Определение и особенности направленности личности в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Определение и особенности направленности личности в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Понятие о направленности личности

Направленность личности – ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.

Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношений личности к действительности.

Различаются следующие особенности направленности личности.
1. Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности – нравственность ее повседневного поведения, соответствие нравственности личности прогрессивным социальным идеям, идейность личности
2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определенность центральных стержневых интересов – целеустремленность личности.
3. Степень устойчивости отношений – последовательность и принципиальность личности, или цельность личности.

Ценностные ориентации определяют всю жизнедеятельность личности. Ценность – это значимость для человека определенных явлений. Ценностями могут быть как главные цели жизни, так и принципы ее организации (честность, достоинство и т. п.). Ценности определяют диапазон возможных вариантов решений сложных жизненных проблем.

Социальная адаптация личности – это прежде всего ее приобщение к системе ценностей определенных социальных общностей. Среди этих ценностей имеются ценности базовые, фундаментальные для данный группы людей, есть и сверхценности. Свобода личности, свобода народа, жизнь близких людей, честь и достоинство – вот далеко не полный перечень тех сверхценностей, которые для очень многих людей значат больше, чем собственная жизнь

Однако люди иногда недооценивают объективно значимые ценности либо, наоборот, придают повышенную значимость ценностям конъюнктурным, престижным, модным. Существуют и мнимые сверхценности. Бывший миллиардер кончает жизнь самоубийством, если в результате биржевых неудач он стал всего лишь миллионером. Как отмечает В. И. Леви в книге «Искусство быть собой», «при крушении сверхценности, например любви или престижа, легко возникает то, что в психиатрии зовется «депрессивной заслонкой». Отрицательная сверхзначимость разливается по мозгу черным огнем, и вот ценности гаснут изнутри, внезапно, все сразу, и нет масштабов, и конец целям, запросам и интересам – теряется ощущение смысла жизни».

Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определенных социальных отношений, социальных ценностей.

Итак, поведение личности определяется ее направленностью. Направленность личности – это ценностно-ориентационная категоризация ее сознания. Направленность личности определяет всю систему ее побуждений, систему ее стратегических и тактических целей.

Деятельность личности направляется этими целями.

Но если цель – основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности – в системе человеческих потребностей.

2. Направленность личности

Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность.

Направленность личности— совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности на достижение жизненных целей.

Компоненты направленности личности:

Убеждение– знания, идеи, ставшие мотивами поведения личности и определяющие отношения к действительности.

Установка– неосознаваемое состояние готовности личности конкретным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.

Притязание– стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способным.

[3]

Влечение— недостаточно отчетливо осознаваемая потребность.

Интерес– одна из особенностей личности, окрашенная положительной эмоцией и связанная с проявлением познавательной потребности.

Личностный смысл– субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

Мировоззрение– система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

Потребность– основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от условий существования.

Виды направленности личности:

Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него; важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе илиучебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.

Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.

3. «Я-концепция»

«Я-концепция»— это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных, интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

«Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.

«Я-концепция» возникает в результате социального взаимодействия человека со средой обитания. Среда оказывает влияние на формирование «Я-концепции», однако, затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой.

Понятие о направленности личности

ІІІ СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 3

Лекция 4 (25)

Тема: «Направленность и мотивационная сфера личности»

План

1. Понятие о направленности личности.

2. Потребностно-мотивационная сфера личности.

3. Психологические теории мотивации.

4. Мотивационное поведение как характеристика личности.

5. Развитие мотивационной сферы.

Понятие о направленности личности.

Несмотря на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), смыслообразующий мотив (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С.Прангишвили). Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психологических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений и т.д. Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.

Читайте так же:  Визуализация желаний

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойством личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:

влечение— принято считать, что влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

желание —это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

стремление—стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

интерес это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. с. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

· идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека.

· мировоззрение — это системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

· убеждение высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Определение и особенности направленности личности в психологии

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет.
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно

с другом, одногрупником.

  • webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
  • Направленность личности в психологии и ее влияние на интересы

    Направленность личности в психологии понимают как проявление её стремлений. В один из моментов развития человека ему становится дорого то, ради чего он проявляет готовность изменить свои привычки, давно установленный образ жизни. Если вам удастся понять, что именно движет человеком, открыв его подлинные стремления для себя, то вы сможете познать его как личность.

    Заметим, что направленность личности в психологии отличается от жизненных стремлений конкретного человека. На реальную жизнь и направленность личности влияет множество обстоятельств и социальных факторов. Например, человек вынужден ходить на работу, чтобы содержать себя и свою семью. Выполнения обязанностей в армии связано с отстаиванием интересов родины. И тут следует задуматься о настоящих желаниях и стремлениях индивида. Возможно, что его заветной мечтой является уединение, жизнь в лесном домике, отрешённая от мирских проблем, а может и ведение фермерского хозяйства, разведение лошадей или что-то в это роде.

    Самопознание и психология

    Самосознание личности в психологии считается одним из важных факторов достижения человеком гармонии с самим собой. Ведь направленность личности показывает, что таит в себе человек, какие ценности на самом деле он исповедует, что ставит на пьедестал. Мужчины ставят на первое место карьеру, а также свой социальный статус. Женщины же – семью и партнёрские отношения.

    Личностные интересы также имеют и свои особенности. Поэтому определение личности в психологии связано с её направленностью, которую рассматривают как совокупность взглядов, которые стали устоявшимися в процессе развития, стремлений и мотивов, являющимися ориентирами для человека в ходе достижения им поставленных целей. Это также и совокупность видов повседневной деятельности и определённых типов поведения. Если исходить из этого, то можно выделить некоторые особенности интересов личности:

    • Мировоззрение – это система взглядов на мир, которая сложилась в процессе развития личности, направленная на окружающих людей и даже на самого себя.
    • Идеалы – это образы, являющиеся для человека воплощением достижения реальной (истинной цели), практически эталоном.
    • Склонности – эмоциональное предпочтение собственных ценностей и видов деятельности.
    • Убеждения – осознанная потребность к действию, которая реализуется индивидом на основе собственных ценностей и эмоциональных переживаний.
    • Цели – результат, который чётко представляется в конце определённой деятельности. Их ставят на основе возможностей, а также интересов и потребностей.
    Читайте так же:  Что делать, если девушка специально игнорирует вас

    Как же формируется направленность личности?

    Следует заметить, что направленность может определяться как биологическими характеристиками человека, так и психоэмоциональными. Иногда у нас возникает ощущение, что мы сами отвечаем за формирование направленности, но чаще всего бывает, что душа и тело выступают с требованиями чего-то эдакого, и уму приходится обосновывать все эти желания.

    Среди основных видов личности выделяют:

    • Личную.
      Она ярко проявляется у тех людей, которые часто заняты исключительно собой, своими эмоциями, которые абсолютно не реагируют на интересы, которые преследуют окружающие. У этих личностей проявляется преобладание стремления к лидерству, достижению успеха, собственному благополучию.
    • Деловую.
      В этом виде личности преобладают мотивы, созданные деятельностью. Человек стремится к новым знаниям, они увлечён самим процессом постижения нового. Люди с деловой направленностью отстаивают позицию, которая (как они считают) лучше всего сможет помочь в выполнении задачи, поставленной ранее. Они достигают в этом значительных успехов.
    • Коллективистскую (взаимную).
      Возникает потому, что человек ощущает потребность в общении, которая и определяет все его поступки. Люди с подобной направленностью довольно легко заводят друзей, поддерживая с ними прекрасные отношения, проявляя большой интерес к деятельности с их участием.

    «Следует отметить, что коллективистскую направленность личности можно считать палкой о двух концах, ведь не всегда интерес и фактические способности, связанные с выполнением поставленной цели, совпадают. Иногда действия человека с коллективистской направленностью могут даже определённым образом затруднять общественную задачу и приводить к противоположному эффекту».

    Чтобы определить направленность личности, стоит лишь задать себе вопросы: «Чего я хочу достигнуть?», «Какими способами я могу достичь желаемого?». Подобный самоанализ может помочь вам понять себя лучше.

    Видео: Типы личности

    Источник http://podorogniki.ru

    ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

    Психология личности

    Утверждено в качестве учебно-методического пособия

    Редакционно-издательским советом НГПУ

    Доктор психологических наук, профессор

    Доктор психологических наук, профессор

    В – 792 Вотчин И.С. Психология личности:

    Учебно – методическое пособие.- Новосибирск: Изд.НГПУ,

    ISBN 5 – 85921 – 457 — X

    Учебно-методическое пособие является дополнением к существующим учебным изданиям по курсу «Общей психологии» и предназначено для психологов практической направленности, которые в достаточной степени подготовлены для самостоятельной профессиональной деятельности. Оно может быть использовано для выполнения практических работ студентами при самостоятельной подготовке и в качестве справочного пособия специалистами смежных специальностей.

    УДК 152.3 ( 075. 8 )

    ББК 88. 37 я 73 — 1

    ISBN 5 – 85921 – 457 — X© Вотчин И.С., 2003

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Общие представления о личности в психологии………………………………..

    1.1. Отечественная психология о структуре личности………………………….

    1.3. Личность в трансактном подходе изучения………………………………….

    2. Значение элементов структуры личности в деятельности психолога………..

    2.2. Познавательная сфера личности……………………………………………..

    2.3. Волевые свойства личности…………………………………………………

    2.4. Эмоционально-динамические свойства личности…………………………

    3. Задания для самостоятельной работы студентов……………………………

    Методики исследования личности и индивидуальных особенностей

    Видео (кликните для воспроизведения).

    4.1. Определение уровня самооценки……………………………………………

    4.3. Механизмы психологической защиты

    4.4. Личностный опросник FPI

    4.5. Эмоциональная направленность личности…………………………………

    4.6. Мотивационная структура личности…………………………………………

    4.7. Уровень соотношения «Ценности – доступности»………………………….

    4.11. Висбаденский опросник

    4.12. Самооценка волевых качеств

    4.13. Коммуникативные и организаторские склонности…………………………

    Введение

    Мы должны быть осторожны с тайной

    личности: не врывайтесь, забыв почтение, в святая святых человека!

    Одним из важнейших направлений деятельности практического психолога является изучение лиц, представляющих интерес для производственной сферы. Это могут быть кандидаты на работу, члены коллектива и пр.

    К сожалению, в практике для изучения лиц, предс­тавляющих интерес, довольно часто кадровикам или менеджерам по личному персоналу не хватает психологических знаний и практики их использова­ния в своей деятельности.

    Данное пособие позволит сформировать общее представление о личности с позиций современных отечественных и зарубежных точек зрения, которое можно использовать в практической деятельности психологов.

    В первой части пособия рассматриваются подходы в изучении структуры личности, признанные в отечественной психологии. В этом же разделе приводится своеобразная трактовка личности зарубежных психологов — З.Фрейда и Э.Берна.

    Во второй части пособия дан достаточно полный, современный ана­лиз различных составляющих психических компонентов личности, ко­торые необходимо знать в целях изучения, оценки и психологического воздействия на людей в своей профессиональной деятельности.

    Пособие написано с соблюдением принципов научности, системнос­ти, доступности и предназначается как для специалистов в области психологии, так и для самостоятельной работы тех смежных специалистов, которые изучают вопросы психологии личности в профессиональных целях.

    ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

    На современном этапе общественного развития психология занима­ет одну из основных позиций в системе наук. Потребность примене­ния психологических знаний ощутима при решении конкретных практи­ческих задач в различных областях жизни, где постоянно приходится работать с людьми. В деятельность психолога, как и кадрового работника, входят различные аспекты психологического плана, которые регламентируют­ся соответствующими документами — это изучение и оценка людей, ус­тановление и развитие психологических контактов и т.д., поэтому психологические знания становятся необходимым рабочим инструмен­том.

    Психология — наука о душе (греческое слово «псюхе » и » логос «) дословно. Эта наука является связующей множество других наук о природе, обществе и человеке [1].

    Как любая другая наука, психология имеет свой язык (категории) и уровни понимания. Когда речь идет о биологической сути чело­века, то употребляется термин «индивид», который означает, что данный объект принадлежит к роду человека. В то время, когда мы говорим о психологии, то уместно называть объект нашего внимания — личностью; если рассматривается общая социальная характеристика, то это обозначается словом — человек. Вполне естественно, что категория «человек» более общая и включает в себя понятия личность и индивид, как частные категории.

    Если рассматривать какие-либо профессиональные виды деятельности, то в каждой из них существуют свои специфические термины, категории, опреде­ления, и поэтому, говоря о психологическом содержании какой-либо деятельности правильнее называть – личность, например, педагога или военного ра­ботника, личность ребенка и т.п. Личность это основная категория в психоло­гии и далее будет более подробно рассматриваться её содержание и структура.

    Читайте так же:  Отношения между женщинами

    В науке существуют различные подходы к изучению личности и, единого оп­ределения личности сегодня не существует. Так, например, С.Л.Ру­бинштейн говорит, что «…при объяснении любых психологических яв­лений личность выступает как воедино связанная совокупность внут­ренних условий, через которые преломляются все внешние воздейс­твия » [16]; К.К. Платонов давал такое определение — «Личность — ­это системное свойство человека, которое:

    1) обеспечивает усвое­ние, переработку и накопление информации о себе и внешней среде, необходимой ей для функционирования как субъекту социальной сис­темы;

    2) определяет регулирование ее социального функционирования в процессе взаимодействия с внешней средой на основе информации, непрерывно получаемой или ранее полученной о себе и внешней среде «[12].

    И.Кон определяет личность как — «. совокупность интегрирован­ных, социально-значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делаю­щих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения»[5].

    Все определения обращают внимание на то, что личность — это единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и свойств. Большинство исследователей склонны к тому, что личность представляется продуктом сознания человека и является психическим образованием. Каждому этапу ­генезиса науки соответствует свое представление о личности и свое опреде­ление данной категории. Процесс развития этого представления шло от простого к сложному, от биологического понимания до социально­го, в конечном итоге, к структурной системной интегрированной инди­видуальности.

    В связи с выше сказанным, возникает вопрос, когда появляется личность и какова ее структура и содержание?

    Появившейся на свет человек принадлежит всему сообществу и мы отводим ему роль ребенка, обозначая его социальную принадлежность термином ­- человек. Сюда же включается и биологическая принадлежность (схожесть) к людям, которая обозначается терми­ном — индивид (род человека). Личность на данном этапе предс­тавлена генетической памятью. Безусловные рефлексы ребёнка, такие как — сосание, отталкивание, хватание, замирание – ориентированны, в первую очередь, на сохранение человека как биологического вида. По мере развития условных рефлексов, основанных на процессах ощущения, развивается сенсорная память, разные формы восприя­тия и виды мышления, воображение и внимание. Личность как бы проявля­ется постепенно — накапливается информация биологическая — появля­ется психическое новообразование. Чтобы личность развивалась и формирова­лась, обязательны два условия: деятельность и общение с себе подобными. Причем, чем разнообразнее виды деятельности и общения, тем активнее формируется и развивается личность. Нарушение этих условий ведёт к деформации и развитию квазиличности (пример: «люди – Маугли»). Индивид включается в активность и обще­ние (семья, ясли, садик, школа, друзья, С.М.И. и т.д.), проходит социализацию, т.е. усваивает общественные нормы и правила поведения.

    О личности мы начинаем говорить, тогда, когда ребенок осознает себя («Я сам»), когда появляется сознание — совокупность знаний о себе и об окружающем мире. То, что человек знает (понятие о самооценке, самоотношении) о самом себе — это есть интроструктура личности; его представление о том, как он общается и взаимодействует с окружающей реальностью — интерсфера, а то, что он оставляет о себе в соз­нании других людей, в мире — метасфера. Данная структура это только общий и обобщенный взгляд на личность.

    Дата добавления: 2016-10-30 ; просмотров: 1693 | Нарушение авторских прав

    Характеристики направленности личности

    Характеристика направленности личности

    Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время. Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др

    цель — желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей

    идеал — образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида

    убеждение — высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений

    [2]

    установка — готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной.
    Интерес – это психическое состояние, обеспечивающее направленность Личности. Интерес как и мотив возникает в условиях дефицита информации, когда человек недополучает того знания, которое хотел бы иметь.

    мировоззрение — система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе

    Характеристики направленности личности

    • Уровень направленности – это соотношение высших и низших потребностей; чем выше уровень направленности, тем более зрелая и духовно богатая личность.
    • Широта направленности характеризуется разнообразием ее основных компонентов и оказывает определяющее влияние на богатство внутреннего мира и разносторонность личности.
    • Интенсивность направленности – это степень осознанности потребностей и мотивов: низкая интенсивность направленности характеризует направленность как систему неосознанных влечений, высокая интенсивность – как систему принципиальных убеждений.
    • Устойчивость направленности определяется постоянством и непротиворечивостью ее отдельных компонентов, от устойчивости направленности зависит целостность личности.
    • Действенность направленности – это степень настойчивости личности в реализации целей, мотивов и т.д., обуславливающая активность жизненной позиции личности.

    Выделяют три основных ВИДА направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.
    Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников. Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

    Читайте так же:  Психастенический и другие типы личности в зависимости от телосложения

    – больше заняты собой и своими чувствами, проблемами
    – делают необоснованные и поспешные выводы о других людях, также ведут себя в дискуссиях
    – пытаются навязать свою волю группе
    – окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно

    Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной. Люди с направленностью на взаимные действия:

    – избегают прямого решения проблемы
    – уступают давлению группы
    – не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить
    – не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач

    Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. Люди с деловой направленностью:

    – помогают отдельным членам группы выражать свои мысли
    – поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели
    – легко и доступно излагают свои мысли и соображения
    – берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи
    – не уклоняются от непосредственного решения проблемы

    | следующая лекция ==>
    | СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЛЕЧЕБНЫХ СВОЙСТВ

    Дата добавления: 2016-11-19 ; просмотров: 3325 | Нарушение авторских прав

    Сущность и содержание направленности личности

    Подходы к рассмотрению психологической структуры личности весьма разнообразны, они определяются спецификой основных теорий личности. Рассмотрим один из подходов.

    Психологическую структуру личности следует рассматривать как относительно устойчивую связь и взаимодействие всех сторон личности, как целостное образование.

    Направленность личности — психическое свойство — система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.

    Направленность выражается в жизненных целях, активной деятельности по их достижению. Одна из форм проявления направленности личности — особенности ее поведения в той или иной сфере жизнедеятельности.

    Когда мы говорим, что направленность личности проявляется через ее поведение, влияя на него и формируя его, мы имеем в виду именно устойчивые формы такого проявления. Устойчивость личности — это еще одна базовая характеристика, неразрывно связанная с ее направленностью.

    Устойчивость выражается в последовательности и предсказуемости поведения, в повторяющейся идентичности реакций на одни и те же раздражители независимо от ситуации.
    В направленности личности обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность.

    Направленность личности, система побуждений, обуславливающая избирательность отношений и активность человека. Она имеет определенные формы и характеризуется определенными качествами.

    Качества направленности личности:
    — Уровень — общественная значимость направленности человека.
    — Широта — определяется количеством интересов.
    — Интенсивность — эмоциональная окраска направленности.
    — Устойчивость — характеристика направленности во времени.
    — Действенность — активность человека для реализации целей в своей деятельности.

    Формы направленности личности:
    — Влечение — явно неосознанное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие, движимое маловыраженной потребностью.
    — Желание — недостаточно полное и глубоко осознанное стремление к чему-либо.
    — Интерес — относительно высокая форма направленности на предмет, являющаяся стремлением к его познанию, обычно социально обусловленный.
    — Склонность — эмоциональное предпочтение той или иной деятельности, ценности, базирующееся на устойчивой потребности в ней.
    — Идеал — форма направленности, воплощенная в конкретном образе, к которому стремится личность. Высшая цель стремлений человека.
    — Мировоззрение — система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе, обществе.
    — Убеждения — форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система! убеждений человека отражает его мировоззрение.

    Мировоззрение — ядро общественного и индивидуального сознания. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения — идеалы как решающие жизненные цели. По общественной значимости мировоззрение бывает революционным или консервативным и т.д.

    По общественной значимости мировоззрение бывает революционным или консервативным и т.д.

    Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений.

    Мировоззрение и убеждения человека определяют его моральные качества.

    Мораль — обобщающее понятие, в общественном и индивидуальном сознании — нравственные нормы и ценности, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности.

    Совесть — нравственная самооценка человеком своих поступков.

    Мировоззрение формируется как в результате критического осмысления естественно-научных, социально-исторических, технических И философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизнидеятельности, передаваясь из поколения в поколение в виде культурно-исторического наследия.

    По мнению 3. Фрейда, мировоззрение — интеллектуальная конституция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место.

    Потребность — объективно испытываемая субъектом нужда в чем-то которая отражается и субъективно, являясь источником активности, развития личности. Потребность выступает основной движущей силой развития человека. В самом общем виде потребности людей делятся на Апологические (материальные) и социальные (духовные).

    Первично биологической формой потребности является нужда. В организме постоянно возникают определенные состояния напряженности; они связаны с нехваткой тех или иных веществ (предметов), необходимости для его нормального функционирования (поддержания состояния гомеостаза). На восполнение нужды направлены соответствующие инстинкты и поведенческие акты.

    Читайте так же:  Записки ловеласа как соблазнить женщину

    Потребности не остаются неизменными, они меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, уровня его знаний об окружающей действительности и отношения к ней. С одной стороны, потребности являются «двигателем» общественного развития, но с другой — человечество может погибнуть под грузом отходов от удовлетворения своих материальных потребностей. Удовлетворение материальных потребностей вступает в противоречие с окружающей средой и приводит к возникновению целого комплекса экологических проблем.

    Потребности рассматриваются также как особые психические состояния — состояния «напряжения», «неудовлетворенности», «дискомфорта» и т.д., отражающие несоответствие между внутренними и внешними условиями деятельности. Данные состояния могут осознаваться, могут проявляться в неосознанных влечениях, мотивах деятельности, установках и др. Потребности изменчивы, динамичны, биологически и социально обусловлены, их удовлетворение протекает в результате целенаправленной деятельности.

    Подходы к классификации потребностей весьма разнообразны. Наиболее популярные принадлежат А.Маслоу и X. Меррею. По мнению Х. Меррея, их список включает в себя двадцать ключевых потребностей.

    Важную роль играет процесс опредмечения потребности — «узнавание» потребностью своего предмета. Через опредмечение потребность получает свою конкретизацию.

    В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей.

    Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.

    Мотив — конкретное побуждение к деятельности, субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека- психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный объект, эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззрения и др. От мотива следует отличать мотивировку.

    Мотивы отличаются:
    — видом потребности, которая в них проявляется;
    — формами, которые они принимают;
    — широтой или узостью;
    — содержанием деятельности, в которой они реализуются.

    Мотивировка — вербальное объяснение, иногда оправдание тех или иных действий. Она может не совпадать с истинным мотивом в случае сознательного или бессознательного искажения его. С помощью такой Мотивировки человек старается сохранить свой статус, свое «Я», удовлетворить актуализированную потребность, сохранить цельность своего «Я», выглядеть лучше среди окружающих, нередко и в своих глазах, при совершении неблаговидных, аморальных поступков. Стремясь тем самым избежать или уменьшить степень психотравмирующего влияния на свою личность тех или иных факторов.

    Источник развития мотивов — процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. Одним из основных признаков п ива является множество действий, собирающихся вокруг одного предмета. Эта совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью, точнее — деятельностью особенной.

    С одной стороны, мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой — действие может побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то его действия, как правило, побуждаются сразу несколькими мотивами. Этот процесс называется полимотивираванностью и является типичным для большинства людей.

    По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, однозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, второстепенные-мотивами-стимулами.

    Ведущий мотив — главный, основной мотив, побуждающий к некоей деятельности в случае ее полимотивированности. Он выполняет смыслообразующую функцию.

    Мотив стимул — второстепенный мотив, побуждающий к определенной деятельности в случае ее полимотивированности. Он лишь дополнительно стимулирует эту деятельность.

    Большинство мотивов не осознанны. Осознание мотивов происходит в процессе самопознания и нравственного самосовершенствования.; К осознаваемым мотивам (мотив-цель)
    относятся большие жизненные цели, направляющие деятельность в течение длительного периода жизни. Это — мотивы-цели. Они присущи только зрелой личности.

    Важную роль для самореализации личности играет соотношения мотивов достижения и избегания. Они являются устойчивой мотивационной чертой личности.

    Мотив достижения успеха (мотив достижения) — потребность добиваться успеха в различных видах деятельности. Устойчивая личностная мотивационная черта.

    Мотив избегания неудачи (мотив избегания) — стремление во всякой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно если результаты деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми.

    Дтя «успешной» личности характерно преобладание мотива достижения.

    Следует различать мотивацию и мотивировку.

    Совокупность стойких мотивов образует мотивацию — систему побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

    [1]

    При рассмотрении личности в контексте социума важным является; знание и учет социальной установки.

    Социальная установка — готовность субъекта к той или иной деятельности, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определенного объекта, явления и несущая на себе черты целостной структуры личности с постоянным набором характеристик.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Когнитивный компонент — совокупность знаний и оценочных суждений и убеждений об объекте.
    Эмоциональный компонент включает систему чувств, связанных с соответстствующим объектом или событием.
    Поведенческий компонент — предрасположенность к реальным (положительным или отрицательным) действиям по отношению к объекту.
    На формирование и изменение социальной установки оказывает влияние целый ряд факторов.

    Источники


    1. Вуль, Феликс Путешествие в любовь. Энциклопедия / Феликс Вуль. — М.: Сталкер, 2011. — 416 c.

    2. Добрицкая, Е. А. Как создать и сохранить счастливую семью / Е.А. Добрицкая, И.Л. Копылов. — М.: Современный литератор, 2014. — 416 c.

    3. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия (Academia), 2014. — 915 c.
    4. Сергей Дольче Вита для двоих. Идем дальше / Сергей, Дина Волсини. — Москва: РГГУ, 2013. — 483 c.
    5. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2014. — 384 c.
    Определение и особенности направленности личности в психологии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here