Нигилизм социальный и правовой

Сегодня мы рассмотрим тему: "Нигилизм социальный и правовой" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Правовой нигилизм и правовой идеализм. Пути преодоления.

Правовой нигилизм — отрицание социальной ценности права; осознанное игнорирование требований закона, та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям необходимости уважения и соблюдения права.

Нигилизм вообще (от лат. «nihil» — ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам. Он рассматривается как одна из форм мироощущения и социального поведения. Критическому восприятию можно подвергнуть все стороны общественного бытия. Известный российский литературный персонаж XIX века Козьма Прутков призывал всех «зрить в корень» и «подвергать все сомнению». Поэтому нигилизм может быть политическим, идеологическим, экономическим, нравственным, военным, правовым и т.д. Общей чертой, характерной для всех видов нигилизма, является не просто отрицание существующих или общепринятых взглядов, ценностей, а осуществление этого в крайне активной (нередко и не в правовой) форме.

Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов.

Причины правового нигилизма самые разные — от вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как ненужного социального института. В России одной из идеологических причин возникновения правового нигилизма явилось утверждение об «отмирании» права. В 1962 году в стране с представлением о построении коммунизма пышно расцвели и идеи о решающей роли общественности в борьбе с правонарушениями. Отдавались «на поруки» преступники, вовсю работали товарищеские суды с их некомпетентностью. В итоге произошло умаление права, сформировалось нигилистическое отношение к нему.

Формы выражения правового нигилизма:

1. прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов;

2. массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

3. издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга;

4. подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;

5. несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;

6. нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;

7. подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

Правовой фетишизм (или идеализм)гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач.Это прямо противоположное правовому нигилизму явление. В то же время у этих явлений имеются общие корни, к которым следует отнести: юр. невежество, дефицит политико-правовой культуры.

Безграничная вера в закон существует на протяжении всей истории человечества.

Специалисты отмечают следующие основные формы проявления правового идеализма:

1. идеалистическое отношение к праву со стороны зако­нодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии НПА, слабое знание жизни, непо­нимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);

2.Необоснованное забегание законодательства вперед, выражающееся в том, что ни само государство, ни население не готовы выполнять предлагаемые правовые предписания.

3. нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторван­ной от жизни (в том числе противопоставление «писано­го» и «неписаного» права);

4. слепая вера граждан в «хорошие законы», которые спо­собны быстро изменить жизнь;

буквальное восприятие права как средства регулирова­ния общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общ-ые отноше­ния регулируются не только правом;

5. неадекватное понимание должностными лицами и го­сударственными органами возможностей закона (их силь­ное преувеличение), а также пределов правового воздей­ствия (не все общ-ые отношения можно отрегули­ровать правом, не все сферы жизни находятся «в поле зрения» правовых норм, например: личные, семейные, отно­шения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кав­каза и т. д.);

6. увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрении многих судебных дел).

7. Отсутствие реального механизма, предназначенного реализовывать правовые предписания.

8. Отсутствие в государстве надлежащих политических, идеологических, экономических, социально-психологических и иных условий, в которых должна действовать норма права.

К причинам распространения правового идеа­лизма в российском обществеотносятся:

особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых де­мократических традиций; идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву; неразвитое и деформированное правосознание; юридическое невежество; дефицит политико-правовой культуры.

Основными путями борьбы с правовым идеа­лизмом явл-ся:

— укрепление режима законности в стране;

— гарантированность прав и свобод граждан;

— уменьшение частоты принятия и количества НПА, улучшение их качества;

— уделение законодателем внимания реальности, близо­сти к жизни принимаемых, им актов;

— усиление реалистичности юридический науки;

— создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;

Правовой идеализм и правовой нигилизм — родственные, взаимно связанные явления.
Рано или поздно правовой идеализм превращается в пра­вовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает пра­вовой идеализм. Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с пра­вовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:

— укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лица­ми, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);

— реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;

— гарантированность прав и свобод человека;

— совершенствование правовой системы;

— повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им боль­шей эффективности;

— обеспечение в стране правопорядка;

Понятие, признаки, основания юридической ответственности.

Юридическая ответственность – это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

Признаки

— юридическая ответственность применяется в случае совершения право­нарушения и носит персонифицированный характер;

— вид и мера юридической ответственности устанавливаются санкцией юри­дической нормы;

— юридическая ответственность обеспечивается мерами государственно­го принуждения;

— реализация юридической ответственности осуществляется в форме пра­воприменительных отношений;

— юридическая ответственность предполагает наступление негативных по­следствий (лишений) для правонарушителя: ущемление его прав (лише­ния свободы, родительских прав и др.), возложение на него новых до­полнительных обязанностей (выплата определенной суммы, совершение каких-либо действий и др.). Таким образом, юридическая ответствен­ность может наступать в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

Нигилизм социальный и правовой

Человек живет в социуме, который устанавливает свои законы, правила, порядки и обычаи. Человек должен их придерживаться, чтобы считаться правильным гражданином. В противном случае государство наказывает каждого тем или иным образом за проявление нигилизма, о сути, понятии и формах которого расскажет сайт психологической помощи psymedcare.ru.

Читайте так же:  Как заставить себя заниматься спортом

С самого рождения каждого человека пытаются сделать членом того общества, в котором он родился. Если у ребенка есть свои мама и папа, то общество является для него большой семьей, которое тоже считает своим право диктовать маленькому существу, каким ему быть, как жить и к чему стремиться. Обратите внимание, что детей воспитывают не только его родители, но и соседи, воспитатели, учителя, родственники, а потом и друзья, их родители, общество в целом. Все это воздействие направлено на то, чтобы из каждого человека сделать члена своего общества. Нет, человек не должен быть сам по себе! Все общество целеустремленно старается сделать его частью себя, подчиняя, давая определенный образ мышления, конкретные знания, которые ему нужно знать, а все остальное остается в тайне.

Человек правильный – так можно назвать члена общества. Тот, кто стал примерным гражданином своей страны, гордо себя называет «правильным». Он правильный, но только для своего общества. А вот для жизни, для мира и для индивидуальных личностей такой человек становится серой массой, винтиком целого механизма, «Никем, которого зовут Никак».

Правильный человек – тот, кто не принимает закон, а просто боится наказания, если сделает что-то по-своему. Это тот, кто не имеет своего мнения, а живет мнением большинства. Этот человек отвергает все, что отвергается его обществом, даже не задумываясь над тем, а ему лично нравится или нет. Такой индивид предпочитает то, что считается модным, пытаясь подражать известным и великим личностям. Это тот, кто высокомерно ведет себя с подчиненными, услуживает начальству, а со всеми, кто потерпел неудачу, жесток. Этот человек стремится иметь много друзей, но сам он не умеет дружить. Он желает любви, но сам не может ее дать. Он говорит о морали и человечности, но сам поступает аморально и бесчеловечно. Такой человек часто требователен к другим, но себе дает поблажки. Он много говорит и мало совершает реальных действий. Такой человек окружает себя материальными вещами, которые должны вызывать уважение и любовь к нему, хотя сам он пуст внутри, не интересен и несчастлив.

Общество славно потрудилось над тем, чтобы большую часть людей сделать правильными, а точнее удобными для себя гражданами. Вот только при этом человек просто становится рабом собственных страхов, несчастья, правил. Он чаще завидует, чем достигает сам успеха. Он часто злится, чем видит за собой вину. Нужно ли быть таким правильным человеком, уже решать лично вам. Но если вы увидите «правильных» людей, то уже будете знать, какие они есть на самом деле.

Что такое нигилизм?

Нигилизм – это любая форма протеста человека против порядков и законов, установленных в обществе. Существует множество форм такого протеста, поэтому некоторые из них остаются незамеченными, а другие наказываются и лишают свободы. Нигилизм – это борьба с общественным мнением, обычаями, правилами и пр.

Принципами нигилизма являются:

  1. Отсутствие каких-либо утверждений, убеждений и ценностей в природе.
  2. Отрицание знаний.
  3. Отсутствие моральности вещей. Морали и аморали не существует в принципе.
  4. Отсутствие безусловной правды.
  5. Отсутствие творца.

Последователей нигилизма называют нигилистами.

Человек придумал множество правил и запретов, которые помогают ему регулировать взаимоотношения с людьми. С одной стороны, различные законы и правила этикета позволяют оставаться спокойными, поскольку в случае их нарушения того, кто оскорбил или ударил, можно наказать. Но с другой стороны, эти законы ограничивают свободу действий человека, который хочет жить счастливо и на полную силу.

Никто не опровергает полезность и эффективность правовых законов, которые защищают жизнь и свободу каждого человека. Нарушителя (преступника, вора, убийцу и т. д.) наказывают за его поступки. Но существуют такие правила, которые просто регулируют образ жизни каждого индивида, не задевающего свободу окружающих. Этими нормами являются этикет, правила приличия, допустимые манеры. «Нельзя то, нельзя это». Вы как будто находитесь постоянно под чьим-то надзором, который останавливает вас каждый раз, когда вы просто хотите расслабиться и позволить себе быть собой.

Постоянные запреты ограничивают, «консервируют» жизнь человека. Вы знаете, чего вам нельзя делать, и это вас угнетает, поскольку порой ваши желания сопрягаются с этими запретами. Если ваша свобода действий не мешает окружающим людям, то хочется задать вопрос: зачем вы себя ограничиваете, если это никому не мешает, а вас делает счастливыми?

Человеческий род не является развитым и мудрым. Все запреты, законы, этику придумали люди, у которых были свои страхи, комплексы, мировоззрение. Теперь представьте, что вы безусловно слушаетесь людей, которые ничем не отличаются от вас. Они могут ошибаться, ставя перед вами какие-то запреты, а вы к ним прислушиваетесь, потому что хотите быть культурным и приличным человеком. Где за всем этим жизнь? Вы лишь себя ограничиваете, наизусть заучивая то, что вам нельзя делать. А что вам можно делать? Что, если все, что можно, не приносит вам счастья?

Аморально отказывать себе в собственном счастье. Нравственно то, что дает вам радость и не мешает свободе других людей. Откажитесь от многих человеческих запретов. Многие из них неуместны и бессмысленны, а вы лишний раз не будете себя ограничивать в желаниях. Живите и получайте удовольствие – это и есть весь смысл жизни.

Суть нигилизма

Нигилизм носит широкое значение, поскольку каждый последователь борется с чем-то конкретно. В общем суть нигилизма заключается в борьбе против каких-либо установок и автоматизмов в жизни человека. Здесь отрицается авторитет, знания, законы. Человек живет в реальном мире, который и должен оцениваться объективно, а не восприниматься через призму убеждений, правил, понятий «хорошо» и «плохо». Нигилизм в некотором роде становится способом критического мышления, когда человек не живет по шаблонам, а сам оценивает окружающую реальность в таком виде, в котором она проявляется.

Нигилисты борются за то, чтобы человек оставил попытки каким-либо образом понять, что такое жизнь и зачем она ему дана. Что бы человек ни думал о жизни и какое бы значение ей ни придавал, бытие будет оставаться таким, каким оно есть. И никакие правила и рамки не помогут что-либо изменить.

Нигилизм затрагивает зачастую психологическую сторону человеческой жизни, когда отстаивается право человека самому выбирать, как ему жить, как быть, к чему стремиться и пр. Нигилизм пропагандирует отказ от жизни по шаблонам, правилам, внедряемым обществом, этике, морали и пр., что мешает человеку полностью раскрыться и посмотреть на себя и свою жизнь объективно.

Читайте так же:  Записки ловеласа как соблазнить женщину

Единственной проблемой нигилизма становится то, что человек, который придерживается данного направления, зачастую совершает поступки, которые не поощряются и не приемлются в обществе. В такой ситуации человек становится одиноким, поскольку большая часть людей придерживается нравов общества и живет по шаблонам.

В основе нигилизма лежит принцип о том, что человек является свободной личностью, которая вправе сама решать и выбирать. Вместе с тем, человек живет в социуме, который должен жить гармонично и спокойно, что обеспечивается путем соблюдения определенных рамок и нравов. Поэтому нигилизм позволяет человеку оставаться полноценной личностью, при этом не способствует его социальной адаптации – приспособления к обществу, в котором человек вынужден жить, чтобы любить, дружить, зарабатывать себе на жизнь. А ведь все это требует соблюдения нравов и порядков.

Правила, законы, мораль, этика, дисциплина, постепенность, сосредоточенность – все это важно лишь тогда, когда вы достигаете какой-то цели. Поставил перед собой цель, определил, что нужно делать и какими правилами руководствоваться, и исправно придерживайся их. Цели можно достичь, учитывая законы, правила, психологию людей, будучи дисциплинированными и последовательными. Хаотичные движения не приводят к целям, а дают случайный результат.

Поэтому, если не имеет значения, к каким последствиям приведут ваши поступки, тогда бунтуйте, создавайте свои правила, веселитесь. Результат не имеет значения, значит, правила не важны.

Но если вы желаете достичь определенной цели, тогда нужно действовать постепенно, быть дисциплинированными, соблюдать правила и учитывать законы, бытующие в том обществе, в котором вы достигаете желаемого. Не всегда нужно придерживаться правил и морали!

Когда речь не идет о достижении целей, о создании отношений с другими людьми, вы просто пребываете в одиночестве, тогда никакие правила и мораль для вас не являются указом. Вы можете жить так, как вам удобно. Вы можете создавать свои правила и мораль. В вашем распоряжении действовать и быть таким, как вам хочется. Пока вы не взаимодействуете с миром, чтобы достичь своих целей, вам не является важным, кто и что про вас подумают. Понимайте эту разницу, чтобы хоть иногда отдохнуть от тех правил и установок, которых вам иногда приходится придерживаться, чтобы воплотить свои желания.

Социальный нигилизм

Социальным нигилизмом называется протест против правил, морали, стереотипов и прочих установок, которые бытуют в обществе. Главным признаком нигилизма является отрицание. Каждый нигилист отрицает что-то, что присутствует в обществе. Причем каждый нигилист противостоит чему-то конкретному: религии, идеологии, морали, взглядам на определенные вопросы и пр.

Социальный нигилизм в некоторой степени присущ всем людям, поскольку рано или поздно каждый человек сталкивается с тем, что правила общества противоречат его возможностям, взглядам или желаниям. В такой ситуации человек выбирает, противостоять, подчиняться либо тихонечко жить в угоду своим желаниям, сильно не выражая протеста на людях.

Некоторые нигилисты яростно протестуют, совершая конкретные действия, которые нарушают общественный порядок. Это естественно вызывает негодование у тех, кого порядок устраивал или кто получает убытки от нарушения данных правил.

Правовой нигилизм

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Правовым (или юридическим) нигилизмом называется противостояние законодательному институту и нежеланию соблюдать его правила. Другими словами, нигилисты нарушают определенные законы, которые носят различный характер. Это может переходить как в нарушение гражданских прав, так и в повреждение имущества или даже криминальные разборки.

Правовой нигилизм может возникать на уровне целой группы или внутри отдельного индивида. Также он может носить временный или постоянный характер.

Во все времена будут находиться люди, которые не согласны с общественным устроем. Это нормально, поскольку у каждого человека есть свое мнение на счет того, как должен быть устроен мир. Однако настоящим нигилистам, которые желают не изменить окружающий мир, а просто сделать свою жизнь лучше, рекомендуется придерживаться своих взглядов молча. Вы имеете право жить так, как вам удобно. Но если вы пытаетесь в это вовлечь других людей, то уже навязываете им свое мнение, которому они могут противостоять точно так же, как и вы общественному.

Правовой нигилизм и правовой идеализм. Нигилизм (в переводе с лат

Нигилизм (в переводе с лат. «nihil» – ничто, ничего) выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, иногда отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это есть одна из форм мироощущения и социального поведения.
Общей чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что–либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии – «отрицание».
В традиционном понимании нигилизм воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно в сегодняшнее время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево– и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом.

Характерным признаком нигилизма является интенсивность, категоричность и бескомпромиссность отрицания – с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм.
Одним из видов нигилизма является социальный нигилизм, который особенно распространился в России в период «перестройки» и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось.
Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых (рыночных) ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против «шоковых» методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями; неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание несвойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров.

– улучшение правоприменительной практики;
– профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений;
– упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины;
– уважение и защита прав человека;
– теоретическая работа в этом направлении и др.
Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать немедленно. Это трудный, длительный процесс.
В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют правовой идеализм или юридический фетишизм (юридический романтизм). Он представляет собой форму деформации правового сознания, выражающуюся в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.
Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты.
Например, в начале 90–х годов XX века провозглашались такие лозунги, как ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность и др. Все это хотели в короткие сроки закрепить на законодательном уровне. Закрепили. А результата не получили.

Читайте так же:  Зачем применяют техники остановки внутреннего диалога

Время от времени в России объявляют «беспощадную войну» преступности и коррупции, хотя никакие решительные меры не предусматриваются, тем более что отсутствует материальная основа для их реализации, хотя просветительская работа в этом направлении по–прежнему ведется. Как представляется, при принятии данной Программы законодатель то ли не знал, что она не будет исполняться, то ли специально преследовал определенную цель – показать значимость закона для народа. В данном случае можно говорить о парадоксе: народ не одобряет законы и одновременно ждет от них улучшения той или иной ситуации. Таким образом, можно сделать следующий вывод: правовой нигилизм и правовой идеализм – «два полюса» одного явления, которое отражает российский менталитет.

Правовой нигилизм в современной России

Дата публикации: 12.02.2018 2018-02-12

Статья просмотрена: 2563 раза

Библиографическое описание:

Балакин А. В. Правовой нигилизм в современной России // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 122-123. — URL https://moluch.ru/archive/192/48346/ (дата обращения: 26.07.2019).

В статье рассмотрено понятие правового нигилизма, а также отражены исторические предпосылки его развития.

Ключевые слова: правовой нигилизм, правосознание, право.

В настоящее время в мире одной из наиважнейших трудностей, вставших перед человечеством наряду с глобальными проблемами, является проблема правового нигилизма, то есть отрицание законов и права как социального института в целом.

Опасность сложившейся ситуации по отношении к мировому сообществу заключается в том, что правовой нигилизм несёт собой разрушительное воздействие на сознание, мировоззрение человека. Происходит утрата тех моральных норм, на которых основывалась жизнь предшествующих поколений, непризнание таких принципов, которые вырабатывались на протяжении всего периода развития общества. Право — фундамент развитого государства. Искоренение права грозит коренными изменениями, синоним которых — хаос. [2. С. 114]

В современной России проявления правового нигилизма имеют свои особенности. Можно сказать, что правовая система России находится на достаточно низком уровне развития. Причина этому — многочисленные противоречия, встречающиеся в данной системе и возникшие как следствие правового нигилизма. Во-первых, это исторические противоречия. Если говорить о том, что отрицание права зародилось в недавнее время, то это будет несправедливым (в отличии от остального мира) утверждением по отношению к России. Нигилистические идеи с давних времен имели место в душе русского человека. Их проявление мы наблюдаем даже в устном народном творчестве, отражающем менталитет российского общества. В некоторых пословицах прослеживается скептическое отношение народа к таким понятиям, как закон, право, суд, и так далее. Например, «Закон дышло, куда захочешь, туда и воротишь», «не зная закона, не знает и греха», «законы святы, да законники супостаты».

Русский народ на ранних ступенях своего развития считал право не средством создания и применения законов, а скорее средством, соединяющим людей, инструментом их примирения в случае возникновения конфликта. Изначально право воспринималось, прежде всего, как процесс посредничества, способ коммуникации, а не как процесс принятия законов и вынесения судебных решений. Основное предназначение древнерусского права — это достижение социальной гармонии. Но в связи с становлением русской государственности природа права меняется. Принуждение становится основным принципом русского права.

Рассматривая белее поздние периоды развития Российского государства следует заметить, что русская интеллигенция никогда не уважала право, не видела в нем особой важности; из множества культурных ценностей право считалось для неё наименее значимым. Интеллигенция признавала правом лишь внешние, безжизненные нормы, которые легко укладываются в статьи и параграфы писанного закона или какого-нибудь устава. В правовой норме умы России видели не правовое убеждение, а лишь правило, получившее внешнее выражение, принудительное правило.

На сегодняшний день борьба с отрицанием права ведётся достаточно усиленно и интенсивно, но, в это же время, большая часть населения является неправосознательной, в связи со своей исторической сущностью. Это является одной из множества причин правового нигилизма в России, но именно эту причину, на мой взгляд, можно выделить как основную.

Второе противоречие заключается в том, что отрицание права, проявляющееся в нарушении правовых норм, происходит со стороны людей, призванных охранять закон; граждан, издающих и принимающих законы. Следовательно, встает вопрос о том, как остальное население должно добросовестно придерживаться правовых норм, если люди, призванием и основой поведения которых считается строгое соблюдение закона, нарушают его. Государство одновременно пренебрегает правом и борется с правовым нигилизмом. Такая борьба, несмотря на все усилия, не может быть продуктивной ни в коем случае.

Правовой нигилизм можно назвать одной из важнейших проблем современности, в особенности, России. Отрицание права, законов препятствует развитию Российской Федерации как современному правовому цивилизованному государству. Поэтому изучение и анализ данной проблемы крайне необходимы для её устранения, а, следовательно, и для формирования правосознания и правовой культуры граждан страны.

  1. Гойман В. И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990 № 9, с.3–5
  2. Марченко Д. Э. Правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой инфантилизм как формы деаксиологического правового сознания: Монография. Самара: Изд-во НТЦ. 2006. 114 с.

Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления

Явлением, противостоящим законности и правопорядку, выступает правовой, или юридический, нигилизм.

Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.

Есть и другие дефиниции правового нигилизма. Так, проф. В.И. Червонюк определяет правовой нигилизм как сформировавшееся в общественном сознании или психике человека устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, выражающееся в отрицании его социальной ценности и конструктивной роли в жизни общества.

В учебнике «Теория государства и права» под ред. В.К. Бабаева дается более краткое определение рассматриваемого понятия: это отрицательное отношение к праву, закону, правовым формам организации общественных отношений.

Во всех дефинициях категории правового нигилизма подчеркивается отрицательное отношение к праву, игнорирование законов, недооценка их регулирующей роли (проф. Н.И. Матузов). Причины появления и распространения правового нигилизма разнообразны и не исчерпываются юридическими факторами.

Исследователи правового нигилизма, в частности проф. В.А. Туманов, среди причин (истоков) правового нигилизма называют:

— во-первых, особенности исторического развития отдельных народов и общества в целом. Так, возникновение и развитие правового нигилизма в России объясняется следствием самодержавного правления, многовекового крепостничества, лишавшего большую массу людей правосубъектности, несовершенством российского правосудия. И хотя после реформ 60-х годов XIX в. проблемы конституции, демократизации общественно-политической жизни, внедрения правовых начал активно обсуждались юридической общественностью, они не привели к радикальному преодолению правового нигилизма;

Читайте так же:  Зависимость от общества, как потребность в привязанности

— во-вторых, марксистско-ленинскую теорию и практику советского строительства в нашей стране, в частности тезис о диктатуре пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной никакими законами, положением об отмирании права вместе с отмиранием государства, а также масштабные репрессивные кампании, наносившие значительный ущерб принципу законности, авторитету закона и т. д. В.И. Ленин в апреле 1921 г. писал: «Нужна чистка террористическая: суд на месте и расстрел безоговорочно». Массовые репрессии обосновывались высшей целесообразностью, теми целями, к которым стремилось социалистическое общество. Все это способствовало формированию неуважения к праву;

— в-третьих, административно-командные методы, преимущественно используемые в управлении страной на протяжении всей истории советского государства, которые исключали правовые средства регулирования жизни общества;

— в-четвертых, расхождение между декларативными положениями законов и действительностью, правовую демагогию, т. е. намеренный обман населения для достижения политически и юридически корыстных целей;

— в-пятых, кризисное состояние российского общества в период перестройки и его реформирования, сделавшее возможными разнообразные правонарушения, рост преступности, безнаказанность, неконтролируемое состояние и как результат – утрата доверия праву, закону, политическим и правовым институтам;

— в-шестых, деформацию правосознания и низкий уровень правовой культуры не только отдельных должностных лиц, но и всего населения и общества в целом.

В.А. Туманов справедливо пишет: как только люди получили реальную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившее в нем пренебрежение к праву, его недооценка.

Все исследователи правового нигилизма отмечают его сложный характер и разнообразные формы выражения. Одной из форм существования правового нигилизма являются правовая идеология, идеологические течения, теоретические доктрины, например анархизм, левый радикализм. Чаще всего их связывают с именами П. Прудона (1809–1865), М. Штирнера (1806–1856), М.А. Бакунина (1814–1876), П.А. Кропоткина (1848–1921).

Правовой нигилизм существует и в форме негативных по отношению к праву позиций, установок, стереотипов, неверия в правовые средства и способы регулирования общественных отношений.

В юридической практике правовой нигилизм облекается в форму нарушений законов, различного рода правовых установлений вплоть до совершения преступлений, массового неисполнения юридических предписаний со стороны не только граждан, но и должностных лиц.

К формам проявления правового нигилизма относят также принятие несовершенных, ущербных с точки зрения юридической техники законов, в том числе не обеспеченных соответствующим финансированием, противоречащих друг другу, взаимоисключающих, параллельно действующих и дублирующих. К этому следует отнести и нестабильность законодательства, его излишнюю подвижность.

[1]

Формами выражения правового нигилизма являются нарушения прав человека, слабая эффективность правовой защиты этих прав, неспособность государства обеспечить безопасность личности.

К формам существования правового нигилизма нередко причисляют и трактовку права как чисто инструментального средства – как способа оформления принимаемых политических решений, как рычага проведения определенной политики власти. Между тем право представляет собой самостоятельную социальную, историческую, культурную ценность, и им надо умело пользоваться.

Возможны и другие формы, в которые облекается правовой нигилизм. С развитием общественной жизни, усложнением ее могут появиться и новые формы нигилизма.

В литературе называют уровни существования правового нигилизма, например:

1) общесоциальный, когда правовой нигилизм становится характерным для всего общества;

2) правовой нигилизм отдельных социальных структур (государственных и негосударственных, формальных и неформальных);

3) правовой нигилизм конкретной личности, встречи которой с правоохранительными органами не принесли ожидаемых решений правовой проблемы, в том числе защиты прав и законных интересов.

Поскольку формы проявления правового нигилизма разнообразны, то разнообразны и пути его преодоления.

В юридической литературе указываются различные пути искоренения правового нигилизма, при этом отмечается, что данный процесс длительный, трудный, требующий больших усилий со стороны как государства, так и общества в целом.

Такими путями являются:

1) формирование и проведение научно обоснованной, прогрессивной правовой политики, сориентированной на личность, приоритетность ее прав;

2) утверждение в обществе идеи господства правовых ценностей, правовых средств разрешения любых конфликтов;

3) воплощение в жизнь режима законности, правопорядка;

4) совершенствование законодательства;

5) повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и особенно судебной защиты прав и свобод личности;

6) повышение общей и правовой культуры населения, в первую очередь должностных лиц, призванных неукоснительно соблюдать законы, защищать интересы не только государства, но и граждан;

7) подготовка высококвалифицированных кадров для государственного аппарата, в том числе юристов.

В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют правовой идеализм или, как его еще именуют, юридический фетишизм, юридический романтизм. Он представляет собой гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью права можно решить все социальные проблемы.

Эта позиция получила в российском обществе большое распространение и на уровне высших эталонов власти, и в массовом сознании: достаточно якобы принять хороший закон, и положение дел само собой улучшится. Однако право не всесильно, правовые методы регулирования требуют соответствующих условий для реализации и подготовленной почвы для их действия.

Правовой идеализм так же, как и правовой нигилизм, обладает деструктивностью, способен вызвать неэффективность правовой системы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8181 —

| 7872 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правовой нигилизм и правовой идеализм.

Нигилизм (в пер. с лат. — «отрицание») выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии главным образом в Западной Европе и в России.

Общая черта всех форм нигилизма — отрицание, однако не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии «отрицание».

Читайте так же:  Формы социального поведения человека и контроля над ним

В традиционном понимании нигилизм воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно в настоящее время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом.

Характерные признаки нигилизма — интенсивность, категоричность и бескомпромиссность отрицания с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм.

Одним из видов нигилизма является социальный нигилизм, который особенно распространился в России в период «перестройки» и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось.

Разновидностью социального нигилизма стал правовой нигилизм. Сущность его — в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.

Правовой нигилизм имеет в России хорошую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Как и раньше, мы живем в море беззакония, подчас принимающего характер национального бедствия и наносящего обществу огромный и невосполнимый ущерб. Корни же этого недуга уходят в далекое прошлое. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти. Представления о праве как указаниях «начальства» настойчиво культивировались в народе: то, что исходит «сверху», от властей, то и есть право.

К сожалению, мы не только не избавились от этого застарелого порока, но в полной мере унаследовали его, а во многом обогатили.

Сегодня главный источник рассматриваемого зла — кризисное состояние российского общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, сепаратизм, конфронтация властей, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют преодолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его. Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистическое намерение.

Правовой нигилизм — продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников.

[3]

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, реальное поведение. Он бывает активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, может проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние.

Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической формах. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.

В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют правовой идеализм, или юридический фетишизм (юридический романтизм). Он представляет собой гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

Элементы идеализма и правового романтизма содержит российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., ибо многие положения в нынешних кризисных условиях неосуществимы. Она долгое время будет восприниматься обществом как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ.

Известным правовым романтизмом можно считать ст. 1 Конституции, гласящую, что Россия уже сегодня является правовым государством. Здесь явно желаемое принимается за действительное. Это, скорее, цель, лозунг, перспектива, а не состоявшийся факт.

Молодая российская демократия, освободив общество от тоталитарных пут, не сумела сама по себе обеспечить его поступательное развитие, а кое в чем произошел откат назад. Принято немало бесполезных или неэффективных законов. В то же время многие важнейшие сферы жизни до сих пор остаются вне юридической регламентации, хотя остро нуждаются в этом.

Законодатели, исходя из своих высоких целей, идей, замыслов, конвейерно принимают и принимают законы, заведомо зная, что многие из них не достигают конечных целей и «уходят в песок». Нередко важнейшие акты застревают на полпути к своим непосредственным адресатам — их стопорит чиновничья бюрократия в силу общей разболтанности, бесконтрольности, коррумпированности. Таким образом, власть не в состоянии заставить законы работать, поэтому она их просто издает.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Настоящая беда в том, что даже позитивные и нужные законы не работают: в одних случаях потому, что отсутствуют необходимые механизмы их реализации, в других — из-за того, что вокруг простирается ненормальная среда их «обитания» и функционирования. Бушует нравственный и правовой нигилизм, общественные отношения находятся в состоянии ломки, крайней неустойчивости, законы бессильны их упорядочить, стабилизировать, направить в нужное русло. В этом смысле право не справляется со своими регулятивными и защитительными функциями.

Источники


  1. Воронова, Мария Клиника измены. Семейная кухня эпохи кризиса / Мария Воронова. — М.: Астрель, Полиграфиздат, Neoclassic, 2011. — 352 c.

  2. Геген, Николя Наука нравиться. Любовь и флирт в зеркале психологии / Николя Геген. — М.: Ломоносов, 2012. — 192 c.

  3. Винтер, Евгения Брак и секс. Полная биография половых отношений / Евгения Винтер. — Москва: Гостехиздат, 2010. — 336 c.
  4. Садовская, В. С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Учебник и практикум / В.С. Садовская, В.А. Ремизов. — М.: Юрайт, 2016. — 210 c.
  5. Андрей Зберовский Семьятрясение. Что может угрожать вашему браку и как с этим бороться. Инструкция для тех, кто дорожит своей семьей / Андрей Зберовский. — М.: Медков С. Б., 2013. — 392 c.
Нигилизм социальный и правовой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here