Определение и классификация мотивации в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Определение и классификация мотивации в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Определение и классификация мотивации в психологии

Обобщенно, понятие мотив – это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

Мотив – одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив – это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность – это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель – результат сознательного целеполагания.

Мотивация – побуждение к действию, динамический процесс плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивацию классифицируют по нескольким признакам:

1) По основным группам потребностей:

2) По используемым способам:

3) По источникам возникновения:

4) По направленности на достижение целей:

Материальная мотивация – стремление к достатку, более высо­кому уровню жизни – зависит от уровня личного дохода, его струк­туры, дифференциации доходов в организации и обществе, действен­ности системы материальных стимулов, применяемых в организации.

Трудовая мотивация порождается непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового процесса, режимом труда. Это внутренняя мотивация человека, совокупность его внут­ренних движущих сил поведения, связанных с работой как таковой. Безусловно, каждый работник испытывает потребность в содержа­тельной, интересной, полезной работе, заинтересован в определенно­сти перспектив должностного роста, чувствует самоуважение, если результаты его труда оцениваются высоко. В целом трудовая моти­вация связана, с одной стороны, с содержательностью, полезностью непосредственно труда, а с другой – с самовыражением, самореали­зацией человека.

Статусная мотивация является внутренней движущей силой по­ведения

человека, связанного с его стремлением занять более высо­кую должность, выполнять более сложную и ответственную работу, работать в престижных, социально значимых сферах организации. Кроме того, человеку может быть свойственно стремление к лидерству в коллективе, более высокому неофициальному статусу, а также стремление стать признанным специалистом, пользоваться авторите­том.

По используемым способам различают мотивацию нормативную, принудительную и стимулирование.

Нормативная мотивация – это побуждение человека к опреде­ленному поведению посредством идейно-психологического воздей­ствия: убеждения, внушения, информирования, психологического зара­жения и т. п.

Принудительная мотивация основывается на использовании вла­сти и угрозе неудовлетворения потребностей человека в случае не­выполнения им соответствующих требований.

Стимулирование – воздействие не на личность как таковую, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побужда­ющих человека к определенному поведению.

Первые два вида мотивации прямые, так как предполагают непос­редственное воздействие, третий – косвенный, так как в его основе лежит воздействие внешних факторов – стимулов.

По источникам возникновения мотивов различают мотивацию внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя мотивация проявляется тогда, когда человек, решая задачу, формирует мотивы. Например, это может быть стремление к достижению определенной цели, завершению работы, познанию, желание бороться, страх.

На основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее; они добросовестнее выполняют работу, затрачивают меньше сил, лучше понимают задания и овладевают знаниями. Внутреннее побуждение к действию является результатом взаимодействия сложной совокуп­ности изменяющихся потребностей, поэтому руководитель для осуществления мотивации должен определить эти потребности и найти способы их удовлетворения.

При внешней мотивации воздействие на субъект происходит из­вне. Внутренняя и внешняя мотивации четко не разграничены, посколь­ку в различных ситуациях мотивы могут возникать как по внутренним, так и по внешним причинам. Руководителям очень важно знать о наличии этих двух видов мотивации, так как эффективно управлять можно, только опираясь на внешнюю мотивацию, но при этом принимать во внимание и возможное возникновение определенных внут­ренних мотивов.

К основным видам положительной мотивации относятся какой-либо вид поощрения.

Отрицательная мо­тивация – это прежде всего какие-либо взыскания и наказания (штрафные санкции), снижение социального статуса в коллективе, психологичес­кая изоляция человека, создание атмосферы нетерпимости, проявление неуважения и презрение.

Текст: Оксана Дмитриева
Темы материала: Понятие мотивации, классификация мотивов

Мотивация: понятие, структура, классификация.

Тема ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Мотивация: понятие, структура, классификация

Важные виды вторичной мотивации

3. Подходы к трудовой мотивации

a) Содержательные теории трудовой мотивации

b) Процессуальные теории трудовой мотивации

C) Современные теории трудовой мотивации

Обобщающие выводы

Мотивация: понятие, структура, классификация.

Термином «мотивация» описывается один из базовых психологических феноменов/процесс, который имеет важное значение для понимания и объяснения человеческого поведения вообще и организационного поведения как отдельного индивида, так и групп людей в частности. Сам этот процесс/ феномен нельзя непосредственно наблюдать, и в этом случае он выступает теоретическим конструктом, позволяющим объяснить важные особенности поведения людей. Однако его существование возможно фиксировать благодаря феноменам, которые поддаются наблюдению и познанию, и знание которых позволяет понять влияние и роль этого прочеса в человеческом поведении.

Термин «мотивация» (лат. motivatio) латинского происхождения и является производным от другого латинского термина «мотив» motus – движение, физическое (телодвижение), чувственное и душевное (возбуждение, раздражение, ощущение, влечение), а также деятельность мышления. В психологии «мотив» используется в разных значениях: 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно направленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Как видно из приведенных значений, они с точки зрения психологии воспроизводят значения исходного латинского термина. Исходя из этих значений можно дать следующее определение понятию «мотив». Мотив как психологическая детерминанта поведения человека есть – система внутренних факторов, определяющих динамику, организацию и ориентацию индивидуального и группового поведения человека.

Читайте так же:  Записки скорохода как все успевать на работе и после неё

МОТИВАЦИЯ – это внутреннее побуждение к действию (этим она отличается от стимулирования, как внешнего побуждения к действию), обусловливающее заинтересованность субъекта в свершении этого действия. Мотивация характеризуется сложным набором компонентов: видом потребности, которой она отвечает, формой, которую она принимает (понятие, образ, мысль, мечта), степенью актуализации, масштабом (широтой или узостью), содержанием реализуемой деятельности.

Исходя из этимологии и значения термина «мотив» его структуру Фреди Лютенс описал в терминах «потребность», «побуждение» и «цель/вознаграждение», которые образуют следующую структуру

ПОТРЕБНОСТИ ПОБУЖДЕНИЕ (МОТИВ) ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

Потребности создают побуждения, нацеленные на получение вознаграждения; в этом, собственно, и заключена основа мотивации. С позиции системного подхода мотивация складывается из трех взаимо­действующих и взаимозависимых элементов.

1. Потребности. Потребности возникают всякий раз, когда нарушается физиологи­ческое или психологическое равновесие. Например, потребность существует, когда клетки тела лишены пищи и воды, или когда человеку не хватает общества дру­гих людей, которые были бы его друзьями или компаньонами. Хотя психологи­ческие потребности могут основываться на некоем дефиците, иногда это бывает и не так. Например, биография человека с сильной потребностью достичь успеха может отражать непрерывную цепь достижений.

2. Побуждение. За редким исключением побуждения, или мотивы (оба термина ча­сто используются как взаимозаменяющие), возникают, чтобы хоть частично удов­летворить потребности. Физиологический мотив можно определить просто как ощущение недостатка в чем-либо. Физиологические и психологические побуж­дения ориентированы на действие и обеспечивают энергию движения к дости­жению вознаграждения. Они составляют сердцевину мотивационного процесса. Например, потребности в пище и воде на уровне мотивов соответствуют голоду и жажде, а потребность в друзьях — мотиву принадлежности.

3. Вознаграждение. В конце цикла мотивации находится вознаграждение, опреде­ляемое как нечто, что приглушит потребность и снизит побуждение. Таким обра­зом, достижение вознаграждения приведет к восстановлению физиологического и психологического баланса и уменьшит или совсем устранит побуждение. По­глощение пищи, питье воды и приобретение друзей приведут к восстановлению баланса и уменьшению соответствующих побуждений. В этих примерах обретенные пища, вода и друзья представляют собой вознаграждение.

[3]

Первичные мотивы

К настоящему времени нет единой классификации мотивов поведения человека, но есть согласие в том, что некоторые из них являются врожденными и имеют физиологическое происхождение, такие мотивы называют первичными мотивами, другие являются приобретенными, называемыми вторичными. Такие мотивы называют по-разному — физиологиче­ские, биологические, врожденные, или первичные. Использование этих терминов не подразумевает, что группа первичных мотивов имеет некое превосходство вторичными мотивами. Хотя в некоторых теориях моти­вации признается приоритет первичных мотивов, существует множество ситуаций, когда вторичные мотивы доминируют над первичными. Типичными являются такие примеры, как обет безбрачия (целибат), который дают священники, и соблюдение поста по рели­гиозным, социальным или политическим причинам. В обоих случаях вторичные, при­обретенные, мотивы сильнее врожденных первичных.

Мотивы, относящиеся к первичным, должны отвечать двум условиям: они должны быть врожденными и обусловливаться физиологией. Исходя из этого, самыми обычными из известных первичных мотивов являются голод, жажда, сон, стрем­ление избежать боль, секс и материнский инстинкт. Поскольку с точки зрения физиоло­гии все люди одинаковы, они, естественно, будут иметь одни и те же первичные потреб­ности. Однако, когда речь идет о вторичных потребностях, ситуация оказывается иной.

При изучении поведения человека в организации вторичные мотивы пред­ставляются более важными, чем мотивы первичные. По мере того как человеческое общество разви­вается и становится более сложным, первичные мотивы при мотивации поведения уступают дорогу приобретенным вторичным. Даже с учетом некоторых очевидных исключений, с которыми все еще приходится бо­роться, мотивы голода и жажды все же не являются доминирующими среди людей, жи­вущих в экономически развитых странах. Очевидно, ситуация может измениться; на­пример, «бум рождаемости» или «парниковый эффект» могут изменить определенные человеческие потребности. Но на данный момент доминируют все же вторичные моти­вы.

Вторичные мотивы тесно связаны с процессами научения. В частности, подкрепление как принцип научения концептуально и практи­чески связан с мотивацией. Такая взаимосвязь очевидна, когда подкрепление делится на две категории — первичные и вторичные — и описывается как вознаграждение. Од­нако иногда подкрепление рассматривают просто как важный элемент, служащий для повышения мотивации к повторению. Следует еще раз подчеркнуть, что хотя различные поведенческие понятия могут разделяться с целью анализа и изучения, на самом деле такие понятия, как подкрепле­ние и мотивация, при формировании поведения человека не действуют как отдельные сущности: здесь всегда имеет место эффект взаимодействия.

Научная электронная библиотека

Гордашников В. А., Осин А. Я.,

2.2. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИИ МОТИВОВ ПОЗНАНИЯ

Под мотивами понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки, а также отношение учащегося к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов во взаимосвязи выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы — очень сложные образования, представляют собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений (рисунок 2.1.).

Рисунок 2.1. Психологические образования, выступающие в качестве мотивов.

Классификация мотивов, действующих в системе обучения, предполагает деление их по видам, уровням, направленности и содержанию (рисунок 2.2.).

Рисунок 2.2. Классификация мотивов обучения.

1. По видам выделяют мотивы:

1) социальные и познавательные (когнитивные),

2) побудительные и смыслообразующие,

3) внешние и внутренние,

4) осознанные и неосознанные,

5) реальные и мнимые.

Внешние мотивы исходят от педагогов, других лиц, общества в целом и приобретают форму подсказок, намёков, требований, указаний, понуканий, принуждений. Они действуют, но их действие встречает внутреннее сопротивление личности и поэтому не может быть названо гуманным. Истинный источник мотивации человека находится в нём самом — во внутренних мотивах. Необходимо, чтобы обучаемый сам захотел что-то сделать и сделал это. Вот почему решающее значение придаётся не мотивам обучения (внешнему нажиму), а мотивам учения (внутренним побудительным силам).

Читайте так же:  Как человеку изменить свой характер до неузнаваемости

Осознанные мотивы выражаются в умении учащегося рассказать о причинах, побуждающих его к действию, выстроить побуждения по степени значимости.

Неосознанные мотивы лишь ощущаются в смутных, неконтролируемых сознанием влечениях, но в то же время они могут быть сильными.

[1]

Реальные мотивы осознаются обучаемыми и их преподавателями.

Мнимые (надуманные, иллюзарные) мотивы могли бы действовать при определённых обстоятельствах.

Дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы и создавать одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования.

2. По уровням:

1) широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения; стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус);

2) узкие социальные (или позитивные) мотивы (стремление занять определённую должность в будущем, получить признание окружающих, получить достойное

Видео (кликните для воспроизведения).

вознаграждение за свой труд);

3) мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в группе);

4) широкие познавательные мотивы (проявляются как ориентация на эрудицию,

реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов; познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности);

5) учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

6) мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний);

3. По направленности и содержанию:

1) социальные (социально-ценностные),

2) познавательные,

[2]

3) профессионально-ценностные,

4) эстетические,

5) коммуникационные,

6) статусно-позитивные,

7) традиционно-исторические,

8) утилитарно-практические (меркантильные).

Установлено, что 1) в различные периоды развития общества превалируют те или иные группы мотивов учения; 2) группы мотивов находятся в динамической связи между собой, сочетаются различным образом в зависимости от возникающих условий. Из этих сочетаний возникает движущая сила учения. Её характер, направленность, величина определяются суммарным действием мотивов.

Различные мотивы имеют неодинаковую силу на протекание и результаты динамического процесса. Например, широкие познавательные мотивы являются более слабыми по сравнению с учебно-познавательными мотивами в узкой области. В конкурентной среде более значимыми оказываются утилитарно-практические мотивы. В этой связи мотивы делятся на побудительные (в основе целенаправленных действий) и смыслообразующие («переводят» общественно-значимые ценности на личностный уровень — «для меня») мотивы. Широкие общественные мотивы, занимавшие ранее ведущее место, ныне действуют незначительно.

Отечественная педагогическая теория отыскивает новые мотивы всё ещё в старых ценностях. Однако их следует искать в удовлетворении личных интересов. В современном мире мы обречены ориентироваться на вечные ценности, на которые уже давно опирается западная гуманистическая педагогика (И.П. Подласый, 2000).

Собственные результаты исследований уровней преобладания различных мотивом у студентов медицинского колледжа отличаются в зависимости от их курса обучения. При поступлении в ССУЗ у студентов преобладают профессионально-ценностные и познавательные мотивы, а при окончании ССУЗа — утилитарно-практические и статусно-позиционные. Наиболее низким уровнем в обеих группах отличаются традиционно-исторические, эстетические, коммуникативные мотивы (таблица 2.1.).

Индивиды по-разному осознают свои потребности.

1. В зависимости от этого различают эмоциональные и рациональные мотивы.

2. В психологии различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности. Содержание генерализованных мотивов выражает предмет потребностей и направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена степенью значимости для индивида предмета его потребностей. Инструментальные мотивы обусловлены не только потребностным состоянием личности, но и степенью её подготовленности, наличием других возможностей действовать успешно по реализации поставленных целей в данных условиях. Эти группы мотивов (генерализованные и инструментальные) в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не только влиять, но и изменять друг друга.

Понятие профессиональной мотивации в современной психологии

Поведение человека и животных обладает такой особенностью, как целенаправленная активность. Психологов, философов и биологов, а также представителей смежных наук всегда интересовала проблема источника целенаправленной активности человека и животных.

Базовым понятием, отражающим сущность инициации поведения и деятельности, является понятие потребности. Потребность в современной психологии понимается как необходимость, нужда человека или животного в чем-либо, а именно «в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития» [18, с.465].

В структуре потребности выделяются две основные составляющие:

  1. Предметное содержание потребности – «совокупность тех объектов материальной или духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена» [18, с.466]. Предметное содержание потребностей «определяет связь человека с окружающим миром и его зависимость от него» [28, с.518]. С ним так же связана избирательность реагирования человека и животных именно на то, что составляет предмет потребностей [18, с.465].
  2. Возникающее при наличии актуальной потребности напряжение. Когда человек испытывает потребность, это всегда связано с наличием у него «более или менее мучительного напряжения, беспокойства» [28, с.518], чувства неудовлетворенности, обусловленного дефицитом того, что требуется [18, с.465], т.е. психологического дискомфорта. Естественное стремление человека избавиться от этого психологического дискомфорта становится источником активности поведения и деятельности.

На основе возникших потребностей формируются мотивы. «Если потребность – это определенное напряжение, вызванное нуждой в чем-то, но она еще не определяет направление активности субъекта, то мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определенной цели» [10, с.158-159]. Таким образом, в мотивах конкретизируются способы удовлетворения возникших потребностей и, соответственно, предстоящие конкретные формы поведения и виды деятельности человека, источником которых явились возникшие потребности: «Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности» [35, с.414].

Таким образом, на «входе» мотива стоит потребность, а на «выходе» – намерение и побуждение человека осуществить какое-либо действие или акт поведения. Следует подчеркнуть, что мотивы представляют собой не статичные, неизменные, а динамические образования: «В процессе совершения поведенческих актов мотивы … могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации» [29].

Читайте так же:  Алкоголизм – признак тяжелой депрессии

Различают следующие мотивационные состояния, побуждающие направленную активность человека [32]: интересы (мотивационные проявления познавательных потребностей личности, побуждающие к соответствующей познавательной деятельности), желания (потребности, соотнесенные с определенными объектами, позволяющими удовлетворить данные потребности), влечения (навязчивые тяготения к определенным группам объектов), склонности (преобладающие стремления к определенным видам деятельности), стремления, намерения, цели, ценности и т.п.. Иногда отдельно рассматривают регуляторы поведения – внешние социально-психологические факторы, влияющие на направление активности человека: «Мотиваторы поведения обладают силой, побуждающей к совершению тех или иных действий, поступков. Регуляторы также обладают качеством силы, но в значении препятствия, ограничения и управления влечением и желанием. Нормы, традиции, обычаи, правила и законы среды, в которой живет человек, представляют собой, образно говоря, «стенки лабиринта», направляющие и управляющие поиском «выхода». «Выход» мотивирует, а «стенки лабиринта» регулируют наше поведение» [11].

При этом «любая деятельность – будь то труд, познание, общение и т.д. – полимотивирована. Она побуждается не одним-единственным мотивом, а их совокупностью. Некоторые мотивы взаимно дополняют друг друга, некоторые находятся в конфликте. Они то усиливают друг друга, то искажают деятельность человека, отчего он, в конце концов, затрудняется определить, почему он поступил так, а не иначе. Мало того, многие мотивы человеком не осознаются» [32]. Вся совокупность побуждений активности человека называется мотивацией.

В настоящее время в психологической науке термин «мотивация» применяется в двух основных значениях, на первый взгляд различающихся по смыслу [29]:

  • Мотивация – это вся совокупность факторов, детерминирующих, организующих и направляющих поведение человека (система потребностей, мотивов, целей, намерений, идеалов, убеждений и мн.др.) [9, с.65].
  • Мотивация – это процесс стимуляции и детерминации, побуждения поведения человека и поддержания поведенческий активности на определенном уровне в каждый конкретный момент времени. В этом значении мотивация выступает как «процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности» [25, с.191-192].

Более пристальный анализ перечисленных подходов к определению понятия мотивации позволяет придти к выводу об отсутствии противоречия между этими подходами. Авторы вышеописанных определений рассматривают одно и то же явление лишь в различных аспектах: в первом случае – со структурных позиций, во втором – как динамическое образование. Наиболее обобщенное определение, включающее в себя оба подхода, предложено Р.Немовым: «Мотивацию … можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность» [18, с.463]. Как побуждение, так и регуляция поведения и деятельности человека всегда обусловлены теми или иными причинами, поэтому категория причины, вероятно, наиболее уместна в определении понятия мотивации.

Существует несколько различных классификаций видов мотивации. Наиболее часто в литературе встречается классификация, в соответствии с которой различают следующие виды мотивации [9, с.67-68; 18, с.463-464]:

  • Интринсивная (внутреннеорганизованная, диспозиционная) – мотивация, обусловленная внутренними причинами: психологическими свойствами субъекта, его потребностями, установками, интересами, влечениями и т.п.
  • Экстринсивная (внешнеорганизованная, ситуационная) – мотивация, обусловленная внешними по отношению к субъекту причинами: условиями жизнедеятельностями, обстоятельствами текущей ситуации.

В «чистом» виде мотивация достаточно редко бывает сугубо интринсивной или экстринсивной. Как правило, поведение человека обусловлено совокупностью внешних и внутренних причин, тесно переплетенных между собой.

Согласно другой классификации, различают положительную и отрицательную мотивацию поведения человека: «В.Г.Асеев считает, что важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. Эти две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и избегания, в виде удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность – поощрения и наказания) проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности – с одной стороны, и в необходимости – с другой» [9, с.68].

Мотивация каждого человека обусловлена как внешними факторами, так и его личностными особенностями, среди которых наиболее важную роль играет мотивационная сфера личности. Если мотивация характеризует поведение и деятельность человека в каждый конкретный момент времени и нередко определяется в большей мере ситуацией, то мотивационная сфера личности – это совокупность устойчивых свойств личности, обусловливающих ее мотивацию в различных условиях: «Все побудительные источники активности личности объединяются понятием мотивационной сферы, которая включает потребности личности, ее интересы, стремления, влечения, убеждения, установки, идеалы, намерения, а также социальные роли, стереотипы поведения, социальные нормы, правила, жизненные цели и ценности и, наконец, мировоззренческие ориентации в целом» [2, с.235].

Мотивационная сфера личности является динамической системой: «Система ценностей и мотивов личности включает множество иерархически организованных и взаимосвязанных элементов. Она не является жестко заданной, а находится в состоянии постоянного развития и изменения» [27].

Таким образом, мотивация – это сложное как по структуре, так и по динамике психологическое явление, имеющее огромное значение в жизни человека. Именно мотивация лежит в основе всех действий и поступков человека, и именно мотивацией, в первую очередь, определяется выбор, осуществляемый человеком в различных жизненных ситуациях, что в конечном итоге формирует особенности его жизни и судьбы.

Мотивация профессиональной деятельности, или профессиональная мотивация – это «действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией» [21, с.386], или «совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» [14].

Как и другие виды мотивации, профессиональная мотивация подвержена влиянию внешних и внутренних факторов, которые могут быть как постоянными, так и временными. Поэтому профессиональная мотивация одновременно является и относительно устойчивым, и относительно изменчивым, динамичным образованием. В зависимости от психологических особенностей личности и внешних обстоятельств ее жизнедеятельности профессиональная мотивация одного человека может в целом сохраняться в течение нескольких десятилетий, а профессиональная мотивация другого человека – полностью перемениться за значительно более короткий срок.

Читайте так же:  Ребенок боится какать в садике или после запора как быть

Общая закономерность состоит в том, что в своем развитии мотивация профессиональной деятельности проходит, как минимум, несколько этапов, каждый из которых характеризуется своей особой структурой профессиональной мотивации [2; 9; 21]:

  1. Этап выбора профессии или специальности;
  2. Этап выбора места работы;
  3. Этап непосредственно реализации профессиональной деятельности.

Выделяют также возможные этапы профессиональной переориентации, переподготовки и смены рабочего места (перехода с одной работы на другую).

Реализация трудовой деятельности человека определяется в той или иной мере всей совокупностью мотивов, воздействующих на протяжении каждого из перечисленных этапов: «мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы» [9, с.270].

Профессиональная мотивация оказывает значимое влияние на эффективность профессиональной деятельности. Важнейшим связанным с профессиональной мотивацией фактором эффективности профессиональной деятельности является сила актуальных мотивов в структуре мотивации. Общая закономерность влияния силы актуальных мотивов на эффективность профессиональной деятельности заключается в том, что качество деятельности «является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком» [29].

При слабой выраженности у человека соответствующих выполняемой деятельности способностей наличие мотивации «может компенсировать многие недостатки в уровне развития ряда профессионально важных качеств и в организации производительного процесса» [2, с.234], но слабую мотивацию практически невозможно чем-либо компенсировать или восполнить.

Однако при рассмотрении частных случаев следует учитывать, что влияние силы мотивов на эффективность деятельности зависит от сложности задания: «в решении легких заданий лучший успех деятельности достигается при высоком уровне мотивации, а в решении трудных – при ее низком и среднем уровне» [25, с.192].

На эффективность профессиональной деятельности влияет соответствие особенностей осуществляемой деятельности особенностям мотивационной сферы личности сотрудника. Так, например, «люди с преобладающим мотивом аффилиации достигают более высоких результатов в работе в тех случаях, когда они трудятся не в одиночку, а в составе группы, с членами которой у них установились дружеские взаимоотношения» [18, с.498]. В данном примере в мотивационной сфере личности доминирует мотив аффилиации, а условия профессиональной деятельности позволяют удовлетворять аффилиативную потребность, т.е. наблюдается соответствие особенностей мотивационной сферы личности условиям профессиональной деятельности, что ведет к росту результативности труда.

Наиболее важным и сложным фактором эффективности деятельности со стороны профессиональной мотивации выступает удовлетворенность человека своим трудом: «чувство выполненной работы и удовлетворенность от этого способствуют повышению результативности труда» [2, с.239-240]. Следовательно, не только удовлетворенность трудом повышает эффективность деятельности, но и эффективность деятельности увеличивает степень удовлетворенности трудом, т.е. существует взаимозависимость между перечисленными переменными.

Таким образом, профессиональная мотивация является одним из наиболее значимых факторов эффективности профессиональной деятельности и удовлетворенности человека своим трудом.

Мотивы и мотивация

Тема мотивов и мотивации тесно связана с темой потребностей и является ее продолжением. Прежде, чем приступить к изучению мотивов и мотивации, рекомендуем ознакомиться с психологической характеристикой потребностей.

На основе возникших потребностей формируются мотивы. Если потребность – это определенное напряжение, вызванное нуждой в чем-то, но она еще не определяет направление активности субъекта, то мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определенной цели. Таким образом, в мотивах конкретизируются способы удовлетворения возникших потребностей. Образно выражаясь, на «входе» мотива стоит потребность, а на «выходе» — намерение и побуждение человека осуществить какое-либо действие или акт поведения.

Функции мотивов

  1. Побуждающая – отражает энергетику мотива, связана с возникновением потребностного состояния, которое вызывает мобилизацию энергии, и проявляется в том, что мотив обусловливает активность человека, его поведение;
  2. Направляющая – отражает направленность энергии мотива на определенный объект, что обусловливает выбор поведенческих стратегий;
  3. Регулирующая (управляющая) – мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени; в состав данной функции включены организующая, контролирующая, структурирующая, смыслообразующая функции;
  4. Стимулирующая – связана с продолжением побуждения и при осуществлении намерения: мобилизуемая при возникновении потребностного состояния энергетика не исчезает до тех пор, пока не будет удовлетворена потребность.

Характеристики мотивов

  • Устойчивость мотива – это длительность сохранения его во времени. Устойчивость мотива зависит, с одной стороны, от устойчивости (инертности) потребности, с другой стороны – от устойчивости (ригидности) особенностей личности человека, таких как установки, мировоззрения, ценности, склонности, интересы.
  • Сила мотива – это интенсивность побуждения человека к деятельности. Сила мотива зависит, с одной стороны, от физиологических факторов (сила напряжения потребности, на основе которой сформирован данный мотив), с другой стороны – от психологических факторов. В настоящее время также известно, что сила мотива больше тогда, когда мотивация внутреннеорганизованная, чем тогда, когда мотивация внешнеорганизованная.

Виды мотивов

Мотивы разных людей и разные мотивы одного и того же человека отличаются друг от друга не только динамическими характеристиками (силой и устойчивостью), но и видом потребностей, которые в них проявляются, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека. Мотивы могут быть осознанными или неосознанными. На основании перечисленного созданы различные классификации мотивов.

Во всем многообразии мотивов особое место занимают социальные мотивы, определяющие избирательность поведения человека в обществе. Согласно классификации социальных мотивов Г.Мюррея, к социальным мотивам относятся мотив аффилиации, мотив достижения, мотив агрессии, мотив власти и мотив альтруизма.

  1. Мотив аффилиации – это осознанная потребность в близких и доверительных отношениях с людьми или одним человеком. Мотив аффилиации может проявляться в двух формах: страх отвержения и стремление к принятию.
  2. Мотив достижения – это стремление человека к достижению высоких результатов в выполняемой деятельности. Данный мотив выражается в виде стремления к достижению либо в виде боязни неудач.
  3. Мотив агрессии – это внутреннее побуждение к причинению какого-либо вреда другому человеку.
  4. Мотив власти – это стремление к господству и подчинению других людей своей воле вопреки сопротивлению с их стороны.
  5. Мотив альтруизма выступает как осознанная потребность оказывать бескорыстную помощь другим людям и заботится о них.
Читайте так же:  Я никому не нравлюсь психология изгоя

Понятие мотивации в психологии

В современной науке понятие мотивации рассматривается в двух основных аспектах:

  1. Мотивация как психическое свойство – это вся совокупность факторов, детерминирующих, организующих и направляющих поведение человека (система потребностей, мотивов, целей, намерений, идеалов, убеждений и мн.др.).
  2. Мотивация как процесс – это процесс стимуляции и детерминации, побуждения поведения человека и поддержания поведенческий активности на определенном уровне в каждый конкретный момент времени.

Виды мотивации

Существует несколько различных классификаций видов мотивации. Наиболее часто в литературе встречается классификация, в соответствии с которой различают следующие виды мотивации:

  • Интринсивная (внутреннеорганизованная, диспозиционная) мотивация – мотивация, обусловленная внутренними причинами: психологическими свойствами субъекта, его потребностями, установками, интересами, влечениями и т.п.
  • Экстринсивная (внешнеорганизованная, ситуационная) – мотивация, обусловленная внешними по отношению к субъекту причинами: условиями жизнедеятельности, обстоятельствами текущей ситуации.

В «чистом» виде мотивация достаточно редко бывает сугубо интринсивной или экстринсивной. Как правило, поведение человека обусловлено совокупностью внешних и внутренних причин, тесно переплетенных между собой.

Согласно другой классификации, различают положительную и отрицательную мотивацию поведения человека: важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. Эти две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и избегания, в виде удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность – поощрения и наказания) проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности – с одной стороны, и в необходимости – с другой.

Мотивация деятельности определяет ее эффективность: наиболее эффективной является деятельность, обусловленная внутренней и положительной мотивацией.

Мотивация. Определение

Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающий систему факторов, определяющих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в психологии мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивация — это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Мотивы — это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив — способ проявления потребности, психологическая форма ее существования.

Классификация мотивов

Мотивы делятся на осознаваемые и не осознаваемые.

Убеждения — это мотивы, базирующиеся, на информированности и опыте человека. Базовая основа убеждений может быть узкой, общей или ситуативной. Большую роль здесь играют определенные взгляды: научные, житейские, общественно-политические, религиозные. Таким образом, если человек обладает упорядоченной и организованной системой взглядов на мир, то речь идет о мировоззрении, которое является одним из самых стойких мотивов личности.

Стремления — это мотивы, отражающие потребность в таких условиях существования, которых нет на данный момент, но могут быть достигнуты в следствии соответствующей деятельности.

Намерения — в этом случае, человеку известны средства достижения желаемого, но он еще не приступил к их осуществлению.

Мечты — стремление к предмету, созданному воображением. При этом субъекту не известны способы достижения цели.

Идеалы — предметы воплотившие красоту, справедливость, совершенство, безупречность. Нередко предметом, направленности является сам субъект.

Страсти — мотивы, обусловленные предметом, обладающим неодолимой притягательной силой в сравнении с другими мотивами. Неудача в случае страстного желания вызывает реакцию более сильную, чем реакцию в случае успеха.

Интересы — эмоциональные проявления идеальных потребностей человека. Интересы часто служат признаком способностей в той сфере деятельности, по отношению к которой они проявляются.

Не осознаваемые мотивы:

Влечения- мотив, выражающий недостаточно осознаваемую потребность. Имеет свойство, как угасать так и культивироваться в стремление.

Эмоции — конкретное, непосредственное переживание отношения к предмету, сопровождающее действия человека. Возникнув в какой-либо ситуации, оно сохраняется в памяти и существенно влияет на отношение к деятельности, действиям, операциям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Установки — неосознанные побуждения к деятельности, предрасположенность, готовность которой не ясны субъекту. Т.о. мы с удовольствием выполняем просьбу одного человека, а такую же просьбу другого человека встретим отказом.

Источники


  1. Рюриков, Юрий Мед и яд любви / Юрий Рюриков. — М.: Молодая Гвардия, 2013. — 448 c.

  2. Норна, Ирина Освобождение от иллюзий. 7 секретов счастливой женщины. Женская энциклопедия (комплект из 3 книг) / Ирина Норна , Наталья Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 597 c.

  3. Котова, А.К. Как стать правой рукой шефа: настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2013. — 260 c.
  4. Немов, Р. С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 892 c.
  5. Винокуров, Борис Нагая. История сексуальных катастроф / Борис Винокуров. — Москва: РГГУ, 2012. — 320 c.
Определение и классификация мотивации в психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here