Неправильная моторика и осмысления приводит к имбецильности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Неправильная моторика и осмысления приводит к имбецильности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Имбецильность

Имбецильность — средняя степень отсталости в умственном развитии. В зависимости от интеллектуального отставания данная патология подразделяется на три типа: умеренная, выраженная и глубокая имбецильность. Умеренный тип диагностируется при IQ — 35-50, выраженный — при IQ — 25-34, глубокий — при показателях, ниже указанных.

  • Причины имбецильности
  • Симптомы имбецильности
  • Диагностика имбецильности
  • Лечение имбецильности
  • Профилактика и прогноз при имбецильности


Выражается имбецильность в том, что мозг ребенка, пребывающего еще в материнской утробе или прожившего первые месяцы после рождения, задерживается в развитии. Внешне патология заметна как по психическим и умственным, так и по физическим отклонениям.

Имбецилы практически не способны к обучению, им доступны только самые примитивные навыки: чтение по слогам, счет денег и предметов. Эмоциональное и мыслительное развитие у пациентов с имбецильностью также значительно отстает. Они инертны и малоподвижны, хотя при постоянных тренировках и подражании другим людям могут выполнять простейшую работу.

Ввиду повышенной внушаемости и постоянной тяги к подражанию имбецилы могут совершать асоциальные поступки. Малейшая перемена обстановки может стать для них причиной серьезного стресса.

Среди всех учтенных случаев олигофрении, имбецильность составляет 20%. Распространенность данной патологии — 0,04% от всего населения.

Причины имбецильности

В качестве причин имбецильности выделяют целый ряд факторов, имеющих влияние на ребенка во время его внутриутробного развития и на ранних сроках жизни.

  • Основными считаются генетические отклонения, такие как болезнь Дауна и микроцефалия.
  • Второй фактор — внутриутробное поражение плода, спровоцированное нарушением гормонального фона у матери.
  • Если во время беременности женщина перенесла вирусное или венерическое заболевание, к примеру, краснуху, токсоплазмоз или сифилис, это также может стать причиной имбицильности ребенка.
  • К причинам, по которым может развиваться имбецильность, относится и конфликт резус-факторов между плодом и матерью.
  • Непосредственное влияние на головной мозг плода имеет прием будущей матерью алкогольных и наркотических веществ, дозы облучения рентгеновскими лучами, недостаток микроэлементов и витаминов в ее питании.
  • После рождения причинами патологии могут стать родовая травма, тяжелые роды, асфиксия в период беременности и родов.
  • Не последнее место занимают травмы головы и заражение детскими инфекциями.
  • В крайне редких случаях имбецильность не является следствием механических повреждений или генетических отклонений. Она может быть связана с исключительно социальным фактором, таким как отсутствие общения со взрослыми людьми. Кроме этого, развитие ребенка зависит от полноценности питания.

Симптомы имбецильности

У людей, страдающих этим расстройством, очень слабо развита моторика. Их движения плохо скоординированы, им сложно осуществлять самые простые действия, а особенно мелкую, требующую внимания работу. Имбецилы неуклюжи, часто сгорблены, зажаты, что особенно проявляется при ходьбе. Мимика практически отсутствует, выражение лица бессмысленное, непринужденное, моргания редкие.

Имбецильность может вызывать и дефекты строения тела. Это могут быть такие признаки, как приросшие мочки ушей, неправильная форма черепа, деформация лицевых костей.

Очаговая нервная симптоматика — еще один характерный для данной патологии симптом. Человек, у которого наблюдается имбецильность, редко может овладеть элементарными навыками ухода за собой, в большинстве случаев пренебрегает правилами личной гигиены. При этом пациент может проявлять большое рвение в посильных ему заданиях и гордиться выполненной работой.

Эмоционально имбецилы однообразны, они выказывают либо негодование, либо радость по определённому поводу. Вникая в суть одного занятия, они с трудом переключаются на другие задачи. Для больных имбецильностью характерно медленное последовательное мышление и невозможность решения нескольких вопросов одновременно.

Примитивность мышления, узкий кругозор, отсутствие воли и концентрации не позволяет имбецилам обучаться. Воспринимая обращенную к ним речь, сами пациенты не могут общаться аналогично и говорят только лаконичными фразами.

При смене привычной обстановки или окружения имбецилы могут подвергнуться стрессу по причине полного отсутствия самостоятельности и способности адаптироваться. Они легко внушаемы, не проявляют собственной инициативы, часто послушны и привязчивы к другим людям.

Диагностика имбецильности

Чтобы выявить признаки имбецильности, специалисту, как правило, достаточно осмотра и беседы с пациентом. Степень отсталости выявляется путем психологического тестирования и определения уровня интеллекта.

Врач также должен провести дифференциальное исследование, исключающее шизофрению и деменцию. Этот этап, как и этап диагностики, предполагает проведение специальных тестов. Отличия их результатов состоят в том, что у шизофреников отставание в развитии имеет диссоциированный, парциальный характер, а у пациентов с деменцией сохраняется практически весь багаж знаний, эмоциональность и богатый словарный запас.

У маленьких детей определить имбецильность сложнее, чем у взрослых по причине, что система критериев может быть применена только для подростков и детей от 7 лет. Несмотря на это, коррекционные меры и помощь в обучении и адаптации в социуме необходимо начинать проводить в раннем возрасте пациента.

При запаздывании развития психомоторных функций в первый год жизни ребенка формирующуюся имбецильность сложно отличить от результатов плохого ухода и соматических заболеваний. Глубокая имбецильность поддается более точному диагностированию на этой стадии развития малышей, так как у них наблюдается отсутствие базовых навыков. Они не берут предметы из рук других людей, не хватают их и не придерживаются при стоянии за окружающие объекты. У таких детей нет реакции на голос и речь, из-за чего их могут ошибочно принимать за глухих.

В возрасте до года специалист может выявить имбецильность по характерному отсутствию у ребенка интереса к окружающему миру, однообразной мимике и невыраженной эмоциональной реакции.

В возрасте от 1 года до 3 лет дети-имбецилы могут играть. Их игры примитивны, они не понимают назначения игрушек и всех окружающих их предметов. Восприятие информации происходит не по смыслу, а ограничивается узнаванием характерных фраз в сочетании с определенной интонацией и жестом. В детском возрасте определение степеней имбецильности может быть неточным ввиду расплывчатости их критериев.

Читайте так же:  Серый цвет в психологии значение и влияние

Лечение имбецильности

На сегодняшний день имбецильность неизлечима и терапия для пациентов, страдающих этой патологией, носит исключительно симптоматический характер. Основой, на которой базируется лечение, являются правильное воспитание, уход за больными и постоянное направление их действий.

[1]

Имбецилы не могут находиться в школьной среде, которая для них непосильна эмоционально и физически, поэтому им требуется обучение на дому. В домашних условиях они могут освоить навыки чтения, письма и простейших арифметических вычислений.

Имбецилы могут представлять угрозу для общества при условии асоциального окружения. В неконтролируемых ситуациях больным показана госпитализация в психиатрическую лечебницу.

Поскольку у детей могут наблюдаться дефекты речи, им показаны регулярные занятия с логопедом и психотерапевтом. Медикаментозная коррекция также необходима, для нее применяются ноотропные препараты, транквилизаторы, нейролептики.

Лечение препаратами подразделяется на два типа: специфический и симптоматический. Специфическая терапия требуется пациентам с фенилкетонурией и другими проявлениями энзимопатии. При гипотиреозе назначается компенсирующее гормональное лечение, при токсоплазмозе — антибиотики, препараты мышьяка, хлоридин, при мозговых инфекциях — сульфаниламидные препараты, антибиотики.

Симптоматическое лечение — это применение препаратов со стимулирующим мозговой метаболизм эффектом, витаминов группы B, психостимуляторов, дегидратирующих и рассасывающих средств, биогенных стимуляторов. Пациентам, у которых бывают судороги, назначают постоянный прием противоэпилептических препаратов.

Чем раньше выявляется заболевание и начинается его адекватное лечение, тем оно эффективнее. Огромное значение имеет не только медикаментозное воздействие, но и комплекс лечебно-педагогических коррекционных мероприятий.

Профилактика и прогноз при имбецильности

Прогноз данного заболевания напрямую зависит от степени отсталости, времени постановки диагноза и начала лечения. В большинстве случаев патология, диагностированная на ранней стадии, поддается коррекции, что позволяет минимизировать интеллектуальные нарушения и адаптировать пациента в социуме.

Неспособность к самостоятельной жизни требует тщательного контроля со стороны медучреждения и родственников, детям нужна специальная программа домашнего обучения или пребывание в спецшколе.

Профилактические меры подразделяется на два этапа: первичный и вторичный. Первичная профилактика проводится еще на стадии внутриутробного развития и состоит в своевременной постановке женщины на учет в женской консультации, грамотном ведении беременности, раннем скрининговом исследовании, позволяющем изучить плод до его полного формирования и рождения. Вторичная профилактика — это раннее диагностирование патологии у новорожденного, коррекция психического и интеллектуального развития, меры по реабилитации и адаптации ребенка в окружающей среде.

[3]

Классификации, признаки, степени и диагностика олигофрении

Болезни развития, которые связаны с различными нарушениями развития мозга, среди расстройств психики занимают отдельное место. Все эти болезни объединены одним общим понятием — олигофрения. Современные дефектологи называют этим термином все виды умственного слабоумия, демонстрирующие нарушения нормального развития, если они возникают до восемнадцатилетнего возраста.

Умственная отсталость (психическое недоразвитие)

Что такое умственная отсталость, было известно ещё в Древней Греции. Такое психическое недоразвитие греки называли олигофренией, что в переводе означает «малоумие».

Сегодня к олигофрениям относят целую группу заболеваний самой разной этиологии, основным признаком которых является общее психическое недоразвитие. Такое недоразвитие психики вызывает интеллектуальную недостаточность и проявляется в виде синдрома непрогрессирующего слабоумия. Однако олигофрения характеризуется не только недостаточностью интеллекта. Олигофрены также имеют ряд других симптомов, таких как недоразвитость эмоциональности, восприятия, моторики и внимания.

Таким образом, олигофрения любой степени являет собой состояние неполного либо задержанного психического развития, вследствие чего страдает уровень общего интеллекта. Это состояние проявляется при созревании, отличается нарушением умственных, социальных, психомоторных и речевых способностей. Олигофрения может развиваться как вместе с каким-то соматическим либо психическим расстройством, так и самостоятельно.

Олигофрения существенно отличается от приобретённого слабоумия взрослых людей, возникающего вследствие органических заболеваний мозга. Так, при слабоумии, возникающем у взрослых людей, происходит распад всех имеющихся свойств психики, а при заболевании олигофренией эти свойства просто не развиваются изначально.

Характерные симптомами являются общее недоразвитие психики, обязательно затрагивающее интеллект, моторику, эмоционально-волевую сферу, речь, а также саму личность. Помимо низкого уровня интеллекта, олигофрения указывает на недоразвитость абстрактного и понятийного мышления, а также восприятия,

памяти и внимания. Олигофрены не могут отвлечься от конкретных второстепенных деталей, не умеют выделять значимые признаки, устанавливать смысловые связи, определять сходство. Сравнения, и классификация предметов часто проводится по несущественным признакам, что указывает на несформированность общих представлений о понятиях и предметах, ограниченность словарного запаса, отсутствие эрудиции. Таким образом, одним из основных симптомов олигофрении является наличие только конкретного мышления при полном или частичном отсутствии абстрактного (это зависит от степени заболевания).

Для того чтобы определить к какой степени интеллектуальной недостаточности относится больной, сегодня широко используется шкала IQ (коэффициент интеллекта). Если средний IQ обычного человека составляет 100 баллов, то его границы при олигофрении колеблются в пределах от 0 до 70 баллов, в зависимости от её степени:

  • при дебильности — 51-70 баллов;
  • при имбецильности — 21-51 балл;
  • при идиотии — 0-20 баллов.

Несмотря на то, что уровень IQ при олигофрении обычно остаётся неизменным, вовремя начатая коррекция дебильности может привести к неплохим результатам. Так, дебил вполне в состоянии нормально адаптироваться в обществе, выполнять несложную работу, самостоятельно обслуживать себя. К сожалению, такие степени заболевания, как имбецильность и идиотия практически не поддаются коррекции. Во многом степени проявления болезни зависят от причин её развития.

Однозначно причины возникновения олигофрении невозможно определить в 30-40 процентах случаев. Современные исследователи считают, что олигофрения чаще всего возникает вследствие воздействия одной из трёх групп факторов:

  • Эндогенный (внутренний) фактор. Разные хромосомные патологии, наследственные синдромы, генетические метаболические нарушения. Причиной такой олигофрении могут стать синдромы Шерешевского-Тернера, Рубинштайна-Тейби, Клайнфельтера, а также болезнь Дауна, мукополисахаридоз, иные болезни нарушенного метаболизма;
  • Экзогенный (или внешний) фактор. Некоторые внутриутробные инфекции у беременных (такие как краснуха, эпидемический паротит, ветряная оспа), иммуноконфликт плода и матери, родовые и послеродовые черепномозговые травмы, наркомания, алкоголизм, иные вредные привычки матери;
  • Смешанный фактор. Самые тяжёлые степени олигофрении возникают вследствие одновременного воздействия сразу ряда негативных факторов.
Читайте так же:  Как освободиться от груза обид и простить человека

Отдельно стоит упомянуть такие общеизвестные факты, что частой причиной олигофрении становятся близкородственные браки, возраст матери старше 40 лет.

Классификация и степени

Есть множество классификаций олигофрении, основанных на самых разных принципах. Самыми известными из них являются этиопатогенетическая, клинико-физиологическая, классификация олигофрении по МКБ-10.

Этиопатогенетическая — согласно ей, выделяют 3 группы:

  1. Олигофрения, вызванная поражением половых клеток родителей;
  2. Олигофрения, вызванная внутриутробным поражением эмбриона;
  3. Олигофрения, вызванная факторами, воздействующими на ребёнка при рождении либо в раннем детстве.

Использование классификации, в основе которой лежит клинико-физиологический принцип, позволяет врачам, дефектологам, логопедам и медицинским психологам осуществлять дифференцированную практическую работу, а также составлять индивидуальные абилитационные программы. Согласно этой классификации существует четыре формы олигофрении:

  1. Стеническая форма (уравновешенная и неуравновешенная);
  2. Астеническая форма (основная, брадипсихическая, дислалическая, диспрактическая, дисмнестическая);
  3. Дисфорическая форма;
  4. Атоническая форма (акатизическая, аспонтанно-апатическая, мориоподобная).

Международная классификация выглядит следующим образом:

  1. лёгкая отсталость интеллекта в степени дебильности;
  2. умеренная отсталость интеллекта (имбецильность лёгкой и средней степени);
  3. тяжёлая отсталость интеллекта (сильновыраженная имбецильность);
  4. глубокая отсталость интеллекта (идиотия).

Степени болезни

Согласно последней классификации, заболевание «олигофрения» делится на 3 общепризнанные группы, согласно степени тяжести недоразвития психики.

Степень дебильности — наиболее лёгкая степень заболевания. При дебильности человек может конкретно мыслить, но испытывает затруднения при попытках абстрагирования. Его обучение также затруднено. Человек некритичен по отношению к своим возможностям. Олигофрения может проявляться различными степенями дебильности: лёгкой, умеренно выраженной, выраженной. Чем сильнее выражена дебильность, тем ниже степень обучаемости и свойства памяти.

Имбецильность — это средняя степень олигофрении. Человек владеет речью, но он довольно косноязычен, имеет скудный словарный запас (всего несколько десятков). Имбецилы могут усваивать простейшие знания, заниматься самым элементарным трудом, сохранена способность к обслуживанию себя. Часто бывают агрессивны, имеют неконтролируемое половое влечение.

[2]

Идиотия — самая глубокая степень этой болезни. Мышление практически неразвито. Идиоты имеют запас слов не более 20, отличаются глубоким слабоумием. Они не понимают речь, обращённую к ним, ведут себя как младенцы. Навыки по самообслуживанию у них отсутствуют, поэтому идиот полностью зависит от человека, ухаживающего за ним.

Как проявляется в детском возрасте

Хотя олигофрения характеризуется стойкой психической недоразвитостью, соматически такие дети относятся к фактически здоровым. В последнее время дефектологи избегают называть подобных детей олигофренами. Олигофрения у детей всё чаще именуется корректными выражениями: её называют психической задержкой, врождённым слабоумием либо психической недостаточностью, а самих детей относят к умственно-отсталым.

Сильнее всего олигофрения у детей проявлена в эмоционально-волевой, а также в познавательной сфере. Она позволяет ребёнку развиваться, но делать он это может только атипично, замедленно и с яркими отклонениями. Для обучения такому ребёнку надо делать намного больше вариативных повторений, чем здоровым детям.

Признаки, указывающие на олигофрению у детей:

  • неспособность действовать по образцу либо словесной инструкции;
  • неситуативное понимание речи;
  • недоразвитие всех видов доступной деятельности (такой как игра, конструирование, рисование, бытовые навыки);
  • недостаточный интерес таких детей к окружающему миру;
  • отставание сенсорного развития, произвольного внимания;
  • задержка развития речи (иногда остаётся на уровне лепета);
  • у таких детей преобладает непроизвольное запоминание;
  • недоразвитость волевых процессов, общая безынициативность и апатичность;
  • эмоциональная инфантильность детей, крайнее проявление эмоций.

Отличительной особенностью таких детей также является то, что окружающая среда и семья могут как способствовать их интеллектуальному развитию, так и тормозить его.

Дети-олигофрены в стадии дебильности обучаемы, они часто посещают общеобразовательную школу, хотя лучше всего для них обучаться в «специальных классах». Таких детей можно научить читать, а многие из них способны закончить начальную школу, получить основные социальные навыки. Многие из детей в стадии дебильности могут выполнять простую работу, хотя нуждаются в постоянной поддержке и помощи.

Детей-имбецилов ошибочно считают «поддающимися тренировке» (т.е. механическому обучению определённым действиям). Однако это не так. Хотя они могут самостоятельно заботиться о себе, ориентироваться и передвигаться по дому, выполнять простейшую работу, но всё это возможно только под постоянным присмотром.

Дети-идиоты требуют тщательного ухода, очень часто они неспособны выполнить даже самые простейшие задания. Образование и тренировка каких-либо навыков, как правило, не приносят им никакой пользы, они не способны самостоятельно заботиться о себе. Задержка развития таких детей обычно сопровождается физическими дефектами и неврологическими нарушениями, поэтому в этом случае мы говорим о биологическом слабоумии.

Диагностирование

Диагностика всех видов олигофрении проводится методами выявления характерной симптоматики. При правильной постановке диагноза также необходимо определить и степень недостаточности интеллекта. Чем тяжелее форма олигофрении, тем на более ранних сроках её можно диагностировать.

В наше время олигофрении генетического типа диагностируются ещё задолго до рождения ребёнка. В таком случае матери могут предложить искусственно прервать беременность. Олигофрения у детей самого раннего возраста диагностируется с помощью специального комплекса симптомов психического и физического отставания в развитии. Она выражается в невозможности держать головку прямо, фиксировать свой взгляд, уверенно сидеть, поворачивать головку на источник звука, улыбаться в ответ на обращение.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Олигофрения у детей, вышедших из младенческого возраста, диагностируется по отсутствию интереса к окружающей среде, по недоразвитости психомоторики и речи. У детей-дошкольников легкая степень олигофрении часто проявляется в слабом речевом развитии, примитивных эмоциях, необучаемости, а также в неспособности обслуживать себя.

Есть 3 главных критерия, которые позволяют диагностировать у детей-школьников олигофрению:

  1. показатели IQ сильно отстают от средних показателей;
  2. нарушены самообслуживание, самоуправление и общее функционирование;
  3. эти симптомы проявились до 18 лет.

Диагностика уровня интеллекта должна основываться на всей возможной информации, в том числе и на адаптивном поведении, клинических данных, продуктивности психометрических тестов. Помимо этого, должны приниматься во внимание возможные речевые нарушения и нарушения слуха, а также соматические факторы. Обязательно должны использоваться при диагностике шкалы адаптации и социальной зрелости, а также сведения, полученные от родителей либо других лиц, осуществляющих уход. При невыполнении этих условий диагноз может быть поставлен только временно.

Читайте так же:  Понятие, принципы и приемы эффективного общения

Диагностика олигофрении используется не только в работе дефектологов и криминальных психологов. Особенности симптоматики этого заболевания во многом напоминают симптомы раннего детского аутизма и детской шизофрении, что требует проведения тщательной психиатрической дифференциальной диагностики.

Неправильная моторика и осмысления приводит к имбецильности

Развитие человека начинается еще в утробе матери. С первых секунд протекания беременности определяется здоровье будущего ребенка. Именно в этот период дети могут обрести как наследственные, так и приобретенные заболевания, которые будут проявляться уже после рождения. Одним из таких заболеваний является имбецильность, которая может передаваться как наследие от родителей, перенесших определенные заболевания, так и порок развития самого человеческого организма под действием тех или иных негативных факторов.

Имбецильность выражается двумя основными факторами: интеллектуальной недоразвитостью и нарушениями в развитии моторики. Именно об этом пойдет речь в статье интернет-журнала psytheater.com.

В то время как дети учатся пользоваться своими рефлексами и управлять мышцами, их мозг интенсивно развивается. В первую очередь развиваются те отделы головного мозга, которые отвечают за моторные функции. Начинают развиваться соматосенсорные зоны головного мозга, обеспечивающие чувственное восприятие (обоняние, осязание, зрение, слух и вкус). У новорожденных очень хороший слух, они способны отличить голос матери от голосов других людей, что объясняется привыканием к нему еще в утробе. Обоняние и вкус также хорошо развиты. Зрение у новорожденных развито слабо.

Подобно тому, как человек использует дорожные карты или планы городов для ориентации на местности, дети используют для систематизации, репрезентации и интеграции опыта то, что швейцарский психолог Жан Пиаже назвал ментальными схемами. Ментальные схемы – это основной способ осмысления реальности. Конструирование ментальной репрезентации реальности – активный процесс.

Различают три основных вида ментальных схем

• Сенсомоторные схемы. Результат непосредственного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Они лежат в основе понимания причинно-следственных связей. Формируется простая репрезентация элементарных связей между поступками и их последствиями.
• Символические схемы. Представление отношений, усвоенных с помощью сенсомоторных схем, опосредованно, с помощью символов. Ребенок может думать о предметах, не вступая в прямой контакт с ними.
• Операционные схемы. Внутренние психические процессы с использованием символических репрезентаций объектов. Подразумевают способность к абстрактному мышлению и решению проблем без обращения к конкретным действиям.

Формирование ментальных схем начинается с непосредственного контакта с внешней средой, затем переходит на более абстрактный, символический уровень. В этом суть концепции Пиаже: человек начинает с конкретного и постепенно переходит к абстрактному.

Познавательные процессы, а также обучение двигательной моторики у больных имбецильностью нарушается. Дети не просто тяжело воспринимают информацию из окружающей среды, но еще и не способны выполнять мелкие и точные движения, что выражается неуклюжей и скованной походкой. Они предпочитают привычную обстановку, в которой приучаются выживать. Попадая в новые места, незнакомые и полные других людей, они теряются. Мыслительный процесс нарушен. Ребенок не может познавать и решать возникающие задачки, что является явным признаком слабоумия, которое наблюдается при болезни.

Данная категория больных очень внушаема. Их желания и интересы часто являются примитивными и связанными лишь с удовлетворением физиологических потребностей. Таким образом, они часто становятся прожорливыми и неряшливыми в еде. А в половой сфере наблюдаются перепады с повышением полового влечения и распущенностью.

Имбецильность

Среди причин имбецильности выделяют плохую наследственность, когда один из родителей перенес синдром Дауна, сифилис, краснуху, а также родовые травмы. Будущая мать, которая не заботится о своем здоровье, рискует родить больного ребенка. У таких людей слабо развита мимика, если они и умеют читать, то только по слогам, движения у них заторможенные и точечные, а походка неуклюжая и скованная.

Больные данным психическим расстройством, понимают обращенную к ним речь, но сказать что-то в ответ им сложно. Путем настойчивого обучения, их можно научить считать и выполнять простые трудовые действия, но в школу их не отдают. Для лечения необходимо эффективное воспитание, а также назначение ноотропов, нейролептиков и транквилизаторов. Кроме психиатра, назначают занятия и с логопедом.

    Депрессия у ребенка Кажется, что дети должны быть лишены каких-либо факторов, которые провоцировали.
  • Как успокоить нервы и снять стресс? 149 Психология личности
  • Психоз ухудшает Болезнь Паркинсона 1750 Психоз
  • Невыявленная депрессия влияет на снижение работоспособности 1327 Депрессивные состояния

Вся информация, размещенная на страницах сайта является собственностью ее авторов и владельцев проекта. Копирование информации без активной обратной ссылки на сайт psytheater.ru строго ЗАПРЕЩЕНО и преследуется по 146 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации и Международным законом об авторских правах.

Внимание! Убедительная просьба не воспринимать справочную информацию сайта как указания к действию в лечении того или иного заболевания. Для постановки точного диагноза и лечения необходимо обращаться к специалистам.

Имбецильность

Имбецильность (от лат. imbecillus – «слабый», «незначительный») – это средняя степень тяжести умственного недоразвития (умственной отсталости, малоумия или олигофрении), являющаяся следствием биологической недостаточности структур головного мозга, при которой происходит задержка психического развития и страдает формирование интеллекта, эмоциональной и волевой сфер, поведенческих реакций, речи. Полноценная независимая социальная адаптация в данном случае невозможна.

Заболевание может как развиваться в первые годы жизни (органическое поражение мозга в возрасте до 3 лет), так и носить врожденный характер.

Степень тяжести состояния определяется интенсивностью негативного воздействия, временем приобретения имбецильности (чем меньше возраст ребенка, подвергшегося действию повреждающих факторов, тем более глубок развившийся психический дефект). Выраженность интеллектуальной недостаточности у пациентов с имбецильностью определяется с помощью стандартных тестов диагностики IQ и варьирует в пределах 35–49.

Читайте так же:  Состояние помрачнения сознания

Основным отличием имбецильности от приобретенного слабоумия (деменции) является отсутствие прогрессирования имеющихся нарушений; зачастую интенсивность болезненных проявлений удается скорректировать, уменьшив их выраженность.

Синонимы: умеренная умственная отсталость, олигофрения средней степени тяжести.

Причины и факторы риска

К развитию имбецильности может привести множество различных факторов, воздействовавших как на половые клетки родителей до момента оплодотворения или на плод во время беременности, так и на ребенка в период раннего детства.

Эндогенные (внутренние) причины, способные привести к имбецильности:

  • генетические мутации;
  • наследственные или приобретенные болезни обмена веществ (сахарный диабет, фенилкетонурия, болезнь Гоше и т. д.);
  • возраст родителей (преимущественно матери) старше 40-45 лет;
  • тяжелые хронические заболевания матери;
  • гормональные нарушения, приводящие к перезреванию половых клеток; и др.

Причины, оказывающие повреждающее действие на плод во время беременности:

  • ионизирующее излучение;
  • неполноценное питание (гиповитаминоз, белковое голодание);
  • внутриутробные инфекции плода как следствие перенесенных матерью (особенно в первом триместре) острых вирусных инфекций или хронических инфекционных заболеваний мочеполовой сферы;
  • попадание в организм матери солей тяжелых металлов, пестицидов, агрессивных химических соединений;
  • прием алкоголя, курение во время беременности;
  • хроническое нервно-эмоциональное перенапряжение;
  • острые стрессы;
  • употребление некоторых лекарственных препаратов, наркотических и прочих запрещенных веществ;
  • механические травмирующие воздействия.

Экзогенные (внешние, приобретенные) причины имбецильности:

  • осложнения в родах и постнатальном периоде;
  • механические травмы головного мозга;
  • острые нарушения мозгового кровообращения;
  • микро- и гидроцефалия;
  • неполноценный рацион ребенка (недостаток йода и других микроэлементов, витаминов);
  • отрицательные психосоциальные влияния в первые годы жизни (социальная депривация, алкоголизм или наркомания родителей, проживание вне человеческой среды, слабоумие родителей, отказ матери от контактов с ребенком и т. д.).

Достоверно этиологию заболевания удается установить не более чем в 35-40% случаев.

Формы заболевания

В зависимости от времени возникновения заболевания выделяют 2 формы имбецильности:

Основным отличием имбецильности от приобретенного слабоумия (деменции) является отсутствие прогрессирования имеющихся нарушений.

Несмотря на отсутствие абстрактного мышления и неспособность к обобщению, формулированию понятий, больные могут приобретать и в достаточной мере развивать навыки самообслуживания, осуществлять примитивную трудовую деятельность.

Для формирования социальных навыков таким больным необходимы постоянные опека и контроль; самостоятельно осваивать даже простейшие целенаправленные действия бытового характера они практически не способны.

Круг болезненных проявлений при имбецильности довольно широк; он складывается из своеобразных изменений мышления, памяти, речи, особенностей поведения. Это:

Помимо нарушений функционирования психической сферы, у детей с имбецильностью отмечаются отклонения в физическом развитии: ребенок поздно садится, встает и начинает ходить, плохо ползает, недостаточно устойчив; нередко отмечается шаткость походки. Формирование речевых навыков также запаздывает.

Обучение имбецилов затруднено, проводится в формате коррекционных образовательных организаций. Из школьной программы при полноценном педагогическом сопровождении больной ребенок может освоить простейший счет, алфавит, чтение по слогам небольших текстов, заучивание отдельных фраз.

Диагностика

При скрининговых УЗ-исследованиях, генетическом консультировании во время беременности с высокой долей вероятности диагностируются некоторые хромосомные заболевания плода, при которых развивается имбецильность (например, синдром Дауна). Если же олигофрения не является симптомом какого-либо заболевания, а проявляется изолированно, лабораторных и инструментальных методов исследования, способных достоверно подтвердить или опровергнуть ее наличие в этот период, не существует.

Инструментальные способы диагностики, такие так магнитно-резонансная или компьютерная томография, УЗИ структур головного мозга новорожденного, используются для выявления различных патологических процессов (опухолей, тромбозов, кровоизлияний, травм), которые могут являться причиной задержки психического развития. Тем не менее даже при наличии патоморфологического субстрата интеллектуальные дефекты могут отсутствовать, равно как и наличие имбецильности не обязательно предполагает присутствие видимых патологических процессов.

Методами, позволяющими объективно подтвердить наличие имбецильности, являются:

  • тестирование с целью определения уровня интеллекта – IQ в диапазоне от 35 до 49;
  • шкала Векслера – менее 55 баллов;
  • консультация психотерапевта.

Выраженность интеллектуальной недостаточности у пациентов с имбецильностью определяется с помощью стандартных тестов диагностики IQ и варьирует в пределах 35–49.

Эффективных способов медикаментозного или инструментального лечения имбецильности не существует. Частичная коррекция интеллектуальных дефектов, привитие навыков самообслуживания, обучение чтению, счету и простейшим трудовым манипуляциям возможны только при условии постоянного интенсивного психолого-педагогического сопровождения.

При необходимости (по требованию) назначаются следующие препараты:

  • психостимуляторы;
  • нейролептики;
  • транквилизаторы;
  • седативные;
  • противосудорожные; и т. д.

Возможные осложнения и последствия

При отсутствии ухода и опеки имбецилы социально дезадаптируются.

По причине инстинктивного поведения, выраженности элементарных физиологических потребностей, внушаемости и неспособности критически осмысливать информацию пациенты нередко становятся соучастниками или жертвами криминальных эксцессов.

Прогноз для выздоровления неблагоприятный, заболевание носит пожизненный характер. Некоторая положительная динамика (социальная и трудовая адаптация, обучение на уровне начальных классов коррекционной школы) возможна только при постоянном контроле.

Профилактика

  • избегание воздействия агрессивных факторов на мать и плод во время беременности;
  • своевременное генетическое консультирование при высоком риске рождения ребенка с олигофренией (зрелый возраст родителей, отягощенный наследственный анамнез, хромосомные заболевания у детей от предыдущих беременностей);
  • своевременное выявление патологий у новорожденного (консультации специалистов) с целью скорейшего начала реабилитационных мероприятий в случае подтверждения диагноза;
  • полноценное интеллектуальное развитие ребенка первых лет жизни;
  • сбалансированный рацион матери (во время беременности) и новорожденного.

Образование: высшее, 2004 г. (ГОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет»), специальность «Лечебное дело», квалификация «Врач». 2008-2012 гг. – аспирант кафедры клинической фармакологии ГБОУ ВПО «КГМУ», кандидат медицинских наук (2013 г., специальность «фармакология, клиническая фармакология»). 2014-2015 гг. – профессиональная переподготовка, специальность «Менеджмент в образовании», ФГБОУ ВПО «КГУ».

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Имбецильность и ее лечение

Имбецильность и ее лечение в наше время продолжает оставаться актуальным вопросом, так как частота данного заболевания составляет четыре случая на 10000 и составляет каждый пятый случай олигофрении. Данное заболевание — это проявление слабоумия, которое является средней формной олигофрении.

Читайте так же:  Почему ребенок в 2-4 года истерит по любому поводу

Определить расстройство можно не только по психическим признакам, но и по физиологическим. Еще в детском возрасте больные могут читать исключительно по слогам и умеют считать в ограниченных рамках. Эмоции у больных слабо выраженные, где-то тугие и запоздалые. Конечно, путем долгих тренировок по специальной системе, таких людей можно чему-то научить. Один из признаков заболевания – легкая внушаемость, что приводит к частым негативным последствиям.

Причины и симптомы имбецильности

Причины данного заболевания зачастую сводятся к врожденным факторам и плохой генетике: синдром Дауна, микроцефлия, перенесенные в период беременности инфекционные заболевания, венерические болезни, внутриутробное повреждение плода, травмы при родах.

У страдающих расстройством недостаточно развита моторика, все движения грубые, угловатые, координация их плохая. Им сложно выполнять точные, требующие мелкой моторики игры, действия. Походка, соответственно, неуклюжая, зажатая, присутствует сгорбленность. Лицо у имбецила лишено игры мимики. На нем, обычно застывает непринужденное, глупое выражение, глаза моргают относительно редко.

Большинство больных имеют весьма видные внешние врожденные признаки данного расстройства: приросшие к коже мочки ушей, неправильное строение черепа, особенного его лицевой части. Для них характерна очаговая нервная симптоматика.

Имбецилам сложно овладеть правилами гигиены, однако они проявляют необыкновенный энтузиазм в посильных для них заданиях, гордятся достижениями и успехами, выказывают негодование или радость по различным поводам.

При этом им сложно переключиться на другие занятия, освоиться на новом месте, они проявляют крайнюю несамостоятельность. Причины и симптомы имбецильности достаточно яркие и выраженные, что позволяет отличить это расстройство от иных степеней выраженности олигофрении.

Характеристика имбецильности

Характеристика имбецильности позволяет оценить общую степень развития ребенка и его дальнейший потенциал, сообразно с его заболеванием. IQимбецилов колеблется от 20 до 50, в соответствии с чем выделяют несколько форм проявления заболевания: резкую (IQ 20-35) и умеренную (IQ 35-50).

Больные имбецильностью неплохо принимают обращение к ним других людей, и могут отвечать некоторыми фразами. Тем не менее, их собственная речь весьма бедна, грубая, имеет неточность. Активный словарный запас имбецила в среднем состоит из пары сотен слов.

Общее мышление у них медлительно, примитивно, последовательно и не терпит отвлечений, требуя всей возможной концентрации. При этом их запас познаний довольно узкий, а также характерно недостаточное развитие памяти, внимания, волевых качеств.

Имбецильность характеризуется и такими признаками: легкая внушаемость, безразличность, безинициативность, растерянность в новой обстановке. Имбецилов можно обучить простому труду и навыкам. Отдельные из них способны научиться считать и писать, самостоятельно обслуживать себя, выполнять простейшие поручения по дому, например, уборку, и заниматься несложными операциями, такими как склеивание коробок, мытье посуды.

Эмоции у них видны намного лучше, чем у больных идиотией. Они нормально реагируют на стороннее порицание или похвалу, узнают родных и близких, хорошо относятся к ним. Так как имбецилы легко внушаемы и инертны, они нуждаются в постоянном наблюдении и уходе, поскольку могут слишком быстро попасть под дурное влияние и стать асоциальными.

Степень имбецильности

По различным признакам заболевания и особенностям его проявления можно определить, какая степень имбецильности характерна для конкретного больного. Всего в современной медицине их различают три: тяжелая, средняя, легкая. Между собой они отличаются по степени выраженности недоразвития психики. При этом личные интересы имбецилов сводятся к удовлетворению простейших физиологических потребностей.

Очень часто они проявляют неряшливость и прожорливость во время приема пищи. Сексуальность характеризуется различного рода перепадами, с появлением влечения и распущенности. Совокупность этих и других признаков, оценка частоты и выраженности их проявлений позволяет выяснить к какой степени имбецильности относится данный конкретный больной.

Лечение имбецильности

Имбецильность и ее лечение в первую очередь требует внимания и терпения от родственников и близких больного. Так как борьба с данным расстройством нацелена на правильное воспитание и уход за субъектом, его обучение. Врачи могут прописать при необходимости препараты: нейролептики, транквилизаторы. Им крайне необходимы занятия с логопедом, психиатром.

Им необходимо домашнее обучение, так как школьная обстановка крайне тяжела для имбецлов. У них возможны дефекты речи, что тоже требует коррекции, а способность к чтению и счету весьма ограничены простейшими действиями.

Лечение имбецильности включает в себя постоянный присмотр за больным, так как асоциальное окружение способно привить ему дурные привычки, в дальнейшем толкнуть на асоциальные и преступные поступки. При развитии таких неконтролируемых отрицательных поступков больному показана госпитализация в отделение психиатрии.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дальнейший прогноз в большей степени зависит от глубины нарушения умственного развития. Первичная профилактика заключается в медико-генетическом консультировании беременных, которые проводятся в специализированных центрах.

Источники


  1. Борманс, Лео Большая книга о любви / Лео Борманс. — М.: Эксмо, 2015. — 384 c.

  2. Руденко, А. М. Психология делового общения / А.М. Руденко. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2016. — 264 c.

  3. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — М.: Питер, 2016. — 592 c.
  4. Резников, Е. Н. Психология этнического общения / Е.Н. Резников. — М.: Когито-Центр, 2015. — 432 c.
  5. Ивлева, В. В. Психология семейных отношений / В.В. Ивлева. — М.: Букмастер, 2015. — 352 c.
Неправильная моторика и осмысления приводит к имбецильности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here