Нужен ли в наше время ребенку детский сад и зачем

Сегодня мы рассмотрим тему: "Нужен ли в наше время ребенку детский сад и зачем" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

» Нужен ли ребенку детский сад?»
статья на тему

Статья-рассуждение на тему «Нужен ли ребенку детский сад?»,соотнесение плюсов и минусов посещения детского сада,высказывание известного педагога о детском саде и мое личное мнение на этот счет.

[2]

Вложение Размер
statya.odt 23.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Нужен ли ребенку детский сад?»

А действительно-нужен ли ребенку детский сад? Однозначного ответа «за» или «против» сказать нельзя , но изучить этот вопрос и ознакомиться с разными точками зрения возможно и нужно.

Сегодня родители могут сами решать , нужен ли ребенку детский сад или нет и так ли он ему необходим , ведь далеко не каждый ребенок может ходить в детский сад и не каждый ребенок в нем нуждается. Наиболее сложно говорить о необходимости посещать детский сад и о пользе пребывания в нем , детям с особенностями психического или физического развития , так как в практике типовых детских садов не учитываются потребности отдельно взятого ребенка , режим садика этого не предполагает , а воспитатель работает по установленному распорядку , плану , опираясь на режимные моменты группы. На данное время дошкольное образование находится в процессе модернизации и формируется таким образом , чтобы каждый ребенок мог полноценно прожить дошкольный период детства.

Согласно ФГОС дошкольного образования , основная задача детского сада состоит в том , чтобы научить ребенка добывать знания самостоятельно , научить наблюдать и устанавливать причинно-следственные связи. Программы занятий в детских садах направлены на развитие социально-коммуникативных , познавательных , речевых , художественно-эстетических и физических навыков , что обеспечивает развитие личности , мотивации и способностей детей в разных видах деятельности. А так как основным видом деятельности в дошкольный период является игровая деятельность , то и первые навыки в рисовании , пении , танцах , конструировании входят в мир ребенка через ворота детской игры , а другие виды деятельности являются неразделимым дополнением к ней.

Современное образование предъявляет к будущему первокласснику серьезные требования и как правило , ребенок посещавший дошкольное учреждение устойчив к стрессам , к внешней и внутренней агрессии , имеет желание и способности к обучению. Согласно ФГОС дошкольное образование теперь является первой ступенью общего образования . Этот шаг подчеркивает отношение к дошкольному детству как к уникальному самоценному этапу развития человека , когда закладываются основы личностного развития. Как правило детские сады оснащены необходимым оборудованием для всестороннего развития ребенка , о детях заботятся и занимаются ими квалифицированные специалисты -педагоги , психологи , логопеды и родителям спокойнее доверить ребенка профессионалу , нежели полагаться на свои силы. К тому же в домашних условиях порой сложно предоставить достаточно пространства для игр , подвижных и творческих занятий .

Несмотря на кажущуюся однозначность пользы садика , доводы «против» тоже имеют место быть . К. Д. Ушинский писал о детских садах : « Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей , они могут вредно подействовать на ребенка , если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра , которой научатся в детском саду , но они уже потому дурны , что дитя не само выучилось , и чем навязчивей детский сад в этом отношении , тем они вреднее. Даже шумное общество детей , если ребенок находится в нем с утра до вечера , должно действовать вредно. Для ребенка необходимо уединение и самостоятельные попытки детской деятельности , не вызываемые подражанием детям или взрослым»

Есть небольшой процент детей ,которые считаются «не садовскими»-это детки , которые по тем или иным причинам так и не смогли приспособиться к новым для себя условиям и адаптация к детскому саду оказала негативное влияние на психическое и физическое состояние ребенка.

Еще один существенный минус в посещении детского сада заключается в том , что не все воспитатели любят детей , любят свою работу и искренних фанатов своей профессии -единицы .

Нужен ли ребенку детский сад? Отвечая на этот вопрос , каждый родитель найдет аргумент в пользу той или иной позиции , но главное ,при ответе на этот вопрос не забывать о балансе между своими желаниями и желаниями ребенка. Лично я убеждена , что ребенок будет гармоничной личностью , независимо от того , ходит он в детский сад или нет , потому что платформа , на которой основывается дальнейшее развитие ребенка , закладывается в семье. От того , как с ребенком общаются в семье , принимают и учитывают ли его желания и потребности , а главное -любят ли его в семье , будет зависеть развитие и формирование дальнейших качеств малыша.

Зачем ребенку нужен детский сад

Мамина забота – главное в жизни малыша. До 3-х лет дитя постоянно нуждается в матери. По мере роста чадо расширяет свое жизненное пространство и круг общения, больше контактирует с внешним миром. Материнские объятия становятся тесны. Чтобы физическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие ребенка было гармоничным, ему необходимо взаимодействие со сверстниками, правильное и систематическое обучение, некоторая доля самостоятельности, достаточная активность. Все это в полной мере обеспечивают ребенку в детcком садике. Детский возраст – время, когда закладываются основы здоровья, личности, интеллекта.

Зачем нужен детский сад?

Иногда родители сомневаются, зачем отдавать ребенка в детский сад. Особенно часто такой вопрос задают, если мама – домохозяйка, в семье живут бабушки, готовые «сидеть» с внуками, или есть возможность нанять няню. «Какая важность в том, что сын или дочь растет без сверстников» – считают они.

Общение со взрослыми не заменит малышу контактов со сверстниками, опыта построения отношений в социуме. Для правильного развития малыш должен освоить разные модели отношений. Занятия с родителями – слабая альтернатива обучению у опытных педагогов, знающих тонкости детской психологии и особенности восприятия знаний в зависимости от возраста. Важность детсадов трудно переоценить. Ведь успехи взрослого человека, как и его проблемы, родом из детства.

[1]

Главная польза детского сада:

  • активное, разностороннее общение и обучение взаимодействию в коллективе;
  • приобретение новых навыков;
  • выявление и разностороннее развитие способностей, правильное развитие;
  • сбалансированное детское питание;
  • приучение к дисциплине и самостоятельности.

О вкусной и полезной пище

Что лучше: мамины домашние пирожки и оладушки, сладости от любящей бабушки или полноценный, сбалансированный рацион, составленный опытными диетологами? Ответ очевиден. В семье ребенка часто балуют, закармливают вкусной, но вредной пищей: шоколадными конфетами, леденцами, тортами, мороженым. Пользы от таких продуктов мало. Детское здоровье страдает от избытка сахара, красителей и жира. В саду дитя получит необходимые калории, витамины и микроэлементы в строгом соответствии с потребностями организма и рекомендациями специалистов по питанию.

Детсад правильного режима

Строго ли соблюдают дома правильный режим дня ребенка? Часто ли чадо засиживается допоздна у телевизора? Слушается ли взрослых «с первого слова»? Родители знают о важности четкого расписания в жизни малыша, но не всегда находят силы соблюдать его. В саду воспитатели придерживаются установленного распорядка, постоянно поддерживают дисциплину. Ребенку, привыкшему все делать «по часам», впоследствии будет легче адаптироваться к строгим школьным правилам.

«Домашние» дети часто лишены достаточной активности. Они проводят много времени в четырех стенах за просмотром мультфильмов и играми на планшете. Такие занятия не приносят пользу, детский организм нуждается в движении. В дошкольном учреждении с малышами проводят зарядку, дают им возможность побегать и порезвиться на прогулке, устраивают эстафеты и спортивные состязания.

Развиваем правильно

Родители из лучших побуждений часто стремятся сделать своего малыша чемпионом по боксу, полиглотом, гениальным математиком или виртуозом-скрипачом. Иногда у ребенка нет свободной минуты, чтобы просто поиграть любимой машинкой или куклой, его время расписано по секундам. В саду воспитатели знают, что необходимо детскому организму в определенном возрасте, сколько времени он должен учиться новому, сколько – играть и отдыхать.

В погоне за модой родители отдают детишек на плавание, балет, верховую езду, английский или китайский без учета склонностей и желаний чада. Детский ум не подготовлен к восприятию сложной информации, которую пытаются навязать ему мамы и папы. В дошкольном учреждении педагоги способны разглядеть в малыше способности к творчеству, изучению языков или занятиям спортом. Если малыш рвется к мольберту и краскам, они дадут ему возможность порисовать, но не станут заставлять часами разучивать гаммы.

Читайте так же:  Как отучить ребенка в 3 года и старше какать в штаны

Домашние занятия с ребенком обычно нерегулярны и лишены системы. В садике разработана программа развития малышей разного возраста и подготовки их к школе. Мальчики и девочки не только узнают буквы и цифры, освоят навыки чтения, лепки и рисования, но научатся самостоятельной и последовательной работе, умению добиваться поставленных целей.

Сила коллектива

Дома малыш получает определенную роль. Он либо «несмышленыш», нуждающийся в постоянной опеке и поучении, либо «царь и бог», все прихоти которого мгновенно исполняются, либо «надежда и гордость», призванная воплотить нереализованные мечты взрослых. В коллективе ребенок – один из многих сверстников. Здесь он может быть самим собой, общаться с разными детьми, учиться находить общий язык с каждым и отстаивать свою позицию. Посещать детский садик необходимо для развития правильных навыков коммуникации, поведения в социуме.

Как заботятся о детском развитии «у нас» и «у них»

Во всем мире признают важность детских садов. В разных культурах понимают, что дает коллектив ребенку. Первый садик был организован в Шотландии в начале XIX века. В Россию нововведение пришло в 60-х годах позапрошлого века. Сегодня в РФ насчитывается около 60 000 детских дошкольных учреждений. Воспитание ребенка проводится в соответствии с программами, разработанными педагогами, врачами, психологами.

В США в ясли принимают малышей с 1,5 месяцев, в Южной Корее, Японии, Нидерландах, Израиле – с 3-х. В Германии и Швеции в сад идут с 1 года. Во Франции законодательно закреплено обязательное посещение дошкольных учреждений ребятами с трехлетнего возраста.

В России ребеночка примут в ДОУ младшей группы с 2 месяцев, а в обычное – с двух лет. В нашей стране в среднем 65% мальчишек и девчонок охвачено коллективным дошкольным воспитанием. Из оставшихся 35% малышей большинство остается дома не по желанию родителей, а по причине отсутствия мест в садах и яслях.

Так быть или не быть в детсаду

Окончательное решение в вопросе о том, стоит ли ребенку ходить в детсад, принимают родители. Взвесив все «за» и «против», папа и мама обычно приходят к мнению, что вливаться в коллектив нужно начинать с раннего возраста. Важно не упустить момент, когда дитя готово к самостоятельности и способно с легкостью принять изменения. Старшим мальчикам и девочкам это сделать сложнее: у ребенка формируются стойкие привычки, особенности характера.

Если грамотно выбрать дошкольное учреждение, ребенку ходить в детский сад станет интересно, полезно и весело, а родителям будет радостно наблюдать за успехами сына или дочери.

Размышление: «Зачем нужен детский сад. »
статья по теме

В работе приводятся размышления автора

Вложение Размер
razmyshlenie_zachem_nuzhen_detskiy_sad.docx 23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Чурак Светлана Степановна

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №10 «Белочка»

г. Нижневартовск, Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

ЗАЧЕМ НУЖЕН ДЕТСКИЙ САД.

Детский сад – это сад,

Где яблоки зреют,

Когда же в детсад

Первый раз я пришёл,

То очень, друзья, удивился:

И даже чуть — чуть рассердился:

Ну, где же, ну где

Здесь висит виноград?

Где сливы, лимоны, маслины?

Одни только дети

На стульях сидят

И лепят зверюшек из глины…»

Наверно начну с главного – зачем нужен детский сад, и что он может и должен дать ребенку? Я думаю, идеальный детский сад должен решать две разные и, казалось бы, противоположенные задачи.

С одной стороны, делать детство наших детей счастливым и радостным, с другой — готовить их к будущей, далеко не легкой жизни; с одной стороны организовывать полноценное беззаботное дошкольное детство, с другой – формировать будущие способности и волевые качества личности. И еще удовлетворять не только сегодняшние, уже существующие интересы. Но и способствовать формированию новых, будущих ценностей и стремлений. Эти задачи противоположены лишь на первый взгляд.

Если подумать, как можно осуществлять их на практике, окажется, что одну без другой не решить. Постараюсь доказать и начну с первой задачи. Как сделать, чтобы ребенку в детском саду было бы хорошо? Чтобы он с удовольствием ходил в детский сад. Почему наши дети часто не любят свой детский сад?

На мой взгляд, попытка приблизить условия детского сада к семейным, когда у ребенка есть настоящая семья врят ли может быть успешная. Даже если в детском саду очень уютная домашняя обстановка и много игрушек. Все равно эта обстановка и эти игрушки – другие. И пользоваться ими следует по-другому. Дома ребенок полновластный хозяин своего имущества. В детском саду он должен всякий раз считаться с желаниями товарищей и уметь пользоваться игрушкой сообща. Но вся трудность в том, что многие дети к этому не приучены. Вот почему одно из главных преимуществ детского сада — сверстники – становиться для них тяжелым испытанием. Дети постоянно спорятся и даже дерутся из-за игрушки, считая товарищей своими соперниками. Может быть, из-за неумения играть вместе, многие из них и не любят ходить в детский сад.

Другая предварительная сторона детского сада – это новая обстановка отличающаяся от домашней. После трех лет ребенку скучно сидеть дома или гулять в одном и том же дворе. Он уже освоил пространство своего дома и ему необходимы новые встречи, впечатления, развлечения. В домашних условиях это создать трудно. Детский сад создает естественные возможности для выхода за пределы домашней обстановки. Здесь, в детском саду, должны случаться какие-то важные для ребенка радостные праздники, события. Чтобы он ждал их и сам готовился к ним.

Думаю, что увлечь малышей не так уж трудно. Они ведь так легко окликаются на любое предложение взрослого. Важно только сделать их жизнь более богатой событиями и интересной, чтобы о ней можно было рассказать дома. А сейчас получается, что в детском саду жизнь детей однообразна и скучна. Каждый день одно и тоже. От этого родителям очень трудно как-то трудно участвовать в жизнь детей. Но ведь детский сад может не только разъединять детей и родителей, но и связывать их, давать возможность для более содержательного общения.

Когда с ребенком происходят какие-то важные для него события, в которых не участвуют его родители, ему хочется поскорее рассказать о них, поделиться впечатлениями, вовлечь родителей в свои интересы. Тогда они могут как-то участвовать в жизни своих детей, проходящей за пределами дома, — поддержкой, советом, а иногда и реальной помощью. Общение детей и родителей от этого станет более содержательным, интересным для обоих сторон. Тогда жизнь ребенка станет богаче и счастливее не только в детском саду, но и дома. Думаю что наполненность важными, интересными событиями не только развлекает ребенка, но и способствует развитию многих ценных качеств его личности. Сознание и личность ребенка могут формироваться только в его реальной практической жизни, а не за обеденным столом и не на занятиях. И чем ярче, чем богаче событиями эта жизнь, тем лучше работает ум ребенка, тем прочнее и здоровее основы его будущей личности.

Конечно, в детском саду ребенок должен не только веселиться и развлекаться, но и развивать свои умственные способности, волевые качества личности. В этом отношении детский сад тоже не заманим. Родители далеко не всегда знают, как это делать, когда и чему учить.

К сожалению, на мой взгляд, занятия, которые сейчас проводятся в детском саду вызывают у ребенка только скуку. Какой же способ для обучения может быть свойственным для дошколят? Призадумаемся… Малыш пока он живет дома не участвует в учебных занятиях, но приобретает множество самых разных знаний, навыков, умений. И все это без всякой учебной дисциплины. По-видимому, дети учатся только тому в чем испытывают нужду или потребность в меру своих личных практических интересов. Учение ребенка может быть лишь побочным результатом, какой либо деятельности – интересной и увлекательной для него. И с этой точки зрения игра и учение могут и должны быть объединены.

Читайте так же:  Причины депрессии у подростков

Но как вложить в игру учебные знания – это не простой вопрос. Я конечно ответить на него не смогу, но как мне кажется, главное в дошкольном возрасте не усвоение знаний, а развитие способностей – внимания, воображения, мышления, памяти и т.д. И конечно же воспитание любознательности, интереса к учению.

Думаю, что главным критерием оценки труда воспитателя должны — быть дети — их активность, любознательность, сообразительность, умение дружить и наконец, их желание ходить в детский сад.

И у родителей, и у воспитателей общая задача – сделать детство счастливым, создать атмосферу радости, обеспечить право ребенка на выдумку, шутку, веселье. Я уверена, что только в такой атмосфере могут формироваться будущие способности и качества личности ребенка, его готовность к другой, взрослой жизни.

Нужен ли ребенку детский сад?

Окна моей квартиры выходят на площадку детского садика. Не самого плохого в районе…
Каждый день из окна я наблюдаю малышей с развязанными шапочками или сидящими в дождь в беседке рядом с читающей любовный роман в мягкой обложке воспитательницей…

Детский сад современному ребенку нужен. Но в каком виде? Действительно ли в том, в каком он существует уже многие десятилетия в нашей стране? Ведь если обратиться к истории, первый детский сад был создан более двухсот дет назад в 1802 году в шотландском городке Нью-Ланарка фабрикантом Робертом Оуэном для детей рабочих своей фабрики.

Если же обращаться к истории развития детских садов в СССР, то в 1919 году была поставлена задача создания «сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т. п., в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины». В. И. Ленин, назвав эти учреждения «ростками коммунизма», определил их принципиально важную роль в социалистическом обществе. Насчет общественного воспитания более-менее понятно, а что имелось ввиду под раскрепощением женщины? Максимальное ее высвобождение от роли матери, хранительницы очага, с целью получения дополнительных свободных рабочих рук на завод и фабрику?

Наибольшую популярность детские сады и ясли, безусловно, приобрели именно в советское время – это было обусловлено в первую очередь тем, что не работать маме было нельзя – трудовое законодательство в советское время было гораздо менее лояльным к женщинам, имеющим детей, чем нынешнее. Однако, даже если семья была обеспеченной и у женщины была возможность не работать, а заниматься детьми, так называемое «сидение» дома всегда считалось чуть ли не тунеядством, и чем-то асоциальным. Таким образом, идя на поводу у общественного мнения, многие, у кого была возможность деток в ясли и сад не отдавать, отдавали их туда – иначе было не правильно…

Необходимо признать факт, что режим большинства государственных и муниципальных детских садов «подстроен» под режим жизни советского рабочего. Когда встать нужно в 6 утра, к 7-ми отвезти ребеночка в сад, а в 5 уже желательно забрать, иначе рискуешь встретить немой (в лучшем случае) укор воспитательницы.

Сейчас же большинство «офисных» графиков – это 9.00-18.00 или 10.00 до 19.00. Как с ними попасть в график детского сада, не задействуя при этом бабушек и нянь, не совсем понятно.

Но это все о родительском «комфорте». А дети? Каково им?

Когда сад действительно нужен ребенку, и в каком виде? Задаемся ли мы этим вопросом?

Исследования современных психологов показывают, что ребенок в возрасте 4-5 лет нуждается в обязательном общении со сверстниками – в социализации.

А перед школой деток, которые не посещали детский сад по разным причинам, рекомендуется все же хотя бы на несколько месяцев, желательно на год – в детский сад все же отдавать. К этому возрасту (5-6 лет) ребенок уже способен совсем на ином уровне пережить разлуку с близкими на несколько часов в день (именно на несколько, не на 8-10 часов), адекватно позаботиться о себе, достаточно продолжительное время проводить в занятиях, в играх со сверстниками, вне дома.

В 2-3 года для ребенка – ежедневная разлука с родителями по 8 часов – это огромный стресс, который сказывается и на физическом и на психологическом здоровье.

Конечно, многие могут возразить – мол, моя девочка в ясли с полутора лет ходит, болела только первые полгода, а потом в сад бежала с удовольствием и никаких проблем не было. Да, бывают детки адаптивные. Но все же для большинства малышей садик – это серьезное испытание, настолько ли нужное, чтобы травмировать его? Именно в 2-3 годика (возраст, в котором, как правило, малышей отдают в садик) формируется доверие к окружающему миру. И как же мы безжалостно рушим его, уходя каждое утро на такую необходимую работу?

[3]

Работа взрослым необходима не только с материальной точки зрения, и часто можно услышать о том, что ребенок в садик ходит, потому что так в семье сложились обстоятельства (деньги-то зарабатывать надо. ). Но неужели у нас, в 21 веке полные сады «обстоятельств»? В то время, когда дети сейчас по большей части (хочется в это верить) рождаются желанными и запланированными, а в ряде случаев даже очень нелегко доставшимися своим родителям?

Да, есть одинокие мамы, есть, действительно, обстоятельства – всего в жизни не предугадаешь.

Однако есть и много полных, обеспеченных семей, которые возят своих деток в садики – потому что так все делают, но, и, конечно, потому что удобно и освобождает время.

Так почему же мы, традиционно, продолжаем идти на поводу у когда-то созданной неверно системы?

Многие возразят: в садике с детьми занимаются… А вы дома с детьми не занимаетесь? Не лепите, не рисуете? В кружки — секции не водите? Там ведь ребенок получает не только развитие по выбранной теме, но и общение. Оно имеет другую форму, но до 5-6 лет его, как правило, достаточно. Позже – его уже будет мало, так как общение в кружках — студиях носит скорее мимолетный характер, тогда как малышу необходимо уметь налаживать отношения с другими детьми и людьми, не находясь при этом под присмотром мамы и не получая от нее помощи.

Однако наиболее важной причиной нашего решения отдать малыша как можно скорее в садик является в первую очередь то, что в нашей стране действительно очень мало рабочих мест для женщин с детьми – крайне сложно найти стоящую работу с неполным графиком в офисе, работу на дому. Большинство таких предложений связаны с низкоинтеллектуальным трудом. Это, конечно, тоже проблема.

Вывод – детский сад в том виде, в котором он существует со своими правилами и режимом сейчас подходит для ребят 5-6 лет. А в 6 лет детей в обычный сад уже, как правило, не берут — группы этого возраста переполнены. Получается замкнутый круг…

И все же, что считать утопией – современный детский сад, с пребыванием в нем ребенка в течении 8-10 часов в день, или полностью домашнее воспитание до определенного возраста, которое всегда было в дворянских семьях России? Очевидно, нужно искать компромисс. Нужно искать и выбирать, где и как Ваш ребенок будет проводить время без Вас. В качестве альтернативы и помощи к подготовке малыша к «настоящему» детскому саду или школе могут быть:

  • Появившиеся недавно почти в каждом районе так называемые центры игровой поддержки ребенку при детских садах (сокращенно звучит зловеще: ЦИПР). Эти группы при детских садах, с пребыванием в них малышей 2-3 раза в неделю, по несколько часов, без мамы, бесплатны.
  • Частные детские сады к сожалению, очень дороги (сопоставимы с зарплатой хорошей няни), да и не в каждом районе они есть в шаговой доступности, что тоже является немаловажным фактором, в случае, если вы сами, например, в какие-то дни не сможете отвозить или забирать малыша на машине – это нужно будет делать няне или бабушке.
  • Частные центры раннего развития с группой неполного дня (с 9.00 до 13.00 или с 15.00 до 19.00, например). Такой вариант из всех наиболее комфортен для ребенка. Стоимость более-менее приемлема, социализация+развитие+несколько свободных часов мамы — все есть. Но так же, необходимо задействовать бабушек-нянь, в случае, если вы все же работаете полный день.
  • Домашние детские сады. Стоимость велика. Есть не во всех районах в шаговой доступности.
  • Читайте так же:  Наркотическая зависимость

    К слову о стоимости частных детских садов – при кажущейся простоте открытия подобного заведения, при детальных расчетах выходит, что такая стоимость вполне оправдана — к сожалению, очень велики затраты на содержание частных детских садов в нашей стране – настолько велики, что прибыли владельцам остается не так уж и много, как может показаться на первый взгляд.

    В заключении стоит отметить, что многие рассуждения этой статьи не имеют никакого отношения к тем альтруистичным педагогам, работающим в государственных садиках — которые занимаются любимым делом по-настоящему, а не потому, что не могут найти другую работу. Такие воспитатели есть, но их, к сожалению, очень мало.

    А нужен ли ребенку детский сад? Разбираемся вместе с психологом

    Малышу уже 3 года, а вы так и не решили, пришла ли пора отдавать его в детский сад и нужно ли это вообще? Ведь, возможно, лучше воспитывать кроху дома? Во всем есть свои положительные и отрицательные стороны. Как научить ребенка открываться новому, строить отношения с другими людьми и при этом не нанести вред его психике, рассказывает психолог Наталья Книга.

    В чем плюсы детского сада?

    — Обычно детей приводят в сад, когда им исполняется 3 года. Это прекрасный возраст для начала активных знакомств со сверстниками.

    Дети учатся общаться и с педагогами, привыкают к определенным общественным нормам и правилам поведения. Все это помогает малышам социализироваться. И на следующем этапе, когда придет пора отправляться в школу, им будет легче устанавливать контакты с одноклассниками, с преподавателями, да и вообще с людьми в целом.

    В садике крохи приучаются и к определенному режиму. Встают, кушают и гуляют в одно и то же время. Это в первую очередь полезно для здоровья, во вторую — для дисциплины. Если дома малыш не хочет подниматься, часто мама и не заставляет. Каждый ли день вместе с родителями малыш выходит играть во двор, да еще и в один и тот же час? А если взрослые устали? А если вдруг возникли дела? Далеко не всегда это возможно.

    Кроме того, часто именно в саду дети учатся тому, чего раньше не умели: ходить на горшок, мыть руки, завязывать шнурки, хотя дома ничего не получалось.

    Когда бить тревогу?

    — Конечно, не все дети адаптируются сразу. В норме ребенок должен привыкать к новым условиям от 7-10 дней до месяца. Если процесс затягивается до 6 месяцев — это уже тяжелая адаптация. В случае, когда малыш и дальше отказывается идти в детский сад, лучше обратиться к психологу.

    Адаптация включает в себя спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей ребенка, а также от структуры семейных отношений. Проще говоря, каждый малыш индивидуален. И все же очень важно, как ведут себя родители.

    Есть факторы, от которых зависит адаптация деток к садику, например:

    1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

    2. Возраст (особенно уязвимы дети с 1 года до 3 лет, поскольку именно в этот период им очень тяжело «оторваться» от мамы. Привязанность к матери — необходимое условие нормального психического развития ребенка — способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность.

    Дети 2-3 лет испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям

    3. Риски биологического и социального анамнеза:

    • Биологические факторы (заболевания матери во время беременности и родов, заболевания малыша в период новорожденности и до поступления в сад).
    • Социальные факторы (неправильный режим дня ребенка; недостаточный дневной и ночной сон; вредные привычки; неправильная организация бодрствования; неумение общаться со взрослыми и детьми; несформированность предметной и игровой деятельности ребенка).

    Систематические истерики в саду — это часто обычная неподготовленность родителей. Рекомендуется, прежде, чем отдавать малыша в какую-то группу, прийти туда самому, познакомиться с воспитателями и с правилами сада.

    Кстати, сейчас у разных учреждений есть масса специальных уклонов: логопедия, санаторный режим или даже упор на изучение иностранных языков в игровой форме. Только вы знаете, что будет полезно, а главное — интересно вашему сыну или дочке.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Тревога ребенка часто возникает из-за мнительности родителей. Когда малыш капризничает, плачет, он смотрит на реакцию родного человека, обычно — мамы. Если она будет сюсюкать, уговаривать чадо или начнет плакать (бывает и такое), конечно, истерики станут нормой.

    Иногда женщина подсознательно сама не хочет отпускать от себя ребенка. На уровне глубокой связи малыш это чувствует и начинает… за-бо-ле-вать. Причина многих простуд, кожных высыпаний, психосоматических расстройств часто кроется именно в этом. Прежде чем отдать сына или дочку в сад, внутренне подготовьтесь к этому сами.

    Как помочь ребенку адаптироваться в незнакомой обстановке

    Правило №1. Отдавайте малыша в сад в правильном возрасте

    — Девочки готовы к этому уже в 2,5-3 года. Мальчиков торопить не стоит. Оптимальный возраст для них — 3,5-4 года, а в некоторых случаях даже 5 лет. Дело в том, что мальчики больше привязаны к маме, поэтому, как правило, процесс привыкания к другим людям длится дольше.

    Правило №2. Разговаривайте с воспитателями

    — Это очень важный пункт. Родители должны рассказать воспитателям об особенностях своего ребенка. Например, о том, что он плохо спит, медленно кушает и его не нужно торопить, не умеет что-то делать (допустим, держать ложку), грызет ногти или сосет палец, в каких случаях у него может начаться истерика. Это нужно, чтобы для взрослых данные нюансы не были открытием и они понимали, как строить диалог с вашим малышом, на что обращать особое внимание, чему нужно научить.

    Правило №3. Никогда не выясняйте отношения с работниками сада в присутствии ребенка

    — «Если мама раздражается, кричит на воспитателя, значит, садик плохой, я туда больше не пойду», — такие мысли возникают в голове ребенка, когда вы не сдерживаете своих эмоций. Даже если действия воспитателя кажутся вам некомпетентными, диалог всегда должен быть спокойным, в уважительном тоне. При этом желательно разговаривать наедине.

    Правило №4. Придумайте свой ритуал

    — Помахать на прощанье сыну или дочке 3 раза, поцеловать в каждую щечку, сказать, в какое время или в какой период времени вы вернетесь (например, после обеда или после вечерней прогулки).

    Правило №5. Объясните чаду, зачем вы его оставляете на время

    — Обычно неплохо действуют фразы вроде: «Я пойду на свою работу, чтобы зарабатывать денежки, а ты в это время познакомишься с детками. Вы будете играть с новыми игрушками, пойдете гулять на улицу, вам будут рассказывать много интересного, а потом я обязательно приду и заберу тебя».

    Вы сами знаете, какие слова будут самыми правильными именно для вашего малыша. Ребенок должен понимать, зачем он тут, в новом месте, и когда за ним вернутся.

    Правило№6. Не поддавайтесь на уговоры бабушек и дедушек

    — «Зачем ему сегодня идти в сад, давай мы с ним посидим», — говорят ваши родители, и ребенок радостно прыгает в их объятья. Это плохая практика. Режим сбивается, да и подобного рода поблажки приводят к новым капризам. Пусть бабушка и дедушка побалуют свое солнышко в выходные.

    Правило №7. Расспрашивайте ребенка, как прошел его день

    — Во-первых, любой малыш рад, когда вы интересуетесь его делами, во-вторых, именно таким несложным способом можно узнать, что ребенку не нравится в садике, какие у него проблемы. Полученная информация очень вам пригодится.

    Читайте так же:  Полезные советы как уговорить маму купить собаку

    Но внимания заслуживают и позитивные новости. Когда малыш рассказывает о друзьях, открытиях, вкусной котлете или особенной игрушке, больше реагируйте на эти слова. Подкрепляйте положительные эмоции фразами: «Ну, ничего себе!», «Как же здорово в твоем садике!», «А расскажи-ка об этом подробнее!».

    Правило №8. Не стесняйтесь обращаться к психологу

    — В каждом саду есть свой психолог. Поговорите с ним, пусть понаблюдает за вашим малышом. В некоторых случаях ребенка просто нужно перевести в другую группу и проблема решится.

    Правило №9. Не спешите. Приучайте малыша к новому постепенно

    — Можно сначала приходить вместе с чадом на пару часов, потом оставлять его одного, но ненадолго, постепенно увеличивая длительность. А еще некоторые сады сегодня предлагают специальные подготовительные занятия, когда малыши знакомятся с учреждением заранее, еще до прихода в свою группу. По-моему, это замечательный вариант.

    Правило №10. Используйте игрушки, подарки и «волшебство»

    — Дети обожают игры и забавы. Первое время можно пообещать крохе, что когда вы вернетесь, принесете с собой конфету или маленький подарок.

    Поиграйте в «чудесный шкафчик». Игра очень простая. Расскажите малышу, что его шкафчик для вещей волшебный, и когда придете вечером, в нем появится сюрприз. В назначенный срок ребенок закрывает глаза, а вы подкладываете в шкафчик шоколадку или леденец. Кто не захочет идти туда, где каждый день случаются настоящие чудеса?

    Еще один хороший прием. Пусть малыш «сводит» в сад свою игрушку. Захватите любимого мишку. Объясните чаду, что плюшевый друг еще не видел садик, пусть ребенок ему все покажет, познакомит с другими игрушками, с ребятами. Можно даже оставить косолапого в новом месте на ночь. Утром малыш убедится, что с игрушкой ничего не случилось, а значит, тут безопасно.

    Как понять, что крохе в саду комфортно

    — На самом деле все очень просто. Во-первых, малыш будет встречать вас в хорошем настроении. Во-вторых, ему будет хотеться рассказать как можно больше: что он ел, с кем и во что играл, о стихотворении, которое обязательно нужно выучить к утреннику, и так далее. В-третьих, он станет вставать без труда даже в выходные дни, полностью привыкнет к новому режиму.

    Минусы детского сада

    — В первую очередь негативные аспекты появляются из-за неправильного поведения родителей. Поспешное приучение к саду, несдержанные обещания, невнимание к эмоциям ребенка действительно могут привести к психологической травме.

    Особенно я не рекомендую сады с круглосуточными группами. По возможности избегайте этого варианта. Малыш и так будет находиться в стрессе от отсутствия мамы рядом, а когда он останется с незнакомыми людьми на сутки, представляете, какой это шок? Конечно, дети бывают разные. Но чаще всего длительное изменение привычной обстановки ни к чему хорошему не приводит.

    Конечно, важно, к кому попадает ребенок. Ребятам, которые по типу характера флегматики или меланхолики, трудно будет с воспитателем-холериком.

    Иногда сами педагоги не замечают в своих фразах ноток негатива. Например: «Все уже поели, а ты до сих пор еще жуешь? Давай быстрее», «Ребята давно собрались. Мы ждем только тебя», «Давно пора научиться самому застегивать пуговицы. Не умеешь только ты». На первый взгляд в этих фразах нет ничего обличительного, а внутри у ребенка зреет обида и убеждение в том, что он хуже всех. Именно поэтому я рекомендую родителям разговаривать с ребенком, чтобы вовремя замечать такие моменты.

    Как воспитывать ребенка дома

    — Если родители приняли решение обойтись без детского сада и воспитывать ребенка дома, важно помнить о некоторых важных вещах.

    Малышу необходим строгий режим дня. Разработайте оптимальное расписание для своего ребенка. Можно посоветоваться со специалистами или хотя бы придерживайтесь графика детских садов: ранний подъем, завтрак, какие-то занятия, игры, обед, обязательно дневной сон, прогулка, ужин и своевременный отход ко сну. Иначе из-за перенапряжения нервной системы ребенок может чувствовать себя уставшим. Вас ждут капризы и плохое настроение, а когда начнется школа, тут уж не удивляйтесь большим сложностям с адаптацией к новому ритму жизни.

    Кружки и развивающие занятия нужно посещать в первой половине дня. Затем должен быть перерыв, дневной сон, а после можно еще немного позаниматься, но уже с меньшей нагрузкой. И помните, крохе нужно общение со сверстниками, не лишайте его этой возможности.

    Нужен ли в наше время ребенку детский сад и зачем?

    У каждого родителя наступает такой момент в жизни, когда ему приходится решать, сдавать ли своего ребенка в детский сад.

    Сколько людей, столько и мнений, поэтому очень сложно найти правильный ответ на вопрос касательно нужности детского садика ребенку.

    Нужно взвесить все «за» и «против» перед тем, как принимать решения и прийти к решению. Давайте вместе узнаем, нужен ли детский сад ребенку.

    Примеры психологических игр и тренингов для детей вы найдете на нашем сайте.

    Отдавать ли малыша в садик?

    В каких ситуациях нужно отдавать ребенка в сад, а в каких можно обойтись и без сада?

    Отдавать или не отдавать ребенка в детский сад — главный вопрос, который беспокоит большинство родителей.

    Сейчас дошкольное образование не является обязательным и его можно избежать по желанию родителей. Часто мама и папа оказываются перед сложным выбором, им предстоит решить, нужен ли их ребенку детский садик.

    Если оба родителя работают и ни у кого нет возможности сидеть с ребенком, а нанимать няню дорого, то выбор очевиден. Детский сад в таком случае является спасательным кругом.

    Конечно же, в дошкольном учреждении ребенок находится под постоянным присмотром профессионалов, учится жить по режиму, обучается всему новому и в последствии готовится к школе.

    А самое главное — ребенок адаптируется к социуму, учится взаимодействовать с людьми разных характеров и работать в группе, общаться со сверстниками и взрослыми людьми, в дальнейшем ему будет намного проще привыкнуть к коллективу.

    Если у мамы есть возможность и желание самостоятельно обучать ребенка, то в таком случае, его можно не отдавать в детский сад.

    Но стоит помнить, что это большая ответственность и тяжелая работа.

    В домашних условиях ребенку намного сложнее сконцентрироваться. Также малыш может не ходить в детский садик, если ему нанимают няню и репетиторов для его обучения.

    Сейчас существует множество специальных центров и студий для деток, в которых их обучают и с ними занимаются.

    Плюсом таких центров есть то, что ребенок все же попадает в коллектив в раннем возрасте, но ему не нужно проводить там целый день, кушать и спать. Он приходит только на занятия.

    Также есть специальные детские лагеря и мероприятия.

    Преимущества и недостатки ДОУ

    Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Ходить или не ходить ребенку в детский сад решают только родители. Это не является обязательным, как школа.

    Поэтому если есть возможность выбора, то можно взвесить все преимущества и недостатки посещения детского садика и решить, что будет лучше для ребенка.

    Минусы детского сада:

      Стрессовая ситуация для малыша. Период адаптация к детскому садику проходит очень тяжело для ребенка. Он много плачет, устраивает истерики и переживает. Без мамы, с которой он привык проводить весь свой день, он чувствует себя уязвимым и незащищенным. Чтобы развивать и чего-то достигать ребенку нужно все время чувствовать искреннею поддержку близких, веру в него, любовь и понимание.

    А воспитатели дошкольного учреждения, какими бы они хорошими не были, не могут обеспечить этого каждом ребенку.

  • Есть такой тип детей, которые очень быстро эмоционально и психологически истощаются, им нужно время побыть в одиночестве и заняться интересующими их делами. А в детском садике сделать этого не получится.
  • Плохое влияние сверстников. В группах есть разные дети из разных семей. И конечно же, могут найтись такие, которые своим плохим поведением будут подавать пример другим деткам.
  • Ребенок начинает часто болеть. Обычно, в детей водят в сад те родители, которые много работают и никак не могут все время брать больничный. Поэтому, если их ребенок кашляет или чихает они все равно отведут его в садик. Воспитатели принимают всех детей, у которых нет температуры. Таким образом здоровые детки подхватывают вирус.
  • Все специалисты и многие родители утверждают, что главным плюсом посещения детского сада является то, что дети учатся общаться друг с другом. Они находятся среди своих сверстников, а это им помогает в социализации. Но так ли это? С одной стороны да, с 3-х лет ребенку уже нужно общаться с другими детками, а не быть в окружении только своих близких. Что делают родители в таком случае? Отводят его в детский садик. Но там обычно ребенок видит странную модель поведения и нормы общения часто могут напугать его. Бывает, что в группах находится до 20 человек, а воспитатель один и ему физически сложно организовать всех детишек.
  • Читайте так же:  Формирование самооценки

    Поэтому иногда более сильные дети начинают притеснять тех детей, которые слабее. Они могут отнимать игрушки, толкать, пихать и насмехаться, а иногда даже и ударить.

    Также есть ребята, которые ябедничают на других и подлизываются к воспитателям.

    Плюсы детского сада:

      Режим. В детском садике ребенок учится режиму и распорядку дня. Ведь просыпаться и ложиться спать, кушать и гулять в одно и то же время очень полезно для организма. Но не все взрослые придерживаются режима.

  • Дисциплина. В детском садике деток обучаю элементарным правилам поведения и учат их соблюдать. Ребенок учится себя правильно вести за столом во время приема пищи, на занятиях, во время игр с ребятами и т. д. Дисциплина дает ребенку умения правильно вести себя в обществе.
  • Самостоятельность. В детском садике возле ребенка нет его близких, которые готовы прийти на помощь в любой ситуации. Его больше никто не кормит с ложечки, не завязывает шнурки и не убаюкивает перед сном.
  • В садике ребенок, как и другие детки, учится быть самостоятельным и выполнять те действия, которые должен выполнять человек его возраста.

  • Общение со взрослыми. До того, как ребенок оказывается в детском саду, он знает только одних авторитетных взрослых — своих родителей. Но попадая в детский садик, он знакомится с воспитателями, нянечкой и другими взрослыми, работающими в дошкольном учреждении. Он понимает, что слушать нужно не только маму, но и других взрослых людей. Не только мама может чему-то научить, что-то объяснить и с чем-то помочь. Такой опыт будет полезным перед тем, как малыш пойдет в 1 класс и познакомится со своей первой учительницей.
  • В детском саду ребенок получает интеллектуальное развитие. Первые уроки и занятия проходят именно здесь.
  • Он впервые учится считать, лепить и рисовать, заниматься физкультурой, различать цвета и геометрические фигуры. В дошкольных учреждениях есть программа обучения, которой следуют все воспитатели. На каждую возрастную группу приходятся разные занятия и упражнения, с которыми детки должны справляться. В частных садиках обычно программа намного лучше, чем в государственных, но бывают и хорошие государственные садики, в которых малышам будет очень интересно и познавательно.
    Общение со сверстниками. В садиках дети впервые сталкиваются с коллективом. Как правило, в каждом коллективе есть тихони, задиры, задаваки, бунтари и т. д. Раннее уже говорилось, что этот пункт можно отнести не только к плюсам, но и к минусам. Сейчас рассмотрим его с положительной стороны.

    В садике малыш учится вливаться в коллектив, быть его частью, находить общий язык с разными типами людей, проявлять себя и т. д. В садике существует множество коллективных игр, которые помогут обрести те или иные социальные навыки.

    Ребенок учится решать возникшие конфликтные ситуации, а родители и воспитатели должны ему помочь в сложных ситуациях. Как правило, такой опыт можно обрести только в дошкольном учреждении, общения на детских площадках под контролем родителей будет недостаточно. А такой опыт станет плюсом к дальнейшей школьной жизни.

    Как научить ребенка постоять за себя? Советы психологов помогут вам!

    Mнение психологов

    Стоит ли отдавать ребенка в детский садик? На удивление, психологи советуют скорее не отдавать ребенка в детский сад, чем отдавать.

    Некоторые считают, касательно социализации, не правильное мнение, что садик помогает деткам лучше адаптироваться к обществу.

    Попадая в коллектив в столь раннем возрасте, ребенок теряет свою индивидуальность и наследуя других, становится «как все».

    Большинство психологов считает, что до 6 лет ребенку нужно максимально укреплять связь со своей семье и близкими людьми, ведь впереди ждет 11 лет школы и общение с родными будет не таким частым.

    Отвечая на вопрос «нужен ли ребенку детский сад», большинство психологов ответит, что решать только родителям.

    Если нет особой потребности в дошкольном учреждении, есть возможность получить образование дома, то стоит отдать предпочтение второму варианту.

    Просто нужно чаще ходить в гости, чтобы дети могли пообщаться друг с другом, ходить на кружки и секции, возможно в какие-нибудь детские центры и прочее.

    Если ребенку трудно дается адаптация, он не хочет ходить в сад, а у родителей есть возможность побыть с ним дома, то не нужно мучить малыша. Ни к чему хорошему это не приведет.

    Последствия непосещения детсада

    Что если ребенок не ходит в детский сад?

    Как на нем это отразится?

    Раньше считалось, что если ребенок не ходил в детский сад, то ему будет сложнее приспособится к жизни, наладить отношения в школе и т. д.

    Но сейчас можно опровергнуть эти стереотипы. Обучение в дошкольном учреждении не всегда несет в себе только позитив. Во-первых, все зависит от самого ребенка.

    Если он сам по себе спокойный и не очень общительный, никакой детский сад ему не поможет стать разговорчивей.

    Во-вторых, если у родителей есть возможность дать ребенку все то же самое, что и садик, но только в домашней обстановке, то стоит подумать над таким вариантом. Возможно, это даже лучше.

    Главное, занимать с ребенком, обучать его, чтобы он умел все то, что умеют дети его возраста. Давать ему побольше общаться со сверстниками и взрослыми людьми, это немаловажно.

    Отсутствие детского сада в жизни ребенка не отразится на нем негативно. Он не является обязательной ступенью в развитии. Все, что дают в саду, можно получить и в домашних условиях.

    Особенно в наше время, когда существуют разнообразные центры развития, детские комнаты, секции и мероприятия. Мамочки могут дать ребенку все, что ему нужно, главное желание.

    Так нужен ли ребенку детский сад? Трудно ответить на этот вопрос однозначно.

    У каждого родителя, педагога и психолого свое мнение на этот счет.

    Важно знать, что хочет ребенок и что ему нужно в тот или иной период его жизни. Если есть возможность не ходить в детский сад, то почему бы нею не воспользоваться?

    Главное, чтобы это не было в ущерб развития малыша. Нужно позаботиться о его образовании и социализации.

    Отдавать ли ребёнка в детский сад? Мнение психолога:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источники


    1. Стивенс, Хозе От Дао – Земле. Учение Михаила, психология общения и духовный рост / Хозе Стивенс. — М.: Гелиос, София, 2013. — 320 c.

    2. Каптерев, Петр Задачи семейного воспитания / Петр Каптерев. — Москва: Гостехиздат, 2005. — 192 c.

    3. Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания / Е.А. Соколков. — М.: Университетская книга, Логос, 2007. — 244 c.
    4. Я и моя семья. — М.: Феникс, 2014. — 320 c.
    5. Зацепин, В. О жизни супружеской / В. Зацепин. — М.: Молодая Гвардия, 2012. — 144 c.
    Нужен ли в наше время ребенку детский сад и зачем
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here