Общение детей со сверстниками и взрослыми

Сегодня мы рассмотрим тему: "Общение детей со сверстниками и взрослыми" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Общение детей со сверстниками и взрослыми

Одним из видов взаимодействия между людьми является общение. В данном вопросе отмечается множество проблем, когда люди не могут договориться, понять друг друга или найти общий язык. Отдельно проблемы возникают у детей со сверстниками и взрослыми. Возрастные особенности сказываются на том, как разные поколения общаются и какого стиля придерживаются.

Почему детям трудно находить общий язык со взрослыми? Данный процесс является двусторонним, когда проблемы возникают и у взрослых при общении с малышами. Поскольку речь идет о разных этапах развития (умственного и интеллектуального), взглядах на мир, манере общения и даже психическом становлении, то родителям, воспитателям, учителям и прочим взрослым читателям интернет-журнала psytheater.com будет интересно узнать обо всех особенностях и секретах общения с малышами.

Что такое общение с детьми?

У каждого свое понимание того, что такое общение с детьми. Если обратить внимание на то, как происходит контакт современных родителей с их сыновьями и дочками, то можно отметить, что полноценного разговора не происходит. Суета и ежедневные дела, которых становится все больше, лишают возможности родителя уделять должное внимание детям. Несомненно, родители стараются выделить немного времени, чтобы хоть как-то побыть вместе с ними. Однако в чем заключается такое общение с детьми?

Родители, если им удается выделить время на чад, обычно общаются с детьми в назидательной манере, говоря им, что нужно делать, прививая им стандарты жизни, мораль и пр. Дети лишены такого общения, когда родители говорят о своих чувствах, просто делятся своими новостями или впечатлениями. Дети сами не могут рассказать обо всем, что произошло у них за день, поскольку родителей интересуют исключительно оценки и желание поучать, заставлять что-то делать.

Как результат такого общения, отсутствие доверительных отношений между родителями и детьми. Это приводит к тому, что качество общения снижается и заставляет искать других собеседников.

Психологи отмечают, что современные родители не умеют общаться с детьми. Это связано с их занятостью и неправильным пониманием того, что нужно давать своим чадам. Функция матери – создать комфорт и защиту своим детям. Функция отца – подготовить детей к взрослой жизни (это касается как сына, так и дочки). Здесь вопрос не касается только денег. Несомненно, родители должны по возможности дать детям все, что они могут. Но самое главное – это общение между взрослыми и детьми, где мать безусловно любит, а отец обучает жизни в мире, в котором они родились. Здесь речь уже не идет о банальных вопросах. Ведь вспомните себя: вы редко думаете о школе, поскольку все уроки жизни получили после ее окончания.

Взрослые либо стараются избегать конфликтов, либо по конкретным вопросам обращаются к детям, либо наказывают их по необходимости. Общение родителей и детей обретает лишь функциональный характер, где отсутствует открытость, чувства, разделение проблем и переживаний.

В результате ребенок, который не имеет возможности общаться с родителями, становится замкнутым или раздражительным, не умеет устанавливать контакты с окружающими. Нарушаются не только отношения с родителями, когда ребенок вообще прекращает раскрываться перед родителями, но и искажается понимание родительско-детских (семейных) контактов.

О нормальном общении с детьми можно говорить лишь тогда, когда ребенок в любом возрасте рассказывает своим родителям обо всех своих проблемах и переживаниях.

Общение детей со взрослыми

С какого возраста возникает общение детей со взрослыми? Это начинается еще в утробе матери, когда малыш только шевелится и толкается. Именно в этот момент мать должна обратить на него внимание и пообщаться с ним, дать любовь, эмоциональный заряд. Хоть малыш и не понимает всей сложности речевого общения, однако он понимает образы и чувства, которые мать переживает.

Особенно важным становится общение взрослых после рождения ребенка. Малыш еще не говорит, однако именно через постоянное общение с матерью и отцом он приучается к цивилизованному миру. Постепенно он привыкает к речи, начинает ее понимать, что развивает его нравственно, культурно и цивилизованно. Если с ним не общаться, то, скорее всего, разовьется задержка в развитии, поскольку малыш не получает всех нужных ему впечатлений и информации через родительскую речь.

Поскольку малыш еще не умеет читать и добывать нужную ему информацию, большую часть он получает из уст собственных мамы и папы. Что же будет с малышом, если родители с ним вообще не будут общаться? Он будет отставать в развитии.

Семья является первой средой, в которой малыш получает все социальные навыки. Вот почему так важно постоянное взаимодействие с ним. Если малыш общается с родителями, видит их эмоции, наблюдает за поведением, тогда он приучается к тому цивилизованному миру, который находится за пределами дома. Семья – это среда, где малыш обучается всему важному, чем он будет пользоваться в дальнейшем, когда подрастет. То, как часто и качественно родители с ним общаются, будет влиять на его становление и развитие.

Общение с детьми дошкольного возраста

Бурное развитие речи возникает в период дошкольного возраста. Именно в данный период происходит общение не только с родителями, но и с детьми дошкольного возраста. Малыш пробует свои коммуникативные навыки, которые он в первую очередь копирует, наблюдая за собственными родителями.

Сначала речь помогает ему в познании мира, затем все навыки направляются на установление взаимоотношений с другими детьми. По мере своего развития ребенок оттачивает навыки, постепенно вырабатывая свои модели и манеры. Очень важно, что делают родители в данный период:

  1. Во-первых, ребенок их копирует, тем самым осваивая все нормы и правила общества.
  2. Во-вторых, ребенок нуждается в их поддержке, любви и принятии. Родители должны доброжелательно и открыто общаться с ребенком, отмечая наличие у него прав проявлять себя и всему учиться. Только в таком случае ребенок обретает уверенность в себе и берет ответственность за свое поведение, общение. В противном случае при наличии игнорирования, пренебрежения, неуважения он теряет чувство уверенности, самостоятельности и полноценности.

Родителям запрещается обращаться к детям в виде криков, приказов, угроз, команд и предупреждений. Если родители начинают общаться в категоричной форме, тогда ребенок это воспринимает как нежелание понять его проблему, неуважение к нему. Это приводит к нервозности, упрямству, сопротивлению, грубости. Малыш еще больше погружается в свою проблему. Также отмечается понижение самооценки, поскольку ребенок лишается поддержки и понимания со стороны родителей, которые умеют только указывать, командовать и угрожать.

Читайте так же:  Психосоматика язвы желудка

Общение родителей с детьми

Достаточно много проблем возникает в общении родителей с детьми. Поскольку взрослые помнят лишь об одной своей задаче – воспитании, они забывают о том, что их дети – такие же люди, как и они, которые нуждаются в уважении, понимании, сочувствии. Возьмем еще тот факт, что малыш пока не обладает психологической защитой от внешнего мира, поэтому ищет ее у родителей. А в итоге натыкается на игнор, командование, указы, морализаторство.

Ребенку следует давать время на то, чтобы выговориться. Он должен видеть, что родители воспринимают его таким, какой он есть, а не стараются лепить из него другого человека тем, что никогда его не выслушивают, постоянно перебивают, если что-то говорят ему, то лишь то, что ему нужно делать.

Оскорбительными являются различные прозвища, насмешки, попытки снизить значимость детских проблем. Если взрослому кажется, что проблемы нет, это не говорит о том, что ребенок точно так же к этому относится. Старайтесь общаться с малышом так же, как если бы он был взрослым человеком, делая скидку на то, что он еще мало знает и умеет.

Стиль общения с детьми

В зависимости от стиля общения с детьми, в семье формируется та или иная обстановка. Если между взрослыми и чадами нет контакта, тогда проблема еще больше усугубляется. Здесь выделяют такие стили родительского общения с сыновьями и дочками:

  • Отчужденность – поведение родителей, которые не слышат и не обращают внимания на детей.
  • Диктаторство – поведение родителей, которые игнорируют, проявляют грубость, жестокость, неуважение инициативы и желаний ребенка, а также применение физических наказаний, насилия.
  • Вседозволенность (попустительство) – поведение родителей, когда ребенок не слышит слов «надо» и «нельзя», а получает все, на что он скажет «хочу» и «дай». Это делает его упрямым, эгоистичным, конфликтным.
  • Гиперопека – поведение родителей, которые стараются все сделать за ребенка, оберегают его от проблем. Это лишает его возможности стать самостоятельным и мешает развитию.
  • Уважение – поведение родителей, которые любят своего ребенка, поощряют индивидуальные его качества, уважают, общаются на интересные ему темы и позволяют делать свой выбор.

перейти наверх

Общение воспитателя с детьми

Немного другую направленность имеет общение воспитателя с детьми. Здесь педагог постоянно контактирует с малышами, в первую очередь развивая в них определенные качества и стремясь создать благоприятную психологическую обстановку.

Все это обусловлено теми задачами и видом деятельности, которой увлечен педагог с воспитанниками. Здесь учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей. С самыми маленькими детьми происходит общение с использованием ласковых слов. С более старшими детьми педагог может позволить себе некоторые шутки и даже строгость, серьезность.

Немаловажным здесь становится наказание, которое также осуществляется на уровне слов в правильно преподнесенной форме.

Общение детей со сверстниками

Не только семья и воспитатели являются первыми людьми, с которыми ребенок выстраивает общение. Немаловажным становится общение детей со сверстниками, где бушуют чувства в полную силу. Детки могут не только весело играться и смеяться, дружить, но и ссориться, обижаться, пакостить друг другу. Конфликты здесь разыгрываются нешуточные благодаря тому, что ребенок еще слишком серьезно относится к общению со сверстниками.

Родительская задача заключается в том, чтобы понять причины разрушения отношений их ребенка с другими детьми, а также помочь в разрешении проблемы или устранении негативных переживаний. Со стороны может казаться, что ничего страшного между детьми не произошло. Однако именно отсутствие решения проблемы и неприятные чувства после окончания дружбы станут тем фундаментом, на основе которого ребенок будет в дальнейшем делать выводы и принимать решение, как относиться к окружающим.

Общение детей с окружающими людьми является основным этапом в его личностном развитии, социальном становлении, воспитании. Итог зависит от того, насколько хорошо ребенок научается общаться со взрослыми и детьми. Первые навыки он берет от родителей. Все это подкрепляется теми удачами и неудачами, которые возникают у него в отношениях со сверстниками. И закрепляется все теми педагогами, которые являются олицетворением общественного строя.

Общение со взрослыми и сверстниками

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям дошкольника с ним. Ребенок впервые выходит за рамки семейного круга и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Общение ребенка со взрослым усложняется, приобретает новые формы и содержание. Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации. М.И. Лисина выделила две новые формы общения в дошкольном детстве:

Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка:

  • • в процессе такого общения ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения;
  • • через личностное общение дети учатся видеть себя как бы стороны, что является важным условием самосознания;
  • • в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых — воспитателя, врача, продавца и пр.

Кроме взрослых в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Содержание общения детей существенно меняется от 3 до 6—7 лет.

В возрасте 3—4 года сверстник продолжает оставаться для ребенка прежде всего участником совместной практической деятельности. Ему достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и поддержал общее веселье. «В сверстнике ребенок воспринимает только отношение к себе, а его самого, как правило, не замечает. Он является для ребенка «невидимым зеркалом», где ребенок видит только себя» 42 [17].

К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. Содержанием общения делается совместная игровая деятельность. В 4—5-летнем возрасте «невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, часто расспрашивают об успехах своих товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте проявляется конкурентное, соревновательное начало.

Это позволяет говорить о качественной перестройке отношения к сверстнику. Он становится предметом постоянного сравнения с собой, направленного на нахождение противопоставлений себя и другого.

Наконец, к 5—7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста, становится значимым лицом общения. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы и рассказывают друг другу о том, где они были, что видели, делятся своими планами или предпочтениям, дают оценки качествам и поступкам других. Появляется стремление не только отозваться на переживания сверстника, но и понять их. Непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, одарить или уступить ему что-то могут свидетельствовать о том, что ровесник стал не только объектом сравнения с собой, но и самоценной личностью. Такое восприятие сверстника является основой нравственных чувств и нравственного поведения [11].

Читайте так же:  Белая горячка

Общение дошкольника со сверстниками

​В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети — сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их — важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.

Как общаются малыши

Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

  • Яркая эмоциональная насыщенность
  • Нестандартность и нерегламентированность
  • Преобладание инициативных действий над ответными

Первое, что бросается в глаза, — это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно — кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Еще одна важная особенность контактов детей заключается в нестандартности их поведения и в отсутствии всяких правил и приличий. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость — и чем чуднее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают — так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная возня только нарушает покой, конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребенка. Но если все дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит, им это для чего-то нужно?

Что же дает дошкольникам такое странное общение?

Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул — и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.

В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера. Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребенок и что у него в руках.

Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. Всем известны «разборки» в песочнице, когда два малыша цепляются за одну машинку и с криком тащат ее каждый в свою сторону. А мамы при этом убеждают детишек не ссориться и играть дружно, вместе. Но беда в том, что играть вместе в игрушки малыши еще не умеют. Их общение пока не связано с предметами и с игрой. Новая интересная игрушка для малыша более притягательный предмет, чем его ровесник. Поэтому предмет как бы закрывает собой другого ребенка, внимание малыша притягивается к игрушке, а сверстник воспринимается как помеха. Совершенно другое дело, когда таких отвлекающих предметов нет, когда между малышами происходит «чистое общение» — тут уж они соединяются в общем веселье и наслаждаются обществом сверстника.

Хотя самого сверстника дети воспринимают весьма своеобразно. Для большинства младших дошкольников характерно индифферентное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Им гораздо важнее поддержка и признание взрослого, чем другого ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний своего сверстника. Он плохо запоминает его имя и даже внешний облик. Ему в принципе все равно, с кем возиться и носиться, важно, чтобы он (партнер) был такой же, действовал и переживал то же самое. Таким образом, сверстник еще не играет существенной роли в жизни младших дошкольников.

Читайте так же:  Шизоидное расстройство личности

Получается, что, несмотря на свою «разнузданность» и, казалось бы, бессмысленность, такое эмоциональное общение очень даже полезно. Конечно, если подобные забавы и шалости преобладают в общении 5-6-летних детей, это уже ненормально. Но в 2-4 года нельзя лишать ребенка радости непосредственного эмоционального взаимодействия с ровесниками.

Однако для родителей такого рода детские радости весьма утомительны, особенно в квартире, где негде укрыться и где детская беготня угрожает опасностью как имуществу, так и самим детям. Чтобы избежать напряженностей, можно придать детскому общению более спокойную и более культурную форму, не нарушая при этом его психологической сущности. Для такого общения подходят все игры, в которых дети действуют одинаково и одновременно. Это многочисленные хороводные игры («Зайка», «Карусели», «Пузырь», «Каравай» и пр.), а также игры в любых зверюшек — лягушек, птичек, зайчиков, где малыши вместе скачут, квакают, чирикают и т. п. Такие забавы обычно с восторгом принимаются детьми и, помимо чистой детской радости, несут с собой организующее и развивающее начало.

В 3-4 года общение со сверстниками приносит в основном радостные эмоции. А вот позже возникают более сложные и не всегда радужные отношения.

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить три качественно своеобразных этапа (или формы общения) дошкольников со сверстниками.

Первая из них — эмоционально-практическая (второй — четвертый годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно — как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с предметами или действиями и отделено от них. См. →

Формы общения со сверстниками

Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками

Общение со взрослыми

Дошкольный возраст — это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые и реальные отношения со сверстниками. В самом начале дошкольного возраста социальная ситуация совместной деятельности взрослого и ребенка распадается.

[1]

Формы общения со сверстниками

Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности и хочет активно действовать в мире взрослых. Мир окружающих людей распадается на 2 круга: близкие люди и все другие люди. От этих отношений зависят успехи и неудачи ребенка, радости и огорчения. Поэтому социальная ситуация развития этого периода называется «ребенок — общественный взрослый». Через отношения со взрослыми ребенок развивает способность к идентификации с людьми. Ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Общение со сверстниками. Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места занимают другие дети. В 4 — 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.

Особенности общения со сверстниками:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование.

По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

2. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым.

С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы.

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка.

В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:

В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре.

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба.

Формы общения со сверстниками

1. Эмоционально — практическая форма общения. (2-4года)

Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

Этот период — расцвета ролевой игры. Сюжетно — ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

3. Внеситуативно — деловая форма общения (6-7лет)

[2]

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше — на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

Форма общения дошкольников со сверстниками

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без эффективного педагогического общения, призванного максимально способствовать психическому развитию детей

. Педагогическое общение — система взаимодействия педагога с детьми с целью осуществления на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений, создание благоприятного для их психического разви тку микроклимат.

Читайте так же:  Как завести личный дневник и что можно написать в нём

Для обеспечения эффективного педагогического общения воспитателю нужно знать, чего ждут от общения с ним воспитанники, учитывать их потребность в общении со взрослыми, развивать ее. Педагог логическому правильное общение с детьми в»зоне ближайшего развития»существенно способствует реализации их потенциальных возможностей, готовит к новым сложных видов деятельности. Форма и содержание его оговариваются задачами, педагог пытается решить в работе с дошкольникамошкільниками.

Эффективность педагогического общения также зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей: с наименьшими он чаще проявляет особую теплоту, использует. Пожалуйста. Иоасу формы обращения, к которым они привыкли в семье; со старшими ему нужны не только отзывчивость и заинтересованность, но и умение пошутить, а при необходимости — обратиться к категоричности. Сказываются на спи лкуванни педагога интересы, склонности, пол детей, особенности их семейного микросреда.

В процессе взаимодействия с детьми педагог использует:

а) прямой педагогическое воздействие, непосредственно обращен на воспитанников, касается их поведения, взаимоотношений: объяснения, указания, поощрения, наказания и т.п.;

б) косвенное педагогическое воздействие, которое осуществляется через других лиц, соответствующую организацию совместной деятельности. Педагог не создает никаких препятствий, не дает указаний, но так изменяет условия, что дети лич сто выбирают желаемую для них форма деятельностиі.

эффективным в работе с дошкольниками, особенно младшего и среднего возраста, есть косвенное влияние, для осуществления которого воспитатель использует игру, игровое общение. Благодаря этому он без нажима, может орализування направляет деятельность детей, их развитие, регулирующим отношения, разрешает конфликты. Для этого могут быть использованы сказки, стихи, поговорки, рисунки, игрушки тощщо.

Правильно организованное педагогическое общение создает благоприятные условия для развития творческой активности дошкольников. В этом особым потенциалом наделено личностно-деловое общение, которое удовлетворяет потребности в сотрудничестве, сопереживании, взаимопонимании, способствует созданию атмосферы сотворчества. Его эффективность повышается рациональным выбором стиля педагогического общения ( широкие возможности для педагога и ребенка создает демократический стильь).

Оптимальное педагогическое общение является залогом максимального использования личностного потенциала, профессиональных умений, навыков, способностей воспитателя значительной степени это зависит и от психологического кли имать в коллективе дошкольного заведениеу.

Формы общения дошкольников со сверстниками

Общение дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Оно эмоционально ярче, раскованнее, полная фантазии, даже богаче лексически, сопровождается различными и интонациями, криками, ужимками, смехом и т.п.. В таких контактах отсутствуют строгие нормы и правила, способы поведения, которых они вынуждены придерживаться во время общения со взрослымми.

В контактах с товарищами их инициативные высказывания преобладают над высказываниями-ответами, поскольку ребенку важнее высказаться самой, чем кого-то выслушать. А потому беседа со сверстниками редко в удается дошкольникам, ибо каждый говорит о своем, не выслушивая собеседника, перебивая його.

направленные на сверстников действия дошкольника различные по цели и функциями. Общаясь с товарищами, он пытается руководить их действиями, контролировать их, делать замечания, учить, показывать с свои способности и умения, навязывать собственный образец поведения, деятельности, сравнивать их с собою.

Общение со сверстниками играет важную роль в психическом развитии дошкольника.

Оно является необходимым условием формирования у него общественных качеств, проявления и развития элементов коллективистских отношений в в группе дошкольного заведениеу.

протяжении дошкольного детства развиваются и сменяют друг друга эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая, внеситуативно-личностная формы общения дошкольника со сверстниками

. Эмоционально-практическая форма общения характерна для детей раннего возраста и сохраняется до 4-х лет, на 4-м в общении начинает преобладать речи

В 4-6-летнем возрасте у детей доминирует ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Взаимодействие с ними на этом этапе жизни является особенно актуальной, что обусловлено повышением роли в их жизни с сюжетно-ролевой игры и других видов коллективной деятельности. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что порождает потребность в общении стремлений ние к совместной деятельности столь сильное, что дети все чаще соглашаются на компромисс, уступая друг другу игрушками, привлекательной роли в игре тощощо.

У дошкольников возникает интерес к поступкам, способов действий своих товарищей, что проявляется в вопросах к ним, различного содержания репликах, часто — насмешках. В этот период все заметнее становятся склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость к высказываний, оценок товарищей. На 5-м году жизни дети интересуются успехами товарищей, замечают их неудачи, стараются привлечь к себе внимание, требують признания собственных достижений, пытаются скрыть промаххи.

Они еще не умеют увидеть истинную суть, направленность интересов, желаний своих товарищей, не понимают мотивов их поведения, хотя часто и пристально интересуются всем, что делают их ровесники. Потребность д дошкольника в общении обусловлена ??стремлением к признанию и уважению, а в характере общения доминирует эмоциональный аспектовт.

Дети используют разнообразные способы общения, много говорят, но их речь еще остается ситуативным. К внеситуативно-делового и внеситуативно личностного общения они прибегают редко, чаще эти формы наблюдаются в общении старших дошкольников

Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативно характера. Меняется ведущий мотив общения, в его структуре ощутимую роль почин нают играть привязанность и дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, у которых дошкольник видит равную себе личность, поэтому учится учитывать их интересы, выработаны яе готовность помочь им.

Формы общения дошкольников со сверстниками

Благодаря этому возникает интерес к личности ровесника, не связанный с конкретными действиями. Чаще дети общаются на познавательные, личностные темы, хотя деловые мотивы оставь аються ведущими. Главным средством общения является речилення.

Особенности общения дошкольника со сверстниками ярко проявляются в тематике разговоров их высказывания в адрес сверстника основном связаны с собственным. Я. Младшие дошкольники разговаривают насамп перед о том, что видят, или о том, что у них есть, стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание к себе с помощью предметов, которыми обладают. Такие темы разговоров популярные протяжении всего дошкольного возрастіку.

Дети среднего дошкольного возраста чаще демонстрируют сверстникам то, что умеют делать и как это у них получается 5-7-летние рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится, делятся с о сверстниками своими познавательными открытиями,»планами на будущее»(кем буду, когда вырастули виросту).

Каждая форма общения по-своему влияет на психическое развитие детей: эмоционально-практическая побуждает их к выявлению инициативы, расширяет спектр эмоциональных переживаний; ситуативно-деловая способствует развитию в личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества; внеситуативно-деловая и внеситуативно-личностная формируют умение видеть в партнере самоценное личность, учитывать его мысли и переживания. Каждая из них помогает ребенку конкретизировать, уточнить, углубить представление о самом себе.

Читайте так же:  Психология счастливой жизни какое может быть счастье

Общение со сверстниками и взрослыми

Возрастные особенности детей средней группы (возраст 4-5 лет)

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические особенности развития

В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.

Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие ребенка

В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся

Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Роль игры

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Творческие способности

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.

Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

[3]

Развитие речи

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.

Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

Общение со сверстниками и взрослыми

В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет. Памятка для родителей, составленная воспитателями и психологами дошкольного учреждения, поможет правильно и плодотворно построить общение с ребенком.

Источники


  1. Дж. Кинг Мужчина и женщина. Путь к гармонии. — М.: Гриф, 1997. — 432 c.

  2. Д. Еникеева Как воспитать хорошего мужа / Д. Еникеева. — М.: Рипол Классик, 1998. — 256 c.

  3. Леонтьев, А. Лекции по общей психологии / А. Леонтьев. — М.: Смысл, Академия, 2010. — 520 c.
  4. Александр Свияш 5585 советов брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться / Александр Свияш , Юлия Свияш. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 512 c.
  5. Попов, Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке / Э.В. Попов. — М.: [не указано], 2016. — 531 c.
Общение детей со сверстниками и взрослыми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here