Описание сенситивного типа личности и рекомендации

Сегодня мы рассмотрим тему: "Описание сенситивного типа личности и рекомендации" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Типы акцентуаций

Разные исследователи выделяют разные акцентуации. Наибольшее распространение получили классификации К. Леонгарда и А.Е. Личко, другие классификации можно встретить у А.П.Егидеса, Е. А. Некрасовой и В. В. Пономаренко, Н.И Козлова и других авторов.

В работе «Акцентуированные личности» Карл Леонгард выделил десять чистых типов и ряд промежуточных. Чистые типы:

  • Демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон). Аналог истероидного типа по Личко.
  • Эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание). — Аналог лабильного типа по Личко.
  • Гипертимный (желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи);
  • Дистимический (заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи);
  • Лабильный (взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны);
  • Тревожный (боязливость, робость, покорность);
  • Экзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ). Аналог лабильного типа по Личко.
  • Педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам). Аналог психастенического типа по Личко.
  • Застревающий (подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию); — аналог Иксотима, Вязкого характера по Кречмеру. Другая аналогия — эпилептоид.
  • Возбудимый (вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты). Аналог эпилептоидного типа по Личко.

Другие два типа — экстравертированный и интровертированный тип, были описаны К. Леонгардом как промежуточные типы, поскольку относятся уже не столько к характеру, сколько к личностному уровню.

Карл Леонгард — в первую очередь психиатр, а его классификация типов акцентуация ближе всего не к здоровым людям, а к психиатрической практике. А.Е. Личко описывал в большей степени психически сохранных людей и людей более молодых, а именно подростков и юношей. По классификации А.Е.Личко, можно выделить следующие типы акцентуаций характера:

Дальнейшее развитие система Личко нашла как типология характеров или психотипов. Они описаны в книгах А.П.Егидеса, Е. А. Некрасовой и В. В. Пономаренко. А.П. Егидес описывал здоровых людей и людей взрослых, и в его классификации выделены параноик, эпилептоид, истероид, гипертим и шизоид. Еще раз подчеркнем, что с такими заболеваниями, как паранойя, эпилепсия, истерия и шизофрения, эти психотипы не имеют ничего общего. Речь идет о терминах, определяющих нормальный «рисунок личности».

Типы акцентуаций и соционические типы

Сопоставление типологии Личко с соционическими типами (статья С.И.Ворощенко Типы и патологии – Киев, 1990).

Типы акцентуаций характера описывают не только собственно характер, но и личность. Личность — понятие более широкое, чем характер, оно включает интеллект, способности, мировоззрение. Смотри Личность и характер. Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, хотя сочетания эти не любые.

Описание сенситивного типа личности и рекомендации

Да-да, знаю, тысячи неофитов уже неоднократно проделывали это

————————
Соответствие темпераментов каталогам типологии «Кроме людей».

Название каталога Темперамент
Ши Меланхолики
Оборотни Флегматики
Бестии Холерики
Люди Сангвиники

Сопоставление типов акцентуаций различных классификаций: «Кроме людей», А.Е. Личко, К. Леонгард, MMPI (СМИЛ)

Из предшествующего изложения видно, что смешанные типы довольно распространены и весьма разнообразны. По нашим данным, они представляют почти половину случаев явных акцентуаций характера и более половины — психопатий. Однако выделении смешанных типов в отдельную группу «микстов», «мозаичных» (Гурьева В. А., Гиндикин В. Я., 1980) нам представляется нецелесообразным. В диагностике существенна не просто констатация, что в данном случае сочетаются черты разных типов, но черты каких именно типов входят в это сочетание. Это важно в отношении мер по коррекции поведения, предупреждению декомпенсаций и реактивных состояний и для выбора психотерапевтических подходов. Медико-педагогические программы для таких «мозаичных», например, как эпилептоидно-истероидные, лабильно-сенситивные и гипертимно-неустойчивые, должны быть совершенно различными.

Несмотря на кажущееся разнообразие смешанных типов, встречающиеся сочетания не случайны. Как в отношении акцентуаций характера, так и в отношении психопатий эти сочетания подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других практически никогда. С нашей точки зрения, существуют два рода сочетаний (Личко А. Е., 1979) — типы промежуточные и типы амальгамные.

Промежуточные типы. Их формирование обусловлено эндогенными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями условий развития в раннем детстве.

К промежуточным типам относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астеноневротическим и сенситивным, астеноневротического с сенситивным. Сюда же могут быть отнесены такие промежуточные типы, как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидио-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный, хотя три последних могут быть также следствием неправильного воспитания. В силу эндогенных же закономерностей возможна постепенная трансформация гипертимного типа в циклоидный.

Амальгамные типы. Это — тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных длительно действующих неблагоприятных психогенных факторов, а также вследствие развития гиперкомпенсаторных и псевдокомпенсаторных механизмов (Боброва И. Н., Шубина Н. К., 1980).

Типы акцентуаций и психопатий Г — гипертимный (конституционально-возбужденный) Ц- циклоидный (циклотимик), Л — лабильный (эмотивно-лабильные); А — астеноневротический (неврастеники); С — сенситивный (астеники, главными чертами которых являются «чрезмерная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности»); П — психастенический (психастеники); Ш — шизоидный (группа шизоидов); Э — эпилептоидный (группа эпилептоидов); И — истероидный (группа истерических характеров), Н — неустойчивый (группа неустойчивых), К — конформный. В скобках указаны названия, данные П. Б. Ганнушкиным (1933). Двойные линии — сочетания и трансформации типов в силу эндогенных механизмов (промежуточные типы); штриховая двойная линия — предполагаемая возможность такого сочетания; линии со стрелками — направления наслоения черт одного типа на другой в силу воздействий окружающей среды («амальгамные типы»).

Можно видеть, что промежуточные типы, т. е. смешанные вследствие эндогенных механизмов, формируются за счет соседних звеньев цепи и лишь в некоторых случаях путем связи через звено (лабильно-сенситивный тип и др.). Наоборот, амальгамные типы могут формироваться за счет связей относительно дальних звеньев. Но при этом чем дальше друг от друга расположены эти звенья, тем реже встречается данное сочетание (например, гипертимно-истероидный тип встречается реже, чем гипертимно-неустойчивый, и т. п.). Все это еще раз свидетельствует о той глубокой продуманности, которая отличала последовательность изложения в монографии П.Б. Ганнушкина.

Читайте так же:  Как найти мужа

В отличие от К. Leonhard (1976), который допускает почти все возможные комбинации, даже гипертимности с интровертированностью (исключается только совмещение демонстративности с педантичностью), с нашей точки зрения, целый ряд сочетаний практически несовместимы [Патохарактерологический диагностический. 1976] . Не приходится видеть сочетаний:

гипертимности с лабильностью, астено-невротическим типом, сенситивностью, психастеничностью, шизоидностью, эпилептоидностью;
циклоидности — ни с какими типами, кроме гипертимного и лабильного;
лабильности — с психастеничностью, шизоидностью, эпилептоидностью;
сенситивности — с эпилептоидностью, истероидностью, неустойчивостью;
психастеничности — с эпилептоидностью, истероидностью, неустойчивостью.

Сенситивные личности

Неуверенность в себе — это повседневный психический феномен. О неуверенных в себе, или, лучше, сенситивных, личностях говорят тогда, когда вследствие этого недостатка люди страдают и вступают в конфликты. Сенситивные люди повышенно восприимчивы и впечатлительны. Они не проявляют настойчивости, чувствительны и ранимы, злость и заботы «проглатывают», но носят в себе долго и тяжело, не высказывая их. Отягощающие переживания и конфликты не вытесняются, не отвергаются и не изолируются в смысле вышеописанных защитных механизмов; они сохраняются в сознании и остаются эмоционально насыщенными. Сенситивные люди склонны к застреванию и ретенции аффекта: способность руководить собой и прежде всего возможность переработки и проявления аффекта недостаточны. Это относится больше всего к агрессивным побуждениям (подавление агрессии). Только при значительном застое аффекта встречаются внезапные сильные взрывы. Сенситивные личности, по Кречмеру, определяются астенической структурой с сильным стеническим жалом.

Условия возникновения и биографические особенности

Сенситивный человек в общем коммуникабелен и способен к любви, но в любви предпочитает пассивную роль. В противоположность этому сенситивные люди при необходимости самозащиты нередко бывают активны и мужественны. Выбор партнера протекает медленно и с конфликтами, но браки затем бывают крепкими и прочными.

В образовании и работе часто возникают конфликты между «мочь» и «стремиться», что приводит к кризам самооценки, если не приходит успех и особенно явное признание. Эта досада действует тем сильнее, чем больше служебный успех должен приводить к компенсации чувства неполноценности в отношении собственной личности. Военную службу и войну сенситивные люди переживают часто как свое «лучшее время», поскольку в таких ситуациях приказы исключают необходимость принимать собственное решение, они испытывают чувство товарищества и искомое ими признание; этот стиль жизни позволяет подавить пассивную часть структуры личности и ослабить конфликт между Я-идеалом и Я.

Этот опыт показывает, что сенситивную структуру можно оценивать с одинаковым правом и как невроз характера, и как психопатию.

Сенситивные лица относительно редко обращаются за лечебной помощью. Клиническая симптоматика состоит преимущественно из депрессивных кризов самооценки и еще чаще из ипохондрических состояний. Психотерапия задается целью переработать актуальные конфликтные ситуации и этим помочь больному лучше понять свою структуру и особенно возможности защитного поведения, а также познать положительные стороны своей структуры: тонкую чувствительность, внимательность, справедливость и возможность сочувствия, которые могут положительно воздействовать на межчеловеческие отношения, когда на задний план отступает защита и вступает в действие функция Я. Наряду с психотерапевтической беседой показан тренинг уверенности в себе, при котором достигается адекватное соотношение между агрессивным аффектом и критикой, например в ролевой игре. Прогноз благоприятный, многие сенситивные личности достигают успехов в жизненной борьбе.

Пассивно-агрессивные расстройства личности. Такие люди не выносят свою агрессивность вовне, а оставляют ее латентной, и поэтому предпочитают выражать себя через пассивное поведение: забывчивость и непунктуальность, встречные претензии и оттяжки используются ими для противодействия притязаниям, которые им предъявляются в личной, трудовой и социальной жизни. Следствием этого является неэффективный стиль жизни, особенно если это поведение постоянное и оно распространяется на ситуации, которые могли бы облегчить позитивные установки и активность. Концепция этих расстройств личности также исходит из военного опыта. Отвлекаясь от выраженных форм, такие стертые формы поведения часто можно находить в рабочей среде.

К психодинамическому объяснению этого вида развития личности привлекается поведение родителей, которые наказывают детские попытки самостоятельности и настойчивости, требуя от ребенка подчиняемое™, хотя бы с амбивалентными колебаниями. В течение жизни этот вид расстройств личности становится постоянным. Психотерапия проводится таким же образом, как и у сенситивных личностей, с которыми эти и следующие ниже расстройства личности (оба упоминаются в американской психиатрии) тесно связаны.

Уклоняющееся расстройство личности Уклоняющееся расстройство личности (DSM III), в том числе и социально-фобическое расстройство личности (DSM IV), определяется неуверенной самооценкой, сверхчувствительностью, особенно при отказах; даже незначительные, небольшие и повседневные неудачи вызывают глубокую ранимость. Поэтому лица с таким расстройством стараются избегать межчеловеческих отношений, кроме самых необходимых. Несмотря на потребность в контактах, они держатся на дистанции от людей; при большом богатстве чувств неумело их проявляют.

Классификация. По МКБ 10 сенситивные личности вместе с уклоняющимися личностями — F60.6; пассивно-агрессивные расстройства личности— F60.8.

Соционика и другие типологии

Соционика — наука или искусство?

Сенситивный тип

Сенситивный тип

С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Все это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизоидам аутистические наклонности. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. Сверстникам они нередко предпочитают игры с, малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее. Не проявляется также свойственный шизоидам ранний интерес к абстрактным знаниям, «детская энциклопедичность». Многие чтению охотно предпочитают тихие игры, рисование, лепку. К родным они иногда обнаруживают чрезвычайную привязанность, даже при холодном отношении или суровом обращении с их стороны. Отличаются послушанием, часто слывут «домашним ребенком».

[1]

Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех, или, наоборот, отвечают гораздо меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников.

Читайте так же:  Продажи — работа с возражениями клиента

Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П. Б. Ганнушкиным, – «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности» (Ганнушкин, 1964).

Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест.

Рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Сверстники ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Источником угрызений у подростков мужского пола зачастую служит столь частый в этом возрасте онанизм. Возникают самообвинения в «гнусности» и «распутстве», жестокие укоры себя в неспособности удержаться от пагубной привычки. Онанизму приписываются также собственное слабоволие во всех областях, робость и застенчивость, неудачи в учебе вследствие якобы слабеющей памяти или свойственная иногда периоду роста худоба, диспропорциональность телосложения и т. п.

Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность. Девочки стремятся показать свою веселость. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и ‘даже нарочитой заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но как только ситуация неожиданно для них требует смелой решительности, они тотчас же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт и они чувствуют от собеседника симпатию и поддержку, то за спавшей маской «все нипочем» оказываются жизнь, полная укоров и самобичевания, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы.

В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные подростки оказываются на общественных постах (старосты и т. п.). Их выдвигают воспитатели, привлеченные послушанием и старательностью. Однако их хватает лишь на то, чтобы с большой личной ответственностью выполнять формальную сторону порученной им функции, но неформальное лидерство в таких коллективах достается другим. Намерение избавиться от робости и слабоволия толкает мальчиков на занятия силовыми видами спорта: борьбой, гантельной гимнастикой и т. п.

В отличие от шизоидов сенситивные подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть «белой вороной» в обычной подростковой среде. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь более старших по возрасту друзей. Обычная подростковая группа ужасает их господствующими там шумом, развязностью, грубостью.

Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинквентному поведению сенситивные подростки не склонны. Сенситивные юноши, как правило, даже не курят, алкогольные напитки же способны внушать им отвращение.

Самооценка сенситивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности. Подмечается свойственная с детства обидчивость и чувствительность, застенчивость, которая особенно мешает подружиться с кем хочется, неумение быть вожаком, заводилой, душой компании, неприязнь к авантюрам и приключениям, всякого рода риску и острым ощущениям, отвращение к алкоголю, нелюбовь к флирту и ухаживаниям. Они подчеркивают, что не склонны ни легко ссориться, ни быстро мириться. У многих из них имеются проблемы, к которым они не могут определить своего отношения или не хотят сделать это. Чаще всего этими проблемами являются отношение к друзьям, к своему окружению, к критике в свой адрес, к деньгам, к спиртным напиткам. Видимо, все это бывает связано с окрашенными эмоциями, затаенными переживаниями. Питая отвращение ко лжи и маскировке, сенситивные подростки отказ предпочитают неправде.

Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям.

Автор — Личко А. Е.»Психопатии и акцентуации характера у подростков»

Типы личности медицинских работников: лабильный, астено-невротнческий, сенситивный

Лабильный тип

Детство лабильного личностного типа часто бывает отмечено склонностью к невротическим реак дням. В подростковом возрасте обращает на себя внимание главная черта этого типа — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных или даже незаметных для окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны погрузить в состояние мрачного расположения духа без каких-либо серьезных неприятностей или неудач. Напротив, интересная беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, хотя и малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность, даже отвлечь от реальных неприятностей.

От настроения в каждый момент времени зависит все: и самочувствие, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и будущее кажется то радужным, то унылым и безнадежным, и прошлое предстает то как цепь приятных солнечных воспоминаний, то как состоящее из сплошных неудач и несправедливостей.

Повседневное окружение также то кажется милым и интересным, то скучным и безобразным. Подобные маломотивированные смены настроение могут создавать у окружающих впечатление поверхностности и легкомыслия. Однако на самом деле людей лабильного типа отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Им свойственна преданная дружба.

Наиболее «слабое звено» лабильных — эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц, утрата близких, разлука с ними. Утраты близких переносятся особенно тяжело. Своеобразная избирательная интуиция позволяет им быстро почувствовать, как к ним относятся окружающие, сразу, при первом же контакте определяя, кто к ним расположен, а в ком таится хоть малейшая капля недоброжелательности и неприязни. Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить черты своего характера.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Лабильные люди любят компании, новую обстановку, но, в отличие от гипертимных, ищут в них не новое поле деятельности, а лишь новые впечатления. Отличительной особенностью этих людей является чуткость ко всякого рода знакам внимания; похвалы и поощрения доставляют им искреннюю радость. Лабильный человек никогда не претендует, подобно гипертимному, на роль лидера; он охотно довольствуется положением всеми опекаемого, всеми оберегаемого и защищаемого любимца и баловня. И разнообразные увлечения, и уход в группу — это все способы улучшить настроение.

Читайте так же:  Неврозы у детей

Можно сказать, что лабильный человек постоянно занят тем, что регулирует свой «эмоциональный гомеостаз».
Сексуальная активность довольно долгое время остается на уровне флирта и ухаживаний, заманивания, кокетства, сексуальной игры. Влечение остается малодифференцированным поэтому возможно временное отклонение на путь транзиторного гомосексуализма. Среди возможных патопсихологических нарушений, возникающих на почве лабильной акцентуации личности, следует отметить склонность к острым аффективным реакциям, реактивным депрессиям, а также неврозов, в особенности, неврастении. Лабильный тип личности сочетается с психофизическим инфантилизмом, с вегетативной лабильностью и склонностью к аллергическим заболеваниям.

Астено-невротнческий тип

У людей астено-невротического типа с детства отмечаются разнообразные признаки невропатии: беспокойный сон, плохой аппетит, плаксивость, капризность, пугливость, иногда ночные страхи, заикание, тики, энурез и т. п. Главные отличительные черты этого типа: повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии. Утомляемость отмечается при любых повышенных физических, эмоциональных или интеллектуальных перегрузках.

Они плохо переносят большие компании: простое присутствие рядом окружающих само по себе является значительной эмоциональной нагрузкой. В обстановке соревнования, проверки, разнообразных экзаменов, контрольных, самых разных испытаний легко возникает эмоциональное напряжение, которое субъективно переносится тяжело. Раздражительность проявляется в склонности к эмоциональным вспышкам, обычно в состоянии переутомления, часто по самому незначительному поводу, незаметному для окружающих. Раздражение может изливаться на случайно попавшихся под руку людей; оно быстро сменя :тся раскаянием, слезами, чувством вины.

У людей астено-невротического типа отмечается выраженная склонность к ипохондрии. Ипохондрия — болезненно преувеличенное беспокойство о своем здоровье. Такие индивиды постоянно прислушиваются к малейшим неприятным ощущениям со стороны внутренних органов: где-то что-то заболело, закололо, возникло ощущение дискомфорта — сразу пугаются, начинают посещать врачей, обследуются, лечатся, охотно укладываются в постель. Если же забота о своей здоровье становится основным содержанием и интересом в жизни — речь идет об ипохондрическом развитии личности, которое часто наблюдается у лиц астено-невротического типа.

Этим людям совсем не свойственны алкоголизм, наркомании, токсикомании, какие-либо нарушения поведения. Реакция эмансипации в подростковом возрасте ограничивается маломотивированными вспышками раздражения в отношении родителей, воспитателей, вообще старших. Астено-невротические люди ищут компании, но быстро от них устают, предпочитая одиночество или общение с одним близким другом.

На почве астено-невротического типа может формироваться неврастения, реактивные депрессии непсихотического уровня, острые аффективные реакции, а также ипохондрическое развитие личности. Критическая ситуация для этих людей — интенсивная нагрузка, ситуация, когда осознается невыполнимость собственных планов, нереальность надежд и желаний. Часто у них формируется своеобразное защитное «ограничительное поведение»: они стремятся таким образом организовать свою жизнь, чтобы оградить себя от возможности малейших перегрузок.

Сенситивный тип

Люди сенситивного типа с детства пугливы и боязливы: они боятся темноты, сторонятся животных, особенно собак, боятся оказаться в одиночестве, быть запертыми дома. Чуждаются бойких и шумных сверстников, избегают подвижных игр и озорства. Эти люди робки и застенчивы среди посторонних, в необычной обстановке испытывают стеснение и смущение. Вследствие этих своих особенностей сенситивные люди могут производить впечатление замкнутости и отгороженности от окружающих, хотя на самом деле достаточно общительны с теми, к кому привыкли.

Сенситивные дети отличаются послушанием, старательно учатся, опасаясь всякого рода контрольных, экзаменов, проверок. Нередко стесняются отвечать у доски, даже когда хорошо знают урок. Их называют «домашние дети». Главные черты этого типа ярко проявляются в подростковом возрасте. Первая их отличительная особенность — чрезмерная впечатлительность, чувствительность, связанная с особенностями нервной системы. У них низкие нейрофизиологические пороги, вследствие чего любой раздражитель приобретает значение сверхсильного сигнала.

Вследствие этого — повышенная ранимость, уязвимость, психологическая незащищенность. Вторая отличительная особенность лиц сенситивного типа -колеблющаяся, крайне неустойчивая самооценка, отсутствие стабильного представления о самом себе. При этом по большей части самооценка остается заниженной: этих людей отличает переживание собственной несостоятельности, неполноценности, ущербности, представление о том, что они в чем-то уступают другим людям, в чем-то постоянно проигрывают им.

Они все время приписывают окружающим критическое, недоброжелательное отношение в свой адрес. Хроническое переживание своей второсортности, неполноценности время от времени приводит к гиперкомпенсаторному завышению самооценки. Временами начинают оценивать себя неадекватно высоко, из смущенных и затравленных превращаются в резких и смелых, напоминая параноика. Однако подобное гиперкомпенсаторное поведение быстро истощается.

На почве неустойчивой и заниженной самооценки возможно формирование комплекса неполноценности. При этом очень рано формируется чувство долга, повышенной ответственности, чрезмерно высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Критическая жизненная ситуация — новая незнакомая обстановка. Все эти психологические особенности сенситивного типа катастрофически мешают самореализации. Сенситивные люди, предпочитая оставаться в тени, подчиняются ограниченным людям, панически боятся организовывать и руководить.

Часто у них нет адекватной полоролевой идентификации. Женщины сенситивного типа стесняются своей женственности, не видят своей красоты, не умеют пользоваться теми преимуществами, которые дают им обаяние и женственность. Мужчины сенситивного типа также себя не ценят, стремясь к зависимым детским ролям, подчиняясь людям менее талантливым и одаренным, чем они сами.

Отвергнутая любовь может приводить к суицидным намерениям, утверждая в мыслях о своей никчемности. У лиц сенситивного типа, как правило, нет ни склонности к делинквентности, ни тенденции к алкоголизму. В алкогольном опьянении вместо обычной для представителей других типов эйфории у сенситивных обостряются депрессивные переживания. На почве сенситивной акцентуации может сформироваться нервная анорексия. Возможно также формирование реактивных депрессий.

Сенситивный тип

С первых детских лет ребенок боязлив, боится одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегает активных и шумных сверстников. Он достаточно общителен со знакомыми людьми, любит играть с малышами, чувствуя себя с ними уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязан, это «домашний» ребенок, старается поменьше выходить из дома, не любит ходить в гости, тем более ездить куда-то далеко, например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка.

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности. Сенситивы робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной для них обстановке. В себе видят множество недостатков, особенно в морально-этической и волевой сферах.

Читайте так же:  Псевдодеменция – причины и лечение

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Сенситив стремится преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено»: не переносит насмешек или подозрений окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного внимания или публичных обвинений.

Особенности общения и дружбы: Сенситивы охотно идут на контакт с узким кругом людей, которые вызывают у них особые симпатии. В то же время они всячески избегают знакомств и общения с людьми слишком бойкими и неугомонными. Настоятельная потребность поделиться своими переживаниями и ощущениями реализуется в общении со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе: сенситивы учатся из-за нежелания огорчать своих родных и преподавателей, а также из-за определенного страха перед контрольными, зачетами, экзаменами. Отвечать у доски боятся и стесняются, чтобы не прослыть выскочкой. Но при доброжелательном отношении со стороны педагогов могут показать прекрасные результаты. Школа часто пугает их своим шумом, суетой и активностью ребят во время перемены, им хочется в это время уединиться. Привыкнув к одному классу, они страдают, если приходится переходить в другой коллектив, а тем более в другую школу.

Работа для сенситива — нечто второстепенное, а главное — это теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, отношение к нему руководителя. Поэтому он может быть исполнительным и преданным секретарем-референтом, машинисткой, помощником и т.п.

Психастенический тип

В детстве наряду с некоторой робостью и пугливость у таких детей проявляется склонность к рассуждениям и не по возрасту «интеллектуальные интересы». В этом же возрасте возникают различные фобии — боязнь незнакомых людей, новых предметов, темноты, страх остаться одному дома или за закрытой дверью и т.п. Критическим периодом, когда психастенические черты начинают проявляться с особой силой, является начало обучения в школе. Это связано с необходимостью отвечать за себя и тем более за других, что представляет одну из самых трудных задач для психастеника.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за будущее свое и своих близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

[2]

Отталкивающие черты характера: нерешительность, определенный формализм, безынициативность, склонность к бесконечным рассуждениям, самокопание, наличие навязчивых идей, опасений. Причем опасения адресуются в основном к возможному событию, даже маловероятному в будущем, по принципу «как бы чего не случилось» (вдруг меня или моих родных укусит собака, я заболею или получу двойку и т.д.). Поэтому психастеноид верит в приметы. Другой формой защиты от постоянных страхов является сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит идея о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то ничего плохого не случится, все обойдется.

Таким подросткам очень трудно принять практически любое решение, они все время сомневаются, все ли обстоятельства и возможные последствия они учли. При этом они думают не о том, как добиться успеха, а о том, как избежать возможных неудач и неприятностей. Но если все же решение принимается, то психастеник начинает действовать немедленно, так как боится сам себя — «вдруг передумаю».

«Слабое звено»: боятся ответственности за себя и за других.

Особенности общения и дружбы: психастеноид стеснителен, застенчив, боится устанавливать новые контакты. В отношениях со старыми друзьями ценит именно глубокий личностный контакт, друзей у него немного, но эта дружба «на века». Помнит мельчайшие детали отношений и от души признателен за внимание к себе.

Отношение к учебе и работе: психастеноид способен заниматься, не поднимая головы, проявляя несвойственные ему целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, так как боится огорчить неудовлетворительными оценками своих близких и преподавателей. Долгое время сверяет полученный результат по справочникам, словарям, энциклопедиям, позвонит другу, спросит у него и т.п.

Психастеноид, как правило, подчиненный, который аккуратно, точно и в срок выполнит любую работу, если задание конкретно и полученная инструкция четко регламентирует порядок его выполнения. Таким людям по душе тихая, спокойная работа, например библиотекаря, бухгалтера, лаборанта или надомная работа.

Соционика и другие типологии

Соционика — наука или искусство?

Шизоидный тип

Шизоидный тип

Название «шизоид» обычно приписывается Kretschmer (1921), хотя впервые было употреблено в 1917 г. Эльмигером (цит. по Т. И. Юдину, 1926), но именно благодаря первому оно стало наиболее распространенным для обозначения этого типа характера.

Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость (Kahn; 1926), отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении.

. Шизоидные черты выявляются раньше, чем особенности характера всех других типов. С первых детских лет поражает ребенок, который любит играть один, не тянется к сверстникам, избегает шумных забав, предпочитает держаться среди взрослых, иногда подолгу молча слушает их беседы. К этому иногда добавляется какая-то холодность и недетская сдержанность.

Подростковый период является самым тяжелым для шизоидной психопатии.

С наступлением полового созревания все черты характера выступают с особой яростью. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза. Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для других интересами и увлечениями, относясь со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков. Но чаще же шизоиды страдают сами от своей замкнутости, одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе. Неудачные попытки завязать приятельские отношения, мимозоподобная чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в контакте («не знаю о чем еще говорить») нередко побуждают к еще большему уходу в себя.


Недостаток интуиции проявляется отсутствием «непосредственного чутья действительности» (Ганнушкин, 1933), неумением проникнуть в чужие переживания, угадать желания других, догадаться о неприязненном отношении к себе или, наоборот, о симпатии и расположении, уловить тот момент, когда не следует навязывать свое присутствие и когда, наоборот, надо выслушать, посочувствовать, не оставлять собеседника с самим собой.

К дефициту интуиции следует добавить тесно с ним связанный недостаток сопереживания – неумение разделять радость и печаль другого, понять обиду, прочувствовать чужое волнение и беспокойство. Иногда это обозначают как слабость эмоционального резонанса. Недостаток интуиции и сопереживания обусловливает, вероятно, то, что называют холодностью шизоидов. Их поступки могут быть жестокими, что скорее связано с неспособностью вчувствоваться в страдания других, чем желанием получить садистическое наслаждение. К гамме шизоидных особенностей можно добавить неумение убеждать своими словами других (Каменева, 1974).

Читайте так же:  Кратковременная память – как улучшить

Внутренний мир почти всегда закрыт от посторонних взоров. Лишь перед немногими избранными занавес может внезапно приподняться, но никогда не до конца, и столь же нежданно вновь упасть. Шизоид нередко раскрывается перед людьми малознакомыми, даже случайными, но чем-то импонирующими его прихотливому выбору. Но он может навсегда остаться скрытой, непонятной вещью в себе для близких или тех, кто знает его много лет. Богатство внутреннего мира свойственно далеко не всем шизоидным подросткам и, конечно, связано с определенным интеллектом или талантом. Поэтому далеко не каждый из них может послужить иллюстрацией слов (Kretschmer, 1921) о подобии шизоидов «лишенным украшений римским виллам, ставни которых закрыты от яркого солнца, но в сумерках которых справляются роскошные пиры». Но во всех случаях внутренний мир шизоидов бывает заполнен увлечениями и фантазиями.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружения многие поступки шизоидов, ибо все, что им предшествовало, – весь ход переживаний и мотивов – осталось скрытым. Некоторые выходки носят характер чудачества, но, в отличие от истероидов, они не служат цели привлечь в себе всеобщее внимание.

Реакция эмансипации нередко проявляется весьма своеобразно. Шизоидный подросток может долго терпеть мелочную опеку в быту, подчиняться установленному для него распорядку жизни и режиму, но реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов, увлечений и фантазий. Вместе с тем эмансипационные устремления легко могут оборачиваться социальной нонконформностью – негодованием по поводу существующих правил и порядков, насмешками над распространенными вокруг идеалами, духовными ценностями, интересами, злопыхательством по поводу «отсутствия свободы». Подобного рода суждения могут долго и скрытно вынашиваться и неожиданно для окружающих реализоваться в публичных выступлениях или решительных действиях. Зачастую поражает прямолинейная критика других лиц без учета ее последствий для себя.

Как правило, шизоидные подростки стоят особняком от компаний сверстников. Их замкнутость затрудняет вступление в группу, а их неподатливость общему влиянию, общей атмосфере, их неконформность не позволяют ни слиться с группой, ни подчиниться ей. Попав же в подростковую группу, нередко случайно, они остаются’ в ней белыми воронами. Иногда они подвергаются насмешкам и даже жестоким преследованиям со стороны сверстников, иногда же, благодаря своей независимости, холодной сдержанности, неожиданному умению постоять за себя, они внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию. Успех в группе сверстников может оказаться в сфере сокровенных мечтаний шизоидного подростка. В своих фантазиях он творит подобные группы, где занимает положение вождя и любимца, где чувствует себя свободно и легко и получает те эмоциональные контакты, которых не достает ему в реальной жизни.

Реакция увлечения у шизоидных подростков выступает обычно ярче, чем все другие специфические поведенческие реакции этого возраста. Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и устойчивостью. Чаще всего приходится встречать интеллектуально-эстетические хобби. Большинство шизоидных подростков любит книги, поглощают их запоем, чтению предпочитают все другие развлечения. Выбор для чтения может быть строго избирательным – только определенная эпоха из истории, только определенный жанр литературы, определенное течение в философии и т. п. Вообще в интеллектуально-эстетических хобби поражает прихотливость выбора предмета. Нам приходилось встречать у современных подростков увлечение санскритом, китайскими иероглифами, древнееврейским языком, срисовыванием порталов соборов и церквей, генеалогией дома Романовых, органной музыкой, сопоставлением конституций разных государств и разных времен и т. д. и т.п. Все это никогда не делается напоказ, а только для себя. Увлечениями делятся, если встречают искренний интерес. Часто таят их, боясь непонимания и насмешек. При менее высоком уровне интеллекта и эстетических притязаний дело может ограничиться менее изысканными, но не менее странными предметами увлечений.

На втором месте стоят хобби мануально-телесного типа. Неуклюжесть, неловкость, негармоничность моторики, нередко приписываемая шизоидам, встречается далеко не всегда, а упорное стремление к телесному совершенствованию может сгладить эти недостатки. Систематические занятия гимнастикой, плавание, велосипед, упражнения йогов сочетаются обычно с отсутствием интереса к коллективным спортивным играм. Место увлечений могут занимать одинокие многочасовые пешие или велосипедные прогулки. Некоторым шизоидам хорошо даются тонкие ручные навыки – игра на музыкальных инструментах, прикладное искусство – все это также может составить предмет увлечений.

Самооценка шизоидов отличается констатацией того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. Отношение к другим проблемам оценивается гораздо хуже. Противоречивости своего поведения они обычно не замечают или не придают ей значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Автор — Личко А. Е.»Психопатии и акцентуации характера у подростков»

Источники


  1. Кичаев, Александр Как сохранить семью. Харизматичный лидер. Переговоры с удовольствием. Энергия контакта (комплект из 4 книг) / Александр Кичаев. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 415 c.

  2. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. — М.: Владос, 2015. — 885 c.

  3. Нарушевич, Руслан Консультации психолога. Семья, дети, работа. Ведическая психология. Книга 2 / Руслан Нарушевич. — М.: Ведананда, 2013. — 416 c.
  4. Немов, Р. С. Общая психология / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2008. — 400 c.
  5. Кругляк, Лев Второй шанс счастья. О чем надо помнить, прежде чем еще раз создать семью (комплект из 2 книг) / Лев Кругляк , Юрий Кукурекин. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 576 c.
Описание сенситивного типа личности и рекомендации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here