Область применения и цель методики незаконченных предложений

Сегодня мы рассмотрим тему: "Область применения и цель методики незаконченных предложений" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Методика «Незаконченные предложения»
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика семейных взаимоотношений

(авторский вариант Saks Sidney1 в модификации Заеко Т.А.)

Метод незавершенных предложений является проективным. В его основе лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Таким образом, метод позволяет выявлять как осознаваемые, так и неосознаваемые установки человека. Он является достаточно простым по технике реализации и, в то же время, гибким и легко приспособляемым для различных конкретных целей.

Наиболее известным является вариант Saks–Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской психологами Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева. Он состоит из 64 незавершенных предложений. Они разделяются на 16 групп по 4 предложения; каждая из этих групп соответствует определенной сфере отношений человека — к самому себе, к другим людям и т.д.
Предлагаемый нами вариант методики является модификацией варианта Saks–Sidney.
Цель методики: изучение системы личностных отношений супругов, их семейных установок.

Описание методики
Методика состоит из 64 предложений, которые могут быть разделены на 16 тематических групп (по 4 предложения в каждой): отношение к семье как таковой, отношение к собственной семье, положение личности в структуре семьи, отношение к партнеру, отношение к себе, отношение к детям (родительские установки), отношение к любви романтического типа, отношение к сексу, отношение к разводу, отношение к конфликтам, главенство и ответственность в семье, права и обязанности супругов, отношение к отдыху и досугу, отношение к родительской семье, отношение к матери, отношение к отцу.
В предлагаемый нами вариант методики из первоначального варианта Saks–Sidney вошли в неизменном виде следующие группы предложений:

  • отношение к матери;
  • отношение к отцу;
  • отношение к семье;
  • отношение к сексуальной жизни (предложения «Супружеская жизнь кажется мне…», «Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…»).

Метод неоконченных предложений

Неоконченные предложения.doc

— подросток более тревожный;

-большая степень впечатлительн ости;

— романтичность (фантазия, романтическая одушевленность);

— отмечается самостоятельность, импульсивность, эмоциональность;

— ребенок замкнут, имеет малую предрасположенность к контакту с другими людьми, стойкая защита от окружающего, отстраненность ;

[3]

— подросток подвержен психологической ранимости;

— скованность, застенчивость и боязнь чего то;

-данный подросток принимает форму индивидуальности, это подразумевает то что несовершеннолетний ребенок «непохожий» на своих сверстников.

Второе, что привлекает внимание, это существование класса социальных и психолого-педагогических знаний, которое имеет тенденцию развивать одиночество:

1. О семейном достатке (сюда входит формальный объем

семьи, материальное благополучие, численность человек в семье).

2. О результатах успешной учебной деятельности.

3. Об понятии адекватного поведения (в том числе и ответных) реакций.

Если происшествия, загоняют в такое состояние как возникновение одиночества, возможно просто определить, а так называемые факторы, преобладающие или затягивающие в одиночество выявить более тяжело. Оказавшись в изменчивом собственном социальном окружении, несовершеннолетние дети приспосабливаются и исправляют недостатки и ошибки в новом кругу общения. Когда эти недостатки и состояния чувства одиночества сохраняются, то объяснения, которые индивид дает собственному одиночеству, возможно будет сильно воздействовать как на их эмоции, так и на способы его преодоления. Например, если индивид считает, что его одиночество связанно с событиями, перед которыми он не может противостоять, то он чаще всего расстраивается и не предпринимает никаких попыток улучшить свое положение. Однако, если подросток размышляет по поводу того, что его одиночество вызвано чем-то таким, с тем чему он может противостоять (предположим со случаями малейшего проявления своего дружелюбия), то он с большей отдачей настойчивости пытается наладить отношения в социальном общение.

Возможен и такой случай, когда одиночество может быть долгим и это происходит тогда, когда человек неправильно воспринимает его причины. Такое неправильное восприятие может привести к тому, что он попытается изменить не те аспекты своего положения в обществе, какие нужно, а что еще хуже, он может отказаться от любых попыток, что-либо изменить. Таким образом, нужно стремиться к актуализации позитивного потенциала одиночества.

2.2 Полученные результаты и их анализ

Методом неоконченных предложений опросили пятьдесят студентов социологического факультета Самарского Государственного Университета. В итоге общего сбора информации по проблеме одиночества методом неоконченных предложений было получено около шестьсот тридцати двух простых и понятных обоснований — завершений предложений.

На основании взятого данного материала был проведен анализ модели одинокого человека по представлениям студентов этого вуза.

Компонент «Характеристики одинокого человека» предлагает представление о свойствах и чертах характера, об основных видах поведения и настроении одинокого человека, об их темпераменте.

Метод незаконченных предложений

См.: Румянцев Г.Г. Опыт применения метода «незаконченных предложений» в психиатрической практике // Исследования личности в клинике и в экстремальных условиях. — Л., 1969. — С. 266—275.

Процедура исследования заключается в том, что испытуемым предлагается на специальном бланке в письменной форме завершить все предложения по возможности быстро. Во время опроса при групповом обследовании испытуемые располагались в помещении таким образом, чтобы был исключен взаимный обмен информацией о характере и способах работы с методикой. При необходимости каких-либо пояснений технического характера эти пояснения даются индивидуально каждому испытуемому, но при этом должна быть исключена интерпретация возможного продолжения предложения. Всякий раз испытуемому даются пояснения, что он должен самостоятельно решить, как ему выполнить задание. В условиях логопедического кабинета специальных пояснений об их назначении обычно не требуется, что обычно рекомендуется делать в других условиях. Для нейтрализации установочного поведения испытуемых достаточно сказать о том, что данная методика направлена па оценку их речи, тогда они воспринимают задание в качестве обычного речевого упражнения.

При отказе завершить предложение со ссылкой, например, на отсутствие у испытуемого жизненного опыта на заданную началом предложения тему, недопустимо использовать разъяснение с помощью примеров или аналогий, поскольку это противоречит характеру метода.

Испытуемым раздается бланк со следующей инструкцией: «Мы хотели бы проверить, в какой мере Вы владеете способностью быстро формулировать мысли. На бланке приводятся 60 незаконченных предложений. Прочитайте их и закончите, вписывая первую же пришедшую Вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое-либо предложение, обведите его номер кружком и займитесь им позднее».

Текст опросника

1. Думаю, что мой отец редко________________________

2. Если все против меня, то________________________

3. Я всегда хотел _________________________________

4. Если бы я занимал руководящий пост _________________

5. Будущее кажется мне____________________________

6. Мое начальство________________________________

7. Знаю, что глупо, но боюсь_______________________

8. Думаю, что настоящий друг________________________

9. Когда я был ребенком___________________________

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является_________

11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной______________

12. По сравнению с большинством других семей, семья________

13. Лучше всего мне работается с_____________________

14. Моя мать и я______________________________

15. Сделал бы все, чтобы забыть_______________________

16. Если бы мой отец только захотел___________________

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы_____________

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы ______________

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством_________

20. Надеюсь на____________________________

21. В школе мои учителя____________________________

22. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь_______

23. Не люблю людей, которые________________________

24. До войны я__________________________________

25. Считаю, что большинство юношей и девушек____________

26. Супружеская жизнь кажется мне____________________

27. Моя семья обращается со мной как__________________

28. Люди, с которыми я работаю_____________________

29. Моя мать____________________

30. Моей самой большой ошибкой было__________________

31. Я хотел бы, чтобы мой отец_______________________

32. Моя наибольшая слабость заключается в том, что _________

33. Моим скрытным желанием в жизни____

34. Мои подчиненные _______________

35. Наступит тот день, когда_________________________

36. Когда ко мне приближается мой начальник _____________

37. Хотелось бы мне перестать бояться___________________

38. Больше всего люблю тех людей, которые_______________

39. Если бы я снова стал молодым____________________

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин) ____________

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь _________

42. Большинство известных мне семей___________________

43. Люблю работать с людьми, которые _________________

44. Считаю, что большинство матерей___________________

45. Когда я был молодым, то чувствовал себя виноватым, если___

46. Думаю, что мой отец ___________________________

47. Когда мне не везет, я ___________________________

48. Больше всего я хотел бы в жизни___________________

49. Когда я даю другим поручение ____________________

50. Когда буду старым_____________________________

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю________

52. Мои опасения не раз заставляли меня_________________

53. Когда меня нет, мои друзья_______________________

54. Моим самым живым воспоминанием детства является______

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) ________

56. Моя половая жизнь ____________________________

57. Когда я был ребенком, моя семья__________________

58. Люди, которые работают со мной ___________________

59. Я люблю свою мать, но__________________________

60. Самое худшее, что мне случилось совершить_______

Анализ результатов.Все предложения в соответствии с ключом разносятся по шкалам, после чего производится качественный и количественный анализ полученного материала. Если в предложении четко выражено положительное отношение, то оно оценивается в один балл. Если высказывается отрицательное отношение, предложению приписывается оценка «-1». Если предложение нейтрально, оно оценивается в О баллов. Данные отмечаются на бланке (его образец представлен ниже), где графически изображается профиль личности.

№ п/п Шкалы № предложений
1 Цели 3 18 33 48
2 Отношение к будущему 5 20 35 50
3 Отношение к вышестоящим лицам 6 21 36 51
4 Отношение к коллегам 13 28 43 58
5 Отношение к друзьям 8 23 38 53
6 Отношение к подчиненным 4 19 34 49
7 Отношение к матери 14 29 44 59
8 Отношение к отцу 1 16 31 46
9 Отношение к семье 12 27 42 57
10 Отношение к противоположному полу 10 25 40 55
11 Сексуальные отношения 11 26 41 56
12 Отношение к своему прошлому 9 24 39 54
13 Страхи и опасения 7 22 37 52
14 Чувство вины 15 30 45 60
15 Отношение к себе 2 17 35 47

Бланк для фиксации данных

Качественный анализ может проводиться по различным направлениям. Например, можно установить, насколько характерно для испытуемого упоминать свой речевой дефект в связи с разными темами. Можно рассмотреть, насколько характерна для данного испытуемого склонность к самообвинению, иногда наблюдающаяся при речевых расстройствах. В некоторых случаях полезным является анализ взаимоотношений в семье, в том числе отношений с отцом и матерью и некоторые другие. Результаты анализа полезно сопоставить с информацией, получаемой по другим каналам.

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В современной классификации проективных методов обследования личности метод незавершенных предложений (МНП) находится среди тех, которые основаны на дополнении (требуется завершить предложенный рассказ, предложения и т.п.). Существуют разнообразные варианты МНП, построенные на основе приема вербального завершения предложенной начальной части предложения. В основе всех этих методик лежит положение о том, что отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, т.е. он проецирует свои особенности на свои ответы.

МНП представляет собой развитие теста словесных ассоциаций, предложенного впервые Ф.Гальтоном и развитого впоследствие К.Юнгом, Э.Крепелином, В.Вундтом, А.Р.Лурия и др.

Впервые для изучения личности МНП был применен А.Пейном (1928), а затем А.Тендлером (1930). Наиболее известны методики завершения предложений, разработанные Дж.Роттером (1950), Д.Саксом (1950), Б.Форером (1950), А.Ронде (1957).

МНП более информативен, чем тест словесных ассоциаций, потому что обследуемый может отвечать более чем одним словом. При этом возможны большая гибкость и разнообразие ответов.

Большая индивидуальная свобода и богатство ответов определяются также минимумом осознания со стороны испытуемого истинной цели исследования и традиционным для проективных методов принятием любого ответа без оценки как правильного или неправильного.

По оценкам зарубежных специалистов, валидность и надежность МНП достаточно высоки (Р.Ватсон, 1978).

Достоинства:

1) МНП достаточно прост по технике реализации;

2) является гибким и легко приспосабливаемым для самых различных конкретных целей исследования. Поэтому существует множество методик завершения предложений. Одни предназначены для выявления мотивов и потребностей индивида, другие — чувств обследуемого, его отношения к семье, половой жизни, вышестоящим по работе и т.п., третьи — для обнаружения некоторых психологических механизмов, таких как чувство одиночества, способы ухода от действительности. Иными словами, каждая методика может быть приспособлена к частной ситуации, в которой она будет использоваться. Благодаря этому имеются значительные возможности изучения с помощью МНП как нормальных, так и клинических случаев;

3) заданность определенных тем позволяет затронуть важные аспекты личности и жизненного опыта испытуемого;

4) пригоден для индивидуального и группового использования.

Сфера применения: для исследований в школе, промышленности, клинике и др.

Общие характеристики МНП: исследование, в котором используется конкретный вариант МНП, может проводиться в устной или письменной формах. Это определяется видом вербального ответа испытуемого: он может быть устным или письменным. К устной форме проведения в основном прибегают, работая с детьми доподросткового возраста или взрослыми, которые не могут читать или писать (слепые, инвалиды). В этом случае и начальная (стимульная) часть предложения также предъявляется устно. Устная форма проведения МНП возможна только в рамках индивидуального, а не группового обследования. Письменная форма проведения, напротив, применима как в индивидуальном, так и в групповом эксперименте. При этом начальные части предложений могут предъявляться: 1) устно и письменно — 2) на специальных бланках или 3) на отдельных карточках. При работе с группой традиционно используются 1) и 2) способы, в случае индивидуального исследования — любой из трех перечисленных.

Независимо от формы применения (письменной или устной) исследования, существенной характеристикой последнего являются временные показатели. В случае группового эксперимента для каждого испытуемого фиксируется время, в течение которого он справился с работой в целом. Это представляется возможным, поскольку все испытуемые приступают к работе одновременно, по команде экспериментатора.

При индивидуальном исследовании временные показатели существенно обогащаются за счет измерения латентного времени каждого ответа, т.е. промежутка времени между предъявлением экспериментатором начала предложения и ответом испытуемого. Измерение латентного времени каждого ответа возможно только при устном предъявлении начала предложения или письменном на отдельной карточке, а не при использовании бланка.

Использование различных вариантов МНП в возрастной психологии показывает, что скрытый (латентный) период ответа растет вместе с возрастом, причем выразительный “скачок” в его величине возникает между 10 и 12 годами. Это связано с развитием и применением контролирующих механизмов поведения по мере социализации ребенка, т.е. формированием у него представления о социально приемлемом поведении.

У взрослых латентный период ответов колеблется около некоторой средней величины, имеющей индивидуальное значение для каждого испытуемого. Резкое увеличение латентного времени для отдельных ответов свидетельствует об их личностно-эмоциональной значимости. Заметное увеличение латентного времени к концу исследования является выражением повышенной утомляемости испытуемого.

Испытуемые: дети, взрослые, престарелые; испытуемые обоих полов; здоровые и больные.

Цель: выявление отношения испытуемого к жизненным обстоятельствам, самому себе, окружающим; получение общего представления о скрытых переживаниях, которые не удается выявить в свободной беседе.

Инструкция: “Прочитайте эти незаконченные предложения. Завершите их письменно первой пришедшей Вам в голову мыслью. Делайте это как можно быстрее. Если не можете закончить какое-нибудь предложение, оставьте его и займитесь им позже. Будьте правдивы. Это задание необходимо для тренировки вашей памяти и внимания.”

Таким образом, независимо от варианта МНП инструкция не раскрывает испытуемому истинную цель исследования. Мотивировкой становится изучение или тренировка памяти, внимания.

Порядок проведения МНП: при письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке рядом или под соответствующим началом предложения. При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона. Второе предпочтительнее, т.к. позволяет наблюдать за всей ситуацией обследования в целом.

Материал для проведения МНП: в отечественной психологии в основном используются два варианта МНП.

Первый из них — сокращенный вариант Rayne — Ronde — состоит из 20 фраз, очень простых по содержанию.

МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В современной классификации проективных методов обследования личности метод незавершенных предложений (МНП) находится среди тех, которые основаны на дополнении (требуется завершить предложенный рассказ, предложения и т.п.). Существуют разнообразные варианты МНП, построенные на основе приема вербального завершения предложенной начальной части предложения. В основе всех этих методик лежит положение о том, что отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, т.е. он проецирует свои особенности на свои ответы.

МНП представляет собой развитие теста словесных ассоциаций, предложенного впервые Ф.Гальтоном и развитого впоследствие К.Юнгом, Э.Крепелином, В.Вундтом, А.Р.Лурия и др.

Впервые для изучения личности МНП был применен А.Пейном (1928), а затем А.Тендлером (1930). Наиболее известны методики завершения предложений, разработанные Дж.Роттером (1950), Д.Саксом (1950), Б.Форером (1950), А.Ронде (1957).

МНП более информативен, чем тест словесных ассоциаций, потому что обследуемый может отвечать более чем одним словом. При этом возможны большая гибкость и разнообразие ответов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Большая индивидуальная свобода и богатство ответов определяются также минимумом осознания со стороны испытуемого истинной цели исследования и традиционным для проективных методов принятием любого ответа без оценки как правильного или неправильного.

По оценкам зарубежных специалистов, валидность и надежность МНП достаточно высоки (Р.Ватсон, 1978).

1) МНП достаточно прост по технике реализации;

2) является гибким и легко приспосабливаемым для самых различных конкретных целей исследования. Поэтому существует множество методик завершения предложений. Одни предназначены для выявления мотивов и потребностей индивида, другие — чувств обследуемого, его отношения к семье, половой жизни, вышестоящим по работе и т.п., третьи — для обнаружения некоторых психологических механизмов, таких как чувство одиночества, способы ухода от действительности. Иными словами, каждая методика может быть приспособлена к частной ситуации, в которой она будет использоваться. Благодаря этому имеются значительные возможности изучения с помощью МНП как нормальных, так и клинических случаев;

3) заданность определенных тем позволяет затронуть важные аспекты личности и жизненного опыта испытуемого;

4) пригоден для индивидуального и группового использования.

Сфера применения:для исследований в школе, промышленности, клинике и др.

Общие характеристики МНП:исследование, в котором используется конкретный вариант МНП, может проводиться в устной или письменной формах. Это определяется видом вербального ответа испытуемого: он может быть устным или письменным. К устной форме проведения в основном прибегают, работая с детьми доподросткового возраста или взрослыми, которые не могут читать или писать (слепые, инвалиды). В этом случае и начальная (стимульная) часть предложения также предъявляется устно. Устная форма проведения МНП возможна только в рамках индивидуального, а не группового обследования. Письменная форма проведения, напротив, применима как в индивидуальном, так и в групповом эксперименте. При этом начальные части предложений могут предъявляться: 1) устно и письменно — 2) на специальных бланках или 3) на отдельных карточках. При работе с группой традиционно используются 1) и 2) способы, в случае индивидуального исследования — любой из трех перечисленных.

Независимо от формы применения (письменной или устной) исследования, существенной характеристикой последнего являются временные показатели. В случае группового эксперимента для каждого испытуемого фиксируется время, в течение которого он справился с работой в целом. Это представляется возможным, поскольку все испытуемые приступают к работе одновременно, по команде экспериментатора.

При индивидуальном исследовании временные показатели существенно обогащаются за счет измерения латентного времени каждого ответа, т.е. промежутка времени между предъявлением экспериментатором начала предложения и ответом испытуемого. Измерение латентного времени каждого ответа возможно только при устном предъявлении начала предложения или письменном на отдельной карточке, а не при использовании бланка.

Использование различных вариантов МНП в возрастной психологии показывает, что скрытый (латентный) период ответа растет вместе с возрастом, причем выразительный “скачок” в его величине возникает между 10 и 12 годами. Это связано с развитием и применением контролирующих механизмов поведения по мере социализации ребенка, т.е. формированием у него представления о социально приемлемом поведении.

У взрослых латентный период ответов колеблется около некоторой средней величины, имеющей индивидуальное значение для каждого испытуемого. Резкое увеличение латентного времени для отдельных ответов свидетельствует об их личностно-эмоциональной значимости. Заметное увеличение латентного времени к концу исследования является выражением повышенной утомляемости испытуемого.

Испытуемые:дети, взрослые, престарелые; испытуемые обоих полов; здоровые и больные.

Цель:выявление отношения испытуемого к жизненным обстоятельствам, самому себе, окружающим; получение общего представления о скрытых переживаниях, которые не удается выявить в свободной беседе.

Инструкция:“Прочитайте эти незаконченные предложения. Завершите их письменно первой пришедшей Вам в голову мыслью. Делайте это как можно быстрее. Если не можете закончить какое-нибудь предложение, оставьте его и займитесь им позже. Будьте правдивы. Это задание необходимо для тренировки вашей памяти и внимания.”

Таким образом, независимо от варианта МНП инструкция не раскрывает испытуемому истинную цель исследования. Мотивировкой становится изучение или тренировка памяти, внимания.

Порядок проведения МНП:при письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке рядом или под соответствующим началом предложения. При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона. Второе предпочтительнее, т.к. позволяет наблюдать за всей ситуацией обследования в целом.

Материал для проведения МНП:в отечественной психологии в основном используются два варианта МНП.

Первый из них — сокращенный вариант Rayne — Ronde — состоит из 20 фраз, очень простых по содержанию.

Метод незаконченных предложений

См.: Румянцев Г.Г. Опыт применения метода «незаконченных предложений» в психиатрической практике // Исследования личности в клинике и в экстремальных условиях. — Л., 1969. — С. 266—275.

Процедура исследования заключается в том, что испытуемым предлагается на специальном бланке в письменной форме завершить все предложения по возможности быстро. Во время опроса при групповом обследовании испытуемые располагались в помещении таким образом, чтобы был исключен взаимный обмен информацией о характере и способах работы с методикой. При необходимости каких-либо пояснений технического характера эти пояснения даются индивидуально каждому испытуемому, но при этом должна быть исключена интерпретация возможного продолжения предложения. Всякий раз испытуемому даются пояснения, что он должен самостоятельно решить, как ему выполнить задание. В условиях логопедического кабинета специальных пояснений об их назначении обычно не требуется, что обычно рекомендуется делать в других условиях. Для нейтрализации установочного поведения испытуемых достаточно сказать о том, что данная методика направлена па оценку их речи, тогда они воспринимают задание в качестве обычного речевого упражнения.

При отказе завершить предложение со ссылкой, например, на отсутствие у испытуемого жизненного опыта на заданную началом предложения тему, недопустимо использовать разъяснение с помощью примеров или аналогий, поскольку это противоречит характеру метода.

Испытуемым раздается бланк со следующей инструкцией: «Мы хотели бы проверить, в какой мере Вы владеете способностью быстро формулировать мысли. На бланке приводятся 60 незаконченных предложений. Прочитайте их и закончите, вписывая первую же пришедшую Вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое-либо предложение, обведите его номер кружком и займитесь им позднее».

1. Думаю, что мой отец редко________________________

2. Если все против меня, то________________________

3. Я всегда хотел _________________________________

4. Если бы я занимал руководящий пост _________________

5. Будущее кажется мне____________________________

6. Мое начальство________________________________

7. Знаю, что глупо, но боюсь_______________________

8. Думаю, что настоящий друг________________________

9. Когда я был ребенком___________________________

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является_________

11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной______________

12. По сравнению с большинством других семей, семья________

13. Лучше всего мне работается с_____________________

14. Моя мать и я______________________________

15. Сделал бы все, чтобы забыть_______________________

16. Если бы мой отец только захотел___________________

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы_____________

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы ______________

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством_________

20. Надеюсь на____________________________

21. В школе мои учителя____________________________

22. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь_______

23. Не люблю людей, которые________________________

24. До войны я__________________________________

25. Считаю, что большинство юношей и девушек____________

26. Супружеская жизнь кажется мне____________________

27. Моя семья обращается со мной как__________________

28. Люди, с которыми я работаю_____________________

29. Моя мать____________________

30. Моей самой большой ошибкой было__________________

31. Я хотел бы, чтобы мой отец_______________________

32. Моя наибольшая слабость заключается в том, что _________

33. Моим скрытным желанием в жизни____

34. Мои подчиненные _______________

35. Наступит тот день, когда_________________________

36. Когда ко мне приближается мой начальник _____________

37. Хотелось бы мне перестать бояться___________________

38. Больше всего люблю тех людей, которые_______________

39. Если бы я снова стал молодым____________________

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин) ____________

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь _________

42. Большинство известных мне семей___________________

43. Люблю работать с людьми, которые _________________

44. Считаю, что большинство матерей___________________

45. Когда я был молодым, то чувствовал себя виноватым, если___

46. Думаю, что мой отец ___________________________

47. Когда мне не везет, я ___________________________

48. Больше всего я хотел бы в жизни___________________

49. Когда я даю другим поручение ____________________

50. Когда буду старым_____________________________

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю________

52. Мои опасения не раз заставляли меня_________________

53. Когда меня нет, мои друзья_______________________

54. Моим самым живым воспоминанием детства является______

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) ________

56. Моя половая жизнь ____________________________

57. Когда я был ребенком, моя семья__________________

58. Люди, которые работают со мной ___________________

59. Я люблю свою мать, но__________________________

60. Самое худшее, что мне случилось совершить_______

Анализ результатов. Все предложения в соответствии с ключом разносятся по шкалам, после чего производится качественный и количественный анализ полученного материала. Если в предложении четко выражено положительное отношение, то оно оценивается в один балл. Если высказывается отрицательное отношение, предложению приписывается оценка «-1». Если предложение нейтрально, оно оценивается в О баллов. Данные отмечаются на бланке (его образец представлен ниже), где графически изображается профиль личности.

№ п/п Шкалы № предложений
1 Цели 3 18 33 48
2 Отношение к будущему 5 20 35 50
3 Отношение к вышестоящим лицам 6 21 36 51
4 Отношение к коллегам 13 28 43 58
5 Отношение к друзьям 8 23 38 53
6 Отношение к подчиненным 4 19 34 49
7 Отношение к матери 14 29 44 59
8 Отношение к отцу 1 16 31 46
9 Отношение к семье 12 27 42 57
10 Отношение к противоположному полу 10 25 40 55
11 Сексуальные отношения 11 26 41 56
12 Отношение к своему прошлому 9 24 39 54
13 Страхи и опасения 7 22 37 52
14 Чувство вины 15 30 45 60
15 Отношение к себе 2 17 35 47

Бланк для фиксации данных

Качественный анализ может проводиться по различным направлениям. Например, можно установить, насколько характерно для испытуемого упоминать свой речевой дефект в связи с разными темами. Можно рассмотреть, насколько характерна для данного испытуемого склонность к самообвинению, иногда наблюдающаяся при речевых расстройствах. В некоторых случаях полезным является анализ взаимоотношений в семье, в том числе отношений с отцом и матерью и некоторые другие. Результаты анализа полезно сопоставить с информацией, получаемой по другим каналам.

Проведение исследования. Тест незаконченных предложений

Читайте также:

  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I Общие методы исследования политических объектов.
  3. I. Два плана исследования языковых рассуждений
  4. I. Организация учащихся на проведение работы.
  5. II этап: Организация исследования.
  6. II. МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ
  7. II. ПРОГРАММА ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  8. IV. Системные исследования и исследования систем
  9. А. Методики исследования личности
  10. АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЕТОК КРОВИ
  11. Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования
  12. Анализ и интерпретация обработанной информации, формулировка выводов и рекомендаций и оформление результатов социологического исследования
Читайте так же:  Методы определения акцентуации характера по личко

Тест незаконченных предложений

Данный тест может применяться сам по себе, однако автор методики рекомендует применять его после проведения интервью «Волшебный мир». Предложенная В. Михалом последовательность из предложений является модификацией теста Сакса-Леви для детей. Тест относится к методикам выполнения и отчасти — к ассоциативным методикам и направлен на ди­агностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской не­формальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и зна­чимых переживаний. Все ответы ребенка следует записывать дословно.

Представленный здесь вариант теста незначительно изменен в сравне­нии с русским переводом оригинала. В редакции В. Михала устранены сти­листические погрешности перевода и изменен порядок положений.

[2]

— Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты — заканчивать его.

— Теперь — внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что при­дет в голову первым, но так, чтобы получилось законченное по смыслу пред­ложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. На­пример, я говорю начало предложения:

— А ты продолжаешь.

Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если вам показалось, что он назвал не первое окончание предложения, которое при­шло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз. Можно предложить еще один пример:

— Многое отдал бы за то, чтобы я.

При необходимости объясните правило еще раз. Многие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секун­домера. На наш взгляд, это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с се­кундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, от­считывать про себя 3 с и ставить в протоколе точку после каждого такого ин­тервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.

Читайте так же:  Психологическая помощь при деменции больным и их родственникам

В представленном списке предложения направлены на изучение отно­шения ребенка к разным лицам и разным проблемам — к матери, отцу, бра­тьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям, видам на будущее и т. д. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распреде­лялись равномерно, а не группировались вместе.

1. Я думаю, что людей больше.

2. Ребенок в семье.

3. Мы любим маму, а.

4. Бываем среди детей, но.

5. Мой брат (сестра).

6. Я достаточно ловкий, чтобы.

8. Дети, с которыми я играю.

9. Чтобы наш папа.

[1]

10. Мои близкие думают обо мне, что я.

11. Если мой брат (сестра).

12. Мои друзья меня часто.

13.Я хочу, чтобы у меня не было.

14. Больной ребенок.

15.Я думал, что мама чаще всего.

16. Если бы не было школы.

17.Я весь трясусь, когда.

18. Когда думаю о школе, то.

19. Если бы все ребята знали, как я боюсь.

20. Был бы очень счастлив, если бы я.

21. Я самый слабый.

22. Наступит тот день, когда.

23. Мой учитель (учительница, учителя).

24. Всегда мечтаю.

Дата добавления: 2014-12-16 ; Просмотров: 379 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. — М.: Владос, 2015. — 885 c.

  2. Шеламова, Галина Михайловна Деловая культура и психология общения. Учебник для начального профессионального образования / Шеламова Галина Михайловна. — М.: Академия (Academia), 2013. — 852 c.

  3. 10 целей, которые преследует женщина, вступая в брак. — М.: Харвест, АСТ, 2005. — 524 c.
  4. Дарья Федорова Мысли многодетной мамы вслух, или Полуночные записки на подгузниках (комплект из 2 книг) / Дарья Федорова. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 416 c.
  5. Зарецкая, И. И. Основы этики и психологии делового общения / И.И. Зарецкая. — М.: Оникс, 2016. — 224 c.
Читайте так же:  Девиантное поведение
Область применения и цель методики незаконченных предложений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here