Нервозность у детей

Сегодня мы рассмотрим тему: "Нервозность у детей" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Особенности нервозности у детей

В отличие от взрослой, детская психика еще только находится на стадии формирования и обладает повышенной чувствительностью к внешним факторам, поэтому особенности нервозности у детей имеют свою специфику. Нервозность – это проявление возбуждения нервной системы, которое выражается в резкой, обостренной реакции на, казалось бы, незначительные внешние раздражители.

Этот термин крайне редко применяется в академических работах по психологии, хотя имеет место быть. Независимо от причины развития нервозности у ребенка, нужно проявлять особую осторожность, быть внимательным к ребенку и поддерживать его, а не пытаться пресечь это состояние насильно.

[2]

Причины детской нервозности

Как правило, у детей нервозность сочетается с некоторыми другими симптомами или расстройствами. Ими могут быть: истерики и частые капризы, повышенная склонность к депрессии, бессонница по ночам и сонливость в дневное время суток, мнительность и частая тревога, головные боли или боли в области сердца, потливость, снижение способности к обучению и концентрации на нем.

[1]

Недосыпание, зловредный досуг, например, компьютерная зависимость у подростков, образ жизни с низкой подвижностью, плохо сбалансированное питание – все это может послужить причиной обострения нервозности или раздражительности у ранее здоровых детей.

Причины детской нервозности влияют и на тяжесть симптомов данного психического расстройства. В зависимости от этого они могут дополняться или комбинироваться с другими признаками основного заболевания, если таковое имеется. Очень часто внешние проявления нервозности ошибочно воспринимают за банальную несдержанность и относят к распущенности и упущениям в воспитании. Поэтому один из факторов, влияющих на состояние ребенка часто являются напряженные отношения в семье.

Адекватно и точно выяснить причины такого состояния способен только специалист. Чтобы предотвратить подобное, родителям стоит проявлять больше внимания к ребенку, его занятиям и увлечениям, качеству и сбалансированию питания. Следует своевременно обращать внимание на возможные отклонения в поведении и характере ребенка, появление у него страхов и фобий. Важным аспектом также является общение и контакт со сверстниками в любом возрасте.

Общение и игры с детьми позволяют малышу восполнить недостаток полноценной коммуникации. Особенно это важно, если ваш ребенок не посещал детский сад и готовится к поступлению в школу. В противном случае могут возникнуть трудности, которые обусловлены двойной нагрузкой – школьной программой, непривычной для малыша, и необходимостью адаптироваться к новым условиям и окружению.

Признаки нервозности у детей

Признаки нервозности у детей могут быть связаны с различными психическими заболеваниями: истерия, шизофрения, аутизм, различные патологии центральной нервной системы. В случае если ребенок 2-3 лет становится капризным, без видимой на то причины, имеет смысл обратиться к врачу для исключения серьезного заболевания. Тем не менее, следует помнить, что нервозность может проявляться в кризисные периоды роста ребенка:

  • Как только у ребенка появляется речь, наступает так называемый «кризис одного года», который может протекать весьма остро. На этом этапе между собой тесно связаны процессы психического и физического развития. Наблюдаются своеобразные соматические расстройства, нарушения ритмов жизни, сна, аппетита. Может наступить незначительная задержка в развитии и даже частичная утрата приобретенных ранее навыков.
  • Кризис на третьем году жизни связан с формированием самосознания, оценки личного «Я», появлением сознательных волевых импульсов. Очень часто он проходит довольно тяжело, а внешние условия, такие как переезд или адаптация к режиму в детском саду, могут усугубить его ход.
  • В семь лет наступает более «мягкий» кризис, появление которого связано с осознанием важности некоторых социальных связах и их оценки. При этом ребенок утрачивает некоторую часть своей прежней наивности, сталкивается с определенными условиями внешнего мира.
  • Подростковый кризис по своему характеру близок к кризису «трех лет». Он так же связан с осознанием и переосмыслением своего, теперь еще и социального «Я», и значения в обществе.
  • Кризис юношеского возраста связывают с окончанием формирования главных ценностей в жизни человека.

Все кризисные периоды имеют общие особенности нервозности у детей, которые могут считаться нормой поведения в такие периоды: неуправляемость в поведении, бунтарство, желание делать все наоборот, а не так, как было сказано, негативизм, упрямство, внезапные нарастания и снижения кризисных симптомов.

Лечение детской нервозности

Первое, что необходимо предпринять для борьбы с нервозностью у ребенка – устранить причину повышенного раздражения. Для снижения возбудимости часто рекомендуют давать ребенку настойки на травах, например, пустырника. Перед употреблением подобных препаратов обязательно необходимо проконсультироваться с педиатром или психологом, которые дадут все необходимые по этому поводу рекомендации.

Зачастую лечение детской нервозности сводится к установлению правильного режима дня и его соблюдению. Необходимо исключить возможные факторы сильного раздражения, такие как просмотр телевизора, шумные компании. Само собой разумеется, что подобные мероприятия могут не понравится малышу и даже вызвать еще большее раздражение. Поэтому крайне важно выполнять их не в форме введения запретов, а планировании и разнообразии досуга ребенка. Просмотр телевизора можно заменить посещением интересного места, к примеру, зоопарка или театра.

В борьбе с нервозностью у маленьких детей помогает ограничение обилия игрушек в их комнате. Следует оставить более простые из них (конструкторы или наборы для ролевых игр) но убрать сложные, механические игрушки. Всегда важным средством остается родительская любовь и внимание.

Малышу, который страдает от нервозности, необходимо уделять особое внимание, чаще проводить с ним время за общением или совместным досугом. Играть с ним в отвлекающие ролевые игры, почаще бывать на природе, рисовать и давать свободу самореализации. Если вам не удается самостоятельно справиться с нервозностью у ребенка, не стоит пытаться лечить ее медикаментозными или различными «народными средствами». Обратитесь к специалистам за необходимой диагностикой и рекомендациями.

Читайте так же:  Активный образ жизни пожилых людей как профилактика стресса

Нервный ребенок — болезнь или непослушание. Что делать если вы замечаете что ваш ребенок стал нервным.

Капризы, непослушание и детские неврозы — что первично, а что является следствием? Шумные истерики своих чад некоторые мамочки считают проявлением расстройства его нервной системы, но бывает и наоборот — бесконечные капризы и неадекватное поведение ведут к возникновению детских неврозов.

Нервный ребенок — болезнь или непослушание

Нервность детей ассоциируют с отклонениями в их поведении — повышенной возбудимостью, плаксивостью, нарушением сна, раздражительностью и впечатлительностью. Нервный ребенок труден в общении, портит настроение окружающим, но в первую очередь неадекватность поведения изменяет жизнь его самого, лишая простых ребячьих радостей. Многолетние исследования доказывают, что причины детской нервозности в большинстве случаев закладываются в раннем детстве и являются следствием неправильного воспитания.

Нервность и непослушание маленьких детей настолько тесно переплетены между собой, что порой тяжело разобраться, кто виноват — родители или их дети. Среди множества причин непослушания можно выделить основные:

1. Желание ребенка привлечь к себе внимание — заметив, что гораздо больше родительских эмоций проявляется в случае совершения им какого-либо проступка, страдающий от недостатка ласки малыш неосознанно пользуется проверенным способом.

2. Ограниченный в самостоятельности и уставший от многочисленных запретов ребенок отстаивает свою свободу и мнение методом протестного непослушания.

3. Детская месть. Причин ее может быть множество — развод папы с мамой, невыполнение обещаний, несправедливое наказание, неадекватное поведение одного из родителей.

4. Собственное бессилие малыша, неспособность совершения каких-либо, доступных для других, действий.

5. Заболевания нервной системы детей, психические расстройства.

Несмотря на то, что лишь в последнем пункте причиной непослушания названы проблемы с нервной системой, каждый из них убедительно свидетельствует о тесной связи поведения ребенка с его психологическим состоянием.

Детские неврозы — причины и признаки

Хрупкая и не сформировавшаяся нервная система детей крайне подвержена неврозам и расстройствам психики, поэтому странное поведение малыша, его капризы и истерики должны насторожить внимательных родителей и побудить их к немедленному действию. Постоянные стрессы, запреты, недостаток внимания постепенно накапливаются и перерастают в болезненное состояние — невроз. Доктора называют этим термином вызванное всевозможными стрессовыми ситуациями расстройство детской психики преходящего характера. Неврозы могут служить причиной неадекватного поведения ребенка, а могут быть и результатом его.

Чаще всего неврозы развиваются примерно к пяти-шести годам, хотя некоторые его отдельные признаки внимательная мамочка замечает значительно раньше. Особое внимание следует обратить на поведение ребенка в периоды возрастного изменения психики — от 2 до 4 лет, от 5 до 8 лет и в подростковом возрасте. Причинами расстройств нервной системы детей можно считать следующие:

— травмирующие психику ситуации — алкоголизм родителей, развод, ссоры со сверстниками, адаптация в детском учреждении;

— сильный испуг в результате какого-либо психического воздействия;

— излишняя строгость и жесткость родителей, недостаток внимания и отсутствие ласки;

— атмосфера в семье и взаимоотношения между родителями;

— рождение братика или сестрички, на которых переключается основное внимание мамы с папой, и горькая детская ревность.

Помимо этого, могут быть и внешние причины — авария, смерть или тяжелая болезнь близких, катастрофа. Первыми признаками того, что нервная система детей не функционирует должным образом, являются:

— появление страхов и тревожного состояния;

— проблемы со сном — нервный ребенок с трудом засыпает и может просыпаться среди ночи;

— возможно появление энуреза и желудочно-кишечных расстройств;

— речевые нарушения — заикание;

— нежелание и невозможность общаться со сверстниками.

Если родители отмечают в поведении своего маленького монстрика агрессивность, повышенную возбудимость или, наоборот, чрезмерную замкнутость, раздражительность, отсутствие коммуникабельности, то лучше всего обсудить возникшие проблемы с доктором. Пуская на самотек развитие возможного заболевания и не предпринимая никаких мер, родители рискуют вырастить робкого нерешительного человека, не способного справляться с возникающими проблемами и контактировать с окружающими. К доктору обязательно необходимо обратиться и в том случае, если состояние нервной системы детей нарушает нормальный жизненный ритм. Наличие заикания, энуреза или нервного тика требуют немедленного комплексного лечения у специалистов.

Нервные тики у детей — причины и симптомы

Доктора характеризуют нервный тик, как кратковременное неуместное движение определенной группы мышц, сопротивляться которому малыш просто не в силах. По статистике, каждый пятый ребенок, хотя бы единожды, испытывал подобные проявления, а страдают от хронически протекающего недуга примерно 10% детворы. Это свидетельствует о том, что огромное количество детей от 2 до 18 лет имеют комплексы при общении со сверстниками, стесняются своих навязчивых движений, и существующая проблема реально мешает им жить полноценной жизнью.

Нервные тики у детей можно разделить на несколько основных групп:

— моторные — кусание губ, гримасы, подергивание конечностями или головой, моргание, нахмуривание;

— вокальные — покашливание, сопение, шипение, фырканье, кряхтение;

— ритуальные — почесывание или теребление уха, носа, прядей волос, стискивание зубов.

По степени выраженности нервные тики у детей подразделяются на локальные, когда задействована лишь одна группа мышц, и множественные, проявляющиеся одновременно в нескольких группах. Если же моторные тики сочетаются с вокальными, это свидетельствует о наличии генерализованного тика под названием Синдром Туретта, который передается по наследству.

Важно различать первичные и вторичные нервные тики у детей, клинические проявления которых похожи. Если вторые развиваются на фоне других заболеваний — энцефалита, опухоли головного мозга, черепно-мозговой травмы, врожденных заболеваний нервной системы, то причинами первичных являются:

[3]

— неправильное питание — недостаток магния и кальция;

Читайте так же:  Как бросить пить

— эмоциональные встряски — ссоры с родителями и их чрезмерная строгость, испуг, недостаток внимания;

— нагрузки на центральную нервную систему в виде частого и повышенного употребления кофе, чая, энергетических напитков;

— переутомление — длительное сидение перед телевизором, компьютером, чтение при недостаточном освещении;

— наследственность — вероятность генетической предрасположенности составляет 50%, однако при благоприятных условиях риск возникновения тиков минимален.

Во сне нервные тики у детей не проявляются, хотя их воздействие наблюдается в том, что ребенок с трудом засыпает, и сон его беспокоен.

Можно ли вылечить нервный тик и когда обращаться к доктору

Ни в коем случае нельзя оставлять нервные тики у детей без внимания. Визит к невропатологу необходим, если:

— избавиться от неприятного явления не удалось в течение месяца;

— тик причиняет неудобства малышу и мешает его общению со сверстниками;

— имеется сильная выраженность и множественность нервных тиков.

Важно! Особенность нервных тиков у детей заключается в том, что от них можно сравнительно быстро избавиться навсегда, но можно и остаться с проблемой на всю жизнь. Главное условие успешного лечения — выяснение причин появления тика и своевременное обращение к доктору.

После проведения определенных исследований и консультаций с другими специалистами, врач назначает необходимое лечение, которое проводится в комплексе:

— мероприятия, направленные на восстановление нормальной деятельности нервной системы — индивидуальная психотерапия и психологическая коррекция при групповых занятиях;

— средства народной медицины.

От родителей требуется обеспечить спокойную обстановку в семье, полноценное питание и правильный режим дня, достаточное пребывание малыша на свежем воздухе, занятия спортом. Уменьшают тик отвары успокаивающих трав — пустырника, корня валерианы, боярышника, ромашки.

На течение болезни оказывает немаловажное влияние возраст ребенка. Если нервные тики у детей возникли в 6-8 лет, лечение, скорее всего, станет успешным, и о возвращении недуга в дальнейшем можно не беспокоиться. Возраст от 3 до 6 лет считается более опасным, наблюдать за малышом, даже в случае исчезновения неприятных признаков, придется до полного взросления. Но особенно опасно появление нервных тиков в возрасте до трех лет, они могут быть вестниками шизофрении, опухоли мозга и других крайне опасных заболеваний.

Воспитание и лечение нервного ребенка

Успешное преодоление сбоев в работе нервной системы детей зависит от двух главных факторов — комплексной врачебной помощи и правильного воспитания нервного ребенка. Не стоит думать, что проблемы пройдут с возрастом, без квалифицированной помощи специалистов лечение нервного ребенка невозможно. Если доктор поставил диагноз невротического расстройства, потребуется как медикаментозное лечение, так и занятия с психологом. Существуют специальные виды терапии, помогающие избавиться от зажатости малыша, скорректировать способы общения, восстановить активность и коммуникабельность. Огромную помощь в этом могут оказать родители.

Маме и папе следует самым тщательным образом проанализировать причины возникновения нервности ребенка и постараться устранить их, создать комфортные условия для своего чада. При отсутствии самостоятельности, которую упорно добивается ваш отпрыск, следует дать ему больше свободы, не акцентируя внимание на контроле за его действиями. Катастрофически не хватает времени на общение с малышом? Подумайте, что является жизненным приоритетом для вас — карьера и безупречная чистота в доме или психологическое здоровье и беззаветная любовь и преданность маленького человечка.

Вырастить здоровых, психически уравновешенных детей, это не только вполне понятное желание родителей, но и их обязанность. Берегите не сформировавшуюся и уязвимую психику малыша, чтобы в дальнейшем не понадобилось лечение нервного ребенка у специалистов. Мамы и папы вполне способны создать стабильно-уравновешенный микроклимат в семье, избегать ненужных ссор и необоснованных запретов, уделять своему чаду максимум внимания и нежности, воспитывать уверенного в себе человечка. Ни в коем случае нельзя пугать кроху, неадекватно реагировать на его проступки, чрезмерно ограничивать свободу. Следование этим нехитрым советам опытных психологов послужит надежной профилактикой различных неврологических расстройств у ваших деток.

Неврозы и астено-невротические состояния у детей

Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).

Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

  • Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
  • Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
  • Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).

Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.

К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:

  • нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
  • нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
  • головокружения, головные боли;
  • мутизм;
  • мышечные боли;
  • вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • недержание мочи или кала;
  • нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
  • потливость.
Читайте так же:  Как сохранять спокойствие в любых ситуациях

Психологическими проявлениями неврозов могут быть:

  • плаксивость, повышенная эмоциональная ранимость, чувствительность и уязвимость;
  • бурные эмоционально-двигательные реакции («истерики»);
  • раздражительность и резкая смена настроений;
  • страхи, фобии, постоянные ожидания, что случится что-то плохое;
  • сниженный фон настроения и общее угнетенное (подавленное) состояние.

Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.

  • невроз навязчивых состояний;
  • неврастения (астено-невроз);
  • истерический невроз.

Отдельно выделяют формы реактивных состояний:

  • невроз страха;
  • депрессивный невроз;
  • ипохондрический невроз.
  • невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
  • невротический энкопрез (недержание кала);
  • невротические расстройства сна;
  • невротические расстройства аппетита (анорексия);
  • невротическое заикание;
  • патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).

Астено-невротические состояния у детей

Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».

Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:

  • капризы, плаксивость;
  • «истерики», упрямство;
  • частые и резкие смены настроений;
  • повышенная раздражительность;
  • вялость;
  • быстрая утомляемость;
  • низкая учебная успеваемость в школе.

Динамика невротических расстройств

Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.

Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.

Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.

Диагностика и лечение неврозов у детей

После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.

Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

Детские неврозы: как распознать и лечить?

Большинство родителей не понимают, почему у ребенка внезапно происходит истерика, появляется тревожный сон, ночной плач, навязчивые страхи. Чаще всего причина этого состояния кроется в неврозе.

Симптоматика детских неврозов

Для того чтобы определить заболевание, необходимо знать его симптомы:
  • анорексия;
  • высокая беспокойность или озабоченность;
  • заикание;
  • навязчивые страхи;
  • нервные тики (подергивание головой, моргание, облизывание губ);
  • отсутствие аппетита;
  • рвота или учащенные срыгивания;
  • склонность к уединению;
  • тревожный сон;
  • удрученное состояние;
  • энурез.

Виды детских неврозов

Исходя из симптомов проявления, неврозы можно подразделить на следующие виды:

1. Невроз страха. У ребенка появляются необъяснимые приступы страха и беспокойства, эти симптомы длятся до получаса. Зачастую данные состояния происходят перед сном, возможны галлюцинации. До семи лет ребенок обычно боится оставаться один, его пугает темнота и разнообразные фантастические субъекты. Боязнь школьников зачастую относится непосредственно к школьным проблемам.

2. Невроз навязчивых состояний. Он бывает двух видов:

  • обессивный — характеризуется разнообразными навязчивыми действиями;
  • фобический — страх перед замкнутым пространством.

3. Депрессивный невроз. Зачастую возникает в подростковом возрасте. Для него свойственны следующие симптомы: низкой самооценкой, состоянием плаксивости, бедной мимикой, заторможенными движениями, отсутствием аппетита, нарушением сна.

4. Истерический невроз. Зачастую встречается в дошкольном возрасте. Проявляется падением на пол с криками и слезами, ударами о твердую поверхность, иногда приступами респираторного типа.

5. Астенический невроз. Определяется вспыльчивостью, состоянием раздражительности и слезливости. Для этого расстройства характерны такие симптомы, как бессонница и отсутствие аппетита. Встречается у учеников средних и старших классов из-за непомерной загруженности дополнительной внешкольной деятельностью.

6. Ипохондрический невроз. Зачастую отмечается в подростковом периоде. Проявляется в чрезвычайной заботе о здоровье, навязчивой боязни разнообразных болезней.

Причины возникновения детских неврозов

Читайте так же нашу подробную статью о всевозможных причинах неврозов у детей и взрослых.

Причины детских неврозов разнообразны, основными из них являются:

1. Осложнения в период беременности. При беспокойстве беременной женщины выделяется адреналин, воздействующий на сосуды плода. В результате мозг малыша недополучает кислород. Это является причиной того, что малыш рождается с заложенной благодатной почвой для нервного расстройства в будущем.

2. Недостаточное общение мамы и новорожденного до года. Это одна из самых важных причин возникновения неврозов у детей. Если ребенок до года не получает в достатке маминого тепла и любви, у него возникает состояние психологического дискомфорта и уже в этом возрасте могут возникнуть первые симптомы невроза. Новорожденных необходимо часто держать на руках, убаюкивать их перед сном, на ночь петь колыбельные. Размеренные движения и тихие звуки способны вызвать у малыша ощущение защищенности, комфорта и удовольствия.

Читайте так же:  Адаптация ребенка к саду

3. Чрезмерная родительская опека. По причине тесного общения с родителями ребенок своевременно не вписывается в социум, замедляется ход его развития, появляются навязчивые страхи. В результате можно наблюдать симптомы нервного расстройства.

4. Стремление переделать ребенка под свое мнение. Постоянные требования, предъявленные ребенку, также становятся причиной детского невроза.

5. Недостаток общения со своими детьми. Взрослые часто озабочены своими делами и не всегда находят время, чтобы поговорить с детьми. Зачастую они узнают о проблеме ребенка, когда симптомы уже полностью сформировались.

6. Скандалы в семье, развод. Чаще всего являются причиной появления навязчивых состояний и происхождения невроза.

Для успешного лечения необходимо найти и устранить настоящие причины неврозов у детей.

Как лечить детский невроз?

Лечение детского невроза независимо от видов изначально состоит в налаженности отдыха для нервных клеток. Нужно особенное внимание уделить распорядку дня, включая питание и сон, организовать частые прогулки. При лечении много чего зависит от взрослых (родителей и тех, кто ребенка окружает).

Не нужно выражать большое беспокойство о состоянии ребенка и все время оказывать повышенную опеку. Такие поступки взрослых содействуют укреплению навязчивых симптомов. Главным лекарственным средством для ребенка является веселье и смех. Минуты счастья способны удалить ненужные стереотипы у детей.

Если родители не могут своими силами справиться с тяжелым состоянием, необходимо обратиться к специалисту. Неврозами у детей занимается врач-психотерапевт. Способы лечения зависят от видов нервного расстройства. При необходимости могут быть прописаны лекарственные и гомеопатические средства. Большой популярностью для лечения малышей пользуется игровая терапия, которую проводят детские специалисты.

Основной задачей при всех видах невроза является устранение трудной жизненной ситуации, то есть причины нервного истощения. В результате ребенок будет излечен от болезни.

Профилактика детского невроза

Как и большинство других болезней, невроз проще предотвратить, чем лечить.

Основные факторы профилактики невроза у детей – это здоровый психологический микроклимат в семье и доброжелательная атмосфера в межличностных отношениях.

Еще одно условие, которое помогает укреплению организма и нервной системы — это правильно устроенный гигиенический режим. Его важными составляющими являются: гигиена сна, зарядка, водные процедуры, систематическое питание и прогулки.

Нормальный ночной сон является одним из важных факторов. Для его налаженности необходимо соблюдать соответствующие правила:

  1. Следует приучить ребенка засыпать каждый день в одинаковое время. Время является условным раздражителем. Оно способствует возникновению процессов, которые вызывают засыпание.
  2. За час до сна нужно снизить поток впечатлений: не включать телевизор, не разговаривать громко и оживленно.
  3. Незадолго до сна можно полчаса спокойно, не торопясь погулять с ребенком на улице. Хорошо, если после прогулки возникнет легкое чувство усталости.
  4. Перед сном необходимо приготовить теплую ванну и сразу уложить ребенка в кровать. Не желательно использовать душ, так как он оказывает возбуждающее действие.
  5. Комната для детского сна должна быть хорошо проветрена.

Для профилактики большое значение имеет правильно организованный досуг ребенка. Увлекательное и любимое занятие — это эффективный оздоравливающий процесс, который позволяет ребенку абстрагироваться от навязчивых мыслей, уменьшает негативный накал травмирующих психику факторов. Активный отдых доставляет ребенку массу различных впечатлений и успокаивает его.

Еще одним очень важным фактором является любовь. Любить ребенка необходимо благоразумно, нежно и преданно. Ведь материнская любовь и ласка дает ребенку ощущение полной безопасности и защищенности.

Видео по теме

Если видео не загрузилось, попробуйте обновить страницу (нажать клавишу F5 на клавиатуре), это может помочь.

Причины агрессии и нервозности у ребенка, способы борьбы

Кризисные этапы

В жизни ребенка существуют несколько сложных, кризисных, этапов:

  1. Кризис рождения — ребенок, находящийся 9 месяцев в чреве матери, во время родов испытывает стресс. Первый самостоятельный глоток воздуха доставляет боль, означающую то, что ребенок теперь не единое целое с матерью, а обретает новый статус – не плода, а новорожденного.
  2. Кризис 1 года — ребенок, испытывая острую необходимость познавать мир, начинает из положения лежа принимать вертикальное положение, то есть ходить, познает мир и любой запрет вызывает протест.
  3. Кризис 3 лет — ребенок начинает понимать, что он – не просто часть огромного мира, он – личность, у которой есть свои потребности. Еще не осознавая четко, чего хочет и зачем ему это нужно, пытается любыми способами добиться своего, становится нервным, агрессивным и капризным.
  4. Кризис 7 лет — в этот период ребенок идет в школу, начинает осознавать, что теперь есть определенные обязанности, которые нужно выполнять или последует наказание.

Именно два последних этапа (3 года и 7 лет) особенно тяжело даются и детям, и их родителям. [highlight]В это время от ребенка можно ожидать все, что угодно.[/highlight] Может возникнуть необоснованный каприз (хочет идти пешком пять остановок, а не проехать это расстояние на автобусе), случиться истерика (которая обычно следует за неудовлетворенным капризом), начнется приступ агрессии, во время которой ребенок начнет бить родителей, окружающих детей, кидаться во взрослых предметами, плевать на них, пинать ногами, царапать. Как быть в такой ситуации? Просто ждать, когда пройдет кризисный этап? Или принимать какое-то решение. Не упущен ли будет момент, если пустить все на самотек и ждать, что все разрешится само собой?

Разбираем причины агрессии и нервозности.

Перед тем, как перейти к выяснению причин нервозности и агрессии, нужно разобраться, что такое агрессия. [highlight]Детская агрессия – способ активного выражения недовольства и гнева[/highlight], проявляющийся через негативизм (то есть отрицание) окружающих и попытку причинения ущерба (предметам) или увечий (людям, животным). Для родительского успокоения хочется сказать о том, что в мире не существует таких родителей, которые бы не столкнулись с проявлениями детской агрессии. Совсем другая ситуация возникает тогда, когда агрессия сопроводима с нервозностью, в таких ситуация не стоит утешать себя статистикой и детским сложным возрастом, стоит немедленно обратиться к психологам, невропатологам и, возможно, к психиатрам.

Читайте так же:  Родителей не выбирают почему моя мать меня ненавидит

Причиной агрессии, как правило, становятся переполняющие ребенка негативные эмоции и гнев, связанные с определенной ситуацией. Разбирая причины возникновения агрессивных проявлений у детей, можно условно выделить несколько групп:

  1. Вина родителей Эта группа причин занимает лидирующую позицию по той причине, что все берется из семьи. Нередко встречаются случаи, когда виновником появления агрессивных действий становятся сами родители, в частности сама мать. Такой ситуацией может стать жестокость, отчуждение и равнодушие матери, рукоприкладство или же издержки воспитания, когда родители стараются не замечать первых звоночков агрессии. Насилие в семье, унижение человеческого достоинства, жесткая авторитарность и деспотичность в воспитании, аморальный образ жизни родителей так же не проходит мимо детской психики. Иногда родители, сами того не желая, становятся инициаторами агрессии. К таким случаям можно отнести такие случаи, когда отсутствует единство в воспитании: один родитель разрешает, а второй – категорически против, тогда для ребенка авторитетом будет тот, кто много позволяет, а тот, кто не разрешает – объект агрессии.
  2. Заболевания В эту группу можно отнести соматические и хромосомные заболевания, приводящие к нарушению работы головного мозга, к задержке умственного и психо-моторного развития, нарушению социализации, гиперактивности, повышенной нервной возбудимости, дефициту внимания и интеллекта. Список можно продолжать до бесконечности, но есть ли в этом смысл? Скажем только то, что здесь нет вины родителей (если только они не спровоцировали наступление заболевания), все происходит не от капризов и прихоти ребенка, а от того, что действия эти неконтролируемы и всегда сопровождаются повышенной нервной возбудимостью, истериками, чрезмерной плаксивостью, подавленным состоянием. Работать здесь нужно опытным врачам, психотерапевтам и психологам, а родители могут поддерживать и любить ребенка несмотря ни на что.
  3. Социальные факторы В эту группу отнесем просмотр провокационных фильмов и сериалов, игры в жестокие компьютерные игры, агрессию со стороны сверстников.
  4. Возрастные особенности – это как раз то, о чем говорилось выше: кризис 3 и 7 лет, попытка узнать границы дозволенного, способы достижения цели несмотря ни на что.

Способы борьбы с агрессией у ребенка

Конечно, с агрессивными приступами можно и нужно бороться. Мы не будем брать в расчет вторую группу причин агрессивных проявлений, как уже говорилось ранее, здесь требуется лечение и контроль опытных медиков, психологов и коррекционных педагогов.

Рассматривая первую группу причин, скажем, что самый основной способ устранения агрессивности у ребенка – начать с себя, пересмотреть свое отношение к ребенку и окружающим людям, изменить методы воспитания и посетить семейного и детского психолога. Пройдет время и все забудется, важно дать понять ребенку, что его любят. Для третьей группы разрешением ситуации станет ограничение просмотра телевизора, неразрешение играть в компьютерные игры, проведение эмпирических бесед с разъяснением, почему так стоит или не стоит поступать и посещение психолога, который поможет ребенку разобраться в себе, избавиться от комплексов и поменять тактику поведения со сверстниками.

[highlight]На возрастные проявления агрессии стоит реагировать спокойно, но настороженно.[/highlight] Для начала стоит разобраться в том, почему именно так ведет себя малыш: ему недостаточно внимания родителей, и он так пытается привлечь к себе внимание? Он ревнует маму или папу к младшему (старшему) брату (сестре)? Он хотел поиграть именно этой игрушкой, но игрушка не принадлежала крохе? Поговорите с ребенком, объясните, почему вы уделили младшему ребенку немного больше времени, что он беззащитный и нуждается в уходе, предложите помочь вам. Скажите, что сейчас он вам поможет, а потом вы почитаете вместе книгу, порисуете, пойдете погулять и т.д. Психологи предлагают такие методики борьбы с агрессивными проявлениями у детей:

  1. Попросите малыша нарисовать на альбомном листе причину агрессии и предложите порвать листок.
  2. Вдохнуть и досчитать до 10.
  3. Выплеснуть всю злость на подушки, то есть побить ее, как боксерскую грушу.
  4. Переключите внимание на что-то другое.
  5. Займите ребенка спортивной игрой (гимнастикой, футболом).

Таким образом, прежде чем решиться, как бороться в агрессией ребенка, стоит для начала определить ее причину. Нервозность – признак нездоровья, наличия соматического или психиатрического заболевания, бороться с которыми могут только узкоспециализированные специалисты.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. Хочу замуж! Как не ошибиться в выборе, притереться характерами и все такое. — М.: Феникс, 2005. — 288 c.

  2. Архипова, Елена Кризисы семейной жизни / Елена Архипова. — М.: Фарес, 2008. — 112 c.

  3. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия (Academia), 2013. — 455 c.
  4. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — М.: Питер, 2016. — 592 c.
  5. Общая психология. Курс лекций. Учебник. — М.: Владос, 2007. — 448 c.
Нервозность у детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here