Непроизвольное внимание

Сегодня мы рассмотрим тему: "Непроизвольное внимание" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Непроизвольное внимание

57. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Непроизвольное внимание – это внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.

[3]

Существует сложный комплекс причин, вызывающих непроизвольное внимание. Эти причины можно условно разделить на различные группы.

1. Особенности самого раздражителя.

[2]

2. Степень интенсивности раздражителя. Любой достаточно сильный раздражитель – громкий звук, яркий свет, резкий запах – невольно привлекает наше внимание. Причем значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражителя (наше внимание привлечет и легкий шорох в полной тишине, и огонек спички в темноте).

3. Новизна, необычность раздражителя. Новизна – одна из наиболее важных особенностей раздражителей, вызывающих пробуждение непроизвольного внимания. Всякое новое раздражение, как отмечал еще И.П. Павлов, если оно имеет достаточную интенсивность, вызывает ориентировочную реакцию. Различают абсолютную новизну (в этом случае раздражитель никогда раньше не присутствовал в нашем опыте) и относительную новизну – необычное сочетание известных раздражителей.

4. Ослабление действия раздражителя и прекращение его действия: маяки, указатели поворотов автомобилей.

[1]

5. Подвижность объекта: движущиеся предметы.

6. Соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию организма или личности, т. е. потребностям.

7. Интересы: один человек пройдет мимо и не заметит броской афиши о футбольном матче, а другой обратит внимание на скромное объявление о предстоящем концерте; проголодавшийся человек невольно отметит вниманием все, что связано с пищей.

8. Чувства: хорошо известно, что всякое раздражение, вызывающее то или иное чувство, привлекает внимание. Оно так и называется – эмоциональное внимание.

9. Ожидание: нередко оно позволяет воспринимать даже то, что при других обстоятельствах человек вовсе не замечает.

10. Апперцепция – влияние прежнего опыта, знаний, представлений. Даже слабый раздражитель вызовет внимание человека, знающего, о чем идет речь, тогда как несведущий человек просто ничего не заметит.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Обычно возникновению непроизвольного внимания способствует целый комплекс причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны, но условно их можно разделить на четыре категории.

В отличие от непроизвольного внимания, главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью.

Но, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время, в отличие от произвольного внимания, здесь нет или почти нет волевых усилий.

Непроизвольное внимание

По способу реализации – в зависимости от выраженности целевой направленности и уровня необходимых волевых усилий – принято различать непроизвольное, произвольное и после-произвольное внимание.

Непроизвольное (непреднамеренное, пассивное) внимание возникает стихийно, без видимых волевых усилий, как бы автоматически, независимо от состояния человека. Непроизвольное внимание вызывают объективные (интенсивность, новизна, динамичность, контрастность объектов) и субъективные (интересы, склонности) факторы.

Интересным для человека чаще всего становится то, что связано с его основными, любимыми занятиями. Так, книга по собаководству вызовет непроизвольное внимание кинолога – и не привлечет внимания человека, которому собаки безразличны.

Кроме силы и неожиданности раздражителей непроизвольное внимание может быть вызвано также их контрастом. Известно, что переход от тишины к шуму, от тихой речи к громкой привлекает внимание. В свою очередь, непроизвольное внимание делят на следующие подвиды (разновидности):

  • вынужденное, включающееся при воздействии многократно повторяющихся сигналов (например, мерцание рекламных щитов) или раздражителей высокой интенсивности (звук сирены проезжающей мимо спецмашины);
  • невольное, ориентированное на объекты, связанные с потребностями человека (например, выпускника университета вряд ли привлечет новый справочник для поступающих в вузы);
  • привычное, связанное с постоянной сферой интересов человека (в книжном магазине нас прежде всего привлекают издания, которые соответствуют нашей профессии или нашему хобби).

Произвольное, послепроизвольное внимание

Произвольное (преднамеренное, активное) внимание — это целенаправленное сосредоточение состояния сознания, поддержание определенного уровня которого связано с наличием волевых усилий. Термин «произвольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающего волю, желание. Включение произвольного внимания обусловлено стоящей перед человеком задачей.

Оно обычно связано с борьбой мотивов, наличием противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удержать внимание. В таких ситуациях человек делает сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из этих интересов, концентрируя внимание на удовлетворении другого. Наше внимание постоянно привлекает красивый и равномерный загар. Чтобы привлекать внимание окружающих можно посетить студию загара со скидкой.

Говоря о произвольном внимании, выделяют:

  • волевое, включающееся в ситуациях конфликта между осознанно выбранными действиями и действиями, вызывающими непроизвольное внимание;
  • выжидательное, вызываемое сознательно ожидаемым объектом или явлением (внимание охотника, поджидающего зверя в засаде, или внимание человека, ожидающего прибытия поезда);
  • спонтанное, первоначально вызываемое интересом к объекту, но впоследствии удерживаемое в сознании усилием воли.

По мере развития операционально-технической стороны деятельности – в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвига мотива на цель) возможно появление послепроизвольного внимания .

Так, подготовка реферата или эссе как учебного задания поначалу требует определенных волевых усилий. Затем мы входим «во вкус», не замечаем затраченного времени и даже – начинаем раздражаться, если кто-либо или что-либо отвлекает нас от интересной работы.

Как утверждает Н.Ф. Добрынин, в указанном случае сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных (волевых) усилий и ограничено во времени лишь истощением ресурсов организма.

Однако не все психологи считают послепроизвольное внимание самостоятельным видом, так как по механизму возникновения оно напоминает произвольное (этим и объясняется сам термин «послепроизвольное внимание»), а по способу функционирования – непроизвольное внимание.

Внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие,мышление.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы.

Колебания внимания следует отличать от повышения или понижения интенсивности внимания, когда в отдельные отрезки времени оно бывает.

В зависимости от причин, его вызывающих, внимание может быть произвольным, или преднамеренным, и непроизвольным, или непреднамеренным.

Читайте так же:  Классификация, примеры и последствия социальных конфликтов

Исходным моментом для развития внимания, как способности сосредоточения и направления своей психической деятельности, являются.

Выделение из всего, что воздействует на человека, чего-либо, что становится объектом отражения, во многих случаях осуществляется непроизвольно, без предварительного намерения.

Оно определяется задачей сознательно выполняемой деятельности.

Характеризуя внимание, различают: степень его концентрированности (сосредоточенности), его интенсивность (или напряженность), распределение внимания, его устойчивость и отвлекаемость и, наконец, переключение внимания.

Первоначально внимание ребенка носит непроизвольный характер и вызывается качеством внешних раздражителей: ребенка привлекают яркие, блестящие или движущиеся предметы, громкие звуки и т. п.

Свойства внимания исследовались под руководством М. Ф. Добрынина, И. В. и В. И. Страховой, Ф. М. Гоноболина. Особый интерес представляет рассмотрение внимания на основе деятельного (П. Я. Гальперин) и личностного (И. В. Страхов, В. И. Страхов) подходов.

Психолог В. И. Страхов подчеркивал, что внимание происходит от образованных свойств личности и вместе с тем является опорной свойством, которое влияет на формирование других свойств личности, которые проявляются в деятельности и во взаимоотношениях людей.

И. В. Страхов считает, что все свойства внимания — объем, распределение, устойчивость, переключение и т.д. — необходимо рассматривать как конкретные проявления сосредоточенности.

В психологии различают внимание непроизвольное, произвольное и после — произвольную. Все разновидности внимания тесно взаимосвязаны и при определенных условиях переходят один в один.

Непроизвольное внимание

Выделение из всего, что воздействует на человека, чего-либо, что становится объектом отражения, во многих случаях осуществляется непроизвольно, без предварительного намерения. В этих случаях говорят о непроизвольном или непреднамеренном внимании. Оно привлекается непосредственно самими воздействующими предметами или явлениями в силу тех особенностей, которые присущи им.

Непроизвольное внимание представляет собой ориентировочный рефлекс, вызываемый изменениями, «колебаниями» окружающей среды, т. е. появлением раздражителя, до этого отсутствовавшего и в данный момент впервые воздействующего на человека. Движения, осуществляемые в этих случаях, — это движения, посредством которых воспринимающий аппарат устанавливается так, что достигается наилучшее при данных условиях отражение раздражителя. «Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет соответствующими воспринимающими поверхностями, соответствующими органами чувств».

Ориентировочный рефлекс, давая возможность лучше, полнее осведомиться относительно начавшего свое действие раздражителя, создает условия, необходимые для адекватной реакции на данный раздражитель. В этом его огромный биологический смысл для животных. В этом его важнейшее значение и для человека.

Непроизвольное внимание привлекается не всяким изменением в среде. Другие действующие в данный момент раздражители могут затормозить ориентировочный рефлекс. Для того чтобы новый раздражитель стал объектом внимания, надо, чтобы он обладал некоторыми особенностями, которые облегчали бы его выделение из всего, что воздействует на человека в данный момент.

К числу таких особенностей прежде всего относится сила раздражителя. Сильные раздражители (сильный свет, яркие краски, громкие звуки, резкие запахи) легко привлекают внимание, так как, по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее возбуждение, вызываемое им, а следовательно, и условный рефлекс на него. А это в свою очередь влечет за собой усиление отрицательной индукции, вызванной данным возбуждением, т. е. усиление торможения в других участках коры мозга.

Важное значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, т. е. соотношение раздражения по силе с другими раздражителями, составляющими как бы фон, на котором он выступает. Даже сильный раздражитель может не привлечь внимания, если он дан на фоне других сильных раздражителей. В уличном шуме большого города отдельные, даже сильные, звуки не привлекают внимания, хотя они легко привлекут его, если будут услышаны ночью в тишине. С другой стороны, даже самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даны на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шорох при полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т. п.

Во всех этих случаях определяющим является контраст между раздражителями. Он играет весьма важную роль в привлечении непроизвольного внимания. И это относится не только к силе раздражителей, но и к другим их особенностям. На всякое значительное различие — по форме, величине, цвету, продолжительности действия и т. п. — человек невольно обращает внимание. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук — среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок — среди кругов, окрашенных в иной цвет. Цифра привлекает внимание среди букв; иностранное слово — если оно находится в русском тексте; треугольник — когда сн нарисован среди квадратов.

В большой мере привлекают внимание резкие или же многократно повторяющиеся изменения в раздражителях: значительные перемены во внешнем виде хорошо известных вещей, людей, периодическое усиление или ослабление звука, света и т. п. Аналогично этому действует и движение предметов.

Важный источник непроизвольного внимания — новизна предметов и явлений. Новое легко становится предметом внимания. Все же шаблонное, стереотипное, многократно повторяющееся не привлекает внимания. Новое служит объектом внимания, однако, в меру того, насколько оно может быть понято или же побуждает осмысливать его. А для этого оно должно находить опору в прошлом опыте. Если этого нет, новое не привлекает надолго внимания. Безусловный ориентировочный рефлекс гаснет скоро. Для того чтобы внимание было длительным, необходимы условные ориентировочные реакции, целая цепь их, что возможно только тогда, когда в новых предметах и явлениях, помимо нового, имеется и то, с чем уже образовались временные связи, т. е. то, что уже связано с чемто известным.

Вызываясь внешними раздражителями, непроизвольное внимание существенно определяется состоянием самого человека. Одни и те же предметы или явления могут стать объектом внимания или не привлечь его в зависимости от того, каково состояние человека в данный момент. Важную роль играют прежде всего потребности и интересы людей, их отношение к тому, что воздействует на них. Все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (как органических, материальных, так и духовных, культурных), все, что соответствует интересам, к чему есть определенное, ясно выраженное и в особенности эмоциональное отношение, — все это легко становится объектом непроизвольного внимания. Тот, кто интересуется спортом, скорее обратит внимание на афишу, в которой сообщается о спортивном состязании, нежели тот, кто вовсе не интересуется спортивной жизнью. Внимание же музыканта скорее привлечет объявление о концерте, которое совсем может быть не замечено тем, чьи интересы не связаны с музыкой.

Значительную роль играет, далее, настроение человека, не в малой мере определяющее, что привлечет внимание из всего воздействующего в данный момент.

Читайте так же:  Самооценка ребенка – как повысить самооценку ребенку

Существенное значение имеет утомление или, наоборот, бодрое состояние, в котором находится человек. Хорошо известно, что в состоянии сильной усталости нередко не замечается то,что легко привлекает внимание в бодром состоянии.

Особо важную роль играет состояние коры мозга, в частности, ее деятельное или, наоборот, заторможенное состояние. Важна та доминанта (господствующий очаг возбуждения), которая имеется в данное время в коре.

Непроизвольное внимание

Выделение из всего, что воздействует на человека, чего-либо, что становится объектом отражения, во многих случаях осуществляется непроизвольно, без предварительного намерения. В этих случаях говорят о непроизвольном или непреднамеренном внимании. Оно привлекается непосредственно самими воздействующими предметами или явлениями в силу тех особенностей, которые присущи им.

Непроизвольное вниманиепредставляет собой ориентировочный рефлекс, вызываемый изменениями, «колебаниями» окружающей среды, т. е. появлением раздражителя, до этого отсутствовавшего и в данный момент впервые воздействующего на человека. Движения, осуществляемые в этих случаях, — это движения, посредством которых воспринимающий аппарат устанавливается так, что достигается наилучшее при данных условиях отражение раздражителя. «Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет соответствующими воспринимающими поверхностями, соответствующими органами чувств».

Ориентировочный рефлекс, давая возможность лучше, полнее осведомиться относительно начавшего свое действие раздражителя, создает условия, необходимые для адекватной реакции на данный раздражитель. В этом его огромный биологический смысл для животных. В этом его важнейшее значение и для человека.

Непроизвольное внимание привлекается не всяким изменением в среде. Другие действующие в данный момент раздражители могут затормозить ориентировочный рефлекс. Для того чтобы новый раздражитель стал объектом внимания, надо, чтобы он обладал некоторыми особенностями, которые облегчали бы его выделение из всего, что воздействует на человека в данный момент.

К числу таких особенностей прежде всего относится сила раздражителя. Сильные раздражители (сильный свет, яркие краски, громкие звуки, резкие запахи) легко привлекают внимание, так как, по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее возбуждение, вызываемое им, а следовательно, и условный рефлекс на него. А это в свою очередь влечет за собой усиление отрицательной индукции, вызванной данным возбуждением, т. е. усиление торможения в других участках коры мозга.

Важное значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, т. е. соотношение раздражения по силе с другими раздражителями, составляющими как бы фон, на котором он выступает. Даже сильный раздражитель может не привлечь внимания, если он дан на фоне других сильных раздражителей. В уличном шуме большого города отдельные, даже сильные, звуки не привлекают внимания, хотя они легко привлекут его, если будут услышаны ночью в тишине. С другой стороны, даже самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даны на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шорох при полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т. п.

Во всех этих случаях определяющим является контраст между раздражителями. Он играет весьма важную роль в привлечении непроизвольного внимания. И это относится не только к силе раздражителей, но и к другим их особенностям. На всякое значительное различие — по форме, величине, цвету, продолжительности действия и т. п. — человек невольно обращает внимание. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук — среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок — среди кругов, окрашенных в иной цвет. Цифра привлекает внимание среди букв; иностранное слово — если оно находится в русском тексте; треугольник — когда сн нарисован среди квадратов.

В большой мере привлекают внимание резкие или же многократно повторяющиеся изменения в раздражителях: значительные перемены во внешнем виде хорошо известных вещей, людей, периодическое усиление или ослабление звука, света и т. п. Аналогично этому действует и движение предметов.

Важный источник непроизвольного внимания — новизна предметов и явлений. Новое легко становится предметом внимания. Все же шаблонное, стереотипное, многократно повторяющееся не привлекает внимания. Новое служит объектом внимания, однако, в меру того, насколько оно может быть понято или же побуждает осмысливать его. А для этого оно должно находить опору в прошлом опыте. Если этого нет, новое не привлекает надолго внимания. Безусловный ориентировочный рефлекс гаснет скоро. Для того чтобы внимание было длительным, необходимы условные ориентировочные реакции, целая цепь их, что возможно только тогда, когда в новых предметах и явлениях, помимо нового, имеется и то, с чем уже образовались временные связи, т. е. то, что уже связано с чемто известным.

Вызываясь внешними раздражителями, непроизвольное внимание существенно определяется состоянием самого человека. Одни и те же предметы или явления могут стать объектом внимания или не привлечь его в зависимости от того, каково состояние человека в данный момент. Важную роль играют прежде всего потребности и интересы людей, их отношение к тому, что воздействует на них. Все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (как органических, материальных, так и духовных, культурных), все, что соответствует интересам, к чему есть определенное, ясно выраженное и в особенности эмоциональное отношение, — все это легко становится объектом непроизвольного внимания. Тот, кто интересуется спортом, скорее обратит внимание на афишу, в которой сообщается о спортивном состязании, нежели тот, кто вовсе не интересуется спортивной жизнью. Внимание же музыканта скорее привлечет объявление о концерте, которое совсем может быть не замечено тем, чьи интересы не связаны с музыкой.

Значительную роль играет, далее, настроение человека, не в малой мере определяющее, что привлечет внимание из всего воздействующего в данный момент.

Существенное значение имеет утомление или, наоборот, бодрое состояние, в котором находится человек. Хорошо известно, что в состоянии сильной усталости нередко не замечается то,что легко привлекает внимание в бодром состоянии.

Особо важную роль играет состояние коры мозга, в частности, ее деятельное или, наоборот, заторможенное состояние. Важна та доминанта (господствующий очаг возбуждения), которая имеется в данное время в коре.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Непроизвольное внимание: его природа и детерминанты

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.

Непроизвольное внимание имеет выраженную очевидность, в силу чего именно оно прежде всего стало объектом исследования психологов и получило в их работах различные названия, тем не менее, отражавшие его существенные особенности. Так, Э.Титченер назвал его первичным, Н.Н.Ланге — инстинктивным, рефлексивным, Л.С.Выготский — натуральным, Н.Ф.Добрынин — вынужденным.

Филогенетически и онтогенетически непроизвольное внимание представляет собой наиболее «древний» вид внимания. В онтогенезе оно обнаруживается очень рано — с первых дней появления ребенка на свет.

Читайте так же:  Шизофрения как заболевание

Физиологической основой непроизвольного внимания является универсальная биологическая реакция — ориентировочный рефлекс, возникающий как ответная реакция на любое изменение окружающей среды. Е.Н.Соколовым и сотрудниками был выявлен нейрофизиологический механизм этой реакции: установлено, что в центральной нервной системе в результате анализа информации, поступающей извне, формируется «нервная модель» стимула или ситуации. Изменение параметров стимула вызывает к работе клетки-детекторы, так называемые нейроны внимания. Они фиксируют рассогласование вновь поступающей информации с уже имеющейся моделью, что автоматически вызывает ориентировочный рефлекс «что такое?».

С позиций психологического анализа возникает вопрос: все ли изменения стимула (ситуации) равноценны. Прежде всего следует отметить, что преимущественное отражение получают те изменения, которые связаны с субъективными актуальными потребностями человека и прежде всего с базальными. Для ориентировочного рефлекса в этом случае справедлив «закон силы»: чем сильнее изменение стимула, тем сильнее ответная реакция на него. В отношении основных социогенных потребностей человека характерно как соблюдение, так и нарушение «закона силы»: ничтожные изменения стимула, адресованные к основным и выраженно значимым потребностям, могут вызвать сильную ответную реакцию. Особенно выражено такое нарушение в отношении познавательной потребности, благодаря чему незначительное изменение стимула может стать основой проявления интереса.

Факторы, организующие непроизвольное внимание человека, связаны как с характеристиками объекта внимания, так с особенностями самого человека — субъекта внимания.

Первая группа факторов непроизвольного внимания включает следующие:

  • — сила раздражителя;
  • — новизна раздражителя;
  • — контрастность;
  • — длительность и прерывистость действия раздражителя;
  • — движение объекта на неподвижном фоне;
  • — внезапность появления раздражителя и др.

Вторая группа представлена устойчивыми особенностями субъекта внимания, имеющими место всегда, или особенностями, возникающими в конкретной ситуации, в том числе:

  • — актуальными или устойчивыми потребностями;
  • — интересами;
  • — эмоциями и чувствами;
  • — прошлым опытом, в том числе в виде привычки, динамического стереотипа (устойчивая апперцепция);
  • — установкой на внимание (временной апперцепцией), которая задается предыдущими обстоятельствами, ожиданием определенного хода событий;
  • — согласованностью информации, поступающей от объекта, с наличным содержанием сознания человека и др.

Основная функция непроизвольного внимания состоит в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Произвольное (преднамеренное, активное) внимание — это целенаправленное сосредоточение состояния сознания, поддержание определенного уровня которого связано с наличием волевых усилий. Термин «произвольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающего волю, желание. Включение произвольного внимания обусловлено стоящей перед человеком задачей.

Оно обычно связано с борьбой мотивов, наличием противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удержать внимание. В таких ситуациях человек делает сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из этих интересов, концентрируя внимание на удовлетворении другого. Наше внимание постоянно привлекает красивый и равномерный загар. Чтобы привлекать внимание окружающих можно посетить студию загара со скидкой.

Говоря о произвольном внимании, выделяют:

волевое, включающееся в ситуациях конфликта между осознанно выбранными действиями и действиями, вызывающими непроизвольное внимание;

выжидательное, вызываемое сознательно ожидаемым объектом или явлением (внимание охотника, поджидающего зверя в засаде, или внимание человека, ожидающего прибытия поезда);

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

спонтанное, первоначально вызываемое интересом к объекту, но впоследствии удерживаемое в сознании усилием воли.

По мере развития операционально-технической стороны деятельности — в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвига мотива на цель) возможно появление послепроизвольного внимания.

Так, подготовка реферата или эссе как учебного задания поначалу требует определенных волевых усилий. Затем мы входим «во вкус», не замечаем затраченного времени и даже — начинаем раздражаться, если кто-либо или что-либо отвлекает нас от интересной работы.

Как утверждает Н.Ф. Добрынин, в указанном случае сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных (волевых) усилий и ограничено во времени лишь истощением ресурсов организма.

Однако не все психологи считают послепроизвольное внимание самостоятельным видом, так как по механизму возникновения оно напоминает произвольное (этим и объясняется сам термин «послепроизвольное внимание»), а по способу функционирования — непроизвольное внимание.

По активности человека в организации внимания различают 3 вида:

  • · Произвольное — управляется сознательной целью, оно тесно связана с волей человека, основной функцией является активное регулирование протекания псих.процессов;
  • · Непроизвольное — наиболее простое и генетически исходное, оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей;
  • · Послепроизвольное — это сосредоточивание на объекте, в силу его ценности для личности.

Непроизвольное внимание

31. Виды внимания

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.

Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя, начало и прекращение действия раздражителя.

Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания. Длительное сосредоточение непроизвольного внимания на предмете связано с потребностями в нем, с его значимостью для личности.

Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон, вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.

Интерес выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

В процессе познания интересным для человека является не то, что вовсе неизвестно, и не то, о чем уже все известно. Новое в известном вызывает познавательный интерес.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.

Произвольное сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое и поддерживает внимание. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.

Произвольное внимание как свойство личности не может быть сформировано независимо от самой личности.

В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. После-произвольное внимание – сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При таком внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим.

Читайте так же:  Что означает любовь к чёрному цвету в психологии

Переход к контролю деятельности на уровне послепроизвольного внимания в значительной степени определяется особенностями личности. Если произвольное внимание перешло в послепроизвольное, то до наступления общей усталости не чувствуется напряжения.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9068 —

| 7212 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Непроизвольное внимание. Данный вид внимания возникает спонтанно, независимо от того

Данный вид внимания возникает спонтанно, независимо от того, чем занимается человек в настоящий момент. Основной причиной возникновения данного вида внимания является среда, окружающая человека, а также инстинкты и эмоции. Человек испытывает внезапный интерес к занятию без видимых на то причин, но при этом они существуют. На возникновение непроизвольного внимания могут подействовать внешние резкие раздражители, например, вспышки света, неприятный запах и внезапные громкие звуки. Ночью наш организм сильнее реагирует на раздражители подобного плана. Кроме того, больше внимания привлекают незнакомые или малоизвестные звуки.

Внимание личности привлекают необычные детали раздражителей, например цвет, размер, протяженность и другие параметры. Имеет огромное значение также отношение человека к данному раздражителю. Например, если раздражитель вызывает неприятные ассоциации или ощущения, то у человека появятся отрицательные эмоции. А те раздражители, которые вызовут у человека позитивную реакцию, смогут привлечь его внимание на длительный промежуток времени.

Внимание произвольное

Рассмотрим произвольный вид внимания и его функции. Отличительной чертой является тот факт, что человек задается целью для выполнения определенных задач. Главная функция — это контроль над психическими процессами. Такой вид внимания часто называют активным, он появляется у личности в результате его упорства и сосредоточенности. Разум помогает нам разобраться в том, что является важным на данный момент и помогает отвлечься от непроизвольного внимания. У маленьких детей произвольное внимание начинает формироваться только после достижения двухлетнего возраста.

Внимание постпроизвольное

Данный вид внимания характеризует следующее: сначала у человека было произвольное внимание, которое сработало благодаря силе воли, а затем процесс перешел в непроизвольное внимание благодаря эмоциям человека.

Другие виды внимания

Кроме вышеописанных, также есть следующие виды:

Природное внимание. Человек избирательно реагирует на стимулы из внешней и внутренней среды, которые несут в себе информационную новизну. Базовым механизмом в этом случае становится ориентировочный рефлекс.

Социальное внимание формируется в результате воспитательных и учебных мер. Здесь имеет место волевая регуляция и избирательное сознательное реагирование. Непосредственное внимание прямо зависит от актуального объекта.

Опосредованное внимание зависит от специализированных методов и средств (жест, слово, указательный знак и т. д.).

Чувственное внимание имеет связь с эмоциональной сферой и избирательным сосредоточением на органах чувств.

Интеллектуальное внимание связано с мыслительной деятельностью человека.


СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

1. Концентрация – сосредоточенность на объекте деятельности, при отвлечении от всех побочных фактов. При повышенной концентрации, даже громкие звуки, разговор других людей не мешают изучать понравившийся нам материал.

Рассматриваем вместе с ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬЮ-снижение концентрации на объекте внимания при наличии побочных факторов.

2. Объем внимания-способность запомнить максимальное количество объектов за одномоментную экспозицию (от 5 до 9 знаков)

3. Распределение внимания- (рассматриваем вместе с объемом) Отвечает за способность человека фиксировать внимание на 2,3 и более объектах одновременно. Распределение внимания развито хуже всех у человека. Для улучшения распределения внимания не надо создавать хорошие условия, т к оно развивается лучше при отвлекающих объектах (тв, радио и тд)

4. Переключаемость внимания- способность быстро отвлечься от одной деятельности и перейти к выполнению другой. Переключаемость может быть произвольной и непроизвольной. При произвольном переключении человек сознательно переводит свое внимание. А при непроизвольном внимании, человек начинает отвлекаться на объект, который его невольно заинтересовал.

5. Устойчивость внимания- отражает деятельность сосредоточенного объекта на объекте деятельности. Это способность человека в течение продолжительного времени удерживать внимание на каком-либо предмете, не отвлекаясь.

СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ.

Доминантой для слушателя явл-ся речь преподователя. Она должна быть с фиксированными, выделенными окончаниями. Речь должна быть грамотной, правильной.

Должна быть узнаваемой, избирательной…

Сила голоса- средняя, не высокая, ни низкая. Речь надо понижать в самые важные моменты.

Темп речи-не быстрый, не медленный (тк утомляет)

Высота голоса-лучше воспринимается низкий голос. Более позитивно воспринимается.

Должна быть умереннойв эмоциональном плане, тк утомляет сухое ,и наоборот, эмоциональное повествование материала.

Статичность —(те преподователь не должен все время передвигаться)

Непроизвольное внимание

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Для того чтобы управлять автомобилем в сложной дорожной ситуации, водителю необходимо точно дифференцировать свои действия в пространстве и во времени. Для исключения опасности восприятие информации должно быть быстрым и высококачественным. Это возможно только благодаря высокому уровню развития многих психических процессов и особенно внимания, которое служит организующим фактором процесса восприятия. Физиологической основой внимания является концентрация раздражительного процесса в определенном пункте коры головного мозга, а биологической основой — ориентировочный рефлекс.

Внимание по степени активности процесса может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное внимание в основном определяется непосредственно предметами внешней обстановки. Хочешь, не хочешь, но если глаза открыты, то в них попадает все то, что есть в поле зрения. У водителя при управлении автомобилем непроизвольное внимание может быть вызвано как объектами, не имеющими непосредственного отношения к дорожной обстановке (рекламы, человек в яркой одежде, дома, деревья и др.), так и объектами дорожной обстановки, появившимися в поле зрения водителя.

Произвольное внимание в работе водителя является основным и характеризуется тем, что водитель на основании анализа дорожной обстановки и опыта работы настраивает психофизиологический механизм своего пространственного восприятия на определенный вид и варианты раздражителей, реакция на которые заведомо ему известна и при реализации не требует значительных физических и эмоциональных усилий.

Непроизвольное внимание может способствовать или мешать переходу внимания в произвольное. Так, если непроизвольно воспринятые объекты (не имеющие прямого отношения к управлению автомобилем) имеют интенсивность раздражения большую, чем объекты дорожной обстановки, то из-за возникшего в результате непроизвольного внимания к этим раздражителям водитель отвлекается. При этом ухудшаются условия восприятия важных для него объектов — дороги, дорожных знаков, автомобилей, пешеходов и др.

Произвольное внимание как элемент сознательной организации процесса восприятия в зависимости от характера деятельности, объектов внимания и особенностей личности водителя может быть оценено посредством объема и напряженности внимания.

Читайте так же:  Формы мышления

Объем внимания определяется количеством объектов, которые могут быть одновременно охвачены вниманием (восприняты).

Напряженность внимания как мобилизация активности человека, в свою очередь, характеризуется распределением, устойчивостью и концентрацией. Опытный водитель никогда не будет одновременно охватывать шесть — восемь объектов, а на дороге три-четыре знака. Он объединяет все объекты таким образом, чтобы точек сосредоточения его восприятия было бы не более четырех.

Концентрация (интенсивность) внимания — это степень его напряженности при восприятии объекта, и чем больше концентрация — внимания, тем полнее и отчетливее восприятие объекта, тем больше энергии необходимо организму для контроля за своей деятельностью.

Грамотный надежный водитель концентрирует свое внимание не всегда одинаково: на перекрестке он ищет шесть — восемь точек опасности (конфликтных) при обычном движении, на прямой и хорошей дороге — одну-две точки.

Под устойчивостью внимания понимают способность длительно поддерживать состояние внимания на выполнении одной задачи и на предметах, имеющих непосредственное отношение к этой задаче. Отсутствие устойчивого внимания резко сказывается на качестве выполняемой работы, и его продолжительность зависит от квалификации водителя. Высокой устойчивости внимания водителя требует управление автомобилем в условиях интенсивного транспортного потока и сложных дорожных условий, при неблагоприятных атмосферных и климатических состояниях окружающей среды, т. е. в тех случаях, когда значительно возрастают воспринимаемые водителем нагрузки, которые, как указывалось ранее, могут привести к утомлению. При этом степень изменения устойчивости внимания определяется интенсивностью и длительностью воздействия указанных нагрузок.

Следите за вниманием, оберегайте его. Опытные водители создают себе условия для лучшей организации внимания — избегают таких режимов движения, при которых появляются сильный шум, вибрация и дымление. Как показали результаты исследований, воздействие только шума с уровнем 90 до в течение 7 ч приводит к снижению внимания примерно на 25%. Иными словами, внимание снижается на четверть, а это опасно. Воздействие шума в 105 дб в течение 3 ч снижает внимание водителя также на 25%, а в течение 7 ч шум того же уровня приводит к потере внимания на 30%. Водители знают, что снижение внимания на 20% уже опасно при управлении автомобилем в условиях города.

Устойчивость внимания. Изменение устойчивости внимания водителя может выражаться в легкой отвлекаемости, рассеянности (вследствие слабости произвольного внимания), в полной неустойчивости внимания или, наоборот, в чрезмерной его интенсивности, когда человек сосредоточен на одном объекте и не способен замечать ничего другого из-за затрудненной переключаемости периферийного и тщательной фиксации центрального зрения. Последний тип возможного изменения степени внимания может возникнуть вследствие эмоциональных сдвигов, вызванных страхом, глубокими переживаниями и др.

Бойтесь таких состояний и учитесь быть собранным, но не напряженным.

Распределение внимания представляет собой способность человека к восприятию нескольких различных действий одновременно. Квалификация водителя тем выше, чем экономичнее работают его воспринимающие, анализирующие, решающие и исполнительные органы. Эта экономия создает запас на непредвиденный случай. Любое из выполненных водителем действий по управлению автомобилем, как указывалось выше, возможно только при условии получения системой анализаторов определенного объема информации о состоянии объектов дорожной обстановки и дорожно-транспортной ситуации.

Ввиду многообразия таких объектов и форм их взаимодействия для восприятия всего потока информации водителю необходимо не только должным образом распределить этот поток между функциональными системами анализаторов, но и выбрать наиболее рациональную тактику наблюдения для каждого из анализаторов сообразно его характеристикам и задачам обеспечения условий безопасности движения.

Дублирование анализаторов. Распределение внимания между несколькими анализаторами осуществляется значительно легче в том случае, когда действие (процесс или объект), контролируемое одним из анализаторов, хорошо заучено и требует менее напряженного контроля. При этом водитель полностью полагается на информацию, получаемую одним из анализаторов функциональной системы, переключая остальные анализаторы на восприятие других процессов и объектов. Так, контроль за движением рук при переключении передач, за положением органов управления или сигнализации водитель осуществляет в основном без участия зрения, используя информацию, воспринимаемую двигательным анализатором.

Восприятие слуховым анализатором интенсивности и характера изменения шума двигателя или других агрегатов автомобиля в ряде случаев (при достаточном опыте у водителя) также исключает необходимость зрительного контроля за режимом работы агрегатов по показаниям приборов.

Спидометр или шестое чувство. Распределение внимания в информационном потоке также может меняться из-за увеличения объема информации, воспринимаемой от одного из наблюдаемых объектов (процессов). Так, с повышением квалификации водителя происходит уменьшение доли времени, уделяемой им на наблюдение за спидометром при контроле скорости движения. Восприятие последней осуществляется посредством вырабатываемого в процессе профессиональной деятельности чувства скорости, которое позволяет контролировать величину скорости по изменению характера пространственного положения и перемещения объектов.

Точность оценки скорости движения при этом меньше, чем по приборам. Опытные водители всегда контролируют свою субъективную оценку скорости движения с учетом ряда факторов: ширины дороги (чем шире, тем скорость кажется меньше); шероховатости покрытия (чем глаже, тем скорость кажется меньше); увеличения шума (чем выше шум, тем скорость движения кажется больше). Водители учитывают даже окраску и размеры воспринимаемого объекта.

Чем объект ярче и больше, тем воспринимаемая скорость больше.

Несмотря на то что отклонение величины воспринимаемой скорости от действительной невелики, иногда это влияет па безопасность движения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Эмоциональное напряжение при распределении внимания и качество внимания зависят от квалификации водителя, практического опыта работы в данных условиях, степени подвижности нервных процессов у водителя, интенсивности и продолжительности воздействия на организм водителя внешних нагрузок, рассмотренных ранее.

Источники


  1. Егоров, Т. Г. Психология. Учебное пособие для военных учебных заведений / Т.Г. Егоров. — М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 2009. — 206 c.

  2. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия (Academia), 2013. — 455 c.

  3. Мы и наша семья. — М.: Молодая Гвардия, 2017. — 367 c.
  4. Винтер, Евгения Брак и секс. Полная биография половых отношений / Евгения Винтер. — Москва: Гостехиздат, 2010. — 336 c.
  5. Хсу, Шан-Тунг Инь-Ян Любви. Фэн-Шуй взаимоотношений / Шан-Тунг Хсу. — М.: Будущее Земли, 2017. — 272 c.
Непроизвольное внимание
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here