Негативные проявления эмоциональной депривации у ребенка

Сегодня мы рассмотрим тему: "Негативные проявления эмоциональной депривации у ребенка" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Негативные проявления эмоциональной депривации у ребенка

Л. В. Настина, педагог-психолог

Эмоциональная депривация у детей

Поцелуи, объятия, ласка и добрые советы — это именно те признаки привязанности, которые родители должны демонстрировать своим детям. При отсутствии этого у детей может возникнуть эмоциональная депривация. Демонстрация любви и заботы способствует хорошему социально-психологическому развитию детей. Ребенок практически полностью зависит от своих родителей или окружающих его взрослых в экономическом, образовательном, эмоциональном и психологическом плане.

Признаки эмоциональной депривации у детей

В детстве дети нуждаются в знаках любви и принятия со стороны близких. Без этого они не могут чувствовать себя любимыми и защищенными. Часто, по мере того, как ребенок растет, родители проявляют меньше внимания, заботы, любви. Несмотря на современный уклад жизни родителям необходимо постоянно демонстрировать своему ребенку, как он важен для них.

Эмоциональная депривация приводит к тому, что дети постоянно чувствуют себя одинокими или покинутыми. Связь между родителями и детьми ослабевает, и это сказывается, в том числе, на самооценке.

Чтобы узнать, достаточно ли вашему ребенку проявлений любви и заботы, вам стоит проанализировать данные признаки:

  • Ребенок постоянно испытывает беспокойство и имеет проблемы при взаимодействии с другими людьми.
  • Он всегда занимает оборонную позицию и настороженно относится к тому, что происходит вокруг него.
  • Ребенок страдает от стресса.
  • Его иммунная система ослабевает из-за высокого уровня депрессии.

1. Неповиновение

У детей с эмоциональной депривацией возникает потребность привлечь внимание любой ценой. Для того, чтобы их заметили, дети демонстративно перестают слушаться родителей, педагогов, могут вести себя неадекватно в общественных местах. Дети, которые хотят любви и внимания от своих родителей, часто устраивают сцены. Если они не достигают своей цели, то просто увеличивают интенсивность и частоту. Типичными признаками неповиновения у детей являются: слезы без причины, агрессия, гнев, импульсивность, внезапные перепады настроения.

2. Агрессия

В случае, когда дети проявляют агрессию, им нужно уделить повышенное внимание и слушать, что они пытаются сказать. Таким образом, они будут чувствовать себя значимыми и обретут достаточную уверенность, чтобы рассказать о том, что их беспокоит.

[1]

Столкнувшись с эмоциональным вакуумом, дети чувствуют себя крайне уязвимыми. У них появляются страхи при общении с другими людьми. Поскольку они не чувствуют себя в безопасности, то постоянно держат оборону.

Часто ребенок не способен самостоятельно справиться с эмоциональной депривацией. Из-за этого может возникнуть чувство пустоты и недоверия, которое будет усиливаться по мере взросления. Страх быть брошенным существует у каждого ребенка, но если дети не видят знаков любви со стороны родителей, он усиливается.

В семьях, где не принято открыто проявлять любовь, дети начинают говорить позже. Они испытывают проблемы с социализацией. Дети подвергают свои эмоции строгой цензуре и стараются избегать привязанности к кому-либо.

Некоторые родители полностью передают воспитание цифровым устройствам. С практической точки зрения удобно, что дети тихо сидят, уткнувшись в планшет, телефон или телевизор. Но все это не оставляет места проявлению живых эмоций.

Эмоциональная депривация может привести к тому, что из ребенка вырастет неуверенный в себе человек. Он будет отличаться эмоциональной незрелостью, эгоизмом и проблемами идентичности, постоянно будет стремиться к эмоциональным отношениям, которые могут удовлетворить его потребность чувствовать себя любимым, у него возникают проблемы с поддержанием стабильных отношений и часто случаются конфликты с окружающими.

Чем опасно состояние эмоциональной депривации?

Состояние эмоционального комфорта любого человека зависит от того, насколько удовлетворены его основные потребности.

Если все в порядке, он способен руководить своими мыслями, поступками, а также принимать ответственные решения.

В противном случае возникает эмоциональная депривация — состояние неудовлетворенности, возникающее в виде реакции психики на те или иные проблемы.

О симптомах и лечении органического эмоционально-лабильного расстройства личности вы можете узнать из нашей статьи.

Что это такое в психологии?

Эмоциональная депривация — особая реакция психики на неудовлетворенную потребность.

Проявляться она может в виде психических расстройств, при которых человек утрачивает чувство уверенности и безопасности, вместо которых появляется ощущение тревожности, опустошенности и страха перед любыми переменами.

Подобное нарушение эмоционального состояния приводит к тому, что человек пребывает в постоянном напряжении, в силу чего теряет возможность здраво мыслить, находить выход из различных ситуаций, видеть и использовать новые перспективы.

Вместо этого он становится замкнутым и тревожным заложником стресса, а порой и затяжной депрессии.

Он старается максимально «закрыться» от окружающего мира, сужает круг общения и всячески стремится изолировать себя от людей, к которым относится крайне настороженно и недоверчиво.

Причины возникновения у взрослых и детей

Существует две основные группы причин, которые приводят к эмоциональной депривации:

    Драматические события. Катастрофы, бедствия, предательство или потеря близкого человека, серьезные болезни, сложные жизненные ситуации, связанные с потерей работы либо утратой средств к существованию — все это приводит к тому, что человек не желает допустить любую разрушительную информацию в свое сознание, попросту отрицая факт ее существования.

В то же время, в нем зарождается чувство недоверия к окружающим, теряется вера в собственные силы и способность трезво смотреть на ситуацию. Человек зацикливается на проблеме и не желает искать пути для ее решения, снова и снова переживая трагические события. Будучи в состоянии постоянного стресса, он перестает видеть грань между реальным положением вещей и вымыслом, детали которого он может дофантазировать и накрутить себя до такой степени, что не сможет не то что решить проблему, но и подступиться к ней.
Нереализованные потребности. Потребность в любви, уважении, самореализации и социальном признании должны быть реализованы у каждого человека наряду с нуждами физиологическими. Если хотя бы одна из них не удовлетворена, человек начинает испытывать эмоциональные страдания. Возникает раздражительность, уныние, снижается самооценка.
Читайте так же:  Как увести любимого из семьи психология женатого мужчины

В таком состоянии человек пребывает до тех пор, пока дефицит той или иной потребности не будет восполнен.

В детском возрасте основной причиной возникновения депривации выступает отсутствие тактильного контакта с родителями (особенно мамой), а также игнорирование ими эмоций ребенка, когда на первый план выступают лишь основные (на взгляд взрослых) потребности: здоровье, сон, еда, одежда.

Нехватка общения и приятных эмоций приводит к задержке развития ребенка во многих сферах (интеллектуальной, речевой).

Особенно это касается деток, растущих без родительской опеки в детских домах и интернатах.

Став взрослыми, они испытывают недоверие к людям в частности и к миру в целом, им бывает довольно сложно открыться партнеру и создать полноценную семью.

В старшем возрасте не менее важной потребностью является общение со сверстниками, без которого ребенку будет нелегко адаптироваться к жизни в обществе.

Основными симптомами эмоциональной депривации являются:

    Чувство неудовлетворенности. Что бы человек ни делал, его преследует лишь ощущение опустошенности и бессилия. Моральное удовлетворение отсутствует напрочь, будь-то работа, общественная деятельность или хобби. Такое положение вещей препятствует стремлению к новым целям, свершениям и победам.

  • Снижение интереса к жизни. Привычные ценности начинают подвергаться сомнению, пересматриваются приоритеты, делаются новые выводы, которые практически всегда неверны и противоречат жизненному укладу человека. В итоге возникает идея, что все хорошее в жизни «уже случилось», а впереди ожидает лишь череда трудностей и проблем.
  • Чувство опустошенности. Постоянное ощущение потери чего-то очень важного не дает человеку расслабиться и найти выход из сложившейся ситуации.
  • Создается впечатление, что внутри образовалась пустота, заполнить которую невозможно.

  • Замкнутость. Человек начинает сторониться других людей, ограждая себя от любого общения. Ему начинает казаться, что его абсолютно никто не понимает, из-за чего он погружается в свои мысли. Он практически не выходит из дома и даже перестает замечать, что вокруг по-прежнему кипит жизнь, в которой есть свои радости.
  • Гнев и агрессия. Проявляться подобные состояния могут не только по отношению к посторонним, но и к самому себе: человек начинает сознательно причинять себе боль, будто-бы в наказание за что-то.
  • Повышенная тревожность. Возникает необъяснимое чувство тревоги и страха перед любыми переменами, новыми событиями — всем, что связано с неизвестностью. Человек попросту начинает бояться будущего, становится пассивным и сторонится любых активных действий, уныло «плывя по течению». Подобное состояние может повлиять на качество сна, проявляясь бессонницей, вызванной тревожным состоянием в ночное время.
  • Частая смена настроения. Нестабильность эмоционального состояния порой не зависит от внешних причин.
  • Внезапный смех сменяется слезами, а грусть — агрессией.

    Последствия

    Длительное состояние эмоциональной депривации может приводить к некоторым негативным последствиям. У детей это:

    • изменение поведения (чаще всего гиперактивность) с целью привлечь к себе внимание взрослого;
    • возникновение фантазий, выдуманных друзей и т. д.;
    • впадение в состояние постоянного уныния;
    • компенсирование недостающего родительского внимания общением со сверстниками (причем далеко не всегда, благополучными).

    У взрослых последствия депривации проявляются несколько иначе и выглядят как:

    • стремление компенсировать недостаток положительных эмоций просмотром фильмов, музыкой, книгами, играми (характерно для начальной стадии депривации) и различными экстремальными хобби;
    • возникновение навязчивых состояний, истерик, психозов, бреда;
    • истощение организма, вызываемое длительным отсутствием аппетита и сна;
    • затяжная депрессия, состояние апатии;
    • аутоагрессия (умышленное причинение своему здоровью серьезного вреда, либо возникновение психосоматических болезней);
    • беспорядочные половые связи;
    • употребление психотропных веществ или наркотиков;
    • появление навязчивых мыслей о суициде, вплоть до совершения его попыток.

    Примечательно, что все проявления и последствия депривации имеют свойство временно исчезать в силу возникновения серьезных угроз для жизни (войн, тяжелых болезней и т. д.), запускающих механизмы выживания и вытесняющих все симптомы в иную плоскость.

    Методы преодоления

    Преодолеть депривацию можно исключительно путем достижения гармонии с самим собой и установления эмоционального равновесия.

    Зачастую сделать это самостоятельно человек просто не в состоянии, поскольку он не осознает, что проблема существует в принципе.

    Именно поэтому так важно, чтобы рядом вовремя оказались близкие люди, способные помочь и убедить обратиться за помощью к психологу либо психотерапевту.

    Как правило, путь преодоления проблемы включает несколько этапов:

    1. Определение и выявление основной причины, приведшей к эмоциональной депривации.
    2. Рассмотрение возможности устранение первопричины, если это возможно (к примеру, удовлетворения тех или иных потребностей).
    3. «Отключение» механизмов депривации (в случае, если устранить главную причину не представляется возможным).

    Хотя бы временно выйти из состояния депривации человеку может помочь:

    1. Высокая физическая активность. Занятия танцами, аэробикой, гимнастикой, фитнесом и т. п. запускают в организме внутренние механизмы, направленные на выживание, временно переключая сознание человека от тревожных мыслей и навязчивых идей.
    2. Творчество. Арт-терапия особенно полезна, поскольку позволяет «выплеснуть» на лист бумаги скрытые глубоко внутри эмоции, чувства, переживания, при этом освобождаясь от тревоги и страхов.
    Читайте так же:  Влияние телевизора

    Но все это должно проводиться в комплексе с регулярными консультациями специалиста — только в этом случае можно будет надеяться на положительный результат терапии.

    Что касается эмоциональной депривации у детей, растущих в семье, но при этом испытывающих подобное состояние, важную роль в процессе его преодоления играют родители.

    Именно они, прежде всего, должны получить консультацию (а порой и пройти полный курс терапии) психолога, чтобы помочь своему ребенку.

    Они должны понять, что любые эмоции ребенка (даже самого маленького) значимы.

    Зачастую пренебрегать так называемым, эмоциональным воспитанием, склонны те родители, которые не получили его в своем детстве. Таким людям просто жизненно необходимо усвоить самим и показать ребенку, как важно:

    • распознавать собственные эмоции и озвучивать их;
    • допускать возможность совершения ошибки, за которую не наказывают, а помогают исправить;
    • учиться проявлять сострадание к другим людям и к себе;
    • не бояться проявления своих эмоций и желаний;
    • уметь безоговорочно принимать и любить себя.

    Постоянный родительский пример, безусловная любовь и близкий эмоциональный контакт помогут ребенку преодолеть состояние депривации и избавить себя от возможных проблем во взрослой жизни.

    Эмоциональная депривация — состояние довольно сложное, особенно, если продолжается длительное время.

    Посему невероятно важно вовремя «вытащить» человека, дабы не случились осложнения подобного состоянии со всеми вытекающими последствиями.

    При этом важно понимать, что самостоятельно обратиться за помощью к специалисту человек не сможет просто потому, что не осознает существование проблемы.

    Эмоциональная депривация — как обнаружить и скорректировать? Узнайте из видео:

    Какие особенности воспитания приводят к эмоциональной депривации у школьников?

    Склонность ребенка к апатии, его постоянная эмоциональная пассивность и грусть — все это прямые признаки развития эмоциональной депривации. Какие особенности воспитания приводят к эмоциональной депривации, и как организовать борьбу с признаками психологической проблемы?

    Предпосылки развития эмоциональной депривации

    Какие особенности воспитания приводят к депривации — распространенный вопрос среди тех родителей, которые уже столкнулись с признаками психологического заболевания. Чаще всего последствия эмоциональной депривации бывают трудно обратимыми, и столкнувшись с ними однажды, необходимо немедленно обращаться к психологу. Из-за чего подобное отклонение возникает?

    Эмоциональная депривация — это стимульное обеднение чувств, которое возникло у ребенка на фоне серьезных эмоциональных проблем. Так, если в юном возрасте малыш не получал достаточно любви от родителей, сталкивался с агрессией мамы и папы, то войдя в подростковую ступень развития, он практически наверняка столкнется с депривацией.

    Многие дети в возрасте от года до семи лет испытывает огромную потребность в выражении своих чувств. Такие дети любят обниматься и целоваться с родителями, обожают подолгу болтать с ними на самые разные темы, таким образом питая свою потребность в общении. Если взрослые в ответ на эмоциональную необходимость ребенка ведут себя грубо или не проявляют желания общаться с ребенком, он может замкнуться в себе. Очень часто такие несчастные малыши отличаются эмоциональной неустойчивостью.

    Депривация может возникать и из-за того, что взрослые не позволяют ребенку выказывать свои эмоции. Злясь на малышей за их радость или слезы, родители заставляют младших членов семьи блокировать вполне естественные эмоции, что в дальнейшем приводит к их замкнутости и регулярным депрессиям.

    Последствия эмоциональной депривации могут быть ужасающими. Во-первых, дети, страдающие из-за этого психологического заболевания, не могут наладить нормальный контакт с родителями, отличаясь скрытностью и молчаливостью. Во-вторых, такие малыши в будущем вырастают эмоционально неустойчивыми, у них часто случаются истерики из-за отсутствия опыта правильного выражения своих эмоций. В-третьих, на фоне эмоциональной депривации зарождается страх перед привязанностью, что в будущем мешает построить нормальные отношения. Таким образом, неправильное поведение родителей в детстве может напрямую сказаться на будущем ребенка.

    Способы борьбы с эмоциональной депривацией

    Довести собственного ребенка до эмоциональной депривации несложно, и зачастую такие проблемы возникают в неблагополучных семьях, где детки растут сами по себе, без участия взрослых. Однако справиться с последствиями такой проблемы иногда оказывается нелегко, и для этого приходится полностью менять алгоритм своего поведения по отношению к чаду.

    Первое, что стоит сделать — это забыть про сдержанность в плане отношений с ребенком. Родителям необходимо проявлять эмоции, стараться, как можно больше времени проводить со своим чадом. Замечательно, если взрослые будут пытаться разговаривать с ребенком, рассказывать ему про собственные проблемы и смешные ситуации из жизни. Чем раньше взрослые изменят свою модель поведения, тем будет лучше, ведь ребенок начнет быстрее выходить на контакт.

    Ожидать мгновенного изменения ситуации не стоит, ведь малыш уже привык к равнодушию со стороны взрослых, и внезапное изменение ситуации его скорее напугает, чем воодушевит. Родителям же следует внушить ребенку мысль, что теперь в их доме будет царить беспрекословное доверие и любовь.

    Психологи советуют родителям, столкнувшимся с эмоциональной депривацией, почаще обращаться к тактильному контакту. Ребенка необходимо брать за руку, почаще обнимать и целовать, чтобы он чувствовал эмоциональную привязанность со стороны взрослых. Возможно, по мере взросления, необходимость в таком тактильном контакте будет пропадать, но до достижения подросткового возраста, родительские объятия крайне необходимы ребенку.

    В том случае, если несмотря на инициативу родителей, ребенок продолжает вести себя апатично, не проявляя никаких эмоций, родителям стоит подумать над консультацией с опытным психологом. Эмоциональная депривация — та самая проблема, справиться с которой лучше в детстве. Во взрослом возрасте, эмоциональные проблемы человека уже никуда не исчезнут, и ему придется с ними жить. Опытный психолог не только поможет разговорить чадо, но еще и подскажет, как именно нужно вести себя родителям, чтобы проблемы в общении остались в прошлом.

    Читайте так же:  Как понять, что девушка готова к поцелую или парень хочет поцеловать

    Обычно полностью справиться с эмоциональной депривацией удается лишь спустя пару лет после проявления ее признаков, и лишь при условии беспрекословной любви со стороны родителей.

    Эмоциональная депривация может зародиться еще в раннем, дошкольном возрасте, но она никогда не возникает на пустом месте. Обнаружив признаки апатии и недостаточной эмоциональности ребенка, необходимо немедленно браться за борьбу с депривацией, а иначе контакт между малышом и родителем будет навсегда потерян, что обернется массой неприятных последствий для младшего члена семьи.

    Что такое «депривация» и почему это мешает ребенку развиваться полноценно?

    Депривация – лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.

    Иными словами , если ребенок попадает в ситуацию, где не удовлетворяются определенные потребности, как психологические так и физические, то это влечет за собой ряд неблагоприятных последствий. Последствия тем временем будут определяться возрастом начала депривации, длительностью ее воздействия и качеством помощи такому ребенку.

    1. Сенсорная
    2. Двигательная
    3. Материнская
    4. Эмоциональная
    5. Психосоциальная

    Остановимся на каждой из них отдельно и рассмотрим основные причины возникновения и возможные последствия.

    Обедненная стимулами среда влечет за собой, так называемый «сенсорный голод», продолжительное, снижение (или полное лишение) человека зрительных, слуховых, тактильных или иных ощущений. Для нормального развития психики, головной мозг постоянно нуждается в раздражителях, стимуляции его действия. Необходимыми раздражителями являются ВПЕЧАТЛЕНИЯ ребенка от взаимодействия с окружающим людьми (в первую очередь матерью или лиц ее заменяющих), предметов и явлений этого мира (яркие игрушки, иные предметы, звуки и т.д). Если же ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, происходит замедление всех сторон его развития.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Стимулирующую развитие ребенка среду, создают близкие, заботящиеся о ребенке. Взрослый стимулирует развитие ребенка, когда пеленает его, купает, кормит, разговаривает с малышом, играет с ним.

    Рекомендации для родителей:

    — с того момента, когда ребенок начал фиксировать свое внимание на ярких предметах (примерно около 2х месяцев жизни ребенка) такие предметы должны демонстрироваться ему регулярно. Немногим позже важно обеспечить доступ к ярким красочным игрушкам, которые можно хватать и манипулировать ими. Не сердитесь, если малыш пытается взять в рот игрушку, так проявляется его исследовательская деятельность. В связи с этим стоит позаботиться о безопасных игрушках (помните о возможности застревания мелких предметов в гортани) и пространстве для малыша.

    — разговаривайте с ребенком, подражайте ему, называйте по имени

    — обнимайте, целуйте, улыбайтесь вашему ребенку, свободно выражайте нежные чувства к малышу

    — во время купания используйте плавающие игрушки, в которые можно набирать воду, сжимать. Превратите купание в игру.

    — для детей более старшего возраста (от года) : при прогулках на свежем воздухе, позволяйте малышу трогать травку, собрать опавшие с дерева листья, подобрать понравившейся камушек. Проявляйте уважение к интересу ребенка, не стоит говорить «это всего лишь камень, выбрось», таким образом вы тормозите познавательную активность.

    Возникает при ограничении движений ребенка вследствие болезни. А так же негативно сказывается на ребенке тщетность его действий (двигательных, голосовых), когда он не может влиять на окружающую среду своими действиями, ситуация не меняется от его усилий.

    В первом случае дети могут испытывать депрессию, возможны вспышки ярости и агрессии. Во втором же случае ребенок на собственном опыте убеждается, что его действия бесполезны, в дальнейшем может вообще перестать делать попытки повлиять на обстановку. Такие дети часто становятся пассивными, отсутствует инициатива, возможна агрессия.

    — создание условий способствующих двигательной активности ребенка, начиная с первых месяцев жизни.

    — предоставление ребенку свободы действий в выборе двигательных игр. Ограничение детей (нельзя бегать, прыгать, лазать) приводит к тревожности, раздражительности и агрессивным реакциям.

    Американский психолог М.Райбл провел наблюдение над 600 младенцами, лишенными материнской заботы. Его выводы неутешительны. Отсутствие материнской заботы приводит к тяжелым соматическим расстройством уже у детей 2х месяцев. При этом у детей, проживающих в негигиенических условиях, но имеющих физический контакт с матерью такие расстройства не возникают.

    Когда дети растут в полной разлуке с матерью, можно говорить о массивной материнской депривации. Следствием этого может стать нарушение формирования личности, нарушение психического и интеллектуального развития, психические расстройства (психопатия, депрессия, фобии у ребенка).

    Если малыш оказался без матери с рождения, то у него могут наблюдаться в дальнейшей жизни отставание в развитии, неуверенность в себе, неумение вступать в значимые отношения, вялость эмоциональных реакций. В подростковом возрасте они замкнуты и неконтакты.

    Ребенок, лишенный матери не с самого рождения, а позже, когда тесная эмоциональная связь уже возникла, он переживает тяжелую эмоциональную реакцию, возможно шок. Ребенок находится в отчаянии, позже может впасть в апатию, возвращается на более ранние этапы развития, утрачивает уже сформированные навыки. Более взрослые дети могут начать мочиться в постель, требовать, чтобы их носили на руках. Подростками эти ребята отличаются склонностью к правонарушениям.

    Прогноз компенсации нарушений формирования личности зависит от продолжительности нахождения в условиях депривации. Дети, чья депривация длилась первые три года или больше, демонстрируют социальные, эмоциональные и интеллектуальные трудности даже после того, как они провели несколько лет в стабильной домашней обстановке.

    Через непродолжительное время после рождения, у ребенка появляется потребность в эмоциональном контакте с другими людьми (обычно это мать и близкие ухаживающие за ребенком). Малыш познает себя через другого и нуждается в доверительных отношениях.

    Читайте так же:  Женская привлекательность

    Эмоциональная депривация задевает личность ребенка и влечет за собой нарушения становления этой личности во многих сферах жизни: восприятие себя (Я-концепция), отношения с близкими, друзьями, сексуальным партнером, супругом, собственными детьми. Страдает мотивация такой личности, цели.

    Эмоциональной депривации способствует:

    — холодное, формальное отношение матери к ребенку

    — игнорирование потребностей ребенка выражающихся неудобным способом ( например плач) в воспитательных целях

    — большое количество лиц ухаживающих за ребенком и частая их смена

    — запугивание с целью прервать «негативное» поведение ребенка: «сейчас придет дядя и тебя поругает (заберет)»

    — спонтанные исчезновения матери на длительное время

    Психосоциальная депривация объединяет в себе как физические лишения, так и психологические (эмоциональные).

    постоянное пренебрежение основными физическими потребностями (уход, защита) наряду с психологическими (комфорт, стимулирование, внимание)

    -повторяющаяся смена лиц осуществляющих уход за ребенком, так называемых «отцов» (т.к. невозможно сформировать устойчивые привязанности)

    Последствия заключаются в нежелании вступать в контакт с окружающими . Ребенок не следит за взрослыми, не сосредотачивается на взрослом, не подражает его действиям, апатичен. Дальнейшее благополучное развитие крайне затруднено.

    Негативные проявления эмоциональной депривации у ребенка

    Проблеме депривации придается большое значение в психологии.

    Подобное состояние приводит к ряду негативных проявлений в поведении детей.

    Каковы последствия гипоопеки родителей? Узнайте об этом из нашей статьи.

    Суть понятия

    Под депривацией понимается частичное или полное отсутствие возможности удовлетворять существующие психофизиологические или социальные потребности.

    Подобный термин получил широкое распространение в середине 20 века, когда после окончания Второй мировой войны осталось огромное количество детей-сирот.

    Ученые заметили, что лишенные материнской ласки и заботы дети демонстрируют серьезное отставание в физиологическом, интеллектуальном, психологическом развитии. Младенцы, оставшиеся без матерей, часто погибали.

    В современной науке депривация рассматривается в контексте возникновения негативного психического состояния из-за отсутствия в течение длительного времени удовлетворения важных потребностей.

    Подобное состояние может наблюдаться у людей в любом возрасте, но чаще всего психологи рассматривают именно депривацию у детей.

    Это объясняется рядом особенностей детского возраста:

    • большое количество потребностей;
    • невозможность самостоятельного решения проблем;
    • негативное влияние отрицательных факторов на развитие.

    У ребенка те же социальные и психологические потребности, что и у взрослого: общение, ласка, внимание, признание и т.д.

    Но взрослый, сформировавшийся человек способен усилием воли преодолеть имеющиеся проблемы и найти выход из положения.

    Дети не в состоянии самостоятельно справиться с критической ситуацией, что приводит к серьезным последствиям в будущем.

    В психологии существует термин «материнская депривация». Это ситуация, когда присутствует дефицит общения с матерью — ключевым аспектом социализации человека.

    Речь идет не только о фактической потере матери в результате ее смерти, но и о длительной или постоянной разлуке.

    Депривация классифицируется по различным критериям. Так, по содержанию разделяют следующие ее формы:

    [3]

  • Сенсорная. Это нехватка стандартных физиологических ощущений: объятий, поцелуев, ласки. Простая нехватка телесных контактов может привести к серьезным последствиям. Одни дети могут компенсировать телесный дефицит стремлением к тесному контакту с малознакомыми или незнакомыми людьми (во взрослом возрасте это проявляется неразборчивостью сексуальных контактов), а другие агрессивно отгораживаться от людей в качестве своеобразного протеста.
  • Когнитивная. Нехватка достоверной информации о важных составляющих жизни в обществе. Подобный дефицит познания вынуждает постоянно додумывать, фантазировать, представлять себе различные образы интересующих явлений.
  • Дети, растущие вне семьи, могут придумывать сюжеты семейной жизни, которые будут иметь малого общего с реальностью.

  • Эмоциональная. Отсутствие возможности получать те эмоциональные переживания, в которых присутствует потребность: любовь, дружба, доверие, доброта и т.д. Эмоциональная депривация в будущем проявляется в холодности, бедности эмоций, недоверии к миру. Наблюдается неспособность создать близкую эмоциональную связь с другим человеком.
  • Духовная. Человек лишается источников духовного развития и не может удовлетворить свои соответствующие потребности, это приводит к серьезному душевному кризису.
  • Социальная. Это ограничение возможности играть соответствующую социальную роль, занимать место в обществе и чувствовать признание со стороны других людей. Социальная депривация для детей раннего возраста проявляется в неудовлетворенной потребности в родителях, которые являются основой окружающего их мира. Главные социальные роли в дальнейшем: член семьи, ученик, друг.

    Нереализованность в данных сферах приводит к серьезным нарушениям процесса социализации личности.

    По продолжительности депривация делится на:

    1. Кратковременную. Например, ребенка в качестве наказания не пускают в течение недели гулять во дворе со сверстниками, ограничивая его право на общение.
    2. Затяжную. Мать на длительное время уезжает работать за границу и дочь или сын остаются без ее внимания.
    3. Долговременную. Нахождение детей в государственных детских домах до наступления совершеннолетия и дальнейшее продолжение взрослой жизни без присутствия рядом родителей.

    к содержанию ↑

    Детская депривация проявляется в следующих ситуациях:

  • послеродовой период, в который мать не сразу получает доступ к новорожденному;
  • длительный отъезд родителя;
  • постоянное присутствие рядом посторонних или малозначимых людей, сменяющих друг друга (няни, домработницы, бабушки);
  • систематическое пребывание за пределами дома в течение длительного времени (проживание у родственников, в интернате, в лагерях и т.д.);
  • нахождение в детских дошкольных учреждениях при отсутствии психологической готовности к этому;
  • самостоятельное пребывание в больнице;
  • смерть родителей.
  • к содержанию ↑

    Особенности развития младенцев при материнской депривации

    Новорожденные дети на природном уровне испытывают сильную потребность в материнском внимании. Это объясняется не только физиологическими особенностями, но и их эмоциональным развитием.

    Читайте так же:  Инфантильный мужчина

    Дискомфорт от разлуки с матерью может проявиться следующим образом:

    1. Соматические расстройства: бессонница, рвота, запор, понос.
    2. Нарушения развития: отсутствие эмоциональной заинтересованности и стремления к общению, проблемы с дальнейшим развитием речи.
    3. Нарушения моторики: недостаточная двигательная активность, заторможенные реакции.
    4. Душевные расстройства: возбужденность или пассивность, фобии и т.д.

    Вопреки распространенному мнению, проблемы младенческого возраста необязательно находят отражение в последующей жизни людей.

    Ребенок, который пережил период депривации в младенчестве, может попасть в благоприятные условия и получить возможность избавиться от существующих расстройств.

    В этом случае возможно полное изменение поведения личности и отсутствие развития патологий в будущем.

    Но не исключается и непрерывность негативных процессов, перетекающих из младенческого возраста в детский и подростковый возраст, а затем и во взрослую жизнь.

    Влияние на психическое развитие и поведение

    Психическая депривация выражается у ребенка в появлении расстройств на разных уровнях развития сознания. Сенсорные нарушения проявляются в агрессии, как в способе ограждения своего личного пространства от других людей, или в постоянных неконтролируемых телесных контактах с посторонними.

    Когнитивные проблемы приводят к искаженному восприятию реальности и построению ошибочных моделей мира. На эмоциональном уровне возникают сложности с установлением доверительных контактов с кем-либо.

    С социальной точки зрения отсутствует способность отождествлять себя с одобряемыми в обществе социальными ролями.

    Подобные психологические проблемы приводят к нарушениям поведения, которое нередко приобретает девиантный характер.

    Портрет личности

    Типичные черты характера — боязливость, недоверие, подозрительность к окружающему миру. Возникают сложности при вступлении в контакты с незнакомыми людьми, тяжело дается поддержание общения.

    Депривация у детей-сирот, как у самой уязвимой категории, часто проявляется комплексом различных психических проблем. Это могут быть как отдельные отклонения поведения от существующей в обществе нормы, так и серьезные нарушения развития интеллекта и характера.

    Находящиеся в условиях депривации дети испытывают постоянный психологический дискомфорт из-за недостатка телесных, эмоциональных, душевных контактов.

    [2]

    Они часто плохо спят, демонстрируют аффективную неустойчивость, проявляют чрезмерное беспокойство, не могут полноценно управлять своим поведением.

    Такие дети нередко в своем воображении выстраивают «катастрофические модели мира». Им кажется, что ничего хорошего в жизни произойти не может, что их окружает только несправедливость и жестокость.

    В итоге возникают серьезные проблемы с установлением доверительных отношений с окружающими, с построением семьи в будущем.

    Это объясняется желанием защитить себя от боли предательства, от возможных утрат.

    Внутренние переживания приводят к проецированию своего негативного отношения к миру на окружающих.

    Ребенок пребывает в уверенности, что все вокруг настроены против него и хотят причинить ему вред. Часто происходит неверное толкование мимики собеседника, его жестов и слов.

    Следует отметить, что портрет личности сильно зависит от особенностей нервной системы, уровня полученной травмы, наличия компенсирующих воздействий (появление иных объектов привязанности).

    Создав соответствующие условия, можно полностью устранить депривационные проявления у ребенка, что позволит ему в будущем грамотно построить собственную жизнь.

    Методы оказания помощи

    Существуют стандартные приемы, которые помогают преодолеть имеющиеся проблемы и обеспечить его успешность в современном обществе.

    Помощь оказывается социальными педагогами и психологами, которые проводят наблюдение, анкетирование, тестирование.

    На основании полученных данных выявляются направления работы. Проводятся беседы, тренинги. При помощи консультаций, упражнений нередко получается добиться корректировки поведения.

    Работа по общему развитию и расширению кругозора, трудовое воспитание и индивидуальный подход — все это стандартные направления деятельности воспитателей, социальных педагогов и психологов.

    Психолого-педагогическая помощь помогает детям освоить следующие аспекты жизни в обществе:

    • уважение к труду;
    • представления об элементарных нормах морали, чести, достоинства, порядочности;
    • стандартные модели поведения, соответствующие конкретным общественным ситуациям;
    • способность делать осознанный выбор;
    • универсальные навыки деятельности;
    • умение строить отношения с другими людьми;
    • умение работать в коллективе.

    Детская депривация является серьезной проблемой, которая может отрицательно повлиять на всю последующую жизнь человека.

    Своевременная профессиональная помощь социальных педагогов и психологов помогает значительно скорректировать развитие ребенка.

    Что такое материнская депривация? Узнайте об этом из видео:

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источники


    1. Осьминина, Наталия Воскресение лица, или Обыкновенное чудо. Мысли, творящие молодость женщины. Мысли, творящие красоту и молодость женщины до 100 лет и дальше. Десять секретов Любви (комплект из 4 книг) / Наталия Осьминина , Георгий Сытин , Адам.Дж. Джексон. — М.: ИГ «Весь», София, 2015. — 564 c.

    2. Матвеева, Наталья Освобождение от иллюзий. Легкие шаги к жизни-мечте. Счастье быть женщиной (комплект из 3 книг) / Наталья Матвеева , Римма Хоум , Маруся Светлова. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 816 c.

    3. Павлов, И. Как найти время на общение с детьми. Книга для родителей и психологов / И. Павлов. — М.: Генезис, 2016. — 128 c.
    4. Конфликтология. Ежеквартальный научно-практический журнал, №1, 2009. — М.: Фонд развития конфликтологии, 2009. — 252 c.
    5. Столяренко, Л. Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. — М.: Феникс, 2013. — 320 c.
    Негативные проявления эмоциональной депривации у ребенка
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here