Ошибка анализа окружающего мира иллюзии восприятия в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Ошибка анализа окружающего мира иллюзии восприятия в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Иллюзии восприятия

Иллюзии восприятия – это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обман зрения) чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Известен ряд иллюзий, обусловленных несовершенством органа чувств. Чаще всего выделяют следующие виды иллюзий.

1. Связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза. Из житейского опыта мы знаем, что светлые предметы кажутся больше в сравнении с равными им темными (черными) предметами. Эта иллюзия – результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке глаза.

2. Обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших. Каждый из нас был в подобной ситуации, когда среди маленьких детей мы казались себе великанами, а попав в группу людей значительно выше себя по росту, испытывали чувство, что мы уменьшились в росте.

3. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными линиями при их действительном равенстве. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удаляется больше, чем расстояние, заполненное продольными.

4. Связанные с перенесением свойств целой фигуры на отдельные части, которые ведут к ошибочным зрительным образам. Это самый большой класс иллюзий.

5 Обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др.

6. Портретные. Многим приходилось видеть «загадочные» портреты, которые всегда смотрят на нас, следят за нами, обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Отходя, мы видим все лицо в том же положении и нам кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

Однако подавляющее большинство иллюзий возникает не из-за несовершенства органа чувств, а из-за ложного суждения о воспринимаемом объекте, поэтому можно сказать, что обман возникает при осмысливании образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, выполнении сравнительных измерений, исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию. Есть иллюзии, возникающие из-за особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом или при неподвижных осях глаз). Они также исчезают при устранении необычных условий наблюдения.

Чувственное познание мира и личность

Ощущения и восприятие, несмотря на простоту и подчиненное, вспомогательное положение по отношению к более сложным психическим познавательным процессам, оказывают значительное влияние не только на особенности протекания познания, но и на развитие личности в целом. При одновременном отсутствии зрения и слуха (слепоглухонемоте) ребенок вообще не может развиваться как личность без специальной помощи со стороны окружающих. Отсутствие одного вида ощущения также ограничивает возможности развития человека и формирование его как личности. Так, специальные исследования показывают, что люди слепые и плохо видящие часто астеничны, ипохондричны.

Те же, кто не слышит или страдает тугоухостью, могут быть обидчивы, у них отмечается повышенная тревожность. Вообще люди с дефектами органов зрения и слуха, оказавшимися в нашей цивилизации ведущими, очень часто становятся нерешительными, робкими, зависимыми от окружающих. Из-за некорректного отношения окружающих к возможностям этих людей познавать мир у них нередко формируются сверхценные идеи ущербности, сочетающиеся с такими качествами, как принципиальность, высокий уровень нравственных требований по отношению к себе и окружающим.

Что касается нарушений других видов ощущений, не относящихся к сфере значимых для жизни в обществе, здесь диапазон отношений к такого рода нарушениям велик – от полного равнодушия до преклонения перед их феноменальными особенностями, что также влияет на развитие личности. Мы терпимо относимся к тому, что наши близкие не различают запах, или у них понижена вкусовая чувствительность, мы сочувствуем тем, кто имеет повышенную чувствительность к ускорению и укачивается, или тем, кто страдает дальтонизмом (неразличением цветов – обычно красного и зеленого).

Рассматривая психофизиологические характеристики ощущений, мы отмечали, что одна из них – синестезия – обладает такой особенностью как индивидуальность, т.е. в отличие от других характеристик не обязательна для каждого человека и может представлять собой неповторимое сочетание ощущений. Обычно отмечают зрительно-слуховую синестезию, но она может быть и зрительно-вкусовой, и обонятельно-зрительной и т.п. Такое необычное отражение свойств окружающей действительности не может не влиять на особенности личности. Для большого количества людей, обладающих синестезией, ее особенность легла в основу их профессиональной деятельности.

Так, композитор А.Н. Скрябин создавал музыкальные произведения, каждый звук которых был для него цветным, что и легло в основу современной цветомузыки. Специально для других людей он создал цветомузыкальный аппарат, для него звук и так был цветным. В то время как для художника Микалоюса Чюрлёниса цвета издавали звуки, он рисовал «музыкальные» картины. Для многих парфюмеров создаваемые ими композиции ароматов соединены со зрительными образами, которые часто передаются потребителям либо через название («Весенний вальс», «Южная ночь») или в последнее время с помощью соответствующих видеоклипов («Old Spays» с крутой морской волной). Поэтому многие современные методы воздействия на людей опираются на особенности их сенсомоторной организации.

В мироощущение многих народов входит явление синестезии, которое закрепляется в их языке. Так, антропологам давно известно, что у индейцев центральной Америки, племен юго-восточной Азии, негров центральной Африки существуют такие ассоциации в языке: хорошие вещи и люди сопоставляются с понятиями «высокий» и «светлый», плохие – «низкий» и «темный».

В одном эксперименте проверялась связь между мироощущением и оптическим обманом. Психологи разделили испытуемых на три подгруппы по их мироощущениям. В первую вошли люди с положительным мироощущением: полностью довольные своей внешностью и здоровьем, успехами в работе и семейной жизнью. Вторая группа состояла из людей, высказывающих неудовлетворенность. И, наконец, к третьей отнеслись испытуемые с промежуточным мироощущением. Больше всего подверженными оптическому обману оказались испытуемые из второй группы, меньше всего – из первой. Испытуемые, включенные в третью группу, и здесь занимали промежуточное положение [2б].

Не только ощущение и восприятие влияют на развитие и существование личность, имеет место и обратный процесс. В первую очередь он касается процесса восприятия. У него даже есть особая характеристика – апперцепция, представляющая собой влияние на образ восприятия прошлого опыта воспринимающего субъекта, его социально-культурного окружения, а также мышления, эмоционального состояния субъекта и т.п. факторов.

Таким образом, точность восприятия может определяться:

— прошлым опытом воспринимающего. Влияние сложившегося практического опыта проверял австрийский психолог И. Колер с помощью призматических очков. Их длительное ношение перестало влиять на испытуемых, они откорректировали свое восприятие с помощью практики;

— значимостью отдельных признаков воспринимаемых объектов;

Читайте так же:  Что делать, если мама не любит меня психология и последствия

— профессиональной тренированностью воспринимающего;

— особенностями отношения личности к процессу восприятия. Так, большое число ошибок восприятия встречается у субъектов с повышенной готовностью принять мнение других и пониженной критичностью;

— предпочитаемым стилем анализа получаемой информации. В этом случае выделять разные типы восприятия. Чаще всего говорят об аналитическом или синтетическом типе восприятия;

— умственным уровнем субъект;

— эмоциональными или физиологическими состояниями субъекта в момент восприятия (вспомним стрессовую ситуацию или состояние аффекта).

Восприятие дает человечеству первый объективный способ научного познания мира – наблюдение. Такому восприятию присущи наличие цели, волевого усилия при его осуществлении и самостоятельный выбор объекта восприятия. Оно носит систематичный характер. Наблюдение возникает благодаря внутренней активности личности. Ему предшествует предварительная подготовка: постановка задач наблюдения, планирование процесса наблюдения. Обычно наблюдение сопровождается ведением записей о его результатах и процессе.

На результативность наблюдения влияют знания и умения, которыми обладает человек, устойчивость его произвольного внимания, а также синхронность в совместной работе речи, восприятия и мышления. Наблюдению необходимо обучаться. Человек, владеющий методикой наблюдения, обретает особое свойство личности, называемое наблюдательностью, под которой подразумеваетсясвойство индивида, проявляющееся в умении подмечать существенные, в том числе и малозаметные, особенности предметов и явлений. Наблюдательность приобретается в жизненном опыте, предполагает наличие у человека таких свойств личности, как любознательность и пытливость.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

[2]

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Исследования иллюзий восприятия

С точки зрения культурно-исторической психологии представляют интерес полиэтнические исследования иллюзий восприятия , предпринятые английским психологом У. Риверсом. На островах пролива Торреса он проверял гипотезу о том, что у «примитивных» народов более развита острота зрения, чем у людей из индустриальных обществ.

Согласно этой компенсаторной гипотезе, первобытные народы достигли высокого развития перцептивных процессов за счет меньшего развития умственных способностей. Иными словами, они слишком много сил затратили на ощущения и восприятие, и в результате этого пострадал интеллект.

Работы У. Риверса положили начало исследованию различий в подверженности зрительным иллюзиям представителей разных культур. Он использовал две общеизвестные иллюзии: Мюллера – Лайера и горизонтально-вертикальную, сравнивая их восприятие жителями Англии, Южной Индии и Новой Гвинеи.

Согласно результатам, полученным У. Риверсом, англичане чаще представителей других культур воспринимают линии в иллюзии Мюллера – Лайера как различающиеся по длине. Напротив, индийцы и новогвинейцы более подвержены горизонтально-вертикальной иллюзии. Это противоречит предположению о том, что более «примитивные» народы должны быть в большей степени восприимчивы к любым иллюзиям.

Исследования У. Риверса нашли продолжение в работах М. Сегалла, Д. Кемпбелла и М. Херсковица. При этом последовательный релятивист М. Херсковиц считал, что даже восприятие длины линий подвержено влиянию культурных факторов. Учеными были выдвинуты две гипотезы:

  • Гипотеза «мира плотников», согласно которой люди из индустриальных стран, окруженные множеством прямоугольных по форме предметов, в большей мере подвержены иллюзии Мюллера – Лайера, чем представители традиционных культур: вокруг последних больше предметов, над которыми человек («плотник»)не трудился, а следовательно, они более привычны к округлыми неправильным геометрическим формам.
  • Гипотеза «перспективной живописи», согласно которой горизонтально-вертикальная иллюзия слабее проявляется у людей, которым редко приходится видеть горизонт или смотреть вдаль, например у жителей джунглей.

В указанных исследованиях приняли участие почти две тысячи человек из трех западных и четырнадцати «неевропейских» культур. Результаты показали, что европейцы и американцы в большей степени подвержены иллюзии Мюллера – Лайера, однако не все без исключения неевропейские группы – горизонтально-вертикальной иллюзии. Следовательно, прав оказался М. Херсковиц:

восприимчивость к зрительным иллюзиям зависит от среды, в которой живет человек, т.е. от факторов культуры и экологии.

Подверженность иллюзии Мюллера – Лайера в зависимости от среды и культуры или расы изучала В. Стюарт. Сначала она протестировала белых и черных детей, живущих в одном американском городе, и не обнаружила межрасовых различий.

Затем она отправилась в Замбию и сравнила подверженность указанной иллюзии среди городских школьников, живущих в «мире плотников», и их сельских сверстников, живущих в «круглом мире». Она установила, что подверженность иллюзии Мюллера -Лайера зависит от степени выраженности «прямоугольности» окружающего мира. Несмотря на противоречивый характер этих исследований, все-таки можно утверждать, что влияние среды на возникновение иллюзий является более значимым фактором, чем расовые различия.

Иллюзия — что такое иллюзии восприятия в психологии и как перестать жить в иллюзиях?

Пришедшее с латинского языка слово «иллюзия» переводится как обман или заблуждение. Это и остается самым точным описанием этого термина. Яркий красочный мир иллюзии — не всегда вымысел, но всегда это обманчивое ощущение, которое вырывает из реальности и мешает жить обычной жизнью. Причин возникновения иллюзий много, равно как и ее видов.

Что такое иллюзия?

Подобное явление может создать умелый фокусник или сама мать — природа, но случается, что человек сам вводит себя в обман. Иллюзия это, когда реальный объект ли явление воспринимаются в искаженном виде и понимаются неоднозначно. Считается, что иллюзия спутник каких-либо психических болезней, но это не совсем верно, здоровый человек так же способен на себе ощутить иллюзию. Как можно увидеть иллюзию?

  1. Вследствие оптического обмана.
  2. Находясь в непривычном для человека состоянии (наркотическое опьянение, при патологии или стояния аффекта).

В житейском понятии, под иллюзией подразумевают надежды и мечты. Нереальный мир, который создает иллюзия, является миром самообмана, и служит как средство, которое облегчает человеку жизнь или вовсе является полётом его фантазии. Человеческое сознание всегда стремится оградить себя от потрясений и стремиться к иллюзии, побуждает мечты о чуде, создает образы «красивой жизни» или идеальных людей.

Чем иллюзии отличаются от галлюцинаций?

Жизненные ситуации могут создавать такие условия, при которых у людей будут наблюдаться расстройства восприятия. Вызывать подобные расстройства могут иллюзии и галлюцинации, от них не огражден даже здоровый человек. Как отличить одно от другого:

  1. Вследствие иллюзии можно увидеть реальные вещи совершенно с другой стороны или с большим искажением действительности. Обычные ошибки, с которыми человек может что-то увидеть, к примеру, в сумраке принять одни вещи и предметы за другие, яркий лист с дерева принять за грибную шляпку, могут быть у вполне здоровых людей. Следует отличать подобные ошибки от болезненного восприятия действительности.
  2. Галлюцинации появляются там, где ничего нет. Преследующие образы могут возникнуть на фоне психоза. У здоровых людей возникают, если они находятся в состоянии, когда их сознание изменено.

Иллюзии восприятия

Восприятие человека несовершенно, и порой можно увидеть образ, услышать звук, почувствовать вкус не такой, каким он является на самом деле. Нормальное явление, что на фоне искаженного восприятия головной мозг выстроит образы не соответствующие реальности. Человек способен создать видимость того, чего нет в реальности или напротив не заметить очевидность. Иллюзия восприятия в психологии — это наблюдение явлений, даже если человек понимает, что это на грани возможного. Так можно увидеть мираж, искажение объекта в воде и многое другое.

Читайте так же:  Почему люди верят в бога

Какие бывают иллюзии?

На каждый орган чувств найдется минимум одна иллюзия, их очень много. Виды иллюзий, которые может переживать человек имеют свое подразделение:

  • оптические – это ошибочное зрительное восприятие;
  • звуковые – сбой в слухе;
  • физиологические – периферические или центральные звенья органов чувств заработали не правильно;
  • осознаваемости – ощущение присутствия, относят и к формам галлюцинации;
  • физические – связаны с явлениям природы;
  • аффективные – могут появиться при резкой смене настроения;
  • органические – ошибочное восприятие цветов, размеров и форм;
  • парейдологические – создание при помощи мысли картин.

Парейдолические иллюзии

Иллюзорные восприятия реальных объектов называются парейдологической иллюзией. Такие иллюзии могут возникнуть, когда человек рассматривает рисунок обоев, ткани, пятна или трещины, облака. Можно увидеть не только лица или предметы, но и фантастические образы. Происходит это в результате эффекта двойственного изображения, когда иллюзия возникновения глубины или распознавательных образов создана специально, для провокации. Такой вид может наблюдаться у нескольких людей сразу при рассмотрении, какого-то общеизвестного предмета, например культурного достояния.

Аффективные иллюзии

Находясь в определенном эмоциональном состоянии души, и при этом, оказавшись в незнакомом месте, человек способен увидеть почти невероятное. Яркий пример – ночное посещение кладбища. Находясь под действием страха и в ожидании чего-то недоброго, любой человек способен увидеть аффективную иллюзию. Или при боязни пауков, и наличии нового, незнакомого места, человек будет опасаться их появления отовсюду. Многие люди способны увидеть разные разновидности иллюзий. Аффективная иллюзия может появиться даже у здорового человека.

Физические иллюзии

Некоторые летчики в своих рассказах акцентируют внимание, что если лететь над морем, когда в нем отражаются звезды, то возникает ощущение перевернутого полета. Основная особенность физических иллюзий, это их зависимость от психического состояния. Иллюзии физиологические или физические — это кратковременные явления, они эпизодичны. Если человек способен критически оценить ситуацию, понять, что это иллюзия, то это свидетельствует о его психологическом здоровье.

Как создаются физиологические иллюзии? Яркий пример – это нарушение глазомера, когда «на глаз» очень сложно определить расстояние от человека до объекта. Реальные показатели и ложное восприятие расстояния и порождают такой тип иллюзии. Почти все люди сталкиваются с подобным типом иллюзии и зная, что это иллюзия, легко корректируют ее. Подобный тип иллюзий это особенность строения глаза и световые эффекты.

Когнитивные иллюзии

Возникают такие явления благодаря тому, что человек начинает строить предположения о мире, которое приводит к анализу, порой бессознательному. Когнитивные иллюзии это ошибочное мышление, оно складывается в результате ментального поведения. Такая иллюзия человека — это пример быстрого мышления, если бы человек изначально провел анализ своих мыслей, то она бы не возникла. Когнитивные искажения активно изучает психотерапия потому, что они несут в себе последствия личностного и социального характера.

Иллюзии — психология

Все люди склонны к переживаниям, принятию сложных решений, ищут ответы на вопросы. Иллюзий у людей возникают, что бы снять неопределённость в некоторых вопросах. Что такое иллюзия в психологии? Это формирование собственного образа видения и подмена его, взамен настоящему и реальному. Иллюзии могут помочь человеку снять беспокойство и напряжение. Даже если в иллюзиях образ будет негативно окрашен, то человек будет предупрежден, чего ему следует опасаться.

Такое мышление изначально ошибочно и может ничего общего с реальностью не иметь. Психологи не относят такие иллюзии к болезням человека, но рекомендуют перестать жить в иллюзорном мире. Жить иллюзиями постоянно, по меньшей мере, глупо. Если человек живет и питает постоянно иллюзии в отношении других людей, то ему необходимо обратиться к психологу.

Причины иллюзий

Когда человек наблюдает, как ложка согнулась при погружении в стакан с водой, то это не нарушение психики. Это иллюзия, которая может возникнуть у любого здорового человека. Иллюзии чаще возникают у человека с бурной фантазией, посещают людей творческих. От напряжения или усталости люди могут увидеть и услышать что-либо неправильно. Но если иллюзия уже верная подруга и наведается с завидной периодичностью, то это скорее уже заболевание психики.

Значение имеет и какая конкретно иллюзия приходит к человеку. Звук капающей воды из закрыто крана, это еще не повод бежать к врачу, куда серьезнее, если периодически слышатся голоса. О причинах многих иллюзий не известно и по сегодняшний день, научного объяснения они не имеют. Жить в мире иллюзий — это осуществлять строительство своей жизни так, как будто существование человека происходит в другом мире. Не имеет значения, лучше иллюзорный мир или хуже, главное то, что он другой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как перестать жить в иллюзиях?

Поведение человека в тех или иных ситуациях и его решения приводят всегда к определённым последствиям. Человек, который выбрал для себя путь жить иллюзиями, начинает использовать правила вымышленного мира в реальном. Он выбирает для себя ту модель поведения, которая могла бы быть эффективной в его иллюзорном мире, но не в действительности. Питать иллюзии в легкой форме, даже иногда полезно, а вот жить в них опасно, поэтому нужно знать, как избавиться от иллюзий.

  1. Стоит совершить попытку прогнуть мир иллюзии под самого себя. С ним надо начать войну в своем подсознании и выжечь все те представления, которые далеки от реальности. Люди, которые продолжают жить в придуманном мире, это будущее демонстранты. Они готовы излить свой гнев на всех, кто под рукой. Они жалуются на жизнь случайным людям, попутчикам, в социальных сетях.
  2. Человеку следует понять, что реальность такая, какая есть, другой она не будет. Все неудачи вызваны не тем, что плох человек, а тем, что он неправильно действует, оглядываясь на свои иллюзии. Человеку стоит повзрослеть. Стать взрослым это не отказаться от своих целей и перестать хотеть видеть свою жизнь лучше, это значит принять правду, познать мир, научиться его правильно понимать.

Расстройства восприятия

При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных заболеваниях, перцептивные процессы могут нарушаться. Однако существуют и такие отклонения восприятия, которые могут наблюдаться и у вполне здоровых людей (например, иллюзии). Расстройства восприятия условно можно подразделить на три основные группы: иллюзии, галлюцинации и расстройства сенсорного синтеза (психосенсорные расстройства).

Иллюзии. Иллюзией называют искаженное восприятие реально существующего предмета или явления. Иллюзии классифицируют по органам чувств — зрительные, слуховые, тактильные и другие. В зависимости от основных причин, лежащих в основе искажения восприятия, все иллюзии также можно подразделить на физические, физиологические и психические.

Физические иллюзии объясняются объективными физическими законами и не зависят от самого человека. Примером физической иллюзии, которая улавливается и фотоаппаратом, может служить восприятие ложки в стакане воды. Ложка кажется изломанной в силу разных преломляющих свет свойств воды и воздуха.

Читайте так же:  Алкоголизм – признак тяжелой депрессии

Физиологические иллюзии находят свое объяснение в особенностях устройства и деятельности наших органов чувств. Например, попробуйте надавить сбоку на глазное яблоко, и тотчас предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Раздвоение предмета возникает в силу увеличения диспарантности его изображения на сетчатках глаз. Другой пример иллюзии этого типа мы находим у Аристотеля: скрестите два пальца и начните катать между ними небольшой шарик, и он покажется двойным. Когда предмет сначала соприкасается с указательным пальцем, а затем со средним пальцем, оба соприкосновения происходят в различных привычных для нас точках пространства. Прикосновение к указательному пальцу кажется выше, хотя палец на самом деле находится ниже; прикосновение к среднему — ниже, хотя палец в действительности выше. Много такого рода иллюзий имеется и со стороны вестибулярного аппарата — иллюзии кренов, противовращения и другие.

Психические иллюзии связаны как с различными психическими состояниями человека, так и с некоторыми психологическими особенностями нашего восприятия.

При заболеваниях психические иллюзии наблюдаются наиболее часто при состояниях расстроенного сознания, при возбуждении (экзальтация, экстаз) у маниакальных больных или состояниях страха и тревоги при депрессиях. Иллюзии у них почти не корригируются, и больной склонен считать эти ошибки восприятия реальностью. Вербальные иллюзии, когда больной вместо нейтральной речи слышит в свой адрес брань, угрозы и оскорбления, часто встречаются на ранних этапах становления слуховых вербальных (речевых) галлюцинаций при некоторых психозах. Они отличаются от так называемых функциональных слуховых галлюцинаций тем, что при иллюзиях патологически возникший образ поглощает образ реального предмета (больной «слышит вместо. »), при галлюцинациях — патологический образ с реальным не сливается («слышит вместе с. »).

У здоровых на фоне различных психических состояний (ожидание, тревога или страх) также часто возникают психические иллюзии. Например, при входе в комнату ребенок испугается фигуры у окна, но вслед за этим рассмеется, так как увидит, что его испугали пальто и шляпа, висевшие на вешалке. И если в каждом дереве, стоящем у дороги, мы видим человека, которого ждем, то речь тоже идет о психических иллюзиях.

Для того, чтобы процесс интерпретации сенсорной информации достиг уровня сознания, необходимы специальные приемы, и о некоторых из них уже говорилось ранее (упрощение изображения, принципы группировки, контрасты и другие). К иллюзиям часто приводит неоднозначность восприятия, возникающая в силу недостатка существенной информации или избытка несущественных сведений в изображении. Неоднозначность восприятия возникает и в случаях, если из одного и того же изображения можно извлечь несколько значимых образов. Например, в известной картине художника Сальвадора Дали «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера» имеются альтернативные способы интерпретации изображенной сцены. В самом центре картины изображены две маленькие монахини, которые стоят рядом. Но при другой перцептивной организации картины лица монахинь превращаются в глаза Вольтера, а их соприкасающиеся фигуры — в нос и подбородок. До некоторой степени эти два способа организации зрительной информации несовместимы: трудно воспринимать оба изображения одновременно.

В эксперименте иллюзии используются для изучения различных аспектов организации свойств анализаторной системы. Зрительные иллюзии часто использовались с целью подачи на вход зрительной системы неоднозначной сенсорной информации для выявления тех ошибок, которые делает система и тем самым выявляет некоторые скрытые свои свойства. Описаны многочисленные факты и условия ошибок при восприя-тии — иллюзии «стрелы», железнодорожных путей, переоценки вертикальных линий, пересечений, концентрических окружностей, «невозможных фигур» и других.

Зрительные иллюзии обнаружены и у животных. В частности, именно на их основе формируются различные способы маскировки и мимикрии. Все эти явления убеждают, что существуют какие-то общие факторы, вызывающие возникновение иллюзий, и для многих из них до сих пор нет убедительного толкования.

Галлюцинации. Галлюцинации — это расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Это восприятие, которое, как говорят, не опирается на внешний объект, иначе — это «мнимое, ложное восприятие».

Мы можем наблюдать галлюцинации при психических заболеваниях, а также у здоровых людей в экспериментах с сенсорной изоляцией или при применении определенных препаратов (галлюциногенов); галлюцинации также можно внушить человеку, находящемуся в глубоком гипнотическом сне.

Галлюцинации обычно классифицируют по органам чувств: зрительные, слуховые, обонятельные и другие. Большое значение в психиатрической диагностике придается подразделению галлюцинаций на истинные и ложные (псевдогаллюцинации).

Истинные галлюцинации характеризуются чувственной ясностью, они развертываются в реальном пространстве того или иного анализатора и «больные не только думают, что они видят и слышат, но и на самом деле видят и слышат» (Э. Крепелин, 1909). Поведение больных обычно соответствует содержанию галлюцинаторных переживаний, и они убеждены, что и окружающие люди видят и слышат то же, что и они.

Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что при них нет полной чувственно-телесной ясности образов, и это сближает их с представлениями. Больные говорят о видимом и слышимом, добавляя «как будто», хотя они при этом и настаивают на реальности своих галлюцинаций. Псевдогаллюцинаторный образ развертывается в представляемом, а точнее — интрапсихическом (субъективном) пространстве того или иного анализатора, поэтому больные могут сообщать о возможности «видеть» за линию горизонта или через непрозрачные преграды, а также сообщают о возникающих «внутри головы» звуках и человеческих голосах. Поскольку ложные галлюцинации осознаются как нечто субъективное и весьма отличное от реальных образов, поведение больных почти всегда диссоциировано с содержанием галлюцинаций. Псевдогаллюцинации свидетельствуют о более неблагоприятном течении психического заболевания, часто приобретают затяжной и хронический характер, сопровождаются нарушениями мышления.

Иногда из группы псевдогаллюцинаций отдельно выделяют экстракампинные галлюцинации, которые проецируются вне поля досягаемости соответствующего анализатора. При этом больные «видят» сзади себя, за стеной, «слышат» за многие сотни километров.

У здоровых людей на фоне утомления или истощения иногда при засыпании кратковременно возникают зрительные или слуховые галлюцинации, похожие на псевдогаллюцинации, которые называют гипнагогическими из-за близости их к сновидениям (гипнопомпические — то же самое, но отмечаются в момент пробуждения).

Зрительные и слуховые галлюцинации часто подразделяют на простые (фотопсии — восприятие вспышек света, звездочек, искр; акоазмы — восприятие звуков, шума, треска, свиста, плача) и сложные (вербальные — восприятие членораздельной речи).

При рефлекторных галлюцинациях воспринимаемый реальный образ тут же сопровождается появлением сходного с ним галлюцинаторного (больной слышит фразу — и тут же в голове начинает звучать похожая на нее фраза).

Апперцептивные галлюцинации (слуховые или зрительные) появляются после соответствующего волевого усилия больного, желающего их испытать.

Галлюцинации Шарля Бонне (зрительные, реже слуховые) наблюдаются при повреждении периферического отдела анализатора (у слепых, глухих), а также при сенсорной депривации или изоляции (в тюрьме, иноязычной среде) в поле пораженного или информационно ограниченного анализатора. Их следует отличать от гемианаптических галлюцинаций в поле гемианопсии при поражении коркового конца анализатора (опухоль, травма, сосудистое поражение).

Галлюцинации, которые возникают вследствие психической травматизации, называются психогенными. Они подразделяются на следующие разновидности:

Читайте так же:  Виды и способы преодоления ролевых конфликтов личности

— доминантные (слуховые и зрительные) с психологически понятным содержанием, отражающим психическую травму, и эмоционально насыщенные;

— эйдетические (чаще слуховые), которые склонны повторяться по типу клише (например, постоянное галлюцинаторное воспроизведение похоронной музыки и рыданий при похоронах);

— галлюцинации воображения Дюпре, где фабула вытекает из истерических мечтаний и фантазии;

— индуцированные галлюцинации возникают по типу взаимовнушения и самовнушения на фоне эмоционального напряжения;

— внушенные галлюцинации часто встречаются при алкогольном делирии во время «люцидного окна» (дневного прояснения сознания): симптом Рейхардта (внушенное чтение по чистому листу бумаги), симптом Ашаффенбурга (внушенный мнимый разговор по отключенному телефону), симптом Липмана (внушенные зрительные галлюцинации после десятисекундного надавливания на глазные яблоки) и др.

Расстройства сенсорного синтеза. Восприятие является сложным процессом интеграции, синтеза образа воспринимаемого объекта из сенсорных сигналов, поступающих через органы чувств от внешней среды и собственного тела. При некоторых состояниях и заболеваниях мы встречаемся с различными нарушениями процесса синтеза, интеграции сенсорной информации в ходе восприятия. Обычно к психосенсорным расстройствам относят две группы нарушений дереализацию и расстройства «схемы тела».

Дереализация — нарушение сенсорного синтеза информации, которая поступает из внешнего мира. Из ассоциации сенсорных сигналов, принимающих участие в формировании образа внешней действительности, что-то может «выпадать», изменяться, и в конечном итоге окружающий нас мир теряет свою чувственную реальность — искажается.

[1]

Человек может утратить восприятие глубины пространства, и тогда все окружающее видится ему в плоскостном, двухмерном изображении. Искажения восприятия могут касаться и определенных признаков предмета — формы (метаморфопсия), величины (увеличение — макропсия, уменьшение — микропсия) или других. При порропсиях нарушается оценка расстояния — человеку кажется, что предметы находятся дальше, чем они расположены в действительности; при дисмегалопсии расстройство восприятия касается удлинения, расширения, скошенности или перекрученности вокруг оси окружающих предметов.

Близкими к дереализации являются расстройства, когда обычная, знакомая обстановка воспринимается совершенно новой (феномен «никогда не виденного» — jamais vu), или, наоборот, новая обстановка (местность, улица, дом) воспринимается хорошо знакомой и известной (феномен «уже виденного» — deja vu). Особенно волнуют больных искажения времени — его замедление (брадихрония) или ускорение (тахихрония), а также утрата эмоциональных компонентов восприятия окружающего — «все застыло, остекленело», а «мир стал подобен декорации». У больных почти всегда сохраняется критическое отношение к этим нарушениям, они чужды личности и субъективно крайне неприятны.

Расстройства «схемы тела» характеризуются различными симптомами нарушений восприятия собственного тела, своеобразных ощущений увеличения или уменьшения веса, размеров всего тела или его частей (рук, ног, головы). К расстройствам схемы тела относится также нарушения восприятия соотношения между частями тела: больные говорят о неправильном положении ушей, «перекрученности» тела. Указанные изменения больной ощущает только при закрытых глазах, так как под контролем зрения все неправильные представления о своем теле исчезают.

Иллюзии восприятия

Иллюзии — это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия.

Термин «искаженное» означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. В хорошо известной иллюзии Мюллера – Лайера две горизонтальные линии (или стрелы) равны по длине, но линия с расходящимися вовне наконечниками кажется длиннее. С учетом приведенного выше определения можно выделить два типа иллюзий: те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.

Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии.

В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия . Иллюзии имеют место во всех сенсорных модальностях. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии , например иллюзия Мюллера – Лайера.

Примером проприоцептивной иллюзии может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например «эффект чревовещателя», или приписывание голоса кукле, а не артисту.

Вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.

Для объяснения иллюзий был выдвинут целый ряд теорий. По мнению И. Рока, наиболее пригодной для этой цели является гештальтпсихология, так как она указывает на ошибочность гипотезы константности.

С точки зрения данной теории иллюзии не являются чем-то аномальным или неожиданным: восприятие зависит не от отдельного стимула, а от их взаимодействия в зрительном поле. Например, если нейтральный цвет основан на соотношении интенсивностей соседних областей, то контраст будет хотя и иллюзорным, но предсказуемым.

Теория смещения, или ошибочного сравнения, объясняет возникновение иллюзий исходя из эффекта асимметрии. Например, иллюзия Мюллера – Лайера является скорее результатом удлиняющего эффекта расходящихся клиньев, чем сокращающего эффекта клиньев сходящихся.

Исследовательская работа по психологии «Иллюзии восприятия».

    Борис Бахтин 2 лет назад Просмотров:

1 МБОУ Вороковская СОШ Исследовательская работа по психологии «Иллюзии восприятия». Выполнила: Александрова О.С., ученица 11 класса МОУ Вороковской СОШ Руководитель: Лазарева Л.Н., психолог 2015 г.

2 Содержание Введение. 3 Иллюзии восприятия.. 4 Оптические иллюзии Иллюзии восприятия размера Иллюзии движения 9 3. Двойственное изображение Эффект перцептивной готовности. 11 Эксперимент Причины зрительных иллюзий.13 Прочие иллюзии и эффекты. 14 Заключение Список использованной литературы

3 Введение Часто то, что мы видим обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только присмотреться. Но стоит ли доверять всему, что мы видим? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Каково разнообразие оптических иллюзий? Мне очень хочется найти ответы на все поставленные вопросы, поэтому я решила провести исследование «Что такое иллюзии восприятия и подвержены ли им учащиеся нашей школы?» Цель: Выяснить, что лежит в основе оптической иллюзии — чудеса или наука? Задачи: 1. Подобрать материал о видах оптических иллюзий, причинах их возникновения. 2. Провести исследование, в ходе которого можно будет определить процент объективности восприятия объекта учащимися моей школы. Гипотеза: Не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым. Методы исследования: 1. Сбор информации по теме исследования; 2. Опрос учащихся Вороковской СОШ; 3. Эксперимент; 4. Анализ полученных данных. Объект исследования: Оптические иллюзии. Предмет исследования: Восприятие оптических иллюзий обучающимися школы.

5 вдали, кажутся маленькими в сравнении с теми, что вблизи. Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты. В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии (или оптические иллюзии).

Читайте так же:  Чувство юмора

7 пытаются понять, каким образом мы воспринимаем окружающий мир. Один из самых интересных способов изучения исследование зрительных иллюзий. Сейчас я вам расскажу про некоторые из них, первые 2 картинки я демонстрировала 30 ученикам нашей школы и вот что получилось. 1.Иллюзии восприятия размера. Они связаны с тем,что одинаковые длины при горизонтальном и вертикальном положении или при наличии дополнительных элементов кажутся разными. Картинки обмана зрения: размер круга (Иллюзия Эббингауза). Какой из кругов, расположенных по середине, больше? Правильный ответ: круги одинаковые. Воспринимаемая величина фигуры зависит от окружения. Круг кажется большим среди маленьких кружков и меньшим — среди больших. При исследовании 70% опрошенныхответили, что правый круг больше, 30% не поддались иллюзии.

8 Картинки обмана зрения: длина (Иллюзия Мюллера-Лайера). Какой из отрезков длиннее? Правильный ответ: они одинаковые. При исследовании 74% опрошенных ответили, что верхний отрезок длиннее. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера Лайера прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине.

9 2. Иллюзии движения. Неподвижное изображение кажется движущимся. Посмотрите на точку, а затем немного отдалитесь и приблизьтесь к монитору. Круги будут крутиться при этом в разные стороны. Геометрические иллюзии создают огромные возможности для художников, фотографов, модельеров. Однако инженерам и математикам приходится быть осторожными с чертежами и подкреплять «очевидное». 3. Двойственное изображение. Способность нашу поддаваться зрительным обманом вовсе не следует рассматривать только как недостаток зрения. Она имеет и свою весьма выгодную сторону, о которой часто забывают. Дело в том, что, если бы глаз наш был неспособен поддаваться никаким обманам, не существовало бы живописи, и мы лишены были бы всех наслаждений изобразительных искусств. Художники широко пользуются этими недостатками зрения.

10 Сюрпризы мозгу преподносят не только геометрическиефигуры и линии, но и различные изображения. А здесь лицо видите? А его нет. Только лошади, птица и пейзаж. Этот прием построен на иллюзии восприятия, когда изображение неожиданно «проступает» среди нагромождения случайных элементов. Иллюзии с черепом.влюблённый клоун.

11 На рисунке изображения построены таким образом, что в них можно различить разные образы. Это зависит от сосредоточения и настройки ума на тот или иной образ. Иллюзия молодой девушки или грустной старухи. Вы видите кого? 5.Эффект перцептивной готовности. Мы не видим того, что не ожидаем. Например, при чтении. Попробуйте в данном случае назвать цвет каждого слова, а не прочитать само слово. Как у Вас получается? Наблюдается явный конфликт значения слова и его цвета, не так ли? В этом и заключается данный эффект. Т.е. особенности оптического восприятия сложны. Иногда глазам своим не стоит верить

[3]

12 Эксперимент 1.А сейчас мне бы хотелось продемонстрировать вам мою попытку обмануть зрение, для этого я сделала две фигурки и предлагаю вам провести эксперимент прямо здесь и сейчас, посмотрите. Удивительная иллюзия настольного дракона из бумаги, была изобретенная Джерри Андрусом для пожертвования Гарднера. Иллюзия заключается в том, что когда вы перемещаетесь по комнате, дракон внимательно наблюдает за вами, поворачивая свою голову вслед. Что бы, не заморачивать вам голову описанием, взгляните лучше на видео. Иллюзия дракона(видео представлено в презентации). Удивительно, но эффект с бумаги колоссальный! Как же происходит, такой эффект? Давайте рассмотрим иллюзию восприятия глубины, мы видим, что когда изображение вогнутой и выпуклой поверхности неотличимы, то наш мозг выбирает то представление, которое ему привычно. В нашем случае, мозг представляет морду дракона выпуклой. 2.Доказательство. Какой квадрат темнее: А или В? Очевидно, что квадрат А темнее. Но на самом деле они абсолютно одинаковые.

13 Исследование иллюзии зрительного восприятия (выводы) Я провела небольшой эксперимент с участием учащихся нашей школы. Хотела выяснить поддадутся ли они иллюзии зрительного восприятия. И в итоге пришла к единственному выводу: люди не могут полностью контролировать то, что они видят и легко поддаются иллюзии. В моём эксперименте — это в среднем 72% учащихся за 2 опыта.

14 Прочие иллюзии и эффекты Существуют и другие виды иллюзий, не только зрительные (оптические). Примером иллюзии восприятия пространства может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Сидя в вагоне поезда, всем знакомо ощущение начала движения стоящего соседнего железнодорожного состава, в то время как в действительности это поехал поезд, в котором сидит сам наблюдатель. Лишь перевод взгляда на землю или другие окружающие предметы приводит к осознанию того, кто на самом деле движется. Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например, приписывание голоса кукле, а не артисту. Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких. Вкусовые иллюзии основаны на эффекте контраста, когда вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить. Контрастная температурная иллюзия: после холодного теплое воспринимается как горячее. Иллюзия веса : из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший предмет кажется тяжелее. Также холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса.

15 Заключение Итак, можно с точностью сказать, что иллюзии это не чудеса и не всегда стоит доверять своим глазам, ведь возможно есть подвох и наше восприятие шутит над нами.

Видео (кликните для воспроизведения).

16 Список использованной литературы: 1. иллюзий, которые взорвут ваш мозг»); 2. взрывающие мозг»); 3. в психологии.зрительные иллюзии психологического восприятия»); 4. («Зрительные иллюзии и феномены»); 5. («Искусство иллюзии»); 6. («Проекция реальности»); 7. =24&Item >

Источники


  1. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений / Р.Р. Калинина. — М.: Речь, 2014. — 352 c.

  2. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. — М.: МП `Лерокс`, 2012. — 160 c.

  3. Вулфолк, Джоанна Медовый месяц на всю жизнь / Джоанна Вулфолк. — М.: ИнтерДайджест, 2007. — 256 c.
  4. Хемфельт, Роберт Выбираем любовь. Как победить созависимость / Роберт Хемфельт , Пол Майер , Фрэнк Минирт. — М.: Триада, 2012. — 352 c.
  5. Перель, Эстер Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт / Эстер Перель. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 240 c.
Ошибка анализа окружающего мира иллюзии восприятия в психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here