстройствам содержания (с продуктивным нарушением мышления) относят навязчивые, сверхценные и бредовые идеи. К расстройствам формы — нарушения темпа, подвижности, целенаправленности и построения ассоциативного процесса.

Навязчивые идеи заключаются в непроизвольно и неконтролируемо возникающих мыслях на определенную тему. Осознается это, впрочем, вполне критично. Подсознательная причина многих навязчивостей — сомнение в правильности своего понимания чего-либо. Следствие — стремление проверить себя еще и еще раз. Сам характер навязчивости действует тягостно и вызывает душевный дискомфорт. По содержанию выделяют идеи, относящиеся к собственно мыслям, к эмоциям (страхам) и к воле (влечения и действия). В частности, различают навязчивые сомнения, контрастные мысли, навязчивые страхи, навязчивые влечения, навязчивые действия. Навязчивые идеи совместно с навязчивым поведением объединяют в группу ананкастических, или обсессивно-компульсивых, расстройств.

Обсессиями в широком смысле называются навязчиво повторяемые мысли, образы, эмоциональные импульсы. Своим назойливо-нежелательным присутствием в сознании обсессии вводят индивида в состояние хронического стресса.

Компульсии представляют собой повторяющиеся акты поведения (например, молитвы) или действия (проверки). Они прямо связаны с обсессиями и эмоциональной тревогой. Компульсии позволяют кратковременно снять эмоциональное напряжение, повысив уверенность индивида в своем благополучии и безопасности. Развитие компульсий идет по нарастанию: от простых действий — к настоящим ритуалам. Ритуалы неуклонно усложняются, постепенно отнимая все больше и больше времени на свое выполнение и усугубляя невроз. В ряде случаев вся жизнь индивида превращается в сплошное ритуальное действо, в которое нередко вовлекаются члены семьи и окружение. Например, страх подхватить инфекцию приобретает характер обсессии. Тревога снижается путем навязчивого (компульсивного) мытья рук. Однако усердие, с которым моются руки, превращается в своеобразный садистско-мазохистский ритуал: руки могут отскребаться до тех пор, пока не будет содрана кожа. Таким образом, компульсивное поведение в конечном итоге ведет к нарастанию тревог индивида.

Читайте так же:  Аутизм трудности речи можно улучшить в подростковом возрасте

Сверхценные идеи заключаются в появлении в жизни индивида исключительно важной с его точки зрения идеи (идеи фикс). В глазах социальной реальности, однако, значимость такой идеи весьма сомнительна. Переоцененная идея, приобретая доминирующее значение, становится самодовлеющим фактором. Она полностью подчиняет себе индивида. Страдает критичность понимания ситуации. Индивид начисто игнорирует разрушающие идею доводы и обращается к чисто формальной (поверхностной) логике. Пример: всем странам необходимо срочно сеять кукурузу, чтобы избежать мирового голода.

Бред. Высшей формой продуктивных нарушений мышления психотического уровня является бред (бредовые идеи). Бред представляет собой непоколебимые ложные убеждения, способные повлиять на поведение индивида. Бредовый рассказ обычно опирается на цепь субъективно отобранных доказательств, в которых отчетливо просматривается односторонняя логика (паралогика). Она предполагает обязательность подтверждения своей правоты. Любой факт примеряется к этому внутреннему закону; в случае несоответствия аргумент игнорируется. Бред является формальным признаком психоза и выступает одним из основных признаков большинства психических заболеваний.

Возникновению бреда обычно предшествует период спутанности сознания и ощущения легкого изменения в индивидуальном мировосприятии. Такое состояние называют бредовым настроением. Оно проявляется неопределенной тревогой, напряжением, чувством надвигающейся угрозы, ощущением приближающегося несчастья, настороженным восприятием происходящего вокруг. Для больного все вдруг приобретает иной, особый смысл. Появление бреда сопровождается субъективным ощущением облегчения, чувством, что ситуация стала понятной: неопределенные ожидания и подозрения, смутные предположения оформились, наконец, в четкую систему, приобрели ясность (с точки зрения больного).

Различают два типа бреда:

  • бред первичный, или интерпретативный, при котором ложные утверждения являются болезненной интерпретацией неких реальных фактов, с элементами четкой логической связи; обычно это касается внутреннего миропонимания самих индивидов;
  • бред образный (вторичный, чувственный), отягощенный присутствием галлюцинаций и псевдогаллюцинаций; при нем интерпретируются не столько реальные факты, сколько сам целостный образ галлюцинаций и псевдогаллюцинаций; такой бред чаще обращен к внешнему миру и действиям иных лиц.

Диагностика патологических нарушений мышления

В диагностике патологических нарушений мышления используют, в частности, методики классификации понятий, исключения и обобщения понятий, выделения существенных признаков, ассоциативного эксперимента Г. Эббингауза, анализа пиктограмм. Общий интеллект оценивают по тесту прогрессивных матриц Дж. Равена.

Методика классификации понятий заключается в группировке карточек с изображениями животных, растений и предметов. В методике исключения и обобщения понятий предлагается из ряда понятий (например, темный, светлый, ясный, голубой, тусклый) исключить чужеродное (либо объединить однородные). Методика выделения существенных признаков требует отбора нескольких первостепенных признаков предмета из предлагаемых, например из перечня: сеновал, коровы, крыша, скот, стены выделить основные для понятия «дом». По методике ассоциативного эксперимента следует быстро называть первую пришедшую на ум ассоциацию со стимульными словами. Методика Г. Эббингауза заключается в заполнении пробелов в тексте рассказа, а также анализе индивидом предлагаемых текстов, содержащих дилемму. Анализ пиктограмм представляет собой, по сути, проективный тест в виде серии схематических рисунков, выполняемый индивидом на заданные темы.

Тест прогрессивных матриц Дж. Равена считается одним из стандартов оценки общего интеллекта; он состоит из 60 заданий, распределенных по 5 сериям. В каждой серии представлен геометрический рисунок или матрицы с недостающей частью картины. Задача состоит в обнаружении закономерностей в матрицах и выявлении отсутствующей части. По результатам выделяют 5 уровней интеллекта.

Нарушения мышления

Классификация нарушений мышления в психопатологии

1. Нарушение динамики мыслительной деятельности:

а) Ускоренное мышление протекает на фоне повышенного настроения (маниакальное, гипоманиакальное состояние), характеризуется быстрым, облегченным возникновением ассоциаций. Суждения поспешны, не продуманы, односторонни. Мышление в целом поверхностное, непоследовательное. При значительном ускорении мышления появляется скачка идей.

б) Замедленное мышление характерно для больных в депрессивном состоянии. Проявляется в замедлении темпа течения мыслительных процессов, чувстве затрудненности мышления, уменьшении количества идей, затруднениях осмысления при сохранности уровня обобщения и отвлечения. Характерен монодеизм – своеобразная избирательность мышления, обусловленная аффективным состоянием больного (сосредоточенность на отрицательных эмоционально окрашенных мыслях).

в) Инертное мышление – группа синдромов расстройств мышления, основной признак который – недостаточная подвижность (ригидность) психических процессов (заболевания различного генеза: шизофрения, грубая органическая патология головного мозга). Инертностью протекания психических процессов может объяснить такие психопатологические явления, как ригидность, персеверации и стереотипии, которые объединяются понятием «фиксированные формы поведения» – акты поведения, упорно и непроизвольно повторяющиеся или продолжающиеся и в ситуациях, которые объективно требуют их прекращения или изменения.

[2]

Один из видов инертного мышления – вязкое мышление – наблюдается при эпилептическом слабоумии. Характеризуется обстоятельностью, склонностью к детализации, неумением отделить основное от второстепенного, тугоподвижностью, «топтанием» на месте, невозможностью выйти из круга определенных представлений и переключиться на что-то другое.

2. Нарушение структуры мыслительной деятельности – нарушение логики, целенаправленности мышления. Вот некоторые виды подобных нарушений:

а) Аутистическое мышление. Понятие «аутизм» в психиатрию было введено Э. Блейлером (1911). Под аутизмом он подразумевал своеобразную личностную установку, с которой связаны перестройка всей психической деятельности, глубокие изменения мышления и аффективно-волевой сферы. Аутистичное мышление управляется не законами логики, а «аффективными потребностями», под которыми Блейлер подразумевал стремление человека испытывать удовольствие и избегать неприятных переживаний. Такое мышлении игнорирует закономерности реального мира. Больной испытывает чувство отстраненности от внешнего мира, который он перестает понимать. Теряется способность различать границы между субъективным миром и реальностью. Наиболее характерно для больных шизофренией, но может встречаться при грезах у истерических субъектов и даже у здоровых людей в какие-то периоды жизни.

б) Резонерское мышление. Резонерство – склонность к бесплодному мудрствованию, к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Основано на поверхностных, формальных аналогиях. Преобладают формальные, случайные ассоциации при уходе от содержательной стороны задачи. Цель мыслительной задачи отодвигается на задний план, а на передний выдвигается стремление больного к «рассуждательству». Обусловлено особенностями личностно-мотивационной сферы больных, их потребностью в самоутверждении. Встречается у больных шизофренией, эпилепсией, олигофренией и при ряде органических поражений головного мозга.

в) Паралогическое мышление. Патологическая склонность больных к паралогизмам. Паралогизм – неправильное, ложное рассуждение, логическая ошибка в умозаключении, происшедшем непреднамеренно и являющаяся следствием нарушения законов и правил логики. В отличие от софизмов – ошибок преднамеренных, цель которых – ввести в заблуждение кого-либо, паралогизмы вполне искренне отстаиваются, утверждаются. Характерна страстность, с которой доказываются и защищаются недостаточно подкрепляемые выводы. Критика в отношении логических ошибок отсутствует.

Читайте так же:  Можно ли умереть от тоски и как от нее избавиться

3. Нарушение содержания мыслительной деятельности (патологическая продукция мышления):

а) Навязчивые мысли – это представления и мысли, непроизвольно вторгающиеся в психику больного и тяжко им переживаемые, им присущи эпизодичность, приступообразное течение. Возникают в теснейшей связи с эмоциональной сферой, сопровождаются депрессивными эмоциями, чувством тревоги. Больной понимает их нелепость, критически к ним относится.

б) Сверхценные идеи – отдельные суждения или группа суждений, аффективно насыщенных и носящих стойкий, фиксированный характер. Например, сверхценные идеи ревности, изобретательства, ипохондрические. Будучи весьма эмоционально насыщенными, занимают в психике центральное место и мешают человеку быть в достаточной мере беспристрастным и объективным в своих суждениях. Связаны с паралогическим мышлением и резонерством. Мышление становится тенденциозным, односторонним, все, что стоит в стороне от сверхценной установки или идет вразрез с ней, игнорируется.

Сверхценные идеи, как патологическое явление отличаются от доминирующих идей, которые могут встречаться у психически здоровых. Например, человек одержим научной идеей, ради доказательства правоты которой он готов пренебречь всем остальным, своими личными интересами и интересами своих близких. Доминирующая идея может претерпеть развитие и превратиться в истинную сверхценную идею. Сверхценные идеи чаще всего возникают у личностей с патологическим складом характера (паранойяльные, психастенические, эпилептоидные психопаты).

в) Бред – совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне. Бредовые идеи отличаются постоянством и непоколебимостью. Характерна убежденность больного в полной реальности бредовых переживаний. Попытки разубедить больного, доказать ему неправильность его бредовых построений, как правило, приводят лишь к усилению бреда. Примеры бредовых идей: бредовые идеи величия, высокого происхождения, бред изобретательства, богатства, греховности, обнищания, преследования, воздействия и др.

Классификация нарушений мышления в патопсихологии

Нарушения мышления, встречающиеся в психиатрической практике, чрезвычайно разнообразны и с трудом поддаются классификации. В психиатрии не существует единого принципа анализа этих расстройств. Б.В. Зейгарник, опираясь на понимание мышления как особой деятельности, попыталась определить наиболее общие параметры этих нарушений и на их основе выделила определенные виды патологии мышления.

1. Нарушения операциональной стороны мышления:

а) Снижение уровня обобщения – в суждениях больных доминируют конкретные, непосредственные представления о предметах и явлениях, а более высокие уровни обобщения, где требуется абстрагирование, больному труднодоступны.

б) Искажение процесса обобщения – существенные свойства предметов, явлений и существующие связи между ними вовсе не принимаются больными во внимание при операции обобщения. В основу обобщения берутся чрезвычайно общие признаки, но они носят случайный, ненаправленный и неадекватный характер.

в) Соскальзывания – ошибочные суждения, носящие единичный, эпизодический характер. Наблюдаются у больных шизофренией при их относительной сохранности. Напоминают непоследовательность суждений, но не связаны с истощаемостью. Обусловлены своеобразным нарушением ассоциативного процесса, большей частью не корригируются исследующим. Отсутствует связь между степенью трудности задания и появлением ошибочных суждений.

2. Нарушения динамики мыслительной деятельности:

а) Лабильность мышления характеризуется неустойчивостью способа выполнения задания. Два вида:

– Неустойчивость суждений. Уровень обобщения не снижен, но адекватный характер суждений неустойчив, т.е., адекватные суждения чередуются с неадекватными. Является проявлением нарушения умственной работоспособности при повышенной истощаемости психической деятельности органического генеза.

– Скачка идей – хаотичность ассоциаций, повышенная откликаемость. Характерна для больных, находящихся в маниакальном состоянии.

б) Инертность мышления проявляется в затрудненности переключения с одного способа работы на другой. В ее основе –инертность связей прошлого опыта. Больные не могут изменять ход своих суждений, склонны к чрезмерной детализации, затрудняются операции обобщения и отвлечения.

3. Нарушение личностного (мотивационного) компонента мышления:

а) Разноплановость мышления: ее суть в потере предметной однозначности («полисемантизме»). Предметная однозначность – это закрепление в сознании человека за тем или иным предметом существенного с точки зрения социальной практики свойства или функции. При разноплановости мышления, суждения больного о каком-то явлении протекают как бы в разных плоскостях. Он объединяет предметы в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании своих вкусов и установок. Соответствует общей неадекватности установок, мотивов, эмоций больных шизофренией.

б) Резонерство (бесплодное мудрствование).

4. Нарушение критичности мышления: человек не сравнивает свои действия с ожидаемыми результатами, не замечает своих ошибок и не исправляет их. Связано с нарушением процесса саморегуляции познавательной деятельности – проявлением нарушений личности (невозможность осознания своего поведения, нарушение подконтрольности своих действий, их опосредованности).

Вопросы и задания:

1. Какие стороны нарушения мышления выделяют в патопсихологии?

2. Какие методики используются для исследования нарушений мышления?

3. В чем сущность явлений снижения и искажения процессов обобщения?

4. В чем проявляется нарушение критичности мышления?

5. К нарушению какой стороны мыслительной деятельности относится явление резонерства и почему?

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков Н.С. Практическая патопсихология. – Ростов н/Д, 1996. С. 84-139.

[1]

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. С. 170– 229.

3. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. – М., 2000. – Т. 1. – С. 151-157.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8580 —

| 7400 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Артем, Толоконин Секреты успешных семей. Взгляд семейного психолога / Толоконин Артем. — М.: Вектор, 2014. — 886 c.

  2. Старшенбаум, Г. В. Как стать семейным психологом / Г.В. Старшенбаум. — М.: Психотерапия, 2013. — 480 c.

  3. OZON. От секса к сверхсознанию. Беседы о запретном и дозволенном (2 шт.) (1183). — Москва: РГГУ, 2016. — 201 c.
  4. Дафни, Роуз Кингма Разрыв. Почему заканчиваются отношения и как пережить расставание / Дафни Роуз Кингма. — М.: АСТ, Астрель, 2012. — 192 c.
  5. Рюриков, Юрий Яд и мед семьи. Семья и любовь на сломе времен / Юрий Рюриков. — М.: Молодая Гвардия, 2016. — 466 c.
Нарушение мышления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here