Нейропсихология детского возраста – основы

Сегодня мы рассмотрим тему: "Нейропсихология детского возраста – основы" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Нейропсихология детского возраста

Психика и поведение, здоровье организма тесно взаимосвязаны. Уже не единожды на сайте психиатрической помощи psymedcare.ru описывались темы соматических проявлений психологических проблем. В некоторой степени они затрагивают нейропсихологию, ее основы. Речь идет о направлении в науке, которая рассматривает взаимосвязь деятельности ЦНС с поведением человека и состоянием его здоровья.

Преимущественно нейропсихология используется в клинической, медицинской и судебно-психиатрической деятельности. Очень важными знания становятся при проведении диагностики здоровья и назначении реабилитационных мероприятий.

Нейропсихология только начинает свое развитие, поэтому еще не до конца можно обозначить весь список вопросов, которые ею рассматриваются. На сегодняшний день актуальными остаются два главных вопроса:

  1. Как заболевания нервной системы и головного мозга сказываются на состоянии здоровья и поведении человека?
  2. Как работает психика отдельного индивида и в чем она проявляется на уровне качеств характера и его поведения?

Другими словами, заболевания ЦНС приводят не только к изменению функционирования всего организма, но и к искажению поведения человека. Также у каждого индивида имеются свои особенности функционирования психики, которые отличаются от деятельности мозга других индивидов. Поэтому здесь также следует учитывать отличительные признаки в поведении и характере.

Что такое нейропсихология?

Нейропсихология – это наука о взаимосвязи работы нервной системы и поведения человека, его состояния здоровья. Уже рассматривалось немало историй о том, как нервное перенапряжение или длительное стрессовое состояние приводило к развитию психосоматических заболеваний или неадекватному поведению индивида. Нервная система сказывается на настроении человека, на его желаниях и склонности к совершению действий.

Нейропсихология применима в психиатрии и судебно-экспертной деятельности с целью не просто установления наличия определенных отклонений в психике человека, но и для решения вопроса, как данную патологию можно устранить. Медицина признает точные обоснования и причины наличия болезни, поэтому здесь берется во внимание неправильное функционирование нервной системы, которая и влияет на ненормальное поведение и реагирование человека.

Люди болеют теми болезнями, которые копируют их поведение. В последнее время распространенной стала болезнь гриппа (свинячьего, птичьего и т. д.). Но что это за болезнь? Вирус попадает в организм человека, словно подбирает ключик к тому, чтобы проникнуть в клетку, меняет ее, а потом разрушает. Не напоминает ли вам такое поведение модель человеческих поступков? На самом деле вирус ведет себя точно так же, как и его хозяин. И он не может поразить того человека, который не подстраивает других людей под самого себя и не разрушает их жизнь.

Рассмотрим другую болезнь — рак. Вирус данной болезни прикрепляется к слабой клетке человеческого организма, а потом начинает потихоньку жить за ее счет, разрушая. Не живет ли сам хозяин данной болезни, словно паразит, за счет других людей? Не копит ли он обиду на тех, кто не удовлетворяет его желания?

Если проанализировать, то все болезни по своей природе обладают такими поведенческими характеристиками, что и те люди, которых они поражают. Поэтому если вы заболели, то проанализируйте свою болезнь, как именно она себя ведет, и измените свое поведение, которое наверняка похоже на поведение вируса вашей болезни.

Основы нейропсихологии

В основе нейропсихологии лежит идея о том, что состояние головного мозга влияет на поведение и здоровье человека в целом. Как отдельная наука она начала свое развитие в 40-х годах 20 столетия. Тогда каждый ученый внес свою лепту в развитие и становление данного направления психологии.

Выделяют такие направления нейропсихологии:

  1. Клиническая нейропсихология – исследования влияния опухолей головного мозга на поведение человека.
  2. Экспериментальная психология – влияние повреждений головного мозга различной локализации на когнитивную и эмоциональную сферу.
  3. Реабилитационная нейропсихология – какие мероприятия нужно проводить при тех или иных повреждениях, чтобы восстановить утраченные эмоциональные, речевые, когнитивные и прочие функции?

В современной науке психологии уже давно появилась такая ветвь, как психосоматика. Ее основной принцип заключается в том, что все болезни человека основаны на его психологических проблемах и зажимах. Можно сказать, что лишь 15% всех болезней являются следствием физического заболевания, тогда как остальные 85% заболеваний спровоцированы психологическими нерешенными проблемами человека.

Таким образом, чтобы вылечиться, нужно всего лишь решить ту психологическую проблему, которая спровоцировала у вас ту или иную болезнь. Организм контролируется умом, а ум — человеком. Однако есть и подсознательные программы, которые человек может контролировать, но поскольку он их не замечает, то ничего с ними не делает. А они как раз и заставляют человека переживать психологические проблемы, которые провоцируют физиологические болезни.

Проведите такой эксперимент над самим собой: когда вы злитесь, огорчаетесь, обижаетесь, раздражаетесь, нервничаете и т. д. (то есть находитесь в любом из стрессовых состояний), в каком месте внутри своего тела вы чувствуете напряжение или зажим? К примеру, когда вы злитесь, у вас могут напрягаться мышцы рук. Когда вы обижаетесь, у вас напрягается горло. Когда вы разочарованы, у вас спирает дыхание. Именно там, где у вас происходит напряжение (зажим) в момент стресса, там и образуется болезнь. И лечением является расслабление тела, особенно во время стресса, а также устранение тех реакций, которые сопровождаются у вас в тот или иной неприятный для вас момент.

Мысли могут лечить. Характер и болезни очень тесно связаны между собой. К примеру, к раку ведет:

  • неспособность проявить гнев в целях самозащиты;
  • постоянная обида, которая терзает вас;
  • отсутствие долговременных отношений, человек не умеет их строить;
  • обида на родителей, которая продолжается даже в зрелом возрасте, когда человек пытается доказать одному или обоим родителям, что он достоин любви, уважения и т.д.

Кардиологические болезни имеют люди, которые:

  • настойчивые, агрессивные в достижении цели: «Цель любой ценой»;
  • имеют укоренившееся ощущение неполноценности, которое возмещают орденами, наградами, статусом, кубками и т. д.
  • имеют враждебное отношение к людям и к самому себе.

Если вы поинтересуетесь, то можете узнать и причины своих болезней. Но не впадайте в другую крайность, когда вы считаете, что абсолютно все болезни спровоцированы психологическими проблемами. Вы действительно можете простудиться или подхватить вирус, что и запустить ту или иную болезнь. Поэтому здесь нужно лечиться не на уровне ментальности, а на уровне тела, то есть медикаментозно.

Читайте так же:  Хроническая усталость

Достаточно трудно выявить четкую взаимосвязь между болезнями и поведением человека, состоянием здоровья его головного мозга и характерными проявлениями индивида. Данные моменты еще придется изучить и достоверно выявить, а пока нейропсихология направляется на устранение патологий при их выявлении в поведении и характерных чертах личности.

Детская нейропсихология

Детская нейропсихология направлена на изучение формирования и становления нервной системы ребенка, а также на выявление ее патологий. Детская нейропсихология изучает поведение ребенка в норме и в патологии, постоянно сравнивая ее. Это позволит вовремя выявить отклонения как на поведенческом уровне, так и на уровне нервной системы.

Причинами развития патологий ученые выделяют в период развития ребенка:

  1. Во время внутриутробного развития.
  2. В процессе родов.
  3. В первые месяцы жизни малыша.

Психиатры отмечают все большее увеличение количества отклонений в развитии ЦНС у детей, из-за чего детская нейропсихология со всеми своими наработками становится актуальной в применении.

Ученые отмечают, что различные патологии работы головного мозга появляются в нарушении когнитивных, речевых и эмоциональных проявлений ребенка. Обычно ребенок становится эмоционально слабым и обедненным, его поведение становится неадекватным ситуации, речь искажается в сторону бедности словарного запаса и неспособности правильно произносить слова и составлять предложения, а также нарушается память, мышление и пр.

В зависимости от того, какие патологии у ребенка наблюдаются, родители обращаются к разным специалистам: психиатрам, невропатологам, психоневрологам. Преимущественно, обращения происходят по причине развития неконтролируемых действий (тики, подергивания и пр.) или патологических состояний (тревожность, страхи). Также популярными расстройствами современных детей являются гиперактивность и неспособность проходить полноценное обучение (трудности в получении знаний).

В каждом случае применяется индивидуальный подход. Сначала проводится психодиагностика, которая должна не только выявить расстройство со всеми ее симптомами, но и установить причину ее возникновения (которая зачастую кроется в строении подкорковых систем головного мозга). Затем назначается лечение, где используется не только психокоррекция и консультации, но и терапия препаратами.

В случае успешного выздоровления ребенок обязательно проходит реабилитационный период, а также периодически должен наблюдаться у врача с целью предотвращения развития рецидивов.

Позвольте себе быть здоровыми в итоге

Каждый человек имеет право быть здоровым. И здесь нужно заниматься самонаблюдением. Если привычные действия начинают меняться без веских на то оснований, тогда можно обратиться за объективной оценкой к психологу, который скажет, насколько адекватным является ваше поведение.

Нередко люди не замечают за собой изменений, поскольку считают свои поступки разумными и логичными. Однако у всего есть причины. Если ваши поступки возникают по непонятным причинам, причем они не являются привычными для вас, значит, что-то в вас меняется без вашего ведома.

Намного легче заметить изменения за другим человеком. Так, родители легко могут выявить, что у их ребенка наблюдается неадекватное поведение или отставание в развитии. Самолечением родители не смогут заняться, поскольку они даже не будут знать, в чем заключаются причины такого проявления. Вот почему нужно обращаться к специалистам, которые больше разбираются в проблематике, нежели прибегать к методам, которые абсолютно не работают.

Избавьте себя и своих детей от запрета быть здоровыми, ведь многие психоневрологические заболевания обратимы и излечимы.

Нейропсихология детского возраста – основы

Психология имеет множество направлений в изучении человеческой натуры. Одним из таких направлений является нейропсихология, которая изучает организацию мозговых и психических структур. Особый упор делается на нейропсихологию детского возраста, поскольку именно с детства человек начинает привыкать к той жизни, которую потом будет проживать. Интернет-журнал psytheater.com рассматривает основы данного направления.

Если говорить о детской нейропсихологии, то следует отметить, что родители и воспитатели все больше сталкиваются с различными отклонениями. Дети ленятся, не могут усидеть на одном месте, не обучаются навыкам коммуникации и т. д. Говорить о задержке психического развития здесь не приходится, поскольку дети являются абсолютно нормальными. Однако их поведение отмечается различными отклонениями, как и качества характера.

Конечно, можно списать все возникающие проблемы у родителей с детьми на различные отклонения в психике детей. Однако следует учитывать еще индивидуальные особенности каждого ребенка, которые редко учитываются даже учеными и воспитателями. Чтобы не делать ребенка больным, следует знать, что можно назвать отклонением, а что можно отнести к индивидуальной особенности.

Что такое нейропсихология?

Отвечая на вопрос, что такое нейропсихология, можно коротко охарактеризовать данное направление как сочетание науки о нейронах и психики. Нейропсихология изучает особенности структур головного мозга и связи (влияния) на организацию психической деятельности человека. Поскольку в некоторых отраслях необходима научная подоплека, которая имеет неопровержимые доказательства того или иного явления, нейропсихология является нужной и актуальной.

Нейропсихологические знания часто используются в научных исследованиях, а также в клинической и судебной психологии, где используются лишь фактические данные связи работы головного мозга и психики.

Практическая нейропсихология, определенно, находится на стадии своего развития, поскольку еще многие функции головного мозга не выявлены и не связаны с психической деятельностью. Вместе с тем имеющиеся данные позволяют связать функции отдельных долей и участков головного мозга с психической деятельностью, особенно если она имеет отклонения от нормальной работы.

Нейропсихологией пользуются клинические психологи и психиатры в своей деятельности. Они выявляют нарушения в работе головного мозга, которые и сказываются на поведении и качествах характера человека. Это позволяет разработать более эффективные методы лечения, которые представлены в виде медикаментов и физиотерапевтических процедур.

Нейропсихология помогает в лечении больных людей, которые действительно должны быть изолированы от общества, пока их психическая деятельность не будет восстановлена. Вместе с тем развивается новое направление – дифференциальная нейропсихология (или нейропсихология индивидуальных различий). Она изучает мозговую деятельность здоровых индивидов.

Зачем нужны знания из нейропсихологии здоровых людей? Это позволяет определять механизмы формирования психической деятельности, на которые впоследствии можно будет влиять, чтобы помогать каждому человеку быть успешным. Здесь просто необходимы знания о развитии нейропсихологии человека, чтобы понимать, что является нормой, а что – патологией. Также, возможно, в будущем будут разработаны механизмы, которые позволят человеку решать любые свои психологические проблемы.

Читайте так же:  Непослушный ребенок

Основы нейропсихологии

В основу нейропсихологии легли учения ученых и психологов, изучающих функциональность организма и влияние его на психическую деятельность. Здесь важным стал организм (тело), который и диктовал, как дальше будет развиваться человек. И действительно, взаимосвязь между патологиями в организме и психической деятельностью была установлена.

Так, определялась определенная закономерность между повреждениями отделов головного мозга и изменением характера человека, который становился раздражительным или депрессивным. Многочисленные данные можно было получить во время Второй мировой войны, когда у людей наблюдались различные повреждения головного мозга. Они-то и позволили выявить многие взаимосвязи, а также провести необходимые обследования.

В нейропсихологии используется системный подход, который подразумевает влияние на работу психики не только головного мозга, но и других систем организма. К примеру, на характер человека может повлиять высокая температура или инфекционная болезнь. Также немаловажную роль играет гормональный фон, который часто меняется у женской половины. Перепады настроения свойственны женщинам, поскольку на них влияют гормоны.

Ученых всегда интересовал вопрос, каким должен быть организм, чтобы человек стал совершенным, идеальным: его память была стопроцентной, внимание не рассеивалось, мыслительные процессы поддавались контролю. Здесь интересными были даже инстинкты и интуиция, которые пока неподконтрольны человеку.

Клиническая психология направлена на изучение повреждений головного мозга и проявление особых психических процессов при этом. Здесь исследуются больные люди, которые не могут без специального лечения справиться с проблемой. Получение данных позволит диагностировать болезнь, определиться с ее лечение и методами реабилитации, а также делать прогнозы дальнейшего развития событий. Это позволяет врачам решать психические проблемы, с которыми человек уже не справится обычными психологическими методами.

Каждый человек проходит этапы своего развития (онтогенез), в течение которых развивается головной мозг и включаются различные психические функции. Это позволит определить стадии развития человека на психологическом и эмоциональном уровнях, которые сказываются на его способностях и возможностях. Если у ребенка имеются проблемы с обучением, это связывают с особенностями работы головного мозга, который и влияет на психическую деятельность. Если в будущем будут выявлены все закономерности между нервной системой и психической сферой, то возможно будет устранять возникающие трудности в обучении и развитии.

Очень важный вклад в развитие сделает нейропсихология при изучении различных болезней, которые влияют или повреждают отделы головного мозга. Ими являются инсульт, инфаркт, кислородное голодание, болезнь Альцгеймера, энцефалит и многие другие. Болезни организма отражаются на структуре и работе головного мозга, что уже влечет изменения в поведении и чертах личности.

Нейропсихология позволяет разрабатывать не только методы лечения, но и направления в реабилитации. При повреждении головного мозга необходимо ее восстановление. Немаловажным в лечении является и реабилитация, которая направлена на закрепление результатов и их усиление.

Современная нейропсихология решает 3 главные проблемы:

  1. Изучение не только больных людей с локальным поражением головного мозга, но и здоровых личностей.
  2. Нахождение взаимосвязей конкретных участков головного мозга с определенными психическими проявлениями.
  3. Обнаружение соответствия нейронных повреждений с психическими отклонениями.

Также выделяются методы, которые дополняют нейропсихологические знания:

  • Сравнительно-анатомический метод, который рассматривает влияние особенностей строения нервной системы на поведение и формирование определенного образа жизни человека.
  • Метод раздражения, который изучает связи между воздействием на участки мозга и проявлениями психической деятельности. Делят на:
  1. Прямое воздействие – при влиянии на головной мозг электрическим током или химическими, механическими раздражителями.
  2. Непрямое воздействие – при влиянии факторов, которые вызывают раздражение в отделах головного мозга.
  3. Раздражение отдельных нейронов.

перейти наверх

[2]

Детская нейропсихология

Врачи отмечают возрастание различных патологий у современных детей. Вот почему особое внимание уделяется детской нейропсихологии, которая в сравнении изучает развитие и формирование психической функции в норме и при патологиях. Причинами развития отклонений врачи называют:

  • Патологии во время беременности.
  • Травмы при родах или несвоевременность сроков.
  • Развитие нервной системы в первые месяцы жизни малыша.

Чем больше развивается детская нейропсихология, тем больше возникает шансов нахождения аномальных отклонений в раннем периоде и эффективного их лечения.

Особый упор делается на изучение психических и когнитивных отклонений (внимание, речь, память). Они основываются на нарушении эмоциональной сферы личности, что влияет на двигательную активность и сенсорную деятельность.

Родители часто обращаются к врачам, когда их дети заболевают. Однако нарушения в деятельности и развитии ребенка также требуют лечения. В каких ситуациях необходимо обращаться к психоневрологу или невропатологу?

  1. Если ребенок не похож на других детей, что сильно заметно.
  2. Если ребенок чрезмерно активный или чрезмерно пассивный.
  3. Если ребенок не способен приспосабливаться к коллективу: не имеет друзей, постоянно мешает воспитателям, не соблюдает установленных правил.
  4. Если ребенок непослушный, рассеянный, забывчивый: слушает и не слышит, соглашается и не запоминает.
  5. Если у ребенка постоянно все валится с рук.
  6. Если ребенок был травмирован во время родов или после рождения.
  7. Если у ребенка наблюдается задержка психического развития, мозговой деятельности.
  8. Если ребенок не может обучаться элементарным навыкам.
  9. Если у ребенка отмечаются нарушения в развитии речи.
  10. Если у ребенка отмечаются инфекционные болезни, которые меняют его поведение.
  11. Если ребенок постоянно устает.
  12. Если ребенок заикается.
  13. Если ребенок проявляется девиантное поведение.

Обычно родители обращаются за помощью, когда у их ребенка имеются отклонения в послушании (поведении) или обучении. В таком случае проводится диагностика работы головного мозга, которая позволит определиться с направлениями в лечении и восстановлении психической деятельности. Чем раньше наступит лечение, тем быстрее специалисты смогут вернуть ребенка к нормальной жизни.

В восстановлении важно не только то, как ребенка лечат, но и сами специалисты, которые занимаются с ребенком – нейропсихологи. Родители также должны принимать участие в лечении ребенка, проводя все необходимые занятия в домашних условиях.

Нейропсихология приоткрыла дверь в психику человека. Тело влияет на развитие и становление психической деятельности, как и психика на здоровье организма. Итогом имеющихся знаний является возможность врачей устранить те психические отклонения, причиной которых стали болезни организма (в частности повреждение отделов головного мозга).

Читайте так же:  Пищевое поведение

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

  • Главная
  • /
  • Приложение. Программа дисциплины «Нейропсихология детского возраста»

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Психолог Одинцова Анна Николаевна

Психолог-консультант, психотерапевт Запекина Валерия

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Детский психолог Кислова Варвара Андреевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна

Детский психолог Рубанова Кристина

Приложение. Программа дисциплины «Нейропсихология детского возраста»

1. Организационно-методический раздел

Цели курса:

1) расширение представлений, полученных студентами в курсах «Основы нейропсихологии», «Клиническая нейропсихология» в отношении детской популяции;

2) ознакомление студентов с основными теоретическими положе­ниями отечественной и зарубежной нейропсихологии детского возраста, с принципами и методами зарубежной нейропсихологии детского детей в отечественной и зарубежной нейропсихоло­гии;

3) описание нарушений и отклонений в развитии психических фун­кций при локальных повреждениях мозга и иных расстройствах органического генеза, нейропсихологического подхода к оценке нормального формирования психических функций в онтогенезе.

Задачи курса:

  • описание закономерностей развития мозга и психики детей;
  • характеристика нарушений и отклонений в развитии психичес­ких функций у детей при патологии центральной нервной систе­мы;
  • обоснование возможностей нейропсихологического подхода к ана­лизу индивидуальных различий в формировании когнитивной сфе­ры ребенка;
  • ознакомление с основными принципами и методами нейропси­хологической диагностики, профилактики и коррекции наруше­ний психических функций у детей.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс «Нейропсихология детского возраста» следует после курсов «Ос­новы нейропсихологии», «Клиническая нейропсихология» и предва­ряет специальные курсы по нейропсихологии детского возраста.

Требования к уровню усвоения содержания курса

Студенты должны приобрести общетеоретические знания, а также овладеть практическими навыками, необходимыми для дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

2. Содержание лекционного курса

[3]

Раздел I. Теоретические основы нейропсихологии детского возраста.

Тема 1. Методологические предпосылки и основные понятия тео­рии системной динамической локализации высших психических фун­кций в приложении к нейропсихологии детского возраста.

Методологические предпосылки теории системной динамической локализации высших психических функций в психологии, физиоло­гии, неврологии.

Основные понятия теории системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ) А. Р. Лурия — «функция», «ло­кализация», «симптом», «синдром», «фактор», «синдромный анализ» — специфика их применения в нейропсихологии детского возраста.

Предмет и задачи нейропсихологии детского возраста.

Тема 2. Теория функциональных систем и системогенеза.

Основные понятия теории функциональных систем П. К. Анохина. Принципы системогенеза. Внутрисистемная и межсистемная гетерохронность. Состав психологической функциональной системы и ее моз­говая структура.

Раздел И. Эмпирический базис нейропсихологии детского возраста.

Тема 3. Морфо- и функциогенез мозга.

Морфогенез мозга. Показатели морфогенеза. Закономерности морфо­логического созревания подкорковых отделов и разных областей коры головного мозга, цито- и фиброгенеза, ансамблевой организации коры.

Функциогенез различных мозговых структур. Критерии функцио­нального развития мозга. Гипотеза о двух функционально различных системах связей коры больших полушарий (А. Н. Шеповальников). Переход от генерализованных форм активности мозга к регионально- специфическим. Поэтапная смена диффузной формы активности раз­ных отделов анализаторных систем на избирательную.

Тема 4. Формирование структурно-функциональной организации мозга как базиса развития ВПФ.

Нейропсихологический аспект периодизаций возрастного развития. Соотношение развития и влияния среды. Связь формирования психическких функций с созреванием мозга. Нейропсихологическая интерпре­тация понятий «сенситивный период», «кризис развития», «зона бли­жайшего развития», «качественная перестройка психических функ­ций». Внутри- и межсистемные связи на разных этапах онтогенеза.

Тема 5. Особенности генеза психических функций.

Генез психических функций. Степень сформированности психичес­ких функций и специфика поведения в решении адаптационных задач на разных этапах онтогенеза.

Зрительное восприятие. Праксис. Внимание. Память. Мышление. Речь.

Раздел III. Клиническая нейропсихология детского возраста. На­рушения высших психических функций в детском возрасте в резуль­тате органических повреждений мозга.

Тема 6. Особенности поражения нервной системы и исследования нарушений психических функций в детском возрасте.

Причины и специфика заболеваний и повреждений нервной систе­мы в детском возрасте. Характеристика органических поражений моз­га. Специфика нейропсихологических синдромов при анализе нару­шений ВПФ в детском возрасте. Симптомы нарушений и симптомы несформированности ВПФ. Особенности проявления локальных по­ражений мозга у детей.

Особенности исследования речевых функций. Специфика межполушарного взаимодействия в онтогенезе (Э. Леннеберг, М. Газзанига, М. Кинсборн, Э. Г. Симерницкая).

Особенности исследования перцептивных процессов.

Тема 7. Нарушения речевых функций при органических поврежде­ниях мозга.

Общая характеристика нарушений речевой системы. Дизартрия. Алалия. Афазии.

Нарушение слухоречевой сферы при поражении левого полушария мозга. Гипотеза о роли правого полушария в речевых процессах (Э. Зайдель, Дж. Леви). Нарушение слухоречевой сферы при поражении пра­вого полушария мозга. Нарушение слухоречевой сферы при поражении срединных структур. Межполушарное взаимодействие в речевых про­цессах при органических повреждениях левого и правого полушарий. Нарушение речевой сферы при ранних повреждениях мозга.

Тема 3. Нейропсихология детского возраста

Раздел 2. Клиническая нейропсихология

Тема 4. Основы клинической нейропсихологии.

Предмет и задачи клинической нейропсихологии. Синдромный анализ нарушений высших психических функций — основной метод клинической нейропсихологии.

[1]

Клиническая нейропсихология как синдромология. Принципы выделения синдромов. Типы нейропсихологических синдромов. Варианты использования понятия «синдром». Связь синдромов с характером заболевания, возрастом, полом, особенностями межполушарной организации мозга больного.

Задачи нейропсихологии в теоретическом плане — дальнейшая разработка системного подхода к описанию синдромов нарушений ВПФ при церебральных заболеваниях. В практическом отношении — задачи топической и функциональной диагностики, для выявления нарушенных ВПФ (описания структуры дефекта), для мониторинга динамики расстройств ВПФ в процессе лечебных воздействий и реабилитации когнитивного, эмоционального и личностного статуса пациентов. Диагностико-реабилитационный путь развития клинической нейропсихологии.

Читайте так же:  Анализаторы человека

Клиническое нейропсихологическое исследование. Основные требования к нейропсихологическому обследованию, его цель и задачи. Этапы обследования. Планирование исследования, его построение, ведение протокола исследования.

Методики нейропсихологической диагностики. Основные требования к методикам нейропсихологического исследования. Принципы подбора методик для конкретного обследования. Качественная и количественная квалификация дефекта. Проблема нормы.

Методики исследования познавательных функций

Исследование гностических процессов. Исследование внимания. Исследование речи. Исследование памяти. Исследование выполнения счетной деятельности. Исследование интеллектуальной деятельности. Выявляемые нарушения, их квалификация.

Методики исследования произвольных движений и действий

Исследование кинестетического, динамического (кинетического), пространственного мануального праксиса. Методики исследования конструктивной деятельности. Анализ орального праксиса. Анализ движений глаз. Выявляемые нарушения, их квалификация.

Исследование эмоциональной сферы

Клинические методы исследования эмоциональной сферы. Экспериментально-нейропсихологические методики. Выявляемые нарушения, их квалификация.

Квалификация выявляемых при нейропсихологическом исследовании нарушений

Нейропсихологическое заключение по результатам обследования. Требования к описанию и квалификации выявляемых нарушений высших психических функций. Основные разделы заключения. Функциональный и топический диагнозы.

Нейропсихология детского возраста

В учебном пособии систематизируются и обобщаются отечественные и зарубежные исследования в области нейропсихологии детского возраста. Анализируются теоретические и методологические основы детской нейропсихологии, описываются различные типы и механизмы аномального (атипичного) развития ребенка, а также методы нейропсихологической диагностики и коррекции нарушений психического и социального развития ребенка.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно исследователям в области детской и медицинской психологии, а также практическим работникам, занимающимся коррекционно-развивающим обучением детей.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Основные понятия детской нейропсихологии

Анализируя теоретические положения детской нейропсихологии, необходимо прежде всего учитывать, «что многие положения общей нейропсихологии неприменимы к детям, что детская нейропсихология имеет свою специфику, ставит свои вопросы, нуждается в новых обсуждениях и интерпретациях» 1 .

В первую очередь это касается проблемы факторного анализа, выявляющего связи между мозговой структурой, ее ролью в функциональной системе и реализуемым с помощью этой структуры звеном психической функции. Применимы ли эти функциональные компоненты, ставшие основой синдромного анализа и восстановительного обучения взрослых для нейропсихологической диагностики и коррекции детей? По мнению Т. В. Ахутиной, «функциональное членение на компоненты (“факторы”) у детей должно быть предметом специального рассмотрения, которое потребует длительной кропотливой работы. Начать ее можно со сравнения успешности операций, принадлежащих к одному и разным функциональным компонентам, используя в качестве исходной рабочей гипотезы функциональное членение, обнаруженное у взрослых (его использование оправдано тем, что оно достаточно стабильно у взрослых и к нему стремятся строящиеся функциональные системы ребенка)» [1] [2] . О правомерности факторного анализа у детей может свидетельствовать эффективность коррекционной работы: специально направленное коррекционно-развивающее обучение, построенное на данных Луриевского нейропсихологического исследования ребенка, выявляющего сохранные и нарушенные факторы психического функционирования, более эффективно, чем общеразвивающее обучение.

Терминологический аппарат детской нейропсихологии довольно широкий и неоднозначный у разных авторов. Прежде всего при описании детской популяции следует с большой осторожностью пользоваться терминами симптом и нарушение, ибо нарушиться может уже сформированная функция или процесс, а, исследуя детей, мы анализируем тот или иной этап функциогенеза. Термин дефицит, или дефект психического функционирования, широко используется в детской нейропсихологии, однако необходимо учитывать, что этот термин может отражать как временную несформированность определенной психической функции, так и задержку общего или речевого развития, а в некоторых случаях и как проявление резидуальных последствий перинатальной патологии мозга или других форм дизонтогенеза.

Рассмотрим далее наиболее часто встречающиеся в литературе понятия дизонтогенеза: отклоняющееся развитие, аномальное развитие и атипичное развитие.

Термин отклоняющееся развитие понимается некоторыми авторами довольно широко, как часть детской популяции, пограничная между нормой и патологией, дети, не имеющие клинических диагнозов или отчетливых проблем перинатального развития («практически здоровые»), но плохо адаптирующиеся в детском саду и (или) школе, не справляющиеся с программой обучения (Семенович А. В., 2005). В других исследованиях по детской нейропсихологии эту популяцию детей обозначают терминами атипичное развитие, иррегулярное психическое развитие или проблемные дети. Если первый и последний термины не имеют четкой научной дефиниции и отражают скорее понимание проблемы на житейском уровне, то иррегулярное психическое развитие (ИПР) понимается как «отклонение от нормы, неподчиненность определенному положению, порядку, неравномерность, возникающие в силу индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка и несвязанные с какой-либо патологией мозга или психики ребенка» 1 .

При хороших компенсаторных возможностях и благоприятных условиях развития ребенок может достичь средненормативных показателей, в противоположном случае можно ожидать грубых проявлений дизонтогенеза и социальной дизадаптации, требующих для их преодоления помощи нейропсихолога, а иногда и невропатолога или психиатра. Поскольку само понятие «детской нормы» трудноопределимо, учитывая гетерохронию морфо- и функциогенеза различных мозговых структур ребенка (о ней мы поговорим в следующем параграфе), становится неопределенной дефиниция пограничной субпопуляции. [3]

Другие авторы (Лебединский В. В., 1985) употребляют термины аномальное и отклоняющееся развитие как синонимы для характеристики дизонтогенеза, вызываемого пороками развития в период, когда морфологические системы детского организма еще не достигли зрелости. Эти патологические состояния обладают, как и нормальное развитие ребенка, определенной устойчивостью, что затрудняет их лечение. По своей этиологии дизонтогенез может иметь разную природу.

  • 1. Дизонтогенез биологической природы:
    • • хромосомные аберрации, наследственные заболевания мозга — стабильное патологическое состояние мозга;
    • • внутриутробные поражения (например, краснуха, токсоплазмоз или сифилис у беременной матери) — резидуальное органическое состояние. При этом большое значение имеет время повреждения мозга в эмбриональном периоде. «Поэтому одни и те же пороки развития могут возникать в результате действия различных внешних причин, но в один период развития, и, наоборот, одна и та же причина, действуя в разные периоды внутриутробного онтогенеза, может вызвать разные виды аномалий развития» 1 .

Особенно чувствителен к патологическим воздействиям период первой трети беременности — период максимальной клеточной дифференциации;

  • • перинатальные нарушения (патологии родов), вызывающие частично обратимые резидуальные органические состояния;
  • • повреждения развития (черепно-мозговые травмы, опухоли мозга, прогрессирующая гидроцефалия, тяжелые неврологические или соматические заболевания в раннем детстве). Характерно, что у детей отмечается высокая частота мозговых симптомов при соматических инфекционных процессах в связи с недостаточной сформированностью иммунитета и энцефалического барьера. Вместе с тем дети обладают большей, чем взрослые, способностью к компенсации дефекта, особенно при локальных поражениях мозга;
  • • сенсомоторная депривация (тугоухость, слабовидение, дефекты моторики). Большое значение имеет модальность депривации и правильная организация (психологическое сопровождение) обучения и развития ребенка, реализующая принцип «особый ребенок — особый подход» (Цыганок А. А., 1998).
Читайте так же:  Как развить интуицию

Важно, что при органических поражениях мозга в детском возрасте наряду с повреждением одних систем наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с поврежденной. При этом чем раньше происходит патологическое воздействие, тем грубее нарушения развития. Здесь проявляется указанный выше принцип системности строения ВПФ, который означает, что «в раннем возрасте поражение какой- [4]

нибудь зоны, обеспечивающей относительно элементарные основы психической деятельности, неизбежно вызывает в виде вторичного “системного” эффекта недоразвитие более высоких, надстроенных над ней образований» 1 .

  • 2. Дизонтогенез социальной природы:
    • • педагогическая запущенность (например, недостаточное внимание родителей к своевременному речевому или моторному развитию ребенка — отсутствие полноценного взаимодействия с ним и оречев- ления этого взаимодействия, отсутствие, иногда сознательное, чтобы уберечь от травм или инфекции, этапа ползания и т.д.);
    • • педагогические аберрации — преждевременное обучение ребенка письму и чтению или чрезмерные физические (спортивные) нагрузки, не соответствующие уровню психофизиологического развития ребенка;
    • • культурная и эмоциональная депривация (особенно у детей, воспитывающихся в интернатах и домах ребенка);
    • • нарушения общения в семье (излишняя авторитарность и требовательность, эмоциональная холодность вплоть до отторжения ребенка, гиперопека и гипертревожность родителей и др.);
    • • билингвизм, когда с первых дней жизни ребенок находится в двуязычной среде, т.е. вынужден усваивать параллельно две языковые системы.

Логика развития современной нейропсихологии состоит в том, чтобы заменить монокаузальный подход в интерпретации наблюдаемых феноменов их поликаузальным анализом, чтобы определить, как различные биологические и социальные причины дизонтогенеза взаимодействуют, определяя характер аномального развития конкретного ребенка. Болезнь, вызывая нарушения прежде всего биологической линии развития, создает препятствия для социально-психологического развития ребенка — для усвоения знаний и умений, формирования личности. В то же время неправильное или несвоевременное психологопедагогическое воздействие способствует задержке или искажению формирования функциональных систем ребенка в силу «энергетического обкрадывания» (термин Московичюте Л. И., 1979) и нарушениям межфункциональных связей.

Проявления дизонтогенеза различны, в зависимости от этиологии, выраженности, устойчивости, времени возникновения и длительности патологического воздействия. Можно выделить основные проявления дизонтогенеза (рис. 2).

Важно подчеркнуть, что недостаточное развитие произвольной регуляции и навыков общения может лежать в основе и (или) усугублять когнитивное, сенсорное и моторное недоразвитие. [5]

Рис. 2. Основные проявления дизонтогенеза

Различают следующие синдромы дизонтогенеза (Kanner L., 1955; Сухарева Г. Е., 1959; Лебединский В. В., 1985).

  • 1. Недоразвитие — носит стойкий тотальный, но иерархический характер, например синдром олигофрении — диффузное повреждение незрелого мозга при ряде пре-, пере- и постнатальных патологических воздействий. При этом синдроме тотального функционального недоразвития мышление страдает больше остальных психических функций.
  • 2. Задержанное развитие (ЗПР) — замедление темпа формирования когнитивных, двигательных и эмоциональных функций, которое характеризуется обратимостью и парциальностью. Дети не имеют умственной отсталости, грубых нарушений сенсорики или психоневрологических заболеваний, но отстают от сверстников в обучении. Иногда группу детей с ЗПР характеризуют такие понятия, как «специфическая неспособность к обучению», «медленная обучаемость», «иррегулярность психического развития» и даже «пограничная дебильность».

Основные виды ЗПР — задержка речевого развития и недоразвитие эмоционально-волевой сферы (инфантилизм). Причиной задержки развития ребенка могут быть генетические факторы (например, наследственная предрасположенность к более позднему началу самостоятельной ходьбы, которая может быть преодолена специальными мерами развития), хроническая психоастения, вызванная хроническими соматическими заболеваниями в раннем детстве, резидуальные последствия инфекции, интоксикации или травмы мозга в пре-, пери- или раннем постнатальном периоде, приводящие к минимальной мозговой дисфункции (ММД), плохие условия жизни, педагогическая запущенность (например, в моей практике был случай обследования ребенка- билингва 10 лет с сохранным интеллектом и устной речью при полной несформированности письма и чтения из-за неправильного обучения в школе и дома).

Следует учитывать, что улучшение и интенсивное развитие во всем мире акушерства и педиатрии раннего возраста позволяет спасать жизни и существенно уменьшать последствия пре-, пери- и постнатальных патогенных факторов. В результате дети, которые могли бы иметь серьезнейшие нарушения ВПФ, проявляют только замедленность темпов их формирования или легкие симптомы несформированности психических функций, преодолеваемые с помощью адекватного ней- ропсихологического коррекционно-развивающего обучения. Однако это неизбежно приводит к росту популяции детей с минимальными мозговыми дисфункциями и задержками формирования отдельных психических функций.

«вследствие чего более или менее нарушено поведение и затруднена активная приспособляемость к окружающей среде» 1 . Степень дефектов и возможность их компенсации в значительной степени зависят от условий и направленности воспитания ребенка.

Отдельные синдромы дизонтогенеза могут сочетаться друг с другом при доминировании одного из них.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для понимания дифференциации дизонтогенеза (аномального развития) от отклоняющегося (атипичного, нижненормативного) развития необходимо рассмотреть проблемы гетерохронии (гетерохронно- сти) и асинхронии развития.

Источники


  1. Юлия, Александровна Дружинина Представления разных поколений о современных формах брака и семьи / Юлия Александровна Дружинина. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 758 c.

  2. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. — Москва: РГГУ, 2011. — 192 c.

  3. Данилова, Н.Н. Психофизиология: моногр. / Н.Н. Данилова. — М.: Аспект пресс, 2009. — 373 c.
  4. Кризис есть кризис: Лидеры российской и мировой экономики о путях выхода из кризиса. — М.: Эксмо, 2011. — 272 c.
  5. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 2016. — 631 c.
Нейропсихология детского возраста – основы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here